Шyбы

С маршак наша армия родная читать. Занятие по художественному творчеству «Наша армия

Стихи к Дню защитника Отечества
С. Маршак
ФЕВРАЛЬ
Дуют ветры в феврале,

Воют в трубах громко.

Змейкой мчится по земле

Лёгкая позёмка.
Поднимаясь, мчатся вдаль

Самолётов звенья.

Это празднует февраль

Армии рожденье.

О. Высотская
Наша армия родная

И отважна и сильна.

Никому не угрожая,

Охраняет нас она.
Оттого мы любим с детства

Этот праздник в феврале.

Слава армии Российской,

Самой мирной на земле.
К. Ваншенкин
МАТРОС
На ремне сверкает пряжка

И блестит издалека,

Полосатая рубашка

Называется «тельняшка»...
А матросская фуражка

Не имеет козырька.

Называется фуражка

Бескозыркой моряка.
И над нею ленты вьются,

На ветру холодном бьются.

И взлетают, и шуршат,

А на ленте - буквы в ряд.
Ветры, дуйте! Ливни, лейте!

Ураган, гуди, пыля!

Всё равно горит на ленте

Вечно имя корабля.
Это имя для матроса

Будет дорого всегда...

Мелкий дождь струится косо,

Глухо в берег бьёт вода.
Хмуро в море-океане,

Пляшут волны там и тут.

Корабли идут в тумане,

Нашу землю стерегут.
В. Орлов
РИСУНОК
Белая бумага,

Красный карандаш:

Дедушка у флага,

Рядом - экипаж.
Снежная опушка,

Белые снега.

Танковая пушка

Смотрит на врага.
Лица молодые,

Автомат в руке.

Все они живые

На моём листке:
Дедушка у флага,

Рядом - экипаж...

Белая бумага,

Красный карандаш.
Анатолий Софронов
ШУМЕЛ СУРОВО БРЯНСКИЙ ЛЕС
Шумел сурово Брянский лес,

Спускались синие туманы.

И сосны слышали окрест,

Как шли на битву партизаны.
Тропою тайной меж берёз

Спешили дебрями густыми.

И каждый за плечами нёс

Винтовку с пулями литыми.
В лесах врагам спасенья нет:

Летят советские гранаты.

И командир кричит им вслед:

«Громи захватчиков, ребята!»
Шумел сурово Брянский лес,

Спускались синие туманы,

И сосны слышали окрест,

Как шли с победой партизаны.
Михаил Исаковский
У САМОЙ ГРАНИЦЫ
У самой границы, в секрете,

Я зоркую службу несу,-

За каждый пригорок в ответе,

За каждую ёлку в лесу.
Укрытый густыми ветвями,

И слушаю я, и смотрю,

И сердцем с родными краями

В такие часы говорю.
И всё мне становится ближе, Как будто сквозь сумрак ночной Я всю свою Родину вижу

И вся она рядом со мной…
Сергей Васильев

БЕЛАЯ БЕРЁЗА
Я помню, ранило берёзу

осколком бомбы на заре.

Студёный сок бежал, как слёзы,

по изувеченной коре.
За лесом пушки грохотали,

клубился дым пороховой.

Но мы столицу отстояли,

спасли берёзу под Москвой.
И рано-раненько весною

берёза белая опять

оделась новою листвою

и стала землю украшать.
И с той поры на все угрозы

мы неизменно говорим:

«Родную русскую берёзу

в обиду больше не дадим!»
Александр Стовба, поэт-афганец
Александру Матросову
У офицеров и солдат

Порой военной время сжато…

Вот, приготовив автоматы,

Твои товарищи лежат.
И жизнь зависит от себя,

О, подвига полет бессмертный!

Ты бросился на выстрел первым,

Друзей и Родину любя!
И, смяв атакой рубежи,

Пошла вперед родная рота,

А ты у вражеского дота

В снегу, недрогнувший, лежишь
Отчизны юный гражданин,

Безмерно любящий Отечество,

Ты отдал жизнь за человечество,

А мог дожить и до седин…

Наша армия родная

Слышишь, дружок? Бьют барабаны, играют трубы и льётся славная песня.

Это идут наши советские солдаты. Нога в ногу, один к одному, молод-

цы, как на подбор.

А впереди всех идёт высокий знаменосец. И ве-

тер колышет тяжёлое красное знамя. Качаются зо -

лотые кисти. Вьются алые, голубые орденские лен-

ты на знамени, Сколько лент на знамени, столько

орденов у полка.

Ровным, твёрдым шагом идут солдаты славной

Советской Армии.

Ты ещё спишь утром, а они уже встали и ушли

в поход, на полевое ученье.

Хорошо спалось тебе ночью, а пограничники всю

ночь стояли на страже Советской земли и следили,

чтобы никто тайком не прополз на нашу землю,

не пробрался к нам со злым умыслом

Бывалые лётчики стали учить полёту молодых лётчиков.

Наши корабли подняли на рассвете флаги и по-

шли по морям, по волнам, Старые капитаны стали

учить молодых матросов морской службе.

Вышли в поле на ученье с утренней походной

песней наши солдаты-пехотинцы.

И у лётчиков, и у моряков, и у солдат-пехотин-

цев -у всех на шапках красные звёзды. Такие же,

как на башнях Кремля.

Все люди на земле видят свет этих алых звёзд.

Добрая слава у храбрых советских солдат. Они

победили в боях фашистов, а теперь стоят на стра-

же мирной жизни, охраняют дружбу народов и

счастье трудовых людей.

Стоит в городе Берлине огромный памятник.

Высоко над домами на зелёном холме видна статуя

солдата Советской Армии. В одной руке у него тя-

жёлый меч, которым он сразил врагов -фашистов,

а в другой-маленькая девочка. Прижалась она к

широкому плечу советского солдата. Спас солдат

её от гибели, уберёг от войны всех на свете детей

и грозно смотрит сегодня с высоты, не собираются

ли злые враги снова затеять войну, нарушить мир.

Наша непобедимая сталинская армия - могучая

защитница мира. Во всех странах честные люди

знают: солдаты Сталина - солдаты Мира.

Они охраняют мир во всём мире.

Л.Кассиль

Советский солдат

Одной семьёй живут советские народы,

Крепка страна родная, как гранит.

Солдат Советской Армии стоит.

Нам не страшны любые непогоды!

