Юбки

Организации социально культурной сферы относятся. Учреждения и организации социально-культурной сферы


Виды и специфика предприятий социально-культурной сферы. Классификация организаций СКС:

Особенность финансов социально-культурной сферы. Основные источники финансирования организаций социально-культурной сферы:

  • централизованные (прямое бюджетное финансирование, целевые программы, косвенное финансирование, государственные премии, гранты, льготные тарифы, целевые внебюджетные фонды);
  • децентрализованные (коммерческая деятельность предприятии СКС; авторское право; Международные проекты и программы; сотрудничество организаций СКС с бизнесом и обществом и виде спонсорства, благотворительности, патронажа; фандрейзинг) Формирование расходов предприятий СКС на основе сметного и нормативного планирования. Роль и значение системы минимальных социальных стандартов в РФ. Государственные минимальные социальные стандарты (ГМСС) как установленный в РФ минимально необходимый уровень обеспечения социальных гарантий населения. Основные типы ГМСС. Преимущества использования стандартов и норм в расчете бюджетной потребности организаций СКС.

Переход России к рыночной экономической модели сопровождается трансформацией отношений собственности, коренным изменением общественных отношений между людьми и их объединениями по поводу материальных благ. Специфичность отраслей социально-культурной сферы изначально определила необходимость нестандартных решений, принимаемых в процессе регулирования в них отношений собственности. Кроме того, объективные сложности переходного периода привели к усложнению институциональной структуры отраслей, а также обострили финансовые проблемы учреждений и организаций отраслей социально-культурной сферы, главным образом общественного сектора — государственных и вновь зарождающихся частных некоммерческих и коммерческих структур.

Отношения собственности формируются под влиянием господствующих экономических отношений я социально-экономических условий жизни. Эта общая теоретическая предпосылка определённым образом модифицируется в отраслях социально-культурной сферы, которые являются, во-первых, преимущественно, сферой общественного сознания и, во-вторых, совокупностью отраслей, учреждений, хозяйствующих субъектов. Кроме того, в отраслях социально-культурной сферы имеется большой объём невещественных факторов и результатов производства, что определяет существование особого рода неимущественных отношений собственности, не характерных для большинства отраслей.

Рыночные отношения в России обусловили появление разнообразных форм собственности в социально-культурной сфере, формирование которых происходит под влиянием как экономических, так и неэкономических факторов. Рассмотрим возможные подходы к классификации организаций социально-культурной сферы. В качестве основных признаков могут быть следующие:

1. Классификация по формам собственности

В настоящее время, классифицируя организации социально-культурной сферы по формам собственности, можно выделить:

A) предприятия и организации федеральной собственности и собственности субъектов РФ;

B) предприятия и организации муниципальной собственности:

C) предприятия и организации частной собственности юридических и физических лиц.

2. Классификация по виду продукта (результату деятельности)

Данный признак обусловлен разнообразием продуктов (услуг), создаваемых и реализуемых организациями социально-культурной сферы. Используя его, можно выделить организации

A) производящие материальные продукты, например, производство компакт-дисков, художественные студи» и мастерские, фабрики народных промыслов, типографии, киностудии и т.п.:

B) оказывающие материальные услуги, например, специализированные реставрационные предприятия и мастерские, студии аудио- и видеозаписи, фотостудии, предприятия жилищно-коммунального и бытового хозяйства;

В) предоставляющие услуги, имеющие возможный материальный в том числе финансовый) результат, например, все организации игорного и игрового бизнеса: казино, тотализаторы, залы бильярда, игровых автоматов, компьютерных игр и т.д.;

Г) предоставляющие преимущественно нематериальные услуги, например, в этой группе можно выделить три подгруппы в зависимости от видов нематериальных услуг:

  • Культурных -театры, музеи, филармонии, выставочные залы, клубы, центры досугов и т.д.;
  • Образовательных — учебные заведения, средние и высшие учебные заведения;
  • Информационных — библиотеки, архивы, рекламные и информационные агентства, Интернет и т.д.;

Д) осуществляющие преимущественно торговлю предметами и средствами культуры — художественные

салоны и магазины, антикварные лавки, магазины по продаже музыкальной техники, дисков, кассет, книжной торговли и т.п.

