Платья

Обращение с отходами: новая терминология и новые концепции. Медицинские отходы: понятие, особенности Понятие и классификация отходов

  • 8. Экологическое право как отрасль науки, отрасль права и учебная дисциплина.
  • 10. Конституционные основы экологического права.
  • 11. Характеристика фз «об охране окружающей среды».
  • 12. Понятие и функции объектов экологического права.
  • 12. Понятие, содержание и формы собственности на природные ресурсы и объекты.
  • 14. Экологические права и обязанности граждан.
  • 15. Права и обязанности юридических лиц в области охраны окружающей среды.
  • 16. Право природопользования.
  • 17. Понятие и виды управления природопользованием и охраной окружающей среды.
  • 18. Виды органов общей компетенции с сфере управления природопользованием и охраной окружающей среды.
  • 19. Специальные органы управления природопользованием и охраной окружающей среды.
  • 20. Правовой механизм охраны окружающей среды.
  • 21. Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды (экономический механизм).
  • 22. Плата за негативное воздействие на окружающую среду.
  • 23. Экономическое стимулирование.
  • 24. Экологическое страхование.
  • 25. Экологическая сертификация.
  • 26. Экологический аудит.
  • 27. Понятие, значение и классификация экологических нормативов.
  • 28. Нормативы качества окружающей среды.
  • 29. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду.
  • 30. Экологическое лицензирование.
  • 31. Понятие, задачи и система экологического контроля (надзора).
  • 32. Государственный экологический контроль.
  • 33. Производственный экологический контроль.
  • 34. Общественный экологический контроль.
  • 35. Государственная экологическая экспертиза.
  • 36. Общественная экологическая экспертиза.
  • 37. Экологический мониторинг.
  • 38. Понятие экологической информации.
  • 40. Уголовная ответственность за экологические преступления.
  • 41. Административная ответственность за экологические правонарушения.
  • 42. Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения.
  • 43. Гражданско-правовая (имущественная) ответственность за экологические правонарушения.
  • 44. Понятие и значение экологических требований к различным видам хозяйственной и иной деятельности.
  • 45. Экологические требования при мелиорации земель, использовании мелиоративных систем и гидротехнических сооружений.
  • 46. Экологические требования в области химизации с/х.
  • 47. Экологические требования при осуществлении градостроительной деятельности.
  • 48. Экологические требования к обращения с опасными веществами.
  • 49. Обращение с отходами производства и потребления.
  • 2. Запрещаются:
  • 50. Экологические требования в энергетике.
  • 51. Понятие и правовая охрана земель.
  • 1.Рациональная организация земель включает:
  • 52. Правовая охрана недр.
  • 53. Охрана недр континентального шельфа и захоронение отходов в нём.
  • 54. Правовая охрана и защита лесов.
  • 55. Правовое регулирование водных отношений.
  • 56. Цели, виды и способы водопользования. Ограничения использования водных объектов. Природоохранные требования при водопользовании. Водоохранные зоны.
  • 57. Понятие и принципы правовой охраны животного мира.
  • 58. Право пользования животным миром.
  • 59. Охрана животного мира. (см. Текст в предыдущей редакции)
  • 59. Правовые меры защиты атмосферного воздуха.
  • 60. Особенности мониторинга атмосферного воздуха.
  • 61. Охрана озонового слоя Земли.
  • 62. Понятие особо охраняемых природных территорий и объектов.
  • 64. Государственные природные заповедники и национальные парки.
  • 65. Природные парки и государственные заказники.
  • 66. Памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады.
  • 67. Лечебно-оздоровительные местности и курорты.
  • 68. Красная книга.
  • 69. Чрезвычайные ситуации и зоны экологического бедствия.
  • 72. Принципы международно-правового сотрудничества в области охраны окружающей среды.
  • 73. Международные орг-ии, участвующие в охране окружающей среды.
  • 49. Обращение с отходами производства и потребления.

    ФЗ «Об охране окружающей среды» Статья 51. Требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления

    1. Отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

    2. Запрещаются:

    сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву;

    размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека;

    захоронение опасных отходов и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов;

    ввоз опасных отходов в Российскую Федерацию в целях их захоронения и обезвреживания;

    ввоз радиоактивных отходов в Российскую Федерацию в целях их хранения, переработки или захоронения, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом и Федеральным законом "Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

    захоронение в объектах размещения отходов производства и потребления продукции, утратившей свои потребительские свойства и содержащей озоноразрушающие вещества, без рекуперации данных веществ из указанной продукции в целях их восстановления для дальнейшей рециркуляции (рециклирования) или уничтожения.

    Отходы производства - это остатки сырья, материалов, веществ, изделий, предметов, образовавшиеся в процессе производства продукции, выполнения работ (услуг) и утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства. Например: металлическая стружка, древесные опилки, бумажные обрезки и пр. К отходам производства также относят образующиеся в процессе производства попутные вещества, не находящие применения в данном производстве. Например: твердые вещества, улавливаемые при очистке отходящих технологических газов или сточных вод. Наряду с отходами производства на промышленных предприятиях образуются и отходы потребления, к которым относят в основном твердые, порошкообразные и пастообразные отходы (мусор, стеклобой, лом, макулатуру, пищевые отходы, тряпье и др.), образующиеся в результате жизнедеятельности работников предприятия.

    Отходы производства и потребления требуют для складирования не только значительных площадей, но и загрязняют вредными веществами, пылью, газообразными выделениями атмосферу, территорию, поверхностные и подземные воды. В связи с этим, деятельность природопользователя должна быть направлена на сокращение объемов (массы) образования отходов, внедрение малоотходных технологий, преобразование отходов во вторичное сырье или получение из них какой-либо продукции, сведение к минимуму образования отходов, не подлежащих дальнейшей переработке, и захоронение их в соответствии с действующим законодательством. В соответствии со статьей 11 федерального закона «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны:

      соблюдать экологические требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды;

      разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования;

      внедрять малоотходные технологии на основе научно-технических достижений;

      проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения;

      проводить мониторинг состояния окружающей природной среды на территориях объектов размещения отходов;

      предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами;

      соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации;

      в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей природной среде, здоровью или имуществу физических и юридических лиц, немедленно информировать об этом специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

    В соответствии со статьей 14 федерального закона «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности. На опасные отходы должен быть составлен паспорт, который является документом, удостоверяющим принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, а также содержащим сведения об их составе.

    Статья 9 федерального закона «Об отходах производства и потребления» предписывает, что деятельность по обращению с опасными отходами подлежит лицензированию. Порядок лицензирования деятельности по обращению с опасными отходами определяет Правительство Российской Федерации.

    В соответствии со статьей 19 федерального закона «Об охране окружающей среды» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. С татистический учет в области обращения с отходами осуществляется по форме 2тп - (токсичные отходы) (пояснение см. ниже).

    Неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    При отсутствии технической или иной возможности обеспечить безопасность для окружающей природной среды и здоровья человека, деятельность по обращению с опасными отходами может быть ограничена или запрещена в установленном законодательством РФ порядке.

    "

    Безопасное обращение со всевозможными отходами относится к одной из важнейших экологических проблем. Отходы производственной сферы и потребления являются источником загрязнения окружающей нас среды. При этом происходит распространение опасных веществ, негативно влияющих на здоровье человека. Именно поэтому важно соблюдать порядок учета и обращения с отходами.

    Виды отходов

    Классификация материалов, представляющих собой отходы, выполняется для определения наилучших вариантов решения проблемы обращения с ними. Понимая, к какому типу относятся те или иные отходы, специалисты оптимальным образом производят их сбор и хранение, транспортировку и утилизацию, обезвреживание и переработку.

    Существует множество признаков, по которым многочисленные остатки делят на различные группы. Эти самые группы во многом определяют порядок обращения с отходами. Но главным образом по цели использования материалов и оборудования, остатки которых превращаются в мусор, выделяют отходы производства и отходы потребления.

    Отходами производства считаются остатки сырья, материалов, каких-либо полуфабрикатов, образующихся при производстве продукции, которые частично или полностью утратили свое качество или же не соответствуют стандартам. Часть таких остатков после специальной доработки вполне может использоваться как сырье или готовый продукт.

    Отходами потребления принято называть изношенные изделия, а также отработанные материалы, восстанавливать которые экономически нецелесообразно. Небольшая часть таких отходов может без дополнительной обработки возвратиться в производственный цикл. Их принято называть возвратными отходами. Остальные, безвозвратные, отходы без специальной переработки возвратиться в производство не могут. Именно порядком обращения с отходами производства и потребления определяется дальнейшая судьба утиля.

    Отходы могут классифицироваться по опасности, агрегатному состоянию, отрасли или источнику появления. Стоит также заметить, что в каждой сфере производства имеется своя система классификации отходов. Но вместе с тем даже на одном предприятии не может образовываться мусор одного вида, поскольку наряду с технологическими неизбежно образуются и твердые бытовые отходы.

    Опасность отходов

    Наиболее важное значение имеет порядок обращения с опасными отходами. Связано это с тем, что от токсичности, пожароопасности, содержания инфекционных возбудителей, реакционной способности некоторых веществ зависят условия сбора, порядок транспортировки, метод утилизации остатков.

