Мoдa

Дайте определение поэма на примере произведения мцыри. М.Ю

ПОЭМА – крупное стихотворное произведение с развёрнутым сюжетом. Лиро-эпическое произведение, т.к. рассказывая о судьбе своих героев, рисуя картины жизни, поэт высказывает собственные мысли, чувства, переживания.

Произведение Лермонтова «Мцыри» - это романтическая поэма.
Композиция поэмы своеобразна: после небольшого вступления, рисующего вид заброшенного монастыря, в небольшой второй главе – строфе рассказана вся жизнь Мцыри, а все остальные главы (их 24) представляют монолог героя, его исповедь чернецу. Таким образом, о жизни героя автор рассказал в 2-х главах, а о трёх днях, проведённых на свободе, написана целая поэма.

Представление о свободе связано у Мцыри с мечтой о возвращении на родину. Быть свободным – для него вырваться из монастырского плена и вернуться в родной аул, убежать из «семьи чужой». Живя в монастыре, юноша не переставал видеть «живые сны».

В душе его постоянно жил образ неизвестного, но желанного «чудного мира тревог и битв».

В поэме «Мцыри» рассказывается о трагической судьбе кавказского мальчика, плененного и увезенного русским генералом Ермоловым из родных краев. По дороге ребенок заболел и был оставлен в одном из местных монастырей. Здесь мальчик был вынужден проводить свою жизнь «вдали от солнечного света». Ребенок все время скучал по кавказским просторам, стремился обратно в горы.

Через некоторое время он как будто привык к стесненным условиям жизни в обители, выучил чужой язык и уже готовился к постригу в монахи. Однако в семнадцать лет юноша вдруг ощутил сильный душевный порыв, заставивший его внезапно покинуть монастырь и убежать в неведомые края. Он почувствовал себя свободным, к нему вернулась память детских лет. Парень вспомнил родной язык, лица некогда близких ему людей.

Опьяненный свежим воздухом и детскими воспоминаниями, юноша провел на воле три дня. За этот короткий срок он увидел все, чего лишила его неволя. Парень любовался картинами грузинской могучей природы, красивой девушкой, грациозно наполняющей кувшин водой. Он одолел в смертельной схватке барса и постиг степень собственной силы и ловкости. За три дня юноша прожил целую жизнь, наполненную яркими эмоциями и ощущениями. Найденный совершенно случайно в окрестностях монастыря без памяти, парень отказался принимать пищу, потому что понял, что прежнюю жизнь в неволе он продолжать не сможет.

Путь к мятежному сердцу Мцыри нашел только старый монах, который его крестил. Исповедуя юношу, старец узнал о том, что увидел и почувствовал парень за три дня своего неудавшегося побега.


Роль художественной детали в рассказе Л.Н. Толстого «После бала».

Любая художественная деталь помогает раскрыть идейный смысл произведения. Пример - контрастное сопоставление цветов (доминирующий белый и розовые цвета первой части противопоставлены красному, пестрому, неестественному виду спины татарина во второй части рассказа) , контрастное сопоставление звуков (звуки вальса, кадрили, мазурки, польки в первой части диссонируют со свистком флейты, буханьем барабана, рефреном повторяющихся на протяжении второй части) .
Улыбка полковника - благопристойный гражданин, заботливый отец. И как не приятен Этот человек Ивану Васильевичу во второй части рассказа.

Писатель обращается к резко социальному конфликту, который выражен и на уровне контрастной композиции (бал - наказание). Положительные в первой части рассказа детали (красивое лицо, статная фигура полковника, усы как у Николая I, обаятельная улыбка) становятся отрицательными во второй части. Красота полковника вызывает у Ивана Васильевича, наблюдающего наказание, отвращение (оттопыренная губа, надутые щеки полковника). Писатель прибегает к приему контрастного сопоставления цветов (доминирующий белый и розовые цвета первой части противопоставлены красному, пестрому, неестественному виду спины татарина во второй части рассказа), а также контрастного сопоставления звуков (звуки вальса, кадрили, мазурки, польки в первой части диссонируют со свистком флейты, буханьем барабана, рефреном повторяющихся на протяжении второй

В рассказе "После бала" Толстой поднимает важную проблему: "Что влияет на становление личности человека: среда или случай? ". Он решает её, рассказывая о двух моментах жизни Ивана Васильевича, главного героя произведения: его любви к девушке Вареньке, счастливейшем балу в его жизни и сцене экзекуции, свидетелем которой он стал на следующее утро.
Толстой делает акцент именно на эпизод утра, и это не случайно. В небольшой сцене наказания, занимающей всего лишь четверть рассказа, и раскрывается основная мысль, авторская позиция. Поэтому Толстой называет свой рассказ "После бала".

В.П. Астафьев основную мысль рассказа «Фотография, на которой меня нет» выразил в финале: «Деревенская фотография – своеобычная летопись нашего народа, настенная его история». Объясните, как вы понимаете смысл этой фразы.

Основную мысль выразил автор в финале: «Деревенская фотография - своеобычная летопись нашего народа, настенная его история». История - это не только войны, перевороты, эпохальные события; история страны, ее судьба складывается из историй и судеб отдельных людей. Писателю дорого время его детства, ставшее историей. Фотография тех лет - часть этой истории.

В данном фрагменте автор, на мой взгляд, поднимает проблему связи между поколениями.
Вопрос, волнующий писателя, очень важен. Он представляет интерес для писателей, философов, педагогов, социологов и для любого простого человека, который задумывается о том, как жили его предки, что удалось сохранить после них.

Герой В. Астафьева «со стыдом» вспоминает, сколько бесценного уничтожил» он, «уничтожил безвозвратно. Он сожалеет о том, что у него не осталось ни одной фамильной вещи, что он ничего не унаследовал, как будто разорвалась «цепь времён». Писатель рассказывает и о другом человеке – учителе истории Николае Ивановиче, который по крупицам собирает четверть века старинные вещи не из этнографического интереса, а ради того, чтобы восстановить, не утратить связи между поколениями.
Рассказчик искренне восхищён музеем, созданным руками Николая Ивановича. Таким образом, вырисовывается авторская позиция: каждый человек должен стремиться к тому, чтобы сохранить хоть какую-то старинную вещь, особенно дорогую для родителей, дедушек и бабушек, прадедушек и прабабушек. Эта вещь должна вызывать особые воспоминания.
Невозможно не согласиться с мыслями автора. В. П. Астафьев прав в том, что фамильные вещи помогают сохранить, оживить воспоминания о близких людях, не разорвать цепь времён.

