Мoдa

Что нужно стать военным летчиком. Старт в профессию пилота: советы абитуриентам и адреса учебных заведений

Можно стать, только получив образование в одном из авиационных институтов и училищ. Они бывают гражданские и военные. Самый известный авиационный институт для гражданских – МАИ. Чтобы поступить туда, необходимо предоставить следующий комплект документов:

– аттестат об окончании одиннадцати классов средней школы или диплом об окончании летного училища;
– сертификат о прохождении Единого Государственного экзамена;
медицинскую справку (форма N 086/у);
– удостоверение гражданина, подлежащего призыву (приписное свидетельство) или военный билет (только для мужчин 18-27 лет);
– общегражданский паспорт (копия и оригинал);
– фотографии – 3х4 или 4х6, черно-белые, 6 шт.

Также необходимо иметь хорошие знания в области физики и математики, так как при поступлении проводятся дополнительные экзамены по этим предметам.

Готовят пилотов и военные институты и училища. Они расположены в Иркутске, Ульяновске, Ейске, Краснодаре и других городах России. Для поступления в каждое из этих учебных заведений необходим свой комплект документов, список которых можно уточнить по телефону. Телефоны вузов и училищ можно найти на справочных сайтах.

Закончив нужный вуз или авиационное училище, необходимо стать действующим пилотом и налетать определенное количество часов, чтобы иметь возможность получить второе образование по специальности «летчик-испытатель».

Летчики-испытатели – где их готовят

Летчики-испытатели требуются как в военной , так и в гражданской. Готовят их в школах летчиков-испытателей. Их в России всего две – в подмосковном Жуковском и городе Ахтубинске. Чтобы поступить туда, необходимо иметь образование по специальности летчик-инженер, причем предпочтение отдается кандидатам, закончившим учебное заведение с отличием. Также к экзаменам допускаются только пилоты, налетавшие определенное количество часов. При этом возраст абитуриента должен быть не старше тридцати одного года. С каждым из поступающих в школу проводится собеседование. Кроме того, будущие летчики-испытатели проходят специальные психологические тесты, целью которых является выявление готовности к этой сложной и опасной работе.

Обучение в школе летчиков-испытателей проводится в течение полутора лет. За это время будущие специалисты летают на двенадцати видах самолетной техники, а также изучают различные тренажеры. К концу обучения слушатели умеют определять летно-технические характеристики авиационной техники, а также могут выполнять полеты любых видов.

Даже если вы человек, давно закончивший обучение по своей специальности, но очень желающий стать пилотом – ничего не потеряно. Главное определиться: хотите вы просто научиться управлять летательным аппаратом или же стать полноценным пилотом пассажирского или грузового самолёта. Давайте посмотрим на этапы обоих вариантов и выберем лучший путь развития пилота.

Как стать пилотом – частные школы пилотов

Идеально подходят для тех людей, которые не жаждут работать по специальности, а хотят лишь научиться управлять самолётом. Такие программы рассчитаны на людей всех возрастов, длятся они от месяца до года, по вашему усмотрению. Конечно же, стоимость такой школы будет не маленькой и цена практического лётного курса может колебаться в районе двенадцати тысяч рублей за час подготовки.

После окончания такой школы, вы будете полноценным пилотом – любителем, но коммерческим пилотом устроиться вы не сможете, так как не получите лётного свидетельства. Однако, если задаться такой целью и найти место, где вы сможете налетать положенные часы, то всё возможно. Могут найтись люди, которые возьмут вас своим частным пилотом, тогда вы точно сможете выполнить установленную норму часов.

Как стать пилотом – лётные академии

С академиями всё намного сложнее, туда поступают люди, которые хотят стать квалифицированными, коммерческими пилотами и управлять грузовыми и пассажирскими лайнерами.

Перед поступлением вам придётся сдать много экзаменов, не только физику и другие школьные предметы. В курс экзаменов также входит очень жёсткая сдача физической культуры. Экзамен включает в себя несколько нормативов, такие как бег, прыжки, выносливость. После этого проходит проверка медицинских показателей. Следить за своим здоровьем вам придётся и во время обучения, так как медицинские комиссии – частое испытание пилота. Даже перед устройством на работу вы каждый раз будете проходить врачей по очень широкому кругу. После сдачи вас ожидает ещё один специалист – психолог. Это важный этап экзамена, так как пилот отвечает за жизни многих людей, иногда несколько сотен. Психическое здоровье такого человека должно быть на высоте. В критической ситуации в небе пилот должен реагировать быстро и холодно.

