Юбки

Задания егэ по теме правление александра 1. Пояснительный текст к блоку

Эпоха правления Александра I

1801-1825

Перечень событий, которые можно описать в историческом сочинении:

  • Совершенствование системы государственного управления (учреждение министерств, Государственного совета)
  • Реформирование армии (создание военных поселений, проведение мер по улучшению офицерского состава)
  • Решение крестьянского вопроса (Указы « О вольных хлебопашцах» и о запрете помещикам ссылать крестьян в Сибирь, разрешение торговли крестьянам)
  • Проведение продворянской политики (подтверждение « Жалованной грамоты дворянству»)
  • Смягчение политического режима (ликвидация тайной полиции, смягчение цензуры и др.)
  • Дальнейшее совершенствование системы самоуправления (подтверждение « Жалованной грамоты городам» и Городового положения)
  • Западное направление во внешней политике (стремление утвердиться на Балтийском море (война со Швецией)
  • Южное направление во внешней политике: стремление утвердиться на Балканах и Каспийском море (войны с Персией и Турцией)
  • Войны с Францией, борьба с нашествием Наполеона.
  • Участие в борьбе с революционным движением в Европе (Священный союз)

Примечание

Материал по данным направлениям можно найти на исторических портретах , на данном сайте.

1801-1825 годы — это эпоха правления Александра I Благословенного. Правление императора можно условно разделить на два периода: начальный, либеральный, когда молодой правитель, совместно со своими друзьями, входившими в «Негласный комитет», был полон желаний проводить реформы, среди которых важнейшее значение имело создание министерств и Государственного совета , и второго — более консервативного, проводимого с 1820-х годов.

Удачной была и внешняя политика, присоединена значительная территория. Но, несомненно, главным событием стала победа в войне с Наполеоном 1812 года.

Реформирование системы государственного управления требовало время. Россия в начале 19 века была ещё феодально-крепостнической, аграрной, причём лишь 5 % помещиков стремились вводить новые, более рациональные методы ведения хозяйства, остальные действовали по старинке. Необходимы были реформы. А осуществить их можно было лишь с обновлённым государственным аппаратом. Александр I прекрасно понимал это, отказался от деспотических методов правления, которые были свойственны его отцу Павлу I, и начал реформирование с системы государственного управления.

Коллегии ,как органы власти, стали неэффективными, требовался новый орган власти, который бы отражал реалии времени. Александр I учреждает в 1802 году министерства. Их преимущества в том, что появляется личная ответственность министров за деятельностью, то есть вводилось единовластие в министерствах.

Огромную роль в создании Государственного совета -законосовещательного органа, члены которого назначались императором, принадлежала Сперанскому М.М. . Именно он предложил проект либеральных реформ, изложив его в «Введении к уложению государственных законов». Среди его предложений: ограничение власти императора конституцией, деление власти на три ветви, создание законодательной Государственной думы, поэтапное освобождение крестьян и многое другое. Однако из всего предложенного царь в 1810 году утвердил Государственный совет. В этом велика его заслуга и Сперанского тоже, убедившего Александра I в необходимости этого. Государственный совет централизовал законодательную деятельность, упорядочил введение новых юридических норм.

Таким образом, создание министерств и Государственного совета значительно укрепило государственную власть в стране, сделало её более эффективной. Результатом чего стал подъём во всех сферах общества.

Война 1812 года , в результате которой Россия не только освободила себя от нашествия Наполеона, но и сыграла ведущую роль в освобождении всей Европы – это величайшее событие, которое существенно изменило международное положение страны. Данная война – освободительная для России и захватническая для Наполеона . Нападая на Россию, Наполеон имел целью поработить её. Победа над Россией означала бы господство его во всей Европе. Цель России — защитить свою независимость, самостоятельность.

