Юбки

Какой гимнастический мяч лучше для грудничка. Фитбол – занимательно-полезный тренажер для грудничков

В начале семидесятых годов ХХ века ученые обратили внимание на то, что многие люди после нескольких лет работы испытывают состояние близкое к стрессовому и обращаются за психологической помощью. Они чувствуют постоянное утомление, порой головные боли, бессонницу, общее ухудшение здоровья. Работа перестает приносить им удовлетворения, а напротив раздражает, вызывает враждебность. У человека появляется ощущение собственной некомпетентности, беспомощности, и действительно – снижаются конкретные профессиональные достижения, а также выносливость и внимание в целом. Однако методы психотерапии здесь оказываются малоэффективными.

Это явление удачно назвали «выгоранием» (burnout). В отличие от депрессий, выгорание не сопровождается чувством вины и подавленностью, а напротив может сопровождаться возбуждением, агрессией, раздражительностью. Выяснилось, что профессиональное выгорание приносит обществу серьезные убытки – как экономические, так и психоэмоциональные. В частности, весьма опытные летчики вдруг начинают испытывать страх перед полетами, неуверенность в правильности своих действий (о таких говорят «излетался»), что может привести как к личной драме, так и к катастрофе. Но особенно подвержены выгоранию те люди, которые по долгу службы должны «дарить» людям энергию и тепло своей души: преподаватели, менеджеры, врачи, артисты.

При длительном воздействии выгорания развивается настоящий стресс, с его характерными симптомами (среди них сердечно-сосудистые нарушения, неврозы, язвы пищеварительного тракта, ослабление иммунитета). Нарастает безразличие, «профессиональный цинизм», негативизм по отношению к клиентам и своей работе. Порой возникает отвращение ко всему на свете, немотивированные обиды на окружающих, на судьбу, правительство. Жизнь кажется пустой и бессмысленной, а работа – надоевшей и ненавистной рутиной. Особую неприязнь вызывают люди, с которыми приходится работать – клиенты, ученики, посетители, коллеги. Такой вид выгорания даже называют «отравление людьми». Кстати, «выгоранию» в не меньшей степени подвержены и учащиеся: школьники, студенты.

В ЧЕМ ПРИЧИНА ВЫГОРАНИЯ?

По мнению психолога В.В.Бойко, эмоциональное выгорание - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. Эмоциональное выгорание представляет собой стереотип эмоционального, чаще всего профессионального проведения. «Выгорание» - отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В го же время могут возникать и дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами (под термином «партнер» понимается субъект профессиональной деятельности, в педагогической деятельности это учащиеся).

Начнем с того, что наша нервная система имеет некоторый «лимит общения», то есть за день человек может уделить полноценное внимание лишь ограниченному количеству людей. Если их число больше, неизбежно наступает истощение, а со временем и выгорание. Такой же лимит существует и в отношении других психических процессов (восприятия, решения задач, внимания). Этот предел очень подвижен и зависит от тонуса нервной системы, который снижает плохое настроение, когда «блекнут краски дня», а также нерешенные проблемы, недосыпание и множество других причин.

Кроме того, мы привыкли к тому, что процесс общения с людьми обоюдный, и за каждым позитивным посылом следует отклик: благодарность, усиление внимания, уважение. Однако клиенты и ученики далеко не всегда способны на такую отдачу. Бывает, что усилия «вознаграждаются» только равнодушным молчанием, невниманием, враждебностью, неблагодарностью, а то и стремлением извлечь выгоду в ущерб тому, кто «отдает себя». И когда сумма таких неудач накапливается, развивается кризис самооценки и профессиональной мотивации.

Еще одна причина – отсутствие полноценного результата. Работа с людьми часто заключается в том, что невозможно «осязать», правильно оценить. Можно халтурить или стараться, но результат один и тот же: дети все равно приходят в школу, получают оценки, возвращаются домой. И трудно доказать, что вот эти конкретные старания ведут к повышению результатов, а безразличие – к снижению. Ведь показатели успеха в школьной жизни обычно временные, скоротечные, они меняются от четверти к четверти, а по окончании школы и вовсе теряют самоценность.

Можно найти еще много причин развития выгорания. Но и без них ясно, что надоевшая, хотя и привычная работа способна измотать сильнее аврального решения трудной и интересной задачи.

Большую роль в развитии выгорания играют индивидуальные особенности. Есть люди, которым проще длительный срок выполнять рутинную работу (стайеры). Однако на них не приходится рассчитывать, если нужно мобилизовать силы и срочно сделать большой проект. Другой тип (спринтеры) на первых порах действуют активно и увлеченно, поражают работоспособностью, но быстро «выдыхаются». Обычно они очень чувствительны к оценкам их действий. Встречаются работники с низкой креативностью, но хорошей исполнительностью, которые нуждаются в прямых указаниях, руководстве. Их противоположность - творческие работники, предпочитающие свободу выбора для успешной деятельности. Очевидно, что если задачи, возложенные на человека, не соответствуют складу его личности, выгорание развивается быстрее и глубже.

Сейчас все больше людей вовлечены в сферу социального и семантического труда, им приходится работать не с механизмами и физическими явлениями, а с людьми и информацией о них. Поэтому в обществе наблюдается целая «эпидемия» выгорания. Кому из нас не доводилось сталкиваться со «злыми», «черствыми» руководителями, чиновниками, педагогами, медработниками? Обычно эта «черствость» не вполне осознается и не приносит удовольствия и удовлетворения. По существу это автоматическая защитная реакция психики.

