Блузки и рубашки

Осень в неживой природе. Осень в неживой природе Изменения в погоде

Вспомним

  1. Что относится к неживой природе?
  2. По своим наблюдениям расскажите, какая погода была летом. Как она изменилась с приходом осени?

Летом земля получала много тепла. Ведь солнце высоко поднималось в небе, лучи его падали отвесно и хорошо прогревали землю. Осенью солнце поднимается в небе уже не так высоко. Его лучи падают наклонно, скользят по земле и меньше нагревают её. Поэтому холодает.

Однажды утром земля, трава, крыши домов побелели. Нет, это ещё не снег. Это иней. Значит, на улице лёгкий мороз - заморозки .

Первые заморозки обычно бывают ранней осенью, в начале сентября. А ближе к середине сентября бывает последняя гроза. Осенние дожди на летние не похожи. Они мелкие, моросящие, затяжные.

Воздух осенью насыщен влагой, которая из-за холода превращается в мельчайшие водяные капельки. Так образуются туманы. Осенью густые туманы часто стелются над рекой, озером, прудом.

Правда, с середины сентября на одну-две недели обычно устанавливается тёплая, сухая погода.

Это время в народе называют «бабье лето». Замечательная пора для прогулок, осенних работ, да и для весёлых детских игр!

Между тем дни становятся всё короче, а ночи длиннее. Наступает 23 сентября - день осеннего равноденствия , когда светлое время суток равно тёмному, день равен ночи.

Поздняя осень бывает холодной, дождливой. Иногда идёт мокрый снег. Поздней осенью во всём чувствуется приближение зимы. В самом конце осени на водоёмах происходит ледостав - реки, озёра, пруды покрываются льдом. А вскоре и вся земля оденется в белый снеговой наряд.

  • Рассмотри рисунки. На каком из них показана ранняя осень, а на каком - поздняя? Объясни, почему ты так думаешь.

Старинная детская игра

Погожей ранней осенью на свежем воздухе так весело играть! Вот русская игра «В куликй». Скатают из сухой травы небольшой мячик. Считалкой выберут водящего - птицу кулика. Он в сторонку отойдёт, а дети мяч в сухой траве спрячут. Водящий выйдет на поляну, начнёт по траве шарить - мяч искать. Если далеко от мяча отойдёт, дети кричат: «Кулик, кулик, кулик!» Если водящий близко от мяча, кричат по-другому: «Травы, травы, травы!» Играют, пока «кулик» мяч не найдёт.

Узнаем подробнее

Как замерзает река

Ледостав - одно из интереснейших явлений природы. Сначала появляются забереги - тонкий ледок вдоль берегов. Он словно держится за берега, зацепился за них.

Потом в воде можно увидеть ледяное сало. Это маленькие плоские льдинки, похожие на блёстки сала в тарелке с остывшим супом. А после снегопада в реке появляется снежура, похожая на плывущую по течению кашу из снега.

Но вот ледяное сало и снежура слиплись в большие рыхлые комья льда. Это шуга. Ледяные комья на ходу смерзаются друг с другом. Образуются большие плывущие льдины.

Но плыть им всё труднее: льдины увеличиваются, смыкаются друг с другом. И вот они соединяются с заберегами.

Движение льда на реке прекращается. Река замёрзла.

Подумаем!

  1. Почему иней при первых заморозках быстро тает?
  2. В каком осеннем месяце больше всего туманов?

Проверим себя

  1. Чем вызвано осеннее похолодание?
  2. Чем осенние дожди отличаются от летних?
  3. Почему осенью часто образуются туманы?
  4. Чем интересен день 23 сентября?
  5. Приведи примеры осенних явлений в неживой природе.

Сделаем вывод

Уменьшение продолжительности дня, похолодание, первые заморозки и появление инея, последняя гроза, затяжные дожди, густые туманы, первый снег, ледостав - это осенние явления в неживой природе. 23 сентября - день осеннего равноденствия.

