Мoдa

Типология элит и системы рекрутирования. Российская политическая элита Системой рекрутирования политической элиты является

Пути формирования политических элит

Основные способы формирования элиты являются универсальными. В более общем виде они, в образе аристократической и демократической тенденций, формулировались Г. Моска. Наука современного периода толкует их соответственным образом как:

  • антрепренерская (предпринимательская) система;
  • система гильдий.

Система гильдий представляет постепенное продвижение кандидатов вверх по уровням власти. Выборка реализуется из определенных партий или социальных групп. Само же рекрутирование обладает закрытым и неконкурентным характером, реализуется довольно-таки узкой группой лиц.

В отношении кандидатов выдвигается много формальных требований, которые призваны подтвердить не столь их компетентность, сколь лояльность. Такая типология формирования элиты характерна для обществ традиционного типа, речь идет об элите - касте в древней Индии, элите - аристократии в средневековой Европе.

В двадцатом столетии более четко система гильдий проявлялась в тоталитарных (например, элита - партия в СССР), и авторитарных (например, элита - корпорация в Иране, Чили) государствах. Длительное применение системы гильдий приводит к вырождению господствующей группировки, к утрате ею способностей к государственному управлению.

Антрепренерская система ориентирована изначально на личностные качества кандидата, на его возможность привлечения к себе людского внимания, на способности доказывания своей компетентности. При этой системе отбор обладает открытым, конкурентным характером, реализуется большей численностью лиц, в идеальном варианте - всем населением посредством выборов, и из разных по собственному положению группировок.

Такой способ рекрутирования элиты, характерный для демократических государств современного вида, также не лишен недостатков. К самым важным из них необходимо отнести:

  • возможность включения в политическую жизнь случайных людей;
  • частую смену курса политики в силу отсутствия единства во взглядах разных политиков;
  • возможность образования конфликтов в самой правящей элите.

Замечание 1

Названные способы рекрутирования, являются эталонными. Реально нет ни чистой антрепренерской системы, ни чистейшей системы гильдий, так как не существует полностью открытых и закрытых обществ.

С одной стороны, какая-либо закрытая система предполагает существование каналов, которые позволяют представителям "низов" прорываться во власть. В качестве примера можно ссылаться на роль партии как канала рекрутирования в границах СССР. По сведениям социологов отечественного происхождения в 1986 году средь членов ЦК КПСС процент выходцев из низших слоев достигал девяносто процентов. С иной стороны, - всякая демократическая (открытая) система испытывает непрерывное стремление элитарных группировок к самостоятельному замыканию.

На протяжении всего двадцатого столетия в демократических государствах в границах политической элиты доминировали выходцы из верховных общественных слоев. Как отметил Г.П. Артемов, в 1993 году из 435 членов Палаты представителей США тридцать один процент образовали бизнесмены, девятнадцать процентов- профессиональные политики. Те же самые группы из сотни участников Сената образовали соответственно двадцать семь и двенадцать процентов. Очевидным является, что приток в элиту представителей низких общественных слоев в такой ситуации представляется более чем затруднительным. Случаи, подобные выдвижению на главную роль в руководстве Великобритании Маргарет Тетчер, которая является дочерью мелкого торговца, больше представляются редкими исключениями, нежели правилами.

Механизм формирования политической элиты

В мировом пространстве есть две тенденции в образовании и производстве политической элиты. Первая является типичной для государств с недемократическими режимами и охарактеризована закрытостью, тонкой социальной базой образования, кругом лиц, производящих отбор.

Обычным является для стран с пониженной социальной мобильностью. Закрытый тип рекрутирования является первым в историческом плане, поэтому преимущественен в обществах консервативного типа.

Вторая тенденция является типичной для государств демократического типа и соответственным образом обуславливает ее наиболее широкий круг социальной базы, требует для собственного функционирования высочайшей политической культуры, что представляется следствием развития политической системы. Хоть и для государств с демократическими принципами степень открытости может в большой мере отличаться.

Системы формирования элиты

Выделяют следующие системы формирования политической элиты:

  1. Открытая система формирования политической элиты, где доминирующие позиции представляются доступными для всех групп общества, отмечается высочайшая конкуренция за позиции, а вершины могут достигать лишь те, кто обладает важнейшими качествами лидерства;
  2. Закрытая система формирования политической элиты, где выборка кандидатов в элиту производится посредством узкого круга руководящих лиц и осложнена множеством формальных требований, таких как партийность, происхождение, стаж и т.п.; эта система является характерной для обществ недемократического типа.

Ученый итальянского происхождения Вильфредо Парето отделил контрэлиту - группу людей, обладающих исключительными качествами лидерства, которым закрытость социальной системы не может позволить занимать руководящие позиции. Если же доминирующая элита начинает слабеть, контрэлита производит революционные преобразования и в результате сама обращается в доминирующую политическую элиту. Вся история политики, согласно Парето, является чередой смены элит.

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭЛИТЕ

В СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

1.Сущность, функции, структура, типология политических элит.