Выгорание можно рассматривать и как следствие неправильно организованного труда, нерационального управления, неподготовленности персонала.

НЕГАТИВИЗМ КАК ЗАЩИТА

Есть ли выход? Способов снизить эффект выгорания очень много. Есть целые технологии, которые разработаны на основе индустриально-организационной психологии. Они позволяют повысить производительность труда, увеличить доходы, улучшить психологический климат и социальные показатели в организации.

Надо сказать, что люди и без всякой науки пытаются бороться с выгоранием. Но эти методы зачастую «варварские», негативные. Например, профессиональный цинизм (выражающийся даже в особых выражениях, терминах). Прислушайтесь, как вы называете про себя учеников? Эту галдящую ватагу, которая - не успеешь перевести дух после очередного урока – уже забегает в кабинет и норовит перевернуть всё верх ногами?

Другой негативный метод – физическое и эмоциональное отчуждение, стремление держать детей на расстоянии, не допускать прикосновений, не замечать их физической оболочки, жизненных проблем, душевных состояний. Вырабатывается профессиональный цинизм, который помогает избежать разочарований. Хотя многим это кажется нечестным: разве можно работать с учащимися, не испытывая к ним никакой эмоциональной привязанности?

Еще один способ избежать «растраты себя» - ритуализация. В общении с клиентами или учениками всегда придерживаться ритуала, заведенного порядка, требовать беспрекословного следования указаниям. Тогда работа идет как по рельсам: встретились, поработали – и разбежались.

Отдельным работникам помогает также энергетический «вампиризм». Здесь нет никакой мистики, просто человек использует момент чужого смущения, страдания, унижения, неудачи, чтобы возвыситься, самоутвердиться. Тогда подавление окружающих становится сильной и продуктивной мотивацией. Хотя и не вполне конструктивной и комфортной.

Бывает, что человек справляется с выгоранием, подчеркивая собственную ценность, необходимость, незаменимость своей персоны и работы. Во многих коллективах есть такой работник, может быть завхоз, кладовщик, секретарь или ответственный за комплектацию документов, без высочайшего соизволения которого сделать ничего невозможно. Он абсолютно незаменим. Однако приходит день, его сменяет другой работник, и все идет как прежде, организация отнюдь не рассыпается в прах.

Особый способ борьбы со стрессом (и выгоранием в частности) это использование психоактивных веществ. На Западе в ходу всевозможные стимуляторы, которые предлагает психофармакология. Впрочем, порой в ход идут обычные алкогольные напитки и сигареты.

Учителей можно понять: их работа тяжела именно в психоэмоциональном плане. Неудивительно, что в педагогических коллективах нередко встречаются как люди, страдающие от «выгорания», так и те, кто использует «варварские» методы его избегания.

КОНСТРУКТИВНЫЕ МЕТОДЫ БОРЬБЫ С ВЫГОРАНИЕМ

Существуют и позитивные методы, которые позволяют сгладить или вообще избежать выгорания – без отчуждения и конфликтов.

В первую очередь можно использовать богатый арсенал психотерапии и всевозможных психотренингов, которым владеют профессионалы-психологи и игротехники. На крупных предприятиях регулярно проводятся подобные мероприятия, по существу «игры для взрослых», которые обостряют внимание, повышают работоспособность, способствуют сближению сотрудников (у нас, впрочем, для сближения и поднятия корпоративного духа чаще ограничиваются традицией шумного застолья). Чаще всего используются ролевые игры, деловые игры, тренинг толерантности (терпимости к раздражающим факторам), ситуативный тренинг.

Обучение остается, пожалуй, самым эффективным средством избежать выгорания. Человека стимулирует и нацеливает на успех в работе даже не столько приобретение новых знаний и освоение технологий, сколько «преодоление себя». Поэтому очень важно почувствовать этот переход на новый уровень, освоение промежуточных ступеней, особенно если на память о «преодолении» остается какой-то символ: свидетельство, диплом, награда, сувенир. Обычно участие в тренингах, выездных семинарах, курсах повышения квалификации становится сильным стимулом для преодоления рутины и выгорания. Кроме того, эти мероприятия сглаживают так называемую «профессиональную деформацию личности» (когда юрист в каждом собеседнике помимо воли видит потенциального правонарушителя, психиатр – скрытого психопата, а учитель – нерадивого ученика).

Еще один стимул – конструктивная оценка. Взрослые, как и дети, нуждаются в том, чтобы их работу кто-то оценил. На предприятиях для этого используется целая технология «ассесмента» персонала. Там учитывается личностный потенциал, возможности для той или иной деятельности, аттестуются объективные результаты труда и субъективные отзывы коллег, руководства, а главное - клиентов и учеников.

В учебных заведениях не редкость, когда руководство игнорирует отзывы учащихся о работе преподавателей. Такую ситуацию я наблюдал даже в платных заочных вузах, где обучаются взрослые люди с большим жизненным опытом. Они не пытаются повлиять на выбор преподавателей, на то, чтобы те излагали программу более доходчиво, занимались просвещением и обучением, а не одной лишь аттестацией. При том, что студенты сами и оплачивают труд этих преподавателей, равно как и труд менеджеров образовательного процесса.