Я считаю, что смысл финальной фразы рассказа «Фотография, на которой меня нет» заключается в том, что снимок - это та вещь, которая напоминала людям о их корнях, о их прошлом, которое постепенно и неотвратимо стирается с памяти. Фотография - это исторический источник, который позволяет восстановить прошлое нашего народа, его быт. А так, как долгое время основное население нашей страны составляли крестьяне, то и деревенская фотография - это летопись всего российского народа.

Одно из направлений в творчестве М.Ю. Лермонтова является тема красоты Кавказа. Судьба навек привязав его к этим местам. Побывав десятилетним мальчиком первый раз в горах Кавказа, он навсегда влюбился в них. Свою смерть он принял у подножья кавказской горы Машук. Красота природы, удивительные люди нашли свое отражение в поэме писателя «Мцыри».

В одной из поездки по грузинской дороге Лермонтов познакомился с человеком, старым монахом, рассказавшим свою историю, которая и была положена в основу поэмы «Мцыри».

Мальчик, попавший в плен, был воспитан за стенами монастыря. Он не знал, что происходит в свободном мире. Его готовили к постригу. В результате бури мальчик оказывается за стенами своего дома. Три дня, проведенные свободным человеком перевернули его жизнь. Мцыри нашли умирающим на четвертый день путешествия, вернув его в обитель, он не смог находиться в неволе и умер.

Вся поэма наполнена воспоминаниями героя о трех днях его свободы. Он нисколько не пожалел о своем путешествии. Мцыри узнал о существовании другой жизни, в которой есть друзья, семья, любовь, природа и возможность передвигаться не оглядываясь. Основная сцена рассказа победа героя над барсом, могущественным и сильным зверем. Чувство самосохранение и возможность показать свою силу помогают юноше победить в борьбе. Мальчик восхищен зверем, который храбро до последнего вздоха боролся с ним и погиб, не отступив перед глазами смерти.

Возвращение монастырь подобно душевной смерти Мцыри. Он пытается доказать монаху о том, что свобода лучше веры в Бога. Умирая, герой не боится смерти, он познал истину - быть свободным счастье.

Важную роль в своем произведении поэт отводит описанию природы, обладающей красотой и величием, которых так не хватало в монашеской жизни Мцыри. Только на природе, в естественной среде обитания человек может быть по-настоящему свободен.

Жанр произведения- поэма. В ней четко прослеживается и образ героя через его поступки, и последовательность повествования. В ней всего два героя - юноша и монах-воспитатель, которому исповедуется Мцыри, но это только помогает читателю понять основную идею произведения.

Применение художественных средств помогает автору создать образность своего творения. Сравнение (обнявшись, будто две сестры, я сам, как зверь) передает эмоции главного героя. Метафоры (бой закипел) усиливают сюжетную линию происходящего. Эпитеты и олицетворения помогают создать поэтическую картину окружающего свободного мира.

Поэма «Мцыри» - песня борьбы за свободу человеческой души. В ней с особой силой проявился талант поэта как великого мастера романтизма.

Вариант 2

Если заглянуть в историю создания знаменитой поэмы, то она уже сама по себе может стать началом для одного из самых романтических произведений в мире. С главным героем произведения Лермонтов Михаил Юрьевич познакомился на Кавказе.

Путешествуя в 1837 году по одной из дорог, которая в те времена называлась военной-грузинской. Именно на этой дороге великий русский поэт встретил одного старого монаха.

Монах открыто и честно рассказал поэту всю свою жизнь, и всё что он пережил за неё. Монах рассказал и о плене, в котором он побывал, и о юности в монастыре, и про каждую свою попытку сбежать и очутиться в своих родных местах.

Одна из таких попыток, чуть не стала для него роковой, молодой юноша заблудился в горах, которые встретили его не добродушно, там он чуть не погиб. После всего пережитого он наконец понял, что его предназначение жить в монастыре и быть именно монахом. Он принял постриг и остался жить в монастыре до конца своих дней, смирившись со своей судьбой, но в душе не теряя надежды всё же когда-нибудь оказаться в родных местах.
Данную историю жизнь поведанную Михаилу Юрьевичу, он счел настоящей жизненной трагедией, и просто не мог об этом не написать. Именно встреча с этим монахом повергла его на создание данного удивительного произведения, которое полюбили многие читатели, которое уважают критики и специалисты в области литературы, которое ещё многие годы будут с уважением читать и перечитывать потомки.

Очень интересным фактом становиться то, что мечтать написать данное произведение автор начал ещё будучи совсем ребенком, в возрасте семнадцати лет. Образ этого монаха стоял перед ним, и он понимал что не может поступить иначе. В тысяча восемьсот тридцать девятом году произведение было написано, а уже в следующем году напечатано и признано общественностью.

Анализ произведения Лермонтова «Мцыри»

Михаил Лермонтов – человек, который отличался особым даром, талантом, который проявлялся тогда, когда он писал свои произведения. Одно из его произведения – это «Мцыри». Вообще, критики литературы Лермонтова считали, что это произведения Лермонтова самое что ни есть глубокого смысла, и потому они оно считалось самым глубоким произведением этого творческого человека.

Итак, поэма под названием «Мцыри» была написана в 1839 году. Немного раньше этого времени, в 18737 году, Лермонтов путешествовал по Кавказу. Именно там, в той среде, писатель и поэт познакомился со своим будущим героем поэмы, которого он там подробно описал, и, взяв его образ и некоторые качества характера – сделал его героем главным своей книги.

Он встретил этого человека, когда путешествовал военной грузинской дороге. Этот человек был – монахом, очень старым, но еще очень умным. Лермонтов был рад познакомиться с монахом, так как еще в юном возрасте, когда ему было примерно семнадцать лет, он мечтал написать такое произведение, где главным героем был бы монах, еще юношей, а потом – постепенно рос бы.

И теперь, когда сам настоящий монах стоял перед ним, Лермонтов был просто счастлив. К тому же монах этот рассказал о себе, своей жизни, то есть юности, молодости, а потом – старости, в которой он сейчас пребывал.

История была такова его жизни – он был молод, когда попал в плен, а когда пытался бежать, заблудился в горах. Тогда он все же решился остаться в монастыре, где и была его юность. Тогда он и принял постриг, и стал – монахом. Так было безопасно и самым лучшим выходом тогда. Тогда Лермонтов, взяв за основу рассказ и образ монаха, которого встретил когда-то, написал уже в следующем году – это произведение, жанр которой – поэма.

Эта поэма стала самой любимой у поэта, так как его мечта сбылась, и он выполнил задуманное когда-то еще в юности. Знакомые и приятели поэта помнили, как Лермонтов читал вслух всем свое произведение, которым очень гордился, и это было прямо видно. Ведь его глаза были такими огненными, а лицо – все пылало, что подтверждало, что Лермонтов не просто доволен поэмой, но очень гордится ею.

