Стильный верх

Рынок как экономическая система институтов. Экономические институты: сущность, формальные и неформальные институты Типы экономических институтов формальные и неформальные

  • Вопрос 8. Содержание мотивации как общей функции менеджмента. Основные методы мотивации труда.
  • Мотивация персонала с позиции процессуальных теорий
  • Вопрос 9. Содержание контроля как общей функции менеджмента. Виды и задачи контроля.
  • Вопрос 10. Сущность и классификация мотивационных теорий.
  • Вопрос 11.Понятие и характеристика основных типов организационных структур управления.
  • Вопрос 12. Принципы менеджмента. Эволюция научных представлений о принципах менеджмента.
  • Вопрос 13. Понятие и содержание методов менеджмента.
  • Вопрос 14. Понятие и классификация управленческих решений.
  • Вопрос 15. Требования, предъявляемые к управленческим решениям.
  • Вопрос 16. Процесс выработки, принятия и реализация управленческих решений.
  • Вопрос 17. Понятие коммуникации в управлении. Содержание коммуникационного процесса.
  • Вопрос 18. Понятие и характеристики организационной культуры. Факторы, определяющие культуры организации.
  • Вопрос 19. Управление процессом адаптации человека и организации.
  • Вопрос 20. Природа и типы конфликтов в организации. Фазы развития конфликта.
  • Этапы развития конфликта - процесс конфликтного взаимодействия, характеризующийся разной степенью выраженности противоречий в целях, ценностях и методах достижения целей.
  • 21. Причины конфликтов в организации и методы их разрешения.
  • 23. Понятие и характеристика основных стилей управления.
  • 24. Управленческая решетка р.Блейка и Дж. Мутона (грид). Характеристика основных и дополнительных (типов) стилей управления.
  • 25. Содержание понятия лидерства в управлении организацией. Традиционные теории лидерства.
  • 26.Структура стратегического менеджмента в системе управления организации.
  • 27 Эталонные (базисные) стратегии развития организации.
  • 28. Стратегические единицы бизнеса. Основные подходы к формированию товарного портфеля предприятия.
  • 29. Деловая среда организации. Стратегические группы конкурентов и партнеров по бизнесу
  • 30. Факторы и показатели конкурентоспособности организации, оценка ее конкурентных позиций.
  • 31.Этапы и основные направления современной экономической теории.
  • 33. Собственность и формы хозяйствования. Методы изменения форм собственности.
  • 34. Деньги. Эволюция форм денег. Закон денежного обращения.
  • 35 Рынок: содержание, функции, структура и инфраструктура.
  • 36. Экономический механизм спроса и предложения. Эластичность и ее виды.
  • 37. Конкуренция: понятие, формы, виды, роль в рыночной экономике. Антимонопольное законодательство.
  • 38. Поведение фирмы в условиях несовершенной конкуренции.
  • 39. Рынок факторов производства и распределение факторных доходов.
  • 40. Издержки и прибыль фирмы. Классификация, методы расчета.
  • 42 Ценообразование на рынке факторов производства. Уровень цен. Индексы цен.
  • 43. Место и назначение потребителя в рыночной экономике
  • 1.Табличным
  • 2.Графическим
  • 3. Аналитическим
  • 44 Макроэкономика, её важнейшие показатели. Система национальных счетов (снс).
  • 45 Модели, факторы и показатели экономического роста.
  • 46 Макроэкономическая нестабильность. Циклические колебания экономики. Длинные волны в экономике.
  • 47 Рынок труда: занятость и безработица.
  • 48 Доходы населения и социальная политика государства в условиях экономической нестабильности.
  • Вопрос №49 Инфляция - многофакторный процесс. Антиинфляционные меры.
  • Вопрос №50 Денежно-кредитная политика. Новые тенденции и проблемы в банковской системе России.
  • 51. Рынок ценных бумаг и его регулирование. Фондовый рынок.
  • Финансовая система и ее структура. Типы фискальной политики.
  • Госбюджет, бюджетный дефицит и государственный долг. Пути преодоление бюджетного дефицита и госдолга.
  • Внешняя торговля. Платежный баланс. Уровень участия России в мировой торговле в современных условиях.
