Платья

Конспект семинара «Астрономия для детей: как превратить научные факты в интересные игры? Астрономия для детей.

Астрономия

Естествознание

Окружающий мир

Занимательная астрономия для школьников: игры по карточкам

Любая информация запоминается детьми наилучшим образом, если преподносится как игра или в формате соревнования. Психологи и педагоги уверяют: если школьник добывает информацию сам, а не включает пассивный навык зазубривания, то процесс учебы воспринимается легче, а знания - надолго откладываются в памяти.

Ко Дню космонавтики мы подготовили для вас набор игровых карточек «Космические факты». Внутри архива вы найдете 20 цветных иллюстраций в большом формате, которые можно использовать для презентации, а можно распечатать, не боясь потерять качество. Что с ними делать - вы, уверены, придумаете и сами! Фантазия учителя безгранична. Мы же решили предложить вам три игры, которые можно провести на тематическом уроке по физике, на классном часе или обращаться к ним время от времени на астрономии, чтобы разрядить атмосферу.

Игра 1. Скажи мне, кто твой друг

Разделите класс на 3 или 4 команды и раздайте каждой команде одинаковое количество карточек. Задача участников - выстроить между ними связь: например, это планеты, идущие друг за другом; или планеты, обладающие спутниками; или планеты определенного цвета; или интересный факт про Землю, который придется как-то сопоставить с карточкой о Галактике. Ассоциации могут быть любыми, главное - научными! Участники из разных команд могут меняться карточками, главное условие - делать это без шума и с максимальной выгодой для обеих сторон.




Игра 2. А вы знали?

Желающие ученики приглашаются к колоде карточек и тянут одну на выбор. Полученную информацию необходимо дополнить, задействовав собственную память или учебник (по желанию учителя). Например, ученик, получивший карточку № 16 - Астероиды, может вспомнить случаи с падением метеоритов, а счастливый обладатель карточки № 9 - Юпитер, пусть попробует вспомнить имена самых известных его спутников.





Игра 3. Свой путь к звездам

Мы выбрали 20 довольно своеобразных фактов о планетах, явлениях или космических объектах. Наверняка у ваших учеников появятся и свои предложения по дополнению колоды. Раздайте заполненные и пустые карточки на каждый ряд и предложите командам составить описания своих любимых явлений или планет. Главное условие - краткость и научная достоверность. Специально для этого в колоде вы найдете пустую 21-ю карточку. Пользоваться головой и учебником категорически можно!

, педагог допобразования, руководитель астрономического объединения, ДДТ г. о. Звенигород

Вам не кажется, что наука и игра - это несопоставимые понятия? Возможно. Но только на первый взгляд. По отношению к детям можно сказать, что наука и должна быть немного игровой.

Современных «компьютеризированных» детей очень сложно заинтересовать каким-то серьёзным делом, тем более наукой. Поэтому надо попробовать поиграть в науку , то есть сделать занудное и непонятное интересным и даже увлекательным. Сформулируем девиз сегодняшнего дня так: «Развлекай и овладевай умами» и попробуем посмотреть на науку глазами детей среднего возраста на примере астрономии.

Лучше всего использовать игры на этапе проверки или закрепления учебного материала. Во время увлекательной игры происходит лучшее усвоение и запоминание информации, развитие навыков общения, воспитание речи, развитие умения правильно излагать свои мысли, находить оптимальные решения, развивать логическое мышление, умение быстро соображать и т. д.

На занятиях мы применяем самые разные по уровню игры: интеллектуальные игры - викторины-задачи, викторины-ассоциации (по данным картинкам составить астрономический термин или название астрономического объекта или явления), разнообразные головоломки (нахождение названий астрономических объектов среди букв), ребусы (угадать называния созвездий или планет), тематические кроссворды, собирание мозаик, отгадывание астрономических загадок, тематические тестовые задания, неправильные картинки (найти ошибки в картинке), игры на развитие зрительной памяти - тематические карточки, домино и т. д.

Но больше всего нам нравится играть в викторины. И не только потому, что победителю полагается приз (хотя в современном мире этим способом мотивации, увы, тоже нельзя пренебрегать), но и потому что победитель непредсказуем. Несмотря на то, что в группе есть несколько сильных учеников, несколько средних и несколько слабых, не всегда победители - только сильные, сильный может не сообразить, а слабый просто окажется внимательнее. Вы не представляете, как радуются своему третьему месту те пара-тройка человек, которые регулярно занимали последние места, и вдруг! Такой прорыв и возможность получить даже маленький приз, очень сильно окрыляет детей и заставляет их более внимательно и ответственно подходить к своим ответам.

Для занятий я придумала самые разнообразные викторины, но у них есть общие свойства. Во-первых, все викторины тематические, то есть составлены по одной или нескольким близким темам (например, викторины «Астрономические инструменты» или «Космонавтика»). Моё принципиальное убеждение - не стоит в одной викторине объять необъятное, то есть запихать всю астрономию в 20-30 вопросов. Во-вторых, некоторые викторины составлены в виде вопросов, требующих длинного ответа (например, викторина «Литературный звездопад» по цитатам из литературных произведений), а некоторые - короткого однозначного ответа (например, викторина «Солнечная система»).

