Брюки

Любое государство есть организация политической власти. Сборник идеальных эссе по обществознанию Государство политическая организация общества обладающая

Каждый из указанных аспектов заслуживает внимания. Дей­ствительно, понимание государства как организации политичес­кой власти подчеркивает, что среди других субъектов полити­ческой системы оно выделяется особыми качествами, представ­ляет собой официальную форму организации власти, причем единственную организацию политической власти, управляющую всем обществом. Вместе с тем политическая власть - один из признаков государства. Поэтому нецелесообразно сводить к нему понятие государства.

С внешней стороны государство выступает как механизм осуществления власти и управления обществом, как аппарат власти. Рассмотрение государства через непосредственное воп­лощение политической власти в аппарате, системе органов - также не раскрывает полностью его понятия. При таком рас­смотрении не учитывается деятельность системы органов мест­ного самоуправления и других.

Государство есть особая политическая реальность. Раскры­вая содержание понятия государства, следует подвести его под такое родовое понятие, как политическая организация. Если го­сударство до середины XIX века можно определять как полити­ческую организацию господствующего класса, то позднейшее, и особенно современное, государство - это политическая орга­низация всего общества. Государство становится не просто вла­стью, основанной на принуждении, а целостной организацией общества, которая выражает и охраняет индивидуальные, груп­повые и общественные интересы, обеспечивает организованность в стране на основе экономических и духовных факторов, реали­зует главное, что дает людям цивилизация, - народовластие, экономическую свободу, свободу автономной личности.

Основные подходы к определению понятия государства

Политико-юридический - представители этого подхода за основу берут организационный аспект государства и рассматривают его как выраженную в системе государственных органов особую специфическую организацию публичной власти.

Социологический - в рамках которого государство представляет собой организацию всех членов общества, которые объединяются в единое целое при помощи политических, управленческих процессов и отношений.

Государство - это суверенная, политико-территориальная организация публичной власти, которая осуществляет управление обществом и располагает для этого аппаратом, органами принуждения и системой законодательства и налогооблажения.

Признаки государства:

1. Государство предполагает наличие определенной территории, т.е. участка земной поверхности очерченного границами, на котором осуществляет свою власть. Территория государства включает сушу, недра, воздушное пространство, воды. Территорией государства признается территория дипломатических представительств, территория военных, воздушных и морских судов, где бы они не находились, гражданские воздушные и морские суда, находящиеся в нейтральных водах. Также территорией государства признается территория космических кораблей.

2. Государство предполагает население, которое включает людей, проживающих на территории данного государства. Юридическая связь между государством и населением осуществляется через институт гражданства (подданства). Созданием этой связи является совокупность взаимных прав, обязанностей и ответственности.

3. Государство отличает наличие публичной власти, отделенной от народа. Эта власть представлена государственным аппаратом, т.е. системой государственных органов, которые осуществляют эту власть.

4. Государство предполагает наличие системы налогов и сборов, т.е. безвозмездных обязательных платежей в пользу государства, на основе которых формируется материально-финансовая база деятельности государства. Совокупность доходов и расходов составляет бюджет государства.

5. Государство обладает монопольным (исключительным) правом (возможностью) издавать обязательные и исполнительные решения, которые могут выступить либо в виде нормативных щитов (законы, подзаконные акты), либо в виде индивидуальных актов (приговоры суда, решения административных органов).

6. Только государство располагает вооруженными формированиями и принудительными учреждениями (армия, полиция, тюрьма). Вооруженные формирования являются одним из важнейших факторов обеспечения действенной власти. Они выполняют функцию легализованного принуждения, для чего располагают соответствующими средствами.

7. Только государство является представителем всего общества. Оно олицетворяет общество и выступает от его имени.

Государство располагает особым политико-юридическим свойством -суверенитетом. Суверенитет состоит в верховенстве государственной власти внутри страны и независимости государства за его пределами.

Признаками суверенитета являются:

самостоятельность - возможность самостоятельно при­нимать решения внутри страны и вовне при соблюдении норм национального и международного права;

полнота (иначе: универсальность) - распространение го­сударственной власти на все сферы государственной жизни, на все население и общественные организации страны;

неделимость власти государства в пределах его территории - единство власти в целом и только функциональное ее разде­ление на ветви власти: законодательную, исполнительную, су­дебную; непосредственное осуществление властных велений по их каналам;

независимость во внешних сношениях - возможность са­мостоятельно принимать решения вовне страны при соблюде­нии норм международного права и уважении суверенитета дру­гих стран,

равноправии во внешних сношениях - наличие в между­народных отношениях таких прав и обязанностей, как и у дру­гих стран.

неотчуждаемость - невозможность произвольного отчуж­дения легитимной и легальной власти, только наличие закреп­лённой законом возможности делегировать суверенные права государства органам местного самоуправления (в унитарном го­сударстве), субъектам федерации и органам местного самоуп­равления (в федеративном государстве),

Суверенитетом обладают любые государства независимо от величины их территории, количества населения, формы прав­ления и устройства. Суверенитет государства является основ­ным принципом международного права. Он нашел свое выра­жение в Уставе ООН и других международно-правовых доку­ментах.

8. имеет формальные реквизиты - официальные символы: флаг, герб, гимн.

Таким образом, Государство - суверенная политико-территориальная орга­низация общества, обладающая властью, которая осуществляет­ся государственным аппаратом на основе юридических норм, обеспечивающих защиту и согласование общественных, груп­повых, индивидуальных интересов при опоре, в случае необхо­димости, на легальное принуждение.

