Юбки

Хитрые лезгины. Тихая и бесшумная война против лезгин

Тимур Айтберов о борьбе горцев с иноземным влиянием

Штурм Ахтынской крепости

Лезгины и аварцы всегда были вместе. Сотрудничество наших братских народов имеет более чем зрелый возраст. Исторически так сложилось, что и в политике, и в религии, и других областях общественно-политической жизни этим народам приходилось быть консолидированными.

О том, как обстоят с этим дела сейчас, рассказал сопредседатель Фонда поддержки культуры, традиций и языков Дагестана «Духовное наследие», известный историк Тимур Айтберов.

- Учитывая привязанность дагестанцев к земле, допустима ли частная собственность на землю?

Я считаю неправомочным освещать вопрос и ситуацию в современности. Я специалист по средневековой истории Дагестана. У наших дедов был такой подход, они признавали мелкую и среднюю частную собственность на обрабатываемые ими земли. В каждом ауле, почти в каждой семье имелось то, что она сама могла обработать, при помощи, может быть, одного или двух слуг или рабов.

Однако, в начале 18 века в Дагестане возникла проблема в связи с появлением в нашей горской среде чрезмерно богатых людей, которые пытались захватить в собственность земли на равнине и по Кавказскому хребту, причем огромными площадями.


Горы Главного Кавказского хребта в пределах Дагестана

Они стали привлекать для идеологического обоснования этого дела ученых. В свою очередь, среди ученых обнаружилось две категории. Одни - те, которые смотрели в руки ханам, это были, в основном, ученые арабы, и те, которые плясали под ханскую дудку.

Некоторые дагестанские ученые из богатых, например Мамма-кади Кумухский, тоже стояли за возможность установления крупной частной собственности на равнинах Дагестана и горных пастбищах. Но такие знаменитые личности, причем из числа богатых дворян как Ибрагим-гаджи Урадинский, заботясь о простом народе, говорили «Нет».

Земли, расположенные на горах и равнине являлись харимом всех коренных дагестанцев. Дело в том, что после монголо-татарского нашествия земли Западного Дагестана - частично Рутульский район, Цунтинский, Цумадинский, частично Чародинский районы были переданы монгольскими властями под власть Грузии.

Равнина же находилась тогда в распоряжении самих монголо-татар. Их тут стояло около дивизии, которая стояла летом в Левашинском районе (юрт), а зимой на наших равнинных землях.

Но вот, когда Монгольская империя ослабла, горцы начали выгонять чужеземцев. С горных сел выгоняли грузин, и центром изгнания были лезгинское селение Маза и лакское Кумух.


Село Маза (Мацар)

Там собирались со всего горного Дагестана храбрецы, и они вытеснили грузин с территории Дагестана. Потом, таким же путем начали выгонять из Прикаспия остатки татарской армии. Тут, в предгорье и на равнине больше действовали кайтагцы и кумухцы, но участвовали активно и остальные коренные дагестанцы. Поэтому эти земли были объявлены дагестанскими харимами.

Значит, как я понимаю, частные латифундии с последующей раздачей земельных участков в аренду и сбором ренты, создавать в Дагестане - ни на Кавказском хребте, ни на равнине будет неправильно.

Создавать же такие участки частной земли, которые может обработать одна семья, с привлечением своих родственников, несколько гектаров, или фермерское хозяйство в несколько десятков гектаров, мне кажется допустимо.

Но создание латифундии за счет тружеников (например, даргинцев) при помощи полиции, как имеет место в Ставрополе по 30-40 тысяч гектаров, ни в коем случае мы не имеем права допускать на равнинах Дагестана. Это ведь наш харим.

- Коль речь пошла о коренных народах, каков сегодня смысл термина «коренные народы»?

Этот термин существует, но он вызывает споры, особенно в Российской Федерации среди русской элиты. Значительный процент этой элиты, особенно те, кто концентрировались вокруг Миронова - бывшего российского министра (в эпоху Ельцина) считал, что коренные народы Российской Федерации это не те народы, которые русским по языку близки - ни украинцы, ни белорусы, ни сербы и т.д., нет.

Они говорили, что только тот народ, который не имеет своей государственности за пределами России (татары, чеченцы, якуты), является коренным народом. Эти коренные народы должны играть главную роль в управлении Российской Федерации и именно в их руках должны находиться главные бизнес и финансовые рычаги, а другие народы должны занять второстепенные позиции в государственной власти и т.д. Это мнение русской элиты, когда мы смотрим на Дагестан, отрицать, наверное, не можем.

- Была ли в Дагестане коррупция исторически, и сможем ли мы с ней бороться?

О коррупции в Дагестане выступают по телевидению, в интернете - все кому не лень. Говорят, что дагестанцы чуть ли генетически предрасположены к коррупции, что любой дагестанский руководитель является взяточником и т.д.

Я знаю из документов, что дагестанцы более 600 лет тому назад уже боролись с коррупцией, особенно если этим занимался начальник кадий. Чем выше общественно-политический статус лица, тем больше был штраф. Очень сильно наказывали. В нашей горской среде коррупция, взяточничество были тогда преодолены полностью, и такая ситуация сохранялась до рубежа XIX -XX вв.

Сурхай-хан Казикумухский

Коррупцию у нас насаждали чужеземцы. После изгнания надир-шаховских войск из Дагестана, Муртазали и Магомед - сыновья хана Сурхая Казикумухского, собрали большое войско в Дагестане, и пошли в Закавказье осаждать Шемаху.

Но, как пишет хроника, кто-то из иранцев дал взятку цудахарцам и они ушли, оголив фронт, то есть случаи взяточничества из-за внешнего влияния бывали. Я категорически против того, что мы сами не способны победить коррупцию. Мы дагестанцы народ самодостаточный - говорил Шамиль. Нам ничья «помощь» не нужна.

Если в одном селе мздоимство возникало, а сами сельчане не могли с этим справиться, то джамаат приглашал людей для урегулирования ситуации с другого дагестанского села. Не нужно, наверное, чтобы к нам приглашались извне «врачеватели», чтобы бороться с коррупцией. Мы сами в состоянии это сделать.

И потом, в большинстве своем нам это явление навязывалось предками тех же самых людей, которые сегодня учат нас как правильно жить, в частности арабами, персами, турками.

В их культуре явление известное как «решвет» (это слово по своему корню даже не из нашего дагестанского лексикона) глубоко укоренилось и к лезгинам, и к аварцам, и другим народам страны гор - это пришло именно от тех «советчиков». У нас есть все шансы самим победить этот общественный недуг.

- В Дагестане исторически было много арабистов, играли ли они определенную роль в развитии, например, аварской национальной культуры?

Действительно, в Аваристане, особенно в конце 17-18 веках, было много арабистов, которые занимали высокую нишу среди арабистов Дагестана. Но эти арабисты преклонялись перед чужеземщиной, и почти весь свой большой талант они выпустили в никуда, превратили в пыль.

Ну вот, пожалуйста, Кудутлинский - глубокий мыслитель XVII в., но в сфере науки он составил грамматику арабского языка. Неужели арабы нуждаются в грамматике, которую в Унцукульском районе составил аварец? Или Дибир-кади, мой земляк, составил в XVIII в. трехязычный арабско-персидский-турецкий словарь.

Нажмудин Гоцинский

Некоторые наши ученые этим гордятся, но мы понимаем, что арабы, персы - мощнейшие цивилизации - в этом не нуждались. Они не оценили их труд, и от души не оценят этого никогда. Гоцинский (начало XX в.) был человеком глубоких познаний, талантливым поэтом, но арабы, оценивая его, говорят так: неужели в стране, где никто не говорит на арабском, так прекрасно могли писать.

Одним словом, для арабов Гоцинский, как поэт лишь объект любопытства, один из многих сотен поэтов. Для аварского народа Гоцинский мог бы стать уникумом, но преклонение перед чужеземщиной ему помешало.

У нас в республике есть человек, с которым мы контактируем - Амутинов Амучи. Он великолепный организатор производства, государственно мыслящий человек - державник, и, как ни странно, знаток горской культуры.

И вот, однажды Амучи мне говорит: я читал по-лакски Али Каяева, который придает большую значимость Абдулатипу Чохскому. Почему вы, аварцы, про него не пишите? Я, честно говоря, не знал про этого человека. Опираясь на рукописи Али Каяева, удалось установить, что этот Абдулатип был шейхом - жил в конце 18 века.

Он единственный аварец, который составил арабско-аварский словарь, примерно три тысячи слов. Он был первым в этом деле. Мало того, Абдулатип преподавал в селении Елису, вел занятия по арабской грамматике на основе законов аварского языка.


Арабо-аварский словарь шейха Абдулатипа Чохского-Елисуйского (конец XVIII в)

Этот человек, знавший грамматику арабского языка, его филологию, как я считаю, с пользой использовал свои познания, в отличие от других аварцев прошлого. Под влиянием слов Амучи, мы в аварской культурной автономии хотим сейчас издать книгу Абдулатипа - тот самый словарь.

У нас были в XVIII в. такие мудрые, патриотично мыслящие люди. Но, к сожалению их было очень мало. И сейчас, я могу сказать, что многие дагестанские ученые-арабисты, чрезмерно преклоняются перед Арабским Востоком, не думают о наших национальных интересах.