Я составляю викторины по разным принципам. Есть викторины, в которых показывается картинка (фотография, схема, рисунок), и на неё необходимо дать краткий ответ (название или термин, например, викторина «Созвездия»). Используются также викторины-задачи, над которыми надо подумать, викторины на сообразительность, викторины на ассоциации (даны «буквальные» картинки-шарады, которые нужно «превратить» в астрономические термины, названия объектов и пр.), викторины, расширяющие кругозор (например, викторина «Астрономические термины», в которой нужно знать, как переводятся на русский язык те или иные астрономические термины) и многие другие.

Самые первые викторины я проводила устно, то есть задавала вопрос, а ответ ребята должны были сказать быстро вслух. За правильный ответ я давала один карандаш, в конце игры каждый считал количество карандашей, и набравший больше всех получал приз. Но такое проведение было нормальным только в первые разы. Потом все уже знали ответы и дружно начинали кричать, чтобы быть первым и услышанным мною. Получался настоящий даже не «птичий базар», а какой-то биржевой рынок, когда все одновременно кричат во всё горло и прямо мне в уши! Это был плохой вариант.

Я решила делить детей на две команды. Во время первых игр ребята пытались думать всей командой, но потом такая форма игры вылилась в состязание двух самых сообразительных (по одному человеку от команды) и болтовню всех остальных. Это надо было как-то менять. Кроме того, награждать победившую команду одним призом нехорошо, а для всей команды призов не напасёшь.

Мне пришлось переделать всю игру и сделать её индивидуальной. Теперь на заданный вопрос каждый отвечал письменно на своём листке для ответов. В конце викторины я проверяю ответы: за правильный ответ ставлю 1 балл, за неполный правильный ответ - 0,5 балла, за неправильный - 0 баллов, а за правильный развёрнутый - 1,5 балла. Но баллы не только начисляются, но и снимаются: за исправления снижаю 0,5 балла, за подсказку - 1 балл. Первые три места получают призы разного уровня (календарик, закладку для книг, карту звёздного неба, брошюру и т. д.).

В этом варианте проведения викторины ребята действительно думали самостоятельно, но свой ответ почему-то считали нужным сверять у меня. Я поначалу говорила «ответ верный» или «неверный», а потом поняла, что просто подсказываю им. Я перестала подсказывать и ужесточила правила: за вставания с мест во время ответа буду снижать баллы. Это их дисциплинировало. Но меня смущал тот факт, что после проверки ребята не стремились узнать правильные ответы. Их не интересовало, где именно и как они ошиблись, а интересовало лишь количество набранных баллов, а точнее место, которое они заняли.

Я ещё немного подумала и провела викторину по-другому. На заданный вопрос ребята писали краткие ответы. После того, как все записали, в произвольном порядке давали на этот вопрос свои развёрнутые ответы. Далее я показывала правильный ответ, объясняла его, если было непонятно, и ребята сами ставили себе баллы. Этот вариант проведения викторины оказался самым интересным и эффективным. Я заставила думать своей головой каждого в отдельности, сразу же давала детям правильный ответ, и они могли сами оценить свою сообразительность и свой прогресс. Правда, такая форма проведения викторины требует много времени.

А коллективные (вернее, командные) викторины мы все же проводим, только совместно с другими кружками, например, викторину «Живописный звездопад» (астрономические загадки в картинах художников) мы проводили вместе с юными художниками из изостудии «Созвездие творчества».

Отдельно я хочу остановиться на загадках. На самых первых занятиях, когда ребята ещё не знают всех терминов, понятий, названий астрономических объектов и явлений, очень целесообразно загадывать загадки. Мы используем только астрономические (или близкие) загадки. Ребятам они в новинку, поэтому пользуются большим уважением и спросом. Отгадывают их самые сообразительные, это очень интересно и захватывающе. Сначала за правильные ответы я тоже давала баллы (или карандаши), и набравший больше всех получал приз. Но к середине учебного года, когда мы загадки повторяем, ответы на них уже известны, запомнились и не вызывают затруднений, процесс ответов опять превратился в «биржевой рынок». Поэтому пришлось перейти на письменную викторину по загадкам.

Однако очень хорошо идут загадки в непосвящённой аудитории. Например, когда приводят из школы класс на одно занятие, ребята никогда не слышали загадки на астрономическую тему, поэтому отвечают по одному и всегда разные дети, а одновременно сообразить могут только два-три человека. А приз самому сообразительному оказывается настолько неожиданным и интересным, что ребята уходят с занятия воодушевлёнными и с желанием прийти ещё, что мне и нужно.

Такой метод работы с детьми вряд ли подойдёт для школы и школьных предметов (хотя в школе в последнее время тоже проводят и литературные, и исторические викторины и отгадывают кроссворды, например, по географии), но возможно пригодится на факультативных занятиях по любому предмету. Кроме того, я хочу обратить внимание на то, как именно проводить викторины, чтобы они были интересные, запоминающиеся, разнообразные, полезные, и детям хотелось приходить на такие занимательные и познавательные занятия.

Астрономия для детей, с какого возраста можно говорить об этой науке с ребенком? Для многих родителей становится сюрпризом, что детки сами начинают интересоваться астрономией. И тогда возникает вопрос – как маленькому человечку рассказать о таких серьезных вещах? Как и всё, о чем мы говорим с дошкольниками, данный предмет их интереса должен быть преподнесен только в игре.

Космос всегда интересовал моего сына и уже в 1 год 9 месяцев он знал не только планеты солнечной системы, но и некоторые факты о них. Мой муж часто говорит, что если до 25 лет Александр не слетает хотя бы на Луну, он хочет чтобы сын вернул ему деньги за образование. Конечно же это в шутку и все мы это понимаем .

Итак, мы начинаем курс игр по астрономии, через который я хочу вам показать, как далеко могут зайти наши чада, если им предоставить информацию по интересующей их теме. Все занятия будут проходить в игровой форме, уверена, что будет весело.

Начну с небольшого отступления, утро в нашем доме может начаться вот так (это было пару недель назад):

(фотографировала через 3 дня после того как делали поделку, пластилин немного рассохся)

Ну что же, игры с пластилином закончились, а спать ещё не хочется. Решили продолжить чтение по теме астрономия для детей, но на этот раз Александр выбрал другую книгу . Не успели начать, как на 8 странице он оживился:

– Мама, я буду строить ракету и полечу в космос!

Подумали как именно он хотел бы строить ракету, я честно сказать подумала, что хочет вернуться к пластилину, но нет, Александр выбрал игрушку магнитный конструктор. Наш чемоданчик я покупала в Амазон.

Данная игрушка у нас живет уже пару лет и она поистине универсальна, мы возвращаемся к ней при любой теме. Фигурки идеально крепятся к холодильнику, магнитной доске или чемоданчику в котором мы их и приобрели.

Я подумала, что на этом всё и закончится, но Александр принес книгу открытую на 8 странице и начал ваять свой шедевр.

Я сидела рядом и наблюдала, пытаясь понять, если это в тысячный раз будет складывание Солнечной системы воедино или что-то большее.

Да, это оказалось больше чем раньше. Интерес сына в последнее время касался карликовых планет и звезд. Кроме Плутона я признаться не знала ни одной карликовой планеты. Но это было до того как Александра стало завораживать любое упоминание о них в видео и книгах . Вот конечная работа того вечера. Она полностью сделана моим сыном, названия подписаны им же.

Как видно карликовая планета Церера (Ceres) находится между Марсом и Юпитером. После Плутона располагаются карликовые планеты Хаумеа, Макемаке и Эрис.

Астрономия для детей становится интересней с еще одной замечательной игрушкой – магнитная доска с солнечной системой. Она не занимает места, фигурки крепятся идеально, помимо планет есть туманность, комета, метеорит, космонавт с космическим кораблем. В общем всё, что может заинтересовать ребенка и поможет маме организовать его игру.

У меня давно была идея сделать сенсорную коробку на тему космос, но порой приходили мысли, что Александр уже большой, а сенсорные коробки принято делать . Поэтому я несколько раз откладывала идею. На этот раз я четко запланировала, что коробка будет, так как у нас есть всё, чтобы ее заполнить … или почти всё. Мне не хватало солнца!

Я долго думала если его нарисовать, склеить, надуть. И тут, после нашего возвращения с моря, мысль пришла сама по себе – пляжный мяч! По размеру он более или менее отвечает требованиям по отношению к другим планетам.

Я открыла несколько наших книг на странице “Солнце”, мы прочли информацию, рассмотрели картинки, а затем посмотрели вот это замечательное видео (я вам очень советую потратить четыре минуты на его просмотр).

И мы начали творить “Солнце”. Сначала рвали цветную бумагу и обклеивали ею надутый пляжный мяч. За ночь он подсох и мы, вспомнив пламенный дождь на Солнце, стали клеить всполохи из красной папирусной бумаги.

Макет солнца из пляжного мяча и цветной бумаги. Вскоре наше Солнце было готово и ярко нам светило .

Теперь можно собирать нашу сенсорную коробку по теме астрономия для детей. Так как космос черный, я насыпала на дно черной фасоли (у меня ушло три кг). Планеты папа подарил Александру на прошлое Рождество.

Остановлюсь здесь немного подробней. У мужа всю жизнь было хобби собирать модели военных самолетов, это конечно же развивает усидчивость, концентрацию и, чтобы покрасить все детальки самолетов нужны поистине золотые руки. Видя большой интерес сына к планетам, муж никому ничего не говоря, приобрел набор для школьников. В своем офисе по вечерам он оставался после работы и раскрашивал эти модели. А на Рождество Александр получил 8 прекрасных планет. Наш малыш был в таком восторге, что как сейчас помню, я даже прослезилась. На этой фотографии ему 2 года 2 месяца.

На протяжении всего этого времени модели планет служили нам макетами к занятиям и игрушками для игр Александра. На сколько я поняла из прошедших дней, мне было намного легче объяснять движение планет вокруг Солнца, как случаются солнечные и лунные затмения имея их под рукой. В основу нашей сенсорной коробки легли эти же модели планет.

По играм с водой вы можете увидеть, что с легкостью умещает в себя моего ребенка . К планетам прибавились наши космические фигурки, которые также живут у нас уже более года. И набор светящихся в темноте звезд и планет, которыми я украсила борта коробки. Ну теперь пора поставить наше Солнце и сенсорная игрушка готова.

Вот честное слово я не ожидала от неё такого успеха. Конечно я знаю, что мой сын фанат космоса, но ведь ничего нового в этом коробе (кроме солнца и светящихся звезд) не появилось, а Александр играл со всем этим как в первый раз! Да ещё и каждый день по несколько раз! Не буду разбирать пока не наиграется .

