Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №87»
Проект
по развитию временных представлений
у дошкольников подготовительной к школе группы
"Путешествие в страну времени"
Составитель проекта:
воспитатель
Чакий Ирина Владимировна
Бийск, 2015 год
Содержание
1. Характеристика проекта
2. Актуальность
3. Цель и задачи проекта
4.Результативность
5.Формы, методы и приёмы
6.Список литературы
7.Содержание проекта
Приложения
Характеристика проекта
Тип проекта : учебный
Вид проекта : групповой
Реализация проекта : проект рассчитан на 4 месяцев: с сентября 2015 г. по декабрь 2015г.
Этапы проекта :
Подготовительный этап: сентябрь 2015г.
Основной этап: октябрь - ноябрь 2015г.
Заключительный этап: декабрь 2015г.
Исполнители:
Дети;
Воспитатели;
Родители.
«Природа так обо всем позаботилась,
что повсюду ты находишь, чему учиться.»
Леонардо да Винчи
Актуальность
С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени живет и ребенок, поэтому программой воспитания и обучения в детском саду предусмотрено развитие у детей ориентировки во времени. Введение этого раздела обусловлено рядом причин. Детей знакомят с окружающим миром, в котором все события протекают во времени.
Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.
Ориентировка во времени жизненно необходима ребенку. Умение ориентироваться во времени дает детям возможность успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир и, таким образом, готовиться к школе. В повседневной жизни ребенок постоянно сталкивается с различными временными категориями, которыми пользуются взрослые в своей речи и общении, видит календарь, часы. Освоение временных понятий детьми протекает с разной скоростью и характеризуется крайней неустойчивостью. Представления о нем возникает в процессе жизни на основе его личного опыта. Поэтому ознакомление лучше начинать с тех категорий, которые находят опору в личном опыте ребенка-дошкольника.
Цель : Развитие временных представлений у дошкольников подготовительной к школе группы.
Задачи:
Развивающие:
Развивать представление о времени.
Развивать навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории()
Формировать предпосылки поисковой деятельности, творческую активность.
Обучающие:
Дать представление об определении времени с помощью часов, календаря «Дни недели», «Месяцев года», Времен года».
Систематизировать и обобщить знания детей о временных отношениях (времена года, части суток, дни недели, месяц, год, час с точностью до получаса и до четверти часа).
Научить отражать абстрактные понятия о времени в конкретных действиях в различных видах деятельности в рамках подготовки к обучению в школе (формирование предпосылок и элементов учебной деятельности).
Воспитывающие:
Воспитывать желание «беречь» время.
Результативность :
У воспитанниов развито представление о времени.
Развивиты навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории.
Сформированны предпосылки поисковой деятельности, творческой активности.
Данны представления об определении времени с помощью часов, календаря «Дни недели», «Месяцев года», Времен года».
Систематизированны и обобщины знания детей о временных отношениях (времена года, части суток, дни недели, месяц, год, час с точностью до получаса и до четверти часа).
Дети научились отражать абстрактные понятия о времени в конкретных действиях в различных видах деятельности в рамках подготовки к обучению в школе (формирование предпосылок и элементов учебной деятельности).
Воспитанно желание «беречь» время.
Формы, методы и приемы работы:
диагностика ориентации во времени детей;
составление календарного плана;
подбор подходящих дидактических игр;
разработка конспектов занятий поданной теме;
чтение и заучивание стихов, разгадывание загадок о временных понятиях;
выставка художественной и методической литературы по изучению временных понятий;
проведение конкурса
развлечение по сказке «Двенадцать месяцев»;
фото - коллаж;
Содержание проекта
Календарный план работы
Подготовительный этап:
Сентябрь
1. Сбор и анализ литературы по данной проблеме.
2. Поиск адекватных учебной задаче действий
3. Принятие учебной задачи
4. Разработка содержания проекта "Путешествие в страну времени"
5. Консультация для родителей «Развитие временных представлений
у дошкольников подготовительной к школе группы»
6. Диагностика детей по выявлению различных умений и навыков.
7. Подбор игр.
Основной этап
месяц
область
Название
задачи
Октябрь
Игровая,
Учебная
Знакомство с уголком времени.
