Блузки и рубашки

Образ русской женщины в творчестве Н. А

1. Организационный момент

Вести урок будут помогать ведущие, “биографы”, “исследователи творчества поэта”, “историки”, а также “актерская группа”.

Эпиграф к уроку:

“В нашем Отечестве роль писателя есть прежде всего роль учителя и, по возможности, заступника за безгласных и приниженных”.

Из письма Н.А. Некрасова Л.Н. Толстому

Сегодня на уроке мы попытаемся раскрыть суть этих слов поэта.

Сообщение темы, цели и задач урока (слайд № 1. Презентация)

2. Словарная работа. (Проверка домашнего задания учащихся).

Поэма, восстание, дворянство (дворянин), декабристы, самодержавие, крепостное право.

3. Слово о Н.А. Некрасове и о его творчестве.

1 ведущий:

Кто служа великим целям века,
Жизнь свою всецело отдает
На борьбу за брата-человека,-
Только тот себя переживет…

(Слайд № 2: “Н.А.Некрасов (1821 – 1877 гг.”)

Выступление группы “биографов” (слайды № 3, 4, 5: “Биографическая справка”, № 6: “А ты, поэт! избранник неба…”, № 7: “Сборники стихотворений”).

2 ведущий:

Да, поэзия Н.А. Некрасова служила “великим целям века”. В этом источник ее бессмертия, ее неувядающей силы. Вот почему нам, людям другого века, она близка своей верой в Родину и человека, светлым жизнелюбием и мужеством, влюбленностью в русскую природу. Вот почему при каждой встрече мы заново открываем для себя Некрасова, и стихи его будят в нас высокие и добрые помыслы, помогают познать мир и самих себя, делают нас щедрее и отзывчивее на все прекрасное.

Вся любовь и все помыслы поэта принадлежат России, русскому народу, крестьянству, забитому, втоптанному в грязь, но духовно не сломленному.

Выступление группы “исследователей творчества поэта” (слайды № 8: “Я лиру посвятил народу своему…”, № 9: “Унылый, сумрачный бурлак…” *прослушивание стихотворения “Не Волге”, № 10: “Железная дорога”, № 11: “Крестьянские дети”, №12 “В полном разгаре страда деревенская…”, № 13: “Тройка”, № 14: “Мороз, Красный нос”, № 15: “Почувствовать свои страданья научила И свету возвестить о них благословила…”).

Чтение наизусть стихотворения “Несжатая полоса”

Какова крестьянская доля, описанная в стихотворения?

1 ведущий:

Мысль о своем духовном родстве с русским народом Н.А. Некрасов с потрясающей силой воплотил в восьмистишии 1848 года.

Выразительное чтение стихотворения “Вчерашний день, часу в шестом…”

О чем говорится в стихотворении?

Какой вам представляется муза поэта? (Женщина- крестьянка, на долю которой выпало немало испытаний).

4. Изучение поэмы “Русские женщины”.

1 ведущий:

Певец Родины, Н.А. Некрасов, был певцом волевых и мужественных характеров, людей борьбы и действия. С особой силой и талантом самоотверженный подвиг женщины был воспет в поэме “Русские женщины”, которая состоит из 2-х частей: “Княгиня Трубецкая” (1872 г.) и “Княгиня Волконская” (1873 г.).

Первоначально поэма была названа “Декабристки”.

2 ведущий:

Героини поэмы – княгини Екатерина Ивановна Трубецкая и Мария Николаевна Волконская – жены декабристов.

Историческая справкавыступление группы “историков”:

1 историк – сообщение о восстании декабристов 1825 года (слайд № 16: “Союз благоденствия”, № 17: “Восстание декабристов”, № 18: “Иди в огонь за честь отчизны, за убежденье, за любовь…” - портреты и имена декабристов)

2 историк – рассказ о судьбе жен декабристов (слайд № 19: “А.С. Пушкин читает М.Н. Волконской “Послание в Сибирь”)

Звучит “Песенка кавалергарда” (из к/ф “Звезда пленительного счастья”)

“Исследователи творчества поэта” - история создания поэмы “Русские женщины” (слайд № 20: “Пел о красавицах чудных…”)

Слово учителя о героинях поэмы “Русские женщины” (слайд № 21: Екатерина Ивановна Трубецкая)

В первой части поэмы поэт воссоздал характер мужественной женщины, всецело разделяющей взгляды своего мужа – декабриста Сергея Петровича Трубецкого, и которая, преодолевая множество трудностей: сопротивление родителей, препятствия, чинимые властями, в конце концов, добивается у царя разрешения последовать за мужем в Сибирь.

Ее примеру последовали многие, некоторые ехали даже не за мужьями, а за женихами.

Центральным эпизодом этой части поэмы является встреча княгини Трубецкой с иркутским губернатором, который получил строжайший приказ любыми средствами удержать ее и не разрешить ехать вслед за мужем.

Инсценировка диалога “Трубецкая у губернатора” - “актерская группа”

Как вы оцениваете поступки героев диалога?

Какие аргументы выдвигал губернатор, пытаясь убедить княгиню вернуться?

Что свидетельствует о том, что решение Трубецкой – не временный порыв, а результат твердого, осмысленного убеждения в своей правоте?

Что заставило губернатора уступить княгине?

Слово учителя: (слайд № 22: Мария Николаевна Волконская)

Работая над 2-й частью поэмы “Русские женщины”, Н.А. Некрасов узнал, что у его давнего знакомого М.С. Волконского, сына сосланного декабриста, хранятся записки его матери М.Н. Волконской. Поэт попросил разрешения ознакомиться с ними. Сначала Волконский наотрез отказался и только после настойчивых просьб согласился прочитать их Некрасову. По словам Волконского, слушая их, Николай Алексеевич по несколько раз в вечер вскакивал и со словами: “Довольно, не могу, - бежал к камину, садился к нему и, схватившись руками за голову, плакал, как ребенок”.

(Чтение отрывков из статьи Н. Уминовой “Эта женщина должна быть бессмертна в русской истории”).

Духовный рост героини 2-ой части поэмы приводит ее к сближению с народом. Именно к нему обращает она слова глубокой благодарности и любви, выразившие и чувства самого поэта.

(Cлайд № 23: “Нет, я не жалкая раба…”)

Инсценировка монолога М.Н. Волконской “Спасибо вам, русские люди…” - “актерская группа”.