  • 05.08.2010 21:16:41 Рф ужесточит позицию по мясным квотам на переговорах с вто – Медведков («риа Новости», 04.08.2010).
  • 23.07.2010 21:00:41. Вто: Россия лидирует в торговле сырьевыми товарами («Голос России», 23.07.2010).
  • Валютный рынок. Международные валютные системы. Валютная интервенция.
  • Всемирная торговая организация (вто): позиции, последствия, условия и региональные аспекты присоединения.
  • 57. Международное движение капитала и последствия утечки капитала из России.
  • 58. Смешанная экономика и ее модели. Приоритеты социально-экономической политики России в современный период.
  • 59. Понятие предпринимательства и основные черты предпринимательской деятельности. Виды предпринимательской деятельности.
  • 60. Ввп и способы его измерения.
  • 61. Организация как субъект и объект управления. Основные параметры высокоэффективной организации.
  • 62. Личность в организационном поведении. Научение принципы и виды.
  • 63. Сущность и значимость восприятия. Атрибуция, ошибки при восприятии. Управление впечатлением.
  • 64. Природа установки. Виды, функции, изменение установки, ее значение в управленческой деятельности.
  • 65. Сравнительный анализ различных теорий мотивации.
  • 66. Факторы группового поведения. Исследования Шехтера. Сплоченность и эффективность группы.
  • 67 Конфликты, типология, причины возникновения. Управление конфликтами.
  • 68 Понятие лидерства, подходы, стили. Ситуационное лидерство.
  • 69. Стресс и стрессоры, причины стресса. Организационные и личностные способы управления стрессом.
  • 1. Окружение
  • 2. Поведение
  • 3. Способности
  • 4.Убеждения и ценности
  • 5. Идентичность
  • Вопрос 70. Деловые переговоры, виды, принципы, этапы переговорного процесса. Тактика ведения переговоров.
  • Вопрос 71. Набор, отбор и наем персонала
  • Вопрос 72. Кадровая политика организации.
  • Вопрос 73. Система управления персоналом, ее основные подсистемы.
  • Вопрос 74. Цели и функции системы управления персоналом.
  • Вопрос 75. Аттестация персонала, основные этапы. Анализ результатов аттестации.
  • Вопрос 76. Карьера: понятия и этапы, виды деловой карьеры. Планирование деловой карьеры.
  • Вопрос 77. Адаптация персонала, ее направления. Технология управления адаптацией.
  • Вопрос 78. Обучение персонала: подготовка кадров, повышение квалификации и переподготовка кадров.
  • Вопрос 79. Современные факторы мотивации персонала организации. Система стимулирования, основные формы, функции
  • 80. Оценка деятельности кадровой службы.
  • 81. Миссия и видение организации. Построение дерева целей организации. Основные требования, предъявляемые к целям.
  • 82. Базовые конкурентные стратегии компании и основные предпосылки их использования. Матрица конкуренции м.Портера.
  • 83. Цепочка стоимости компании и система стоимости. Основные направления использования в процессе стратегического планирования.
  • 84. Основные направления и инструменты анализа внешней среды организации.
  • 85. Анализ движущих сил конкуренции и ключевые факторы успеха в отрасли.
  • 1. Кфу, основанные на научно-техническом превосходстве:
  • 2. Кфу, связанные с организацией производства:
  • 3. Кфу, основанные на маркетинге:
  • 4. Кфу, основанные на обладании знаниями и опытом:
  • 5. Кфу, связанные с организацией и управлением:
  • 6. Возможно выделение и других кфу, например:
  • 86. Концепции жизненного цикла отрасли и жизненного цикла товара.
  • 87. Основные направления и инструменты анализа внутренней среды организации.
  • 88.Понятие ключевых компетенций организации. Методика проведения swot-анализа.
  • 89. Основные инструменты портфельного анализа деятельности компании.
  • 90. Конкурентоспособность товара: сущность понятия и методика расчета
  • 91 . Финансовый менеджмент как система управления.
  • 92. Система показателей учета и отчетности, используемая в финансовом менеджменте
  • Понятие экономический институт встречается уже в первых работах по классической политической экономии.

