Шyбы

С глухими детьми в соответствии фгос. Анализ условий для реализации фгос начального общего образования в образовательной организации для глухих детей

Результаты освоения коррекционно-развивающей области АООП НОО должны отражать:

Коррекционный курс "Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи":

Слухозрительное восприятие (с помощью индивидуальных слуховых аппаратов) знакомого речевого материала разговорного и учебно-делового характера. Различение, опознавание и распознавание на слух знакомого и необходимого в общении на уроках и во внеурочное время речевого материала (фраз, слов, словосочетаний);

восприятие на слух небольших текстов диалогического и монологического характера, отражающих типичные ситуации общения в учебной и внеурочной деятельности, опознавание на слух основного речевого материала (отдельных предложений, слов, словосочетаний) из данных текстов, предъявленных вразбивку;

ответы на вопросы по тексту и выполнение заданий. При затруднении в восприятии речевой информации выражение в устных высказываниях непонимания;

реализация умений вероятностного прогнозирования речевого сообщения при его слухозрительном или слуховом восприятии с учетом коммуникативной ситуации, при опоре на воспринятые элементов речи, речевой и внеречевой контекст.

Произнесение речевого материала достаточно внятно, естественно и эмоционально, используя в речевом общении естественные невербальные средства коммуникации и реализуя сформированные умения говорить голосом нормальной высоты, силы и тембра, в нормальном темпе, воспроизводить звуковую и ритмико-интонационную структуры речи. Соблюдение орфоэпических норм в знакомых словах. Применение знакомых орфоэпических правил при чтении новых слов. Воспроизведение новых слов с опорой на образец речи учителя, графическое обозначение норм орфоэпии. Реализация сформированных умений самоконтроля произносительной стороны речи. Реализация навыков речевого поведения (с соблюдением элементарных правил речевого этикета);

желание и умения вступать в устную коммуникацию с детьми и взрослыми.

Коррекционный курс "Музыкально-ритмические занятия":

Приобщение к эстетической деятельности, связанной с музыкальным искусством. Эмоциональное восприятие музыки (в исполнении учителя, в аудиозаписи и видеозаписи);

элементарные представления о выразительности и изобразительности в музыке, музыкальных жанрах (марш, танец, песня), об инструментальной и вокальной музыке, ее исполнении (хор, солист, симфонический оркестр, оркестр народных инструментов, ансамбль, отдельные музыкальные инструменты, певческие голоса);

определение в словесной форме (с помощью учителя и самостоятельно) характер музыки, жанр (марш, танец, песня), доступные средства музыкальной выразительности. Знание названий прослушиваемых произведений, фамилий композиторов, названия музыкальных инструментов. Эмоциональное, выразительное, правильное и ритмичное исполнение под музыку несложных композиций народных, современных и бальных танцев, овладение элементами музыкально-пластической импровизации. Эмоциональная, выразительная декламация песен под музыку в ансамбле под аккомпанемент и управление учителя при передаче в достаточно внятной речи (при реализации произносительных возможностей) темпоритмической структуры мелодии, характера звуковедения, динамических оттенков. Эмоциональное, выразительное и ритмичное исполнение на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле сопровождения к музыкальной пьесе или песне, исполняемой учителем. Проявление творческих способностей в музыкально-ритмической деятельности. Слухозрительное и на слух восприятие речевого материала, отрабатываемого на занятиях. Закрепление произносительных умений при широком использовании фонетической ритмики и музыки. Владение тематической и терминологической лексикой, связанной с музыкально-ритмической деятельностью, в том числе, ее восприятием и достаточно внятным и естественным воспроизведением при реализации произносительных возможностей. В различных видах внеурочной художественной деятельности, в том числе совместной со слышащими сверстниками, реализация сформированных умений.

Коррекционный курс "Развитие слухового восприятия и техника речи":

Различение и опознавание на слух звучаний музыкальных инструментов (игрушек);

определение на слух количества звуков, продолжительности их звучания (кратко, долго), характера звуковедения (слитно или неслитно), темпа (нормальный быстрый, медленный), громкости (нормально, громко, тихо), ритмов, высоты звучания. Восприятие слухозрительно и на слух знакомого и необходимого в общении на уроках и во внеурочное время речевого материала (фраз, слов, словосочетаний);

восприятие и воспроизведение текстов диалогического и монологического характера, отражающих типичные ситуации общения в учебной и внеурочной деятельности обучающихся. Произнесение отработанного речевого материала голосом нормальной высоты, силы и тембра, в нормальном темпе, достаточно внятно и естественно, эмоционально, реализуя сформированные навыки воспроизведения звуковой и ритмико-интонационной структуры речи, используя естественные невербальные средства коммуникации (мимику лица, позу, пластику и т.п.);

