Аксессуары

Мила Романовская (манекенщица): фото, биография. Кгб и мода: как жили и чем кончили звезды подиума ссср Самая популярная манекенщица 60 годов

Сегодня стать моделью мечтает чуть ли не каждая вторая девушка. В советские же времена профессия манекенщицы не то что не была престижной, а считалась почти неприличной и при этом скудно оплачивалась. Демонстраторы одежды получали по ставке максимум 76 рублей - как рабочие пятого разряда.

При этом самых известных русских красавиц знали и ценили на Западе, но на родине работа в «модельном» бизнесе (хотя тогда такого понятия не было) нередко создавала им проблемы. Из этого выпуска вы узнаете о судьбе самых ярких манекенщиц Советского Союза.

Регина Збарская

Ее имя стало синонимом понятия «советская манекенщица», хотя долгое время о трагической судьбе Регины знали только близкие ей люди. Все изменил ряд публикаций, которые появились в прессе уже после развала СССР. О Збарской заговорили, но до сих пор ее имя больше окутано мифами, чем овеяно реальным фактами.

Неизвестно точно место ее рождения - то ли Ленинград, то ли Вологда, нет точных данных о родителях. Поговаривали, что Збарская была связана с КГБ, ей приписывали романы с влиятельными мужчинами и чуть ли не шпионскую деятельность. Но те, кто действительно был знаком с Региной, говорят однозначно: все это неправда.

Единственным мужем знойной красавицы был художник Лев Збарский, но отношения не сложились: супруг ушел от Регины сначала к актрисе Марианне Вертинской, затем - к Людмиле Максаковой. Регина после его ухода так и не смогла прийти в себя: в 1987 году она покончила с собой, выпив снотворное.

Регину Збарскую называли «русской Софи Лорен»: образ знойной итальянки с пышной стрижкой «паж» придумал для нее Вячеслав Зайцев. Южная красота Регины пользовалась популярностью в Советском Союзе: темноволосые и темноглазые девушки на фоне стандартной славянской внешности казались экзотикой. Но иностранцы относились к Регине сдержанно, предпочитая приглашать для съемок - если, конечно, удавалось добиться на них разрешения властей - голубоглазых блондинок.

Мила Романовская

Полный антипод и давняя соперница Збарской - Мила Романовская. Нежная утонченная блондинка, Мила была похожа на Твигги. Именно с этой знаменитой британкой ее не раз сравнивали, сохранилось даже фото Романовской а-ля Твигги, с пышными накладными ресницами, в круглых очках, с зачесанными назад волосами.

Карьера Романовской начиналась в Ленинграде, затем она перевелась в Московской дом моды. Здесь-то и возник спор о том, кто является первой красавицей большой страны - она или Регина. Мила победила: именно ей доверили демонстрировать платье «Россия» модельера Татьяны Осьмеркиной на международной выставке легкой промышленности в Монреале. Алый наряд, расшитый по горловине золотыми пайетками, запомнился надолго и даже вошел в учебники истории моды.

Ее фото охотно публиковали на Западе, например в журнале Life, называя Романовскую Snegurochka. Судьба Милы сложилась в целом счастливо. Она успела родить дочь Настю от первого мужа, с которым познакомилась во время учебы во ВГИКе. Затем развелась, закрутила яркий роман с Андреем Мироновым, вновь вышла замуж за художника Юрия Купера. С ним она эмигрировала сначала в Израиль, потом в Европу. Третьим мужем Романовской стал британский бизнесмен Дуглас Эдвардс.

Ее также называли «русской Твигги» - типаж худенькой девушки-сорванца был чрезвычайно популярен. Миловская стала первой в истории СССР моделью, которой разрешили позировать для зарубежных фотографов. Съемку для журнала Vogue организовал француз Арно де Роне. Документы подписывал лично председатель совета министров Косыгин, а списку локаций и уровню организации этого фотосета и сейчас мог бы позавидовать любой продюсер глянца: Галина Миловская демонстрировала одежду не только на Красной площади, но и в Оружейной палате и Алмазном фонде. Аксессуарами на той съемке стали скипетр Екатерины II и легендарный алмаз «Шах».

Впрочем, вскоре разразился скандал: один из снимков, на котором Миловская сидит на брусчатке самой главной площади страны спиной к Мавзолею, признали в СССР аморальным, девушке стали намекать на отъезд из страны. Поначалу эмиграция казалась Гале трагедией, но на деле обернулась большим успехом: на Западе Миловская сотрудничала с агентством Ford, ходила на показах и снималась для глянца, а потом и вовсе сменила профессию, став режиссером-документалистом. Личная жизнь Галины Миловской сложилась удачно: в браке с французским банкиром Жан-Полем Дессертино она прожила 30 лет.

Лека (сокращенное от Леокадия) Миронова - модель Вячеслава Зайцева, которая до сих пор снимается в различных фотосессиях и принимает участие в телевизионных программах. Леке есть что рассказать и показать: в свои годы выглядит она великолепно, а воспоминаний, связанных с работой, хватит на толстую книгу мемуаров. Миронова делится нелицеприятными подробностями: признается, что ее подруги и коллеги часто были вынуждены уступать домогательствам сильных мира сего, в то время как она нашла в себе смелость отказать высокопоставленному ухажеру и жестоко поплатилась за это.

В молодости Леку сравнивали с Одри Хепберн за стройность, точеный профиль и безупречный стиль. Его она сохранила до глубокой старости и сейчас охотно делится секретами красоты: это обычный детский крем для увлажнения кожи, красное вино вместо тоника и маска для волос с яичным желтком. Ну и разумеется - всегда держать спину ровно и не сутулиться!