Во многих учебных заведениях мира учет мнения учащихся - в порядке вещей: это важная составляющая рейтинга преподавателей. Разумеется, там учитывается и то, что требовательный педагог может снискать меньшую популярность. Поэтому в рейтинге в первую очередь отмечают справедливость, уважительное отношение к ученикам, творческий подход, способность заинтересовать аудиторию, стремление к сотрудничеству, а не противостоянию с учениками.

Здесь всё не так просто. Оценка персонала может стать средством улучшить работу и психологическое состояние людей, но может и превратиться в самоцель, когда масса усилий тратится на красивые отчеты и «показуху», а также дать почву для интриг и личных обид. Награда может стимулировать человека не улучшать свою деятельность, а «почивать на лаврах». И все-таки, обратная связь, оценка результатов работы клиентами и коллегами, считается необходимым условием для плодотворного и гармоничного труда.

Другой способ избежать выгорания – новизна. Смена деятельности, введение технических новшеств, обновление программы, перемена места жительства и работы может оказаться весьма продуктивным средством. В крупных организациях существует традиция «ротации персонала», особенно актуальная для менеджеров. Они регулярно переходят на руководство другими отделами, нередко в филиалы других городов. Это позволяет избежать стагнации.

Объединение обучения, оценки и обновления достигается на выездных мероприятиях. И короткая поездка на конференцию, публикация печатной работы могут дать большой эффект в борьбе с выгоранием.

Снизить монотонность помогает обогащение работы и создание сверхзадачи. Что такое сверхзадача, хорошо иллюстрирует притча о трех строителях, один из которых «тащил проклятую тачку», другой «зарабатывал хлеб для семьи», а третий «строил прекрасный храм».

Качественное управление организацией невозможно без распределения заданий с учетом индивидуальных склонностей работников. Одни нуждаются в строгом контроле, другие требуют большой свободы и не терпят надзора. Некоторые люди предпочитают разнообразную работу, других пугают непривычные задания.

Серьезный удар по работоспособности наносит личная обида, конфликт, фрустрация (психологическое страдание), мобинг (коллективная «травля»). Мобинг могут осуществлять коллеги, руководители и ученики. Обычно этим занимается некая «инициативная» группа. Достаточно нейтрализовать ее: убеждением, позитивным или негативным подкреплением, порой просто карательными мерами, а порой и неожиданным поощрением – и конфликт растворится.

В целом для выхода из подобных ситуаций требуются методы психологии конфликта. Очевидно, такие ситуации проще предупредить, чем исправить их последствия. Поэтому большое значение для профилактики выгорания у преподавателей имеет соблюдение психогигиены и психологической безопасности.

При общении с западными специалистами удивляет их нарочитая доброжелательность, стремление избежать конфликтов, формализация результатов и оценок. «Интересная работа! Подобраны факты, сделан их анализ. К великому сожалению, обоснованность выводов несколько недоработана, а также не соблюдены сроки сдачи проекта. Надеемся, что автора ждет несомненный успех в его дальнейшей деятельности. Всего наилучшего!» - Такой «хвалебный» отзыв, как ни странно, может означать бесповоротный отказ, «двойку».

С одной стороны, это неискренность, с другой - психогигиена. Даже получив отказ, не чувствуешь себя уязвленным и не стремишься к протесту. А вот обратный пример: «Удивительно, но сочинение написано без ошибок и по существу. Списал, наверное. Впрочем, много лишних слов, помарок, тетрадь какая-то мятая. Да и на хорошую оценку ты все равно не тянешь! Так что ставлю три балла.»

Полезно избегать скандалов, конфликтов, неопределенных обязательств (особенно выходящих за рамки должностных обязанностей), лишней ответственности. Элементом психогигиены является настрой на позитив, умение обращать внимание на 95% плюсов, а не на 5% минусов, неудач и ошибок. К сожалению, у учителя складывается именно такая «профессиональная деформация личности» - стремление искать огрехи, ошибки в массиве правильного текста. Это вредит как душе учителя, так и ученика. Возьмем бытовой пример: когда мы клеим обои, то от малой царапины или нестыковки узора хватаемся за сердце. Однако проходит месяц, и мы уже не можем вспомнить где был этот дефект – его никто не замечает. Виден только факт: в комнате новые обои. Точно также бывает, возьмешь густо исписанную тетрадь мальчишки: он проделал большую работу! Но ошибки, помарки, пропуски накапливаются, и в конце результат – «тройка»! Через месяц суть конкретных ошибок забывается, зато ощущение хронического неуспеха остается.

Оценивать учащихся лучше не за точность выполнения, а за сумму заслуг. Человек может наделать массу ошибок, блуждать в лабиринтах своей забывчивости и неосведомленности, однако он проделал большую работу – в ущерб прочим делам, преодолел свою занятость, поэтому «отработал» положительную оценку. Если школьник, не ответив на поставленный вопрос, получит тройку, он так и не приобретет знаний и уверенности. Лучше дать ему множество вопросов, от простого к сложному. Чтобы он нащупал «точку опоры», свой уровень компетентности, от которого можно отталкиваться и расти. И оценивать его за сумму правильных ответов. Особенно хорош этот метод для решения задач общего образования, просвещения, воспитания, а не обучения специальным навыкам.

Без соблюдения профессиональной гигиены и безопасности не создать комфортных условий для плодотворной работы. В эти условия входят как психологические параметры (включая ощущение безопасности и уюта, визуальный и акустический комфорт), так и физические параметры (воздух, удобное оборудование и одежда, здоровая пища). Плохое самочувствие, утомление может вызываться такими факторами, как облегающая одежда и обувь, нарушающие кровообращение, или спертый воздух офиса, насыщенный токсинами нагретого пластика и табачного дыма, мигающие и гудящие лампы дневного света, а также обычный офисный «перекус» - чай со сладостями. Многие офисные работники на Западе отказываются от пирожных и кофе в пользу овощей и фруктов, мюсли и травяного чая.