Есть у страны труда надёжный щит --

На страже мира, счастья и свободы

Солдат Советской Армии стоит.

Учись! Работай! Молодые годы

Твоя страна лелеет и хранит.

На страже мира, счастья и свободы

Солдат Советской Армии стоит.

М.Светлов

Февраль

Дуют ветры в феврале,

Воют в трубах громко.

Змейкой мчится по земле

Белая позёмка.

Над Кремлёвскою стеной-

Самолётов звенья.

Слава армии родной

В день её рожденья!

С .Маршак

Песня о Чпппеве

В уральских степях непогода и мрак.

Лисицей во тьме пробирается враг

Чапаев не слышит, чапаевцы спят.

Д о з о р боевой неприятелем снят

Урал, Урал-река!

Ни звука, ни огонька.

Чапаев, удача рассталась с тобой!

Везде и всегда ты выигрывал бой,

Но в этом бою погибают друзья,

Враги окружают, и медлить нельзя.

Урал, Урал-река!

Вода холодней штыка.

Последнюю пулю пошли по врагу!

Живые, скрывайся на том берегу!

Вдогонку палят. Недолёт, перелёт...

И, раненный в руку, Чапаев плывёт.

Урал, Урал-река!

Слабеет его рука.

Проклятая пуля догнала в воде.

„Товарищ Чапаев!.." Не видно нигде.

„Товарищ Чапаев, наш друг боевой!.."

Круги разошлись над его головой.

Урал, Урал-река!

Могила его глубока.

До красных отрядов, река, добеги,

Скажи, что любимый Чапаев погиб.

Пусть конница мчится, пусть пули свистят,

Пусть красные белым за всё отомстят!

Урал, Урал-река!

Бурлива и широка...

3.Александрова

Как дедушка и бабушка были

Красноармейцами

Дедушка и внук сидели в большом кресле у

окна. Они слушали музыку и тихонько разговари-

вали. Это было их любимое время. По субботам к

ним в дом приходили папины товарищи, и начина-

лась музыка.

Ваня слушал дедушку, слушал музыку, и ему

казалось, что и скрипка, и виолончель, и рояль

помогают дедушке рассказывать.

Вот что мне вспомнилось сегодня, - расска-

зывал дедушка. ~ Вспомнилось, что когда мне было

столько лет, сколько тебе, хорошую музыку я мог

слушать только под чужими окошками. А я любил

музыку. Вот как любил! Бывало под окошком на

улице притаишься, как виноватый, да слушаешь, всё

слушаешь, не глядя на погоду.

Город в те времена был маленький, совсем не

такой, каким мы его видим сейчас за окошком.

Редко где горели тусклые фонари. А мне это и на-

руку было. В темноте не заметят, что притаился

под чужим окном, не прогонят, Стоишь бывало

слушаешь - боишься одного: как бы не перестали

И смотри, Ваня, как всё обернулось!

Я, как и прежде, рабочий. И сын у меня рабо-

чий. А вместе с тем музыка-то - вон она где,

у меня в доме. Сын мой играет. А я со внуком

сижу у окна в мягком кресле и слушаю.

Я, как и прежде, рабочий, а самые учёные в

нашей стране люди, академики, приезжали из

Москвы поговорить со мной, познакомиться,

И поеду я в Москву. Пригласили доклад делать

студентам в институте о том, как я работаю,

Я, как и прежде, рабочий, а вместе с тем и хо-

зяин. Завод теперь чей? Государственный, А госу-

дарство чьё? Кто у власти? Мы, трудящиеся. Те,

кто трудится, работает.

Вот как получилось, внучек!. Совсем как в

сказке. В одном только разница. В сказке человек

находит своё счастье легко, по волшебству, А нам,

Ваня, никто не ворожил. Мы счастье своими руками

добыли. С бою взяли.

Легко это было? Нет, не легко.

Заводчики и фабриканты дрались за своё бо-

гатство беспощадно. Когда прогнали мы их в

октябре семнадцатого года, они ни за что не хо-

тели верить, что потеряли свои владения навсегда.

Текущая страница: 1 (всего у книги 1 страниц)

Наша армия родная

Слышишь, дружок? Бьют барабаны, играют трубы и льётся славная песня.

Это идут наши советские солдаты. Нога в ногу, один к одному, молод-

цы, как на подбор.

А впереди всех идёт высокий знаменосец. И ве-

тер колышет тяжёлое красное знамя. Качаются зо -

лотые кисти. Вьются алые, голубые орденские лен-

ты на знамени, Сколько лент на знамени, столько

орденов у полка.

Ровным, твёрдым шагом идут солдаты славной

Советской Армии.

Ты ещё спишь утром, а они уже встали и ушли

в поход, на полевое ученье.

Хорошо спалось тебе ночью, а пограничники всю

ночь стояли на страже Советской земли и следили,

чтобы никто тайком не прополз на нашу землю,

не пробрался к нам со злым умыслом

Бывалые лётчики стали учить полёту молодых лётчиков.

Наши корабли подняли на рассвете флаги и по-

шли по морям, по волнам, Старые капитаны стали

учить молодых матросов морской службе.

Вышли в поле на ученье с утренней походной

песней наши солдаты-пехотинцы.

И у лётчиков, и у моряков, и у солдат-пехотин-

цев -у всех на шапках красные звёзды. Такие же,

как на башнях Кремля.

Все люди на земле видят свет этих алых звёзд.

Добрая слава у храбрых советских солдат. Они

победили в боях фашистов, а теперь стоят на стра-

же мирной жизни, охраняют дружбу народов и

счастье трудовых людей.

Стоит в городе Берлине огромный памятник.

Высоко над домами на зелёном холме видна статуя

солдата Советской Армии. В одной руке у него тя-

жёлый меч, которым он сразил врагов -фашистов,

а в другой-маленькая девочка. Прижалась она к

широкому плечу советского солдата. Спас солдат

её от гибели, уберёг от войны всех на свете детей

и грозно смотрит сегодня с высоты, не собираются

ли злые враги снова затеять войну, нарушить мир.

Наша непобедимая сталинская армия – могучая

защитница мира. Во всех странах честные люди

знают: солдаты Сталина – солдаты Мира.

Они охраняют мир во всём мире.

Л.Кассиль

Советский солдат

Одной семьёй живут советские народы,

Крепка страна родная, как гранит.

Солдат Советской Армии стоит.