Итак, как вы видите на этом примере, в космос могут играть даже самые маленькие. Пусть малыш поначалу только перебирает фасоль, а родитель создает незатейливый сюжет и знакомит малютку с названиями планет. Но пройдет совсем немного времени и астрономия для детей обернется более серьезными, интересными и информативными играми, ссылки на которые вы также найдете в конце статьи.

Математическая игра для дошкольников “Возвращение на Землю”

Представляю вашему вниманию ещё одну . Делала я её на плотном картоне, обклеила его темной бумагой (космическое пространство), распечатала фото планеты Земля и Марса – готово! Успех невероятный, ребенок в восторге. В первых играх у нас перемещался межпланетный лайнер, потом Александр выбрал космическую ракету (всё из нашего набора для сенсорной коробки).

Количество цифр от 20 до 40 и 2 кубика. То есть, если выпадает 3 и 6, то ребенок должен сначала сложить числа, а потом уже делать ход. Сюжет игры заключается в том, что оба игрока находятся на Марсе и хотят вернуться домой на Землю. Кто первый долетит до Земли тот и выиграл. Проигравший становится марсианином .

Модель математической игры так прижилась в нашей семье, что я делала ее на разные темы. Мы учились по ней , играли на и вот теперь даже астрономия для детей не обошлась без любимой игры.

Условия математической игры

В игре участвуют два игрока. Начало игры с середины (старт), где оба игрока находятся на Марсе. Первым начинает игрок, который должен идти до 1. Он кидает кубики и произносит вслух 5+6 (числа выпавшие на кубиках) будет 11 и высчитывая сколько будет 20-11, ставит лайнер на получившееся число.

Второй игрок должен привести лайнер к числу 40 и он кидая кубики произносит вслух например: 6+6 будет 12, т.е. он перетянул лайнер на свою территорию. Другими словами один из игроков практикует примеры на вычитание, другой на сложение. Конечно же игра проводится эмоционально . В начале следующего раунда игроки меняются местами – игрок, который вел лайнер до 40, теперь будет вести его к 1. Таким образом чередуется сложение и вычитание.

Еще больше занимательных занятий математикой для дошкольников, вы найдете .

Незапланированные занятия по теме

Конструирование из Лего, нелегко нам это дается, наверное причина всё же во мне. Но на этот раз, я постаралась включить свою фантазию и собрать ракету. Александр внимательно за мной наблюдал, а затем собрал свою.

Ну что взлетаем?

И ещё одна вещь, которая получилась совершенно незапланировано. Я покупаю в Икеа замороженные рулеты с корицей, а затем выпекаю их дома. В тот вечер ребенок попросил рулетик и когда я достала их из духовки, первое что услышала:

– Это же галактика, мама!

Рулеты всё равно были ещё горячими и я предложила украсить наши галактики звездами. Александр остался в восторге!

Надеюсь, что вам понравилось наше первое занятие на тему астрономия для детей. Мне будет приятно увидеть в комментариях ваши мысли, впечатления. Напишите пожалуйста, если ваши дети интересуются астрономией в любом ее проявлении.

Урок-игра «Астрономический бой»

(или как внеклассное мероприятие для учащихся, интересующихся астрономией).

Цель урока: дать возможность учащимся в игровой, соревновательной форме сравнить уровень своих знаний, показать свои интеллектуальные способности в области астрономии и связи с другими предметами, умения решать задачи, общую эрудированность, знания в области истории астрономии.

Условия проведения:

1. Класс делится на 3-4 команды (можно провести игру между классами как внеклассное мероприятие).

2. Каждая команда придумывает название, связанное с астрономией и по возможности эмблему команды и девиз.

3. Жюри астрономического боя формируется из учителя и 2-3 х учеников класса.

4. В поединке по набранным баллам жюри определяет победителя и награждает победителей грамотами, учитель может поощрить представителей команды-победительницы отметкой «5» в журнал.

Правила проведения боя:

    Бой состоит из нескольких раундов, каждый из которых оценивается жюри определённым количеством баллов. На выполнение заданий отводится определённое время (см. таблицу).

Название раунда

Время

Анаграммы

Астрономия +…

Космонавтика

Великие астрономы

Четвёртый лишний

Созвездия

Кроссворд

    Команды получают задания данного раунда одновременно, выполняют их определённое время и сдают результаты жюри.

    Жюри ведёт подсчёт баллов, а команды в это время (под руководством ведущего) выполняют задания следующего раунда. После выполнения задания второго раунда жюри сообщает результаты первого раунда (можно вносить записи в таблицу, начерченную на доске) и т.д.

    Жюри также ведёт и общий счёт боя на данный момент, и результаты записываются в таблицу на доске. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.

    Если всё задание выполнено верно во временных рамках и раньше соперников, команда может получить дополнительно 1 балл в каждом раунде.

    Число и очерёдность раундов ведущий может варьировать.

Представление команды.

Оцениваются название, девиз, эмблема команды (максимальная оценка 3 балла).

Раунд «А Н А Г Р А М М Ы».

Разгадайте анаграмму. За каждый правильный ответ - 1 балл.

* Анаграмма – слово, образованное перестановкой букв, составляющих другое слово (например, «лиса» - «сила»).

Ответы: 1.Марс, 2.Надир, 3.Кастор, 4.Уран, 5.Болид, 6.Ракета, 7.Полет, 8.Луна, 9.Линза, 10.Парсек.

Раунд « П Л А Н Е Т Ы».

Ответьте на вопросы. За каждый правильный ответ - 1 балл.

Задания.

