Аксессуары

Что вы знали раньше о рассказах шукшина. Нам бы про душу не забыть

« Нам бы про душу не забыть, нам бы чуть добрее быть, нам бы, с нашими скоростями, не забыть, что люди мы.» - В.М.Шукшин

Мне очень нравятся произведения Василия Макаровича Шукшина. В своем творчестве он с любовью раскрывает высоту и цену доброй нравственности в человеке, прекрасным художественным языком говорит, как о жизненно важных качествах, о честности, порядочности, внимании к ближним, верности своим убеждениям. В данном кратком эссе я попробую высказать свою любовь к творчеству этого великого русского писателя …

Героями произведений Василия Шукшина являются простые, ничем не примечательные люди. Типажи, представленные в его рассказах, как правило, взяты из реальной, хорошо знакомой ему жизни. Это деревенские труженики, или же люди, когда-либо жившие в деревне.

И, хотя все они различаются и по возрасту, и по социальному положению, общее в них – стремление поступать «по человечески», по совести. И хотя часто победителем кажется тот, кто эту совесть попрал в себе, обманщики,трусы и подлецы – отказаться от своих нравственных убеждений герой Шукшина не в силах, да и не желает этого. Если же, обманувшись, изменяет себе, то после горько раскаивается в своем поступке…Писатель с таким сочувствием и пристальным вниманием к мелочам описывает добрые характеры «чудаков», что «победивший» путем обмана и подлости – вызывает только гнев (как бандит в рассказе «Охота жить»), или хотя бы презрение (как теща в рассказе «Мой зять украл машину дров!»).

Все смеются над Серегой, которого обманула жена (рассказ «Беспалый»), а он, вопреки душевной боли, не поддерживает «доброжелателей» в их злословии против Клары. Сергей вспоминает радость, которая была связана с его любовью, и не осуждает никого, и не жалеет ни о чем. «…Но если бы еще раз налетела такая буря, он бы опять растопырил ей руки – пошел бы навстречу. Все же, как ни больно было, это был праздник.Конечно, где праздник, там и похмелье, это так… Но праздник-то был? Был. Ну и все.» И сочувствуешь ему, обманутому мужу, потому что в этой ситуации он остался человеком, не унизился до пошлых сплетен о ранее любимой женщине… А Клара, его обманщица жена, вызывает снисходительную жалость – сможет ли она вообще быть счастлива в жизни, если сама неспособна любить?...

Василий Егорыч Князев, «тридцати девяти лет отроду», по прозвищу Чудик… Так его прозвали потому, что он « то и дело влипал в какие-нибудь истории – мелкие, впрочем, но досадные» (рассказ «Чудик»). Он очень добр и услужлив по своему человеколюбию – то поднимет с пола «чужую» бумажку в 50 рублей, и будет очень рад и доволен своей честностью – пока не обнаружит, что деньги то его, и тут он уже пригорюнится, потому что постесняется в этом признаться…Он искренне старается помочь другим, порадовать их – подбирает с пола вставную челюсть, потерянную его соседом по самолету, но вместо благодарности слышит выговор за «грязные руки». Пытается понравиться озлобленной снохе (ту коробит «простота» мужа и его брата, ибо идеал ее – «ответственные городские товарищи», хотя сама она простая буфетчица в управлении). От всей души желая сделать ей приятное, Чудик разрисовывает детскую коляску племянника по своему разумению, за что взбешенная сноха буквально выгоняет его из дому. Василий Егорыч по детски незлобив и прост душою, и хотя он в глазах людей, да и в своих собственных-растяпа и неудачник, именно он вызывает симпатию и у автора, и у читателя, в отличие от самоуверенных и нахрапистых «хозяев жизни»…

У Василия Шукшина много рассказов, повестей, по его произведениям сняты фильмы, самый известный из которых - «Калина красная», о трагичности неправильного выбора жизненного пути простым деревенским парнем, Егором Прокудиным, сломавшего этим жизнь и себе и тем, кому он был дорог…

Все творчество Василия Шукшина, прекрасного писателя и личности с высокими нравственными устоями, пронизано мыслью о том, как сложен, многогранен мир человеческой души. И как важно остаться верным самому себе, своим жизненным идеалам, ибо не будет счастлив человек с добрым сердцем, если и согласится, «как все умные люди», искать только своей выгоды и не обращать внимания на голос своей совести…

Цели: познакомиться с творчеством В. М. Шукшина; проанализировать дин из его рассказов; продолжать формировать навыки устной речи.

Оборудование : учебник, диск с записью актёрского чтения рассказа «Срезал», отрывки из кинофильма «Калина красная», интерактивная доска и презентация к уроку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок. Тема: «Творчество В. М. Шукшина. Анализ рассказа «Срезал».

Цели: познакомиться с творчеством В. М. Шукшина; проанализировать дин из его рассказов; продолжать формировать навыки устной речи.

Оборудование : учебник, диск с записью актёрского чтения рассказа «Срезал», отрывки из кинофильма «Калина красная», интерактивная доска и презентация к уроку.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Рассказ учителя о В. М. Шукшине.