Но сначала поэма называлась по-другому. Ее первое название было «Бэри», и это переводилось с грузинского на русский – монах. Но потом Лермонтов решил изменить название, и дал своему произведение другое, еще лучшее название, - Мцыри. Это слово означало – чужак или же послушник.

Вообще, поема считается весьма романтичной, но вместе с тем, в нем слышно призыв к борьбе.

Несколько интересных сочинений

  • Характеристика и образ Ноздрева в поэме Мертвые души Гоголя

    Ноздрев – второстепенный герой в произведении Николая Васильевича Гоголя Мёртвые души, а также третий помещик, у которого побывал Чичиков и купил мертвые души

  • Образ и характеристика Барыни в рассказе Муму Тургенев сочинение

    Главный персонаж рассказа – старая богатая барыня, живущая в большом особняке в центре Москвы. Среди крепостных, окружавших помещицу, был дворник. Герасим был весьма крупного телосложения

  • Сочинение по произведению Война и мир Толстого

    Свое знаменитое произведение «Война и мир» Лев Николаевич писал в 60-е годы прошлого века. Окончательную же редакцию создает в 70-е годы, когда в русском обществе полным ходом обсуждалось дальнейшее развитие России

  • Образ и характеристика Азазелло в романе Мастер и Маргарита Булгакова сочинение

    В романе М.А. Булгакова Мастер и Маргарита не последнюю роль играет такой персонаж, как Азазелло, - член свиты Воланда. У него имеется и ветхозаветный прототип - падший ангел Азазел. Именно он научил

  • Сочинение Яшка-Турок в рассказе Певцы Тургенева (Яков-Турок)

    Яшка-турок - герой произведения «Певцы» И.С.Тургенева. Певцы входят в цикл рассказов «Записки охотника». У Яшки бесподобный голос, удивляющий слушателей своим превосходным тембром.

Мцыри – это романтическая поэма, одна из последних поэм в русской литературе, принадлежащая романтическому направлению в русской литературе.

Коротко об истории создания поэмы

(подробнее об истории создания «Мцыри» можно прочитать )

В 1837 году Лермонтов был сослан на Кавказ за . Проезжая по военно-грузинской дороге, он встретился со старым монахом, рассказавшим о своей невеселой судьбе. Этот рассказ до глубины души поразил поэта. Находясь на Кавказе, он начал работать над поэмой. Источником вдохновения ему служила сама природа Дарьяльского ущелья которое он проезжал всякий раз, когда приезжал в Тифлис.

Поэма вошла в первое прижизненное издание, увидевшее свет в 1840 году.

Тема и идея произведения

Лермонтов давно задумал написать произведение о монахе. Такие попытки были сделаны в произведениях «Боярин Орша» и «Исповедь», но эти произведения не удовлетворяли поэта. В рассказе старого монаха на военно-грузинской дороге он услышал нужные ему мотивы. В этом рассказе прозвучала тема неволи.

Лермонтов решил вложить в новое произведение идею свободы и попытку бороться за нее на примере конкретного юноши. Сначала он планировал назвать свое произведение «Бэри», монах. Но узнав полное значение слова «Мцыри» переименовал поэму. Кроме того, что «мцыри» означало неслужащий монах, это слово переводилось как пришелец, чужеземец. Темой произведения стала жизнь юноши-горца в монастыре и три дня жизни на воле.

Произведение «Мцыри» написано в жанре классической поэмы. Это одно из последних романтических произведений в русской литературе. И хотя критики находят в ней нотки байроновского творчества, это русская поэма, и в ней отражены проблемы России, русского Кавказа.

Композиция и построение поэмы

(подробная статья об особенностях композиции произведения )

С третьей строфы начинается развитие основного действия. Отсюда рассказ ведется от лица . Он повествует о своих переживаниях, о том, что успел увидеть, оказавшись на воле.

Кульминацией произведения служит его выход к монастырю и голос колокола. Развязка произведения – завещание юноши, его просьба похоронить в саду.

В поэме «Мцыри» 26 строф разной длины. Самая длинная– 2 строфа. В ней 49 строк. Самые короткие – 19 и 24-я строфы. В них по 11 строк. В 23-ю строфу включена песня, которую Мцыри слышит, находясь без сознания, между жизнью и смертью. «Мцыри» написана четырёхстопным ямбом. О стихотворном размере поэмы Белинский писал:

Действующие лица поэмы

На первом плане этого произведения основных 2 действующих лица. Мцыри и монах. Мцыри рассказывает, монах слушает. О монахе читатель знает, что именно он выходил и вырастил юношу. Это свидетельствует о его добром христианском сердце. Возможно, он знаком с народной медициной. Благо, за воротами монастыря целый лес зеленой аптеки. Мы можем предположить, что у монаха в прошлом была бурная мирская жизнь, разочаровавшись в которой он удалился в монастырь.

Мцыри в отличие от старого монаха жизни совсем не знал. До шести лет он жил в ауле, а после того, как оказался в монастыре, кроме монахов и монастырских стен никого и ничего не видел. Эти три дня свободы были для него глотком настоящей, беспокойной жизни со всеми ее заботами и опасностями.

На втором плане русский генерал, привезший мальчика в монастырь, и девушка- грузинка. Ее Мцыри повстречал у потока. От переполнявших его чувств и эмоций «Мцыри» на короткое время лишился чувств. Но она запомнилась ему чистым голосом, который пел народную песню, стройностью и небогатым нарядом, выдававшим в ней крестьянку.

На третьем плане – отец Мцыри и сестры. О них Мцыри рассказал как о детских воспоминаниях. Детские годы запомнились как счастливые. Сестры пели у его колыбели, смеялись между собой. Отец пользуется авторитетом и уважением. У крыльца дома часто собирались старики, чтобы посоветоваться о делах. Он слушал рассказы о боевых подвигах сельчан.

Средства художественной выразительности произведения

«Мцыри» – лирико-эпическое произведение и все средства художественной выразительности направлены на усиление образов, на создание лирических, ярких картин, описаний природы. В поэме их довольно много, поэтому назовем лишь самые выразительные тропы.

  • Сравнения: обнявшись, будто две сестры; как серна гор, пуглив и дик; слаб и гибок, как тростник; Она, (пламенная страсть) как червь,
  • Эпитеты: во тьме ночной оторванный листок; келий душных, грузинки молодой и др.
  • Метафоры — Изгрызла душу; я эту страсть вскормил слезами и тоской; бой закипел, смерть их навеки заживит; мечтанья погибли; страданье спит.
  • Олицетворения рассыпанный аул, гордый непреклонный взор, ночную свежесть.

