Шyбы

Гжатский тракт история. Гжатский тракт

Историческая справка:

Гжатский тракт – торговый путь из Юхнова в Гжатск, известный с конца XVI века, который соединял степные хлебные районы с северными губерниями страны.
В 1719г. Петр I издает указ о строительстве на реке Гжати пристани для вывоза товаров из южных и центральных российских губерний в столицу. Первый же хлебный караван, прибывший в Санкт-Петербург с Гжати, спас от голода тысячи строителей Ладожского канала. Петр Великий повелел считать Гжатскую пристань «житницей Петербурга».

Быстрорастущая Гжатская слобода во времена Екатерины II становится уездным городом Гжатск (ныне – Гагарин) и получает герб в виде «нагруженной хлебом и готовой к отправлению барки».

Торговый путь способствовал экономическому развитию края, вокруг росли деревни, местные крестьяне занимались подвозом товаров к Гжатской пристани, не оставляя земледелия (стрелками показан Гжатский тракт на старинной карте)

В годы Отечественной войны 1812 года вдоль Гжатского тракта действовал партизанский отряд Дениса Давыдова и юхновские ополченцы Семена Храповицкого, благодаря чему Юхновский уезд не был оккупирован и разорен армией Наполеона.

В ходе контрнаступления под Москвой в январе-марте 1942 года на Гжатском тракте снова развернулись кровопролитные бои, в результате которых 33-я армия легендарного генерала Ефремова, прорвавшаяся к Вязьме, попала в окружение.

Окончательное освобождение пришло только в марте 1943 года. Война стала катастрофой для края. После двухлетней оккупации и ожесточенных боев окрестные деревни были разорены или сожжены, а местные жители угнаны в Германию. Города Гжатск и Юхнов превращены в развалины. Отступая, гитлеровцы поджигали деревни и взрывали церкви.

Взорванный храм в Юхнове

Сегодня некоторые участки Гжатского тракта послужили основой современных автодорог, в других местах движение по тракту затруднено даже на внедорожниках.

На местности тракт угадывается среди заросшей травы по наличию насыпи и посадкам деревьев, благодаря чему местоположение дороги можно определить даже на детальных космических снимках.

О прошедшей войне до сих пор напоминают памятные обелиски, следы от воронок, заросшие окопы и остатки колючей проволоки в лесу. Бывшие деревни, отмеченные на старых картах, сегодня превратились в отдельные дворы, а то и вовсе в урочища.

В 2003 году на месте уничтоженной гитлеровцами на Гжатском тракте деревни Никитино, известной с XVI века, установлен поклонный крест.

Часть древнего торгового пути сегодня проходит по территории национального парка Угра, где в бывшем здании Беляевского лесничества открыт тематический музей, посвящённый Гжатскому тракту.

Современными покорителями некогда оживленного тракта стали джиперы. С 2006 года проводятся регулярные организованные рейды. Например, во время подобных рейдов были заложены тайники Геокешинга: 4x4Club.Гжатский трактЪ и Подарим озеро бобрам!
Именно по информации геокешинга и узнал о существовании Гжатского тракта. Деяния джиперов, прошедших гжатский тракт не единожды, не давали спокойно спать в течение полугода. Джипа нет, но есть велосипед - а значит Гжатский тракт будет пройден, любой ценой - рано или поздно.

Пролог

Из того ли то из города из Мурома,
Из того села да Карачарова
Выезжал удаленький дородный добрый молодец.
Он стоял заутреню во Муроме,
А й к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град.

Покорять гжатский тракт вызвались четверо добрых молодцев - Алексей (Corvin), Антон (Zmey), Павел (Unik) и собственно, автор идеи. Поездка обещала быть сложной и необычной по формату. За два дня планировалось проехать около 160км по асфальту и бездорожью, ожидались дожди, грязь, броды и болота, трава по пояс и кровососущие насекомые, и надо сказать, ожидания отчасти оправдались.

В отличие от традиционных поездок, целью которых было - побывать в каком-нибудь интересном месте, добравшись туда по наиболее легкому и быстрому маршруту, поход на Гжатский тракт имел единственную цель - пройти по тракту, по-возможности никуда не сворачивая и не "срезая". Как оказалось, это сложная и нетривиальная задача, когда перед тобой не раз стоял выбор - пройти по целине, по древнему Гжатскому тракту или объехать сложный участок по наезженным современным дорогам. Однако, все по-порядку.

Подобно Илье Муромцу, запланировал маршрут с намерениями к "обедне" следующего дня выйти к Юхнову, к Угре. Но жизнь внесла свои коррективы в задуманный план.