Государство - это суверенная, политико-территориальная организация публичной власти, которая осуществляет управление обществом и располагает для этого аппаратом управления, органами принуждения и системой законодательства и налогооблажения.


Похожая информация.


Глава I.
ПРАВО И ГОСУДАРСТВО

§ 3. Сущность государства

Государство часто рассматривали то как публично-правовой союз, то как политическую организацию общества, то как аппарат публичной власти. Все эти подходы характеризуют природу и сущйость государства с разных сторон, но в то же время указывают на основополагающие факторы, которые вместе образуют государственную организацию, - публичную (политическую) власть и право . Именно они, соединяясь в одно целое, требуют особой организационной формы. Для чего она сформирована? Может ли современное общество обходиться без государства? Это важные вопросы, без ответа на которые не может быть сформировано мировоззрение современного человека.

Государство - организация политической власти, осуществляемой в обществе сформированными надлежащим образом органами, выборными и назначенными должностными лицами, которые действуют в рамках официально установленных полномочий. Назначение государства - вести «общие дела» общества, представлять и организовывать его политически, обеспечивать мир и безопасность граждан, руководить социальными процессами, управлять отдельными сферами жизни с учётом реального потенциала централизованного управления и общественного самоуправления на местах.

ГОСУДАРСТВО КАК ПУБЛИЧНАЯ (ПОЛИТИЧЕСКАЯ) ВЛАСТЬ

Каждое государство обладает совокупностью признаков . К ним, в частности, относятся:

  • публичная (политическая) власть;
  • территориальная организация населения;
  • государственный суверенитет;
  • взимание налогов и др.

Было время, когда на государство смотрели как на организацию населения, , занимающего определённую территорию и подчиняющегося одной и той же власти . Но эта механистическая формула (государство = население + территория + власть) существовала недолго, поскольку не отражала многих глубинных политико-правовых черт определяемого явления. Более приемлемой в этом отношении была договорная трактовка природы государства, развиваемая в рамках некоторых естественно-правовых учений.

Суть этой трактовки в том, что государство находит своё оправдание в договорном праве, т.е. в естественном контракте между членами общества и властью, который существует условно. Он предполагает, что люди, поступаясь частью своих прав, поручают властям осуществлять в интересах народа функции руководства обществом, обязуясь со своей стороны материально содержать государство, платить налоги, нести повинности. За народом признавали право расторгнуть договор, если власть не исполняет своих обязательств, либо заменить её, передать бразды правления другой власти. Сторонники договорных теорий полностью переводили отношения народа и власти на почву права и договора , это было крупным достижением того времени (XVII-XVIII вв.). Указанные теории, поскольку в них было слишком много условностей, не дожили до нашего времени, но они оставили богатое наследие из демократических идей, без которых трудно себе представить современное учение о государстве и современный конституционализм.

Достаточно указать на чётко сформулированную мысль о том, что государство принадлежит народу , который является источником государственной власти. Все представители государства, законодатели, судьи, должностные лица в исполнительном аппарате, лица, несущие военную и полицейскую службу, - все они лишь представители народа , ответственные перед ним. Вот что говорилось, например, в одной из статей ныне действующей конституции американского штата Массачусетс, принятой в 1780 г., в пору расцвета договорных теорий: «Правительственная власть образуется для общего блага, для защиты, безопасности, благосостояния и счастья народа; но не для выгоды, почестей либо особых интересов какого-либо лица, семьи или класса людей; поэтому только народу принадлежит неоспоримое, неотъемлемое и нерушимое право образовывать правительственную власть и реформировать, изменять либо полностью упразднять её, когда того потребуют интересы защиты, безопасности, благосостояния и счастья людей» (Соединённые Штаты Америки. Конституция и законодательные акты / под ред. О. А. Жидкова. - М., 1993. - С. 51).

Нельзя не видеть в этих словах «кредо» демократического государства. Признать сущностную связь публичной власти и права - значит стать на позиции, согласно которым право, как и власть, исходит от народа, принадлежит ему; народ в конечном счёте высший судья над правом и вершитель его судеб, разумеется, в той степени, в какой правовое развитие вообще зависимо от человеческого фактора. Народоправие неотделимо от народовластия, и то и другое являются слагаемыми суверенитета народа, демократии. Преодолеть отчуждение человека от политической власти - значит покончить с его отчуждением как от государства, так и от права. Опираясь на исторический опыт, современные люди видят в народовластии, основополагающем принципе государственного развития, комплекс прав, принадлежащих народу, которыми он должен ответственно пользоваться.

Исторически у государственной власти и права одна судьба, одни корни. Кому принадлежит государственная власть, от того исходит законодательство - важнейший элемент правовой системы. Что касается права как единой системы общественных отношений, норм и ценностей, то оно регулирует и защищает поведение людей средствами государственной власти . В этом заключается его специфика по сравнению с другими нормативно-регулятивными системами, например моралью. Диапазон средств, о которых идёт речь, довольно широк - средства достижения политического согласия в обществе, убеждение и принуждение там, где без него не обойтись. Средства политической власти в правовой сфере используют не только государственные органы, но и общественные объединения, коллективы, граждане. Причём использование это носит разнонаправленный характер - от государства к обществу, от общества к государству, охватывает широкий спектр общественных отношений, от административных до самоуправленческих.

Когда говорят о том, что государство есть политическая организация общества , то имеют в виду главным образом его положение в системе политических отношений, которые складываются между различными слоями населения, классами, социальными группами, между категориями людей различного социального статуса, проживающими на определённой территории и подчиняющимися одной и той же власти.

