Пaльтo

Только смиренные мироносицы верны до конца! (День жен-мироносиц глазами журналиста). Клин православный

Через две недели после дня Светлого Христова Воскресения празднуется память святых жен-мироносиц.

Иисус Христос вместе со Своими учениками проповедовал Евангельскую весть о пришествии на землю Божественного Посланца - Мессии - и о приближении Царства Божьего.

Ежедневная проповедь, постоянные беседы с народом, многочисленные исцеления и даже воскрешение мертвых - и так все три с половиной года проповеднической деятельности Богочеловека.

При этом Иисус Христос и апостолы не заботились о собственном пропитании, одежде и ночлеге. Но всегда находились заботливые руки и любящие сердца, которые возлагали все эти труды на свои плечи. Большинство этих тружеников были женщины, которых впоследствии Церковь назовет женами-мироносицами.

Такие люди были во многих городах и селах. Они считали для себя радостью позаботиться о земных потребностях Христовой общины. Однако при этом они находились как бы в тени и никогда не выставляли свои труды напоказ. Но без их помощи Спасителю с учениками было бы гораздо труднее совершать мессианское служение.

Но вот настало страшное время для друзей Спасителя. Иисуса, Галилейского Пророка, Которого ученики считали Мессией и Христом, арестовали, беззаконно и нечестно судили и предали позорной и мучительной казни - распятию на Кресте.

Все близкие друзья и апостолы в ужасе и отчаянии разбежались. Евангелист Иоанн пишет: При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина (Ин. 19, 25) и юный апостол Иоанн (см. Ин. 19, 26-27). Эти слова подтверждает и церковная иконопись, изображая всех этих людей стоящими у Креста Христова.

Жены-мироносицы с Матерью Иисуса Христа и апостолом Иоанном Богословом ничем не могли помочь распятому Спасителю, они молча сострадали Ему, глубоко болезненно и трагично переживая происходящее. Их любовь к Иисусу Христу оказалась сильнее всякого страха.

Сотник, стоявший напротив Его, увидев, что Он, так возгласив, испустил дух, сказал: истинно Человек Сей был Сын Божий. Были тут и женщины, которые смотрели издали: между ними была и Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова меньшего и Иосии, и Саломия, которые и тогда, как Он был в Галилее, следовали за Ним и служили Ему, и другие многие, вместе с Ним пришедшие в Иерусалим (Мк. 15, 39-41).

Теперь им нечего ждать от своего Учителя. Он умер на их глазах. Они были рядом и видели, как Его мертвого положили в гробовую пещеру. Помимо смертельной скорби о любимом Учителе их печалило и то, что они сами ничего не сделали для погребения, даже не принесли ароматов, необходимых по обычаю для похорон. Пришлось дожидаться, пока кончится пасхальный день. И уже вечером после пасхальной субботы, когда открылись лавки, приготовили благовония и масти (Лк. 23, 56).

Страшные две ночи и субботний день пришлось пережить всем друзьям и ученикам Господа. С одной стороны, в них жила горячая любовь ко Христу. С другой стороны, они не понимали, как совместить веру словам Христовым, что Он - Мессия, с неумолимым фактом Его смерти и погребения. А ведь Мессия, по народному верованию, не может умереть.

Любовь жен-мироносиц оказалась сильнее и выше всех доводов разума. Они ночью перед рассветом идут к гробовой пещере, которая находилась рядом с Голгофой. В руках у них миро - ароматическое вещество, поэтому их и стали называть "жены-мироносицы".

Когда жены-мироносицы пришли ко гробу, никаких воинов уже и в помине не было, они в панике бежали при явлении ангелов. Камень был отвален, а гроб пуст. Ангел указал женщинам на пустые пелены: Не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам (Мк. 16, 6-7).

И мироносицы стали апостолами для апостолов. Они возвестили ближайшим ученикам Христовым о Его Воскресении, т. е. принесли весть о Его победе над смертью, грехом и адом.