Супругу известного режиссера Никиты Михалкова привыкли видеть достойной матерью большого семейства, и уже мало кто помнит ее стройной юной девушкой. А между тем в юности Татьяна более пяти лет выходила на подиум и снималась для советских модных журналов. Ее тоже сравнивали с хрупкой Твигги, а Слава Зайцев окрестил Татьяну боттичеллиевской девушкой.

Шептались, что работу манекенщицы девушке помогло получить смелое мини - худсовет единогласно восхитился красотой ног претендентки. Подруги в шутку называли Татьяну «Институточкой» - у нее в отличие от других манекенщиц было престижное высшее образование, полученное в институте им. Мориса Тореза.

Правда, сменив фамилию с девичьей Соловьева на Михалкову, Татьяна была вынуждена расстаться с профессией: Никита Сергеевич довольно резко заявил ей, что воспитывать детей должна мама и никаких нянь он не потерпит. В последний раз на подиум Татьяна выходила на седьмом месяце беременности, нося под сердцем свою старшую дочь Анну, а затем полностью окунулась в быт и воспитание наследников. Когда дети немного подросли, Татьяна Михалкова создала и возглавила благотворительный фонд «Русский силуэт», который помогает начинающим модельерам.

Ее знают благодаря ролям в фильмах «Гостья из будущего» и «Через тернии к звездам». Амплуа Метелкиной - женщина будущего, инопланетянка. Огромные неземные глаза, хрупкая фигура и совершенно нетипичная для того времени внешность приковывали внимание к Елене. В ее фильмографии - шесть киноработ, причем последняя датирована 2011 годом, хотя актерского образования у Елены нет, по первой профессии она библиотекарь.

Взлет Метелкиной относится к эре, когда популярность профессии манекенщицы уже пошла на спад и вот-вот должно было появиться новое поколение - уже профессиональных моделей, скроенных по западному образцу. Елена работала в основном в демонстрационном зале ГУМа, снималась для советских модных журналов с выкройками и советами по вязанию. После краха Союза ушла из профессии и, как и многие, была вынуждена приспосабливаться к новой действительности.

В ее биографии много крутых поворотов, в том числе и криминальная история с убийством бизнесмена Ивана Кивелиди, секретаршей которого она была. Метелкина не пострадала по случайности, ее сменщица-секретарша погибла вместе с шефом. Сейчас Елена время от времени появляется на телевидении и дает интервью, но большую часть своего времени посвящает пению в церковном хоре в одном из храмов Москвы.

Эту девушку идеальной классической внешности в СССР знала в лицо, наверное, каждая домохозяйка. Чапыгина была очень востребованной моделью и помимо участия в показах много снималась для журналов, демонстрируя тенденции очередного сезона в изданиях, которые предлагали советским женщинам самостоятельно сшить или связать модную одежду. Тогда имена моделей в прессе не упоминались: подписывали только автора очередного платья и фотографа, его запечатлевшего, а информация о девушках, представлявших стильные образы, оставалась закрытой. Тем не менее карьера Татьяны Чапыгиной складывалась удачно: ей удалось избежать скандалов, соперничества с коллегами и другого негатива. Из профессии она ушла на взлете, выйдя замуж.

Ее звали только по имени или по некогда данному подругами прозвищу - Шахиня. Внешность у Румии была очень яркой и сразу притягивала взгляд. Взять ее на работу предложил Вячеслав Зайцев - на одном из просмотров он запал на яркую красоту Румии и вскоре сделал ее своей любимой моделью.

Ее типаж называли «женщиной будущего», а сама Румия прославилась благодаря не только красоте, но и своему характеру. Он, по ее собственному признанию, был не сахар, девушка часто спорила с коллегами, нарушала принятые порядки, но в ее бунтарстве было нечто привлекательное. В зрелые годы Румия сохранила стройную фигуру и яркую внешность. Она до сих пор поддерживает дружеские отношения с Вячеславом Зайцевым и выглядит, что называется, на все сто.

Евгения Куракина - сотрудница Ленинградского дома моды, девушка с аристократической фамилией - выступала в амплуа «грустный подросток». Евгению много снимали зарубежные фотографы, причем для работы с девушкой они специально приезжали в Северную столицу, чтобы запечатлеть красоту Жени на фоне местных достопримечательностей. Манекенщица потом сетовала, что большую часть этих снимков она так и не увидела, ведь они предназначались для публикации за рубежом. Правда, в архиве самой Евгении хранится множество самых разных фото, снятых в 60-х и 70-х годах прошлого века, которые она иногда предоставляет для тематических выставок. Судьба Евгении сложилась счастливо - она вышла замуж и уехала жить в Германию.

Твитнуть

Класснуть

Сейчас слово «модель» является синонимом слов «эталон женской красоты». Но раньше, в СССР манекенщицы считались рабочими 5-го разряда и получали 76 рублей, что на 16 рублей больше уборщиц. У них была широкая размерная сетка (от совсем худеньких до пышных девушек), что было абсолютным нонсенсом для западного мира. Но, тем не менее, некоторым девушкам все же удалось прославиться не только на родине, но и за ее пределами.

Галина Миловская

Галину Миловскую из-за ее мальчишеской фигуры и чрезмерной худобы прозвали «советской Твигги». И хотя она мечтала о театре, жизнь у нее сложилась по-другому. Одногруппница предложила ей побыть «демонстрантом одежды», как тогда называли моделей, и Галина, недолго думая, согласилась. В СССР ее внешность считали довольно посредственной, ведь вес манекенщицы едва достигал отметки 42 кг при росте 170 см (а в Советском Союзе считалось, что модели должны быть ближе к народу, следовательно, не слишком худыми).

В 1967 году открылся первый Международный фестиваль моды в Москве, где ее и заметили западные издания. Американский Vogue хотел сделать фотосессию с Миловской, но им потребовалось два года, чтобы получить разрешение от советских властей. Результат оправдал все ожидания: рейтинг популярности модели взлетел за границей, но на родине она стала изгоем. Стилисты библии моды этой фотосессией с провокационным названием «На прахе Сталина» доказали, что в СССР тоже есть смелые женщины, которые могут сидеть в брючном костюме прямо на Красной площади.