Выше говорилось о подходах, для которых народ (население) был цельным и однородным образованием, выступающим стороной во взаимоотношениях с властью. На самом деле общество, а следовательно, и народ (население) социально дифференцированны, разделены на множество больших и малых групп, интересы и цели которых не всегда совпадают, нередко вступают в конфликт. В области политики и политических отношений интересы групп приходят в соприкосновение, сталкиваются, разграничиваются, сливаются и сочетаются, теснят друг друга, борются, примиряются и т.п. С тех пор как возникло государство, оно всегда находилось и находится в центре политики, в нём и около него разворачиваются основные политические события той или иной эпохи.

Многие теоретики видят в государстве особое балансирующее устройство , которое благодаря своей мощной организации, правовым, социальным и идеологическим институтам не позволяет политическим разногласиям выходить за рамки закона, контролирует политическую жизнь в обществе, удерживая её на некотором оптимальном уровне. Но для этого само государство должно заведомо выражать интересы всего общества , а не отдельной его части. Практически это трудно достижимый идеал , государству редко удаётся не идти на поводу у экономически сильных классов, элитарных групп , занимающих выгодные позиции в той или иной области общественной жизни. Именно элиты, а не народ чаще всего выступают стороной во взаимоотношениях с государством, ведут диалог с правительством, проталкивают свою волю и собственные интересы под видом общественных.

ОТЛИЧИЕ ГОСУДАРСТВА ОТ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

В гражданском обществе существуют политические организации, представляющие отдельные его части, различные социальные слои, классы, профессиональные, возрастные и иные группы. Это известные всем политические партии, общественные объединения, всякого рода союзы и организации с определёнными задачами - продвигать интересы отдельной части народа (населения). Но есть только одна политическая организация, представляющая всё общество в целом, - это государство. Оно является ядром политической системы общества, и на него ложатся основные руководящие функции, самыми крупными из которых выступают управление социальными процессами и регулирование общественных отношений. В качестве руководящего звена политической системы государство наделено несколькими исключительными признаками, выделяющими его среди других политических организаций общества. В результате длительного исторического развития выделились отдельные виды и формы общественной деятельности, определённые функции, которые ни одна другая политическая организация, кроме государства, осуществлять не может.

Государство - это самая широкая, всеобъемлющая политическая организация, выступающая от имени всего общества , а не какой-либо его части; по своей политической природе всякое государство универсально (выполняет разносторонние функции); отношение государства с каждым членом общества юридически оформляется институтом гражданства (подданства), что неравнозначно членству или участию в любых иных политических организациях.

В силу своей универсальности государство есть единственная в обществе суверенная политическая организация . Это означает, что государственная власть верховна по отношению ко всякой политически организованной власти (местного самоуправления, партийного правления и т. п.) внутри страны и независима от любой другой власти вне страны.

Государству принадлежит монопольное право принимать законы и таким образом формировать законодательство, правовую систему. Посредством закона и принципа верховенства права и закона государство определяет границы поведения всех других политических организаций и политическую систему в целом.

Государству принадлежит монополия на легитимированное (узаконенное, оправданное) применение некоторых видов физического принуждения к лицам (задержание, арест, лишение свободы и т.п.) в строгих формах судебного и административного производства при соблюдении конституционных и законных гарантий прав личности.

Только государство вправе иметь армию и иные войсковые формирования , содержать тюрьмы и другие уголовно-исправительные учреждения, осуществлять узаконенную репрессию, применять вооружённую силу.

Государство - это единственная политическая организация, имеющая право на законных основаниях требовать от всех граждан периодических платежей (налогов) из их имущества и доходов на государственные и общественные нужды.

Государство должно предотвращать попытки других политических организаций перераспределять власть в своих интересах, использовать колоссальные возможности государства для процветания одной какой-либо части населения в ущерб обществу в целом. Вместе с тем на государстве лежит задача объединять вокруг себя все звенья политической системы общества, строить правильные, отвечающие закону отношения с политическими партиями, профессиональными союзами и другими общественными объединениями, средствами массовой информации, некоммерческими и коммерческими организациями, действующими в гражданском обществе. Государство должно быть способным интегрировать общество, успешно связывать его части в единое целое.

Среди юридических признаков государства есть давно известные, всемирно признанные демократические ценности , например такие, как стабильность конституционного порядка, верховенство закона в иерархии нормативных актов, юридическое равенство в виде равенства граждан перед законом и равноправия, широкая система прав, свобод и обязанностей граждан, отлаженный механизм правовой защиты, личности , в особенности судебной защиты, высший контроль за соблюдением конституции, надзор за исполнением законов .

Задача современного государства - совершенствовать демократические методы властвования, опираясь на весь опыт существования цивилизации. Речь идёт о целеустремлённом, систематическом и теоретически осознанном использовании того, что давно и широко присутствует в личном опыте талантливых руководителей, прирождённых организаторов, умеющих превосходно ладить с людьми и строить прекрасные межчеловеческие отношения . В основе их руководства лежит способность достигать высокой степени согласия между теми, кто призван осуществлять власть, и теми, на кого эта власть распространяется. В искусстве находить и упрочивать согласие - секрет власти. Там, где оно есть, власть достигает своих целей естественно и быстро, без всякого нажима, не говоря уже о принуждении, надобность которого просто не возникает. Проблема состоит в том, чтобы включить категорию согласия (консенсуса) в концепцию политической власти и серьёзно изучать способы, практические методы, посредством которых согласие может и должно быть установлено между всеми участниками властных отношений.