    Эту планету открыл в 1930 году американский астроном Клайд Томбо.

    Эта планета, в отличие от других планет, вращается в направлении, обратном её движению вокруг Солнца, причём в 243 раза медленнее Земли.

    На этой планете находится самая большая гора Солнечной системы – гора «Олимп», высотой 25 км.

    У этой планеты средняя плотность меньше плотности воды, поэтому она не утонет в воде, если бы нашлась ванна подходящих размеров.

    Если бы эта планета была крупнее, то она могла бы стать звездой.

    На этой планете вот уже 300 лет бушует ураган – Большое Красно Пятно, размеры которого больше земного шара.

    На этой планете практически нет атмосферы, поэтому велики суточные колебания температуры. Температура на дневном полушарии достигает 4000 0 С.

    У этой планеты имеются полярные шапки, в которых возможно находится в виде льда вода.

    В таблице Менделеева есть химические элементы с аналогичным названием планеты.

    В греческой мифологии название этой планеты отождествляли с Богом торговли – Гермесом.

Ответы: 1.Плутон, 2.Венера, 3.Марс, 4.Сатурн, 5.Юпитер, 6.Юпитер, 7.Меркурий, 8.Марс, 9.Уран, нептуний, плутоний, 10.Меркурий.

Раунд «А С Т Р О Н О М И Я +…»(межпредметные связи).

Ответьте на вопросы. За каждый правильный ответ - 1 балл.

Задания.

    + история:

Это явление помогло установить историкам, что на границе половецкой земли войска князя Игоря были 1 мая 1185 года.

    + мир поэзии:

Что зыблет ясный ночью луч?

Что тонкий пламень в твердь разит?

Как молния, без грозных туч,

Стремится от земли в зенит?

Как может быть, чтоб мерзлый пар

Среди зимы рождал пожар?

О чём писал Ломоносов?

    + медицина:

Это часть солнечного излучения обладает рядом свойств: высокая химическая активность, убивает микроорганизмы, в небольших дозах благотворно влияет на организм человека. Всё это нашло широкое применение в медицине. Что это за излучение?

    + народная мудрость:

«Мир освещается солнцем, а голова- …». Закончите народную пословицу.

    + математика:

Наименьшее расстояние от Земли до Сатурна 1,2 *10 9 км. Через какое время дойдёт свет от Сатурна до Земли. Ответ выразите в часах.

    + музыка:

    + химия:

С помощью этого метода определяют химический состав Солнца, звёзд, галактик, туманностей.

    + криминал:

Существует легенда, что Аристотель бросился в море со скалы, отчаявшись разгадать это явление природы. Назовите явление.

    + биология:

Замечена 11-летняя цикличность в размножении трески, сельди, леща и других рыб. С такой же периодичностью повторяются нашествия саранчи. С чем это связано?

    + физика:

В настоящее время достаточно часто используется световая энергия Солнца для работы солнечных батарей (в калькуляторах, на спутниках и т.д.). Какое физическое явление лежит в основе работы солнечных батарей?

Ответы: 1.Солнечное затмение, 2.Полярное сияние, 3.Ультрафиолетовое, 4.Знанием, 5.t=s/v=1,1 ч, 6.Гершель, 7.Спектральный анализ, 8.Приливы и отливы, 9.Солнечная активность, 10.Фотоэффект.

Раунд « З А Г А Д К И».

Отгадайте загадки. Правильный ответ - 1 балл.

Задания.

    Поле не меряно, овцы не считаны, пастух рогат.

    О каком небесном теле идёт речь, если оно является прекрасным примером того, как из мухи сделать слона?

    Что будет наблюдать космонавт, находящийся на обращённой к Земле поверхности Луны, если люди на Земле в это время наблюдают лунное затмение?

    Мороз и солнце; день чудесный!

Ещё ты дремлешь, друг прелестный-

Пора, красавица, проснись;

Открой сомкнуты негой взоры,

Навстречу северной Авроры

Звездою севера явись!

О какой звезде идёт речь в этом стихотворении А.С.Пушкина?

    Самый распространённый химический элемент в космическом пространстве.

    Копьё стальное, а хвост огненный распустит, до земли достанет.

    Ехал Волох, рассыпал горох,

Стало светать, нечего собирать.

    Без него плачемся, а как появится –

от него прячемся.

    Вторник – день Марса, среда – день Меркурия, четверг – день Юпитера, пятница – день Венеры, суббота – день Сатурна. Продолжите: воскресенье – день… , понедельник – день…

    Из какого ковша не пьют, не едят, а только на него глядят?

Ответы: 1.Небо, звёзды, месяц, 2.Комета, 3.Солнечное затмение,4.Венера, 5.Водород, 6.Ракета, 7.Звёздное небо, 8.Солнце, 9.Солнца, Луны, 10.Ковш Большой Медведицы.

Раунд «К О С М О Н А В Т И К А ».

ответ - 1 балл.

Вопросы.

    Первым проектом пилотируемой ракеты был в 1881 году проект ракеты с пороховым двигателем известного революционера. Как его фамилия?

    Точная дата запуска первого спутника Земли.

    Год рождения Ю.А. Гагарина.

    Сколько минут был в космосе первый космонавт?

    Название корабля, на котором полетел Ю.А.Гагарин.

    Как называлась серия американских космических кораблей, один из которых совершил 21 июля 1969 года посадку на Луну?