Вскоре Галине пришлось уехать за границу по двум причинам: смерть мужа и «травля» из-за вышеупомянутых фото. Когда она приехала во Францию без гроша, ее друг, художник Анатолий Брусиловский, познакомил манекенщицу с богатым холостяком Жаном-Полем Дессертином, который согласился помочь. Они оформили фиктивный брак, который вскоре перерос в настоящий. Сейчас пара живет во Франции и воспитывает дочь.

Регина Збарская

Вячеслав Зайцев создал ей образ «советской Софи Лорен», а французский журнал Paris Match назвал модель «главным оружием Кремля», но судьба оказалась к ней менее благосклонна.

Биография Регины окутана мифами, а вот фактов не слишком много. Место ее рождения доподлинно неизвестно, также как и сведения о том, кем были ее родители. По одним данным Регина родилась в Италии в семье советских шпионов (потому и знала в совершенстве несколько иностранных языков и обладала европейскими манерами), по другим - девушка родилась в простой рабочей семье в небольшом городке. Так или иначе, но ее модельная карьера известна во всем мире, хотя в fashion-индустрию девушка попала совершенно случайно.

В Дом моды ее привела модельер Вера Аралова, которая увидела девушку возле университета и была очарована ею. Регина выделялась на фоне других моделей своей «европейской внешностью». Вера Аралова стала возить свои коллекции, а вместе с ними и манекенщиц за границу, и именно лицо Регины Збарской стало синонимом «советской моды» во всем мире.

Но если в карьере девушки все складывалось как нельзя лучше, то на личном фронте настало время перемен. Ее муж, художник Лев Збарский, узнав о ее беременности жены, резко заявил, что не хочет ребенка, и Регина покорно сделала аборт. После этого девушка стала принимать антидепрессанты, доза которых только увеличилась из-за скоропостижного развода.

Но, несмотря на это, манекенщица нашла в себе силы вернуться на подиум. Позже она надеялась обрести счастье с молодым журналистом, но и эта попытка не увенчалась успехом: он издает книгу «Сто ночей с Региной Збарской», которая содержит эротические подробности их совместной жизни, описывает все доносы на других моделей и рассказы манекенщицы о недовольстве жизни в СССР.

Это стало для нее последней каплей: не справляясь с давлением общественности, девушка совершает две попытки самоубийства, попадает в психиатрическую клинику, где вскоре и находит свое последнее пристанище от намеренной передозировки снотворным.

Лека (Леокадия) Миронова

Леку Миронову западные СМИ прозвали «советской Одри Хэпберн», дизайнер Карвен Малле - «Венерой Милосской», а Вячеслав Зайцев величал ее своей главной музой. Последний, кстати, сразу заметил ее красоту, как только она зашла в Дом мод со своей подругой. Карьера Вячеслава Зайцева как дизайнера и Леки Мироновой как модели неразрывно связаны. Лека начала работать с Зайцевым, когда он еще был никому не известным модельером на небольшой швейной фабрике и продолжила работу с ним, когда он стал знаменитым на всю Россию дизайнером и "отцом российской моды". Знаменитая манекенщица сотрудничает с модельером уже более 50 лет, и до сих пор Лека периодически выходит на подиум.

За границу Леку не выпускали, возможно, из-за ее происхождения: отец Леокадии принадлежал к дворянскому роду Мироновых. Усугубляло ее положение еще и то, что Лека в отличие от многих своих коллег-моделей, никогда не принимала ухаживаний от высокопоставленных чиновников.

В жизни модели была одна главная любовь - Антанас, фотограф, с которым девушка познакомилась в Латвии. К сожалению, этот роман не закончился хэппи эндом. В тот момент в Латвии были сильны националистические настроения, действовали несколько националистических группировок, русские люди в Латвии подвергались нападениям. На Антанаса также было совершено нападение за его связь с русской девушкой, а его семье (матери и сестре) угрожали. В таких обстоятельствах Лека была вынуждена расстаться с любимым, хотя это и было, наверное, одно из самых тяжелых решений в ее жизни.

Лека Миронова и Антанас

Сколько бы трудностей ни выпадало Леке в жизни, она всегда встречала их с истинным достоинством и никогда не падала духом. Как бы тяжело ни приходилось, она выходила на подиум, улыбалась и держала спину прямо. Всегда. Так она продолжает делать и сейчас, и до сих пор появляется на подиуме на показах Славы Зайцева.

Мила Романовская

Милу Романовскую западные коллеги величали исключительно «настоящей русской красавицей», и она оказалась одной из немногих, кому удалось построить карьеру за рубежом. Она была главной конкуренткой по подиуму Регины Збарской, но судьба к ней оказалась куда благосклоннее.

Мила пользовалась успехом в СССР благодаря своей необычной внешности «холодной блондинки», и именно ей доверили надеть платье «Россия», которое на то время было предметом гордости советских модельеров. Во время вышеупомянутого Международного показа мод, помимо стандартного дефиле, также был проведен конкурс красоты, и Мила Романовская получила заветный статус «Мисс Россия».

Несмотря на оглушительный успех, 27-летняя девушка вместе со своим мужем, Юрием Куперманом, вылетает из Советского Союза и переехала в Израиль. В Тель-Авиве и она снималась в рекламе кожаной одежды и аксессуаров для местных брендов. Но настоящий успех к ней пришел, когда она переехала в Париж и стала сотрудничать с такими модными гигантами, как Pierre Cardin, Christian Dior и Givenchy.