Вот, пожалуйста, многие сейчас озабочены событиями на Арабском Востоке, но при этом молчат об ущемлении прав наших мусульман на южном Кавказе. Эту тему они предпочитают вообще обходить. Я с этим категорически не согласен.

То же самое касается и многих светских деятелей. Вот недавний пример: два месяца назад делегация Фонда Шамиля ездила в Калугу. В аварской национальной газете «Миллат», в публикации журналиста Гамзата Изудинова написано, что выступления «шамилеведов» свелись к восхвалению Саида Амирова и известной фальшивки XX века под названием «Завещание Шамиля».

Я сам бывший член Фонда, но вышел оттуда. У каждого свой подход к проблеме, пускай они так и продолжают - флаг им в руки. Я, например, считаю, что надо собирать местный письменный материал по Шамилю, а не бегать по миру.

Вот, например, мы недавно нашли записки одного цумадинца, сделанные им на аварском языке в 1854 году. Он лично беседовал с Шамилем, и сразу как пришел домой, записал эту беседу.

В записи говорится, что к Шамилю обращаются аварцы: «идет война с русскими и необходимо обратиться за помощью к Персии, Турции», на что Шамиль отвечает: «Мы дагестанцы, мы сами на все руки мастера», и это отчетливо сохранилась в письме на аварском языке. «Мы не нуждаемся в помощи иноземцев, если нам Аллах поможет - этого достаточно», - сказал тогда Шамиль.

И далее он сказал: «когда Пророк распространял ислам, он к ханам не обращался за помощью». Вот такие документы мы находим, изучаем их. Я думаю, что опора на такие документы является более полезной, чем поездки по России и выступления с опорой на различные фальшивки.

- Недавно аварской общественностью было создано аварское телевидение. В азербайджанской прессе, в нехорошей форме высказываются об этом аварском телевидении - как о прямой угрозе азербайджанской государственности. Ваше мнение?

Когда я читал эти публикации, я подумал, что эти люди говорят? Кроме них никто плохого слово не произносит. Якобы Конгресс США радиовещание на аварском языке профинансировал и американскую позицию распространяет. Турки открыли школы для аварцев, хоть воскресные школы, но все же школы, и давно слушают радио «Свобода» на аварском языке. В Чечне никто слова не говорит. В Грузии все это приветствуется. И вдруг, шумиха в Азербайджане!

Я вначале думал, что это проделки очередного чудака, то есть частная инициатива. Потом мы стали интересоваться и поняли, что это идет из высоких государственных структур АР, якобы даже президентского аппарата. Вот тогда мы стали возмущаться. Но как они могут к этому вопросу, так относиться? Ведь Авар ТВ чисто культурный канал - стихи, поэзия, в основном музыкальные передачи. Там нет никакой политики вообще.


Тимур Айтберов

Тут как раз я встречаю другое выступление - Ары Папяна. Как любят говорить азербайджанцы: заторчали «армянские уши». Так вот, этот человек - участник войны в Афганистане, носитель советских орденов, бывший посол Армении в Канаде - за свой счет, в аспекте финансов, начал бороться за развитие талышского, лезгинского, аварского языков, создал радиовещание, проводит международные конференции. Одним словом всячески помогает. Азербайджанские политологи и иные «мудрецы» говорят, что во всем этом видны армянские интересы. Так пусть сами не делают так, чтобы мы с душой только позицию Армении принимали, а азербайджанскую отталкивали. Пусть ведут себя достойно.

- Какими Вы видите аваро-лезгинские взаимоотношения?

Аварцы с лезгинами всегда были дружны. Наши взаимоотношения уходят в глубину истории. Как я сказал, жители лезгинского села Маза сыграли важнейшую роль в освобождении Западного Дагестана от власти Грузинских феодалов, в том числе Цахура, Рутула, некоторых других земель. Они освободились от грузинского владычества с помощью мазинцев.

Шамиль обращал на это внимание, и поэтому в его библиотеке написанная по-арабски история села Маза, занимала почетное место. Она сохранилась в полном списке только в Шамилевской библиотеке. Нигде больше этого нет.

Далее, Шамиль много ссылается на своего духовного наставника шейха Мухаммада Яраги. Это знаменательная фигура, здесь даже не нужно об этом много говорить. Мы видим, что это мощнейшая личность, которую признавали все нормальные аварцы того времени. Они ходили к нему, советовались, учились у него тарикату и считали этого человека своим муршидом. Это слишком яркая личность.

Вот, пожалуйста, Алискер-хаджи - лезгин из селения Цехюл Кусарского района. В те годы XIX в. он поехал вместе с Ярагским в Аваристан. И вот, этот человек, калека, (после тяжелой болезни, у него были отняты ноги) 40-е годы XIX в., ходил на четвереньках и выискивал с риском для своей жизни, останки мюридов, которые участвовали в боях на Ахульго. Находил их и хоронил. Это было очень тяжело делать. Одни мумифицировались, от других кости остались, Алискер-хаджи извлекал и производил захоронения.

Имам Шамиль за чтением Корана

Упомянем также ахтынцев - Исрафила, Мухарамма, Абдужалила. Это были видные лица в спецназе Шамиля. Вот такие люди нас связывают. Или возьмем другого человека ученого Насрулла-хаджи из Капира. Это был знаменитый человек, и до последнего дня был на Гунибе вместе с Шамилем, командовал главным направлением по защите Гунибской крепости и погиб в последний день. Это показывает нам, что аварцы и лезгины были вместе всегда. Я считаю, что между нашими народами много связующего, сильного, построенного на уважении друг к другу.

Не секрет что были в советские годы и разногласия. Я их так вижу: в начале Кавказской войны главное, на что мусульмане решили опираться - Кюринское ханство на юге, где играли главную роль лезгины и лакцы, и Аваристан на севере, но так получилось, что царские власти начали теперь раскалывать эти два дагестанских региона. В советское время это по инерции продолжалось.

Мы понимаем, что у нас - аварцев и лезгин общие проблемы. Как бы мы себя ни убаюкивали в Закавказье фразами «дружба», «братство», «интернационализм», мы должны четко осознавать, что азербайджанские националисты, тюркисты имеют давний четкий план по уничтожению горских языков, а затем и народов.

Их взгляды на восточнокавказскую местность - относительно ее нового территориального переустройства известны, и этот факт неоспорим. Поэтому мы, два больших братских народа исторического Дагестана должны совместно защищать свои закавказские интересы.

Здесь у лезгин большой опыт в сфере общения с европейскими структурами, ООН, Европарламентом, ОНН. По отдельным направлениям мы, аварцы, должны тут на лезгин ориентироваться. В Москве, Европе раз они прошли тут вперед. А есть такие направления, где аварцы должны показать свою роль.

В общем, я вижу наш механизм в контакте и совместной работе. Здесь уже есть большая почва, закрепленная трудами наших предков, и нам надо достойно продолжать их дело.

- В этом свете, каким вы видите последние события в Южном Дагестане, связанные с переименованием дербентской улицы в честь иностранного гражданина, протесты, митинги?

Я по Интернету и другим СМИ слежу за ситуацией и позицие й ФЛНКА и полностью ее поддерживаю. Конечно, сплетники тут всякое болтают, но я сам видел, что такое ФЛНКА. Позиция ФЛНКА является для нас важной. Она имеет значимость, прежде всего в Москве.

Теперь по переименованию улицы в Дербенте. В Евразии существует много разных народных традиций. У одних более сильный, богатый, когда хочет проводить свою позицию, ни с кем ни советуется. Он начинает стучать кулаком, материться, и более слабый поднимает лапки и говорит: слушаюсь.

А у нас в Дагестане, где были свободные горцы - ханов признавали, но перед ними на лапках не стояли. Мы их как военачальников, как судей, хранителей порядка признавали. У нас такая этика - если богатый и влиятельный человек хочет чего-то добиться от более бедного и слабого, он в начале его начинает ублажать, угощать, а потом уважительно просить. Вот это и есть наша этика.


Хаджи-Давуд Мюшкюрский

Если бы власти Азербайджана, имея мысль назвать улицу в Деребенте именем Гейдара Алиева, вначале позвали бы дербентских лезгин в Баку и сказали бы: мы хотим назвать в Баку или в Кубе улицу именем Хаджи-Давуда или Ярагского. Пригласили бы лезгинских ученых, устроили бы конференцию, а потом подошли бы к ним с просьбой, то тут некоторые лезгины даже забыли бы, наверное, что при Гейдаре они были ущемлены. Отрицать это бессмысленно.

И по отношению к аварцам были и есть грубые ущемления. Памятник Шамилю пытались взорвать, шумели: убирайтесь в Дагестан. Сейчас, писать, правда, перестали, но по той лишь причине, что они поняли: историю мы знаем очень хорошо на основе древних документов, а у них, азербайджанцев, все идет на основе сказок и современных фантазий.

Вот, если бы азербайджанцы так подошли, может быть, что лезгинская общественность отреагировала и по-другому. А в нынешней ситуации я на стороне ФЛНКА, и общеполитически и тактически.

Во всей этой деятельности есть непонятные моменты. Вначале появилась сплетня, а сейчас уже в газетах начали писать, что якобы вдохновителями переименования Дербентской улицы являются какие-то особо влиятельные аварские круги.

