Блузки и рубашки

Какие ошибки находят в российских учебниках и тетрадях.

Из года в год Минобрнауки утверждает новый федеральный список допущенных и рекомендованных школьных учебников. Из года в год учителя, ученики и родители находят в них ошибки - и орфографические, и фактические. Именно ошибками в существующих пособиях президент Владимир Путин объяснял необходимость создания нового единого учебника истории. В конце 2013-го процедура экспертизы учебников изменилась - к научной и научно-педагогической проверкам добавилась еще и общественная. Эти новые правила фактически не дают возможности вносить правки в учебники оперативно. «Лента.ру» посмотрела, какие ошибки находят в пособиях, допущенных и рекомендованных к использованию в школах в последние годы.

В учебнике русского языка Гоголя путают с Горьким. В учебнике по истории России восстание Пугачева относят к XVII веку. На обложке учебника по естествознанию глобус изображен в зеркальном отражении. А в тетрадке в клетку, фотография которой появилась в фейсбуке в середине января 2014 года, на таблице умножения утверждается, что 6×6 = 32, а 7×3 = 24. Никаких опознавательных знаков, правда, на тетради нет, и понять, кто ее производитель, невозможно.

Сама тетрадь, по словам автора фотографии, была куплена в Ташкенте. Но и в российской школьной продукции попадаются ошибки в таблицах умножения. В марте 2013 года телеканал «Екатеринбург-ТВ» показал сюжет о таблице умножения, согласно которой 4×9 = 38. Тетрадки с такой же ошибкой фигурировали и в блогах . На них виден изготовитель - российская компания «Хатбер-М» (торговая марка - Hatber). Впрочем, тетрадки, которые «Лента.ру» изучила в московских магазинах, таких ошибок не содержали.

Единых правил контроля за справочными материалами (помимо таблиц умножения неверными могут быть даты жизни писателей, тригонометрические формулы, даты исторических событий и так далее) в школьных тетрадях нет. Выпускающий редактор Hatber Инна Степанова рассказала «Ленте.ру», что значительная часть справочных материалов в их продукции проверяется своими силами - их, в частности, отдают на редактуру учителям. И только справочные материалы в тетрадях для старшеклассников получают учебный сертификат от Российской академии наук.

Полотняно-заводская бумажная фабрика поступает со школьной продукцией по-другому. Как пояснила «Ленте.ру» директор по организации процесса исправления отдела качества фабрики Светлана Никольская, справочные материалы в их тетрадях одобряет Министерство образования и науки Калужской области (именно в этом регионе располагается фабрика, продукцию которой можно встретить в магазинах Москвы).

Впрочем, это не касается таких простых вещей, как таблица умножения и алфавит (именно они размещаются на тонких тетрадях в клетку и в линейку) - они проходят только внутренний контроль, зато на нескольких этапах. «У нас есть свои отделы, контролирующие качество продукции. Кроме того, у людей, которые подготавливают обложку, есть сотрудники, проверяющие выходные данные», - пояснила Никольская.

Справочные данные с ошибками печатают не только на тетрадях. В 2011 году московские школьники получили дневники , на которых текст об Архангельском соборе иллюстрировался Успенским собором. Кроме того, по версии издателей, Дворец Советов якобы планировали строить на месте гостиницы «Россия», а не храма Христа Спасителя и бассейна «Москва».

Но тетради и дневники - это все-таки не учебники: процедура экспертизы пособий централизована и законодательно закреплена. В ноябре 2013 года широко освещалась история с учебником для третьеклассников по предмету «Окружающий мир» (Наталья Виноградова, Галина Калинова, издательство «Вентана-Граф»). Сначала ошибки (на компасе перепутаны запад и восток, неверно указан масштаб карты и дана неправильная толщина атмосферы Земли) в пособии нашла «Правда.ру», затем о них отчиталось и Минобрнауки (при этом ни издание, ни ведомство не стали уточнять, что дефектный компас изображен на иллюстрации к началу главы, а не на схеме в учебном тексте или упражнении; в самом тексте компас был изображен без ошибок).

«Окружающий мир» с дефектным компасом попал в перечень учебников, допущенных или рекомендованных к использованию в школе. Такой перечень Минобрнауки до недавних пор создавало ежегодно - вот, к примеру, вариант на 2013/2014 учебный год. Чтобы попасть в него, учебник должен был пройти две экспертизы: научную в РАН и научно-педагогическую в РАО. Эксперты, прочитав оригинал-макет, присылали свои замечания и давали определенный срок на их исправление, рассказала «Ленте.ру» заведующая отделом планирования «Вентаны-Граф» Наталья Червякова. Затем издательство вносило правку и вновь отдавало оригинал-макет экспертам.

Ошибки, опечатки, пропущенные запятые и «поехавшую» в типографии пленку издательство может исправить в следующем издании или при допечатке, рассказала Наталья Чернякова из «Вентаны-Граф». К примеру, издательство «Просвещение» в 2008 году , что ошибка в учебнике по географии для 7 класса была исправлена во втором издании.

«ЕГЭ. География. Типичные ошибки. Меры их преодоления. Исполнитель: Ярикова Ирина Георгиевна учитель географии г.Реутов 2015г. Оглавление Введение Основная часть Заключение Список...»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением отдельных

предметов» г.Реутова

ЕГЭ. География. Типичные ошибки. Меры

их преодоления.

Исполнитель: Ярикова Ирина Георгиевна

учитель географии

Введение

Основная часть

Заключение

Список литературы:

Введение

География –особая область школьного образования, сочетающая в



себе как гуманитарное, так и естественное направление, знания экономические, естественно-научные и социальные. Базируются эти знания на понимании пространственной организации природы и общества. Все это предполагает осознанную, качественную учебную работу на протяжении всех лет обучения в школе, из урока в урок,- если есть желание добиться высокого результата на экзамене, так как объем знаний, умений и способов деятельности, проверяемых в ходе экзаменационной работы по географии, значителен.

Целью единого государственного экзамена по географии является объективная оценка качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования по географии, для их дифференциации по уровню подготовки и конкурсного отбора в учреждения среднего и высшего профессионального образования.

ЕГЭ по географии является формой государственного (итогового) контроля и позволяет установить уровень освоения участниками ЕГЭ федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего, среднего (полного) общего образования и обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования.

ЕГЭ по географии проводится с 2001 года. За это время экзамен, безусловно, оказал влияние на методику изучения географии в школах России, что подтверждает изучение опыта работы учителей и методистов, а также анализ учебно-методических пособий. Так, спецификации и демонстрационные варианты КИМ ЕГЭ разных лет позволили учителям более четко увидеть конечный результат обучения географии в школе, показали ориентиры глубины формирования конкретных знаний и умений выпускников.