    Фамилии космонавтов, высадившимися первыми на поверхность Луны.

    В 1903 году вышла статья «Исследование мировых пространств реактивными приборами». Кто ее автор?

Ответы: 1.Н.Кибальчич, 2.4 октября 1957г, 3.1934 г, 4.108 минут, 5.«Восток», 6.В.Терешкова, 7.«Аполлон», 8.Н.Армстронг, Э.Олдрин, 9.А.Леонов, 10.К.Циолковский.

Раунд «В Е Л И К И Е А С Т Р О Н О М Ы ».

Ответьте на вопросы и найдите соответствующий портрет.

Правильный ответ – 0,5 балла, найден портрет – ещё 0,5 балла.

Вопросы

Портреты

    Наблюдая за движением Венеры по диску Солнца, этот учёный 26 мая 1761 года открыл атмосферу Венеры.

    Наиболее плодотворными в жизни этого учёного были годы 1665 – 1667-й, когда во время эпидемии чумы он уезжает в голодную деревню Вульсторп. Здесь рождается интегральное и дифференциальное исчисление, здесь он раскладывает солнечный луч, познавая тайну спектра, здесь конструирует телескоп нового типа – рефлектор и микроскоп.

    Этот учёный доказал существование неровностей Луны, пятен на Солнце, фаз Венеры, спутников Юпитера.

    О ком говорят, что он остановил Солнце и сдвинул Землю? Его главный труд «О вращении небесных сфер», в котором он изложил гелиоцентрическую систему мира.

    Этот учёный открыл три основных закона движения планет, которые стали носить его имя.

    Этому датскому астроному спутник Юпитера – Ио, помог в 1676 году определить скорость света.

    Этот учёный утверждал, что в центре мироздания находится Земля.

    Он первым измерил радиус Земли.

    Какой учёный был сожжён на костре за пропаганду идей гелиоцентризма?

    Профессиональный музыкант, который начал заниматься астрономией как любитель, что не помешало ему открыть в 1781 году планету Уран.


Б.

Ж.

В.

З.

Г.

И.


Ответы: 1.М.В.Ломоносов(Г), 2.И.Ньютон(Е), 3.Г.Галилей(Д), 4.Н.Коперник(А), 5.И.Кеплер(Ж), 6.О.Рёмер(И), 7.Птолемей(Б), 8.Эратосфен(К), 9.Дж.Бруно(З), 10.У.Гершель(В).

Раунд «Ч Е Т В Ё Р Т Ы Й Л И Ш Н И Й»

Исключите из ряда не подходящее по логике слово. Правильный ответ - 1 балл.

Задания.

    Меркурий, Юпитер, Марс, Венера.

    Лунное затмение, полнолуние, последняя четверть, новолуние.

    Церера, Гермес, Гаспра, Харон.

    Океан Бурь, Море Дождей, Тихий Океан, Море Ясности.

    Титан, Европа, Ганимед, Каллисто.

    Рыбы, Телец, Кассиопея, Козерог.

    Гелиос, Аполлон, Ярило, Нептун.

    Вега, Денеб, Бетельгейзе, Альтаир.

    «Вега», «Пионер», «Викинг», «Маринер».

Ответы: 1.23 февраля, 2.Юпитер, 3.Лунное затмение, 4.Харон, 5.Тихий Океан, 6.Титан, 7.Кассиопея, 8.Нептун, 9.Бетельгейзе, 10.«Вега».

Раунд «Т Е Р М И Н Ы ».

Ответьте на вопросы. Правильный ответ - 1 балл.

Вопросы.

    Ближайшая к Солнцу точка орбиты небесного тела.

    Большой и исключительно яркий метеор.

    Ведущий раздел астрономии, который изучает природу небесных тел.

    Большой круг небесной сферы, по которому движется Солнце.

    Наибольшее угловое удаление планеты от Солнца.

    Как называется среднее расстояние от Земли до Солнца?

    Наблюдаемая с Земли освещённая часть лунного диска.

    Поверхностный слой Луны.

    Малая планета.

    Видимая часть атмосферы Солнца.

Ответы: 1.Перигелий, 2.Болид, 3.Астрофизика, 4.Эклиптика, 5.Элонгация, 6.Астрономическая единица, 7.Фаза, 8.Реголит, 9.Астероид, 10.Фотосфера.

Раунд «С О З В Е З Д И Я ».

Назовите созвездия. Правильный ответ - 2 балла.

Задания.


4
.

Ответы: 1.Большая Медведица, 2.Орион, 3.Возничий, 4.Лебедь, 5.Кассиопея.

Раунд «К Р О С С В О Р Д ».

Ответьте на вопросы. За каждое слово, в том числе и ключевое – 1 балл.


1. Ближайшая к Солнцу звезда.

2. Цвет яркой звезды созвездия Скорпион.

3. Одна из основных частей телескопа.

4. Созвездие,главная звезда которого Альтаир.

5. Звезда-ориентир на южном небе.

6. Созвездие, имеющее отношение к поэзии.

7. Зодиакальное созвездие.

8. Линия на карте звёз­дного неба, указывающая границу видимости

звёздного неба.

9. Зеркальный телескоп.

Ключевое слово : одна из координат небесных тел.