Нам не страшны любые непогоды!

Есть у страны труда надёжный щит –

На страже мира, счастья и свободы

Солдат Советской Армии стоит.

Учись! Работай! Молодые годы

Твоя страна лелеет и хранит.

На страже мира, счастья и свободы

Солдат Советской Армии стоит.

М.Светлов

Февраль

Дуют ветры в феврале,

Воют в трубах громко.

Змейкой мчится по земле

Белая позёмка.

Над Кремлёвскою стеной-

Самолётов звенья.

Слава армии родной

В день её рожденья!

С .Маршак

Песня о Чпппеве

В уральских степях непогода и мрак.

Лисицей во тьме пробирается враг

Чапаев не слышит, чапаевцы спят.

Д о з о р боевой неприятелем снят

Урал, Урал-река!

Ни звука, ни огонька.

Чапаев, удача рассталась с тобой!

Везде и всегда ты выигрывал бой,

Но в этом бою погибают друзья,

Враги окружают, и медлить нельзя.

Урал, Урал-река!

Вода холодней штыка.

Последнюю пулю пошли по врагу!

Живые, скрывайся на том берегу!

Вдогонку палят. Недолёт, перелёт...

И, раненный в руку, Чапаев плывёт.

Урал, Урал-река!

Слабеет его рука.

Проклятая пуля догнала в воде.

„Товарищ Чапаев!.." Не видно нигде.

„Товарищ Чапаев, наш друг боевой!.."

Круги разошлись над его головой.

Урал, Урал-река!

Могила его глубока.

До красных отрядов, река, добеги,

Скажи, что любимый Чапаев погиб.

Пусть конница мчится, пусть пули свистят,

Пусть красные белым за всё отомстят!

Урал, Урал-река!

Бурлива и широка...

3.Александрова

Как дедушка и бабушка были

Красноармейцами

Дедушка и внук сидели в большом кресле у

окна. Они слушали музыку и тихонько разговари-

вали. Это было их любимое время. По субботам к

ним в дом приходили папины товарищи, и начина-

лась музыка.

Ваня слушал дедушку, слушал музыку, и ему

казалось, что и скрипка, и виолончель, и рояль

помогают дедушке рассказывать.

– Вот что мне вспомнилось сегодня, – расска-

зывал дедушка. ~ Вспомнилось, что когда мне было

столько лет, сколько тебе, хорошую музыку я мог

слушать только под чужими окошками. А я любил

музыку. Вот как любил! Бывало под окошком на

улице притаишься, как виноватый, да слушаешь, всё

слушаешь, не глядя на погоду.

Город в те времена был маленький, совсем не

такой, каким мы его видим сейчас за окошком.

Редко где горели тусклые фонари. А мне это и на-

руку было. В темноте не заметят, что притаился

под чужим окном, не прогонят, Стоишь бывало

слушаешь – боишься одного: как бы не перестали

И смотри, Ваня, как всё обернулось!

Я, как и прежде, рабочий. И сын у меня рабо-

чий. А вместе с тем музыка-то – вон она где,

у меня в доме. Сын мой играет. А я со внуком

сижу у окна в мягком кресле и слушаю.

Я, как и прежде, рабочий, а самые учёные в

нашей стране люди, академики, приезжали из

Москвы поговорить со мной, познакомиться,

И поеду я в Москву. Пригласили доклад делать

студентам в институте о том, как я работаю,

Я, как и прежде, рабочий, а вместе с тем и хо-

зяин. Завод теперь чей? Государственный, А госу-

дарство чьё? Кто у власти? Мы, трудящиеся. Те,

кто трудится, работает.

Вот как получилось, внучек!. Совсем как в

сказке. В одном только разница. В сказке человек

находит своё счастье легко, по волшебству, А нам,

Ваня, никто не ворожил. Мы счастье своими руками

добыли. С бою взяли.

Легко это было? Нет, не легко.

Заводчики и фабриканты дрались за своё бо-

гатство беспощадно. Когда прогнали мы их в

октябре семнадцатого года, они ни за что не хо-

тели верить, что потеряли свои владения навсегда.

Подняли они против нас войну.

Позвали на помощь заграничных заводчиков, фабрикантов, богачей. Привели они, предатели, на

нашу родную землю иностранные войска.

Трудные бывали дни. Такие случались дни, что

придёт, например, человек на завод, в партийный

комитет, а на двери записка:

„Комитет закрыт, все на фронте".

И вот помню я, как в такие трудные дни закон-

чил наш завод постройку бронированного поезда.

Четверо суток не выходил я с завода.

Иду домой – и даже ослабел на свежем воздухе.

Голова кружится.

Прихожу домой. Бабушка твоя тогда ещё моло-

дая была. И хоть жилось нам в те дни голодно и

трудно, всегда она встретит меня весело, сынишку

поднесёт поздороваться. А так как сынишка в те

дни ещё разговаривать не умел, то она и поздоро-

вается за него и поговорит.

Так она встретила меня и на этот раз. Спро-

сила, как с бронепоездом. Я рассказал. Собрала

она мне поесть, что дома было.

И тут я ей говорю:

„Слушай, Елена Игнатьевна. Я нынче вечером

ухожу с бронепоездом на фронт".

Она спрашивает:

„Положение на фронте тяжёлое?"

А я отвечаю:

„Да, очень тяжёлое! Наступают враги. Надо итти

защищать нашу рабочую, крестьянскую власть".

Она только головой кивнула. Спрашивает:

„Когда итти. вам?"

Я отвечаю:

„Через час".

Она опять головой кивнула.

А я, поев, совсем ослабел. Лёг на лавку, думаю:

полежу немножко и отойду, голова перестанет кру-

житься. Лёг я и сразу уснул. Ведь не спал я почти

четверо суток.

Разбудил меня будильник.

Вскакиваю, гляжу на часы – ровно час я про-

Зову: „Лена! Лена!"

Никто мне не отвечает. Пусто в доме.

Что такое?

На столе стоит мой деревянный сундучок. Уло-

жено всё, что надо мне в поход. А ни жены, ни

сына нет дома.

Сбегал к соседям -и там их нет и не было.

Ну что ты будешь делать! Время не ждёт. За-

хватил я сундучок -и бегом на завод. Думаю: на-

верно, она уже там. Туда придёт со мной прош.ать-

ся. Пошла, наверно, добыть мне еды какой-нибудь

в дорогу.