    Так, Томас Гоббс в своем знаменитом труде «Левиафан» (1651) трактует формирование базовых институтов как результат заключения социального контракта между людьми, которые жили в обществе без государства и наносили в погоне за выгодой ущерб друг другу.

    В отличие от Гоббса, который подчеркивает намеренный характер формирования институтов, Дэвид Юм в «Трактате о человеческой природе (1748) пишет, что такие институты, как правосудие и собственность, возникли спонтанно в виде побочного продукта социальных взаимодействий. По его мнению, важным фактором формирования института является повторение тех или иных взаимодействий, которое и закрепляет устойчивые правила, а возникающие подобным образом институты приносят пользу всему обществу.

    Той же позиции придерживается и Адам Смит. Он считает, что рынки способствуют формированию выгодных для общества в целом институтов, а негодные институты вытесняются с рынка конкуренцией.

    Таким образом, для классического подхода к экономическим институтам характерна одна общая черта - его сторонники говорят о социальной эффективности любых институтов, вне зависимости от способа их формирования. Но все они анализируют лишь отдельные фрагменты институтов, благодаря чему под это понятие у них подпадают разные вещи. Т. е. о каком-то относительно едином классическом подходе к данному феномену говорить сложно.

    Объекты экономических институтов – различные экономические сферы (например, собственность).

    Субъекты экономических институтов – люди в системе экономических отношений.

    Природа правил, составляющих существо институтов, позволяет разделить их на формальные и неформальные. Формальным институтам соответствуют формальные правила, санкции, за нарушение которых носят организованный характер. Напротив, неформальным институтам соответствуют правила неформальные, и наказание за отклонение от них реализуется спонтанным образом.

    Преимущества и недостатки неформальных институтов

    К преимуществам неформальных институтов можно отнести, во-первых, возможность адаптации к меняющимся внешним условиям, предпочтениям внутри сообщества и иным экзогенным или эндогенным изменениям. Во-вторых, возможность применения разных санкций в каждом конкретном случае (ведь кому-то достаточно строгого предупреждения, а кого-то приходится исключать из группы).

    Недостатки неформальных институтов являются продолжением их достоинств. Неформальные институты часто характеризуются неоднозначностью трактовки правил, снижением эффективности санкций, возникновением дискриминационных правил.

    Проблема с интерпретациями правил возникает тогда, когда взаимодействуют люди разной культуры, разного опыта, а также тогда, когда информация распространяется с искажениями. Эффективность санкций низка тогда, когда люди не боятся подвергнуться остракизму, оценивая вероятность наказания как незначительную в сравнении с выгодами от девиантного поведения, когда они знают, что осуществление наказания связано с издержками. Кроме того, при функционировании неформальных институтов могут возникать дискриминационные правила в отношении тех или иных групп (например, против рыжих, цыган или низкорослых).

    Преимущества формальных институтов :

    Во-первых, формализация правил позволяет расширить их нормативную функцию. Кодификация правил, их официальная фиксация и запись в виде предписания или закона дает возможность индивидам экономить на информационных издержках, делает понятнее санкции за нарушение этих правил, устраняет содержащиеся в них противоречия.

    Во-вторых, формальные правила представляют собой механизмы решения проблемы безбилетника. Если отношения не являются постоянно повторяющимися, то их участников невозможно принудить неформально к исполнению правила, поскольку механизмы репутации не работают. Чтобы такие отношения были эффективны, требуется вмешательство третьей стороны. Например, будучи членом общества, человек извлекает из такого своего положения определенные выгоды, но он может отказываться нести издержки, связанные с этим положением. Чем многочисленнее общество, тем выше стимулы к проявлению стратегии безбилетника, что делает данную проблему особенно острой для больших групп с безличными отношениями и обуславливает необходимость внешнего вмешательства.

    В-третьих, формальные правила могут противодействовать дискриминации. Институты, спонтанно возникающие внутри группы, часто устроены так, что инсайдеры имеют преимущества перед аутсайдерами. Скажем, главное условие эффективности коммерческих сетей - малое количество участников и эксклюзивность участия за счет высоких барьеров входа. Как показывает опыт, неформальные институты сетевой торговли и финансов способствуют экономическому развитию лишь до определенного уровня, а далее только формальные институты могут обеспечить отдачу от масштаба, ибо только они способны создать атмосферу доверия и дать возможность новичкам свободно входить на рынок. И подобное вмешательство, извне, противодействующее дискриминации и создающее условия для экономического роста, требуется достаточно часто.

