Юбки

Презентация по обществознанию "Познание. Истина и ее критерии" (10 класс)

Слайд 1

Истина и её критерии

Подготовка к ЕГЭ по обществознанию Учитель Непершина Г.И., МОУ СОШ № 15 г. Балашова Саратовской области

“Лишь тот умен, кто понимает, Что неучен, что мало знает!” Абу Шукур

Слайд 2

Познание

Гносеология (от греч. gnosis – знание и logos – учение) – учение о сущности, закономерностях и формах познания. Познание – 1) процесс постижения действительности, накопления и осмысления данных, полученных в опыте взаимодействия человека с окружающим миром; 2) процесс активного отражения и воспроизведения действительности в сознании человека, результатом которого является новое знание о мире.

Слайд 3

1) проверенный практикой результат познания действительности, верное её отражение в мышлении человека; 2) (в широком смысле) любого рода информация; 3) (в узком смысле) подтверждённая научными средствами информация.

Слайд 4

Субъект и объект познания

Процесс познания предполагает наличие двух сторон: познающего человека (субъекта познания) и познаваемого предмета (объекта познания).

Слайд 5

Субъект познания

(от лат. subjectus – лежащий внизу, находящийся в основе) – носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленной на объект.

Слайд 6

Основные концепции субъекта познания

Психологический субъект познания (изолированный субъект): субъект равен человеческому индивиду, осуществляющему познавательный акт. Такая позиция близка к нашему повседневному опыту. Познающий субъект рассматривается как пассивный регистратор внешних воздействий, с той или иной степенью адекватности отражающий объект. Такой подход не учитывает активный и конструктивный характер поведения субъекта – того, что последний способен не только отражать, но и формировать объект познания. Представление, что познающий разум пассивно созерцает мир и таким путём познаёт его, сложилось в XVII веке (Джон Локк).

Слайд 7

Трансцедентальный субъект познания: существует инвариантное и устойчивое «познавательное ядро» в каждом человеке, которое обеспечивает единство познания в различные эпохи (Иммануил Кант). Трансцендентальный (от лат. trascedes – выходящий за пределы) – относящийся к интуитивным, априорным (внеопытным или доопытным) условиям возможности познания. Трансцендентальный – противоположный эмпирическому. Результаты познания отражают не только свойства изучаемого предмета, но и то, как мы организуем процесс изучения (средства и способы познания), и особенности нас самих (наши позиции, ранее накопленный опыт).

Слайд 8

Слайд 9

Объект познания

(от лат. objectum – предмет) – то, что противостоит субъекту в его познавательной деятельности. В качестве объекта может выступать и сам субъект. Под объектом познания подразумевают часть внешнего мира или все реальные фрагменты бытия, противостоящие субъекту и специально подвергающиеся исследованию. Так, к примеру, человек является объектом изучения многих наук – биологии, медицины, психологии, социологии, философии и др.

Слайд 10

Субъект – активно действующее в познании творческое начало.

Объект – то, что противостоит субъекту и на что направлена его познавательная деятельность.

Слайд 11

Формы (источники, ступени) познания.

Чувственное, опытное познание. Формы чувственного познания: 1) ощущение, 2) восприятие, 3) представление.

Слайд 12

Ощущение

отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств. В классификациях ощущений используются разные основания. По модальности выделяют зрительные, вкусовые, слуховые, осязательные и другие ощущения.

Слайд 13

Восприятие

чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств.

Слайд 14

Представление

чувственный образ предметов и явлений, сохраняемый в сознании без их непосредственного воздействия на органы чувств. Степень обобщенности того или иного представления может быть различной, в связи с чем различают единичные и общие представления. Посредством языка происходит перевод представления в абстрактное понятие.

Слайд 15

Рациональное, логическое познание (мышление).

Формы рационального познания: 1) понятие, 2) суждение, 3) умозаключение.

Слайд 16

1) мысль, выделяющая из предметной области и собирающая в класс объекты на основе их общего и отличительного признака; 2) форма мышления, отражающая существенные свойства, связи, отношения предметов и явлений.

Слайд 17

Объём понятия – класс объектов, выделяемых из совокупности объектов и обобщаемых в понятии. Например, под объемом понятия «товар» подразумевается множество всех изделий, предлагаемых рынку как сейчас, так и в прошлом или в будущем. Содержание понятия – совокупность существенных и отличительных признаков предмета, качества или множества однородных предметов, отраженных в этом понятии. Например, содержанием понятия «коррупция» является совокупность двух существенных признаков: «сращение государственных структур со структурой преступного мира» и «подкуп и продажность общественных и политических деятелей, государственных чиновников и должностных лиц».