2.Особенности рекрутирования политической элиты.

3.Изменение правящей элиты России в процессе реформирования общества.

1. Политическая элита – это устойчивая социальная общность, основанная на глубоких внутренних связях входящих в нее политиков,

Объединенных общими интересами,

Связанные с обладанием рычагами реальной власти,

Не допустить к ним другие группы,

Стабилизировать и укрепить позиции каждого ее члена.

Политическая элита - это составляющая меньшинство общества внутренне дифференцированная, неоднородная, но относительно интегрированная группа лиц,

Обладающих качествами лидерства и подготовленных к выполнению управленческих функций,

Занимающих руководящие позиции в общественных институтах,

Непосредственно влияющих на принятие властных решений в обществе.

Политическая элита - это относительно привилегированная, политически господствующая группа,

Претендующая на представительство народа,

В демократическом обществе в той или иной мере подконтрольная массам,

Относительно открытая для вхождения в ее состав любых граждан, обладающих необходимой квалификацией и политической активностью.

В классической теории элит существует два подхода к определению ее природы:

l)Элитический – элита (фр. elite - лучшее, отборное, избранное), группа, занимающая властные позиции в руководстве (концепция «политического класса» Г. Моски).

2) Меритократический (от лат. meritus- заслуга, достоинство и греч. kratos- власть) элита как наиболее ценная и продуктивная часть общества (концепция В. Парето).

Существование элиты обусловлено действием следующих основных факторов:

Психологическим и социальным неравенством людей, их неодинаковыми способностями, возможностями и желанием участвовать в политике;

Законом разделения труда, который требует профессионального занятия управленческим трудом как условия его эффективности;



Высокой общественной значимостью управленческого труда и его соответствующим стимулированием;

Широкими возможностями использования управленческой деятельности для получения социальных привилегий (поскольку политико-управленческий труд прямо связан с распределением ценностей);

Практической невозможностью осуществления всеобъемлющего контроля за политическими руководителями;

Политической пассивностью широких масс населения, главные интересы которых обычно лежат вне политики.

2 . Существуют две основные системы рекрутированияэлит:гильдий и антрепренерская.

Для системы гильдий характерны:

Закрытость, отбор претендентов на более высокие посты главным образом из нижестоящих слоев самой элиты, медленный, постепенный путь наверх;

Высокая степень институциализации процесса отбора, наличие многочисленных институциональных фильтров - формальных требований для занятия должностей (партийность, возраст, стаж работы, образование, характеристика руководства);

Небольшой, относительно закрытый круг селектората - члены вышестоящего руководящего органа или один первый руководитель (глава правительства, фирмы и т.п.);

Подбор и назначение кадров узким кругом руководителей, отсутствие открытой конкуренции;

Тенденция к воспроизводству существующего типа элиты.

Плюсы и минусы системы гильдий.

Уравновешенность решений,

Меньшая степень риска при их принятии

Меньшая вероятность внутренних конфликтов,

Большая предсказуемость политики.

Главные ценности этой системы - консенсус, гармония и преемственность.

Склонна к бюрократизации, организационной рутине, консерватизму;

Подмене формальных критериев отбора неформальными;

Порождает массовый конформизм, затрудняет исправление ошибок по инициативе снизу.

Антрепренерскую (предпринимательскую) систему отличают:

Открытость, широкие возможности для представителей любых общественных групп претендовать на занятие лидирующих позиций;

Небольшое число формальных требований, институциональных фильтров;

Широкий круг электората, который может включать всех избирателей страны;

Высокая конкурентность отбора, острота соперничества за занятие руководящих постов;

Изменчивость состава элиты – на первый план выходят личные качества, активность, умения найти поддержку широкой аудитории.

Плюсы и минусы антрепренерской системы:

Больше ценит выдающиеся качества людей;

Открыта для молодых лидеров и нововведений.

Относительно большая вероятность риска и непрофессионализма в политике;

Сравнительно слабая предсказуемость политики;

Склонность лидеров к чрезмерному увлечению внешним эффектом.

В целом же, как показывает практика, антрепренерская система рекрутирования элит хорошо приспособлена к динамизму современной жизни.

3. Отечественные социологи приводят следующие данные об изменении элитного состава, уровне образования и источниках рекрутации современной элиты: средний возраст высшего руководства снизился с 61,8 (начало 80-х гг.) до 53,1 лет (конец 90-х гг.), повысился уровень образования высшего слоя элиты (примерно на 10%), а вот состав элиты изменился незначительно. Среди окружения президента лишь 25% составляют лица, не входившие в прежнюю номенклатуру, а в правительстве эта доля составляет 26% .Изменился механизм рекрутации элиты. Основным способом формирования элиты становятся выборы. Однако несмотря на функционирование избирательной системы, радикальной смены состава элиты в 90-х гг. не произошло. Это обстоятельство позволяет утверждать, что в 90-е гг. ограничился приток новых членов в элиту из не-элитных групп, а выборы стали важнейшим инструментом обеспечения легитимности современной российской элиты. Внутри правящей элиты современного российского общества наблюдаются две тенденции в развитии межгрупповых отношений. С одной стороны, обостряется конкуренция между внутриэлитными группами по поводу распределения власти, сфер влияния, собственности, капиталов и т.п. С другой - нарастает понимание того, что в условиях глубокого экономического кризиса, резкого падения жизненного уровня основной массы населения подобная конфронтация внутри элиты подрывает ее же власть. Отсюда стремление к выработке общих правил политической “игры”, поиск взаимных компромиссов и уступок.

