Стильный верх

Пролив между черным и мраморным морем. Мраморное море – самое маленькое море в мире

06.04 10:04

06.04 01:21

05.04 22:46

05.04 21:43

05.04 20:58

05.04 19:21

05.04 19:05

05.04 18:51

05.04 18:38

05.04 18:22

05.04 17:41

05.04 17:40

05.04 17:33

05.04 17:33

05.04 17:29

05.04 17:19

05.04 17:03

05.04 16:54

05.04 16:31

05.04 16:17

05.04 16:11

05.04 16:09

05.04 15:47

05.04 15:44

05.04 15:36

05.04 15:31

05.04 15:30

05.04 15:25

05.04 15:11

05.04 15:03

05.04 14:35

05.04 14:34

05.04 14:31

05.04 14:00

05.04 13:47

05.04 13:35

05.04 13:26

05.04 13:21

05.04 13:15

05.04 12:44

05.04 12:22

05.04 12:22

05.04 12:20

05.04 12:02

Когда Турция закроет проливы Босфор и Дарданеллы

Пролив Босфор

Отношения между Россией и Турцией значительно накалились в последние дни, после того как турецкие ВВС сбили российский Су-24 в Сирии. Москва уже ввела санкции против Анкары, но турецкие власти могут ответить блокированием важных проливов, обеспечивающих выход в Средиземное море.

30 ноября стало известно, что российские суда испытывают трудности с пересечением пролива Босфор, хотя позднее ситуация нормализовалась. Судя по всему, погодные условия не позволяли судам проходить пролив в установленном порядке.

Проливы Босфор и Дарданеллы являются важнейшими точками с точки зрения торгового и военного флота, и у Турции есть возможности прямого контроля.

Конвенция Монтре

С 1936 г. была принята Конвенция Монтре, согласно которой был восстановлен суверенитет Турции над Черноморскими проливами. Хотя в общем случае все торговые и военные суда имеют право свободного прохода через проливы, Турция может ограничивать проход торговых судов в ночное время и определять маршруты следования, в том случае если определит ситуацию как непосредственную военную опасность. При этом право полного свободного прохода военных кораблей в мирное время имеют только черноморские страны, и даже они должны предварительно уведомлять Турцию. Для других государств действуют более строгие ограничение, касающиеся классов, тоннажа и общего количество кораблей нечерноморских государств в Черном море.

Турция должна запрещать проход через пролив любых военных кораблей в случае войны, в которой она не участвует. В ином случае Турция имеет право сама определять степень опасности и разрешать или запрещать проход.

Грубо говоря, закрыть проход для военных кораблей Турция может только в случае официального объявления войны. При этом ООН может отменить решение при определенной процедуре голосования.

Но это теория, которая достаточно сильно отличается от практики. Турция на протяжении нескольких десятков лет принимала внутренние законы, которые осложняли использование положений конвенции, или пыталась это сделать.

Так, например, сейчас действует турецкий "Регламент судоходства в проливах", который позволяет перекрыть проход, прикрываясь необходимостью технических работ, специальной полицейской операцией и т. п.

В НАТО, как и в России, исключают возможность перекрытия проливов.

Важность Черноморских проливов

Проливы Босфор и Дарданеллы – это единственный выход из Черного моря в мировой океан.

Из портов Новороссийска по этому маршруту прежде всего экспортируются нефть, зерно, металл и удобрения.

Кроме того, по этому маршруту Россия осуществляет большую часть поставок для авиабазы в Сирии.

Основным транспортным узлом, через который проходят поставки по этим маршрутам, является морской порт Новороссийска, который является крупнейшим портом Черного моря. Грузооборот порта Новороссийск по итогам 2014 г. вырос на 8% к уровню 2013 г. до 121,59 млн тонн. Количество судозаходов выросло на 9,8% до 5780 ед. флота.

В целом стоимость товаров, прошедших через Новороссийскую таможню, по итогам прошлого года составила $9,852 млрд, за 10 месяцев текущего года показатель составил $5,641 млрд.

В структуре экспорта, как видно, лидирует Египет, что объясняется огромными объемами поставок зерна и металлургической продукции.

В структуре импорта через Новороссийск лидируют Китай, Турция, Египет, Израиль и Бразилия.

Ввозятся прежде всего фрукты и овощи из Египта, Турции и Израиля, а также машины и оборудование из Китая.

В ненефтяном экспорте злаки и черные металлы лидируют с большим отрывом, тогда как в импорте основную долю занимают овощи, фрукты и оборудование.