Сколько талантливых полководцев участвовало в этой войне. Но, несомненно, велика роль главнокомандующего Кутузова М.И . Это был военачальник, умевший продумывать ход операций далеко вперёд. Так, именно его решение отдать Москву(хотя на совете в Филях 1 сентября многие его не поддержали) предотвратило гибель армии. А умелое руководство Бородинской битвой(24-26 августа), его знаменитый Тарутинский маневр (сентябрь-октябрь), сражение под Малоярославцем (12 октября), на р. Березине (14-16 ноября) и др. — всё это свидетельствует об его умении верно выбирать тактику и продумывать стратегию военных операций. Кутузова М.И. любил народ, доверял ему. Огромное внимание уделял Кутузов М.И.подготовке солдат, их быту, верил в народ (« С этакими молодцами – и отступать?- говорил он).

Победа России стала знаменательным событием в истории страны и мира, показав всем странам величие народа, мощь государства. Освободив себя от нашествия грозного врага, Россия встала во главе избавления мира от Наполеона. Кроме того, победа положила начало подъёму общественного движения в стране (созданию обществ будущих декабристов) и национально-освободительному движению в Европе.

Значение периода правления Александра I нельзя охарактеризовать однозначно. С одной стороны, были предприняты попытки провести либеральные реформы, начать освобождение крестьян (хотя многие реформы не были завершены), при нём страна сумела победить Наполеона, а это свидетельствует о возросшей силе и мощи страны. Последующие императоры продолжат реформирование государства. Но с другой стороны, политика 1820-х годов., характеризующаяся усилением реакции, возврату к старым методам правления, стала хорошей почвой для реакционного правления Николая I.

Внимание: материал по направлению «Развитие культуры в период правления Александра 1″ можно найти

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

1801 – 1825 – период, на который приходятся годы правления Александра 1, прозванного в официальной историографии Благословенным.

Александр I

Внутренняя политика

Александр 1 взошел на престол после переворота и убийства своего отца Павла 1 в 1801 году. Царствование Александра 1 историки традиционно делят на 2 половины: с 1801 по 1812 гг и с 1812 по 1825 гг.

В начале своего правления император старался проводить внутреннюю политику, подражая реформам своей бабки, Екатерины 2. Разработкой либеральных реформ занимался сначала созданный императором Негласный комитет , а во второй половине 1800-ых годов – талантливый государственный деятель и реформатор М. М. Сперанский . Им был разработан проект первой российской конституции, предусматривавший ограничение власти царя. Однако большинство масштабных проектов Сперанского и других молодых реформаторов были отклонены царем. Из реализованных реформ можно выделить указ о “вольных хлебопашцах” 1803 года, отмена права дворян отправлять своих крестьян в Сибирь за провинности и учреждение Государственного Совета в 1810 году.

Во второй половины правления политика Александра становится намного более консервативной и охранительной. В 1815 году Аракчеев – фаворит императора создает военные поселения, в 1822 дворяне снова получили возможность отправлять своих крепостных в Сибирь.

Внешняя политика

Основным направлением внешней политики Александра была борьба сначала с революционной Францией Наполеона, а после поражения французского императора и реставрации монархии во Франции борьба с очагами революции по всей Европе в рамках Священного Союза. В 1812 году Великая армия Наполеона , вторгшаяся в Россию, была разбита русскими войсками, а в 1813 – 1814 гг в результате заграничного похода русской армии Франция была окончательно побеждена.

Итоги правления Александра 1

Историки, например, А. Н. Сахаров оценивают период правления Александра неоднозначно. С одной стороны, были проведены некоторые полезные реформы в сфере управления и облегчено положение крестьян. Кроме того, Российская империя не только отстояла свою независимость он Наполеона, но и присоединила Польшу, Финляндию и Молдавию. Тем не менее, сохранение крепостного права и недостаточность реформ привели к замедлению развития страны и кровавым событиям 1825 года – восстанию декабристов.

Вариант №1

1.Выберите лишнее: Лагарп, Екатерина II, Павел I,М.М.Сперанский. Ответ объясните.

3.Соотнесите:

1)1801г. а) указ о «вольных хлебопашцах»

2) 1803г. б) начало правления Александра I

3) 1802 г. в) создание министерств

г) цензурный устав

4.Продолжите ряд: Кочубей, Чарторыйский, ______

приказы, коллегии, министерства

Вариант №2

1.Выберите лишнее: Чарторыйский, Лагарп, Строганов, Кочубей. Ответ объясните.