3. Классификация по способу хозяйственной деятельности

Этот критерий позволяет относить конкретные организации социально-культурной сферы к определенному типу хозяйственной деятельности, обусловленному преобладающими целями и задачами. Различают следующие типы хозяйственной деятельности:

А) коммерческий тип хозяйствования основан на принципах рыночной экономики, главное при этом, извлечение прибыли из производства и реализации конкретной услуги или продукта:

Б) некоммерческий тип хозяйствования обусловлен преобладанием в иерархии целей содержательного аспекта деятельности: сохранение художественных ценностей и традиций, поддержание престижа нации и государства, города, эстетическое и нравственное воспитание населения, в особенности детей и подростков: развитие искусства и других видов культурной деятельности как самоценных областей общественной жизни. Эти организации социально-культурной сферы являются либо бюджетными, т.е. часть своих доходов получают из бюджетов различных уровней; либо содержатся за счет средств различных ведомств, общественных организаций, частных пожертвований и других источников.

В) смешанный тип хозяйствования предполагает, что некоммерческие по своим целям и задачам предприятия осуществляют предпринимательскую деятельность, а доходы, получаемые от этой деятельности, направляют на свое развитие. Естественно, такие предприятия находятся в более выгодном экономическом положении по сравнению с чисто некоммерческими организациями. Например, образовательные школы — это бюджетные организации, а государственные ВУЗы, в основном имеют смешанный тип хозяйствования.

Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, в ка­честве основной цели своей деятельности преследуют извлечение при­были. Они могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и об­ществ, производственных кооперативов, государственных и муниципаль­ных унитарных предприятий.

Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, обществен­ных или религиозных организаций (объединений), финансируемых соб­ственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законодательством РФ.

Некоммерческие организации могут осуществлять предприниматель­скую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

Перечислим в качестве примера виды предпринимательской деятель­ности, которые вправе вести Санкт-Петербургский государственный уни­верситет культуры и искусств без ущерба для основного назначения од­ного из старейших гуманитарных вузов России:

♦ подготовка специалистов на договорной основе сверх государствен­
ного заказа, финансируемого из бюджета;

♦ производственно-посредническая деятельность в области культу­
ры, образования, информации;

♦ редакционно-издательская деятельность;

Проживание в общежитии на компенсационной основе;

♦ предоставление услуг, связанных с социально-культурной деятель­
ностью;


♦ реализация и сдача в аренду основных фондов и имущества, в том числе принадлежащих на праве оперативного управления.

Допускается создание объединений коммерческих и (или) некоммер­ческих организаций в форме ассоциаций и союзов.

Следует предостеречься от таких типов организации, как наступатель­но-разрушительный, драматический, депрессивный, шизоидный, параноид­ный и принудительный, определяемых как патологический тип, на кото­рые переносятся психопатологические критерии, применяющиеся в от­ношении отдельных личностей (34;114-120).

Наступательно-разрушительный тип организации покоится на этике силы, на руководстве, основанном частью на страхе, частью - на эгоисти­ческих интересах. Предприятиям этого организационного типа свойствен­ны такие характеристики, как безответственный личный произвол сверху, узурпированная или передоверенная власть посередине и анархия по всей структуре.

Драматическим организациямпршсущи гиперактивность, импульсив­ность, непринужденность, для них драматургия деятельности, отвага, риск, самостоятельность важнее результата. Нравственные нормы искусствен­ны и рассчитаны на внешнее впечатление, как и ореол человека, стояще­го во главе, исполняющего заглавную роль в предприятии, как на сцене. Отсутствуют систематичность и размеренность в работе, средне - и дол­госрочная стратегия предприятия, рано или поздно обреченного на банк­ротство.

Депрессивным организациям свойственно желание удержаться на сегод­няшнем рынке за счет вчерашних товаров и услуг, в накатанном русле, сохранить статус-кво в вакууме кардинальных решений, при отсутствии осознанно проводимой стратегии и уверенности в будущем, одновременно с иллюзиями как-нибудь продержаться в условиях регулируемого рын­ка, без существенной конкуренции.

Шизоидные организации в перспективе обречены топтаться на месте, ибо их руководители, подобно "человеку в футляре", лишены контак­тов, беспомощны в житейских вопросах, замкнуты. В отсутствии чет­ких указаний брешь в руководстве фирмой заполняется управляющи­ми среднего звена, преследующими личные цели; создаются ревностно охраняемые "удельные княжества", информация становится инструмен­том власти.

