Блузки и рубашки

Что такое протестантская церковь. Протестантская церковь: что это такое? История становления и современность Что означает протестантская вера


Портал:Христианство · ‎

Писание провозглашено единственным источником вероучения. Библия была переведена на национальные языки, её изучение и применение в собственной жизни стало важной задачей каждого верующего. Отношение к Священному преданию неоднозначно - от неприятия, с одной стороны, до принятия и почитания, но, в любом случае, с оговоркой - Предание (как, впрочем, и любые другие вероучительные мнения, включая свои собственные) авторитетно, поскольку оно основано на Писании, и в той мере, насколько оно основано на Писании. Именно эта оговорка (а не стремление к упрощению и удешевлению культа) является ключом к отказу ряда протестантских церквей и деноминаций от того или иного учения или практики.

Протестанты учат, что первородный грех извратил природу человека. Поэтому человек, хоть он и остаётся вполне способным на добрые дела, не может спастись своими заслугами, а только верой в искупительную жертву Иисуса Христа.

Организация

Каждый христианин, будучи избранным и крещённым, получает «посвящение» на общение с Богом, право проповедовать и совершать богослужение без посредников (Церкви и духовенства). В протестантизме таким образом снимается догматическое различие между священником и мирянином, упрощается церковная иерархия. Исповедь и отпущение грехов не являются таинством, при этом очень важным является покаяние непосредственно перед Богом. Безбрачие, равно как и обязательный брак для священников и пасторов никак не регламентируются. Также протестантизм отверг авторитет Папы Римского и отказался от идеи монашества как особого спасительного поприща. Принцип всеобщего священства заложил основу демократического устройства общин (равенство мирян и духовенства, выборность, отчётность и т. д.).
На практике, священники и пасторы, как правило, проходят специальную подготовку и являются профессионалами. Иерархия, в том или ином виде (формально или неформально) существует хотя бы для поддержания порядка. Могут существовать и монастыри в виде коммун .

Обряды

Протестантизм ограничил число Таинств , оставив только Крещение и Причастие . Кроме того, протестанты не видят особого смысла в молитвах за умерших, молитвах святым и многочисленных праздниках в их честь. В то же время уважение к святым бывает почтительным - как к примерам праведной жизни и хорошим учителям. Поклонение мощам, как правило, не практикуется, как несоответствующее Писанию. Отношение к почитанию образов неоднозначно: от отторжения как идолопоклонства, до учения, что честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу (определяется принятием или непринятием решений Вселенских Соборов).
Молитвенные дома протестантов, как правило, свободны от пышного убранства, образов и статуй, что, впрочем, не самоцель, и происходит от убеждения, что в подобном декоре нет необходимости. Зданием церкви может служить любое строение, которое берётся в аренду или приобретается на равных с мирскими организациями условиях. Богослужение протестантов сосредоточено на проповеди, молитве и пении псалмов и гимнов на национальных языках. Некоторые церкви, например, Лютеранская много внимания уделяют причастию, для допуска к которому может требоваться конфирмация .

История

Реформация

Реформация

Основная статья : История протестантизма

Первоначальными формами протестантизма были лютеранство , цвинглианство , кальвинизм , анабаптизм , меннонитство , англиканство . В дальнейшем возникает ряд иных течений - баптисты , адвентисты , методисты , квакеры , пятидесятники , Армия спасения и ряд других. Формирование большинства этих течений проходило под знаком «религиозного возрождения» (ривайвелизм), возврата к идеалам раннего христианства и Реформации. Все они отличаются от старого или литургического протестантизма предпочтением свободной проповеди и активной евангелизаторской миссионерской деятельностью .

Богословие

Теология протестантизма прошла в своём развитии ряд этапов. Это ортодоксальная теология XVI в. (Мартин Лютер , Ж. Кальвин , Ф. Меланхтон), непротестантская, или либеральная теология XVIII-XIX вв. (Ф. Шлейермахер , Э. Трёльч, А. Гарнак), «теология кризиса», или диалектическая теология, появившаяся после Первой мировой войны (К. Барт, П. Тиллих, Р. Бультман), радикальная, или «новая» теология, распространившаяся после Второй мировой войны (Д. Бонхеффер).

Окончательное формирование протестантского богословия произошло к середине XVII века, и изложено в следующих вероисповедных документах Реформации:

  • Гейдельбергский Катехизис 1563 года (Германия)
  • Книга Согласия 1580 года (Германия)
  • Каноны Дортского Синода 1618-1619 гг (Дордрехт, Нидерланды)
  • Вестминстерское исповедание веры 1643-1649 гг (Вестминстерское аббатство, Лондон, Великобритания).

Характерной чертой классического протестантского богословия является весьма строгое отношение к тому, что считается существенным - вере, таинствам, спасению, учению о церкви, и менее строгое отношение к внешней, обрядовой стороне церковной жизни (адиафора), что часто порождает большое разнообразие форм при соблюдении строгости учения.

Позднейшие течения часто вырабатывают собственное учение, лишь отчасти соотносящееся с классическим богословским наследием. Так, например, Адвентисты принимают пророчества Елены Уйат . Пятидесятники , в отличие от других христиан, уделяют весьма существенное внимание «говорению на иных языках» (глоссолалии), считая это признаком «Крещения Святым Духом».

Распространение протестантизма

В настоящее время протестантизм получил наибольшее распространение в скандинавских странах, США, Германии, Великобритании, Нидерландах, Канаде, Швейцарии. Мировым центром протестантизма по праву считается США, где обосновались штаб-квартиры баптистов, пятидесятников, адвентистов и некоторых других протестантских церквей и деноминаций. Для современного протестантизма характерно стремление к интеграции, которое нашло выражение в создании в 1948 г. Всемирного совета церквей .

Протестантизм - одна из немногих религий, бурно распространяющихся по миру в наши дни. К настоящему времени 15-20 % населения Бразилии , 15-20 % населения Чили , около 20 % населения Южной Кореи приняли протестантизм . По информации члена Евразийского исламского совета Казахстана Сабри Хизметли, в протестантизм за последние 15 лет перешли свыше 500 тыс. мусульман Средней Азии .

Взаимоотношения с другими конфессиями, внутрицерковные дискуссии и атеистический взгляд

Со стороны православных и католиков

Споры о протестантизме другими христианами велись с самого начала его существования.

Основные моменты разногласий или критики протестантизма со стороны православных и католиков. Аргументы сторонников протестантизма выделены курсивом .

Вероучение

Наиболее фундаментальным недостатком протестантской доктрины православные и католики считают отрицание той роли Священного Предания , которое оно имеет в православии и католицизме. По их мнению, благодаря Священному Преданию Святыми Отцами и был отобран (из множества сомнительных апокрифических книг) список (канон) богодухновенных книг Нового Завета . Иными словами, протестанты используют набор канонов, но отрицают предания по которым они были приняты. Сами же протестанты отрицают роль Священного Предания в формировании канона, считая что он был сформирован под руководством Духа Святого .

Учение протестантизма о том, что для спасения достаточно только веры и благодати Божьей католиками и православными отвергается.

Организация

По мнению многих православных и католиков, протестантизм не имеет непрерывного апостольского преемства . Отсутствие апостольского преемства не признается самими протестантами, например, апостольское преемство есть у Англиканской церкви и у лютеранских церквей всех скандинавских государств , так как церкви в этих странах образовались путем полного отделения местных епархий (вместе с епископами , священниками и паствой) от РКЦ . По мнению же многих протестантов, апостольское преемство само по себе является необязательным или же обязательным, но не единственным условием Церкви Божией , - известны случаи, когда и православные епископы становились раскольниками и создавали собственные церкви (пример - Украинская православная церковь Киевского патриархата).

Протестанты не признают деяний Вселенских соборов . Де-факто все протестанты признают решения первых двух первых Вселенских соборов: Первого Никейского и Первого Константинопольского (Мормонов и Свидетелей Иеговы , не признающих их, протестанты не считают христианами).

Большинство протестантов отрицают монашество , иконы и почитание святых . Монастыри есть у лютеран и англикан, так же не отрицаются этими конфессиями святые и иконы, однако нет иконопочитания в том виде, какое свойственно католичеству и православию. Отрицают монашество и иконы протестанты реформатского толка.

Образ жизни, вопросы этики и морали

По мнению критиков отсутствие обрядов и ритуалов обнаруживает протестантскую религию неполноценной , ., ущербной и нестабильной , приводит протестантизм к бесконечному дроблению на множество деноминаций, а дух рационализма к законченному атеизму (развившемуся именно в преимущественно протестантских странах . Протестантский рациональный коллективизм пренебрегает послушанием Богу и выражается в греховном и постыдном человекоугодничестве, например: протестанты Западной Европы венчают гомосексуалистов, разрешают аборты, наркотики, эвтаназию (самоубийство) и др.

Данные явления в настоящее время все более и более становятся нормой в развитых странах Запада и все более сильное разлагающее влияние оказывают на церковную жизнь в тех странах (есть даже соответствующий термин для данных проявлений - «обмирщение Церкви»). Таких «протестантских» церквей в западном обществе становится с каждым годом все больше и больше. Однако это уже маргинальный протестантизм, не имеющий ничего общего ни с классическим протестантизмом, ни с христианством в целом. «По плодам их узнаете их». В настоящее время, даже некоторые классические протестантские церкви маргинализируются, например, Лютеранская Церковь Швеции (имеющая, как было сказано выше, апостольское преемство) одобряет однополые браки . Протестантские церкви государств СНГ и Прибалтики в данных вопросах гораздо более консервативнее, современные западные веяния их коснулись в меньшей степени .