Ответы:

1. Проксима 2. Красный 3. Окуляр 4. Орёл

5. Конопус 6. Пегас 7. Близнецы 8. Горизонт

9. Рефлектор

Ключевое слово : «Склонение»

Цель и задачи игр по астрономии: создавать благоприятные условия для обогащения и развития игровой деятельности по формированию знаний в области астрономии; учить развивать сюжет игры и побуждать к использованию приобретенных знаний и умений, полученных при восприятии окружающего мира, литературных произведений, просмотра познавательных телепередач; содействовать развитию творческой игры как самостоятельной деятельности, применяя разнообразные приемы руководства, способствующие формированию игрового интереса, развитию игровой деятельности; развивать у детей игровые умения, умения вести игровой диалог, социальные навыки, коммуникативные способности; стимулировать и совместно осуществлять творческий поиск в игровой деятельности (педагог, родители, дети); воспитывать эмоционально-положительное отношение к играм, стремление играть дружно.

Игры-экспериментирования по астрономии

« Что такое звук? »

Цель: развивать интерес к исследовательской деятельности.

Проблемная ситуация:

В. Ребята, одной сороке приснился сон, будто летит она среди облаков и звезд, а Луна зовет ее к себе в гости. Сорока прилетела в дом к Луне и стала ей рассказывать, как красиво на Земле. Да не тут то было. Что бы ни говорила, ни тараторила сорока, ее слов Луна будто не слышала. Разозлилась сорока, да как закричит! Но Луна лишь загадочно улыбалась и ничего не слышала.

Ребята, почему Луна не слышала сороку?

Давайте поэкспериментируем: у меня есть гитара, если дотронуться до струны, то она начнет двигаться, мы услышим звук. Струна колеблется, и мы слышим звук. Значит, чтобы появился звук, нужны колебания, (далее воспитатель предлагает детям легко прикоснуться ложками к чашке, стакану - появляются звуки). Значит - звук это дрожание или колебание воздуха. На нашей планете есть воздух, но во всей Вселенной есть планеты, где воздуха нет. Будут ли там рождаться звуки? Где нет воздуха, звук не может появиться. На Луне нет воздуха, и чем там не стучи, как ни кричи, звука вообще не получится. Значит, Луна совсем не притворялась, а действительно не слышала, что говорила ей сорока.

« Что тяжелее? »

Цель: развивать детскую любознательность, обогащать жизненный опыт детей действиями и средствами поисковой деятельности.

В. Ребята, однажды воздушный шар полетел в путешествие, к нему присоединились мячик и бочонок с водой. Они летели очень долго, и воздушный шар сказал: «Тяжело мне лететь по небу. Кто-то из вас должен меня покинуть, иначе мы упадем». Мячик и бочонок долго спорили, но так ничего и не решили.

Ребята, как вы думаете, как им нужно было поступить?

(Детям предлагается опустить мячи в тазик с водой, уточнить, что получилось, и почему мячи плавают - они сделаны из резины, внутри находится воздух).

В. Дети, как узнать, что тяжелее: пакет с воздухом или с водой? (Дети взвешивают их на своих руках, делают выводы: воздух легче воды).

Игры-моделирования по астрономии

« Что такое солнце? »

Цель: развивать перспективное видение основ построения объектов, учить создавать модель Солнца.

В. Ребята, к нам прилетел воздушный шарик, он очень боится Солнца. Давайте нарисуем Солнце и расскажем о нем.

Проблемная ситуация:

Что такое Солнце? (рассуждения и ответы детей).

Солнце - это звезда среднего размера, которая ближе всего к Земле, это раскаленный газовый шар.

А могли бы мы жить без Солнца?

(Воспитатель предлагает детям построить модель Солнца. Дети коллективно моделируют звезду на ковре, используя веревки, ленты, нити, бумагу и т.д. Далее воспитатель предлагает каждому ребенку под звучание тихой музыки нарисовать свое солнышко. Затем дети объясняют воздушному шарику, что такое Солнце).

« Как устроена солнечная система? »

Цель: формировать умение с помощью взрослого создавать модель Солнечной системы.

В. Ребята, давайте представим, что мы космонавты и летим на корабле. Мы двигаемся от Солнца и залетаем на каждую планету, (воспитатель предлагает смоделировать Солнечную систему, расположив в центре Солнце (рисунок) и вокруг него все планеты (пластмассовые круги), находящиеся на траекториях (нитях).

« Из чего сделана земля? »

Цель: создать модель маленького участка земной поверхности.

Проблемно-поисковая ситуация: Что такое Земля? Какая она? (воспитатель рассказывает о планете Земля, далее дети самостоятельно создают модель земли из пластилина (шар), а затем моделируют маленький, участок земной поверхности с горами, равнинами, углублениями с помощью бумаги, обклеивая и раскрашивая разные формочки - в группе, а также используя песок, воду, камни - на улице. Далее дети обобщают результаты своей работы).

Дидактические игры по астрономии

« Тысяча звезд »

Цель: формировать умение координировать совместные действия, развивать образное мышление дошкольников.

Дети делятся на две группы: одна - звезды, другая - небо. Дети второй группы образуют круг, берутся за руки, медленно двигаются по кругу. Дети-звезды собраны в мешок. Воспитатель отпускает звезды из мешка на небо со словами «Тысяча звезд на небе». При этих словах дети, изображающие небо, образуют вращающийся круг. Звезды рассыпаются и начинается их мерцание внутри круга-неба, (дети могут далее меняться ролями).

« Будем космонавтами »

Цель: формировать умение внимательно слушать музыку, менять движение в соответствии с ее характером, развивать у детей творческое воображение.