Параноидным организациям характерен холодный, лишенный эмоций, рациональный климат чрезмерного контроля и недоверия. В них доми­нируют реактивные стратегии, люди проявляют консерватизм из страха показаться слишком гораздыми на выдумку. Реальность воспринимается зачастую в искаженнном виде, расчет производится в основном на защи­ту, стратегический стиль управления сводится к формуле: как-нибудь да выкрутимся.


В принудительных организациях все предписано, систематизировано, утверждено, ничто не отдается на откуп случаю или предвидению. Неже­лание быть зависимым от обстоятельств или чьей-либо милости является движущей силой руководства и вызывает необходимость глубокого кон­троля. Отойти от однажды намеченного плана практически невозможно. Решающую роль играет иерархия и, как следствие, отношения подчинен­ности по служебной лестнице. Из страха совершить ошибку решения принимаются тяжело, однако с большой охотой откладываются, вслед­ствие чего в подобных фирмах нередко утрачивается доминирующая идея.

Предпринимательский успех обеспечивается не только отказом от патологического типа организаций, но и выработкой средне - и долго­срочных перспектив развития производства, ценностных представлений и соображений, которые в идеале должны быть реализованы в повседнев­ной практике. Успеху сопутствуют такие факторы, как развитие пози­тивных норм предпринимательской культуры, усиленного сотрудниче­ства, многосторонней поддержки, разработка программ и проектов но­вых методов работы, способных улучшить такие показатели, как при­быль, оборот, качество, масштаб производства.

Предприятие высокой организационной культуры есть организация про­изводительная ж созидательная. Ей свойственны следующие принципы:

1) точно поставленные идеалы или цели;

2) здравый смысл;

3) компетентная консультация;

4) дисциплина;

5) справедливое отношение к персоналу;

6) быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет рыночной
конъюнктуры;

7) вознаграждение за творческую и финансовую результативность.

Существуют и некоторые варианты классификации характеров, кото­рые изначально разработаны для целей экономики (36;33-41). Согласно одной из градаций, стили руководства можно разделить на три варианта (автократичный; демократичный; либеральный), а стили лидерства - на два типа (сосредоточенный на работе и сосредоточенный на человеке).

В реальной социально-культурной действительности может быть ис­пользована классификация характеров, предложенная французским психологом Ле Сенном и представляющая совокупность следующих ос­новных параметров -эмоциональность (Э), активность (А), первичность (П) и вторичностъ (В). «Первичность» и «вторичность» показывают, на­сколько долго работник способен ощущать, переживать то или иное пси­хологическое состояние, сохранять впечатление от пережитого {вторич­ностъ) или тяготеет к сиюминутному восприятию жизни (первичность).


Комбинация изложенных параметров Э, А, П, В обеспечивает (по мне­нию исследователей) наличие восьми вариантов характера, а значит, и типов поведения (36;39):

Характеристика учреждений социально-культурной сферы

В конце 80-х - начале 90-х годов XX столетия в России функционально и юридически оформилось новое социокультурное направление под названием социально-культурная деятельность. В соответствии со структурой этого направления реорганизуется деятельность культурно-досуговых учреждений (бывшие культурно-просветительные) и учреждений дополнительного образования, происходит становление и развитие новых для нашей страны учреждений: социального обслуживания населения (в основном взрослых) и социального воспитания детей и подростков. В этот период появляются новые виды профессий: социальная работа (социальный работник), социальная педагогика (социальный педагог) и вместо культурно-просветительной работы – «социально-культурная деятельность» и «народное художественное творчество» с соответствующим набором квалификаций организационно-управленческого и художественно-творческого характера. В этот же период создается и нормативно-правовая база деятельности учреждений социокультурного профиля.

Поскольку в конце XX - начале XXI вв. вопросы социального развития занимали и продолжают занимать ведущее место в российской действительности, представляется логичным начать рассмотрение заявленной темы с характеристики учреждений социального обслуживания наименее защищенных категорий населения. Тем более что социальная направленность достаточно остро ощущается и в деятельности традиционных для нашей страны - культурно-досуговых учреждений.

Учреждения системы социального обслуживания различных катего рий населения

Основы системы социального обслуживания различных категорий населения в нашей стране заложены в ряде законов, федеральных и региональных программ. Прежде всего - в законе «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации» (1995) и законе «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (1995), в федеральных программах «Дети России», «Дети-инвалиды», «Развитие социального обслуживания семьи и детей» и других.