    Токсичность веществ определяется способностью вызвать серьезные острые или хронические заболевания, в том числе раковые. Путь попадания внутрь организма может быть различным: через дыхательные пути, систему пищеварения или при соприкосновении с кожей. При этом может иметь место острая токсичность, если произошел единоразовый контакт вещества большой концентрации, или хроническая, если человек многократно взаимодействует с тем же веществом, но меньшей концентрации.

    Пожароопасность утиля определяют по его способности:

    • испускать пары огнеопасных соединений при температуре, не превышающей 60 °С в закрытой емкости или не более 65,5 °С - в открытой;
    • легко воспламеняться, а также вызывать или же усиливать пожар от трения;
    • самопроизвольно разогреваться в нормальных условиях, а также от контакта с воздухом с последующим самовозгоранием;
    • самовоспламеняться от контакта с водой или же выделять легковоспламеняющиеся вещества в опасных количествах.

    Классы опасности

    В соответствии с нормативными документами, определяющими порядок обращения с отходами и осуществления производственного контроля, по степени отрицательного влияния на окружающую среду отходы подразделяют на 5 классов опасности.

    Классы опасности отходов
    Степень вредного действия Критерии отнесения отхода к классу опасности Класс опасности
    Очень высокая Экосистема нарушена необратимо, не имеет периода восстановления I - чрезвычайно опасные
    Высокая Экосистема нарушена сильно, после устранения источника воздействия восстановление займет не менее 30 лет II - высокоопасные
    Средняя Экосистема нарушена, ее восстановление после снижения воздействия от не устраненного источника составит около 10 лет III - умеренноопасные
    Низкая Экосистема нарушена, но самовосстановится за 3 года IV - малоопасные
    Очень низкая Экосистема практически не имеет нарушений V - практически неопасные

    Паспортизация отходов

    Порядок учета в области обращения с отходами, относящимися к I-IV классам опасности, предусматривает составление на них паспортов. Процедура паспортизации, как и типовые формы паспортов, определена Правительством Российской Федерации. Исполняется она Росприроднадзором через его территориальные органы, а также самими индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, в ходе деятельности которых образовались эти отходы.

    Паспорт того или иного отхода составляется на основе данных о его составе и свойствах, а также после оценки его опасности. В нем содержится следующая информация:

    • код отхода по классификационному каталогу;
    • компонентный состав;
    • название процесса, в ходе которого образовался этот отход;
    • сведения о хозяйствующем субъекте (предприятии).

    Компонентный состав отхода устанавливается в результате выполнения анализов, проводимых аккредитованной лабораторией, а также основывается на технологических регламентах, технических условиях, стандартах и другой документации. В соответствии с порядком обращения с отходами копия такого документа необходима для транспортировки, обезвреживания, захоронения или использования утиля. Паспорт в обязательном порядке должен быть согласован с территориальным органом Росприроднадзора.

    Производственный контроль при обращении с отходами

    Порядок осуществления отслеживания соблюдения требований законодательных актов в сфере обращения с отходами должны разрабатывать сами юридические лица, в производственной деятельности которых образуется тот или иной вид мусора. В соответствии с законодательством, на предприятии должен быть разработан ряд документов и изданы необходимые приказы, в соответствии с которыми его сотрудники должны обращаться с утилем. Главным из этого списка является "Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами".

    Порядок этот представляет собой локальный нормативный акт, издаваемый юридическим лицом и согласовываемый с органами исполнительной власти в субъектах Российской Федерации (обычно Росприроднадзором). Сегодня нет единых требований к его оформлению, установленных на федеральном уровне. Однако территориальные органы Росприроднадзора рекомендуют включать следующие разделы:

    • Общие положения. Здесь обычно ссылаются на законодательные акты, предусматривающие необходимость разрабатывать порядок обращения с отходами и вести производственный контроль.
    • Цели и задачи производственного контроля при обращении с отходами. Стандартный унифицированный раздел, ключевыми словами которого можно назвать "контроль", "проверка", "обеспечение" и "предоставление информации".
    • Общие сведения об организации. Помимо реквизитов юридического лица, в разделе описывают основные сферы деятельности.
    • Описание организационной системы учета и порядка обращения с отходами на площадках хозяйствующего субъекта. Здесь указываются должностные лица, на которых возлагается ответственность за проведение операций, связанных с отходами, в том числе непосредственный производственный контроль и разработка инструкций.
    • Описание объектов, которые подлежат производственному контролю при обращении с отходами. В разделе приводится характеристика основных групп отходов, образующихся в ходе различных процессов деятельности предприятия.
    • Контроль выполнения ограничений отрицательного воздействия на окружающую среду. Приводятся планы-графики осуществления экоаналитического контроля, основные запланированные мероприятия, периодичность их проведения и исполнители.
    • Контроль соблюдения требований предупреждения и/или ликвидации ЧС, возникших при обращении с отходами. В разделе указываются возможные чрезвычайные ситуации, которые могут возникнуть на любом этапе обращения с утилем, а также порядо действий работников при их возникновении.