Подвиг величайшей любви ко Христу жен-мироносиц заключается в том, что они не только создавали своими руками и за свой счет необходимые условия Иисусу Христу и Его ученикам для служения людям, но и в самых трагических обстоятельствах оставались верными своему Спасителю, даже тогда, когда, казалось бы, надеяться уже было не на что. И такая любовь сильнее смерти, она побеждает все!

Это служение мироносиц было в Христовой Церкви всегда. И в XX веке такие преданные Христу души сохраняли веру в гонениях, спасали храмы от разорения, святыни от поругания. А когда кончилось время оголтелого воинствующего атеизма, эти женщины пришли на руины православных храмов и отдавали свои силы и средства для их восстановления. Они же согревали своей верой заледеневшие сердца других людей.

Эти женщины учили и учат своих детей и внуков вере, восстанавливают и поддерживают в порядке храмы, воспевают хвалу Богу на богослужениях.

Нам всем надо учиться такому служению Богу, которым движет подлинная и пламенная любовь - не за выгоду, а за верность.

Церковь в воскресенье жен-мироносиц прославляет женское служение Богу. Это служение милосердия, сострадания и возвещения веры в Воскресшего Господа самой своей жизнью. В таком служении Господь и Его Церковь на земле нуждаются всегда, ведь Спаситель ждет от нас живого ответа на Свою любовь.

Нам нужно почаще заглядывать в собственные души и испытывать свою совесть по отношению ко Христу, Его Святой Православной Церкви, людям, которые живут вокруг нас. Постараемся понять, что движет нами в духовной жизни. Если это горячая и пламенная любовь, как у жен-мироносиц, то такая любовь к Богу преодолеет все трудности и испытания на пути к бессмертию. Если же у нас только крепкие убеждения и холодное сердце, то надо усиленно просить у Господа такой любви, которая способна разогреть наше сердце, чтобы Вечная Жизнь в Царстве Любви была открыта для нас.

Христос Воскресе!

Воистину Воскресе!

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт " ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.

Какого числа отмечают Православный женский день (День Жен-мироносиц)? Вы узнаете об этом, если прочитаете данную статью на портале “Православие и мир”.

В третью неделю (в церковном календаре неделей называется воскресный день) после Пасхи наша Церковь прославляет подвиг : Марии Магдалины, Марии Клеоповой, Саломии, Иоанны, Марфы и Марии, Сусанны и иных.

Это те самые женщины, которые были свидетельницами крестной смерти Спасителя, которые видели, как померкло солнце, земля тряслась, рассыпались камни и многие праведники воскресли из мёртвых, когда распят был и умер на кресте Иисус Христос. Это те самые женщины, в домах которых бывал Божественный Учитель за их любовь к Нему, которые следовали за Ним на Голгофу и не отходили от креста, несмотря на злобу книжников и старейшин иудейских, на зверство воинов. Это те самые женщины, которые, любя Христа чистою, святою любовью, решились затемно идти ко Гробу Господню, благодатью Божией преодолев ужас, заставивший апостолов разбежаться в страхе, спрятаться за затворёнными дверями, забыть о своём ученическом долге.

Слабые, пугливые женщины чудом веры на наших глазах вырастают в жён-благовестниц, давая нам образ мужественного и самоотверженного служения Богу. Именно этим женщинам первым явился Господь, а потом уже Петру и другим ученикам. Раньше всех, раньше любого из мужчин в мире, узнали они о Воскресении. А узнав, сделались первыми и сильными проповедницами, стали служить Ему уже в новом, высшем – апостольском призвании, понесли весть о Воскресении Христовом. Ну разве не достойны ТАКИЕ женщины нашей памяти, восхищения и подражания?