Мы просто возмущены этой ложью. Некоторые люди пытаются свалить собственную вину на других. Известный общественно-политический деятель Сулайман Уладиев, Магомед Магомедов, я, и многие другие ездили в Дербент поддержать ФЛНКА и высказать свой протест по поводу переименования улицы.


Первый имам Дагестана и Чечни Гази-Мухаммад, зять шейха Мухаммада Яраги

Никто не видел, чтобы какие-либо аварцы действуют против лезгин. Поэтому это возмутительно, распускают сплетни, ссорят людей. Это не красиво. Пусть установят, откуда идут сплетни. Это делают, по-моему, те, кто не может отвечать за собственные слова и действия, и пытаются натравить лезгинских общественных деятелей, интеллигенцию на аварцев. Я просто возмущен этими провокациями.

-Как ученый, каким вы видите национальную публицистику, отвечает ли она нашим интересам?

У нас в Дагестане, во-первых, история литературы не такая глубокая, как у русских, грузин, армян. Я думаю, во-вторых, что сейчас, во время свободы слова государство прекратит финансировать конвейерный поток мало кому нужных книг, и многие дагестанские литературы вымрут.

Ну, будут жаловаться, но только это ничего не даст. Я вижу перспективу за лезгинским языком, потому что лезгины сейчас единственный дагестанский народ, который расселен сплошной полосой от верховных гор, рек до самого Каспийского моря. Лезгинский язык является там языком официального делопроизводства, собраний. Он распространен в Южном Дагестане, мне даже кажется, что у него есть политическая перспектива стать региональным языком.

Мухаммад Яраги

Кстати, русские ученые эпохи Первой Мировой войны, работавшие в секретных институтах, подготовили тогда решение, по которому лезгинский язык должен был быть языком межэтнического общения от Девичи до Уллучая.

Русские имперские власти намеревались проводить это решение государственными механизмами и политическими средствами. Они видели в лезгинском языке первую мощную баррикаду против пантюркизма в Прикаспии - на подходах к Казани. Для этого они намеревались проводить везде обучение «кюринского» языка - в Агуле, Рутуле, в Табасаране, в азербайджанских и в татских регионах исторического Дагестана.

Аварский язык по сравнению с дореволюционным периодом ныне ослабел. Это произошло, потому что много аварцев перешло на равнину, а на равнине аварский язык не был тогда востребован в общественно-политической жизни.

Взять лакский язык, раньше он был вторым по значимости в горном Дагестане. Даже некоторые лезгинские дворяне - беки и ханы знали лакский язык. До революции издавалось много литературы на этом языке, потому что лакские районы тогда были самыми густонаселенными в Дагестане.

А сейчас так получилось, что почти все лакцы обосновались в городах, а у дагестанского города свои законы. Аналогичная ситуация и с даргинским языком. Дело в том, что у них много исторически сложившихся диалектов.

Это современные процессы и они касаются практически всех наших народов. За других я не хочу ничего говорить. Вот, я - аварец, а ты - лезгин. За лезгинским языком есть перспективы.

У аварцев, как особого народа, тоже будет перспектива. Мы будем жестко бороться за него, против приспособленцев, карьеристов, предателей своего народа - разрушителей одного из главных столпов национальности. Стараться будем изо всех сил.

Беседовал Али Гаджиев

ФЛНКА

Бытует такое выражение - "Патриотизм – последнее пристанище негодяев". Действительно, очень удобно прятаться за ширму патриотизма. Причем всем это удобно. И анархически настроенным авантюристам и тому быдлу, которому авантюристы смогли внушить свою лживую идеологию. Выгода обоюдная:

У быдла не было ничего. Ни ума, ни собственного мнения. Но как хочется выглядеть умнее, чем есть на самом деле и пользоваться уважением. И вот тут он получает все. У него и "собственное мнение" появляется, и красиво выстроенная ораторская речь, так как наше быдло наизусть выучило целые страницы "гениальных" трудов "истинных патриотов" нации и он теперь свой лексикон разом обогатил, употребляя специфические термины. Да и с другой-то стороны быть лезгинским патриотом не трудно. Это не требует ни ума, ни финансов. Рви себе глотку о "боли разделённого народа", разучи наизусть 2 заветных слова "сагърай лезгияр!" (да здавствуют лезгины) и повторяй их, как ошалелый неадекват, к месту не к месту. Вот и всё - ты себе гарантировал уважение. Пусть это уважение дешевое и ничем не заслужено и не подкреплено и держится только на уровне такого же недалекого ума быдла, каким он сам является, но тем не менее наше быдло начинает чувствовать себя уважаемым и востребованным человеком.
Что же до авантюристов, то они, прекрасно просчитав, понимают, как можно взбудоражить умы народа, сыграв на патриотических чувствах, и, воспользовавшись этим, достигают своей цели - переманить массы на свою сторону. Благо тут не придется изобретать велосипед - есть известные технологии, самой эффективной из которых является найти национальную идею, которая может объединить народ. А достичь этой цели можно легко, если найти общенационального врага. Его нет? Ничего страшного. Можно его выдумать, и потом вбивать в сознание народа путем пропаганды.

Пропаганда для авантюристов это их главное оружие, так как без пропаганды никак невозможно белое преподнести как черное. Но ведь убедить людей, что белое это черное практически не легкое дело, скажете вы. Отвечу, что истинно так и есть, однако это дело все же возможное. Для этого пропаганда должна постоянно вклиниваться в умы народа, она должна работать денно и нощно, ее надо отпускать народу отнюдь не в гомеопатических дозах. И только так можно получить результат - народ с зомбированным сознанием, где только будут единицы из числа истинных интеллектуалов, кто может отличать действительно имеющиеся факты от демагогии, от спекуляции фактами. И вот этих самых неординарных интеллектуалов в обязательном порядке пропаганда должна объявить врагами народа. Их обязательно надо преподнести как "засланных казачков", так как они могут раскрыть глаза народу и народ потом может прозреть. Ведь самый первый враг авантюристов-баламутов - это работающие мозги, способные к критическому мышлению. В этом отношении умный лезгин, с работающими мозгами, автоматически становится первым врагом садвалистов, чей агитпром начнет внушать всему народу, что это не их, садвалистов враги, а якобы враги всего лезгинского народа. И потом "настоящие патриоты" всегда оказываются начеку, они не дремлют и быстро вычисляют, что такой лезгин это "азербайджанский агент" (ам вушоо, цIапарин шпийнырикя йе-гьо-о-о!), и ему даже зарплату платит Азербайджан. В общем самое главное что необходимо делать - это постоянно затуманивать мозги людям, искажая действительность. Надо брать факты, искажать их до невозможности, а потом преподнести народу как козни наших врагов. Вы скажите несу бред?! Давайте рассмотрим несколько примеров.
В Одноклассниках, на личной странице одного "истинного патриота" встретил заметку о том сколько мы, бедные лезгины должны терпеть козни азербайджанцев, которые теперь "наглым образом закрыли единственный в Азербайджане лезгинский ВУЗ". Мне было неприятно читать это, так как был уверен, что этот человек, не со своей головы взяв, написал об этом (для этого необходимо было иметь как минимум голову!) и что это не выдуманная "утка" - даже лжецы из агитпрома должны придерживаться золотого правила "ври, но знай меру", и поэтому они не выдумывают небылицы, которые опровергаются легко, а наоборот, берется какой-то факт, и потом его преподносят в негативном свете. Но, в каком бы негативном свете ни старайся преподнести, все же, факт остается фактом - ВУЗ-то закрыли. Причем азербайджанцы. Я, как умудренный жизненным опытом человек, сразу понял, что просто так ВУЗ не закроют, значит была какая-та причина, причем веская, и осмелился предположить, что там скорей всего велась какая-та садвалистская агитация, потому и закрыли. Но все же самому стало интересно, чем же мотивировала закрытие, к каким официальным и бюрократическим формулировкам прибегла азербайджанская сторона и вот что выяснил:

ВУЗ этот работал более 12 лет. Но... без лицензии. Эти "гнилые азера" позволяли работать нашим "замЫчательным лезгинам" целых 12 лет, но каждый раз напоминали, что они рады, что у их братьев лезгин появился свой ВУЗ именно в Азербайджане, но тем не менее лицензию надо брать, что это недопустимое нарушение существующих норм. Наши все время кормили их обещаниями, но получить лицензию так и не получалось у них. И знаете почему? Потому что они юридически относились к РФ, и лицензию им необходимо было брать именно там, в России. Но, поскольку сами были почти шарашкиной конторой, не соответствовавшей российским стандартам ВУЗа, то Россия им не давала лицензию.
Эти "подлые азера" начали предлагать нашим "бедным и многострадальным лезгинам" зарегистрироваться в Азербайджане, и они сами дадут им лицензию - вот и решение всей проблемы. Но наши "гордые" (как мне хочется выразиться "придурки"!) лезгины, подогреваемые садвалистами, отказывались от этого (как же, как же, ведь это полностью будет разрушать миф о коварном враге, вечно сующем палки в лезгинские колёса!). И через 12 лет Азербайджану надоело это лезгинское быковство, и они сказали нашим "вечноущемляемымазерамигоремыкам" прямым текстом "Знаете что, милые господа, пора и честь знать!" и закрыли эту бендюжку.