Процесс смены элит в российском обществе еще не завершен. Новая российская элита отличается от старой советской – своей структурой, механизмами рекрутирования и легитимации, более высокой степенью конкурентности. Однако ее состав и некоторые черты внутриэлитных отношений несут на себе отпечаток «номенклатурного» прошлого.

Выводы

1.Политическая элита – это устойчивая социальная общность, основанная на глубоких внутренних связях входящих в нее политиков, объединенных общими интересами, связанные с обладанием рычагами реальной власти, стремлением сохранить на них свою монополию, не допустить к ним другие группы, стабилизировать и укрепить позиции каждого ее члена.

2.Главные ценности системы гильдий - консенсус, гармония и преемственность.В целом же, как показывает практика, антрепренерская система рекрутирования элит хорошо приспособлена к динамизму современной жизни.

3.Процесс смены элит в российском обществе еще не завершен. Новая российская элита отличается от старой советской – своей структурой, механизмами рекрутирования и легитимации, более высокой степенью конкурентности.

Литература

Политический процесс: основные аспекты и способы анализа: Сборник учебных материалов / Под ред. Мелешкиной Е.Ю. – М., 2001.

Политология. Курс лекций. / Под ред. М.Н.Марченко. – М., 2000.

Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. – М., 2001.

Шайхутдинов Р.Г. Механизмы формирования элит. - М.: Элитариум - Центр дистанционного образования, 2007.

Страница 4

В политологии выделяются две основные системы рекрутирования элиты: гильдий и антрепренерская.

Отличительными чертами системы гильдий являются: 1) закрытость, отбор претендентов на более высокие посты в основном из нижестоящих слоев самой элиты; медленный, эволюционный путь наверх; 2) высокая степень институционализации отбора, наличие многочисленных институциональных фильтров - формальных требований для занятия должностей (возраст, пол, партийность и др.); 3) небольшой, относительно закрытый круг селектората (людей, осуществляющих отбор кадров); 4) тенденция к воспроизводству уже существующего типа лидерства.

Номенклатурная система рекрутирования политической элиты - один из наиболее типичных вариантов гильдий, который характеризуется отсутствием конкурентной борьбы, излишней идеологизацией, политизацией и растущим непотизмом (доминированием родственных связей).

Антрепренерская система характеризуется: 1) открытостью, широкими возможностями для представителей различных социальных групп претендовать на место в элите; 2) небольшим числом институциональных фильтров; 3) широким кругом селектората; 4) высокой конкуренцией и первостепенной значимостью индивидуальных качеств претендента.

У каждой системы отбора есть свои плюсы и минусы. Если антрепренерская система в большей степени приспособлена к динамизму современной жизни, то система гильдий склонна к бюрократизации, консерватизму. В первой - большая степень риска, во второй - большая уравновешенность при принятии решений, меньшая вероятность внутреннего конфликта, наблюдается стремление к консенсусу и преемственности.

Правящая элита неоднородна и имеет сложную структуру. Составными элементами структуры правящей элиты выступают:

ü экономическая элита - крупные собственники, владеющие промышленными компаниями, банками, торговыми фирмами и т. п.;

ü политическая элита - лица, занимающие высшие посты в гражданских или военных органах власти;

ü бюрократическая (административная) элита;

ü идеологическая, «информационная» элита - ведущие представители науки, культуры, религии, образования, средств массовой информации.

На основе объема властных функций различаются высшая, средняя и административная политические элиты.

Высшая политическая элита включает в себя ведущих политических руководителей и тех, кто занимает высшие посты в законодательной, исполнительной и судебной ветвях власти (непосредственное окружение президента, премьер-министра, спикера парламента, руководители органов государственной власти, ведущих политических партий, депутатских фракций в парламенте). Это численно ограниченный круг людей (100-200 человек), принимающих наиболее значимые для всего общества политические решения, касающиеся судеб миллионов людей.

Средняя политическая элита формируется из огромного количества выборных должностных лиц: парламентариев, сенаторов, депутатов, губернаторов, мэров, лидеров различных политических партий, общественно-политических движений и др.

Административная элита (бюрократическая) - это высший слой государственных служащих (чиновничества), занимающих высшие позиции в министерствах, департаментах и других органах государственного управления.

Уровень циркуляции элит разнообразен. По оценкам немецких ученых, о среднем ее уровне можно говорить только применительно к бюрократической и частично политической элите (министры, руководящие деятели парламента); для экономической элиты характерен низкий уровень циркуляции.