Сейчас уже можно констатировать о том, что в нашей стране утвердились и новые профессии - социальная работа и социальная педагогика, и новая система учреждений социального обслуживания населения. Основное место среди учреждений социального обслуживания занимают учреждения системы Министерства здравоохранения и социального развития РФ:

Учреждения социального обслуживания семьи;

Учреждения социального обслуживания престарелых и инвалидов;

Отделения социальной помощи на дому;

Службы срочной социальной помощи;

Территориальные социальные центры.

Среди перечисленных учреждений по своей значимости (не по количеству) на первое место выходят территориальные социальные центры как комплексные учреждения по оказанию помощи нуждающимся (прежде всего, пенсионерам, инвалидам, малоимущим семьям). Более того, просматривается тенденция, выражающаяся в стремлении каждой первичной территориально-административной единицы (район, небольшой город) иметь свой центр социального обслуживания.

Реальное число такого рода центров зависит, прежде всего, от материальных и финансовых возможностей местных органов власти. Особенностью территориальных центров социального обслуживания является то, что по характеру деятельности они являются учреждениями комплексного типа, в их составе могут организовываться различного рода службы и отделения, выполняющие специфические функции. Так, согласно Примерному положению о центре социального обслуживания, утвержденному Минсоцзашиты России (1993 г.), в центре социального обслуживания могут быть открыты следующие отделения и службы:

Отделение дневного пребывания (создается для обслуживания не менее 30 чел.);

Отделение социальной помощи на дому (создается для обслуживания не менее 60 пенсионеров и инвалидов, проживающих в сельской местности, и не менее 120 пенсионеров и инвалидов - в городской местности);

Служба срочной социальной помощи (предназначена для оказания неотложной помощи разового характера).

В отделении дневного пребывания предусмотрены должности: заведующего отделением, медицинской сестры, культорганизатора (с выполнением обязанностей библиотекаря), инструктора по трудовой терапии (при наличии мастерских или подсобного хозяйства), сестры-хозяйки, буфетчика и других.

В отделении социальной помощи на дому - заведующий отделением, социальный работник (специалист по социальной работе) - 1,0 ставка на 8 чел., обслуживаемых в городской местности и 1,0 на 4 чел. - в сельской, водитель автомобиля (при наличии автотранспорта).

В службе срочной социальной помощи - заведующий службой, психолог, юрист, специалист по социальной работе (2 ед.), социальный работник (1 ед.), водитель автомобиля (при наличии автотранспорта).

Разумеется, специализированные отделения или службы могут создаваться и помимо центров социального обслуживания, непосредственно органами социальной защиты. Многие из такого рода служб или отделений были открыты еще до того, как в той или иной местности начали функционировать территориальные центры социального обслуживания.

Наряду с учреждениями социального обслуживания системы Министерства здравоохранения и социального развития существуют учреждения и других ведомств (отраслевые, профсоюзные, молодежные и Т.п.). Так, например, в каждом регионе России функционируют социальные службы молодежи.

На территории местных органов власти организуются различного рода специализированные (некоммерческие) центры социального обслуживания. Это могут быть и центры по оказанию социальных и юридических услуг по трудоустройству (учредители: муниципальный (территориальный) орган и несколько коммерческих организаций), и центры реабилитации инвалидов и сирот (учредители: территориальный орган, комитет по делам семьи и молодежи, общественные и коммерческие организации) и др.

Следует подчеркнуть, что разрешение на ведение социально-защитной деятельности на своей территории различными ведомствами и коммерческими структурами дают соответствующие органы социальной зашиты и местного самоуправления. При этом муниципальный орган как юридическое лицо, дающее разрешение на социально-защитную деятельность на своей территории, может выступать в нескольких лицах: и как один из соучредителей учреждения социального профиля, организуемого по инициативе различных ведомств и общественных объединений, и как инициатор и координатор проведения большинства социокультурных акций на подведомственной территории.