Экспортные группы
Товарная группа Наименование товарной группы Стоимость ($ млн) Доля, %
10 ЗЛАКИ 1 270,55 59,67%
72 ЧЕРНЫЕ МЕТАЛЛЫ 360,14 16,91%
31 УДОБРЕНИЯ 168,18 7,90%
15 ЖИРЫ И МАСЛА ЖИВОТНОГО
ИЛИ РАСТИТЕЛЬНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ
133,08 6,25%
7 ОВОЩИ 51,34 2,41%
85 ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ МАШИНЫ 23,4 1,10%
25 СЕРА; ЦЕМЕНТ 14,95 0,70%
29 ОРГАНИЧЕСКИЕ ХИМИЧЕСКИЕ
СОЕДИНЕНИЯ
12,98 0,61%
11 ПРОДУКЦИЯ
МУКОМОЛЬНО-КРУПЯНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
11,9 0,56%
39 ПЛАСТМАССЫ И ИЗДЕЛИЯ ИЗ
НИХ
10,25 0,48%
Импортные группы
Товарная группа Наименование товарной
группы
Стоимость
(млн долларов США)
Доля, %
7 ОВОЩИ 484,42 15,09%
8 СЪЕДОБНЫЕ ФРУКТЫ И ОРЕХИ 468,3 14,59%
84 ОБОРУДОВАНИЕ 328,68 10,24%
85 ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ МАШИНЫ 138,29 4,31%
72 ЧЕРНЫЕ МЕТАЛЛЫ 138,25 4,31%
89 СУДА, ЛОДКИ И ПЛАВУЧИЕ КОНСТРУКЦИИ 134,04 4,18%
17 САХАР И КОНДИТЕРСКИЕ ИЗДЕЛИЯ ИЗ САХАРА 133,57 4,16%
20 ПРОДУКТЫ ПЕРЕРАБОТКИ ОВОЩЕЙ, ФРУКТОВ, 121,29 3,78%
9 КОФЕ, ЧАЙ, МАТЕ, ИЛИ ПАРАГВАЙСКИЙ ЧАЙ, И
ПРЯНОСТИ
97,71 3,04%
39 ПЛАСТМАССЫ И ИЗДЕЛИЯ ИЗ НИХ 88,77 2,77%

Что касается энергоресурсов, то через проливы Босфор и Дарданеллы ежегодно проходит около 25 млн тонн нефти и еще около 37 млн нефтепродуктов из России. И если сырой нефти таким образом по данному маршруту экспортируется примерно около 5% от всей добычи, а большая часть поставляется с помощью трубопроводов, то доля нефтепродуктов еще выше, так как они транспортируются за счет морских перевозок.

Как видно, Турция вполне может нанести большой ущерб российской торговле, в том случае если пойдет на крайние меры и закроет проход через проливы. Но если подобное случится, то это будет весьма кратковременным решением.

С очень большой вероятностью НАТО будет давить на Анкару, так как дальнейшей эскалации в регионе никто не хочет. Кроме того, с юридической точки зрения Турция не может закрыть проливы только для российских судов, а значит, они будут закрыты полностью, что вызовет справедливое возмущение очень многих стран.

Также стоит учитывать, что большая часть зернового, нефтяного и стального экспорта осуществляется не под российскими флагами, а под либерийский, кипрскими и т. д. Это распространенная практика, которая снизит эффективность радикальных шагов Турции.

Удобные флаги

Так называемые «удобные флаги» используются повсеместно, по данным ЮНКАД в 2014 г. примерно 73% мирового национального тоннажа приходились на суда с иностранными флагами.

Россия показывает один из самых высоких показателей по использованию «удобных флагов». Статистика ЕСИМО свидетельствует, что по состоянию на 2015 г. из 1387 судов, приходящихся на бенефициаров Российской Федерации, только 1110 плавают под российским флагом. По другим оценкам, доля «удобных флагов» превышает 70% отечественного тоннажа.

Тем не менее действующее законодательство дает возможность Анкаре заметно осложнить и замедлить работу торговых судов, вопрос только в политическом решении со стороны Эрдогана. Нельзя исключать, что ради собственных амбиций президент Турции окончательно решит настроить против себя почти все мировое сообщество.

Перекрыть проливы Бофсор и Дарданеллы Турция может несколькими способами. Во-первых, полностью запретить проход для определенных судов, например, под российским флагом или вышедшим из российских портов в Черном море. Это полностью противоречит действующему законодательству и является грубейшим нарушением, поэтому Россия вполне успешно может действовать через ООН и НАТО. Это практически самоубийственный шаг, который если и будет действовать, то вряд ли дольше нескольких дней.

Во-вторых, проливы могут быть частично перекрыты для всех судов, что Анкара может объяснять необходимостью технических работ или проводящимися специальными операциями. Хотя в этом случае речь не идет о полной официальной блокировке проливов, скорость прохождения по маршруту значительно снизится, что осложнит работу российских компаний. Досмотры, проверки, инспекции - все это турецкая сторона может использовать, но вряд ли подобные действия примут массовый характер. С большей вероятностью на подобные шаги турецкие власти решатся в отношении отдельных судов, представляющий наибольшую важность для России.

Говорить о полном закрытии проливов для всех судов всех стран вряд ли следует. Турция получает неплохие деньги за счет транзита, пользуясь своим уникальным географическим положением. Но если проливы будут закрыты, регион и весь мир окажется на грани коллапса в морских грузоперевозках, а реакция других стран, в том числе партнеров по НАТО, будет очень быстрой и, скорее всего, достаточно жесткой.

March 28th, 2013

Иногда, глядя на карту мира, кажется, что все войны, сражения, территориальные распри и этнические конфликты можно объяснить с точки зрения одной географии. Есть места на глобусе, стратегическая выгода от владения которыми вынуждала армии сражаться за них, невзирая на потери солдатской крови. Одно из таких сражений произошло в 1915 году, длилось 9 месяцев, унесло жизни ста тысяч солдат. Речь идёт о Битве за Дарданеллы.