Если вы поступили в лётную академию, то вас ожидают пять лет учёбы. По завершению обучения вы получите соответствующее свидетельство, но сразу летать вас никто не пустит. Дело в том, что для получения паспорта пилота вам нужно пролетать определенное количество часов, а студенты имеют в большинстве своём их слишком мало. На первых этапах постарайтесь устроиться вторым пилотом в небольшую компанию, которая позволит вам налетать недостающее время.


Работа пилотом

Готовьтесь к тому, что для каждого типа пилотирования вам придётся получать всё новые и новые свидетельства, на данный момент есть такие виды:

  • свидетельство частного пилота (до 2009 г. в нормативных документах – свидетельство пилота-любителя);
  • свидетельство коммерческого пилота;
  • свидетельство пилота многочленного экипажа;
  • свидетельство линейного пилота;
  • свидетельство пилота планера;
  • свидетельство пилота свободного аэростата;
  • свидетельство пилота сверхлёгкого воздушного судна.

Каждое из них подразумевает сдачу определенных экзаменов и требования к вашему опыту и квалификации.


Кроме груза ответственности и экзаменов стоит помнить, что пилоты имеют хорошую зарплату и большой социальный пакет. На пенсию пилот может выйти, как только налетает около 6000 часов, а выполнять обязанности капитана до 60-ти лет.

Какая она профессия - пилот, где можно получить документ, удостоверяющий твою к ней принадлежность, что следует знать, прежде чем сделать выбор. Что же нужно для того, поднятия самолета в небо? ? Хватит ли определенного багажа знаний, который получают в летных СУЗах или ВУЗах. Эти и многие другие вопросы интересуют молодое мужское поколение.

К великому сожалению абитуриентов и авиакомпаний, все не так просто. Более того, ситуация в профессии крайне запутанная - с одной стороны, нехватка пилотов, с другой стороны выпускников не принимают на работу. Но, все по порядку.

Критерии отбора.

Образовательные учреждения такого плана в основном существуют на основе бюджетных мест, но не все желающие попадут в них. Причина в прохождении медицинского обследования, любое отклонение от нормы может стать поводом для отказа.

У будущего пилота должны быть здоровые сердце, сосуды, легкие, нормальное артериальное давление, а вестибулярный аппарат без нарушений. Во время учебного процесса, студенты, а вернее, курсанты, неоднократно будут проходить комиссию, при любой проблеме со здоровьем, с профессией можно расстаться.

Медицинский осмотр пилоты проходят не только во время обучения, но и на протяжении всей своей рабочей жизни, проходят тщательно, с предвзятостью заглядывая вперед. Наверное, по этой причине в наше время выпускается гораздо меньше представителей этой профессии, чем буквально пару десятков лет назад, это ведет к тому, что, например, за пятилетний отрезок времени, на пенсию уходят в два раза больше пилотов, относительно поступающих на службу.

Чему учат пилотов.

Жизнь студента летной профессии очень интересна и насыщенна. Для начала он знакомится с устройством самолетов различных видов. Изучает способы и возможности эксплуатации и управления судном, на профессиональном языке это называется - навигация, в объем которой входят – теория и практика способов управления воздушным средством, а так же маршрутизация - ориентирование его в оптимально выбранном пространственном пути.

Изучают конструирование самолетов и их двигателей, метеорологию, аэродинамику. Учатся оказывать первую помощь, прыгать с парашютом, осваивают навыки спасателя. А еще каждому пилоту обязательно нужно знать английский язык, для работы на международных рейсах.

Практика обычно проходит в учебно-тренировочных комплексах на специальных тренажёрах.

Что ждет выпускников.

Но, несмотря на нехватку специалистов этой профессии, не каждая компания раскрывает свои двери молодым выпускникам, а, вернее сказать и вовсе не раскроют. После выпуска из учебного заведения, где курсанты приобретают небольшое количество часов проведенных за штурвалом, следует заняться повышением своей квалификации: увеличить налет часов и получить лицензию на полеты. Чем больше часов налетает выпускник, тем в более выгодном свете он появится пред будущим работодателем

И вот здесь пилот-выпускник сталкивается с большой проблемой. Еще в прошлом столетии все это было очень легко и просто, но учебные организации, которые выдавали лицензию и помогали налетать часы, были закрыты или переданы в частное управление. Потому что, все это невероятно дорого - топливо, техника, ремонт и простой уход.

Как стать пилотом без образовательного заведения.

Как уже говорилось выше, существуют аэроклубы, предоставляющие курсы пилотирования и часы полетов, в основном коммерческие, где действует ступенчатая система обучения.