Слайд 18

Слайд 19

Суждение

1) мысль, утверждающая или отрицающая что-либо об объектах познания; 2) мысль, в которой утверждается наличие или отсутствие какого-либо положения дел. Пример: зубы млекопитающих имеют корни.

Слайд 20

Умозаключение

1) мысленная связь нескольких суждений и выведение из них нового суждения; 2) получение новых суждений на основе уже имеющихся с помощью логического мышления. Любое умозаключение состоит из посылок, заключения и вывода. Посылками умозаключения называют исходные суждения, из которых выводится новое суждение. Заключением называется новое суждение, полученное логическим путем из посылок. Логический переход от посылок к заключению называется выводом.

Слайд 21

Виды умозаключений:

1) дедуктивные, 2) индуктивные, 3) традуктивные (по аналогии). Дедукция (от лат. deductio – выведение) – выведение частного из общего; путь мышления, который ведет от общего к частному, от общего положения к особенному.

Слайд 22

Слайд 23

Индукция (лат. inductio – наведение) – способ рассуждения от частных положений к общим выводам. Традукция (лат. traductio – перемещение) – логическое умозаключение, в котором посылки и заключения являются суждениями одинаковой общности. Традуктивным умозаключением является аналогия. Типы традукции: 1) заключение от единичного к единичному, 2) заключение от частного к частному, 3) заключение от общего к общему.

Слайд 24

Интуиция (на средневековой латыни intuitio, от intueor – пристально смотрю) – постижение истины путем непосредственного ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства. Интуиция – 1) способность человеческого сознания в некоторых случаях чутьем, догадкой улавливать истину, опираясь на прежний опыт, на приобретенные ранее знания; 2) проницательность; 3) непосредственное познание, познавательное предчувствие, познавательное озарение; 4) сверхбыстрый мыслительный процесс.

Слайд 25

Источники познания: разум, чувство или интуиция?

Рационализм. Сократ и его ученик Платон настаивали на том, что основой познания и обучения служат общие понятия, которые называются универсалиями. Универсалии (от лат. universalis – общий) – общие понятия. Онтологический (бытийственный) статус универсалии – одна из центральных проблем средневековой философии (спор об универсалии 10-14 вв.): существуют ли универсалии 1) «до вещей», как их вечные идеальные прообразы (платонизм, крайний реализм), 2) «в вещах» (аристотелизм, умеренный реализм), 3) «после вещей» в человеческом мышлении (номинализм, концептуализм). Эти универсалии уже заключены в человеческом разуме от рождения и таким образом познание заключается в припоминании того, что мы уже знаем.

Слайд 26

Несомненные истины

Анамнезис (от греч. anamnesis воспоминание, припоминание) – по Платону, познание, поскольку всякое познание есть воспоминание души об идеях, которые она созерцала до ее соединения с телом. Сходную с платоновской точку зрения на источник и основы нашего познания отстаивал французский математик и философ Рене Декарт. Для проверки надежности наших знаний, он предложил начинать всякое познание с сомнения относительно имеющейся информации о мире. Путем последовательного исключения фактов, не выдержавших проверку принципом сомнения, Декарт пришел к тому, что есть только два факта, в истинности которых нельзя усомниться. 1) «Я мыслю, следовательно, я существую» (Cogito ergo sum). 2) Второй несомненной истиной является бытие Бога.

Слайд 27

Отличительными признаками несомненных истин, позволяющими отделить их ото лжи и заблуждения, являются ясность и отчетливость. На этом основании мы можем быть полностью уверены в истинности всех математических знаний, поскольку математика имеет дело исключительно с ясными и отчетливыми врожденными идеями. Теории познания Платона, Декарта и подобные им получили название рационалистических. Они утверждают, что при помощи одного разума, можно получить истинное знание. Это знание есть знание универсалий (общих понятий), которые врожденны нам, и из которых можно получить частные знания.

Слайд 28

Слайд 29

Эмпиризм

(от греч. empeiria – опыт), направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания. Эмпиризм сформировался в 17 – 18 вв. (Бэкон, Гоббс, Локк, Беркли, Юм).

Слайд 30

Сенсуализм

(от лат. sensus – восприятие, чувство), направление в теории познания, согласно которому ощущения и восприятия – основа и главная форма достоверного познания. Сенсуализм – ранняя форма эмпиризма. Представляющие её философы отрицают существование врожденного знания и вообще скептически настроены по отношению к возможности получения достоверного знания на основе одного только разума. Джон Локк пытался доказать, что у нас нет врожденных идей, а все знание происходит от впечатлений, получаемых от органов чувств. Ум человеческий от рождения можно уподобить чистой доске (tabula rasa), лишенной каких бы то ни было образов идей.