Что вы можете сказать о героине 2-й части поэмы?

Как вы думаете, почему поэт плакал, когда читал записки жены декабриста?

Обобщающая беседа.

Как доказать, что произведение действительно является поэмой?

Первоначально поэма называлась “Декабристки”. Это название, написанное карандашом, сохранилось в рукописном варианте в архивах. Исследователи отмечают, что “это заглавие гораздо точнее, чем “Русские женщины”, потому что среди декабристок были три француженки и одна полька: Анненкова (урожденная Гебль), Трубецкая (Лаваль), Ивашева (Ле-Дантю) и Юшневская. Прав ли был Н.А. Некрасов, назвав все-таки поэму “Русские женщины”? Аргументируйте свой ответ.

Поэма имела исключительный успех у читателей. Как вспоминает сам поэт: “Литературные критики “ругают”, а публика читает и раскупает”. Как вы думаете, почему произведение имело такой успех?

Прошло около 2-х столетий с тех исторических событий 1825-1826 гг. Как вы сегодня воспринимаете подвиг декабристов и их жен?

Муза Некрасова – это женщина-крестьянка, почему же поэт создает поэму о дворянках (дамах из высшего света)?

Вспомните слова эпиграфа к уроку. Чему учит поэзия Н.А. Некрасова?

5. Итог урока.

1 ведущий:

Поэзия Н.А. Некрасова учит нас чувствовать красоту и щедрость русского характера, главной особенностью которого является умение понять другого человека, как самого себя, счастье радоваться его счастьем или страдать его страданием. В редкой поэтической отзывчивости на чужую радость и чужую боль Некрасов и по сию пору – исключительный и неповторимый поэт.

Слайд “Поэтическое завещание Николая Алексеевича Некрасова”

Сейте разумное, доброе, вечное,
Сейте!
Спасибо вам скажет сердечное
Русский народ!

Простой русской женщине в творчестве Н. А, Некрасова принадлежит одно из центральных мест. Как поэт революционной демократии, Н.А. Некрасов не мог остаться равнодушен к судьбе русской крестьянки, потому что в тогдашней России не было человека более униженного и бесправного, чем женщина.
Начиная с раннего стихотворения «В дороге» и кончая поэмой «Кому на Руси жить хорошо», Некрасов рассказывал о «долюшке женской», о самоотверженности русской крестьянки, о её душевной красоте.
«В дороге» - повесть о трагической судьбе молодой крестьянки Груши. Эта женщина – жертва крепостничества. Когда Груша была ребенком, помещики для прихоти держали её в барском доме, где она обучалась дворянским манерам. Потом, также из прихоти, её выдали замуж за грубого, невежественного ямщика. Не привыкшая к тяжелому крестьянскому труду, Груша скоро гибнет. Поэт гневно разоблачает помещиков – крепостников. Он пишет о своей героине: «…погубили её господа…»
В стихотворении «Тройка» правдиво рассказано о грустной и вместе с тем типичной судьбе, которая выпадает на долю крестьянской девушки. Красивая «чернобровая дикарка» жаждет любви и счастья. Однако её – дочь крепостного крестьянина ждет тяжелая жизнь с нелюбимым супругом. Быстро увянет девичья красота от безрадостного, непосильного труда, от горьких слёз, незаслуженных обид:
Будет бить тебя муж – привередник
И свекровь в три погибели гнуть…

Немало строк посвятил поэт многострадальным матерям-крестьянкам. Вот типичная картина: бездонное, мутно-голубое, выжженное небо, палящее солнце, ни малейшего дуновения ветра; дрожащее, замирающее в вышине звенящее пение жаворонка – это вверху; солёный пот, заливающий глаза, согнутые спины, надоедливая, противная мошкара, призывный плач детей – это внизу. В стихотворении «В полном разгаре страда деревенская», написанном вскоре после реформы, дано правдивое изображение нечеловеческого, тяжелого труда молодой крестьянки-матери:
Доля ты! – русская долюшка женская!
Вряд ли труднее сыскать…

С отменой крепостного права жизнь не улучшилась. Не изменилась и судьба женщин-крестьянок. Поэма «Орина, мать солдатская» - скорбная повесть о крестьянке, у которой умер сын-солдат, замученный в царской армии. Осталась мать одна со своей великою печалью:
Мало слов, а горя реченька.
Горя реченька бездонная!..

Простые женщины и муза Некрасова, «муза мести и печали», - родные сёстры. Гневные, протестующие стихи поэта удивительно напоминают протяжные, задушевные песни о женской доле: та же в них боль, те же слёзы, та же неизбывная тоска. И ещё гнев, тяжелый, непримиримый.
О суровой доле крестьянки говорит поэт в поэме «Мороз, Красный нос»:
Три тяжкие доли имела судьба,
И первая доля: с рабом повенчаться,
Вторая – быть матерью сына-раба,
А третья – до гроба рабу покоряться.

Рассказывая о тяжелой доле, поэт в то же время верил в могучие силы русского народа, в будущую его победу над эксплуататорами. Поэтому нередко в образе крестьянки воплощал он высокие представления о духовном могуществе, о его физической красоте:
Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц.