Галина Клепцова
Картотека наблюдений. Осень

ОСЕНЬ

Наблюдение № 1

Наблюдение за изменениями в природе. Предложить детям самостоятельно найти признаки осени в окружающей природе.

Загадка : Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен

И елочек. Я - … (осень )

Дидактическая игра «Осенние слова » .Какими словами можно сказать об осени ? Осень какая ? (золотая, красивая, солнечная, разноцветная, ласковая, задумчивая, печальная, тихая, поздняя, ранняя, ненастная, хмурая, грустная, дождливая, расписная, пестрая).

Наблюдение № 2

Продолжать (сентябрь) пословицы :

Сентябрь без плодов не бывает.

В сентябре прохладно, да сытно.

С сентября и лист на дереве не держится.

Сентябрь – золотой месяц грибников.

Осень студит воду .

Наблюдение № 3

Наблюдение за температурой . После длительных наблюдений за показаниями термометра на метеоплощадке, подвести детей к выводу, что в сентябре холоднее, чем в августе в среднем на 5 градусов.

Стихотворение А. С. Пушкина : Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса.

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

Наблюдение № 4

Наблюдение за осадками . Характер осадков в сентябре – дождь и туман. Дети находят различия между затяжным и кратковременным дождями.

Что можно сказать о дожде осенью ? (моросит, накрапывает, льет, идет, капает, хлещет, шумит, стучит по крыше).

Стихотворение С. Егорова «Осень » :

Все тучи, тучи. Дождик.

Холодный, словно лед,

Колючий, словно ёжик,

По осени бредет .

Наблюдение № 5

Наблюдение за утренним туманом и росой, объяснить причину этих явлений (большая разница между дневной и ночной температурой воздуха) . Туман – мельчайшие капли воды в воздухе.

Стихотворение Е. Трутневой «Туман» :

Кто–то ночью утащил лес.

Был он вечером, а утром исчез!

Не осталось ни пенька, ни куста,

Только белая кругом пустота.

Где же прячутся птица и зверь?

И куда ж за грибами теперь?

Загадка : Спрятал луга,

Спрятал стога

В синий карман,

Синий… (туман)

Наблюдение № 6

Наблюдение за ветром на метеоплощадке. Дети самостоятельно дают характеристику ветру : сильный, порывистый, слабый, кратковременный, ураганный. С помощью флюгера определить, откуда и куда дует ветер. Остается ли положение флюгера постоянным или оно меняется? Подвести детей к пониманию, что ветер может дуть с разных сторон.

Загадка : Неизвестно, где живет.

Налетит – деревья гнет.

Засвистит – по речке дрожь.

Озорник, а не уймешь! (ветер)

Дидактическая игра «Ветер, ветер, ты какой?» (упражнять в подборе прилагательных) . Ветер осенью какой ? (сильный, слабый, легкий, приятный, ласковый, резкий, порывистый, ураганный, прохладный, свежий, холодный, ледяной, теплый, влажный, встречный, попутный, северный, южный, западный, восточный, утренний, осенний ).

Наблюдение № 7

Наблюдение за продолжительностью дня. Наблюдение проводится с одного и того же места на участке детского сада. Дети постепенно подводятся к пониманию того, что долгота дня связана с движением солнца, с высотой его стояния.

Чтение потешки : Солнышко-ведрышко,

Выгляни в окошечко,

Солнышко, нарядись,

Красное, покажись!

Солнышко-ведрышко,

Выйди из-за облачка,

Сядь на пенек,

Погуляй весь денек.

Наблюдение № 8

Наблюдение за растениями . Обратить внимание на изменения цвета листьев березы, тополя. Дать характеристику поверхности листьев. Показать плоды шиповника, рябины. Рассмотреть семена у некоторых цветов (бархатцы, настурция, уточнить назначение семян и обратить внимание на разное количество семян у разных растений.

Наблюдение № 9

Наблюдение за листопадом . Обратить внимание на красоту золотой осени .