Конечно, на политическую жизнь в любом обществе нужно смотреть реалистично: в политике были, есть и будут конфликты, разногласия, столкновения мнений и действий, всегда будут люди сомневающиеся, недоверчивые или неуверенные, инертные, не желающие брать на себя бремя принятия решений и т.п. Важно сознательно и методично обеспечивать приоритет властвования, основанного на согласии, сотрудничестве, усилении творческих самодеятельных начал в коллективах, во всех социальных ячейках.

Пути достижения широкого согласия в политике в общем и целом известны: с формальной точки зрения это совершенствование узаконенных обязательных процедур совместной выработки политических решений, абсолютное расширение круга лиц , участвующих в этой выработке; с содержательной точки зрения это увязка, сочетание многообразных социальных интересов , адекватно выражаемых в политическом решении.

Необходим поворот от нажимных, приказных методов властвования к методам, основанным на согласии , которое возникает не на пустом месте, а на базе учёта и увязки жизненных интересов всех участников властных отношений, переход к управлению интересами и через интересы . Поэтому при выработке политических решений надо всерьёз и глубоко изучать разнообразные социальные интересы, так их соединить, чтобы человек, реализуя свои собственные цели, мог тем самым продвигать цели коллективные, общественные и, наоборот, быть лично заинтересованным в наиболее полном осуществлении интересов коллектива, государства и общества.

Народ, осуществляющий политическую власть, делает государство правовым, связывая его определёнными формами деятельности по регулированию и защите свободного поведения людей. В современном правопонимании должен быть выражен исконный смысл права, пробивавшийся в его историческом развитии вопреки всем препятствиям и произволу, - обеспечение и защита человеческой свободы , определение её возможностей, границ и гарантий. Через идею свободы можно осмыслить практически все правовые проблемы, в её пространстве возникают и получают единственно верное решение вопросы об ответственности, обязанностях, дисциплине, об оправданном применении принудительных мер и многие другие. Не превратив право в действенный инструмент свободы и свободного творчества людей, не сделав его фактором защиты самоуправления, индивидуальной и коллективной самодеятельности, трудно рассчитывать на успешное выполнение задач правового государства.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА КАК СПОСОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ

Первичный генетический признак государства - централизованная публичная власть (направляемый единой волей особый слой людей, профессионально управляющих обществом) - выражается в деятельности госаппарата, который изначально осуществляет функции регулирования и управления обществом. Регулирование состоит в том, что высшие органы государства устанавливают нормы , правила поведения, законы для упорядочивания общественных отношений на основе широко прокламируемых целей и идеологий. Государственное управление есть организованное целесообразное воздействие на общественные процессы , предполагающее исполнительно-распорядительную, контрольно-надзорную, координационную и иную деятельность государственных органов. Весь объём регулятивно-управленческих функций, соответствующих им властных полномочий распределяется между тремя властями государства (там, где такое деление существует) - законодательной, исполнительной и судебной, а также органами, обеспечивающими исполнение властных функций. Приспосабливаясь к исторической реальности, госаппарат находится в состоянии непрерывной рационализации посредством распределения и перераспределения властных полномочий, компетенции, структурных изменений, поиска целесообразных способов решения государственных задач.

Итак, под государственным аппаратом понимают систему органов , через которые осуществляется государственная власть, выполняются основные функции и достигаются стоящие перед государством цели и задачи.

1) Какими признаками характеризуется любое государство? 2) Что такое публичная власть? Как она проявляется? 3) Что означает государственный суверенитет? 4) В чём суть и значение договорной теории происхождения государства? 5) Как связаны между собой государство и право? 6) В чём отличие государства от негосударственных политических организаций? 7) В чём сущность государства? Каково его главное назначение?

1. На основе изученных знаний по истории и обществоведению определите, чем власть в первобытном обществе отличалась от государственной власти.

2. Раскройте на конкретных примерах сущностные признаки государства.

3. Опираясь на текст параграфа, ранее изученные обществоведческие знания, составьте и заполните в тетради таблицу «Отличительные черты государства от негосударственных политических организаций».

4. Найдите в тексте параграфа фрагмент, в котором раскрывается связь публичной власти и права в демократическом государстве. Прокомментируйте положения этого фрагмента.

5. Опираясь на помещённое в тексте параграфа определение государственного аппарата, выявите признаки этого понятия и охарактеризуйте их.

6. В Швейцарии, являющейся многоязычной страной, установлено четыре государственных языка (включая ретороманский).

В Коста-Рике нет армии, а в Панаме конституционной поправкой 1991 г. запрещено иметь армию на «вечные времена».

Выскажите ваше мнение: относятся ли к числу основных признаков государства, как иногда утверждают, единый язык общения и наличие армии? Приведите аргументы, подтверждающие ваш ответ.

«Лишь сильное государство обеспечивает свободу своим гражданам».

Ж.-Ж. Руссо (1712-1778), французский учёный-просветитель

«Все, кто размышляет об искусстве управления людьми, убеждены, что судьбы империй зависят от воспитания молодёжи».

Аристотель (384-322 до н.э.), древнегреческий философ

государство общественный организация политический

Государство - это (в теории права) - определенный способ организации общества, основной элемент политической системы, организация публичной политической власти; распространяющаяся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся в необходимых случаях на средства и меры принуждения. Как управляющая обществом система, обладает внутренней структурой, имеет специальные органы для реализации своих полномочий - механизм государства, его аппарат.

