Древнейший период истории района Гжатского тракта представлен многочисленными памятниками археологии, свидетельствующими о заселенности долины Угры уже в эпоху каменного века. Об архитектурной насыщенности исторической среды парка свидетельствуют монастырские и усадебные комплексы, ансамбли старинных городов, памятники сельской архитектуры и культовые сооружения. Район оставил свой след в истории обороной против нашествия Батыя, участок долины Угры, где происходило Великое стояние на Угре 1480 года.
Стояние на Угре - это важнейший эпизод освобождения Руси от татаро-монгольского ига, когда царь Иван III и хан Ахмат поздней осенью 1480 года встали с войском по обоим берегам Угры и не решались напасть друг на друга. 26 октября река замерзла, но ни татары, ни русские не двинулись с места, ожидая проявления инициативы один от другого. День шел за днем, но положение оставалось неизменным. Как вдруг в огромном татарском лагере началась повальная болезнь - на басурман напал кровавый понос, изнурительный и беспощадный. Эпидемия свирепствовала две недели, и золотоордынские багатуры превратились в стаю обессилевших хищников, не помышлявших ни о чем, кроме избавления от неожиданной хвори. В ноябре войско Ахмата снялось с места и ушло на юго-восток.
Спустя 239 лет, 11 ноября 1719 года Петр 1 издает Указ о строительстве в этом районе, на берегу небольшой речки Гжати – пристани. Сие сооружение предназначалось для сосредоточения и вывоза товаров – по водным системам в Санкт-Петербург. Название пристани дала речка Гжать, как, впрочем, в дальнейшем и городу, и торговому пути, по которому двигались обозы, везущие пеньку, пеньковую пряжу, чистую щетину, медь, воск, заячьи шкурки, выделанные меха, парусные полотна, орехи, рогатую скотину, хлеб, конопляное масло, табак, крупу, муку хлеб и др.
Гжатский транспортный путь, соединяющий Юхнов в Калужской губернии с Гжатском в Смоленской губернии, приобретает особенную значимость для осуществления торгово-экономических связей южных и центральных российских губерний со столицей в начале XVIII – середине XIX века. В Калужской губернии города Калуга, Мещовск, Мосальск, Сухиничи стали главными базами оптовой торговли, откуда товары везли в Юхнов, а потом по Гжатскому транспортному тракту на Смоленщину, к пристани. Многие крестьяне занимались подвозом товаров к Гжатской пристани. Этот отходный промысел давал возможность крестьянину, не оставляя земледелия, сытно перезимовать.
Весной и осенью транспортный путь был малопроезжим, основная масса товаров перевозилась зимой. В Гжатске товары грузились на барки и по высокой весенней воде сплавлялись в Санкт-Петербург. В период наивысшего развития судоходства отсюда отходили до 800 судов в месяц. В середине XIX века дорогу называли «одним из замечательнейших торговых путей Калужской губернии». Вдоль тракта появилась целая инфраструктура - деревни с постоялыми дворами, харчевнями, почтой, где проживали сотни и тысячи людей со своим укладом жизни.
В период Отечественной войны 1812 года на Гжатский тракт двинулись отдельные разъезды французов, которые были разгромлены. В дальнейшем дорога охранялась партизанами Дениса Давыдова и Юхновскими ополченцами под командованием Семена Храповицкого. Благодаря активным действиям партизан, Юхновский уезд не был оккупирован наполеоновской армией.
В годы Великой Отечественной войны (1941–1943 гг.) дорога явилась свидетелем кровопролитных боев, в результате которых почти все населенные пункты по обе ее стороны подверглись разорению или были сожжены. Линия фронта в Юхновском районе держалась около двух лет, на месте бывших боев остались окопы, блиндажи, землянки, траншеи, проволочные заграждения…
Ролик Гжатский тракт:
Этот трофи рейд был посвящён годовщине смерти нашего друга, одноклубника Порицкого Юрия (Yurik$Tankman) .