Почему все евангелисты уделяют столько внимания приходу мироносиц к святому Гробу, а двое из них добавляют рассказ о том, как первой увидеть Воскресшего была избрана Мария Магдалина? Ведь Христос не выбирал этих женщин и не звал их следовать за Собой, подобно апостолам и 70 ученикам? Они сами пошли за Ним как за своим Спасителем и Сыном Божиим, несмотря на Его видимую бедность, простоту и явную враждебность к Нему первосвященников.

Представьте, что должны были испытать эти женщины, стоя у Креста Спасителя и видя весь позор, ужас и, наконец, смерть любимого Учителя?! Когда Сын Божий испустил дух, они поспешили домой, чтобы приготовить ароматы и миро, а Мария Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где полагали тело Иисуса во гроб. Они ушли только после наступления полной темноты, чтобы пред рассветом опять прийти ко гробу.

«И вот, ещё ученики – апостолы! – оставались в растерянности, сам Пётр оплакивал горько своё отречение, но женщины уже спешили ко гробу Учителя. А верность – не высшая ли христианская добродетель? Когда слово «христиане» ещё не употреблялось, они так и назывались – «верные». Литургия верных. Один из прославленных отцов-аскетов говорил своим монахам, что и в последние времена будут святые, и слава их превзойдёт славу всех бывших ранее, потому что чудес и знамений тогда не будет, а они останутся верны. Сколько подвигов верности совершили добрые женщины-христианки за века истории Церкви!» – пишет историк Владимир Махнач.

С женщиной в мир пришёл грех. Она первая соблазнилась и соблазнила мужа своего отпасть от воли Божией. Но от Девы был рождён Спаситель. У Него была Мать. На замечание царя-иконоборца Феофила: «От женщин в мир пришло много зла» монахиня Кассия, будущая создательница канона Великой субботы «Волною морскою», весомо ответила: «Через женщину произошло и высшее благо».

Путь мироносиц не был ни загадочен, ни сложен, но вполне прост и понятен каждому из нас. Эти столь разные по жизни женщины прислуживали и помогали во всём любимому Учителю, заботились о Его нуждах, облегчали Его крестный путь, сострадали всем Его испытаниям и мукам. Мы вспоминаем, как Мария, сидящая у ног Спасителя, внимала всем существом своим учению Его о жизни вечной. И другую Марию – Магдалину, помазывающую драгоценным миром ноги Учителя и утирающую их своими длинными, чудными волосами, и то, как плакала она на пути к Голгофе, а потом бежала на рассвете дня воскресения ко гробу замученного Иисуса. И всех их, испуганных исчезновением Христа из гроба, рыдающих в невыразимом отчаянии и поражённых явлением им Распятого на пути, когда они торопились возвестить апостолам о случившемся.

Священномученик Серафим (Чичагов) обращал внимание советских женщин: «Они все тем более дороги нам и близки нашему сердцу, что были такими же простыми людьми, как и мы, со всеми человеческими слабостями и недостатками, но по беспредельной любви ко Христу совершенно возродились, изменились нравственно, достигли праведности и оправдали на себе каждое слово учения Сына Божия. Этим своим перерождением святые жёны-мироносицы неопровержимо доказали всем последователям Христа, что такое же спасительное возрождение не только возможно им, но и обязательно при условии их искренности, и что оно совершается благодатною силою евангельского обличения, вразумления, укрепления, одушевления или побуждения к духовным подвигам, а подвижники приобретают Царствие Божие, которое есть правда, мир и радость о Духе Святом».

Они достигли искренности по любви своей ко Христу и совершённым покаянием избавились и исцелились от страстей. И вечно будут они служить всему христианскому миру примером сильной и живой любви, христианской женской заботы о человеке, образцом покаяния!

