Стильный верх

Правописание союза также. §124

Пиликина Валентина Владимировна

учитель русского языка и литературы

МАОУ лицей № 1 г. Кунгура

Урок русского языка в 7б классе

Тема урока : « Правописание союзов ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО».

Тип урока : урок «открытия» нового знания.

Формы работы : индивидуальная, фронтальная, групповая.

Оборудование : компьютер, мультимедийный проектор, конверт с заданиями для групповой работы.

Цель урока : формирование умения определять роль союзов в предложении; совершенствование знаний учащихся в написании союзов и омонимичных слов; закрепление навыков правописания союзов.

Задачи:

    выявить степень усвоения обучающимися знаний о союзе как служебной части речи, делении союзов на сочинительные и подчинительные; простые и составные;

    формировать умения ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

    организовать групповую работу с целью развивать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, выражать свои мысли, прислушиваться к высказываниям других; совершенствовать умения использования полученных знаний;

    научить обучающихся опознавать в устной и письменной речи союзы и омонимичные части речи, научиться их писать;

    развивать логические умения: анализировать, классифицировать, систематизировать и обобщать языковой материал.

    воспитывать стремления к системным знаниям по русскому языку и к самоконтролю; способствовать достижению успеха в деятельности каждого ученика;

    развивать у обучающихся познавательный интерес, творческие способности.

Ход урока

    Мотивация (слайд № 1)

Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости!

Над какой большой темой мы работали вот уже несколько уроков?

Служебные части речи. Предлог, союз.

Сегодня на уроке мы продолжим с вами разговор о служебной части речи союзе. Но прежде чем перейти к теме, мне хотелось бы напомнить об одном из лексических значений слова.

СОЮЗ – это единение, связь групп, отдельных лиц. А объединение людей возможно тогда, когда вы чувствуете себя уютно и комфортно в классе, когда работаете дружно и слаженно, когда есть взаимопонимание между членами групп.

Вот и сегодня на уроке хотелось бы, чтобы между нами тоже произошло такое единение, которое бы помогло в работе.

А что такое союз как часть речи?

II . Актуализация знаний. (слайд № 2- 3)

Найдите верные утверждения.

1. Союз – самостоятельная часть речи.

2. Союз – это служебная часть речи.

3. Союзы связывают однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного.

4.Союзы не изменяются и не являются членами предложения.

5.Подчинительные союзы делятся на три группы: соединительные, разделительные, противительные.

6.По значению союзы делятся на сочинительные и подчинительные.

7.Союзы изменяются по числам.

8.Союзы ТАКЖЕ, ТОЖЕ относятся к соединительным, союз ЗАТО – противительный, союз ЧТОБЫ – подчинительный.

9. По составу союзы бывают сложные и простые.

10. Подчинительные союзы связывают части сложноподчиненного предложения.

Слайд № 4 (обучающиеся делают вывод, что такое союз как часть речи).

Союз – это служебная часть речи, которая связывает между собой однородные члены предложения или части сложного предложения. Как и все служебные слова, союзы не изменяются и не являются членами предложения.

III . Постановка проблемы.

- Время, ребята, идет, и вам, может быть, предстоит сдать ЕГЭ по русскому языку. Знания, полученные вами в 7 классе, могут пригодиться в будущем.

    Побуждение к осознанию противоречия

Из заданий ЕГЭ. Задание № 13 (слайд № 5)

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся. СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

    Мой друг ТАК(ЖЕ), как и я, долго выбирал, ЧТО(БЫ) ему почитать.

    Наши деды и прадеды (ЗА)ТО воевали, ЧТО(БЫ) мы жили в мире и согласии.

    От рассказов охотников у меня текли слюнки, а ТАК(ЖЕ) поднималось чувство жалости к самому себе ЗА(ТО), что вот просидишь понапрасну весь отпуск в засаде.

    Розовеют брусничные ягоды, черника ТО(ЖЕ) созрела, ЗА(ТО) малина все ещё зеленая.

Прочитайте предложения.

Найдите и назовите союзы. Как мы их напишем?

Побуждающий диалог

Можно ли задать к этому слову вопрос?

А каким членом предложения может быть это слово?

Является ли союз членом предложения?

Можно ли к нему задать вопрос?

Почему у нас получились разные ответы?

Что общего между этими словами?

Грамматические омонимы - одинаково звучащие слова разных частей.

Какими частями речи являются одинаково звучащие слова?

Слайд № 6

СОЮЗЫ ОМОНИМИЧНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

ЗАТО ЗА ТО (предлог + местоимение)

ТАКЖЕ ТАК ЖЕ (наречие и частица)

ТОЖЕ ТО ЖЕ (местоимение и частица)

ЧТОБЫ ЧТО БЫ (местоимение + частица)

Как их отличить от союзов?

Можете ли вы сразу ответить на этот вопрос?

Значит, мы ещё не все знаем о союзах.

2. Побуждение к формулированию проблемы в виде темы урока.

Какой у вас возникает вопрос?

Когда слова зато, также, тоже, чтобы являются союзами и пишутся слитно, а когда омонимичными частями речи и пишутся раздельно.

Какова будет тема нашего урока?

Слайд № 7

Правописание союзов ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО.

Что нам надо узнать, чтобы решить эту проблему, чему мы должны научиться? (формулируют цели урока).

Слайд № 7

- знать морфологические признаки союзов и омонимичных частей речи;

- уметь определять роль этих частей речи в предложении;

- научиться отличать союзы и омонимичные части речи и правильно их писать.

Сегодня на уроке мы, ребята, попытаемся с позиции исследователей взглянуть на эти слова и выяснить, как отличать союзы от омонимичных им слов.

IV . «Открытие» детьми нового знания

Слайд № 8

    Поиск решения проблемы (открытие нового знания) обучающимися. Работа в группах (7-10 минут)

Задание группам:

Определите, какими частями речи являются выделенные слова ?

Когда они пишутся слитно , а когда раздельно ?

Как проверить, какая перед нами часть речи ?

По каким признакам вы отличали союзы ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЗАТО, ЧТОБЫ от омонимичных частей речи ТАК ЖЕ, ТО ЖЕ, ЗА ТО, ЧТО БЫ.

Распределите данные предложения в две колонки: «Союзы» и «Омонимичные части речи ТАК ЖЕ, ТО ЖЕ, ЗА ТО, ЧТО БЫ».

1. Корень ученья горек, ЗА(ТО) плод сладок. Берись ЗА(ТО), что тебе по душе.

2. Умелый ТО(ЖЕ) ошибается, да скоро поправляется. Не делай ТО(ЖЕ), что и все, если все делают плохо.

3. В дружбе доверие нужно ТАК(ЖЕ), как надежность. Путники устали, а ТАК(ЖЕ) замерзли.

4. ЧТО(БЫ) получить хороший урожай, нужно много трудиться. Почаще задумывайся, ЧТО(БЫ) хорошее сделать людям.

2. Выступление каждой группы.

Учащиеся распределяют данные предложения в две колонки на доску. Объясняют, как они отличали союзы от самостоятельных частей речи.

3. Сличение с образцом (слайд № 9)

- Назовите признаки, по которым вы отличали союзы от омонимичных частей речи.

4. Приемы, которые помогут различать союзы и самостоятельные части речи. Работа с образцом (слайд № 10).

СОЮЗЫ

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

    Нельзя поставить вопрос.

    Можно поставить вопрос.

Берись за (какое?) то дело, что тебе по душе.

    Не являются членами предложения.

    Являются членами предложения.

Не делай (что?) ТО ЖЕ, что и все, если все делают плохо.

    Нельзя опустить или переставить в другое место ЖЕ, БЫ.

Умелый ТОЖЕ ошибается, да скоро поправляется.

    Можно опустить или переставить в другое место ЖЕ, БЫ.

Почаще задумывайся, ЧТО БЫ хорошее сделать людям. - Почаще задумывайся, ЧТО хорошее сделать людям. - Почаще задумывайся, ЧТО хорошее сделать БЫ людям.

    Можно заменить синонимичным союзом.

ЧТОБЫ=ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ

ТАКЖЕ=ТОЖЕ=И

ЗАТО=НО=ОДНАКО

ЧТОБЫ (ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ) получить хороший урожай, нужно много трудиться.