Рассматривание тематических картинок: «Части суток», «Что бывает раньше – что потом», «Времена года».
Чтение «Сказка о четырех сестричках – временах года»
Игра «Лови, бросай времена года называй»
Знакомство детей с приборами для определения времени: различными видами часов и календарей. Обогащение уголка времени.
Викторина «Наш веселый календарь ».
Заучивание стихотворения С. Баруздин «Часы».
Сюжетно – ролевая игра «Семья. Распорядок дня».
Рисование «День и ночь»
Повторение и получение новых знаний о величинах времени.
Учить сопоставлять частей суток и времен года с их отличительными особенностями.
Закрепить понятия о временах года.
Учить пользоваться приборами для определения времени.
Учить определять число, месяц и день недели.
Учит распределять свое время. Воспитывать желание «беречь» время.
Закрепить понятия о частях суток.
Ноябрь
Игровая,
Учебная
Беседа «Немного истории о часах»
Чтение Й. Змай «Часы»
Рисование «Мир часов»
Игра «Заяц, заяц сколько время. »
Инд. работа с детьми (ознакомление детей с деятельностью за четверть часа, пол часа и за 1 минуту)
Занятие «Учимся определять время с помощью часов»
Опытно-экспериментальная деятельность «Опыт с часами»
Чтение Т. И. Ерофеева «В гостях у гнома-часовщика, или история о том, как не опоздать в школу»
Занятие: Отгадывание загадок о временных понятиях.
Конкурс «Сделай часы своими руками»
Познакомить детей с истории создания первых часов и дальнейшем их развитии.
Развивать навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории.
Закрепить понятие времени.
Ознакомление детей с деятельностью за четверть часа, полчаса и за 1 минуту
Научить определять время с помощью часов
Научить определять время с помощью часов
Учить распределять свое время. Воспитывать желание «беречь» время.
Развивать навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории
Развивать интерес к математике, представление о времени.
Заключительный этап
Декабрь
Подведение итогов конкурса «Сделай часы своими руками
Проведение развлечения «Двенадцать месяцев»
Беседа: «Что такое время? »
Итоговое занятие по изучению времени.
Подведение итогов реализации проекта: сбор фотографий и оформление фото – коллажа «Вот как мы ориентируемся во времени».
Список литературы:
1. Карпухина, Н. А. Знакомство с окружающим миром. [Текст]: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/ Н. А. Карпухина. – Воронеж: Т. Ц. «Учитель», 2008.- 201с.
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное учреждение
детский сад № 27
Петродворцового района Санкт-Петербурга
ПРОЕКТ
«Как узнать время»
Воспитатели: Солодкая Т.В.
Шебина М.А.
Санкт-Петербург
Возрастная группа: подготовительная к школе.
Вид проекта: творческо-информационный.
Тема проекта: Как узнать время?
Цель проекта: Развивать умение ориентироваться во времени.
Задачи проекта:
Обучающие:
- Систематизировать и обобщить знания детей о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года.
- Научить определять время по часам.
Развивающие
- Развивать «чувство времени», умение беречь время, организовывать свою деятельность в соответствии со временем.
- Развивать навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории, развивать творческую активность.
- Развивать мыслительные операции.
Воспитывающие:
- Расширять кругозор детей через знакомство с разными видами часов, их назначением.
- Содействовать формированию умения трудиться в коллективе.
- Создавать благоприятные условия для совместной деятельности с родителями.
Прогнозируемые результаты:
- Сформируется интерес к познанию истории и своего прошлого.
- Дети познакомятся с историей возникновения часов, их разнообразием и назначением.
- Получат новые знания: главное назначение часов – фиксация времени, научатся определять время по циферблату часов.
- Научатся регулировать свою деятельность в соответствии со временем.
- Дети приобретут навыки совместной работы со взрослыми и сверстниками.
Длительность проекта: 3 недели.