В произведениях Некрасова возникает образ «величавой славянки», чистой сердцем, светлой умом, сильной духом. Это и Дарья из поэмы «Мороз, Красный нос», и простая девушка из «Тройки», стремящаяся убежать от тяжелой, бесправной судьбы, «от работы и чёрной и трудной», убежать вслед за бешеной тройкой, вихрем промчавшейся мимо. Это и Матрёна Тимофеевна Корчагина из поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Образ этой героини как бы завершает и объединяет в творчестве Некрасова подгруппу образов женщин-крестьянок. Судьба Матрёны типична для крестьянской женщины дореволюционной России. Счастливой она была только в детстве. Но и в заботливой родительской семье ей пришлось работать уже «по пятому годку». Много труда, забот и горя выпало на долю Матрёны. Несмотря на то что родители любили её, они выдали девушку замуж, не спросив её согласия.
Жизнь в семье мужа Матрёна называет «адом». Филипп Ильич был хорошим человеком и любил свою жену, но и он бил её иногда. Филипп часто уезжал на заработки, и тогда Матрёна оставалась с его роднёй:
…с золовками,
Со свёкром, со свекровушкой,
Любить-голубить некому,
А есть кому журить!
Матрёна добра и справедлива. Её любовь к мужу и детям самоотверженная. Мучительная, полная лишений и страданий жизнь не сломила женщину. В душе Матрёны зреет протест против угнетателей. «Я потупленную голову, сердце гневное ношу», - говорит она. В её душе таяться неисчерпаемые сокровища любви, верности, благородства, ума. И хотя волнующая повесть о Матрёне Тимофеевне заканчивается притчей о потерянных «ключах от счастья женского», которая символизирует безысходную участь крестьянской женщины в России, поэт твёрдо верит в то, что «ключи» эти найдутся. В галерее женских образов, созданных Некрасовым, выделяется и подгруппа образов женщин из городской бедноты. Как известно, сам поэт, оставшись в Петербурге без всяких средств к существованию, узнал трудную, полуголодную жизнь окраин, трущоб, подвалов. В стихотворении «Еду ли ночью по улице темной...» изображаются суровые подробности драм» бедняков, типичной для столицы. Рисуется холодный! безмолвный и безлюдный темный город. Слепые окна леденящий ветер, тяжелые камни вокруг: из камня дома, камни на мостовой, скрип качающегося фонаря, пляшущий круг света на снегу и одинокая фигура женщины, пошатывающаяся от ветра. Тяжкая, мучительная судьба женщины, выданной замуж за нелюбимого; такая бедность и нищета, когда нельзя даже купить гроб для ребенка, умершего от голода и болезни. Несчастная мать, потерявшая свое дитя; несчастная жена, не знавшая любви. Она вышла на улицу продать себя первому встречному... При чтении стихотворения ясно представляешь все эти «свинцовые мерзости жизни», низводящие женщину до такого состояния. О «многокручинной, многострадальной» русской женщине пишет поэт в стихотворении «Свадьба»:
Ждет тебя много попреков жестоких,
Дней трудовых, вечеров одиноких:
Будешь ребенка больного качать,
Буйного мужа домой поджидать,
Плакать, работать - да думать уныло,
Что тебе жизнь молодая сулила,
Чем подарила, что даст впереди...
Бедная! Лучше вперед не гляди!

Н. А. Некрасов писал и о передовых женщинах своего времени, стремящихся к прогрессивной деятельности на благо общества, народа. Героиня поэмы «Саша», дочь небогатых дворян, сближается с крестьянами: лечит их, пишет для них письма. Это уже новый тип для русской литературы, тип женщины - общественного деятеля. В поэме «Русские женщины» Некрасов создал образы пленительные и величественные, взятые из истории русского освободительного движения, - образы княгини Е. И. Трубецкой и княгини М. Н. Волконской. Этим женщинам присущи смелость, решительность, самоотверженность. Они отказались от богатства и почестей и сознательно последовали за своими мужьями, декабристами, в Сибирь. Их не пугали ни трудности, ни опасности дальнего пути, ни жизнь на каторге. Их уговаривали, им доказывали нелепость их жертвы, им угрожали. Наконец, им просто не разрешали выезд, а они, эти блестящие светские дамы, умницы, изнеженные, выхоленные, прошли через все преграды и оказались сильней многих сильных, отказавшихся от борьбы.
Нет! я не жалкая раба,
Я женщина, жена!
Пускай горька моя судьба -
Я буду ей верна!
О, если б он меня забыл
Для женщины другой,
В моей душе достало б сил
Не быть его рабой!
Но знаю: к родине любовь
Соперница моя,
И если б нужно было, вновь
Ему простила б я!..
Из этих слов княгини Трубецкой понятно, что она сочувствует революционной деятельности мужа. Некрасов подчеркивает близость жен декабристов к трудовому народу. В уста княгини Волконской вложена такая речь:
Народ! я бодрее с тобою несла
Мое непосильное бремя!

Восхищаясь подвигом «декабристок», Некрасов писал:

Высок и свят их подвиг
Незабвенный!
Как ангелы-хранители, они
Явилися опорой неизменной.
Женские образы занимают большое место в интимной лирике Некрасова. Замечательны его стихи «Зине», в которых он говорит о своей жене, Зинаиде Николаевне Некрасовой, как о заботливом друге, помощнике в работе:
Помогай же мне трудиться, Зина!
Труд всегда меня животворил.
Многие лирические произведения Некрасова посвящены женщине-матери. Елена Андреевна Некрасова, человеколюбивая и культурная женщина, сыграла большую роль в воспитании будущего поэта:
О мать моя, подвигнут я тобою:
Во мне спасла живую душу ты!
С огромным сочувствием писал Некрасов о матерях-крестьянках, оплакивающих смерть своих сыновей:
Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве,
Как не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей.
Так как представления о матери были у Некрасова «святыми» и «великими», то естественно, что в творческом сознании поэта-патриота возник и образ Родины. Впервые этот образ появился в поэме «Саша»:
Родина-мать! я душою смирился,
Любящим сыном к тебе воротился.
Затем он повторяет эти слова в стихотворениях «Свобода», «Что ни год - уменьшаются силы...», в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Именно Некрасову принадлежит честь введения в литературную и разговорную речь величественного выражения «Родина-мать», выражения, бесконечно близкого и дорогого каждому человеку. Так сливаются в поэзии Некрасова лирик и гражданин. Предлагаем читателю образцы сочинений типа групповой характеристики по эпическим произведениям. Интересно, на наш взгляд, проследить варианты сочинений на темы, разные по своей направленности.
8. Образы, созданные В.Я.Брюсовым и А.Ахматовой.
Божественный и дивный женский образ создаёт В.Я.Брюсов в стихотворении «Женщине». Его героиня страстная, неистовая красавица. Её любовь жжёт огнём, но огонь – это божья благодать, видимо, поэтому лирический герой готов ради неё на муки и страдания:
Ты – женщина, ты – ведьмовский напиток!
Он жжёт огнём, едва в уста проник;
Но пьющий пламя подавляет крик
И славословит, бешено средь пыток.