Для преподавателя особую важность имеет гигиена дыхательной системы и позитивные зрительные стимулы. У нас мало кто задумывается, что причиной астматического кашля нередко становится меловая и целлюлозная пыль, где накапливаются микроскопические клещи, споры грибов и прочие аллергены. И что грязная доска, где меловые надписи размазываются полусухой тряпкой, снижают восприятие на десяток процентов. Поэтому многие школы вообще отказываются от мела, используя фломастеры.

Наконец, для избегания эффекта «выгорания» очень важно дозировать свой труд и уметь вовремя его завершить. Многие из нас, начиная какой-то жизненный проект, создают «громадьё планов» и стремятся сделать его бесконечным. Однако нормальная «продолжительность жизни» успешных проектов – около пяти лет. Мы огорчаемся, если прекращает свое существование журнал, музыкальный или иной творческий коллектив, не задумываясь, что это именно «проект» - временное объединение людей. Которые работают ограниченный срок, стремясь получить результат, правильно его оформить и оценить. А затем – новый проект, возможно, продолжающий идею старого, но уже с другим результатом.

Преподавание – тоже в своем роде «временный проект», как для ученика, так и для учителя. Поэтому надо с самого начала знать, чем завершить деятельность, каким будет расставание.

Литература:

Барабанова М.В. Изучение психологического содержания синдрома выгорания/Вестник Московского университета. Серия 14. «Психология». – М.: Издательство МГУ, 1995. – № 1. – С. 54.
- Бодров В. А. Информационный стресс. М.: ПЕР СЭ, 2000.
- Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности: Учеб. пособие для вузов. – М.: ПЕР СЭ, 2001. – 511 с.
- Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других – М.: Наука, 1996. – 154 с.
- Водопьянова Н. E. Исследование "психического выгорания" в управленческой деятельности // Психология; итоги и перспективы. Тезисы научно-практической конференции 28-31 октября 1996г/ Под общ. ред. А.А.Крылова. СПб, 1996. С. 111- 112.
- Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПб., 2005.
- Гринберг Дж. Управление стрессом. – СПб., 2002.
- Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Кризисы профессионального становления личности // Психол. журн., 1997, № 6. - С.35-44.
- Кузьмина Н.Б. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990.
- Кузьмина Н.В. Реан А.А. Профессионализм педагогической деятельности. - СПб., 1993.
- Лешукова Е.Г. Синдром сгорания. Защитные механизмы. Меры профилактики // Вестник РАТЭПП. – №1. - 1995. – С.36-47.
- Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. – М.: Флинта: Моск. психолого-социальн. ин-т, 1998. – 200 с.
- Орел В.Е. Феномен выгорания в зарубежной психологии. Эмпирическое исследование/В.Е. Орел//Психологический журнал. – М.: Наука, 2001. – Т. 20. – № 1. – С. 16–21.
- Райгородский Д.Я. "Практическая психодиагностика", Самара 1999.
- Реан А.А. Психология педагогической деятельности. Ижевск, 1994.
- Синдром профессионального сгорания у педагогов. http://www.psy-tlt.ru/statyi/sindrom_profsgoraniya_pedagogov.htm
- Тимошенко В.В., Виноградов А.Г. Особенности национального профотбора // Отдел кадров. 2005. № 5. С. 13-15.
- Толочек В. А. Современная психология труда.–СПб.:Питер,2005.– 479 с.

У каждого бывают периоды усталости, апатии, эмоционального истощения. Человек становится рассеянным, начинает больше ценить свое личное пространство, а люди в метро все больше раздражают. Иногда вообще нет сил вылезать из-под одеяла, и мотивация пропадает еще до того, как утром открываешь глаза. Это еще не повод для паники, но повод задуматься о том, почему так произошло. Синдром эмоционального выгорания может привести к серьезной депрессии. Как распознать и предотвратить эмоциональное выгорание, объяснили клинический психолог, директор Центра системной семейной психотерапии Инна Хамитова и лайф-коуч Тимур Ядгаров. Их мнения иногда противоречат друг другу, вы можете выбрать точку зрения, которая ближе именно вам.

Что такое эмоциональное выгорание

И.Х.: Синдром эмоционального выгорания проявляется в трех областях: интеллектуальной - трудно осваиваются новые знания, возникают проблемы с памятью; физической - общая усталость, заторможенность; эмоциональной - снижение настроения, когда
 человека уже ничего не радует.
 Источником этого,
как правило, бывает следующее: ты вкладываешь в работу гораздо больше,
 чем получаешь взамен. Причем здесь речь идет и о физических, и об интеллектуальных, и об эмоциональных ресурсах.

Т.Я.: Наша жизнь не ориентирована на положительные эмоции, скорее - на сиюминутные цели, на то, что требует общество. Из-за этого мы теряем что-то очень важное, что наполняет нашу жизнь смыслом. Идея баланса личной жизни и работы очень сложна, и трудно встретить человека, который с легкостью их совмещает. Ведь концентрация усилий требует полной отдачи, и результат достигается или в одном, или в другом. Если вы стремитесь к достижению высоких результатов и преодолеваете большое сопротивление среды, закономерно происходит напряжение, и тут уже все зависит от того, насколько человек способен выдерживать это напряжение. Недостаток свободы - тоже распространенная причина выгорания: зависимость от начальников, организации, других людей, чувство, что человек не может отвечать сам за себя.