Актуальность: Знания детей подготовительной к школе группы о способах измерения времени (с помощью часов, календаря) недостаточны. Названия временных промежутков (минута, час) для большинства воспитанников остаются абстрактными, так как не накоплен опыт деятельности в течение данных промежутков времени. Имеющиеся у детей знания о времени неполные, единичные. Это объясняется тем, что эпизодические занятия по ознакомлению с признаками частей суток, последовательности дней недели, месяцев, времен года, не дают им необходимого объема знаний о времени – его текучести, периодичности, ритме, темпе. Получаемые сведения не раскрывают полноты временных отношений.
Этапы реализации проекта
Этап | Цель | Мероприятия |
Организационный | Определить основные направления работы | Изучение и систематизация материала по данному вопросу; Изучение научной литературы Подбор художественной, энциклопедической литературы по теме; Подготовка оборудования для изготовления аппликаций, поделок; Подготовка и изготовление дидактического материала; Привлечение родителей к оборудованию (пополнению) «музея Часов», к изготовлению совместно с детьми поделок на тему «Такие разные часы»; Подбор материалов для экспериментальной деятельности детей; Составление плана работы с детьми и родителями. |
Основной | Провести мероприятия проекта по ознакомлению детей с видами часов, историей их возникновения; научить детей определять время по часам; ориентироваться во времени суток, знать названия дней недели, месяцев, их последовательность | Беседы; Тематические занятия; Цикл рассказов для детей; Чтение познавательной литературы о различных видах часов; Рассматривание иллюстраций, просмотр презентаций; Рисование и аппликации; Оформление «музея часов»; Оформление выставки поделок «Такие разные часы»; Работа с родителями. |
Заключительный | Анализ деятельности по реализации проекта | Проведение итогового занятия-игры; Создание презентации результатов деятельности |
Формы взаимодействия с детьми и родителями
Формы взаимодействия с детьми:
- непосредственная образовательная деятельность;
- совместная деятельность детей и педагогов;
- чтение художественной литературы;
- беседы, тематические занятия;
- игры (дидактические, подвижные и коммуникативные);
- презентации.
Формы взаимодействия с родителями:
- совместное создание «музея часов»;
- сотворчество детей и родителей.
План реализации проекта
Дата | Цели и задачи | Формы реализации |
07.02 «В царстве часов» | Расширить знания детей о многообразии часов, их строении; Уточнить представления детей о частях суток, временах года; Вызвать интерес к изучению времени; Развивать память, воображение, ассоциативное мышление | Беседы по серии картинок «Времена года», «Части суток», «Разнообразие часов»; Беседа «Измерение времени»; Обсуждение конструкции часов; Просьба к родителям пополнить «музей часов» интересными экспонатами. |
08.02 «Такие разные часы. История возникновения» | Познакомить детей с историей возникновения часов, причиной их появления и их ролью в нашей жизни; Учить четко и последовательно излагать свои мысли, упражнять в употреблении сложноподчиненных предложений с союзом «потому, что»; Развивать исследовательский интерес и любознательность; Активизировать словарь: часы солнечные, водяные, механизм, циферблат | Цикл рассказов для детей: «Живые часы», «Солнечные часы», «Огненные часы», «Часы без стрелок» (песочные), «Механические часы», «Электронные часы», «Декоративные часы», «Башенные часы». Рассматривание иллюстраций часов, презентация. |
08.02 «Часовая мастерская» Аппликация с раскрашиванием «Часы» | Продолжать знакомить детей со строением часов и их ролью в нашей жизни; Закреплять умение выделять особенности предметов (форму, размер); Формировать у детей художественно – практические умения и навыки (подбор цвета, аккуратность при использовании ножниц, наклеивании изображений и деталей); Формировать навыки работы с шаблонами; Развивать мелкую моторику рук; Развивать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности и инициативности. | - «экскурсия в «музей часов», рассматривание экспонатов; - «изучение вместе с детьми» правил поведения в музеях; Рассказ об особенностях каждого экспоната, интересных историй о некоторых из них; Детальное изучение строения механических часов; Непосредственно изготовление вместе с детьми аппликации «Часы»; Обсуждение «времени, застывшем на часах» каждого воспитанника, с чем оно связано. Оформление выставки данных аппликаций. |
14.02 «Как узнать время? Определяем время по часам» | Развивать представления о времени; Закреплять знания о сутках, днях недели; Поощрять желание играть в математические игры; Формировать представления о временных понятиях «вчера», «сегодня», «завтра»; Учить детей регулировать свою деятельность в соответствии с временным отрезком. | Дидактическая игра «Что раньше, что потом?»; Рассматривание модели часов, повторение назначения стрелок; Игра «Как узнать время?»; Рассказ по серии сюжетных картинок «Режим дня» - какие действия, в какое время выполняются; Математическая игра «Соедини картинки»; Сотворчество детей с родителями – поделка «Такие разные часы» |