Объектами контроля ЕГЭ по географии являются требования к уровню подготовки выпускников, предусмотренных Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего(полного) общего образования по географии (базовый и профильный уровни), и ряд требований стандарта основного общего образования, достижение которых имеет большее значение для успешности продолжения географического образования.

Основная часть В экзаменационной работе 2013г общее количество заданий сократилось с 44 до 43, а максимальный первичный балл за выполнение всех заданий работы – с 54 до 53.Некотоые изменения содержания экзаменационной работы по сравнению с 2012г. Были направлены на более полный охват требований образовательного стандарта.

Часть 1 состоит из 24 заданий с выбором одного верного ответа из четырех предложенных вариантов.

Часть 2 содержала 13 заданий с кратким ответом. В ней использовались следующие разновидности заданий: задания, требующие написать ответ в виде числа или слова; задания на выбор нескольких правильных ответов из предложенного списка; задания на установление соответствия географических объектов и их характеристик, представленных в двух перечнях, и задания на установление правильной последовательности.

Экзаменационная работа содержала задания разных уровней сложности в том числе: 28-базового, 9-повышенного и 6 заданий высокого уровня сложности.

Задания базового уровня сложности проверяли овладение наиболее значимым содержанием в объеме и на уровне, обеспечивающем способность ориентироваться в потоке поступающей информации(знание географической номенклатуры, основных фактов, причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями), и базовыми картографическими умениями (читать географические карты различного содержания; определить по карте направления, расстояния и географические координаты объектов).Для выполнения заданий повышенного и высокого уровней сложности требовалось владение всем содержанием и спектром умений, обеспечивающих успешное продолжение географического образования. На задания базового уровня приходилось 56% от максимального первичного балла за выполнение всей работы, на задания повышенного и высокого уровней –по 22%.

На выполнение экзаменационной работы отводилось 180 минут. При выполнении заданий экзаменуемые могли использовать линейки, транспортиры и непрограммируемые калькуляторы. Атласами и другими справочными материалами при выполнении работы пользоваться не разрешалось.

В экзаменационной работе 2013г большая часть заданий(21задание) нацелена на проверку блока «знать и понимать» требований Федерального компонента государственного образовательного стандарта. Эти знания проверяли как знание фактов и географической номенклатуры, так и понимание важнейших географических закономерностей. Достижение требований блока «уметь» проверяли 18 заданий (сформированность общих интеллектуальных и предметных умений).Достижение требований блока «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» проверялось 4 заданиями.

Экзаменационная работа включала в себя задания, проверяющие содержание всех основных разделов курсов школьной географии.

–  –  –

Задания, требующие воспроизведения изложенного в учебниках материала или показа на карте положения географических объектов, составляли менее половины всех заданий экзаменационной работы;в остальных проверялись умение рассуждать, способность применить знания для сравнения и объяснения географических объектов и явлений. Значительная часть заданий КИМ ЕГЭ по географии проверяла способность извлекать, анализировать и интерпретировать информацию, представленную на картах, графиках, в статистических таблицах.

В КИМ 2013г. было включено новое задание базового уровня сложности (А24), проверяющее умение определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития социально-экономических процессов и явлений, и задание повышенного уровня сложности(В5), проверяющее умение решать задачи на определение различий во времени в различных частях страны с использованием карты часовых зон.

В КИМ 2013г.отсутствовали включавшиеся в КИМ предыдущих лет задания, целенаправленно проверяющие знание типов административнотерриториального устройства и форм правления отдельных государств, а также знание состава отраслевых и региональных интеграционных союзов.

Однако данный материал не исключен из содержания проверки.

Соответствующие знания требовались как при выполнении заданий А15, в которых проверялось знание специфических особенностей отдельных стран мира, так и при выполнении заданий В10, в которых требовалось определить страну по ее краткому описанию.

Также в экзаменационной работе ЕГЭ 2013г по географии отсутствовало задание, проверяющие знание положения на карте отдельных субъектов РФ.В то же время очевидна важность этих знаний. Правильное представление о географическом положении субъекта РФ в ряде случаев позволяет определить особенности его природы, понять специфику размещения и миграции населения, особенности хозяйства.

Соответствующие знания и представления были необходимы при выполнении ряда заданий на позициях А4-А6 и А17-А20, а выполнение заданий на определение региона России по его краткому описанию(В11) без этих знаний было просто невозможно.

Основные элементы содержания раздела 3 «Население мира», проверяемые заданиями КИМ: численность и воспроизводство населения; половой и возрастной состав населения; этногеография; география мировых религий;

миграция, виды миграций, география международных миграций; размещение и плотность населения; уровень и качество жизни населения крупнейших стран и регионов мира; анализ демографических ситуаций.

Опыт работы показывает, что залогом хороших результатов, демонстрируемых выпускниками на экзамене, является систематическая продуманная работа в течение всех лет обучения, направленная на достижение требований стандартов географического образования.

Подготовка учащихся к ЕГЭ по географии не должна сводиться к «натаскиванию» на выполнение различных заданий. Выпускник в первую очередь должен не просто знать те или иные факты (площадь и население стран, уровень урбанизации, ВВП на душу населения стран и т.п.), а уметь применять знания в конкретных ситуациях (например, знания о типологических чертах стран, климатообразующих факторах, о географических закономерностях для выявления и объяснения особенностей разных территорий). Этому нельзя научиться за короткое время. Эти результаты должны целенаправленно достигаться на протяжении всех лет изучения географии в школе.

Основой успеха на экзамене является систематическое, последовательное повторение основных вопросов курса школьной географии, восстановление в памяти с помощью карт атласов представлений о положении на карте основных географических объектов.

Для успешной подготовки к экзамену большое значение имеет своевременное выявление существующих пробелов в знания. Для выявления таких пробелов важно принимать во внимание типичные ошибки, допускаемые выпускниками при выполнении заданий экзаменационной работы. Рекомендуется при изучении той или иной темы, обращать внимание учащихся на такие ошибки и объяснять, с чем они связаны.Для такой профилактики большое значение имеет своевременное выявление существующих пробелов в знаниях учащихся.