Стихотворение Ю. Капустиной «Осень » :

В золотой карете, что с конем игривым,

Проскакала осень по лесам и нивам .

Добрая волшебница все переиначила,

Ярко-желтым цветом землю разукрасила.

С неба сонный месяц чуду удивляется,

Все кругом искрится, все переливается.

Наблюдение № 10

Наблюдение за листьями в сухую погоду. Предложить походить по опавшим листьям, послушать как они шуршат. Обсудить, почему листья шуршат (Новая вода в листья не поступает, а та, которую они получили от своего растения, постепенно испарилась. Листья высохли и стали ломкими. Если пойдет дождь, они опять намокнут и перестанут шуршать).

Дидактическая игра Что можно сказать о листьях осенью ? (желтеют, увядают, опадают, кружатся, засыхают, осыпаются, замерзают, можно собирать, шелестят, шуршат).

Наблюдение № 11

Наблюдения за растениями . Длительные наблюдения за созреванием плодов и семян деревьев и кустарников. Подвести детей к выводу, что созревание плодов и семян – это признак осени . В результате наблюдений сделать вывод , что у растений нет молодых побегов и свежей зелени, так как осенью прекращается рост растений.

Загадка : Будто снежный шар бела,

По весне она цвела,

Нежный запах источала.

А когда пора настала,

Разом сделалась она

Вся от ягоды черна. (Черемуха) .

Наблюдение № 12

Наблюдение за насекомыми . Усиленно питаются и прячутся от холодов; некоторые из них засыпают до весны, часть насекомых погибает, завершив жизненный цикл; бабочки-крапивницы залетают осенью в дома и там зимуют ; бабочки- лимонницы забираются в щели коры деревьев и спят до весны; муравьи собираются в глубине муравейника и закрывают в него вход.

Загадки :

Не птичка, а с крыльями. (Бабочка)

Шли плотнички без топоров,

Срубили избу без углов. (Муравейник)

Кто его убьет, тот свою кровь прольет. (Комар)

Вокруг носа вьется,

А в руки не дается. (Муха)

Наблюдение № 13

Наблюдение за распространением семян и плодов. Рассмотреть вместе с детьми разнообразные плоды деревьев и кустарников и определить, с помощью чего семена разносятся по земле (крылышки, пух, колючки, парашютики) . В ветреные дни понаблюдать , как семена разносятся по участку. Определить роль ветра в распространении семян. Предложить детям отыскать на участке растения, для которых ветер – желанный гость.

Наблюдение № 14

Наблюдение за небом . Все чаще серое, кажется низким, сплошь покрыто тяжелыми тучами, быстро передвигающимися по небу. Выяснить причину быстрого движения туч.

Загадка : Это что за потолок?

То он низок, то высок,

То сер, то беловат,

То чуть-чуть голубоват.

А порой такой красивый –

Кружевной и синий-синий. (небо)

Наблюдение № 15

Наблюдение за птицами . Обсудить с детьми, почему птицы улетают. Вспомнить птиц, которые собираются улетать.

Стихотворение В. А. Жуковского «Птичка» :

Птичка летает,

Птичка играет,

Птичка поет;

Птичка летала,

Птичка играла,

Птички уж нет!

Где же ты, птичка?

Где ты, певичка?

В дальнем краю

Гнездышко вьешь ты;

Там и поешь ты

Песню свою.

Наблюдение № 16

Наблюдение за насекомыми . Обратить внимание, что насекомых стало меньше, объяснить почему, куда они исчезли, предложить поискать насекомых на участке.

Дидактическая игра «Четвертый лишний» :

Заяц, еж, лиса, шмель;

Трясогузка, паук, скворец, сорока;

Бабочка, стрекоза, енот, пчела;

Кузнечик, воробей, божья коровка, майский жук;

Пчела, стрекоза, шмель, бабочка;

Таракан, муха, пчела, майский жук;

Стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка.

