Платья

Римско-католическая церковь. «Чем отличается Католическая Церковь от Православной?"

Меня всегда интересовала история культуры и религии разных народов. Тем более, если они тесно переплетены с нашей историей и периодически оказывали влияние друг на друга. В этом плане очень интересна история Католической церкви и все, что с ней связано. Особенно меня впечатляют их храмы своей неповторимой, величественной архитектурой. А церковный обряд очень интересен и увлекателен. Я знал, что есть католические храмы, и решил посетить самый главный – кафедральный собор на Малой Грузинской . Чем живет этот храм, где находится и что собой представляет, я и хочу вам рассказать.

Где находится Римско-католический кафедральный собор

  • Римско-католический Кафедральный Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии расположен по адресу: город Москва, улица Малая Грузинская, дом 27/13.
  • Телефон +74992523911.

Как добраться до Римско-католического кафедрального собора

  1. Чтобы без задержек добраться до кафедрального собора, вам нужно доехать до станции метро «Краснопресненская» . Затем идти по улице Красная Пресня в западном направлении в сторону Третьяковского Вала. Пройдя около 500 метров, свернуть направо на Малую Грузинскую, и через 600 метров вы будете у цели.
  2. Добраться можно и наземным маршрутным транспортом. Идеально подойдет автобус №116, следующий от Белорусского вокзала. Выйти нужно на остановке «Улица Климашкина» .
  3. Если вы сторонник поездок на личном автотранспорте, следует повернуть от Третьего Транспортного Кольца на Звенигородское шоссе. Затем налево на Краснопресненский Вал, до улицы Климашкина, и направо, через 200 метров вы у цели.

Режим работы

Собор открыт ежедневно с 8 до 20 часов. Храм закрыт для посещения с 12:45 до 15:30 во все дни, кроме воскресенья.

Расписание богослужений в Римско-католическом кафедральном соборе на Малой Грузинской

Богослужения в соборе проходят ежедневно:

  • С понедельника по пятницу: в 8, 9, 18, 19 (кроме среды) часов Святая Месса;
  • В субботу: в 8, 9, 17:30, 19 часов Святая Месса;
  • В воскресенье Святая Месса в 8:30, 10, 10:30, 12:15, 13, 14:30, 15, 17:30, 20 часов, Святая Месса для детей 11:45, Божественная Литургия по армянскому обряду в 15:30.

Богослужения на русском языке проводятся с понедельника по субботу в 8, 9 часов, в среду в 18 часов, с понедельник по четверг, а также в пятницу и субботу в 19 часов, в воскресенье в 10, 17:30 и 20 часов.

Фото собора

Ночью при искусственном освещении готическая архитектура Римско-католического собора выглядит особенно величественно.

Внутреннее убранство собора отличается характерным для готических сооружений обилием колон.

Центральный фасад собора встречает своих посетителей, как бы взмывая вверх.
Врата Собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии.
Готический стиль Собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии Москва.
Мозаика в Соборе Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии.
Икона на стене Собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии.

Римско-католический собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии — видео

Смотрим не большой видео сюжет о этом соборе. Приятного просмотра!

Пожалуй, одной из самых больших христианских церквей является католическая церковь Римская. Ответвилась она от общего направления христианства еще в далекие первые века его возникновения. Само слово “католичество” образовано от греческого “всеобщий”, или “вселенский”. Более подробно о происхождении церкви, а также о ее особенностях мы и поговорим в этой статье.

Происхождение

Католической церкви начинается с 1054 года, когда произошло событие, которое в летописях осталось под названием “Великий раскол”. Хотя католики не отрицают, что все события до раскола, - и их история. Просто с этого момента они пошли своим путем. В указанный год Патриарх и Папа обменялись грозными посланиями и предали друг друга анафеме. После этого христианство окончательно раскололось и образовалось два течения - православие и католицизм.

В результате раскола христианской церкви выделилось западное (католическое) направление, центром которого стал Рим, и восточное (православное), с центром в Константинополе. Конечно, видимой причиной для этого события стали разногласия в догматических и канонических вопросах, а также в литургических и дисциплинарных, которые начались задолго до указанной даты. А в этот год несогласие и непонимание достигло пика.

Однако на самом деле все было гораздо глубже, и дело тут касалось не только различий догм и канонов, но и обычного противостояния между властителями (пусть даже и церковными) по поводу недавно крещеных земель. Также на противостояние очень сильно влияло неодинаковое положение римского Папы и константинопольского Патриарха, ведь вследствие разделения Римской империи она была расколота на две части - Восточную и Западную.