Умелый ТОЖЕ ошибается, да скоро поправляется. И умелый ошибается, да скоро поправляется.

    Где ошибка?

Обе эти фразы имеют право на существование. Объясните почему?

Трудился весь день, зато получил награду.

Трудился весь день, за то получил награду.

Вернемся к заданию ЕГЭ 2015 года. Сможете ли вы сейчас объяснить написание омонимичных слов?

Слайд № 12

Обучающиеся объясняют правописание выделенных слов, используя приемы, которые помогают отличить союзы от омонимичных частей речи.

VI . Рефлексия.

Какие цели мы ставили сегодня на уроке, на все ли поставленные в начале урока вопросы мы ответили?

Как вы считаете, что вам сегодня на уроке удалось, а над чем ещё надо поработать?

Сегодня я узнал...

Было интересно...

Было трудно...

Я понял(а), что…

А сейчас попробуйте определить, насколько хорошо усвоено вами новое знание. У нас в гостях 3 человечка:

Какого из них вы выберете для себя сегодня на уроке?

V . Домашнее задание:

1). Знать отличительные особенности союзов и омонимичных с ними частей речи (учебник, стр. 127-128).

2) «Узелок на память» - подобрать интересные факты об истории происхождения, значении союзов.

«Ярмарка заданий» - придумать или подобрать задания по теме «Правописание союзов ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО».

2).Упражнение 766 (по заданию)

Правописание слов «также» и «так же» зависит от того, какая перед нами часть речи . Правило такое: союз пишется слитно, наречие с частицей – раздельно.

Раздельное написание

Правильно писать «так же», если «так» – это наречие, а «же» – частица. Их используют для сравнения объектов.

  • Она во всем стремилась походить на подругу: так же ярко красила губы, подолгу крутилась перед зеркалом и манерно растягивала слова.
  • Стоял апрель, а на улице все так же хлопьями валил снег.

Подсказка: попробуйте вставить после «так же» словосочетание «как и».

  • Так же, как и я , она терпеть не может сливки.
  • Животные так же, как и люди , умеют любить.

Слитное написание

«Также» представляет собой союз, который образовался путем сращения наречия с частицей. Писать его нужно слитно.

  • Артист нервничал перед выступлением, в зале также ощущалось волнение.
  • Доллар, как и евро, также продолжает стремительно расти.

Подсказка: союз «также» можно заменить другим союзом – «и».

  • Артист нервничал перед выступлением, и в зале ощущалось волнение.
  • И доллар, как евро, продолжает стремительно расти.

Задаем вопрос

Написание слова зависит еще и от вопроса. К наречию с частицей можно задать вопрос «как?». Зато с союзом такой номер не пройдет, поскольку это не самостоятельная часть речи.

Отбрасываем частицу

Рассмотрим такое предложение:

  • Мой сегодняшний день прошел так же, как и вчера.

Помня о том, что частица «же» придает лишь эффект усиления, попробуем ее отбросить. Что у нас получилось?

  • Мой сегодняшний день прошел так, как и вчера.

Предложение абсолютно не пострадало, значит, в данном случае «так же» следует написать раздельно.

Теперь другой пример:

  • Мой друг любит суши и роллы, я также люблю японскую кухню.

Попробуем снова отбросить «же». И вот что у нас получится:

  • Мой друг любит суши и роллы, я так люблю японскую кухню.

С предложением явно что-то не то! Еще бы, ведь в этом случае мы отбросили не частицу «же», а оторвали кусочек союза! Запоминаем: в такой ситуации наше слово пишется слитно.

В то же время, если заменить также на тоже – смысл не изменится. Это – убедительный повод для слитного написания.

  • Мой друг любит суши и роллы, я тоже люблю японскую кухню.

Синонимы

Наречию с частицей “так же” соответствуют следующие синонимы:

  1. таким же образом,
  2. точно так же,
  3. как и,
  4. равно как и,
  5. так же как,
  6. подобно,
  7. похоже,
  8. одинаково,
  9. аналогично.

Союз “также” можно заменить словами:

  1. тоже,
  2. в равной мере,
  3. вместе с тем,
  4. равным образом.

Помните о том, что правильно подобранный синоним способен разрешить целый ряд орфографических проблем.

Тяжелый случай

Бывают, правда, непростые ситуации, когда смысл можно определить лишь по широкому контексту, который включает в себя несколько предложений, либо по интонации.

  • Девочка была так же очень красивая. (Эта девочка была такая же красивая, как и другая.)
  • Настроен он был также решительно. (И настроен он был решительно.)

Пунктуация

Наши слова имеют свои пунктуационные особенности при оформлении на письме. Например, после наречия с частицей «так же» часто следует слово «как». Мы привыкли, что перед «как» обычно ставится запятая. Но это не всегда справедливо. Рассмотрим на примерах:

  • Я, так же как и большинство студентов, рассчитываю на стипендию.

(= Я, равно как и большинство студентов, рассчитываю.)

  • Я так же, как и большинство студентов, рассчитываю на стипендию.

(= Рассчитываю таким же образом, в такой же степени.)

Надеемся, наша статья помогла вам уяснить разницу между союзом «также» и наречием с частицей «так же». Всегда обращайте внимание на контекст – он поможет разрешить любые трудности. А также не забывайте руководствоваться правилами и подсказками. И на десерт – поучительная лингвистическая сказка.

О силе дружбы

Жили-были на свете наречие Так и частица Же. Так всегда сторонилась Же, потому что считала себя выше нее.

– Я самостоятельное слово! А она кто? – говорило Так вздернув нос.

Же молча сносила обиды и порой даже уходила из предложения, чтобы не оказаться рядом с высокомерным Так. Пожалуй, так бы они никогда и не подружились, если бы не один случай.

Союз И однажды сильно захворал. Настолько, что не мог встать с постели и занять свое законное место в предложении: «И дружба важна для нас». И ведь, как назло, все его ближайшие друзья разъехались – некому было подменить несчастного! Тогда слова решили собрать совет.

– Как же нам быть! Если И не встанет в предложение, оно потеряет смысл!

– Жаль бедолагу. Но мы все можем лишиться работы.

И все слова тихонечко заплакали. Как вдруг Так подошло к Же и опустив голову прошептало:

– Прости меня. Давай дружить. Я знаю, мы сможем помочь.

Же приветливо улыбнулась, протянула Так руку и сказала:

– Дружба также важна для нас.

И тут случилось чудо: предложение обрело смысл! Слова подняли удивленные глаза на бывших врагов и просияли. Они спасены!

С тех пор Так и Же стали такими друзьями, что водой не разольешь. А если и оказывались в предложении порознь, то все равно поддерживали друг друга.

Но главная сложность состоит не в написании самих союзов, пусть даже и составных, а в том, что некоторые союзы (ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ), а также союзные слова (ОТТОГО, ПОТОМУ, ОТЧЕГО, ПОЧЕМУ, ЗАТЕМ и пр.) зачастую путают с местоимениями или наречиями ТО, ТАК, ЧТО, ТОГО , при которых вполне могут оказаться частицы и предлоги (ЖЕ , БЫ, ОТ, ЗА и т.п.).

Вот и получается, что в одном предложении вы должны выписыватьТАКЖЕ , а другом- ТАК ЖЕ, в одном месте у вас возникает ЧТОБЫ (союз),а в другом- ЧТО БЫ (местоимение с частицей) и т.п.

Для того чтобы не ошибиться в таких случаях, воспользуйтесь одним несложным приемом. Суть его в том, что союз (или союзное слово) всегда можно заменить другим союзом с тем же значением. Например, ТОЖЕ – на ТАКЖЕ и наоборот; ОТЧЕГО на ПОЧЕМУ, ОТТОГО на ПОТОМУ, ЧТОБЫ на ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ . Союзы ПРИТОМ и ПРИЧЕМ можно заменить на выражение ВМЕСТЕ С ТЕМ и т.д. А вот с местоимениями и наречиями такой фокус не получается.

