Стильный верх

Американский эсминец в черном море 1988. Мы помним! красный таран или "стальные яйца" советского флота! Сколько он весит

АТАКА НА «ЭНТЕРПРАЙЗ»

ПРОТИВОБОРСТВО ДВУХ СИСТЕМ было в самом разгаре, вовсю полыхала "холодная война", и отблески ее зарева были видны на всех материках, морях и континентах. На таком историческом фоне и служил Советскому Союзу командир многоцелевой атомной подводной лодки, один из многих ничем особенным от других не отличавшийся. Хотя слыл на флоте чудаком из-за своих двух сумасбродных идей.
Первая - сделать на подводной лодке "мертвую петлю". Вторая - торпедировать авианосец "Энтерпрайз". Ни больше ни меньше. Причем обе мечты были вынесены еще из стен училища, и до сих пор командир не образумился. Нет-нет, да и ляпнет где-нибудь, чаще, конечно, по-пьяни.
Идея с "мертвой петлей" родилась на вступительной лекции по ТУЖК, когда преподаватель из бывших механиков авторитетно заявил, что аэродинамика и гидродинамика - близнецы-братья, вернее, сестры, и что законы управления подводной лодкой сродни законам управления самолетом. Правда, со временем мечта несколько поблекла, выветрилась и стала какой-то нереальной. Механики-сослуживцы снисходительно привели массу доводов о ее несостоятельности. Но петлю, упрямо думал мечтатель, я все равно сделаю - на новой, глубоководной, скоростной лодке третьего поколения, с реактором на ЖМТ!
А мысль о потоплении "Энтерпрайза" родилась одновременно со вступлением того в строй, на занятиях по тактике, когда подробно разбиралось потопление американской лодкой "Арчер-фиш" в конце ноября 1944 года крупнейшего японского авианосца "Синано".
- Это был самый мощный авианосец в мире до нынешнего времени! Семь двести тысяч тонн водоизмещения! И был потоплен лодкой в тридцать раз меньшей, чем он сам. Только недавно вступивший в строй американский атомный ударный авианосец "Энтерпрайз" смог превзойти "Синано" по своей мощи…
- Вот бы его утопить! - вырвалось у вихрастого четверокурсника, в котором без труда можно узнать нашего мечтателя.
- Ну-ну. Мысль сама по себе неплоха, но американцы учли печальный опыт "Синано". Его охраняли всего два эсминца. А у "Энтерпрайза" сопровождение - будь здоров. Лодки, авиация, в том числе и противолодочная, и спутники… Это дальнее, а в ближнем фрегатов пять рыщут. И у самого, помимо авиации, вооружение - ого-го! Так что, мой юный друг, о торпедной атаке "Энтерпрайза" можно только мечтать. К тому же ход у него под тридцать узлов, даже противолодочным зигзагом угнаться практически невозможно. Даже если ваша железка сможет дать такой ход, вы все равно ничего слышать не будете за ревом собственных шумов. Это все равно, что на мотоцикле с завязанными глазами преследовать гоночный автомобиль по взлетной полосе. Причем у водителя автомобиля глаза не завязаны… За ним надо охотиться, выслеживать, прокрадываться в ордер - одним словом, как следует надо тактику изучать. И не только в училище, а всю службу. Вот тогда что-то может получиться. Причем только в военное время - надо объяснять, почему? А еще попробуй, окажись с ним в одном районе…
И тем не менее, командир упрямо нес свои несбыточные мечты через годы. И вот наступило время принятия решения: расти дальше по службе, или подыскивать место на берегу? Расти дальше не особо хотелось, а на просьбу или даже намек о переводе командир дивизии с начпо заявляли: "Ну, еще одна автономка - и будет тебе перевод". Но прошли одна, вторая и назревала третья. Командир был грамотным подводником, имел сколоченный экипаж и, как говорится, пользовался авторитетом. Но всему есть предел, и когда командир твердо заявил протест и затребовал справедливости у командования, ему "по секрету" сообщили, что эта боевая служба будет проходить в районе предполагаемого действия АУГ с "Энтерпрайзом", и что более опытного и грамотного командира в этом плане просто нет и быть не может… Короче, такого иезуитского коварства в штабной дипломатии командир не ожидал. Мечта юности… непойманная Жар-Птица…
И началась игра в жмурки, гонка с завязанными глазами. На космическую разведку надежды было мало - никакого просвета, облачность сплошная. Но командир был отнюдь не беспомощным мечтателем, а имел крепкую крестьянскую хватку: про авианосцы и их тактику он знал все, что можно было знать. Его офицеры, включая даже механиков, знали чудаковатость своего командира и тоже старались не пропустить ни крупицы информации про "Энтерпрайз" и его охранение. И, наконец-то, - вознаграждение за упорство: вот она, материализация мечты командира и всего экипажа! Лодка на стабилизаторе глубины без хода, все молчат, напрягшись, а акустики ловят своими чуткими электронными и человеческими ушами групповую цель, а посередке что-то такое, что без труда классифицируется как авианосец! Прикинули, посчитали - основная цель пройдет мимо в десяти-двенадцати кабельтовых. Вот она, мечта юности и всей последующей жизни! Ну почему, почему на планете в эту минуту мир?! А-а-а!..
- Боевая тревога, торпедная атака! Колокола и "каштан" не использовать! Все команды и доклады - только по телефону!
- Ну, писец, началось, - вырвалось у экипажа, - бей супостата.
Но война-то “холодная”, время мирное, атаковать нельзя, даже имитировать атаку… Надо что-то делать, как-то обозначить торпедную атаку, пусть знают, что русский Иван не лыком шит, и не думают о безнаказанности…
- Боцман, всплывать на перископную глубину на стабилизаторе.
Команд - минимум, все с полуслова, все работают, выкладываясь на сто процентов.
- Поднять перископ.
В центральный прибыли взлохмаченные зам с особистом. Ишь как торопились, даже лоск не успели навести. Начинают потихоньку въезжать в обстановку. Командир - к перископу, чтобы ненужных вопросов избежать. Минут через пять авианосец будет на траверзе. Вон он, весь в огнях, самолеты принимает - значит, курс менять не будет. БИП вырабатывает данные для стрельбы - все на автомате. Командир от перископа - к телефону:
- Минер! Сколько нужно времени, чтобы освободить четвертый и пятый аппараты от торпед?.. Сколько?! Ну ты оху… Пять минут! И приготовить эти аппараты к прострелке воздухом! Понятно?!
Пытавшиеся вот-вот вмешаться в обстановку зам с особистом оцепенели, как адмиралтейские якоря на набережной Невы. Минера тоже заклинило, и четкого ответа "есть" не последовало. Вот те на. Готовились, готовились. Да, в военное время проще: ввел данные стрельбы - а они идеальные! - и "Пли!" А тут все аппараты заряжены боевыми торпедами, все битком. Есть, правда, возможность освободить два аппарата от торпед на случай аварийного выхода из затонувшей лодки. Ну, освобождаем, время уходит…
Время уходит, авианосец вот-вот поравняется с лодкой, а минерское "есть" все никак не прозвучит, да и зам с особистом скоро очухаются.
Тут механик - нашел, елки, выход! - самый большой оппозиционер и тайный насмешник над командирскими утопиями. Он уже давно запрашивал "добро" продуть гальюны(не заполненным "под завязку" остался только докторский в изоляторе), но командир неизменно запрещал - звук продувки демаскирует махом. Механик матерился и утверждал, что нас скоро по запаху учуют даже в Пентагоне.
- …Минер!..
- Тащ командир, - встрял механик, - готов произвести прострелку гальюнов! Эффект такой же, а пользы больше: не надо снимать давление с отсеков, тем более, что оно и так избыточное, и расход воздуха на это дело меньше. И нарушения директивы не будет. А?
Мысль сама по себе неплохая, но… как-то это… и выхода другого нет…
- Ну, это совсем другое дело, - обратился почти вышедший из оцепенения зам к начинающему выходить особисту.
- Ладно, мех, убедил, - сказал командир. - Продуть гальюны по команде.
И сам - к перископу.
В редких разрывах облаков проглядывала четверть рождающейся луны. Лунная дорожка убегала в сторону авианосца, надвигающегося неумолимо, как крах капитализма.
- Механик, турбину к даче хода приготовить. Что там с гальюнами?