Автору близок не только образ его современницы, его притягивает лик классической красавицы Клеопатры. Он создаёт образ царицы Египта, который способен вызывать страстные чувства, так как Клеопатра – олицетворение красоты, любви, она – женщина мечта, о которой грезит сильная половина человечества:
Вновь, как царей, я предаю томленью
Тебя, прельщённого неверной тенью,
Я снова женщина – в мечтах твоих.
Удивительный женский образ создан А.Ахматовой. Её героиня – это, прежде всего, мать, жена, возлюбленная. В ней покоряет феномен неслыханной силы духа и человеческого достоинства. Любя, страдая от неразделённой любви, никогда не унижается, она полна женской гордости и чести:
Сердце к сердцу не приковано,
Если хочешь – уходи.
Много счастья уготовано
Тем, кто волен на пути.
Пленительная, хрупкая героиня лирики А.Ахматовой обладает твёрдостью характера, незаурядной, почти мужской волей:
Десять лет замираний криков,
Все мои бессонные ночи
Я вложила в тихое слово
И сказала его напрасно.
Отошёл ты и снова
На душе и пусто и ясно.
Ахматовская героиня не афиширует, не экзальтирует свои чувства, они глубоко внутри, никому она не позволяет ворошить их. Честная, гордая, глубоко и сильно чувствующая – таков образ женщины воспетой А.Ахматовой.
Поэтесса А.А.Ахматова и сама стала вдохновенной Музой для многих поэтов. Её образ, живой и чувственный, открывается мне, когда читаю стихотворения М.И.Цветаевой из цикла «Ахматовой». Марина Цветаева воспела её при жизни, глубоко потрясённая и её поэтическим даром и трагической судьбой. Её образ, светлый и дерзновенный, с особой силой выписан в стихотворении «О муза плача, прекраснейшая из муз!»:
И мы шарахаемся, и глухое: ох! –
Стотысячное – тебе присягает, - Анна
Ахматова! – это имя – огромный вздох,
И в глубь он падает, которая безымянна.
М.Цветаеву поражал её бесспорный талант, и, видимо, душевной потребностью было высказать это, поэтому Ахматову-поэтессу вижу я, читая следующие строки:
Что тебе, чей голос – о глубь! О мгла! –
Мне дыханье сузил,
Я впервые именем назвала
Царскосельской Музы.
Цветаева создаёт образ своей современницы, и он недосягаем, свят и чист. Она поднимает Анну на высоту Олимпа, любуясь ею, боготворя её:
Ты солнце в выси мне застишь,
Все звёзды в твоей горсти!
Ах, если бы двери – настежь –
Как ветер к тебе войти!
Цветаева, преклоняясь перед талантом Анны Ахматовой, раскрывает обаяние глубокой и сильной натуры, в каждой её строке передо мной Анна Андреевна Ахматова:
Я тебя пою, что у нас – одна,
Как луна на небе!
Что, на сердце вороном налетев,
В облака вонзилась,
Горбоносую, чей смертелен гнев
И смертельна – милость.
Я убеждён, что женские образы, созданные в литературе XX века поэтическим талантом В.Я.Брюсова, А.А.Ахматовой, М.И.Цветаевой навсегда останутся идеалом чистоты, непрочности, женской гордости, неувядающей красоты. Он станет, я думаю, примером для моих современников, и, может быть, кто-нибудь последует за вдохновенной Музой и создаст пленительный образ женщины XXI века, ведь не зря В.Я.Брюсов утверждал:
Мы для тебя влечём ярем железный,
Тебе, мы служим, тверди гор дробя,
И молимся – от века – на тебя!

Сочинение

В своем творчестве Некрасов уделяет особое внимание раскрытию женских образов. При этом, наблюдая и изучая женский характер, он не ограничивается своим кругом —кругом родового дворянства. Его творческая интуиция и поэтическое воображение способны проникнуть в душу и простой крестьянки, и жены декабриста, и даже падшей женщины. Некрасов остро ощущал несправедливость, которая выпала на долю русской женщины, какое бы положение в обществе она ни занимала, ведь даже женщины из высшего света находились в подчиненном положении и не имели никаких прав. Если женщина из народа изнемогала от непосильного труда, то дворянка — при внешнем благополучии — страдала от отсутствия свободы и должна была неукоснительно следовать писаным и неписаным законам своего круга.

Все героини Некрасова — женщины самоотверженные, сильные, способные принести себя в жертву тем, кого они любят. Пример удивительной стойкости, благородства, самоотречения являют нам образы его поэмы «Русские женщины» — княгини Трубецкая и Волконская. Привыкшие к великолепию светской жизни, роскоши и достатку, они, презрев осуждения света, зная, на какие муки обрекают себя, отправляются за своими мужьями-декабристами в Сибирь. Лживое, пустое высшее общество для них — лишь «маскарад», «нахальной дряни торжество», где царят «подленькая месть» и ханжество, мужчины там — «сборище Иуд, а женщины — рабы». Почему некрасовские героини выносят мужчинам столь строгий приговор? Да потому, что они, поддавшись на соблазны светской жизни, не пожелали разделить участь декабристов, пожертвовать собой во имя свободы, счастья и справедливости. Трубецкая и Волконская меняют суету света «на подвиг любви бескорыстной», они так же, как и их мужья, хотят пострадать за свободу, им тоже небезразличны судьбы русского народа: княгине Трубецкой «снятся стоны бурлаков на волжских берегах», а Волконская, соприкоснувшись с жизнью народа и узнав широту его души, восклицает:

Ты любишь несчастного, русский народ!

Страдания нас породнили…

Женщина в некрасовской поэзии всегда обречена на несправедливость, ее несчастная судьба предопределена тем обществом, в котором она живет. В стихотворении «Тройка» Некрасов обращается к молодой девушке, у которой впереди еще целая жизнь; она полна озорства и веселья, ей не чужды девичьи игривые мечты. Она еще не знает, что ждет ее в жизни, и «жадно глядит на дорогу», заигрывая с «проезжим корнетом». Но Некрасов предрекает ей жалкое и убогое существование; ни красота, ни веселый нрав не помогут ей избежать тяжелой женской доли:

За неряху пойдешь мужика.

Завязавши под мышки передник,

Перетянешь уродливо грудь,

Будет бить тебя муж-привередник

И свекровь в три погибели гнуть.