    Рис. 1. Функции институтов

    "
  • Социальные институты так же, как и социальные отношения, которые они воспроизводят и регулируют, могут быть формальными и неформальными.

      Формальные институты - это институты, в которых объём функций, средства и методы функционирования регулируются предписаниями законов или иных нормативных правовых актов, формально утвержденных распоряжений, установлений, правил, уставов и т. д. К формальным социальным институтам относится государство, суд, армия, семья, школа и т. п. Свои управленческие и контрольные функции они осуществляют на основе строго установленных формальных регламентов, негативных и позитивных санкций. Формальные институты играют важную роль в стабилизации и консолидации современного общества. «Если социальные институты - могучие канаты системы социальных связей, то формальные социальные институты - это достаточно прочный и гибкий металлический каркас, определяющий прочность общества»

      Неформальные институты - это институты, в которых функции, средства и методы деятельности не установлены формальными правилами (то есть четко не определены и не закреплены в специальных законодательных и других нормативных актах). Несмотря на это, неформальные институты так же, как и формальные, выполняют управленческие и контрольные функции в самом широком социальном спектре, так как являются результатом коллективного творчества, самодеятельности и волеизъявления граждан (объединения по интересам, различные досуговые и др.). Социальный контроль в таких институтах осуществляется на основе неформальных санкций, То есть с помощью норм, зафиксированных в общественном мнении, традициях, обычаях. Подобные санкции (общественное мнение, обычаи, традиции) часто бывают более эффективным средством контроля за поведением людей, чем нормы права или другие формальные санкции. Порой люди предпочитают наказание со стороны представителей власти или официального руководства, чем негласное осуждение друзей, коллег по работе, родных и близких.

    Роль в развитии общества

    По мнению американских исследователей Дарона Аджемоглу и Джеймса А. Робинсона (англ.)русск. именно характер общественных институтов, существующих в той или иной стране, определяет успех или провал развития данной страны .

    Рассмотрев примеры множества стран мира, ученые пришли к выводу, что определяющим и необходимым условием развития любой страны является наличие общественных институтов, которые они назвали общедоступными (англ. Inclusive institutions ). Примерами таких стран являются все развитые демократические страны мира. И наоборот, страны, где общественные институты носят закрытый характер, обречены на отставание и упадок. Общественные институты в таких странах, по мнению исследователей, служат лишь обогащению элит, контролирующих доступ к этим институтам, - это т. н. «привилегированные институты» (англ. extractive institutions ). По мнению авторов, экономическое развитие общества невозможно без опережающего политического развития, то есть без становления общедоступных политических институтов . .

    Взаимосвязь формальных и неформальных социальных институтов

    Вся человеческая жизнедеятельность институциализирована. Институциализация может носить формальный или неформальный характер. Следовательно, выделяют формальные и неформальные институты.

    В любом обществе все социальные институты объединены между собой и взаимосвязаны, представляют сложную интегрированную систему. Такая интеграция основывается на том, что любому человеку для удовлетворения своих потребностей необходимо участвовать в различных типах социальных институтов, как формальных, так и неформальных.

    Замечание 1

    Система взаимосвязанных институтов регулирует поведение своих членов, обеспечивает им удовлетворение различных потребностей, обеспечивает развитие группы как единого целого. Эта система в социальной совокупности имеет сложную структуру, а развитие потребностей ведет к формированию новых институтов. Внутренняя согласованность в деятельности формальных и неформальных институтов является необходимым условием функционирования всего общества.

    Формальные социальные институты

    Определение 1

    Формальный институт – это социальный институт, в котором объем средств и методов действия, функций регулируются правовыми актами, предписаниями законов, формально утвержденных установлений, распоряжений, регламентов, правил, уставов, должностных инструкций и т.д.

    К формальным институтам относятся:

    • государство,
    • армия,
    • семья,
    • учреждения образования,
    • банки,
    • система производства и т.д.