Пролив Дарданеллы разделяет Европу и Азию. Не Босфор, а Дарданеллы - самый узкий перешеек между двумя континентами. Расположенный к югу от Стамбула, на южной оконечности Мраморного моря, пролив много раз на протяжении истории становился ареной битв.


Александр Македонский начинал азиатский поход переходом через Дарданеллы. Царь Ксеркс соорудил здесь наводной мост из кораблей, чтобы персидская армия перешла на европейский берег и завоевала Грецию. Из школьных уроков истории и голливудского блокбастера «300 спартанцев » мы знаем, что ему это не удалось. На спор пролив пересёк вплавь 22-летний лорд Байрон.


1200-метровая полоса воды не только разделяет континенты, но и таит загадку, как добраться из Эгейского моря в Чёрное. Основное время течение направлено с севера на юг, но иногда течение разворачивается, позволяя кораблям доиндустриального века пройти в Мраморное, а оттуда - в Чёрное море. Веками тайну переменчивого течения хранили жители города Троя, расположенного ныне в нескольких километрах от берега. Раньше троянская крепость возвышалась над самым берегом пролива, который лишь иногда позволял подняться в Чёрное море.


Император Константин (впоследствии прозванный Великим) в поисках подходящей площадки для строительства новой столицы Римской империи рассматривал два варианта. Константинополь должен был бы возникнуть на месте Трои, здесь существовала развитая инфраструктура, но из-за болотистой местности (и неразлучно связанной с ней малярии) Новый Рим был построен в 250 километрах к северо-востоку отсюда, на западном берегу пролива Босфор.


Сегодня пролив Дарданеллы - одна из самых загруженных водных магистралей мира. Один корабль проходит здесь, в среднем, раз в десять минут, что за год составляет нешуточный трафик в 50 000 суден. Важная экономическая магистраль была тем важнее в годы Первой мировой войны.

Дарданеллы - важный транспортный путь для кораблей.
В 1915 году политическая карта Европы выглядела иначе, чем сегодня. Османская империя, в прошлом могущественное объединение на востоке Европы, постепенно теряла земли на Балканском полуострове. Один за другим народы на подъёме патриотизма (и национализма, их трудно отличить друг от друга) отделялись и создавали собственные государства. Греция стала независимой от Османского султана в 1832 году, Сербия - в 1835, Болгария - в 1908, Албания - в 1912 году. Европейские владения Османской империи сократились до тех 3% европейской территории современно Турции, которые позволяют ей участвовать в европейских соревнования и претендовать на членство в Евросоюзе. Контроль над проходом кораблей между Чёрным и Средиземным морями всё ещё находился в руках Османской империи. Это осложняло ведение общих военных действий армиями Антанты. Напомню, в Антанту входили Англия, Франция и Россия. В противоположном углу ринга собрались страны-участницы Тройственного (впоследствии Четвертного) Союза: Германская, Австрийская и Османская империи, а также Италия, в 1915 году сменившая лагерь.


Российская армия с большими потерями сражалась против Германского Рейха на восточном фронте, Франция боролась за честь Третьей Республики на западном фронте. Османская империя вела боевые действия на Ближнем Востоке и Кавказе. Стратегическое сообщение между английским, французским и русским флотами усложнял факт контроля Турции над проливами Босфор и Дарданеллы.


Английское военное главнокомандование рассматривало варианты получения контроля над обоими проливами. Автором высадки в районе пролива Дарданеллы был Первый лорд адмиралтейства Уинстон Черчилль. Его идея заключалась в выталкивании слабой Османской империи из войны и облегчении морского прохода из Средиземного в Чёрное море, что требовало захвата контроля над проливом Дарданеллы.

Первая попытка морского сражения провалилась, 4 британских и французских судна были потоплены, ещё столько же были повреждены подводными минами, заложенными турецким миноносцем за 10 дней до начала операции. Тогда было решено в пользу высадки солдат на полуострове Галлиполи и захвата контроля над проливом Дарданеллы со стороны суши.

Туристы фотографируют места, где 98 лет тому назад велась ожесточённая битва.
Пока немецкие суда охраняли устье Босфора со стороны Чёрного моря, ожидая атаки российского флота с севера, силы объединённой британской и французской армий высадились в апреле 1915 года на необитаемом пляже на гористом полуострове Галлиполи, с вершины которого открывался вид на пролив Дарданеллы. Военные стратеги планировали захватить единственное укрепление на полуострове за несколько дней, после чего установить пушки на вершине горы и подвергнуть все проходящие по проливу турецкие и немецкие суда обстрелу.




После победы в морском сражении в проливе Дарданеллы турецкие военачальники рассматривали возможную высадку войск союзников на полуострове Галлиполи. Наиболее вероятным им казалась высадка на южной оконечности полуострова. Было принято решение следить за побережьем из единого укреплённого пункта на самой высокой точке полуострова, крепости Чунук Баир. Именно за эту высоту будет вестись девятимесячная битва.

На длинной береговой дуге вдоль Эгейского побережья должны были высадиться австалйиские и новозеландские войска, .. .
...но по ошибке солдаты оказались на вот этом клочке суши, с которого было намного труднее завовевать горную вершину.