Слайд 31

Интуиция как источник знания

Интутивизм – течение в философии, видящее в интуиции единственно достоверное средство познания. Были случаи, когда сформулированные результаты «озарений» просуществовали века, прежде чем они получили должное признание, были логически обоснованы и нашли практическое применение. К ним, в частности, относятся предсказание Леонардо да Винчи возможности изготовления летательных аппаратов тяжелее воздуха, формулировка (правда, не совсем ясная), Роджером Бэконом закона постоянства состава и закона паев (кратных отношений) в химии, предвидение Фрэнсисом Бэконом возможности создания судов для подводного плавания и возможности поддержания жизнедеятельности организма при удалении жизненно важных органов.

Слайд 32

Виды интуиции

1) чувственная, 2) интеллектуальная, 3) мистическая.

Слайд 33

Что такое истина? Истина – соответствие между фактами и высказываниями об этих фактах. Истина – это свойство высказываний, суждений или верований.

Слайд 34

Слайд 35

Относительная истина – неполное, ограниченное знание; такие элементы знания, которые в процессе развития познания будут изменяться, заменяться новыми. Каждая относительная истина означает шаг вперед в познании абсолютной истины, содержит, если она научна, элементы, крупицы абсолютной истины. Истина абсолютная и истина относительная – разные уровни (формы) объективной истины.

Слайд 36

Заблуждение и ложь

Заблуждение – уклонение от истины, принимаемое нами за истину. Первую классификацию заблуждений дал Бэкон под именем «идолов». Причину возникновения заблуждений одни философы видят в человеческой воле (Лейбниц, Шопенгауэр), большинство же приписывает их разуму или социальным интересам (Маркс). Ложь – утверждение, не соответствующее истине, высказанное в таком виде сознательно – и этим отличающееся от заблуждения.

Слайд 37

Существует ли истина?

Агностицизм (греч. а отрицание, gnosis знание) – философское учение, отрицающее полностью или частично возможности познания мира. Роль науки агностицизм ограничивает лишь познанием явлений. Противоположностью агностицизма является гносеологический оптимизм.

Слайд 38

Оптимизм (от латин. optimus – наилучший) – представление о том, что в мире господствует положительное начало, добро; радостное восприятие жизни, проникнутое верой в разумное и справедливое лучшее будущее. Противоположность оптимизма – пессимизм. Сторонники гносеологического оптимизма не отвергают сложности познания, сложности и трудности выявления сущности вещей. Вместе с тем у разных его представителей имеются различные аргументы, доказывающие несостоятельность агностицизма. Одни из них опираются при этом на ясность и отчетливость мысли об объектах и их сущности, другие – на общезначимость получаемых результатов, третьи – на невозможность существование человека без адекватного отражения законов объективного мира, четвертые указывают на практику как на ведущий критерий при определении достоверного знания о сущности вещей и т.п.

Слайд 39

В чём причина относительности человеческих знаний?

1) Мир бесконечно изменчив. 2) Познавательные возможности человека ограничены. 3) Возможности познания зависят от реальных исторических условий своего времени и определяются уровнем развития духовной культуры, материального производства, имеющимися средствами наблюдения и эксперимента. 4) Особенности познавательной деятельности человека.

Слайд 40

Что является критерием (мерилом) истины?

Критерий – (от греч. kriterion – средство для суждения) – 1) признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; 2) мерило оценки. Критерий истины – средство проверки истинности человеческих знаний.

Слайд 41

Критерии истины в разных теориях

1) Эмпиризм: данные чувственного опыта; 2) Рационализм: очевидность, которая достигается путём интеллектуальной интуиции (Декарт), «врождённые инуиции» (Лейбниц), логическая непротиворечивость теории; 3) Конвенционализм: удобство и простота теории; При таком подходе вопрос об истинности или ложности наших знаний вообще устраняется. 4) Прагматизм: истина – полезность или работоспособность идеи: «… истинное – это просто выгодное в образе нашего мышления»; 5) Марксизм: критерием истины является практика = материальное производство + научный эксперимент.

Слайд 42

Практика как критерий истины

Практика (от греч. praktikos – деятельный, активный) – материальная, целеполагающая деятельность людей.

Слайд 43

Функции практики в процессе познания:

1) исходный пункт, источник познания (потребностями практики вызваны к жизни существующие науки); 2) основа познания (именно благодаря преобразованию окружающего мира происходит наиболее глубокое познание свойств окружающего мира); 3) практика является движущей силой развития общества; 4) практика – цель познания (человек познаёт мир, чтобы использовать результаты познания в практической деятельности); 5) практика – критерий истинности познания.

Слайд 44

Основные виды практики

1) научный эксперимент, 2) производство материальных благ 3) социально-преобразующая деятельность масс.