Не простой поезд вышел с завода, а брони-

рованный. Покрытый бронёй. Пулемёты, орудия

глядели из бойниц. В этом поезде паровоз шёл в

середине состава. Он был защищён особенно стара-

тельно. Ведь если паровоз повредят, то всему со-

ставу худо придётся. Станет бронепоезд на рельсах

как неживой: ни отступать нельзя, ни наступать.

А вся команда этого поезда состояла из завод-

ских рабочих, из тех самых людей, которые его

Провожали нас на фронт и жёны, и дети, и

друзья, и товарищи. Только моей Елены Игнатьев-

ны не было.

И ещё одна загадка. Товарищи, вместо того

чтобы посочувствовать мне, перемигиваются, посмеи-

ваются, как будто что-то знают, чего я не знаю.

Поехали. Поезд уже мост миновал, бежит среди

ёлок. И подходит ко мне командир бронепоезда:

„О чём задумался, Иван Сергеевич?"

„Так, ни о чём, товарищ начальник".

„А не хочешь ли познакомиться с нашим пуле-

мётчиком?"

Указал он мне на невысокого парнишку в крас-

ноармейской форме, а сам отошёл. Глянул я... Ох!

да ведь это моя Елена Игнатьевна!

– Бабушка! – воскликнул Ваня.

– Она самая! – ответил Иван Сергеёвич.-Но

только ты не забывай, что в то время она была не

бабушка, а всего только молодая мама...

Сначала я удивился, потом обрадовался. Потом

нахмурился.

А Лена мне говорит:

„Слушай меня, Иван Сергеевич. Ты на меня не

сердись. Раз такое время пришло суровое, все

должны итти на войну^,. Не могу я дома сидеть,

когда наша Советская страна в опасности. Понима-

ешь? Пока ты работал на заводе, я окончила пу-

лемётные курсы. У меня справка есть".

Я ничего не отвечаю, смотрю на неё. Любуюсь

ею, а она всё оправдывается:

„Может быть, ты сердишься, что я Серёжу оста-

вила? Не сердись! Он в хороших руках. Его моя

мама взяла. Я так рассудила: что у него будет за

жизнь, если мы не разобьём наших врагов! Не толь-

ко за своё счастье мы бьёмся, а за счастье наших

детей и внуков. Чтобы выросли они людьми, а не

рабами. Верно я говорю?"

И тут я кивнул ей головой, а она заплакала.

Обрадовалась, что я на неё не сержусь.

И стали мы воевать рядом...

Вот, внучек, как мы дрались за ваше счастье!

Все как один поднялись. А во главе шла партия

большевиков. Ленин и Сталин вели нас в бой. Ну

и разбили мы врагов и стали строить новую жизнь...

Когда дедушка сказал эти слова, дверь тихонь-

ко-тихонько приоткрылась, и в комнату вошла ба-

– Вот они куда скрылись! – сказала бабушка

шопотом, чтобы. не помешать музыкантам.– А я

без вас соскучилась, пошла на поиски.

Бабушка подсела к Ване. На широком кресле

и ей нашлось место.

– Что ты на меня так смотришь, внучек? -

спросила она.-Не узнал, что ли?

– Так просто... – ответил Ваня робко.

И все трое замолчали. Смотрели на освеідённый

город, думали и слушали музыку.

И вот скрипка, рояль и виолончель в последний

раз сказали что-то громко. дружно и решительно

и замолчали.

– Ну, а теперь спать, внучек! – сказала бабушка.

И Ваня с особенной готовностью вскочил и по-

шёл к двери.

Но в дверях он задержался и сказал:

– Спасибо, бабушка!

– За что? – удивилась она.

– Ты знаешь! – ответил Ваня и убежал.

Е. Шварц и И. Фрез

Твои защитники

В 1941 году на нас снова напал злой и сильный

враг -фашисты из Германии. Никогда ещё на све-

те не было врагов страшнее их. Они разоряли чужие

земли, хозяйничали везде, убивали взрослых, стари-

ков, детей. Много стран захватили фашисты. Никто

не мог справиться с ними.

И однажды ночью они, как разбойники, напали

на наши города. Но встала на защиту Советской

страны Красная Армия. Командовал всеми нашими

войсками сам товарищ Сталин. А помогал воевать

Красной Армии весь народ.

Четыре долгих года шла великая война. Вдре-

безги разбила Красная Армия хвалёные фашистские

войска. Прочь из нашей земли выгнала она вра-

гов, освободила от них земли других народов

не сразу -в тяжёлых, опасных боях досталась

нам победа.

У нашей армии есть оружие для любого боя.

Одни войска дрались с врагом на земле, другие

били фашистов в воздухе. На море и на реках,

среди скал и гор, в лесах и степях побеждали вра-

га наши войска.

Это твои защитники. Они сражались за то, что-

бы враги-фашисты не помешали тебе вырасти хоро-

шим человеком, за то, чтобы ты мог смело жить,

спокойно расти и учиться.

Л.Кассиль

Солдат мира

Это было в мае на рассвете,

Нарастал у стен рейхстага бой...

Девочку немецкую заметил

Наш солдат на пыльной мостовой.

У столба, дрожа, она стояла.

Детский рот перекосил испуг,

А куски свистящего металла

Смерть и муку сеяли вокруг.

Тут он вспомнил,

Он свою дочурку

Может быть, отец

Дочь его родную

как, прощаясь летом,

девчонки этой

расстрелял...

Но сейчас в Берлине, под обстрелом,

Полз боец и, телом заслоня,

Девочку в коротком платье белом

Осторожно вынес из огня.

И, погладив ласково ладонью,

Он её на землю опустил.

Говорят, что утром маршал Конев

Сталину об этом доложил.

Скольким детям возвратили детство,

Подарили радость и весну

Рядовые Армии Советской,

Люди, победившие войну!

И в Берлине в праздничную дату

Был воздвигнут, чтоб стоять в веках,

Памятник советскому солдату

С девочкой спасённой на руках.

Он стоит как символ нашей славы,

Как маяк, светящийся во мгле.

Это он, солдат моей державы,

Охраняет мир на всей земле.

Г.Рублёв

Герой Советского Союза

У великой реки,

У седого Днепра

Левый берег покатый,

А правый -гора.

Левый берег был наш,

Правый – был у врага,

И дышали огнём

Первым Днепр переплыл

Молодой старшина,

И героем его называет

Вот он, славный герой!