И теперь здесь музей.
Высадка союзников началась на рассвете 25 апреля. Французские войска высадились на хорошо укреплённой южной оконечностиГаллиполи. Британские войска также встретили готовое сопротивление. Из каждых 100 солдат лишь 12 достигли берега. Большинство солдат гибло в воде, даже не достигнув пляжа. Австралийские солдаты высадились в самой северной бухте и встретили здесь малочисленное сопротивление. За несколько часов были убиты все турецкие солдаты 57-го полка, которым был дан приказ стоять насмерть. В знак уважения к падшим товарищам в турецкой армии до сих пор нет 57-го полка.


Несколько грубых стратегических ошибок и сложные, непроработанные планы атаки союзников расстроили операцию и сыграли на руку оборонявшимся. Пока первые австралийские солдаты ждали сигнал от командования к взятию высоты, турки выиграли время и успели позвать на помощь.

Такой вид открылся австралийским солдатам, высадившимся на пляже ANZAC. Небольшое расстояние до вершины Чунук Баир солдаты так никогда и не предолели, встретив отпор турецких солдат, стоявших по приказу Ататюрка насмерть.
Сражение за Чунук Баир затянулось на целых девять месяцев. У солдат не хватало еды, даже питьевая вода была в недостатке. Галлиполи - крайне неблагоприятное место для того, чтобы провести здесь жаркое лето, но и зима оказалась не менее суровой. К 9 января 1916 года последний живой солдат Антанты был эвакуирован. В турецкой земле остались лежать 53 000 солдат союзников, и ещё столько же солдат османской армии.


На стороне Антанты в битве за Галлиполи сражались армии двух европейских империй, включая подданных короны из колоний. На стороне британской армии отдельным полком сражались контингенты добровольцев из Австралии и Новой Зеландии, известные под общим названием ANZAC (Australian and New Zealand Army Corps ). Сражение Галлиполи, унесшее десятки тысяч жизней молодых ребят, считается в Австралии датой рождения национальной идентичности.


Молодые европейцы и австралийцы, вступившие на путь войны из собственных убеждений, верили, что Первая мировая война, поглотившая все основные мировые страны, была битвой за честь государства. Уверенные в позитивном исходе войны, австралийские и новозеландские подростки записывались в ряды британской армии, нередко искажая для этого свой возраст.


Одно из береговых кладбищ.
В Дарданелльской операции погибло 8709 австралийских и 2721 новозеландский солдат. 25-ое апреля (день начала Дарданелльской операции) является днём государственного траура в Австралии. Память о сражении девяностовосьмилетней давности живёт в памяти австралийцев. Многие австралийцы настолько патриотичны, что приезжают в Турцию исключительно ради того, чтобы посетить место боевой славы. На церемонию 95-летия памяти сражения в Галлиполи собралось 4 тысячи гостей из Австралии. Неблизкий путь для тех, у кого ни один родственник не погиб в сражении!


С 1920-х годов полуостров Галлиполи находится под охраной государства, здесь запрещены строительство и другая экономическая деятельность. Весь полуостров - это мемориал памяти погибшим солдатам с обеих сторон. На памятной стеле, установленной рядом с пляжем, на котором высадились солдаты ANZAC, написаны слова Ататюрка, которыми он примиряет воинов, сражавшихся друг с другом, и принимает останки австралийских солдат, павших на турецкой земле, под опеку государства. Турецкая сторона следит за соблюдением мира и порядка на территории заповедника, а специальная организация стран Британского Содружества (Commonwealth War Graves Commission ) ухаживает за могилами солдат.

Мемориал Lone Pine. На стенах из белого мрамора написаны имена всех погибших австралийских и новозеландских солдат.
Мемориалы Галлиполи посвящены как австралийским, так и турецким солдатам. Многие кладбища находятся совсем близко друг к другу - совсем так, как и тогдашние окопы, некоторые из которых тоже сохранились до сих пор. Места памяти разбросаны по всему полуострову. Всего в музее под открытым небом насчитывается 31 кладбище союзников и 1 турецкий мемориал Чунук Баир.


На самой высокой точке Галлиполи, Чунук Баир, в месте, которое армия Антанты так и не смогла завоевать, установлена башня, напоминающая по форме китайскую пагоду. Рядом с ней расположено турецкой захоронение. Неподалёку установлен огромный памятник Ататюрку, а всего в сотне метров отсюда находятся могилы австралийских солдат.

Часть окопов сохранилась до сих пор. Вдалеке виднеется памятник Ататюрку, прославившемуся в этом сражении.
Месяцами вражеские окопы находились в сотне метров друг от друга. Легенды рассказывают, что в перерывах между сражениями солдаты перебрасывались между вражескими окопами табаком и шоколадом, турецкие солдаты пели, а австралийские - аплодировали. Насколько ладно дружили солдаты в мирное время, судить трудно, но как только начиналась война, пощады не было. С обеих сторон пострадало полмиллиона солдат. Далеко не все погибшие были идентифицированы, лишь некоторые из них удостоились таблички на одном из кладбищ с именем и годами жизни.

