Платья

Принцип территориальной неприкосновенности и целостности государств. Реферат: Принцип территориальной целостности государств

Территория служит материальной основой любого государства, является необходимым условием его существования. Все природные ресурсы являются составными компонентами территории государства и если неприкосновенна территория в целом, то неприкосновенны и ее компоненты, то есть природные ресурсы в их естественном виде. Их разработка иностранными лицами или государствами без разрешения территориального суверена признается нарушением территориальной неприкосновенности государства. Поэтому государства уделяют особое внимание обеспечению ее целостности. Ещё Статут Лиги Наций обязывал уважать и сохранять против всякого внешнего нападения территориальную целостность государств-членов. Этот принцип утвердился с принятием Устава ООН в 1945 г.

Иногда принцип территориальной целостности государств именуется также принципом целостности государственной территории или принципом неприкосновенности государственной территории, но суть здесь одна – запрещение насильственного захвата, присоединения или расчленения территории иностранного государства.

В пункте 4 ст. 2 Устава ООН содержится предписание об обязанности воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности государств, тем самым окончательно устанавливая принцип территориальной целостности государств, хотя и в сжатой формулировке.

В Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, 1970 г. сказано, что каждое государство «должно воздерживаться от любых действий, направленных на частичное или полное нарушение национального единства и территориальной целостности любого другого государства или страны». Там также отмечено, что «территория государства не должна быть объектом военной оккупации, явившейся результатом применения силы в нарушение положений Устава», и что «территория государства не должна быть объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения». Не должны признаваться законными какие-либо территориальные приобретения, явившиеся результатом угрозы силой или ее применения.

Свое развитие этот принцип международного права получил и в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975г., который содержит отдельную и наиболее полную его формулировку: «Государства-участники будут уважать территориальную целостность каждого из государств-участников. В соответствии с этим они будут воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций, против территориальной целостности, политической независимости или единства любого государства-участника и, в частности, от любых таких действий, представляющих собой применение силы или угрозу силой. Государства-участники будут равным образом воздерживаться от того, чтобы превращать территорию друг друга в объект военной оккупации или других прямых или косвенных мер применения силы в нарушение международного права или в объект приобретения с помощью таких мер или угрозы их осуществления. Никакая оккупация или приобретение такого рода не будет признаваться законной». Причем это распространяется на любые действия против территориальной целостности или неприкосновенности. Например, транзит любых транспортных средств через иностранную территорию без разрешения территориального суверена является нарушением не только неприкосновенности границ, но и неприкосновенности государственной территории, поскольку именно она используется для транзита.

Принцип территориальной целостности государств закреплен в н. 4 ст. 2 Устава ООП. Согласно этому принципу государства должны уважать территориальную целостность друг друга и воздерживаться от любых действий, не совместимых с целями и принципами Устава ООН.

Государства обязаны также воздерживаться от превращения территории друг друга в объект оккупации или мер применения силы в нарушение МП. Никакая оккупация или приобретение территории таким образом не признаются законными.

Строя свои отношения как дружественные, государства должны воздерживаться от военной, политической, экономической или любой другой формы давления, включая блокаду, а также поддержки и использования сепаратизма против территориальной целостности и неприкосновенности, а также политической независимости.

Ни одно государство не может ни применять, ни поощрять применение экономических, политических мер или мер иного характера для принуждения другого государства подчинить осуществление его суверенных прав или для получения от него каких бы то ни было преимуществ. Все государства должны также воздерживаться от того, чтобы организовывать, помогать, создавать, финансировать, поощрять или допускать вооруженную, подрывную или террористическую деятельность, направленную на изменение строя другого государства путем насилия, а также от вмешательства во внутреннюю борьбу в другом государстве. Строгое соблюдение этих обязательств является существенно важным условием для обеспечения мирного сосуществования наций, поскольку практика вмешательства в какой бы то ни было форме не только представляет нарушение духа и буквы Устава ООП, но также ведет к созданию ситуаций, угрожающих международному миру и безопасности.

Как подчеркивается в Заключительном акте СБСЕ, государства должны уважать территориальную целостность друг друга. Они должны воздерживаться от любой попытки нарушить эти границы. Государства-члены будут равным образом воздерживаться от того, чтобы превращать территорию друг друга в объект военной оккупации или другого прямого или косвенного применения силы в нарушение МП или в объект приобретения с помощью таких мер или угрозы их осуществления. Никакая оккупация или приобретение такого рода не будет признаваться законной.