Подойди, погляди:

Золотая звезда

У него на груди.

Е.Долматовский

Победа

Солнце в трубу золотую трубит:

„Слава герою-бойцу!"

Враг побеждён, уничтожен, разбит.

Слава герою-бойцу!

– С врагами я бьюсь,-говорит боец,

На это и жизни не жаль.

Но штык для меня ковал кузнец,

Крепка закалённая сталь!

– Я выковал штык,-кузнец говорит.-

Как жар, он на солнце горит.

Но звонкую сталь, драгоценный дар,

Выплавил брат-сталевар.

– Конечно,– сказал сталевар,– металл

Я сам из руды достал

Но в тёмные недра Уральских гор

Спускался не я, а шахтёр.

~ Да, это правда,-шахтёр сказал,-

Забой у меня каменист.

Руду я достал, но к вам на вокзал

Её привозил машинист.

– Ну да,– сказал машинист,-по

Я езжу во все концы.

Но хлеб добывают и вам и мне

Родные наши жнецы.

– Что ж, это верно, я всех кормлю,-

Сказал машинисту жнец,-

Но землю, которую я люблю,

Сберёг для меня боец.

Е. Трутнева

После победы

Спать легли однажды дети

Окна все затемнены.

А проснулись на рассвете -

В окнах свет и нет войны!

Можно больше не прощаться

И на фронт не провожать -

Будут с фронта возвращаться,

Мы героев будем ждать.

Зарастут травой траншеи

На местах былых боёв.

С каждым годом хорошея,

Встанут сотни городов.

И в хорошие минуты

Вспомнишь ты и вспомню я.

Как от вражьих полчищ

Очищали мы края.

Вспомним всё: как мы дружили,

Как пожары мы тушили,

Как у нашего крыльца

Молоком парным поили

Поседевшего от пыли,

Утомлённого бойца.

Не забудем тех героев,

Что лежат в земле сырой,

Жизнь отдав на поле боя

За народ, за нас с тобой...

Слава нашим генералам,

Слава нашим адмиралам

И солдатам рядовым -

Пешим, плавающим, конным,

Утомлённым, закалённым!

Слава павшим и живым -

От души спасибо им!

Кто сегодня неизвестен,

Но бесстрашен, смел и честен,

Тот, кто любит свой народ

И за Сталиным идёт,

Кто хоть что-то делать может-

Тот стране своей поможет

В том краю, где он живёт!

С .Михалков

У самой границы

У самой границы, в секрете,

Я зоркую службу несу -

За каждый пригорок в ответе,

За каждую ёлку в лесу.

Укрытый густыми ветвями,

И слушаю я, и смотрю,

И сердцем с родными краями

В такие часы говорю.

И всё мне становится ближе,

Как будто сквозь сумрак ночной

Я всю свою Родину вижу

И вся она рядом со мной.

Проходят, встают предо мною

Деревни, поля и леса,

И месяц над самой трубою,

И липа напротив крыльца.

И Чёрное море, и горы,

Где я никогда не бывал,

И стены Кремля, у которых

Я Сталину клятву давал.

М.Исаковский

Урок родного языка

В классе уютном, просторном

Утром стоит тишина.

Заняты школьники делом:

Пишут по белому чёрным,

Пишут по чёрному белым,

Перьями пишут и мелом:

„Нам не нужна

Стройка идёт в Сталинграде,

Строится наша Москва.

А на доске и в тетради

Школьники строят слова.

Чёткая в утреннем свете,

Каждая буква видна.

Пишут советские дети:

„Мир всем народам на свете!

Нам не нужна

Мир всем народам на свете.

Всем есть простор на п л а н е т е -

Свет и богат и велик.

Наши советские дети

Так изучают язык.

Цель: Вызвать у детей интерес и эмоциональное отношение к Российской Армии через привлечение их диалогу и совместной творческой деятельности на военную тематику.

Программные задачи.

Образовательные задачи:

· Углубить знания о Российской армии;

· расширять и обогащать представления детей о родах войск, о их назначениях;

· дать элементарные представления о защитниках Отечества.

Воспитательные задачи:

· воспитывать чувство гордости за свою армию;

· вызывать желание быть похожими на сильных, смелых российских воинов.

Развивающие задачи:

· развивать навыки контекстной речи;

· развивать внимание, логическое мышление;

· мелкую моторику;

· развивать зрительное и слуховое внимание у детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Наша армия родная»

Цель: Вызвать у детей интерес и эмоциональное отношение к Российской Армии через привлечение их диалогу и совместной творческой деятельности на военную тематику.

Программные задачи.

Образовательные задачи:

  • Углубить знания о Российской армии;
  • расширять и обогащать представления детей о родах войск, о их назначениях;
  • дать элементарные представления о защитниках Отечества.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать чувство гордости за свою армию;
  • вызывать желание быть похожими на сильных, смелых российских воинов.

Развивающие задачи:

  • развивать навыки контекстной речи;
  • развивать внимание, логическое мышление;
  • мелкую моторику;
  • развивать зрительное и слуховое внимание у детей.

Словарная работа: долг, защитник, Отечество, артиллеристы, пехотинцы, ракетчики, подводники, армия, гюйс, тельник.

Предварительная работа:

Беседы:

  • « Есть такая профессия Родину защищать»;
  • О воинской службе пап, дедушек, родственников;
  • Составление детско-родительского проекта «Мой папа служит в армии»;
  • Прослушивание песен на военную тематику;

Работа в книжном секторе:

Чтение художественной литературы:

  • Б. Никазьский «Как солдат становится солдатом»;
  • А. Гайдар «Сказка о военной тайне и о Мальчише-кибальчише»;
  • Л. Кассиль «Твои защитники»;
  • Чтение пословиц и поговорок.

Разучивание стихов и песни:

  • С. Маршак «Наша Армия»;
  • В. Степанов «Наша Армия»
  • Песня «Бравые солдаты» музыка: Филипенко А., слова: Волгина Т.

Разгадывание загадок, кроссвордов, ребусов на военную тему.

Интеграция образовательных областей: «Физическое развитие и оздоровление», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Виды деятельности: коммуникативная, двигательная, продуктивная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная.