С точки зрения науки теории государства и права, государство представляет собой исторически сложившуюся организацию политической власти определенного общества. В этом определении можно выделить следующие ключевые моменты:

  • 1. Государство - это организация политической власти. Можно говорить об экономической, религиозной и любой другой организации общества. Но, ведя речь о государстве, следует иметь в виду, что оно - повторяем - является организацией политической власти.
  • 2. Политика есть взаимоотношения между определенными социальными группами (классами, если они есть и явно не выделяются)... Важнейшее социальное назначение любого государства заключается в регулировании, стабилизации различных общественных интересов. Не затрагивая вопроса о том, какое конкретное государство и насколько четко ставит перед собой и решает эту задачу, мы ведем речь о том, каково должно быть социальное назначение государства, таким образом оно должно выполнять свою политическую функцию.
  • 3. Власть - это сила, способная оказывать воздействие на поведение людей. С помощью власти государство, при необходимости, вмешивается в общественные процессы, воздействует на поведение участников общественных отношений. Государственная власть - это особая разновидность социальной власти, которая, в отличии от других ее видов (отцовской, власти в рамках различных корпоративных организаций и т.д.), опирается на возможность публичного принуждения с применением специальных средств.
  • 4. Государство есть организация политической власти определенного общества. «Государство вообще», как известно, бывает лишь в теории, в обобщениях. На практике же функционируют конкретные государства конкретных обществ. Именно из обобщения деятельности конкретных государств выводятся параметры более совершенного государства, и с этих позиций оцениваются конкретные государства Ф.М. Роянов. “Теория государства и права”. - Уфа: Издание Башкирск. Ун-та, 1998. Сс.17-18..

Политическая система общества - комплексный конституционно-правовой институт, совокупность норм, принципов, институтов, устанавливающих конституционно-правовой статус государства как особого политического образования. Большой юридический словарь/под ред. А.Я.Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крутских. - М.: ИНФРА-М, 1999.

Политическая система общества состоит из следующих элементов:

  • - наличие центральной государственной власти, её институтов: парламента, правительства, суда (основы государства);
  • - форма правления, которая зависит от того, кто играет ведущую роль в руководстве страной - глава правительства, президент, парламент, партия, монарх;
  • - возможность общества контролировать власть с помощью средств массовой информации, развитого общественного мнения, партий, и т.д.;
  • - система идей и принципов, реализованных в законах, идеологии, морали;
  • - местные органы власти, различные союзы и объединения, отдельные политики, в известной мере сюда же можно отнести и учреждения, с помощью которых происходит политическое воспитание населения: школа, театры, кино, армию, и т.д.;
  • - конкретные действия отдельных (рядовых) граждан и групп людей с политическими целями - на митингах, собраниях, выборах и т.д.;

Государство является главным звеном в политической системе общества. Оно стабилизирует её, делает определённой и устойчивой.

В современных условиях политическая система призвана обеспечивать эффективное управление всеми общественными делами, более активное участие граждан в государственной и общественно-политической жизни, сочетание реальных прав и свобод граждан с их обязанностями и ответственностью перед обществом и иными гражданами.

Политическая система по-сути является универсальной управляющей системой государственно-организационного общества, компоненты которой связаны политическими отношениями и которая в конечном счете регулирует производство и распределение социальных благ на основе использования крупными социальными общностями государственной власти.

Для того чтобы правильно определить структуру политической системы, необходимо определить критерии отбора ее элементов. Основными требованиями в данном случае будут их внутренняя упорядоченность (организационный критерий) и политическая направленность деятельности (политический критерий), которая должна быть выражена нормативно в соответствующих уставах, программах, положениях, отражающих цель создания политической организации, ее социальное назначение, основную сферу деятельности, характер ее основных задач и функций, особенности их реализации, специфические принципы организации и деятельности и т.п. (программный критерий).

Политическая система конкретного общества определяется его классовой природой, социальным строем, формой правления (парламентского, президентского и т.п.), типом государства (монархия, республика), характером политического режима (демократического, тоталитарного, деспотического и др.), социально-политических отношений (стабильных или нет, умеренно или остро-конфликтных либо консенсунсных и т.п.), политико-правового статуса государства (конституционного, с развитыми или не развитыми правовыми структурами), характером политико-идеологических и культурных отношений в обществе (сравнительно открытых либо закрытых), историческим типом государственности (централистским, с иерархическими бюрократическими структурами и т.п.), исторической и национальной традицией уклада политической жизни (политически активным или пассивным населением, с кровно-родственными связями или без них, с развитыми или не развитыми гражданскими отношениями и т.д.) Чудинова И. М. Основы политологии. Учебное пособие. Красноярск: КГПУ, 1995.- с.48..

Огромную теоретическую и практическую значимость, особенно в современных условиях, имеет рассмотрение проблемы, связанной с определением соотношения политической системы общества и государства, выявление экономических и социально-политических факторов, влияющих на определение его места и роли в политической системе общества.

Следует отметить, что государство нельзя отождествлять с политической системой, его следует рассматривать в качестве важной составной части этой системы, входящей в нее не как совокупность разрозненных органов, а как целостный политический институт.