Восточная часть гораздо дольше сохраняла свою независимость, поэтому Патриарх, хоть и был подконтролен императору, но имел защиту в лице государства. Западная же прекратила свое существование уже в V веке, и Папа получил относительную независимость, но и возможность нападения варварских государств, которые появились на территории бывшей Западной Римской империи. Лишь в середине VIII века Папе дарят земли, что автоматически делает его светским государем.

Современное распространение католицизма

На сегодняшний день католицизм - это наиболее многочисленная ветвь христианства, которая распространена по всему миру. На 2007 год на нашей планете насчитывалось около 1,147 миллиарда католиков. Наибольшее их количество находится в Европе, где во многих странах эта религия является государственной или преобладает над другими (Франция, Испания, Италия, Бельгия, Австрия, Португалия, Словакия, Словения, Чехия, Польша и др.).

На американском континенте католики распространены повсюду. Также последователей этой религии можно встретить на Азиатском континенте - на Филиппинах, в Восточном Тиморе, Китае, Южной Корее, во Вьетнаме. В мусульманских странах тоже немало католиков, но больше всего их проживает в Ливане. На Африканском континенте они также распространены (от 110 до 175 млн).

Внутреннее управленческое устройство церкви

Теперь следует рассмотреть, каково же управленческое устройство этого направления христианства. католической церкви - это высшая власть в иерархии, а также юрисдикция над мирянами и духовенством. Избирается глава Римской католической церкви на конклаве коллегией кардиналов. Обычно он сохраняет свои полномочия до конца жизни, кроме случаев законного самоотречения. Следует заметить, что в католическом учении Папа считается приемником апостола Петра (а ему, по приданию, Иисус наказал опекать всю церковь), поэтому его власть и решения непогрешимы и истинны.

  • Епископ, священник, диакон - степени священства.
  • Кардинал, архиепископ, примас, митрополит и т.д. - церковные степени и должности (их гораздо больше).

Территориальные единицы в католицизме следующие:

  • Отдельные церкви, которые называются епархиями, или диоцезами. Главенствует тут епископ.
  • Особые епархии, имеющие важное значение, называются архидиоцезами. Возглавляет их архиепископ.
  • Те церкви, которые не имеют статус диоцеза (по тем или иным причинам), называют апостольскими администратурами.
  • Несколько епархий, соединенных вместе, называются митрополиями. Их центром является тот диоцез, епископ которого имеет сан митрополита.
  • Приходы - это основа каждой церкви. Они формируются в пределах отдельно взятой местности (например, небольшого городка) или же благодаря общей национальности, языковым отличиям.

Существующие обряды церкви

Следует отметить, что католическая церковь Римская имеет различия в обрядах во время совершения богослужения (однако сохраняется единство в вере и морали). Существуют следующие популярные обряды:

  • латинский;
  • лионский;
  • амвросианский;
  • мосарабский и т.д.

Их отличие может быть в некоторых дисциплинарных вопросах, в языке, на котором читается богослужение, и т.д.

Монашеские ордена в составе церкви

Из-за широкого толкования церковных канонов и божественных догматов католическая церковь Римская насчитывает порядка ста сорока монашеских орденов в своем составе. Свою историю они ведут еще с далекой древности. Перечислим самые известные ордена:

  • Августинцы . Его история начинается приблизительно с V века с написания устава Непосредственное формирование ордена произошло гораздо позже.
  • Бенедиктинцы . Считается первым официально основанным монашеским орденом. Это событие произошло в начале VI века.
  • Госпитальеры . начало которому положено в 1080 году монахом-бенедиктинцем Жераром. Религиозный устав у ордена появился лишь в 1099 году.
  • Доминиканцы . Нищенствующий орден, который основал Доминик де Гузман в 1215 году. Цель его создания - борьба с еретическими учениями.
  • Иезуиты . Это направление было создано в 1540 году папой Павлом III. Его цель стала прозаической: борьба с нарастающим движением протестантизма.
  • Капуцины . Этот орден был основан в Италии в 1529 году. Его изначальная цель все та же - борьба с Реформацией.
  • Картезианцы . Первый был построен в 1084 году, но сам он официально утвержден лишь в 1176-м.
  • Тамплиеры . Военно-монашеский орден, пожалуй, самый известный и окутанный мистикой. Через некоторое время после создания стал больше военным, нежели монашеским. Изначальная цель была в защите пилигримов и христиан от мусульман в Иерусалиме.
  • Тевтонцы . Еще один военно-монашеский орден, которые основали немецкие крестоносцы в 1128 году.
  • Францисканцы . Орден был создан в 1207-1209 годах, но утвержден лишь в 1223-м.