Антон, Паша и я стартовали из Обнинска на электричке, в Наре выгрузились и двинулись в сторону Кубинки своим ходом. До электрички на Гагарин оставалось чуть более часа. Немного не рассчитали силы и... опоздали на "гагаринскую" электричку, на которой ехал Алексей из Москвы. Расстояние от Нары до Кубинки вполне проходится за час налегке, а мы были груженые - не учли данный фактор, получили хороший урок на будущее.
Но, горе - не беда, созвонились с Алексеем и около часа ожидали следующую электричку на Вязьму. Электричка подошла точно по расписанию, мы погрузились и поехали в Гагарин. Проезжая Бородино, мельком увидел Шевардинский редут и военно-историческое поселение Доронино. Ехали долго, начала донимать жара, от духоты тянуло в сон. Уже подъезжая к Гагарину, прошли контролеры - значит билеты мы купили не зря.

Наконец, вышли в Гагарине и встретились с Алексеем.

В городе царила полуденная жара. Дозакупившись продуктами и водой, поехали в центр города - к памятнику первому космонавту земли - Юрию Гагарину. На центральной площади сфотографировались у памятника и пересекли мост через реку Большая Гжать.

Небольшое пояснение - Юрий Гагарин родился в 1934г в деревне Клушино, что в нескольких километрах на север от Гжатска. В Гжатске Юра посещал среднюю школу. В честь первого космонавта, после его гибели, в 1968г. город Гжатск был переименован в Гагарин.
Река Гжать удивила своими скромными размерами. Ожидали увидеть реку по крайней мере не уже, чем Протва и серьезный мост через реку. На самом деле Гжать - узкая заросшая речушка с небыстрым течением и небольшой долиной. А ведь когда-то Гжать была судоходной рекой - с гжатской пристани отправлялись вниз по течению груженые баржи.

Тем временем, мы выехали из Гагарина и поехали на юг, по самому легкому участку Гжатского тракта, закатанного в асфальт. Пересекли Минское шоссе, проехали через Алексеевку и остановились на берегу Гжати на поздний завтрак (было около 13:00). Во время привала наблюдали пацана, который зашел по пояс в воду и пытался рыбачить. Но пацан то ли откровенно валял дурака, то ли его плющило от жары, все закончилось тем, что он порвал леску и потерял крючок. Мы же попили чаю и поехали дальше. Дорога - довольно хороший асфальт, машин мало, рельеф несложный, в общем, ехалось хорошо, если бы не жара. Останавливались, пили, обливали голову водой.

Паша поймал какую-то маленькую железячку в покрышку. Пока меняли камеру, мы с Антоном пошли фотографировать ржаное поле.

Едем дальше - за спиной остались деревни Покров, Вешки, Ширяйкино, а вот и граница Тёмкинского района, пересекаем Ворю по мосту. А вот и своротка с асфальта - на деревню Силинки. Асфальтовый участок гжатского тракта длиной 46км пройден.

Тем временем, запасы воды у нас подошли к концу, и мы рассчитывали найти в Силинках питьевую воду. Деревню наполовину населяли дачники, некоторые дома были в разрухе и запустении. Спросили одну дачницу насчет воды - она сказала, что воду нам никто не даст, ибо рыть колодцы здесь очень дорого, но есть один общественный колодец, из которого воду она набирать не рискует. Выбора не было, и мы запаслись водой из общественного колодца. Вода оказалась вполне пригодной для питья. Облив напоследок горячие головы колодезной водой, мы преступили границу цивилизованного мира и вступили на "дикий" Гжатский тракт - заброшенный и заросший.

Прошли первое препятствие - брод через речушку Полоть, вышли на поле, вдали виднелась небольшая избушка. По заросшей полевой дороге ехалось было трудно - поле когда-то было распахано поперек, везде "окаменелые" кочки. Дошли до леса, поле заканчивалось, заглянули в охотничью избушку на сваях. Охотники подкармливали или косуль или кабанов, а сами, сидя в избушке, подкарауливали неосторожную дичь. Избушка небольшая, примерно 2х2 метра, внутри лавка, узкие горизонтальные "бойницы" в стенах.

Мы остановились на краю поля пообедать.
Алексей достал из недр своего необъятного рюкзака-велоштанов чудо-обед - картошку с курицей, приготовленный его девушкой. Мы наелись до отвала. Ехать дальше уже не хотелось

На опушке леса наконец-то увидели настоящий Гжатский тракт - в лес параллельно уходило 2 канавы, между ними что-то типа небольшой насыпи, поросшей деревьями. Собравшись и сбросив остатки послеобеденной лени, двинулись через лес по насыпи. Обнаружились еще несколько "полос". Местами просматривались колеи, видимо от джипов. Мы пошли по узким колеям от квадроциклов, видимо они проезжали здесь недавно. Местами встречались круглые ямы, заполненные водой - наверное это были воронки от бомб или снарядов. Во время войны немцы усиленно бомбили коммуникации наших войск. Кое-где валялось очень ржавое железо - покореженные металлические листы. Еще как ориентир, по тракту проложен подземный электрический кабель и установлены знаки - копать запрещено.