Игроки становятся в 2-3 круга (команды). Каждая команда получает по три ленточки. Под одну музыку они изображают строителей звездолета и готовность ракеты к полету, под вторую - занимают места в ракетах и имитируют полет, под третью - маршевую - изображают торжественный парад после приземления. Команда, неправильно определившая содержание музыки теряет ленточку. Игра повторяется 4-5 раз.

« В космосе »

Цель: формировать умение выразительно передавать движения, характер образа. (Перед игрой дети рассматривают набор фотоиллюстраций «Наши космонавты»).

Дети распределяются на две рабочие группы. Воспитатель объявляет задание: создать скульптурную группу «В космосе». В работе используется строительный материал, конструкторы и вспомогательный материал: пенопласт, кусочки коры, камешки, небольшие доски. Воспитатель дает оценку качеству скульптуры и скорости ее выполнения.

Словесные игры по астрономии

« Придумай сказку »

Цель: формировать умение детей сочинять сказку по опорным словам астрономического содержания, обогащать словарный запас детей.

Дети делятся на две группы по 3-4 человека каждая.

1. Воспитатель выставляет на наборном полотне мини-макет Солнца, космического корабля, планет, комет. Детям дается некоторое время на составление сказки и далее они по очереди рассказывают свои сказки.

2. Воспитатель называет опорные слова: космос, земля, Солнце, спутник. Дети составляют небольшие сказки по опорным словам.

« Что лишнее »

Цель: развивать внимание, память.

Ход игры :

Детям предлагается ряд слов, им необходимо назвать лишнее:

Марс, Венера, Уран, роза

Солнце, Луна, звезды, грибы

Комета, астероид, Млечный путь, снег

Инопланетяне, козерог, метеориты, шляпа

Космический корабль, ракета, гвоздь, спутник

« Звездный путь »

Цель: добраться до звезды Бетельгейзе (самая яркая звезда в созвездии Ориона), выделенной на игровом поле голубым цветом, развивать взаимопонимание и взаимовыручку.

Игроки по очереди бросают кубик и делают ходы соответственно выпавшему количеству очков. Если фишка попадает на голубую звезду, то игрок получает одно резервное очко, которое может пригодиться в дальнейшей игре. Если фишка попадает на красную звезду, то это означает, что корабль сломан и пропускается один ход, необходимый для ремонта. Избежать пропуска хода игроку помогает резервное очко, если такого нет, то он может попросить у товарища по игре. Если фишка попадает на черную звездочку, то корабль оказывается в ловушке «черной дыре», игроку нужны 3 резервные очка. Кто первым доберется до точки отлета, тот и выиграл.

Игра-дизайн

Цель: воспитывать способность эстетически воспринимать действительность, обогащать опыт детей средствами и способами художественного преобразования объектов окружающей среды.

Детям предлагается рассмотреть предметы, окружающие их, предлагается дополнить их элементами дизайна, (например, придумаем одежду для игрушки, воды, создадим фоновое окружение предметов и явлений в пространстве (земля, вода, космос, атмосфера).

Игра-имитация

Цель: развивать звуковую культуру речи, воображение.

Детям предлагается имитировать в речи на разные слоги, звуки, звукоподражания, создаваемые в живой и неживой природе (образы животных, шорох дождя, веток, пение птиц).

Игра-диалог

Цель: осваивать коммуникативные способности.

Детям передают в общении друг с другом (в парах, тройках) интонации разных персонажей, диалоги, (например инопланетян с землянами).

Игра-аранжировка

Цель: развивать интонационную выразительность речи, обогащать эмоциональный мир детей.

Дети аранжируют сюжетные ситуации из сказок, рассказов с помощью звукоподражаний.

« Фантастические гипотезы »

Цель: развивать творческое воображение, теоретическое абстрактное мышление.

« Конструирование фраз »

Цель: развивать навыки творческого конструирования образов фантазии при корректирующей (критической) функции мышления.

« Неоконченный рассказ »

Цель: развивать образное и воссоздающее воображение.

« Изобретатель »

Цель: активизировать фантазию и мышление.

« Космопортрет »

Цель: формировать умение с помощью воображения освоить новый опыт, прогнозировать жизнь «жителей» других планет.

« Космический город »

Цель: стимулировать воображение, развивать фантазию, создать положительные эмоции.

Игры, способствующие формированию математических способностей

« Звезды »

Цель: развивать умение сравнивать множества практическим путем и опосредованно (через счет).

« Где зажглась звездочка? »

Цель: развивать ориентировку в пространстве, зрительное восприятие.

« Что планета рассказывает о себе ? »

Цель: учить детей различать в предмете форму, цвет, величину.

« В какое время суток работают небесные светила? »

Цель: расширять представления о частях суток.

« Солнечные лучи »

Цель: формировать представления о прямой линии.

« Выбираем космический маршрут »

Цель: формировать представления о соизмерении предметов по длине с помощью третьего.

« Билет в космос »

Цель: закреплять знания геометрических фигур, основных цветов.

Игры по астрономии, способствующие решению задач по развитию речи

« Космическая азбука »

Цель: включать детей в деятельность, связанную с построением космической азбуки, обогащать словарный запас.

«Что общего?»

Цель: формировать умение подбирать сравнение на основе внешних признаков Солнца с другими объектами окружающего мира.

«Звук потерялся»

Цель: развивать внимание, фонематический слух.