Кто в группе риска

И.Х. : Как правило, синдрому выгорания подвержены люди интеллектуальных и 
творческих профессий, причем любого возраста.
 Первые в группе риска именно трудоголики: 
те, кто фактически живут своей работой. Туда же попадают
 чрезвычайно чувствительные, эмпатичные, душевно тонкие люди.
 Главным условием является отдача 
от работы (и эмоциональная, и материальная): чем она меньше, тем больше вероятность сгореть. Кроме отсутствия результатов от работы, синдрому
 выгорания способствует рутинная, монотонная деятельность, мелочные придирки и самодурство со стороны начальства, конфликты в
 коллективе, отсутствие поощрения. То есть все, что усложняет обстановку на работе, и сам
 рабочий процесс.

Т.Я.: В первую очередь, выгоранию подвержены эмоционально безответственные, пассивные и безынициативные люди. Этому способствует еще и нарушение так называемой эмоциональной целостности: когда люди думают и чувствуют одно, а говорят и делают другое. Я бы сказал, что эмоциональное выгорание - это ответственность: вы, как хозяин своего организма, должны понимать, что у вас в хозяйстве есть эмоции, которые способны истощаться и выгорать. Если у человека в жизни есть радость, любовь, признание, уважение, чувство результата, связь с другими хорошими людьми, вероятность сгореть намного меньше. Каждое утро, просыпаясь, мы можем бежать или ведомые страхами, или ведомые мечтой. Вопрос: есть ли у вас мечта, и следуете ли вы ей каждый день. Человек, следующий мечте, а не страхам, будет выгорать меньше.

Как справиться с эмоциональным выгоранием

Хотите, мы будем присылать лучшие тексты «Таких дел» вам на электронную почту? Подпишитесь

Синдром эмоционального выгорания - бич современного человека. На нас валится столько дел и обязанностей, которые надо сделать прямо сейчас или даже вчера, что рано или поздно мы не выдерживаем. Результат - стресс, тревожность, депрессия, усталость, апатия и даже серьезное физическое недомогание.

Фраза «сгорел на работе» не кажется чьей-то шуткой: многие из нас прекрасно знают, как это. К счастью, синдром эмоционального выгорания можно вовремя заметить и не дать ему захватить власть. Как? Рассказываем.

Бешеный ритм жизни - причина бед

Люди не были созданы, чтобы сразу жить в условиях XXI века. Однако мы прекрасно адаптировались, но это досталось дорогой ценой. В прошлом люди жили в небольших деревнях и хорошо знали друг другая - даже появление случайного путешественника или ярмарка были большим событием. Любой человек знал, кем станет, когда вырастет, поскольку все, как правило, продолжали дело своих отцов и матерей. Они ложились спать с наступлением темноты и вставали с рассветом. Жизнь была предсказуемой.

Сейчас человечество находится в состоянии перманентного стресса из-за фундаментальных перемен.

  • Слишком сильная стимуляция. Мы атакованы потоком информации: из телевидения, интернета, наших мобильных телефонов, журналов и газет. Мы постоянно делаем выбор и принимаем решения, что истощает силу воли.
  • Недостаточная безопасность. Жизнь абсолютно непредсказуема. Работа, дом, семья, интимные отношения, патриотизм, свобода - за последние десятилетия эти понятия радикально изменились.
  • Кризис смысла жизни. Раньше мы знали, в чем черпать смысл бытия. Мы верили, что если человек проживает праведную жизнь, то Бог вознаградит его и отправит в рай. Теперь мы толком не знаем, зачем жить праведной жизнью, если даже не можем понять, что это означает.

Тысячелетия такой жизни сформировали наш мозг, наши представления и реакцию на стресс. Пока мы молоды, все хорошо. Но как только становимся старше, ситуация ухудшается. Мы сталкиваемся с синдромом эмоционального выгорания.

Куда пропадает энергия?

Если спускать энергию только на то, чтобы не зашиться на работе и управиться с делами дома, возникнет дисбаланс. Он в свою очередь ведёт к выгоранию. Выгорание наступает, когда мы изо дня в день делаем одно и то же и не чувствуем прогресса.

Из-за стресса портится здоровье. Мы совершаем импульсивные покупки, чтобы хоть немного порадовать себя. Или теряем доход, потому что из-за отсутствия амбиций хуже работаем. Ломаем отношения с людьми. Мы фиксируемся на том, что мешает нам расслабиться, и, безусловно, всегда находим множество таких препятствий. Контроль сознания в моменты стресса - процесс парадоксальный: когда мы слишком сильно стараемся расслабиться, или быть счастливыми, или не думать о чем-то, неминуемо терпим поражение.

И чем больше сознание пытается контролировать то, что должно быть непроизвольным, тем хуже нам становится (когда в следующий раз вы соберетесь на прогулку, попробуйте задуматься, как вы переставляете ноги): «Так обычно и получается - тот, кто сильнее жаждал счастья, впадает в депрессию, а тот, кто больше всего хотел успокоиться, становится тревожным».

Ответ на вопрос, как окончательно не заглохнуть, - впустить успех в свою жизнь. Стремление к успеху избавит от чувства бега на месте. Воцарится баланс и всё станет по силам.