По колеям вышли из леса, переправились через небольшое болотце и снова вышли на луга, заросшие травой по пояс. Пройдя по полю (по траве ехать было очень тяжело), оглянулся назад и отчетливо увидел остатки Гжатского тракта: три полосы, разделенные лесопосадками

Записан

Atom XC-400 Custom & Univega Alpina HT-570

Первый внедорожный участок Гжатского тракта

Да й подъехал он ко славному ко городу к Чернигову.
У того ли города Чернигова
Нагнано-то силушки черным-черно,
А й черным-черно, как черна ворона.
Так пехотою никто тут не прохаживат,
На добром коне никто тут не проезживат,
Птица черный ворон не пролётыват,
Серый зверь да не прорыскиват.
А подъехал как ко силушке великоей,
Он как стал-то эту силушку великую,
Стал конем топтать да стал копьем колоть,
А й побил он эту силу всю великую.

Нашим "Черниговым" была деревня Савенки, которую мы увидели, поднявшись на возвышенность. А силушкой вражьей стали для нас разнообразные насекомые, в основном оводы - мы вторглись и их владения, и они с удовольствием накинулись на нас. Били эту силушку как могли - мазались разными средствами, отмахивались, даже мат-перемат не помогал.

Мы думали, что Савенки - мертвая или полузаброшенная деревня, но это оказалось не так. Вышли к крайнему двору. Нас приметила бабушка и резво побежала к нам - при этом она разговаривала без умолка и несла какую-то чепуху, мы подумали, что бабушке очень скучно и живых людей она не видела очень давно. Деревня вся была заросшая высокой травой, кое-где были видны полуразвалившиеся избы.

Он подъехал-то под славный под Чернигов-град,
Выходили мужички да тут черниговски
И отворяли-то ворота во Чернигов-град,
А й зовут его в Чернигов воеводою.
Говорит-то им Илья да таковы слова:
- Ай же мужички да вы черниговски!
Я не йду к вам во Чернигов воеводою.
Укажите мне дорожку прямоезжую,
Прямоезжую да в стольный Киев-град.

Однако, на противоположном конце деревни обитали вполне нормальные дачники, которые по свой доброте и наивности отговаривали нас ехать прямо по целине и показали объездную дорогу. Они не знали, что объездные дороги нас не интересуют, а нужна дорожка "прямоезжая". На что мы и возразили - "как это нет дороги? джиперы же проезжали, и мы проедем". Местный дядька скептически оглядев нас сказал - джиперы проезжали в мае, с тех пор все заросло, вы не проедете, если только пешком идти и велосипеды рядом вести". Нас такой вариант устраивал.

Облившись в очередном колодце мутной водой, вышли на край деревни. Слева раскинулся пруд-болотце, из которого торчали засохшие стволы деревьев. Мы катились по насыпи, внезапно насыпь закончилась обрывом - видимо ручеек, текущий из пруда, размыл насыпь.

Слева был виден съезд, у воды играли местные дачные дети. Преодолев ручеек и поднявшись на ровное поле, мы опять вступили во владения "дикого" Гжатского тракта.

Он спустил добра коня да й богатырского,
Он поехал-то дорожкой прямоезжею.
Его добрый конь да богатырский
С горы на гору стал перескакивать,
С холмы на холмы стал перамахивать,
Мелки реченьки, озерка промеж ног пускал.

Казалось, что, чем дальше идем, тем трава еще выше и гуще, а жара и слепни и не думали оставлять нас в покое. По примерным прикидкам до ближайшего островка цивилизации - деревни Алферово, нам оставалось 6-7км по прямой. Обнаружили знакомые узкие колеи от квадроциклов, пошли по ним, ехать было очень тяжело, в основном, шли пешком. После нас в траве оставались буквально улицы

Колеи от квадроциклов мы потеряли и пошли просто по направлению. Случайно вышли на джиперские колеи, которые местами были видны под слоем травы, пошли по этим колеям. Увлеклись этими колеями и поняли, что идем не по прямой, а зигзагами пересекаем заросшее поле. Увидели еще одну охотничью избушку. К тому времени мы уже порядком устали. Алексей вообще герой - пешком тащил рядом с собой велосипед с объемными велоштанами по травяной целине высотой по грудь.

Передохнули, и, отмахиваясь от слепней, посовещавшись, решили идти напрямую. Продираясь сквозь траву (местами это была крапива и различные вьющиеся растения) шли параллельно знакам, обозначающим подземный кабель. Впереди должна была быть речка Дубянка, к которой мы довольно удачно и вышли, точно к броду. Опять увидели отчетливые "окаменевшие" джиперские колеи на спуске и на подъеме из долины Дубянки. Речка рас разочаровала - она была очень мелкая, и вода в ней была не совсем прозрачная, да еще и с запахом тины. Кое-как умылись и смыли пот.

