Мoдный низ

Какие бывают невидимые нити в весеннем лесу. Пример невидимых нитей в весеннем лесу? Схема невидимых нитей в лесу? Изучение нового материала

Вспомним

  1. Какие невидимые нити мы обнаружили в осеннем лесу? А в зимнем?
  2. О каких связях в природе мы уже узнали, изучая тему «Весна и лето»?
  3. Как мы обозначали невидимые нити на схемах?

С кем дружит ива

Отправимся на поиски невидимых нитей в весенний лес.

Вот на опушке цветущая ива. Её жёлтые серёжки заметны издалека. Подойдём поближе и услышим негромкий гул. Присмотревшись, обнаружим, что это жужжат пчёлы и шмели. В цветках ивы они находят богатое угощение - нектар и пыльцу.

Здесь же увидим и бабочек, которых тоже привлёк сладкий нектар. Для всех этих насекомых ива - кормилица. Но они не остаются в долгу: опыляют растение. Что это значит? Насекомые невольно переносят с цветка на цветок цветочную пыльцу, прилипшую к их мохнатому тельцу. Для растения это очень важно: без опыления у него не будет плодов и семян!

Не только ива, но и другие цветущие растения весеннего леса дружат с насекомыми. Крылатые гости кормятся на цветках и в то же время опыляют растения.

  • Рассмотри рисунок. Найди пчёлу, шмеля, бабочку. Соотнеси рисунок со схемой. Объясни, почему стрелки на схеме направлены в обе стороны.

Как связаны между собой деревья, насекомые и птицы

Не бывает леса без деревьев, без насекомых, без птиц. И все они между собой связаны, все друг от друга зависят. Великое множество насекомых кормится на деревьях - грызут древесину, кору, листву. А насекомыми кормятся птицы. Сами их едят и своим птенцам в гнёзда приносят. Помнишь, сколько раз в день прилетают к гнезду скворцы или синицы? Так и другие птицы. Нелегко прокормить потомство! А для деревьев это хорошо. Ведь если бы не птицы, некоторые насекомые так размножились бы, что от листьев и веточек ничего бы не осталось!

Даже кукушка, хотя и не строит гнезда и не кормит птенцов, деревья защищает. Кукушки поедают опасных для леса мохнатых гусениц, которых другие птицы есть не могут.

  • Рассмотрите рисунок. Какая птица сидит на ветвях дерева? Соотнесите рисунок со схемами. Сравните схемы между собой. Объясните связи между деревьями, насекомыми и птицами.

Подумаем!

  1. Что произошло бы в весеннем лесу, если бы вдруг исчезли все деревья? все насекомые? все птицы?
  2. Какие изученные на уроке связи относятся к связям между растениями и животными? различными животными?
  3. Приведи свой пример невидимых нитей в весеннем лесу.

Проверим себя

  1. Какие насекомые кормятся на цветущей иве? Как они помогают иве?
  2. Как связаны между собой деревья, насекомые и птицы?

Сделаем вывод

Цветущие растения весеннего леса связаны с насекомыми: насекомые кормятся на цветках и в то же время опыляют растения. Лесные деревья тесно связаны с насекомыми и птицами.

Тема урока «Невидимые нити в весеннем лесу» 2 класс УМК "Перспектива"

Цель: систематизировать и расширять представления об экологических связях между живой и неживой природой, внутри живой природы, между природой и человеком

Планируемые результаты:

    учащиеся осознают необходимость сохранения живой и неживой природы;

    научатся устанавливать взаимосвязи в природе и выявлять роль человека в нарушении этих взаимосвязей или сохранении их;

личностных результатов обучения:

    формирование уважительного отношения к иному мнению;

    формирование ценностного отношения к природе родного края, понимания необходимости сохранения живой и неживой природы

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

    освоение знаний по теме «Невидимые нити».

Учебные задачи, направленные на достижениеметапредметных результатов обучения:

    формирование умения работать с новой информацией по теме «Невидимые нити» (отбирать, выделять, выстраивать логическую цепочку, делать выводы) (познавательные УУД).

    формирование умения устанавливать взаимосвязи в природе и выявлять роль человека в нарушении или сохранении их (познавательные УУД).

    формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания (коммуникативные УУД).

    формирование умений работать в статичных группах (коммуникативные УУД).

    формирование начальных форм рефлексии (регулятивные УУД).

    формирование творческих способностей учащихся в процессе создания моделей взаимосвязей в природе (личностные, познавательные УУД

1 Оргмомент. Эмоциональный настрой.

Добрый день, ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте улыбнемся друг другу, я рада вновь видеть ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам радость общения друг с другом и наш урок пройдет успешно.

2. Проверка домашнего задания.

Посмотрите внимательно, что у меня в руках? Что вам это напоминает?

Ребята, земля это наш с вами дом. Сейчас мы с вами продолжим предложения. (передавая друг другу мяч)

Я хотел чтобы на нашей планете - Земля всегда было: (чисто, красиво, зелено, было огромное множество животных, журчали чистые ручьи, чтобы все дышали чистым воздухом и пили полезную ключевую воду, чтобы всегда светило солнышко, чтобы на планете был мир)

Ребята, а для того, чтобы наши желания сбылись, от кого это зависит, как вы думаете? Конечно, от человека и его отношения к природе.

Какие знаки охраны природы вы придумали дома? (Ответы детей)

Молодцы! Вы очень хорошо знаете правила охраны природы. Поэтому мы смело можем отправиться с вами в лес.

3. Объявление темы и целей урока.

Как вы думаете, что интересного можно увидеть в весеннем лесу? Можно ли увидеть невидимое?

Какая будет тема нашего урока? (Невидимые нити в лесу) Что для этого нам нужно сделать? (Цели: узнать, что такое НЕВИДИМЫЕ НИТИ, научиться находить связи в природе, между природой и человеком, научиться изображать изученные связи с помощью схем).

4. Актуализация знаний

Когда ты идешь по тропинке лесной,

Вопросы тебя обгоняют гурьбой.

Одно «почему» меж деревьями мчится,

Летит по пятам за неведомой птицей.

Другое – пчелой забралось на цветок,

А третье – лягушкою скок в ручеек.

«Что» мышкой шныряет под листьями в норах,

«Кто» ищет в кустах притаившийся шорох,

Сидит «отчего» на зеленом листке,

«Куда» полетело верхом на жуке,

«Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень...

Вопрос за вопросом, и так – целый день.

Пойдем-ка, дружок, по тропинке вдвоем

Ответы искать под зеленым шатром.

(Загадки)

1. Как это скучно – Сто лет без движенья В воду глядеть на свое отраженье. Свесила ветки с обрыва нежная, тихая, грустная... ива

интересные факты

Когда ива зацветает, значит – конец зиме. Ива, символ солнца и весны, - одно из первых деревьев, распускающих свои пушистые почки под лучами весеннего солнца.
Первые пчелки спешат к иве. Ведь цветы и другие деревья еще не спешат зацветать. Деревья, с которых пчелы собирают нектар и затем делают мед, называются «медоносы».

2. От цветка к цветку летает,
Ярких бабочек пугает
Крупный, яркий и пушистый,
Хоботок чуть серебристый.
А гудит, как будто дрель
Полосатый добрый... .

интересные факты (выступают подготовленные ученики)

Шмели - одни из самых холодостойких насекомых. Они способны, ускоренно разогреть своё тело до необходимых 40 °C. Это позволяет им вылетать рано утром и собирать первый нектар, когда воздух ещё недостаточно прогрелся, и даёт шмелям преимущество перед другими насекомыми. Шмели в отличие от ос и пчел, миролюбивые насекомые, их можно широко использовать на садово-дачных участках. Более того – имеется даже такая малоизвестная отрасль как шмелеводство. Эта отрасль занимается разведением шмелей для опыления сельскохозяйственных культур с целью повышения урожайности последних.

3. Встреча с ней - одна беда,
Нос - как острая игла,
В щель забьется, вроде спит,
Только тронешь - зажужжит.

интересные факты (выступают подготовленные ученики)

Грозные насекомые с полосатым желто-черным брюшком, которые в солнечные дни кружат в парках, садах и нередко залетают в наши квартиры - это осы. Осы живут большими семьями и совместно заботятся о подрастающем поколении. Взрослые насекомые питаются нектаром и соком фруктов, а личинок они кормят насекомыми. Осы единственные на свете насекомые, которые регулярно жалят людей. Но обычно они нападают на человека только поблизости от своего гнезда. С помощью ярких желто-черных полосок на брюшке осы предупреждают людей и хищников, что они вооружены ядовитым жалом и могут дать достойный отпор любому врагу.

4. Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел -
Он вспорхнул и улетел.

интересные факты (выступают подготовленные ученики)

Бабочки – чешуекрылые насекомые. Это означает, что на их крыльях располагается множество небольших чешуек, которые, преломляя солнечный свет под разными углами, образовывают характерный рисунок. Нередко дети путают чешуйки с пыльцой. Пытаются стряхнуть, почистить крылья насекомому. На самом деле так поступать ни в коем случае нельзя. Крылья бабочки помнутся, она не сможет летать и погибнет.

Как вы думаете, есть ли связь между этими живыми существами?

(Ответы детей)

5.Самоопределение к деятельности

Чтение текста Н.Сладкова "Ивовый пир"

Как ива привлекает, зовет к себе насекомых? (Ива цветет первой, пока все деревья голые. Привлекает насекомых ярким цветом, запахом)

Расскажите, кто прилетел на ивовый пир.

Значит, для всех этих насекомых ива - это... (кормилица)

А что дают насекомые иве? (Насекомые опыляют растение. Они невольно переносят с женского на мужской цветок цветочную пыльцу. Для растения это очень важно: без опыления у него не будет плодов и семян.

Составьте схему связи. Какая группа связей получилась? (между растениями и животными)

Растения животные

6. Физминутка

7.Работа по учебнику

Мы только что видели, что насекомые очень полезны для цветущих растений. А гусеницы, которые питаются листьями, цветами и семенами растений, полезны для растений?

Что будет, если гусениц станет слишком много?

Кто поможет деревьям? Взгляните на схему. Какую связь между растениями и животными видите?

растение

животные животные

8. Работа в группах

1 группа

Прочитайте текст. О какой группе связей идет речь?

Солнце служит источником тепла и света для живых существ. Также живым существам необходимы воздух, вода.

2 группа

Стремительно летали, рассеивая воздух длинными крыльями, ласточки и стрижи. На лету они ловили насекомых: мух, комаров, мошек. Разгуливал важный грач. Он глотал все, что подбирал съедобное: улитку, жука, гусеницу, разные плоды и семена. Цапля, стоя у воды, ловила лягушек, небольших рыбок, водных насекомых.

3 группа

Прочитайте текст. О какой группе связей идет речь?

Человек с давних пор использует богатство земных кладовых. Одни - в строительстве, другие - для изготовления украшений.

4 группа

Прочитайте текст. О какой группе связей идет речь?

Растения не только основная пища, но и убежище для многих животных. В чаще леса скрываются от врагов и выводят свое потомство крупные звери – кабаны, лоси. Лес помогает существовать и размножаться многим животным.

живая неживая животные животные

природа человек растения животные

Вывод:

Вот такие связи в природе между растениями и животными, живой и неживой природой называются невидимыми. Они на первый взгляд не видны, но существуют, есть в природе повсюду. Все действительно связано друг с другом как бы нитью. Но эта нить рвется, когда в природе что-то нарушается. И очень часто человек сам нарушает эти связи.

Чтение наизусть заранее подготовленными учениками стихотворения Б. Заходера «Все-все, все на свете, на свете нужны!»

Все-Все,
Все на свете,
На свете нужны,
И Мошки
Не меньше нужны, чем Слоны.

Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых
И даже без хищников, -
Злых и свирепых.

Нужны все на свете!
Нужны все подряд -
Кто делает мед
И кто делает яд!

Плохие дела
У Кошки без Мышки,
У Мышки без Кошки
Не лучше делишки!

И, если мы с кем-то
Не очень дружны,
Мы все-таки ОЧЕНЬ
Друг другу нужны!
А если нам кто-нибудь
Лишним покажется,
То это, конечно,
Ошибкой окажется!

Все-Все,
Все на свете,
На свете нужны,
И это все дети
Запомнить должны!

Ответы на вопросы

(После прослушивания стихотворений каждая группа отвечает на вопрос)

1.Докажите, что на Земле нужны мошки?

2.Докажите, что нельзя обойтись без свирепых хищников.

3. Почему без мышки, у кошки не лучшие делишки?

4. Почему ошибкой окажется, если кто - нибудь лишним окажется?

- А какие невидимые нити существуют в нашем классе? (учитель-ученики)

Подведём итог урока.

Какие перед нами стояли учебные задачи? (На экране по мере ответов учеников появляется слайд « Итог урока».)

Справились мы с ними? (Узнали… , научились…)

    узнали, что такое НЕВИДИМЫЕ НИТИ,

    научились находить связи в природе, между природой и человеком,

    научились изображать изученные связи с помощью моделей.

Окончен урок и выполнен план,

Спасибо, ребята, огромное вам,

За то, что упорно и дружно трудились,

Что мне и друг другу вы так пригодились.


«ивовый пир»

Ивовый пир

Просмотр содержимого документа
«к уроку»

РАСТЕНИЯ ЖИВОТНЫЕ

РАСТЕНИЯ

ЖИВОТНЫЕ ЖИВОТНЫЕ

ЖИВОТНЫЕ ЖИВОТНЫЕ

ПРИРОДА

ЖИВАЯ НЕЖИВАЯ

ПРИРОДА ЧЕЛОВЕК

РАСТЕНИЯ ЖИВОТНЫЕ

Ивовый пир

Зацвела ива - гости со всех сторон. Кусты и деревья ещё вокруг голые, серые; ива среди них как букет, да не простой, а золотой. Каждый ивовый барашек, как пуховый жёлтый цыплёнок: сидит и светится. Пальцем тронешь - желтеет палец.

Щёлкнешь - золотой дымок запарит. Понюхаешь - мёд. Спешат гости на пир. Шмель прилетел: неуклюжий, толстый, мохнатый, как медведь. Забасил, заворочался, весь в пыльце измазался.

Прибежали муравьи: поджарые, быстрые, голодные. Набросились на пыльцу, и раздулись у них животы, как бочки. Того и гляди ободки на животах лопнут.

Комарики прилетели: ножки горсточкой, крылышки мельтешат. Крошечные вертолётики. Жуки какие-то копошатся. Мухи жужжат. Бабочки крылья распластали. Шершень на слюдяных крыльях, полосатый, злой и голодный, как тигр.

Все гудят и торопятся: зазеленеет ива - пиру конец. Зазеленеет, потеряется среди других зелёных кустов. Пойди-ка тогда её найди! А сейчас как букет, да не простой, а золотой.

Н.Сладков

Просмотр содержимого презентации
«презентация к уроку»




Цели:

Узнать, что такое НЕВИДИМЫЕ НИТИ.

Научиться находить связи в природе.

Научиться изображать изученные связи

с помощью схем.





Деревья

Насекомые

Птицы


Итог урока

Узнали

что такое невидимые нити

Научились

находить связи в природе, между природой и человеком

изображать изученные связи с помощью схем


ОЦЕНИ СВОЮ РАБОТУ НА УРОКЕ

Я работал сегодня очень хорошо

и у меня все получилось

Я работал сегодня хорошо и у меня

все получилось

Я не доволен своей работой


Министерство образования и науки Республики Татарстан

ГБПОУ «Бугульминский профессионально-педагогический колледж»

Урок по окружающему миру

Тема : «Невидимые нити в весеннем лесу»

МБОУ гимназия № 7

Составила: студентка 221 группы

Специальность: 44. 02. 02

Преподавание в начальных классах

Апалькова Елена Николаевна

Проверила:

Методист:________ /Фаткульдинова Г.Н./

Учитель:__________ /Лихачева М.А./

Дата проведения: 13.04.2017 г.

Рассматривают рисунок и пытаются объяснить.

Читают.

Находят и читают.

Предлагают свои ответы.

Приводят свои примеры.

Цепь питания всегда начинается с растения. Растение питается энергией солнца и минеральными веществами из почвы. В цепь питания входят живые организмы. В дубраве растения и животные взаимосвязаны, приспособлены к совместной жизни. Они друг без друга не смогут просуществовать. Мы говорили о невидимых нитях, а вот теперь увидели явную нить, которая их связывает.

Выполняют физкультминутку.

Личностные: Обоснование выбора своего способа решения. Формирование уверенности в собственных знаниях.

Коммуникативные: участвуют в диалоге, формулируют собственную позицию.

5. Первичное закрепление

Поработайте в группе, выполните задание и попытайтесь доказать, что произойдет, если нарушится экологическое равновесие.

Повторим правила групповой работы.

1 группа, 3 группа

Если запретить охоту на хищных птиц, но вырубить все крупные деревья, сохранятся ли в данной местности хищные птицы?

2 группа, 4 группа

Пример пищевой цепи:

Слива-- тля----- муравей ------- дятел ------- сова (насекомоядная (хищная птица)

Что произойдет при уничтожении хищных птиц?

Молодцы, ребята!

Для закрепления знаний давайте выполним задание № 1 в рабочей тетради. Открываем станицу 50.

Если вырубить крупные деревья, то уменьшится численность хищных птиц, т.к. деревья – это дом для них, там они строят гнезда. Хищники оказывают пользу, т.к. они являются санитарами леса.

Уничтожение хищных птиц приведет к тому, что увеличится количество грызунов. А если увеличится численность грызунов, то пострадают растения. Истребление хищников из числа птиц приведет к увеличению численности насекомоядных птиц.

Выполняют задание.

Коммуникативные: участвуют в диалоге, формулируют собственную позицию

Когнитивные: продуктивное использование учебных действий;

Личностные;

Регулятивные: самоконтроль.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.

Тема: «Невидимые нити в весеннем лесу».

    Что насекомые переносят с цветка на цветок?

А) пыльцу

Б) нектар

    Какая птица поедает мохнатых гусениц?

А) воробей

Б) сокол

В) кукушка

    Какие насекомые кормятся на цветущих растениях?

А) пчелы, шмели

Б) мухи, комары

    Какая птица не строит гнезда?

А) скворец

Б) кукушка

    Приведи пример невидимых нитей в весеннем лесу:

_________________________________

Выполняют тест.

Регулятивные: целеполагание, прогнозирование;

Познавательные : выбор наиболее эффективных способов решения проблем;

Личностные.

7. Итог занятий. Рефлексия деятельности

Подводит итог урока:

Что нового узнали?

Как узнали, что помогло?

Где пригодятся знания?

Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний?

Отвечают на вопросы учителя.

Фиксирует удовлетворенность/ неудовлетворенность своей работы на уроке.

Регулятивные: контроль, коррекция и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению,

Личностные: самоопределении

«Невидимые нити в весеннем лесу»

Целевые установки урока

Предметные результаты:

Приводить примеры невидимых нитей в весеннем лесу;

Выявлять связи в весеннем лесу на конкретных примерах;

Метапредметные результаты:

Рассказывать о взаимосвязях между растениями и животными в весеннем лесу;

Извлекать из текста и иллюстраций учебника информацию о связях в природе;

Анализировать рисунки и схемы в учебнике;

Соотносить их между собой;

Сравнивать разные виды схем, в том числе работая в паре;

Моделировать связи в весеннем лесу с помощью различных видов схем;

Рассказывать по схемам (моделям) о невидимых нитях в весеннем лесу;

Использовать дополнительную литературу для написания собственного рассказа о кукушке.

Личностные результаты:

Осознавать важность охраны взаимосвязей между растениями и животными.

Ход урока:

I Организационный момент

Слайд 1

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научитесь наблюдать,

Будем вместе развивать у себя внимательность,

А поможет всё узнать наша любознательность.

II Актуализация знаний

1) Послушайте «Сказку о художнике, который решил нарисовать лес»

– Что такое лес? – размышлял художник. – Конечно, деревья!

Нарисовал березы, ели, сосны и осины, дубы и липы. Да так похожи они получились, что вот-вот ветки закачаются. А в углу, нарисовал старичка-лесовичка. Повесил картину, а через некоторое время, взглянув на нее, увидел сухие стволы.

Что случилось? – удивился художник. Почему мой лес засох?

Нарисовал художник траву, цветы, но лес опять засох.

– А насекомых нарисовал? – опять послышался голос лесовичка.

Нарисовал художник насекомых, но они облепили все деревья.

– Нужны птицы, а еще – кусты и ягоды, – не унимался лесовик.

Дорисовал, но лес все равно продолжал чахнуть.

- Что значит, чахнуть? (сохнуть, погибать)

- Ребята, если бы вы были на месте художника, как бы вы поступили, чтобы лес не чахнул?

– Нарисуй жабу и ящерицу, грибы! – проговорил лесовичок.

– Нет, – сказал художник.

Долго они спорили, и художник согласился. Дорисовал много разных зверей. Стало темно, и художник захотел зажечь свет, но вдруг послышался треск сучьев и чье-то фырканье.

– Вот это настоящий лес! – сказал лесовичок.

Слайд 2

Такой лес не погибнет, потому что в нем есть все: и деревья, и кусты, и травы, и цветы, и грибы, звери, птицы, насекомые. Это их дом.

Вы согласны со словами старичка-лесовичка? Скажите, а вам интересно изучать окружающий мир?

Желаю вам сегодня на уроке глубже познать тайны природы! А старичок-лесовичок нам поможет.

2) Игра «Живое-неживое»

Но для постижения тайн природы надо обладать знаниями. Вы готовы их проверить?

Предлагаю вам сыграть в игру «Живое-неживое».

Переход на диск.

Послушайте задание. Отгадай загадку. Подумай, к какой природе ты отнесешь этот объект. (Луна, звезды, облака, растения, солнце, гриб, вода, рыба, снежинка, еж, скворец.)

А что думает о ваших знаниях наш гость? (Молодцы!)

3) Посмотрите видеофрагмент. Встреча, с каким временем года предстоит нам сегодня? (Видео «Музыка весны»)

Догадались? (Это весна)

Какие изменения происходят весной в живой и неживой природе? (…, распускаются первые цветы)

III Постановка учебной задачи

1) Ваня загадает вам загадку. О каком раннецветущем растении идет речь?

Цветущие кусты издали привлекают к себе внимание. На прозрачном фоне леса выделяются ярко-жёлтые соцветия, покрытые липкой пыльцой и издающие тонкий аромат. Пальцем тронешь – пожелтеет палец, щелкнешь – золотой дымок запарит, понюхаешь – мед.

Догадались? Что это? (ива)

Слайд 3

Кто прилетает весной к иве на пир? (насекомые)

Как вы думаете, связаны ли между собой ива и насекомые, то есть растения и животные? (да)

2) Предположите, о чем мы будем говорить на уроке (о связи растений и животных).

На слайде тема «Невидимые нити в весеннем лесу» (анимация на появление)

Прочитайте тему урока. Значит, как можно назвать связи в природе? (невидимые нити)

Какие существуют невидимые ниточки - связи в природе, вам сейчас предстоит это выяснить.

IV Открытие нового знания (этап изучения новых знаний)

1) На партах у вас конверты. Достаньте из них карточки с текстами. Работая в парах, определите, о каких связях в природе говорится в ваших текстах. Выберите верный ответ.

1 группа

о каких связях в природе

Между неживой и живой природой есть тесная связь. Солнце служит источником тепла и света для живых существ. Также живым существам необходимы воздух и вода.

1) между живой и неживой природой

2) между растениями и животными

3) между различными животными

Прочитайте ваш текст. О каких связях идет речь? (О связях между неживой и живой природой)

2 группа

Прочитайте текст. Определите, о каких связях в природе в нём говорится. Выберите верный ответ.

Стремительно летали ласточки и стрижи. На лету они ловили насекомых: мух, комаров, мошек. Разгуливал важный грач. Он глотал всё, что подбирал съедобное: улитку, жука, гусеницу. Цапля, стоя у воды, ловила лягушек, небольших рыбок, водных насекомых. А в воде плавала утка-кряква. Чтобы поесть, она опрокидывалась вниз головой и шарила по дну клювом, собирая мелкую водную живность.

Слушаем ваш текст. Назовите, какие невидимые ниточки вы нашли? (Связи между различными животными)

На слайде схема. Убрать прямоугольник - открыть стрелки.

3 группа

Прочитайте текст. Определите, о каких связях в природе в нём говорится. Выберите верный ответ.

Растения не только основная пища, но и убежище для многих животных. В чаще леса скрываются от врагов и выводят свое потомство крупные звери - кабаны, лоси. Лес помогает существовать и размножаться многим животным. И животные помогают расселяться растениям.

(Связи между растениями и животными)

Обобщение по схеме.

Какой вывод можно сделать? Какие связи есть в природе? (Связи между живой и неживой природой, растениями и животными, различными животными).

Эти связи называются невидимыми. Они на первый взгляд невидны, но существуют, есть в природе повсюду. Все в природе связано друг с другом, как будто бы нитью).

Физминутка

V Первичное закрепление

Попробуем сами разглядеть эти ниточки.

1) Откройте учебники на стр. 90. Прочитайте заголовок («С кем дружит ива»).

Как вы думаете, с кем дружит ива, о чем говорится в статье?

Прочитайте текст жужжащим чтением. Подготовьтесь ответить на вопросы.

Какая ива весной? (ярко-жёлтая)

Как вы думаете, почему растение выбрало себе такой наряд? (чтобы привлечь насекомых)

Какие насекомые кормятся на цветущей иве? (шмели, пчелы, бабочки).

Почему они выбрали себе в друзья иву? (медонос)

Значит, растения дают насекомым питание. Рассмотрите схему на стр. 91.

Выдвинуть схему на слайде.

Объясните, почему стрелки на схеме направлены в обе стороны? (польза и для растений)

Найдите предложение, подтверждающее ваш ответ.

Оправдались ли наши предположения? Вы были правы.

2) Мы убедились, что насекомые полезны для цветущих растений. На следующей странице для вас приготовлена еще одна загадка. Перелистните страницу и прочитайте название («Как связаны между собой деревья, насекомые и птицы»)

Значит не только растения и насекомые могут быть связаны между собой, но и деревья? Как вы думаете?

Найдем в тексте доказательства наших предположений. Прочитаем текст с комментированием.

1 часть текста. Есть ли ниточки в этой части текста? (да, насекомые кормятся корой, древесиной, листвой деревьев). Подтвердите ответ предложением. Прочитайте.

2 часть. О какой связи прочитали? (о связи птиц и насекомых) Как об этом сказано в тексте? (а насекомые кормятся птицами)

3 часть. О чем вы узнали, прочитав этот отрывок? (птицы помогают деревьям, поедая насекомых)

Работа со схемой на слайде.

Слайд 4

Выйдите к доске и покажите на схеме, как связаны между собой деревья, насекомые и птицы.

Как вы думаете, а гусеницы, которые питаются листьями, цветами и семенами растений, полезны для растений? (нет)

Что будет, если гусениц станет слишком много? (нанесут большой вред деревьям)

Кто может помочь деревьям? (птицы)

Птицы, как и хищные звери, играют роль санитаров леса.

Какая птица изображена на рисунке? (кукушка)

Вредная она или полезная? (полезная) Почему? (она поедает опасных для леса мохнатых гусениц, которых другие птицы есть не могут)

VI Самостоятельная работа с самопроверкой

1) Можете ли вы сами привести пример связи. Например, между живой и неживой природой, растениями или животными или различными животными. (ответы детей)

2) Откройте рабочие тетради на стр. 51, зад. 3. Прочитайте его.

Можете вы выполнить это задание? Хочу предложить свою помощь.

Слайд 5

Прочитайте стихотворение и найдите пример связи.

В рамочке составьте схему с названиями. Выполните задание самостоятельно.

Проверка выполнения задания.

Ребята, о какой связи мы сегодня не сказали на уроке? (о связи человека и природы) Может ли человек прожить без неживой природы? Почему? Что дает ему живая природа? Не забывайте об этом. Будьте природе друзьями.

VII Домашнее задание : в рабочей тетради стр. 50 зад. 1, дополнительно по желанию – зад. 4.

VIII Рефлексия

Понравился ли вам урок?

Что узнали нового?

Что было для вас сложным?

Подведем итог. Оценим свои знания и вашу работу на уроке.

На столах у вас лежат конверты. Достаньте из них солнышко, листочек и тучку.

Слайд 6

Если вам было всё понятно. Я молодец! – покажите солнышко.

Если вы считаете, что у вас не всё получилось, но вы старались! – покажите листочек.

Если вы думаете, что вам надо быть внимательнее! – покажите тучку.

Спасибо за плодотворную и активную работу на уроке.

Природа представляет собой необычайно сложную систему. В этой системе задействованы деревья, кустарники, насекомые, животные, птицы и так далее. Выживание всей системы является залогом благополучия каждого из ее элементов.

Что такое невидимые нити в весеннем лесу

Данная взаимосвязь элементов природы называется невидимыми нитями. Они пронизывают жизнь все животных и растений. Эти нити связывают все живое, создавая единую систему. Они протянуты от каждого растения к каждому животному, кустарнику или дереву.

Поэтому, любое, даже самое маленькое насекомое связано множеством нитей с другими обитателями леса или степи.

Эти нити невидимые, но они очень важны и нарушать созданный природой баланс, опасно. Даже незначительное его нарушение может привести к катастрофическим последствиям – гибели отдельных видов или целый экосистем.

Пример нитей в весеннем лесу

Весной сильно повышается уровень влаги в почве и воздухе. Это связано с таянием снега и повышением температуры воздуха. Природа оживает именно весной. В это время невидимые нити наиболее заметны:

  • Влажность почвы, прогретый воздух приводит к росту травы, кустарников и деревьев. Появляются новые ростки, укрепляются и активно растут взрослые деревья;
  • Травой, листвой питаются насекомые. Они становятся удобрением для тех же кустарников или деревьев;
  • Корме того насекомыми питаются птицы и животные. Продукты их жизнедеятельности опять же становятся удобрением, которое обеспечивает рост деревьев;
  • Травоядными животными, птицами питаются хищники. Наличие травоядных является залогом существования хищников, находящихся на вершине пищевой цепи;
  • Погибая, хищники удобряют грунт, способствуя произрастанию новых растений.

Таким образом, в весеннем лесу ничего не пропадает. Все, что происходит служит для общей пользы. Даже гибель животного нужна. Она имеет важное значение для выживания всех остальных. Поэтому, естественный ход вещей не приводит к исчезновению целых видов живых существ.

Подобные взаимосвязи и являются нитями весеннего леса.