Шестидесятые годы - это время революции в моде, в музыке, само сознание человека перевернулось с ног на голову. Консервативные послевоенные 50-е сменились эпохой Битлов. Под громкую музыку на улицы вышли дерзкие привлекательные девушки в мини-юбках с ярким макияжем и невероятными прическами на голове. Как и у каждого времени, у 60-х были свои героини и иконы стиля, женщины, которым подражали в манере одеваться, в прическе и макияже. В этой статье мы расскажем о моделях 60-х годов.

Ее настоящее имя Лесли Хорнби. Известная на весь мир модель, актриса и певица из Великобритании. Свой псевдоним «Твигги» она получила за невероятную худобу (в переводе с английского twig- тростинка, twiggy – тоненькая). Родилась будущая модель в пригороде Лондона в 1949 году.

В 16 лет стала лицом салона красоты. В 17 «Daily Express» признал ее лицом года. Работала с культовыми фотографами 60-х: Хельмутом Ньютоном и Сесилом Битоном. Ее называют первой супермоделью в истории модного бизнеса. В 67-68 годах компания Mattel даже выпускала Барби- Твигги. Она положила начало моде на очень худое, детское тело, что вызвало волну анорексии, девушки хотели быть похожими на нее.

Ее стиль – это коктейль из рок-н-ролла, культуры хиппи, атрибутики панка. Она как ребенок, как большая кукла. Короткие юбки на ней смотрелись не вызывающе, а очень мило, будто на школьнице. Твигги сделала мальчишескую стрижку невероятно популярной, на фоне сложных «Вавилонов» и «Баббет» это выглядело более чем оригинально. В макияже она делала основной акцент на свои огромные глаза, стараясь визуально увеличить их еще больше. Твигги очень густо красила ресницы тушью, прокрашивая даже нижние реснички, так, что они практически слипались, создавая абсолютно кукольное впечатление. Подвижную складку века она подчеркивала темным тоном, что делало глаза просто огромными. При этом брови и губы были максимально естественными, а нежная фарфоровая кожа выступала фоном для яркого макияжа глаз.

Немецкая модель Верушка - на самом деле голубых кровей, она является урожденной графиней Верой Готлиб Анной фон Лендорф. В их владениях в годы Второй Мировой войны устраивали встречи нацистов, но, впоследствии, ее отец предстал перед военным судом и был казнен, а маленькая Вера с мамой и сестрами и братьями оказалась в концлагере, где семье изменили фамилию.

Первый серьезный контракт Вершуки- модели был с американским агентством «Ford Models», в которое ее пригласили, когда она переехала для работы в Париж. После чего она уезжает работать в Америку, но вскоре приезжает оттуда ни с чем. Возвратившись на родину, в Мюнхен она становится известной, снявшись в небольшом эпизоде легендарной картины Антониони «Фотоувеличение». Как большую модель ее открыл фотограф Франко Рубартелли, сделав серию авангардных снимков. После чего она работала с великим провокатором Сальвадором Дали. За время своей карьеры она снялась для, более чем, 800 обложек журналов!

Опыт работы с Дали не прошел бесследно для формирования ее стиля. Он был очень неожиданным и авангардным даже для революционной моды 60-х. Встретив художника Хольгера Трюча, Верушка обрела не только мужа в его лице, но и соратника в творчестве, вместе с которым они создавали бодиарт-шедевры. Мы можем любоваться гениальными фотографиями, где Верушка становится частью природы или архитектуры, сливаясь с окружающим ее пейзажем. Интересно то, что в жизни она отдавала предпочтение черному цвету в одежде, который выступал как обрамление для ее тела, ставшего настоящим полотном для картин ее мужа.

Джин Шримптон

Британская модель Джин Шримптон родилась в разгар войны в 1942 году, в Бакингемшире. В 17 лет она встретила режиссера Саема Эндфилда, который и открыл ей дорогу в большой модельный бизнес. Она поступила в школу моделей и очень скоро смотрела с обложек таких монстров глянца как Harper`s Bazaar" и Vogue. Как и в судьбе многих моделей, в ее жизни очень важной и судьбоносной оказалась встреча с фотографом Дэвидом Бэйли, который сделал ее безумно популярной.

Ее называли самой красивой моделью за всю историю. Она действительно была хороша, все ее параметры – идеальны, большие глаза, густые волосы, легкая походка. Также она имела звание и «самой высокооплачиваемой модели». Джин очень любила мини- юбки и сделала их невероятно модными.

Ее лицо было признано эталоном красоты. Она практически всю свою модельную карьеру эксплуатировала образ «испуганной лани», как его называли многие. Ее очаровательная челка, высокий начес делали черты лица еще более миловидными. Поднятые в вечном удивлении брови делали лицо еще моложе, получалась такая вот немного капризная, но очень красивая кукла Джин.

Мариса Беренсон

Дочь американского дипломата Мариса Беренсон с детства привыкла жить красиво. Она родилась в семье обеспеченной и знаменитой. Любовь к моде ей была передана оп наследству – ее бабушка Эльза Скиапарелли, художница и модельер, выбравшая сюрреализм как средство выражения своих мыслей.

Начало ее карьеры было очень громким, она практически сразу попала на обложки журналов «Vogue» и «Time». Но быть просто моделью ей, рожденной в такой известной семье, было мало, и она стала реализовывать себя как актриса. Свою карьеру Мариса снялась в большом количестве фильмов. Жизнь Маррисы оборвалась трагично – она была пассажиркой одного из самолетов, захваченных 11 сентября 2001 года.

Ее образ, всплывающий в памяти, это, прежде всего, грива волос, обрамляющих красивое лицо. Ее бездонные глаза всегда с «немного слишком» накрашенными ресницами были ее визитной карточкой. Она умела очень искусно подать классические вещи и одновременно выглядеть в абсолютно авангардных нарядах так, будто в них родилась - это настоящий дар модели. Ее musthave в макияже - это цветные - тени, подводки, туши и накладные ресницы.