А тем временем жизнь налаживалась - время было уже вечернее, жара медленно, но верно спадала, даже казалось, что слепней стало меньше. Колеи становились более раскатанными, по ним вполне можно было ехать. А вот и крыши домиков деревни Алферово! Почти уже выйдя к деревне, встретили охотников на квадроциклах - видимо, они ехали в "ночную". Узнав, что мы едем из Гагарина, и прошли по целине - они очень удивились и порадовались за нас (но наверное подумали - "вот придурки!"). Стало ясно, кто накатывал по полю такие замысловатые колеи зигзагами - оказывается, это были охотники, объезжавшие избушки и подкормки. Попрощавшись с охотниками, наконец-то вышли к жилью - более того, нам повезло, и мы сразу же обнаружили колодец с довольно неплохой водой. Набрали воду, смыли с себя грязь и пот, немного передохнули.

На часах было уже около 21.00. Решили добраться до ближайшей речки (Воря или Истра) и переночевать. По наезженной дачниками дороге поехали в Павловское, деревня оказалась довольно большой, и мы даже нашли магазин, который естественно, был уже закрыт. Немного поплутали на выезде из Павловкого, наконец-то выехали из деревени и остановились на распутье - более-менее наезженная дорога уводила влево, но нам надо было ехать прямо - впереди должен был быть брод через Истру. С трудом нашли заросшую дорогу и покатились по нужному направлению. Обогнули справа высокую насыпь (видимо когда-то тут был мост) и выехали к Истре. Речка оказалась неглубокой (по колено), шириной около 20м. Вышли на другой берег и встали в березовой рощице на ночную стоянку.

Поставили палатки, приготовили ужин, посидели у костра, покормили комаров и завалились спать, решив, что завтра сядем на дневной дизель, ибо сил покорять дальше Гжатский тракт уже не было - мы очень вымотались за этот день - проехали и прошли около 90км, в том числе сложные участки по целине и бездорожью. А завтрашний день обещал быть еще жарче, и оставшийся участок Гжатского тракта был еще сложнее - болота, лесные заросли, та же трава, насекомые и прочее...

Встав утром чуть позже графика, не спеша позавтракали, собрали вещи и поехали дальше на юг - к железной дороге, в надежде сесть на дизель на разъезде Угрюмово. Пересекли железку и в темпе поехали в деревню Ивановское - без магазина как-то тоскливо жить Закупились в Ивановском квасом, минералкой и соком, рванули в Угрюмово. Прибыли на станцию за 5 минут до дизеля. Пассажиры, ожидающие поезд, попрятались в тень. Нам уже было все равно и мы плавились на солнцепеке.

Эпилог

Подошел дизель. Вредный машинист не открыл последний вагон, и мы стали как-то нерасторопно загружаться в третий вагон, причем машинист все порывался закрыть двери, пока мы садились. Алексей садился последним и чуть-чуть не остался со своим рюкзаком-велоштанами в Угрюмово.
Жара продолжала плющить нас и в дизеле, который полз очень медленно. Тетенька-кондуктор хотела содрать с нас денег по максимуму - и с нас и за велосипеды, но сжалилась, и взяла всего по 100р. с человека. Кое-как доехали до Садовой, перешли на другую платформу и сели на электричку в сторону Москвы. По сравнению с дизелем, электричка показалась нам супер-скоростным экспрессом.
На Садовой по-честному купили билеты до Обнинска, но тем не менее попали под пресс контроллеров - они потребовали оплатить велосипеды или снять передние колеса. Мы не сделали ни того ни другого, а контроллеры видимо забыли про нас и пошли дальше. Вот мы и дома - в Обнинске, Алексей же поехал дальше в Москву. Попрощавшись друг с другом, разъехались по своим берлогам. Наверное все первым делом заскочили в душ

Говорит ему Владимир таковы слова:
- Ай же старыя казак да Илья Муромец!
Да й давно ли ты повыехал из Мурома
И которою дороженькой ты ехал в стольный Киев-град?
Говорил Илья он таковы слова:
- Ай ты славныя Владимир стольно-киевский!
Я стоял заутреню христосскую во Муроме,
А й к обеденке поспеть хотел я в стольный Киев-град,
То моя дорожка призамешкалась.
А я ехал-то дорожкой прямоезжею,
Прямоезжею дороженькой я ехал мимо-то Чернигов-град,
Ехал мимо эту Грязь да мимо Черную,
Мимо славну реченьку Смородину,
Мимо славную березу ту покляпую,
Мимо славный ехал Леванидов крест...