Слайд 45

Слайд 46

Практика

Практика 1) не охватывает весь реальный мир, к тому же 2) практическое подтверждение какой – либо теории может произойти не сразу, а через многие годы, однако это не означит, что данная теория не является истиной. 3) Такой критерий истины относителен, так как сама практика развивается, совершенствуется и поэтому не может тотчас и полностью доказать те или иные выводы, полученные в процессе познания. Идея взаимодополняемости критериев истины: ведущий критерий истины – практика, которая включает материальное производство, накопленный опыт, эксперимент, дополняется требованиями логической согласованности и во многих случаях практической полезностью тех или иных знаний.

Слайд 47

Тесты ЕГЭ по теме (А)

Понятие - это форма мысли, которая 1)отражает непосредственное воздействие окружающего мира на органы чувств 2)выявляет общие и существенные признаки познаваемых предметов и явлений 3)формирует наглядный образ предмета 4) фиксирует различные комбинации ощущений человека

Слайд 48

Тесты ЕГЭ по теме

Верны ли следующие суждения о практике как критерии истины? А. Практика - это критерий истинности наших знаний о мире. Б. Практика - это не единственный критерий истины, потому что существуют явления, недоступные для практического воздействия на них. 1)Верно только А, 2)Верно только Б. 3)Верны оба суждения 4)Оба суждения неверны

Слайд 49

Слайд 50

Подобные документы

    Истина и познание в философии. Совпадение между сознанием и миром. Признание объективной истины. Зависимость истины от условий. Относительная и абсолютная истина. Выбор путей познания. Стремление к реализации замыслов в ситуации неполной информации.

    реферат, добавлен 25.03.2013

    Истина как адекватное отражение реальности в динамике ее развития. Противоположность истины и заблуждения. Религиозный источник познания. Философские подходы к выделению критериев истины. Относительность и абсолютность знаний, формы объективной истины.

    контрольная работа, добавлен 15.10.2010

    Разные подходы к определению истины, многообразие подходов к критерию истины, ее формы, объективность и конкретность истины в различных философских направлениях. Понятия абсолютности и относительности истины, их связь. Отличие истины от заблуждения, лжи.

    контрольная работа, добавлен 29.01.2010

    Вопрос о сущности и происхождении истины как основополагающий в теории познания, взгляд на данную проблему философов от античности и современности. Относительная и абсолютная истина в диалектике познания. Место категории "истина" в научном исследовании.

    реферат, добавлен 01.04.2010

    Что есть истина. Важность проблемы критерия истины. Проблема природы познаваемой реальности и субъективности мышления. Проблема характера соответствия мыслей реальности. Истина в повседневной жизни. Эволюция понятия критерия истины до марксизма.

    контрольная работа, добавлен 30.09.2013

    Отношения категории "истина" и видов знания. Ощущение, восприятие и представление как основные формы чувственного познания. Определение понятия "истина" в мыслях Хайдеггера, Бердяева, Фуко. Атрибуты истинного знания и основные концепции истины.

    презентация, добавлен 06.05.2014

    Понятия научной, обыденной (повседневной), логической, нравственной, относительной и абсолютной истины. Формы истины, обусловленные спецификой видов познавательной деятельности человека. Пример, иллюстрирующий различие обыденной истины и истины научной.

    реферат, добавлен 21.11.2010

    Понятие и направления исследования истины в философии различных времен, ряд ее форм: обыденная или житейская, научная истина, художественная истина и истина нравственная. Сущность проблемы истины, ее взаимосвязь с процессом познания. Философия науки.

    реферат, добавлен 17.09.2011

    Проблема истины, являющаяся ведущей в философии познания. Первое положение, согласно которому истина есть соответствие мыслей действительности. Положение о внеклассовом, надысторичном характере объективной истины, ее формы: относительная и абсолютная.

    реферат, добавлен 09.04.2016

    Истина как свойство знания, величайшая социальная и личная ценность. Понятие истины, ее основные формы и модификации. Диалектика относительной и абсолютной истины. Определение достоверности в философской науке. Истина и достоверность, общее и различное.

Человеку важно, «чтобы
предмет его воли... был
объективным благом...
предмет и содержание его
мысли были объективно
истинны и предмет его
чувства был объективно
прекрасен, т. е. не только
для него, но и для всех
безусловно» (В.С.Соловьев)
1

Какое знание
следует считать
истинным?
В какой мере
оно доступно
познающему
человеку?
Какими
способами
достигается?