осуществление самоконтроля произносительной стороны речи, знание орфоэпических правил, их соблюдение в речи, реализация в самостоятельной речи сформированных речевых навыков, соблюдение элементарных правил речевого этикета. Восприятие на слух и словесное определение неречевых звучаний окружающего мира:

социально значимых бытовых и городских шумов;

шумов связанных с явлениями природы, шумов, связанных с проявлениями физиологического и эмоционального состояния человека;

различения и опознавания разговора и пения, мужского и женского голоса (с использованием звучаний музыкальных инструментов, игрушек). Применение приобретенного опыта в восприятии неречевых звуков окружающего мира и навыках устной коммуникации в учебной и различных видах внеурочной деятельности, в том числе совместной со слышащими детьми и взрослыми.

Коррекционный курс "Социально-бытовая ориентировка":

Владение информацией о себе, своей семье, ближайшем социальном окружении. Становление гражданской идентичности, развитие патриотических чувств. Овладение элементарными морально-этическими представлениями, их реализация в различных видах деятельности. Развитие самостоятельности при решении задач, связанных с обеспечением жизнедеятельности, в том числе самообслуживанием, обслуживанием близких, овладение необходимыми элементарными умениями ведения домашнего хозяйства, основами гигиены и здорового образа жизни, поведением в экстремальных ситуациях, знание и применение элементарных и необходимых правил техники безопасности. Осознание собственных возможностей и ограничений жизнедеятельности в связи с нарушениями слуха. Накопление элементарного опыта социального поведения, необходимого для реализации задач жизнедеятельности, в том числе коммуникации в среде лиц с нормальным и нарушенным слухом. Овладение элементарными нормами речевого этикета. Осуществление взаимодействия с детьми и взрослыми на основе толерантности, взаимного уважения. Наличие элементарных представлений о профессиях, включая профессии родителей, владение основами элементарных экономических и правовых знаний, необходимых для жизнедеятельности обучающихся, умениями их применять в жизни. Овладение речевым поведением. Владение информацией о людях с нарушениями слуха, их культуре, средствах коммуникации, жизненных достижениях, реализация сформированных представлений в процессе общения с глухими и слабослышащими детьми и взрослыми.

Тема: «Анализ условий для реализации ФГОС начального общего образования в образовательной организации для глухих детей»

Вопросы для обсуждения:

    Возможности детей с нарушенным слухом в овладении образованием.

    Особые образовательные потребности глухих обучающихся.

    Условия реализации ФГОС в образовательной организации I вида.

    Проблемы, возникающие при внедрении ФГОС в образовательный процесс.

    Пути решения данных проблем.

    Возможности детей с нарушенным слухом в овладении образованием

Различия в психофизическом развитии детей с нарушением слуха и, соответственно в образовательных потребностях, обуславливают необходимость создания дифференцированных специальных стандартов.

Глухих детей можно условно разделить на четыре группы:

    Дети с нарушенным слухом, овладевающие образованием в общем потоке

    Дети с нарушенным слухом, овладевающие образованием в специально созданных условиях

    Дети с нарушенным слухом, овладевающие социальными навыками и элементами общего образования

    Дети с нарушенным слухом, овладевающие образованием ниже цензового уровня.

Теория и практика дифференцированного обучения детей с нарушениями слуха свидетельствует о том, что для части детей школьного возраста доступно освоение общего среднего образования в объёме и в сроки, предусмотренные для нормально развивающихся школьников. Но и эти дети наряду с общими имеют особые образовательные потребности в сфере их развития, формирования жизненной компетенции, способности к социальной адаптации. Из этого следует, что даже для самых благополучных детей с нарушенным слухом (чаще всего обучающихся в общеобразовательной школе вместе со слышащими сверстниками) требуется разработка специального стандарта, включающего как общий с нормально развивающимися сверстниками образовательный компонент – фундаментальное ядро образования, так и специфический компонент, включающий коррекционно-педагогическую, образовательно-воспитательную и социально – адапционную работу.

Для наиболее многочисленной части детей с нарушенным слухом (в настоящее время они обучаются в специальной (коррекционной) школе) требуется разработка специального стандарта, разработанного для нормально развивающихся детей, но реализуемого в специально созданных условиях обучения, и включающий специфический компонент, связанный с коррекционной работой и формированием социальной компетенции ребенка.

Третья группа детей с нарушенным слухом не способна к освоению в полном объёме образовательного стандарта, разработанного для нормально развивающихся детей. Этим детям необходим специальный образовательный стандарт (третий вариант), включающий также два блока. При этом «образовательный» блок соотносится с аналогичным компонентом стандарта, но не равен ему по объему.

Для четвёртой группы детей с нарушением слуха в сочетании с глубокой умственной отсталостью, также имеющих право на образование, необходимо стандартизировать индивидуальный подход к определению содержания образовательного и социального компонентов их школьного образования, сам механизм взаимодействия специалистов и семьи, принятия решения о содержании образования ребёнка, требования к его достижениям и обоснованному наращиванию их на протяжении всего периода обязательного школьного образования.

Проект ФГОС, представленный для обсуждения, на наш взгляд, реализует принцип дифференциации, который направлен не на фиксацию факта определенного уровня развития ребенка (низкий, средний, высокий), а на достижение оптимальных (лучших для данного ученика в данных конкретных условиях) успехов, которые могут быть достигнуты при правильной организации обучения.

Проект ФГОС показывает нам, что абсолютно любой ребенок с нарушенным слухом может найти своё место в школьной образовательной системе и освоить тот вариант стандарта образования, который обеспечивает реализацию его специальных образовательных потребностей. Здесь отражен учет готовности ребенка с нарушениями слуха к той или иной форме получения образования. Форму обучения ребёнка, осваиваемый вариант стандарта, вид учреждения будут выбирать родители с учетом рекомендаций ПМПК.

2. Особые образовательные потребности глухих обучающихся.

Глухие обучающиеся - это неоднородная группа школьников. Стандарт предусматривает смену образовательных программ и условий для получения образования глухими детьми в зависимости от пожеланий родителей (их законных представителей), актуального уровня общего и речевого развития обучающегося, его особенностей и возможностей, социокультурных потребностей, достижения качественного образования.

Особые потребности глухих обучающихся:

    условия обучения, обеспечивающие деловую и эмоционально комфортную атмосферу, способствующую качественному образованию и личностному развитию обучающихся, формированию активного сотрудничества детей в разных видах учебной и внеурочной деятельности, расширению их социального опыта, взаимодействия со взрослыми и сверстниками, в том числе, имеющими нормальный слух;

    преодоление ситуативности, фрагментарности и однозначности понимания происходящего с ребенком и его социокультурным окружением;

    специальная помощь обучающимся в осмыслении, упорядочивании, дифференциации и речевом опосредовании индивидуального жизненного опыта, «проработке» его впечатлений, наблюдений, действий, воспоминаний, представлений о будущем;

    учѐ т специфики восприятия и переработки информации, овладения учебным материалом в процессе обучения глухих детей и оценке их достижений;

    установка педагога на организацию обучения, исключающего возможность формального освоения и накопления знаний;

    целенаправленное и систематическое обучение словесной речи (в устной и письменной формах), развитие умений обучающихся использовать устную речь по всему спектру коммуникативных ситуаций (задавать вопросы, договариваться, выражать свое мнение, обсуждать мысли и чувства, дополнять и уточнять смысл высказывания и др.) в условиях специально педагогически созданной слухоречевой среды; применение в образовательно – коррекционном процессе в качестве вспомогательных средств жестовой речи и дактилологии при соотношении разных видов речи – словесной (в письменной и устной формах), дактильной и жестовой, с учетом их необходимости для качественного образования, наиболее полноценного развития, интеграции в обществе;

    систематическая специальная (коррекционная) работа по формированию и развитию речевого слуха, слухозрительного восприятия устной речи, ее произносительной стороны, восприятия неречевых звучаний, включая музыку, как важного условия овладения обучающимися устной речью, речевым поведением, их всестороннего развития, социальной адаптации; развитие умений пользоваться индивидуальными слуховыми аппаратами, звукоусиливающей аппаратурой коллективного и индивидуального пользования и др., следить за ее состоянием, оперативно обращаться за помощью в случае появления дискомфорта;

    специальная помощь в осознании своих возможностей и ограничений; развитие умении вступать в коммуникацию при использовании вербальных и невербальных средств с учетом ситуации и задач общения, средств коммуникации, которыми владеют его участники с целью реализации собственных познавательных, социокультурных и коммуникативных потребностей, разрешения возникающих трудностей, корректного отстаивания своих прав;

    организация внимания глухого ребенка к жизни близких людей, переживаниям близких взрослых и соучеников, специальная помощь в понимании взаимоотношений, связи событий, поступков и настроений, мотивов и последствий поступков своих и окружающих.

Только удовлетворяя особые образовательные потребности глухого ребенка, можно открыть ему путь к получению качественного школьного образования.

3. Условия реализации ФГОС в образовательной организации I вида

При обучении по второму варианту (В) ФГОС глухие дети обучаются в условиях специального малокомплектного класса для детей со сходным состоянием слуха и сходными образовательными потребностями. Общая наполняемость специального класса не может превышать 6-8 детей с нарушенным слухом. (На данный момент предельная наполняемость в классе – 6 человек)

Специальный класс организуется в специальной школе для детей с нарушениями слуха или в другой образовательной организации при обязательном соблюдении всего комплекса условий и необходимого ресурсного обеспечения, приведенных в данном варианте стандарте.

Для глухих детей, не имевших дошкольной подготовки и/или по уровню своего развития не готовых к освоению адаптированной образовательной программы в объеме первого класса, предусматривается организация подготовительного класса. (На базе нашей образовательной организации организована дошкольная группа и осуществляет подготовку глухих детей к образовательному процессу в школе)

Образовательная организация, реализующая адаптированную образовательную программу по второму варианту стандарта начального общего образования глухих обучающихся, должна быть укомплектована квалифицированными кадрами, включая: учителей–дефектологов (сурдопедагогов), учителя физической культуры, учителя изобразительного искусства, педагогов - психологов, медицинских работников и других специалистов. (На 1 сентября 2014-2015 учебного в ГСОУ школе-интернате работают - ………12….. сурдопедагогов)

Педагоги, реализующие адаптированные программы (вариант B ) , должны иметь квалификацию/степень не ниже бакалавра, предусматривающую высшее профессиональное образование:

а) по направлению «Специальное (дефектологическое) образование»; (…16…человек)

б) по направлению «Педагогика» (один из профилей подготовки в области специальной (коррекционной) педагогики; специальной (коррекционной) психологии); (……6…человек)

в) по специальности «Сурдопедагогика»; по одной из специальностей - «Тифлопедагогика», «Логопедия», «Олигофренопедагогика» с обязательной переподготовкой по программе «Сурдопедагогика» в объеме не менее 520 часов (……3…человек)

г) по педагогическим специальностям или по направлениям («Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование») с обязательной переподготовкой по программе «Сурдопедагогика» в объеме не менее 520 часов. (……2…..человек)

Во втором варианте (В) глухим детям может потребоваться временное подключение тьютора, а также ассистента или помощника: по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» или по направлению «Педагогика» (один из профилей подготовки в области специальной (коррекционной) педагогики; специальной (коррекционной) психологии); по направлениям педагогического образования с обязательным прохождением профессиональной переподготовки или повышением квалификации в области специальной педагогики или специальной психологии, подтвержденной сертификатом установленного образца. (В штат нашей образовательной организации принят на работу тьютор)

Преподаватель физической культуры, педагог изобразительного искусства и другие педагоги, занятые в начальном общем образовании глухих детей во втором варианте (В), должны иметь высшее профессиональное образование с обязательным повышением квалификации в области сурдопедагогики, подтвержденной сертификатом установленного образца. (Преподавание физической культуры, изобразительного искусства осуществляется квалифицированными педагогами-дефектологами)

Учитель музыкально-ритмических занятий должен иметь высшее образование по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» (профиль «Сурдопедагогика») и музыкальную подготовку, позволяющую формировать у глухих детей различные виды музыкально –ритмической деятельности или высшее музыкально–педагогическое образование с обязательным прохождением профессиональной переподготовки по направлению «Сурдопедагогика» в объеме не менее 540 часов. (Преподавание музыкально-ритмических занятий осуществляется сурдопедагогом высшей квалификационной категории)

Педагог-психолог (специальный психолог) – специалист, имеющий высшее профильное образование или профессиональную переподготовку по профилю «Специальная психология». Непрерывность профессионального развития педагога-психолога (специального психолога) должна обеспечиваться освоением дополнительных профессиональных образовательных программ в сфере специальной психологической помощи глухим детям в объеме не менее 144 часа не реже, чем каждые три года. (Педагоги-психологи регулярно проходят курсовую переподготовку)

Медицинский работник - штатный медицинский работник образовательной организации, в которой обучается глухой ребенок, имеющий уровень образования не ниже среднего профессионального по профилю с обязательным прохождением профессиональной переподготовки или повышением квалификации в области медицинского сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, подтвержденной сертификатом установленного образца. (Не реализуется)

Все работники образовательной организации, в которой обучается ребенок (дети) с нарушением слуха не реже чем каждые три года направляются на курсы повышения квалификации по дополнительным профессиональным образовательным программам в объеме не менее 144 часов. Повышение квалификации должно проводиться в сфере научно-обоснованных и экспериментально проверенных разработок в области обучения глухих детей. (Не всегда реализуется)

Финансово-экономическое обеспечение – разрабатываемый стандарт исходит из параметров уже имеющегося финансирования школьного образования детей с ОВЗ, не предполагает выхода за рамки уже установленных границ. В соответствии с конституционными правами детей для реализации начального образования глухого ребенка должно быть предусмотрено «подушевое» финансирование. (?,,,)

В связи с особенностями глухих обучающихся обязательным является создание финансово-экономических условий для проведения специальных (коррекционных) индивидуальных занятий в соответствии с учебным планом - индивидуальных занятий по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи, музыкально – ритмических занятий и фронтальных занятий по развитию восприятия неречевых звучаний и технике речи, а также осуществления необходимых здоровьесберегающих, профилактических мероприятий, текущего медикаментозного и физиотерапевтического лечения, лечебной физкультуры и других мероприятий. (В учебный план на 2014-2015 учебный год включены занятия по ФРС и РПСР, музыкально-ритмические занятии и фронтальные занятия в слуховом кабинете в полном объеме. Также в учебный план включен факультатив «Здоров – поэтому успешен». Ежегодно на базе нашей образовательной организации проводится диспансеризация).

Материально-техническое обеспечение должно отвечать не только общим, но и особым образовательным потребностям. В случае удаленности образовательной организации от места жительства ребенка и/или невозможности родителей ребенка (или лиц, их заменяющих) ежедневно забирать ребенка домой после окончания занятий, глухим обучающимся должны быть созданы условия (предоставлена возможность) интернатного (круглосуточного) проживания. (Организована интернатная система на 60 мест) ФОТО

Специальная школа для детей с нарушением слуха или иная образовательная организация должна иметь все необходимое оснащение и ресурсное обеспечение для осуществления образовательного процесса по второму варианту (В) ФГОС глухих обучающихся, включая: оборудованные комфортные помещения, в том числе учебные кабинеты, кабинеты для специальных (коррекционных) занятий (индивидуальных занятий по формированию речевого слуха и произносиетльной стороны речи, музыкально – ритмических занятий, фронтальных занятий по развитию восприятия неречевых звучаний и технике речи), спальни, столовую, санитарные, игровые и бытовые комнаты, компьютерные мультимедийные классы, тренажерный, спортивный зал, библиотеку, читальный зал, актовый зал, и другие необходимые помещения; оборудованную пришкольную территорию, включая спортивную, игровую прогулочную площадку и др.

(Фотографии представлены)

Учебные кабинеты начальных классов, кабинеты для фронтальной работы оборудуются современной электроакустической и звукоусиливающей аппаратурой коллективного пользования или коммуникационными системами (системы FM-радио), программно-аппаратными комплексами (Soft -board, мультимедиа и оверхед -проекторы), видео и аудио системами и другими техническими средствами; учебные кабинеты для специальных (коррекционных) фронтальных занятий оборудуются беспроводной аппаратурой, использующей радио принцип или инфракрасное излучение, или стационарной индукционной петлей, видео- и аудио- системами и другими техническими средствами; в кабинете музыкально – ритмических занятий. должно быть фортепьяно, зеркала для занятий танцами; кабинеты индивидуальных занятий по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи оборудуются слухоречевыми тренажерами, зеркалом, видео и аудио системами, визуальными приборами и специализированными компьютерными инструментами обучения, ориентированными на удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся, в комплект школьного оборудования входит аудиометр. (Фотографии представлены)

Кабинет технологии оборудуется сообразно видам деятельности, предусмотренными образовательной программой данного учреждения по области технология (например, предметами кухонной мебели и обихода, бытовой техникой и др.). (Оснащена швейная и столярная мастерские с новейшим оборудованием; оборудован кабинет СБО) ФОТО

Под особой организацией образовательного пространства понимается создание комфортных условий для слухозрительного и слухового восприятия устной речи глухими обучающимися. Среди них: расположение обучающегося в помещении (учебные парты располагаются в классе полукругом), продуманность освещенности лица говорящего и фона за ним, использование современной электроакустической аппаратуры, а также аппаратуры, позволяющей лучше видеть происходящее на расстоянии (проецирование на большой экран), регулирование уровня шума в помещениях и другие. Обязательным условием является наличие бинаурального (двустороннего) слухопротезирования каждого обучающегося современными цифровыми слуховыми аппаратами (при соответствующих медицинских рекомендациях); или двусторонняя кохлеарная имплантация, или кохлеарная имплантация и слухопротезирование цифровым слуховым аппаратом (с учетом медицинских рекомендаций). Соблюдение данных условий требует специальной организации образовательного пространства при проведении любого рода мероприятий во всех учебных и внеучебных помещениях (включая коридоры, холлы, залы и др.), а также при проведении внешкольных и выездных мероприятий. (Здание построено в 1975 году специально для образовательной организации I вида; кабинеты оборудованы специальной ЗУА; имеется несколько обучающихся не протезированных бинаурально) ФОТО

Специалисты и родители, вовлеченные в процесс образования ребенка, должны иметь доступ к информационным ресурсам в сфере коррекционной педагогики и специальной психологии, включая электронные библиотеки, порталы и сайты, дистанционный консультативный сервис, получению индивидуальных консультаций квалифицированных профильных специалистов. Также предусматривается организация регулярного обмена информацией между специалистами разного профиля, специалистами и семьей, включая сетевые ресурсы и технологии. (В школе-интернате создан и постоянно обновляется сайт: www.?????????

Во втором варианте (В) глухие обучающиеся осваивают адаптированную образовательную программу по специальным, учитывающим особенности их психофизиологического развития и особые образовательные потребности, учебникам в комплексе со специализированными приложениями, дидактическими материалами, рабочими тетрадями и пр. на бумажных и/или электронных носителях, обеспечивающими адаптированную образовательную программу в двух неотъемлемых ее компонентах: «академическом» и «жизненной компетенции». Предметное содержание специальных учебников, их методический аппарат, текстовый и иллюстративный ряд должны быть специфичны, поскольку призваны учитывать пролонгированность сроков обучения, ориентированность на имеющиеся у ребенка возможности компенсации нарушения (или сочетанных нарушений) развития, специальную направленность на общее и речевое развитие глухих обучающихся в используемых методах и приемах обучения посредством учебных материалов. Специализированные электронные приложения к учебнику (дидактические наглядные материалы, рабочие тетради, учебные пособия и т. д.) должны быть ориентированы на расширение и дополнение содержания материала учебника, а также обеспечения продуктивной, интерактивной, занимательной деятельности обучающегося. Наряду с печатной формой специальный учебник для глухих обучающихся по варианту В может быть также выполнен в электронной форме, но использование электронной версии необязательно в силу особенностей психофизиологического развития глухих обучающихся. (Возникают сложности)

Можно сделать вывод:

ГСОУ школа-интернат г. Вышний Волочек практически готова к внедрению и реализации ФГОС начального общего образования для глухих детей, хотя имеется ряд незначительных проблем.

4. Проблемы, возникающие при внедрении ФГОС в образовательный процесс.

    В настоящее время ГСОУ школа-интернат испытывает нехватку молодых специалистов - сурдопедагогов. (Для информации: за последние 10 лет на работу поступил всего 1 молодой специалист).

    Курсы повышения квалификации в области «Сурдопедагогика» организуются очень редко. Если даже организуются, то объем учебных часов недостаточный для повышения квалификации в соответствии с требованиями ФГОС.

    На сегодняшний момент областная ПМПК дает незначительные рекомендации по обучению глухих детей.

    Остается недостаточно освещенным вопрос об определении категории имплантированных детей.

    ЗУА, мульмедийное оборудование для фронтальной работы в классе является очень дорогостоящей. (В 2013-2014 учебном году приобретено оборудование для класса стоимостью 1.200.000 рублей)

    Программное обеспечение и учебные методические пособия на сегодняшний момент требует полного обновления (На сегодняшний момент дошкольное образование осуществляет свою деятельность по программе Носковой (1986 г.), рабочие программы по предметам разрабатываются по программам специальной (коррекционной) школы I вида (2005г.); последние переизданные учебные и методические пособия для обучения и воспитания глухих детей 2003 года издания).

    Педагогический коллектив ГСОУ школы-интерната нуждается в специальном обучении с целью успешной реализации концепции ФГОС для детей с ОВЗ.

5. Пути решения данных проблем .

    Привлекать молодых специалистов к работе с категорией детей-инвалидов путем разного рода стимулирования.

    Обратиться в Институт коррекционной педагогики РАО с просьбой об организации курсов повышения квалификации в области «Сурдопедагогика» в соответствии с новой концепцией ФГОС.

    Изменить форму заключения ПМПК с целью расширения списка рекомендаций и определения варианта обучения детей с нарушениями слуха.

    Активно изучать и апробировать новейшие технологии в обучении и воспитании детей с нарушениями слуха (как имплантированных, так и протезированных), используя опыт передовых российских и зарубежных сурдопедагогов, с целью грамотного распределения часов внеурочной деятельности.

    Используя связи с различными благотворительными организациями самостоятельно изыскать средства для приобретения предметов и средств обучения и воспитания детей с ОВЗ.

Постепенно решая весь спектр проблем, возникающих на пути внедрения и реализации ФГОС начального общего образования в ГСОУ школе-интернате, в 2014-2015 учебном году следует учитывать примерную основную образовательную программу начального общего образования глухих детей при разработке рабочих программ учителя.

федеральнЫЙ государственнЫЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ стандарт НаЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ глухих детей

3.1.3. Требования к условиям реализации основной образовательной программы на основе ФГОС для глухих детей по первому варианту Стандарта (А)

С целью сохранения единого образовательного пространства страны требования к условиям получения образования глухими обучающимися представляют собой интегральное описание совокупности условий, необходимых для реализации соответствующих образовательных программ, и структурируются по сферам ресурсного обеспечения. Вместе с тем данная система требований должна включать в себя специфические компоненты в соответствии с общими для всех детей с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями глухих обучающихся.

При обучении глухих детей по данному варианту стандарту предусматривается специальный подход при комплектовании класса общеобразовательного учреждения, в котором будет обучаться ребенок с нарушением слуха. Общая численность класса не должна превышать 25 детей, из них 1-2 ребенка с нарушенным слухом, остальные обучающиеся – нормально слышащие здоровые сверстники.

Кадровое обеспечение – характеристика необходимой квалификации кадров педагогов (в области общей и коррекционной педагогики), а также кадров, осуществляющих медико-психологическое сопровождение ребёнка с ОВЗ в системе школьного образования.

1. Педагог – дефектолог (сурдопедагог) - специалист в области коррекционной педагогики (сурдопедагогики), имеющий высшее профильное дефектологическое образование или высшее дефектологическое образование по другим специальностям (логопедия , олигофренопедагогика и др.) при условии повышения квалификации (переподготовки) в объеме не менее 520 часов.


Коррекционная помощь может быть оказана специалистом-дефектологом как в общеобразовательной школе, так и специальной (коррекционной) школе для детей с нарушением слуха, а также в другом учреждении системы образования/здравоохранения, где есть специалисты необходимого ребёнку профиля (центры реабилитации слуха, центры кохлеарной имплантации, сурдологопедические кабинеты и др.).

Педагог-дефектолог (сурдопедагог) на основе примерной программы коррекционной работы составляет и реализует индивидуальную программу коррекционной работы с глухим обучающимся. Данный специалист осуществляет:

· систематическую специальную психолого-педагогическую в формировании полноценной жизненной компетенции;

· консультирование педагогов общеобразовательной организации по вопросам взаимодействия и коммуникации с глухим обучающимся, особенностей его обучения;

· консультирование родителей (или лиц их заменяющих) по вопросам семейного воспитания глухого ребенка.

Квалификационные требования к педагогу-дефектологу (сурдопедагогу), занимающемуся обучением глухого ребенка, включают:

Знание законодательной и нормативно-правовой документации в сфере образования глухих обучающихся,

Знание требований к структуре, результатам и условиям реализации образовательной программы, заложенные в первом варианте А ФГОС глухих обучающихся,

Знание требований к структуре, результатам и условиям реализации основной образовательной программы введенного ФГОС НОО,

Владение современными технологиями и методиками коррекционной работы с глухим ребенком (с имплантами и /или слуховыми аппаратами), обучающимся совместно со здоровыми сверстниками,

Владение необходимым набором компетенций в сфере консультирования и сопровождения педагогов общеобразовательной школы и семьи, воспитывающей ребенка с нарушением слуха.

2. Педагог (учитель) начальных классов - специалист в области начального общего образования , имеющий высшее педагогическое профильное образование, обладающий квалификацией, отвечающей требованиям введенного ФГОС НОО. Данный специалист реализует обучение глухого ребенка в коллективе здоровых сверстников по основной образовательной программе введенного ФГОС НОО. Обязательным требованием является прохождение профессиональной переподготовки (повышения квалификации) данного специалиста в области инклюзивного образования, подтвержденной сертификатом установленного образца.

Непрерывность профессионального развития педагога начальных классов, в классе которого обучается глухой ребенок, должна обеспечиваться освоением дополнительных профессиональных образовательных программ в сфере инклюзивного образования в объеме не менее 72 часов не реже, чем каждые пять лет.

3. Педагог-психолог - специалист в области психологического сопровождения обучающихся, имеющий высшее профильное образование и прошедший дополнительное обучение (повышение квалификации) в области специальной психологии и психологической помощи детям с ОВЗ в условиях инклюзивного обучения в объеме не менее 144 часов.

Непрерывность профессионального развития педагога-психолога должна обеспечиваться освоением дополнительных профессиональных образовательных программ в сфере специальной психологической помощи детям с ОВЗ в условиях инклюзивного образования в объеме не менее 72 часов не реже, чем каждые пять лет.


4. Медицинский работник - штатный медицинский работник образовательной организации, в которой обучается глухой ребенок, повысивший свою квалификацию в сфере медицинского сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в объеме не менее 144 часов.

Все работники образовательной организации, в которой обучается ребенок (дети) с нарушением слуха не реже чем каждые пять лет направляются на курсы повышения квалификации по дополнительным профессиональным образовательным программам в объеме не менее 72 часов. Повышение квалификации должно проводиться в сфере научно-обоснованных и экспериментально проверенных разработок в области обучения глухих детей.

Финансово-экономическое обеспечение – параметры соответствующих нормативов и механизмы их исполнения. Разрабатываемый стандарт исходит из параметров уже имеющегося финансирования школьного образования глухих детей, не предполагает выхода за рамки уже установленных границ.

В соответствии с концепцией ФГОС для обучающихся с ОВЗ, для глухих обучающихся должно быть предусмотрено «подушевое» финансирование, размер которого сохраняется вне зависимости от выбранного уровня образования, варианта стандарта, степени интеграции ребёнка в общеобразовательную среду. Размер финансово-экономического обеспечения процесса инклюзивного образования глухого ребенка не должен быть меньше «стоимости» его обучения в специальном образовательном учреждении (организации).

При инклюзивном обучении глухого ребенка предусматривается дополнительное к заложенному во введенном ФГОС НОО финансово-экономическое обеспечение реализации направлений программы коррекционной работы как интегративного результата взаимодействия всех специалистов (педагога-дефектолога, учителя начальных классов, психолога, медицинского работника).

В связи с индивидуальными особенностями здоровья глухого обучающегося создаются финансово-экономические условия для осуществления в полном объеме необходимых здоровьесберегающих, профилактических мероприятий, а также текущего медикамен­тозного и физиотерапевтического лечения, лечебной физкультуры и других мероприятий.

Материально-техническое обеспечение общие характеристики инфраструктуры общего и специального образования, включая параметры информационно­образовательной среды.

Материально-техническое обеспечение процесса обучения глухого ребенка по первому варианту А стандарта обязательно включает в себя организацию: образовательного пространства, временного режима обучения, рабочего места глухого обучающегося, технически комфортного доступа к образовательной среде (ассистирующие средства и технологии).

Организация образовательного пространства.

В образовательной организации должны быть отдельные специально оборудованные помещения для проведения занятий с педагогом-дефектологом и психологом, отвечающие задачам программы коррекционной работы и задачам психологической помощи глухому ребенку. Кабинет (класс для занятий) педагога-дефектолога снабжается необходимой мебелью, техникой, инвентарем, расходными материалами, дидактическими пособиями в объеме не меньшем, чем это предусмотрено для аналогичного кабинета в специальном образовательном учреждении для детей с нарушением слуха.

Под особой организацией образовательного пространства понимается создание комфортных условий для слухо-зрительного и слухового восприятия устной речи глухим ребенком. Среди них: расположение обучающегося в помещении, продуманность освещенности лица говорящего и фона за ним, использование современной электроакустической, в том числе звукоусиливающей аппаратуры, а также аппаратуры, позволяющей лучше видеть происходящее на расстоянии (проецирование на большой экран), регулирование уровня шума в помещениях и другие. Обязательный учет данных условий требует специальной организации образовательного пространства при проведении любого рода мероприятий во всех учебных и внеучебных помещениях (включая коридоры, холлы, залы и др.), а также при проведении внешкольных и выездных мероприятий.

Организация временного режима обучения.

В первой половине дня учащиеся с нарушением слуха посещают учебные занятия, предусмотренные основной образовательной программой. Во второй половине дня (во внеурочное время) предусматривается организация специальных занятий с педагогом-дефектологом и психологом, а также дополнительные необходимые мероприятия, направленные на оздоровление ребенка, реализацию его особых образовательных потребностей.

Организация рабочего места глухого ребёнка.

Парта ученика с нарушением слуха должна занимать в классе такое положение, чтобы сидящий за ней ребенок мог видеть лицо учителя и большинства сверстников. Рабочее место ребенка должно быть хорошо освещено. На парте ребенка должно быть предусмотрено размещение специальной конструкции, планшетной доски, используемой в ситуациях предъявления незнакомых слов, терминов, необходимости дополнительной индивидуальной помощи со стороны учителя класса.

При наличии у глухого ребенка других индивидуальных особенностей здоровья рабочее место дополнительное комплектуется в соответствии с ними.