Кулътурно-досуговые учреждения

Учреждения культурно-досуговой сферы являются традиционными для российской действительности. К 1985 году в стране была создана достаточно развитая сеть учреждений культурно-просветительного профиля. За годы перестройки и перехода к рыночным отношениям эта сеть претерпела серьезные изменения. Сократилась численность основных типов учреждений (клубов, библиотек, парков культуры и отдыха). Изменилась ведомственная принадлежность значительного числа учреждении. Так, например, почти полностью сменили своего владельца бывшие профсоюзные клубы и библиотеки. Часть этих учреждений либо прекратила свою существование, либо перешла в ведение Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации. За этот период почти полностью разрушена сеть киноустановок и кинотеатров. Идет медленный и трудный процесс строительства новой системы кинообслуживания населения.

Но есть и позитивные тенденции. За эти годы возросло число музеев и театров в нашей стране. Культурно-досуговые учреждения стали более чутко реагировать на запросы населения и в меру своих возможностей удовлетворять их. Появились новые типы учреждений (информцентры, медиатеки и др.).

Однопрофильные учреждения взяли курс на многопрофильность и многофункциональность (наряду с просветительными задачами стало больше внимания уделяться решению рекреационных проблем). Следует отметить, что полифункциональность как тенденция зародилась на Западе и ее внедрение в российскую действительность следует только приветствовать.

Процесс реорганизации сети учреждений культурно-досуговой сферы еще не закончился. Продолжается и поиск ими своей специфики и своего места в новых условиях российской действительности.

Клубные учреждения

Одними из самых массовых учреждений культуры в настоящее время остаются учреждения клубного типа (клубы, дома и дворцы культуры). По своему характеру клубные учреждения являются многофункциональными комплексными учреждениями культуры. Их назначение - предоставлять максимум услуг для различных категорий населения в сфере досуга и рекреации, образования и творчества.

Основными направлениями в деятельности клубных учреждений являются: информационно-просветительная; художественно-публицистическая; содействие развитию социальных инициатив, сохранение и развитие традиционной народной культуры, проведение праздников и ритуалов; развитие художественного и технического творчества; культурно-развлекательная; физкультурно-оздоровительная работа, туристическая деятельность; экскурсионное обслуживание и др.

В настоящее время в России насчитывается 55 тыс. клубных учреждений, при которых функционирует 357.328 любительских объединений. Число занимающихся в клубных объединениях составляет 6.074.821 чел.

С 1980 г. число клубных учреждений уменьшилось на 22,5 тыс. Особенно сильно сокращение происходит с 1991 года - на 15,6 тыс. С 1998 по 2001 г.г. сокращение незначительно. За три года число клубов уменьшилось на 1,1 тыс. Можно предположить, что в ближайшие годы численность клубных учреждений стабилизируется.

Наблюдается и другая тенденция. В стране возникают клубные учреждения нового типа: Центры досуга и творчества, Дома ремесел, Национально-культурные центры и др.

В крупных городах возникают досуговые центры, организуемые на коммерческой основе. Речь идет, прежде всего, об элитных ночных клубах. По характеру своей деятельности (уклон в развлекательность и недоступность широким слоям населения из-за дороговизны оказываемых услуг) досуговые заведения данного типа пока еще плохо вписываются в традиционную сеть культурно-досуговых учреждений.

Парковые учреждения

Парки культуры и отдыха являются одними из самых популярных учреждений досугового типа. Как и клубы, парки являются комплексными многофункциональными учреждениями культуры. Но, в отличие от клубов, свою деятельность парки организуют в условиях живой природы под открытым небом. Специфика парков позволяет им проводить самые разнообразные формы работы, удовлетворять потребности самой разнообразной аудитории: от площадок для детей и тихих уголков для людей старшего возраста, до танцевальных залов и самых разнообразных аттракционов для молодежи и т.п.

К сожалению, количество парков культуры в России ежегодно убывает. Если в 1990 г. их насчитывалось 730, то к концу 1999 г. - 554. Сокращение числа парков связано в основном с трудностями материально-технического и финансового характера. Содержание паркового хозяйства, в т.ч. дорогостоящих аттракционов, дело очень и очень трудоемкое. Оно оказалось не по силам региональным и местным органам власти. В Федеральном агентстве по культуре и кинематографии сегодня нет отдела, который ведает парками. Они переданы в ведение местных властей.

Остается надеяться, что по мере улучшения экономической ситуации в нашей стране число парков будет возрастать. Будут возникать и новые виды парковых учреждений: рекреационные, парки развлечений и т.п.

В настоящее время создана Ассоциация парков культуры РФ. Ее усилиями проводятся конкурсы на лучший парк России.