В отечественной и зарубежной литературе исследование вопросов, касающихся различных сторон внутренней организации и деятельности государства, уделяется значительное внимание. Государство обстоятельно изучается в различных направлениях: в структурном и функциональном плане, с точки зрения его статики и динамики, с позиции философских категорий формы, содержания, сущности. Однако при этом нередко остается без внимания ряд вопросов, непосредственно связанных с функционированием государства как составного элемента политической системы общества. Рассмотрение государства в этом ракурсе представляет несомненный интерес, поскольку позволяет охарактеризовать государственный механизм через опосредуемые им политические отношения и тем самым дает возможность более точно определить место и роль государства в политической системе общества.

Государство выступает как особое звено в структуре политической системы общества. Его роль и место в этой системе не отождествляется с ролью и местом, с одной стороны, правящей партии, а с другой - иных звеньев этой системы Комаров С.А. Общая теория государства и права: Курс лекций / Издание 2-е, исправленное и дополненное. - М.: Манускрипт. 1996. - с. 114.

Государство не просто самое массовое политическое объединение граждан, а объединение всех без исключения граждан, всех членов общества, находящихся в политико-правовой связи с государством, независимо от классовой, возрастной, профессиональной и прочей принадлежности. Государство есть выразитель их общих интересов и мировоззрения.

В юридической литературе встречается понимание государства как основы политической системы. Следует присоединиться к точке зрения М.Н. Марченко, что государство не выступает, да и не может выступать в качестве основы или главного структурного элемента политической системы. Рассмотрение государства в качестве основы привело к смешению его с такими разнопорядковыми явлениями, какими представляются действительные экономические, социальные, идеологические основы политической системы Политология. Курс лекций: Учеб. Пособие / Под ред. М. Н. Марченко. - М.: Изд-во МГУ, 1993.- с.113..

Место и роль государства в политической системе общества определяются следующими основными моментами:

во-первых, государство играет немаловажную роль в совершенствовании общества как собственника основных орудий и средств производства, определяет основные направления его развития в интересах всех и каждого;

во-вторых, государство выступает организацией всех граждан;

в-третьих, государство располагает специальным аппаратом управления и принуждения;

в-четвертых, государство располагает разветвленной системой юридических средств, позволяющих использовать различные методы убеждения и принуждения;

в-пятых, государство обладает суверенитетом;

в-шестых, государство обладает единством законодательных, управленческих и контрольных функций, это единственная полновластная организация в масштабе всей страны.

Негосударственные организации такими свойствами и функциями не обладают.

Таким образом, не противопоставляя государство как «особое звено» в политической системе общества всем другим объединениям, не приуменьшая его роли в системе иных демократических организаций, следует еще раз подчеркнуть, что понятия главного и особого звена (элемента) в структуре политической системы не являются идентичными. Роль главного звена, охватывающего своей организующей и направляющей деятельностью активность всех структурных элементов, выполняет личность, в то время как особым звеном является государство.

Следует присоединиться к точке зрения М.Н. Марченко, который считает, что государство относится к числу собственно политических организаций, что, будучи оснащенным специальтным аппаратом принуждения и подавления с соответствующими «вещественными придатками» в виде тюрем и иных принудительных учреждений, государство выступает как главная сила в руках политических сил, стоящих у власти, как главный проводник их воли и интересов в жизнь, как важнейшее средство осуществления политической власти Марченко М. Н. Политическая система современного буржуазного общества (политико-правовое исследование). - М.: Изд-во МГУ, 1981.- с.82..

Государство можно считать первой политической организацией. У разных народов государства возникали по разному, на различных стадиях развития, в различные исторические промежутки времени. Но общими для них были факторы: совершенствование орудий труда и его разделение, появление рыночных отношений и имущественного неравенства, становление социальных групп, сословий, классов, осознание людьми общих и групповых (классовых) интересов.

Государство - это не единственная политическая организация классового характера. Из курса истории мы знаем, что наряду с возникновением государства и в его рамках возникали различные негосударственные организации и объединения, которые отражали интересы определенного круга людей и принимали участие в политической жизни общества. Примерами таким организациям могут стать объединения собственников - общины, гильдии и цеха, сложившиеся в феодальном обществе. Или разного рода политические партии и движении, которые существуют наряду с государством в нашем обществе. Но тем не менее, государство занимает центральное место в политической и общественной жизни любой страны.

Государство в своей деятельности в первую очередь выступает как альтернатива бесплодной борьбе между различными социальными группами, слоями и т.д. Государство предотвратило самоуничтожение общества людей на самой ранней ступени его развития. Хотя, именно государство на протяжении многовековой истории человеческого общества ввергало своих граждан в междоусобные конфликты и войны. Примерами тому могут служить Первая и Вторая мировые войны. “В одних случаях (как агрессор) государство было и есть орудие определенных политических группировок, отражающих интересы господствующих слоев, классов общества. В других случаях (как защитник) оно зачастую выражает общенародные интересы”. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под ред. В.М. Корельского и В.Д.Перевалова - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, 1999г. Сс.78.

Кроме всего прочего государство можно рассматривать и как союз людей, объединившихся для совместного проживания. Историческая, идеологическая, социально-экономическая связь человека с государством просматривается в политико-правовой категории гражданство. Каждый из сограждан заинтересован в существовании государства с его аппаратом управления и принуждения, так как каждый рассчитывает с помощью государственной машины получить личную независимость и свободу в общении с согражданами, охрану семьи и собственности, гарантии безопасности от вторжения в частную личную жизнь. Эти гарантии и обеспечивает государство для своих граждан. Как гражданин индивид приобретает устойчивые политические качества, которые становятся основой его участия в политической жизни страны, в деятельности общественно-политических партий и т.д. Таким образом именно через государство человек включается в политическую жизнь общества.