    Помимо самого положения о порядке обращения с отходами, в пакет документов производственного контроля в виде приложений входят также копии:

    • Свидетельства о регистрации юридического лица, а также о его постановке на налоговый учет.
    • Паспорта всех видов отходов, образующихся на площадках предприятия.
    • Сведений о лицах, назначенных ответственными за осуществление порядка контроля в обращении с отходами юридического лица.
    • Положения о подразделениях и лабораториях, осуществляющих производственный контроль, или должностные инструкции назначенных ответственными должностных лиц.
    • Сведений о квалификации лиц, осуществляющих контроль или его отдельные мероприятия.
    • Приказов о назначении лиц, ответственных за порядок обращения с отходами производства.
    • Документов, подтверждающих право на работу с отходами с первого по четвертый классы опасности.
    • Актуальных договоров с предприятиями, занимающимися размещением, использованием или обезвреживанием отходов, а также их лицензии.
    • Разработанных инструкций о порядке обращения с отходами на территории предприятия.

    Цели и задачи производственного контроля

    Как и любые другие мероприятия в сфере обращения с отходами, производственный контроль имеет четкие цели. Во-первых, он призван требовать соблюдения всех требований, предусмотренных законодательством РФ в этой сфере, а также нормативов образования мусора. Во-вторых, в ходе производственного контроля отслеживается соблюдение в ходе хозяйственной деятельности предприятия принципов рационального использования ресурсов, а также мероприятий, направленных на их восстановление. В-третьих, производственный контроль при обращении с отходами предусматривает составление и выполнение планов мероприятий в области охраны окружающей среды, как и оперативного устранения некоторых причин аварийных ситуаций. И, наконец, производственный контроль призван отслеживать полноту и достоверность сведений в сфере обращения с отходами, которые необходимы для расчета платы за негативное действие на окружающую среду.

    Для достижения вышеуказанных целей перед производственным контролем в области обращения с отходами ставятся следующие задачи:

    • проверка соблюдения предусмотренных законодательством требований, условий, а также ограничений на работу предприятия;
    • контроль соблюдения нормативных значений и лимитов воздействия на окружающую среду;
    • предупреждение потенциально возможного вреда для окружающей среды из-за деятельности предприятия;
    • контролирование выполнения предписаний, составленных должностными лицами, осуществляющих государственный контроль в области экологии;
    • проверка выполнения имеющихся планов и мероприятий, нацеленных на уменьшение количества отходов;
    • предоставление информации о системе управления охраной окружающей среды, организованной на предприятии.

    Строительные отходы

    Под отходами строительства и сноса понимают различные отходы, образующиеся в ходе строительства зданий, дорог, инженерных коммуникаций, при их реконструкции, сносе и разборке (кроме высокоопасных). Их принято делить на габаритные, если такие отходы объемом более 2 м 3 возможно загрузить в стандартный бункер, и негабаритные.

    Существует обширный перечень требований, предусмотренных порядком обращения с отходами строительства и сноса в нормативных и отраслевых документах.

    Требования к отходам строительства и сноса
    Сбор и хранение

    Сбор выполняется раздельно в зависимости от видов, классов опасности, а также прочих признаков с целью обеспечить переработку, необходимое обезвреживание, а также использование как вторичное сырье.

    Места под временное хранение строительного мусора должны оборудоваться так, чтобы исключалась возможность загрязнения почвы, воздуха и водных артерий. Они должны обноситься ограждением по периметру с целью исключения доступа посторонних лиц.

    Предельные количества накопленных строительных отходов, сроки их хранения должны соответствовать экологическим требованиям, СанПиНам, а также правилам пожарной безопасности.

    В местах, отведенных под хранение строительного мусора, следует предусматривать погрузо-разгрузочные механизмы, с помощью которых должны выполняться перемещение и погрузка отходов для вывоза со стройплощадки.

    Транспортирование

    Организации и физические лица, от деятельности которых образуется строительный мусор, должны иметь договоры с получателями и перевозчиками отходов. Самостоятельно их транс-портировку и переработку можно выполнять при наличии необходимых лицензий.

    Вывоз отходов следует осуществлять такими способами, которые исключают возможность их потери, создания чрезвычайных ситуа-ций или причинения ущерба окружающей среде, людям и прочим объектам.

    Утилизация, обезвреживание, захоронение

    Должны осуществляться с учетом современных доступных технологий по требованию нормативных документов. Например, выбор бетона, песка, щебня и кирпичного боя как изоляции на полигонах захоронения ТБО.