Для удобства проверки таких слов пользуйтесь таблицей:

пишутся слитно пишутся раздельно
также = тоже Я тоже прочел эту книгу (= Я также прочел эту книгу) так же ¹ то же Я читаю то же самое, что и вы. Я читаю так же быстро, как вы
Чтобы = для того чтобы Он вернулся, чтобы поговорить (= Он вернулся, для того чтобы поговорить) Чтобы ¹ для того чтобы Что бы ни произошло, не теряй надежды.
зато = но Эта дорога длиннее, зато безопаснее (=Эта дорога длиннее, но безопаснее) за то ¹ но Я спрячусь за то дерев)
отчего = почему оттого = потому Отчего ты грустный? (= Почему ты грустный? и т.п.) от чего ¹ по чему от того ¹ по тому От чего ушел, к тому пришел. От того берега плыть полчаса.
причем, притом = вместе с тем Oна хороша собой, притом умна (=вместе с тем умна). Он проводил меня до дверей, причем кланялся в пояс (=вместе с тем кланялся в пояс). при чем, при том ¹ вместе с тем При том здании был флигель При чем здесь ты?

Примечание. Обратите внимание, что в сочетании ЧТО БЫ частицуБЫ можно с легкостью переместить в другую часть предложения, а если ЧТОБЫ – это союз, проделать подобную манипуляцию невозможно. Сравните:



Я пришел, чтобы помириться.

Что бы ни случилось, я приду. = Что ни случилось бы , я приду.

Упражнение 106. Раскройте скобки.

1. Мне посоветовали то (же) лекарство, что и моему приятелю. 2. Я то (же) оказался в тот день на почте. 3. Он говорил мне то (же) самое, что и ты, и я ему то(же) не поверил. 4. Все то (же) платье было на ней, и в руках она держала то (же) самое пенсне. 5. Я то (же) немного рисую. 6. Недавно я нарисовал то (же) озеро, что и ты, и то (же) не мог добиться точной передачи волшебной игры света. 7. Мне показалось, что в толпе мелькнуло то (же) лицо; мой друг то (же) заметил его. 8. На собрании обсуждалось то (же) самое строительство гаража, что и год назад. 9. Роман побледнел, мне то (же) было не по себе. 10. Ты наденешь то (же) пальто, что и вчера? 11. Я то (же) не смог добиться от него никакого толку. 12. Мне то (же) не понравилась кинокартина: все те (же) приемы, то (же) отсутствие подлинного мастерства и знания жизни, тот (же) заурядный актер в главной роли. 13. То (же) мне помощник! 14. Я решительно вошел в комнату, мой друг, помедлив, сделал то (же) самое и то (же) забыл от смущения поздороваться с хозяйкой. 15. Скоро вы то (же) оцените это новшество. 16. То (же) мне оратор: двух слов связать не может!

Упражнение 107. Раскройте скобки.

1. Вы так (же) пойдете в театр? 2. Вы так (же), как и мы, вечером пойдете в театр? 3. Все так (же) медленно падали в саду желтые листья. 4. Он так (же) подошел к нам. 5. Он так (же), как Андрей, подошел к нам и непринужденно поздоровался. 6. Он так (же) имеет полное собрание сочинений этого автора, изданное так(же) роскошно, как сочинения Пушкина. 7. Так (же) ли она умна, как красива? 8. Он так (же) сентиментален, как и его матушка. 9. Мой отец любил охоту так (же), как и его старший брат. 10. В Карелии много озер, у Новгорода их так (же) много. 11. Где-то во дворе играл невидимый гитарист, и звуки его мелодии нам так (же) были слышны. 12. Рожь созревает в конце июля, малина так (же) поспевает в это время. 13. Вот так (же) отцветет и сирень, и наступит жаркое лето. 14. Фонвизин так (же) показывает положительных героев: Стародума, Правдина, Милона, Софью. 15. Березы в роще так (же) пожелтели и сбросили листву. 16. В Петербурге мы (так) же посетили несколько музеев.

Упражнение 108. Раскройте скобки.

1. Мы то (же) пойдем в музей. 2. Мы сделаем то (же), что и вы. 3. Читайте больше, что (бы) овладеть речью. 4. Не знаю, что (бы) я делал без тебя. 5. Мы не стали купаться, по (тому) что было холодно. 6. О каждом можно судить (по) тому, что он делает. 7. (От) того, что ты мне сообщил, мне стало легче. 8. (От) того, что наступили холода, листья на деревьях пожелтели. 9. Пришел (таки)! 10. Я (таки) тебя узнал! 11. Все (ж) таки я тебя не понимаю. 12. Ты все (таки) сделал по своему. 13. Мы пришли, что (бы) тебе помочь. 14. Что (бы) ни произошло, не теряй надежды. 15. Она то (же) скоро придет. 16. (От) чего ты плачешь? 17. (От) чего ты лечишься?

Упражнение 109. Раскройте скобки.

1. (При) чем здесь вы? 2. (По) чему он вернулся? 3. Они тут ни (при) чем. 4. Вы так (же) остаетесь? 5. Он умен так (же), как и зол. 6. Мне хочется, что (бы) моя книга была нужна читателям. 7. На что (бы), казалось, нужна была Плюшкину такая гибель подобных изделий? (Г.) 8. Надо много работать, что (бы) добиться успеха. 9. Я готов на все, что (бы) вы ни предложили. 10. Наступает жара, и утренние голоса смолкают, за (то) оживает мир насекомых. 11. Состояние больного то (же), что и вчера. 12. Все так (же) прекрасна была земля в дивном серебряном блеске. (Г.) 13. То (же) мне выдумал! 14. То (же) мне помощник! 15. Я пришел, что (бы) с вами помириться. 16. Что (бы) вы ни сделали, я примирюсь со всем. 17. Что (бы) вы не наделали ошибок, я пойду с вами.

Упражнение 110. Раскройте скобки.

1. Со мной случилось то (же), что и с вами. 2. Ему то (же) не сиделось на месте. 3. (То) же слово, да не так (же) бы ты молвил. 4. Так (же), как и час назад, свистел ветер. 5. Вид его был необычен, звук его голоса так (же) изумил меня. 6. Вот так (же) отцветем и мы и отшумим, как гости сада. (Ес.) 7. Я хочу, что (б) к штыку приравняли перо. (М.) 8. Что (б) ни случилось, не теряй присутствия духа. 9. Держись за меня, что (бы) не упасть. 10. Что (бы) не говорили ничего дурного, я это сделаю. 11. Что (бы) ни говорили, я это сделаю. 12. (И) так, я жил тогда в Одессе. (П.) 13. Он работал допоздна и (так) устал, что заснул мгновенно. 14. Дорого, за (то) мило. 15. Берись за (то), к чему ты сроден, коль хочешь, что (б) в делах успешный был конец. (Кр.) 16. Он то (же) не согласился со мной, при (том) тут (же) добавил, что должен уходить, и попросил, что (бы) я ему позвонил вечером. 17. Что (бы) я без вас делал!

Упражнение 111. Раскройте скобки.

1. (При) том здании находился флигель, и (от) того флигеля нужно было отсчитать двенадцать шагов на восток и копать. 2. От (того), что отопление не работало, в доме был зверский холод. 3. Я пришел не за (тем), что (бы) ссориться. 4. Вы не должны судить меня (по) тому, что я говорю. 5. Я успел рассмотреть ее, но и его то (же). 6. Ты не прав: любовь так (же), как и другие чувства, может то (же) войти в комедию. (Г.) 7. Я полагал и его так (же) застать у вас. 8. И на другой день началось то (же). 9. (От) того, что у вас жена и дети, я должен идти в тюрьму - вот прекрасно! (Г.) 10. Он отлично знал, что (по) чем. 11. Страстно преданный барину, он, однако (ж), редкий день в чем (нибудь) не солжет ему. (Гонч.) 12. В город я приезжал редко, (за) то брат мой укатывал при каждом удобном случае. 13. Она долго выбирала, что (бы) ей надеть на вечер. 14. Что (бы) рыбку съесть, надо в воду лезть. 15. Он прекрасно учился, (при) чем успевал заниматься в нескольких кружках. 16. Она тут (ни) при (чем). 17. Человек был беспокойный, (при) том в маленьком чине.

Упражнение 112. Раскройте скобки.