Музеи

Основное назначение музеев - собирание, изучение и экспонирование материальных и духовных ценностей. Большое место в деятельности музеев занимает проведение культурно-просветительной и научно-исследовательской работы.

Музеи в Российской Федерации

Из таблицы видно, что за последние 20 лет число музеев в нашей стране увеличилось более чем в 2,5 раза. Это увеличение связано в основном со снятием различного рода запретов на инициативную деятельность, существовавших до 1985 года.

Из общего числа музеев системы Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ 100 составляют музеи федерального ведения, включая музеи и филиалы. Остальные музеи этой системы - регионального и муниципального ведения.

Все музеи можно разделить на 10 основных профилей: комплексные (в основном, краеведческие), исторические, художественные, литературные, мемориальные, искусствоведческие, естественнонаучные, отраслевые, технические и архитектурные.

Можно предположить, что число музеев в ближайшем будущем будет возрастать. Об этом свидетельствуют такие данные. В России стали появляться частные музеи (музей, посвященный творчеству Юрия Никулина, в г. Красногорск Московской области, Музей дипломатического корпуса в г. Вологде). Возникают археологические и исторические музеи-парки, экомузеи. Так, среди планов музейных работников Кемеровской области - организация музеев: «Русское волостное село» (трактир, кузница, сельская церковь), языческое капище «Славянский мифологический лес» и др.

Возникают и оригинальные музеи (Музей петуха в г. Петушки Владимирской области, Музей мыши в г. Мышкине Ярославской области). Такого рода музеи играют важную роль в сохранении местных культурных традиций, и в частности - местной топонимики.

Библиотеки и информационные центры

Основное назначение библиотек - собирание, хранение и распространение книг. В последние годы на одно из первых мест в деятельности библиотек выходит информационное направление.

Библиотеки Российской Федерации (в тыс.)

Библиотеки всех типов

Массовые библиотеки

* - сведения отсутствуют

Из таблицы видно, что число библиотек всех типов сократилось с 1980 г. на 36,5 тыс., число массовых библиотек сократилось за это время почти на 13 тыс. В то же время необходимо отметить, что в целом библиотечная сеть в нашей стране сохранена. И библиотеки играют важную роль в культурной жизни основных категорий населения. Так, библиотечная сеть Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ представляет собой многоуровневую систему, состоящую из федерального, регионального и муниципальных звеньев.

Верхнее звено включает в себя 9 крупнейших библиотек федерального подчинения (Российская государственная библиотека - г. Москва; Российская национальная библиотека - г. Санкт-Петербург; Российская государственная юношеская библиотека; Российская государственная детская библиотека - г. Москва и др.)

Среднее региональное звено составляют универсальные библиотеки субъектов РФ, так называемые областные и краевые универсальные научные библиотеки (УНБ).

В состав регионального звена помимо УНБ входят также региональные универсальные детские библиотеки (УДБ), юношеские (ЮБ) и библиотеки для слепых. С начала 1990-х годов в ряде регионов произошло слияние универсальных детских и юношеских библиотек.

Низовое звено библиотек системы Министерства культуры РФ составляют муниципальные библиотеки - городские, районные, сельские и т.п.

В последние годы наблюдается тенденция образования на базе библиотек информационных учреждений нового типа. Так, появились медиатеки, объединяющие различные, и, прежде всего, электронные носители информации о произведениях искусства. Реальностью наших дней стало появление интернет-Центров, интернет-салонов и интернет-кафе. Так, например, на базе Центральной городской публичной библиотеки им. Некрасова (г. Москва) создался новый библиотечно-информационный комплекс столицы. Большое внимание массовые библиотеки уделяют проведению культурно-досуговых мероприятий для различных категорий населения, все в большей степени используя разнообразные формы клубной работы.

Учреждения социально-педагогической направленности

К настоящему моменту в России создана система учреждений, осуществляющих социальное воспитание подрастающего поколения в новых условиях. В свою очередь, эта система разветвляется на ряд направлений с присущими им специфическими задачами.

Традиционное место в этой системе занимают учреждения дополнительного образования детей и подростков, проводящие свою работу в основном по их месту жительства и учебы. В прошедшие 10-15 лет удалось в целом сохранить эту систему, максимально приспособив ее к новым условиям российской действительности. Учреждения этого типа играют важную роль, как в социальном воспитании, так и в организации досуга детей и подростков по месту их жительства. Основным куратором этой системы выступает Министерство образования РФ, которому помогают Министерство культуры, Госком молодежи и Госкомспорта РФ.