Похожую судьбу русской женщины рисует поэт в стихотворении «Еду ли ночью по улице темной». Его героиня — жертва несправедливости, царящей в обществе, где женщина не имеет никаких прав. «С детства судьба невзлюбила тебя», — говорит Некрасов. Сначала ее бил отец, потом —" нелюбимый муж. Когда же она, презрев все условности общественной морали, открылась наконец настоящей, чистой любви, то и здесь ее настигают вопиющая жестокость и несправедливость людей, которые «именем страшным» ее назовут. Именно по вине таких «пустых и лживых» людей женщина встает на путь греха и порока, как это показано в стихотворении «Когда из мрака заблужденья…». Но в душе даже такой опустившейся женщи ны теплится искра божия; для Некрасова всегда есть надежда на то, что она воспрянет к новой жизни, сможет проклясть «ее опутавший порок» и «смело и свободно» вступить на честный путь.

Щемящей жалостью и горечью наполнены стихи поэта, посвященные женщине из народа. Вот как он пишет о несправедливости, которую терпит простая крестьянка:

Три тяжкие доли имела судьба,

И первая доля: с рабом повенчаться,

Вторая — быть матерью сына-раба,

А третья — до гроба рабу покоряться,

И все эти грозные доли легли

На женщину русской земли.

Поистине величественный и светлый образ русской женщины предстает перед нами в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Это — крестьянка Матрена Тимофеевна Корчагина. Вся ее жизнь, которая проходит в непосильном труде, — пример удивительной стойкости, терпения и силы характера. Именно о таких женщинах, как Матрена, Некрасов писал:

Коня на скаку остановит,

В горящую избу войдет.

Никакие жизненные неудачи и удары судьбы не могут сломить ее, она способна выстоять перед любыми испытаниями, и, несмотря ни на что, она не поддается отчаянию и озлоблению и безропотно несет свой крест. Эпический тон повествования придает ее образу характер всеобщности. Некрасов осмысливает историю Матрены как судьбу русской крестьянки вообще и, рисуя ее героический жизненный подвиг, показывает, что такие, как она, имеют право на иную жизнь, на подлинную свободу и справедливость.

«Кто ж защитит тебя?» — обращается Некрасов к женщине в одном из своих стихотворений. Он понимает, что, кроме него, больше некому замолвить слово о страдалице земли русской, подвиг которой незаметен, но велик!

Литературный вечер, посвященный 190-летию

Н.А.Некрасова

Образ русской женщины в поэзии Н.А.Некрасова

Учитель русского языка и литературы Матюнина Ирина Никлаевна

Поэты Родины моей…

Какие судьбы роковые,

Какие души золотые,

Какая искренность очей.

Подобно бойким удальцам,

Они в созвучье не играли,

Другие думы не давали

Спокойно биться их сердцам.

То грянул гром, то взвился смерч,

Но жили гордо, хоть и горько,

Не берегли себя нисколько

И не взывали их беречь.

Теперь-то видится ясней

Их роковая обреченность,

Их страшная незащищенность

От негодяев всех мастей.

Истерзан светской суетой,

В раздумье Пушкин произносит:

«Пора! Покоя сердце просит…»-

И отвергает сам покой.

За ним, предчувствуя беду,

И Лермонтов воскликнет с болью:

«Люблю… но странною любовью…»-

Имея Родину в виду.

И в ту же даль, и в ту же синь

Страдальческим и гневным гласом

Взметнется горестный Некрасов:

- «Кому вольготно на Руси…»

Ведущий 1. Дорогие гости, друзья, мы рады вас видеть в нашей литературно – музыкальной гостиной. Сегодня мы собрались для того, чтобы выразить почтение, любовь и уважение поистине русскому поэту Н.А.Некрасову.

Александр Твардовский писал о нем: «…Некрасов…вершина его гения – рядом с вершинами Пушкина и Лермонтова. Но у некрасовской поэзии своя собственная красота, своё озарение, своя, ни на что не похожая песня, своя любовь и ненависть, своя вера, и доколе будет жить на земле и удивлять людские души пленительное русское слово, не померкнет слова одного из его прекрасных мастеров. »

Сегодня наш разговор пойдет о прекрасных женских образах в лирике Некрасова.

Ведущий 2. Три тяжкие доли имела судьба,

И первая доля: с рабом повенчаться,

Вторая – быть матерью сына раба,

А третья – до гроба рабу покоряться,

И все эти грозные доли легли

На женщину русской земли

Н.Некрасов. « Мороз, Красный нос»

(на сцену выходит Дарья)

Матрена: В полном разгаре страда деревенская…

Дарья: Доля ты! – русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать.

Матрена: Ох, не говори, Дарья, тяжела наша долюшка женская. С первым лучом солнца начинается для русской бабы непосильная эта работа:

Солнышко всё оживило,

Божьи открылись красы,

Поле сохи запросило,

Травушки просят косы,

Рано я, горькая, встала,

Дома не ела, с собой не брала,

До ночи косу клепала,

Утром косить я пошла…

Крепче вы, ноженьки, стойте!

Белые руки, не нойте!

Надо одной поспевать

Н.Некрасов «Мороз, Красный нос»

Дарья: А там, гляди, рожь – матушка стала в колос метаться. Бог нам послал урожай!

Овод жужжит и кусает,

Смертная жажда томит,

Солнышко очи слепит,

Жжет оно голову, плечи,

Ноженьки, рученьки жжет,

Изо ржи, словно из печи,

Тоже теплом обдает,

Спинушка ноет с натуги,

Руки и ноги болят,

Красные, желтые круги

Перед очами стоят….

Н.Некрасов. «Мороз, Красный нос»

Матрёна: Да, только успевай шевелиться, а покуда – то замешкаешься, так влетит от барина, ирода такого, век не забудешь! Зато сынок – то ихний, старшой который, Николай Алексеевич, не под стать отцу вышел.

(Дарья вытирает слезы платком)

Ой, да я гляжу, у тебя глаза на мокром месте. Да ладно, Дарьюшка! Будет тебе.

^ Дарья: Болел он всей душой за нас, простых людей. Видел он нашу жизнь, полную горя и страданий.