    Формальные институты реализуют свои управленческие и контрольные функции на основе строго установленных формальных санкций (как позитивных, так и негативных, связанных с поощрением или наказанием).

    Формальные институты играют важную роль в упрочении общества, так как являются одновременно и мощными канатами системы социальных связей, и гибким, прочным каркасом, определяющим прочность общества.

    Неформальные социальные институты

    Определение 2

    Неформальный институт – это социальный институт, в котором отсутствуют установленные формальными правилами средства и методы деятельности, они не определены и не закреплены в нормативных документах и законодательных актах. Гарантия устойчивости организации отсутствует.

    Неформальные институты, в широком социальном смысле, осуществляют управленческие и контрольные функции, так как выступают результатом волеизъявления и социального творчества граждан:

    • политические движения,
    • объединения по интересам,
    • любительские творческие объединения самодеятельности,
    • фонды культурного и социального назначения и т.д.

    В неформальных институтах социальный контроль происходит на основе норм, зафиксированных в общественном мнении, обычаях и традициях, т.е. неформальных санкций. Очень часто неформальные санкции выступают более эффективными средствами контроля за поведением людей, чем формальные санкции и нормы права. Иногда понести наказание со стороны официального руководства или представителей власти для людей более предпочтительно, чем принять негласное осуждение коллеги друзей.

    Замечание 2

    Примером неформального института является институт дружбы. Дружба – устойчивое явление человеческого общества в современном мире, характеризующееся четкой, достаточно полной регламентацией. У института дружбы отсутствуют учреждения, нет профессионального закрепления прав и обязанностей, статусов партнеров. Формами социального контроля выступают позитивные (доверие, длительность знакомства, улыбка, симпатия) и негативные (ссора, обида, сплетни, прекращение дружеских связей) санкции, которые не оформлены в виде административных положений, нормативных актов и т.д.

    Неформальные институты играют значительную роль в сфере межличностного общения в малых группах.

    • Лозовая Ирина Владимировна , старший преподаватель
    • Воронежский экономико-правовой институт
    • ИЗДЕРЖКИ
    • НЕОИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ
    • ФОРМАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ
    • ИНСТИТУТ
    • НЕФОРМАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

    В данном материале исследованы проблемы становления и развития формальных и неформальных институтов.

    • Эффективные методы мотивации и стимулирования персонала
    • Инновационное предпринимательство в туризме: теоретический аспект
    • Проблемы муниципальных финансов РФ в переходе от рыночной к инновационной экономике

    Неоинституционализм в современной экономической мысли является одним из самых быстроразвивающихся и перспективных направлений . Новая институциональная экономическая теория начала свое формирование в 1960-1970-х годах. К 1980 году в неоинституционализме были определены области исследования, такие как :

    • анализ институциональной среды и ее влияние на поведение экономических агентов;
    • анализ контрактных соглашений;
    • анализ институциональной эволюции.

    Теория институциональных изменений является составляющей «новой экономической истории», зародившейся в 1950-12960-х годах. Родоначальником данного новейшего направления в экономической мысли принято считать американского экономиста Дугласа Сесил Норта . Автором теории институциональных изменений так же является Д. Норт. Цель теории институциональных изменений состоит в следующем : выявить внутренние факторы, которые будут способствовать изменению не только обособленных, единичных институтов, но и полностью всей институциональной структуре общества. Ключевым вопросом в работе над теорией институциональных изменений является роль институциональных факторов в экономическом развитии. Д. Норт дает совершенно новое, индивидуальное понятие термина «институт», анализируя эволюцию институциональной иерархи общества.

    В своих работах Д. Норт вносит в экономику инновационный взгляд на институциональную структуру общества, опираясь для оценки известных исторических событий на ключевые для «нового институционализма» понятия: «право собственности», «трансакционные издержки».

    Д. Норт считал, если представителями новой институциональной теории, проводится исследование влияния институтов и организаций на экономическую эффективность, то главным вопросом их работы оказываются проблемы формирования и эволюции институтов и выявление внутренних факторов институциональных изменений. Именно по этой причине научную деятельность Д. Норта относят к институционально-эволюционному направлению.

    Научные труды Д. Норта приобрели популярность и в России. Причиной интереса к работам Д. Норта, на наш взгляд, является вербальный характер его теории, при этом использование неоклассического инструментария и понятийного аппарата эволюционной теории.