Долгие века был у нас православный народный женский праздник, добрый, светлый, связанный с самым главным событием в истории человека, Воскресением Христовым, – неделя святых жён-мироносиц. Подлинный Международный женский день. Очень важно возродить его, потому что календарь – драгоценнейшее достояние нашей культуры. «Через календарь культ воздействует на культуру, определяет нашу жизнь, жизнь нашей страны, – пишет Владимир Махнач. – От порядка богослужения, от богослужебных текстов – к народным обычаям, к воспитанию детей, к нравственному здоровью общества. И нам, несомненно, следует сохранять всё, что осталось от нашего календаря, и постепенно восстанавливать то, что утрачено, украдено, извращено… Государство у нас, конечно, светское, но страна – православная. А государство существует для служения обществу, нации».

А пока давайте поздравлять всех добрых православных женщин с днём святых жён-мироносиц. И праздновать. И радоваться. В этом году неделя 3-я по Пасхе (то есть третье воскресенье) приходится на 7 мая.

ВОСКРЕСЕНЬЕ ЖЕН-МИРОНОСИЦ. Проповедь митрополита Антония Сурожского
2-е Воскресенье по Пасхе
15 мая 1974 г.

Не убеждения и даже не глубокая убежденность могут пересилить страх смерти, позора, а только любовь может сделать человека верным до конца, без предела, без оглядки. Мы сегодня празднуем торжественно, благоговейно память святых Никодима, Иосифа Аримафейского и жен-мироносиц.

Иосиф и Никодим были тайными учениками Христа. Пока Христос проповедовал в толпах народа и являлся предметом ненависти и возрастающей мстительности Своих противников, они робко ходили к Нему ночью, когда никто не мог приметить их прихода. Но, когда вдруг Христос оказался взят, когда Он был схвачен и приведен к смерти, распят и убит, эти два человека, которые в течение Его жизни были робкими, не решающими своей судьбы учениками, вдруг по преданности, по благодарности, по любви к Нему, по изумлению перед Ним оказались крепче Его ближайших учеников. Они забыли страх и открылись перед всеми, когда другие скрывались. Пришел Иосиф Аримафейский просить тела Иисусова, пришел Никодим, который только ночью осмелился Его посетить, и вместе с Иосифом они погребли своего Учителя, от Которого они уже больше никогда не отказались.

И жены-мироносицы, о которых мы знаем так мало: одна из них была спасена Христом от вечной погибели, от демонской одержимости; другие следовали за Ним: мать Иакова и Иоанна и другие, слушая, принимая Его учение, становясь новыми людьми, учась единственной Христовой заповеди о любви, но о такой любви, которой они не знали в прошлой своей, праведной или греховной, жизни. И они тоже не побоялись стоять поодаль – пока умирал Христос на кресте и никого не было от Его учеников, кроме Иоанна. Не побоялись они прийти помазать тело Иисуса, отверженного людьми, преданного Своими, осужденного чужими преступника.

Позже два ученика, когда достигла их весть о воскресении Христовом, стремительно поспешили ко гробу; одним был Иоанн, который стоял у креста, тот, который стал Апостолом и проповедником любви Божественной и которого любил Иисус; и Петр, который трижды отрекся, о котором было сказано женам-мироносицам “возвестить Моим ученикам и Петру”, – потому что другие скрылись от страха, а Петр трижды при всех отрекся от своего Учителя и не мог уже себя почитать учеником: И ему принесите весть о прощении…

И когда эта весть дошла до него – как он устремился к опустевшему гробу, чтобы удостовериться, что воскрес Господь и что все еще возможно, что не поздно покаяться, что не поздно вернуться к Нему, что не поздно снова стать верным Его учеником. И действительно, позже, когда он встретил Христа у моря Тивериадского, не о его измене спрашивал Христос, а только о том, любит ли он Его еще…

Любовь оказалась крепче страха и смерти, крепче угроз, крепче ужаса перед всякой опасностью, и там, где рассудок, убеждение не спасли учеников от страха, любовь преодолела все… Так в течение всей истории мира, и языческого, и христианского, любовь побеждает. Ветхий Завет нам говорит, что любовь, как смерть, крепка: единственно она может сразиться со смертью – и победить.