В этих строках что ни слово, то все – поэзия. В каждой строке по одному или несколько художественных средств, В этих стихах Лермонтов постарался выразить красоту природы после грозы, увидеть ее глазами юноши, впервые оказавшегося в лесу. Цвел божий сад – это гипербола. Растений радужный наряд – метонимия. Наряд хранил следы – метафора, небесных слез (дождя) – олицетворение. Кудри виноградных лоз – тоже олицетворение. И грозды полные на них серег подобье дорогих – сравнение. Птиц пугливый рой — олицетворение.

Заключение

Анализ поэмы «Мцыри» поневоле заставляет прийти к выводу, что поэма звучит упреком русскому царизму. В ней появляются завуалированные революционные нотки. В угоду собственным амбициям и неким государственным интересам Российская империя стремилась лишить горцев независимости. Впрочем, взаимоотношения России местными с народами Кавказа были неоднозначными, сложными и запутанными. Выражение «Восток — дело тонкое» в полной мере относится и к Кавказу.

Замысел о написании романтической поэмы о скитаниях свободного горца, обреченного на монашеское затворничество, возник у Лермонтова на пороге юности - в 17 лет.

Об это свидетельствуют дневниковые записи, наброски: юноша, который вырос в стенах монастыря и ничего, кроме монастырских книг и безмолвных послушников не видел, внезапно обретает кратковременную свободу.

Формируется новое мировоззрение…

История создания поэмы

В 1837 году 23-летний поэт оказывается на Кавказе, который полюбил еще ребенком (бабушка возил его на санаторное лечение). В сказочном Мцхете он встретил старого монаха, последнего служителя уже не существующей обители, рассказавшего поэту историю своей жизни. В семилетнем возрасте, горец, мусульманский мальчик, был пленен русским генералом и увезен из родного дома. Мальчик болел, поэтому генерал оставил его в одном из христианских монастырей, где монахи решили вырастить из пленника своего последователя. Парень протестовал, несколько раз сбегал, в ходе одной из попыток едва не погиб. После очередного неудавшегося побега, все-таки принял сан, так как привязался к одному из старых монахов. Рассказ монаха восхитил Лермонтова - ведь он до странности совпадал с его давними поэтическими замыслами.

Вначале поэт озаглавил поэму «Бэри» (с грузинского это переводится как «монах»), но затем он заменил название на «Мцыри». В этом названии символически слились значения «послушник» и «пришелец», «чужеземец».

Поэма была написана в августе 1839 года, издана в 1840 году. Поэтическими предпосылками к созданию этой поэмы стали стихотворения «Исповедь» и «Боярин Орше», в новом произведении Лермонтов перенес действие в экзотическую, а потому очень романтичную обстановку - в Грузию.

Считается, что в описании монастыря у Лермонтова проступает описание мцхетского собора Светицховели, одного из древнейших святынь Грузии.

Вначале Лермонтов намеревался использовать для поэмы эпиграф на французском «Родина бывает только одна». Потом передумал - эпиграфом к поэме служит библейская цитата, переводимая с церковнославянского, как «Вкушая, вкусил мало меда - и вот, умираю». Это отсылка к библейской истории о царе Сауле. Предводитель воинства, Саул напутствовал своих воинов на битву. Он пригрозил казнью любому, кто сделает перерыв в битве, чтобы поесть и восстановить силы. Царь не знал, что его собственный сын вкусит запретного меда и ринется в бой. После удачного сражения царь решил казнить сына, в назидание всем, и сын готов был принять наказание («Выпил мёду, теперь я должен умереть»), но народ удержал царя от расправы. Смысл эпиграфа в том, что непокорный, свободный по своей природе человек не может быть сломлен, никто не вправе распоряжаться его правом на свободу, а если затворничество неизбежно, то подлинной свободой станет смерть.

Анализ произведения

Сюжет, жанр, тема и идея поэмы

Сюжет поэмы почти совпадает с изложенными выше событиями, но начинается не в хронологическом порядке, а представляет собой экскурс. Юноша, готовящийся к постригу в монахи, во время бури остается за стенами своего монастыря. Три дня свободы подарила ему жизнь, когда же его нашли больным и израненным, он рассказал старому монаху то, что ему довелось пережить. Юноша осознает, что непременно умрет, хотя бы потому, что после трех дней свободы он уже не сможет мириться с прежней жизнью в монастыре. В отличие от своего прототипа, Мцыри, герой поэмы, не мирится с монастырскими обычаями и умирает.

Почти вся поэма целиком - это исповедь юноши перед стариком-монахом (назвать исповедью этот рассказ можно только формально, так как рассказ юноши проникнут вовсе не стремлением к покаянию, а страстью к жизни, страстным желанием её). Напротив, можно сказать, что Мцыри не исповедуется, а проповедует, вознося новую религию - свободу.

Основной темой поэмы считается тема бунта как против формального затворничества, так и против обыденной, скучной, бездеятельной жизни. Также в поэме поднимаются темы:

  • любви к родине, потребности в этой любви, потребности в собственной истории и семье, в «корнях»;
  • противостояния толпы и ищущего одиночки, непонимания между героем и толпой;
  • тема свободы, борьбы и подвига.

Первоначально критика восприняла «Мцыри» как революционную поэму, призыв к борьбе. Тогда её идею понимали как верность своей идеологии и важность сохранения этой веры, несмотря на возможное поражение в борьбе. Мечты о родине Мцыри критики рассматривали как потребность присоединиться не только к совей утраченной семье, но и как возможность присоединиться к армии своего народа и сражаться вместе с ней, то есть, добиваться свободы и для своей родины.

Однако позже критики усмотрели в поэме больше метафизических смыслов. Идея поэмы видится более широко, так как образ монастыря пересматривается. Монастырь служит прообразом общества. Живя в обществе, человек мирится с определенными рамками, оковами для собственного духа, общество отравляет естественного человека, каким является Мцыри. Если бы проблема состояла в потребности сменить монастырь на природу, то Мцыри был бы счастлив уже за стенами монастыря, но и за пределами обители он не находит счастья. Он уже отравлен влиянием монастыря, и он стал чужим в мире природы. Таким образом, в поэме утверждается, что поиск счастья - сложнейший путь в жизни, где для счастья нет обязательных условий.

Жанр, композиция и конфликт поэмы

Жанр произведения - поэма, это жанр, наиболее любимый Лермонтовым, стоит на стыке лирики и эпоса и позволяет рисовать героя более детально, чем лирика, так как отражает не только внутренний мир, но и поступки, действия героя.