Вместо послесловия

Гжатский тракт остался до конца не пройденым, не покоренным. Маршрут оказался довольно сложным, не хватило сил и решимости пройти тракт до конца. Не учли неблагоприятные погодные условия - жару, не подогнали снаряжение - тракт лучше проходить без громоздких вещей на багажнике.
Видимо, до конца сезона 2008г. закончим прохождение второго внедорожного участка Гжасткого тракта ~ 30км, предположительно в конце сентярбя-начале октября, хотелось бы уложиться в один день. Напоминаю - непройденным остался самый сложный и интересный участок тракта. Тем не менее, участникам экспедиции - большое спасибо за участие и терпение

Карта с пройденным маршрутом:
Общая карта пройденного нами участка Гжатского тракта:

Внедорожный участок тракта, цифрами обозначены: 1- деревня Силинки, 2- деревня Савенки, крестом обозначен памятник до которого мы не дошли, цифрой 3 обозначена деревня Алферово.

Древнейший период истории района Гжатского тракта представлен многочисленными памятниками археологии, свидетельствующими о заселенности долины Угры уже в эпоху каменного века. Об архитектурной насыщенности исторической среды парка свидетельствуют монастырские и усадебные комплексы, ансамбли старинных городов, памятники сельской архитектуры и культовые сооружения. Район оставил свой след в истории обороной против нашествия Батыя, участок долины Угры, где происходило Великое стояние на Угре 1480 года.

Стояние на Угре - это важнейший эпизод освобождения Руси от татаро-монгольского ига, когда царь Иван III и хан Ахмат поздней осенью 1480 года встали с войском по обоим берегам Угры и не решались напасть друг на друга. 26 октября река замерзла, но ни татары, ни русские не двинулись с места, ожидая проявления инициативы один от другого. День шел за днем, но положение оставалось неизменным. Как вдруг в огромном татарском лагере началась повальная болезнь - на басурман напал кровавый понос, изнурительный и беспощадный. Эпидемия свирепствовала две недели, и золотоордынские багатуры превратились в стаю обессилевших хищников, не помышлявших ни о чем, кроме избавления от неожиданной хвори. В ноябре войско Ахмата снялось с места и ушло на юго-восток.

Спустя 239 лет, 11 ноября 1719 года Петр 1 издает Указ о строительстве в этом районе, на берегу небольшой речки Гжати – пристани. Сие сооружение предназначалось для сосредоточения и вывоза товаров – по водным системам в Санкт-Петербург. Название пристани дала речка Гжать, как, впрочем, в дальнейшем и городу, и торговому пути, по которому двигались обозы, везущие пеньку, пеньковую пряжу, чистую щетину, медь, воск, заячьи шкурки, выделанные меха, парусные полотна, орехи, рогатую скотину, хлеб, конопляное масло, табак, крупу, муку хлеб и др.

Гжатский транспортный путь, соединяющий Юхнов в Калужской губернии с Гжатском в Смоленской губернии, приобретает особенную значимость для осуществления торгово-экономических связей южных и центральных российских губерний со столицей в начале XVIII – середине XIX века. В Калужской губернии города Калуга, Мещовск, Мосальск, Сухиничи стали главными базами оптовой торговли, откуда товары везли в Юхнов, а потом по Гжатскому транспортному тракту на Смоленщину, к пристани. Многие крестьяне занимались подвозом товаров к Гжатской пристани. Этот отходный промысел давал возможность крестьянину, не оставляя земледелия, сытно перезимовать.
Весной и осенью транспортный путь был малопроезжим, основная масса товаров перевозилась зимой. В Гжатске товары грузились на барки и по высокой весенней воде сплавлялись в Санкт-Петербург. В период наивысшего развития судоходства отсюда отходили до 800 судов в месяц. В середине XIX века дорогу называли «одним из замечательнейших торговых путей Калужской губернии». Вдоль тракта появилась целая инфраструктура - деревни с постоялыми дворами, харчевнями, почтой, где проживали сотни и тысячи людей со своим укладом жизни.

В период Отечественной войны 1812 года на Гжатский тракт двинулись отдельные разъезды французов, которые были разгромлены. В дальнейшем дорога охранялась партизанами Дениса Давыдова и Юхновскими ополченцами под командованием Семена Храповицкого. Благодаря активным действиям партизан, Юхновский уезд не был оккупирован наполеоновской армией.

В годы Великой Отечественной войны (1941–1943 гг.) дорога явилась свидетелем кровопролитных боев, в результате которых почти все населенные пункты по обе ее стороны подверглись разорению или были сожжены. Линия фронта в Юхновском районе держалась около двух лет, на месте бывших боев остались окопы, блиндажи, землянки, траншеи, проволочные заграждения…

Ролик Гжатский тракт:

Этот трофи рейд был посвящён годовщине смерти нашего друга, одноклубника Порицкого Юрия (Yurik$Tankman) .
Как и многое в России, Тракт своим рождением обязан Императору Петру. В 1719 году он издал указ о строительстве на берегу реки Гжать (притока Волги) торговой пристани. Северным губерниям был необходим кратчайший путь для подвоза про довольствия с юга России. Таким путем и стала новая Дорога, весьма качественная по меркам того времени два или три полотна, разделённые канавами и лесополосой. Город Юхнов служил перевалочным пунктом для караванов с юга. По прямой лесной дороге, к Гжати, тянулись подводы с хлебом, пенькой, воском, парусиной, табаком. В Гжатской слободе товары перегружали на баржи и водным путем отправлялись в северную Столицу. В лучшие времена от пристани уходило по 30 судов в день. После того, как первый же “Гжатский” караван практически спас от голода строителей новой столицы, Петр приказал именовать Гжатскую пристань “житницей Петербурга”. Гжатская слобода быстро росла, и в 1776 году по указу Императрицы Екатерины II, была преобразована в город. За заслуги в “продовольственной программе” на гербе Гжатска изображена баржа с хлебом. (c)

2. Заранее подготовившись к выезду и запарковав грузовик на юго-западной, дабы успеть до пробок и дачников, мы выдвинулись из Москвы после обеда, правда спасло это нас не сильно, сложившаяся и перегородившая полтрассы фура все же забрала у нас полтора часа жизни

3. Рация окупала себя по полной и помогла объехать окольными путями пробку перед обнинском, где опять же случился какойто замес из 6 машин. Ну и спартанская обстановка кабины грузовика

4. Спустя несколько часов подъехали к последнему асфальтовому пункту - городу Юхнову, в котором оказался даже банкомат сбербанка.

5. А тут уже начался настоящий оффроад, тучи комаров, грязища и первый брод, который я протаптываю в химзе

6. Вид на грузовик от края брода

7. Около часа поплутав вокруг предполагаемой точки базового лагеря, мы поехали дальше на тракт, приняв имеющиеся там следы, за следы оргов, но оказалось там тоже никого нет и следы таинственным образом расстворились. Было принято волевое решение бросить шишигу стоять в просеке, а самим, прихватив пиво и навигацию, тронуться на поиски лагеря пешком по азимуту. Но как оказалось просто напросто мы приехали первыми, а оргов мы встретили позже на поле.

8. Употребив перед сном поллитра тархуновой настоечки у костра, отправились спать. В течение ночи подтягивались остальные участники мероприятия и продолжали активные возлияние, в итоге некоторые участники переоделись в костюмы грязных мерзких животных, а кто-то в комбинезон...

9. Через 500 метров небольшая техническая остановка и Наташа позирует во всяческих позах на капоте уазика=)

10. Шишига прет как ни в чем не бывало, а вот маленькие джипики садятся на брющко и беспомощно крутят колесиками

11. Шишка в лесу

12. Шишки в лесу

13. Гжатский тракт

14. Красивая береза по правому борту

15. А вот тут начинается первое веселое место

16. Самый маленький из всей нашей компании собирается с духом перед преодолением препятствия и с легкостью его преодолевает

17. Кто-то под действием утреннего рома и полуденного солнца выделывался по полной

19. В итоге пришлось дергать

21. А потом бульдозер в первый раз лихо засадил свою шишку

22. Двумя шишками тянули, вытянули

23. А потом начался настоящий хардкор

24. Бульдозер прокладывает новую просеку

25. А тут метровая ступенька, которая не заметивших ее, заставляли вытряхнуть кирпичей из салона

26. Вот оно, самое засадное место Гжатского тракта

27. Изучаю пути объезда застрявших жипов

28. Ромик демонстрирует по царски стальные яйца

29. Самый маленький борется до последнего

30. А хозяйка радостна и не теряет самообладания, ведь правда Юль?

31. А это крутые собачки, которые любят почупахаться в грязи

32. Первая шишига пошла в объезд

33. Почти прошла.

Дальше я нырял в жижу, цеплял тросы и занимался прочими непристойностями, было не до фоток. А чуть позже меня совсем накрыло, и в промежуточном лагере синел втыкал с температурой. Правда перед лагерем был увлекательный брод, и потом не менее увлекательное извлечение шишиги бульдозера, которое я к сожалению тоже не запечатлел.
Но етсь пару видео самого бродика.

Оттуда

34. В память павшим

35. Вечером меня совсем расколбасило, жался в костер пока не начал поджариваться и пил коньяк с лимоном. Гагарин, спасибо за лимон, думаю ты меня просто спас. Ну, а фотка уже сделана сутра, прям около второго лагеря языческое изваяние.

36. Одинокое дерево в поле

37. Болотце и слепни слепни слепни. Кажется после этого болота последние сотни метров внедорожного Гжатского тракта. Дальше начинается асфальт и Гжатский тракт пройде!

Идет правление Петра I. С дорогами в России достаточно напряженно, в прочем, как и сейчас… Он, как мудрый и рациональный правитель, решает построить на берегу небольшой реки Гжать торговую пристань, необходимую для переправки товаров из южных и центральных губерний водным путем в Санкт-Петербург (в дальнейшем река подарила название и самому городу, и торговому пути к нему). Город Юхнов служил перевалочным пунктом для караванов с юга. По прямой лесной дороге к Гжати тянулись длинные караваны подвод с хлебом, пенькой, воском, парусиной, табаком и прочими необходимыми товарами. В Гжатской слободе товары перегружали на баржи и водным путем отправлялись в северную столицу. Вдоль дороги стояло множество деревень с постоялыми дворами и харчевнями, готовыми в любой момент принять притомившихся путников.

В 1776 году по указу Императрицы Екатерины II, Гжатск из слободы был преобразован в город.

С этим трактом связаны события Войны 1812 года. В окрестностях города Михаил Илларионович Кутузов принял командование Русской Армией. В дальнейшем дорога охранялась партизанами Дениса Давыдова и Юхновскими ополченцами под командованием Семена Храповицкого. Благодаря активным действиям партизан, Юхновский уезд не был оккупирован наполеоновской армией. Однако, во время вступления в город наполеоновской армии Гжатск был сожжен, так же как и Москва.

В начале ХХ века Тракт утратил свое значение как стратегическая магистраль. Строились железные дороги, активно развивалось крупнотоннажное судоходство — маленькой Гжати и узкой лесной дороге было не угнаться за техническим прогрессом…

Но история этой славной и великой дороги на этом не закончилась.

Осенью 1941 года Гжатский тракт содрогнулся. Остатки 17-й стрелковой дивизии, которая вырвалась из окружения, с боями пересекли тракт и вышли к своим в районе Угодского завода (ныне Жуков).

К вечеру 5 октября, не встретив никакого сопротивления, немецкая моторизованная дивизия СС "Райх" захватила Юхнов. 6 октября немцы выдвинулись в сторону Гжатска и, прорвав нашу оборону, 9 октября захватили город. Таким образом и образовался печально известный Вяземский котел. На протяжении последующих 4 месяцев Гжатский тракт был весьма важной рокадной дорогой. Он использовался для тыловых коммуникации центральных немецких армий, наступающих на Москву. Гжатский тракт служил важной артерии для так называемой "Линии Кенигсберга" — полосы обороны немецких войск перед наступавшей Красной Армией.

Лишь в конце января 1942 года Гжатский тракт почувствовал, наконец, родную поступь советского солдата. Это прорывалась к Вязьме освободительница Боровска и Вереи — 33-я армия, под командованием генерал-лейтенанта Михаила Григорьевича Ефремова.

Бои были кровопролитные и неравные, но русские отстояли свои земли:

6 марта 1943 в результате Ржевско-Вяземской наступательной операции был освобожден Гжатск

Пинашино, Крапивка, Борисенки, Косая Гора, Железинка, Аксиньино, Красное, Науменки, Мякоты, Терюхино, Белый Камень, Игнатьево, Хопилово, Дубна, Виселево, Ново-михайловка, Шеломцы — все эти деревни сохранились, в лучшем случае, лишь в виде "урочищ" на генштабовской километровке… То, что так долго строилось Петром и Екатериной, было разорено, разрушено и сожжено… Село Захарово, которое существует и поныне, из богатого центрального села Гжатского тракта превратилось в небольшую деревушку с не более чем 10-ю домами.

Недалеко от Гжатска в деревне Клушино чудом выжил в оккупации 8-ми летний паренек Юра Гагарин. Через много лет, в 1968 году, когда Первый космонавт Земли полковник Юрий Алексеевич Гагарин погиб, Гжатску присвоили его имя.

Сегодня эхо войны раздаётся практически на всём протяжении тракта: колючая проволока на полях, осколки, гильзы, обломки техники разбросаны по всему лесу … Братские могилы на каждом шагу — и у дорог, и в глубине лесов…безвестные, лишенных хотя бы простой фанерной звезды …

Контрольный вопрос: Для зачета маршрута необходимо сделать фото автомобиля как минимум на фоне трех памятников Великой Отечественной Войне. Их много на этой дороге... Специально не даю координаты.
Гжатский тракт. История дороги.
Гжатский тракт начинается в городе Юхнове Калужской области(а ранее - Смоленской) и заканчивается в Гжатске, Смоленской области (ныне - Гагарин).

участок тракта Юхнов -Захарово

участок
Захарово -Тупичено

Как и многое в России, Тракт своим рождением обязан Императору Петру. .....
«неусыпным попечением Его Величества построена […] на реке Гжати пристань, с коей бы удобно было грузиться барками, следующим к Петербургу, которую в сем же году и населил Монарх зажиточными купцами, переведя оных из Можайска, Вереи, Боровска, Калуги и других ближних к оной городов.»