И поэтому, когда мы будем испытывать свою совесть по отношению ко Христу, по отношению к нашей Церкви, по отношению к самым близким или дальним людям, к родине, – будем ставить себе вопрос не об убеждениях наших, но о любви нашей. И у кого найдется сердце настолько любящее, настолько верное и непоколебимое в любви, как было у робкого Иосифа, у потаенного ученика Никодима, у тихих жен-мироносиц, у предателя Петра, у юного Иоанна – у кого найдется такое сердце, тот устоит против пыток, против страха, против угроз, останется верным и своему Богу, и своей Церкви, и ближним, и дальним, и всем.

А в ком окажутся только крепкие убеждения, но сердце холодное, сердце, не загоревшееся такой любовью, которая может сжечь всякий страх, тот знай, что он еще хрупок, и проси у Бога этого дара слабой, хрупкой, но такой верной, такой непобедимой любви. Аминь.

Вы прочитали статью . Читайте также.

Сегодня, 15 мая, в храме в честь Жен Мироносиц на ж/м Решкут прошел престольный праздник. Народу собралось очень много, погода стояла, на удивление — просто прекрасная! Господь милостлив к нам! Еще с вечера все переживали, как пойдет ливень, а столы на улице, что будет, как гостей потчевать? Но с утра солнышко так пригревало, что все одежку с себя снимать начали, как только в храм пришли. Тепло, солнечно, просто великолепное сопровождение нашему празднику предоставил милостливо нам Господь. Что интересно — после обеда пошел страшный ливень, с градом, как вроде компенсировала погода то солнечное утро, в которое прошел храмовый день.

Первое, что впечатлило, как только подошли к храму — установлен новый красивый крест сразу за воротами, перед колокольней.

Вход в храм, вокруг все зелено, свежий воздух и какое-то невидимое ощущение праздника витает в воздухе.

В храме празднично убрано, потихоньку собирается народ.

К началу службы уже весь храм заполнен, много верующих стоят в очереди приложиться к иконам.

Начинается служба, очень проникновенно поет хор, все благоговейно молятся, тихонько подпевают хористам. Отцу Владимиру сослужил отец Василий, настоятель храма св.Луки, что в ЦРБ.

К концу службы выстроилась очередь к исповеди, вышел отец Василий, и дело пошло быстрее.

Вынесли Святые дари, прочитаны молитвы, в первую очередь спешат причастить деток, за ними выстроились, благообразно скрестив руки на груди мужчины, за ними — женщин. Причащающихся сегодня много.


Вот уже вынести кресты и хоругви, готовится крестный ход вокруг храма.

Крестный ход выходит из храма, колонна выстраивается и во главе с батюшками, стройно идет вокруг храма. По ходу делаются остановки, читается Евангелие, во время которого верующие благоговейно склоняют головы, затем священник окропляет с молитвами храм и верующих.


Сделав круг, крестный ход подошел ко входу в храм. Отец Владимир молится за всех, окропляет водой и все возвращаются в храм.

Отец Владимир читает проповедь, рассказывает о женах мироносицах, все молятся за мир и благополучие в стране.

Затем батюшка приглашает всех отведать приготовленную праздничную трапезу и все, приложившись ко кресту, неспешно выходят и занимают очередь к трапезе. Еды хватило всем, все, как впрочем всегда в этом храме, было вкусно и обильно.

Спаси, Господи, сей храм, его священнослужителей и прихожан! Слава тебе, Господи, и благодарение за все!

30 апреля, в Неделю третью по Пасхе, Церковь празднует память святых жен-мироносиц, следовавших за Христом и первыми узнавших о Его воскресении.

Накануне вечером, 29 апреля, священник Сергий Чистяков совершил всенощное бдение в храме Святой преподобномученицы Великой княгини Елисаветы, а в день праздника, 30 апреля, — Божественную литургию.