Понятие истины

«Слово
«истина»
означает
соответствие
мысли
предмету»
«Истина есть
тождество вещи
и
представления»
Фома Аквинский
Аристотель
Р. Декарт

Понятие истины

«Что каждому кажется, то и
достоверно» (Протагор)
«что одно и то же существует
и не существует, что оно и
плохо и хорошо, что другие
противолежащие друг другу
высказывания также
верны…» (критика позиции
Протагора Аристотелем)

Понятие истины

“Истина - это соответствие знаний действительности”
“Истина - это опытная подтверждаемость”
“Истина - это полезность знания, его эффективность”
“Истина - соглашение”
“Истина - это свойство самосогласованности”
«Истина есть процесс» (во-первых, как процесс
изменения в направлении все большей полноты
отражения объекта и, во-вторых, как процесс
преодоления заблуждения в структуре концепций,
теорий)

ИСТИНА – это знание, соответствующее
предмету познания, совпадающее с ним

Свойства истины

1
2
зависимость истины
от места, времени и
других условий её
получения
это такое содержание
наших знаний, которое
не зависит ни от
человека,
ни от человечества
Конкретность
Объективность

Виды истины

Абсолютная
истина
Исчерпывающее
достоверное знание о
природе, человеке и
обществе.
Знание о предмете, которое
не может быть
опровергнуто в будущем
или дополнено.
Таких знаний немного.
Относительная
истина
Неполное, неточное знание,
соответствующее
определенному уровню
развития общества,
которое обусловливает
способы получения этого
знания.
Знание, которое может
изменяться, углубляться,
заменяться новым в
процессе развития
познания.

Причины относительности истины

Мир бесконечно изменчив
Познавательные возможности человека
ограничены
Возможности познания зависят от реальных
исторических условий развития духовной культуры,
материального производства, имеющимися
средствами наблюдения и эксперимента своего
времени и определяются уровнем
Особенности познавательной деятельности
человека

Формы истины

Научная истина
Обыденная или
житейская истина
Художественная
истина
Нравственная истина

Противоположности истины

Заблуждение – уклонение от истины, принимаемое нами
за истину.
Первую классификацию заблуждений дал Ф. Бэкон под
именем «идолов» («идолы рода», «идолы пещеры», «идолы
площади (рынка)», «идолы театра»)
Причину возникновения заблуждений одни философы видят в
человеческой воле (Лейбниц, Шопенгауэр), большинство же
приписывает их разуму или социальным интересам (Маркс).
Ложь – утверждение, не соответствующее истине,
высказанное в таком виде сознательно – и этим
отличающееся от заблуждения.

Что является критерием (мерилом) истины?

Критерий – (от греч. kriterion – средство для
суждения) –
1) признак, на основании которого
производится оценка, определение или
классификация чего-либо;
2) мерило оценки.
Критерий истины – средство проверки
истинности человеческих знаний.

Критерии истины в разных теориях

Эмпирики считали, что источником и обоснованием
всех знаний является чувственный опыт.
У рационалистов - критерием истины выступал
разум.
Конвенционалисткие теории исходили из того, что
истинное научное знание – это соглашение между
исследователями - «конвенции»
Прагматические теории истины предполагают, что
истинным является то сознание, которое
способствует решению практических задач.
Марксизм: критерием истины является практика =
материальное производство + научный
эксперимент.

Эмпирики

Источник и
обоснование всех
знаний чувственный
опыт;
Ощущения
являются
единственным
источником и
основанием
знания
(сенсуалисты);
Мышление
рассматривается
как производное
от ощущений;
Эмпиризм сформировался в 17 – 18
вв. (Бэкон, Гоббс, Локк, Беркли, Юм)
КРИТИКА:
на уровнях восприятия и
представления для получения
целостной картины мира наше
сознание использует элементы
обобщенных знаний;
чувственный опыт может давать
искаженное представление о
действительности;
многие теоретические постулаты,
лежащие в основе научного знания,
нельзя обосновать опытным путем;
чувственный опыт есть результат
понимания, интерпретации.

Рационалисты

Критерием истины
выступает разум;
За образец
истинного знания
принималась
математика,
начинающаяся с
очевидных истин и
использующая
методы логического
выведения нового
знания из
несомненных
посылок.
КРИТИКА:
Трудности в определении
безусловных основ познания
(Декарт - «врожденные
идеи», Лейбниц «врожденные интуиции;
Эвклидова и неевклидова
геометрия - идеал
теоретически
обоснованного знания. Какая
же из них соответствует
действительному
пространству, является
истинной?

Каждая из системы
аксиом Евклида,
Лобачевского и
Римана была
теоретически строга,
возникал вопрос о
том, какая же из них
соответствует
действительному
пространству,
является истинной.
«Основные положения Евклида суть также не что иное,
как соглашение, и было бы настолько же неразумно
доискиваться, истинны ли они или ложны».
(А. Пуанкаре). Сторонники такой точки зрения –
конвенциалисты. При таком подходе вопрос
16
об истинности
вообще снимается.