В 1719 году он издал указ о строительстве на берегу реки Гжать (притока Волги) торговой пристани. Северным губерниям был необходим кратчайший путь для подвоза продовольствия с юга России. Таким путем и стала новая Дорога, весьма качественная по меркам того времени. Город Юхнов служил перевалочным пунктом для караванов с юга. По прямой лесной дороге, к Гжати, тянулись подводы с хлебом, пенькой, воском, парусиной, табаком. В Гжатской слободе товары перегружали на баржи и водным путем отправлялись в северную Столицу. В лучшие времена от пристани уходило по 30 судов в день.

После того, как первый же "Гжатский" караван практически спас от голода строителей новой столицы, Петр приказал именовать Гжатскую пристань "житницей Петербурга". Гжатская слобода быстро росла, и в 1776 году по указу Императрицы Екатерины II, была преобразована в город. За заслуги в "продовольственной программе" на гербе Гжатска изображена баржа с хлебом.

При Екатерине Гжатск становится современной укрепленной крепостью. С Гжатском связаны и события Войны 1812 года. В окрестностях города Михаил Илларионович Кутузов принял командование Русской Армией. Денис Давыдов начал боевую эпопею своего отряда тоже недалеко от Гжатска. Во время вступления в город наполеоновской армии Гжатск был сожжен, так же как и Москва.

Начальная точка Тракта - город Юхнов - известен с 15-го века. До 18 века это было небольшое поселение, центром которого был Казанский мужской монастырь. По легенде своим названием село было обязано разбойнику Юхне, промышлявшему в этих краях. Существует и версия что Юхна и легендарный разбойник Кудеяр - одно и то же лицо. А Кудеяр (опять таки по одной из версий) был немного немало сыном Василия III, то есть братом Ивана Грозного.

В 1777 году указом Екатерины II Юхнов стал городом. После строительства Гжатского тракта следующий импульс в своем развитии Город получил при прокладке Варшавского шоссе (ныне трасса А-101).

В середине XIX века Гжатский Тракт называли «одним из замечательнейших торговых путей Калужской губернии». Дорога способствовала экономическому развитию края, вокруг нее росли деревни, местные крестьяне занимались подвозом товаров к Гжатской пристани. Вдоль Тракта существовало большое количество богатых деревень.

В начале ХХ века Тракт утратил свое значение как стратегическая магистраль. Стоились железные дороги, активно развивалось крупнотоннажное судоходство - маленькой Гжати и узкой лесной дороге было не угнаться за "безумным двадцатым веком".

Сообщения объединены, 13 мар 2015 , время первого редактирования 13 мар 2015

На примере Гжатского тракта можно увидеть, как все меняется с утратой значения дороги.
Еще пример - административное деление.
Есть дорога на Бурково из Темкино.Область Смоленская.
Есть дорога на Ореховню из Износок. Область Калужская.

Есть река(ручей) Истра между ними и это полная потеря связи между областями в этом месте.

Там "вдали за Истрой" -Смоленщина...
Из-за каких-то 500 метров проехать кратчайшим путем на "Варшавку" фиг получится. Только через Знаменку и Вязьму(или Вязьму, Знаменку) крюк на добрую сотню км.

А раньше регион процветал. В 19 веке село Ореховня было административным центром Ореховенской волости Медынского уезда.
В Медынском уезде проводилось много ярмарок, базаров и торгов.
На рубеже 19-20 веков, в 1899 году их было около 20.
Самая крупная, известная с 18 столетия, ярмарка была в селе Ореховня.
Ярмарка проводилась 28 октября и в девятую пятницу после Пасхи.
В 19 веке сюда доставлялось товара на 75 000 рублей, продавалось – на 35 000.
По количеству привозимого и продаваемого товара она была крупнее Медынской и Полотняно-заводской.
Тут совершались наиболее значительные сделки по продаже скота. Развитию с. Ореховни, как центра торговли, способствовало его географическое положение.
Село находилось в центре треугольника дорог.

Одна из крупных - дорога Медынь –Гжатск близ Гиреево имела переправу через реку Шаня, которая осуществлялась посредством парома и каната. Плоты были в одно бревно, каждый из них помещал две крестьянские повозки. В летний период, когда р. Шаня мелела, ее преодолевали в брод.
Далее дорога шла на Шанский завод, пролегала по берегу Шани через Водопьяново на Терехово к границам Смоленской губернии.
Другая дорога Гжатский тракт - Юхнов - Гжатск - пролегала через с. Ивановское и близ Смоленской границы преодолевала р. Истру, где соединялась с дорогой – Медынь – Гжатск.
Третью сторону треугольника представляла дорога через тогдашнюю д. Износки на Шанский завод.
Таким образом старинное с. Ореховня оказалось в центре треугольника дорог, что способствовало удобному подвозу товаров, как из Калужской, так и из Смоленской губернии....