Помимо орденов в католической церкви находятся так называемые униаты - те верующие, которые сохранили свое традиционное богослужение, но при этом приняли вероучение католиков, а также власть Папы Римского. Сюда можно отнести:

  • армяно-католиков;
  • редемптористов;
  • белорусскую греко-католическую церковь;
  • румынскую греко-католическую церковь;
  • российскую православную католическую церковь;
  • украинскую греко-католическую церковь.

Святые церкви

Ниже мы рассмотрим, какие существуют наиболее известные святые римско-католической церкви:

  • Св. Стефан Первомученик.
  • Св. Карл Борромео.
  • Св. Фаустина Ковальска.
  • Св. Иероним.
  • Св. Григорий Великий.
  • Св. Бернард.
  • Св. Августин.

Отличие католической церкви от православной

Теперь о том, чем русская православная церковь и римско-католическая церковь отличаются друг от друга в современном варианте:

  • Для православных единство церкви - это вера и таинства, а для католиков сюда добавляются непогрешимость и нерушимость власти Папы.
  • Для православных Вселенская церковь - это каждая поместная церковь, которая возглавляется епископом. Для католиков обязательно ее общение с римско-католической церковью.
  • У православных Дух Святой исходит только от отца. У католиков - и от Отца, и от Сына.
  • В православии разводы возможны. У католиков они недопустимы.
  • В православии нет такого понятия, как чистилище. Этот догмат провозгласили католики.
  • Православные признают святость Девы Марии, но отрицают ее непорочное зачатие. У католиков есть догмат о том, что Деву Марию так же родили, как и Иисуса.
  • Православные имеют один обряд, который возник в Византии. В католицизме их существует множество.

Заключение

Несмотря на некоторые отличия, католическая церковь Римская все же является братской по вере для православных. Недоразумения в прошлом разделили христиан, превратив их в непримиримых врагов, но это не должно продолжаться сейчас.

Римско-католический кафедральный собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии – самая крупная католическая церковь России. Он возвышается в Москве, на Малой Грузинской улице и украшает ее своими островерхими неоготическими башнями. Здание было воздвигнуто в 1911 году силами польской общины в Москве.

В молитве и добрых делах

Римско-католический кафедральный собор с 1938 года не проводил богослужений. И только в 1999 году кардинал Анджело Содано, прибывший из Ватикана, освятил его и дал свое благословение. Сейчас в соборе проходят богослужения по римско-католическому обряду не только на русском и польском, но также и на английском, испанском, французском, вьетнамском, корейском языках и на латыни. Кроме того проводятся богослужения и святые мессы по армянскому обряду.

Много внимания направлено на благотворительные мероприятия, в том числе проводятся музыкальные концерты для сбора средств. На территории кафедрального собора есть библиотека, редакция церковного журнала, церковная лавка и офисы благотворительных организаций. В храме организовывают молодежные встречи для привлечения в римско-католическую церковь подрастающего поколения. В соборе желающих обучают григорианскому хоралу и импровизационной игре на органе.

Органная музыка

Не только верующие-католики посещают римско-католический кафедральный собор. Многих людей привлекает классическая органная музыка. Орган в этом соборе самый большой в России, он включает в себя 5563 трубы. Только представьте себе это количество. Это огромный музыкальный организм, оживающий от соприкосновения с человеком.

На концертах играют Генделя, Моцарта, других великих композиторов и, конечно, Баха, неповторимого мастера органной музыки. Кроме потрясающих ощущений возникает удивление мастерством композитора. Какой же компьютер в его голове должен быть, чтобы гармонизировать почти шесть тысяч разных голосов в одну потрясающую мелодию, так понятно говорящую со слушателями? Звук наполняет собой весь собор, уносится ввысь, наполняет человека. Упругая волна звука становится осязаемой, ее можно почувствовать кожей. Непередаваемое, потрясающее ощущение.