Практика не может рассматриваться как
универсальный критерий истины.
Если
практическую
задачу удалось
решить, значит,
полнота знания
о предмете
достигнута?
Критерий истинности - теория
Отказ от идеи
развития знания

Практика как критерий истины

Практика (от греч. praktikos – деятельный, активный) –
целостная органическая система активной
материальной деятельности людей, направленная на
преобразование реальной действительности,
осуществляющаяся в определенном социокультурном
контексте. Её формы:
11
Click
Материальное
to add Titleпроизводство
22
Click
Социально-преобразующая
to add Title
деятельность
13
ClickНаучный
to add Title
эксперимент

Функции практики:

1) исходный пункт, источник познания (потребностями
практики вызваны к жизни существующие науки);
2) основа познания (именно благодаря
преобразованию окружающего мира происходит
наиболее глубокое познание свойств окружающего
мира);
3) практика является движущей силой развития
общества;
4) практика – цель познания (человек познаёт мир,
чтобы использовать результаты познания в
практической деятельности);
5) практика – критерий истинности познания.

Подведем итог

Каково классическое определение истины как
философского понятия?
В чем выражается объективность истины?
Дайте определение понятию «абсолютная истина»
В чем выражается относительность добываемых
нами истин?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Прочитать п.6, выполнить задания, поработайте с
источником.