Анализ ответов на задания третьей части экзаменационной работы показывает, что типичные ошибки, допускаемые выпускниками с хорошим в целом уровнем подготовки, связаны с неумением четко, географически грамотно излагать свои мысли. В значительной степени это объясняется тем, что на уроках географии учащиеся имеют мало возможностей для тренировки этого коммуникативного умения как в устной, так и в письменной формах. Целенаправленно формировать это умение необходимо начиная с курса географии 6 класса (при организации самостоятельной работы учащихся рекомендуется использовать вопросы, требующие сравнительно небольших письменных ответов, и обязательно анализировать их на уроке). В старших классах также следует предлагать небольшие письменные работы (в том числе и творческие), организуя взаимное рецензирование их учащимися. Многие слабо подготовленные выпускники ошибаются при объяснении особенностей возрастной структуры населения стран, так как сравнивают абсолютные значения вместо процентных долей. При определении показателя естественного прироста населения они делят значение показателя рождаемости на значение показателя смертности и т. п. В действующих учебно-методических комплектах по географии имеются тренировочные задания, предназначенные для отработки соответствующих умений, но их, видимо, недостаточно. В связи с этим для учащихся, не овладевших этими несложными умениями, целесообразно предусмотреть дополнительные упражнения. В качестве раздаточного материала при этом могут быть использованы картосхемы, диаграммы и статистические таблицы, используемые в опубликованных заданиях ЕГЭ Общими для всех групп выпускников являются ошибки, связанные с неумением определить, какая информация является необходимой и достаточной для решения той или иной задачи. В практике обучения преобладают задания, указывающие учащимся, какие именно данные в атласе или статистическом источнике следует найти, сравнить, проанализировать и т.д. В результате, встречаясь на ЕГЭ с заданиями, включающими избыточную (как любой реальный источник географических знаний) информацию, экзаменуемые пытаются привлечь для решения той или иной задачи все сведения, которые они могут извлечь из данной в условии карты или статистической таблицы. Для формирования умений, нужных для решения таких задач, требуется соответствующая тренировка учащихся. При создании необходимых для этого заданий учителю также рекомендуется использовать опубликованные материалы ЕГЭ. Например, из таблицы, характеризующей демографическую ситуацию стран, удалить строку с данными о показателе смертности и дать задание (для слабых учащихся) установить, какие данные необходимы для определения естественного прироста населения, или (для сильных учащихся), удалив стоку с данными, характеризующими среднюю продолжительность жизни, определить, какие данные дополнительно требуются для объяснения различий в возрастной структуре населения стран.

Задания С2 может базироваться на разном содержании. Так, в задании С2 может потребоваться объяснить особенности демографической ситуации.

Типичные ошибки при выполнении подобных заданий связаны, главным образом, с неверным пониманием взаимозависимостей между показателями рождаемости населения, возрастной структурой и смертностью, продолжительностью жизни и возрастной структурой населения. Многие выпускники пытаются объяснить сравнительно высокую смертность в развитых странах экологическими проблемами. Кроме того, затруднения вызвали задания, где требовалось применить знание признаков основных этапов демографического перехода для прогнозирования возможных социально-экономических проблем, связанных с демографической ситуацией в той или иной стране.У выпускников недостаточно сформированы представления о размещении населения мира. Слабо усвоены знания о различиях в уровне урбанизации развивающихся стран. Многие выпускники ошибаются, считая, что во всех развитых странах наблюдается отрицательный прирост населения.

Пример:

В таблице представлены статистические данные, характеризующие население Камбоджи и Республики Корея. Используя данные таблицы, объясните, почему в Камбодже доля лиц старше 65 лет в возрастной структуре населения меньше, чем в Республике Корея. Укажите две причины. Если Вы укажите более двух причин, оцениваться будут только две, указанные первыми.

Демографические показатели Камбоджи и Республика Корея в 2011г.

–  –  –

В ответе указаны следующие причины:

1) В Камбодже рождаемость больше ИЛИ больше детей;

2) В Камбодже ожидаемая продолжительность жизни ниже

–  –  –

Пример типичного неправильного ответа:

В Камбодже доля лиц старше 65 лет в возрастной структуре населения меньше, чем в Республике Корея потому что: В Республике Корея проживает 49 мил. человек, что выше чем в Камбодже - 14,7 млн.человекэто значит что Республика Корея более развита чем Камбоджа.

Смертность в Камбодже- 8%, что выше чем в Корее - 5 %.

В данном случае выпускник ошибочно полагает, что на долю лиц пожилого возраста в обшей численности населения оказывает влияние коэффициент смертности, а не показатель средней продолжительности жизни.

Максаковский «Экономическая и социальная география мира». При подготовке к экзамену следует обратить внимание на знание выпускниками фактического материала, понимание общих тенденций и закономерностей развития естественного движения населения, миграционных процессов, национального и религиозного состава населения мира и России. Один из узловых вопросов раздела состоит в характеристике естественного движения населения. Учителю необходимо обратить внимание на то, что человечество растет и развивается в процессе непрерывной смены поколений, режим которой, прежде всего, определяется соотношением рождаемости и смертности людей. На уровень рождаемости влияют и чисто демографические процессы – состав населения по полу, возрасту, брачному состоянию. Однако решающее влияние оказывают социально-экономические факторы, национальные и культурные традиции народов, религия, уровень грамотности и благосостояния людей, общественное положение женщин, характер расселения, климатические особенности. На деторождение влияют войны, экономические кризисы, безработица.

Уровень смертности обусловлен в первую очередь степенью благосостояния людей и развитием общественного здравоохранения, доступностью медицинской помощи, характером питания и жилищных условий, состоянием окружающей среды. На общие коэффициенты смертности сильно влияет возрастной состав населения, так как смертность людей разного возраста весьма неодинакова – она повышена среди младенцев до 1 года и среди людей старше 60 лет. На глобальных показателях смертности сказывается то, что более 1 млрд. людей на Земли живут в нищете, большая часть которых плохо питается или голодает. Более 10 млн. людей во второй половине XX в. погибли в «локальных войнах», которые ведутся на всей планете почти непрерывно. Общее состояние здоровья и жизнеспособность населения наиболее адекватно характеризуют показатели смертности у людей разного возраста и величина ожидаемой средней продолжительности жизни.

В настоящее время население мира продолжает быстро увеличиваться, растет ежегодно более чем на 75-78 млн. человек, хотя с 70-х гг. главные тенденции развития демографической ситуации в мире сводятся к замедлению темпов рождаемости, которые опережают снижение уровня смертности и ведут к росту продолжительности жизни людей и сокращению темпов роста населения мира. Однако этот «демографический переход» по-разному преломляется в экономически развитых и развивающихся странах. Для первой группы стран в настоящее время характерен так называемый современный или рациональный тип воспроизводства населения с низкой рождаемостью и средним уровнем смертности (сказывается высокая доля пожилых людей), что обеспечивает простое либо суженное воспроизводство поколений. В некоторых из этих государств, например, в Германии, где смертность и рождаемость приблизительно равны, происходит естественная депопуляция. Еще хуже современная демографическая ситуация в России, где политический и экономический кризис середины 90-х гг. способствовал спаду рождаемости и росту смертности и обусловил естественную убыль населения в 1992-1998 гг. более чем на 3,5 млн. человек.