    Если в регионе нет предприятий и территорий для вывоза строительного мусора, то порядок обращения с отходами строительства предусматривает его удаление на полигоны захоронения твердых бытовых отходов.

    Все возможные составляющие строительного мусора должны подлежать сдаче для вторичной переработки

    Учет строительных отходов

    Для достоверного отражения движения строительного мусора, определения его объемов и разработки потенциальных методов и путей вторичной переработки, а также составления отчетов для государственной статистики на предприятиях должен вестись учет отходов строительства.

    Порядок учета в области обращения с отходами в строительной отрасли предусматривает:

    • Первичный учет. Ведется на объектах (стройплощадках) собственниками отходов. Осуществляется путем измерений и взвешиваний, полученные данные фиксируются в книге учета.
    • Единый учет. Ведется в книге общего учета отходов на основании первичного учета.
    • Инвентаризацию отходов. Нужна для определения качественных и количественных характеристик утиля. Осуществляется должностными лицами, назначенными руководителем предприятия.

    Коммунальные отходы

    К ним причисляют не только отходы от частных домовладений (бытовые отходы), но также и те, которые образуются в офисах, магазинах, мелких фабриках, образовательных учреждениях и прочих муниципальных предприятиях. Несмотря на то что имеют они различное происхождение, а также несколько отличаются по своим свойствам, объединяет их тот факт, что ответственность за утилизацию таких отходов возлагается на муниципальные власти.

    В соответствии со списками федерального классификационного каталога к ним относят:

    • жилищные отходы;
    • уличный смет;
    • отходы производств, которые подобны коммунальным;
    • отходы в виде устройств, оборудования, изделий;
    • отходы от обработки сточных вод, образованные в ходе водоподготовки и использования воды;

    Согласно порядку обращения с твердыми коммунальными отходами, все они транспортируются для захоронения на свалки бытовых отходов, так как не считаются токсичными. Однако сквозь отходы, размещенные на полигонах, просачивается до трети годовых осадков, при этом токсичные вещества, образующиеся при разложении ТБО, попадают в поверхностные и/или грунтовые воды. Доказано, что в фильтрате содержатся такие загрязнители, как фенол, роданиды, тяжелые металлы, СПАВ и прочие.

    Медицинские отходы

    К медицинским отходам относят разнообразный мусор, производимый любыми медицинскими учреждениями, а также отходы, образованные при проведении лечебно-профилактических мероприятий. Порядок обращения с медицинскими отходами предусмотрен санитарными правилами и нормами. Он регламентирует:

    • сбор и временное размещение вредных веществ;
    • различные способы обезвреживания (по классам опасности);
    • особенности транспортировки к местам захоронения;
    • возможные виды переработки и уничтожения.

    Этот порядок обязателен для соблюдения всеми лечебно-профилактическими учреждениями, вне зависимости от того, лечебное оно, диагностическое или фармакологическое. Контроль над его исполнением возложен на органы, ответственные за санитарно-эпидемиологическую обстановку муниципалитета.

    Сбор и вывоз отходов

    Всякий сбор и вывоз утиля предусматривает перечень технологических операций:

    • накопление мусора;
    • транспортировка наполненных контейнеров;
    • их разгрузка и очистка;
    • доставка чистых емкостей к месту сбора мусора.

    В соответствии с порядком обращения с отходами система транспортировки может быть одноэтапной или двухэтапной. В первом случае отходы доставляются к месту утилизации непосредственно от точек их образования. При этом вывоз их осуществляется преимущественно мусоровозами средней и малой грузоподъемности. При двухэтапной транспортировке используются промежуточные пункты сбора отходов, или мусороперегрузочные станции.

    Обе эти технологические схемы имеют свои достоинства и недостатки. Так, одноэтапная транспортировка менее затратна с точки зрения финансов, но требует строительства временных дорог и сопровождается выносом загрязнений колесами мусоровозов.

    Сбор и удаление твердых и жидких бытовых отходов в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями осуществляют по планово-регулярной системе согласно утвержденным графикам.

    Периодичность удаления бытовых отходов устанавливает санэпидстанция, исходя из местных условий, в соответствии с правилами содержания территорий населенных мест.

    На объектах, подлежащих обслуживанию, должны быть созданы необходимые условия для сбора отходов и работы спецавтотранспорта. Режим работы спецмашин устанавливают из условий ежедневной эксплуатации машин.

    Бытовые отходы вывозят по маршрутным графикам, предусматривающим последовательный порядок передвижения спецмашин.