Вместе с тем между государством и некоторыми гражданами существуют определенные противоречия связанные с противоречиями между государственной бюрократической машиной и демократическими принципами общества, между развитием самоуправления и ограниченными возможностями его осуществления и т.д. Эти противоречия можно охарактеризовать как основные противоречия политической системы общества в целом. Эти противоречия резко обостряются, когда государство проводит ярко выраженную классовую, национальную или расовую политику по отношению к гражданам, не принадлежащим к политически господствующим социальным группам.

В ряду факторов, обусловивших появление государства, важное место занимает социально-классовое расслоение общества. Отсюда следует, что государство выступает политической организацией экономически господствующего класса. Классовый характер государства связывает его с иными политическими явлениями. Поэтому перед государством и политической системой в целом стоят одни и те же задачи: ввести классовую борьбу в русло цивилизованной политической борьбы, основанной на принципах демократии и права; направить усилия противоборствующих слоев, классов и их политических организаций на конструктивное решение общесоциальных, а значит, и одновременно классовых проблем.

Государство стало первым результатом политической деятельности людей, каким-либо образом организованных и представляющих интересы определенных социальных групп и слоев. Это обусловило его претензии на всеобщность охвата политических явлений, а признаки территориальности и публичной власти сделали реальным значение государства как формы политического общежития различных социальных и национальных образований, а также выражающих интересы различного рода организаций и партий. Государственность - форма бытия классового общества.

В этой связи государство играет роль надклассового арбитра. В законодательном порядке оно устанавливает “правила игры”, для политических партий и общественных объединений, пытается учитывать в своей политике спектр их многообразных, порою антагонистических противоречивых интересов. Демократическое государство стремиться обеспечить не только нормальное мирное политическое общежитие, но и мирную смену государственной власти, если возникает такая историческая необходимость. Государство как форма политического общежития по территории совпадает с политической системой общества. По содержательным и функциональным характеристикам оно выступает элементом политической системы.

Государство отличается от других политических институтов общества состоит прежде всего в том, что ему принадлежит высшая власть в обществе. Его властная сила универсальна: она распространяется на все население и общественные партии данной страны; она держится на прерогативах - полномочиях отмены всякой другой власти, а также на наличии таких средств воздействия, которыми никакие другие общественные организации, кроме нее, не располагают. К таким средствам воздействия относятся законодательство, аппарат чиновников, армия, суд и т.д.

Политические партии и массовые общественные организации также могут иметь свои постоянно действующие аппараты, которые призваны обеспечивать их нормальное функционирование. Однако в отличие от государственного аппарата они не имеют в свое структуре, например, таких органов, которые призваны охранять действующую в обществе правовую систему - органов милиции, суда, прокуратуры, адвокатуры и т.п., функционирующих в интересах всех членов общества.

Среди различных элементов политической системы государство выделяется еще и тем, что располагает разветвленной системой юридических средств, которые дают ему возможность управлять многими отраслями экономики и оказывать воздействие на все общественные отношения. Обладая соответствующими полномочиями, различные государственные органы не только издают в рамках своей компетенции нормативно-правовые и индивидуальные акты, но и обеспечивают их реализацию. Достигается это по-разному - путем воспитания, поощрения и убеждения, осуществлением постоянного контроля за точным осуществлением этих актов, применением в необходимых случаях мер государственного принуждения.

Следует отметить, что в некоторых странах общественные организации могут иметь в своем распоряжении неприсущие им юридические рычаги воздействия. Однако они, в отличие юридических средств воздействия, находящихся в руках различных государственных органов, носят ограниченный характер. Возникают они у общественных организаций не в силу самой природы данных объединений, а в результате того, что само государство наделило их правом издания юридических актов.

Наконец, государство обладает суверенитетом. Суверенность политической власти выступает как один из признаков государства. Его содержание заключается в верховенстве этой власти по отношению ко всем гражданам и образуемым ими негосударственным организациям внутри страны и в независимом поведении страны (государства) на внешней арене.

Конечно, названные особенности не исчерпывают всей специфики государства как элемента политической системы общества на фоне всех других ее структурных элементов. Но они дают общее представление о государстве, а также о факторах, определяющих место и роль государства в политической системе общества.

Всеми учеными отмечается, что определить понятие государства, которое бы отражало все без исключения признаки, свойства государства, характерные для всех его периодов в прошлом, настоящем и будущем невозможно. Вместе с тем, как доказала мировая наука, любое государство обладает набором универсальных признаков, которые проявляются на всех этапах его развития. Эти же признаки были определены выше.

Обобщая, их можно сформулировать определение понятия государства. Государство – это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом .

Сущность государства. Соотношение общечеловеческих и классовых начал в государстве.

Раскрыть сущность государства – это значит выявить то главное, определяющее, что обусловливает его объективную необходимость в обществе, уяснить, почему общество не может существовать и развиваться без государства. При рассмотрении сущность государства нужно учитывать два аспекта:

2. Чьим интересам – классовым, общечеловеческим, религиозным, национальным, служит данная организация.

Выделяют два подхода к исследованию сущности государства:

1. Классовый подход .