Композиция поэмы кольцевая - действие начинается в монастыре, переносит читателя в отрывочные детские воспоминания героя, в его трехдневные приключения и снова возвращается в монастырь. Поэма включает в себя 26 глав.

Конфликт произведения романтический, типичный для произведения в жанре романтизма: противопоставляется стремление к свободе и невозможность получить её, романтический герой в поиске и толпа, препятствующая его поиску. Кульминация поэмы - момент встречи с диким барсом и поединок со зверем, полностью вскрывающий внутренние силы героя, его характер.

Герои поэмы

(Мцыри рассказывает монаху свою историю )

В поэме всего два героя - Мцыри и монах, которому он рассказывает свою историю. Впрочем, можно сказать, что действующий герой только один, Мцыри, а второй безмолвен и тих, как и положено монаху. В образе Мцыри сходится множество противоречий, которые не позволяют ему быть счастливым: он крещенный, но иноверец; он монах, но бунтует; он сирота, но у него есть дом и родители, он «естественный человек», но не находит гармонии с природой, он из «униженных и оскорбленных», но внутренне свободнее всех.

(Мцыри наедине с собой и природой )

Это сочетание несочетаемого - трогательный лиризм в созерцании красот природы с могучей силой, мягкость и твердые намерения на побег - то, к чему сам Мцыри относится с полным пониманием. Он знает, что счастья для него нет ни в образе монаха, ни в образе беглеца; он удивительно точно понял эту глубокую мысль, хотя не является ни философом, ни хотя бы мыслителем. Последняя ступень протеста не дает примириться с этой мыслью, потому что человеку чужд оковы и тюремные стены, потому что он создан для того, чтобы стремиться к чему-нибудь.

Мцыри умирает, сознательно не прикасается к еде, предложенной монахом (тот спасает его второй раз от смерти, да еще и является его крестителем), просто не хочет выздоравливать.Он видит смерть как единственное возможное избавление от оков навязанной религии, от того, кто походя, не задумываясь, написал его судьбу. Он смотрит в глаза смерти мужественно - не так, как смиренно должен опустить перед нею глаза христианин, - и в этом его последний протест перед землей и Небом.

Художественные средства, значение поэмы в искусстве

Кроме типичных для романтических произведений средств художественной выразительности (эпитеты, сравнения, большое число риторических вопросов и восклицаний), роль в художественном своеобразии произведения играет поэтическая организация. Поэма написана 4-стопным ямбом, используется исключительно мужская рифма. В.Г. Белинский в отзыве о поэме подчеркнул, что этот настойчивый ямб и мужская рифма - словно могучий меч, рубящий врагов. Этот прием позволил нарисовать поистине страстные и яркие образы.

«Мцыри» стал источником вдохновения для множества поэтов и художников. Героические темы не раз пытались переложить на музыку, так как поэма стала настоящим символом неискоренимого стремления к свободе.

История создания произведения Лермонтова «Мцыри»

Замысел поэмы «Мцыри» возник у Лермонтова еще в 1831 г. Семнадцатилетний поэт размышлял о судьбе своего ровесника, монаха, томящегося в монастыре: «Написать записки молодого монаха 17 лет. — С детства он в монастыре; кроме священных, книг не читал. Страстная душа томится. — Идеалы...». На возникновение замысла поэта повлияли также впечатления от природы Кавказа, знакомство с кавказским фольклором. Впервые на Кавказе Лермонтов побывал в детстве вместе с бабушкой. Ребенком его возили на воды лечиться. Позже впечатления от кавказской природы еще более усилились. Биограф поэта П.А. Висковатов пишет (1891): «Старая военно-грузинская дорога, следы коей видны и поныне, своими красотами и целой вереницей легенд особенно поразила поэта. Легенды эти были ему известны уже с детства, теперь они возобновились в его памяти, вставали в фантазии его, укреплялись в памяти вместе с то могучими, то роскошными картинами кавказской природы». Одна из таких легенд — народная песня о тигре и юноше. В поэме она нашла отзвук в сцене боя с барсом.
Историю возникновения сюжета «Мцыри» со слов двоюродного брата Лермонтова А.П. Шан-Гирея и родственника поэта по материнской линии А.А. Хастатова изложил П.А. Висковатов (1887): «Когда Лермонтов, странствуя по старой Военно-грузинской дороге (это могло быть в 1837 г.), изучал местные сказания,... он наткнулся в Мцхете... на одинокого монаха, или, вернее, старого монастырского служку, «бэри» по-грузински. Сторож был последний из братии упразднённого близлежащего монастыря. Лермонтов с ним разговорился и узнал от него, что он родом горец, пленённый ребёнком генералом Ермоловым во время экспедиции. Генерал вёз его с собой и оставил заболевшего мальчика монастырской братии. Тут он и вырос; долго не мог свыкнуться с монастырём, тосковал и делал попытки к бегству в горы. Последствием одной такой попытки была долгая болезнь, приведшая его на край могилы. Излечившись, дикарь угомонился и остался жить в монастыре, где особенно привязался к старику монаху. Любопытный и живой рассказ «бери» произвёл на Лермонтова впечатление. К тому же он затрагивал уже знакомый поэту мотив, и вот он решился воспользоваться тем, что было подходящего в «Исповеди» и «Боярине Орше», и перенёс всё действие... в Грузию».
На рукописи поэмы рукой Лермонтова поставлена дата её завершения: «1839 года. Августа 5». В следующем году поэма была напечатана в книге «Стихотворения М. Лермонтова». В черновом варианте поэма носила название «Бэри» (сноска Лермонтова: «Бэри по-грузински: монах»). Послушник — на грузинском языке — «мцыри».
Поэт и мемуарист А.Н. Муравьёв (1806-1874) вспоминал: «Песни и поэмы Лермонтова гремели повсюду. Он поступил опять в лейб-гусары. Мне случилось однажды, в Царском Селе, уловить лучшую минуту его вдохновения. В летний вечер я к нему зашёл и застал его за письменным столом, с пылающим лицом и с огненными глазами, которые были у него особенно выразительны. «Что с тобою?» — спросил я. «Сядьте и слушайте», — сказал он, и в ту же минуту, в порыве восторга, прочёл мне, от начала до конца, всю свою великолепную поэму «Мцыри» («послушник» по-грузински), которая только что вылилась из-под его вдохновенного пера. Внимая ему, и сам я пришёл в невольный восторг: так живо выхватил он, из рёбр Кавказа, одну из разительных сцен и облёк её в живые образы перед очарованным взором. Никогда никакая повесть не производила на меня столь сильного впечатления. Много раз впоследствии перечитывал я «Мцыри», но уже не та была свежесть красок, как при первом одушевлённом чтении самого поэта».
«Мцыри» — любимое произведение Лермонтова. Он с удовольствием читал ее вслух. В мае 1840 г. Лермонтов читал отрывок из «Мцыри» — бой с барсом — на именинах у Гоголя в Москве. «И читал, говорят, прекрасно, — передавал писатель СТ. Аксаков со слов гостей, присутствующих в тот день на именинном обеде» (по ИЛ. Андроникову).