    Центром исследований и основной единицей анализа Д. Норта является понятие «институт». Согласно теории Д. Норта институты создаются людьми. Соответственно, человек эволюционируя, изменяет и институты, значит, формирование института должно начинается с индивида. При этом ограничения, которые накладывают институты на человеческий выбор, оказывают существенное влияние на поведение индивида.

    Согласно Д. Норту, институт – это «рамки», в пределах которых индивидуумы взаимодействуют друг с другом. Данные ограничения («рамки») включают в себя:

    • процедуры по обнаружению и пресечению поведения, отклоняющегося от установленных правил;
    • формальные ограничения в виде правил и предписаний. Примером могут случить – конституция, договора, указы и т.д.;
    • неформальные кодексы поведения. Например, обычаи, привычки, ограничивающие сферу деятельности формальных правил.

    По мнению Д. Норта, именно обычаи традиции могут служить эффективным аналогом формальных институтов, тем самым обеспечивая экономию ресурсов.

    Институты формируют жизнедеятельность индивидов таким образом, что они не задумываются в большей части о своих действиях, которые являются регулярными, повторяющимися и очевидными. Именно под этим воздействием берут начало эффективные рынки, которые позволяют сократить издержки на заключение и поддержку контрактов.

    Обратимся к примеру. Возьмем за объект исследования иностранную фирму (институт), которая пытается строить бизнес в другой стране, при этом не освоим заблаговременно сложившихся в ней формальных и неформальных норм. Данная фирма будет нести высокие транзакционные издержки. И лишь в том случае, когда они их усвоят, они смогут эффективно обмениваться информацией и принимать активное участие в различных формах социального, политического и экономического обмена. Отсюда, можно сделать вывод, что именно социальные институты в своей функции имеют цель снижения транзакционных издержек.

    По мере роста разделения труда, специализации, увеличения меновых отношений появляются не только транзакционные издержки, но и издержки оппортунистического поведения. К издержкам оппортунистического поведения принято относить следующее: обман, нарушение соглашений, подлог и т.д. Данный фактор приводит к появлению еще одного участника обмена – государство, которое берет на себя функции по защите прав собственности и обеспечению соблюдения договоренностей. Данный факт, по мнению Д. Норта, сыграл важную роль в истории становления права собственности.

    Обращаясь к проблеме исторического развития, американский ученный считал, что основой понимания данного процесса являются именно институциональные изменения. По мнению Д. Норта, изменения институциональной структуры процесс сложный. При детальном рассмотрении изменений формальных и неформальных институтов можно сделать следующие выводы. Неформальные институты формируются спонтанно, не имея за собой никакого замысла. При этом, изменения в них осуществляются постепенно, зачастую на подсознательном уровне, формируя альтернативные модели поведения. В свою очередь, формальные институты устанавливаются и функционируют сознательно, и поддерживаются в основном государством. Изменения в формальных институтах могут осуществляться одномоментно, путем принятия политических или юридических решений. Причем, формальные институты представляют тобой иерархию, которая включает в себя правила как правила высшего, так правила и низшего порядка.

    Институциональные изменения – это сложный процесс, на который оказывают влияние множество факторов: технический прогресс, расширение и обновление номенклатур продукции, возникновение новых рынков, прирост населения, появлении новых идеологий, формирующих структурные предпочтения индивидов . В современном обществе, формирующем «институты» достаточно много проблем (несовершенство законных актов, кодексов, преобладание неформальных институтов над формальными институтами), не решив которые, невозможно свести к минимуму трансакционные издержки и издержки оппортунистического поведения.