О, лезгины, скажите честно - ведь свидетель всему Аллах! - в какой бы еще стране разрешили работать лезгинскому ВУЗу без лицензии хотя бы один месяц? Даже один день хотя бы? Сколько же надо нам иметь наглости, чтоб даже заикнуться, а не то что поднимать этот вопрос, преподнося его в негативном свете, как будто бы это были козни азербайджанцев против лезгин?! Тут как раз был типичный случай, когда, грубо говоря, мы должны были поцеловать азербайджанцам их черные и волосатые задницы, а не роптать на них. Я понимаю, что мы уже вконец потеряли свою совесть, но давайте хотя бы знать меру своей наглости. Хватит-да, наверное, давайте прекратим всё это.
Наверное многие будут возмущаться тем, что я говорю оскорбительным тоном, но извините, а как достучаться до ваших одурманенных мозгов?! Да и к тому же я не столько оскорбляю, сколько просто констатирую факт - мы действительно поступаем, не зная меры ни своей подлости, ни наглости. Мой пример с ВУЗом это не исключение, а скорее правило для нас. Давайте вспомним, когда на ровном месте мы начали искать и преподносить всему народу как некую проблему вопрос с селениями Храх-Уба и Урьян-Уба. Разве азербайджанская сторона сделала хоть что-то такое, за что можно было бы упрекнуть ее?! Вся проблема была исключительно в наглости и подлости наших садвалистов, этих шайтанов, которые сами сеяли фитну среди жителей этих поселений, всячески уговаривая их не соглашаться ни с какими предложениями Азербайджана, а всем вам преподносили не имеющую проблему так, будто бы азербайджанцы ущемляют лезгин. Давайте разберёмся что и как там было на самом деле:
Во времена СССР Азербайджан дал Дагестану в аренду на 20 лет эти территории, чтобы наши чабаны могли зимой содержать свои отары в виду того, что там был более умеренный климат и нашим чабанам было очень легко пережить там зиму, так как традиционно у нас всегда были проблемы с кормами. Там эти чабанские стоянки, постепенно обрастая строящимися домами, превратились в пастушечьи поселения. После распада СССР Азербайджан, в согласии с существующей международной практикой, мог бы сразу заявить о недействительности договора аренды в связи с тем, что уже не существует таких государств, как Азербайджанская ССР и Дагестанская АССР. Однако азербайджанская сторона вообще ничего не сказала нашим и выждала истечения того 20-ти летнего срока, после чего она ещё более 8 лет натуральным образом сюсюкалась с нашими, хотя могла бы жёстко сказать куда следует идти нашим. Но нет же, они поступали истинно по-братски, предлагая без всяких проблем предоставить гражданство этим чабанским семьям. Но некоторые наши "бедные лезгины" из числа жителей этого поселения, послушавшись наших садвалистов, ответили: "Ми не согласны, нЭтI." Представители Азербайджанской власти говорят: Слушайте, эта территория находится под юрисдикцией Азербайджана, а согласно нашим правовым нормам вы, как граждане РФ, имеете право оставаться у нас не более одного месяца, поэтому либо узаконьте своё пребывание на нашей территории, каждый месяц переходя через таможню туда и обратно, чтоб получалось бы, что вы приехали к нам в гости, либо же вы должны принять наше гражданство.
Скажите на милость, а в чём не права азербайджанская сторона?! Есть международные нормы, есть внутригосударственные, хоть какую из них возьми, а они получается правы. На все 100% правы! Какие у нас могут быть основания обвинять их в чём-то?! Вы что хотите, войти в историю или же в книгу рекордов Гиннеса как самая наглая нация?! Или может как самая подлая?! Если так, то так и скажите мне, и я не буду мешать вам. Хотя, если всё оставить как есть, то даже в этом случае мы скорее сможем занять первое место как самая тупая нация, потому что надо действительно быть до такой степени тупыми, чтобы дать кучке авантюристов зомбировать сознание целого народа. Вы поймите одно - садвалисты это армия шайтана, обманывающая и вводящая в заблуждение свой народ, чтобы потом самим ловить рыбу в мутной воде. Это истинные враги нашего народа, и никакие они не патриоты. Они толкают наш народ на авантюрную войну, которая нам не даст ничего, кроме трёх вещей:
1) Унижения нашего народа своим поражением, так как выиграть мы войну с Азербайджаном никак не сможем, потому что Азербайджан это не та страна, что была в 90-е годы, когда командующим составов повально всё продавалось армянам в Карабахе. Для победы нам нужна поддержка какой-то мощной супер страны, как например Россия или США, но ни одна из них не поддержит нашу авантюру.
2) Смерть нашей молодежи, этих несмышлёнышей, вбившим в свои незрелые головы глупые мысли.
3) Кроме слёз и плача наших матерей мы ещё получим разруху и обнищание нашего народа, что опять-таки приведёт к нашему унижению, получая гуманитарную помощь, как какие-то нищенки-попрошайки.

Я не хочу сейчас перечислять четвёртое - оно чересчур унизительно для нашего менталитета, но всё же и умалчивать об этом тоже не стоит наверное. Поэтому скажу: давайте не будем забывать о том, что обязательно сопутствующим фактором (подчёркнуто скажу, что современным фактором! ) после войны становится повышенная женская проституция у проигравшей стороны. Нам это надо, чтоб наши дочери, сёстры и матери вынуждены были бы стать проститутками? Подумайте над всем этим.

И чем быстрее вы осознаете всё это, тем будет лучше для всех. А то, что те, кто толкает наш народ на войну - есть не только враги нашего народа, но ещё и приспешники шайтана и враги ислама об этом позвольте напишу в следующем блоге.

На прошлой неделе наши Лезгинские сайты и СМИ пестрили от панорамных фотографий «глубокоуважаемых» Лезгинским народом дагских авторитетов, которых пророчили в президенты. Среди них хоть и не было ни одного лезгина, но интерес к событиям "наши" проявили не меньше чем другие, чьи представители являлись претендентами в президенты. Я искать даже не стал, писали ли даргинцы, или аварцы о лезгинских кандидатах в президенты республики - все бы меня засмеяли. Меня удивило, почему мы все бросились на утверждение специально выпушенных слухов, работающих на внушение людям происходящего как абсолютно естественного и само собой разумеющегося.

Слухи оправдались, все завершилось, всем показали нового «избранника» народов Дагестана и говорить уже стало не о чем. Такое ощущение, что мы опять не меньше чем «другие» довольны совершившимся и смиренно признаем гегемонию над собою «других», т.е. тех, на кого сделаны ставки сверху. На лицо явное нарушение конституционных прав граждан республики, а мы укореняем в сознании Лезгин происходящее как положенное. Нас приучили к мысли, что президентом РД может стать или даргинец, или аварец, а остальные представители этносов не граждане и лишены прав избираться и назначаться. Никто не хочет говорить, что беспредел в Дагестанской республике изначально создан искусственно и он служит для удержания власти теми кланами, кто вчера руководил республикой и завтра будет руководить. А вот вам очередное и наглядное действие Кремля в ответ –одного переназначили, другого назначили. В республике «дагов» феодально-вассальный приоритет узаконен как образец для управления обществом. Отец президент, сын президент, аварец и еще раз аварец - короче, даргино- аварская монархия.

В такой аномальной ситуации лезгинам следует определиться, создать свой лоббинг и в дальнейшем установить свою стратегию.
Если Магомедсалам Магомедов был плох для управления в субъекте, зачем тогда его перетаскивать в администрацию управления страной, нет если он такой хороший, зачем тогда его менять? Логику Кремля в этой рокировке нам не угадать, но для нас есть полезная подсказка и указание – как надо решать вопросы верхами! Прошедшие демонстративные рокировки даргино-аварских интересов в единственном оставшейся колхозе от Ленинизма не может не озадачить нормального лезгина. От интернационализма нам в наследие достались Ленин в мавзолее и Дагестан в России.

Дагестан для лезгин становится временами то Даргистаном, то Аваристаном, и повторно опять теми же, но никак не Лезгистаном. Лезгинам все дороги со знаком «кирпич»! Лезгистан у всех вызывает диарею от страха, только остается окончательно разузнать, болеет ли этой патологией и сам Кремль тоже. Против нас идет тихая и бесшумная этническая война кланов. Россия,как бы для своего будущего выбрала олигархическо-управленческий путь развития страной и следует признать, что Кремль так же будет приветствовать преступный, кланово-олигархический порядок в национальных республиках – как и при царской империи и как это делает ныне США. Так же возрождаются принципы личной преданности вассалов царю, а ныне президенту В.В.Путину.

Это очень важные моменты для всего лезгинского народа и для его будущего. Нам следует добиваться публичного выражения точки зрения Кремля в отношении будущего лезгин, ибо так продолжаться не может. Мы не можем находиться в вечном притеснении со всех сторон. Если наша интеллигенция и «светлые головы», которые так умны и активны в обсуждении внутренних мелочей, в вопросе критики о цвете флага и возрасте ФЛНКА, так почему они не выражают свои амбиции в конкуренции с «другими» за власть на родной земле. Где сплочение нашей интеллигенции и серьезная силовая конкуренция с противниками по лезгинскому вопросу? Когда будут подняты вопросы, которые принесут простому лезгинскому народу пользу по защите его интересов?