16.02 «Времена года» | Продолжать развивать знания детей о месяцах, временах года; Закреплять знания детей о времени – его текучести, необратимости и периодичности. | Разгадывание загадок о неделях, месяцах, временах года; Беседа о природных явлениях, присущих каждому времени года; Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Времена года»; |
20.02. «Незнайка и время» | Совершенствовать умение детей определять время; Развивать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности; Закреплять знания детей о том, как сберечь время, поддерживать у них это стремление. | Игровая ситуация «Почему Незнайка опаздывает?»; Беседа по картинке «Незнайка торопится»; Беседа о часах, истории их возникновения; Беседа «механические часы и их составные части»; Физкультминутка «Тик-так»; Эксперимент «Что можно сделать за 1 минуту?»; Памятка для детей «Как беречь время?». |
21.02 | Закрепить знания о последовательности частей суток, дней недели, месяцев, времен года; Закрепить представления о временных понятиях «вчера», «сегодня», «завтра»; Обобщить знания детей о времени. | Организация выставки поделок совместного творчества детей и родителей «Такие разные часы»; Итоговое занятие-игра «Как узнать время?»; Создание презентации результатов деятельности. |
22.02. Педагогический совет | Подведение итогов - проделанной работы; Демонстрация презентация результатов деятельности. |
Проект в детском саду «Удивительный мир часов» (6-7 лет)
Варшавская Наталья Владимировна, воспитатель МБДОУ № 54 «Веснушки», г. Междуреченск, Кемеровская обл.
Описание: Данный материал будет полезен воспитателям детских учреждений и просто любознательным.
Пояснительная записка: Нашим детям хочется что-то нового и интересного, думаю, что мой проект поможет взглянуть на работу с дошкольниками по новому, ведь наше подрастающее поколение такое любознательное!
Цель: Развитие интереса к истории возникновения различных видов часов.
Задачи:
- Познакомить с историей возникновения часов, их разновидностями в прошлом и настоящем.
- Закрепить знания о принципе их работы и роли в жизни человека.
- Развивать исследовательский интерес, любознательность, творческое воображение.
Для детей 6- 7 лет (подготовительная группа)
Вид проекта - исследовательско -творческий, групповой.
Продолжительность - среднепродолжительный (апрель 2015 год)
Участники - дети 6- 7 лет
Проблема, её актуальность:
Проект реализуется в подготовительной группе детского сада в рамках программы «Детство» в разделе формирование элементарных математических представлений. Главная цель-дать детям представление о понятии времени в игровой форме, интересной детям. Что такое время? Для чего нужны часы? Какие бывают часы? В рамках проекта попробуем найти ответы.
Часы! Какая распространенная и всеми известная вещь. Без часов никак не обойтись, они с нами повсюду. Часы у нас на руке и в кармане, дома и на улице, часы в школе, детском саду и на космодроме, на вокзале, в автомобиле, часы в самолете и на подводной лодке. Одни часы - круглые, другие - квадратные, одни – толстые, другие – тонкие. Есть часы величиной с горошину, а есть, такие огромные, что и на машине не увезешь. Как много значат в нашей жизни эти маленькие стрелки, которые бегают по кругу как будто без всякого толку! Я предложила детям представить себе, что завтра во всем мире сразу испортятся все часы…сколько было высказано предположений о том, какой страшный беспорядок это вызовет! В море корабли потеряют дорогу, потому что без часов ни один капитан не сможет определить, где находится корабль. Магазины будут работать как захотят. На заводах работа станет невозможной – ведь машины на заводе работают по точному расписанию. Дети будут опаздывать в детский сад, а родители на работу. Я рассказала детям, что сейчас трудно представить, но когда – то часов и в самом деле не было – никаких, ни с пружинами, ни с батарейками, ни с гирями. Не было даже бабушкиных ходиков! И уж, конечно никто не спрашивал друг у друга: «Скажите, пожалуйста, который час?» Время определяли приблизительно: по пению птиц и цветам, по закатам и рассветам или смотрели на солнечное небо. Если солнышко только поднимается из – за горизонта, значит на дворе утро. Солнце прямо над головой? Настал полдень. Мой рассказ вызвал интерес у детей- они захотели узнать, как люди много лет назад могли обходиться без часов, какие часы были раньше, как они возникли. В процессе бесед так же было выявлено, что у детей недостаточно знаний о разновидностях и современных часов. Поэтому я решила в систему воспитательно-образовательной деятельности с детьми включить цикл совместной деятельности на тему «Удивительный мир часов».