Атеистический взгляд

Так же часто протестантские церкви критикуются атеистами и представителями традиционных конфессий за навязчивую саморекламу и прозелитизм . Хотя прозелитизм и осуждён Всемирным советом церквей, на практике миссионеры некоторых протестантских церквей ведут активную пропаганду своих вероучений среди представителей традиционных конфессий. Например, уже упомянутый пастор церкви «Новое Поколение» А. С. Ледяев, формально толерантно относясь к руководству РПЦ , в своих проповедях и выступлениях регулярно жёстко критикует православие, нередко опускаясь до банальных нападок на православную Церковь ; так же неоднократно он именовал себя апостолом и призывал построить общество, где каждая сфера жизни руководилась бы людьми определённой конфессии ; на голосовании в лучших деятелей Латвии прозывал голосовать за себя жителей других стран . Естественно, что такое поведение известного протестантского пастора неизбежно становится объектом контркритики . Представитель другого течения протестантизма - баптист Том Карл Уиллер в своей книге «Псевдохристианство» указывает, что «вероучения таких крупных экуменических групп, как либерального протестантизма во Всемирном Совете церквей, Римско-католической и Восточной православной (русской и греческой) церквей противоречат основным фундаментальным доктринам Священного Писания», тем самым фактически приравнивая названные христианские церкви (в том числе и протестантские, входящее в ВСЦ) к псевдохристианским религиозным организациям .

Объектом критики часто становятся и массовые «евангелизации» или крусейды , проводимые некоторыми известными протестантскими служителями, в частности американским проповедником Бенни Хинном .

Последовательными критиками прозелитских методов протестантов и протестантизма в целом являются А. И. Осипов (русский богослов) и А. Л. Дворкин (антикультист, сектовед , активист).

Со стороны правозащитных организаций

Критике со стороны правозащитных обществ в настоящее время подвергаются главным образом консервативные протестантские церкви (в том числе церковь «Новое Поколение»), запрещающие

Преподобный Стюарт

(1)

Люди говорят о протестантских общинах, конфессиях, людях, идеях и т. д.

Во время коронации британский монарх присягает: «Я верный протестант». Учитывая разные идеи относительно протестантизма, и в связи с празднованием в 2017 году 500-летия протестантской Реформации, особенно важен вопрос «Кто такие протестанты?».

На этот вопрос будет дан ответ; исторически: где и когда возник термин «протестант»? Что это говорит нам о его значении? теологически: каковы основные доктрины протестантизма? и этически: каковы важнейшие аспекты нравственности и жизни протестантов? Наш ответ поможет вникнуть в саму суть идентичности протестантизма, поэтому мы не будем заниматься второстепенными или несущественными вопросами.

Итак, каково историческое происхождение слова «протестант»? В какой стране возник термин протестант? Германия (не Британия). В каком городе? Шпейер, на юго-западе Германии. В каком веке? В щестнадцатом веке. В каком году? В 1529, через двенадцать лет после того, как Мартин Лютер прибил девяносто пять тезисов к двери церкви в Виттенберге.

Остановимся здесь поподробнее. В 1529 году Имперский Сейм (или общее собрание) Священной Римской империи собрался в Шпейере. Римско-католическое большинство решило, что Мартин Лютер должен быть по праву под императорским запретом (то есть, он считался вне закона, так что любому было разрешено ограбить, ранить или убить его без каких-либо судебных последствий). Труды и учения Лютера были запрещены, Реформации было запрещено распространяться.

Однако шесть князей и четырнадцать имперских городов протестовали против этого решения:" мы должны следовать нашей совести, подчиняясь Слову Божьему! Проповедь Священного Писания не может быть запрещена!"

У этих протестантов был тот же дух, что и у Мартина Лютера, который объявил в 1521 году в городе Вормс, где проходил еще один Имперский Сейм, за восемь лет до Шпейера: «Опровергните меня доводами из Священного Писания или другими ясными и истинными аргументами (поскольку я не верю ни в Папу, ни в его советы, поскольку известно, что они часто ошибались и противоречат самим себе); я связан Писанием, моя совесть в плену у Слова Божьего.

Я не могу и не хочу отрекаться, ибо поступать против своей совести небезопасно и неблагоразумно. Да поможет мне Бог. Аминь ». В этом знаменитом заявлении вы заметите, что Лютер трижды ссылается на Слово Божье или Писание и дважды на свою совесть, поскольку его совесть связана со Словом.

Первые протестанты в 1529 году и Мартин Лютер имели тот же дух, что и «Петр и другие апостолы» в Деяниях 5:29, которые свидетельствовали: «Мы должны повиноваться Богу, а не людям». Все эти верующие в Иисуса Христа высказались за Божью истину перед враждебными властями, проявляя духовную храбрость с риском для жизни.

(2)

Важно отметить, что слово Протестант как первоначально, так и позднее имело две смыловых нагрузки. Одна в виде протеста против ложных доктрин Римск. Кат. Церкви и пр., а другая в виде свидетельства.

Это очевидно из самого значения слова Протестант - Protestant с точки зрения его латинской этимологии. Оно происходит либо от слов pro (за) + testari (свидетельствовать), либо от protestatio (опротестование - протест). Таким образом, слово ПРОТЕСТ (протестант) глубоко отображает конкретную позицию.

Так, протестанты в Сейме Шпейера в 1529 году провозгласили, что «они должны протестовать и публично засвидетельствовать перед Богом, что они не могут согласиться ни с чем, что противоречит его Слову».

У Протестантов 1529 года было послание двухстороннего характера, так же, как у Петра и Иоанна в Деяниях 4. С одной стороны, по отношению к враждебным религиозным властям они протестовали: «Судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога?» (19). Но с другой стороны, свидетельствовали, что: «Мы не можем не говорить того, что мы видели и слышали» (20).

Короче говоря, протестанты - за правду и, следовательно, против лжи. Если сказать несколько иначе, мы против ошибок, потому что держимся за непогрешимое Слово Божье.

Но чему же учит Слово Божье: во что верят Протестанты? Одним из полезных документов протестантского богословия является «5 Solas » (Пять Тезисов); sola c латинского: «только» или «один».

Sola Scriptura или Только Писание есть Слово Божье. Библия является Богодуховенной ​​(2 Тим. 3:16), непогрешимой (Иоанна 10:35), авторитетной (как голос живого Бога), самодостаточной (не нуждающейся в дополнениях со стороны церкви или во мнимых (чьих-то) личных откровениях) и ясной. Эта последняя характеристика Слова не означает, что каждый стих в Библии легко понимается всеми людьми. Ясность Писания означает, что Его основные истины, сосредоточенные в спасении Иисусом Христом, воспринимаются всеми верующими через Духа Святого. Для этого, молясь о даре просветления к пониманию Писания, они могут воспользоваться простыми средствами (изучать и сравнивать тексты Писания между собой, пользоваться вспомогательной литературой и т.д.)

Следуя своему, верному Писанию исповеданию, протестанты, в отличие от католиков, занимались переводом Библии (с оригинального иврита и греческого на языки Европы) и её распространению, стимулировали чтение Библии и её проповедование (изложение стихов, глав и книг Писания) , а также катехизацию (наставление) Библии так, что даже дети знали содержание и доктрины Слова.

Библейская истина Sola Scriptura - Только Писание раскрыла суть учения Рима (Рим. Кат. Церковь.) Рим нелегально использует Апокрифальные тексты, как будто они являются частью Слова Божьего. Рим приравнял свои традиции к авторитету Библии. Это сопровождалось небиблейскими и антибиблейскими учениями: Мариолатрия (идолопоклонническое почитание Девы Марии), чистилище (якобы место огня, где верующие несут временное наказание за свои грехи), пресуществление (превращение хлеба и вина в буквальные тело, кровь и божественность Христа), месса (бескровная жертва, принесенная священником за грехи живых и мертвых), папство и его иерархия (в противоположность установленным Библией служениям в церкви Нового Завета: пасторы, старейшины и дьяконы), пять дополнительных таинств (конфирмация, брак, рукоположение, покаяние и последние обряды) и т. д.

Сегодня Sola Scriptura необходима против Рима так же, как и в шестнадцатом веке. Рим по-прежнему придерживается тех же ересей, что и при Реформации, поскольку он не отказался ни от одной из них, а заново их все переподтвердил (например, в Ватикане II и в Катехизисе Католической Церкви). Фактически, начиная с Реформации, Рим добавил еще больше ересей таких, как папская непогрешимость в 1870 году (папа не может ошибаться в вопросах веры или морали, говоря с кафедры) и телесное успение Девы Марии в 1950 году (ее физическое вознесение на небо в конце ее земной жизни). Если сравнить Рим сегодняшний с Римом 500 лет назад, что касается его ересей, то он не стал лучше и даже не остался прежним; Рим стал еще хуже!