Необычная внешность модели запоминается с первого взгляда. Густая прямая челка как у маленьких пони, огромные глаза, фарфоровая кожа с россыпью веснушек и пухлые губы, которые она любила подчеркнуть блеском нежных оттенков. Подумать только, она была той девушкой, о которой пели Битлы и Эрик Клептон. Конечно же, все хотели быть на нее похожими. Она многое заимствовала у хиппи, в стиле одежды, прически, макияжа, носила цветочные принты, летящие платья, заплетала свои золотые волосы в косички, носила смешные круглые очки.

Следите за fashion блогом от FACE nicobaggio, мы расскажем вам самые интересные вещи об истории моды и макияжа, вспомним о самых красивых и влиятельных женщинах в модной индустрии, расскажем о мужчинах, создающих красоту.

Как жили модели в эпоху "хрущевской оттепели"? Чем покорила иностранцев простая манекенщица из СССР Регина Збарская? За что ее прозвали "советской Софи Лорен"? И как из манекенщиц делали советских шпионок? Об этом читайте в документальном расследовании телеканала "Москва Доверие".

Советская Софи Лорен

1961 год. В Париже проходит международная торгово-промышленная выставка. Павильон СССР пользуется большим успехом у публики. Но влекут парижан не комбайны и грузовики, а достижения советской легкой промышленности. На подиуме блистают лучшие демонстраторы одежды московского Дома моделей.

На следующий день в журнале "Пари Матч" появляется статья, в центре которой не вождь страны Советов Никита Хрущев, а Регина Збарская. Французские журналисты называют ее самым красивым оружием Кремля. Недоброжелатели в СССР тут же обвиняют успешную манекенщицу в связях с КГБ. До сих пор судьба красавицы с Кузнецкого моста окутана тайной.

Федерико Феллини называет Регину Збарскую советской Софи Лорен. Ее красотой восхищаются Пьер Карден, Ив Монтан, Фидель Кастро. А в 1961-ом ей стоя аплодирует Париж. Манекенщица из СССР появляется на подиуме в сапогах от модельера Веры Араловой. Через несколько лет в таких будет ходить вся Европа, а западные кутюрье будут мечтать работать с Региной.

Регина Збарская

"Она была, действительно, очень классная. Знала несколько языков, великолепно играла на фортепиано. Но у нее была особенность – ноги кривоваты. Она умела поставить их так, что никогда никто этого не видел. Великолепно показывала", - рассказывает демонстратор одежды Лев Анисимов.

В Общесоюзный Дом моделей Лев Анисимов приходит в середине 1960-х, по объявлению. И остается на целых 30 лет. Конкуренции эффектный блондин не боится – желающих ходить по подиуму немного, профессия демонстратора одежды в СССР в числе порицаемых. Эффектные манекенщики и манекенщицы с Кузнецкого моста моментально становятся объектом слухов и сплетен.

"Мужчина-манекенщик – конечно, представление было, что это легкий труд, легкие деньги. Причем, считали, что очень большие деньги. Считали почему-то фарцовщиками, хотя их было огромное количество в Москве, не манекенщиков", - говорит Анисимов.

Анисимов входит в состав всех советских делегаций. Среди девушек этим может похвастаться только Регина Збарская. За ее спиной шепчутся: какая-то провинциалка, а за границу выезжает чаще всех, и там одна, без сопровождения, гуляет по городу.

"Кто знает, может, ее поставили в группу, чтобы она сведения давала, как кто себя ведет, – если человек связан с КГБ, он же не говорит об этом", - считает Лев Анисимов.

"Естественно, был стереотип, что самые красивые модели, которые на этих выставках были моделями, имели прямую связь с шпионским делом", - говорит историк спецслужб Максим Токарев.

Александр Шешунов знакомится с Региной в Доме моды Вячеслава Зайцева. Тогда, в начале 1980-х, Збарская уже не выходит на подиум, живет одними воспоминаниями. И самые яркие из них связаны с поездками за границу.

"Мало того, ее выпускали одну! В Буэнос-Айрес она летала. У нее два чемодана соболиных шуб было и платьев. Без таможни, как личные вещи. Она ехала как "стройная посланница Хрущева", как ее пресса называла", - утверждает Александр Шешунов.

Догнать и перегнать

В конце 50-х в СССР разгар "хрущевской оттепели". Железный занавес приоткрывается для Запада. В 1957 году Никита Сергеевич на совещании работников сельского хозяйства произносит свое знаменитое "догнать и перегнать!". Призыв Хрущева подхватывает вся страна, включая конструкторов Дома моделей на Кузнецком мосту.

"Задача Дома моделей была не просто создание модных, красивых вещей. Это была интеллектуально-творческая работа над созданием образа современника. Но художники Дома моделей не имели права на свое имя. Было одно имя: "Творческий коллектив Дома моделей "Кузнецкий мост", - рассказывает художник Надежда Белякова.

Москва. Во время демонстрации моделей одежды, 1963 год. Фото: ИТАР-ТАСС

Надежда Белякова выросла в мастерских Дома моделей. Именно там ее мама, Маргарита Белякова, создавала свои шляпки. В 1950-х годах демонстраторы одежды блистают в них на показах. Частые гости дефиле, представители фабрик, тщательно отбирают модели для производства. Но на местах ценится не оригинальный фасон, а простота исполнения. Долой все ненужные детали – замысел художника меняется до неузнаваемости.

"Они выбирали модели в том виде, как их создавал художник, а потом думали, как сэкономить, как заменить материал, как убрать отделку. Поэтому у них бытовало неприличное, но очень известное выражение: "Внедрить твою… модель на фабрику!", - утверждает Белякова.

Алла Щипакина, одна из легенд советского подиума. 30 лет она комментировала все демонстрации Дома моделей.