Прогнозируемый результат реализации проекта:
- в практику работы с детьми внедряются методы проектной деятельности;
- сформируется потребность к познанию истории и своего прошлого;
- дети познакомятся с историей возникновения часов (что стало причиной их появления);
- дети получат новые знания: главное назначение часов – фиксация времени; что давным-давно были: солнечные, часы- цветы, часы-петух, огненные часы, водяные часы, песочные часы. Часы давних времен не могут показывать точное время. Приобретут навыки совместной работы со взрослыми и сверстниками, умение анализировать и делать выводы. Полученные знания окажут влияние на формирование навыков исследовательской деятельности.
- используются интернет-ресурсы в целях улучшения качества работы;
- разработаны цикл бесед, рассказов, совместной деятельности по формированию интереса к истории возникновения часов, их разновидностям.
Этапы работы над проектом
1 этап - подготовительный
Цель: Определить основные направления работы.
- Систематизация материала по данному вопросу.
- Подбор экспонатов для организации мини- музея «Часы».
- Изучение научной литературы по данному вопросу.
- Подбор художественной, энциклопедической литературы.
- Изготовление альбома «Виды часов».
- Привлечь родителей к поиску необходимой информации по данной теме.
- Подбор и изучение воспитателем литературы по проблеме.
- Подбор материалов для проведения исследования.
- Подбор материалов для проведения игровой деятельности детей.
- Работа с родителями (беседы с целью создания коллекции часов).
2 этап- основной
Цель:
провести мероприятия проекта по ознакомлению с видами часов прошлого и настоящего.
- Беседы: «Какие часы были давным- давно», «Что мы делаем в разное время?», «Что случится, если часы будут идти по- разному?», «Часы у меня дома», «Часы моей бабушки», «Что я знаю о часах», «По часовой стрелек и против часовой стрелки», «Какие бывают часы?», «Пространство и время», «что такое время?».
- Цикл рассказов для детей: «Живые часы»; «Солнечные часы или часы на небе»; «Похитительница воды следит за временем»; «Часы – свечи»; «Часы без стрелок(песочные часы)»; «Механические часы»; «Электронные часы»; «Живые барометры времени (цветочные часы)» , «Самые известные часы в мире».
- Чтение художественной литературы: Анофриев «Тик- Так», Берестов «Без четверти шесть». Стихи о человеке и его часах. (С.Баруздин) , «Песочные часы» Мирошникова Ирина, «Стихи про часы и о времени», С.Маршак «Мы в часы мячом попали», Н.Чупрунова «Всю ночь часы стучат», Ю.Мориц «Шли часы через дорогу», сборник Т. Вишняковой «Часы-будильник», О.Подтуркина «Часы», И.Фомичёва «Солнечные часы», А. Прохоров «Весёлые часики», А.Мальгинова «Часы для Биби», М.Манакова «Мой день».
- Рассматривание энциклопедий «Как работают вещи (про часы)», Степанов «Время», «Часы».
- Книжка с наклейками «Время», С.Гаврина.
- Заучивание физминутки «А часы идут, идут…».
- Чтение познавательной литературы о различных видах часов.
- Рассматривание иллюстраций часов.
- Подготовить с детьми рассказы о водяных, песочных часах, о цветочных и солнечных часах.
- Рисование часов «Настенные часы с кукушкой», «Часы такие разные и нужные».