2.Составьте схему управления, предложенную М.М.Сперанским, используя следующие понятия:

Сенат, министерства, законодательная, власть, исполнительная, Государственная дума, судебная

3.Соотнесите:

1)1825 г. а) указ о покупке земли недворянами

2) 1802 г. б) окончание правления Александра I

3) 1810 г. в) создание министерств

г) создание Государственного совета

4.Продолжите ряд: Лагарп, Екатерина II, ______

5.По какому принципу образован ряд:

указ о «вольных хлебопашцах», запрет продавать крестьян на ярмарке, отмена права помещиков ссылать крестьян в Сибирь

Ответы:

Вариант №1

1. М.М.Сперанский, так как все остальные воспитатели Александра I

законодательная исполнительная судебная

Государственная дума министерства Сенат

4.Новосильцев, т.к. являются членами Негласного комитета

5.Исполнительные органы власти

Вариант №2

1. Лагарп, так как все остальные -члены Негласного комитета

Примечание:

Данный вариант тестовых задний составлен по теме «Александр I» в формате ЕГЭ. Даны подробные ответы на все вопросы, а также примерные тезисы исторического сочинения по трём темам, связанным с эпохой правления императора. Тестирование поможет при подготовке к ЕГЭ.

Удобна для использования на уроках.

1

Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.

1)Совет в Филях;
2)Указ о вольных хлебопашцах;
3)Свержение Наполеона

Ответ:

Правильный ответ

Ответ : 213

Пояснение.

2)Указ о вольных хлебопашцах – 1803г.;

3)Свержение Наполеона – 1814 г.

2

Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквам

Ответ:

Правильный ответ

Ответ: 4621

Пояснение.

А) Присоединение к России Восточной Грузии – 1801 г.

Б) Фридрихсгамский мир со Швецией – 1809 г.

В) Создание Государственного совета – 1810 г.

Г) Дарование конституции Царству Польскому – 1815 г.

3

Ниже приведён список терминов.

Все они, за исключением двух, относятся к событиям периода правления

Александра I .

1) мировые судьи; 2)народники; 3)вольные хлебопашцы;

4)Отечественная война; 5) Негласный комитет; 6) министерства.

Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.

Ответ:

Правильный ответ

Ответ: 12

Пояснение.

1) мировые судьи – правление Александра II, судебная реформа;

2) народники – правление Александра II;

4

Запишите термин, о котором идёт речь.

Система организации войск в России в 1810-1857 годах, сочетавшая военную службу с занятием производительным трудом, прежде всего, сельскохозяйственным

Ответ:

Правильный ответ

Ответ: военные поселения.

5

Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Ответ:
А
Б
В
Г
Д

Правильный ответ

Ответ: 5241

Пояснение.

А) Совершенствование системы государственного управления – создание министерств вместо коллегий с 1802 г.).

Б) Развитие высшего образования – открытие университетов в ряде городов России (в Дерпте в 1802 г., Вильно в 1803 г., Казани в 1804 г, Харькове в 1804 г., Санкт-Петербурге в 1819 г. Педагогический институт был преобразован в университет).

В) Решение крестьянского вопроса – принятие Указа «О вольных хлебопашцах» в 1803 г.

Г) Расширение территории страны – подписание Гюлистанского мирного договора с Ираном в 1813 г., присоединение части Азербайджана.

6
6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А) Общий предмет всех законов есть учредить отношения людей к общей безопасности лиц и имуществ. В великой сложности сих отношений и законов, от них возникающих, необходимо нужно постановить главные их разделения.

Общий предмет преобразования состоит в том, чтобы правление, доселе самодержавное, постановить и учредить на непременяемом законе. Нельзя основать правление на законе если одна державная власть будет и составлять закон и исполнять его. Отсюда необходимость установлений, действующих в составлении закона и его исполнении. Из троякого порядка государственных сил возникает троякий порядок сих установлений. Одно из них должно действовать в образовании закона, другое-в исполнении, третье — в части судной. Разум всех сих установлений может быть различен.