1. Это зависит (от) того, (на) сколько он знает язык. 2. (От) того что пошел дождь, работы на полях прекратились. 3. (От) чего это зависит? 4. (От) чего ты такой мрачный? 5. Неизвестно, (от) чего так получилось. 6. (При) чем здесь ты? 7. Что (бы) ты ни говорил, я все равно тебе не поверю. 8. Нужно остановится, что (бы) обдумать наше положение. 9. Я никак не ожидал такого поступка (от) того, кто назывался моим другом. 10. Я поступил так (же) просто, как и он. 11. Я так (же) отказался от приглашения. 12. Он весьма эрудирован, при (чем) живопись - это его конек. 13. (При) том заводе было еще несколько конструкторских бюро. 14. Тебе нужно подышать свежим воздухом, при (том) и погода прекрасная. 15. Она решила надеть то (же) платье, что было на ней в день именин. 16. Павла не было видно, Ира то (же) не показывалась. 17. Графиня жила открыто, принимала часто гостей, но при (том) была скупа до крайности.

Актуальность. Не секрет, что если человек умеет правильно, красиво говорить, грамотно писать, его считают образованным. Язык как самостоятельная система живет, развивается и меняется под влиянием времени. Строение языка с давних времен было объектом внимания ученых. В языке все подчиняется закономерностям. Их изучение позволяет языковедам создавать грамматические правила, в том числе правила правописания и произношения.

Не всегда удается выразить мысли ясно, четко, образно. Этому умению нужно терпеливо и упорно учиться. А. Н. Толстой говорил: «Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно».

Что же подразумевается под умением «грамотно писать» и «грамотно говорить»? Грамотное правописание – это не только знания правил употребления согласных и гласных, знание синтаксических конструкций и их правильное использование, но и знание употребления нужных лексических единиц, соблюдение стилистических норм. Необходимо помнить, что при выборе слова учитывается не только его лексическое значение, но и его стилистическая «зафиксированность», экспрессивная окраска.

В любом случае в основе правильного письма лежат навыки грамотной речи, соблюдение норм литературного языка. Правильно говорить – это умение. Прежде всего необходимо определить, что ты хочешь сказать. Умение точно и четко формулировать свои мысли надо совершенствовать. Ведь прежде чем мысли, идеи получат выражение на бумаге, необходимо обдумать и сформулировать то, о чем пойдет речь, в голове.

Слово является важнейшей единицей языка. Русский язык имеет огромный лексический запас. С помощью слов можно назвать не только разнообразные явления, предметы, действия, но и признаки, различные оттенки значений. Слово имеет определенный смысл. Чем больше словарный запас, чем образованнее и эрудированнее человек, тем богаче и интереснее становится его язык, тем свободнее становится его речь.

Нормы правописания охватывают правила орфографии и пунктуации. В отличие от норм произношения практически они не имеют вариантов. Правила орфографии включают правописание гласных, согласных, букв ъ и ь, прописных букв, а так же написания слитные через дефис. К правилам пунктуации относится употребление знаков препинания: точки, запятой, точки с запятой, двоеточия и др.

Правила правописания союзов в настоящее время представлены в виде сопоставления некоторых союзов, сохраняющих словообразовательные связи с другими словами (прежде всего, с местоимениями и наречиями), с соответствующими сочетаниями слов (также, тоже, чтобы, причём, притом, зато, затем, отчего, оттого). Существенная роль при таком сопоставлении принадлежит дифференцирующим контекстам.

Правила правописания союзов нуждаются в более четком противопоставлении простых союзов, пишущихся слитно (в одно слово), составным, пишущимся не в одно слово.

Цель исследования – рассмотреть правописание союзов в русском языке.

Задачи исследования:

1. Изучить общую характеристику и виды союзов.

2. Определить особенности подчинительных и сочинительных союзов.

3. Проанализировать вопросы правописания союзов в русском языке.

Объект исследования – Культура речи и совершенствование грамотного письма.

Предмет исследования – союзы русского языка.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что в работе собраны и проанализированы сведения о союзах в русском языке, что вносит определённый вклад в разработку и решение актуальных вопросов теории современного русского языка.

Методы исследования: анализ литературы, наблюдение.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1 Правописание союзов

1.1 Общая характеристика союзов

Союзы - служебные слова, которые используются для связи однородных членов предложения и частей сложного предложения, а также для выражения смысловых отношений между этими синтаксическими единицами. Например:

1. Павка сел на табуретку и устало склонил голову.

2. Через несколько минут забулькал, заурчал кран, и вода полилась в бак.

3. Когда оба шли через двор, у ворот Лещинских остановилась коляска.

4. Знал Павка, что лейтенант помещается в боковой комнате.

По структуре союзы делятся на простые и составные. Простые состоят из одного слова, например: и, но, а, или, что, если, когда и др. Составные союзы состоят из двух или нескольких слов, например: потому что, оттого что, так как и др.

По значению союзы делятся на сочинительные и подчинительные.

В предложении Прескверная штука - печаль да разлука, но становится легче, когда песню поешь оюз да соединяет однородные подлежащие и устанавливает соединительные отношения между ними, союзы но и когда связывают части сложного предложения и выражают соответственно противительные и временные отношения.

По образованию союзы бывают непроизводными и производными. Непроизводные,или исконные, не имеют соотносительности с другими частями речи: и, ни. а, но, да, или и др. Производные же соотносятся с той частью речи, от которой они образованы. Так, союз что происходит от местоимения что, союз хотя - от деепричастия, союз также образован от слияния наречия так и частицы же.

По структуре различаются союзы простые, состоящие из одного слова (или, либо, тоже, чтобы, если и др.): Не может жизнью править страх или топор на плахе, и составные, объединяющие в своем составе несколько слов (как... так и, прежде чем, вследствие того что. с тех пор как и др.): После зла как люди. так и звери привыкают медленно к добру.

По употреблению союзы бывают одиночными (и, да. а, тоже. или, что, так как): Память общая и песня общая у Земли моей и у меня;повторяющимися (u...u, да...да, ни...ни, либо..либо, то ли... то ли, не то...не то): Ни вблизи, ни вдали я не знаю земли лучше той, что меня растила!; двойными (не только... но и. если... то и): Заря бывает не только утренняя, но и вечерняя.

По характеру выражаемых грамматических отношений союзы делятся на сочинительные и подчинительные.

Сочинительные союзы выражают различные отношения между однородными членами предложения или частями сложносочиненного предложения. зависимости от выражаемых отношений сочинительные союзы подразделяются на соединительные, противительные, разделительные, присоединительные и пояснительные .

Соединительные союзы (и, да в значении «и», ни..ни, тоже, также) используются для выражения одновременно или последовательно происходящих событий, явлений действительности: Живя, дый колосок на ощупь узнавал и, засыпал, уставший, в поле.

Отношения между частями сложного предложения, связанными соединительными союзами, многообразнее отношений между членами предложения . Так, союз и в сложном предложении может выражать отношения одновременности: На небе облака летят и тают, и на земле творятся чудеса.; последовательности: Но ветер пронесся и тучи унес, и на небе стало чисто.; причинно-следственные: Опять снега. Опять зима - и стынут под ветрами вишни; условно-следственные: Жди меня, и я вернусь, только очень жди.

Противительные союзы (о, ко, да в значении «но», однако, же, зато) выражают отношения разграничения или противопоставления: Надежда - мой компас земной, а удача - награда за смелость.

Спеть бы песню грустную, но некогда грустить.

Разделительные союзы (или, либо, то...то.не то...не то. то ли», то ли) показывают отношения чередования или реальность одного из перечисляемых явлений: За рекой гармонь играет, то зальется, то замрет. Будет солнце или буря - мы с тобою навсегда.

Присоединительные союзы (и. да. да и.и то, притом, причем) имеют значение «к тому же», т. е. дополняют содержание высказывания; перед ними всегда ставится запятая: Им не хотелось говорить о разлуке, да они и боялись говорить о ней. Он завален работою, и прескучною.

Пояснительные союзы (то есть, а именно,или в значении «то есть») уточняют значение отдельных членов предложения: Возле колодца... надо свернуть в проулок, или, по-местному, в «прожог».

Подчинительные союзы присоединяют придаточную часть к главной в сложноподчиненном предложении и выражают следующие отношения:

1) причинные (так как, потому что. оттого что. ввиду того что, благодаря тому что, из-за того что, вследствие того что. в связи с тем что): Это ранняя рань. это поздняя ночь, потому что - декабрь и зима.) Так как солнце всходило много левее, чем вчера, холмов уже не было видно...;

2) целевые (чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы): Я, признаться, жить хотел бы долго, каждый день по-новому ценя, чтобы непогашенного долга не осталось в жизни у меня) Для того чтобы прозреть, нужно не только смотреть по сторонам;

3) условные (если, ежели, коли, кабы, раз, коль скоро): Если радость на всех одна, на всех и беда одна! Ты любовь не зови, коль ушла она прочь от порога.);

4) временные (когда, пока, едва, лишь, только, с тех пор как. прежде чем, после того как): Чаще всего зарницы бывают в июле, когда созревают хлеба.) Любимые состариться не могут, пока мы беззаветно любим их.);

5) следствия (так что): Дождь лил как из ведра, так что на крыльцо нельзя было выйти. ;

6) уступительные (хотя, хоть, несмотря на то что, пусть, пускай): Смелый в скалах не умрет от жажды, хоть родник и нелегко найти. Встал утес обрывисто и косо и намерен сотни лет стоять, несмотря на то, что в грудь утеса молния вошла по рукоять;

7) сравнительные (как, будто, как будто, словно, точно, подобно тому как, чем): Жизнь теченье свое изменила, как река изменяет русло. Где-то недалеко журчит ручей - точно девушка рассказывает подруге о возлюбленном своем);

8) изъяснительные (что, чтобы, как, будто, ли): Как жалко, что науке доброты нельзя по книжкам научиться в школе. Не может быть, чтоб человечий разум изжил себя. Предела мысли - нет!

Подчинительные союзы могут использоваться и для присоединения членов простого предложения (обстоятельства, сказуемого, приложения): Горит моя рябина, как ранняя заря. Тишина. Вода как будто олово.

При помощи сочинительных и подчинительных союзов в предложение могут включаться вводные и вставные конструкции: Во имя всех живых - а все мы тленны - не будьте ни корыстны, ни мелки.

Когда это пройдет, - если это пройдет, - тогда увидимся.

Функцию подчинительных союзов в предложении часто выполняют союзныеелова - относительные местоимения (кто, куда, какой, чей, который) и местоименные наречия (где, куда, откуда, когда, почему, как, зачем, сколько). Они отличаются от союзов тем, что не только соединяют части сложноподчиненного предложения, но и являются членами предложения в придаточной части: Кто жил на свете яро и крылато, тот на бессмертье обретет права. Роща дождь лучистый отряхает там, где блещет синяя река.

Слова что, как и когда могут употребляться и как союзы, и как союзные слова. Выступая в роли союзных слов, они имеют на себе логическое ударение. Ср.: Да неужели же не ясно, что все деянья на виду? А все, что отгорело и ушло, - уже не радость больше и не зло.

1.2 Подчинительные союзы и союзные слова

Подчинительные союзы и союзные слова, находясь в придаточном предложении, связывают его с главным, при этом союзы (служебная часть речи) не являются членами придаточного предложения, а союзные слова (знаменательные части речи) являются .

Например: 1) [Царскосельский воздух был создан], (чтобы песни повторять) (А. Ахматова) (союз чтобы связывает придаточное предложение с главным, но сам не является членом придаточного предложения). 2) И [во всех зеркалах отразился человек], (что (= человек) не появился и проникнуть в тот зал не мог) (А. Ахматова) (союзное слово что связывает придаточное предложением со словом человек в главном и является подлежащим в придаточном предложении).

Союзное слово может быть любым членом придаточного предложения (как главным, так и второстепенным). Не следует только отождествлять вид придаточного предложения по значению и роль союзного слова в предложении, что является распространённой ошибкой. Необходимо правильно ставить вопрос к придаточному предложению от главного . При определении же роли союзного слова вопрос ставится уже в самом придаточном предложении непосред ственно от того слова (или словосочетания), к которому от носится союзное слово. Например:

[Вот дом], (в котором (= в доме) мы жили раньше) - союзное слово (местоимение) в роли обстоятельства места: жили (где?) в придаточном определительном.

[Вот дом], (который (= дом) построили в прошлом году) - союзное слово в роли прямого дополнения: построили (кого?/что?) в придаточном определительном.

[Вот дом], (внешний вид которого^ (= дома) мне очень нравится) - союзное слово в роли несогласованного определения: внешний вид (чей?).

[Вот дом], (который (= дом) был построен в XIX ве ке) - союзное слово в роли подлежащего: (кто?/что?) дом.

Подчинительные союзы, присоединяющие придаточные предложения, могут быть:

· простыми (одиночными): что, чтобы, если, как, словно, будто, ибо и др.;

· двойными: если... то, так как... то, когда... то, хотя...но, чем... тем и др.;

· составными: потому что, прежде чем, в то время как, несмотря на то что, оттого что, вследствие то го что, после того как, с тех пор как, для того чтобы и др.

Двойные союзы никогда не стоят целиком в придаточном предложении: одна их часть находится в придаточном (если, когда, хотя, чем и др.), а вторая (то, но, тем и др.) находится в том предложении (главном или в другом при даточном), к которому придаточное относится. Употребление второй части таких союзов (кроме союза чем... тем) не является обязательным: (Гак как встала полная луна), [то многие пошли гулять] (Л. Андреев). использованы как вопросительные слова:где? куда? почему? сколько? который? чей? какой? и т. д. Союзы же не способны выступать в качестве вопросительных слов: потому что, хотя, чтобы, будто, если и т. д.

Союзы и союзные слова пересекаются лишь в четырёх случаях: что, чем, когда, как. Эти четыре слова могут быть и союзами, и союзными словами .

В главном предложении часто бывают указательные слова (указательные местоимения и наречия) тот, такой, столько, там, туда, тогда и др., которые указывают, что при нём имеется придаточное предложение, и выделяют его содержание, например: То сердце не научится любить, которое устало ненавидеть (Н. Некрасов); Там, где рас тут розы, растут и шипы (пословица).

1.3 Сочинительные союзы: проблема состава

Проблема состава сочинительных союзов, т. е. набора языковых средств, осуществляющих сочинительную связь в простом и сложном предложении, напрямую связана с вопросом о функции сочинительных союзов, отличии сочинительной и подчинительной связи, союзной и бессоюзной связи. Некоторые из этих вопросов будут рассмотрены в данной работе.

Разграничение сочинения, подчинения и бессоюзия имеет давнюю традицию. Пожалуй, самым известным эпизодом в разработке учения о видах связи стала дискуссия А. М. Пешковского и М. Н. Петерсона. Статья А. М. Пешковского "Существует ли в русском языке сочинение и подчинение предложений?" закрепила в русском синтаксисе понятия сочинения и подчинения, которые до этого времени оставались нераскрытыми .

Различия между сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями А. М. Пешковский находит прежде всего в союзах, оформляющих сочинительные и подчинительные отношения. Выявленные различия заключаются в следующем. В простом предложении показатель подчинительной связи словоформ находится в одном из соединяемых слов: листовое железо, при сочинении-между соединяющимися словами: хлеба и зрелищ или при каждом "из относящихся" (при повторяющихся союзах: и холод и сеча). Положение показателей связи то же и в сложных предложениях (при подчинении - в одном из соединяемых предложений, при сочинении - между предложениями), кроме того перемещение подчинительного союза ведет к изменению смысла предложения: Он не был в классе, потому что заболел - Он заболел, потому что не был в классе. Это связано с "припаянностью подчинительного союза к своему предложению", хотя перемещение части предложения вместе с подчинительным союзом возможно. При сочинении одно из сочиненных предложений невозможно вставить в другое, а союз здесь "одинаково чужд и одинаково общ обеим соединяемым величинам". Таким образом, в работе А. М. Пешковского хотя не перечислен состав сочинительных союзов, но обозначен формальный критерий их отделения от подчинительных.

Однако в грамматиках и работах по синтаксису русского языка среди сочинительных союзных средств называют сочетания с подчинительными союзами. Например, в список сочинительных союзов часто попадает сочетание уступительного союза хоть (и) с союзом а, но, да во второй части. А. Н. Гвоздев называет предложения с такими союзами и с союзами в то время как, тогда как - уступительные и сопоставительные - "переходными между сочинением и подчинением" и отмечает их смысловую близость с противительными предложениями. В Русской грамматике-80 все двухместные союзы предлагается вывести за рамки противопоставления сочинительных и подчинительных союзов, так как они "могут быть образованы сочинительно-подчинительным способом и перемещение их компонентов невозможно".

"Неудобства", возникающие при попытке отнести подобные союзы к сочинительным, вызваны тем, что в предложениях с такими сочинительно-подчинительными союзами есть имплицитные части, т. е. невербализованные части конструкции. В работе Н. П. Перфильевой приводится полный набор компонентов семантики устугштельно-противительньгх предложений: а) исходная ситуация, б) ожидаемое следствие, в) ситуация, несоответствующая ожиданию, - обратное следствие, г) мотивировка. Последний компонент является факультативным.

Получается, что в предложениях с так называемыми сочинительно-подчинительными союзами, в частности в уступительно-противительных предложениях, происходит редукция формальных элементов высказывания. Из-за того, что содержательное звено регулярно оказывается невербализованным, такие предложения воспринимаются как сложносочиненные.

К формальным признакам сочинительных союзов относятся:

· фиксированная позиция между предикативными частями сложносочиненного предложения, между однородными членами предложения (в некоторых случаях при пропозитивных членах предложения неоднородными, но все такие случаи сводимы к однородности);

· только повторяющиеся соединительные и разделительные союзы типа ни... ни, либо... либо имеют свои показатели еще и в начале предложения. Сочетания не только... но и и подобные, на наш взгляд, корректнее считать разновидностью опорного союза (в данном случае союза но), осложняющей устойчивой конструкцией первую часть предложения.

Сочинительные союзы обслуживают сложносочиненные предложения, в которых способ организации информации - соположение двух и более информационных блоков, интерпретируемых как одноранговые... феномены, в отличие от подчинения, где способ организации информации - включение (и потому справедливо замечание А. М. Пешковского о невозможности вставки одной части сложносочиненного предложения в другую). Если же такая вставка необходима, то она осуществляется не грамматическими, а лексическими средствами- анафорическими словами: Митя чувствовал, что мышь рядом, и это беспокоило его куда сильнее, чем логические построения (В. Пелевин "Жизнь насекомых"); Выход был в паутинообразном сооружении под потолком, и так я и поступил (И. Бродский "Трофейное") .

В бессоюзном сложном предложении способ связи не охарактеризован, поэтому нет грамматических показателей связи - союзов; частицы только эксплицируют смысловые отношения между частями такого предложения.

Учитывая эти обстоятельства, на наш взгляд, состав сочинительных союзов нецелесообразно пополнять за счет частиц, вводных слов и других элементов, так как это приводит к путанице таких понятий, как сложное союзное и бессоюзное предложение.

Глава 2 Совершенствование грамотного письма: правописание союзов в русском языке

2.1 Слитное и раздельное написание союзов

Союз зато пишется слитно, по значению близок союзу но: Родина не ждала их, зато (но) они не могли жить без Родины. Союз зато следует отличать от сочетания указательного местоимения то с предлогом за. Местоимение легко заменяется существительным или распространяется местоимением (за то самое); к местоимению можно поставить вопрос за что?: Не за то (за что?) волка бьют, что сер, а за то (за что?), что овцу съел (посл.); ср, также: Клейцмихель... презирал его [Мельникова] за то, что этот человек, едва ли не главный создатель дороги, не сумел обогатить себя, а жил на одно жалованье - замена сочетания союзом но невозможна. - Наступает жара, и утренние голоса смолкают, зато (но) оживает мир насекомых.

Союзы также и тоже пишутся слитно, являются синонимами и легко заменяют друг друга. Кроме того, они синонимичны союзу и, который может использоваться как средство различения этих союзов и сочетаний частицы же с наречием так или с местоимением то: так же и то же: Да ведь (и) чёрта тоже (также) никто не видел, а разве кто о нем скажет доброе слово? - замена союзов не меняет смысла предложения. Сочетания то же и так же нельзя заменить союзом и, а частицу же в них можно опустить, при этом смысл предложения не изменится. Кроме того, часто за сочетанием то же следует местоимение (союзное слово) что, а за сочетанием так же - наречие как; иногда указанным сочетаниям предшествует местоименное слово всё (в роли усилительной частицы): Состояние больного сегодня то же, что и вчера; ср.: состояние то, что и вчера; Ее сильное, великолепное, тренированное тело сопротивлялось переходу в нуль-пространство почти так же, как у водителей ЗПЛ; ср.: так, как у водителей; все так же, как у водителей; В провале без глубин - как живется, милый? Тяжче ли, так же, как мне с другим?; ср.: так ли, как мне с другим?

В некоторых случаях разграничить подобные союзы и сочетания помогают общий смысл предложения или особенности его структуры. Сравним: В аудитории тоже слушали внимательно. - В аудитории то же слушали внимательно - в первом случае значение "и в аудитории слушали внимательно", а во втором - "то же самое слушали"; Один только месяц все так же блистательно плыл в необъятных пустынях роскошного украинского неба, и так же прекрасна была земля в дивном серебряном блеске - в первой части возможно только раздельное написание, как и во второй, так как речь идет о красоте впечатлений, а не о перечислении действий .

Всегда слитно пишется тоже в роли частицы: Тоже мне выдумал! Тоже мне помощник.

Союз чтобы (чтоб - разг.) пишется слитно, относится к подчинительным союзам с целевым или изъяснительным значением. Его следует отличать от сочетания местоимения что с частицей бы; в сочетании частицу бы легко опустить без изменения смысла предложения; ср.: Стоит внимательно прочесть хотя бы "Северный лес", чтобы убедиться в этом - прочесть зачем? с какой целью? - целевой союз чтобы; Скажу наперед, мне очень хочется, чтобы моя биография показала бы: я жил, как писал, и писал, как жил - хочется чего? - изъяснительный союз чтобы. - Он непременно хотел стать героем и для этого был готов сделать любое, самое страшное, что бы ему ни предложили; ср.: что ему ни предложили бы; На что бы, казалось, нужна была Плюшкину такая гибель подобных изделий? ; ср.: На что, казалось, нужна была Плюшкину такая гибель подобных изделий?

Иногда выбор союза чтобы или сочетания что бы зависит от смысла предложения; ср.: Нет такой силы, чтобы остановила его перед этими трудностями - (нет... для чего?) - целевые отношения, поэтому чтобы - союз и перестановка невозможна.- Нет такой силы, что бы остановила его перед этими трудностями. - Нет такой силы, что остановила бы его... - возможна перестановка: нет силы какой? - определительные отношения, следовательно, возможен вариант раздельного написания что бы.

Союзы притом и причем пишутся слитно, их надо отличать от сочетаний предлога с местоимениями при том и при чем. Союзы имеют присоединительное значение, синонимичны и легко заменяют друг друга; имеют синонимы да и, вместе с тем, к тому же: Мне вздумалось завернуть под навес, где стояли наши лошади, посмотреть, есть ли у них корм, и притом (причем, к тому же, вместе с тем) осторожность никогда не мешает; Он вернулся через два часа и получил тот же ответ, причем (притом, к тому же, вместе с тем) лакей как-то косо посмотрел на него.

Сочетание при чем употребляется в вопросительных предложениях или в сложноподчиненных предложениях при присоединении изъяснительных придаточных: При чем здесь наши отношения?; Я спросил его, при чем здесь приезжие гости, если они никакого отношения к его работе не имеют. Сочетание при том предполагается в ответе на вопрос, содержащий сочетание при чем: Наши отношения при том, что я не смогу выступить с таким предложением (ответ на вопрос: При чем тут наши отношения?).

Сочетание ни при чем пишется в три слова: Правду говоря, здесь щука ни при чем. Она сюда не заплывала.

Пишутся раздельно (без дефиса) пояснительные союзы то есть, то бишь: Пили по-обыкновенному, то есть очень много; Третьего дня, то бишь на той неделе, сказываю я старосте...

Пишутся раздельно сложные союзы потому что, так как, так что, для того чтобы, тогда как и другие.

2.2. Проблемные вопросы правописания союзов в русском языке

Активно пополняется за счет самостоятельных частей речи и другая служебная часть речи – союз, основное назначение которого в языке состоит в том, чтобы связывать члены предложения или части сложного предложения.

Самыми древними являются союзы сочинительные, большинство из которых является непроизводными: а, и, да, но . Раздельное написание этих союзов не вызывает затруднений, пожалуй, за исключением тех случаев, когда нужно разграничивать сочетание и так (союз + наречие) и слово итак, которым начинается предложение, содержащее вывод из предыдущего (Итак, вопрос решен).

Непроизводные союзы, как и непроизводные предлоги, тоже чрезвычайно активны в речи; они исправно исполняют свои служебные обязанности в сложносочиненных предложениях. Между тем по мере расширения и усложнения знаний человека об окружающем его мире появлялась потребность в более гибкой и утонченной форме их выражения, что потребовало в первую очередь совершенствования синтаксического строя языка. Постепенно стали развиваться разные виды сложноподчиненных предложений, а это, в свою очередь, потребовало все новых и новых союзов, которые и начали возникать из других частей речи. Слияние двух слов в одно – наиболее распространенный способ образования союзов .

Начиная с XVIII века в языке стали появляться составные союзы, особенностью которых является раздельное написание частей, их составляющих: как будто, в силу того что и т.п. Такие союзы становятся не только средством связи, но и более тонким языковым инструментом, позволяющим передать различные смысловые оттенки высказывания. Так, причинное значение имеют союзы потому что, оттого что, из-за того что, затем что, вследствие того что, благодаря тому что, так как и др., но каждый из них отличается смысловыми и стилистическими особенностями употребления в речи. В сложных предложениях с придаточными времени составные союзы способны передать разнообразные оттенки значения: после того как, перед тем как, с тех пор как, до того как, прежде чем, как только, в то время как, едва только, чуть только и т.п.

С появлением в языке производных союзов назрела орфографическая проблема слитного или раздельного их написания. С этой точки зрения выделяются две группы производных союзов:

· простые союзы - слитно: также, тоже, чтобы, будто, притом, зато, причем

· составные союзы - раздельно: так как, как будто, оттого что, как если бы, потому что, вследствие того что, в силу того что, благодаря тому что, ввиду того что, в связи с тем что, для того чтобы, если бы, между тем как, несмотря на то что .

Наибольшую трудность на письме вызывают союзы первой группы, потому что их приходится отличать от созвучных сочетаний слов, которые тоже употребляются в речи. Союз – служебная часть речи, поэтому резко отличается от самостоятельных (в данном случае – от местоимения) : не может отвечать на вопросы, не является членом предложения, а служит лишь средством связи его членов или частей. Хорошо помогает прием замены слова синонимом. Союз заменяется только союзом (также-тоже-и, зато-но, причем-притом-вместе с тем, оттого что- потому что), самостоятельную часть речи может заменить равноценное слово (за то здание – за новое здание)”.

Заключение

Рассмотрев тему моей курсовой работы я могу сделать следующие выводы.

В последнее время появился ряд лингвистических работ, посвященных изучению состояния русского языка в конце XX столетия и происходящих в нем изменений

Авторы этих работ исследуют новшества в лексике русского языка, в частности многочисленные иноязычные заимствования. Отмечаются социальные причины происходящих изменений: демократизация русского общества, деидеологизация многих сфер человеческой деятельности, анти тоталитарные тенденции, снятие разного рода запретов и ограничений в политической и социальной жизни, «открытость» к веяниям с Запада в области экономики, политики, культуры и др.

Разумеется, влияние этих факторов на язык обычно осуществляется не прямо, а опосредованно. В некоторых случаях даже трудно определить, какие внешние причины способствуют, скажем, активизации той или иной словообразовательной модели или синтаксической конструкции (но специальный анализ может показать, что толчком к такой активизации послужили социальный по своей природе стимулы. Однако на некоторых участках языка связь происходящих в нем изменений с изменениями в обществе проявляется более отчетливо: так обстоит дело, например, с увеличением потока англоязычных заимствований, с активизацией некоторых речевых жанров, предполагающих спонтанность речи и относительную свободу речевого поведения (таковы, например, жанры радио- и теле интервью, в советское время влачившие жалкое существование).

Союз - служебная часть речи, которая служит для связи членов предложения, частей сложного предложения, предложений в тексте, а также частей текста.

По происхождению союзы могут быть непроизводными (а, но, и) и производными (что, если, как). По структуре выделяются союзы простые (как, когда, будто) и составные (потому что, прежде чем, в то время как). По своему употреблению в предложении союзы подразделяются одиночные (но, зато, однако), повторяющиеся (то... то, или... или, не то... не то) и двойные (если... то, хотя... но, так как... то).

В зависимости от выполняемой функции союз может открывать предложение, может стоять между частями простого предложения, а может быть внутри простого предложения.

Будучи служебной частью речи, союз не называет явления действительности, а лишь указывает на отношения между ними. По синтаксической функции союзы делятся на сочинительные (и, да, но) и подчинительные (когда, если, потому что).

Союзы не обладают самостоятельным значением и не являются членами предложения, поэтому союзы необходимо отличать от омонимичных им относительных местоимений и наречий, выступающих в качестве союзных слов.

По своему происхождению союзы могут быть непроизводными (и, а, но, или и др.) и производными (что, если, как, когда и др.).

Пишутся слитно союзы, образованные от сочетаний предлогов с местоимениями и наречиями: тоже, также, зато, отчего, оттого, потому, притом, причём, чтобы (чтоб).

Пишутся раздельно составные союзы потому что, так как, для того чтобы, тогда как, то есть и др.

Список использованной литературы

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Катаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. Экзаменационные ответы. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.

2. Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. Дидактические материалы. – М.: Академия, 2009.

3. Голованова Д.А., Кудинова Р.И., Михайлова Е.В. Русский язык и культура речи. Краткий курс. – М.: Окей-книга, 2009.

4. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. Учебное пособие. – М.: Логос, 2009.

5. Гольдин В.Е., Сиротинина О.Б., Ягубова М.А. Русский язык и культура речи. Учебник для студентов-нефилологов. – М.: ЛКИ, 2008.

6. Измайлова Л.В., Демьянова Н.Н. Русский язык и культура речи для педагогических колледжей. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.

7. Лятти С.Э., Апончук И.И. Русский язык и культура речи. Практикум. – М.: Российская академия правосудия РАП, Эксмо, 2008.

8. Мандель Б.Р. Русский язык и культура речи. История, теория, практика. – М.: Вузовский учебник, 2009.

9. Поповская Л.В., Лисоченко О.В. Русский язык и культура речи. Основы культуры речевой деятельности. Практикум. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.

10. Формановская Н.И. Речевой этикет в русском общении. Теория и практика. – М.: ВК, 2009.

11. Формановская Н.И. Русский речевой этикет. Лингвистический и методический аспекты. – М.: КомКнига, 2006.

Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

На этом уроке вы узнаете о том, какие союзы пишутся отдельно, а какие слитно, научитесь отличать союз от сочетания местоимений или наречий с предлогами и частицами, выполните задания на закрепление знаний.

Тема этого урока: «Слитное написание союзов ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО». Чтобы правильно писать эти союзы, необходимо отличать их от похожих сочетаний и слов других частей речи.

Из которого можно стрелять (рис. 2).

Мы можем сказать и об омонимии слов разных частей речи. Например:

(рис. 3).

В этом предложении слово больной - прилагательное.

Рис. 3. Больной ребёнок ()

Больной был выписан .

В этом предложении слово больной - существительное.

Образованный человек.

В этом предложении слово образованный - прилагательное.

Образованный от существительного.

В этом предложении слово образованный - причастие.

Любуюсь красивым вечером (рис. 4).

В этом предложении слово вечером - существительное.

Рис. 4. Красивый вечер ()

Приехал вечером.

В этом предложении слово вечером - наречие.

Рассмотрите два предложения:

Снег прекратился, ветер тоже затих.

Сделайте то же самое ещё раз .

и :

Прекратился снег и затих ветер.

Слово тоже можно убрать из предложения, при этом фраза останется грамматически правильной:

Снег прекратился, ветер затих (рис. 5).

Тоже в этом предложении является служебной частью речи, соединяющей предложения, то есть - союзом.