Род, жанр, творческий метод произведения

Анализ показывает, что поэма — излюбленный жанр Лермонтова, им было написано около тридцати поэм (1828-1841), но опубликовал Лермонтов только три из них: «Песню про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», «Тамбовскую казначейшу» и «Мцыри». «Хаджи Абрек» был напечатан в 1835 году без ведома автора. Не увидел свет и «Демон», над которым Лермонтов работал с 1828 года.
Поэмы, как и лирика Лермонтова, носили исповедальный характер, часто они представляли собой монолог или диалог героев, становились психологическим портретом исключительной личности. Но в отличие от лирики, лиро-эпический жанр давал редкую возможность показать героя в действии, со стороны, в самой гуще жизни. Предметом изображения, особенно в поэмах 30-х годов, становится столкновение героя с миром, романтический конфликт.
Поэма «Мцыри» является романтическим произведением со всеми характерными чертами этого литературного направления. Это в первую очередь противоречие между идеалом и действительностью, исповедальное начало, а также символичные сюжет и образы. Образ самого Мцыри также наделен романтическими чертами, которые сочетаются с реалистичностью. Исповедь героя дает возможность психологически точно раскрыть внутренний мир героя.
Поэме предшествует эпиграф, являющийся ключом к содержанию. Это фраза из библейской легенды об израильском царе Сауле и его сыне Ионафане, который нарушил запрет отца не принимать пищу до вечера. Вся земля источала мед, а воины были голодны после сражения. Ионафан нарушил запрет и фразу «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю» он произносит в ожидании казни. Однако разум народа восторжествовал над «безумием» царя. Народ вступился за осужденного и спас его от казни, потому что юноша помог разбить врагов. «Мед земной», «медовая тропа» — некогда популярные образные выражения, восходящие к этой легенде и ставшие символическими.
Поэма написана в форме страстной исповеди героя.

Многочисленные определения темы поэмы «Мцыри» рациональны. Каждое из них дополняет палитру поэтического замысла Лермонтова.
Поэма о свободолюбивом горце, исповедующем мусульманскую веру и погибающем вдали от родины в христианском монастыре. В поэме выразилось отношение Лермонтова к кавказской войне и к судьбам молодых людей своего поколения (А.В. Попов).
«Мцыри» — поэма «о юноше, лишенном свободы и погибающем вдали от родины. Это поэма о современнике Лермонтова, о его сверстнике, о судьбе лучших людей того времени» (ИЛ. Андроников).
В поэме «Мцыри» «выдвинута... проблема борьбы за моральные ценности, человеческого поведения, гордости и убеждений, проблема «веры гордой в людей и жизнь иную» (Б. Эйхенбаум).
Родина и свобода объединяются в один многозначный символ. Ради родины герой готов отказаться от рая и от вечности. Мотив узника перерастает в мотив обречённости на одиночество. Но это одиночество тоже не может быть состоянием героя — он должен или «принять монашеский обет», или, «глотнув свободы», умереть. Эти две жизни непримиримы, и выбор обусловлен «пламенной страстью», живущей в Мцыри. Все перечисленные темы нашли свое отражение в поэме Лермонтова. Все они ведут читателя к пониманию внутреннего мира героя, его мыслей и чувств.

Анализ произведения говорит, что революционерам-демократам был близок бунтарский пафос поэмы. Белинский писал, что Мцыри — «любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности. Во всем, что ни говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственною мощью». По мысли Н.П. Огарева, Мцыри у Лермонтова — «его самый ясный или единственный идеал».
В современном прочтении «Мцыри» актуален вовсе не бунтарский пафос поэмы, а ее философский смысл. Естественная среда, с которой стремится слиться Мцыри, противостоит его монашескому воспитанию. Мцыри пытается перепрыгнуть пропасть и вернуться в совершенно иной культурный мир, когда-то родной и близкий ему. Но разорвать с привычным укладом жизни не так просто: Мцыри отнюдь не «природный человек», он не умеет ориентироваться в лесу, среди изобилия страдает от голода.
Идеи жизни и свободы пронизывают художественную ткань произведения. Утверждается активное, деятельное отношение к жизни, полнота ее, достигаемая в борьбе за свободу, в верности идеалу свободы даже в трагических условиях поражения.

Характер конфликта

Романтический конфликт поэмы задан исключительностью главного героя. Бегство Мцыри — это стремление к воле и свободе, неодолимый зов природы. Поэтому в поэме такое большое место занимают упоминания о ветре, птицах, зверях. Да и у самого Мцыри природа рождает первобытную звериную силу. Современники Лермонтова указывали на необузданную страстность Мцыри, рвущегося на широкий простор, охваченного «безумной силой», вопиющей «против всяких общественных понятий и исполненной к ним ненависти и презрения».
Выявляется характерный для творчества Лермонтова конфликт между взглядом на мир и непосредственным восприятием окружающего. Родство Мцыри с вольной, стихийной природой заметно отчуждает его от мира людей, на фоне природы глубже постигается мера одиночества героя. Поэтому для Мцыри близость с природой — это возможность обрести род, родину, вернуться к первоначальным истокам. Трагедия Мцыри заключается в противоречии между мужественностью его духа и слабостью тела.