Оборудование:

  • проектор;
  • слайды рода, войск, форма, вооружение, военная техника;
  • фонограммы: Марш Славянки, песни о Российской Армии;
  • счетные палочки (12 шт. на каждого ребенка);
  • разрезные картинки (бинокль, автомат, пушка);

Материал для самостоятельной творческой деятельности работы детей:

бумажные заготовки (Военный билет, пятиконечная звезда), клей, салфетки, ручки, листок бумаги.

(Звучит военный марш, дети заходят в группу и садятся на стульчики)

Ход беседы :

Организационный момент.

Ведение в тему деятельности.

Воспитатель:

Наша армия родная

И отважна и сильна.

Никому, не угрожая,

Охраняет нас она.

От того мы любим с детства этот праздник в феврале.

Слава Армии Российской-

Самой мирной на земле.

(О. Высотская)

Воспитатель: Ребята, из штаба пришел приказ, вот он, давайте прочтем его.

Приказ: подготовить ребят нашей группы к прохождению службы в Армии.

Воспитатель: Будем готовиться к службе в Российской Армии.

Дети: Будем.

Воспитатель: Посмотрите, у меня есть вот такая красная книжка-«Военный билет». Он выдается каждому солдату. Я вам раздам по билету и в конце занятия, мы отметим кто справился со всеми заданиями (раздача военного билета).

Воспитатель: ребята, сегодня ко мне подошел Незнайка (этот герой – кукла би-ба-бо, живет в нашей группе постоянно и часто присутствует на занятиях) и показал стихотворение, которое он прочитал вчера вечером в новой книге. Незнайка попросил прочитать его вам. Хотите послушать?

Ответы детей.

Воспитатель читает стихотворение К. Авдеенко:

К. Авдеенко

Ответы детей: День защитника Отечества

Воспитатель: Незнайка, ребята правы. 23 февраля наша страна будет отмечать День защитника Отечества.

Незнайка : а кого называют защитниками?

Дети: защитниками называют тех, кто защищает.

Незнайка: а что называют Отечеством?

Дети : Отечеством называют Родину.

Незнайка: А Родина и Отечество – это одно и то же?

Ответы детей: Да

Воспитатель: Незнайка, ребята все правильно тебе рассказали. Слово Отечество обозначает страну предков, наших отцов . Люди испытывают к Отечеству особое чувство, которое сочетает в себе чувство любви и чувство долга (патриотизм ).

Незнайка: Я понял, защитники Отечества - это люди, которые защищают свою Родину, свое Отечество от врагов.

Воспитатель: Незнайка, ты опять все правильно, понял. Люди, которые защищают Родину, служат в армии. У каждого народа, в каждой стране есть своя армия.

Воспитатель : ребята, армия, которая защищает Францию называется французской армией. Как вы думаете, как будет называться армия, защищающая Германию?

Ответы детей: Германская армия

Воспитатель : как будет называться армия, защищающая Италию?

Ответы детей: Итальянская армия

Воспитатель : ребята, а какую страну защищает Российская армия?

Дети : Российская армия защищает Россию.

Воспитатель: Молодцы. Российская армия сильна и могущественна, она способна защитить Отечество и на суше и на воде и в воздухе.

Незнайка: ребята, Людмила Владимировна, расскажите, пожалуйста, о Российской армии.

Воспитатель: ну, что, ребята, расскажем Незнайке о нашей армии?

Ответы детей: расскажем

Воспитатель:

Российская армия

Армию Российскую
Любят все у нас,
О Российской Армии
Будет наш рассказ.

Наша Армия родная
И отважна и сильна,
Никому не угрожая,
Охраняет нас она.

Оттого мы любим с детства,
Этот праздник в феврале.
Слава Армии Российской
Самой мирной на земле!

М. Исаковский

Слайд № 1

Воспитатель: рассмотрите внимательно герб Российской армии. Кто на нем изображен?

Дети: На гербе Российской армии изображен двуглавый орел.

Воспитатель: почему, эта птица изображена на гербе Российской армии?

Дети: потому. Что двуглавый орел – изображен на гербе России. А Российская армия защищает Россию.

Воспитатель: правильно, ребята, молодцы.

Слайд № 2

Воспитатель : Военно-морской флот Российской армии создал Петр I. Андреевский флаг ВМФ России знаменит на весь мир

ЛЕГЕНДА ОБ АНДРЕЕВСКОМ ФЛАГЕ

"Существует легенда, описывающая осуществление Императором Петром нового флага для Флота. Уже глубокой ночью, думая, какой флаг дать Флоту, Император задремал, уронив свою голову на белый чистый лист бумаги. Он был разбужен лучом солнца, упавшим на его склонённую голову сквозь промёрзшее слюдяное окно. Подняв голову, Император увидел на чистом листе бумаги переломлённые через слюду лучи солнца в виде двух синих пересекающихся линий. Видя в этом указание свыше, Император тотчас набросал рисунок флага.

Слайд № 3

Воспитатель: Под Андреевским флагом в море вышел первый военный корабль России «Святой Петр», пронесший российский флаг в зарубежных водах. Этот небольшой парусный корабль был вооружен 12 пушками.

Слайд № 4

Воспитатель : много стихов и песен посвящено военно-морской форме:

Бескозырка, бескозырка,

Ты краса морской души.

Якоря твои на лентах

Позолотой хороши.

Дорога мне бескозырка,

Ведь её носил мой дед.

На морском военном флоте,

Прослужил он много лет.

Слайд № 5

Воспитатель: До современной тельняшки, моряки носили белые рубахи, без всяких полосок. Капитанам парусников трудно было разглядеть матросов на мачтах и реях, когда те взбирались туда для того, чтобы убрать, поставить или зарифить паруса. После того, когда рубаху решили разлиновать, и нанесли синие полоски, матросов можно было очень хорошо разглядеть на фоне неба и парусов, даже когда они работали на высоте 40 – 45 метров! Также, выпавшего за борт матроса можно без труда различить на поверхности моря.

Этой рубашке было суждено стать особенно любимой среди моряков, символом морской доблести и братства. Моряки всех поколений русского Флота называют ее “тельником”, “морской душой”. Сочетание полос на “тельнике” символизирует синеву неба и белые гребешки бегущих волн. Повторяя цвета Андреевского флага, “тельник” напоминает моряку о море и корабле.