Привожу заголовок одной статьи из СМИ: Сулейман, «даргинская власть» и «аварское лобби» . Вы чувствуете разницу, даргинцы -это власть, аварцы -это лобби, а олигарх Сулейман Керимов? - кто он и кто будет спрашивать у него об этом, но одно очевидно, он точно не проводник «Лезгинcкого интереса».

Сколько вы будете со спины «Сулико» оглядываться? Ответа надо искать в себе. Лезгинам надо объявить всенародно –Абдулатибов не наш президент и Сулейман не слово лезгинское!

Кто более преступен и беспределен на тех и ставка Кремля- таковы сегодня реалии. На сегодняшний день верхушка власти Даг-а использует ваххабизм как инструмент для достижения своих политических интересов и удержания власти. Не зря же в завершении своих основных задач происходит плановая перекочевка салафизма в Юждаг. В этом смысле нам есть что преподнести Кремлю взамен, но нет национальных лоббистов и проводников.

Москва боится аваро-даргинского противостояния, или она просто не видит другую силу, которая может удержать порядок в республике. У нас что ли мало Абдулатибовых и четырехкратных депутатов-приспособленцев, или Членов Единой России? - Больше! А почему тогда в качестве первых руководителей лезгин никогда не рассматривают?

Как Абдулатибов оказался в Союзе Азербайджанских Оргаганизаций России? Он разве азербайджанец, или он руководит азербайджанской организацией? Считать его вхождение в азербайджанский союз Кремлевским ходом тоже достаточно сомнительное утверждение, он никогда не входил в эти круги. Встает логический вопрос, как можно попасть в чужую команду будучи не « своим». Так он там свой, или чужой? -Что его объединяет с лоббистами тюркской политики? Может он тюрок по корням –“сколько не корми волка, все равно в лес убежит”, а мы не знаем об этом? Можем выяснить и информировать об этом общественность и мировое сообщество в том числе.

Можно было все это не писать, если бы не одно обстоятельство. Дело плохо тем, что Абдулатибов туда назначен ни как умелый и умный управленец, жесткая рука, или хозяйственник, а банально как представитель аварцев, то есть по национальному признаку. Он авторитет для аварцев и их ставленник. В следствие встает логичный вопрос и разумеется самый опасный, а что делать тогда с его вечной антилезгинской риторикой? Очевидно, что до выборов он споёт песни об интернационализме и о большевизме, а после выборов уйдет «в Лес». Неужели, будучи всю свою жизнь таким ярым антилезгинистом и в таком пожилом возрасте, возможно взять да и как аппендицит в теле отрезать и выбросить свои устоявшиеся убеждения. Данный факт следует учитывать и поговорить с братьями аварцами, чтобы уважаемый нами САОР-шник, отныне удержался от своей махровой антилезгинской идейной направленности.

Это и заставило меня говорить. Ни какая отрицательная реакция и от кого бы она не исходила включая "своих", на мои убеждения не сможет повлиять. Факты есть факты и делать выводы необходимо не от конституции и законов и не от игр в "дипломатию", а от исходящей реальности.

15 комментариев на «“Тихая и бесшумная Война против Лезгин”»

    Сегодня в лезгинском городе Исмаиллы и талышском городе Масаллы ожидаются акции протеста
    Сегодня в лезгинском городе Исмаиллы и талышском городе Масаллы ожидаются акции протеста. Ожидается, что в Исмаиллы на митинг протеста против произвола властей Азербайджана выйдут женщины. В городе Масаллы ожидается митинг городского населения, у которого накопились претензии к властям в Азербайджане. Отметим, что, наряду с социальными проблемами, население Масаллы обеспокоено также политикой Баку по отношению к талышскому народу, крупнейшему коренном у народу на территории Азербайджана.

    То каким образом и с какими целями Абдулатипов оказался в СОАР я задавался вопросом еще с первых дней образования этой организации, несколько месяцев назад когда о назначении его врио еще не было и мыслей. Но почему то все молчат нет ни каких комментариев.

    Этот продажный пес готов продастся кому угодно лишь бы быть сытым.
    По лезгинскому вопросу: лезгинским народам для нормального развития необходим только прямая политическая и финансово-экономическая связь с Москвой. Даргино-аварская клановая система не отвечает интересам Лезгин с первого же дня образования Дагестана.

    По Абдулатипову надо собрать всю информацию о его связях азербайджанскими властными структурами и вывести его на чистую воду до сентября 2013 года. То что он демагог это было известно всем но почему его поставили???

    Отсидеть четыре срока в думе и остаться непотопляемым, качество доступное не каждому материалу. А теперь будет демонстрировать силу по своему образу, решил сыграть роль жука, который катит огромный шарик намного превышающий его вес.

    Несомненно, Путин назначил Абдулатибова будучи уверенным, что у него в республике есть социальная база и поддержка. Очевидно, ставка сделана на аварцев, но это мало для Дагестана. Надо обязательно заручиться поддержкой и даргин, для чего сделано назначение МММ в Кремлевскую администрацию. Еще нужно было одобрение инвестора республики олигарха Сулеймана, что вероятно и получено.
    Лезгин в этой схеме не существует и пока имя Сулеймана Керимова будет фигурировать в этих решениях лезгинской идее и будущему перспективы нет.
    Следует набраться смелостью и отказаться от него, как от выразителя лезгинского интереса. Надо отделиться!

    «Рамазан Абдулатипов — уникальное явление в современной российской политике. Он был и правым, и левым, и центристом, и демократом, и коммунистом, и патриотом, и интернационалистом. Но никогда не метался, не раздваивался, ибо всегда делал правильный выбор».

    Абдулатипов так хорошо сработался с Хасбулатовым, что Борис Николаевич однажды в беседе с дружественными депутатами ненароком произнес «Хасбулатипов», создав мифическое существо наподобие козлотура.

    Абдулатипов близко сошелся с Сергеем Шахраем… Между прочим, не было в то время в России врагов непримиримее и непримиримейших соперников, чем Шахрай и Хасбулатов. А вот Абдултипов ухитрился вступить в альянс с обоими. И оба ему доверяли!

    Рамазан Гаджимурадович патетически восклицал: «Пока здесь сидит хотя бы один мой депутат, я как председатель Совета Национальностей отсюда не уйду!..». И ушел. В ночь с 3 на 4 октября 1993 года. Накануне штурма, все прелести которого испытали «его депутаты».

    Никто из них не знал, что все эти дни, даже тогда, когда ОМОН и колючая проволока вокруг Белого дома не пускали ни одну живую душу, Абдулатипову был обеспечен беспрепятственный проход туда и обратно, что совсем неподалеку его ожидала черная служебная Волга и Рамазан Гаджимурадович не убегал впопыхах, а уходил не торопясь, успел собрать и упаковать все свои вещи в кабинете, в том числе персональный компьютер и чемодан с верхней одеждой…

    На следующий день — это непостижимо, но именно на следующий день! — он был назначен заместителем Шахрая в его министерство (по делам национальностей — Н.Т.)

    Пожалуй, он был (почему был? и есть — Н.Т.) одним из самых прозорливых политиков в России. Прошло время, детали былых пертурбаций позабылись… Но Рамазан Гаджимурадович сохранил ореол «страдальца», сидельца в осажденном парламенте.

    Он говорил, что даже написал книгу воспоминаний, свои «Записки из Белого дома», да вот никак не решится их издать. Очевидно, переписывает регулярно. А может быть, у него есть несколько вариантов — на все случаи политической жизни.

    Рамазан Гаджимурадович не суетлив. Кто знает, куда вывезет кривая? Власть может и смениться. Новому начальству, вероятно, понадобится видный специалист по национальным вопросам. Да еще такой опытный политик, который вышел целым и невредимым из немыслимых передряг и ни разу не ошибся.

    Моралист сказал бы, что карьера Абдулатипова — это цепь измен. И жестоко ошибся бы. Наш герой — не изменник. Он никогда не изменял самому себе. Для государственного деятеля — это главное».

    Никакого курсива. Это мой текст. На фото — первая страница, с началом той заметки. Это я писал в журнале «Столица» (главным редактором там был Андрей Мальгин) в январе 1995 года.

    Политик Рамазан Абдулатипов меня всегда изумлял и поражал своей гибкостью, гуттаперчевостью, которую он всегда хитрейшим образом совмещал с так называемой «честью горца». Он то и дело шел по грани, как по канату, но не падал, а наоборот — поднимался все выше и выше. Или умело уходил в густую тень. Ну что ж, вот он и высидел назначение на пост №1, а не №2, как это было до сих пор.

    Не берусь судить, поможет ли это назначение нормализации в Дагестане. Мне кажется, что там уже никто и ничто не поможет. Северный Кавказ мы потеряли. Впрочем, это совсем другая тема.

    Николай Троицкий

    http://skurlatov.livejournal.com/1911260.html

    Президент Дагестана -звучит громко.

    Президента уволили -как президента можно уволить, он же президент!

    А президента переназначили -еще один фокус.

    Вот такие президенты они, и такой же Дагестан для призидентсва!

    Аварский актив еще в ноябре 2011 г. выражал надежду, что придет Путин и придет к власти аварец. А в октябре 2013-ом предсказали в президенты РД не Абдулатибова а другого аварца. Если исходит из предсказаний, получается, что Абдулатибов промежуточная фигура!