Свыше 90% всего прироста населения на Земле приходится на развивающиеся страны, где сохраняются высокие показатели рождаемости и смертности людей при малой продолжительности жизни (архаичный тип воспроизводства). Таковы показатели у Афганистана и Эфиопии. У части развивающихся стран, например, Мексике, за последнее время уровень смертности заметно снизился в основном в связи с успехами медицины в борьбе с инфекционными заболеваниями. Это так называемый переходный тип воспроизводства населения. Эти страны сохраняют и в перспективе высокие темпы роста населения из-за высокой доли людей молодого возраста.

Таким образом, при изучении темы учащиеся подводятся к основному выводу о том, что демографические проблемы для стран разных типов и разного уровня социально-экономического развития неодинаковы. Ситуация требует для каждой из стран разрабатывать и осуществлять собственную демографическую политику, которая отвечала бы интересам общества, содействовала бы улучшению жизни людей. Более чем в 20 странах мира, прежде всего в Европе, проводится политика, направленная на увеличение рождаемости, примерно в 85 странах – на ее снижение, в остальных странах рост населения практически не регулируется.

Миграции населения как массовая пространственная подвижность населения (как переселения, так и «маятниковые» связи) имеют международный характер и выступают следствием интернационализации жизни на планете, распада многонациональных государств, растущей мобильности капитала и углубления территориального разделения труда, совершенствования системы транспорта и связи. Главная причина миграций – экономическая, но большое значение имеют и переезды людей по семейным обстоятельствам, на учебу, уход на пенсию. Волны миграций вызывают войны, другие политические события. Миграции – второй главный фактор, порождающий заметные изменения в размещении людей как внутри стран, так и между ними и регионами мира.


Во внутренних миграциях люди направляются главным образом из сельской местности в крупнейшие городские агломерации – центры систем расселения. Этот процесс особенно характерен для развивающихся стран и отсталых районов, где в сельских поселениях велики масштабы скрытой безработицы и открытой нищеты и поэтому люди стремятся в города. В развитых высокоурбанизированных странах обмен людьми между городскими и сельскими поселениями приобретает более сбалансированный характер. В некоторых крупных странах (Бразилия, Индонезия) сохраняются миграции, связанные с освоением обширных и пока еще слабообжитых территорий. Итак, миграции населения – ведущая причина важнейших изменений, произошедших в расселении людей на Земле за последние столетия.

К внутренним миграциям относится перемещение населения из села в город, которое во многих странах является источником их роста (его часто называют «великим переселением народов XX века»). Территориальное перераспределение населения происходит также между большими и малыми городами. Оба эти вида миграций широко представлены в мире и в нашей стране. Внешние миграции подразделяются на эмиграцию – выезд граждан из своей страны в другую на постоянное место жительства или более или менее длительный срок и иммиграцию – въезд граждан в другую страну на постоянное жительство или более или менее длительный срок.

Преобладавшие в прошлом межконтинентальные миграции сегодня уменьшились, но заметно возросли потоки внутриконтинентальных миграций. При этом особенно широкое распространение получила так называемая трудовая миграция. Особенно она проявилась в Европе, которая из центра эмиграции, существующего несколько столетий, превратилась в очаг притяжения рабочей силы из стран Средиземноморья и Азии. Важными центрами трудовой иммиграции являются США и нефтедобывающие страны Ближнего Востока. Специфика современной географии международных миграций порождена распадом СССР и Югославии. Главные направления этих миграций – Западная Европа, Израиль, США. Другими лидерами по приему эмигрантов являются Германия, Франция, Канада, Австралия. Но наибольшее количество эмигрантов поставляют развивающиеся страны Азии.

Соотношение городского и сельского населения на протяжении человеческой истории значительно менялось. Большие различия наблюдались также между отдельными регионами мира. В наши дни, несмотря на то, что около половины населения мира живет в сельской местности, размещение населения все более определяется географией городов. Города играют ведущую роль в экономической, политической и культурной жизни народа.

Уровень урбанизированности, как правило, наиболее высок в индустриальных и постиндустриальных странах, ниже всего – в отсталых аграрных странах. Однако прямой зависимости между этими показателями нет. Например, в некоторых районах и странах с неблагоприятными условиями для сельскохозяйственного производства (северные или аридные зоны) наблюдается высокий процент городского населения даже при слабом промышленном развитии (Исландия, Иордания). Следует иметь в виду также, что в настоящее время городское население растет в основном за счет лиц, занятых в непроизводственной сфере.

В конце XX в. темпы урбанизации высоки в развивающихся странах Азии и Латинской Америки, но особенно они стремительны в Африке. В некоторых странах, например, в Великобритании (из-за оттока горожан в сельские пригороды), в Таджикистане, Туркмении (из-за очень высокого естественного прироста сельского населения), доля горожан в последнее десятилетие сокращается. В целом же в мире усиливается тенденция к сближению уровней урбанизированности регионов и стран. Во многих странах Африки, Азии, Латинской Америки население концентрируется в немногих крупных городах, выросших у моря, в богатых природными ресурсами районах. Их рост – следствие колониализма в его прямой или скрытой форме. Развитие же городов во внутренних районах таких стран тормозилось слабым развитием рыночных отношений. При изучении этих вопросов учащиеся должны знать крупнейшие агломерации мира и уметь показывать их на карте.

Заключение

ЕГЭ по географии всегда был экзаменом по выбору, поэтому говорить о том, что выводы по его результатам можно распространить на всю совокупность выпускников страны, не представляется возможным. Однако анализ данных объективного измерения сформированности географических знаний и умений у достаточно большого количества выпускников из многих регионов России позволяет делать некоторые достоверные выводы и о состоянии школьного географического образования.

Анализ результатов выполнения экзаменационных работ и сравнение экзаменуемых по степени успешности овладения различными знаниями и умениями позволили выявить типичные ошибки, допускаемые на экзамене выпускниками, обоснованно выделить наиболее сложные для усвоения темы и умения. Разработанные на основе этого анализа рекомендации по совершенствованию учебного процесса нашли отражение в ежегодных методических письмах и в статьях, опубликованных в профильных журналах. Эти рекомендации позволили внести необходимые коррективы в свою работу: они нацеливали учителей на формирование умений применять знания, использовать их для объяснения сущности конкретных географических процессов и явлений, особенностей их распространения, показывали конкретные пути предупреждения типичных недостатков географической подготовки выпускников.

За годы проведения экзамена значительно выше стали показатели успешности выполнения заданий, проверяющих сформированность умений определять географические координаты, направления, сравнивать ресурсообеспеченность, демографические показатели разных стран, использовать географические знания и умения для выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций. В частности, результаты ЕГЭ показывают, что выпускники последних лет умеют извлекать информацию из предложенного рисунка, таблицы, картосхемы (в первые годы проведения экзамена многие экзаменуемые испытывали затруднения при выполнении такого рода заданий).