ИСТИНА И ЕЕ КРИТЕРИИ

  • Человеку важно, «чтобы предмет его воли... был объективным благом... предмет и содержание его мысли были объективно истинны и предмет его чувства был объективно прекрасен, т. е. не только для него, но и для всех безусловно». (В.С.Соловьев)
  • Павлова Анеля Васильевна
  • учитель истории МОУ СОШ№ 12
  • г. Вышнего Волочка Тверской обл.
Какое знание следует считать истинным? В какой мере оно доступно познающему человеку? Какими способами достигается?
  • «истина есть тождество вещи и представления»
  • Фома Аквинский
  • «Слово «истина» означает соответствие мысли предмету».
  • Р. Декарт
  • важнейшее свойство истинного знания - его объективность, независимость от сознания человека, его пристрастий и интересов.
  • Позиция Аристотеля
«ЧТО КАЖДОМУ КАЖЕТСЯ, ТО И ДОСТОВЕРНО». (ПРОТАГОР)
  • «что одно и то же существует и не существует, что оно и плохо и хорошо, что другие противолежащие друг другу высказывания также верны…» (критика позиции Протагора Аристотелем)
Как человек может удостовериться в истинности своих знаний о предмете? КРИТЕРИИ ИСТИНЫ
  • Эмпирики
  • источник и обоснование всех знаний - чувственный опыт;
  • ощущения являются единственным источником и основанием знания (сенсуалисты);
  • Мышление рассматривается как производное от ощущений;
  • Критика позиции эмпириков
  • на уровнях восприятия и представления для получения целостной картины мира наше сознание использует элементы обобщенных знаний;
  • чувственный опыт может давать искаженное представление о действительности;
  • многие теоретические постулаты, лежащие в основе научного знания, нельзя обосновать опытным путем;
  • чувственный опыт есть результат понимания, интерпретации.
КРИТЕРИИ ИСТИНЫ
  • рационалисты
  • критерием истины выступает разум;
  • За образец истинного знания принималась математика, начинающаяся с очевидных истин и использующая методы логического выведения нового знания из несомненных посылок.
  • критика
  • Трудности в определении безусловных основ познания (Декарт - «врожденные идеи», Лейбниц - «врожденные интуиции;
  • Эвклидова и неевклидова геометрия - идеал теоретически обоснованного знания. Какая же из них соответствует действительному пространству, является истинной?
  • Каждая из системы аксиом Евклида, Лобачевского и Римана была теоретически строга, возникал вопрос о том, какая же из них соответствует действительному пространству, является истинной.
  • «Основные положения Евклида суть также не что иное, как соглашение, и было бы настолько же неразумно доискиваться, истинны ли они или ложны». (А. Пуанкаре)
  • Сторонники такой точки зрения – конвенциалисты.
  • При таком подходе вопрос об истинности вообще снимается.
ИСТИНА И ЕЁ КРИТЕРИИ
  • ИСТИНА
  • КАК ОТЛИЧИТЬ ИСТИНУ ОТ ЗАБЛУЖДЕНИЯ:
  • 1.ЗНАНИЕ ИСТИННО, КОГДА ОНО ЛОГИЧНО СТРОЙНО
  • 2.КОГДА ЗНАНИЕ ПОЛЕЗНО ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА
  • Критерий истины – практика:
  • практическое взаимодействие наблюдаемого явления с каким-либо другим,
  • материальное производство, накопленный опыт, научный эксперимент.
Критерии истины
  • Эмпирики считали, что источником и обоснованием всех знаний является чувственный опыт.
  • У рационалистов - критерием истины выступал разум.
  • Конвенционалисткие теории исходили из того, что истинное научное знание – это соглашение между исследователями - «конвенции»
  • Прагматические теории истины предполагают, что истинным является то сознание, которое способствует решению практических задач.
Практика не может рассматриваться как универсальный критерий истины.
  • Критерий истинности - теория
  • Если практическую задачу удалось решить, значит, полнота знания о предмете достигнута?
  • Отказ от идеи
  • развития знания
Формы истины
  • Научная истина
  • Обыденная или житейская истина
  • Художественная истина
  • Нравственная истина
Виды истины
  • Абсолютная истина
  • Относительная истина
  • Идеал, предел к которому стремиться наше знание.
  • Полное, исчерпывающее знание о предмете, тот элемент знаний, который не может быть опровергнут в будущем.
  • На пути к абсолютной истине мы получаем относительные истины.
  • Знания, которые будут изменяться, углубляться, заменяться новыми в процессе развития познания.
Свойства истины
  • Конкретность – зависимость истины от места, времени и других условий её получения.
  • Объективность –
  • это такое содержание наших знаний, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.
ИСТИНА И ЗАБЛУЖДЕНИЕ
  • «Ум человека уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривленном и обезображенном виде».(Ф.Бэкон)
  • Это заблуждения, истоки которых коренятся в самой человеческой природе, в особенностях нашего познания.
  • «полнотелость» - признак здоровья.
  • всякая власть от Бога
  • отсутствие полной и точной информации об интересующем нас предмете, а также необходимых средств для ее обработки
  • http://www.sweden4rus.nu/rus/visual/fotos/image.asp?id=3214
  • http://minomos.narod.ru/Galery/15.htm
  • http://www.eurosmi.ru/science/41.html
  • http://his.1september.ru/2002/01/5.html
  • http://catalog.catalog.catalog.ww.infanata.org/2008/10/page/4/
  • http://activerain.com/blogs/sashadear
  • http://www.univer.omsk.su/omsk/Edu/Math/eevklid.htm
  • http://www.rkm.kz/node/672
  • http://eva.ru/eva-life/contest/contest-photo.xhtml?contestEntryId=90965&showAll=true
  • Литература: Боголюбов Л.Н., Обществознание 19 класс
  • Профильный уровень, М., «Просвещение», 2008 г.
  • 1. Раздел философии, изучающий возможности познания, его формы и методы, условия его истинности – это:
  • Гносеология
  • Онтология
  • Агностицизм
  • Конвенциализм
  • 2. Раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия – это:
  • Гносеология
  • Онтология
  • Агностицизм
  • Конвенциализм
  • 3. Верны ли суждения:
  • А.) АГНОСТИЦИЗМ - ЗНАНИЯ ЭТО РЕЗУЛЬТАТ
  • СОГЛАШЕНИЙ УЧЕНЫХ
  • Б.) КОНВЕНЦИАЛИЗМ - (ОТ ГРЕЧ.
  • НЕПОЗНАВАЕМЫЙ) - ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ
  • ПОСТИЧЬ ТОЛЬКО ВНУТРЕННЮЮ СУТЬ
  • ВЕЩЕЙ, НО НЕ ВНЕШНЮЮ.
  • Верно только А
  • Верно только Б
  • Верны оба суждения
  • Не верны оба суждения