Основные герои

Поэма Лермонтова с одним героем. Это молодой горец, взятый в шестилетнем возрасте в плен русским генералом (подразумевается генерал А.П. Ермолов). Вся его недолгая жизнь прошла в стенах монастыря. «Жизнь, полную тревог» противопоставляет Мцыри «жизни в плену», «чудный мир тревог и битв» — «душным кельям и молитвам». Своим идеалам он остаётся верен до конца. И в этом его нравственная сила. Путь на родину, попытка обрести «родную душу» становится единственной возможностью для существования.
Образ Мцыри сложен: это и бунтовщик, и чужестранец, и беглец, и «естественный человек», и жаждущий познания дух, и сирота, мечтающий о доме, и юноша, вступающий в пору столкновений и конфликтов с миром. Особенность характера Мцыри — ироническое соединение строгой целеустремленности, могучей силы, твердой воли с исключительной мягкостью, задушевностью, лиризмом по отношению к родине.
Мцыри чувствует гармонию природы, стремится слиться с ней. Он ощущает её глубину и тайну. Речь в данном случае идёт о реальной, земной красоте природы, а не о существующем лишь в воображении идеале. Мцыри прислушивается к голосу природы, восхищается барсом как достойным противником. И дух самого Мцыри непоколебим, несмотря на физический недуг.
Белинский назвал «Мцыри» любимым идеалом поэта. Для критика Мцыри — это «огненная душа», «могучий дух», «исполинская натура».
Одним из действующих лиц выступает в поэме природа. Пейзаж в поэме не только составляет романтический фон, который окружает героя. Он помогает раскрыть его характер, то есть становится одним из способов создания романтического образа. Так как природа в поэме дается в восприятии Мцыри, то о его характере можно судить по тому, что именно привлекает в ней героя, как он о ней говорит. Многообразие и богатство пейзажа, описанного Мцыри, подчеркивают монотонность монастырской обстановки. Юношу привлекает могущество, размах кавказской природы, его не пугают опасности, таящиеся в ней. Например, он наслаждается великолепием беспредельного голубого свода ранним утром, а затем терпит иссушающий зной в горах.

Сюжет и композиция произведения

В ходе анализа произведения мы узнаём, что в основе сюжета «Мцыри» лежит традиционная романтическая ситуация бегства из неволи. Монастырь как тюрьма всегда привлекал мысль и чувства поэта, причем Лермонтов не ставил знак равенства между монастырем и верой. Бегство Мцыри из монашеской кельи не означает безверия: это яростный протест героя против неволи.
В поэме 26 глав. Мцыри в поэме не только герой, но и рассказчик. Форма исповеди является средством наиболее глубокого и правдивого раскрытия психологии героя. В поэме она занимает большую часть. Исповеди предшествует авторское вступление, которое помогает читателю соотнести действие поэмы с определенными историческими событиями. Во вступлении Лермонтов уделяет внимание наиболее ярким эпизодам поэмы: это созерцание природы Кавказа и мысли героя о родине, сцена грозы и бегства Мцыри из монастыря, встреча героя с грузинкой, его поединок с барсом, сон в степи. Сюжетной завязкой поэмы является сцена грозы и бегства Мцыри из монастыря. Кульминацией поэмы можно назвать поединок юноши с барсом, в котором нашел свое воплощение основной мотив всего творчества поэта — мотив борьбы. Композиционное построение поэмы имеет замкнутую форму: в монастыре действие началось, в монастыре оно и закончилось. Таким образом, в поэме находит свое воплощение мотив судьбы, рока.

Художественное своеобразие

М.Ю.Лермонтов создал в поэме «Мцыри» яркий образ героя-бунтаря, не способного к компромиссам. Это характер исключительный по глубине и тщательности психологической проработки. В то же время личность Мцыри — поразительно цельная, завершенная. Он — герой-символ, в котором автор выразил свои представления об определенном типе личности. Это личность пленника, стремящегося к абсолютной свободе, готового вступить в спор с судьбой даже ради глотка свободы.
Герой и автор внутренне близки. Исповедь героя — это исповедь автора. В единый взволнованный и волнующий монолог поэмы включены и голос героя, и голос автора, и сам величественный кавказский пейзаж. Воплощению авторского замысла помогают поэтические образы. Среди них важную роль играет образ грозы. Гроза — это не только явление природы, но и выражение гнева Божия. Противопоставляются образы «Божьего сада» и «вечного леса».
Как уже отмечалось, трем дням свободы посвящена вся исповедь героя. Уже во времени: три дня — свобода, вся жизнь — неволя, автор обращается к антитезе. Временная антитеза усиливается образной: монастырь — тюрьма, Кавказ — свобода.
В поэме большое многообразие средств художественной выразительности. Самым употребительным является такой троп, как сравнение. Сравнения подчёркивают эмоциональность образа Мцыри (как серна гор, пуглив и дик и слаб и гибок, как тростник; он страшно бледен был и худ и слаб, как будто долгий труд, болезнь иль голод испытал). Сравнения отражают мечтательность натуры юноши (я видел горные хребты, причудливые, как мечты, когда в час утренней зари курилися, как алтари, их выси в небе голубом; в снегах, горящих, как алмаз; как узор, на ней зубцы далёких гор). С помощью сравнений показано как слияние Мцыри с природой, сближение с ней (сплетясь, как пара змей), так и отчуждённость Мцыри от людей (Я сам, как зверь, был чужд людей и полз прятался, как змей; я был чужой для них навек, как зверь степной).
В этих сравнениях — сила страсти, энергия, могучий дух Мцыри. Схватка с барсом оборачивается сознанием высокой ценности борьбы, мужества. С помощью сравнений она показана как схватка диких природных сил. Сравнения подчёркивают эмоциональность образов, раскрывают жизненный опыт и представления героев.
Метафорические эпитеты передают: душевное настроение, глубину чувств, их силу и страстность, внутренний порыв (пламенная страсть; сумрачные стены; блаженные дни; пылающая грудь; в холодной вечной тишине; бурное сердце; могучий дух), поэтическое восприятие мира (снегах, горящих, как алмаз; в тени рассыпанный аул; сонные цветы; две сакли дружною четой).
Метафоры передают напряжённость, гиперболичность переживаний, силу чувств Мцыри, эмоциональное восприятие окружающего мира. Это язык высоких страстей. Неистовая жажда свободы порождает неистовую стилистику выражения чувств (бой закипел; но земли сырой покров их освежит и смерть навеки заживит; судьба... смеялась надо мной! я тайный замысел ласкал; учесть в могилу за собой тоску по родине святой, надежд обманутых укор; мир божий спал в оцепенении глухом отчаянья тяжёлым сном). С помощью развёрнутых олицетворений передаётся понимание природы, полное слияние Мцыри с ней. Возвышенно-экзотические пейзажи предельно романтические. Природа наделена теми же качествами, что и романтические персонажи, она существует в одном ряду с человеком: человек и природа равновелики и равнозначны. Природа человечна. В природе Кавказа поэт-романтик находит то величие и красоту, которых недостаёт человеческому обществу (там, где, сливаяся, шумят, обнявшись, будто две сестры, струи Арагвы и Куры; и миллионом чёрных глаз смотрела ночи темнота сквозь ветви каждого).
Риторические вопросы, восклицания, обращения также являются средством выражения сильных душевных переживаний. Большое количество риторических вопросов и восклицаний придает поэтической речи взволнованность и страстность {дитя моё, останься здесь со мной; о милый мой! Не утаю, что я тебя люблю).
Созданию лиризма способствует анафора (единоначатие). Анафоры усиливают впечатление, нагнетают ритм. Бурное, радостное биение жизни ощущается в самом ритме строфы с её бесконечным разнообразием эпитетов, с симметричным синтаксисом строк, с повторением союзов.
Тогда на землю я упал; И в исступлении рыдал, И грыз сырую грудь земли, И слёзы, слёзы потекли... Он с детских глаз уже не раз Сгонял виденья снов живых Про милых ближних и родных, Про волю дикую степей, Про лёгких бешеных коней... Про битвы чудные меж скал, Где всех один я побеждал!..
Итак, на основе предшествующего анализа мы можем сделать вывод о том, что в многообразии изобразительно-выразительных средств лермонтовской поэмы проявляется богатство переживаний, чувств лирического героя. С их помощью создаётся страстный, приподнятый тон поэмы. Поэтика переключает на высокую и вневременную волну. Время поэмы ближе к обобщённому, чем к реальному. Это философское произведение о смысле бытия, об истинной ценности человеческой жизни, которую поэт видит в свободе, активности, человеческом достоинстве. Не только в словах и мыслях героя, но и во всей поэме ощущается пафос свободы и человеческой активности.
Поэма написана 4-стопным ямбом с мужскими окончаниями, который, по словам В.Г. Белинского, «...звучит и отрывисто падает, как удар меча, поражающего свою жертву. Упругость, энергия и звучное, однообразное падение его удивительно гармонирует с сосредоточенным чувством, несокрушимою силою могучей натуры и трагическим положением героя поэмы». Смежные мужские рифмы, четкое и твердое звучание обрамляемых или разрываемых этими рифмами фраз укрепляют энергичную мужественную тональность произведения.