На глаза многих слушателей наворачиваются слезы. Другие – слушают, прикрыв глаза, третьи – затаили дыхание, боясь пошевельнуться. После последнего аккорда некоторое время стоит полная тишина. Люди не верят, что музыка затихла и уже не возобновится. Ведь концерт длится более часа, а по восприятию слушателя кажется, что прошло всего несколько минут…

Об органных концертах можно говорить только в превосходной степени, они вызывают небывалые по силе ощущения. На этом примере хорошо видно, что взаимопроникновение культур и религий может обогатить мировосприятие всех без исключения народов, сделать их духовную жизнь немного богаче.

Содержание статьи

РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ, религиозное сообщество, объединенное исповеданием единой христианской веры и участием в единых таинствах, руководимое священниками и церковной иерархией, во главе которой стоит папа Римский . Слово «католический» («вселенский») указывает, во-первых, на обращенную ко всему роду человеческому миссию этой церкви и, во-вторых, на тот факт, что членами церкви являются представители всего мира. Слово «римский» говорит о единстве церкви с епископом Римским и его главенстве над церковью, а также служит для отличия от других религиозных групп, использующих в своем названии понятие «католический».

История возникновения.

Католики верят, что церковь и папство были учреждены непосредственно Иисусом Христом и пребудут до конца времен и что папа есть законный преемник св. Петра (а значит, наследует его примат, первенство среди апостолов) и викарий (заместитель, наместник) Христа на земле. Они верят также, что Христос дал своим апостолам власть: 1) проповедовать его Евангелие всем людям; 2) освящать людей посредством таинств; 3) руководить и управлять всеми теми, кто принял Евангелие и крестился. И наконец, они верят, что этой властью наделены католические епископы (как преемники апостолов), возглавляемые папой, который обладает верховной властью. Папа, будучи учителем и защитником богооткровенной истины церкви, непогрешим, т.е. безошибочен в своих суждениях по вопросам веры и морали; Христос гарантировал эту непогрешимость, когда обещал, что истина всегда будет с церковью.

Признаки церкви.

В соответствии с традиционным учением, эту церковь отличают четыре характеристики, или четыре существенных признака (notae ecclesiae): 1) единство, о котором св. Павел говорит: «одно тело и один Дух», «один Господь, одна вера, одно крещение» (Еф 4:4-5); 2) святость, которую усматривают в церковном учении, богослужении и святой жизни верующих; 3) католичность (определенная выше); 4) апостоличность, или происхождение установлений и юрисдикции от апостолов.

Учение.

Главные моменты учения Римско-католической церкви изложены в Апостольском , Никейско-Константинопольском и Афанасьевском символах веры, в более полном виде они содержатся в исповедании веры, используемом при посвящении епископов и священников, а также при крещении взрослых. В своем учении Католическая церковь опирается также на постановления вселенских соборов, и прежде всего Тридентского и Ватиканских, особенно в отношении первенства и непогрешимой учительной власти папы Римского.

К главным моментам вероучения Римско-католической церкви относятся следующие. Вера в единого Бога в трех божественных Лицах, различных между собой и равных друг другу (Отец, Сын и Святой Дух). Учение о воплощении, страданиях, смерти и воскресении Иисуса Христа, и соединение в его личности двух природ, божественной и человеческой; божественное материнство Пресвятой Марии, девственной до рождения Иисуса, при рождении и после него. Вера в подлинное, реальное и субстанциальное присутствие Тела и Крови с душой и божественностью Иисуса Христа в таинстве евхаристии. Семь таинств, установленных Иисусом Христом для спасения человечества: крещение, миропомазание (конфирмация), евхаристия, покаяние, елеосвящение, священство, брак. Вера чистилище, воскресении мертвых и вечной жизнь. Учение о первенстве, не только чести, но и юрисдикции, епископа Римского. Почитание святых и их образов. Авторитет апостольского и церковного Предания и Священного Писания, которые могут быть истолкованы и поняты только в том смысле, которого придерживалась и придерживается католическая церковь.

Организационная структура.