Во втором случае вот так легко убрать слова мы не сможем, потому что слово то (местоимение) заменяет здесь какую-то значимую вещь, какое-то явление, на которое местоимение лишь намекает. Сделайте то же самое - это указание на нечто, что должны сделать те, к кому обращаются. Слово то здесь полноценный член предложения (дополнение), а не служебная часть речи. В таких случаях написание местоимения то и частицы же будет раздельным.

Таким образом, самое главное - это понять по смыслу, что это за часть речи и какую синтаксическую роль играет это слово в предложении. Для этого можно воспользоваться любым из этих способов:

  • Можно убрать слово тоже . Если это получается и предложение остаётся правильным, то это союз, который пишется слитно.
  • Моно заменить тоже на также
  • Можно заменить тоже на и . Если получается, то это союз, его пишем слитно.
  • то же слова самое , как во втором примере, и можно ли его подставить. Если можно, то перед нами местоимение с частицей. И тогда мы пишем то же раздельно.

Поговорим о союзе также и сравним два примера:

также собираюсь.

В этом январе так же холодно, как было и в прошлом году.

В первом случае перед нами союз, близкий по значению союзу и :

Мой друг едет на экскурсию, и я собираюсь.

Слово также можно легко заменить на синонимичный союз тоже .

Мой друг едет на экскурсию, я тоже собираюсь (рис. 6).

Также здесь - служебная часть речи, соединяющая предложения. Это союз.

Рис. 6. Экскурсия ()

Во втором случае перед нами наречие так , которое указывает на степень проявления признака (на силу холода). Оно может указывать и на способ действия. Слово так здесь полноценный член предложения - обстоятельство, а не служебная часть речи. В подобных случаях написание наречия так и частицы же будет раздельным.

Ваша главная задача - понять по смыслу, что это за часть речи и является ли это слово полноценным членом предложения.

Для того чтобы убедиться в правильности рассуждений, нужно воспользоваться любым из способов:

  • Можно заменить также на тоже . Если получается, то союз пишем слитно.
  • Можно заменить также на и . Если получается, значит, это союз, который пишется слитно.
  • Можно посмотреть, нет ли с опасным сочетанием так же продолжения со значением уточнения так же, как (как во втором примере). Если можно продолжить предложение таким образом, то перед нами наречие с частицей, которое пишется раздельно.

Теперь разберёмся с написанием союза чтобы . Сравните два предложения:

Что бы вы посоветовали мне почитать летом?

Я пришёл, чтобы помочь вам.

В первом случае перед нами местоимение что , которое заменяет какую-то конкретную вещь: произведение какого-то конкретного автора. Можно предложить почитать «Капитанскую дочку», «Дон Кихота», «Марсианские хроники» (рис. 7). На все эти чудесные книги укажет местоимение что . Это слово здесь является полноценным членом предложения, а не служебной частью речи. В подобных случаях написание местоимения что и частицы бы будет раздельным.

Рис. 7. Мальчик и девочка читают книгу ()

Во втором случае перед нами подчинительный союз со значением цели. Чтобы убедиться в этом, зададим вопрос к той части, где союз находится:

пришёл (с какой целью?) помочь (рис. 8)

Рис. 8. Мальчик помогает маме на кухне ()

Для того, чтобы убедиться в правильности рассуждений, нужно воспользоваться любым из способов:

  • Можно задать вопрос с какой целью? к той части предложения, где есть чтобы . Если получится, значит, это союз, пишем его слитно.
  • Можно убрать или переставить бы в другое место предложения:

Что посоветовали бы мне почитать летом?

Если это получается, значит, перед нами местоимение что с частицей бы , пишем их раздельно.

Рассмотрите два примера:

Он пропустил спектакль, зато навестил заболевшего друга.

За то время, что шла подготовка, мы многому научились.

В первом случае перед нами союз зато , синонимичный союзу но . Мы легко можем подставить его вместо зато .

Он пропустил спектакль, но навестил заболевшего друга (рис. 9).

Рис. 9. Девочка проведывает заболевшую подругу ()

Во втором случае слово то является местоимением, а предшествует ему предлог за . Замена такой конструкции на союз но невозможна.

Чтобы правильно писать, нужно проверить, союз ли это, и попробовать заменить зато союзом но . Если получится, значит, перед нами союз, который пишется слитно.

Мы познакомились с написанием союзов тоже , также , чтобы , зато . Как вы видите, главное - не заучивать правила, а понимать, какая перед нами часть речи. Умение видеть значение слов в предложении, определять часть речи, определять синтаксическую роль каждого слова поможет вам и в правописании. Для закрепления этой темы пройдите интерактивную тренировку.

Выпишите предложения, в которых есть союзы тоже , также , чтобы , зато .

1. Старший сын Анисим приезжал домой очень редко, только в большие праздники, за то /зато часто присылал с земляками гостинцы и письма.

2. И что бы /чтобы она ни делала, ни говорила, старик только умилялся и бормотал…

3. Я удостоверился, что Пугачёв и он были одно и то же /тоже лицо, и понял тогда причину пощады, мне оказанной.

А. Пушкин

4. Тогда выезжал и старик Цыбукин, что бы /чтобы показать свою новую лошадь, и брал с собою Варвару.

5. Вальдшнеп со стуком поднялся из куста; я выстрелил, в то же /тоже мгновенье в нескольких шагах от меня раздался крик.

И. Тургенев

6. В деревне такой уж обычай: сын женится, что бы /чтобы дома была помощница.

7. И для Анисима отыскали то же /тоже красивую невесту.

8. Я их то же /тоже , со своей стороны, уверяю, что ничего, дескать, а у самого душа в пятки уходит.

И. Тургенев

9. Всё так же /также будет вихрь попутный крутить метельные снега, синеть чертою недоступной вдали родные берега.

10. Невзлюбила его сноха: а вот за то /зато , что он никакой не ответственный, не руководитель.

В. Шукшин

11. Понимаю так же /также и то, что не почитай она себя при смерти,- не подумала бы она обо мне.

И. Тургенев

12. То же /тоже был помещик, и богатый, да разорился.

И. Тургенев

13. Не одним состраданием дышало её лицо тогда: оно пылало так же /также ревностью.

И. Тургенев

14. Чудик прибрал постель, умылся и стал думать, что бы /чтобы такое приятного сделать снохе.

В. Шукшин

15. Можно допустить так же /также , что в один прекрасный момент разумные существа не выдержат и вылезут нам навстречу.

В. Шукшин

16. Это читатель с газетой сорвался с мест, боднул Чудика лысой головой, потом приложился к иллюминатору, потом очутился на полу; за то /зато время он не издал ни одного звука.

В. Шукшин

17. Ах, если так, он в прах готов упасть, что б /чтоб вымолить у друга примирение.

А. Пушкин

Правильные ответы: 1, 4, 6, 7, 8, 11, 12, 13, 15, 17.

Список литературы

  1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - 13-е изд. - М.: Дрофа, 2009.
  2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.
  3. Русский язык. Практика. 7 класс. Под ред.С.Н. Пименовой. - 19-е изд. - М.: Дрофа, 2012.
  1. School-assistant.ru ().
  2. Videotutor-rusyaz.ru ().
  3. Nsportal.ru ().

Домашнее задание

1. Расскажите, как проверить слитное написание союзов тоже, также, чтобы, зато.

2. Перепишите предложения, раскрывая скобки, объясните слитное и раздельное написания.

1. Один только месяц все так (же) блистательно и чудно плыл в необъятных пустынях роскошного украинского неба, и так (же) прекрасна была земля в дивном серебряном блеске.

2. На то вам и красное лето дано, что (б) вечно любить это скудное поле, что (б) вечно вам милым казалось оно.

3. Что (бы) он ни говорил, что (бы ) ни предлагал, его слушали так, как будто то, что он предлагал, давно известно и есть то самое, что нужно.

4.Теплая небесная вода для растений - то (же) самое, что для нас любовь.

5. Надо было дождаться мулов во что (бы) то ни стало.

6. Снегу было мало, снежных буранов то (же) .

7. Разные цветы точно по времени раскрываются в разные часы утра и точно так (же) закрываются к вечеру.

8. Я решил пойти один на болото караулить - пошел на то (же) место и все так (же) сделал, как тогда.

3. Придумайте и запишите по одному предложению с союзами тоже, также, чтобы, зато и по одному предложению с сочетанием слов то же, так же, что бы, за то.