Б) Объявляем через сие, что по взаимному соглашению между Нами и его величеством королем шведским обоюдными полномочными Нашими вследствие данных им надлежащих полномочий заключен и подписан в Фридрихсгаме 5/17 сентября сего года мирный договор, который от слова до слова гласит тако: Во имя Пресвятыя и нераздельныя Троицы.

Ст. I. Мир, дружба и доброе согласие пребудет отныне между Его Величеством Императором Всероссийским и его величеством королем шведским; Высокие договаривающиеся стороны приложат все свое старание о сохранении совершенного согласия между ними, их государствами и подданными, избегая рачительно того, что могло бы поколебать впредь соединение, счастливо ныне восстановляемое.

Ст. V. Море Аландское (Alandshaff), залив Ботнический и реки Торнео и Муонио будут впредь служить границей между Империей Российской и Королевством Шведским.

В равном расстоянии от берегов, ближайшие острова к твердой земле Аландской и Финляндской будут принадлежать России, а прилежащие к берегам Швеции, будут принадлежать ей.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1)Война, по окончании которой был подписан документ, велась одновременно с войной против Ирана.

4) Договор был невыгоден России.

5)По данному мирному договору Россия значительно расширяла свои территории на северо-западе.

6)По проекту, изложенному в данном документе, реализовано было лишь создание Государственного совета.

Фрагмент А Фрагмент Б

Ответ:

Правильный ответ

Ответ:3615

Пояснение.

А).М.М.Сперанский «Введение в Уложению государственных законов», 1809 г.

5)Из всего проекта реализовано было всего одно положение- создание Государственного совета.(да, в 1810 г.)

Б) Даны статьи из мирного договора России со Швецией в 1809 году -Фридрихсгамский мир.

1)Война, по окончании которой был подписан документ, велась одновременно с войной против Ирана. (Да, война со Швеций шла в 1808-1809 гг., а с Ирном в 1804-1813 гг.)

5)По данному мирному договору Россия значительно расширяла свои территории на северо-западе.(Да, была присоединена Финляндия).

7

Что из перечисленного относится к положениям Указа о «вольных хлебопашцах»? Выберите три ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Освобождение крестьян с землёй было обязательным для всех помещиков.

2)Крестьяне могли выплачивать долг за землю в течение определённого времени, указанного в договоре.

3)Помещики получали право предоставлять своим крестьянам свободу и землю за деньги.

4)Стоимость выкупа земли помещик определял самостоятельно.

5)Крестьяне могли получить ссуду в Крестьянском банке.

6)Крестьяне были обязаны выплатить сразу полную сумму, иначе снова становились крепостными.

Ответ:

Правильный ответ

Ответ: 346

Пояснение.

1) Освобождение крестьян с землёй было обязательным для всех помещиков.(Нет, это было желанием помещиков)

2)Крестьяне могли выплачивать долг за землю в течение определённого времени, указанного в договоре.(Нет, они должны были выплатить всю сумму сразу)

3)Помещики получали право предоставлять своим крестьянам свободу и землю за деньги.

4)Стоимость выкупа земли помещик определял самостоятельно.

5)Крестьяне могли получить ссуду в Крестьянском поземельном банке. (Нет, такого банка ещё не было, он появится лишь в 1882 году)

6)Крестьяне были обязаны выплатить сразу полную сумму, иначе снова становились крепостными.

8

Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.

А) После окончания войны с Наполеоном был созван ________, на котором определялись границы государств, а также разрабатывалась система восстановления монархий.

Б) Переправа остатков наполеоновской армии происходила через реку_________.

В) Большую роль в создании военных поселений сыграл_______.

Пропущенные элементы:

1)Священный союз.

3)Венский конгресс.

4) Н.Н. Новосильцев.

5)Березина.

6) А.А. Аракчеев.

Ответ:

Правильный ответ

Ответ:356

Пояснение.