"Хлястик не пойдет – большой перерасход ткани, клапан тоже – делайте прорезной карман" - мы были очень зажаты, поэтому мозги работали очень здорово", - рассказывает искусствовед Алла Щипакина.

"Работали очень талантливые художники, но их работа оставалась в русле просмотров, чтобы представлять во всем мире СССР как страну, где живут интеллектуалы, прекраснейшие женщины (что, на самом деле, чистейшая правда), то есть это была идеологическая работа", - говорит Надежда Белякова.

Никаких коммерческих целей Общесоюзный Дом моделей не ставит. Одежда с подиума никогда не поступает в продажу, зато в ней щеголяют жены и дети кремлевской верхушки и командированные за границу члены делегаций.

"Эксклюзивное производство, на грани творчества, немножко антисоветчины, и вообще закрыто, элитарно, то, что для массового производства не нужно вовсе. Делались уникальные вещи из дорогих материалов. Но все это делалось для престижа страны, для демонстрации за рубежом на международных промышленных выставках", - рассказывает Алла Щипакина.

Идея вывозить советскую моду, а с ней и наших красавиц на международные выставки принадлежит Хрущеву. Завсегдатай закрытых показов Дома моделей, Никита Сергеевич понимает: сформировать позитивный образ страны красивым девушкам будет несложно. И это действительно работает – посмотреть на русских манекенщиц приходят тысячи иностранцев. Познакомиться с ними мечтают миллионы.

"Естественно, они там наряду с дефиле, как правило, групповыми, несли и другую нагрузку. Если это была международная выставка, в свободное время девушки для привлечения взглядов находились на стендах, участвовали в протокольных мероприятиях и приемах", - утверждает Максим Токарев.

"Я видел часто, что на приемах в первом ряду как фон сидят красивые женщины. На иностранцев это действовало – девушек приглашали для подписания договоров", - говорит Лев Анисимов.

Мнимая роскошь

Для самих девушек поездка за рубеж – едва ли не единственный плюс в работе. Похвастаться легким хлебом манекенщицы не могут. Три раза в день они выходят на подиум, по 8-12 часов проводят в примерочных, а по уровню зарплаты в 70 рублей демонстратор одежды приравнивается к рабочему пятого разряда, то есть к путеукладчику. Меньше в те годы получает только уборщица – 65 рублей.

"Когда я пришел в 1967 году, я получал 35 рублей, плюс прогрессивка – 13 рублей, плюс выезды по 3 рубля. В общем, до 100 рублей у меня доходило", - вспоминает Анисимов.

Показ мод в Москве, 1958 год. Фото: ИТАР-ТАСС

Нет женщины в Советском Союзе, которая не мечтает о французских духах и импортном белье. Доступна эта роскошь лишь звездам балета, кино и красавицам с Кузнецкого моста. Они в числе тех немногих, кто выезжает за границу, только берут в эти поездки не всех.

"Ездили очень мало за границу, с трудом, это было несколько комиссий: у большевиков, в торговой палате, в ЦК, в райкоме – 6 или 7 инстанций надо было пройти, чтобы выехать. Манекенщицы даже писали анонимки друг на друга", - рассказывает Алла Щипакина.

В конце 50-х Регина Колесникова (это ее девичья фамилия) не пропускает ни одной пробы на Мосфильме. Дочь отставного офицера, она с детства мечтает о сцене. Но идти на актерский девушка из Вологды не решается, поступает на экономический факультет ВГИКа. Провинциальное происхождение не дает ей покоя, и она сочиняет себе легенду.

"Она рассказывала, что ее мама была циркачка, и что она разбилась. Регина, действительно, была сирота, и у нее было трудное детство. Она была из тех, о ком говорят "сделавшая себя сама", - рассказывает Надежда Белякова.

Регину замечает модельер Вера Аралова и предлагает попробовать себя в качестве демонстратора одежды в Доме моделей на Кузнецком.

"Она увидела в ней новый рождающийся образ. Регина, действительно, как актриса, примеряет образ, и он становится ее сутью, так Регина Збарская воплотила образ женщины середины 60-х", - рассказывает Белякова.

Этот образ советская власть умело эксплуатирует на международных показах. Кандидаток на заграничные выезды участников Московского Дома мод утверждает майор КГБ Елена Воробей.

"Она была замдиректора инспектора по международным связям. Такая смешная тетка, с юмором, кругленькая такая, толстенькая. Конечно, она была стукачка, за всеми следила, за дисциплиной. Очень смешно докладывала о своем прибытии: "Воробей прилетел", - вспоминает Алла Щипакина.

Колыхание железного занавеса

Накануне отъезда Елена Степановна лично инструктирует девушек. Все отобранные манекенщицы не только хороши собой, они владеют одним или несколькими иностранными языками, и с легкостью могут поддержать любой разговор, а по возвращении на родину - дословно пересказать его.

"Она говорила: "К нам подходят иностранцы, ты мне потом должна предоставить подробное досье, что они говорили". Я отвечаю: "Я не умею этого делать". Она: "Что тебе, трудно записать, что они говорят, что они спрашивают, что им нравится, что не нравится? Ничего трудного, это творческая работа", - рассказывает Щипакина.

"Знакомства, которые девушки могли даже не по своей инициативе завязать, в дальнейшем становились предметом использования спецслужб, просто в целях лоббирования каких-то сделок внешторговых организаций", - утверждает Максим Токарев.

Лев Збарский

Но были случаи, когда спецслужбы делали все, чтобы запретить девушкам общаться с иностранцами. Во время поездки в США в манекенщицу Марину Иевлеву без памяти влюбился племянник Рокфеллера. Он дважды приезжает в Москву, чтобы добиться расположения красавицы. Через некоторое время Марина получает предупреждение: поедешь на Запад - твои родители окажутся в тюрьме. Не хотела советская власть так просто расставаться со своим секретным оружием - самыми красивыми женщинами страны.