А есть ли баланс?

Проблема баланса не надумана. Стив Макклетчи в книге «От срочного к важному» приводит исследование, согласно которому 88 % людей тяжело выбрать между работой и личной жизнью, 57 % считают это серьёзной проблемой, а 64 % заявляют, что после работы чувствуют себя физически истощёнными.

При этом нас заставляют ценить работу. Кругом звучат фразы «рекордный уровень безработицы» и «как пережить кризис». Нам приходится брать больше обязанностей, только чтобы остаться на той же должности. Будни превратились в гонку: успеть вычеркнуть дела из ежедневного списка ради оправдания чужих ожиданий. Но это не поиск баланса. Это поиск способа выжить.

Распределение определённого количества часов между работой и личной жизнью тоже не принесёт баланса. Стресс, который накопился за рабочее время, не исчезнет, если полдня провести в офисе, а вторую половину дня дома. Баланс - неизмеримая величина.

Те, кто трудятся 60 часов в неделю на высокооплачиваемых должностях, признаются в любви к работе. Так потому, что они каждый день преследуют успех. Стремление к успеху помогает им пережить изнурительное рабочее время и повышенные требования.

Успех - необязательно лучше или больше. Смысл в движении к цели. Действенный способ победить выгорание - не прекращать поиски развития жизненных аспектов.

Выбираемся из лап усталости, или Профилактика выгорания

Главное в борьбе со стрессом, хронической усталостью и разочарованием - взять себя в руки и придать жизни новый смысл. Допустим, вы ставили перед собой недостижимые цели или слишком торопились. Круг замкнулся. Но какой бы способ борьбы с порочным кругом стресса мы ни выбрали, всегда есть шанс разомкнуть его. Признавая проблемы, мы уже выигрываем половину битвы.

1. Будьте готовы к стрессу
Научитесь расслабляющим упражнениям, медитации, дыхательным практикам. И старайтесь прийти к осознанию своих эмоций. Как только вы понимаете, что сейчас все полетит в тартарары, обращайтесь к спасительным техникам, которые вы выучили.

2. Не поддавайтесь сиюминутным желаниям
Некоторые из наших самых прискорбных поступков продиктованы желанием избавиться от труднопереносимых переживаний. Однако эти поступки все равно не помогли решить проблему или смягчить стресс. Велик соблазн принять лекарство или заглянуть в бар за углом, сорваться на крик и наговорить обидных слов, когда настроение на нуле. Не торопитесь! Анализируйте свои суждения и желания. Если ситуация требует вашего вмешательства, дождитесь, когда сможете контролировать себя.

3. Не забывайте о главном
Помните о фундаментальных ценностях и действуйте соответственно. Что важнее - спустить пар или сохранить отношения с любимым человеком? Не забывайте о своих главных ценностях и действуйте соответственно.

4. Заведите домашнего питомца
Присутствие животного в доме поможет лучше переживать стрессы, а прогулки с собакой откроют новые возможности общения с людьми. Когда мы сталкиваемся с принятием сложных психологических решений, любимцы помогают снизить высокое давление лучше, чем любые бета-блокаторы.

5. Обращайте внимание на состояние своего тела
Если вы слишком встревожены, разгневаны или испуганы, сначала успокойтесь, а для этого выполните релаксирующие упражнения. Пойдите в тренажерный зал и займитесь аэробикой - это поможет снять напряжение. Займитесь физическим трудом, это помогает выйти из ситуации. Дальняя прогулка - тоже отличная терапия.

6. Скажите себе «Стоп»
СТОП - эту аббревиатуру придумало «Общество анонимных алкоголиков»: никогда не принимайте решений, когда вы Сердиты, Тревожны, Одиноки или Подавлены. Сначала позаботьтесь о собственных нуждах.

7. Решайтесь
Если у вас действительно серьезная проблема, с ней нужно что-то делать. Тяжелая работа? Ищите новую. Отношения с партнером зашли в тупик? Может быть, следует расстаться (но только хорошенько все обдумайте). Иногда нам нужен план побега.

Например, самая распространенная проблема: если работа слишком трудоемкая (ненормированный день, отсутствие помощи, большое давление), начните разрабатывать план побега. Не тратьте деньги, не покупайте новый дом или новую машину, не делайте никаких дорогостоящих вложений, которые могут надолго привязать вас к этой работе. Сохраните свои деньги. Подумайте о работе, которая подойдет вам больше, и ищите варианты.

Даже если не сможете сразу что-то изменить, сам факт существования вашего плана может смягчить стресс.

«Я не управляю своей жизнью!»

Вы наверняка знаете людей (или сами к ним относитесь), которые настолько плохо управляли собственной жизнью, что теперь ненавидят в себе все? Они ощущают себя запертыми в непрекращающемся цикле неприятных рабочих ситуаций, давящих долгов, уймы обязанностей и дел, сломанных отношений и даже проблем со здоровьем из-за стресса и усталости.

Люди чувствуют, что все вокруг - обязанность, а у них самих нет контроля. Выгорание и стресс управляют их жизнью, и они находятся на самой низкой точке мотивации и продуктивности.

Контроль над своими обязанностями, временем и результатами… Как это звучит? Умиротворение? Спокойствие? Продуктивность? Может, даже триумф?