А) После окончания войны с Наполеоном был созван Венский конгресс, на котором определялись границы государств, а также разрабатывалась система восстановления монархий. (1814-1815 гг.)

Б) Переправа остатков наполеоновской армии происходила через реку Березина (ноябрь 1812 г.).

В) Большую роль в создании военных поселений сыграл А.А. Аракчеев.

1)Священный союз. (Нет, в 1815 году он создан для сохранения миропорядка, определённого Венским конгрессом; входили: Россия. Пруссия, Австрия).

2) Неман. (Нет).

4) Н.Н. Новосильцев. (Нет).

9

Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Правильный ответ

Ответ: 6314

Пояснение.

А) Проект реформ «Уставная грамота Российской империи» — Н.Н. Новосильцев, 1815 г.

Б) Создание Государственного совета – предложено М.М. Сперанским в «Введении к уложению государственных законов», 1809 г.

В) Деятельность «Негласного комитета» — в 1801 -1803 гг., члены: В.П. Кочубей, Н.Н. Новосильцев, А.С. Строганов, А.Ю. Чарторыйский.

Г) Решение оставить Москву французам – такое решение принял Главнокомандующий М.И. Кутузов во время совета в Филях, 1 сентября 1812 г.

10

Прочтите отрывок из романа русского писателя и напишите фамилию автора произведения.

«12 июня силы Западной Европы перешли границы России и началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие».

Ответ:

11

Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

Пропущенные элементы:

1) Вступление Наполеона в Москву.

2) «Сто дней Наполеона».

5) Тильзитский мир.

6) Гюлистанский мирный договор.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д

Е

Правильный ответ

Ответ:648291

Пояснение.

1)Вступление Наполеона в Москву.(Наполеон оккупировал Москву с 2 сентября – 8 октября 1812 г.)

3) 1814 г.(Нет).

5)1805 г.(Нет)

6) Гюлистанский мирный договор. (1813 год, по итогам войны с Ираном в 1804-1813 г.)

7) Открытие Царскосельского лицея.(в 1811 г.)

12

Прочтите отрывок из документа.

«Зрелище погибели войск его невероятно! Едва можно собственным глазам своим поверить. Кто мог сие сделать? Не отнимая достойной славы ни у главнокомандующего над войсками Нашими знаменитого полководца, принесшего бессмертные Отечеству заслуги, ни у других искусных и мужественных вождей и военачальников, ознаменовавших себя рвением и усердием, ни вообще у всего храброго Нашего воинства, можем сказать, что содеянное ими есть превыше сил человеческих.

Велик Господь наш Бог в милостях и во гневе своем! Пойдем благостью дел и чистотой чувств и помышлений наших, единственным ведущим к Нему путем, в храм святости Его, и там, увенчанные от руки Его славою, возблагодарим за излиеннные на нас щедроты, и припадем к Нему с теплыми молитвами, да продлит милость Свою над нами и прекратя брани и битвы, ниспошлет к нам побед победу, желанный мир и тишину. Дан в Вильне в 25-ый день Декабря в лето от Рождества Христова 1812-го, Царствования же Нашего во второенадесять.»

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.

Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1)Документ означал обращение к народу в первые дни войны с врагом.

2)Война, о корой идёт речь в документе, длилась чуть более полугода.

5) Война длилась несколько лет.

6)Война, о которой идёт речь в документе, вошла в историю как Отечественная.

Ответ:

Правильный ответ

Ответ: 246

Пояснение.

1)Документ означал обращение к народу в первые дни войны с врагом. (Нет).

2)Война, о корой идёт речь в документе, длилась чуть более полугода. (Да. С 12 июня по 25 декабря 1812 г.)

4)Автор документа- император, в чьё правление Россия разгромила Наполеона. (Да. Война шла в правление Александра I, это отрывок из его Манифест «О принесении Господу Богу благодарения за освобождение России от нашествия неприятельского», положившего конец войне).

5) Война длилась несколько лет.(Нет).

6)Война, о которой идёт речь в документе, вошла в историю как Отечественная . (Да).