    Первая ступень - по окончании вдается сертификат пилота-любителя, с которым вы можете летать, но не сможете устроиться на работу, так сказать – сам себе пилот.

    Вторая ступень – пилот коммерческого характера. До получения сертификата этой ступени допускаются только при наличии сертификата предыдущей ступени. Пилот уже имеет право работать, водить легкие самолеты, отправляться в коммерческие рейсы на самолетах, у которых имеется лишь один двигатель. Таких коммерческих пилотов обычно берут в небольшие авиакомпании, для полетов на короткие расстояния.

    Третья ступень – линейные пилоты. Сертификат этой категории также нельзя получить без первых двух или диплома пилота, любого учебного заведения. Линейный пилот имеет в десять раз больше летных часов, чем выпускник ВУЗа и право вождения всех самолётов, именно таких пилотов и ищут работодатели авиакомпаний. И не просто ищут, а в буквальном смысле, отслеживают и ждут.

В помощь будущим абитуриентом составлен список основных Высших и средних учебных заведений.

Многих мальчишек с детства беспокоит вопрос, как стать летчиком, ведь это чисто «мужская» и очень романтическая профессия. С возрастом многие забывают о ней и меняют свои интересы, но есть и такие, которые остаются верны цели до конца, так как стать пилотом самолета - это мечта всей их жизни.

Для того чтобы получить лицензию, потребуется:

  • окончить специальный курс;
  • пройти очень серьезный медосмотр;
  • сдать письменный экзамен.

Далее следует получить сертификат о том, что подготовка была успешно пройдена, «налетать» часы (коммерческий летчик должен иметь в активе минимум 250 часов) и получить документ, удостоверяющий, что вам присвоена квалификация «летчик».

Подготовительная программа пилота

Наиболее успешно осваивают профессию те, кто действительно «болеет небом» и не мыслит жизни на земле, не боится препятствий и не «сломается» в первые несколько лет, которые будут адски трудными.

Но мечты мечтами, а вначале потребуется окончить обычную школу либо гимназию, причем желательно иметь неплохие оценки в школьном аттестате, поскольку двоечников и троечников в такие заведения редко принимают, понимая, что у них не хватит усидчивости и терпения. Кстати, придется «подналечь» на английский язык - его знание является одним из основных условий приема абитуриента либо слушателя в вуз или на курсы.

Так как стать пилотом самолета достаточно сложно, а сама профессия довольно специфична, лучше взять первые уроки еще в 16 лет. Это поможет вам понять, подходит ли вам специальность или нет, поскольку теория и практика отличаются друг от друга. Если ваше желание только окрепло - ищите средства для того, чтобы оплачивать занятия в летной школе.

На коммерческого пилота или пилота частных авиалиний можно учиться параллельно с учебой в другом вузе или работой. Пилот-профессионал не может позволить себе такой «роскоши», он должен отдать все время этой профессии, поскольку обучение будет более интенсивным, глубоким и продолжительным. Отдельного решения потребует вопрос, как стать военным летчиком, поскольку без службы в армии не обойтись.

Летная подготовка

Во-первых, получить базовые навыки специальности можно в армии, где в программу подготовки будут входить и практические часть. Но, обратите внимание, что этот вариант был максимально правильным лет 10-12 назад, поскольку сегодня многие авиалинии стараются нанимать в свой штат пилотов с гражданским, а не военным летным опытом, в силу серьезных различий между этими видами полетов.

Во-вторых, можно пройти квалификационные курсы для получения сертификата ученика пилота. Для того чтобы записаться на курс, потребуется пройти медицинское освидетельствование, выполненное в рамках соответствующей установленной формы, о том, что вы не имеете физических ограничений, которые могли бы воспрепятствовать учебе и дальнейшей работе «на высоте». Медосмотр является платным, поэтому уточните его стоимость в вашем регионе.
В-третьих, нужно поступить в летную школу или на курсы по программе обучения пилотов, где есть практические задания, чтобы налетать 250 часов. Стоимость обучения зависит от уровня и репутации учебного заведения или курсов, но варьируется в пределах 8.000-20.000$. Остальные расходы будут зависеть от квалификации, которая вам необходима.

В конце обучения нужно будет сдать экзамен в виде теста из 100 вопросов и контрольный полет, которые проведут сертифицированные экзаменаторы. В задачу входит составление плана полета и его выполнение.

Летный опыт

Для получения сертификата коммерческого летчика потребуется, как уже говорилось, 250 летных часов, но для получения работы их будет маловато, потребуется минимум 500 часов. «Налетать» их можно, поступив на работу инструктора, найти место в малой сельскохозяйственной авиации, туристических самолетах и пр.