Единственной причиной выхода из рядов этой элиты является смерть, для руководителей политических партий - смерть и - реже - уход в отставку по старости. При тоталитарной системе правления перемены в правящей элите осуществляются лишь путем ликвидации ее отдельных представителей или в результате полного краха всей системы.

Первостепенную важность с точки зрения функционирования правящей элиты имеет характер взаимоотношений между отдельными ее группами. Изучение их убеждает, что сложный структурный состав элиты не исключает высокой степени ее сплоченности. Все входящие в элиту группы заинтересованы в сохранении и нормальном функционировании существующей общественной системы. Все они по-своему представляют интересы тех социальных слоев, с которыми связаны бесчисленным количеством нитей. Для большинства из них свойственны общность традиций, привычек, взглядов, идей и всей системы ценностей. Многих из них объединяют личные, а иногда и семейные узы.

Политическая власть как особый вид власти
Особым и наиболее известным видом власти является власть политическая. Ее нередко отождествляют с властью принудительной, т. к. она выражается в реальной способности социальной группы либо индивида проводить свою волю при помощи особой си...

Агенты политической социализации
Передача политических ценностей, установок и моделей политического поведения осуществляется посредством воздействия на индивида конкретных людей и формальных институтов, получивших название агентов политической социализации. Агенты полит...

Информационное общество – основа постиндустриальной экономики
Информацию, подобно капиталу, можно накапливать и хранить для будущего использования. В постиндустриальном обществе национальные информационные ресурсы – самый большой потенциальный источник богатства. Постиндустриальная экономика – это э...

1) процесс вхождения в состав руководящих групп и движения внутри них;

2) выходная функция политической системы, выражающаяся в формировании груп политического руководства и принятия решений.

Отличное определение

Неполное определение

РЕКРУТИРОВАНИЕ ЭЛИТ

механизм отбора в Правящую элиту, на руководящие должности в государстве или партии. В политологии выделяются две основные системы Р.э.: 1) гильдий; 2) антрепренерская. Отличительными чертами системы гильдий являются: а) закрытость, отбор претендентов на более высокие посты в основном из нижестоящих слоев самой элиты; медленный, эволюционный путь наверх; б) высокая степень институционализации процесса отбора, наличие многочисленных институциональных фильтров - формальных требований для занятия должностей (возраст, пол, партийность и др.); в) небольшой, относительно закрытый круг ее электората (людей, осуществляющих отбор кадров); г) тенденция к воспроизводству уже существующего типа лидерства. Номенклатурная система рекрутирования политической элиты - один из наиболее типичных вариантов системы гильдий, который характеризуется отсутствием конкурентной борьбы, излишней идеологизацией, политизацией и неполитизацией (доминированием родственных связей). Антрепренерская система характеризуется: а) открытостью, широкими возможностями для представителей различных социальных групп претендовать на место в элите; б) небольшим числом институциональных фильтров; в) широким кругом электората; г) высокой конкурентностью отбора и первостепенной значимостью индивидуальных качеств претендента. У каждой системы отбора есть свои плюсы и минусы. Если антрепренерская система в большей степени приспособлена к динамизму современной жизни, то система гильдий склонна к бюрократизации, консерватизму; в первой - большая степень риска, во второй - большая уравновешенность при принятии решений, меньшая вероятность внутреннего конфликта, стремление к консенсусу и преемственности.

Системы рекрутирования элит оказывают большое влияние на социальный состав и качественные характеристики членов элиты. Выделяют две основные системы рекрутирования: 1) система гильдий; 2) антрепренерская система. Основными чертами системы гильдий являются следующие:

Закрытость;

Медленный путь наверх;

Множество промежуточных уровней в карьерном росте;

Большое число институциональных фильтров (формальных требований для занятия должности - партийность, возраст, образование, стаж работы, социальное происхождение, положительные характеристики руководства и т.д.);

Узкий круг селектората (как правило, члены вышестоящего органа, осуществляющие селекцию - отбор кандидатов);

Тенденция к воспроизводству уже существующего типа лидерства.

Примером данной системы рекрутирования может служить советская номенклатурная система 1960-80-х гг.

Антрепренерская система во многом противоположна системе гильдий и характеризуется более высокой конкуренцией, возрастанием значимости личностных качеств, небольшим числом институциональных фильтров, широким кругом выборщиков (электорат). Данная система преобладает во всех развитых демократических странах.

У каждой системы есть свои достоинства и недостатки. Считается, что антрепренерская система более гибкая, открыта для инноваций, хорошо приспособлена к динамизму современной жизни. Но она делает менее предсказуемой политический курс государства, увеличивает риски, связанные с возможным радикальным изменением курса правительства (после выборов курс правительства может развернуться на 180 градусов). Система гильдий делает более предсказуемым поведение нового руководства, уменьшает вероятность внутренних конфликтов, но она может вести к бюрократизации, геронтократии (власти стариков), формированию «семей», «землячеств» и «кланов». Процесс формирования власти «кремлевских старцев» в СССР можно увидеть, обратившись к таблице. При этом надо иметь в виду, что занятие низших номенклатурных должностей еще не делало человека членом политической элиты. Номенклатура была своего рода правящим классом и источником кадров для формирования политической элиты. В этот период советской истории люди часто достигали политических высот, когда им было уже более 60 лет. М.С. Горбачев, ставший Генеральным секретарем ЦК КПСС в возрасте 54 лет, воспринимался как очень молодой человек.