Мы не сможем испытывать все те потрясающие возможности, которые предлагает жизнь, если постоянно заняты делами и находимся в состоянии стресса. Но ведь вы не заслуживаете большего. Не так ли? Научитесь вовремя замечать признаки эмоционального выгорания и предпринимать меры. Тогда каждый день будет наполнен счастьем и радостью.

Учёные считают, что выгорание - это не просто психическое состояние, а болезнь, которая сказывается на всём организме.

Термин «выгорание» ввёл в 1974 году американский психиатр Герберт Фрейденбергер. При этом он сравнивал состояние «выгоревшего» человека со сгоревшим домом. Снаружи здание может выглядеть целым и невредимым, и только если зайти внутрь, становится явной степень опустошения.

Сейчас психологи выделяют три элемента эмоционального выгорания:

  • истощение;
  • циничное отношение к работе;
  • ощущение собственной несостоятельности.

Истощение приводит к тому, что мы легко расстраиваемся, плохо спим, чаще заболеваем и с трудом концентрируемся.

Циничное отношение к своей деятельности вызывает у нас ощущение оторванности от коллег и отсутствие мотивации.

А чувство несостоятельности заставляет нас сомневаться в собственных способностях и хуже выполнять свои обязанности.

Почему возникает эмоциональное выгорание?

Мы привыкли считать, что выгорание наступает просто из-за того, что мы слишком много работаем. На самом деле оно обусловлено тем, что наш рабочий график, обязанности, дедлайны и другие факторы стресса перевешивают удовлетворение от работы.

Исследователи из Калифорнийского университета в Беркли выделяют шесть факторов, связанных с эмоциональным выгоранием сотрудников:

  • загруженность работой;
  • контроль;
  • вознаграждения;
  • отношения в коллективе;
  • справедливость;
  • ценности.

Мы сталкиваемся с выгоранием, когда один из этих аспектов работы (или более) не соответствует нашим потребностям.

Чем грозит выгорание?

Усталость и отсутствие мотивации - это не самые страшные последствия эмоционального выгорания.
  • По данным исследователей, хронический стресс, который встречается у людей с синдромом выгорания, отрицательно сказывается на навыках мышления и общения, а также перегружает нашу нейроэндокринную систему. А со временем последствия выгорания могут привести к проблемам с памятью, вниманием и эмоциями.
  • Во время одного исследования было обнаружено , что у тех, кто столкнулся с эмоциональным выгоранием, ускоряется истончение префронтальной коры головного мозга - отдела, ответственного за когнитивную деятельность. Хотя кора истончается естественным образом в процессе старения, у тех, кто испытывал эмоциональное выгорание, эффект был выражен более заметно.
  • Риску подвергается не только мозг. По данным ещё одного исследования , выгорание значительно увеличивает вероятность развития коронарной недостаточности.

Как справиться с выгоранием?

Психологи советуют поискать способы снизить загруженность на работе: делегировать часть обязанностей, чаще говорить «нет» и записывать, что вызывает у вас стресс. Кроме того, нужно снова научиться отдыхать и получать удовольствие от жизни.

Не забывайте заботиться о себе

Легко забыть о себе, когда ни на что нет сил. В состоянии нам кажется, что забота о себе - последнее, на что нужно тратить время. Однако, по мнению психологов, как раз ей и не стоит пренебрегать.

Когда чувствуете, что до выгорания недалеко, особенно важно хорошо питаться, пить много воды, заниматься спортом и высыпаться.

Также вспомните, что помогает вам расслабиться, и выделите на это побольше времени.

Занимайтесь любимым делом

Выгорание может наступить, если у вас нет возможности регулярно посвящать время любимому делу.

Чтобы недовольство работой не перешло в эмоциональное выгорание, подумайте, что для вас особенно важно, и включите это в своё расписание.

Хотя бы понемногу каждый день занимайтесь любимым делом, а раз в неделю уделяйте ему больше времени. Тогда у вас никогда не возникнет ощущения, что вы не успеваете делать самое важное.

Попробуйте что-то новое

Займитесь чем-нибудь новым, например , о котором давно мечтали. Это может показаться нелогичным, ведь вы и так всё время загружены, но на самом деле новое занятие поможет избежать выгорания.

Главное - выбрать то, что будет восстанавливать силы и заряжать энергией.

Если добавить в свой график что-то новое совсем невозможно, начните с заботы о себе. Сосредоточьтесь на сне и питании и постарайтесь ежедневно хотя бы понемногу заниматься спортом. Это поможет избежать последствий выгорания и вернуться в строй.

7116

Фитбол для грудничков. Как выбрать. Упражнения для детей с рождения, в 1-1,5 месяца, 3-4 месяца, 5-6 месяцев, после 6 месяцев. Много видео инструкций.

Не секрет, что физическое развитие ребенка до года – это один из главных показателей его здоровья. Существует много способов помочь малышу освоить новые умения. В этой статье речь пойдет о занятиях на фитболе – специальном гимнастическом мяче, который пригодится не только для выполнения упражнений с ребенком, но и для поддержания хорошей физической формы всех членов семьи.

Какой выбрать фитбол?

Для начала – пара слов о том, как выбрать подходящий снаряд для занятий. В ассортименте магазинов встречается множество видов гимнастических мячей: гладкие и с массажной поверхностью, с рожками и без. Кроме того, фитболы бывают различных диаметров.

Наиболее универсальным, подходящим не только для гимнастики с младенцем, но и для занятий взрослых членов семьи, является гладкий мяч диаметром 55-75 см. Для фитбола 55 см без труда найдется место даже в небольшой квартире. Если вы сами планируете занятия берите 65-75 см.