- Лепка «Весёлые будильнички» (пластилинография), «Часы-солнышко» (тестопластика).
- Конструирование из природного материала «Настенные часы» (коллективная).
- Аппликация «Наручные часы».
- Дидактическая игры: «Путешествие в страну часов», «Всё о времени», «Часы», «Успей вовремя», «Тик-так», «Поможем Элли вернуться домой», «Назови предыдущее и последущее число», «Назови сутки», «Мои первые часы» , «Мой день», «Время», «Учим время», «Четвёртый лишний», «Какие часы сломались?», «Когда это бывает?», «О чём нам солнце говорит?».
- Создание проблемно-игровой ситуации «Что будет, если часы остановятся?», «Вы долго гуляли, как определить без часов, что пора идти домой?»
- Проведение исследования с макетами часов (могут ли показывать часы давних времен точное время).
- Создание альбома «Часы» , «Самые известные часы в мире».
-НОД «Социализация» с элементами экспериментирования «Путешествие в прошлое часов»
- НОД. Развитие речи на тему: «Удивительный мир часов. Знакомство с часами», «Мы живём по часам», « Какие бывают часы?».
- НОД. Математическое развитие «Волшебные часы», «Знакомство с часами», «Определение времени по часам».
- Создание презентации «Путешествие в прошлое часов»
- Изготовление макетов солнечных, цветочных, водяных, огненных часов
- Экскурсии: «Магазин часов», «Часовая мастерская».
- Работа с родителями: рисование совместно с детьми старинных часов (для выставки).
- Просьба принести для мини-музея группы «Мир часов» интересные экспонаты.
- Совместная деятельность детей и родителей (создание коллекции часов)
- Консультации для родителей «Какие бывают часы?», «Прочитайте детям», «Мои первые часы», «Формирование чувства времени у детей старшего дошкольного возраста», «Как наблюдать часы, не будучи несчастными», «Отмечаем день часов».
3 этап- заключительный.
Цель:
обобщение полученного опыта.
- Создание мини- музея «Мир часов»
- Создание коллекции современных часов (наручные)
- Создание альбома детских рисунков «Такие разные часы».
- Создание альбома «Часы»
- Создание презентаций «Путешествие в прошлое часов», «Цветочные часы».
- Подборка разнообразных видов часов с их подробным описанием.
- Подборка энциклопедий «Часы».
- Подборка детских книг о часах и времени.
Информационное обеспечение проекта:
Рекомендации, консультации для родителей, стихи, загадки, конспекты занятий, альбомы для рассматривания, дидактические игры, книги, энциклопедии.
При создании мини- музея «Мир часов» перед собой поставила следующие задачи:
-формировать музейную культуру, внутреннюю духовную потребность в посещении музеев;
- формировать представление о музее как об особом источнике культурно-исторического опыта человечества;
- формировать бережное отношение к музейному предмету как к части материальной и духовной культуры;
- формировать визуальную грамотность (наблюдательность, умение в элементарной форме анализировать и обобщать зрительные впечатления, эмоционально переживать визуальный образ, а также творчески воспринимать и осмыслять увиденное);
-пробуждать интерес детей к истории родного края через историческое и культурное наследие;
-дать элементарные знания об окружающем.
заинтересованность родителей совместным с детьми посещением музеев;
Используемая литература
1. Дыбина О. Что было до. – М.: Издательство «Творческий центр», 2001
2. Кобитина И. Дошкольникам о технике. – М.: Издательство «Просвещение», 1991
3. Гризик.Я познаю мир.- М: Издательство «Просвещение», 1995
4. Глухова Н. Колесо времени. // Обруч № 6 – 2005. с 14
5. Савенков. А. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. – Самара.: Издательство «Учебная литература», 2000
6. Савенков А. Методика проведения учебных исследований в детском саду. - Самара.: Издательство «Учебная литература»,2004
7. Зарипова А. Элементарная поисковая деятельность в детском саду. // Дошкольное воспитание № 7 – 1994. с 43
8. Савенков А. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании. // Дошкольное воспитание № 4 – 2006. с 10
9. Д. Галенс. Книга ответов для почемучки.- Харьков.: Издательство «Книжный клуб семейного досуга», 2006
Фотоматериал: