Мoдa

Как читать вслух с выражением. Характеристика принципов обучения выразительному чтению

Важность вопроса, как научиться красиво читать, давно уже по достоинству оценена психологами и лингвистами всех рангов и мастей. И в детсаду, и в школе нас учат рассказывать с выражением стихи и прозу, позже, в некоторых вузах обучают искусству произнесения речей. Но красиво читать может далеко не каждый. Как научиться этому и какие упражнения для этого необходимо выполнять, рассказывается в данной статье.

Как красиво читать стихи?

Представьте, что перед вами раскрытая душа поэта. Поэтому стихи, особенно лирику, следует читать, максимально прочувствовав, пропустив через себя содержание художественного текста, написанного поэтом. Эпические произведения в стихах (например «Одиссею») нужно читать с некоторым отстранением, как бы констатируя происходящее. Басни следует читать «в лицах», представляя слушателям поведенческие интонации и мимику персонажей.

  • Перед прочтением прозы вслух необходимо несколько раз прочитать ее про себя, чтобы знать, о чем ведется повествование, какие герои участвуют в действии. Стихи перед декламированием лучше всего выучить наизусть, чтобы не «терять» строчки и не запинаться.
  • Перед декламированием займитесь собственной дикцией. Почитайте вслух несколько общеизвестных скороговорок, проверьте артикуляцию, поработайте над мимикой и жестами (профессиональные чтецы проделывают эти упражнения ежедневно по нескольку часов).
  • Соблюдайте расставленные в тексте знаки препинания, выделяя их интонационно. Повышайте и понижайте интонацию по мере прочтения предложений в тексте.
  • Купите или скачайте аудиозаписи известных чтецов и учитесь декламировать, повторяя мастеров. Этот метод обучения зачастую приводит к отличным результатам.

Когда вы в последний раз читали вслух?

Почему люди плохо читают вслух ? Из-за чего так происходит? Почему кажется: “Сейчас, ах, как прочитаю!”, а выходит сухое чтение? Об этом и поразмышляем.

А когда вы читали в последний раз вслух ?

Давно это было?

В этой статье будут (подробно) рассмотрены причины , по которым люди плохо читают вслух, рекомендации , как развивать чтение вслух, практические упражнения , которые помогут научиться хорошо читать вслух , как себе, так и при публичном выступлении .

Чтение вслух

Как пишет Википедия: Чтение - сложный когнитивный процесс декодирования символов, направленный на понимание текста.

Когда мы читали вслух ? Наверное, еще .

А что выходит в результате?

Монотонное чтение . Маловыразительное. Без желаемых переливов голоса.

Во всяком случае, так слышится со стороны.

Уважаемый читатель! Большая просьба сделать клик на рекламе от Гугль в знак вашей благодарности нам за бесплатные материалы на этом сайте:

Что делать, чтобы улучшить качество чтения вслух?

Полезно осознать, что навык “чтения вслух” мы уже давно не развивали, а упражнялись в чтении “про себя”. А это, хоть и похожие, но разные навыки нашего мозга.

Ведь многие тексты хорошо написаны. Они тщательно продуманы писателями. В них содержатся слова, мало используемые в быту, слова, которые полезны для развития словарного запаса.

Как правильно читать с листа перед публикой

Вы, видели когда-нибудь оратора читающего по бумажке? Согласитесь – печальное зрелище.

Вспомните, к примеру, речи Леонида Ильича Брежнева.

Впрочем, бывает, современные ораторы которые читают речи очень хорошо.

А что, хорошие ораторы с листа не читают? – Читают. И еще как читают.

Вспомните Альтова, Жванецкого, и других эстрадных юмористов. Читают, и очень хорошо читают с листа.

Даже Барак Обама часто выступает, глядя в лист бумаги.

Но читает он так, что никто и не замечает чтения.

Вот, к примеру, одно из видео, где Барак Обама выступает, используя написанный текст. Но ведь это выглядит красиво. Почему? – Потому что он умеет читать.

  • И подписывайтесь на наш YouTube-канал . Там много интересных видео.

А что нужно было сделать? Есть два варианта:

  1. Прочитать – и “своими словами” рассказать этот текст публике.
  2. Научиться технике “публичного чтения”.

Публичное чтение

Правильное публичное чтение.

Почему “правильное” – потому что есть правило: нужно смотреть в глаза тем людям, которым адресуется речь, не важно, написанная или нет.

Публичное чтение (чтение перед аудиторией), действительно сложнее обычной речи, и требует особых навыков.

Почему сложнее? Потому что, как и при любом публичном выступлении, здесь важен зрительный контакт с аудиторией, а во время чтения с листа создать, а тем более, удержать этот контакт сложно.

И не только видеть , но и чувствовать , насколько хорошо аудитория принимает и усваивает ваш материал.

Увидеть, почувствовать, поняли ли предыдущее слова мои дорогие слушатели.

Часто, очень часто, оратор не замечает, как быстро он перегружает восприятие слушателей.

Вспомним наши замечательные лекции в институте…

На что обратим внимание: паузы, зрительный контакт и скорость нашей речи. С какой скоростью вы, можете читать вслух ? Предполагаю, что быстро, а нам нужно так, чтобы каждое ваше слово было воспринято аудиторией.

Важная техника: читайте во время паузы, а когда говорите – смотрите в зал. И так попеременно.

Нужно отрегулировать скорость речи, длительность пауз и фраз. Все это достигается упражнениями.

Упражнения

Как правильно читать вслух

Итак, подытожим всё выше написанное.

1. Не проблема.

Если вы (или кто-то другой) плохо читаете вслух – это не проблема . Это – задача . Нужно начать читать вслух, и этот навык быстро разовьется.

Причем, очень быстро. Только нужно начать это делать.

О том, как как увеличить словарный запас очень подробно написано здесь:

Как увеличить словарный запас

2. Что читать вслух

  • Рекомендую эти
  • А это – целый сайт хороших притч

3. Как читать вслух

Да. Именно. Сомневаетесь? И – правильно делаете. Ведь в Инете есть много рекомендаций где рекомендуют читать со скоростью “120 слов в минуту”. Но я – тренер по ораторскому искусству, знаю, что рекомендую.
При обычной скорости чтения нет времени уделять внимание паузам, интонациям, жестам, мимике. При такой скорости, 120 и более, мозг успевает только читать.
А когда же запоминать слова?
При такой скорости (120 слов в минуту) можно читать, только глядя в текст. Но ведь смотреть нужно не в текст, а прямо, на слушателя или слушателей, или на себя в зеркале.

  • Об этом подробно написано в моей книге “Ошибки ораторов”: .

4. Читая вслух медленно, вы сможете читать красиво.

Старайтесь, чтобы фразы были разные: что-то громче, что-то тише, что-то быстрее, что-то размеренно, рас-стягивая звуки, что-то интонационно выше или ниже.
Читая медленно, можно успевать переключать эмоции, и – любоваться ими в зеркале.

5. Сначала потренируйтесь читать вслух сами себе.

Многие дети не любят учить стихи, а потом еще и рассказывать их у доски или на публике. Сам процесс заучивания не вдохновляет, а еще и «с выражением». Они часто даже не понимаю, что это значит. И вообще что от них хотят эти и учителя. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок уже в 3 классе умел читать стихи с выражением, тогда Наш сайт подобрал для вас хорошие рекомендации и советы.

  1. Первое, что вы можете предпринять – найти записи стихов, которые исполняют артисты и ставить малышам для прослушивания. Для начала можете ставить тех исполнителей, которых дети знают. Найти таковых не просто, но реально.
  2. Второй метод более сложный, но если вы сможете мотивировать ребят, то у вас все получится – поводите их на чтецкие программы. Конечно хорошо будет, если это школьные курсы, потому что доверия больше у детей вызывают сами дети.
  3. Третий вариант – пригласить на урок одного или парочку актеров, чтобы они показали, как правильно читать в классе, а не со сцены. Этот момент очень важен. Тесный живой контакт и камерное пространство создают отличную атмосферу. Даже неидеальное, зато живое чтение, произведет сильное эмоциональное впечатление на всех деток.

Но важно, чтобы все услышанное закрепить , потому что может мгновенно выветриться.

  • Поговорите с детьми, не оценивая их высказывания, а просто задавайте провокационные вопросы.
  • Поиграть в творческой форме в прожитое и услышанное (подойдут упражнения для актеров, которые можно найти в книге под названием «Театр, где играют дети»).
  • Пускай детки выразят свои эмоции в красках, нарисуют абстрактные рисунки на тему услышанного.
  • Если учитель владеет режиссерскими навыками, можно сыграть этюд-импровизацию.
  • Если ребенок соприкоснется с идеальным актерским чтением, это станет для него трамплином к собственным попыткам.

Наш сайт считает, что понять стихотворную речь можно, если сравнивать ее с прозаической . Поэтому, когда читаете стих, вы должны быть увлечены его темой, понимать, почему именно его мы читаем: к чему мы хотим подтолкнуть или подвести зрителя, что мы хотим ему сказать. Если хотите отстоять основную мысль, вы должны действовать словом.

Чем отличается проза от стиха? Этот вопрос вам нужно обсудить особо с ребятами. Пусть они самостоятельно постараются определить, а затем сформулировать ответ, а потом учитель опровергнет или подтвердит их догадки, ну, а если нужно, то дополнит. Можете в разговоре воспользоваться какой-нибудь яркой провокацией, к примеру, можете написать на доске или процитировать Н. Тихонова: «Стихи отличаются от обычной речи, как движение бегунов от спокойно идущих людей». Пускай детки постараются объяснить, о чем идет речь.

Вы можете придерживаться такой позиции: стихи отличаются от прозы своей ритмичностью, упорядоченностью, мерностью. Основа стихотворения – это эмоционально-повышенный строй переживаний, который подчеркивает все формы передачи чувств и мыслей в речи. В стихах речь не льется сплошным потоком, а ее делят на речевые такты интонационно-смысловыми (логическими) паузами. Место данных пауз чаще всего подсказано пунктуацией, и если вы не будете обращать на это внимание, то стих станет бессмысленным.

Вначале также важно узнать, что дети почувствовали и поняли во время чтения. На этом этапе не стоит навязывать свое понимание. Первое впечатление – это очень важно, пусть оно будет странным, невнятным и хаотичным. Ребенок может не до конца понять смысл, но некие эмоциональные картинки, мысли и вспышки обязательно останутся. Как раз, если вы поговорите, то это закрепится. Обсуждение лучше перенести в круг, в котором все создают энергию творчества и все равны, а не в обычном классе, когда учитель стоит напротив детей, которые сидят за партами. Главное чтобы преподаватель помнил, что ему нужно работать, используя уточняющие вопросы, такие как: «Правильно ли я понял… Что ты имеешь ввиду…», и не начинать оценивать суждения.

На поставленные вопросы ребята должны ответить, если это сделать тяжело, то пишут ответ на листках.

Видео

Ораторское искусство ценилось во все времена. Люди, способные выразительно излагать свою мысль, становились полководцами и правителями. Именно такие люди возглавляли дальние походы, создавали идеологии и были способны увести массы за собой. Поэты, которые умели красиво говорить, словно древнегреческий Орфей, завлекали граждан своими словами, заставляя себя боготворить. И сейчас люди, способные четко и красиво выражаться, добиваются больших успехов в бизнесе и пользуются большим доверием со стороны окружающих. Поэтому важно поработать над выразительностью своей речи. Если вы хотите узнать, как выразительно читать стихи, то следуйте указанным ниже советам!

Основные теоретические аспекты выразительного чтения

Учиться выразительному чтению необходимо с раннего детства, когда ребенок только начинает формировать свое произношение. И стихи лучше всего для этого подходят. Наличие рифмы упрощает чтение, одновременно делая текст эмоционально более насыщенным. Для того, чтобы добиться выразительного чтения, необходимо проникнуться текстом стиха и понять его суть. Желательно выучить стихотворение наизусть, тем самым сосредоточившись впоследствии на выразительности чтения.

    Чтобы понять, как научиться читать стихи, важно определить и построить ее художественную схему. Она включает в себя:
  • Логическое ударение
  • Пауза
  • Интонация

В любом выражении есть отдельные слова и словосочетания, которые вбирают в себя 90% смысловой нагрузки. В них содержится вся «душа и внутренняя сущность» текста. Они служат эмоциональными центрами всего повествования и, само собой, их необходимо выделить из общей массы слов. Именно для этой цели и существует логическое ударение. К. С. Станиславский называл его «указательным пальцем выразительности речи». Именно оно является лакмусовой бумажкой главного слова в предложении. В школьных учебниках младших классов эти слова выделяются различными способами (например, разрядкой или с помощью кавычек). Однако в стихах такое выделение встречается крайне редко. Поэтому логическое ударение в них представлено целым комплексом интонационных и звуковых средств: темпом и силой голоса, паузами, удлинение звуков и др. При работе с любым текстом, старайтесь вычленить оттуда основную мысль, «корень повествования» и выделить его при помощи логического ударения. Это поможет вам понять, как читать стихи с выражением.

Так, например, ударные строки в стихотворении можно выделить при помощи резкого усиления голоса. Здесь особо характерны стихотворные басни, так как в них всегда содержится мораль, обязательная для выделения. Также силой голоса можно передать эмоциональное состояние оратора. Если речь идет о сильных эмоциях, типа испуга или напротив, торжества — то речь читателя становится более громкой. А вот выражать горестные эмоции принято более тихим голосом.

Еще одним важным инструментом, который позволяет добиться выразительного чтения — это пауза . С помощью паузы можно разбить монотонный звуковой поток на несколько частей, тем самым сделав его более понятным для понимания. Часто, для понимания роли паузы, в младшей школе прибегают к рифмованным пословицам.

В тексте паузой обычно обозначается многоточие и символизирует она некое душевное переживание, раздумья и волнения. В устной речи имеет иное значение и служит, в первую очередь, для привлечения внимания слушателя и выделить отдельные действия или события в тексте.

    Выделяют следующие виды интонации:
  • Выразительная
  • Повествовательная
  • Восклицательная
  • Интонация перечисления

Повествовательная интонация практически не вызывает проблем. Она характеризуется спокойным и ровным произношением, без лишних эмоциональных всплесков. Передать вопросительные и восклицательные предложения сложнее. Вопросительная интонация определяется повышением тона голоса в начале высказывания, и последующим понижением в конце. Восклицательная, напротив, предполагает повышение тона в конце предложения. Что касается интонации перечисления, то он используется в предложениях с однородными членами. При перечислении тон голоса повышается, а также в обязательном порядке вставляется пауза.

От теоретической информации, пора перейти к более практическим советам. Как мы выяснили, выразительность произношения зависит во многом от верного употребления логических ударений, пауз и интонации. Вы уже близки к тому, чтобы понять как красиво читать стихи. Теперь рассмотрим, как овладеть этими словесными приемами в совершенстве, благодаря которым вы даже поймете, как читать стихи на английском!

Создайте партитуру текста . Это своего рода схема стихотворения, где будут выделены все логические ударения, паузы и важные слова. Укажите черточками рост интонации (нисходящая или восходящая); длину паузы (длинная, короткая, средняя). Все значения надо проставлять карандашом. Держа в голове эту схему, вы сможете правильно воспроизвести интонацию.

Контролируйте дыхание . Старайтесь не набирать в легкие излишков воздуха, дабы не возникало неожиданных пауз.

Дикция — крайне важна! Если вы хотите узнать, как правильно читать стихи, то обязательно поработайте над дикцией. Лишь уверенное, четкое и верное произношение слов поможет вам двигаться и развиваться в этой стези.

Как было сказано выше, важно полностью вникнуть в стихотворение, прочувствовать его и понять смысл . Не надо зубрить стихи, не надо торопиться. Важно понимать то, что читаешь и искренне наслаждаться этим моментом.

Создавайте качественный эмоциональный фон , жестикулируйте и используйте мимику. Отточите свой стихотворный артистизм тренировками перед зеркалом.

Если вы не знаете, как читать правильно стихи на английском, то следует просто просмотреть всю эту статью от начала до конца. В этом плане схема ничем не отличается от стихотворений на русском языке. Единственное, необходимо переложить указанные выше правила «как читать стихи», на английскую фонетику и орфографию.

Пожалуй, на этом все. Следуя этим простым советам, вы быстро поймете как правильно читать стихи. Если вы будете проводить постоянные тренировки, и если вы по-настоящему любите поэзию — то вы быстро обретете мастерство выразительного и красивого чтения.

Выразительное чтение стихов детьми дошкольного возраста

Консультация для родителей. Учим стихи с детьми дошкольного возраста

Медведева Марина Анатольевна, музыкальный руководитель высшей квалификационной категории, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №2 - «Лучики», Советского района г. Тулы

Описание материала. Данный материал адресован родителям и педагогам, которые занимаются с детьми дошкольного возраста. Причиной написания статьи послужило противоречие между возможностями детей и частыми случаями невыразительного чтения стихов в данной возрастной группе, а так же важность развития интонационной выразительности у дошколят.
«Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них так же, как и музыка». В.Г.Белинский
Как по разному люди читают стихи! Один - монотонно, вяло. Другой - выделяя особенности стихотворного размера. Третий – громко, эмоционально и неестественно. Но с удовольствием мы слушаем того, кто читает так, как разговаривает в жизни, с живой выразительностью, четкой речью, переживая эмоции, затронутые данным произведением.
Можно ли научить этому ребенка? Да, можно.
При этом, читая и заучивая стихи с малышами, мы решаем следующие задачи:
- укрепление памяти;
- выработка четкой дикции, овладение средствами интонационной выразительности: тембр, темп, регистр, интонация, ритм, динамика, звуковысотный рисунок, размер, акцентуация (выделение определенных элементов в слове или во фразе);
- развитие творческих способностей ребенка;
- расширение кругозора;
- воспитание нравственных качеств (любовь к близким, забота о животных, бережное отношение к природе, игрушкам и т.п.).
Вот несколько советов, которые помогут развивать ребенка в данном направлении.
Как правильно выбрать стихотворение для заучивания?
1. Стихотворение должно быть доступным.
1) В первую очередь, близким и понятным детям по содержанию.
2) Чем меньше возраст ребенка, тем короче строка и само стихотворение. Детям 2 лет достаточно двух-четырех строчек, 3-4 лет – одно-два четверостишия, 5-7лет – до пяти четверостиший, в зависимости от проявляемого ребенком интереса и уровня развития памяти.
3) Стихотворение для малышей должно быть динамичным (в основном действия), без описательных моментов, с короткими строками, простым ритмом. Старшие дошкольники способны воспринимать метафоры, сравнения, небольшие описания, но все же динамичность важна.
2. Стихи для детей должны быть высокого качества, ведь поэзия является
источником и средством обогащения образной речи, развития
поэтического слуха (умения тонко чувствовать художественную форму,
мелодику и ритм родного языка), этических и нравственных понятий.
Читайте детям произведения народного творчества (народные потешки,
прибаутки, шутки, песенки) и мастеров художественного слова.
Ищите хорошие стихи современных поэтов. Нельзя использовать слабые стихи непрофессионалов, с неточными рифмами, нарушением строя, с неграмотным употреблением формы слова.
Как учить стихи с детьми дошкольного возраста?
Прежде чем познакомить ребенка с выбранным стихотворением, просмотрите его сами, выберите нужное настроение, интонацию, расставьте акценты, выделяя главное слово. Если используется диалог, или повествование идет от лица какого-либо персонажа, то можно менять и тембр голоса. В некоторых стихах возможно обыгрывание звучания слов. Так, шипящие звуки - передают шелест травы, листьев, протяжные гласные – завывание ветра. Этот прием нужно использовать осторожно, подчеркивание звука должно быть небольшим. Можно использовать изменение скорости прочтения, связанное с содержанием. Быстрое проговаривание может сопровождать быструю смену событий или высокую скорость действия, затягивание речи - нежелательное или затянувшееся действие.
Прочитайте ребенку стихотворение естественно и выразительно,
прочувствовав настроение. Поговорите с ним о содержании, убедитесь, все ли он понял. При необходимости объясните новые слова. Важно, чтобы стихотворение понравилось.
Предложите ребенку поиграть: вы читаете стихотворение, а он договаривает концы строк. Не затрудняет детей и пофразовое повторение текста. Затем можно перейти к целостному пересказу. На первых порах ненавязчиво подсказывайте, проговаривайте вместе отрывки, которые пока не отложились в памяти. Чтобы сохранить интерес у детей младшего возраста, можно рассказать стихотворение для разных игрушек по очереди или от лица мишки, зайки, кошки и т.п. Дети старшего дошкольного возраста способны хорошо принимать задачу, поставленную перед ними: выучить стихотворение. Следите, чтобы речь ребенка была внятной и естественно выразительной. Порой дети очень быстро проговаривают текст, проглатывая окончания. Можно сразу остановить и поправить, чтобы не закреплялась ошибка. Длительность такого занятия с ребенком не должна превышать пяти минут. Лучше еще раз вернуться к стихотворению через некоторое время.
Выучили и забыли?
Постарайтесь сохранить интерес ребенка к стихотворению. Попробуйте его рассказать по ролям или обыграть с игрушкой.
Выученное стихотворение дарите бабушке и дедушке на дни рождения, используйте в домашних концертах, вспоминайте в подходящей ситуации, наблюдая за погодными явлениями, животными, рассматривая растения и транспорт, любуясь игрушкой и вместе с ребенком выполняя работу по дому.
Следуя этим несложным рекомендациям, вы можете научить своего ребенка любить литературу, поэзию, замечать прекрасное вокруг себя, сформировать ясную четкую выразительную речь, что очень пригодится не только в школе, но и во взрослой жизни.