Ведущий 1. Женщины русские! В тяжкой неволе, выполняя самую трудную работу по дому и в поле, не досыпая ночами, растили они детей. Такова судьба и Матрены и Дарьи, и тысяч других женщин царской России. Достоевский, как никто другой знавший Некрасова, сказал о нем: «…Это было раненное сердце, раз и на всю жизнь, и незакрывающаяся рана эта была источником его поэзии, всей страстной до мучения любви этого человека по всему, что страдает от насилия, от жестокости необузданной воли…»

Ведущий 2. Когда мы произносим имя Н.А.Некрасова, то на память приходят строки: «Поэтом можешь и не быть, но гражданином быть обязан», «Я миру посвятил народу своему, «Доля ты русская, долюшка женская, вряд ли труднее сыскать.»» Мы знаем Некрасова как поэта – гражданина, демократа, певца униженных и обездоленных. И мало кто знает, что у Николая Алексеевича есть замечательные стихи о любви.

От любви к женщине, говорят, родилось всё самое прекрасное на Земле. В этом убеждаешься очередной раз, читая любовную лирику Некрасова.

О письма женщины, нам милой!

От вас восторгам нет числа,

Но в будущем душе унылой

Готовите вы больше зла.

Когда погаснет пламя страсти

Или послушаетесь вы

Благоразумья строгой власти

И чувству скажите: увы! -

Отдайте ей ее посланья

Иль не читайте их потом,

А то нет хуже наказанья,

Как задним горевать числом.

Начнешь с усмешкою ленивой,

Как бред невинный и пустой,

А кончишь злобою ревнивой

Или мучительной тоской...

О ты, чьих писем много, много

В моем портфеле берегу!

Подчас на них гляжу я строго,

Но бросить в печку не могу.

Пускай мне время доказало,

Что правды в них и проку мало,

Как в праздном лепете детей,

Но и теперь они мне милы -

Поблекшие цветы с могилы

Погибшей юности моей!

(Звучит «Ноктюрн» из Лирической пьесы Э. Грига)

Ведущий 1. Почти вся интимная лирика Некрасова посвящена женщине, которая, по свидетельствам современников, была необыкновенно хороша собой. «Красавица, каких не очень много», - писал о ней Чернышевский. Она «не только безукоризненно красива, но и привлекательная», - подчеркивал А.Фет. Грановский, сообщая жене: «Сколько в ней хорошего. В ней много ума и доброты истинной». «Она умна и хорошенькая, вдобавок любезна и пряма донельзя», - читаем в письме Ф.М.Достоевского брату.

Этой женщиной, получившей столько листов отзывов и занявшей огромное место в жизни и поэтической судьбе Некрасова, была Авдотья Яковлевна Панаева.

(Звучит песня Сольвейг из оперы «Пьер Гюнт» Э.Грига)

Ведущий 2. Некрасов познакомился Панаевой в начале 40-х г. XIX в, когда он еще только вступал в литературу. Двадцатилетняя Авдотья Яковлевна, изящная, черноволосая, гладкопричесанная, с румянцем на смуглых щеках, слыла одной из первых красавиц Петербурга. Многие из литераторов были тайно или явно к ней неравнодушны. И нет ничего удивительного, что та же участь постигла и Некрасова.

Ведущий 1. Союз Некрасова с Панаевой, длившийся около 16 лет, в лучшие его годы был освещен и любовью, дружбой и взаимопониманием. Их отношения отличены полной гармонией чувств и благотворным влиянием Авдотьи Яковлевны: её любовь «составила самых светлые страницы в мрачной жизни нашего поэта» К этой поре относятся стихи, в которых Некрасов назвал её «второй музой».

Зачем насмешливо ревнуешь,

Зачем, быть может, негодуешь,

Что Музу темную мою

Я прославляю и пою?

Не знаю я тесней союза,

Сходней желаний и страстей-

С тобой, моя вторая Муза,

У Музы юности моей!

Ведущий 2. Стихи Некрасова – предельно искренний лирический дневник, сохранивший горячие слезы сердечной жизни двух людей, их любви, ревности, горьких размолвок и расставаний.

Я не люблю иронии твоей.

Оставь ее отжившим и не жившим,

А нам с тобой, так горячо любившим,

Еще остаток чувства сохранившим, -

Нам рано предаваться ей!

Пока еще застенчиво и нежно

Свидание продлить желаешь ты,

Пока еще кипят во мне мятежно

Ревнивые тревоги и мечты -

Не торопи развязки неизбежной!

И без того она не далека:

Кипим сильней, последней жаждой полны,

Но в сердце тайный холод и тоска...

Так осенью бурливее река,

Но холодней бушующие волны...

Ведущий 1. Женщина в лирике Некрасова, пусть даже роковая и взбалмашная, как в его «Панаевском цикле», или победительно красивая и сильная, как в поэмах, или безоглядно жертвующая собой, как в «Русских женщинах», - тоже обречена, и судьба её тем трагичнее, чем больше внутренняя сила героини

Ведущий 2. «Русские женщины» - такое название дал Некрасов поэме, посвященной женам декабристов – Екатерине Трубецкой и Марии Волконской, поехавшим за мужьями в далёкую Сибирь.

Ведущий 1. Русские женщины – этим всё сказано: и о гордом создании своего достоинства, своей правоты, и о великой силе любви к мужу и уважении к его делу, о…

^ Инсценирование отрывка из поэмы Н.А.Некрасова «Русские женщины»

Ведущий 2. Е.Трубецкая уезжала в Сибирь первой из женщин. Н.А.Некрасов приветствует ее именно за то, что:

Она другим дорогу проложила,

Она других на подвиг увлекла!

Путь ее был труден, но выдержав все, она вправе была сказать такие слова:

Нет! Я не жалкая раба,

Я женщина, жена!

Пускай горька моя судьба –

Я буду ей верна!

О, если б он меня забыл

Для женщины другой,

В моей душе достало б сил

Не быть его рабой!

Но знаю: к родине любовь

Соперница моя,

И если б нужно было, вновь

Ему простила б я!...

У Марии Волконской, уезжавшей второй, все было совсем не так, как у Трубецкой…Ей пришлось труднее, чем другим.

^ Чтение стихотворения «Марии Волконской»

Вспыхнули закатом облака.

Серебрится быстрая река.

Хрупкая и нежная рука

Ищет для горячих слез платка.

Звезды сражаются в реке,

Кружева на шелковом платке,

Два кольца сверкают на руке,

Прокричала цапля в вдалеке…

Буйный ветер налетел…

Ой, лети к родному, милый!

Лес тихонько прошумел:

Не под силу, не под силу…

Дай, луна, родному свет!