По окончании богослужения отец Сергий поздравил всех прихожан с воскресным днем и праздником жен-мироносиц. В своей проповеди отец Сергий рассказал об истории духовного подвига жен-мироносиц и обратил внимание на тот подвиг, который женщины несли своим служением Христу.

К числу жен-мироносиц Церковь относит несколько благочестивых женщин, упоминаемых в Евангелии: «Мария Магдалина, Мария Иаковлева, Саломия, Иоанна и другие с ними». Эти женщины неотступно следовали за Христом во время Его проповеди Евангелия наряду с апостолами, а позже последовали за Ним к месту распятия на Голгофу. Они были свидетельницами крестных страданий Христа. На третий день после распятия, утром в воскресенье, жены-мироносицы пришли ко гробу Христа, чтобы по традиции помазать Его тело благовонным маслом – миром.

Когда женщины пришли ко гробу, они обнаружили, что камень, закрывавший вход в пещеру, отброшен, погребальное ложе пусто, а на его краю сидит ангел. Вестник Божий сообщил женщинам о том, что Спаситель воскрес, после чего они поспешили в город, чтобы рассказать об этом апостолам. С апостолами Иоанном и Петром к пещере вернулась одна из святых жен – Мария Магдалина. Не найдя ни Христа, ни ангела, апостолы вскоре в недоумении ушли, Мария же осталась у гроба. Внезапно ей явился воскресший Господь. Христос заповедовал свидетельствовать о Своем воскресении, что Мария и сделала, дойдя с этой вестью до самого римского императора Тиберия.

Православная Церковь чтит в лике святых многих христианских жен. Их образы мы видим на иконах - святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София, святая преподобная Мария Египетская и многие-многие другие святые мученицы и преподобные, праведные и блаженные, равноапостольные и исповедницы.
Каждая женщина является «мироносицей» в своей жизни – несёт мир ближним, своей семье, домашнему очагу, заботится о детях, является опорой мужу. Поэтому Неделя жен-мироносиц – это праздник каждой православной христианки – «православный Женский день».

28 и 29 апреля 2012 г. на Рогожском прошли торжества, посвященные Неделе свв. жен-мироносиц. Это празднование стало особо величественным со времени освобождения старообрядчества от гонений после подписания императором Николаем II Указа «Об укреплении начал веротерпимости» в 1905 году, праздник стал символом торжествующей Церкви.

Сегодня в нем принимают участие не только старообрядцы Москвы и Московской области, но и многочисленные паломники практически из всех регионов России, стран ближнего и дальнего зарубежья. В этом году их прибыло около двухсот пятидесяти. Особенно много приезжает на этот праздник молодежи самых разных возрастов.

За божественной литургией в воскресный день Преосвященнейшему митрополиту Корнилию сослужили епископ Новосибирский и всея Сибири Силуян, епископ Кишиневский и всея Молдавии Евмений, епископ Казанско-Вятский Евфимий, более тридцати священников и шесть диаконов. В этот праздничный день в протоиереи был возведен иконом Московской епархии, настоятель храма святителя Николы села Устьянова иерей Алексей Михеев.

Продолжительное богослужение с торжественной встречей митрополита, его соборным облачением, молебном и крестным ходом окончилось около двух часов дня. Понаблюдать за традиционно торжественным старообрядческим крестным ходом прибыли представители иных конфессий, многочисленные журналисты и жители Юго-Восточного округа г. Москвы. По окончании богослужения священство и гости проследовали в храм Рожества Христова на праздничную трапезу.

Во второй половине воскресного дня начала работу ярмарка народных промыслов. В связи с переносом выходных дней в майские праздники она работала только 29 апреля. Организаторы ярмарки, казаки Рогожской станицы, позаботились не только о широком ассортименте представленных товаров, но и о культурной программе: для детей было организовано катание на самокате, для всех желающих - обед в полевой кухне.