На обоих берегах пролива Дарданеллы находятся мемориалы в форме гигантских турецких флагов, символизирующих победу в сражении за пролив Дарданеллы и защиту национальной чести.
Для Антанты и главного планировщика операции Уинстона Черчилля сражение на полуострове Галлиполи стало политическим фиаско, для Османской империи, жить которой оставалось считанные месяцы, эта битва стали последним триумфом. В защите чести султана прославился Мустафа Кемаль, будущий лидер новой Турции, отец всех турок Ататюрк. Он показал себя толковым военачальником и внимательным к солдатам командиром, чем завоевал расположение армии. В 1919 году он возглавил войну за независимость Турции от британско-французской оккупации, а в 1922 году пришёл к власти и запустил длинный ряд реформ. Реформы Ататюрка модернизировали Турцию, приблизив её к Европе, дали толчок промышленному и научному развитию, при этом сохранив турецкую идентичность. Портрет Ататюрка висит на стене в каждой гостинице, офисе, кассе и будке охранника. Беспрекословное уважение к Отцу Нации в Турции граничит с культом личности. О плохих чертах Ататюрка говорить не принято, помнят только хорошее. История может сказать о нём как о примере удачного диктатора, способного в нужное время спасти страну и вывести её из кризиса.

Политическая карьера Ататюрка началась именно здесь, на полуострове Галлиполи, в сражении, исход которого казался стратегам Антанты заранее предопределённым. То, что стало поражением и глубокой психологической травмой для Черчилля, трагедией - для десятков тысяч семей, потерявших сыновей в этом неблагоприятном песчаном ландшафте, для Ататюрка стало пусковой площадкой для яркой политической карьеры, ареной для защиты чести страны и в каком-то смысле изменения хода истории.

Больше репортажей о

И Галлипольским полуостровом, находящимся в европейской части Турции. Пролив Дарданеллы, ширина которого составляет от 1,3 км до 6 км, а длина - 65 км, имеет важное стратегическое значение, так как является частью водного пути, соединяющего Средиземное море с Черным.

Море Геллы

Устаревшее название пролива - Геллеспонт, что с греческого переводится как «море Геллы». Это название связано с древним мифом о близнецах, брате и сестре, Фриксе и Гелле. Рожденные орхоменским царем Афамантом и Нефелой, дети вскоре остались без матери - их воспитывала злая мачеха Ино. Она захотела погубить брата и сестру, но близнецы спаслись бегством на летающем баране с золотой шерстью. Во время полета Гелла соскользнула в воду и погибла. Место падения девочки - между Херсонесом и Сигеем - с тех пор прозвали «морем Геллы». Пролив Дарданеллы получил свое современное наименование по названию когда-то стоящего на его берегу древнего города - Дардания.

Босфор

Это еще один черноморский пролив. Босфор соединяет Черное море с Мраморным. Пролив имеет длину примерно 30 километров, его ширина колеблется в пределах от 700 м до 3700 м. Глубина фарватера - от 36 до 124 м. По обе стороны пролива расположен Стамбул (исторический Константинополь). Берега Босфора соединяются двумя мостами: Босфорским (длина - 1074 метра) и Мостом Султана Мехмеда Фатиха (длина - 1090 метров). В 2013 году, чтобы объединить азиатскую и европейскую часть Стамбула, был построен железнодорожный подводный тоннель Мармарай.

Географическое положение

Пролив Дарданеллы и Босфор находятся на расстоянии 190 километров друг от друга. Между ними располагается площадь которого 11,5 тыс.км2. Морскому судну, идущему из Черного в Средиземное море, нужно сначала войти в довольно узкий Босфор, миновать Стамбул, доплыть до Мраморного моря, после которого его ждет встреча с Дарданеллами. Этот пролив заканчивается которое, в свою очередь, является частью Средиземного. По своей протяженности этот путь не превышает 170

Стратегическое значение

Босфор и Дарданеллы являются звеньями цепи, соединяющей закрытое море (Черное) с открытым (Средиземным). Эти проливы не раз становились предметом спора ведущих мировых держав. Для России в 19 веке путь к Средиземному морю обеспечивал доступ к центру мировой торговли и цивилизации. В современном мире он также имеет важное значение, является «ключом» к Черному морю. Международная конвенция предполагает, что проход торговых и военных судов через черноморские проливы должен быть бесплатным и свободным. Однако Турция, которая является основным регулятором движения через пролив Босфор, старается использовать эту ситуацию в своих интересах. Когда в 2004 году сильно увеличился объем нефтеэкспорта из России, Турция санкционировала ограничение движения судов в Босфоре. В проливе появились пробки, а нефтяники стали нести всевозможные убытки за срыв сроков поставок и простой танкеров. Россия официально обвинила Турцию в намеренном осложнении движения на Босфоре с целью перенаправления экспортного грузопотока нефти в порт Джейхан, чьи услуги являются платными. Это не единственная попытка Турции извлечь выгоду из своего геофизического положения. Страна разработала проект строительства Босфорского канала. Идея хороша, однако Турецкая Республика пока не нашла инвесторов для воплощения в жизнь этого проекта.

Боевые действия в регионе

В античности пролив Дарданеллы принадлежал грекам, и главным городом в регионе был Абидос. В 1352 году азиатский берег пролива перешел к туркам и главенствующим городом стал Чанаккале.