В настоящее время имеется противоречие между принципом территориальной целостности государств и правом пародов па самоопределение.

В силу принципа равноправия и самоопределения народов, закрепленного в Уставе ООН, все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право в соответствии с положениями Устава.

Создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно определенного пародом, являются формами осуществления этим народом права на самоопределение.

Каждое государство обязано воздерживаться от каких-либо насильственных действий, лишающих народы, о которых говорится выше, их права на самоопределение, свободу и независимость. В своих мерах против таких насильственных действий и в оказании им сопротивления эти народы, в порядке осуществления своего права на самоопределение, вправе добиваться поддержки и получать ее в соответствии с целями и принципами Устава.

Каждое государство обязано содействовать осуществлению самоопределения пародов в соответствии с положениями Устава и оказывать помощь ООП в выполнении обязанностей, возложенных на нее Уставом, в отношении осуществления данного принципа, с тем чтобы:

  • а) способствовать дружественным отношениям и сотрудничеству между государствами и
  • б) положить конец колониализму, проявляя должное уважение к свободно выраженной воле заинтересованных народов, а также имея в виду, что подчинение народов иностранном}" игу, господству и эксплуатации является нарушением настоящего принципа, равно как и отрицанием основных прав человека, и противоречит Уставу ООН.

Территория колонии или другой несамоуправляющейся территории имеет, по Уставу, статус, отдельный и отличный от статуса территории государства, управляющего ею, такой отдельный и отличный, согласно Уставу, статус существует до тех пор, пока народ данной колонии или несамоуправляющейся территории не осуществит своего права на самоопределение в соответствии с Уставом, и в особенности в соответствии с его целями и принципами.

Каждое государство должно воздерживаться от любых действий, направленных на частичное или полное нарушение национального единства и территориальной целостности любого другого государства или страны. В то же время мы наблюдаем применение "двойных стандартов" в отношении права на самоопределение. Как замечает Н. Б. Пастухова, "распад СССР и превращение бывших союзных республик в новых субъектов международного нрава были проведены так, что пароды, тяготеющие к России, были намеренно лишены права выбора. То же испытала на себе Югославия. Для поспешного признания расчленения Югославии, впрочем, как и распада Советского Союза (государств - основателей ООН и участников Хельсинкского Акта), были применены положения "о праве наций на самоопределение" и "о мирном изменении границ". Но территории Украины, Грузии, Молдавии, Боснии и Герцеговины, Хорватии объявлены не подлежащими изменению. Их границы, до этого внутренние административные, были провозглашены международными и неприкосновенными на основе того же Акта (был использован принцип нерушимости границ)". Яркой иллюстрацией этого принципа служит позиция западных государств в отношении Абхазии и Южной Осетии.

14. ПРИНЦИП ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ ГОСУДАРСТВ

Данный принцип утвердился с принятием Устава ООН в 1945 г., но процесс его развития продолжается. Само наименование принципа окончательно не установилось: можно встретить упоминание как территориальной целостности, так и территориальной неприкосновенности. Оба эти понятия близки по смыслу, однако их правовое содержание различно. Понятие территориальная неприкосновенность шире понятия территориальная целостность: несанкционированное вторжение иностранного самолета в воздушное пространство государства будет нарушением его территориальной неприкосновенности, притом что территориальная целостность государства не будет нарушена.

Назначение этого принципа в современном мире велико с точки зрения стабильности в межгосударственных отношениях – это защита территории государства от любых посягательств. В соответствии с ч. 3 ст. 4 Конституции РФ «Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории».

В Декларации о принципах международного права 1970 г. при раскрытии содержания формулировки п. 4 ст. 2 Устава ООН были отражены многие элементы принципа территориальной целостности (неприкосновенности) и установлено, что каждое государство «должно воздерживаться от любых действий, направленных на частичное или полное нарушение национального единства и территориальной целостности любого другого государства или страны».

Содержание данного принципа в Заключительном акте СБСЕ выходит за рамки положений о запрещении использования силы или угрозы силой, либо превращения территории в объект военной оккупации, либо приобретения территории с использованием силы или ее угрозы. Согласно Заключительному акту государства, обязываясь уважать территориальную целостность друг друга, должны «воздерживаться от любых действий, не совместимых с целями и принципами Устава ООН». Сюда могут относиться любые действия против территориальной целостности или неприкосновенности – транзит любых транспортных средств через иностранную территорию без разрешения территориального суверена является нарушением не только неприкосновенности границ, но и неприкосновенности государственной территории, поскольку именно она используется для транзита. Все природные ресурсы являются составными компонентами территории государства, и если неприкосновенна территория в целом, то неприкосновенны и ее компоненты, т. е. природные ресурсы в их естественном виде. Поэтому их разработка иностранными лицами или государствами без разрешения территориального суверена также является нарушением территориальной неприкосновенности.