    Esli ne znete istoriyu ne suyte nos kuda popala.Azerbaydjanci i lezgini bili bratyami musulmanami i naveki ostanutsya takimi.Musulmani vseqo mira plivayut armynam i ix ni veru.Lezgin i azerbaydjanec oni BRATYA MUSULMANI.NE zabudte eto

    А что вы жалуетесь?покажите хоть одного лезгина который может руководить республикой!Абдулатипов это лучшая кондидитура в той ситуации в котором мы находимся.если каждая нация будет так же как и вы обсуждать плохие качества всех руководителей.мы навернае начнем войну между совой тоесть между нациями.Уважаемые! нам на данный момент не это нужно. нам нужно обьеденяться.на данный момент мы представляем из себя подобие открытой руки.а пальцы это подобие наших наций.так вот чем больше мы обьяденимся тем крепче мы зажмем кулак а чем больше мы будем вести такие разговоры которые вы ведете.тем слабее будет наш кулак.так что друзья людей не нужно судить по нации.нация тут не причем.и попрошу вас не вести такие диологи у себя на страничках где находится талько одна нация.это не красиво согласитесь.это не первичные случаи.

    • Мы как одна нация в страничке у себя находимся и никому не мешаем. А вы реально начиная с Даниялова свои грязные дела совершаете. Абдулатибов много раз пена из рта перед кремлем доказывал, что лезгин нельзя пускать к управлению властью Дагестана -это известный факт. Так же поступали азеры и какая теперь между вами разница? А вы заявляете, что он единственный кто может управлять Дагестаном, а у лезгин нет такой мочалки. Вы про Муху Алиева тоже так говорили, где он теперь? Работает у лезгина замом, просто тот пожалел и взял на работу. Десятки аварцы пристроились из всех сил к Сулейману Керимову и поднялись -«разумеется от любви к нему» и не в коем случае не за денег и власть!!! Лезгины себе подобного азерского подхалимажа не позволяют. У вас с генами что-то произошел!
      Очнись уважаемый, десятки лезгины сильнее и умнее Абдулатибова.
      Мы же знаем ваши настроения и отношения к тюркам и к русским. Если бы не знали, было нам гораздо лучше.

    А что Вы считаете что Вы не сплетничаете тута что ли?и прекратите хвалить и сувать во всюду Сулеймана Керимова..один единственный человек который поднялся.и то благодаря своему тестю. который развлекается с Тиной Канделаки вместо того чтоб постораться помочь лезгинам которые кричат о помоши.АААА я понял Вы наверное говорите про тех которые сидят в провительстве Дербента. так они в самом Дербенте порядок навести не могли досихпор пока им Абдулатипов не сказал что едет в Дербент а сам поехал в северную часть Дагестана вплоть до Хасавюрта.И ешё себе цену набивать тоже не надо. впервые слышу такую чужь что лезгинов не пускали к упр власти. да кто там будет лезгинов слушать?это Вам не какой то другой субьект Росс-кой фед. это вам ДАГЕСТАН.А вот про азеров я вообше бы молчал.это они кормят большую часть лезгинов которые находятсь в Азербайджане.Вообше честно Вам скажу лезгины хороший народ хотябы те которых я знаю и с кем дружу и это я не подлизываюсь а как есть говорю.если хотите по больше узнать об нашем правительстве наберите *левашинская гнилая капуста*

    а зачем читать туфту которая написана непонятно когда и непонятно где и кем? когда несколько анонимных авторов в разных местах противоречат сами себе и где нет ни единого факта и доказательства. Если принимать такие спленти на веру то человек превращается в безмозглое быдло, а тиражирующий такие сплетни становится соучастником этого греха. Там конечно далеко не святоши сидят, но тем не менее это не повод… Подобное можно написать и кстати пишут и про азерских и про среднеазиатских и путинских чиновников (издают даже книги). Вобщем туфта эта гнилая капуста. А вот про азеров нестыдно врать. Как может лезгинов кормить государство в котором по последним данным ООН более 500 тыс.голодающих, где в разы превышен предельный уровень бедности и коррупции, где миграция приняла массовый характер и т.д и т.п. Кстати многие азерские лезгины осели в юждаге, а сами азеры наряду с узбеками и циганами заполонили улицы мах-лы, каспийска и дербента. А также места шаурмистов, чернорабочих батраков на стройках. Зачем чтото придумывать когда все всё видят и знают. И Как после этого можно говорить о том что азеры кормят кого либо, когда они сами ищут хлеба за бугром.

    • «нет единого факта и доказательства» -так может писать человек владеющий фактами и доказательствами. Главное, что они не были похожи на туфту. А самое главное, будучи убежденным, что ты не быдло и не веришь сплетням, остаешься с тем, что ты веришь только себе.
      «как можно лезгинов кормить» -разве где нибудь можно встретить чушь о том, как лезгины жалуются на голодание. Фантазия и внутренние неразбериха мешает кому то тут понять правду. Лезгинам как народу нужна своя республика как человеку крыша над головой. Голодный, или сытый вопрос для лезгин решенный -насколько в АзР все это знают, что еще с времен царской империи и КПСС до Мехрибаншины и Алиевшины лезгины всегда жили и живут лучше чем азеры. И этого они добиваются собственным трудом. А азеры всю жизнь в суете за легкими деньгами, потому и они в торговле и потому они наводнили базары России. Работать они не хотят -«евреи не способны на честный труд», писал в свое время Гитлер.
      Хорошо или плохо, нам нужно свое и тут не стоит разводить демагогию. Флаг азров везде и во всех тусовках стало больше, чем туалетные бумаги, а в фонд Гейдара Алиева взнос делают даже азеры-бомжы за «бугром». С чего такой любовь то к святоше алиеву. Азеры свое дело знают хорошо и тот кто пишет тут под именем Абдулшериф заигрался и запутался в своих противоречиях)))

      • неясно где и в чём запутался. Всё по теме. И если дсл чтото показалось запутаным или зарифмованым, то это уже личное мнение, а у меня совсем другое имелось ввиду:-D ?:-) :-?

Каждый народ хочет, чтобы помнили его историю, уважали традиции и культуру. На Земле не найдется двух одинаковых государств. Каждое имеет свои корни и уникальные особенности - изюминку. Вот об одном из таких замечательных народов и пойдет речь дальше.

Кавказ - местность высоких гор, превосходных вин и горячей кавказской крови. Однако много лет назад, когда этот край был еще диким и необузданным, здесь обитал удивительный народ лезгины (национальность кавказская), пробудивший к жизни современный цивилизованный Кавказ. Это были люди с богатой и древней историей. Много веков они были более известны как «леги» или «леки». Живя на юге то и дело защищался от великих древних завоевателей Персии и Рима.

Национальность "лезгин": история

Давным-давно несколько самобытных горских племен объединились для того, чтобы создать свое, непохожее ни на кого государство со своей духовной культурой и глубокими традициями. Это было начало XIII столетия. Что ж, им это прекрасно удалось, ведь на сегодняшний день лезгины (национальность) проживают на самых южных территориях России и Азербайджанской Республики. Долгое время они населяли Дагестанскую область, которая то и дело переходила во владения новых захватчиков. Жителей той местности на тот момент называли "эмирами Лезгистана". Со временем государство разбилось на много мелких ханств, которые боролись за свою независимость.

Народ, который чтит традиции

Рассмотрим подробно эту национальность. Лезгины характер имеют довольно яркий и взрывной. Этот кавказский народ с давних пор чтил обычаи гостеприимства, куначества и, конечно же, кровной мести. Примечательно, что очень большую роль в их культуре играет правильное воспитание детей. Удивительно, но малыша начинают воспитывать еще тогда, когда он находится в материнской утробе. Этим, наверное, и отличаются лезгины. Национальность имеет много интересных традиций. Вот одна из них.

Если женщины не могли иметь детей, то есть были бездетные, их отправляли к священным местам Кавказа. В случае успеха, а именно рождения детей разных полов, дружащие между собой семьи обещали друг другу в будущем сочетать детей браком. Они искренне верили в целительную силу священных мест и относились к таким путешествиям со всей серьезностью. Некоторые утверждают, что подобный обычай сформировался в результате желания укрепить дружеские и родственные связи между определенными семьями.

Древние обряды и современная жизнь

Лезгин - это что за нация? Рассмотрим подробнее ниже. Несмотря на свою малочисленность, лезгины имеют довольно фундаментальные моральные нормы, которые связаны с давними традициями.

Из свадебных обычаев можно выделить один наиболее яркий — похищение невесты. Самое интересное, что подобная традиция практиковалась как с согласия невесты, так и без него. Как выяснилось, выкупа как такового не было. За молодую просто вносилась определенная плата ее родителям. Возможно, сегодня некоторым это напоминает какую-нибудь покупку и кажется не совсем достойным, однако практика показывает, что большинство местных жителей относились к этому с радостью и большим энтузиазмом.