Судьба Регины Колесниковой сложилась проще. "Она увидела где-то Леву Збарского - это была элита московская, потрясающие, замечательные художники. И Регина сказала: Я хочу познакомиться с Левой", - говорит Алла Щипакина.

Лев Збарский тут же делает Регине предложение. Одни восхищаются ими, называют самой красивой парой Москвы, другие завидуют.

"Разговоры были, потому что она нравилась - раз, много изделий шили художники на нее - два, говорили, что у нее был роман с Ивом Монтаном. Но в то же время тогда встречаться с иностранцем было так сложно, что стали говорить о ее связях с КГБ", - рассказывает Лев Анисимов.

Слухи о романе Регины с известным актером и частые измены Збарского постепенно разрушают их брак. Вскоре Лев уходит от жены, а она заводит роман с югославским журналистом. После их короткой связи выходит книга "Сто ночей с Региной Збарской". Недавний поклонник цитирует негативные высказывания манекенщицы о советской власти.

"Книжку мы никто не читали, но что в ней - знали. Может, она что-то ему и говорила, но не надо было это писать - он знал прекрасно советскую жизнь. Ее стали регулярно вызывать по этому поводу. Она несколько раз пыталась покончить жизнь самоубийством, а потом начались проблемы с психикой. Она осталась одна, Левка ее бросил, ушел к Максаковой, потом уехал. Все как снежный ком закрутилось", - говорит Алла Щипакина.

В 70-е годы демонстраторы одежды уходили на пенсию в 75 лет. Наравне с худышками по подиуму ходили женщины 48 и даже 52 размера. После курса лечения постаревшая и располневшая Регина пытается вернуться на Кузнецкий мост, но это уже невозможно. Регину вызывают в КГБ. После очередного допроса она предпринимает вторую попытку суицида и вновь попадает в больницу.

"Хотели ее завербовать, а как? Это была двойная работа, нужно было давать информацию, а какую? Чтобы никто не пострадал. Это было внутреннее самоуничтожение", - рассуждает Щипакина.

Надежда Жукова пришла в Дом моделей в конце 70-х. В то время в моду входили новые типажи.

"Когда я только пришла, девочки были чуть ли не на полголовы меня меньше, миниатюрные, хрупкие, с небольшими плечами, женственные. И как раз в тот период стали проводить отбор девочек более спортивных, крупных, высоких. Наверное, это была подготовка к Олимпиаде", - вспоминает демонстратор одежды Надежда Жукова.

Надежда вспоминает, что в те годы ни одна из советских манекенщиц не становится невозвращенкой, чего не скажешь о звездах балета. Так, в 1961 году отказывается возвращаться из Парижа солист Ленинградского театра Рудольф Нуреев, а в 70-е театр теряет Наталью Макарову и Михаила Барышникова - они тоже предпочли заграницу.

"В основном, манекенщицами были замужние женщины, состоявшиеся, умеющие себя вести, благонадежные. Конечно же, они не преследовали цели эмигрировать, им это позволяло быть милыми, улыбчивыми, знающими себе цену", - утверждает Жукова.

Безвестная кончина

Советские манекенщицы эмигрируют официально. Так, в 1972 покинула Родину главная конкурентка Регины - Мила Романовская. Когда-то, на выставке легкой промышленности в Лондоне, ей доверили надеть знаменитое платье "Россия". А в 70-е Березка (как ее называют на Западе) вслед за мужем, знаменитым художником-графиком Юрием Куперманом, уезжает в Англию. Перед отъездом супругов приглашают на Лубянку.

"Была заинтересованность, чтобы эмигранты там воздержались от громких антисоветских компаний. Красивая женщина, если бы выступила с лекцией об ограничении прав человека или выезда евреев из СССР, могла бы нанести серьезный ущерб советским интересам. То есть, скорее всего, с ней вели беседу, чтобы она так не вредила", - считает Максим Токарев.

Другая блондинка из Дома моделей, русская Твигги, Галина Миловская оказалась на Западе не по своей воле. Белокурая красавица стала первой советской моделью, чья фотография была напечатана на страницах "Вога". На одном из снимков Галина сидит в брюках на Красной Площади спиной к портретам вождей. Такой вольности девушке не простили и отлучили от подиума.

Регина Збарская

"После этой фотосессии ее не просто уволили из Дома моделей, она была вынуждена покинуть СССР", - рассказывает Токарев.

В 1987 году из жизни уходит примадонна советского подиума Регина Збарская. По одной из версий, она скончалась в психиатрической больнице от сердечного приступа, по другой - умерла дома в полном одиночестве. В последние годы рядом с бывшей манекенщицей были только самые близкие друзья. В их числе - Вячеслав Зайцев.

"Вячеслав Михайлович взял ее к себе, в свой Дом моделей, когда она вышла из психиатрической больницы", - говорит Лев Анисимов.

Где и когда хоронили королеву Дома моделей Регину Збарскую, неизвестно. После смерти каждый факт ее биографии становится легендой.

"Она была обычной девочкой, Колесникова фамилия, назвали Региной, а может, из Катерины переделала. Но фантастической красоты! Может, это ее удел был столько страданий за свою красоту вынести", - считает Алла Щипакина.

В конце 80-х подходит к концу холодная война. Чтобы выехать за рубеж, больше не нужно получать одобрение ЦК Партии и проходить инструктаж в КГБ. Уходит в прошлое и поколение первых топ-моделей. Именно они открыли Западу красоту советских женщин.

Но пока им стоя аплодировали Париж, Берлин, Лондон, на родине девушек с Кузнецкого моста за глаза называли доносчицами. Зависть коллег и постоянный контроль со стороны спецслужб - вот цена, которую каждой из них пришлось заплатить.