Вторым направлением, выделившимся за эти годы, является сеть территориальных учреждений, занимающихся малообеспеченными семьями, имеющими детей. Это относительно новое для России направление, имеющее своей целью оказание малоимущим семьям, прежде всего социальной помощи. Отвечает за это направление Министерство здравоохранения и социального развития РФ.

Третье направление включает в себя сеть специализированных учреждений, занимающихся, с одной стороны, организацией воспитательного процесса в учреждениях закрытого типа, прежде всего интернатах, а с другой стороны, целенаправленной профилактической и реабилитационной работой среди детей и подростков. При проведении профилактической работы особое внимание уделяется предупреждению правонарушений среди детей и подростков, а также - детской безнадзорности и беспризорности. Реабилитационная работа предполагает воспитательное воздействие на детей с девиантным поведением и детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Здесь трудно выделить одно из курирующих министерств. Ответственность распределяется в зависимости от специфики решаемой проблемы между такими министерствами, как Министерство образования, Министерство здравоохранения и социального развития, Министерство внутренних дел, Государственный Комитет по делам молодежи.

Учреждения дополнительного образования детей и подростков

Эти учреждения предоставляют дополнительные возможности для всестороннего развития детей, в т.ч. для развития их индивидуальных интересов и способностей.

В 1999 г. учреждений дополнительного образования различной ведомственной принадлежности насчитывалось 16 тыс. При этом число учреждений такого рода с каждым годом возрастает. Так, например, за 1997-1999 гг. количество учреждений дополнительного образования возросло на 2,9 тыс.

В системе Министерства образования в 1999 г.г. действовало 3579 центров, дворцов, домов детского творчества и других учреждений, реализующих разнообразные программы дополнительного образования. В этих учреждениях занималось 4,3 млн. детей. Более 54% от обучающихся охвачены художественно-эстетическим образованием.

В системе Минобразования действует 397 учреждений художественного профиля, 443 эколого-биологических центров, станций юных натуралистов.

Большое место в системе дополнительного образования занимают детско-юношеские спортивные школы и клубы физической подготовки. В 1999 г. в системе Министерства образования таких школ насчитывалось около 3000. В них занималось 1,9 млн. детей. В 1632 детско-юношеских спортивных школах Госкомспорта России, профсоюзов и других организаций занималось 790,2 тыс. детей и подростков.

Система Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ включает в себя 5,8 тыс. детских школ искусств различного профиля и 4.499 специализированных детских библиотек. Для поддержки особо одаренных детей действует Президентская программа «Одаренные дети».

Система учреждений социального обслуживания семьи и детей по месту жительства

Как уже отмечалось за шесть лет (до 2000 г.) численность территориальных учреждений социального обслуживания семьи и детей возросла в 21 раз и составила на начало 2000 г. - 2240 учреждений, функционирующих в системе органов социальной защиты населения (Министерство здрвоохранения и социального развития). Среди них можно выделить три группы учреждений:

Центры социального обслуживания семьи и детей, предоставляющие комплекс социальных услуг (территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи населению, центры экстренной психологической помощи по телефону, кризисные центры для женщин и др.);

Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, включая социальные приюты для детей и подростков;

Реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями.

Большинство названных учреждений действует, как правило, по месту проживания семьи и детей. В среднем на каждый субъект Российской Федерации приходится 25,8 учреждений такого рода.

Среди территориальных учреждений социального обслуживания семьи и детей на первом месте идут центры социальной помощи семье и детям (различных видов) - 656. Далее: социальные приюты для детей и подростков - 412, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних - 276, реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями - 182 и др.

Специализированные учреждения по работе с трудными детьми и подростками

В соответствии с Законом РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999 г.) в стране функционируют два типа специализированных учебно-воспитательных учреждений: открытого и закрытого типа.