Польза занятий на фитболе

Выполнение упражнений на гимнастическом мяче замечательно развивает крупную моторику, благотворно влияет на развитие чувства равновесия малыша, помогает снять гипертонус. Кроме того, мягкие покачивания на фитболе помогут крохе при болях в животике, которые так часто беспокоят деток в первые месяцы жизни.

Покачивание на мяче развивает вестибулярный аппарат (один из важнейших компонентов занятий с ребенком первого года жизни).
Малыш может совершать «пассивное» плавание, как он привык это делать в животике у мамы. Таким образом, кроха получает необходимые вестибулярные, зрительные и кинестетические импульсы.

Вибрация - это своеобразная физиотерапия, обладающая обезболивающим эффектом, она также стимулирует правильную работу жизненно важных органов малыша.

С какого возраста начинать гимнастику с фитболом?

Наилучший возраст для начала занятий с крохой – 1-1,5 месяца. К этому моменту ребенок начинает приподнимать головку из положения на животе. Упражнения помогут ему укрепить мышцы спины и шеи, а так же развить чувство равновесия.

Гимнастику лучше проводить в первой половине дня, когда малыш бодр и активен. Проследите, чтобы после еды прошло не менее 1 часа. Не забудьте позаботиться о свежем воздухе во время занятий – заблаговременно проветрите комнату, где будете выполнять упражнения с крохой.

Основные упражнения на фитболе

Комплек упражений для распечатки.

  • 1-1,5 месяца

Первое занятие малыша на фитболе не стоит затягивать дольше, чем на 5 минут – ребенок должен освоиться, привыкнуть к новой нагрузке. Постелите на фитбол чистую пеленку, сверху на нее аккуратно положите ребенка животом вниз. Положите правую руку малышу на спинку и слегка прижмите его к мячу. Левой рукой придерживайте левую ножку в области коленного сустава, свою руку при этом прижимайте к мячу. Держите его нежно, но уверенно. Следите, чтобы голова ребенка была повернута на бок, и его дыханию ничего не мешало.

Легко покачайте малыша вперед и назад, вправо и влево. Не стоит делать большую амплитуду качаний, это может испугать кроху. Слегка надавливая, попружиньте с малышом на фитболе. Это несложное упражнение поможет маленькому животику освободиться от скопившихся газов и избавит ребенка от коликов.

На первый раз этих двух упражнений будет достаточно. Помните, что гимнастика на фитболе должна приносить только положительные эмоции малышу и маме. При появлении первых признаков недовольства крохи стоит прекратить выполнение упражнений.

Первые упражнения на фитболе видео

  • 3-4 месяца

Со временем вы начнете замечать, что ребенок увереннее приподнимает голову и старается встать на предплечья. Самое время усложнить упражнения. Увеличивайте амплитуду качания вперед-назад и вправо-влево, при этом немного меняя направление движения шара. Для удержания равновесия ребенку понадобится прикладывать новые силы. Это упражнение хорошо развивает мышцы спины и рук. Попробуйте убрать руку со спинки и животика. При этом придерживайте малыша обеими руками за ножки в области коленных суставов. Научитесь чувствовать себя уверенно при такой поддержке, покачивая кроху, вращая и вибрируя.

Упражнения на фитболе видео часть 2

  • 5-6 месяцев

Когда малышу исполнится 5 месяцев, можно попробовать выполнить еще одно упражнение – качание на спине. Аккуратно положите ребенка на фитбол на спинку; следите при этом, чтобы голова не запрокидывалась назад. Легко покачайте его вперед и назад. Когда вы будете делать движение вперед, малыш будет стараться приподнять голову. При выполнении этого упражнения укрепляются мышцы пресса, передней брюшной стенки, мышцы шеи и спины.

Будьте очень осторожны! Не все дети любят данное упражнение. Если малыш плачет и капризничает, не заставляйте его, продолжите занятие в другой день.

В возрасте 5-6 месяцев детки уже хорошо развиты физически, активно переворачиваются с живота на спину, некоторые малыши пробуют садиться и ползать. Хорошим упражнением в этот период будет качание на фитболе лежа на животе с большой амплитудой. Придерживайте кроху за бедра, наиболее активно в таком случае будут работать мышцы спины и плечевого пояса. Положите перед мячом яркие игрушки – кубики, погремушки, ленточки, чтобы во время движения вперед ребенок тянулся ручками к ним и старался их захватить. Если у малыша получилось взять игрушку в ручку, всегда громко и радостно хвалите его! При движении назад старайтесь ножками малыша достать до пола. Однако не стоит ставить ребенка на пол, легкого касания пальцев ног будет достаточно.

Упражнения на фитболе видео часть 3

  • 6 месяцев и старше

Выполняйте все вышеперечисленные упражнения до тех пор, пока это доставляет удовольствие вам и вашему ребенку! Многие дети старше полугода уже настолько активны и самостоятельны, что их не так-то просто удержать на фитболе. Не настаивайте на выполнении упражнений, если малыш сопротивляется. Предоставьте ему свободу передвижения в доме, предварительно обезопасив пространство.

В любом деле важна регулярность, и особенно это касается выполнения физических упражнений. Занимайтесь с ребенком каждый день, уделяя этому несложному ритуалу 15-20 минут, и уже очень скоро результаты гимнастики дадут о себе знать! Хорошее настроение и отменное физическое здоровье малыша будет для вас лучшей наградой!