Как и многое в России, Тракт своим рождением обязан Императору Петру. В 1719 году он издал указ о строительстве на берегу реки Гжать (притока Волги) торговой пристани. Северным губерниям был необходим кратчайший путь для подвоза про довольствия с юга России. Таким путем и стала новая Дорога, весьма качественная по меркам того времени два или три полотна, разделённые канавами и лесополосой. Город Юхнов служил перевалочным пунктом для караванов с юга. По прямой лесной дороге, к Гжати, тянулись подводы с хлебом, пенькой, воском, парусиной, табаком. В Гжатской слободе товары перегружали на баржи и водным путем отправлялись в северную Столицу. В лучшие времена от пристани уходило по 30 судов в день. После того, как первый же “Гжатский” караван практически спас от голода строителей новой столицы, Петр приказал именовать Гжатскую пристань “житницей Петербурга”. Гжатская слобода быстро росла, и в 1776 году по указу Императрицы Екатерины II, была преобразована в город. За заслуги в “продовольственной программе” на гербе Гжатска изображена баржа с хлебом. (c)
2. Заранее подготовившись к выезду и запарковав грузовик на юго-западной, дабы успеть до пробок и дачников, мы выдвинулись из Москвы после обеда, правда спасло это нас не сильно, сложившаяся и перегородившая полтрассы фура все же забрала у нас полтора часа жизни
3. Рация окупала себя по полной и помогла объехать окольными путями пробку перед обнинском, где опять же случился какойто замес из 6 машин. Ну и спартанская обстановка кабины грузовика
4. Спустя несколько часов подъехали к последнему асфальтовому пункту - городу Юхнову, в котором оказался даже банкомат сбербанка.
5. А тут уже начался настоящий оффроад, тучи комаров, грязища и первый брод, который я протаптываю в химзе
6. Вид на грузовик от края брода
7. Около часа поплутав вокруг предполагаемой точки базового лагеря, мы поехали дальше на тракт, приняв имеющиеся там следы, за следы оргов, но оказалось там тоже никого нет и следы таинственным образом расстворились. Было принято волевое решение бросить шишигу стоять в просеке, а самим, прихватив пиво и навигацию, тронуться на поиски лагеря пешком по азимуту. Но как оказалось просто напросто мы приехали первыми, а оргов мы встретили позже на поле.
8. Употребив перед сном поллитра тархуновой настоечки у костра, отправились спать. В течение ночи подтягивались остальные участники мероприятия и продолжали активные возлияние, в итоге некоторые участники переоделись в костюмы грязных мерзких животных, а кто-то в комбинезон...
9. Через 500 метров небольшая техническая остановка и Наташа позирует во всяческих позах на капоте уазика=)
10. Шишига прет как ни в чем не бывало, а вот маленькие джипики садятся на брющко и беспомощно крутят колесиками
11. Шишка в лесу
12. Шишки в лесу
13. Гжатский тракт
14. Красивая береза по правому борту
15. А вот тут начинается первое веселое место
16. Самый маленький из всей нашей компании собирается с духом перед преодолением препятствия и с легкостью его преодолевает
17. Кто-то под действием утреннего рома и полуденного солнца выделывался по полной
19. В итоге пришлось дергать
21. А потом бульдозер в первый раз лихо засадил свою шишку
22. Двумя шишками тянули, вытянули
23. А потом начался настоящий хардкор
24. Бульдозер прокладывает новую просеку
25. А тут метровая ступенька, которая не заметивших ее, заставляли вытряхнуть кирпичей из салона
26. Вот оно, самое засадное место Гжатского тракта
27. Изучаю пути объезда застрявших жипов
28. Ромик демонстрирует по царски стальные яйца
29. Самый маленький борется до последнего
30. А хозяйка радостна и не теряет самообладания, ведь правда Юль?
31. А это крутые собачки, которые любят почупахаться в грязи
32. Первая шишига пошла в объезд
33. Почти прошла.
Дальше я нырял в жижу, цеплял тросы и занимался прочими непристойностями, было не до фоток. А чуть позже меня совсем накрыло, и в промежуточном лагере синел втыкал с температурой. Правда перед лагерем был увлекательный брод, и потом не менее увлекательное извлечение шишиги бульдозера, которое я к сожалению тоже не запечатлел.
Но етсь пару видео самого бродика.
Оттуда
34. В память павшим
35. Вечером меня совсем расколбасило, жался в костер пока не начал поджариваться и пил коньяк с лимоном. Гагарин, спасибо за лимон, думаю ты меня просто спас. Ну, а фотка уже сделана сутра, прям около второго лагеря языческое изваяние.
36. Одинокое дерево в поле
37. Болотце и слепни слепни слепни. Кажется после этого болота последние сотни метров внедорожного Гжатского тракта. Дальше начинается асфальт и Гжатский тракт пройде!