    Порядок сбора и удаления твердых бытовых отходов (ТБО) определяется местными условиями. Основные системы сбора и удаления ТБО:

    Система сменяемых мусоросборников (контейнерная), ТБО вывозят с территорий домовладений в места обезвреживания в стационарных металлических контейнерах емкостью 0,75 м 3 мусоровозом М-30, а взамен оставляют порожние чистые контейнеры. При контейнерной системе контейнеры моют в местах разгрузки, не снимая с машины;

    Система несменяемых мусоросборников, ТБО из контейнеров перегружают в мусоровоз, а сами контейнеры остаются на месте. Для работы по этой системе применяют мусоровозы, специальное оборудование которых обеспечивает механизированную погрузку ТБО из станционарных контейнеров в кузов мусоровоза.

    Накопление же металлолома и крупногабаритного мусора (старая мебель, строительный мусор, образующийся при текущем ремонте и т. д.) производится в съемных бункерах-накопителях.

    Бункера-накопители расстанавливают в местах складирования мусора или металлолома, и по мере накопления (складирование мусора производится непосредственно в бункер) специальные организации по заявкам жилищных организаций производят замену бункеров на пустые, а полные вывозят на свалку, где производится их самосвальная разгрузка.

    Обезвреживание и переработка твердых бытовых отходов производятся путем их складирования на свалках (полигонах) и промышленными методами на мусороперерабатывающих и мусоросжигательных заводах. Обезвреживание бытовых отходов на свалках является в настоящее время основным методом переработки. Это наиболее простой и дешевый способ, но для него требуются ежегодно новые земельные площади размером не менее 0,5 га на 100 тыс.

    жителей. При наличии свободных территорий, благоприятных гидрогеологических условиях и соблюдении правил устройства и эксплуатации свалки длительное время останутся основным методом обезвреживания твердых бытовых отходов для многих городов.

    Для сокращения потребности в земельных участках и улучшения санитарного состояния пригородных территорий предложены новые конструкции высоконагружаемых свалок, позволяющие увеличить нагрузку на единицу площади до 10 -12 т/м 2 и высоту складирования до 25 - 35 м.

    Отходы на таких полигонах складируют слоями 0,2 - 0,3 м с уплотнением каждого слоя бульдозерами или специальными катками-уплотнителями.

    При достижении общей высоты слоя отходов до 2 м их покрывают промежуточным изолирующим слоем грунта толщиной 0,25 м.

    Складирование ведут картовым методом, т. е. отходы из мусоровозов выгружают одновременно не на всю площадь свалки, а только в пределах карты, отведенной на данные сутки. Уплотненный слой укладывают высотой 2 м и покрывают изолирующим слоем. Угол откосов принимается равным 1:4. Благодаря такой организации работ вся площадь полигона, за исключением одной карты, изолирована, что создает хорошие санитарные условия на полигоне. Под действием вышележащих слоев отходы дополнительно уплотняются до 0,9 т/м 3 . Верхний изолирующий слой должен быть толщиной не менее 1 м, из которого 0,2 м приходится на растительный грунт.

    В последние годы в нашей стране применяются промышленные методы обезвоживания и переработки отходов на специальных предприятиях.


    Основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются:

    Охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия;

    Научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества;

    Использование новейших научно-технических достижений в целях реализации малоотходных и безотходных технологий и комплексной переработки материально-сырьевых ресурсов в целях уменьшения количества отходов;

    Использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот.

    Запрещается ввод в эксплуатацию объектов, не оснащенных техническими средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов производства или потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ.

    На обращение с отходами затрачиваются огромные средства. Отходы приходится транспортировать, хранить, утилизировать, перерабатывать, уничтожать и т.д. Все это дорогостоящие операции.

    Федеральные законы «Об охране окружающей среды», «Об отходах производства и потребления» определяют основные требования по охране здоровья человека и охране окружающей среды в процессах обращения с отходами.

    «Отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации» (Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ).

    Законодательство запрещает:

    Сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву;

    Размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека;

    Захоронение опасных отходов и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов;

    Ввоз опасных отходов и радиоактивных отходов в Российскую Федерацию в целях их захоронения и обезвреживания.

    Опасные отходы в зависимости от степени их вредного воздействия на окружающую природную среду и здоровье человека подразделяются на классы опасности (см. п. 4.6.4). На опасные отходы должен быть составлен паспорт. Паспорт опасных отходов составляют на основании данных о составе и свойствах опасных отходов, оценки их опасности. Лица, которые допущены к обращению с опасными отходами, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с ними.