Классовый подход состоит в том, что государство рассматривается как машина для поддержания господства оного класса над другим, и сущность такого государства заключается в диктатуре экономически и политически господствующего класса. Такое понятие государства отражает идею государства в собственном смысле как орудие диктатуры господствующего класса. Такое положение прямо или косвенно доказано мировой наукой и исторической практикой. Так, рабовладельческое государство по своей сущности было политической организацией рабовладельцев, феодальное государство – организацией феодалов и других богатых сословий, капиталистическое государство на первых этапах своего развития выступало как орган выражения интересов буржуазии. Государство здесь используется в узких целях как средство обеспечения главным образом интересов господствующего класса. Первоочередное удовлетворение интересов каких-либо других классов не может вызывать сопротивление противоположных классов, поэтому возникает проблема в постоянном снятии данного сопротивления с помощью насилия и диктатуры. Говоря о социалистическом государстве на этапе диктатуры пролетариата, следует заметить, что государство должно осуществлять эту диктатуру в интересах подавляющего большинства населения. К сожалению, многие теоретические положения о социалистическом государстве так и остались теорией, так как на практике государственный аппарат служил не широким слоям трудящихся, а партийно-номенклатурной верхушке.


2. Общесоциальный или общечеловеческий подход .

Другой подход государства заключается рассмотрении сущности государства с общечеловеческих и общесоциальных начал. Особенность рабовладельческого, феодального, капиталистического на первых этапах развития государств состоит в том, что они, прежде всего, выражали экономические интересы меньшинства рабовладельцев, феодалов, капиталистов. Однако по мере совершенствования общества экономическая и социальная база государства расширяется, принудительный элемент сужается, и в силу объективных причин государство превращается в организующую силу общества, которая выражает и охраняет личные и общие интересы членов общества. Вопреки предсказаниям политологов о кризисе и «загнивании» капитализма, об империализме как кануне и преддверии социалистической революции, капиталистическое общество устояло, сумело успешно преодолеть кризисные явления, спад производства. Капитализм как общественный строй постепенно укрепился, значительно видоизменился. Он оказался способным принять и реально внедрить прогрессивные идеи общественного развития в практику. Общество, которое сформировалось после Второй Мировой Войны в развитых странах Западной Европы и Азии стало уже качественно иным. Оно существенно отличалось от капиталистического общества времен Маркса и Энгельса и империалистического общества, которое изучал Ленин. Современное западное общество подчас более ориентировано на социализм чем страны, называющие себя социалистическими. Государственным механизм превратился из орудия, средства преимущественной реализации общих дел в инструмент достижения согласия и компромисса. В деятельности государства на первый план начинают выступать такие важные общедемократические институты, как разделение властей, верховенство закона, гласность, плюрализм мнений и так далее.

Таким образом, в сущности государства в зависимости от исторических условий на первый план может выходить как классовое начало, что характерно для эксплуататорских государств, либо общесоциальное начало, что все больше и больше проявляется в современных посткапиталистических и постсоциалистических государствах.

Государство есть политическая организация общества, обладающая аппаратом власти.

Государство служит обществу, решает задачи, стоящие перед обществом в целом, а также задачи, отражающие интересы отдельных социальных групп, территориальных общностей населения страны. Решение этих задач организации и жизни общества и есть выражение социального назначения государства. Изменения в жизни страны, общества, например, индустриализация, урбанизация, рост численности населения, выдвигают новые задачи перед государством в области социальной политики, в разработке мер устройства жизни общества в новых условиях.

К числу важнейших задач, в разрешении которых находит выражение социальное назначение государства, принадлежит обеспечение целостности общества, справедливого сотрудничества различных социальных групп, своевременное преодоление острых противоречий в жизнедеятельности общества и составляющих его общностей и групп.

Социальное назначение и активная роль государства выражаются в обеспечении прочного общественного порядка, научно обоснованного пользования природой, в охранеокружающей среды жизни и деятельности человека. И самое главное в характеристике социального назначения государства - это обеспечение достойной жизни человека, благосостояния народа.

Идеи социального назначения государства получили конкретизацию и развитие в концепции (теории) «социального государства». Положения о социальном государстве закреплены в ряде конституций демократических государств.

Демократическое социальное государство призвано обеспечить всем гражданам конституционные права и свободы. Обеспечивать не только материальное благосостояние, но и культурные права и свободы. Социальное государство - это страна с развитой культурой. В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, принятом 16 декабря 1966 г., говорится, что идеал свободной человеческой личности, свободной от страха и нужды, может быть осуществлен, только если будут созданы такие условия, при которых каждый может пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами, так же как и гражданскими и политическими правами.

В современных условиях в России актуальными задачами в социальной политике государства являются обеспечение права на труд и меры по преодолению безработицы, охране труда, улучшению его организации и оплаты. Необходимо умножать и совершенствовать меры по укреплению и государственной поддержке семьи, материнства и детства. Социальная политика нуждается в стимулировании помощи пожилым гражданам, инвалидам, укреплении здравоохранения, других социальных институтов и служб. Большие задачи социальной политики государства стоят в области регулирования демографических процессов общества, стимулирования рождаемости, возвышения роли женщины в жизни общества государства.

(В.Д. Попков)


Показать ответ

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) ответ на первый вопрос: политическая организация общества, обладающая аппаратом власти;

2) ответ на второй вопрос: система учреждений, обладающая верховной властью на определенной территории.

Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.

Что такое подготовка к ЕГЭ/ОГЭ в онлайн-школе Тетрика?

👩 Опытные преподаватели
🖥 Современная цифровая платформа
📈 Отслеживание прогресса
И, как следствие, гарантия результата 85+ баллов!
→ Запишись на бесплатное вводное занятие ← по ЛЮБОМУ предмету и оцени свой уровень уже сейчас!