Слайд №6

Воспитатель: не менее знаменита и морская форменка. Это белая полотняная (летом), и темно-синяя фланелевая (зимой) рубаха с синим воротником и рукавными обшлагами сине-белого цвета, которую носят военные моряки в летнее время,

Форменный воротник (Гюйс)

По названию одноименного флага – Гюйса. Гюйс (от гол. geus – флаг), специальный военно-морской флаг, поднимаемый ежедневно в носовой части кораблей при их стоянке на якоре.

Традиция носить воротники берет свое начало с тех времен, когда матросы носили парики, которые необходимо было еще и пудрить. Воротник в этом случае сохранял от загрязнения военный костюм.

У Петра I во флоте было три эскадры. У первой эскадры на воротниках было нанесено по одной белой полоске. У второй – по две, и у третьей, особо приближенной Петру – по три полоски. Таким образом три полосы стали означать особую приближенность к Петру гвардии флота.

Слайд №7

Сейчас русский флот вселяет страх и уважение противников нашего государства Российского.

Слайд №8

Воспитатель: рассмотрите флаг подводного морского флота. Чем похож он на флаг морского флота?

Ответы детей.

Воспитатель: правильно на фоне Андреевского флага изображен герб России и Георгиевская лента, которая вручалась военным за особые заслуги перед Отечеством.

Слайд №9

Подводный морской флот

31 января 1720 г. было заведено “Дело о постройке потаенного судна”.
Надпись на обложке гласит: “Дело о построении села Покровского крестьянином
Ефимом Прокофьевым Никоновым потаенного судна модели, тут же об отпуске на построение лесов и разных материалов и припасов”.

Вот так выглядела первая подводная лодка. Испытание подводным плаванием она так и не прошла, и ни разу не вышла в подводное плавание, но навсегда осталась памятником русской мысли.

Слайд №10

Сегодня подводный морской флот выглядит по другому, посмотрите, как величественно и устрашающе выглядит современная подводная лодка.

Как надежна и неустрашима она в боях за Родину.

Слайд №11

Посмотрите, как горды матросы тем, что им доверили защищать Родину, матерей, сестер, и детей.

Физминутка:

Раз, два, дружно в ногу

Три, четыре тверже шаг.

На парад идут солдаты

И чеканят дружно шаг.

А теперь я хочу посмотреть, умеете ли вы быть дружными? Найдите себе пару и встаньте друг напротив друга. У военных главное слушать внимательно команды и действовать вместе. Давайте вспомним и «прохлопаем» друг другу стихотворение, которое мы учили на прошлом занятии (после первого проговаривания дети по команде воспитателя меняют состав пары).

Мы играем,

Мы играем,

Мы – пехота,

Моряки.

Мы ракеты запускаем,

Любим звонкие клинки

Мы мечтаем.

Мы мечтаем,

Что когда мы подрастем,

Пехотинцами мы станем

И во флот служить пойдем.

На границу и саперы,

В летчики,

В подводный флот.

Подрастем мы

Очень скоро,

А пока игра идет.

Слайд № 12

Воспитатель: продолжим нашу беседу, еще один род Российских войск – Военно-воздушные силы.

Символика флага: Пропеллер и зенитная пушка рассказывают нам о слиянии ВВС и войск противовоздушной обороны (ПВО).

Слайд №13

Воспитатель: Военные летчики днем и ночью ведут разведку в воздухе, готовые предупредить Родину о надвигающейся опасности, защищать от ударов противника с воздуха, поддержать флот и сухопутные войска,

Слайд №14

Воспитатель: военные летчики готовы перевозить войска и технику с одного места боевых действий в другое по воздуху.

Слайд № 15

Воспитатель: возду́шно-деса́нтные войска́ (ВДВ) - самые быстрые рода войск, способные быстро откликнуться на призывы о помощи. На военных самолетах десантники проникают в тыл врага и на парашютах спускаются прямо в центр боевых действий:

Слайд № 16

ДЕСАНТНИК
Десантники в минуты
Спускаются с небес.
Распутав парашюты,
Прочешут темный лес,
Овраги, горы и луга.
Найдут опасного врага.

Упражнение «Образуй новое слово»:

Если у солдата много силы, он какой? – сильный

Храбрость - храбрый,

Смелость – смелый,

Быстрота - быстрый,

Ловкость – ловкий,

Находчивость – находчивый.

Слайд №17

Сухопутные войска́ - предназначены для ведения боевых действий преимущественно на суше . Являются наиболее многочисленным и разнообразным по вооружению и способам боевых действий.

Слайд № 18

Мотострелковые войска – способны быстро наносить удары по противнику и менять свое местоположение.

Слайд № 19

Танковые войска – это главная сила сухопутных войск. Им доверяют решение самых сложных задач в боевых действиях. Так как танки это быстрые и мощные машины.

Пальчиковая гимнастика

«Наша армия»

Сегодня праздник всех отцов (сжимают и разжимают пальцы),

Всех сыновей, всех кто готов (хлопают в ладоши),

Свой дом и маму защищать (из ладошек делают домик, руки прикладывают к сердцу)

Всех нас от бед отгородить! (сжимают и разжимают пальцы).

Работа с раздаточным материалом.

А теперь приготовьте палочки и мы попробуем сконструировать из них боевую технику (12 палочек и схема)

  • Танк на войне боевая машина,

Сильная, смелая, несокрушимая.

  • Корабль плывет, он наше море стережет.
  • Самолет я в небе чистом увидал

Летчик наше небо охранял.

Воспитатель: молодцы, с этим заданием вы справились на отлично! Посмотрите в ваших конвертах лежат разрезные картинки.

Игра «Собери из частей одно целое» (бинокль, автомат, пушка)

Слайд № 20

Ракетные войска и артиллерия – обладают самым мощным огневым оружием. Эти войска способны поражать противника на дальних расстояниях.

Слайд № 21

Зенитно-ракетные войска предназначены для прикрытия войск от ударов противника с воздуха.

Слайд № 22

На флаге Пограничных войск собраны основные государственные символы страны, безопасность которой призваны защищать пограничные войска.

Слайд № 23

Пограничные войска предназначены для охраны границ государства. Пограничники стерегут границы государства и зимой и летом, и днем и ночью, и в жару и в холод.

«Зашифрованное слово»

Воспитатель: Нам осталось выполнить последнее задание. Сейчас мы поработаем шифровальщиками. Я называю слово, а вы записываете только первую букву. Готовы? будьте внимательнее.