Примеры анализа детских стихов для выразительного чтения.

«Киска» И. Жуков
-Здравствуй, киска, как дела?
Что же ты от нас ушла? (ласково, вопросительная интонация)
-Не могу я с вами жить,
Хвостик негде положить.(обиженно)
Ходите, зеваете,
На хвостик наступаете! (сердито)
«Строитель» Г. Ладонщиков
Клювом, точно долотом, (ритмично, передавая стук)
Дятел строит новый дом,
Хоть и сам еще не знает,(озадаченно)
Кто прописан будет в нем.
Подлетает к дятлу чиж:
- Что ты, дятел, тут стучишь? (вопросительно)
Целый час в дупле осины, (удивленно)
Как привязанный, торчишь!
- Я недаром тут стучу! (доброжелательно)
Червяков достать хочу.
Пообедаю на славу (с удовольствием)
И осину полечу.
«Пластилиновый пес» С. Махотин
Не сердись на меня, (просьба)
Пластилиновый пес.
Получился кривым (с сожалением)
Пластилиновый нос.
Пластилиновый хвостик
Висит, как шнурок,
И немного помят
Пластилиновый бок.
Я потом, может быть, (надежда, обещание)
Тебя снова слеплю,
А сейчас я тебя (с любовью)
И такого люблю.
«Про снег» Н. Светлячок
На полянку и лужок (умиротворенно)
С неба падает снежок,
С неба падает снежок
Кот мурлыкнул: Творожок!(мягко)
Но пропел ему петух:
- Может, это просто пух (резко, звонко)
- Кря! сказала утка Маша(невозмутимо)
- Это рисовая каша!
Ей ответили утята
- Это кря-кря, кря-кря вата! (Быстрее, выше звук)
Вышел маленький телёнок,
Удивился как ребёнок, (удивленно)
От мороза сжал бока,
- Му-му, сколько молока! (медленно)
А весёлый Ванечка (живее, весело)
Взял из дома саночки,
Побежал кататься в сад.
Ваня снегу очень рад! (четкое радостное восклицание)
«Черепаха» К. Чуковский
До болота идти далеко, (озабоченно)
До болота идти нелегко.
"Вот камень лежит у дороги,(обрадовано)
присядем и вытянем ноги"
На камень лягушки кладут узелок.(не спеша)
"Хорошо бы вот здесь нам прилечь на часок!"(в предвкушении)
Вдруг на ноги камень вскочил (быстро, резко)
И за ноги их ухватил.
А они закричали от страха:
"да ведь это же черепаха!" (умеренно громко, удивленно)