Динамика изменения результатов экзамена позволяет сделать вывод о положительном влиянии ЕГЭ на качество школьного географического образования.

Список литературы:

Герасимова Т.П., Душина И.В.О новом подходе к методам обучения географии // География в школе. – Душина И.В., Таможня Е.А., Пятунин В.Б. Методика и технология обучения географии в школе: учебное пособие / И. В. Душина и др.. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2002.

Шамова Т.И., Белова С.Н., Ильина И.В. Современные средства оценивания результатов обучения в школе: учебное пособие./ Т.И. Шамова и др. – М.:

Педагогическое общество России, 2007.

Финаров Д.П. Методика обучения географии в школе: учебное пособие / Д.П.

Финаров. – М.: АСТ: Астрель, ХРАНИТЕЛЬ, 2007.

Похожие работы:

« самостоятельной работы студентов по дисциплине «Микроэкономика» для направления подготовки «Экономика», профиль подготовки «Налоги и налогообложение» Махачкала – 2015 г. УДК 330 (073) ББК 650 Составитель: Рустамова Мариям Гасановна, старший преподаватель кафедры экономики Дагестанского государственного института народного хозяйства....»

«ОДМ 218.8.004-2013 ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ Рекомендации по повышению экономического эффекта использования полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог общего пользования федерального значения ФЕДЕРАЛЬНОЕ ДОРОЖНОЕ АГЕНТСТВО (РОСАВТОДОР) МОСКВА 2013 ОДМ 218.8.004-2013 ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОЛОС ОТВОДА И ПРИДОРОЖНЫХ ПОЛОС АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ...»

«Е. Е. Кузьмина, Л. П. Кузьмина ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Теория и практика УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ БАКАЛАВРОВ 2-е издание, переработанное и дополненное Допущено Учебно-методическим объединением по образованию в области коммерции в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 080301 «Коммерция (торговое дело)» и по направлениям 080300.62 «Коммерция», 100700.62 «Торговое дело» Книа оступна в ектронной ииотеной системе...»

« «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Финансово-экономический институт Кафедра экономической теории и прикладной экономики Лейман Т.И. ИСТОРИЯ ЭКОНОМИКИ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 38.03.01 (080100.62) «Экономика» профиля подготовки «Экономика предприятий и организаций» очной и заочной форм...»

«Миронова Д.Ю.СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ И МАРКЕТИНГ ИННОВАЦИЙ Санкт-Петербург МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УНИВЕРСИТЕТ ИТМО Миронова Д.Ю. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ И МАРКЕТИНГ ИННОВАЦИЙ Учебное пособие Санкт-Петербург Миронова Д.Ю., Современные тенденции развития науки и техники и маркетинг инноваций. – СПб: Университет ИТМО, 2015. – 83 с. В учебном пособии рассматривается круг вопросов, связанных с анализом тенденций развития...»

«НП «Техникум экономики и предпринимательства» СВОДНЫЙ ГОДОВОЙ ОТЧЕТ о работе техникума за 2014-2015 учебный год ТАМБОВ 20 ОГЛАВЛЕНИЕ № Наименование разделов Cтр. п/п Учебно-материальная база I II. Состав преподавателей Контингент студентов и трудоустройство выпускников III Учебная и методическая работа IV Базы практик 4.1 Достижения в области социального партнерства 4.2 Научно-методическая работа 4.3 Учебно-методическое обеспечение учебного процесса 4.4 Научная-методическая работа...»

«Содержание этого письма неправильно отображается? Щелкните сюда вторник, 1 декабря 2015 номер 694 Вестник в формате PDF Фонд в и Мобильное приложение Фонда доступно в Appstore и Google Play Перспективы в преддверии испанских парламентских выборов Автор: Angel Sanchez Navarro 20 декабря в Испании пройдут выборы в парламент. Анхель Санчес Наварро, профессор Мадридского университета Complutense, подводит итоги правления Мариано Рахоя с 2011 года, напоминая об условиях его победы и говоря...»

«СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 2. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 18 2.1 Основные образовательные программы, реализуемые в Брян18 ском филиале РЭУ им. Г.В. Плеханова 2.2 Организация учебного процесса 2.3 Информационно-методическое обеспечение учебного про33 цесса 2.4 Результаты приёма 2014 г. 39 2.5 Результаты промежуточной аттестации 44 2.6 Результаты итоговой аттестации 69 3. НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 79 4. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО 90 5....»

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет» в г. Прокопьевске Рабочая программа дисциплины Экономическая демография Направление подготовки 080400.62 Управление персоналом Направленность (профиль) подготовки Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения Очная Прокопьевск 2014 СОДЕРЖАНИЕ 1. Перечень планируемых...»

« заседании Ученого совета Ректор 24 октября 2013 г., протокол № 3 Кривошеева Г.Б. _ «24» октября 2013 г. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ, НАПИСАНИЮ И ЗАЩИТЕ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ для студентов направления подготовки 080100.62 «Экономика» Профиль: Бухгалтерский учет, анализ и аудит на 2014 год Москва 2013 Составитель: к.э.н....»

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ЭКОНОМИКА МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ПЕНЗА 2015 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пензенский государственный университет» (ПГУ) Экономика Методические указания к выполнению контрольной...»

« для специальности 19.02.10. «Технология продукции общественного питания» СПО Махачкала 2015 УДК 620.2 ББК 30.609 Составитель: Атаева Аида Уллубиевна, руководитель ППССЗ по специальности 19.02.10. Технология продукции общественного питания Внутренний рецензент – Минатуллаев Арслан Айнутдинович, кандидат экономических наук, доцент, зав....»

«Красноярский финансово-экономический колледжфилиал федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» Утверждено на заседании ЦК УТВЕРЖДАЮ финансовых дисциплин Заместитель директора протокол № _ по учебной работе «_» _2014 г. С.Ю.Биндарева Председатель цикловой комиссии «_»2014 г. Н.С.Арчемашвили МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ по...»

«ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ от..2015 Содержание: УМК по дисциплине «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ФОРМИРОВАНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА» Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 38.03.01 (080100.62) «Экономика». Очная, заочная форма обучения Автор: Ефимова Г.З. Объем 22 стр. Должность ФИО Дата Результат Примечание согласования согласования Заведующий Рекомендовано Протокол заседания кафедрой общей и Акулич..2015 к электронному кафедры от..2015 экономической М.М. изданию...»

«Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Факультет социальных наук Департамент государственного и муниципального управления Кафедра управления развитием территорий и регионалистики Программа дисциплины «Семейная и миграционная политика» Дисциплина для магистратуры Автор программы: Хорева О. Б., к.э.н., доцент [email protected] Одобрена на заседании кафедры управления...»

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Финансово-экономический институт Кафедра менеджмента, маркетинга и логистики Вакорин Д.В. УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 38.03.02 (080200.62) «Менеджмент» профилей подготовки «Логистика», «Маркетинг», «Финансовый менеджмент» очной и заочной...»

«А.А. Носенко МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОМУ ОБОСНОВАНИЮ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ (ПС) (Выполнены в соответствии с методикой В.А. Палицына «Техникоэкономическое обоснование дипломных проектов», часть 4. Проекты программного обеспечения. Мн, БГУИР 2006 г.) После названия главы «Технико-экономическое обоснование проекта» необходимо дать краткую характеристику программного продукта, а также показать целесообразность его технико-экономического обоснования. 6.1 Расчет экономической...»

« гражданско-правовых дисциплин МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ И ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ (УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС) ДИСЦИПЛИНЫ Экологическое право Направление подготовки 030900.62 «Юриспруденция» Профиль подготовки общий Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Волжский, 2011 г. Учебно-методический комплекс дисциплины Экологическое право разработан...»

«ЭКОНОМИКА ТАТАРСТАНА УДК БКК Авторы: к.э.н., доц. Р.М. Кундакчян – гл. 5 разд. 1; д.э.н., проф. Н.М. Сабитова – гл. 4 разд. 1; к.э.н., доц. С.Г. Свалова – гл. 2 разд. 2; к.э.н., доц. Л.А. Ульянова – гл. 4 разд. 2; к.г.н., доц. Р.В. Ухванькова – гл. 2 разд. 1, гл. разд. 2 (в соавторстве с Ф.Г. Хамидуллиным); д.э.н., проф. Ф.Г. Хамидуллин – гл. 1, гл. 3 разд. 1, 3, 4, 5, гл. 5 разд. 2, 3, 4, 5, 6. Научный редактор: Доктор экономических наук, профессор Ф.Г. Хамидуллин Рецензенты: доктор...»

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Финансово-экономический институт Кафедра таможенного дела О.С. Елфимова ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТРАНЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРА (ПРАКТИКУМ) Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 38.05.02 (036401.65) «Таможенное дело» очной и заочной форм обучения Тюменский государственный...»

2016 www.сайт - «Бесплатная электронная библиотека - Методички, методические указания, пособия»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

По географии

по тексту отдела образования администрации

города Георгиевска в 8-х классах

12.03.2013 г. в МБОУ СОШ города Георгиевска была проведена контрольная работа по географии в 8-х классах по тексту отдела образования.

Контрольная работа была составлена на основе базового и обязательного уровня знаний, соответствовала программному материалу, состояла из двух вариантов, каждый из которых содержал 20 заданий, взятых из сборника для подготовки к экзамену по предмету в новой форме.

Задания по темам раздела «Природа России» включали тесты с выбором одного ответа, нескольких из предложенных, на установление соответствия географических объектов, а также в форме развёрнутого ответа и формулировки причин тех или иных географических явлений.

Сводная таблица анализа контрольной работы по школам города выглядит следующим образом:

МБОУ СОШ №

Всего учащихся

Выполняли работу

Получили отметку «5»

% успеваемости

% качества знаний

Из данных таблицы видно, что учащиеся 8-х классов школ города с контрольной работой по географии в целом справились. Большое количество учащихся (125 из 650) отсутствовали на контрольной работе по причине болезни, в том числе и «сильные», что не позволило выявить более точных результатов.

Уровень обученности составил 99 %. Самым низким он оказался в СОШ № 7 (95 %), учитель, 2 неудовлетворительные оценки. Двойки получили также учащиеся МБОУ СОШ № 1 и 3 (и). Со 100 % успеваемостью работу выполнили ученики гимназии №2, МБОУ СОШ № 3, 4, 5, 6, 9 и 29.

Общий процент качества знаний по школам города – 60 %. В СОШ № 1 () и 2 () обучаемые показали более высокие результаты, и качество знаний здесь 79 и 81 % соответственно. Наименьшее количество пятёрок и четвёрок по итогам работы имеют восьмиклассники МБОУ СОШ № 3 и 9 (40 и 47 %), учителя и Киселёва Л. М. На уровне среднего % качества МБОУ СОШ № 6, 7 и 29.

В большинстве школ результаты оказались выше, чем по итогам II четверти на 2-14 %, кроме гимназии № 2, МБОУ СОШ № 3 и 5 (ниже на 8, 10 и 24%).

Анализ ошибок показал, что некоторые учащихся недостаточно хорошо усвоили изученный материал. Трудным для них оказалось определение терминов и понятий. Не все также знают карту, поэтому не смогли ответить на соответствующие вопросы тестов, допустили ошибки при установлении соответствия между природными зонами и находящимися в них почвами, древесными породами, представителями фауны; при ориентировании по шкале высот и глубин; при даче характеристики климата России.

Обучающиеся испытывали трудности при ответе на вопросы по темам: «Климат», «Рельеф», «Почвы», «Природные зоны». Некоторые не приступили к вопросу с развёрнутым ответом.

Для устранения пробелов учителям географии необходимо провести коррекцию знаний обучаемых по пройденным темам.

Учить учащихся решать задания ГИА и ЕГЭ;

Продолжить формирование умения работать с географической картой;

Больше внимания уделять изучению основных терминов и понятий курса;

Усилить практическую деятельность обучаемых, использовать на уроках схемы, таблицы, графики, диаграммы, словари терминов, электронные пособия и т. д.

Предупреждение

типичных ошибок

и затруднений учащихся

при освоении содержания

начального курса физической географии.

Подготовила

Фатеева Елена Михайловна

МБОУ СОШ №2 п. Добринка

Учащиеся VI класса проявляют большой интерес к физической географии. Причин для этого много: это и постоянное общение с природой и естественный интерес к ней, и наличие разнообразной информации о географических объектах и явлениях, об особенностях природы разных частей Земли, об ее исследователях из радио- и телепередач, научно-популярных кинофильмов, литературы, туристских походов и т. п. Благодаря этому географический кругозор учащихся довольно широк. Но стихийно накапливающиеся внеучебные географические знания остаются на уровне фактов, ярких зрительных образов (представлений). У ребят возникает естественная потребность их понять, объяснить. Опыт показывает, что шестиклассники проявляют интерес и готовность к усвоению системы знаний по данному курсу не только на уровне восприятия фактов, но и на уровне общих представлений и элементарных понятий, понимания элементарных причинно-следственных связей. Благоприятствует этому то, что обычно у детей довольно прочны и полны житейские представления памяти. Они с большой детализацией воспроизводят в рассказе картины природы тех мест, где им пришлось побывать. Например, вид моря и гор побережья, описание реки, леса в средней полосе, которые видели летом на отдыхе. Все это создает условия для включения в учебный процесс житейского познавательного опыта детей при изучении нового материала. В свою очередь, это побуждает их в дальнейшем переосмысливать окружающую жизнь, ведет к осознанному видению действительности. В плане психологической характеристики учащихся следует сказать, что усвоению представлений благоприятствует неплохо развитая у них наблюдательность и умение подчинять восприятие определенной учебной задаче. Но для большей эффективности работы по предупреждению типичных ошибок учащихся необходимо целенаправленное формирование приемов учебной работы, четкое объяснение учителя: с какой целью, что и как наблюдать, в какой последовательности и какими способами, что и как фиксировать, и при этом корректировать их действия по ходу выполнения задания.