13

Напишите цифру, обозначающую место, где на совете было принято решение об оставлении Москвы.

Ответ:

Правильный ответ

Ответ: 1

Пояснение : именно на совете в Филях 1 сентября 1812 года было принято решение об оставлении Москвы.

14

Напишите цифру, обозначающую место, давшее название знаменитому манёвру в годы войны 1812 года

Ответ:

Правильный ответ

Ответ : 2

Пояснение : это Тарутинский манёвр.

15

Напишите фамилию главнокомандующего, руководившего изгнанием Наполеона

Ответ:

Правильный ответ

Ответ : Кутузов.

Пояснение.

16

Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Отступление врага происходило по Калужской дороге.

2) М.И. Кутузов был назначен Главнокомандующим в первые дни войны.

3)Неприятелю не удалось осуществит план — не дать русским армиям объединиться.

4) Во время войны пришлось сдать Москву врагам.

5)Одной из причин победы над врагом стала неподготовленность неприятеля к ведению войны в зимний период.

6)Армия неприятеля значительно превосходила армию России по количеству солдат и оружия.

Ответ:

Правильный ответ

Ответ: 345

Пояснение.

1) Отступление врага происходило по Калужской дороге. (Нет, по Смоленской дороге).

2)М.И. Кутузов был назначен Главнокомандующим в первые дни войны. (Нет, лишь 17 августа, до этого эти обязанности исполнял военный министр Барклай- де- Толли).

3)Неприятелю не удалось осуществит план — не дать русским армиям объединиться . (Да, не удалось, 1 и 2 армии соединились в районе Смоленска.)

4) Во время войны пришлось сдать Москву врагам. (Да,это произошло после совета в Филях. Со 3 сентября по 10 октября Наполеон был в Москве).

5)Одной из причин победы над врагом стала неподготовленность неприятеля к ведению войны в зимний период. (Да, это была одна из многих причин).

6)Армия неприятеля значительно превосходила армию России по количеству солдат и оружия. (Нет, армии были по вооружению примерно одинаковыми. Сравните: у Наполеона в начале войны было 610 тыс. солдат, 1370 орудий; у России – 600 тыс. солдат, 1600 орудий, 400 тыс. ополченцев.)

17

Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Правильный ответ

Ответ: 4625

Пояснение.

А) Памятник К.Минину и Д. Пожарскому – посвящён победе над поляками, освобождению Москвы народным ополчением, 1804-1818 г, скульптор И.П. Мартос.

В) Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге – втор- О. Монферран, собор строился в 1818-1858 гг.

Г) Трагедия «Борис Годунов» — произведение написано одним из ярких представителей «золотого века» русской поэзии, А.С. Пушкиным в 1825 г.

18

Какие суждения о данном архитектурном памятнике являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1)Здание находится в Санкт-Петербурге.

2)Здание находится в Москве.

3)Здание построено в честь победы над Наполеоном.

4) Архитектор здания – Тома де Томон.

Ответ:

Правильный ответ

Ответ: 24

Пояснение.

1)Здание находится в Санкт-Петербурге. (Да).

2)Здание находится в Москве. (Нет).

3)Здание построено в честь победы над Наполеоном. (Нет).

4) Архитектор здания – Тома де Томон. (Да, это здание биржи в Санкт-Петербурге построено по его проекту в 1805 – 1816 гг.

5)Архитектор здания – К. Росси.

19 Какие из архитектурных памятников построены в период правления Александра I ? В ответе запишите две цифры, которыми обозначены эти памятники.

А

Б

Правильный ответ

Ответ: 24

Пояснение.

  1. Оружейная палата в Москве, 1844-1851 гг., архитектор К.Тон.
  2. Михайловский дворец в Санкт-Петербурге, 1819-1825, архитектор К. Росси. В настоящее время- Русский музей.
  3. Исторический музей в Москве, архитектор В. Шервуд, 1875-1881 гг.
  4. Казанский собор в Санкт- Петербурге, 1801-1811, архитектор А. Воронихин.