В мирном общении сопредельных государств нередко возникает проблема защиты государственной территории от опасности нанесения ей ущерба путем какого-либо воздействия из-за границы, т. е. опасности ухудшения естественного состояния этой территории или отдельных ее компонентов. Использование государством своей территории не должно наносить ущерб естественным условиям территории другого государства.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 1 ноября 2009 г. автора Автор неизвестен

Статья 35. Изменение территориальной подсудности уголовного дела 1. Территориальная подсудность уголовного дела может быть изменена:1) по ходатайству стороны – в случае удовлетворения в соответствии со статьей 65 настоящего Кодекса заявленного ею отвода всему составу

Из книги Федеральный закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

Глава 2. ПРИНЦИПЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Статья 10. Территории муниципальных образований 1. Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских

Из книги Шпаргалка по международному праву автора Лукин Е Е

8. ПРИНЦИП НЕВМЕШАТЕЛЬСТВА В ДЕЛА, ВХОДЯЩИЕ ВО ВНУТРЕННЮЮ КОМПЕТЕНЦИЮ ГОСУДАРСТВ Принцип невмешательства в качестве общего принципа межгосударственных отношений формировался в процессе борьбы наций за свою государственность. Современное понимание принципа

Из книги Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации автора Дума Государственная

9. ПРИНЦИП ОБЯЗАННОСТИ ГОСУДАРСТВ СОТРУДНИЧАТЬ ДРУГ С ДРУГОМ Идея международного сотрудничества государств независимо от различий в их политическом, экономическом и социальном строе в различных сферах международных отношений в целях поддержания международного мира и

Из книги История государства и права зарубежных стран. Часть1 автора Крашенинникова Нина Александровна

11. ПРИНЦИП СУВЕРЕННОГО РАВЕНСТВА ГОСУДАРСТВ Поддержание международного правопорядка может быть обеспечено лишь при полном уважении юридического равенства участников. Это означает, что каждое государство обязано уважать суверенитет других участников системы, т. е. их

Из книги Всеобщая история государства и права. Том 1 автора Омельченко Олег Анатольевич

Статья 35. Изменение территориальной подсудности уголовного дела 1. Территориальная подсудность уголовного дела может быть изменена:1) по ходатайству стороны - в случае удовлетворения в соответствии со статьей 65 настоящего Кодекса заявленного ею отвода всему составу

Из книги Прокурорский надзор: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен

Из книги Теория государства и права автора Морозова Людмила Александровна

Из книги Конституционное право России. Шпаргалки автора Петренко Андрей Витальевич

Из книги Крым: право и политика автора Вишняков Виктор Григорьевич

3.4 Типология государств Типология государств, т. е. их классификация по типам, содействует более глубокому выявлению признаков, свойств, сущности государств, позволяет проследить закономерности их развития, структурные изменения, а также прогнозировать дальнейшее

Из книги Экзамен на адвоката автора

87. Принципы территориальной организации местного самоуправления Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов

Из книги Теория государства и права: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович

ГЛАВА VII. Укрепление конституционных институтов государственно-территориальной организации - главная гарантия от очередного «обустройства» и разделения России «В СССР имеются люди, которые готовы с большой охотой и без устали перекраивать края и области, внося этим

Из книги Кримінальне право України. Загальна частина. автора Вереша Роман Вікторович

Вопрос 177. Виды территориальной подсудности в гражданском процессе. В науке гражданского процессуального права выделяют следующие виды подсудности:1) общая (обычная) подсудность – подсудность, определяемая по месту жительства ответчика-гражданина либо по месту

Из книги автора

§ 1. Типология государств В многовековой истории человечества существовало, сменяя друг друга, большое количество государств да и сейчас их немало. В связи с этим важное значение имеет проблема их научной классификации. Такая классификация, отражающая логику

Из книги автора

§ 3. Принцип справедливості (індивідуалізації) відповідальності та принцип економії кримінальної репресії Цей принцип означає, що покарання, яке застосовує суд до особи злочинця, має бути у межах закону, конкретним та індивідуальним з урахуванням тяжкості вчиненого

Этот принцип утвердился с принятием Устава ООН в 1945 году. Процесс его развития продолжается. Само наименование принципа окончательно не установилось: можно встретить упоминание как территориальной целостности, так и территориальной неприкосновенности. Значение этого принципа весьма велико с точки зрения стабильности в межгосударственных отношениях. Его назначение - защита территории государства от любых посягательств.