Василий Макарович Шукшин прожил недолгую жизнь. Значительная её часть ушла на скитания и «университеты жизни». Творческая Шукшина как прозаика, драматурга, актёр и режиссёра составила всего 20 лет.

Будущий знаменитый писатель родился в селе Сростки Бийского района Алтайского края в крестьянской семье. Его отец был арестован, когда мальчику было 4 года, и реабилитирован посмертно в 1956 году. Воспитывали Шукшина мать, женщина почти неграмотная, но от природы добрая и смышлёная, с сильной натурой, чуткая к слову, к музыке, к песне, и отчим, погибший на фронте. От матери передались Шукшину разнообразные дарования.

Детство у Шукшина было трудное: в колхозе и дома он исполнял всю крестьянскую работу. С детства пристрастился к чтению. Есть сведении, что он некоторое время учился в Бийском автомобильном техникуме, затем, по его словам, «работал в Калуге на строительстве турбинного завода, во Владимире на тракторном заводе, на стройках Подмосковья».

В конце 1940-х годов Шукшин был призван в армию и служил на флоте. После досрочной демобилизации из-за болезни он возвратился в родные Сростки и был директором вечерней школы, одновременно преподавал русский язык и литературу. В это время он решил получить высшее образование. Но для этого надо было завершить среднее. Шукшин экстерном сдал экзамены и, имея на руках аттестат зрелости, в 1954 году поступил на режиссёрский факультет ВГИКа.

Шукшин писал, что на первых порах ему было очень трудно учиться в институте. Его однокурсники знали больше, чем он, и знали то, что не знать было нельзя.

К началу 1960-х годов, когда Шукшин закончил институт, он решил в полный голос заявить о себе прозаическими сочинениями. К этому времени писатель уже снимался в кинофильмах «Два Фёдора», «Алёнка», своим писательским дебютом он считал появление рассказов «Правда», «Светлая душа», «Стёпкина любовь», «Экзамен» и сборника «Сельские жители».

4. Вопросы к классу.

Что вы знали раньше о рассказах В. М. Шукшина? Читали ли их? Видели ли вы фильм «Калина красная»? Расскажите о нём. (Ответы учеников).

5. Показ презентации «В. М. Шукшин и его фильмы». (Слайды сопровождаются комментариями учителя).

В 1964-1974 годах Шукшин создал 4 кинофильма («Печки-лавочки», «Ваш сын и брат», «Странные люди», «Калина красная»). Незадолго до смерти писатель сочинил сценарий «Калина красная», потом выпустил известный фильм с таким названием. Он принёс Шукшину заслуженный успех и всенародное признание как сценаристу, и как постановщику, и как актёру.

6. Просматриваем отрывок из фильма «Калина красная». (Отрывок длится 5-7 минут. Показать самые глубокие эпизоды).

7. Вопросы к классу.

Каким вам представляется главный герой картины Егор Прокудина ? (Гордым, жёстким, резким, но глубоко философичным).

Удалось ли Шукшину создать масштабный, противоречивый, многогранный и подлинно народный образ оступившегося человека ? (Да, удалось. Герой Шукшина очень противоречив. Но в тоже время, он осознаёт, что поступает неправильно. Решает исправить свою судьбу, начать её заново, с чистого листа. Однако повернуть жизнь иначе герою не удаётся).

Почему же Егору Прокудину это не удаётся сделать ? (Его тёмное прошлое постоянно мешает ему жить. Оно возвращается к нему, уже простившемуся с воровством герою из вне – со стороны того преступного мира).

8. Физминутка.

9. Работа с учебником. Чтение произведений. Работа по вопросам.

10. Подведение итогов урока.

1) О чем мы сегодня с вами говорили? Творчество какого писателя рассматривали?

2) Что вам понравилось (или не понравилось) в произведениях В. М. Шукшина?

3) Расскажите о героях произведений Василия Макаровича.

11. Домашнее задание.

Составить иллюстрации к произведению В. М. Шукшина «Срезал». Прочитать ещё один рассказ этого автора. Подготовить таблицу-характеристику персонажей.


Урок. Тема: «Творчество В. М. Шукшина. Анализ рассказа «Срезал».

Цели: познакомиться с творчеством В. М. Шукшина; проанализировать дин из его рассказов; продолжать формировать навыки устной речи.

Оборудование: учебник, диск с записью актёрского чтения рассказа «Срезал», отрывки из кинофильма «Калина красная», интерактивная доска и презентация к уроку.

Ход урока
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Рассказ учителя о В. М. Шукшине.