Будешь самый лучший друг мне…

Желтобокая в ответ:

Недосуг мне, недосуг мне…

Ветер воду всколыхнул,

Засмеялись звезды часто (чисто),

Лес расстроено вздохнул:

Декабристы, декабристы!...

Ах, никто не навестит

Ныне бедного солдата!

Лес опять в ответ шумит:

А сама-то, а сама-то…

От такого – то пути

Переломится любая!

Ветер шепчет и свистит:

Трубецкая, Трубецкая…

Ты звезда, скорей найдешь!

Звезды хором: - Мы не можем,

На, а если ты пойдешь –

Мы поможем, мы поможем!

И прислушалась луна,

И сказала: - Не забуду,

Буду век тебе верна,

Помогать, где трудно, буду.

Ветер взвился: - Не покину!

Лес шепнул: - Иди, Мария!

И река журчит: - Княгиня,

Мы с тобой. С тобой Россия!

Слово учителя.

Ведущий 1. По дороге в Сибирь Мария Волконская останавливается в доме Зинаиды Волконской.

Москва. Салон княгиня Зинаиды Волконской. Салон литературно-музыкальный, который оставил заметный след в истории русской культуры. Разносторонне одаренная женщина – писательница, певица и композитор, она была дружна с Пушкиным, Мицкевичем, Вяземским.

Все в этом доме носило отпечаток служения искусству и мысли…

Из воспоминаний Марии:

…Я слушала музыку, грусти полна,

Я пению жадно внимала;

И чудные звуки лились без конца!...

Ни один вечер в литературно-музыкальном салоне не обходился без исполнения романсов. В наши дни не часто можно видеть афишу со словами: «Вечер романса», а вот в XIX веке романс был «дневником сердца», душой человека, он выражал очень личные настроения любого человека.

Александр Сергеевич Пушкин вписал в альбом выдающейся пианистки того времени Марии Шимановской такие слова: «Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает, но и любовь – мелодия». В XIX веке романсы как жанр музыки достигают небывалого расцвета. А звучали они чаще всего в таких музыкальных салонах, где собирались лучшие российские литераторы и музыканты.

(А.А.Алябьев – А.Дельвиг – романс «Соловей».)

Ведущий 2. Строки Некрасова – не только реквием по женской доле, плач по жизни, «не успевшей расцвесть», его героиня прежде всего жена и мать, её счастье зависит от счастья её близких. Один из трагических образов поэзии Некрасова – Орина, мать солдатская, потерявшая сына из – за страшной рекрутчины.

Воротился сын больнехонек,

Ночью кашель бьет солдатика,

Белый плат в крови мокрехонек!

И погас он, словно свечка,

Восковая, предыконная…

Мало слов, а горя реченька,

Горя реченька бездонная!..

(«Орина, мать солдатская»)

Ведущий 2. Надо сказать, что образ матери, этот прекрасный и вечный образ, проходит через всю поэзию Некрасова. С какой проницательной жалостью он описал тоску матерей, оплакивающих в одиночестве своих не вернувшихся с войны сыновей.

Внимая ужасам войны,

При каждой новой жертве боя

Мне жаль не друга, не жены,

Мне жаль не самого героя…

Увы! Утешится жена,

И друга лучший друг забудет;

Но где – то есть душа одна-

Она до гроба помнить будет!

Средь лицемерных наших дел

И всякой пошлости и прозы

Одни я в мире подсмотрел

Святые, искренние слезы-

То слезы бедных матерей!

Им не забыть своих детей,

Погибших на кровавой ниве,

Как не поднять плакучей иве

Своих покинувших ветвей…

«Внимая ужасам войны…»

Ведущий 1. 1862 г. поэт создает стихотворение «Рыцарь на час», одно из лучших произведений русской поэзии XIX в., в котором снова обращается к образу матери. Над могилой матери, потрясенный красотой лунной ночи, он задумывается о жизни, о своем месте в ней. Поэт просит мать спасти его, смыть «слезою страдания» позорные пятна с души сына, направить «силу свободную, гордую».

Повидайся со мною, родная!

Появись лёгкой тенью на миг!

Сю ты жизнь прожила нелюбимая,

Всю ты жизнь прожила для других.

С головой, бурям жизни открытою,

Весь свой век под грозою сердитою

Простояла ты, - грудью своей

Защищая любимых детей.

Да, я вижу тебя, бледнолицую,

И на суд твой себя отдаю.

Не робеть перед правдой – царицею

Научила ты музу мою:

Мне не страшны друзей сожаления,

Не обидно врагов торжество,

Изреки только слово прощения

Ты, чистейшей любви божество!

(Звучит «Лунная соната» Бетховена)

Ведущий 2. Сколько гордости и любви в этих строках о простых крестьянах – тружениках, матерях, счастливых в своей семье и своей работе, высоких сильных в любом направлении чувств.

Есть женщины в русских селеньях

С покойною важностью лиц,

С красивою силою в движеньях,

С походкою, со взглядом цариц,-

Их разве слепой не заметит,

А зрячий о них говорит:

«Пройдет – словно солнцем осветит!

Посмотрит – рублем подарит!»

В игре её конный не словит,

В беде – не сробеет, - спасет:

Коня на скаку остановит,

В горящую избу войдет!

Ведущий 2. Образ русской женщины, ставшей в творчестве Некрасова олицетворением живой души, символом многострадальной Отчизны и музы поэта, по праву занимает одно из главных мест в русской поэзии XIX века, находит отклик в сердцах благодарных читателей.

Ведущий 1. Стихотворения Некрасова и сейчас, спустя столько лет, продолжают волновать наши сердца, наполнять их надеждой, верой, любовью. Они учат нас видеть и ценить красоту окружающего мира, беречь любовь и дорожить этим прекрасным чувством. Некрасовские строки, как и прежде, продолжают сеять «разумное, доброе, вечное». Наверное, именно в этом и заключается великая заслуга русского поэта Николая Некрасова и главное значение его творческого наследия.

О письма женщины, нам милой!

От вас восторгам нет числа.

Но в будущем душе унылой

Готовите вы больше зла.

Когда погаснет пламя страсти

Или послушаетесь вы

Благоразумья строгой власти

И чувству скажете: увы! –

Отдайте ей её посланья

Иль не читайте их потом,

А то нет хуже наказанья,

Как задним горевать числом.