Восточные традиции гостеприимства

Особое отношение у лезгин принято в отношении гостей и людей пожилого возраста. Им выказывают отдельное уважение. Старикам не дают выполнять сложную работу, а гостей и вовсе не подпускают к домашним делам, даже если те настоятельно об этом просят. Гостям отдается все самое лучшее: спят на самой удобной кровати, даже если хозяева при этом могут остаться ночевать на полу. Порой хочется, чтобы и сегодня многие народы смогли лучше изучить их культуру и почерпнуть оттуда что-то полезное для себя, особенно в отношении того, как обращаться с гостями. Люди на сегодняшний день добились многого, но утратили нечто ценное - понимание истинной природы человеческих взаимоотношений.

Восточные культуры, в принципе, отличаются от других особым отношениям к женщинам. Их всегда на Востоке считали второстепенными членами общества. Культура лезгин не исключение, однако можно с уверенностью сказать, что, несмотря на такое положение, мужчины всегда относились к лезгинкам с глубоким уважением. Большим позором для лезгинской семьи считалось поднять руку на женщину или как-то по-другому оскорбить ее достоинство.

Духовное наследие или какая религия является у лезгин национальной?

Что же можно сказать о духовном наследии древних лезгин? Сегодня в большинстве своем исповедует ислам. Ученые охотно признают, что религиозная культура народа не изучена досконально, однако корни ее, безусловно, уходят в язычество и во многом переплетаются с народной мифологией. Например, у лезгин до сих пор довольно любопытное представление о том, как в космосе расположена удивительная планета Земля. Они считают, что она держится на рогах Яру Яц (Красного быка), он, в свою очередь, стоит на Чиехи Яд (в переводе "Большая вода"). Вот такая довольно интересная конструкция. Хотя она несколько противоречит научным данным, некоторые верят в нее весьма искренне. Вот такие необычные представления о мире были у лезгин. Национальность, религия которой - ислам, достаточно самобытна.

известный во всем мире

Некоторые возмущены тем, что данные религиозные учения напитаны мифологией и довольно часто противоречат общепринятым понятиям о здравом смысле. Современная жизнь этого народа во многом приняла устои современности. Они, безусловно, чтут традиции, но относятся к ним куда менее фанатично, чем раньше. Особое внимание туристов и путешественников привлекает национальный танец лезгин. Сегодня существует очень мало людей, которые никогда не слышали о лезгинке.

Этот оригинальный и завораживающий танец издавна танцевали лезгины. Национальность эта достаточно самобытная, и танец - тому подтверждение. Как давно возникла лезгинка и сколько ей лет, достоверно не известно. Некоторые предполагают, что он берет свое начало из ритуальных кавказских танцев.

Лезгинка — очень динамичный и насыщенный движениями танец. Кстати, современное название ему дали именно русские. Веселая и жизнерадостная музыка, под которую исполняется этот танец, не оставил равнодушными многих известных композиторов. Некоторые из них даже несколько изменили или интерпретировали по-другому старую традиционную мелодию.

Любая проблема в Дагестане тут же переходит в плоскость национальной политики. Причиной этому является манипулирование многонациональностью республики, а также маргинализация ее коренных народов.

Дагестан республикой тоже не назовешь, поскольку в нашей этноклановой области ни один народ не пользуется своими правами и полномочиями республиканского, федерального и международного уровней, какими пользуются малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока (чукчи, ненцы и прочие).

Те этнокультурные, социально-экономические и этно-политические гарантии, которые имеют осетины или хакасы, мы делим на десятки, так называемых «дагестанских», народов. В любой республике радиовещание, телепередачи, общественные мероприятия полностью ведутся на одном коренном языке. Язык общения в сельской местности и в городах: в Татарстане - татарский, в Чувашии - чувашский, в Осетии - осетинский. Проблемы исчезновения языка, как у нас, у них не существует.

В многонациональной республике, к сожалению, имеют место быть свои хронические проблемы, в особенности такие, как бытовой национализм. Постоянно существующее соперничество за власть и гегемонию в республике, иногда перерастающее в открытый межнациональный конфликт, приводит республику в упадок. В такой ситуации все имеющиеся в республике потенциальные и интеллектуальные силы и возможности тратятся не на благо ее народов, а на клановую борьбу за соперничество правящей верхушки за власть, готовую сожрать друг друга, подобно паукам в банке.

Республика наша относится, как выразился известный политолог Максим Соколов, «к региону не любящих друг друга горячих горских народов». Спрашивается, зачем тогда нам нужна была такая «республика», которой аналога во всей России нет, и где четыре крупных народа, которые должны, по праву самоопределения, иметь свои национальные республики, постоянно соперничают за гегемонию. Но раз сложилась такая этнополитическая ситуация, в ущерб лезгин, андо-дидойцев и других народов, следовало бы вести очень осторожную справедливую и корректную национальную политику, не ущемляющую права и возможности других народов и не восхваляющую исключительность собственного народа. Увы, у нас в республике, как завелась национальная политика с пятидесятых годов прошлого века, так продолжается и в настоящее время.

Отцом этой вредной национальной политики являлся Абдурахман Даниялов, который, благодаря своему кунаку Суслову, бессменно возглавлял обком Дагестана в течение почти двадцати лет. Как только вступил в эту должность, в 1948 году, он начал целенаправленную борьбу против лезгинского народа. Даниялова пугала многочисленность лезгин и их высокий интеллектуальный потенциал. Так как лезгины при Советском Союзе были самым многочисленным народом из дагестанских. («Этнография народов СССР. Москва. 1958 г.»), именно их он избрал объектом борьбы в своей извращенной национальной политике. Для того, чтобы сохранить власть, он разработал вместе со своими единомышленниками план раздробления лезгин на составные части, тем самым желая добиться уменьшения их статистической численности.

Для этого он вначале отстранил от поста председателя Совета министров Салама Айдынбекова, который мог возразить его антилезгинским планам. После чего Айдынбекова пригласил в Баку, в качестве председателя Совета министров Азербайджана, первый секретарь ЦК компартии Азербайджана, лезгин по национальности, Имам Мустафаев, проработавший на этом посту несколько лет после Мирджафара Багирова. Но вскоре, при загадочных объстоятельствах, сын профессионального револьюционера умирает. Осуществить свою националистическую политику ему удалось в середине 50-х годов прошлого века, когда в Дагестан были направлены эксперты-научные работники Академии наук СССР, видные ученые по этнографии и истории Никольская, Калоев и другие, во главе с академиком Лавровым. Задачей их было изучение на местах этнических процессов консолидации лезгинской, даргинской, аваро-андо-дидойской групп народов и подготовка справки в АН СССР. Пользуясь своим властным положением, Даниялов пригласил их к себе и дал им угодную себе рекомендацию, в результате чего 16 народов оказались «консолидированными» с аварцами, кайтагцы и кубачинцы - с даргинцами, а таты-мусульмане, терекеменцы 12-ти сел, персы Дербента, татары закавказские и турки села Ерси, имевшие до 1938 года свои вышеуказанные самоназвания, были объеденены в одну кучу и неправильно названы азербайджанцами, что означает граждане Азербайджана, созданного в 1918 году. Выходит, до этого они никак не могли называться азербайджанцами, так как на Кавказе не было даже слова такого. Почему же Даниялов не воспрепятствовал такому неправилному слиянию различных языков и рас в 1959 году а угодил Азербайджану? Только лезгины были искусственно раздроблены. Это было явное нарушение и игнорирование политики ЦК партии, которая декларировала повсеместную консолидацию малочисленных народов вокруг родственного многочисленного народа.

Итак из, 200-от народностей СССР оставили, согласно переписи 1959 года, 101.

В отличие от аваро-андо-цезской группы лезгинская группа формировалась как народ с единым самоназванием и самосознанием еще в древности. Все народности лезгинской группы кроме удин и исчезнувших албанских народов имели до нашей эры единое самоназвание ЛЕКИ, что означает на лезгинских языках «ОРЕЛ», (орлами себя также называют цумадинцы, цунтинцы, цезы) позже лекзи и лезги, которые входили в единое государственное образование Албания, имели общую культуру, быт и традиции. До 60-х годов и агульцы, и рутульцы, и цахурцы, а чуть раньше и табасаранцы гордо называли себя лезгинами, и в консолидации они не нуждались, они представляли единый народ более 2000 тысяч лет. Иное положение было у аварцев, не было у них единого самоназвания и национального самосознания. Среди них никто не называл себя аварцем. На вопрос, какой национальности, они отвечали: келебец, хунзахец, гидатлинец и т. д. Даже в 50-е годы пожилые люди не знали, кто такой аварец.» (Народы Дагестана. Москва. 2002 г.).

О великом множестве и различии аварских языков отец Казбека Микайлова писал: «У аварцев 144 языка, наречия и диалекта». У табасаранцев, агульцев и рутульцев языки намного ближе к лезгинскому, чем близость андо-дидойских языков к аварскому. И несмотря на все это, Даниялов объединил с аварцами, историческое название которых было «ХУНЗЫ», андо-дидойцев, которые существовали еще 500 лет до н.э. и имели собственные государственные образования как Андия, позже Дидо или же Дидоэтия в грузинских источниках. В результате, Даниялов из 16-ти народов андо-дидойцев, лезгиноязычных арчинцев и даргиноязычных мегебцев состряпал один народ и назвал его аварцами. В то же время он искусственно раздробил лезгин на табасаранцев, агульцев, рутульцев, цахурцев, которые состовляли с античных времен единое государство Албания, и имели единое национальное самосознание. Даже до переписи 1959 года на этнических картах учебных пособий и атласов Дагестана наглым образом оставили разделенными только лезгинскую группу народов, а остальные 16 народов, которые до этого всегда были обозначены, исчезли до нынешнего дня будто они вымерли. Верните этнической карте Дагестана свой прежний облик и обозначте все ЗО и народов! И такая националистическая политика двух стандартов в Дагестане не должна продолжаться впредь!