«Длина» номенклатурной карьеры в разные периоды советской истории (среднее количество лет работы до занятия первой номенклатурной

должности)

К середине 1970-х гг. сократилась вариативность карьеры: появился некий пропускной пункт («актив»), через который надо было обязательно пройти, чтобы быть допущенным к высокостатусным позициям. Роль такого «предбанника» играла должность руководителя среднего звена: заместителя директора, главного инженера, секретаря парткома. К середине 1970-х гг. вертикальная мобильность окончательно приобрела характер медленного продвижения по строго выверенной карьерной лестнице. Стало невозможно сделать карьеру, не будучи руководителем. Общество становилось все более закрытым. Несостоявшаяся мобильность была серьезным депрессивным фактором, особо значимым для людей, ориентированных на карьеру. Чем выше оценивались собственные социальные ресурсы, тем сильнее была фрустрация. Любая возможность изменить ситуацию обладала особой привлекательностью: все ожидания преломлялись сквозь призму восходящей мобильности. В 1970­80-х гг. «старел» и комсомол. Так, один из последних лидеров ВЛКСМ Борис Пастухов (первый секретарь ВЛКСМ с 1977 по 1982 г.) занял этот пост в 44 года. В 1966 г. средний возраст членов Политбюро равнялся 58 годам, а в 1981 г. он уже превысил 70. Средняя продолжительность пребывания в министерском кресле в 1980 г. превышала 13 лет. Другой особенностью советской номенклатурной системы была ее клановость, принимавшая форму землячеств. Вокруг Л.И. Брежнева сформировалось Днепропетровское и Молдавское землячества, представители которых когда-то работали вместе с ним на Украине и в Молдавии, а после того, как Брежнев стал Генеральным секретарем ЦК КПСС, заняли ключевые посты в партии и правительстве.

М.С. Горбачев, начав перестройку (в том числе и политической системы), не сумел создать своей команды, наделал очень много ошибок и, в конечном счете, потерял власть. Попытка опираться на индивидуальные достоинства выдвиженцев в вопросах кадровой политики, игнорируя их преданность главе государства, оказалась неудачной. Постоянно меняя кадры, М.С. Горбачев так и не сумел сформировать вокруг себя команду. При нем начался переход от системы гильдий к антрепренерской системе рекрутирования членов элит, что наглядно продемонстрировали итоги выборов народных депутатов СССР 1989 г. На этих выборах часть депутатов была избрана, пройдя реальную конкурентную борьбу кандидатов. Окончательно переход к антрепренерской системе осуществляется уже при Б.Н. Ельцине. Свободные выборы депутатов парламента и региональных руководителей в 1990-е гг. радикально изменили саму систему рекрутирования элиты. При Б.Н. Ельцине политическая элита «помолодела» (особенно это было заметно в Правительстве РФ, когда на министерских постах часто оказывались люди в возрасте до 40 лет) . Наряду с плюсами (энергичность, готовность строить рыночную экономику) такое резкое «омоложение» имело и много минусов. У власти часто оказывались малоопытные, некомпетентные люди.

Во времена президентства В.В. Путине в целом еще сохраняется антрепренерская система, но уже намечаются тенденции возврата к системе гильдий. Не случайно политологи начинают говорить о ярко выраженной клановости, как в брежневские времена, о доминировании так называемых «питерских», которые представлены соратниками В.В. Путина по работе в мэрии Санкт-Петербурга и в органах госбезопасности. Питерское землячество стало более многочисленным, чем землячества в период Л.И. Брежнева. В принципе, антрепренерская система не исключает существования команды президента, члены которой подбираются им лично, с учетом, в том числе, и прежнего опыта совместной работы. Но когда команда в течение десятилетий находится у власти, когда до минимума сокращается доступ в элиту для новых людей, а вместо ротации кадров происходит «пересаживание» высших чиновников из одного кресла в другое и когда личная преданность полностью вытесняет деловые качества, тогда возникает явная угроза возврата к системе гильдий. Более того, в высшем руководстве современной России отмечаются тенденци и, не свойственные даже номенклатурной эпохе. Речь идет о родственных и супружеских узах, которыми оказываются связаны некоторые члены правительства. Такого рода «семейственность» была несвойственна советской элите. Не характерна она и для развитых демократических государств с антрепренерской системой рекрутирования элиты.

26. Политическое лидерство: сущность, теории и типологии.