Устав ООН запретил угрозу силой или ее применение против территориальной целостности (неприкосновенности) и политической независимости любого государства. В Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, 1970 года при раскрытии содержания формулировки п. 4 ст. 2 Устава ООН были отражены многие элементы принципа территориальной целостности (неприкосновенности), хотя сам этот принцип отдельно не упоминался. В частности, устанавливалось, что каждое государство "должно воздерживаться от любых действий, направленных на нарушение национального единства и территориальной целостности любого другого государства или страны". Отмечалось также, что "территория государства не должна быть объектом военной оккупации, явившейся результатом применения силы в нарушение положений Устава", и что "территория государства не должна быть объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения". В связи с этим, отмечалось далее, не должны признаваться законными какие-либо территориальные приобретения, явившиеся результатом угрозы силой или ее применения. Однако, как известно, закон не имеет обратной силы. Поэтому в декларации оговаривалось, что вышеприведенные положения не должны толковаться как нарушающие положения Устава ООН или любые международные соглашения, заключенные до принятия Устава и имеющие юридическую силу в соответствии с международным правом.

Следующим этапом в развитии данного принципа явился Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года, который содержит отдельную и наиболее полную формулировку принципа территориальной целостности государств: "Государства-участники будут уважать территориальную целостность каждого из государств-участников. В соответствии с этим они будут воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций, против территориальной целостности, политической независимости или единства любого государства-участника и, в частности, от любых таких действий, представляющих собой применение силы или угрозу силой. Государства-участники будут равным образом воздерживаться от того, чтобы превратить территорию друг друга в объект военной оккупации или других прямых или косвенных мер применения силы в нарушение международного права или в объект приобретения с помощью таких мер или угрозы их осуществления. Никакая оккупация или приобретение такого рода не будет признаваться законной".

Содержание данного принципа в Заключительном акте СБСЕ выходит за рамки положений о запрещении использования силы или угрозы силой либо превращения территории в объект военной оккупации, либо приобретения с использованием силы или ее угрозы. Напомним, что, согласно Заключительному акту, государства, обязываясь уважать территориальную целостность друг друга, должны "воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и принципами Устава ООН". Таким образом, речь идет о любых действиях против территориальной целостности или неприкосновенности. Например, транзит любых транспортных средств через иностранную территорию без разрешения территориального суверена является нарушением не только неприкосновенности границ, но и неприкосновенности государственной территории, поскольку именно она используется для транзита. Все природные ресурсы являются составными компонентами территории государства, и если неприкосновенна территория в целом, то неприкосновенны и ее компоненты, то есть природные ресурсы в их естественном виде. Поэтому их разработка иностранными лицами или государствами без разрешения территориального суверена также является нарушением территориальной неприкосновенности.

Принципы МП - обязательные правила поведения наиболее общего характера, выводятся из конкретных норм. Они носят императивный характер и содержат обязательства erga omnes - обязательства в отношении всех и каждого из членов межгосударственного сообщества

Существует 2 категории принципов: общепризнанные принципы МП (выражают главное содержание МП, являются критерием законности, основой права; все нормы должны соответствовать общепризнанным принципам, отклонение им недопустимо - jus cogens; как правило, содержатся в документах - например, Устав ООН) и общие принципы (присущи и МП, и внутреннему праву, принципы цивилизованных народов).

Все общепризнанные принципы МП неразрывно связаны друг с другом, не существуют изолированно друг от друга. Принципы взаимосвязаны и должны рассматриваться в свете других принципов. Это отражено в принятой ГА ООН Декларации о принципах МП , касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН (1970 г .). По своей природе Декларация носит рекомендательный характер, но она была принята без голосования, т.е. ее можно считать официальным толкованием основных принципов МП, данным ООН, против которого не возражал ни один из ее членов.

Хельсинкский Заключительный акт СБСЕ (1975 г.) начинается с Декларации 1970 г.

Кобщепризнанным принципам МП относятся: принцип суверенного равенства государств; принцип невмешательства; принцип неприменения силы или угрозы силой; принцип мирного разрешения международных споров; принцип территориальной целостности и неприкосновенности государств; принцип равноправия и самоопределения народов; принцип уважения прав человека; принцип добросовестного соблюдения взятых на себя международных обязательств (pacta sunt servanda - договоры должны соблюдаться); принцип сотрудничества государств.