Предупреждению типичных ошибок учащихся по географии также в значительной степени зависит от развития у них пространственных представлений, которые необходимы и для усвоения представлений-образов географических объектов и явлений. Учащиеся, начиная изучать географию, обычно допускают ошибки в глазомерной оценке расстояний на местности, высоты объектов, в определении их формы, крутизны склонов.

В начале изучения географии учащимся свойственно конкретно-образное и формально-логическое мышление, поэтому для предупреждения типичных ошибок учителю необходимо целенаправленно использовать наглядный материал. Если процесс обучения осуществляется без опоры на наглядные пособия, без анализа и обобщения, без абстракции, без сравнения, то в сознании учащихся отсутствует основа для логического мышления и, соответственно возникают ошибочные суждения.

При изучении начального курса физической географии учащиеся овладевают самым большим по сравнению с другими курсами физической географии запасом географических терминов. Без специальной работы учителя над развитием речи учащихся и их ответах допускаются логические ошибки, не всегда точен отбор терминов и понятий. Они могут, например, сказать: «Температура воздуха нагревается», «Ветер образуется от движения воздуха». Часто у них в описаниях объектов отсутствует расчленение признаков существенных и несущественных.

Для учащихся данного возраста характерна большая «привязанность» к тексту учебника, то есть стремление пересказать его дословно. С точки зрения задачи развития речи учащихся, ее правильности, логичности, полноты и последовательности изложения материала, от учителя требуется особое внимание к работе над словом, к обучению детей логично строить объяснение, доказывать свою точку зрения, составлять описания, излагать содержание учебника своими словами и т. п. При этом надо постоянно помнить, что речь учащихся находится в большой зависимости от того, насколько они сознательно овладели содержанием понятий, приемами их применения.

Полнота и правильность, осознанность знаний достигаются лишь при условии сочетания различных источников знаний и активной мыслительной и практической деятельности школьников. Все источники знаний выполняют свою функцию лишь при условии их сочетания со словом учителя и текстом учебника. Оптимальное сочетание слова и наглядности, а также практической деятельности учащихся в изучении курса - один из основных методов предупреждения типичных ошибок и затруднений. Чрезмерное увлечение только устным изложением знаний или только наглядным материалом не обеспечивает его качественного усвоения и, соответственно, не предупреждает ошибок.

При самой лучшей организации восприятия нового содержания учащимися нет гарантий, что они приобрели высококачественные знания, и в дальнейшем у них не возникнет затруднений при их использовании или воспроизведении. Новые знания лучше осознаются и прочнее усваиваются детьми, если учитель включает в учебный процесс «обратную связь», то есть проверяет их понимание и дает задания на применение, закрепление в различных видах деятельности учащихся. У школьников должна работать и развиваться не только зрительная и словесно-логическая память (в процессе усвоения представлений и понятий), но и моторная (двигательная) для усвоения приемов работы.

Для предупреждения ошибок и затруднений учащихся, в се понятия, которые формируются при изучении начального курса физической географии, могут быть усвоены только при условии их единства с представлениями. Содержание курса требует усвоения представлений памяти (зрительный образ, мысленная картина объекта, явления); на их основе должны формироваться представления воображения. От учителя географии требуется целенаправленная работа по развитию у ребят пространственных представлений о взаимном размещении объектов (по сторонам горизонта), о расстояниях, высоте, крутизне. Начало этому должно быть положено при выполнении практических работ на местности с компасом, рулеткой, нивелиром. При восприятии величин конкретных объектов (например, высота берега реки, крутизна склона холма) у учащихся должен быть зафиксирован в памяти «эталон», который поможет глазомерно оценивать размеры других объектов. Представления, полученные на местности, должны применяться в дальнейшем на уроках при работе с картинами, картами для того, чтобы при усвоении понятий в сознании учащихся образы объектов и явлений, используемых для вычленения существенных и варьирующих признаков, были более конкретными.

В VI классе начинается формирование и временных представлений. В отдельных случаях недостаток временных представлений у ребят исключает запоминания некоторых особо важных дат как факта. Например, на первых уроках географии следует сказать о том, что слово «география» было найдено в трудах греческого ученого более 3 тысяч лет назад. Оправдывает себя и прием вычисления, например, сколько лет назад было совершено первое кругосветное плавание Ф. Магеллана.

При организации процесса формирования понятий учителю необходимо предусматривать оптимальный для данного курса их научный уровень, который зависит не только от сложности понятия, но и от преемственности в его развитии при дальнейшем изучении географии материков и океанов. Можно наметить следующие методы предупреждения ошибок и затруднений:

Вначале рассматриваются и через ощущения выясняются внешние свойства объекта;

Затем раскрываются внутренние связи (существенные и варьирующие);

И, наконец, выявляются причины этих связей.

Необходимо систематически использовать объемные пособия, и в частности глобус. Без него не могут быть сформированы правильные представления о сферах Земли, о причинах смены времен года, а также картографические представления о многих объектах без искажений (например, об островах, бассейне реки).

Самые важными и трудными темами начального курса физической географии, по мнению ученых – методистов, являются темы:
1. Масштаб. Разные виды масштаба. Как с помощью масштаба по карте и на плане местности определять расстояния, длины (в том числе криволинейных объектов) и площади.
2. Азимут. Определение направлений по плану.
3. Ориентирование на местности. Чертеж плана местности.
4. Чтение плана местности.
5. Горизонтали (изогипсы). Построение горизонталей на плане.
6. Градусная сетка. Географические координаты (параллели и меридианы). Определение координат объектов на карте и по известным координатам, определение объектов.

7. Как Луна влияет на движение океанских вод.
8. Принцип работы барометра и гигрометра.
9. Водяной пар в атмосфере. Воздух, насыщенный и не насыщенный водяным паром. Абсолютная и относительная влажность воздуха.
10. Распределение солнечного света и тепла на Земле.