Наблюдение № 17

Длительное наблюдение за многолетним растением – одуванчиком. Объяснить, что корень остался в земле. Отметить колышками место, где рос одуванчик – весной здесь вырастет новый.

Загадка : Горел в траве росистой

Фонарик золотистый.

Потом померк, потух

И превратился в пух. (Одуванчик) .

Наблюдение № 18

Продолжать развивать у детей умение самостоятельно выделять признаки золотой осени . Предложить определить, на каких деревьях листья только краснеют, а на каких – желтеют (предложить зарисовать) ; понаблюдать , с каких деревьев листья опадают раньше – с молодых или старых. Какие из деревьев быстрее сбрасывают листву? (осина, береза) ; что способствует быстрому опаданию листьев? (ветер, заморозки) . Обсудить с детьми, почему опадают листья.

Загадка : Утром мы во двор идем –

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят… (осенний листопад )

Наблюдение № 19

Наблюдение за деревьями и кустарниками. Сравнить деревья и кустарники по цвету коры, по плодам, семенам, форме кроны.

Загадка : Много рук, а нога одна.

(Дерево)

Упражнение «Правильно произнесите слова» - согласование существительных с числительными.

Одно дерево, два, пять…

Одна сосна, две, пять…

Дидактическая игра «Что будет, если…» Предложить подумать и ответить, что случится с деревом, если (исчезнут птицы, дождевые червяки, грибы; если перестанет идти дождик; если снег не укроет его корни; не прилетят пчелы; человек повредит кору и т. п.)

Наблюдение № 20

Наблюдение за признаками осени . Дни становятся короче; солнце – бледное и холодное, поднимается невысоко; небо прозрачное, бледно- голубое, все чаще его затягивают хмурые серые тучи; идет дождь мелкий, моросящий, затяжной, скучный, холодный; воздух прозрачный; становится все холоднее; лужи покрываются льдом; бывают туманы.

Наблюдение № 21

Продолжать наблюдение за признаками осени (октябрь) . Обсудить народные приметы и пословицы :

Октябрь – грязник.

Осенью птицы летят низко – к холодной, высоко – к теплой зиме.

Если осенью листья берез начнут желтеть с верхушки – весна будет ранняя, начнут желтеть снизу – поздняя.

Весна красна цветами, а осень – снопами .

В осеннее ненастье сеет погод на дворе : сеет, веет, крутит, мутит, рвет, сверху льет, снизу метет.

Наблюдение № 22

Наблюдение за травянистыми растениями, их приспособлением к зиме : отмирают стебли и корни, но сохраняются семена.

Стихотворение А. Плещеева :

Осень наступила ,

Высохли цветы,

И глядят уныло

Голые кусты.

Вянет и желтеет

Травка на лугах,

Только зеленеет

Озимь на полях.

Загадка : Она под осень умирает

И вновь весною оживает.

Иглой зеленой выйдет к свету,

Растет, цветет она все лето.

Коровам без неё – беда :

Она их главная беда. (Трава) .

Наблюдение № 23

Рассматривание семян, обсудить, почему у семян толстая кожура, что помогает семенам перезимовать (снег) . У многолетних растений отмирают наземные части, но живыми остаются клубни, луковицы, корневище.

Наблюдение № 24

Отыскать на участке разные по цвету листья : от темных, совсем старых, прошлогодних, поверхность которых превратилась в паутинку из жилок, до совсем свежих, зеленых, молодых. Предложить рассортировать их по цвету и по степени «старости» , разложив в определенном порядке. Почему листья такие разные? Что с ними происходит? Если разложим их по кругу, то получим своеобразный «круговорот листьев» в природе : все начинается зеленым листом, им же и заканчивается. (Листья, в конце концов, превращаются в почву и дают жизнь новым растениям, новым листьям.)

Т. Макарова «Сказка о листьях» :

… О, листьев праздничная груда!

Мне все известно о тебе!

Я плакать никогда не буду

О горестной твоей судьбе.

Покинув парки и бульвары,

Назначив встречу где–нибудь,

Становятся все листья в пары

И в царство листьев держат путь…

Наблюдение № 25

Наблюдение за сосной , рассматривание. Подвести детей к выводу, что хвоя выполняет функцию листьев. Предложить подумать, почему зимой хвоя не опадает, как листья у лиственных деревьев.

Стихотворение В. Рождественского :

Вот сосны. Прямоствольны и упруги,

Колючие – ветрам не разорвать,

Стоят в своей чешуйчатой кольчуге,

Спокойные, как Игорева рать.

Дидактическая игра «Подбери слово» - упражнять в употреблении и согласовании относительных прилагательных с существительными :

Сосновый – запах, бор, ствол.

Сосновая – шишка, ветка, хвоя, мебель.

Сосновое – полено, кресло, бревно.

Сосновые – иголки, шишки.

Наблюдение № 26

Наблюдение за отлетом уток . Рассказать детям, что с приходом холодного времени года – осени – пищи для птиц стало мало, температура воды понизилась, поэтому они улетают туда, где тепло и много еды. Обсудить с детьми, почему водоплавающие птицы улетают позднее остальных.

Загадки : Вёрст не считала,

По дорогам не езжала,

А за морем бывала. (Птица) .

Пёстрая крякушка

Ловит лягушек. (Утка)

Наблюдение № 27

Продолжать устанавливать связь между высотой стояния солнца и температурой воздуха. С этой целью провести длительные наблюдения (в начале, середине и конце месяца) . Выбрать определенное место, время и ориентир (солнце находится над определенным домом : фиксируем дату и время в альбоме наблюдений и измеряем температуру воздуха). Подвести детей к выводу, что чем ниже находится солнце, тем ниже температура воздуха (фиксация в дневнике наблюдений ) .

Наблюдение № 28

Наблюдение за деревьями . Какое из деревьев сбросило листву последним. Сделать вывод о том, что после того как температура воздуха стала ниже нуля градусов, все деревья сбросили листву. Обратить внимание детей, что молодые ветки на деревьях не растут, почки на ветках крепко закрыты.

Дидактическая игра «Умный словесник» - упражнять в подборе имен существительных; обогащать словарный запас детей.

Листья растения, дерева, куста – (листва) .

Опадание листьев осенью – (листопад) .

Осадки в виде водяных капель – (дождь) .

Движение воздуха над землей – (ветер) .

Большое темное облако, из которого может пойти дождь, снег, град. – (туча) .

Яркий свет в небе во время грозы, сопровождаемый громом – (молния) .

Наблюдение № 29

Наблюдение за небом и осадками . Поздняя осень – предзимье . Небо серое, темное. Чаще идут дожди со снегом. Чаще идут дожди со снегом. Понаблюдать за звездным небом . Дуют снеговые ветры (дать понятие «снеговей» ).

Стихотворение Г. Ладонщикова «Поздняя осень » :

У берега несмело

Ложится тонкий лед.

Печально туча серая

По дну пруда плывет.

Суровой дышит осенью

Прозрачная вода.

Деревья листья сбросили,

Встречая холода.

Наблюдение № 30

Наблюдение за изморозью и инеем. Во время заморозков появляется изморозь (это появление ледяных корок на деревьях, на земле и на всех предметах) . Иногда она игольчатая. Сравнить изморозь с инеем (иней на земле, и на траве) . Иней образуется также как и роса. Он может быть и летом, т. к. это кристаллы воды (роса, когда температура воздуха выше 0 градусов) .

Сравнить появление изморози с понижением температуры воздуха (наблюдение за термометром ) .

Загадка : В белом бархате деревня –

И заборы, и деревья,

А как ветер нападает,

Этот бархат опадает. (Иней)

Наблюдение № 31

Наблюдение за осадками . Понаблюдать за изморозью и первым снегом. Вспомнить, чем различаются изморозь, иней, снег. Отметить переход дождя в мокрый снег, связать это с изменением температуры воздуха.

Стихотворение Е. Трутневой «Первый снег» :

Что такое за окном? Сразу в доме посветлело –

Это снег лежит ковром, самый первый, самый белый.

Вот о чем всю ночь свистел за моим окошком ветер,

Он про снег сказать хотел и про то, что зиму встретил.

Наблюдение № 32

Продолжать наблюдение за солнцем : светит все реже, поднимается невысоко. В ноябре короткие дни и длинные ночи. Ноябрь – сумерки года (обсудить с детьми, почему так говорят) .

Загадка : Среди поля голубого –

Яркий блеск огня большого.

Не спеша огонь тут ходит,

Землю-матушку обходит,

Светит весело в оконце.

Ну, конечно, это… (солнце)

Дидактическая игра «Кто больше назовет действий?» (упражнять в подборе прилагательных) . Что можно сказать про солнышко, какое оно? (ласковое, доброе, лучистое, желтое, красное, яркое, теплое, жаркое, огненное).

Наблюдение № 33

Наблюдение за растениями . Растения приготовились к зиме. Деревья стоят без листьев, но почки есть. Рассмотреть почки по форме, величине, цвету. Объяснить, что деревья уже не растут, находятся в покое.

Чтение стихотворения А. С. Пушкина «Осень » :

Уж небо осенью дышало ,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу : приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

Наблюдение № 34

Наблюдение за птицами . Уточнить, какие птицы остались зимовать, понаблюдать , кто из них прилетает к кормушке. Обратить внимание детей, что птицам все труднее добывать корм; обсудить, как можно помочь.

Стихотворение О. Г. Зыковой «Синицы» :

Ох, и хитрые же птицы,

Желтогрудые синицы.

Только лишь в большую стужу

Эти птицы с дятлом дружат.

Ну, а летом все синицы

Сами могут прокормиться.

С приходом осени теплые солнечные дни постепенно сменяются на пасмурные и дождливые, животные и растения начинают готовиться к предстоящей зиме. Погода в осенние месяцы может быть очень переменчивой: сегодня солнце одаривает последними теплыми лучами, а завтра оно надолго укроется за тучи, и с утра до вечера будет моросить мелкий дождик. Давайте вместе проведем наблюдение природы осенью!

Изменения в погоде

Когда осенняя прохлада приходит на смену жаркой летней погоде, в природе начинают происходить перемены. Благодаря им все живое в природе понимает, что не за горами - зима, и к ней нужно успеть подготовиться.

Осенью погода меняется следующим образом:

  • Ветра меняют свое направление, становятся более сильными, порывистыми. Именно они приносят с собой непогоду и атмосферные осадки. Если это происходит постепенно, то погода осенью не радует - бесконечный дождь и слякоть способны кому угодно испортить настроение.

Рис. 1. Дождливая погода.

  • Начиная с середины осени, с появлением различных циклонов, может идти дождь со снегом. Иногда он может пройти и в начале сентября.

При резких перепадах температуры рано утром можно наблюдать такое природное явление как туман. Это ни что иное, как густое, плотное облако, которое образуется у самой поверхности земли. Как только температура воздуха достаточно прогреется, туман рассеется: влага, сконцентрированная в воздухе, вновь выпадет на землю в виде росы или инея.

  • Осенний ледоход - это природное явление, когда при понижении температуры поверхность воды сковывает первый тонкий лед.
  • Гололед - образование льда на поверхности земли. Происходит при небольшом морозе, при котором дождь еще не может превратиться в снег.
  • Рано утром на жухлой траве может появляться иней - частички застывшей росы. Они напоминают колючие снежинки, которые покрывают все неровным слоем. Появление инея часто указывает на скорое приближение зимних холодов.

Рис. 2. Иней.

Растения и животные

Осень - это переходная пора от жаркой погоды к холодной зиме. Она необходима, чтобы все живые существа успели подготовиться к затяжным холодам.