Значение произведения

Лермонтов — крупнейший представитель русского и мирового романтизма. Романтический пафос в значительной мере определил направление всей лермонтовской поэзии. Он стал продолжателем лучших прогрессивных традиций предшествующей ему литературы. В поэме «Мцыри» до конца раскрылся поэтический талант Лермонтова. Не случайно Мцыри — герой, близкий по духу самому поэту, «любимый идеал Лермонтова» (В.Г. Белинский).
Поэма «Мцыри» вдохновляла не одно поколение художников. В разное время иллюстрировали поэму В.П. Белкин, В.Г. Бехтеев, И.С. Глазунов, А.А. Гурьев, Н.Н. Дубовской, ФД Константинов, П.П. Кончаловский, М.Н. Орлова-Мочалова, Л.О. Пастернак, К.А. Савицкий, В.Я. Суреньянц, И.М. Тоидзе, Н.А. Ушакова, КД Флавицкий, Е.Я. Хигер, А.Г. Якимченко. Рисунки на тему «Мцыри» принадлежат И.Е. Репину. Фрагменты поэмы были положены на музыку МЛ. Балакиревым, А.С. Даргомыжским, А.П. Бородиным и другими композиторами.

Это интересно

Поэма Лермонтова породила множество легенд. Так, в 1958 году, писателями Чечни было высказано предположение, что прототипом главного героя поэмы «Мцыри» М. Лермонтова является художник Петр Захарович Захаров, чеченец по национальности.
Петр Захаров-Чеченец был найден в младенчестве русскими солдатами во время кавказской войны в ауле Дады-Юрт. По распоряжению генерала А.П. Ермолова мальчик был поручен казаку Захару Недоносову, имя этого человека и послужило основой для фамилии мальчика-чеченца — его нарекли Петром Захаровым. До 1823 г. Петр воспитывался у Недоносова, затем его взял на воспитание сам Ермолов. Уйдя в отставку и переехав с семьей в Москву, Ермолов отдал своего приемного сына на обучение к художнику-портретисту Льву Волкову. П.Н. Ермолов ищет возможности зачислить воспитанника в Академию художеств. Наконец, в 1833 году Петра Захарова зачислили вольнослушателем в Петербургскую Академию художеств. Согласно уставу академии представители национальных меньшинств не могли быть ее студентами. Одаренных детей из этих категорий зачисляли «внеклассными» учениками. Но талант Петра Захарова был замечен. Петр Захаров окончил Академию художеств, получил аттестат, право почетного потомственного гражданина и звание свободного художника. Еще в период учебы в академии «художник из чеченцев» начал писать портреты своих современников — историка Т.Н. Грановского, хирурга Ф.И. Иноземцева, писателя АЛ. Муравьева. Мастерство портретиста Захарова росло с каждой новой работой — он стал известным портретистом в Москве и Петербурге.
В 1843 году портрет А.П. Ермолова приносит ему звание академика. Вот тогда-то академик Петр Захаров — «чеченец», или «из Да-ды Юрта», так станет подписывать он свои произведения — напишет «Автопортрет в бурке с ружьем», ставший по духу воплощением Мцыри (картина до января 1995 г. находилась в Грозненском музее изобразительных искусств). Художник изобразил себя в мохнатой пастушьей горской шапке и бурке — этим он показал свою внутреннюю связь с родиной. Именно после автопортрета Карл Брюллов назовет Петра Захарова лучшим, после себя, портретистом. Умер Захаров от чахотки в 1846 году, ему едва исполнилось тридцать лет. Многие его работы хранятся в ведущих музеях нашей страны. «Портрет писателя А.Н. Муравьева» хранится в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге, а портреты поэта М.Ю.Лермонтова и генерала А.П. Ермолова входят в экспозицию Государственного Русского музея. Несколько полотен Захарова-Чеченца были представлены в Грозненском художественном музее. В их числе два его лучших полотна — «Автопортрет в бурке с ружьем» и «Портрет И.Ф.Ладыженского». В декабре 1994 года музей в Грозном был разрушен. Как и другие экспонаты, полотна Захарова-Чеченца сильно пострадали. Однако их, в числе других картин, удалось эвакуировать в Москву. В реставрационном центре имени академика Грабаря в течение уже нескольких лет идет работа по их восстановлению.
(По книге «Москва — столица». — М., «ОЛМА-ПРЕСС», 2004.)

Журавлева А.И. Лермонтов в русской литературе. Проблемы поэтики. М., 2002.
Лермонтовская энциклопедия. М., 1981.
Лотман ЮМ. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М., 1988.
МаннЮ.В. Поэтика русского романтизма. М., 1976.
Мануйлов ВА. Летопись жизни и творчества М.Ю. Лермонтова. М.; Л., 1964.
М.Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников. М., 1972.
Любович Н. «Мцыри» в идейной борьбе 30-40-х годов // Творчество М.Ю. Лермонтова: 150 лет со дня рождения, 1814-1964. — М.: Наука, 1964.