В ставшем уже традиционным вечере духовных песнопений приняли участие шесть коллективов: Московский мужской соборный хор, хор Московского духовного училища, Хор певчих старообрядческих приходов Сибири, мужская и женская группы из Лиговской общины Санкт-Петербурга и мужская, женская и детская группы из прихода г. Ржева.

В общей сложности было задействовано более семидесяти певчих. Ведущий вечера протодиакон Иоанн Чунин отметил, что в отличие от прошлых лет, в этом году клирошане подбирали репертуар произвольно, не ограничиваясь рамками четко заданной темы. Прозвучало много пасхальных песнопений, как в традиционных, знакомых всем распевах, так и в редких - взятых из рукописных крюковых книг. Украшением вечера стало выступление детской группы Покровского храма г. Ржева.

Ребята в возрасте от 6 до 13 лет самостоятельно запевали и уверенно держали указку. Их четкое слаженное пение пришлось по душе интересующимся древними распевами гостям-нестарообрядцам - молодых клирошан из Ржева пригласили на Международный фестиваль древнеправославной культуры в Эстонию, где ранее побывали «взрослые» хоры приходов Новосибирской епархии и г. Нижнего Новгорода.

После ужина в актовом зале духовного училища прошел тематический вечер. Предметом обсуждения на этот раз стали проблемы общения молодежи с иноверными и неверующими. Ведущие вечера Глеб Чистяков и Роман Майоров в ходе дискуссии попытались выявить, испытывают ли молодые христиане сложности в общении с «мирскими» и иноверными сверстниками, приходится ли им рассказывать о своей вере, какие возможности для проповеди они используют. Также была обсуждена тема молитвы и поста для христиан находящихся на постоянном месте работы в светских учреждениях.

В понедельник более ста гостей, приехавших на праздник совершили автобусную поездку по местам посетили места боевой славы войны 1812 года, посетили Бородинское поле и г. Малоярославец, а также Пафнутьев-Боровский монастырь и заброшенный старообрядческий храм в селе Поречье.

На Бородинском поле - сегодня это сельское поселение Бородинское Можайского района Московской области - расположен один из старейший из музеев, основанных на полях сражений. Участники поездки посмотрели воссозданные редуты, памятники русским генералам, памятник французам, павшим в Бородинском сражении.

Около полудня автобусы прибыли в Боровск на экскурсию в Пафнутьев-Боровский монастырь. Пафнутьев-Боровский монастырь для старообрядцев - место особой памяти. Сюда был заточен протопоп Аввакум. Паломники посмотрели «каменный мешок» — небольшое низкое помещение, где исповедника морили голодом.

В Малоярославце к экскурсии присоединился о. Иоанн Курбацкий, он рассказал паломникам о памятных местах города, связанных с войной 1812 года, и сопроводил их в Поречье. В этом некогда старообрядческом селении сохранился удивительный по красоте архитектуры пятиглавый храм. В 1911 году он был освящен во имя святителя Николы Чудотворца, затем закрыт советской властью и дошел до нас в полуразрушенном виде.

Внучка служившего здесь репрессированного в 30-е годы священника по просьбе о. Иоанна Курбацкого отперла двери. С трудом разместившись между трещинами пола, паломники из Москвы пропели Пасхальные стихеры. После ужина и отдыха у стен храма экскурсанты вернулись в Москву.

Во вторник, 1 мая, после полунощницы в храме-колокольне Успения Пресвятыя Богородицы для молодежи была организована поездка на крестный ход в с. Давыдово. К окончанию литургии в Крестовоздвиженском храме Давыдова автобус с шестьюдесятью паломниками прибыл к воротам церкви. С пением молебна Пасхе крестный ход отправился по уже наработанному за пять лет маршруту через деревни Гора, Елизарово, Ляхово. Во главе крестного хода шли настоятель храма с. Давыдова иерей Иоанн Гусев, иерей Василий Терентьев, иерей Михаил Витушкин, иерей Александр Маслов. В два часа пополудни молящиеся вернулись в Давыдово, где состоялась праздничная трапеза.