Первыми на приход осени реагируют растения. Травы начинают постепенно желтеть, подсыхать и увядать, на клумбах и лугах уже почти не найдешь цветов - многие из них к середине осени увядают.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Только осенью можно любоваться деревьями, одетыми в желтые и багряные наряды. Окраска листвы меняется с зеленой на желтую, красную, бордовую. Этой первый этап подготовки деревьев к предстоящим холодам. Далее листья начинают высыхать и опадать с веток.

Листопад - уникальное природное явление, благодаря которому деревья получают возможность отдохнуть и накопить свежие силы. Без листьев деревья могут обходиться меньшим количеством влаги, на ветвях скапливается меньше снег и снижается риск их повреждений. Кроме того, вместе с листьями деревья избавляются и от многих насекомых, которые погибают на холоде.

Рис. 3. Листопад.

Во время листопада еще царит теплая, комфортная погода. В этот период поспевают поздние фрукты, садоводы собирают последний в году урожай.

Осенью животные не сидят без дела, ведь нужно основательно подготовиться к холодной и голодной зиме.

  • Белки, бурундуки, полевые мыши готовят запасы - собирают и прячут в дуплах или норах еду: орехи, желуди, зерна.
  • Осенью уже почти не встретишь насекомых - многие из них впадают в продолжительную зимнюю спячку, укрываясь под землей, в коре деревьев, под опавшей листвой.
  • Осенью перелетные птицы готовятся отправиться в дальний путь - теплые страны, где они проведут всю зиму, чтобы с наступлением весны вновь вернуться в родные края.

Классный час для 2 класса на тему «Природа осенью».

Черных Елена Валерьевна
Должность: учитель начальных классов
Описание: Классный час «Природа осенью» будет интересен воспитателям старшего дошкольного возраста, учителям начальных классов. В занимательной форме учащиеся повторяют признаки осени в живой и неживой природе, отгадывают загадки. У младших школьников происходит развитие познавательных интересов, творческих способностей, развитие коммуникативных, речевых качеств.
Цели: углубить и обобщить знания детей об основных приметах и признаках осени.
Задачи: обобщить, систематизировать знания детей об осенних изменениях в живой и неживой природе; формировать чувство прекрасного; умения наблюдать за природой; способствовать развитию у учащихся речи, эстетических чувств; бережно относиться к природе.
Учитель: Закончилось лето, наступил новый учебный год. Отгадайте, о каком замечательном времени года мы сегодня поговорим:
Утром мы во двор идём -
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят...
И летят, летят, летят...
Дети хором: Осень.

Учитель: Сколько осенних месяцев вы знаете? (3 месяца).
Учитель: Отгадайте названия этих осенних месяцев:
Вслед за августом приходит,
С листопадом хороводит
И богат он урожаем,
Мы его, конечно, знаем!
Дети хором: Сентябрь.
Все мрачней лицо природы -
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса.
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился?
Дети хором: Октябрь.
Кто тепло к нам не пускает,
Первым снегом нас пугает?
Кто зовёт к нам холода,
Знаешь ты? Конечно, да!
Дети хором: Ноябрь.
Учитель: Работа в группах. Первая группа готовит рассказ о сезонных изменениях осенью в неживой природе, а вторая группа-о сезонных изменениях в живой природе. Для своего рассказа выберите картинки, которые вам понадобятся. (Дети выбирают картинки и готовят рассказ в течении 10 минут).
Ответы учеников 1 группы: небо чаще всего затянуто серыми облаками; солнышко появляется уже не так часто, поднимается невысоко и почти не греет; день становится короче, температура воздуха понизилась, появились первые заморозки, ясных дней почти нет, погода чаще облачная, пасмурная. Осенние дожди мелкие, холодные, моросящие, затяжные. Над озёрами и реками нависают густые туманы. Из-за понижения температуры и первых заморозков на земле, крышах домов, траве появился иней. Поздней осенью идёт мокрый снег. Он быстро тает, но мы чувствуем приближение зимы. А ещё в конце осени на реках и озерах происходит ледостав – водоёмы покрываются льдом.