По договору, заключенному в 1841 году, только корабли могли проходить Дарданеллы. Первая Балканская война положила конец такому положению вещей. Греческий флот разбил турецкий при входе в проливы дважды: в 1912 году, 16 декабря, во время сражения у Элли, и в 1913 году, 18 января, в битве при Лемносе. После этого турецкий флот не решался более выйти из пролива.

В дни Первой мировой войны за Дарданеллы велись кровопролитные бои между Атлантой и Турцией. В 1915 году сэр решил разом выбить Турцию из войны, прорвавшись к столице страны через пролив Дарданеллы. Первый Лорд Адмиралтейства был лишен военного таланта, поэтому операция потерпела крах. Кампания была плохо спланирована и бездарно осуществлена. За один день англо-французский флот лишился трех броненосцев, остальные корабли получили серьезные повреждения и чудом уцелели. Высадка бойцов на Галлипольский полуостров обернулась еще большей трагедией. 150 тысяч человек погибли в позиционной мясорубке, не принесшей никаких результатов. После того как турецкий миноносец и немецкая подлодка потопили еще три английских броненосца, а второй десант в бухте Сувла был бесславно разбит, военную операцию решено было свернуть. Об обстоятельствах величайшей катастрофы в британской военной истории написана книга под названием «Дарданеллы 1915. Самое кровавое поражение Черчилля».

Вопрос о проливах

Пока Византийская, а затем Османская империя господствовали в районе проливов, вопрос об их функционировании решался внутри самих государств. Однако на рубеже 17-18 веков обстановка изменилась - Россия вышла на побережье Черного и Азовского морей. Проблема контроля над Босфором и Дарданеллами встала на международной повестке дня.

В 1841 году на конференции в городе Лондоне было заключено соглашение о том, что проливы будут закрыты для прохода военных кораблей в мирное время. С 1936 года, согласно современному международному праву, зона Проливов считается «открытым морем» и вопросы о ней регулируются Конвенцией Монтре о статусе проливов. Таким образом, контроль за проливами осуществляется при сохранении суверенитета Турции.

Положения Конвенции Монтре

Конвенция гласит, что торговые суда любых государств имеют свободный доступ прохода через Босфор и Дарданеллы как в военное, так и в мирное время. Черноморские державы могут проводить через проливы военные суда любого класса. Нечерноморские государства могут пропускать через Дарданеллы и Босфор только надводные мелкие корабли.

Если Турция будет вовлечена в военные действия, то страна может по своему усмотрению пропускать боевые корабли любой державы. Во время войны, к которой Турецкая Республика не имеет отношения, Дарданеллы и Босфор должны быть закрыты для военных судов.

Последним конфликтом, в котором были задействованы механизмы, предусмотренные Конвенцией, был Югоосетинский кризис в августе 2008 года. В это время через проливы были пропущены военные корабли ВМС США, которые проследовали в направлении грузинских портов Поти и Батуми.

Заключение

Пролив Дарданеллы на карте Евразии занимает совсем немного места. Однако стратегическое значение этого транспортного коридора на континенте трудно переоценить. С экономической точки зрения для России важен, прежде всего, экспорт нефтепродуктов. Транспортировка «черного золота» по воде значительно дешевле, чем по нефтепроводу. Каждый день через Дарданеллы и Босфор проходит 136 судов, 27 из них - танкеры. Плотность движения через черноморские проливы в четыре раза превышает интенсивность Панамского канала, в три раза - Суэцкого. Из-за низкой проходимости проливов Российская Федерация ежедневно несет убытки в размере примерно 12,3 млн. долл. Однако достойная альтернатива пока не найдена.

Дардане́ллы (устаревшее, древнегреческое название - Геллеспо́нт) - пролив между европейским полуостровом Галлиполи (Турция) и северо-западом Малой Азии. Координаты Дарданелл - 40°15" северной широты и 26°31" восточной долготы. Пролив соединяет Эгейское море с Мраморным морем, а в паре с Босфором - с Чёрным морем. В древности Дарданеллы назывались Геллеспонт. Длина пролива состаляет 65 километров, ширина - от 1,3 до 6 километров. Средняя глубина составляет 50 метров. В античности главным городом на проливе был Абидос. После перехода азиатского берега к туркам (в 1352 г.) его место занял портовый город Чанаккале. По договору 1841 года только турецким военным кораблям разрешалось проходить Дарданеллы. Во время Первой мировой войны за стратегически важные Дарданеллы шли тяжёлые бои между Турцией и Антантой. Босфо́р (тур. İstanbul Boğazı «Стамбульский пролив», греч. Βόσπορος «Коровий брод»), Боспор Фракийский - пролив между Европой и Малой Азией, соединяющий Чёрное море с Мраморным, а в паре с Дарданеллами со Средиземным. Босфор является частью внутриевразийской границы. На обеих сторонах пролива расположен исторический город Константинополь, ныне Стамбул. Длина пролива около 30 км, максимальная ширина 3 700 м на севере, минимальная ширина пролива 700 метров. Глубина фарватера от 36 до 124 м. По легенде, пролив получил своё название благодаря дочери древнейшего аргивского царя - прекрасная возлюбленная Зевса по имени Ио была превращена им в белую корову, чтобы избежать гнева его жены Геры. Несчастная Ио избрала водный путь к спасению, нырнув в синеву пролива, который с тех пор и называется «коровьим бродом» или Босфором. Берега пролива соединяют два моста: Босфорский мост длиной 1074 метров (завершен в 1973) и Мост Султана Мехмеда Фатиха длиной 1090 метров (построен в 1988) в 5 км к северу от первого моста. Планируется строительство третьего автодорожного моста но место строительства правительство Турции держит в секрете, чтобы избежать роста цен на землю. В настоящее время идет строительство железнодорожного тоннеля «Marmaray» (срок окончания - 2012 год), который объединит скоростные транспортные системы Стамбула, находящиеся в европейской и азиатской частях города. Предполагается (теория черноморского потопа), что Босфор образовался лишь 7500-5000 лет назад. Прежде, уровень Чёрного и Средиземного морей был существенно ниже и они не были связаны. В конце последнего ледникового периода в результате таяния крупных масс льда и снега уровень воды в обоих водоёмах резко повысился. Мощный поток воды всего за считанные дни пробил себе дорогу из одного моря в другое, об этом свидетельствуют рельеф дна и другие признаки. Древние греки Босфором также называли Керченский пролив - Боспор Киммерийский.

После того, как Турция сбила российский бомбардировщик в Сирии, отношения между двумя странами резко накалились. В этой ситуации ключевое значение приобретает вопрос контроля над Черноморскими проливами (которые последовательно соединяют Черное море с Мраморным, а Мраморное - с Эгейским, обеспечивая выход в Средиземноморье).

Аналитик об инциденте с Су-24: Эрдоган совершил роковую ошибку Турция решилась на агрессивные действия из страха окончательно потерять влияние в регионе, где ее и так окружают в основном противники, но явно не рассчитала последствия, отмечает Абдель Мотталеб эль-Хуссейни.

Проливы Босфор и Дарданеллы являются важнейшей мировой военно-экономической артерией, они играют важную логистическую роль в материально-техническом снабжении операции ВКС России в Сирии.

Как заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, "правила морского судоходства через Черноморские проливы регулируются международным правом - конвенцией Монтре - и здесь мы, конечно, рассчитываем на незыблемость норм свободы судоходства через Черноморские проливы".

Выясним, каким образом Конвенция Монтре регулирует права России, Турции и других держав в отношении проливов. А для начала кратко расскажем о роли проливов в историческом контексте.

Геополитический центр Европы

Вопрос Черноморских проливов во все времена являлся важнейшим направлением российской внешней политики, в котором России традиционно противостояли западные державы и Турция. Начиная с XIX века постоянно предпринимались попытки урегулировать порядок пользования проливами мировыми державами, с переменным успехом для каждой из сторон.

Основным бенефициаром от подобной ситуации оставалась Великобритания, которая, не являясь черноморской державой, тем не менее выстраивала свои геополитические интересы в регионе - во многом за счет Турции и остальных черноморских держав. Что касается России, то она последовательно защищала не только свои интересы, но и суверенитет Турции (в частности, на Лозаннской конференции 1922 года, когда само существование турецкого государства было под вопросом).

В 1936 году статус проливов был наконец урегулирован Конвенцией Монтре, которая восстановила суверенитет Турции над Черноморскими проливами, а также гарантировала особые права черноморских государств в части использования проливов. Таким образом была отвергнута британская идея уравнять права черноморских и нечерноморских держав на проход их военных кораблей через проливы, получив под таким предлогом значительное военное преимущество.

Рассмотрим основные положения Конвенции Монтре, касающиеся регулирования прохода через проливы торговых и военных судов черноморских и иных держав в мирное и военное время.

Статья 2 Конвенции признает право свободного прохода торговых судов всех стран через проливы как в мирное, так и в военное время. При этом статья 6 Конвенции содержит условие, что, если Турция сочтет себя находящейся под угрозой непосредственной военной опасности, право свободного прохода также сохраняется — но с условием, что суда должны входить в проливы днем, а проход должен будет совершаться по пути, указываемому турецкими властями.

Военные корабли и право Турции на закрытие проливов

Юрист: у Турции нет права закрыть Босфор и Дарданеллы Турция может закрыть проход по заливам только для судов, идущих под флагами той страны, с которой Анкара официально находится в состоянии войны, прокомментировал ситуацию руководитель Центра морского права.

Что касается режима прохода военных кораблей, то он различен в отношении черноморских и нечерноморских государств.

Черноморские державы вправе проводить через проливы в мирное время (при условии предварительного уведомления властей Турции) любые свои военные корабли.

Для военных кораблей нечерноморских держав Конвенция устанавливает ограничения по классу, разрешая проход через проливы мелким надводным кораблям, небольшим боевым и вспомогательным судам. Общий максимальный тоннаж всех судов иностранных морских отрядов, которые могут находиться в состоянии транзита через проливы, не должен превышать 15 000 тонн. Общий тоннаж военных судов нечерноморских государств в Черном море не может превышать 30 000 тонн (с возможностью повышения этого максимума до 45 000 тонн в случае увеличения численности ВМФ черноморских стран) со сроком пребывания не больше 21 суток.

Ключевыми положениями Конвенции являются права Турции на закрытие проливов в военное время.

Во время войны, в которой Турция не участвует, проливы закрыты для прохода военных судов любой воюющей державы. В случае если Турция участвует в войне, а также если она посчитает себя "находящейся под угрозой непосредственной военной опасности", ей предоставлено право разрешать или запрещать проход через проливы любых военных судов.

Таким образом, Турция имеет право закрыть проливы только в случае официального объявления ей войны (со всеми вытекающими последствиями), либо в случае прямой военной угрозы.

Адмирал: Турция не сможет закрыть Черноморские проливы для кораблей РФ По конвенции Монтре 1936 года, Турция имеет право закрывать проливы Босфор и Дарданеллы для прохода зарубежных военных кораблей только в случае объявленной войны.

Понятие "непосредственной военной опасности" Конвенцией не раскрывается и связано с конкретной ситуацией.

Например, согласно Военной доктрине РФ, военная опасность — состояние межгосударственных или внутригосударственных отношений, характеризуемое совокупностью факторов, способных при определенных условиях привести к возникновению военной угрозы. Таким образом, очевидно, что ключевое понятие - это непосредственность военной угрозы: она должна быть явно выражена и не может носить гипотетический характер.

Следует также отметить, что необоснованное закрытие проливов, согласно статье 21 Конвенции, может быть отменено Советом Лиги Наций (в настоящее время его функции переданы ООН), если он большинством в две трети голосов решит, что меры, принятые таким образом Турцией, необоснованны, и если большинство стран, подписавших Конвенцию, с этим согласятся.

Как Турция "поправила" Конвенцию национальным законодательством

Однако следует также учитывать разницу между нормой и практикой ее применения турецкими властями. А в отношении Черноморских проливов она весьма неоднозначна.

В национальном праве самой Турции существует множество норм, осложняющих использование норм Конвенции. Например, в 1982 году Турция решила в одностороннем порядке распространить внутренний регламент порта Стамбул на проливы, что дало бы право закрывать их в мирное время. От этой идеи она была вынуждена отказаться только под прямым давлением СССР и других государств.

В 1994 году Турция ввела в действие Регламент судоходства в проливах - также в одностороннем порядке. Данный документ содержит множество лазеек, позволяющих Турции нарушать права других держав на судоходство, обосновывая это проводимыми в проливах работами, полицейскими операциями и прочими сомнительными обстоятельствами. Неоднократно указывалось, что данные положения явно не соответствуют Конвенции Монтре, что было полностью проигнорировано турецкими властями.

Таким образом, строго юридически Турция не имеет право перекрыть России доступ в проливы, однако на практике вполне может создать множество проблем в реализации данного права.

Игнорируют нормы Конвенции и США, систематически нарушающие сроки пребывания своих кораблей в Черном море. Так, 5 февраля 2014 года в связи с событиями в Крыму в Черное море вошел фрегат ВМС США "Тейлор", на 11 суток превысив допустимый срок нахождения в акватории.

Конвенция Монтре и жертва, ставшая хищником

Очевидно, что в настоящее время эффективность ряда норм Конвенции вызывает вопросы.

Подводные камни Конвенции Монтре видел Советский Союз, который после окончания Великой Отечественной войны стремился гарантировать свою безопасность в Черном море - учитывая враждебную позицию Турции, готовившей "удар в спину", пока СССР сражался с нацистской Германией.28 сентября 2015, 16:06

Политолог: участие в кипрском урегулировании важно для России Россия выступает за достижение всеобъемлющего, справедливого и жизнеспособного урегулирования кипрского вопроса, заявили в МИД РФ. По мнению политолога Игоря Шатрова, именно Россия может сыграть решающую роль в урегулировании кипрского конфликта.

В протоколе Берлинской конференции трех союзных держав было сказано: "Конвенция о Проливах, заключенная в Монтре, должна быть пересмотрена как не отвечающая условиям настоящего времени…данный вопрос будет темой непосредственных переговоров между каждым из трех Правительств и Турецким Правительством".

В последующем СССР продолжал отстаивать жесткую позицию по проливам, выдвинув требования к Турции об исключительном контроле проливов черноморскими державами. Претензии к Турции были сняты только после смерти Сталина, который не успел реализовать свои черноморские планы.

Западные историки любят говорить, что якобы именно "враждебные" действия СССР повлекли вступление Турции (ставшей "жертвой давления") в НАТО.

Однако, как мы видим из дальнейшего развития событий, "жертва" за короткое время превратилась в хищника, почувствовавшего вкус крови.

Была осуществлена беспрецедентная агрессия в отношении Греции и Кипра, лишившегося значительной части своей территории - за что Турция не понесла никакого наказания и даже отказалась выполнять решение ЕСПЧ о компенсациях изгнанным жителям Кипра. Турция стала забывать о многих ранее принятых на себя международных обязательствах, претендуя на восстановление "имперского" статуса, игнорируя интересы других стран и допуская военную агрессию.

История наглядно показывает, что подобные притязания заканчиваются плачевно. Это следует помнить и в связи с законным правом России пользоваться проливами, оплаченным кровью наших солдат. России есть чем поддержать выполнение Конвенции Монтре, защитив тем самым свои важнейшие геополитические интересы.