Принцип территориальной целостности и неприкосновенности государств представляет собой обязательство каждого государства уважать территориальную целостность и неприкосновенность любого другого государства. Принцип территориальной целостности - недопустимость насильственного захвата территории другого государства, присоединения территории другого государства или расчленения (3 элемента ). В Уставе ООН он прямо не закреплен. В п.4 ст.2 Устава, посвященном принципам неприменения силы, указывается на недопустимость применения силы или угрозы ее применения, прежде всего, против территориальной неприкосновенности и политической независимости государств (в русском варианте - «территориальная неприкосновенность», в английском - территориальная целостность», поэтому в отечественной литературе этот принцип часто называют принципом территориальной целостности и неприкосновенности государств; понятие «территориальная неприкосновенность» - шире, например, несанкционированное вторжение иностранного самолета в воздушное пространство государства будет нарушением его территориальной неприкосновенности притом, что территориальная целостность государства не будет нарушена.). Под целостностью понимается юридическое единство территории государства, а не географическое: отдельные части территории государства могут быть физически не связанными друг с другом.

Наиболее полно этот принцип был закреплен в Заключительном акте СБСЕ 1975г. «Государства - участники будут уважать территориальную целостность каждого из государств - участников. В соответствии с этим они будут воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и принципами Устава ООН, против территориальной целостности, политической независимости или единства любого государства-участника, и, в частности, от любых таких действий, представляющих собой применение силы или угрозу силой. Государства - участники будут равным образом воздерживаться от того, чтобы превращать территорию друг друга в объект военной оккупации или других прямых или косвенных мер применения силы в нарушение международного права или в объект приобретения с помощью таких мер или угрозы их осуществления. Никакая оккупация или приобретение такого рода не будет признаваться законной».

Основные элементы этого принципа (по учебнику):

  • · Территория государства не может быть объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения, т.е. не может быть аннексирована;
  • · Не может быть объектом военной оккупации в результате угрозы силой или ее применения.

Аннексия - насильственный захват территории другого государства и включение ее в состав той державы, которая захватила эту территорию + издание соответствующих юридических актов о ее включении.

Оккупация - временный захват территории другого государства во время вооруженных конфликтов, войны, при котором полагается сохранять законодательство страны, не затрагивать мирное население и т.д. (Гаагская Конвенция 1907 г.).

Территориальные приобретения, являющиеся результатом угрозы силой или ее применения, признаются неправомерными и недействительными.

Итак, принцип территориальной целостности государств - защита права государства на целостность и неприкосновенность его территории. Значение этого принципа весьма велико с точки зрения стабильности в межгосударственных отношениях. Его назначение - защита территории государства от любых посягательств.

Из принципа территориальной целостности вытекает принцип нерушимости государственных границ. Этот принцип был сформулирован в Заключительном акте СБСЕ 1975г., в котором говорится, что «государства - участники рассматривают как нерушимые все границы друг друга, как и границы всех государств в Европе, и поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы».

Впервые принцип нерушимости границ получил отражение в Договоре СССР-ФРГ 1970г., в соответствии с которым стороны заявили, что не имеют каких-либо территориальных претензий к кому бы то ни было, и не будут выдвигать таких претензий в будущем и что рассматривают как нерушимые сейчас и в будущем границы всех государств в Европе.

Т.о., основное содержание принципа нерушимости границ можно свети к трем элементам: 1) признание существующих границ в качестве юридически установленных в соответствии с МП; 2) отказ от каких-либо притязаний на данный момент или в будущем; 3) отказ от любых иных посягательств на эти границы, включая угрозу силой или ее применение.

Принцип нерушимости границ и принцип неприкосновенности границ различаются по географической сфере своего действия.Принцип нерушимости границ , согласно Заключительному акту 1975г., действует только в отношениях государств - участников этого акта, т.е. европейских государств, а также США и Канады . Принцип неприкосновенности границ имеет более широкую сферу действия, поскольку является принципом общего МП и действует на всех континентах , независимо от того, существуют или нет специальные соглашения по этому вопросу.

Принцип неприкосновенности границ состоит из 3 элементов: 1) запрет одностороннего изменения линии границы; 2) недопустимость перенесения пограничных знаков; 3) обязательство не допускать пересечения границ в иных местах. Принцип uti possidetis - «владей, чем владеешь».