Начнешь с усмешкою ленивой,

Как бред невинный и пустой,

А кончишь злобою ревнивой

Или мучительной тоской…

О ты, чьих писем много, много

В моем портфеле берегу!

Подчас на них гляжу и строго,

Как в праздном лепете детей.

Но и теперь они мне милы –

Поблекшие цветы с могилы

Погибшей юности моей!

(Звучит «Ноктюрн» из «Лирических пьес» Э. Грига)

Ведущий 2. Мы видим, с каким уважением и с какой любовью относился Н.А.Некрасов к женщине. Н.Г. Чернышевский говорил о Некрасове: “Немногие способны так глубоко уважать достоинство женщины, немногие способны к такой нежности чувства”.

Лирика Некрасова и сейчас, спустя столько лет продолжает волновать наши сердца, наполнять их надеждой, верой, любовью. Они учат нас видеть и ценить красоту окружающего мира, беречь любовь и дорожить этим прекрасным чувством. Некрасовские строки, как и прежде, продолжают сеять «разумное, доброе, вечное». Наверное, именно в этом и заключается великая заслуга русского поэта Николая Алексеевича Некрасова и главное значение его творческого наследия.


Красавица миру на диво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка.

Н. А. Некрасов
"Величавая славянка" стала героиней многих стихотворений и поэм Н. А. Некрасова; все они проникнуты глубоким состраданием к ее судьбе. Поэт страдает вместе с ней и от непосильной работы, и от моральных унижений. Однако нельзя сказать, что русская женщина предстает в стихах Некрасова только лишь в образе замученной работой крестьянки, на судьбе которой отразились все социальные противоречия страны. Есть в поэзии Некрасова и другой тип женщины, в котором воплотились народные представления о настоящей красавице, крепко сложенной, румяной, живой, трудолюбивой. Некрасов обращает внимание на внутреннюю красоту, душевное богатство русской крестьянки:
Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц.

В образе русской женщины Некрасов воспевает стойкость, гордость, достоинство, заботу о семье, о детях.
Наиболее полно этот тип был раскрыт Некрасовым в поэме "Кому на Руси жить хорошо" в образе Матрены
Корчагиной.
Одна из частей названа "Крестьянка", в которой Матрена сама рассказывает о своей судьбе. В этом рассказе отразились все жизненные тяготы русской женщины: разлука с мужем, вечные унижения, страдания матери, потерявшей сына, пожары, падеж скота, неурожай. Однако эти испытания не сломили ее духа, она сохранила свое человеческое достоинство.
Образ Матрены Тимофеевны дан в поэме в динамике, в развитии. Так, например, в истории с Демушкой она вначале, в порыве отчаяния, готова все стерпеть:
И тут я покорилася,
Я в ноги поклонилася...

Характер героини закаляется именно в этих тяжких испытаниях. Это - женщина большого ума, самоотверженная, волевая, решительная. В характеристике Матрены широко используются фольклорные жанры: песни, плачи, причитания. Они помогают выразить боль и тоску, ярче показать горькую жизнь Матрены Тимофеевны.
В ее речи наблюдаются фольклорные особенности: повторы, постоянные эпитеты, восклицательные формы, обращения, обилие уменьшительно-ласкательных слов. Эти особенности делают речь Матрены неповторимо индивидуальной, придают ей особую живость, эмоциональность. Это образ крестьянки не только сильной духом, но и одаренной, талантливой.
Рассказ Матрены о своей жизни - это рассказ о судьбе любой крестьянки, многострадальной русской женщины. Сама глава названа не ее именем, а "Крестьянка". Этим подчеркивается, что судьба Матрены вовсе не исключение из правил, а типичная судьба миллионов русских крестьянок.
Описывая тип "величавой славянки", Некрасов находит таких женщин не только в крестьянской среде. Лучшие душевные качества - сила воли, умение любить, верность - роднят Матрену с героинями поэмы "Русские женщины".
Произведение это состоит из двух частей: первая посвящена княгине Трубецкой, а вторая - княгине Волконской.
Княгиню Трубецкую Некрасов показывает как бы со стороны, рисует внешние трудности, встретившиеся на ее пути. Недаром центральное место в этой части занимает сцена с губернатором, пугающим княгиню ожидающими ее лишениями:
Острожным жестким сухарем
И жизнью взаперти,
Позором, ужасом, трудом
Этапного пути...

Все доводы губернатора о тяготах жизни в Сибири мельчают и теряют свою силу перед мужеством героини, ее горячей готовностью быть верной своему долгу. Служение высшей цели, исполнение святого долга для нее выше всего сугубо личного:
Но знаю: к родине любовь
Соперница моя...

Повествование во второй части поэмы ведется от первого лица - от лица княгини Волконской. Благодаря этому яснее понимаешь глубину страданий, которые перенесла героиня. В этой части также есть спор, по напряжению равный разговору губернатора и Трубецкой:
--- Ты всех безрассудно бросаешь,
За что же?

- Я долг исполняю, отец.
При этом подчеркивается предначертанность судьбы героини:
Делить с ним радость,
Делить и тюрьму
Должна я, так небу угодно!

Описание декабристов сходно с описанием христианских мучеников и самого Христа:
Не покажусь я палачу
Свободных и святых.
И я полюбила его, как Христа,
В своей арестантской одежде
Теперь он бессменно стоит предо мной,
Величием кротким сияя.
Терновый венец над его головой,
Во взоре
- любовь неземная...
Поступок жен декабристов окрашен в возвышенно-религиозные тона.
Замена первоначального названия "Декабристки" на "Русские женщины" подчеркнула, что героизм, сила духа, нравственная красота присущи русской женщине испокон веков.
Надо отдать должное Н. А. Некрасову, который сумел создать в русской литературе такой замечательный образ женщины, верной долгу, которая поражает своей цельностью.
Некрасов показал, что образ "величавой славянки" не принадлежит одному социальному слою. Этот тип женщин - всенароден, его можно встретить и в крестьянской избе, и в великосветской гостиной, поскольку главная составляющая его - духовная красота.

Задачи и тесты по теме "Образ русской женщины в творчестве Н. А. Некрасова (По поэмам Мороз, Красный нос, Русские женщины)"

  • Орфография - Важные темы для повторения ЕГЭ по русскому языку