Не забывайте о квалификационных оценках, получая их по разным направлениям:


Кстати, время от времени потребуется и обновлять медицинскую справку.

Как устроиться на работу

Первое заявление лучше подавать в региональные авиалинии, где конкурс на вакантные должности минимален, поскольку график очень плотный, а заработная плата, по сравнению с «большой» авиацией, невелика. Но не переживайте, ваша задача сейчас заключается в продвижении по служебной лестнице, своим опытом зарабатывая повышение и хороший график работы.

Через 5-7 лет можно искать более перспективную работу, но не медлите, поскольку состояние здоровья и возраст в этой профессии важны, как нигде. В работе может быть «черная полоса», поскольку спрос на летчиков то падает, то возрастает, в зависимости от сезона и состояния экономики в целом. Поэтому в период «застоя» можно попытаться получить сертификат командира, являющийся наивысшим квалификационным уровнем для коммерческого пилота. Для того чтобы претендовать на должность, потребуется налетать 250 часов командиром, а также иметь в активе 1500 часов в качестве пилота.

Что необходимо для того, чтобы стать летчиком?

    • диплом обычной и летной школ;
    • медицинская справка;
    • сертификат летного инструктора;
    • от 500 летных часов;
    • отметки про допуск по приборам и полетам;
    • экзамен, сданный на «хорошо» и «отлично»;
    • сдача контрольного полета.

В последнее время профессия военного в нашей стране становится всё более популярной. Жизнь в погонах всё больше привлекает молодых людей, и не зря, ведь военные имеют достойную заработную плату, льготы и прочие преимущества перед лицами «гражданскими».

Хочу стать военным: что делать

Как стать военным в нашей стране? Для этого есть несколько различных способов.

  • Если мысль об офицерской жизни пришла ещё в детстве, то можно попробовать пойти учиться не в обычную школу, а, допустим, в кадетский корпус. Из него будет легче поступить в военное училище.
  • Второй способ, как стать военным – после девятого класса можно поступить в школу МВД. Для этого нужно сдать экзамены, пройти отбор, получить медицинское заключение. Особое внимание к претендентам уделяют в отношении физической и военной подготовки. Окончив школу МВД, молодые люди дальше получают возможность поступить в военное училище или военный вуз. Вузы и училища обучают по программам подготовки офицеров граждан в возрасте от 16 до 27 лет, военнослужащих, не получивших офицерские звания, а также отслуживших до 24 лет и имеющих среднее общее или среднее профессиональное образование. На сегодняшний день в нашей стране офицеров готовят более пятидесяти учебных заведений.
  • И, наконец, третий способ, как стать военным предполагает заключение контракта после службы в армии. Если при всём при этом, вы отучились на юриста и посещали военную кафедру в своем вузе, то у вас будут прекрасные шансы устроиться в милицейской или военной сфере, и сразу получить офицерское звание.

Чтобы стать военным, главным образом, нужно иметь хорошую физическую подготовку, также не последнюю роль играют интеллектуальное и нравственное развитие.

Как стать военным летчиком

Не меньшим уважением пользуется профессия тех, кто работает в максимальной удаленности от земли, то есть военные авиаторы. Во избежание путаницы хочется сразу сказать, что лётчиками обычно называют военных авиаторов, а пилотами – гражданских авиаторов. И тех и других готовят в летных училищах, которых, кстати, на порядок меньше чем военных вузов.

Так, выучиться на лётчика с высшим военно-специальным образованием можно в военно-воздушной академии имени Н.Г. Жуковского. А, вертолетчиков с высшим военно-специальным образованиям готовят в Сызранском высшем военном авиационном училище, и также в филиале академии имени Жуковского.

От военных летчиков требуется огромное чувство ответственности, отсутствие боязни высоты, лидерские качества, устойчивая психика, высокий интеллект и многое другое. Если вы задаётесь вопросом – как стать военным летчиком, учитывайте, что вам необходимо обладать всеми перечисленными выше качествами.

Кроме того, для людей этой профессии потребуется отличное здоровье, острое зрение, устойчивый вестибулярный аппарат и хороший слух.

И, конечно, не обойтись здесь без стремления к совершенствованию и развитию, ведь лётчики постоянно учатся и регулярно сдают различные нормативы и экзамены.

Профессии обычного военного и военного лётчика престижны и почётны. Но вместе с тем, эти специальности трудны и требуют большой самоотдачи, поэтому хорошо обдумайте, прежде чем принимать решение становиться военным.