- Турбина готова, гальюнные аппараты второго и третьего отсеков к стрельбе готовы, - отрапортовал механик, - есть предложение опустить перископ: кингстон продувки гальюнов на одном шпангоуте с перископом, недолго и оптику загадить…
- Понял, понял, механик… БИП! Доложить данные стрельбы двумя "изделиями"! - Выслушал данные, сверился по перископу и дал команду опустить его.
- Механик, то-овсь!
- Есть товсь!
- Пли!
- Есть пли! - отозвался механик. - Второй и третий, продуть гальюны, воздуха не жалеть!
Через некоторое, очень маленькое, время в центральный пошел характерный запах, и все завращали носами.
- Товарищ командир, продуты баллоны гальюнов во втором и третьем отсеках. Замечаний нет.
- Есть, механик. Поднять перископ!
Подняли. Вот это да! Командир ошалело отшатнулся от окуляров, а затем опять прильнул.
На авианосце пылал пожар! И еще какой! Громадина продолжала следовать своим курсом.
- Товарищ командир! В нашу сторону направляется цель номер три, дистанция тридцать, - доложил командир БИПа.
- Есть, - машинально ответил командир, не отрываясь от перископа, - наблюдаю пожар на авианосце, записать в вахтенный журнал…
В центральном все так и обалдели.
- Доигрались! - первым пришел в себя и трагически завопил зам.
- Разрешите? - и, не дожидаясь ответа, особист прильнул к перископу. Это наглость. Это борзость. Перископ - штука только для командира. Старлей сопливый, агент 00, да к тому же из механиков… В другое время командир не стерпел бы и проучил юнца, но сейчас было не до того.
- Пожар… на полетной палубе… ни хера ж… - подтвердил особист.
Что за чертовщина?! Ну, продули гальюны. Торпедные аппараты воздухом не простреливали, вернее, команда была, но минер… Минер "есть" не сказал, а должен был, и отрапортовать команду должен был, а он молчал… Тогда что?
Так думал командир, а все внимательно слушали, потому как думал он вслух.
- А почему он молчал? - вступил в дело особист. - Может, он действовал?
И особист перевел взгляд на пульт вахтенного офицера с "каштаном". Тумблер торпедной палубы был включен! Все уставились на тумблер, а глаза зама начали наливаться справедливым гневом, как у Ивана Грозного, который убивает своего собственного сына.
- Разрешите! - и снова без разрешения особист рванулся к "каштану". - Первый, торпедная! Ответить центральному! - надрывался особист в выключенный "каштан", надеясь первым выявить злой умысел.
- Товарищ старший лейтенант! - не сдержался командир. - "Каштан" обесточен по моему приказанию с самого начала слежения за авианосцем. Отойдите отсюда, и без разрешения…
- Но ведь горит, и горит фактически! - не унимался старлей, пытаясь сдержать марку.
- А чего это вас так огорчает, - съязвил командир, - авианосец-то американский.
И за телефон.
- Связисты, запитать командирский "каштан", - и далее, уже по "каштану". - Минер! Ты что там, умер или …..?! Доложить количество боезапаса!
- Товарищ командир, - прозвучало в замершем центральном, - боезапас без изменения. - Минер докладывал невозмутимо - еще бы, откуда он знал. - В аппаратах столько-то, на стеллажах столько-то, выгрузку из аппаратов четыре-пять начать не можем, неисправно перезарядное устройство. Время на введение в строй выясняем…
- Ну, минер! Мо-ло-дец! - гневно-радостно выдавил командир. - Выгрузку отставить, а там разберемся…
Зам отлип от перископа, в который влез, пока шел диалог с торпедистами. Ему хотелось ущипнуть себя и проснуться. Кошмар какой-то! Торпеды на месте, ну продули гальюны, а авианосец горит!
Крыша съезжала не только у зама. Но боевые посты и командные пункты бесстрастно делали свое дело.
- Товарищ командир, цель номер три опасно приближается, дистанция пятнадцать кабельтов… - прервал размышления и догадки доклад акустика.
- Срочное погружение! Турбине вперед девяносто три! Боцман, ныряй на сто метров!
…Автономка закончилась досрочно. "Энтерпрайз" ни с того, ни с сего ушел прочь от советского побережья восвояси, а лодке приказали скрытно вернуться в родную базу. В точке всплытия поджидал БПК с комиссией. Сразу же изъяли вахтенный журнал и штурманские карты. Поочередно опросили всех свидетелей и участников "атаки" и заставили письменно изложить события - такого-то числа... И нарисовалось вот что…
О присутствии в данном районе советской субмарины командир авианосца наверняка знал, а значит, знало и все его охранение. Знал он также, что контакт с ней потерян. Это можно расценить как отрыв АУГ от лодки, но дальнее охранение - тоже подводные лодки - все равно должны были продолжать поиск. Наверняка знала о потере контакта и вся ходовая вахта авианосца. Знали, и потому смотрели в оба. И тут в лунной дорожке какой-нибудь сигнальщик видит перископ. Докладывает, разумеется, - у них за это дело крупная денежная премия, между прочим. Командование авианосца волнуется, луна прячется в облаках, и перископ скрывается(чтобы оптику в *****е не запачкать). Все там напряженно лыбятся на воду, оповещают корабли охранения, а авианосец идет, не меняя курса, потому что самолеты заходят на посадку. Тут снова выглядывает луна, четко виден вышедший пузырь - в лунной опять же дорожке - и акустики кричат, что слышат торпедный залп… Рулевой и не выдержал, повернул, уклоняясь от "торпед", - так или иначе, история умалчивает, и самолет не туда приземлился, врезался...
Факт состоит в том, что, по сведениям агентурной разведки и по дипломатическим каналам, в том месте и в то время, где наша лодка продувала гальюны, на авианосце произошел пожар вследствие аварийной посадки самолета, врезавшегося в рядом стоящие, а в довершение всего авианосец еще и слегка влепил носом в борт своего же крейсера "Белкнап". Опять же через военного атташе производился запрос о наличии в том районе советских подводных лодок. Разумеется, вежливо ответили, что никаких лодок нет, а ту быстренько вернули…
На пирсе экипаж встречал лично командующий флотом. После оглушительного "Здравия желаем!.." ком поблагодарил экипаж за службу.
- Служим Советскому Союзу!!! - опять же оглушительно заорали подводники… И все. Ни речей. Ни митингов. Ни разносов. Ни наград, ни благодарностей, ни грамот, на худой конец. Зачем приехал?
- Старпом.
- Я!!!
- Действуйте по плану, а мы тут с командиром маленько побеседуем, - и в курилку на корень пирса.
- Ни хрена себе! - выразил общее недоумение механик. - Неужто снимут?! Вот бы меня!.. - он давно мечтал о переводе на берег под любым соусом, ровесник командирский.
- Всем вниз! - старпом пресек механические разглагольствования, и народ полез в прочный корпус.
Монолог кома в курилке (достоверность - плюс-минус):
- Ну что ж, родной, одну свою мечту ты осуществил. "Энтерпрайз" минимум на полгода выведен из строя. За это не грех и Героя дать. Но, родной, не судьба. Подписывается международное соглашение о предотвращении конфликтов в море и воздухе путем запрещения имитации боевых атак. Табанили его только америкосы. Теперь, может, и они поймут его пользу, потому как ремонт "Энтерпрайза" им в копеечку вылетит. Но тебя, родной, там не было. Ты понял? И экипажу объясни. Ну, органы возьмут подписку о неразглашении, само собой… Объяснять янкесам, что ты не имитировал торпедную атаку, а просто гальюны продувал, никто не станет. Во-первых, это их только разозлит, а во-вторых, смешно просто. Еще возьмут и не подпишут соглашения, реванша искать будут. ТАСС уже сообщил об аварии на "Энтерпрайзе" и заявил, что наших кораблей в этом районе не находилось. Вот так-то, родной. Извини, вот тебе Орден Красного Знамени - это все, что в моих силах. Да и вообще, не пора ли ему на покой? - ком повернулся к комдиву. - А то ведь, насколько я знаю, еще одна мечта осталась неосуществленная. Есть места?
- Найдем, товарищ командующий. Это - последняя автономка. Готово представление на перевод в учебный центр, начальником тактического цикла.
- Давайте мне, я сразу подпишу. Ну что ж, комдив, готовь представление и на механика. Пусть там вместе разбираются со своими мертвыми петлями. Только в штопор не войдите, - ком весело погрозил пальцем, потом протянул на прощание огромную теплую ладонь.

Беззаветный удар по печени ВМС США

Давешняя история с заходом Mount Whitney в Севастополь меня позабавила и я вдруг вспомнил одну историю, произошедшую в Чёрном Море в достопочтимые времена…

Во второй половине 80-х годов прошлого столетия в истории советского военно-морского флота произошел необычный случай, связанный с физическим противоборством двух боевых кораблей СССР и США у берегов Крыма.

Ко всеобщему удовлетворению инцидент завершился мирным исходом, хотя военного конфликта казалось не избежать.

Известно, Чёрное море, в северной части которого базируется и действует Черноморский флот Советского Союза не имеет ничего общего с Мексиканским заливом, где хозяйничают американские корабли.

Однако в 1986 году американский крейсер УРО «Йорктаун» и эсминец «Кэрон», пройдя через проливы Босфор и Дарданеллы решительно направились к берегам Крыма. Зайдя со стороны Феодосии, американские корабли беспрепятственно проследовали вдоль южного берега Крыма и удалились в сторону пролива Босфор. Проверка бдительности и готовности Черноморского флота оказать своевременное противодействие завершилась без конфликтов.

В 1988 году старые знакомые повторно зашли в Черное море, но в этот раз контркурсом – уже со стороны Севастополя. Американский дуэт кораблей двигался по циферблату Чёрного моря в направлении обратном – как бы по часовой стрелке, вжимаясь в наши территориальные воды настолько демонстративно, что всякие сомнения в благих намерениях заокеанских визитёров отпадали.

Необходимо отметить, что Международная конвенция по судоходству, подписанная СССР в середине восьмидесятых годов, оговаривала возможный мирный проход боевых кораблей с оружием на борту через «аппендиксы» территориальных вод прибрежных государств. Но только в исключительных случаях, с целью сокращения пути и обязательным выполнением ряда требований. Не выполнять разведывательных задач, не поднимать в воздух летательные аппараты, не проводить учения и не доставлять головную боль прибрежному государству.

Эту конвенцию Советский Союз не ратифицировал, о чём американские моряки, несомненно, знали. Американский демарш у наших берегов двумя современными боевыми кораблями носил явно выраженный разведывательный характер. Американцы прокладывали курс по нашим территориальным водам сознательно, не имея цели сократить себе путь.

Советский сторожевой корабль Черноморского флота СКР пр. 1135 «Беззаветный» только что вернулся из полугодового плавания в Средиземном море. Экипаж был хорошо подготовлен, имел опыт плавания в прибрежных водах ряда иностранных государств. Месяцы, проведённые в море, не прошли даром, они дали морякам хорошую морскую практику.

Американский крейсер УРО Йорктаун, USS Yorktown (CG 48).

USS Yorktown (CG 48)

Параметры

Длина: 172 м
Ширина: 16 м
Водоизмещение: 9600 тонн
Запас хода: 6000 миль
Скорость: 32 узлов

Вооружение

Орудия: 2 MK.45
Торпедные аппараты: 2
Ракетные установки: 2 MK41
Противо-корабельные комплексы: 8 Гарпун
Зенитные установки: 2 Вулкан MK.15 ; 2 Стандарт
Противолодочные комплексы: 2 АСРОК-ВЛА
Вертолеты: 1
Системы управления огнем: Иджис

Серия «Тикондерога» — 27 кораблей

Эсминец УРО «Кэрон», USS Caron (DD-970)

USS Caron (DD-970)

Параметры

Длина: 171 м
Ширина: 17,6 м
Водоизмещение: 9300 тонн
Осадка: 8,8 м
Экипаж: 295
Скорость: 32 узлов

Вооружение

Орудия: 2 MK.45
Торпедные аппараты: 6 324mm Mk 32
Ракетные установки: 2 MK41
Противо-корабельные комплексы: Гарпун
Крылатые ракеты: 2 MK-143 для Томагавк
Зенитные установки: 2 MK-29 для Морской Воробей; 2 Вулкан MK.15
Противолодочные комплексы: 1 АСРОК-ВЛА
Вертолеты: 2

Радиолокационное оборудование

Сонар: SQS-53B Sonar SQR-19 Tactical Towed Array Sonar
Локатор/Радар: SPS-40E,SPS-55
Системы управления огнем: SPG-60

Командование ЧФ поставило задачу перед «Беззаветным» проследить за действиями двух американских кораблей, выяснить их намерения. Находясь на параллельных курсах несколько раз наши корабли по международному каналу связи предупреждали американцев:

«Вы нарушаете государственную границу СССР».

Эти же предупреждения дублировались флажным семафором. В ответ американцы отвечали что-то типа «О’кей», продолжая следовать своим курсом.

Тогда командир «Беззаветного» капитан 2 ранга Владимир Богдашин получил приказ:

вытеснить американские корабли из советских территориальных вод.

Легко сказать, вытеснить! Но как это сделать, не применяя оружия и учитывая, что водоизмещение СКР в два с лишним раза меньше, чем американского крейсера.

Решение в данной ситуации могло быть одно – осуществить навал советского сторожевого корабля на нарушителя, или, вернее, нанести ряд ударов по корпусу американского корабля. В авиации этот маневр называется «таранить» врага.

Получив в очередной раз с «Йорктауна» – «Мы ничего не нарушаем!» и руководствуясь Законом о государственной границе СССР, экипаж «Беззаветного» приступил к решительным действиям. Острота ситуации требовала от командира капитана 2 ранга В.Богдашина принятия исключительного решения. И оно было принято.

История современного флота ничего подобного не знала. На сознательный жёсткий контакт шли корабли, лишённые брони и вооружённые довольно нежным ракетным и торпедным оружием.

Сначала корабли шли параллельными курсами. «Йорктаун» давал большую волну, мешавшему сближению. «Беззаветный» увеличил скорость и стал быстро настигать американский ракетоносец с его левого борта. Громадный корпус «Йорктауна» казался неестественно большим и неприступным, заслонял своими надстройками половину горизонта. По внутрикорабельной трансляции личному составу «Беззаветного» было объявлено, что корабль идёт на физическое соприкосновение с американцем. На СКРе загерметизировали отсеки.

«Беззаветный» взял вправо и приспустил правый якорь, лапы которого, как шипы ежа, ощетинились наружу.

Несомненно, командование американского крейсера не понимало действий советского сторожевого корабля. Свободные от вахты моряки столпились на верхних мостиках надстроек, фотографировали, что-то кричали. Беспечный вид американских моряков, их самоуверенность и надменное спокойствие подчёркивали безразличие к советскому сторожевому кораблю.

СКР «Беззаветный»

СКР «Беззаветный»

Параметры

Длина: 123,1 м
Ширина: 14,2 м
Водоизмещение: 3200 тонн
Запас хода: 4600 миль
Экипаж: 180
Скорость: 32 узлов

Вооружение

Орудия: 2 АК-726
Торпедные аппараты: 8 533 мм
Зенитные установки: 2 Оса/Oca-M
Противолодочные комплексы: 2 РБУ-6000 ; 2 Метель/Раструб-Б
Мины: 20
Вертолеты: 1

Проект «1135 Буревестник» — 18 кораблей

«СКР-6», проект 35

Параметры

Длина, 82,4 м
Ширина, 9,1 м
Водоизмещение полное, 1140 т
Водоизмещение нормальное, 960 т
Осадка, 3 м
Скорость полного хода с ГТУ, 32 узлов
Скорость полного хода с дизелями, узлов 20
Скорость хода экономическая, узлов 14
Мощность ГТУ, 2 x 18000 л.с.
Мощность дизельной установки, 2 x 6000 л.с.
Дальность плавания, миль 2000
Экипаж, чел. 96

Вооружение

2×2 76-мм артустановки АК-726
2×5 400-мм торпедных аппарата
2×12 реактивных бомбомета РБУ-6000 (120 РГБ-60).

Противостояние достигло кульминации. «Беззаветный» достиг «Йорктаун», СКР-6 подходил к правому борту «Кэрона». Рядом находились пограничные корабли и суда вспомогательного флота. Для пущей убедительности в воздух были подняты два ТУ-95 и противолодочные самолёты БЕ-12 с подвешенными ракетами. На «Йорктауне» непрерывно работали навигационная РЛС и станция наблюдения за воздушным противником, сообщая обстановку командиру крейсера.

Первый удар «Беззаветного» пришёлся «Йорктауну» в среднюю часть, в район трапа. Смялись леерные ограждения, оглушив оторопевших «йорктаунцев» скрежетом стали. Приспущенный трёхтонный якорь, пройдясь по борту крейсера, нанёс ему несколько ударов и вмятин. В следующую секунду он оборвался и упал в море.

Как будто ветром сдуло с мостика американских моряков. Было слышно, как на «Йорктауне» объявили аварийную тревогу, и все разбежались по боевым постам.

После первого удара форштевень «Беззаветного» ушёл влево, а, его корма навалилась на крейсер в районе установки контейнеров с противокорабельными ракетами «Гарпун», смяв четыре контейнера. Возникла опасность повреждения наших торпедных аппаратов. Резко переложив руль в положение «право на борт», «Беззаветный» вновь развернулся атакующим носом в боевую стойку. Второй удар по американцу оказался очень сильным.

«Йорктаун» вздрогнул, а «Беззаветный» на какое-то мгновение получил крен в 13 градусов, обнажив титановую бульбу. Дифферент на корму достиг четырёх градусов. Так что корма оказалась на срезе уровня воды. В следующий миг форштевень «Беззаветного» пошёл сметать на «Йорктауне» всё, что попадалось по пути леерные стойки, кнехты, горловины, листы надстроек и прочие выступающие части, превращая всё это в металлолом. Под фейерверк искр несколько секунд слышался леденящий душу треск разрушаемых конструкций. Были видны ошмётки отлетающей краски, дым от сильного трения – пока нос сторожевого корабля не соскользнул вниз.

После этого навал-тарана командир американского крейсера оценил, наконец, опасность момента. «Йорктаун» переложил руль вправо. Через считанные минуты он вышел из советских территориальных вод в нейтральные. Вся акция «вытеснения» заняла не больше пятнадцати минут. «Йорктаун» вошёл в наши воды примерно на 2,5 мили, «Кэрон» – почти на 7 миль.

Пока «Беззаветный» боролся с «Йорктауном», сторожевой корабль СКР-6 наносил аналогичные пугающие удары форштевнем по «Кэрону», правда, из-за своего малого водоизмещения с меньшим успехом.

Действия боевых кораблей подстраховывало судно ледового класса «Ямал». Ледовый пояс и усиление корпуса сухогруза были значительно мощнее, чем корпуса сторожевых кораблей, но гнаться со скоростью в двадцать узлов за новейшим американским крейсером «Ямал» не мог.

Силу таранных ударов «Беззаветного» осознали позднее. В месте касания СКРа образовались трещины в 80 и 120 мм, в районе прохождения корабельных трасс возникла небольшая пробоина, несколько внушительных вмятин получила и носовая титановая бульба. Уже в заводских условиях было обнаружено смещение четырёх двигателей и муфт.

На «Йорктауне» в районе средней надстройки, по-видимому, возник пожар, американцы в противопожарных костюмах спустились, разматывая пожарные рукава, с намерениями что-то тушить.

«Беззаветный» ещё некоторое время не упускал из виду американские корабли. Затем вновь увеличил скорость и напоследок дал «круг почёта» вокруг «Йорктауна» и «Кэрона». «Йорктаун» казался мёртвым – ни одного человека на палубах и мостиках не было видно.

Когда до «Кэрона» оставалось около полутора кабельтовых, на палубы и надстройки эсминца высыпал, наверное, весь экипаж корабля. Десятки, сотни фотовспышек сверкали на «Кэроне», провожая «Беззаветный» вот такими фото аплодисментами.

Отсвечивая золотом букв в корме, «Беззаветный» гордо пронесся мимо и, как ни в чём не бывало, взял курс на Севастополь.

Как сообщали иностранные источники, после инцидента «Йорктаун» несколько месяцев ремонтировался на одной из верфей. Командир крейсера был снят с должности за пассивные действия и предоставленную советскому кораблю инициативу, чем нанёс моральный ущерб престижу американского флота. Конгресс США почти на полгода заморозил бюджет военно-морскому ведомству.

Как ни странно, но и в нашей стране возникли попытки обвинить советских моряков в противоправных действиях, морском разбое и прочее. Делалось это, в основном, в политических целях и в угоду Западу. Серьёзной основы они под собой не имели, и обвинения рассыпались, как карточный домик. Потому что в данном случае флот проявил решительность и просто выполнил возложенные на него функции.

Валерий Борисович Иванов, «Тайны Севастополя».

Случай, речь о котором пойдет ниже, представляет собой достаточно редкий, хотя и последний по сути пример минувшей эпохи советско-американского противостояния на морях и океанах, длившегося не один год и не одно десятилетие. Собственно говоря, это был достаточно уникальный в своем роде пример использования современных боевых кораблей без применения оружия, т.е. путем навала на корабль противной стороны.

Согласно определению морского толкового словаря, навал — это соприкосновение кораблей, являющееся следствием ошибок в расчетах движения. В отличие от столкновения, повреждения при навале обычно минимальные. Навал широко использовался еще в древние времена. Тогда вслед за навалом на корабль противника на его палубу высаживалась абордажная партия и исход сражения решался в ближнем бою.

Речь пойдет о вытеснении советскими боевыми кораблями американских кораблей из района, считавшегося территориальными водами СССР. Это происходило на Черном море в районе между Ялтой и Форосом. Предыстория этого случая такова. Дело в том, что у советских и американских специалистов имелись совершенно различные подходы к тому, откуда именно следует вести отсчет 12-мильной зоны территориальных вод.

Американцы же придерживались (и придерживаются до сих пор) той точки зрения, что отсчет следует вести от каждой точки береговой линии. Советские же специалисты исходили из того, что отсчет следует вести от т.н. базисной линии. Сложности возникали с заливами и т.п. Так, когда вглубь побережья вдается залив, внутри которого имелся своеобразный «язык» нейтральных вод, иностранные корабли имели возможность беспрепятственно вести радиотехническую разведку.

Советский подход к отсчету границы территориальных вод исключал подобную возможность. В таких случаях советские специалисты вели отсчет территориальных вод от линии, соединяющей входные мысы таких заливов. Таким образом, по советской версии, «язык» нейтральных вод в заливах не образовывался. Американцев это не устраивало и они это наглядно демонстрировали это не один раз, как на Черном море, так и на Дальнем Востоке, практически ежегодно посылая свои боевые корабли в подобные зоны для ведения радиотехнической разведки.

Американские корабли при этом никак не реагировали на сигналы советских морских пограничников и проходили в районы, считавшиеся советской стороной собственными территориальными водами. Делали они это всегда демонстративно, заходя в советские территориальные воды без всякой навигационной надобности, мотивируя свои действия наличием права «свободного прохода».

Естественно, что столь разительное отличие в понимании ситуации каждый раз ставило корабли обеих стран в состояние повышенной боевой готовности. Всякий раз проходившие вдоль побережья заокеанские «гости» сопровождались кораблями советского ВМФ, авиацией и радиолокационными станциями пограничников и береговой обороны. Дело в том, что фактически подобный проход допускался по маршрутам, обычно используемым для международного судоходства. Это делалось в соответствии с существовавшим Сводом правил и законов СССР, а также международными договорами СССР.

К подобным районам относился и район у побережья Крыма с координатами 440 СШ и 330 ВД. Особенно янки зачастили в этот район в 80-е годы, причем, совершенно игнорируя при этом тот факт, что в черноморских водах тогдашнего СССР просто не существовало ни одного маршрута, по которому бы существовало указанное право свободного прохода.

12 февраля 1988 г на Черноморском флоте произошли события, которые получили «гулкий» резонанс в политических, военных и военно-морских кругах различных стран. В этот день произошел серьезный инцидент с участием боевых кораблей 6 Флота США крейсера УРО «Йорктаун» и эсминца УРО «Кэрон», пожаловавших в Черное море и нарушивших государственную границу СССР.

Карикатура в газете «ПРАВДА».

Руководителями и главными «действующими лицами» операции по вытеснению американцев из наших территориальных вод были: адмирал СЕЛИВАНОВ Валентин Егорович (в прошлом командир 5-й Средиземноморской эскадры ВМФ, в то время вице-адмирал, начальник штаба ЧФ, впоследствии начальник Главного штаба ВМФ), вице-адмирал МИХЕЕВ Николай Петрович (в то время капитан 2 ранга, начальник штаба 70-й бригады 30-й дивизии противолодочных кораблей ЧФ), контр-адмирал БОГДАШИН Владимир Иванович (в то время капитан 2 ранга, командир СКР «Беззаветный»), капитан 2 ранга ПЕТРОВ Анатолий Иванович (в то время капитан 3 ранга, командир «СКР-6»).

Валентин Селиванов. Операции кораблей ЧФ, о которой ниже пойдет речь, предшествовали события в стране и их последствия, связанные с нарушением госграницы и пролетом с Балтийского моря через все западное пространство Союза (28.05.1987 г.) немецкого воздушного авантюриста Руста, посадившего свой спортивный самолетик типа «Сэсна» прямо на Красной площади в Москве. После уничтожения на Дальнем Востоке разведывательного корейского «Боинга», замаскированного под гражданский самолет, действовал приказ министра обороны: гражданские самолеты не сбивать! А зря, не надо было жалеть — ведь последствия этой выходки Руста крайне негативно отразились на всем военном ведомстве.

О готовящемся в феврале 1988 года новом вояже американских кораблей крейсера УРО «Йорктаун» (тип «Тикондерога») и эсминца УРО «Кэрон» (тип «Спрюенс») в Черное море командование ЧФ узнало заблаговременно (разведка флота отслеживала все действия 6 Флота ВМС США). Учитывая, как я уже выше пояснял, обстановку в ВС после «выходки» Руста, мы, естественно, не могли допустить, чтобы новая провокация американцев с нарушением наших морских границ, если они снова вздумают повторить свой прошлый демарш, прошла бы для них безнаказанно. Поэтому перед прибытием американских кораблей в Черное море штабом флота была спланирована операция по слежению и противодействию им: выделены сторожевые корабли «Беззаветный» (пр. 1135) и «СКР-6» (пр. 35), назначен командир этой корабельной группы — начальник штаба 70-й бригады 30-й дивизии противолодочных кораблей ЧФ капитан 2 ранга Михеев Николай Петрович.

С командирами кораблей и корабельной группы был произведен тщательный инструктаж по плану операции с проигрышем всех действий на картах и маневренных планшетах. Корабли в операции были распределены так: СКР «Беззаветный», как более крупный по водоизмещению корабль, должен был сопровождать и противодействовать крейсеру «Йорктаун», а «СКР-6» (небольшой по водоизмещению и размерениям) — эсминцу «Кэрон».

Всем командирам были даны конкретные указания: как только обнаружится, что американцы намереваются проследовать в наши терводы, занять позицию относительно борта американских кораблей со стороны нашего берега, предупредить их о том, что курс их кораблей ведет в терводы, далее, если американцы не внимают этому предупреждению, с входом их в терводы совершить каждым нашим кораблем «навал» на американские корабли. Командиры свои задачи поняли, и я был уверен, что они свои задачи выполнят. План операции одобрил главнокомандующий ВМФ адмирал флота В.Н. Чернавин.

Предусматривалось, что с входом американских кораблей в Черное море наши корабли встречают их в районе Босфора и начинают слежение за ними. Я дал указание командиру группы после встречи с американцами приветствовать их прибытие в наше Черное море (именно не забыть в приветствии слово наше) и передать, что мы будем плавать с ними вместе. Ожидалось, что американские корабли проследуют сначала вдоль западного побережья Черного моря, «забегут» в терводы Болгарии, Румынии (они раньше так делали), а потом будут смещаться в восточную часть к нашим берегам. Ну а вторгнуться в наши терводы они, видимо, попытаются, как и в прошлый раз, в районе южной оконечности Крымского полуострова (мыс Сарыч), где границы тервод по конфигурации представляют треугольник с выдвинутой к югу вершиной. Обходить этот треугольник американцы, скорее всего, опять не станут, а пойдут сквозь терводы.

Больше мест для такого «демонстрационного» нарушения тервод на Черноморском театре не существует. И вот здесь-то и должна была произойти основная фаза всей операции, а именно недопущение или вытеснение из наших тервод американских кораблей с «навалом» на них, если предупреждения о нарушении тервод на них не подействуют. Что такое «навал»? Это не таран в полном смысле этого понятия, а подход на скорости под небольшим углом как бы по касательной к борту вытесняемого объекта и «вежливое» его «отталкивание», с отворотом от выдерживаемого им курса. Ну, а «вежливость» — уж как получится.

Наши корабли взяли американские суда на сопровождение сразу после выхода из Босфора. Поприветствовали, предупредили, что будут плавать с ними вместе, составят им «компанию» в Черном море. Американцы ответили, что им помощи не требуется. Когда я получил эти первые доклады, передал Михееву:

«Сообщите американцам: плавать все равно придется вместе. Они у нас в гостях, а по законам русского гостеприимства оставлять гостей без внимания у нас не принято, — а ну как с ними что-нибудь случится».

Михеев все это передал.

Американцы прошли терводы Болгарии, затем терводы Румынии. Но там румынских кораблей не было (командование румынского флота уже тогда игнорировало все наши указания и предложения). Далее американские корабли отвернули на восток, перешли в район 40-45 миль юго-юго-восточнее Севастополя и начали там какие-то непонятные маневры. Скорее всего, они осуществляли смену или закладку на наши связные кабельные трассы спецаппаратуры съема информации. Крутились американские корабли в этом районе двое с лишним суток. Потом перешли и маневрировали непосредственно в прилегающей к Севастополю морской зоне вне тервод.

12 февраля я находился на КП флота (командующий флотом адмирал М.Н. Хронопуло куда-то улетел по делам). Примерно в 10 часов получил доклад Михеева:

«Американские корабли легли на курс 90°, который ведет в наши терводы, скорость 14 узлов. До тервод 14 миль» (около 26 км.).

Ладно, думаю, — до тервод еще час хода, пусть идут. Приказываю Михееву:

«Продолжать слежение».

Через полчаса следующий доклад:

«Корабли идут теми же курсом и скоростью. До тервод 7 миль».

Снова думаю, что они дальше будут делать: войдут в терводы или отвернут в последний момент, «попугав» нас? Помню, я сам в Средиземном море «укрывал» корабли эскадры от ветра и штормовой волны в полукабельтове от границы тервод (ширина 6 миль) греческого острова Крит (его горы ослабляли силу ветра). И не считал, что мы что-то нарушаем. И американцы могли бы также подойти к терводам и потом отвернуть, ничего не нарушив. Следующий поступает доклад:

«До границы тервод 2 мили».

Передаю Михееву:

«Предупредите американцев: ваш курс ведет в терводы Советского Союза, нарушение которых недопустимо».

Михеев докладывает:

«Передал. Отвечают, что они ничего не нарушают. Следуют прежними курсом и скоростью».

Снова даю приказание Михееву:

«Еще раз предупредите американцев: нарушение тервод Советского Союза недопустимо. Имею приказ вытеснять вас, вплоть до навала и тарана. Передайте все это в эфир открытым текстом дважды по-русски и по-английски».

Михеев снова докладывает:

«Передал. Повторяют, что они ничего не нарушают. Курс и скорость прежние».

Тогда приказываю Михееву:

«Занять позиции для вытеснения».

Мы на инструктаже предусмотрели, чтобы навал был более жестким и причинил более существенные повреждения кораблям, вытравить правые якоря и держать их в подвешенном состоянии на якорь-цепях под клюзами правого борта. Так что высокий полубак СКР «Беззаветного», да еще болтающийся справа якорь могли бы основательно порвать борт и все что попадет под навал на борту вытесняемого с его курса корабля. Михеев продолжает докладывать:

«До тервод 5,..3,..1 кабельтов. Корабли позиции для навала заняли».

«Американские корабли вошли в терводы».

Для уточнения обстановки запрашиваю Боевой информационный пост (БИП) флота:

«Доложить точные данные местоположения всех кораблей».

Получаю доклад БИП:

«11 миль, 9 кабельтовых от береговой черты».

Значит, действительно американцы все же влезли в наши терводы. Приказываю Михееву:

«Действовать по плану операции».

Он отвечает:

«Понял».

Оба наших корабля начали маневрирование для «навала» на американские корабли.

Далее я получал доклады только по маневрированию СКР «Беззаветного». Маневрирование «СКР-6» контролировал и получал доклады от его командира Михеев. Помню, это было почти ровно в 11.00 час., Михеев докладывает:

«Сблизился с крейсером до 40 метров»… и далее доклад через каждые 10 метров.

Моряки представляют, как сложно и опасно выполнять такие маневры: громадный крейсер водоизмещением 9200 тонн и к нему на ходу как бы «швартуется» сторожевик водоизмещением 3000 тонн, а на другом «фланге» против эсминца водоизмещением 7800 тонн действует совсем маленький сторожевичок водоизмещением всего в 1300 тонн. Представляете: в момент сближения вплотную с этим маленьким сторожевичком, положи эсминец резко руль «лево на борт» — и что будет с нашим кораблем? Не перевернулся бы, — и такое может быть! Тем более, что формально прав в таком столкновении все равно будет американец. Так что сложную и опасную задачу должны были выполнить командиры наших кораблей.

Сближение и навал Беззаветного на Йорктаун:

Михеев докладывает:

«10 метров».

И сразу же:

«Прошу «добро» действовать!».

Хотя все приказания он уже получил, но, видимо, решил все же подстраховаться, — вдруг обстановка изменилась, к тому же все переговоры в эфире записываются и нами, и американцами. Передаю ему еще раз:

«Действовать по плану операции!».

И далее наступила тишина. Обстановка на КП флота напряженная: я непосредственно на связи с Михеевым, ОД флота с трубкой аппарата ЗАС в руках параллельно все действия, распоряжения, доклады передает на ЦКП ВМФ, оттуда все это передается на ЦКП Вооруженных Сил. Весь расчет КП в работе.

Второй заход Беззаветного на Йорктаун:

Слежу по секундомеру — засек с последним моим приказанием: стрелка пробежала минуту, две, три…Молчание. Не запрашиваю, понимаю, что сейчас творится на кораблях: одно дело инструктаж и проигрыш на маневренных планшетах, а другое дело, как все получится в действительности. Явственно представляю, как высокий полубак «Беззаветного» вместе с вывешенным якорем рвет борт и массивную носовую надстройку американского крейсера «Йорктаун» (надстройка у него сконструирована заодно с бортом корабля). Но что с нашим кораблем произойдет от таких взаимных «поцелуев»? А что происходит во второй паре этой морской «корриды» между «СКР-6» и эсминцем «Кэрон»? Сомнения, неизвестность… Подумалось, что при подобного рода «швартовках» на ходу возможно взаимное присасывание («прилипание») кораблей друг к другу. А ну, как американцы ринутся на «абордаж»? Мы такую возможность предусмотрели, — на кораблях сформированы и постоянно отрабатываются специальные десантные взводы. Но американцев ведь намного больше… Все это у меня проносится в сознании, пока нет никаких докладов. И вдруг слышу совершенно спокойный голос Михеева, как будто при розыгрыше таких эпизодов на картах:

«Прошлись по левому борту крейсера. Сломали пусковую установку ракет «Гарпун». Две разломанные ракеты свешиваются из пусковых контейнеров. Снесли все леера левого борта крейсера. Разбили вдребезги командирский катер. Кое-где порвали борт и боковую обшивку носовой надстройки. Наш якорь оторвался и утонул».

Спрашиваю:

«Что делают американцы?».

Отвечает:

«Сыграли аварийную тревогу. Аварийщики в защитных костюмах поливает пусковую установку «Гарпунов» из шлангов и затаскивает шланги внутрь корабля».

«Ракеты горят?» — спрашиваю.

«Вроде нет, огня и дыма не видно».

После этого Михеев докладывает за «СКР-6»: «Прошел вдоль левого борта эсминца, срублены леера, разбита шлюпка. Прорывы обшивки борта. Корабельный якорь уцелел. Но американские корабли продолжают переход теми же курсом и скоростью».

Даю команду Михееву:

«Выполнить повторный навал».

Наши корабли начали маневрирование для его выполнения.

Как все происходило в районе «навала», рассказывают Николай Михеев и Владимир Богдашин.

К моменту подхода к терводам американские корабли следовали как бы в строю пеленга с расстоянием между ним примерно 15-20 кабельтовых (2700-3600 м.), — при этом крейсер впереди и мористее, эсминец ближе к береговой черте на курсовом угле крейсера 140-150 град. левого борта. СКР «Беззаветный» и «СКР-6» в позициях слежения соответственно за крейсером и эсминцем на их курсовых углах левых бортов 100-110 град. в дистанции 90-100 м. Позади этой группы маневрировали два наших пограничных корабля.

С получением приказания «Занять позиции для вытеснения» на кораблях объявлена боевая тревога, загерметизированы носовые отсеки, из них личный состав выведен, торпеды в аппаратах в боеготовом состоянии, на артустановки поданы патроны до линии заряжания в казенники, развернуты аварийные партии, десантные взводы в готовности по местам расписания, остальной личный состав на боевых постах.

Правые якоря вывешены на якорь-цепях из клюзов. На ходовом мостике СКР «Беззаветный» Михеев держит связь с КП флота и управляет кораблями группы, Богдашин управляет маневрами корабля, здесь же офицер-переводчик осуществляет постоянную радиосвязь с американскими кораблями. Сблизились с крейсером на дистанцию 40 метров, потом на 10 метров («СКР-6» то же с эсминцем). На палубе крейсера, площадках надстройки высыпали матросы и офицеры с фотоаппаратами, видеокамерами, — хохочут, машут руками, делают, как это принято у американских моряков, непристойные жесты и пр. На левое открытое крыло ходового мостика вышел командир крейсера.

С подтверждением приказания «Действовать по плану операции» пошли на «навал» крейсера («СКР-6» — эсминца). Богдашин сманеврировал таким образом, что первый удар пришелся по касательной под углом 30 град. к левому борту крейсера. От удара и трения бортов посыпались искры и загорелась бортовая краска. Как потом рассказывали пограничники, на мгновение корабли оказались как бы в огненном облаке, после чего за ними некоторое время тянулся густой шлейф дыма. При ударе наш якорь одной лапой разорвал обшивку борта крейсера, а другой сделал пробоину в носовой части борта своего корабля. От удара СКР отбросило от крейсера, форштевень нашего корабля пошел влево, а корма стала опасно приближаться к борту крейсера.

На крейсере сыграли аварийную тревогу, личный состав ринулся с палуб и площадок вниз, командир крейсера бросился внутрь ходового мостика. В это время он, видимо, на какое-то время потерял управление крейсером, и тот от удара отвернул несколько вправо, что еще более увеличило опасность его навала на корму СКР «Беззаветного». После этого Богдашин, скомандовав «право на борт», увеличил ход до 16 узлов, что позволило несколько отвести корму от борта крейсера, но одновременно и крейсер довернул влево на прежний курс, — после этого как раз и произошел следующий наиболее мощный и результативный навал, вернее таран крейсера.

Удар пришелся в район вертолетной площадки, — высокий острый форштевень с полубаком СКР, образно говоря, влез на крейсерскую вертолетную палубу и с креном 15-20 град на левый борт стал крушить своей массой, а также вывешенным из клюза якорем все, что ему попадалось, постепенно сползая в сторону крейсерской кормы: порвал обшивку борта надстройки, срубил все леера вертолетной площадки, разломал командирский катер, далее сполз на палубу юта (на корму) и тоже снес все леера со стойками. Затем зацепил пусковую установку ПКР «Гарпун», — казалось, что еще немного и пусковая установка будет сдернута с ее крепежа к палубе. Но в этот момент, зацепившись за что-то, якорь оторвался от якорь-цепи и, как мячик (3,5 тонн весом!), перелетев через кормовую палубу крейсера с левого борта, рухнул в воду уже за его правым бортом, чудом не зацепив никого из находившихся на палубе матросов аварийной партии крейсера. Из четырех контейнеров пусковой установки ПКР «Гарпун» два были разломаны пополам вместе с ракетами, их оторванные головные части свисали на внутренних кабелях. Еще один контейнер был погнут.

Наконец полубак СКР сполз с кормы крейсера на воду, мы отошли от крейсера и заняли позицию на его траверзе в расстоянии 50-60 метров, предупредив, что повторим навал, если американцы не выйдут из тервод. В это время на палубе крейсера наблюдалась странная суета личного состава аварийных партий (все негры): растянув пожарные шланги и слегка попрыскав водой разломанные ракеты, которые не горели, матросы эти шланги и другие противопожарные средства вдруг стали спешно затаскивать во внутренние помещения корабля. Как позднее выяснилось, там начался пожар в районе погребов ПКР «Гарпун» и противолодочных ракет «Асрок».

Валентин Селиванов. Через некоторое время получаю доклад от Михеева:

«Эсминец «Кэрон» отвернул с курса и следует прямо на меня, пеленг не меняется».

Морякам понятно, что значит «пеленг не меняется», — то есть идет на столкновение. Передаю Михееву:

«Переходи на правый борт крейсера и прикрывайся им. Пусть «Кэрон» его таранит».

Николай Михеев. Но «Кэрон» подошел к нам на расстояние 50-60 метров с левого борта и лег на параллельный курс. Справа на таком же расстоянии и тоже параллельным курсом следовал крейсер. Далее американцы начали на сходящихся курсах как бы зажимать СКР «Беззаветный» в клещи. Приказал зарядить реактивные бомбометные установки РБУ-6000 глубинными бомбами (американцы это видели) и развернуть их по траверзу на правый и левый борт соответственно против крейсера и эсминца (правда, обе установки РБУ действуют в боевом режиме только синхронно, но американцы этого не знали). Вроде подействовало, — американские корабли отвернули.

В это время на крейсере стали готовить к вылету пару вертолетов. Доложил на КП флота, что американцы готовят вертолетами нам какую-то пакость.

Валентин Селиванов. На доклад Михеева передаю ему:

«Сообщите американцам — вертолеты в случае их подъема в воздух будут сбиты, как нарушившие воздушное пространство Советского Союза» (корабли находились в наших терводах).

Одновременно передал приказание на КП авиации флота:

«Поднять в воздух дежурную пару штурмовиков! Задача: барражирование над вторгнувшимися в терводы американскими кораблями с целью воспрепятствования подъему их палубных вертолетов в воздух».

Но ОД авиации докладывает:

«В близлежащем к мысу Сарыч районе отрабатывает задачи группа десантных вертолетов. Предлагаю вместо штурмовиков выслать пару вертолетов, — это намного быстрее, к тому же они задачу «противодействия взлету» выполнят более эффективно и наглядно».

Утверждаю это предложение и сообщаю Михееву о направлении в район наших вертолетов. Вскоре получаю доклад ОД авиации:

«Пара вертолетов Ми-26 в воздухе, следуют в район».

Николай Михеев. Передал американцам, что будет с вертолетами, если их поднимут в воздух. Это не подействовало, — вижу лопасти винтов уже закрутились. Но в это время над нами и американцами прошла на высоте 50-70 метров, сделав несколько кругов над американскими кораблями и демонстративно зависая несколько в стороне от них, пара наших вертолетов Ми-26 с полной боевой подвеской бортового оружия, — вид внушительный. Это видимо подействовало, — американцы свои вертолеты заглушили и закатили в ангар.

«Министр обороны потребовал разобраться и доложить об этом происшествии» (флотские наши остряки потом изощрялись: доложить с перечнем лиц, подлежащих снятию с должностей и разжалованию).

Мы представили по инстанции подробный доклад, как все происходило. Буквально через пару часов поступает еще одно приказание с ЦКП ВМФ:

«Министр обороны требует представить отличившихся к поощрению» (наш остряки и здесь нашлись: перечень лиц на разжалование заменить реестром фигурантов на награждение).

Ну, вроде отлегло у всех от сердца, напряжение спало, все мы с расчетом КП флота вроде успокоились.

На следующий день американцы, не дойдя до наших кавказских морских районов, двинулись на выход из Черного моря. Опять же, под неусыпным контролем новой корабельной группы наших кораблей. Еще через сутки «побитые» корабли доблестного 6 Флота ВМС США покинули негостеприимное для них в этот вояж Черное море.

Владимир Богдашин на следующий день по приказанию Главкома ВМФ вылетел со всеми документами в Москву для доклада командованию ВМФ и руководству Генштаба всех подробностей происшествия.

Владимир Богдашин. В Москве меня встретили офицеры ОУ ГШ ВМФ и доставили прямо в Генштаб. В лифте поднимались наверх вместе с генерал-полковником В.Н. Лобовым. Он, узнав кто я такой, сказал:

«Молодец, сынок! Моряки не подвели нас после этого Руста. Все правильно сделали!».

Потом я все доложил офицерам Генштаба, пояснил схемы маневрирования и фотодокументы. Затем пришлось все снова рассказывать и объяснять группе собранных журналистов. Далее меня «забрал» корреспондент военного отдела газеты «Правда» капитан 1 ранга Александр Горохов и отвез в редакцию, где пришлось все повторить. В выпуске газеты за 14.02.1988 г. вышла его статья «Что им надо у наших берегов? Недопустимые действия ВМС США» с кратким описанием наших «подвигов».

При подготовке использованы материалы следующих ресурсов: 1. http://www.zavtra.ru, 2. http://www.sevastopol.ws, 3. Военно-морская коллекция Официальный сайт ВМС США 4. http://scrolllock.livejournal.com, 5. Энциклопедия военных кораблей Новостной Севастопольский портал

(Visited 4 869 times, 1 visits today)

В феврале 1988 года военное руководство США дало команду двум своим кораблям войти в территориальные воды СССР в районе главной военно-морской базы ЧФ города Севастополя.

Эта миссия была возложена на ракетный крейсер «Йорктаун» и эсминец «Кэрон», которые неоднократно ранее заходили в акваторию Черного моря и прекрасно знали здешний морской театр действий.

Корабли углубились в территориальные воды СССР на целых шесть миль. При этом их радары, включая средства радиотехнической разведки, работали на всю свою мощность. То есть корабли находились в полной боеготовности, что являлось откровенным вызовом.

«Беззаветный » и «Йорктаун »

Начальник штаба ЧФ вице-адмирал Валентин Селиванов (командующий в тот день находился в Москве), доложив «наверх» об инциденте, дал команду на пресечение провокации. На перехват американцев вышли сторожевые корабли «Беззаветный» (проект 1135) и СКР-6 (проект 35). Намеренно акцентируем внимание на проектах наших кораблей, которые были в трое («Беззаветный» в сравнении с «Йорктауном») и почти в девять раз (СКР-6 с «Кэроном») меньше по водоизмещению американских нарушителей границы.

Когда эсминец уклонился от столкновения с СКР-6 и продолжил идти вглубь акватории СССР, командиры обоих сторожевиков начали сближение. Как вспоминает сегодня командир «Беззаветного» контр-адмирал в отставке Владимир Богдашин, наблюдая за маневром, американские моряки, столпившись на верхней палубе, смеясь и показывая неприличные жесты, активно фотографировались на фоне «сумасшедших Иванов».

Зная о разных габаритах (в свою пользу) кораблей, они не сомневались: русские ни за что не пойдут на прямой контакт.

Встреча в Черном море

Но едва только «Беззаветный» с раздирающим душу скрежетом навалился на левый борт американского крейсера, всех весельчаков и фотографов, как ветром сдуло. Примерно в то же время СКР-6 ткнул правой «скулой» своего форштевня в левый борт кормовой части «Кэрона».

«Первый навал был легким, - говорит Богдашин, - как бы вскользь. Мы потерлись бортами, снесли на «Йорктауне» трап и все. Тем не менее, это произвело шок на командиров обоих американских кораблей, которые тут же сыграли у себя боевую тревогу. Они не ожидали от нас таких действий. После первого удара мы получили команду отойти и не вступать в контакт, но было уже поздно. Крейсер по своим размерам был вдвое больше «Беззаветного», и от удара корма моего корабля пошла резко влево, от чего мы стали сближаться кормовыми частями. Это было очень опасно как для них, так и для нас».

По словам Богдашина, четырехтрубный торпедный аппарат «Беззаветного» с правого борта находился в полной боевой готовности. У американца восемь ракетных установок «Гарпун» тоже наверняка были заряжены «под завязку».

«Если бы корабли коснулись кормовыми частями и мои торпедные аппараты вошли под его ракетные направляющие, вряд ли бы мы сегодня с вами разговаривали. Мне оставалось только дать самый полный вперед с резким поворотом вправо, чтобы отбросить корму в сторону. В результате, мы своим форштевнем буквально залезли на левый шкафут «Йорктауна», почти полностью снеся левую часть вертолетной площадки их корабля и сокрушив все, что было на пути. А поскольку перед этим я дал команду приспустить правый якорь, он сыграл роль снаряда, выпущенного из пращи. Войдя в борт крейсера, якорь пролетел над его палубой, оборвал несколько метров цепи и ушел вместе с ней на дно. Эта была единственная жертва в той стычке».

СКР-6 вторая попытка навала даже не понадобилась. Американцы решили свою судьбу больше не испытывать. Они совершили маневр, который на флоте называется «все вдруг - на обратный курс», и пошли на выход из территориальных вод СССР.

Возмущенный Госдеп

Самое поразительное, что возмущенный Госдеп, спустя всего несколько часов после случившегося, направил ноту протеста в МИД СССР. Но не с извинениями, а с претензиями, что, мол, Советский Союз провоцирует военный конфликт с США.

Что-либо комментировать в этой ситуации, тем более спустя три десятилетия, нет смысла. Особенно сегодня, когда очень похожие реакции из-за океана мы наблюдаем в ответ на любые действия российских воинских подразделений.

Даже учения, проводимые на своей территории, тут же объявляются актом агрессии со стороны России. При этом все полеты, «заплывы» и продвижения боевых единиц НАТО в восточном направлении они называют практической отработкой навыков своих военных.

Пусть говорят все, что хотят. Только пусть помнят: никто не давал права нашим американским «партнерам» (ни тогда и ни теперь) вести себя с Россией с позиции сильного. Тем более, что никогда таковыми они не были. Кто сомневается, пусть вспомнит этот малюсенький инцидент в Черном море.

И - еще один факт, от которого отмахнуться нельзя. За свою более, чем 240-летнюю историю, спровоцировав и развязав за пределами своей страны свыше двухсот войн и военных конфликтов, американские янки не победили ни в одном открытом противостоянии.

Историю, случившуюся 12 февраля 1988 года в районе главной базы Черноморского флота в Севастополе, моряки ВМС США до сих пор вспоминают с содроганием и подробно изучают в военно-морских учебных заведениях.


Тогда, словно почуяв близкую кончину Советского Союза, американский крейсер «Йорктаун» и эсминец «Кэрон» по-хамски нарушили границу СССР, вторгшись на 7 миль в наши территориальные воды. За что и поплатились: сторожевые корабли Черноморского флота «Беззаветный» и СКР-6 пошли на таран нарушителей. Малоизвестные подробности того громкого инцидента рассказал «Комсомолке» Владимир БОГДАШИН, в феврале ­1988-го стоявший на командирском мостике «Беззаветного».

— Владимир Иванович, зачем американцам это было нужно?

— Это была демонстрация силы. Показать, что круче их никого нет. Эти же корабли ВМС США за два года до этого, в 86-м, тем же маршрутом прошли. И тогда наши ничего не сделали: только подняли флаги протеста, предупреждая, что проход запрещен. А накануне еще и обидный случай с Матиасом Рустом произошел… Понятно было: если еще такое допустим, никто с нами считаться больше не будет. И Горбачевым была поставлена задача: жестко реагировать на такие случаи.ВМФ СССР два года трудился над этой задачей. Была продумана вся система срывов таких входов. Но деятельность СКР* «Беззаветный» в этих планах не планировалась!

— Как это?

— Когда наши узнали, что «Йорктаун» и «Кэрон» снова заходят, началась подготовка к их встрече. А я только что вернулся из Средиземного моря, выгрузил ракеты, отпустил часть экипажа в отпуск… И тут на связь вышел командир дивизии: у «БПК* «Красный Кавказ» (это его готовили к встрече с американцами) технические проблемы, поэтому завтра в 6 утра снимаешься и выходишь на слежение…

— Вооружение было боевое?

— Да, единственное — вместо четырех крылатых ракет у меня было две. У СКР-6 тоже все было боевое. Он к нам в районе Босфора присоединился.

— От Турции их вели?

— Да. Пришли к вечеру, а на другой день американцы должны были пройти пролив Босфор и выйти в Черное море. Обнаружить и вывести нас на контакт должны были два разведывательных самолета.

— То есть нужно было пристроиться и сопровождать?

— Но сначала — обнаружить, а с этим возникли проблемы. Американцы шли в полном радиомолчании, и вычислить, где они в этом большом потоке кораблей, который проходит Босфор, не получалось, на локаторе все суда выглядят одинаково. Плюс полный туман. Тогда я и связался с нашим паромом «Герои Шипки», который входил в Босфор. И попросил: при визуальном обнаружении наших гостей сообщить нам. Вскоре он их увидел и дал сигнал с координатами.

— Они догадались об этом?

— Похоже. Долго метались по турецким территориальным водам, но потом взяли курс на Севастополь в нашем сопровождении.

— Вы не пытались предупредить их заранее?

— Еще как! У нас с ними постоянная связь была.

— «Мы ничего не нарушаем». На то время они находились в открытом море и действительно ничего не нарушали. Мы шли с «Йорктауном» рядом, примерно в 10 метрах, у них на палубе было процентов 80 экипажа. Все фотографировали, показывали неприличные жесты. И, когда их корабли пересекли границу, поступил приказ навалиться… На сближение с «Кэроном» пошел СКР-6. Я пошел на «Йорктаун». Первый навал был легкий, вскользь. Потерлись бортами, снесли ему трап, да и все.

— А второй навал как же?

— После первого удара мы получили команду отойти и не вступать в контакт. Но у меня была сложная ситуация:

«Йорктаун» по своему водоизмещению в три раза больше «Беззаветного», а по размерам — вдвое больше. И, когда я бил ему первый раз в левый борт, от удара носовая часть моего ­корабля пошла резко влево, корма, наоборот, — вправо. И мы стали сближаться кормовыми частями. Это было очень опасно и для них, и для нас: на «Беззаветном» было два четырехтрубных торпедных аппарата с каждого борта, ­приготовленных к бою. Торпеды от удара могли воспламениться. У американца на корме — восемь ракетных установок «Гарпун». И если бы мы коснулись кормовыми частями, мои торпедные аппараты вошли бы под его ракетные трубы… Ничего не оставалось делать, как дать самый полный ход, повернуть резко вправо, на него, и тем самым отбросить корму в сторону. Наш нос пошел на скорости на него, мы залезли на ­«Йорктаун» с креном где-то 13 — 14 градусов на левый борт. Полностью снесли левую часть вертолетной площадки и дальше по борту стали крушить все подряд. А перед этим был приспущен правый якорь. От удара он вошел им в борт, пролетел пулей над их палубой, оборвал цепь и упал в море.

— Сколько он весит?

— 3 тонны… Жаль: потеря якоря считается на флоте позором. И тот, кто его теряет, считается плохим командиром, не рассчитавшим ­подводные препятствия. Но у меня была другая ситуация.

— И ракеты, говорят, снесли у американцев?

— Ну да, те самые «Гарпуны». Новое тогда тактическое оружие. Они же на корме и стояли. Четыре установки из восьми снесли. Поломанные головки болтались на проводах… Чернокожие матросы, прибежавшие устранять последствия, как увидели все это, тут же убежали. Еще вроде как на «Йорктауне» пожар под палубой возник: мы видели, что в районе их торпедных аппаратов работали аварийно-спасательные группы.

«Меня пытались зажать в клещи»

— Какие повреждения получил «Беззаветный»?

— Лопнул корпус в носовой части, где-то полтора метра трещина была. В носовой части дырка образовалась сантиметров в сорок, но она была выше ватерлинии, так что неопасно. Леера* снесло, якорь потеряли. При ремонте также выяснилось, что сантиметра на четыре выгнуты мощные болты, которыми крепились муфты двигателей. Уже в апреле обнаружили, что при ударе в клочья разорвалась титановая бульба, которая защищает гидроакустический комплекс в носовой части. Но ремонт все равно был небольшой.

— А что за история со взрывом?

— О нем пограничники на берег доложили. При первом ударе они видели искры и огромное облако дыма, посчитав это за взрыв. Чем ­дезинформировали командование. На самом деле так резко задымилась краска.

— А СКР-6?

— Он меньше «Кэрона» раза в четыре. Ткнулся носом в борт, отлетел, и все.

— После навала американцы сразу покинули территориальные воды СССР?

— Не совсем. «Кэрон» дал максимальный ход и пошел к нашему левому борту. Хотели взять нас в клещи! Я увеличил ход до самого полного и зашел с другого борта ­«Йорктауна». «Кэрон» успокоился и вместе с побитым «коллегой» вышел из наших вод. Столько сварки на борту было! Им же нужно было снова через Босфор проходить и не хотелось, видимо, туркам показывать, что им крепко досталось. Поэтому срезали все видимые факты увечий корабля: ракетные установки, ограждения вертолетной площадки — и за борт все. Потом нас сменили подошедшие из Севастополя четыре наших корабля, мы вернулись на базу.

— Как командование отреагировало?

— Позиция командования не была выработана. Командующий флотом отчитал меня за потерянный якорь. Наши международники вообще говорили, что мы — наглецы. Главный штурман флота вручил пачку документов: «На, ищи, где ты прав, а где неправ». А 13 февраля меня вызвали в Москву. Подумал: все, жизнь не удалась… В Генштабе захожу в лифт и встречаю замначальника Генштаба: «Ну спасибо, флот!» — пожал он руку. В этом же лифте ехали два генерала-летчика. Он повернулся к ним и продолжил: «А то у нас авиация на Красную площадь всяких пропускает…» Только потом узнал, что этот человек настаивал, чтобы меня серьезно наказали. Но Чебриков (на тот момент председатель КГБ. — Прим. ред.) доложил Горбачеву, что флот все сделал правильно. Горбачев согласился с ним. И все наконец вздохнули.

— Какие политические последствия имел навал?

— Для СССР очень даже неплохие. Командира «Йорктауна» сняли. Американский сенат на полгода заморозил финансирование всех разведпоходов 6-го флота США в районах Средиземного и Черного морей. После этого натовские корабли ближе, чем на 120 миль, к нашим берегам не подходили.

— Вас наградили за подвиг?

— Через год, когда я учился в Военно-морской академии, мне вручили орден Красной Звезды. «Мы знаем, за что, — сказал начальник факультета. — Но здесь написано «за освоение новой техники». Из экипажа никто не был награжден. А мои ребята этого заслуживали!

— Обидно не было?

— Знаете, я люблю руководителей, которые держат свое слово. Если ты поставил задачу дать жесткий отпор, то потом не переводи стрелки в угоду большой политике и уж тем более даже думать не смей о наказании за исполнение приказа!

— Как, кстати, наши моряки себя вели?

— Никто в отличие от американских не сдрейфил! Ни одного нарушения, все четко. Мичман у меня был Шморгунов — просто нечеловеческой силы! И, когда эти «Гарпуны» подходили к нашему борту, он стоял там с веревкой: «Еще бы немного, я бы их ракету зацепил и вытащил!» Я его знаю: он наши 120-килограммовые ракеты вручную грузил!

— А американцы?

— Они хороши как мореплаватели. Но психологически слабее. Погибать за родину в их планы не входит… Они были ошарашены: легенда о том, что они самые лучшие, разрушилась. Получили-то они от группы кораблей, которые меньше их. Они же, когда я им помощь предложил (так положено), по каютам сидели. Крейсер был словно мертвый — настолько в шоке они были…

— Какова судьба кораблей — участников конфликта?

— «Беззаветный» при разделе флота мы передали Украине, которая переименовала его в «Днепропетровск», а потом отправила на металлолом. Хотя он мог бы еще послужить. СКР-6 был старый, его тоже порезали.

— Когда вы с «Беззаветным» расстались?

— В том же 88-м. Потом два года отучился в Военно-морской академии имени Гречко. После нее меня назначили командиром противолодочного крейсера «Ленинград», потом — на противолодочный крейсер «Москва». А когда его списали, я по просьбе Лужкова пошел командиром нынешней «Москвы», флагмана Черноморского флота (тогда он назывался «Слава»). Этот крейсер был камнем преткновения при разделе Черноморского флота. Но это уже совсем другая история…

Вот видео того самого тарана. Съемка велась с борта американского корабля