Для записи ответов на задания этой части (21–29) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (21, 22 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочитайте текст и выполните задания 20–22.

В Преобразовательных опытах первых лет молодого императора большая роль отводилась центральному аппарату управления. Преобразованы были петровские коллегии, уже при Екатерине утратившие свой первоначальный характер. Манифестом 8 сентября 1802 г. они преобразованы были в восемь министерств. То были министерство иностранных дел, военно-сухопутных сил, морских сил, внутренних дел, финансов, юстиции, коммерции и народного просвещения с комитетом министров для обсуждения дел, требующих общих соображений. Главным отличием новых органов центрального управления была их единоличная власть: каждое ведомство управлялось министром вместо прежнего коллегиального присутствия; каждый министр был отчетен перед Сенатом.

Одновременно с реформами административными затронуты были и общественные отношения.Направление это состояло в уравнении всех общественных состояний перед законом. В числе первых мер нового императора было восстановление жалованных сословных грамот, отмененных, как мы видели, прежним императором в их главных частях. Затронут был робко щекотливый вопрос о крепостном праве. Рядом мер с начала царствования заявлено было намерение правительства постепенно подготовить умы к упразднению этого права. С 1801 г. запрещена была раздача населенных имений в частную собственность. 12 декабря 1801 г., в день рождения императора, обнародован был еще более важный указ, предоставлявший лицам всех свободных состояний приобретать вне городов в собственность недвижимые имущества без крестьян; Закон 12 декабря разрушил вековую землевладельческую монополию дворянства. 20 февраля 1803 г. издан был указ о свободных хлебопашцах: помещики могли вступать в соглашение со своими крестьянами, освобождая их непременно с землей целыми селениями или отдельными семьями. Эти освобожденные крестьяне, не записываясь в другие состояния, образовали особый класс «свободных хлебопашцев» . Закон 20 февраля был первым решительным выражением правительственного намерения отменить крепостное право.

Таковы были первые опыты перестройки управления и общественных отношений, они составляют первую эпоху преобразовательной деятельности Александра. Опыты эти недостаточно обдумывались и страдали важными недостатками: недостаточно соглашались одни с другими, велись чрезвычайно торопливо. Затем последовали известные внешние события, на некоторое время отвлекшие императора от внутренних работ; то было участие в двух коалициях против Франции — в 1805 г. в союзе с Австрией, в 1806-1807гг. — в союзе с Пруссией. Во время этих войн расстроился интимный кружок первых советников императора. Походы и неудачи охладили первоначальное либерально-идиллическое настроение Александра; наблюдения, им собранные, поселили в нем недовольство окружающим. Члены неофициального комитета один за другим удалились от императора. Их опустелые места занял один человек, который стал единственным доверенным сотрудником императора. То был Михаил Михайлович Сперанский.

3.Начало войны с Францией отложило проведение реформ.

24

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

«Принятие указа о вольных хлебопашцах – это, несомненно, прогрессивный шаг императора Александра I по пути цивилизованного государства».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

Аргументы в опровержение:

Ответ:

Правильный ответ

Аргументы в подтверждение:

1). Впервые крестьяне получили возможность выкупиться на свободу, пусть и по воле помещиков.

2). Крепостные крестьяне получали возможность выкупить землю, либо нести за неё повинности, они становились собственниками земли.

Аргументы в опровержение:

1) Указ не был обязательным для помещиков, император боялся повторения переворота.

2)Всего 2 % крестьян были освобождены. Это примерно 150 тысяч человек. Помещики не хотели расставаться ни с землёй, ни с крестьянами.

25

Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:

3) 1813 -1825 гг В сочинении необходимо:

– указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов),

относящихся к данному периоду истории;

– назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах);

В н и м а н и е!

При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).

– указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данных период;

– используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оцените влияние событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России.

В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.

Ответ:

Правильный ответ

Примерные сочинения по данным периодам даны на сайте

istoricheskiy-portret.ru в разделе «ЕГЭ. История. Задание 25.Сочинение в формате ЕГЭ».