    Вы уже знаете, что большая часть образующегося в ведре мусора в действительности является полезными материалами, пригодными для повторного
    использования. Для русского человека бережное отношение к природным ресурсам никогда не было правилом. И не стоит тут пенять на халатность. Знаете пословицу, которую часто вспоминают, характеризуя «русский характер»? Пока гром не грянет, мужик не перекрестится. У«домовитых» немцев есть аналог: «Колодец закрывают после того, как ребенок в него упал». Таким образом, с бедами, связанными с нерациональностью поступков и беспечностью, сталкивались и сталкиваются во всем мире. Причина же того, что в ряде стран политика обращения с отходами сегодня базируется на вторичном использовании отходов, а у нас нет, в том, что наша страна чрезвычайно богата как ресурсами, так и свободной землей. Чем жестрана меньше и чем динамичнее она развивается, тем быстрее сталкивается с проблемой мусора. Собственно сегодня мы проходим путь, который прошагали уже многие. Важно только идти по нему не на ощупь, а используя опыт предшественников.

    Задача коммунальных служб как в России, так и за рубежом сводится к тому, чтобы своевременно собрать отходы с улиц города и убрать их с глаз долой. Вся разница в том, куда их убрать. Есть три способа избавиться от отходов: захоронить, сжечь и переработать. Рассмотрим подробнее каждый из этих трех способов на примерах разных стран.

    Самый древний и простой способ

    Захоронение отходов - наиболее древний и простой способ обращения с отходами. Однако, такой подход чрезвычайно опасен для окружающей среды и здоровья человека. Раньше, когда весь образующийся мусор был природного происхождения, подобное его размещение угрожало разве что набегами крыс и эпидемиями. Но с этим научились бороться, изобретя колесо - сразу появилась возможность сделать свалку подальше, так чтобы крысы до города не могли добраться (они-то на своих четырех). Сейчас на свалки России отправляется вперемешку пластик, электротехника, химические и органические остатки и многое-многое другое.

    Мусор обычно сваливается в карьерах или других местах, выбранных по принципу «так сложилось». Толщина мусорного слоя (а правильнее - «свалочного тела») может достигать 80 метров и более. В процессе разложения данной смеси, поливаемой дождями, образуется фильтрат – жидкость, насыщенная продуктами отходов, которая проникает в почву и загрязняет подземные воды ядовитыми веществами и соединениями тяжелых металлов.
    Поскольку в составе бытовых отходов присутствует много горючих веществ, в летнее время регулярно происходят самовозгорания свалочного тела, которые практически невозможно потушить. В результате горения в атмосферу попадают не только пожарные газы (углекислый и угарный газы, оксиды серы и фураны), но и такие чрезвычайно опасные суперэкотоксиканты как дибензофураны и диоксины. В общей сложности любая свалка выделяет в окружающую среду более ста токсичных веществ, обладающих мутагенными и канцерогенными свойствами. Также, не стоит забывать, что помимо токсичных газов в результате разложения органических отходов свалки в огромных объемах продуцируют парниковый газ метан. Он является одним из основных газов, накопление которого в атмосфере ведет к усилению парникового эффекта.

    Диоксины

    Возможно, вы слышали о диоксинах – их действие в 67 000 раз сильнее цианида. Вмешиваясь в процесс образования в теле новых клеток, они провоцируют развитие онкологических заболеваний; влияют на тонкую работу эндокринных желез, что в свою очередь приводит к полной разбалансировке всех жизненно важных функций организма; сильно влияют на репродуктивную функцию, часто затормаживая половое созревание или вообще приводя к бесплодию. Величина летальной дозы настолько микроскопична, что делает диоксины более опасными, чем боевые отравляющие вещества.И еще одна страшная характеристика – они слабо расщепляются и способны накапливаться как в теле человека, так и в окружающей среде, переходя из одного природного цикла в другой.

    Мой костёр в тумане светит…

    Обращаем ваше внимание, что диоксины образуются не только при горении на свалках или мусоросжигательных заводах. Они образуются в условиях низкотемпературного сжигания (менее 1000 ºС) хлорсодержащих отходов, то есть, в том числе, в костре или в печи. Это, прежде всего, пластиковые отходы: изделия из поливинилхлорида (маркировка ПВХ, цифра 3), которые зачастую визуально неотличимы от ПЭТ, а также изделия из самого ПЭТ и других пластиков, поскольку для придания различных свойств в них добавляют хлорсодержащие добавки. Часто на дачных участках или в конце туристического похода люди сжигают накопившиеся отходы, решая тем самым проблему мусора, в том числе и пластикового. Ни в коем случае нельзя этого делать, если вам дорого свое здоровье издоровьеокружающих, не говоря уже о «подарке» для окружающей среды.