Учитель: Молодцы! Какой основной признак осени в неживой природе? (Похолодание.)
Учитель: Какие сезонные изменения происходят в живой природе осенью?
Ответы учеников: с приходом осени листья на деревьях и кустарниках изменили свою окраску, начался процесс увядания. Листья опадают-листопад. Но оказывается, не все деревья осенью сбрасывают листву, некоторые остаются зелёными круглый год. Листья хвойных деревьев покрыты толстой кожицей, они меньше требуют влаги и испаряют её меньше, чем лиственные. Исчезли насекомые, улетают птицы в теплые края, белки запасают корм, животные готовятся к спячке, заяц меняет окраску в белый цвет.





Учитель: Становится холоднее. Между веткой и черешком листа образуется лубяной слой, который не пропускает воду и питательные вещества к листу, он меняет свою окраску, постепенно засыхает и с помощью ветра опадает. Так дерево готовится к зиме. Осенью наступает золотая пора. На одном дереве можно найти желтые, оранжевые, красные, лиловые листья. Давайте послушаем стихотворения, которые подготовили ваши одноклассники.
Ученик 1:
Лес, точно терем расписной
Лиловый, золотой, багряный.
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой.
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь, в листве сквозной,
Просветы в небо, что оконца,
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца.
Ученик 2:
Осень на опушке
Краски разводила,
По листве тихонько
Кистью проводила,
Пожелтел орешник,
Заалели клены
В пурпуре осеннем
Только дуб зеленый.
Улетают птицы -
Не жалейте лета!
Посмотрите - роща
Золотого цвета.
Учитель: Молодцы!
Физминутка:
Лист на веточке сидел.
Во все стороны глядел:
Так глядел и так глядел.
Потом взял и полетел.
Вправо, влево,
Вверх и вниз,
И на кустике повис.
Учитель: Осень - пора сбора урожая. Давайте соберем свой урожай! Отгадайте, о каком овоще идет речь:
Как подружки, по порядку,
Все сидят они на грядке,
Ярким солнышком прогреты,
Все оранжевого цвета,
Будто сестры – близнецы!
Кто? Конечно…Морковки.


Вся зеленая такая,
Круто в кочаны свитая,
Сто одежек – все на ней –
Витамины для людей.
И сидит на грядке ловко,
Называется….Капуста.


Любит он тепло и воду,
Он же гордость огорода!
Весь в пупырышках, зеленый,
Всем известный с давних пор,
Очень вкусен он соленый!
Это точно ….Огурец.


Хоть чернил он не видал,
Фиолетовым вдруг стал,
И лоснится от похвал
Очень важный…баклажан .


Без нее борща не сваришь
И заправку не поджаришь.
Вся малинового цвета,
А вкусна зимой и летом!
Без нее в салате пусто,
Называется….Свекла.


Куст большой, и лист красивый,
А под ним такое диво!
Этот овощ знает каждый,
Длинный он и очень важный,
Полосатый, словно киска,
Называется ….Кабачок.


Этот овощ всем знаком,
В огороде его дом.
Круглый красный, быстро спеет,
И в салате – молодец!
В маринаде нет вкуснее!
Это точно….Помидор .


Посадил тот овощ дед,
Урожая ждал сто лет!
Ну и выросла какая!
Золотая да большая,
Как царица среди слуг!
Все узнали? Это….Репка.


Из нее, сомнений нету,
Золушке была карета,
Часто ели предки наши,
Из нее варили кашу,
Добавляя только соль!
Ну конечно….Тыква.


Овощ наш имеет стрелы,
Он зеленый или белый,
Коль его ты раздеваешь,
Часто слезы проливаешь!
Но зато волнует кровь!
Всем известно, то…Лук .


Он растет на огороде
И на лук похож он вроде,
Только делится на дольки,
Вкус имеет горький!
Знает каждый удалец
Это овощ….Чеснок.