Проблема политического лидерства имеет богатейшую историю ис­следования. Уже в древней мифологии вожди наделялись сверхъесте­ственными качествами. Взгляд на историю как на результат действий правителей долгое время являлся господствующим в историографии. На этих позициях стояли мыслители античности (наделяли правителя различными необыкновенными качествами), дворянская историогра­фия (смена правителя - смена эпохи), средневековые богословы (ис­тория творится Богом через действия королей) и т. д. Подобных взгля­дов придерживались и буржуазные мыслители: Н. Макиавелли, при­знавая роль масс, ведущие позиции в политике оставлял за вождем. Гегель писал, что цели, которым следуют великие люди, содержат момент всеобщего. Т. Карлейль считал, что вожди руководят «тупо­умной толпой». Г. Тард подчеркивал, что всс достижения цивилиза­ции - результат деятельности великих лидеров. Хотя и высказыва­лись идеи о возрастающей роли масс в истории (Г. Лебон), но массы в этом случае представлялись как «толпа, идущая за лидером». Подоб­ные взгляды высказывали и русские народники.

На современные концепции политического лидерства наибольшее влияние оказали марксистский подход к проблеме личности и народ­ных масс в истории, идея лидерства, разработанная 3. Фрейдом и его последователями. В современной политической науке существует множество подходов к пониманию сущности лидерства. Наиболее распространенными являются:

Теория черт (Э. Богардус). Лидерство рассматривается как чисто социально-психологический феномен. Лидер - это человек, обла­дающий особой совокупностью таких черт, как интеллект, характер, организаторские способности, коммуникабельность, такт, чувство юмора, умение привлекать к себе внимание и т. д. Здесь игнорируется социальная природа лидерства, утверждается, что набор названных черт делает человек лидером автоматически.

2. Ситуационный подход (Э. Фромм, Д. Рисмен). Лидерство зависит от конкретной ситуации. С учетом сложившейся ситуации человек, обладающий определенными чертами, может стать лидером. В другой ситуации он никогда не станет им. Соответственно лидер вырабатыва­ет в себе качества, отвечающие конъюнктуре или «ситуационному спросу», и является своеобразным флюгером, действующим по об­стоятельствам. Отвергая самостоятельность личности, лидер обрека­ется на пассивность, подчинение условиям с целью сохранения своей карьеры.

3. Функционализм (Д. Эдингер). Лидерство - это такое положение в обществе, которое характеризуется способностью одной личности направлять и организовывать коллективное поведение всех его чле­нов. Лидер в силу своих способностей берет на себя ряд важнейших функций в обществе: управление, регулирование, контроль политиче­ских отношений. Эта теория не учитывает того факта, что для реали­зации способностей личности нужны определенные условия и воз­можности.

4. Теория определяющей роли последователей (Ф. Стэнфорд). Ли­дер всегда имеет последователей. Выдвижение лидера зависит от под­держки группы. Лидер - это инструмент в руках группы, которая его выдвинула для защиты своих интересов и превращает в марионетку, действующую на потребу толпы и по ее критериям. Главное значение приобретает не анализ деятельного лидера, а его последователей. Не раскрывая сущности лидерства, данная теория раскрывает достаточно полно главную причину ослабления лидерства.

5. Компенсаторная теория политики рассма! ривает проблему ли­дерства на основе психоанализа (А. Адлер, Г. Лассуэл). Лидерство, вернее стремление к лидерству, представляется, как стремление ком­пенсировать свою личную неполноценность в какой-то области (фи­зической, психической, моральной и т. д.). Борьба за власть (соответ­ственно за лидерство) рассматривается как борьба за самоутвержде­ние, за достижение ведущих позиций в обществе с целью компенсиро­вать все свои переживания. Истории известны подобные примеры, но они не вытекают из объективной закономерности.

6. Психологическая интерпретация (3. Фрейд). В основе об­щественной жизни лежит психика, и любой человек стремится к вла­сти. Но это стремление людей проявляется в различной степени. Ли­деры одержимы волей к власти. А лидерство является определенным видом помешательства, как следствие невроза. Ряд политических ли­деров были невротиками, по из этого еще не следует закономерности. Общество делится на психически нормальных людей и лидеров (нев­ротиков).

7. «Синтетический» подход к лидерству в западной политологии сводится к преодолению односторонности предыдущих концепций. Однако, объединяя различные точки зрения и отказываясь от их объ­ективного анализа, его последователи не могут создать единую, внут­ренне непротиворечивую теорию лидерства. Совмещая порой проти­воположные подходы, они получают лишь эклектическую концеп­цию, не дающую ничего нового.

8. Для отечественной политической науки характерен несколько иной подход к проблеме политического лидерства.

Само понятие «лидер» в переводе с английского означает ведущий, авторитетный член организации или малой группы. В понимании сущности лидерства важно выяснить причины появления лидера на политической арене.

Во-первых, традиционное функционирование в данном обществе института политического лидерства, когда на смену лидеру прихо­дит другой (по наследству, преемственности или другим причи­нам). Демократическое общество предполагает существование ши­рокого круга лидеров, которые, постоянно конкурируя между со­бой, сменяют друг друга.