В Римско-католической церкви высшая власть и юрисдикция над духовенством и мирянами принадлежит папе, который (начиная со Средних веков) избирается коллегией кардиналов на конклаве и сохраняет свои полномочия до конца жизни или законного отречения. Согласно католическому учению (зафиксированному в римско-католическом каноническом праве), вселенский собор не может состояться без участия папы, за которым закреплено право созывать собор, председательствовать на нем, определять повестку дня, переносить, временно приостанавливать работу вселенского собора и утверждать его решения. Кардиналы образуют коллегию при папе и являются его главным советниками и помощниками в управлении церковью. Папа не зависит от принятых законов и назначенных им или его предшественниками должностных лиц и обычно свою административную власть осуществляет в соответствии с Кодексом канонического права через посредство конгрегаций, судов и канцелярий Римской курии. На своих канонических территориях (называемых обычно диоцезами, или епархиями) и в отношении своих подчиненных патриархи, митрополиты, или архиепископы, и епископы действуют в рамках ординарной юрисдикции (т.е. связанной по закону с должностью, в отличие от делегированной юрисдикции, связанной с конкретным лицом). Своей юрисдикцией обладают также некоторые аббаты и прелаты, а также главные иерархи привилегированных церковных орденов, но последние только по отношению к собственным подчиненным. И наконец, священники обладают ординарной юрисдикцией в пределах своего прихода и по отношению к своим прихожанам.

Членом церкви верующий становится, исповедав христианскую веру (в случае младенцев за них это делают крестные родители), приняв крещение и подчинившись авторитету церкви. Членство дает право участия в остальных церковных таинствах и литургии (мессе). После достижения разумного возраста каждый католик обязан подчиняться предписаниям церкви: участвовать в мессе по воскресным и праздничным дням; поститься и воздерживаться от мясной пищи по определенным дням; исповедоваться по крайней мере один раз в год; причащаться во время празднования Пасхи; вносить пожертвования на содержание своего приходского священника; соблюдать церковные законы касательно брака.

Различные обряды.

Если Римско-католическая церковь едина в вопросах веры и морали, в послушании папе, то в области литургических форм богослужения и просто дисциплинарных вопросов допускается и все больше поощряется разнообразие. На Западе доминирует Латинский обряд, хотя сохраняются еще Лионский, Амвросианский и Мосарабский обряды; среди восточных членов Римско-католической церкви встречаются представители всех существующих ныне восточных обрядов.

Религиозные ордена.

Историки отмечают важный вклад в развитие культуры и христианской культуры, сделанный орденами, конгрегациями и другими религиозными институтами. И сегодня они играют заметную роль, как в собственно религиозной сфере, так и в области образования и социальной деятельности. .

Образование.

Католики считают, что право на образование детей принадлежит их родителям, которые могут пользоваться помощью других организаций, и что подлинное образование включает образование религиозное. Для этой цели католическая церковь содержит школы всех уровней, прежде всего в тех странах, где в программы государственных школ не включены религиозные дисциплины. Католические школы бывают понтификальными (папскими), епархиальными, приходскими или частными; часто преподавание поручается членам религиозных орденов.

Церковь и государство.

Папа Лев XIII подтвердил традиционное католическое учение, заявив о церкви и государстве, что каждая из этих властей «имеет определенные границы, в которых она и пребывает; эти границы определяются природой и непосредственным источником каждой. Вот почему их можно рассматривать как определенные, четко очерченные сферы деятельности, причем каждая власть в рамках своей сферы действует в соответствии с собственным правом» (энциклика Immortale Dei, 1 ноября 1885). Естественное право возлагает на государство ответственность только за вещи, имеющие отношение к земному благу людей; позитивное божественное право возлагает на церковь ответственность только за вещи, относящиеся к вечному уделу человека. Поскольку человек является одновременно и гражданином государства и членом церкви, возникает необходимость регулирования правовых отношений между обоими властями.

Статистические данные.

По оценкам статистиков в 1993 в мире насчитывалось 1040 млн. католиков (ок. 19% населения земного шара); в Латинской Америке – 412 млн.; в Европе – 260 млн.; в Азии – 130 млн.; в Африке – 128 млн.; в Океании – 8 млн.; в странах бывшего Советского Союза – 6 млн.

К 2005 количество католиков составило 1086 млн. (ок. 17% населения земного шара)

За время понтификата Иоанна Павла II (1978–2005) количество католиков в мире выросло на 250 млн. чел. (44%).

Половина всех католиков проживает в странах Северной и Южной Америки (49,8%) проживает в Южной или Северной Америке. В Европе католики составляют одну четвертую (25,8%) от общего количества. Наибольшее увеличение количества католиков произошло в Африке: в 2003 их количество выросло на 4,5 % по сравнению с предыдущим годом. Самой большой католической страной мира является Бразилия (149 млн. чел.), второй – Филиппины (65 млн. чел.). В Европе наибольшее количество католиков живет в Италии (56 млн.).