Мало того, что сегодня как и тогда Sola Scriptura так необходима против Рима, она имеет решающее значение и против других еретических движений, которые появились, особенно против усиливающейся критики Библии и модернистской теологии. Они атакуют непогрешимость Слова Божьего, считая, что в Писании и его учениях есть ошибки. Но Верный (Писаниям) Протестантизм заявляет: «Твое слово истинно с самого начала» (Пс. 118:160).

Sola Scriptura также выступает против пятидесятничества, харизматизма и неохаризматизма. Все эти группы обновителей добавляют (от себя) к Божьему словесному откровению в Библии. Таким образом, они особенно отрицают самодостаточность Божьего Слова, вопреки 2 Тимофею 3:16-17: «Все Писание богодуховенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен». Протестантская Реформация шестнадцатого века выступала против харизматов или обновителей своего времени среди анабаптистов.

Sola Scriptura - наш лозунг против политической корректности двадцать первого века. Не морализация либеральных СМИ, и не опросы общественного мнения, и не мнение знаменитостей, но Божье Святое Слово определяет истину и мораль. Здесь мы подтверждаем авторитет Писания как Слова Божьего, чтобы судить всех падших и глупые гуманистические стандарты. «Так говорит Господь!» Это и есть Протестантизм! В знаменитом изречении Уильяма Чиллингворта (William Chillingworth ) : «Только Библия - религия Протестантов».

Как гласит Вестминстерское исповедание 1:10, «Дух Святой, говорящий в Писании, есть единственный высший Судия, к Которому должно обращаться за разрешением всех спорных вопросов, касающихся веры, Которым проверяются все постановления соборов, мнения писателей, учения человеческие и личные откровения, и на Чей приговор мы должны всецело полагаться».

(3)

Как Слово Божье - только Библия (Sola Scriptura ), так и спасение - только через Христа (solus Christus ), верят протестанты.

Господь Иисус обладает двумя природами - Он одновременно и полностью Бог и полностью человек, в одной Божественной Личности. Он является Вечным и Единородным Сыном Божьим, Второе Лицо Святой Троицы, явившийся во плоти. Как Христос, Он - помазанник Божий, как и было обещано в Ветхом Завете. Как Иисус, Он - единственный и совершенный Спаситель. Как Господь, Он является суверенным правителем всех.

Мы, протестанты, верим в непорочное зачатие Христа, Его безгрешную жизнь, жертвенную смерть, победное воскресение, славное вознесение и всемогущее правление по правую руку Бога.

На кресте наш Господь умер за все грехи всех Его избранных людей. Все наши беззакония были «возложены», вменены и причислены Ему (Исаия 53:6). И Он понес наказание, которое было предназначено для нас. Как наш единственный Первосвященник, Он постоянно молится за нас, «будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за нас» (Евр.7:25).

Крест и ходатайство Христа абсолютно необходимы для того, чтобы Бог спас грешников. Этого вполне достаточно для нашего полного спасения. Нам не нужен папа римский, земные священники, Мария или Святые, чтобы привести нас к Богу (от Иоанна 14:6, Ефесянам 2:18, Евреям 10:19-22).

Битва протестантизма с Римом (и другими) по существу такая же, как в и Деяниях 4 между апостолами и неверующими еврейскими религиозными лидерами. Апостолы заявили о Христе: «Он есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись. » Деян.4:11,12

Только Писание учит спасению только Христом и только по вере (sola fide ). Протестантизм провозглашает, что наше спасение и совершенная праведность в Иисусе Христе получены только по вере. Прощение грехов в крови Христа и вмененная праведность Бога (пожизненное и совершенное послушание Иисуса) являются нашими по вере, и только по вере! Поэтому наше оправдание и законное положение перед Богом не нуждаются ни в каких дополнительных делах святых, земной матери Господа, церкви или же нас самих.

Как и в шестнадцатом веке, сегодня эта библейская и протестантская истина вновь необходима против Рима а также, к сожалению, против большинства современных евангелистов, которые, говоря об оправдании только верой, на самом деле имеют ввиду оправдание свободной волей человека! Они учат, что спасение грешника определяется решением его предполагаемой собственной свободной воли, что противоречит истине Слова Божьего (Римлянам 3:11, 7:18, 8:7) и единому свидетельству Реформации, включая Великий протестантский манифест Мартина Лютера, «Рабство воли» (1525).

Тезис Sola fide жизненно важен для ежедневного утешения христианина и его жизнестойкости. Будучи оправданным только верой, мы имеем «мир с Богом» (Римлянам 5:1) и блаженство (4:6-9, Псалом 32:1-2)!

Движемся дальше. Только Писание учит спасению только Христом, только через веру и только благодатью (sola gratia ). Наше спасение - это Божий дар, абсолютно безвозмездный и милостивый, согласно суверенной милости нашего милосердного Бога в Иисусе Христе, потому что мы были «избраны... в Нем до основания мира» (Еф.1:4).

Только благодатью, как во времени (через Святого Духа Иисуса Христа), так и в вечности (избрание) - это Протестантизм, потому что это учение Слова Божьего: «Ибо благодатью вы спасены через веру; и это не от вас: Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился.» (Еф.2:8-9).

«Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего.»(Рим.9: 16) Ни от того, кто бежит (т. е. от действия человека), но от Бога, который проявляет милосердие.

Пятый тезис 5-ти Solas - это только Богу слава (soli Deo gloria ). Слава не человеку (даже в наименьшей степени), будь-то, по его свободной воле или его добрым делам, потому что все, что действительно есть хорошего в делах верующего, полностью исполнено Божьей благодатью (Иоанна 15:5, Еф.2:10)). Слава, даже частично, не церкви, особенно фальшивой церкви Рима, и не какой-либо другой ложной или отступнической церкви.

Спасение целиком принадлежит Отцу, через Сына и Духом Святым. Поэтому слава принадлежит только Триединому Богу: избирающему Отцу, искупляющему Сыну и призывающему Духу. Soli Deo gloria - это послание Реформации, потому что «Бог наш на небесах; творит все, что хочет. » Пс.113:11

Филипп Шафф Philip Schaff , историк церкви, хорошо подводит итог вышесказанному: «Католицизм сначала ставит Церковь, а затем Христа; Протестантизм меняет этот порядок. Католицизм говорит: «Где Церковь (имея в виду, таким образом, папскую организацию), там и Христос; Протестантизм говорит: «Где Христос, там и Церковь. Католицизм говорит: «Где есть католическая традиция, там и есть Библия и непогрешимое правило веры; Протестантизм говорит: «Где Библия, там и есть истинная традиция и непогрешимое правило веры. Католицизм говорит: «Где добрые дела, там и есть вера и оправдание; Протестантизм говорит: «Где есть вера, там и есть оправдание и добрые дела. Католицизм ставит Марию и святых между Христом и верующим; Протестантизм идет прямо к Спасителю. Католицизм исходит из видимой Церкви (папства) в невидимую Церковь; Протестантизм - от невидимой Церкви (истинного тела Христова) к видимой... Протестантизм - это протест против тирании человека, на основе авторитета Бога. Он провозглашает Библию единственным непогрешимым принципом христианской веры и практики, и учит оправданию только по благодати, воспринятой верой живой. Он держится всего Христа, Чье слово является самодостаточным для изучения, Чьей благодати вполне достаточно для спасения.

(4)

Подводя итог происхождению и значению слова Протестант в первых трех статьях и, вкратце, объясняя библейскую и реформатскую истину о том, что спасение только верой, только Христом, только по благодати, только для славы Божьей и согласно одному только Писанию (Пять Solas), нам теперь необходимо разъяснить другие важные аспекты Протестантизма.

Во-первых, протестантизм - это вероучение, о чем мало знают многие в наши дни. Популярное заблуждение состоит в том, будто если протестанты верят в sola Scriptura (только Писание), то они вообще не придерживаются никакого вероучения. Но это ошибочно! На самом деле анабаптисты считали, что принцип сола Scriptura означает отсутствие любого вероучения. Протестанты же выступали против них, также как и против римских католиков.

Первые протестанты на Сейме Шпейера в 1529 году протестовали (отсюда их название) против нечестивых решений римско-католического большинства, беря за основу принцип «только Писание». В 1530 году, всего лишь год спустя, они признали вероучением Аугсбургское исповедание веры!

Именно, в реформатской (а не столько лютеранской) ветви протестантов было разработано и изложено много других принципов веры теми, кто придерживался sola Scriptura. Фактически, четыре тома собрания реформатских вероисповедных документов 16-го и 17-го веков изд. Джеймса Т. Деннисона мл. в английском переводе содержат 127 принципов веры, написанных за 173-летний период с 1523 по 1695 год. То есть, каждый новый принцип появлялся в среднем каждые 16 месяцев!

Для периода становления Протестантизма характерны два факта. Первый, в этот период были сделаны самые ясные изложения Писания за всю историю церкви. И второй, за этот период было создано максимальное количество вероисповедных документов, излагающих Протестанское Богословие (Каноны Дортского Синода, 1 Гельветическое Исповедание, Короткий Вестминстерский Катехизм и т. д.) за всю историю церкви. Как правильно понять и согласовать эти два момента?

Это не так трудно. Термин Sola Scriptura означает, что только Библия является письменным Словом Божьим и поэтому является высшим судьей веры и морали. Выработанные протестантами принципы веры излагают то, чему учит богодухновенное, непогрешимое и абсолютно авторитетное Слово Божье.

Сегодня верные Писаниям Протестанты продолжают изучать библейские доктрины, изложенные в вероисповедных документах.

Во-вторых, протестанты - это ещё и люди, преданные церкви, любящие церковь Христову. Мы - не индивидуалисты, которые живут сами по себе и занимаются только своими делами.

Протестантская Реформация явилась переформатированием устройства церкви, как собрания верующих. Это была реформация доктрин церкви (включая 5 Sola), ее вероучения, а также проповедей, таинств, церковной дисциплины, церковного управления и церковного богослужения. Стремление, цель и плоды благочестивого Протестантизма - это создание библейских Протестантских церквей, управляемых на основе библейских Протестантских принципов, и с членами церкви, убежденными в библейской Протестантской истине, где вся слава воздается одному Триединому Богу в Иисусе Христе!

В-третьих, протестанты и их церкви выступают против лжи и стоят за истину. История верного Писаниям Протестантизма - это история церкви воинствующей в последние 500 лет, возвращаясь к Сейму Шпейера (1529), и к выступлению Мартина Лютера в Вормсе «На том стою» (1521) и его «Девяносто пяти тезисам» (1517).

На самом деле, верное Протестантское свидетельство восходит (хотя и не по терминологии) еще к Яну Гусу в Богемии, к Джону Уиклифу в Англии, к Вальденсам в Альпах и их окрестностях, к Готтшалку в разных частях Европы, к Августину в Северной Африке и т. д.

Та же борьба за истинную веру описана на страницах Библии в битвах апостолов против Саддукеев и Иудействующих в Деяниях и посланиях апостолов, в служении Господа Иисуса против Книжников и Фарисеев, в евангельских повествованиях и трудах верных пророков, подобно Илии, в Ветхом Завете.

В наши дни верные Протестанты и их церкви, из любви к истине и чтобы обрести других для нее по благодати Бога, протестуют против отступничества: либерального богословия, Арминианства, женщин в церковном служении, ложного экуменизма (с римским католицизмом и другими ложными или отступническими церквями и культами), содомии и лесбиянства среди церковных служащих и членов церкви, слияния с языческими религиями и т. д.

Дитя Божье имеет право и призвание также протестовать против небиблейских учения и практики в своей собственной церкви, исполняя служение верующего. Поскольку он является пророком, священником и царем, будучи причастником духовного помазания Иисуса Христа. Его протест должен совершаться упорядоченным, благочестивым образом, в соответствии с Реформатским вероисповеданием и церковным кодексом или церковным порядком. Такой протест должен быть смиренным, но смелым, со многими молитвами и подкрепляемый Священным Писанием для Божией славы.

Псалом 119 великолепно подытоживает дух библейского Протестантизма: «Повелениями Твоими я вразумлен; потому ненавижу всякий путь лжи». (ст. 104); «А я люблю заповеди Твои более золота, и золота чистого. Все повеления Твои - все признаю справедливыми; всякий путь лжи ненавижу. »(ст. 127-128).

В следующий раз мы завершим рассмотрение некоторых основных этических доктрин Протестантизма, ДВ.

(5)

Дав определение протестантам в свете истории, богословия, убеждений и церковного устройства, приступим к следующему вопросу: какова этика детей Реформации?

Как влияет протестантизм на образ жизни? Здесь можно многое сказать, но я остановлюсь только на двух моментах.

Во-первых, протестант любит правду и говорит ее. Отчасти для этого есть историческая предпосылка. Иезуит учит, что хорошо и даже добродетельно сказать ложь, если она служит Римско-католической церкви. Градус моральной двусмысленности римского католицизма в отношении девятой заповеди зашкаливает уже на протяжении веков. Подумайте о лжи и о сокрытии правды в римской церкви. Особенно это касается их священников-гомосексуалистов, которые надругались над маленькими мальчиками, о чем недавно стало известно.

Отношение протестантизма к истине базируется на его Sola’s или «только». Sola Scriptura заявляет: «Твое слово есть истина» (Иоанна 17:17). Спасение - только Христом, потому что Он есть «путь, истина и жизнь» (Иоанна 14: 6). Только Иегове слава (soli Deo gloria)- «Богу истины» (Второзаконие 32: 4), соблюдение девятой заповеди: «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» (Исход 20:16).

Также Евангельская истина - оправдание только верой (sola fide), способствует честности. В Псалме 32 Давид радуется прощению и отпущению своих грехов: « Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты! Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьем духе нет лукавства!»(1-2). Для верующих невменение грехов и вменение праведности Христа всегда идут рука об руку (Рим.4: 6-8). Теперь обратите внимание на то, что добавляет стих 2 этого Псалма: «Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьем духе нет лукавства». Тот, кто по-настоящему благословлен прощением грехов и получением праведности Христа только по вере, является честным перед Богом, через действие Святого Духа. Если падший человек инстинктивно и нечестиво скрывает свои грехи, то истинный верующий исповедует свои грехи, как в момент первого покаяния, так и всю свою христианскую жизнь. Поэтому дитя Божье честно говорит правду как себе, так и другим, потому что в его «духе нет лукавства».

Во-вторых, существует, так называемая, протестантская трудовая этика. Она также берет начало из Пяти Sola’s Реформации. Согласно sola Scriptura, мы должны хранить четвертую заповедь из благодарности. Поэтому мы работаем шесть дней и отдыхаем в христианскую субботу, которая названа Днем Господа (Отк. 1:10), проводя день в личном и совместном поклонении Богу. Мы подражаем нашему Спасителю, только Христу (solus Christus), Совершившему порученное Ему Отцом (Иоанна 4:34, 17: 4). Мы оправданы только верой (sola fide) через вмененную праведность Бога, не просто мертвой верой во Христа, но это вера живая и действенная. Мы спасены только благодатью (sola gratia). Поэтому мы трудимся с благодарностью за абсолютно милосердное спасение. В соответствии с принципом Реформации soli Deo gloria мы работаем, чтобы почтить Триединого Бога и служить Ему, а не просто человеку.

Истинные протестанты считают, что они должны трудиться честно, не избегая трудностей, так они и делают. Вспомните французских гугенотов и ​​о страшно негативном влиянии войны на экономику Франции, когда их преследовали и изгоняли из страны, особенно по причине злобного отказа короля Людовика XIV от Нантского Указа (1685).

Протестантская трудовая этика основана на двух других библейских, протестантских истинах. Первое - это священство всех верующих. Дело не в том, что только верная работа христианского служителя имеет ценность в глазах Бога; работа всех Его людей свята, когда она совершается на основании веры и для угождения Ему, во Христе Иисусе. Вторая библейская и реформатская истина, поддерживающая протестантскую трудовую этику, - это призвание. Оно касается не только проповедников, старейшин или дьяконов, которые призваны служить в поместных церквях. Также все христиане призваны Богом для работы во всяком законном занятии, которое Он дал им в Своем провидении. Таким образом, для Господа не имеет значения, насколько низкооплачиваемой или неприглядной, а может быть даже и скромной, является ваша работа. Никакая работа не «ниже» вас, если она делается для славы Бога. Наш Спаситель трудился руками в течение многих лет как плотник! Это важный момент, особенно в наши дни, когда идеи западного секуляризма унижают доброе постановление о труде, данное от сотворения мира. Многие люди глупо считают, что больше достоинства быть безработным, чем выполнять низкооплачиваемую работу.

Прислушайтесь к освежающему библейскому учению в послании к Колоссянам 3: 22-24: «Рабы, во всем повинуйтесь господам вашим по плоти, не в глазах только служа им , как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь Бога. И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков, зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Христу». Девизом протестантской трудовой этики являются, по сути, слова: « все, что может рука твоя делать, по силам делай»(Eккл. 9:10).

Протестант ли вы? Если вы придерживаетесь принципов 5 Sola’s Реформации (только Писание, только Христос, только вера, только благодать и только слава Богу) и великих протестантских символов веры, если говорите правду, веруете и проявляете усердие в труде, поддерживаете вероучение протестантской реформации шестнадцатого века, которое является чистым, апостольским христианством, тогда продолжайте свидетельствовать о Божьей правде, принимая участие в непрерывным реформирование церкви и подвязаясь добрым подвигом веры!

Протестантизм представляет собой одно из ведущих направлений христианской веры, сформировавшееся позднее всего, но сумевшее подняться на второе место по числу последователей по всему миру. Согласно статистическим данным протестантизм (википедия рассматривает историю становления и развития религии достаточно подробно) сегодня исповедуют примерно 800 млн. человек. Верующих, исповедующих именно протестантизм, можно найти во всех странах мира. Даже в Исламских государствах существуют незаконно действующие протестантские церкви. Православие и протестантизм имеют ряд кардинальных отличий. Православие берет за основу Священное Писание и Священное Придание, тогда как протестантами отвергаются любые святыни, кроме Священного Придания. Протестантизм (отличие от православия наблюдается во многом) разрешает раздавать посты священнослужителей и женщинам, и мужчинам. Священнослужителями у православных христиан разрешается быть только мужчинам. Католицизм и протестантизм также имеют множество существенных различий. В частности, это касается внутренней организации церкви. На сегодняшний день существует много направлений, но основными (существовавшими изначально) считаются лютеранство, англиканская церковь и кальвинизм. Именно последняя разновидность протестантизма является наиболее строгой веткой.

История протестантизма

История протестантизма, как принято считать, датируется шестнадцатым веком. Возникновение протестантизма пришлось на период активизации движения Реформации, отвергнувшего ряд важнейших католицистических установок. Все это способствовало появлений отдельных религиозных течений, позднее объединенных в единое понятие «протестантизм».

Условно говоря, история протестантизма, начинается с отмены указа Вторым Шпейерским сеймом 1529 года, принятого в 1526 году. Бумага позволяла немецким правителям самостоятельно выбирать государственную религию для своих подданных, ориентируясь на личную веру. Аннулирование решения ограничило права лютеранцев, если сравнивать их с правами католиков. Результатом отмены стало выступление с протестом пяти немецких князей и четырнадцати вольных городов. И сторонники Реформации стали называться протестантами.
Протестантское учение, несмотря на то что история протестантизма насчитывает несколько веков, так и не стало единым целым: вероисповедание до сих пор представляет собой отличные друг от друга течения.
Направление протестантизма – основные ветви

Религия протестантизм, как вероисповедание, включает различные направления. Появившаяся в шестнадцатом веке религия, продолжает свое становление до настоящего времени, т.е. новые ветви протестантизма продолжают появляться и по сей день.

Лютеранство

Самое старинное направление протестантизма, исторически появившееся первым, стало лютеранство. Основателем лютеранской – она же Евангелическая – церкви стал Мартин Лютер. Иногда лютеранство называют еще Лютер протестантизм.

Суть протестантизма согласно его лютеранской ветке изложена в Книге Согласия. Люди, придерживающиеся этого течения протестантизма, исповедуют пять главных принципов:
Лютер протестантизм говорит, что милость божья делами человека заслужена быть не может. Это дар;
прощение за совершенные греховные поступки может быть получено лишь через веру в Евангелие. При этом у человека есть выбор – принять либо отказаться от этой веры;
Библия является Святым Писанием, содержащим выражение божественной воли. Тексты, появившиеся позднее, признаются лишь в тех частях, которые отвечают Писанию. Касается правило и сочинений Лютера Кинга – личности почитаемой, но не возведенной в культ;
спасение в этой жизни возможно только после уверования в Христа, объединившего в себе божественное и человеческое начало. Именно так преподносит отпущение грехов Лютер протестантизм;
символом поклонения этого течения протестантизма является исключительно Иисус Христос. При этом почитается Богородица и другие святые.

Вера протестантизм признает только два вида церковных таинств:
принятие крещения, необходимого для принятия веры обряда;
причастия, укрепляющего веру человека.

Лютер протестантизм не возвышает священнослужителя нам мирянами. В глазах веры он обычный человек. Для этой ветки протестантизма типично четкое разграничение между областями влияния Евангелия и мирских законов. Если Евангелие – это милость Божья, то существующие законы – его гнев.

Кальвинизм

Следующее направление протестантизма – кальвинизм, объединяющий в себе пресвитерианскую и реформаторскую церкви. Основатель протестантизма в этой ветви – Жан Ковен (Кальвин), выдвинувший собственную религиозную концепцию в первой половине шестнадцатого века.

Кальвинизм – одно из самых рационалистических направлений веры. Для этой ветки протестантизма типично верование в Библию, как в единственный и непререкаемый стандарт жизни и верований человека.

Суть протестантизма кальвинистической ветки достаточно агрессивна. В целом протестанты всех направлений свято верят, что спасение человека после совершенного им грехопадения возможно только через веру в Иисуса. Все совершаемые человеком в период своей жизни поступки – греховны по определению. Последователи кальвинизма в этой уверенности еще более жестоки – спасение либо адские муки после смерти предопределены человеку еще до его появления в этом мире и что-либо изменить невозможно. Для этого течения протестантизма характерно верование в то, что если человек ведет добродетельный образ жизни, то Богом ему предопределено спасение после смерти.

Для этого направления протестантизма характерна невероятно простая культовая практика.
Полное отсутствие реликвий и почитаемых святых.
Храмы аскетичны – вера исключает наличие икон, статуй и художественных изображений.
Алтарь и крест не являются непременными атрибутами церкви.
Службы проходят в скромной обстановке.

Кальвинизм ставит окружающую нас природу в один ряд с самой почитаемой верующими книгой – Библией.

Согласно статистике общее количество людей, исповедовавших кальвинизм, достигает 60 млн. человек. В основном последователи веры проживают на территории европейских стран. Последователи есть и в Америке, а также Азии и Африке.

Англиканская церковь

Это направление протестантизма появилось как итог принятия религиозного течения подданными английского королевства, где оно получило статус государственного. Также как лютеранство и кальвинизм, англиканская церковь рассматривает Священное Писание как первоисточник учения. Во главе церкви стоят правящая монаршая семья.

В отличие от кальвинизма и лютеранского направления англиканская ветвь не исключает спасительной роли церкви. Кроме этого, для этого направления протестантизма типично сохранение иерархии священнослужителей. При этом именно служителям культа отводится роль посредников в общении между богом и человеком.

Именно в англиканской ветви протестантства прослеживается максимальное влияние католических традиций, речь идет о построении иерархической лестницы и служение Мессы.

Англиканский протестантизм (страны, практикующие вероисповедание, многочисленны: Англия, Шотландия, Америка, Канада и другие) насчитывает примерно 58 млн. последователей по всему миру.

Сектантство

Практически каждая церковь имеет сектантские ответвления, и протестантизм исключением не стал. Наиболее известными являются баптисты, адвентисты 7-го дня и пятидесятники.

Как и многие побочные ветви протестантизма, баптизм появился в семнадцатом веке на территории Англии. Основу вероисповедания составляет библейское учение. Именно поэтому баптизм, как представитель одной из ветвей протестантизма, утверждает, что верования в искупительную жертву Христа, как и в него самого, вполне достаточно, чтобы заслужить спасение. Объясняется это тем, что уверовать способен только тот человек, который был избран богом.

Существующее учение о «духовном возрождении» в практике баптизма получает особый статус. Последователи учения верят, входящий в человека «Святой Дух» указывает на единение верующего человека с Христом.

Крещение и причастие в этой ветви протестантизма рассматриваются как символичное единение человека и Христа. Крещение принимается в сознательном возрасте, поскольку человек обязан отдавать отчет своим поступкам. Для баптизма характерен обряд катехимента: прежде чем принять крещение, человек целый год проходит «испытательный» срок.

Баптизм как протестантизм (страны, практикующие религию многочисленны) исповедуют 72 млн. человек по всему миру.

Адвентисты 7-го дня

Свое начало секта берет в девятнадцатом веке в США. Цель направления – ожидание второго пришествия Христа.

Пятидесятники

Родиной движения также является территория США. Появились пятидесятники в середине прошлого века. Последователи веры стремятся к возрождению даров Святого Духа, переданных апостолам в день празднования Пятидесятницы.

В чем отличие протестантизма от католицизма

Если проводить сравнительный анализ, то отличие протестантизма от католицизма проявляется достаточно ярко. И, прежде всего, это внутренняя организация церкви.
Католиками церковь рассматривается как единое целое. И безусловным авторитетом обладает только Папа Римский. Для протестантов типична централизация (и для лютеранской, и для англиканской церквей). При этом общины никак не взаимодействуют между собой – действует принцип автономности. Безусловный лидер направления – Иисус Христос.
Следующее отличие протестантизма от католицизма – вступление в брак. У католиков это невозможно. Тогда как представителям духовенства протестантов это разрешено.
Для католиков типична организация монашеских орденов. Протестанты никогда не отрекаются от мирской жизни. И это еще одно важнейшее отличие протестантизма от католицизма.
На пост католических священнослужителей могут поступать исключительно мужчины. У протестантов должность епископов и священников могут занимать и женщины.
Не менее важное отличие протестантизма от католицизма – возраст принятия крещения. Католики могут принимать веру в любом возрасте, но протестанты при принятии веры должны полностью осознавать свой выбор.
Католики признают семь таинств – крещение, покаяние, вступление в брак, священство, елеосвященство, миропомазание и Евхаристия. В протестантизме есть только причастие и крещение.
Католики живут с верой в день Страшного Суда и молятся о своих умерших. У протестантов молиться об умерших не принято.

Религия протестантизм более терпима к совершению обряда причастия. Так, у католиков для причастия используется только пресный бездрожжевой хлеб. Протестанты могут давать к причастию любо сорт хлеба.

Кроме этого, религия протестантизм не признает посредничества во время общения человека и Бога, но у католиков исповедоваться принято в присутствии священника. Католическая Месса признается главным церковным богослужением. Протестанты единого формата службы не признают.

Религия протестантизм от католицизма отличается еще и тем, что протестантской вере отсутствует признание креста и икон, а также не ведется почитания никаких святых. Для католиков символами поклонения становятся иконы, крест, мощи и скульптурные/живописные изображения святых.

Протестантизм в России

Протестантизм в России появился еще во времена правления царя Василия III. И потом монархи, правившие страной, предпочитали, чтобы Россию посещали именно протестанты, а католики. При этом им разрешалось придерживаться своей веры, но попытки приобщения православных христиан жестоко наказывались: миссионеров сжигали на кострах.

Протестантизм в России начал активно развиваться после присоединения Польши и Прибалтики, а затем и Финляндии. К концу семнадцатого века на территории Москвы функционировали три лютеранские церкви.

Протестантизм в России «расцвел» во времена правления Петра I: царем были разрешены браки между протестантами и православными, но рожденные дети должны были принимать православную веру. Екатерина II дала «добро» на заселение немцами (именно они и исповедовали протестантизм) территории Самарской и Саратовской губернии.

Протестантизм в России при Николае I подчинялся особому уставу, регулирующему деятельность протестантских церквей. Пастор приравнивался к дворянину, а потому часть жалования ему выплачивалась из казенных средств.

С началом войны 1914 года многие немцы-протестанты покинули Россию, отправившись на историческую родину. В советское время протестантизм, наравне с католичеством и православием, был под запретом.

Как произошли отделения

Православная Церковь сохранила неповрежденной ту истину, которую открыл апостолам Господь Иисус Христос. Но Сам Господь предупредил Своих учеников, что из среды тех, кто будет с ними, появятся люди, которые захотят исказить истину и помутить ее своими выдумками: Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные (Мф. 7, 15).

И апостолы тоже предупреждали об этом. Например, апостол Петр писал: у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении… Оставив прямой путь, они заблудились… им приготовлен мрак вечной тьмы (2 Пет. 2, 1-2, 15, 17).

Под ересью понимается ложь, которой человек следует сознательно. Путь, который открыл Иисус Христос, требует от человека самоотверженности и усилий, чтобы проявилось то, действительно ли на этот путь он вступил с твердым намерением и по любви к истине. Мало просто назвать себя христианином, надо своими делами, словами и мыслями, всей своей жизнью доказать, что ты христианин. Тот, кто любит истину, ради нее готов отказаться от всякой лжи в своих мыслях и своей жизни, чтобы истина вошла в него, очистила и освятила.

Но не все вступают на этот путь с чистыми намерениями. И вот последующая жизнь в Церкви выявляет их негодное настроение. И те, кто любит себя больше, чем Бога, отпадают от Церкви.

Бывает грех поступка — когда человек делом нарушает заповеди Божии, а бывает грех ума — когда человек предпочитает свою ложь Божественной истине. Второе и называется ересью. И среди тех, кто называл себя в разные времена христианами, выявлялись как люди, преданные греху поступка, так и люди, преданные греху ума. Тот и другой человек противится Богу. Тот и другой человек, если сделал твердый выбор в пользу греха, не может оставаться в Церкви, и отпадает от нее. Так на протяжении истории из Православной Церкви уходили все, кто выбрал грех.

Апостол Иоанн говорил о них: Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши (1Ин. 2 , 19).

Их участь незавидна, ведь в Писании сказано, что предающиеся ереси… Царствия Божия не наследуют (Гал. 5 , 20-21).

Именно потому, что человек свободен, он всегда может сделать выбор и употребить свободу либо во благо, избрав путь к Богу, либо во зло, избрав грех. В этом причина того, что возникали лжеучители и возникали те, кто верил им больше, чем Христу и Его Церкви.

Когда появлялись еретики, привносящие ложь, святые отцы Православной Церкви начинали объяснять им их заблуждения и призывали отказаться от вымыслов и обратиться к правде. Некоторые, будучи убеждены их словами, исправлялись, но далеко не все. И о тех, кто упорствовал во лжи, Церковь произносила свой суд, свидетельствуя о том, что они не являются истинными последователями Христа и членами основанного Им сообщества верных. Так исполнялся апостольский совет: Еретика после первого и второго вразумления отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден (Тит. 3 , 10-11).

Подобных людей в истории было немало. Самые распространенные и многочисленные из числа основанных ими сообществ, что сохранились до наших дней — монофизитские Восточные Церкви (они возникли в V веке), Римо-католическая Церковь (отпавшая от Вселенской Православной Церкви в XI веке) и Церкви, называющие себя протестантскими. Сегодня мы рассмотрим, что отличается путь протестантизма от пути Православной Церкви.

Протестантизм

Если какая-то ветвь отломится от дерева, то, потеряв связь с жизненными соками, неизбежно начнет засыхать, растеряет свои листья, станет хрупкой и легко сломается при первом же натиске.

То же самое видно и в жизни всех сообществ, отделившихся от Православной Церкви. Как отломившаяся ветвь не может удержать на себе листьев, так и те, кто отделяются от подлинного церковного единства, не могут больше сохранять уже и свое внутреннее единство. Это происходит потому, что, уйдя из Божией семьи, они теряют связь с живительной и спасительной силой Духа Святого, а то греховное желание противиться истине и ставить себя выше других, которое и привело их к отпадению от Церкви, продолжает действовать среди самих отпавших, обращаясь уже против них и приводя ко все новым внутренним разделениям.

Итак, в XI веке от Православной Церкви отделилась Поместная Римская Церковь, а в начале XVI века уже от нее самой отделилась значительная часть людей, последовав за идеями бывшего католического священника Лютера и его единомышленников. Они образовали свои общины, которые стали считать «Церковью». Это движение носит общее название протестантов, а само их отделение называется Реформацией.

В свою очередь, протестанты также не сохранили внутреннего единства, но еще больше стали делиться на разные течения и направления, каждое из которых утверждало, что именно оно является настоящей Церковью Иисуса Христа. Они продолжают делиться и до настоящего времени, и сейчас их в мире уже более двадцати тысяч.

У каждого их направления есть свои особенности вероучения, которые было бы долго описывать, и здесь мы ограничимся разбором только основных черт, которые свойственны всем протестантским номинациям и которые отличают их от Православной Церкви.

Основной причиной появления протестантизма стал протест против учения и религиозной практики Римо-католической Церкви.

Как отмечает святитель Игнатий (Брянчанинов), действительно, «в Церковь Римскую вкрались многие заблуждения. Хорошо бы сделал Лютер, если б он, отвергнув заблуждения латинян, заменил эти заблуждения истинным учением Святой Христовой Церкви; но он заменил их своими заблуждениями; некоторым заблуждениям Рима, весьма важным, вполне последовал, а некоторые усилил» . «Протестанты восстали против уродливой власти и божественности пап; но так как они действовали по побуждению страстей, утопая в разврате, а не с прямой целью стремления к святой Истине, то и не оказались достойными узреть ее» .

Они отказались от ошибочной идеи о том, что папа Римский является главой Церкви, но сохранили католическое заблуждение о том, что Дух Святой исходит от Отца и Сына.

Писание

Протестанты сформулировали принцип: «только Писание», он означает, что авторитет ими признается лишь за Библией, а Священное Предание Церкви они отвергают.

И в этом они противоречат сами себе, ведь само Священное Писание указывает на необходимость почитать идущее от апостолов Священное Предание: стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим (2 Фес. 2 , 15),— пишет апостол Павел.

Если человек напишет какой-нибудь текст и раздаст его разным людям, а потом попросит объяснить, как они его поняли, то наверняка обнаружится, что кто-нибудь понял текст правильно, а кто-то неправильно, вложив в эти слова свой смысл. Известно, что у любого текста возможны разные варианты понимания. Они могут быть верными, а могут быть ошибочными. То же самое и с текстом Священного Писания, если оторвать его от Священного Предания. И действительно, протестанты думают, что понимать Писание нужно так, как кому захочется. Но такой подход не может помочь обрести истину.

Вот как писал об этом святой Николай Японский: «Ко мне иногда приходят японцы-протестанты, просят объяснить какое-либо место Священного Писания. "Да у вас же есть свои учителя-миссионеры — их спросите,"— говорю я им.— "Что они отвечают?" — "Мы у них спрашивали, говорят: понимай, как знаешь; но мне нужно знать подлинную мысль Божию, а не мое личное мнение"... У нас не так, все светло и надежно, ясно и прочно — потому что мы кроме Священного Писания принимаем еще Священное Предание, а Священное Предание — это живой, непрерывающийся голос... нашей Церкви со времен Христа и Его Апостолов доныне, который будет до скончания мира. На нем-то утверждается все в целом Священное Писание» .

Сам апостол Петр свидетельствует, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою, ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым (2 Пет.1 , 20-21). Соответственно, только святые отцы, движимые, тем же Духом Святым, могут открыть человеку истинное понимание Слова Божия.

Священное Писание и Священное Предание составляют одно нераздельное целое, и так было с самого начала.

Не письменно, а устно Господь Иисус Христос открыл апостолам, как понимать Священное Писание Ветхого Завета (Лк. 24, 27), и этому же они устно научили первых православных христиан. Протестанты желают подражать в своем устройстве ранним апостольским общинам, но в первые годы у ранних христиан вообще не было новозаветного писания, а все передавалось из уст в уста, как предание.

Библия была дана Богом для Православной Церкви, именно в соответствии со Священным Преданием Православная Церковь на своих Соборах утвердила состав Библии, именно Православная Церковь задолго до появления протестантов с любовью сохраняла Священное Писание в своих общинах.

Протестанты же, пользуясь Библией, не ими написанной, не ими собранной, не ими сохраненной, отвергают Священное Предание, и тем самым закрывают для себя истинное понимание Слова Божия. Поэтому они часто спорят о Библии и нередко придумывают собственные, человеческие предания, не имеющие никакой связи ни с апостолами, ни с Духом Святым, и впадают, по слову апостола, в пустое обольщение, по преданию человеческому.., а не по Христу (Кол. 2, 8).

Таинства

Протестанты отвергли священство и священнодействия, не веруя, что через них может действовать Бог, и если даже оставляли нечто похожее, то только название, полагая, что это только символы и напоминания об оставшихся в прошлом исторических событиях, а не святая реальность сама по себе. Вместо епископов и священников они завели себе пасторов, не имеющих никакой связи с апостолами, никакого преемства благодати, как в Православной Церкви, где на каждом епископе и священнике находится благословение Божие, которое можно проследить от наших дней до Самого Иисуса Христа. Протестантский пастор лишь оратор и администратор жизни общины.

Как говорит святой Игнатий (Брянчанинов), «Лютер… с запальчивостью отвергая беззаконную власть пап, отверг и законную, отверг сам сан епископский, самую хиротонию, несмотря на то, что установление того и другого принадлежит самим апостолам… отверг и Таинство Исповеди, хотя все Священное Писание свидетельствует, что невозможно получить отпущение грехов без исповедания их» . Отвергли протестанты и прочие священнодействия.

Почитание Богородицы и святых

Пресвятая Дева Мария, родившая по человечеству Господа Иисуса Христа, пророчески сказала: отныне будут ублажать Меня все роды (Лк. 1 , 48). Это было сказано об истинных последователях Христа - православных христианах. И действительно, с тех пор и доныне из рода в род все православные христиане почитают Пресвятую Богородицу Деву Марию. А протестанты не желают ее почитать и ублажать, вопреки Писанию.

Дева Мария, как и все святые, то есть, люди, до конца прошедшие по пути спасения, открытому Христом, соединились с Богом и пребывают всегда в согласии с Ним.

Богородица и все святые стали ближайшими и любимейшими друзьями Бога. Даже человек, если его о чем-то попросит любимый друг, то постарается обязательно исполнить, также и Бог охотно слушает и скоро исполняет просьбы святых. Известно, что еще при своей земной жизни, когда они просили, Он непременно откликался. Так, например, по просьбе Матери Он помог бедным молодоженам и сотворил чудо на пиру, чтобы избавить их от позора (Ин. 2, 1-11).

Писание сообщает, что Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы (Лк. 20, 38). Поэтому после смерти люди не исчезают бесследно, но их живые души содержатся Богом, и те, кто свят, сохраняет возможность общения с Ним. И Писание прямо говорит о том, что усопшие святые обращаются с просьбами к Богу и Он слышит их (см.: Откр. 6, 9-10). Поэтому православные христиане почитают Пресвятую Деву Марию и других святых и обращаются к ним с просьбами о том, чтобы они походатайствовали перед Богом о нас. Опыт свидетельствует, что множество исцелений, избавлений от смерти и другой помощи получают прибегающие к их молитвенному заступлению.

Например, в 1395 году великий монгольский полководец Тамерлан с огромным войском отправился в Россию, чтобы захватить и разрушить ее города, в том числе столицу — Москву. У русских не было достаточно сил, чтобы противостоять такой армии. Православные жители Москвы стали усердно просить Пресвятую Богородицу о том, чтобы она помолилась Богу о спасении их от надвигающейся беды. И вот, однажды утром Тамерлан неожиданно объявил своим военачальникам, что нужно поворачивать армию и возвращаться назад. А на вопросы о причине ответил, что ночью во сне он увидел великую гору, на вершине которой стояла прекрасная сияющая женщина, которая приказала ему покинуть русские земли. И, хотя Тамерлан не был православным христианином, он из страха и уважения к святости и духовной силе явившейся Деве Марии подчинился Ей.

Молитвы за умерших

Те православные христиане, которые при своей жизни не смогли победить грех и стать святыми, после смерти тоже не исчезают, но они сами нуждаются в наших молитвах. Поэтому Православная Церковь молится за умерших, веруя, что по этим молитвам Господь посылает облегчение для посмертной участи наших умерших близких. Но протестанты и этого не хотят признавать, и отказываются молиться за умерших.

Посты

Господь Иисус Христос, говоря о своих последователях, сказал: придут дни, когда отнимется у них Жених, и тогда будут поститься в те дни (Мк. 2, 20).

Господь Иисус Христос был отнят у своих учеников первый раз в среду, когда Иуда предал Его и злодеи схватили, чтобы вести на суд, а второй раз — в пятницу, когда злодеи распяли Его на Кресте. Поэтому во исполнение слов Спасителя православные христиане с древнейших времен соблюдают пост каждую среду и пятницу, воздерживаясь ради Господа от вкушения продуктов животного происхождения, а также от разного рода развлечений.

Господь Иисус Христос постился сорок дней и ночей (см.: Мф. 4, 2), подавая пример Своим ученикам (см.: Ин. 13, 15). И апостолы, как сказано в Библии, служили Господу и постились (Деян. 13, 2). Поэтому православные христиане, кроме однодневных постов, имеют также многодневные, из которых главный — Великий пост.

Протестанты отрицают посты и постные дни.

Священные изображения

Тот, кто желает поклоняться истинному Богу, не должен при этом поклоняться ложным богам, которые либо выдуманы людьми, либо теми духами, которые отпали от Бога и стали злыми. Эти злые духи нередко являлись людям, чтобы ввести их в заблуждение и отвлечь от поклонения истинному Богу на поклонение себе.

Однако, повелев построить храм, Господь еще в эти древние времена повелел также сделать в нем изображения херувимов (см.: Исх. 25, 18-22) — духов, которые сохранили верность Богу и стали святыми ангелами. Поэтому с самых первых времен и православные христиане делали священные изображения святых, соединившихся с Господом. В древних подземных катакомбах, где во II-III веках собирались для молитвы и священнодействий христиане, гонимые язычниками, они изображали Деву Марию, апостолов, сюжеты из Евангелия. Эти древние священные изображения сохранились и до наших дней. Точно так же в современных храмах Православной Церкви есть те же самые священные изображения, иконы. При взгляде на них человеку легче вознестись душой к первообразу , сконцентрировать свои силы на молитвенном обращении к нему. После таких молитв перед святыми иконами Бог часто посылает людям помощь, нередко происходят чудесные исцеления. В частности, об избавлении от войска Тамерлана в 1395 году православные христиане молились именно у одной из икон Богородицы — Владимирской.

Однако протестанты по своему заблуждению отвергают почитание священных изображений, не понимая разницы между ними и между идолами. Это происходит из их ошибочного понимания Библии, а также от соответствующего духовного настроения — ведь не заметить принципиальной разницы между изображением святого и изображением злого духа может лишь тот, кто не понимает разницы между святым и злым духом.

Другие отличия

Протестанты считают, что если человек признает Иисуса Христа Богом и Спасителем, то он уже становится спасенным и святым, и никаких особенных дел для этого не нужно. А православные христиане, вслед за апостолом Иаковом считают, что вера, если не имеет дел, мертва сама по себе (Иак. 2, 17). И Сам Спаситель сказал: Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного (Мф. 7, 21). А значит, по мнению православных христиан, что необходимо исполнять заповеди, выражающие волю Отца, и таким образом делами доказывать свою веру.

Также у протестантов нет монашества и монастырей, а у православных они есть. Монахи ревностно трудятся в том, чтобы исполнить все заповеди Христа. А кроме того, они берут три дополнительных обета ради Бога: обет безбрачия, обет нестяжания (неимения своего имущества) и обет послушания духовному руководителю. В этом они подражают апостолу Павлу, который был безбрачен, нестяжателен и совершенно послушен Господу. Монашеский путь считается более высоким и славным, чем путь мирянинна — семейного человека, но и мирянин также может спастись, стать святым. Среди апостолов Христовых были и женатые люди, а именно, апостолы Петр и Филипп.

Когда у святого Николая Японского в конце XIX века спросили, почему, хотя у православных в Японии всего два миссионера, а у протестантов шестьсот, тем не менее, больше японцев обращались в Православие, чем в протестантство, он ответил: «Дело не в людях, а в учении. Если японец, прежде чем принять христианство, основательно изучает его и сравнивает: в Католической миссии узнает католичество, в протестантской — протестантство, у нас наше учение, то он, насколько я знаю, всегда принимает Православие. <...> Что же это? Да то, что в Православии Христово учение хранится чистым и целым; мы ничего не прибавили к нему, как католики, ничего не убавили, как протестанты» .

Действительно, православные христиане убеждены, как говорит святой Феофан Затворник, в этой непреложной истине: «Что Бог открыл и что заповедал, к тому не следует ничего прибавлять, ни убавлять от того. Это относится к католикам и протестантам. Те все прибавляют, а эти убавляют… Католики помутили апостольское предание. Протестанты взялись поправить дело — и еще хуже сделали. У католиков один папа, а у протестантов, что ни протестант, то папа» .

Поэтому все, кому действительно интересна истина, а не свои мысли, и в прошлые века, и в наше время, непременно находят путь в Православную Церковь, и часто даже без каких-то усилий православных христиан, Сам Бог приводит таких людей к истине. Для примера приведем две истории, случившиеся недавно, участники и свидетели которых живы до сих пор.

Случай в США

В 1960-х годах в американском штате Калифорния, в городах Бен-Ломон и Санта-Барбара большая группа молодых протестантов пришла к выводу, что все известные им протестантские Церкви не могут быть настоящей Церковью, поскольку предполагают, что будто бы после апостолов Церковь Христова исчезла, и ее будто только в XVI веке возродили Лютер и другие вожди протестантизма. Но такая мысль противоречит словам Христа о том, что врата адовы не одолеют его Церковь. И тогда эти молодые люди стали изучать исторические книги христиан, с самой ранней древности, от первого века ко второму, затем к третьему и так далее, прослеживая непрерывную историю Церкви, основанной Христом и Его апостолами. И вот, благодаря своим многолетним исследованиям, эти молодые американцы сами убедились в том, что такой Церковью является Православная Церковь, хотя никто из православных христиан с ними не общался и не внушал им такой мысли, но сама история христианства засвидетельствовала для них эту истину. И тогда они вошли в контакт с Православной Церковью в 1974 году все, в составе более двух тысяч человек, приняли Православие.

Случай в Бенине

Другая история произошла в Западной Африке, в Бенине. В этой стране не было совсем православных христиан, большинство жителей были язычниками, еще немного исповедовали ислам, и еще некоторые были католиками или протестантами.

Вот с одним из них, человеком по имени Оптат Беханзин, в 1969 году случилось несчастье: тяжело заболел его пятилетний сын Эрик, которого разбил паралич. Беханзин повез сына в больницу, но врачи сказали, что мальчика невозможно вылечить. Тогда пораженный горем отец обратился к своей протестантской «Церкви», стал посещать молитвенные собрания в надежде, что Бог исцелит его сына. Но эти молитвы были бесплодны. После этого Оптат у себя дома собрал некоторых близких людей, уговорив их вместе молиться Иисусу Христу об исцелении Эрика. И после их молитвы случилось чудо: мальчик исцелился; это укрепило маленькую общину. Впоследствии происходили все новые чудесные исцеления по их молитвам к Богу. Поэтому к ним переходило все больше людей — и католиков, и протестантов.

В 1975 году община решила оформить себя как самостоятельную церковь, и верующие решили усиленно молиться и поститься, чтобы узнать волю Божию. И в этот момент Эрик Беханзин, которому было уже одиннадцать лет, получил откровение: на вопрос о том, как им назвать свою церковную общину, Бог ответил: «Мою Церковь называют Православной Церковью». Это очень удивило бенинцев, потому что никто из них, включая самого Эрика, никогда не слышал о существовании такой Церкви, и они даже не знали слова «православный». Тем не менее, они назвали свою общину «православной церковью Бенина», и только двенадцать лет спустя смогли познакомиться с православными христианами. И когда они узнали про настоящую Православную Церковь, которая издревле так называется и ведет начало от апостолов, они все дружно, в составе более 2500 человек перешли в Православную Церковь. Так Господь откликается на просьбы всех, кто действительно ищет путь святости, ведущий к истине, и приводит такого человека в Свою Церковь.

Святитель Игнатий (Брянчанинов). Понятие о ереси и расколе.

Св. Иларион. Христианство или Церковь.

Святитель Игнатий (Брянчанинов). Лютеранизм.

Протестантизм (от лат. protestatio, onis f – провозглашение, заверение; в отд. случаях – возражение, несогласие) – совокупность религиозных общин (около 20 000 деноминаций), каждая из которых отождествляет себя с Церковью Божьей, Христовой, полагает, что исповедует чистую веру, основанную на Евангелии, на учении святых апостолов, но в действительности представляет собой псевдохристианскую общность, или секту. В основе вероучения каждой протестантской общины, а также в основе норм богослужения и богопочитания лежит своеобразно интерпретированное богооткровенное учение, изложенное в Священном Писании, главным образом - в канонических Книгах Нового Завета.

Протестантизм образовался в ходе Реформации, в XVI в. Причиной начала реформационных движений стало недовольство отдельных представителей Римско-Католической Церкви злоупотреблениями со стороны её пастырства, и прежде всего со стороны римских пап. Лидером религиозной революции стал Мартин Лютер. Его планы заключались в частичной реформе церкви и ограничении власти папы. Первое открытое выступление Лютера против политики католической церкви состоялось в 1517 году. Затем Лютер разослал тезисы своим друзьям. Изданы они были в январе 1518 года. Также ранее считалось, что реформатор публично и яростно осудил торговлю индульгенциями, однако он не отрицал правомерность и действенность индульгенций, но только злоупотребления в их выдаче. Его 71-й тезис гласил: «Кто говорит против истины папских отпущений – да будет тот предан анафеме и проклят».

Другими основоположниками протестантизма, помимо Мартина Лютера, были Ж. Кальвин, У. Цвингли, Ф. Меланхтон.

Протестантизм, в силу достаточно вольного отношения к методам и приёмам интерпретации Священного Писания, очень неоднороден и включает в себя тысячи направлений, хотя в общем, в какой-то мере, пока ещё разделяет христианские представления о Боге Троице, единосущии Божеских Лиц, Богочеловеке Иисусе Христе (Воплощении, Искуплении, Воскресении Сына Божия), о бессмертии души, рае и аде, Страшном Суде и т. д.

Довольно резкая разница между Православием и протестантизмом усматривается в отношении учения о Церкви, и это естественно, ведь если бы протестанты согласились с православным (или даже с католическим) учением, им не осталось бы ничего иного, кроме как признать свои «церкви» ложными. Помимо того, что протестантизм отвергает учение о Православной Церкви как единственно истинной и спасительной, протестанты, частично или полностью, отрицают церковную иерархию (священноначалие), Таинства, авторитет Священного Предания, на основе которого строится не только толкование Священного Писания, но и богослужебная практика, аскетический опыт христианских подвижников, почитание святых и институт монашества.

Пять главных вероучительных тезисов классического протестантизма :

1. Sola Scriptura – «Только Писание».

Библия (Священное Писание) провозглашается единственным и самоинтерпретируемым источником вероучения. Каждый верующий имеет право толковать Библию. Однако даже первый протестант Мартин Лютер замечал: «Сам дьявол может цитировать Библию с большой пользой для себя». Свидетельством безрассудности стремления понять Библию лишь собственным падшим разумом является всё умножающееся дробление протестантизма на множество течений. Ведь еще в древности св. говорил в послании к императору Константину: Писание не в словах, а в их понимании.

2. Sola fide – «Только верой». Это учение об оправдании только верой, вне зависимости от совершения добрых дел и любых внешних священнодействий. Протестанты отрицают их значение в качестве источника спасения души, считая их неизбежными плодами веры и свидетельством прощения.

3. Sola gratia – «Только благодатью».

Это доктрина о том, что спасение - это благой дар от Бога человеку и сам человек не может участвовать в своем спасении.

4. Solus Christus – «Только Христос».

Спасение возможно только через веру во Христа. Протестанты отрицают ходатайство Богородицы и других святых в деле спасения, а также учат, что церковная иерархия не может быть посредницей между Богом и людьми, считая, что верующие представляют собой «всеобщее священство».

5. Soli Deo gloria – «Только Богу слава»

Учитывая, что протестантизм – не единое религиозное направление, но раздробленное на множество частных, вышеуказанные замечания приложимы к различным протестантским общинам в различной мере. Так, лютеране и англикане признают необходимость иерархии, хотя и не в таком виде, как оно присутствует в Православной Церкви. Отношение к таинствам в разных общинах неодинаковое: отличается как, собственно, отношением к ним, так и количеством признаваемых таинств. Протестантизму, как правило, чуждо почитание святых икон и святых мощей, чуждо учение об уместности молитв к Божьим святым как к нашим ходатаям. Отношение к Божьей Матери сильно разнится в зависимости от принятого в той или иной «церкви» вероучения. Сильно разнится и отношение к личному спасению: от убеждения, что спасутся все уверовавшие во Христа, до убеждения, что спасутся лишь те, кто к этому предопределен.

Православие подразумевает живое, деятельное восприятие христианином Божественной благодати в силу чего вся становится таинственным соединением Бога и человека, а храм с его Таинствами – реальным местом такого соединения. Живой опыт действия Божественной благодати не допускает ограничения Таинств или их извращенного толкования, а также умаления или отмены почитания святых, стяжавших благодать, аскезы как пути ее приобретения.

Первоначальными формами протестантизма были лютеранство, цвинглианство и кальвинизм, унитарианство и социанство, анабаптизм и меннонитство, англиканство. В дальнейшем возникает ряд течений, известных как поздний, или неопротестантизм: баптисты, методисты, квакеры, адвентисты, пятидесятники. В настоящее время протестантизм получил наибольшее распространение в Скандинавских странах, США, Германии, Великобритании, Нидерландах, Канаде, Швейцарии. Мировым центром протестантизма по праву считаются США, где обосновались штаб-квартиры баптистов, адвентистов и других протестантских деноминаций. Протестантские течения играют главную роль в экуменическом движении.

Теология протестантизма прошла в своем развитии ряд этапов. Это ортодоксальная теология XVI в. (М. Лютер, Ж. Кальвин), непротестантская или либеральная теология XVIII – XIX вв. (Ф. Шлейермахер, Э. Трёльч, А. Гарнак), «теология кризиса» или диалектическая теология, появившаяся после Первой мировой войны (К. Барт, П. Тиллих, Р. Бультман), радикальная или «новая» теология, распространившаяся после Второй мировой войны (Д. Бонхеффер).