Во-вторых, появление политического лидера обусловлено опреде­ленными социально-политическими условиями, складывающимися в стране. Это обычно связано с различного рода кризисами обще­ства и социальными переворотами, приводящими к смене власти.

Политический лидер выполняет в общсствс ряд функций. Американ­ский политолог Р. Такер выделяет следующие:

1. Лидеры осуществляют функцию оценки, т. е. дают своевременный и всесторонний анализ сложившейся ситуации.

2. Лидеры вырабатывают линию поведения, разрабатывают про­грамму действий для достижения поставленных целей.

3. Лидеры выполняют мобилизующую функцию, т. е. стремятся по­лучить массовую поддержку в осуществлении намеченного плана действий.

4. Лидер принимает решение. Анализируя изменения политической ситуации, он определяет перспективные путиразвития политического процесса и направляет всю общественную деятельность в этом русле.

Выступая активным субъектом политики и являясь непос­редственным носителем политической власти, лидер, по сути, ока­зывает огромное влияние на политическую жизнь. В современном обществе лидерство представляет собой способ формирования власти, основанной на интеграции различных групп для решения проблем и задач общественного развития путем претворения в жизнь выдвигае­мой лидером программы.

В соответствии с этим можно говорить о том, что лидерство сущест­вует на трех социальных уровнях, где решаются различные задачи.

Лидерство на уровне малой группы, объединенной политическими интересами. Оно направляет и организует действия данной группы. Главное значение здесь имеют личные качества лидера: способ­ность принимать решения, брать на себя ответственность и т. д. Данное лидерство присуще всем обществам. Лидер выполняет ин­тегративную функцию.

Лидерство на уровне политических движений в контексте притяза­ний па власть конкретных социальных групп. Здесь имеют значе­ние не узкогрупповые интересы, а общий социальный статус. Зна­чение для выдвижения лидера уже имеют не только его личные ка­чества, но и способность отражать интересы той социальной сре­ды, которая его выдвинула. Лидер выполняет не только интегра­тивную, но и прагматическую функцию, выражающуюся в выра­ботке программы действий. И этот уровень лидерства проявляется в любом обществе.

Лидерство как способ организации власти в рамках всего общест­ва, но при условии существования гражданского общества, разде - лсния властей, а также социально-классового деления общества. Это самый высокий уровень лидерства и существует только в ука­занных условиях. Оно предполагает взаимное удовлетворение ин­тересов как лидера, так и «ведомых» (может быть даже иллюзор­ное, мнимое). Ведь в общественном сознании присутствует убеж­дение, что действия лидера приносят выгоду обеим сторонам. Ли­дер поддерживает свои позиции не только с помощью правовой регламентации, но и морально-ценностными регуляторами его по­ведения. Кроме интегративной и прагматической функции, здесь лидер выполняет еще и координационную.

Рассмотренные уровни политического лидерства раскрывают этапы становления самого политического лидера. Именно на третьем уровне лидер становится действительным носителем власти и творцом поли­тики.

На этом уровне можно говорить о лидерстве в национальном мас­штабе, которое характеризуется следующими признаками:

Дистанционное лидерство, т. е. лидер и его последователи не име­ют прямых контактов;

Многоролевое лидерство, т. с. лидер ориентируется на потребности своего непосредственного окружения, политической партии, бюро­кратической исполнительной машины, всего населения, и его зада­ча, следовательно, поддерживать эти интересы в определенном равновесии;

Корпоративное лидерство, хотя и индивидуальное. В современных условиях лидер - это продукт «организованной активности», чис­то символическая фигура, он действует в рамках определенных предписаний, установленных норм, а его роли выполняют другие люди, его штаб (команда), «исполнительская элита». Лидеры лишь персонифицируют решения, выработанные коллективом людей, обладающих профессиональными знаниями.

Политические лидеры выдвигаются определенными социальными группами, и их роль зависит от положения этой группы в обществе и от ее поддержки лидера. Лидер не может по своему усмотрению тво­рить историю. Хотя, безусловно, политические лидеры, выражая ин­тересы определенных групп людей, могут оказывать значительное воздействие на ход событий, Роль лидеров особенно велика в пере­ломные периоды развития, когда требуется быстрое принятие реше­ний, способность правильно понять конкретные задачи.

Какие же качества необходимы лидеру для завоевания и удержания своего ведущего положения в обществе? Не претендуя на полноту, назовем лишь основные характеристики политического лидера. Ли­дер должен:

Учитывать, выражать и отстаивать интересы определенной соци­альной группы, интересы общества ставить выше личных;

Иметь свою собственную (или выражать групповую) политическую программу;

Обладать способностью организовать действия масс для выполне­ния этой программы, бороться со своими политическими соперни­кам за отстаивание и осуществление своей программы;

Уметь завоевать массы, чтобы обеспечить себе популярность;

Иметь время и возможности для доказательства своего лидерства;

Постоянно всей своей практической деятельностью подтверждать свое право на лидерство;

Обладать определенным уровнем политической культуры;

Сохранять свое политическое лицо независимо от наличия офици­ального поста или потери его;

Быть активным участником общественных отношений, оказывать влияние на их изменение;

Обладать набором определенных личных качеств (эрудированно­стью, корректностью, профессиональной подготовкой, моральной устойчивостью, волей, целеустремленностью, настойчивостью, коммуникабельностью, ораторскими способностями и др).