Василий Макарович Шукшин прожил недолгую жизнь. Значительная её часть ушла на скитания и «университеты жизни». Творческая Шукшина как прозаика, драматурга, актёр и режиссёра составила всего 20 лет.
Будущий знаменитый писатель родился в селе Сростки Бийского района Алтайского края в крестьянской семье. Его отец был арестован, когда мальчику было 4 года, и реабилитирован посмертно в 1956 году. Воспитывали Шукшина мать, женщина почти неграмотная, но от природы добрая и смышлёная, с сильной натурой, чуткая к слову, к музыке, к песне, и отчим, погибший на фронте. От матери передались Шукшину разнообразные дарования.
Детство у Шукшина было трудное: в колхозе и дома он исполнял всю крестьянскую работу. С детства пристрастился к чтению. Есть сведении, что он некоторое время учился в Бийском автомобильном техникуме, затем, по его словам, «работал в Калуге на строительстве турбинного завода, во Владимире на тракторном заводе, на стройках Подмосковья».
В конце 1940-х годов Шукшин был призван в армию и служил на флоте. После досрочной демобилизации из-за болезни он возвратился в родные Сростки и был директором вечерней школы, одновременно преподавал русский язык и литературу. В это время он решил получить высшее образование. Но для этого надо было завершить среднее. Шукшин экстерном сдал экзамены и, имея на руках аттестат зрелости, в 1954 году поступил на режиссёрский факультет ВГИКа.
Шукшин писал, что на первых порах ему было очень трудно учиться в институте. Его однокурсники знали больше, чем он, и знали то, что не знать было нельзя.
К началу 1960-х годов, когда Шукшин закончил институт, он решил в полный голос заявить о себе прозаическими сочинениями. К этому времени писатель уже снимался в кинофильмах «Два Фёдора», «Алёнка», своим писательским дебютом он считал появление рассказов «Правда», «Светлая душа», «Стёпкина любовь», «Экзамен» и сборника «Сельские жители».

4. Вопросы к классу.

Что вы знали раньше о рассказах В. М. Шукшина? Читали ли их? Видели ли вы фильм «Калина красная»? Расскажите о нём. (Ответы учеников).

5. Показ презентации «В. М. Шукшин и его фильмы». (Слайды сопровождаются комментариями учителя).
В 1964-1974 годах Шукшин создал 4 кинофильма («Печки-лавочки», «Ваш сын и брат», «Странные люди», «Калина красная»). Незадолго до смерти писатель сочинил сценарий «Калина красная», потом выпустил известный фильм с таким названием. Он принёс Шукшину заслуженный успех и всенародное признание как сценаристу, и как постановщику, и как актёру.

6. Просматриваем отрывок из фильма «Калина красная». (Отрывок длится 5-7 минут. Показать самые глубокие эпизоды).

7. Вопросы к классу.

Каким вам представляется главный герой картины Егор Прокудина? (Гордым, жёстким, резким, но глубоко философичным).

Удалось ли Шукшину создать масштабный, противоречивый, многогранный и подлинно народный образ оступившегося человека? (Да, удалось. Герой Шукшина очень противоречив. Но в тоже время, он осознаёт, что поступает неправильно. Решает исправить свою судьбу, начать её заново, с чистого листа. Однако повернуть жизнь иначе герою не удаётся).

Почему же Егору Прокудину это не удаётся сделать? (Его тёмное прошлое постоянно мешает ему жить. Оно возвращается к нему, уже простившемуся с воровством герою из вне – со стороны того преступного мира).

8. Физминутка.

9. Работа с учебником. Чтение произведений. Работа по вопросам.
10. Подведение итогов урока.

1) О чем мы сегодня с вами говорили? Творчество какого писателя рассматривали?
2) Что вам понравилось (или не понравилось) в произведениях В. М. Шукшина?
3) Расскажите о героях произведений Василия Макаровича.
11. Домашнее задание.
Составить иллюстрации к произведению В. М. Шукшина «Срезал». Прочитать ещё один рассказ этого автора. Подготовить таблицу-характеристику персонажей.

В. М. Шукшин и его фильмы

В 1964-1974 годах Шукшин создал 4 кинофильма («Печки-лавочки», «Ваш сын и брат», «Странные люди», «Калина красная»). Незадолго до смерти писатель сочинил сценарий «Калина красная», потом выпустил известный фильм с тем же названием. Он принёс Шукшину заслуженный успех и всенародное признание и как сценаристу, и как постановщику, и как актёру. Особенная удача выпала на долю главного героя - Егора Прокудина. Шукшину удалось создать масштабный, противоречивый, многогранный и подлинно народный образ оступившегося человека, понявшего, что нужно сделать попытку исправить свою судьбу, начать её заново, с чистого листа. Однако повернуть жизнь иначе герою не удаётся. Финал фильма намекает на то, что Егору оказалось под силу внутренне измениться, что его воровское прошлое не прощает измены человеческому предназначению, крестьянской нравственности, исконным моральным ценностям. Оно возвращается к внутренне простившемуся с воровством герою извне - со стороны того преступного мира, с которым он когда-то связал свою судьбу.

Проверьте себя

1. Что вы знали раньше о рассказах В. М. Шукшина? Читали ли их? Видели ли вы фильм «Калина красная»? Расскажите о нём.

2. Прочитайте рассказ писателя «Критики». Подумайте, почему в нём смешное, юмористическое соединяется с грустным, печальным.