Так, н е зная хорошо карты, невозможно удовлетворительно знать предмет. А чтобы уметь по ней ориентироваться, быстро находить разные объекты на карте, нужно тренировать свою зрительную (визуальную) память. Одним из методов предупреждения затруднений в усвоении географической номенклатуры и формирования умения ориентироваться по карте, может быть следующий прием:

На чистом листе бумаги по памяти рисуйте контур просмотренной на карте территории. Потом внутри контура отмечайте самые важные объекты: столицы стран, большие города, важные транспортные магистрали, крупные реки и озера, значительные горы и равнины, месторождения полезных ископаемых, то есть все объекты, которые можете вспомнить для данной территории.

При изучении раздела «План и карта» также важно мотивировать учащихся, показывать большую роль картографических знаний в жизни современного человека как основы ориентирования в географическом пространстве. Здесь важно то, чтобы учащиеся специфику плана местности по сравнению с другими ее изображениями (рисунок, аэрофотоснимок). Одновременно со знаниями у учащихся должны формироваться соответствующие умения: пользоваться условными знаками, на основе анализа условных знаков читать план и составлять описание местности, определять направления, определять взаимное расположение объектов, вычислять расстояния. Ещё одним приёмом может служить «Приём ассоциаций». Например,

Большой Барьерный риф – самое большое сооружение, созданное морскими обитателями;

Магелланов пролив – самый опасный пролив для судоходства;

Гренландия – пиратская тюрьма;

Чад – озеро в песках;

Рио – де – Жанейро – город карнавалов.

Учащимся в качестве творческого домашнего задания предлагаю самим подобрать ассоциации к географических объектам, указанным в тексте параграфа. Некоторые ассоциации называю учащимся в процессе урока в качестве примера. Современные возможности получения информации достаточно легко позволяют учащимся установить такие ассоциации.

Не менее сложными для усвоения учащимися выступают знания о способах изображения рельефа на картах: отметках высот, горизонталях, послойной окраске, шкале высот и глубин. Здесь важно закрепить у учеников правильное восприятие условности цвета в изображении основных форм рельефа. Прием сравнения способов изображения рельефа на картине, топографической и мелкомасштабной географической картах способствует более глубокому уяснению изучаемых вопросов и предупреждает дальнейшие затруднения.

Предупреждению типичных ошибок и затруднений способствует и обучение учащихся формированию причинно – следственных связей. Например,

Составьте правильную цепочку из предложенных звеньев:

1. Воздух поднимается вверх.

2. Высокая температура воздуха.

3. Образование облаков и выпадение осадков.

4. Охлаждение воздуха.

Ответ: 2 – 1 – 4 – 3.

1. Движение мантии.

2. Образование Байкала.

3. Вертикальные движения земной коры.

4. Образование грабена.

Ответ: 1 – 3 – 4 – 2.

Формированию прочных знаний и, соответственно, предупреждению типичных ошибок и затруднений, также способствуют следующие приёмы:

2. Специальное обучение рациональным приёмам запоминания и их сознательному применению (группировка, составление плана, выделение смыслового акцента).

3. Четкое отграничение обязательного минимума знаний от второстепенного материала.

4. Наложение информации на наглядно представленные опоры – символы, условные знаки, отражающие не только отдельные элементы этих знаний, но и взаимосвязь между ними.

5. Многократный возврат к материалу способом актуализации.

Мнение эксперта. Анализ основных ошибок, допущенных при сдаче ОГЭ по географии в 2017 году.

ОГЭ по географии в 9 классе.

Являясь экспертом на ОГЭ по географии в 2017 году, могу отметить, что в экзаменационной работе по географии 30 заданий: 17 - базового уровня, 10 - повышенного, 3 - высокого. Из них 27 требуют краткого ответа и лишь 3 - обоснованного, развернутого.

Какие основные ошибки допускают сдающие этот экзамен?

Самая частая встречающаяся ошибка - неполный ответ. От волнения или страха не успеть выполнить полностью работу выпускники читают только начало задания или все, но «по диагонали», ухватывают его суть (как им кажется) и начинают отвечать, не дочитав до конца. И получается, что спрашивают об одном, а ответ совершенно о другом.

Такая невнимательность характерна для школьников и в период обычного обучения в течение года. Поэтому необходимо приучать ребенка полностью читать задания, осмысливать их, не торопясь спросить себя: какая информация дана, что я могу извлечь из нее, какие конкретно вопросы поставлены и сколько их. И ответить необходимо на каждый. В задании значимо каждое слово - лишних, не несущих какой-то важной для его решения информации, нет. Правильно прочитанное и понятое задание - это уже половина его успешного выполнения. Обидно, когда знающий школьник получает низкие баллы из-за невнимательности.

Если требуется привести два аргумента, подтверждающие ответ, значит, столько и должно быть написано. Больше не обязательно, так как будут учитываться только два, которые и являются ответом. Поэтому не стоит бессмысленно тратить время, которого на экзамен отводится не так и много - 120 минут.

В заданиях проверяется и умение делать логические выводы между особенностями природных условий и развитием жизнедеятельности человека в этих местах. Например, почему в одном месте природно-ресурсная база позволяет разместить целлюлозно-бумажный комбинат, а в другом - геотермальную электростанцию?

Особенно трудно даются девятиклассникам определение поясного времени, чтение карт и правильное оформление сделанных выводов.

Очень полезно чаще тренироваться в определении своего местонахождения на карте, пробовать составлять план местности, давать географические характеристики различных территорий. Нужно добиваться полного понимания того, как определяется расстояние и направления на карте.

Нелегко даются девятиклассникам и указание географических координат объектов или нахождение по ним географической точки на карте. Овладеть этими знаниями, умениями, навыками за день-два невозможно. Требуется постоянная тренировка под руководством опытных преподавателей, отлично знающих особенности сдачи данного экзамена.

Необходимо добиваться знания и понимания географических терминов, а также свободного уместного применения их при выполнении заданий. Если спрашивается, почему в одном месте земного шара наблюдаются сильные наводнения, в то время как в другом - необыкновенно жаркая погода и, как следствие, лесные пожары, то не стоит по-простому объяснять данные явления тем, что там идут проливные дожди, а здесь - засуха. Для таких пояснений не обязательно вообще изучать курс географии, да еще столько лет, достаточно обладать бытовой логикой. Ожидается, что школьники будут оперировать такими понятиями, как «пояс», «перемещение воздушных масс», «смещение атмосферного давления» и затем последует вывод.

Экзамен по географии очень непростой, готовиться к нему необходимо основательно и начинать заранее. Но трудолюбивых девятиклассников непременно ждет успех и высокие баллы.