Десантник

Ракетчик,

Успех,

Жизнь

Батальон,

Армия.

Какое слово у вас получилось?

Дети: ДРУЖБА

Воспитатель: Молодцы, вы правильно расшифровали слово, нужно жить дружно и тогда будет Мир на Земле. В начале нашего занятия вы получили военные билеты. Все вы прошли хорошую подготовку, многое узнали, хорошо выполняли задания, теперь в военном билете вам нужно вклеить звезду, которая обозначает, что вы достойно подготовились к службе в Российской Армии.

Незнайка : Спасибо вам, ребята! Мне очень понравился ваш рассказ о Российской армии и о защитниках Отечества. Я тоже, когда вырасту, буду Защитником Отечества. Я хочу стать танкистом, потому, что это сильные и смелые воины.

Воспитатель: Ребята, а вы решили, в какие войска пойдете служить?

Ответы детей. Да (танкист, артиллерист, моряк и т.д.)

Воспитатель: В конце нашей беседы я хотела бы прочитать вам еще одно стихотворение:

Пусть небо будет голубым...

Пусть небо будет голубым,
Пусть в небе не клубится дым,
Пусть пушки грозные молчат
И пулемёты не строчат,
Чтоб жили люди, города,
Мир нужен на земле всегда!

Н. Найденова


Закия Акирова
Занятие по художественному творчеству «Наша армия»

Конспект НОД «Художественное творчество (рисование) »

Рисование иллюстрация к стихотворению

С. МИХАЛКОВА «Наша армия родная »

Интеграция образовательных областей : «Познание» , «Чтение художественной литературы » , «Коммуникация» , «Художественное творчество » .

Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы , продуктивная.

Цели : закреплять умение создавать рисунки по мотивам литературных произведений, упражнять в рисовании и закрашивании рисунков цветными карандашами; повторить названия родов войск; воспитывать чувство гордости, уважения к армии .

Планируемые результаты : знает название прочитанного стихотворения , пересказывает его содержание; самостоятельно рисует иллюстрации к стихотворению С . Михалкова «Наша армия родная » ; оценивает работы сверстников, сравнивает со своими рисунками.

Материалы и оборудование : иллюстрации на тему «Наша армия родная » ; листы белой бумаги, цветные карандаши или краски (на выбор детей) .

организованной деятельности детей

1. Вход под военный марш. Вступительное слово воспитателя.

К нам на занятие пришли гости . Ребята поздоровайтесь с гостями.

Здравствуйте!

Приближается праздник 23февраля. Что празднуем в этот день (День защитника отечества) .

Отечество защищает наша доблестная армия . Давайте посетим нашу армию и расскажем о ней .

2. Знакомство с современными родами войск.

Под музыку дети выходят к картинкам называют род войск и рассказывают стихотворения .

Пограничные войска

Если корабли чужие Пограничники морские

К нам попробуют заплыть Их должны остановить.

Мы найдем следы чужие Ведь не даром говорится,

На снегу и на песке, Что граница «на замке» .

Разведывательные войска Космические войска

И если нужно то ползком Твердо знает каждый житель

В тылу противника тайком И в деревне и в Кремле :

Будь ночь, туман или пурга Служат люди на орбите

Раскрыть все замыслы врага. Ради мира на земле.

Танковые войска Зенитно-ракетные войска

Где в атаку танки мчатся, Пусть десятки эскадрилий

Там врагу недолго жить : К нам летят во весь опор,

Танки грязи не боятся, Все тотчас они получат

Танки пулей не пробить! Сокрушительный отпор.

Ракетные войска Воздушные войска

Кто бы в мире, не подумав, Засверкают самолеты,

На Россию ни напал, Над воюющей страной,

Ждет его неотвратимый, И крылатая пехота

Разрушительный финал. Прямо с неба вступит в бой.

Авиация ПВО

На огромной высоте,

Днем и ночью, в час любой,

В непогоду, в темноте

Мы принять готовы бой!

3. Физминутка под музыку.

Мы пока что дошколята

А шагаем как солдаты

Будем в армии служить

Будем Родину хранить

Чтобы было нам всегда

Хорошо на свете жить.

4. Рисование иллюстраций к стихотворению С . Михалкова «Наша армия родная » .

– Пришел приказ №1 НОД Художественное творчества рисование на тему : «Наша армия родная » выполнить незамедлительно 14 февраля 2014года с целью закрепления умения создавать рисунок по мотиву литературного произведения. Сергей Владимирович Михалков «Наша армия родная » .

Ваша задача внимательно прослушать отрывок из стихотворения С . В. Михалкова «Наша армия родная » и выявить, когда происходили события описанные С. В. Михалковым.

Дни бежали и недели,

Шел войне не первый год.

Показал себя на деле

Богатырский наш народ.

Не расскажешь даже в сказке,

Ни словами, ни пером,

Как с врагов летели каски

Под Москвой и под Орлом.

Как, на запад наступая,

Бились красные бойцы –

Наша армия родная ,

Наши братья и отцы.

Как сражались партизаны –

Ими Родина горда! Как залечивают раны

Боевые города.

Не опишешь в этой были

Всех боев, какие были.

Немцев били там и тут,

Как побили – так салют!

Из Москвы салюты эти

Были слышны всем на свете,

Слышал их и друг и враг.

Раз салют, то значит это –

Над какой-то крышей где-то

Снова взвился красный флаг.

– Когда происходили события описанные С. В. Михалковым (Ответы детей)

С кем сражалась наша армия (Ответы детей)

Кто победил в этой войне (Ответы детей)

Трудно досталась победа нашему народу. С немцами сражалась не только армия , но и мирные жители, взявшие в руки оружие –это партизаны.

Весь народ праздновал победу. Рассмотрите иллюстрации о наших защитниках.

Послушайте еще раз отрывок из стихотворения С . В. Михалкова и подумайте, какие иллюстрации вы можете нарисовать к этому произведению?

(Ответы детей)

Рассмотрите иллюстрации о наших защитниках. Какие иллюстрации вы можете нарисовать к этому стихотворению ? (Ответы детей.)

Перед началом работы давайте разомнем пальчики и разотрем ладошки.

Дети самостоятельно рисуют иллюстрации к стихотворению

4. Итог занятия .

– Рассмотрите все рисунки и выберите наиболее выразительные и самые аккуратные. Что изображено на ваших иллюстрациях? Наша экспедиция закончилась.