Идет правление Петра I. С дорогами в России достаточно напряженно, в прочем, как и сейчас… Он, как мудрый и рациональный правитель, решает построить на берегу небольшой реки Гжать торговую пристань, необходимую для переправки товаров из южных и центральных губерний водным путем в Санкт-Петербург (в дальнейшем река подарила название и самому городу, и торговому пути к нему). Город Юхнов служил перевалочным пунктом для караванов с юга. По прямой лесной дороге к Гжати тянулись длинные караваны подвод с хлебом, пенькой, воском, парусиной, табаком и прочими необходимыми товарами. В Гжатской слободе товары перегружали на баржи и водным путем отправлялись в северную столицу. Вдоль дороги стояло множество деревень с постоялыми дворами и харчевнями, готовыми в любой момент принять притомившихся путников.
В 1776 году по указу Императрицы Екатерины II, Гжатск из слободы был преобразован в город.
С этим трактом связаны события Войны 1812 года. В окрестностях города Михаил Илларионович Кутузов принял командование Русской Армией. В дальнейшем дорога охранялась партизанами Дениса Давыдова и Юхновскими ополченцами под командованием Семена Храповицкого. Благодаря активным действиям партизан, Юхновский уезд не был оккупирован наполеоновской армией. Однако, во время вступления в город наполеоновской армии Гжатск был сожжен, так же как и Москва.
В начале ХХ века Тракт утратил свое значение как стратегическая магистраль. Строились железные дороги, активно развивалось крупнотоннажное судоходство — маленькой Гжати и узкой лесной дороге было не угнаться за техническим прогрессом…
Но история этой славной и великой дороги на этом не закончилась.
Осенью 1941 года Гжатский тракт содрогнулся. Остатки 17-й стрелковой дивизии, которая вырвалась из окружения, с боями пересекли тракт и вышли к своим в районе Угодского завода (ныне Жуков).
К вечеру 5 октября, не встретив никакого сопротивления, немецкая моторизованная дивизия СС "Райх" захватила Юхнов. 6 октября немцы выдвинулись в сторону Гжатска и, прорвав нашу оборону, 9 октября захватили город. Таким образом и образовался печально известный Вяземский котел. На протяжении последующих 4 месяцев Гжатский тракт был весьма важной рокадной дорогой. Он использовался для тыловых коммуникации центральных немецких армий, наступающих на Москву. Гжатский тракт служил важной артерии для так называемой "Линии Кенигсберга" — полосы обороны немецких войск перед наступавшей Красной Армией.
Лишь в конце января 1942 года Гжатский тракт почувствовал, наконец, родную поступь советского солдата. Это прорывалась к Вязьме освободительница Боровска и Вереи — 33-я армия, под командованием генерал-лейтенанта Михаила Григорьевича Ефремова.
Бои были кровопролитные и неравные, но русские отстояли свои земли:
6 марта 1943 в результате Ржевско-Вяземской наступательной операции был освобожден Гжатск
Пинашино, Крапивка, Борисенки, Косая Гора, Железинка, Аксиньино, Красное, Науменки, Мякоты, Терюхино, Белый Камень, Игнатьево, Хопилово, Дубна, Виселево, Ново-михайловка, Шеломцы — все эти деревни сохранились, в лучшем случае, лишь в виде "урочищ" на генштабовской километровке… То, что так долго строилось Петром и Екатериной, было разорено, разрушено и сожжено… Село Захарово, которое существует и поныне, из богатого центрального села Гжатского тракта превратилось в небольшую деревушку с не более чем 10-ю домами.
Недалеко от Гжатска в деревне Клушино чудом выжил в оккупации 8-ми летний паренек Юра Гагарин. Через много лет, в 1968 году, когда Первый космонавт Земли полковник Юрий Алексеевич Гагарин погиб, Гжатску присвоили его имя.
Сегодня эхо войны раздаётся практически на всём протяжении тракта: колючая проволока на полях, осколки, гильзы, обломки техники разбросаны по всему лесу … Братские могилы на каждом шагу — и у дорог, и в глубине лесов…безвестные, лишенных хотя бы простой фанерной звезды …
Контрольный вопрос: Для зачета маршрута необходимо сделать фото автомобиля как минимум на фоне трех памятников Великой Отечественной Войне. Их много на этой дороге... Специально не даю координаты.