Настоящие политические лидеры формируются в политической борьбе. Каждый лидер стремится иметь как можно больше сторонни­ков, формализоваться, войти в существующую политическую систему.

На основе всего вышеизложенного можно дать развернутое опреде­ление политического лидера.

Политический лидер - это личность, ведущая за собой последова­телей и оказывающая постоянное и доминирующее влияние на все общество или то или иное политическое объединение при принятии решений с целью реализации своих политических интересов.

Становление политического лидера на практике можно определить следующими этапами:

1) возникновение общественных движений и выделение их лидеров;

2) образование партий, выработка их программных установок и ор­ганизационных принципов;

3) формирование иерархии партийно-политического руководства;

4) борьба за власть, приход партии к власти, участие в управлении государством, делегирование партийных лидеров на руководящие го­сударственные должности, появление лидеров-руководителей.

Множество различных подходов к проблеме лидерства породило на­стоятельную потребность разрабатыватьтипологию лидерства. Клас­сическим примером подобной классификации можно назвать типоло­гию, предложенную М. Вебером, который выделяет три типа лидерст­ва:

1. Традиционное лидерство, которое основано на вере в святость традиций, обычаев. Авторитет лидера традиционен и зачастую пере­дается по наследству. Этот тип лидерства характерен для развития общества в докапиталистическую эпоху.

2. Рационально-легальное лидерство, которое основано на вере в за­конность существующего порядка, его «разумность». При данном ти­пе политический лидер становится лидером-бюрократом, выполняю­щим определенные функции в системе государственного управления. Лидерство становится инструментом закона. Лидер выдвигается не по личным качествам или заслугам, а с помощью законных бюрократиче­ских процедур, без труда осуществляется и его замена. Этот тип ли­дерства характерен для «индустриального» общества. Высшим его проявлением выступает пресловутая номенклатура. Это лидерство обезличено.

3. Харизматическое лидерство, основанное на вере в сверхъестест­венные особенности вождя, его одаренность, уникальность, создание культа личности. Наделение лидера исключительными способностями требует и поклонения ему. В отличие от двух предыдущих типов, ха­ризматическое лидерство возникает в кризисные периоды развития общества, а затем по мере стабилизации трансформируется в традици­онное или рационально-легальное.

Оригинальный подход лс-Аребле^е типологии лидерства предлагает американский политоло^ Я/Херман^оторый выделяет 4 собиратель­ных типа лидера. /

1. Лидер-знамепосец, кбторый имёет собственное видение реально­сти, выдвигает собствсннукПтрограмму деятельности. Этот лидер имеет идею, ради которой можно измсиить существующую политиче­скую систему.

2. Лидер-служитель, который выражает интересы своих привержен­цев и действует от их имени. Он выступает проводником идей своей группы и исполнителем ее задач.

3. Лидер-торговец, для которого важна его способность убеждать. Благодаря этому группа «покупает» его планы и сама вовлекается в их осуществление. Главное для такого лидера - умение поднести свой «товар» (т. е. свою программу).

4. Лидер-пожарный, который быстро и своевременно откликается на острые проблемы. Это человек, который улавливает потребности насущного момента, и за счет этого занимает ведущее положение.

Интересен подход Парето, который разделял лидеров по методам деятельности на львов и лис.

Можно классифицировать лидерство с точки зрения механизма вла­сти или роли лидера в преобразовании общества (Р. Такер).

1. Лидер-копсерватор выступает против изменений, тормозит разви­тие, ссылаясь на традиции и установленные нормы.

2. Лидер-реформатор, который верит в существующие обществен­ные идеалы, видит противоречие между ними и практикой, поэтому призывает людей изменить свое поведение.

3. Лидер-революционер не только отвергает стереотипы, но и сами идеалы, утверждаемые в обществе. Это лидеры, призывающие и осу­ществляющие измеиение социально-политического строя. На изломах общества активизируется популистский тип лидера.

Г. Лассуэлл предложил свою классификацию на основе склонности лидеров к определенной модели поведения и выделил лидеров - агитаторов, организаторов и теоретиков.

Классифицировать лидерство можно и по степени институцио - налыюсти: формальное и неформальное.

Самой крайней, извращенной формой проявления лидерства будет культ личности.

Развернутая система политических лидеров позволяет полнее выяс­нить сущность лидерства, разобраться в его особенностях.

По своей сути лидерство связано со стремлением к власти, и уже то, как лидер распорядится этой властью, во многом определяет развитие политических отношений в обществе, формирование определенного типа политической системы.