    Русский размах

    Ежегодно на полигоны и стихийные свалки России поступает более 300 млн тонн отходов. Точных данных о том, какая площадь сейчас занята мусором, нет, но даже приблизительные цифры впечатляют. Так, под мусорными полигонами страны находятся порядка 1 млн га, что составляет примерно 10 площадей Москвы! А если к этому добавить еще «неучтенные» незаконные объекты размещения отходов? Возможно, эту цифру придется увеличить в разы.
    На сегодняшний день в России эксплуатируются полигоны, открытые в 30-50 гг. 20-го столетия. В подавляющем большинстве свалки располагаются в отработанных карьерах и не соответствуют природоохранным стандартам. Какой ущерб данные объекты наносят экологическим системам даже сложно вообразить. А вот касательно выбросов газообразного метана в атмосферу Земли известно, что полигоны и свалки России ежегодно выбрасывают в атмосферу до 1 млн тонн метана (около 90 млрд м3), что составляет примерно 3 % от планетарного потока.

    Культурная свалка

    А что же в других странах? Во всех развитых странах уже давно реализуются механизмы, уменьшающие негативное влияние полигонов на окружающую среду. Так, современные полигоны оборудуются в соответствии с жесткими требованиями, исключающими контакт мусора с почвой, предполагающими системы сбора и отведения фильтрата и биогаза.
    Современный полигон должен выглядеть примерно так. Подготовленный под засыпку котлован выкладывается инертной и непроницаемой пленкой, позволяющей надежно отделить тело свалки и фильтрат от земли. Вокруг полигона создается обваловка, защищающая от ветрового уноса. Отходы при высыпании уплотняются и пересыпаются слоями инертного грунта. И наконец, еще при проектировании закладывается система контроля и сбора образующихся стоков и биогаза. В ряде стран на полигонах применяют специальные установки для сбора и утилизации выделяемого метана. Собранный газ используется для производства тепла и электроэнергии.

    Возвращаясь к России, необходимо отметить, что на сегодняшний день практически во всех регионах, в том числе Московском, стоит вопрос переполнения существующих полигонов. А это значит, что необходимо закрывать и рекультивировать старые полигоны и открывать новые, создавая тем самым все новые и новые зоны отчуждения.
    В связи со всеми вышеперечисленными трудностями и последствиями, которые создаёт старинный и низко технологичный способ обращения с отходами, очень заманчиво выглядит другой, не менее традиционный метод.

    Сжигание

    Сжигание - еще один способ утилизации отходов, который, более того, позволяет значительно уменьшить объемы отходов и даже получить выгоду – образующуюся при сжигании энергию можно использовать. Эти два аргумента являются определяющими в обоснованиях сторонников данного метода.

    Однако, важно отметить несколько моментов. Технология относительно безопасного мусоросжигания, во-первых, всегда предполагает предварительную сортировку отходов. Смешанный мусор имеет низкие горючие свойства, так как может содержать большую долю негорючих фракций, в результате чего возникает необходимость поддержания процесса горения дополнительным топливом. Также предварительная сортировка позволяет исключить возможность сжигания опасных отходов. Во-вторых, сам процесс горения должен проходить при строго определенных характеристиках (температура сжигания должна составлять не менее 1000°С), что позволяет максимально снизить образование опасных для окружающей среды продуктов (в частности,диоксинов). В-третьих, завод необходимо оборудовать дорогостоящей системой вентиляции, которую необходимо правильно обслуживать на всем протяжении эксплуатации. А в-четвертых, завод должен обеспечить переработку и безопасное размещение золы, образующейся в результате сгорания отходов и составляющей около 1/5 первоначального объема отходов.

    За большие деньги и только после сортировки

    Суммируя опыт многих стран, можно подытожить, что путь сжигания отходов самый дорогой, причем не только в части затрат на строительство, но и в эксплуатации. Доказательством этих слов является то, что в последние десятилетия в Европе не строят новые мусоросжигательные заводы (МСЗ) и многие старые МСЗ закрыты, поскольку по выбросам они не удовлетворяют требованиям норм Европейского Союза. Малые страны (Дания, Швейцария, Голландия, Япония), где совсем нет мест для захоронения, продолжают использовать эту технологию уничтожения бытовых отходов, но при этом тратят огромные средства на очистку отходящих газов и используют современные технологии сжигания. Кроме того, необходимо отметить, что сжигаются только те отходы, из которых уже выбрана часть полезных фракций для переработки, а получаемая энергия идет на производство электроэнергии и тепла. Кстати, современные технологии сжигания позволяют использовать до 80% энергии, содержащейся в отходах.

    А нам подходит?

    Опыт других стран говорит о том, что выбор пути сжигания – это выбор, продиктованный ограниченностью территориальных ресурсов, сопряженный с очень высокими затратами на поддержание должного уровня эксплуатации мусоросжигательных заводов. Полностью отказаться от сжигания отходов невозможно. Однако применение данной технологии может быть оправдано только после отбора и переработки полезных фракций.
    В России направление мусоросжигания развито слабо. Существует около десятка заводов по всей стране. Однако, зачастую именно этот способ рассматривается как базовый при планировании перспективных программ обращения с отходами.