В период переписи 1970 года в словарях национальностей, которыми пользовались при переработке переписи всем лезгиноязычным народностям были выделены отделные коды, а андо-цезским народностям: андийцам, ботлихцам, каратинцам, ахвахцам, чамалинцам, тиндинцам, богулалам, хваршинцам, годоберинцам, цезам, бежтинцам, гинухцам, гунзибцам, лезгиноязычным арчинцам, даргиноязычным мегебцам был выделен аварский код. То ест, если кто то в переписном листе числился андийцем, каратинцем или ахвахцем, то при отправлении в Москву, после переработки, их переписывали аварцами. Зато агульцам, рутульцам, цахурцам, табасаранцам по просьбе правительства Дагестана были выделены отдельные коды, и они, если и записались в переписных листах лезгинами, в Москву их отсылали как отдельные народы. Кроме того главам районов, где проживали эти народы, было дано сверху указание переписать все листы, где они назывались лезгинами. В этом я убедился лично, когда работал в 1970 году в переписном отделе. Если кто-нибудь временно выезжал на заработки или просто выезжал в другой регион, то в переписный отдел поступали на него два переписных листа, один с постоянного места жительства, другой с временного. Их сверяли, и один лист уничтожали. Дело в том, что почти все агульцы, рутульцы, цахурцы за пределами своих районов назывались лезгинами, а в папках, доставленных из их районов те же лица были записаны агульцами, рутульцами, цахурцами. Парадокс, но факт. Выходит, раздробление лезгин исходило не от самих лезгиноязычных народностей, а от правительства Дагестана, которое не только искусственно отделило их, а разжигая у них племенизм, настроило их против самых лезгин.

Позже, при получении новых паспортов, у них всех убрали лезгинскую национальность. Даниялов знал, что трудно заставить людей отказаться от своей национальности, самосознание которых укрепилось в течение тысячелетий, одними административными методами, тогда был задействован метод повсеместного охаивания лезгин. Были включены все имеющиеся ресурсы партийной бюрократии на массовую антилезгинскую агитацию, оскорбляющую честь и достоинство лезгин. В меньшей степени это чувствовалось в Хасавюрте, где коренной чеченский народ всегда поддерживал лезгин и считал их своим близкородственным народом, о чем мне часто приходилось слышать от них. Будучи в Изберге в 1965 году, где основное население даргинцы, я чувствовал с их стороны уважительное отношение к лезгинам. Антилезгинские высказывания, распространеняемые кляузниками, как выяснилось, одной и той же национальности, мне приходилось слышать даже в Казахстане, Чувашии и Абхазии. Спрашивается, от кого же исходила эта кляуза? Чтобы одновременно от целого народа - не поверю, тем более народы в этнополитическом отношении тогда были несозревшими, выходит, такую организованную работу мог провести господствующий истеблишмент, используя партийно-бюрократическую систему.

Необоснованная антилезгинская агитация, грязная и кляузная по сути, нанесла целостности лезгинской нации огромный, невосполнимый ущерб и отбросило ее, по численности, со второго места на четвертое. Как высказался известный политолог Тимур Айтберов: «пока народы были в составе лезгин, лезгины для них были как бы зонтом защиты, а отделившись они превратились в пыль».

Третьим методом ускоренного раздробления лезгинской нации было восхваление и поощрение народов, вызывая у них племенное самосознание, подчеркивая их историчность, посвятив им отдельные исторические и этнографические монографии и т. д.

В начале 50-х годов Даниялов убрал лезгинские школы в Агульском районе. Рутульцы, цахурцы и часть табасаранцев обучались на чужом могулском (азерб.) языке, хотя имелся близкородственный лезгинский язык. Зато андийцам, каратинцам, лезгиноязычным арчинцам - всего 14-ти народам, навязал хунзахский язык.

Кроме того, при руководстве Даниялова были подарены в начале 50-х годов Азербайджану огромные ширванские пастбища Ахсу-Кюрдамирской зоны, которые сотни лет были исконно лезгинскими.

Чуть позже, в 1956 году, он подарил Азербайджану более 1500 кв км исконно лезгинской территории Шекинско-Кубинской зоны, входившей в состав Дагестана. В результате, высокогорные лезгины, главной отрослью которых было овцеводство, вынуждены были покинуть родные места. Вследствии этого многие высокогорные села исчезли с лица земли, только в Ахтынском районе исчезли 17 сел, а Докузпаринский (Чудхурский) район был ликвидирован. И это вместо благодарности за то, что первый секретарь Обкома партии Дагестана Нажмудин Самурский дал ему шанс подняться по карьерной лестнице. Даниялов, который неплохо знал историю Дагестана, должен был воздать должное лезгинам за то, что» в самый опасный момент для шейха Шамиля, который был окружен в 1937 году в районе Телетля 25-ти тысячной русской армией, на его призыв о помощи откликнулись только лезгины. Восстание лезгин Кубинского уезда Дагестанской области, которое состояло из 12 тысяч сабель и возглавлялось Хаджи Мухаммедом Хулухским и Ярали Яргунским, продолжалось три года. Только в сражении под Аджи-Ахуром погибло более 900 лезгин. Все войска во главе с генералами Фезе и Граббе были переброшены для подавления восстания в Лезгистане, тем самым шейх Шамиль спасся из окружения. Восстание в поддержку шейха Шамиля и, в целом, аварцев самурские лезгины подняли и в 1848 году, оно называется Ахтынским, на которое прибыл с отрядами сам шейх Шамиль. Разве не лезгины Ахтыпары, Алтыпары, Докузпары (ЧIудхура), Кюры и Табасарана спасли от полного истребления джарцев и от нашествия Ибрагим-хана на Дагестан, разгромив его полчища в 1738 году, вблизи лезгинского села Джыных, в самой крупномасштабной битве из всех походов, совершенных Надир-Шахом на дагестанцев. Однако дагестанские автора-фальсификаторы в разных вариантах по разному толкуют это событие, не имеющее ничего общего с аналогом персидской хроники Мухаммеда Казими. Главная их цель игнорировать участие в этой битве лезгин вообще.

Политика раздробления лезгин, основанная Данияловым продолжалась и в последующие десятилетия. В 90-е годы только представители лезгиноязычных народов были включены в состав Госсовета Дагестанской республики, без включения представителей андо-дидойских народов. Только они получили статус конституционных народов, школы свои, радио и телепередачи, конечно, не из-за любви к ним, а чтобы поднять у них племенное самосознание и безвозвратно раздробить лезгин. Правильно выразился один цахурец лезгину: «Они нас поддерживают, не потому что нас любят, а потому что вас ненавидят». И в самом деле, поддерживая лезгинские народы на уровне крупных, почему лишили возможности андо-дидойские народы и арчинцев учиться на своем языке, и их требования всегда игнорировались. Выходит, четырем тысячам цахурцам дали все права и свободы, а 70 тысячные андийцы оказались бесправными. Боясь обратного процесса - восстановления лезгинской нации, 73 года уже не подпускают к власти лезгина, даже в тройку. Вот вам яркий пример махрового национализма. Больше всего виноваты сами лезгины, с молчаливого согласия которых власти издевались над ними. Где были наши секретари обкомов 50-80 годов прошлого столетия, почему они молчали? Почему они допустили вести антилезгинскую политику и последующим руководителям? После переписи 1979 года, когда снова выборочно были раздроблены только лезгины. В Москве, через несколько дней я встретился с начальником Госкомстата Исыповым, а также работниками Института истории и этнографии Академии наук СССР Калоевым, Арутюновым, Пиатровскым и Бруком, который сказал мне следующее: «Я знаю, численность Андийской группы 150 тысяч человек, дидойской группы 50 тысяч, что их причисляют к аварцам, и что лезгиноязычных отделяют от лезгин, но мы причем? ТАК ХОЧЕТ ВАШЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО!!! Спрашивается, нужно ли нам, лезгинам такое вечно нелезгинское и постоянное антилезгинское правителство? Я тут же вспомнил о справке, спущенной с Обкома в 1970 году, при руководстве М-С Умаханова, согласно которой должны были разделить лезгиноязычные народы и объединить андо-дидойские народы с аварцами, а кайтагцев, кубачинцев - с даргинцами. Наконец, хотя в 2002 году В. В. Путин дал коды всем 30 народам Дагестана, и, по переписи, официально отделились андийцы, каратинцы, бежтинцы - по шесть тысяч человек каждый, цезов - 15 тысяч, также ботлихцы, ахвахцы, гинухцы, гунзибы и другие. Всего 57,5 тысяч человек. Но Муху Алиев через Москву добился включения их в состав аварцев и лишил 16 народов права на самоопределение. В октябре этого года намечается перепись населения. Лезгины-депутаты крупные бизнесмены и передовая интеллигенция должны требовать от Российского руководства, от правителства Дагестана отказаться от двойных стандартов в национальной политики.