  • 4. Познание – это:
  • Результат особого познавательного процесса людей.
  • Процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании
  • Процесс деятельности человека, основным содержанием которого является трудовая деятельность, отражающая объективную реальность в его сознании.
  • Процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом – получение нового знания об окружающем мире.
  • 5. Форма познавательной
  • деятельности:
  • Психологическое
  • Этическое
  • Социальное
  • Личное.
  • 6. Виды познавательной
  • деятельности:
  • Реальное и не реальное.
  • Рациональное и чувственное
  • Социальное и религиозное
  • Пессимистическое и оптимистическое.
  • 7. Установить соответствие: Мыслители прошлого о сущности бытия
ИСТИНА И ЕЕ КРИТЕРИИ
  • Человеку важно, «чтобы предмет его воли... был объективным благом... предмет и содержание его мысли были объективно истинны и предмет его чувства был объективно прекрасен, т. е. не только для него, но и для всех безусловно». (В.С.Соловьев)
Какое знание следует считать истинным? В какой мере оно доступно познающему человеку? Какими способами достигается?
  • «истина есть тождество вещи и представления»
  • Фома Аквинский
  • «Слово «истина» означает соответствие мысли предмету».
  • Р. Декарт
  • важнейшее свойство истинного знания - его объективность, независимость от сознания человека, его пристрастий и интересов.
  • Позиция Аристотеля
«ЧТО КАЖДОМУ КАЖЕТСЯ, ТО И ДОСТОВЕРНО». (ПРОТАГОР)
  • «что одно и то же существует и не существует, что оно и плохо и хорошо, что другие противолежащие друг другу высказывания также верны…» (критика позиции Протагора Аристотелем)
Как человек может удостовериться в истинности своих знаний о предмете? КРИТЕРИИ ИСТИНЫ
  • Эмпирики
  • источник и обоснование всех знаний - чувственный опыт;
  • ощущения являются единственным источником и основанием знания (сенсуалисты);
  • Мышление рассматривается как производное от ощущений;
  • Критика позиции эмпириков
  • на уровнях восприятия и представления для получения целостной картины мира наше сознание использует элементы обобщенных знаний;
  • чувственный опыт может давать искаженное представление о действительности;
  • многие теоретические постулаты, лежащие в основе научного знания, нельзя обосновать опытным путем;
  • чувственный опыт есть результат понимания, интерпретации.
КРИТЕРИИ ИСТИНЫ
  • рационалисты
  • критерием истины выступает разум;
  • За образец истинного знания принималась математика, начинающаяся с очевидных истин и использующая методы логического выведения нового знания из несомненных посылок.
  • критика
  • Трудности в определении безусловных основ познания (Декарт - «врожденные идеи», Лейбниц - «врожденные интуиции;
  • Эвклидова и неевклидова геометрия - идеал теоретически обоснованного знания. Какая же из них соответствует действительному пространству, является истинной?
  • Каждая из системы аксиом Евклида, Лобачевского и Римана была теоретически строга, возникал вопрос о том, какая же из них соответствует действительному пространству, является истинной.
  • «Основные положения Евклида суть также не что иное, как соглашение, и было бы настолько же неразумно доискиваться, истинны ли они или ложны». (А. Пуанкаре)
  • Сторонники такой точки зрения – конвенциалисты.
  • При таком подходе вопрос об истинности вообще снимается.
ИСТИНА И ЕЁ КРИТЕРИИ
  • ИСТИНА
  • КАК ОТЛИЧИТЬ ИСТИНУ ОТ ЗАБЛУЖДЕНИЯ:
  • 1.ЗНАНИЕ ИСТИННО, КОГДА ОНО ЛОГИЧНО СТРОЙНО
  • 2.КОГДА ЗНАНИЕ ПОЛЕЗНО ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА
  • Критерий истины – практика:
  • практическое взаимодействие наблюдаемого явления с каким-либо другим,
  • материальное производство, накопленный опыт, научный эксперимент.
Критерии истины
  • Эмпирики считали, что источником и обоснованием всех знаний является чувственный опыт.
  • У рационалистов - критерием истины выступал разум.
  • Конвенционалисткие теории исходили из того, что истинное научное знание – это соглашение между исследователями - «конвенции»
  • Прагматические теории истины предполагают, что истинным является то сознание, которое способствует решению практических задач.
Практика не может рассматриваться как универсальный критерий истины.
  • Критерий истинности - теория
  • Если практическую задачу удалось решить, значит, полнота знания о предмете достигнута?
  • Отказ от идеи
  • развития знания
Формы истины
  • Научная истина
  • Обыденная или житейская истина
  • Художественная истина
  • Нравственная истина
Виды истины
  • Абсолютная истина
  • Относительная истина
  • Идеал, предел к которому стремиться наше знание.
  • Полное, исчерпывающее знание о предмете, тот элемент знаний, который не может быть опровергнут в будущем.
  • На пути к абсолютной истине мы получаем относительные истины.
  • Знания, которые будут изменяться, углубляться, заменяться новыми в процессе развития познания.
Свойства истины
  • Конкретность – зависимость истины от места, времени и других условий её получения.
  • Объективность –
  • это такое содержание наших знаний, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.
ИСТИНА И ЗАБЛУЖДЕНИЕ
  • «Ум человека уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривленном и обезображенном виде».(Ф.Бэкон)
  • Это заблуждения, истоки которых коренятся в самой человеческой природе, в особенностях нашего познания.
  • «полнотелость» - признак здоровья.
  • всякая власть от Бога
  • отсутствие полной и точной информации об интересующем нас предмете, а также необходимых средств для ее обработки
  • http://www.sweden4rus.nu/rus/visual/fotos/image.asp?id=3214
  • http://minomos.narod.ru/Galery/15.htm
  • http://www.eurosmi.ru/science/41.html
  • http://his.1september.ru/2002/01/5.html
  • http://catalog.catalog.catalog.ww.infanata.org/2008/10/page/4/
  • http://activerain.com/blogs/sashadear
  • http://www.univer.omsk.su/omsk/Edu/Math/eevklid.htm
  • http://www.rkm.kz/node/672
  • http://eva.ru/eva-life/contest/contest-photo.xhtml?contestEntryId=90965&showAll=true
  • Литература: Боголюбов Л.Н., Обществознание 10 класс
  • Профильный уровень, М., «Просвещение», 2008 г.