К специальным учебно-воспитательным учреждениям открытого типа органов управления образованием относятся:

Специализированные общеобразовательные школы;

Специальные профессиональные училища;

Другие виды образовательных учреждений открытого типа для несовершеннолетних, нуждающихся в особых условиях воспитания,

К специальным учебно-воспитательным учреждениям закрытого типа относятся, прежде всего, учреждения интернатного типа для детей-сирот, детей-инвалидов и детей, оставшихся без попечения родителей (дома ребенка, детские дома, школы-интернаты для детей-сирот, школы-интернаты для детей с ограниченными возможностями здоровья и др.) - система Минобразования РФ, Минздрава и социального развития РФ.

Особую группу образуют специализированные учреждения по профилактике безнадзорности и социальной реабилитации детей и подростков. Это так называемые учреждения временного содержания несовершеннолетних (центры временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей) - система МВД, и специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации - система Минобразования и Минздрава.

Общее количество специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, органов социальной защиты населения на 01.01.2000 г. составило 701, в т.ч. 276 социально-реабилитационных центров, 412 социальных приютов, 13 центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей. В системе образования таких учреждений - 61.

В ноябре 2000 г. Постановлением правительства Российской Федерации утверждены примерные положения о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (о социально-реабилитационном центре, о социальном приюте для детей, о центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей). В положениях записано, что реабилитационные центры осуществляют свою деятельность во взаимодействии с органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел, общественными и другими организациями.

Социально -культурной сферы Дипломная работа >> Психология

В социально -культурной сфере , выявление факторов и противоречий, влияющих на ее эффективность в учреждениях культуры, ... социально - культурной сферы . Творческий потенциал как социально значимое качество человека является одной из важнейших характеристик ...

  • Механизм расходования средств бюджета муниципального образования на социально -культурную сферу

    Дипломная работа >> Финансовые науки

    С 318 Перейдем к характеристике каждого направления бюджетных расходов на финансирование социально -культурной сферы . Образование – процесс... города в одно лечебное учреждение . В работе управления (учреждений ) социальной защиты города приоритетными являются...

  • Ресурсная база социально -культурной деятельности (2)

    Контрольная работа >> Социология

    И вспомогательного персонала, по своим характеристикам , прежде всего, профессиональному и интеллектуальному... сотрудников и по­сетителей учреждения культуры. Таким образом, обеспечение учреждений социально -культурной сферы профессиональным кадровым ресурсом...

  • Философия под институтом понимает элемент социальной структуры, исторические формы организации и урегулирования общественной жизни, передача культурного опыта, освоение культурных форм общественной жизни приобретение культурологических знаний.

    Термином "социально-культурный институт" обозначаются:

    Государственные и муниципальные структуры

    Производственные объединения и предприятия

    Негосударственные общественные организации

    Системы народного образования

    Средства массовой информации

    Специальные учреждения социально-культурного профиля: театры, музеи, библиотеки.

    Социально-культурный институт объединяет людей для совместной деятельности по удовлетворению социально-культурных потребностей человека или решения конкретных социально-культурных задач.

    Сеть культурно-досуговых учреждений.

    Под сетью понимается объединение (сеть библиотек, сеть клубов...), в основу которого положен территориальный или ведомственный признак.

    Территориальный признак учитывает количество учреждений по месту их расположения в масштабе района, города, области, края.

    Ведомственный признак учитывает численность учреждений по их подчинённости, по финансированию:

    Государственные

    Муниципальные (местный бюджет)

    Общественные (профсоюзные, различных обществ).

    Коммерческие.

    Ведомственные.

    До 1917г. Сеть КДУ была развита слабо. Её развитием занималось не правительство, а российские просветители (Радищев, Фонвизин конец 18 века). Это были библиотеки, музеи, театры как формы внешкольного образования:

    1830-публичные библиотеки

    1834-библиотеки в 18 городах России

    середина 19 века - воскресные школы, народные театры, создавались по инициативе революционно настроенной интеллигенции.

    70-е годы - сельские, городские библиотеки и общедоступные профессиональные театры.

    80-е годы - воскресно-вечерние школы для рабочих.

    90-е годы - народные дома и народный театр, растёт сеть школ для взрослых.

    Народные дома строились на средства владельцев заводов и фабрик и вмещали в себя библиотеку, читальню, зрительный зал и чайную.

    К 1903 году насчитывалось около 10 тысяч бесплатных библиотек в сельской местности.

    Таким образом, к 1917 году создана сеть учреждений школы и курсы для взрослых, народные университеты, публичные библиотеки. Сеть была малочисленной, КПУ находились в крупных городах до Урала.