До сих пор точно неизвестно, кем были родители звезды советского подиума и где она родилась. По одной из версий, Регина родом из Ленинграда. Она родилась в семье цирковых артистов, которые погибли во время опасного трюка. Регина выросла в детском доме. По другой версии, Регина родилась в Вологде, в обычной советской семье: мать — госслужащая, отец — отставной офицер. Биография« советской Софи Лорен» становится прозрачной только с 1953 года — с того момента, когда 17-летняя Регина приехала в Москву и поступила во ВГИК. Девушка, как и большинство ее ровесниц, мечтала быть актрисой, но почему-то выбрала экономический факультет. Впрочем, Регину несколько раз приглашали на кинопробы, но сниматься в кино ни разу не предложили. Зато девушка обзавелась полезными знакомствами: Регину заметила художник-модельер Вера Аралова и пригласила на работу в Общесоюзный дом моделей на Кузнецком мосту. В начале 60-х популярность Регины вышла за пределы Союза: «самым красивым оружием Кремля» ее называли французы.


А вот коллеги по подиуму называли Регину иначе — «Снежная королева». Она была замкнутой, ни с кем не заводила близкой дружбы, а потому многие считали ее высокомерной. Но, возможно, дело было не в сложном характере звезды, а в проблемах, которые сопутствовали ее браку.

Популярное

В начале 60-х Регина вышла замуж за московского художника Льва Збарского. Пара была счастлива до тех пор, пока Регина не забеременела. Муж настаивал на аборте. При этом вместо того, чтобы поддержать супругу, завел роман на стороне — с актрисой Марианной Вертинской. А вскоре ушел к другой актрисе — Людмиле Максаковой, и та родила от него сына. Регина Збарская, находившаяся в депрессии, оказалась в психиатрической клинике.

После лечения манекенщица вернулась на подиум и попыталась наладить личную жизнь. И снова детали никому не известны. По одной из версий, Регина начала встречаться с молодым югославским журналистом, который использовал ее, чтобы прославиться. Якобы он написал книгу« 100 ночей с Региной Збарской», в которой было подробно рассказано о работе манекенщицы на КГБ. Саму книгу никто не видел, но тем не менее разразился скандал, после которого манекенщица попыталась покончить с собой. По другой версии, Збарская решила совершить самоубийство, поскольку не смогла вернуться в форму. Так или иначе, но манекенщица снова оказалась в клинике. О возвращении на подиум не шло и речи. Вячеслав Зайцев предложил ей место уборщицы — это было единственным, что он мог для нее сделать.

В 1987 году, в 52 года Регина Збарская все-таки совершила суицид. Но снова неизвестно, где и когда — в психиатрической больнице или в квартире. На похороны Регины Збарской никто не пришел. Где она похоронена — неизвестно.

Лека(полное имя — Леокадия) Миронова мечтала быть оперной певицей, балериной или архитектором. Но в юности она повредила голосовые связки и петь больше не смогла. Зато в Вагановское училище поступила, но и тут подвело здоровье: развился остеопороз. Архитектором Лека тоже не стала — из-за проблем со зрением. Зато стала одной из самых известных манекенщиц Советского Союза. Но сначала она поступила в театрально-техническое художественное училище, где ей часто приходилось выступать в качестве натурщицы. Педагоги оценили красоту студентки и предложили ей попробовать себя в качестве манекенщицы. Так Лека оказалась в Доме моделей, где ее заметил Слава Зайцев. Модельер и манекенщица сотрудничали больше полувека.

Лека была« невыездной», но за пределами СССР ее хорошо знали. Когда американцы снимали фильм« Три звезды Советского Союза», третьей звездой рядом с Майей Плисецкой и Валерием Брумелем стала Лека. Но даже после съемок Миронову так и не выпустили за границу. Может быть, потому, что она стала первой манекенщицей, осмелившейся заговорить о домогательствах, которые терпели модели.

Личная жизнь Мироновой не сложилась. Лека была замужем, но супруг оказался патологическим ревнивцем, модель ушла. Затем Лека познакомилась с фотографом из Литвы. Эти отношения разбила система: пара столкнулась с серьезными угрозами… Замуж она больше не вышла.

Галя Миловская

«Русская Твигги»

Галина Миловская была главной конкуренткой Регины Збарской: почти кинематографическое противостояние блондинки и брюнетки, спор яркого, южного типа и нежной славянской красоты. При этом Галя Миловская сильно отличалась от коллег по подиуму: при росте 170 сантиметров она весила 42 килограмма и для советской манекенщицы была определенно слишком худой. А вот для фотосессии в Vogue Галина подошла идеально. В 1968 году в Москву прибыл французский фотограф Арно де Роне. Правительство выдало разрешение, снимать планировали на Красной площади и в Оружейной палате Кремля. Съемка состоялась, но стоила Галине карьеры.

На одном снимке Галя сидит в свободной позе. Но тогда сидеть на Красной площади, раздвинув ноги, да еще спиной к портретам« вождей» — считалось кощунством. Впрочем, первое« прегрешение» манекенщице простили, но вскоре Галя приняла участие в еще более рискованном проекте: Галина стала первой советской боди-арт моделью. Ее снимки в обнаженном(пусть и раскрашенном) виде появились в итальянском журнале. На этом карьера Миловской закончилась: манекенщица с «антисоветскими» настроениями не могла появляться в советских журналах.


В 1974 году Миловская покинула СССР. Во Франции она познакомилась с банкиром, вышла замуж и простилась с модельным бизнесом, став режиссером. Один из ее фильмов завоевал несколько наград на международных фестивалях. Назывался он «Эти безумные русские».

Классическая, холодная красота Валентины Яшиной, возможно, досталась ей от отца, но о нем Валя знала только одно: он был шведом. Мать Валентины вскоре вышла замуж за мужчину, который удочерил девочку и дал ей свою фамилию.