    Список литературы

    1. Ахмедов А.Э., Смольянинова И.В., Шаталов М.А.. 2016. Т. 2. № 48. С. 82-86.
    2. Болдырев В.Н. Научные знания как инструмент обеспечения социальной стабильности в условиях трансформации государства и частной собственности // Территория науки. 2015. № 6.С. 112-119
    3. Евсюкова А.Ю., Афиногенова И.Н. Валовый внутренний продукт - основной показатель развития экономики // Территория науки. 2015. № 3. С. 90-93.
    4. Иголкин И.С., Давыдова Е.Ю., Шаталов М.А. Институциональные основы развития высшего профессионального образования // Государственные образовательные стандарты: проблемы преемственности и внедрения. Сборник материалов всероссийской научно-практической конференции. 2015. С. 196-199.
    5. Кривенда Е.А., Гетманская Е.С. Трансформация мирового рынка нефти в условиях финансовой глобализации // Территория науки. 2015. № 4. С. 176-179.
    6. Кузьменко Н.И. К вопросу о выборе эффективной кадровой политики предприятия в условиях социально-экономической трансформации общества // Синергия. 2016. № 3. С. 37-42.
    7. Мычка С.Ю., Шаталов М.А. Малый бизнес в России: современное состояние и перспективы развития // Современное развитие малого бизнеса материалы IV Всероссийской профессиональной конференции с международным участием. Отв. ред. С. Б. Синецкий. 2016. С. 52-54.
    8. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. – М: Фонд экономической книги, 2013.
    9. Норт Д. Институциональные изменения: рамки анализа // Вопросы экономики. – М: ИНФРА-М, 2014.
    10. Олейник А.Н. Институциональная экономика: Учебное пособие. – М.: Дело – М, 2013.
    11. Смольянинова И.В., Шаталов М.А., Ахмедов А.Э. Формирование конкурентных преимуществ предприятий АПК в условиях ограниченности ресурсов // Агропродовольственная экономика. 2016. № 6. С. 6-14.
    12. Сорокин Б.Ф. Специфика политического маркетинга, как второй исторической формы социального обмена // Синергия. 2015. № 2. С. 7-20.
    - способ организованного построения на основе социальной формализации связей, статусов и норм. Формальные институты обеспечивают прохождение деловой информации, необходимой для функционального взаимодействия. Регулируют каждодневные личностные контакты. Формальные социальные институты регулируются законами, нормативными актами.

    К формальным социальным институтам относятся:

    1) экономические институты - банки, производственные учреждения;

    2) политические институты - парламент, милиция, правительство;

    3) воспитательные и культурные институты - семья, институт и др. учебные заведения, школа, художественные учреждения.

    Неформальный институт основан на личном выборе связей и ассоциаций между собой, предполагая личностные неформальные служебные отношения. Нет жестко закрепленных стандартов. Формальные институты опираются на жесткую структуру отношений, в то время как в неформальных институтах подобная структура носит ситуационный характер. Неформальные организации создают больше возможностей для творческой продуктивной деятельности, разработке и внедрению нововведений.

    Примеры неформальных институтов - национализм, организации по интересам - рокеры, «дедовщина» в армии, неформальные лидеры в группах, религиозные общины, деятельность которых противоречит законам общества, круг соседей.

    Все экономические агенты - государство, частные компании, граждане, занимающиеся бизнесом, и т. д.- действуют по определенным правилам. Они показывают, что можно и что нельзя делать, как строить отношения с другими экономическими агентами. Эти правила называются институтами.

    Институты - это правила, по которым хозяйствующие субъекты взаимодействуют друг с другом и осуществляют экономическую деятельность. (Например, это право частной собственности, или порядок открытия и регистрации новой фирмы, или процедура получения государственной лицензии на разработку нефтяного месторождения)

    Понятие собственности. Субъекты и объекты собственности. Типы и формы собственности. Современные теории собственности. Реформирование собственно-сти. Преобразование отношений собственности в Республике Беларусь.

    Собственность - это отношения между людьми, выражающие определенную форму присвоения материальных благ, и в особенности форму присвоения средств производства.

    Под субъектами собственности понимают конкретных людей(группы), которые вступают между собой в отношения собственности. Субъектами собственности могут быть отдельный индивид, коллектив людей, общество в целом.

    Объектом собственности называют те элементы условий производства и результатов деятельности людей, которые присвоены данным субъектом.


    Формы собственности и их эволюция:

    Общинная - производство продукции сверх потребности и закрепление его по наследству, имущественное неравенство, разложение общины;

    Рабовладельческая - присвоение труда рабов, средств производства; рабы -собственность рабовладельцев;

    Феодальная - производство продукта внутри натурального хозяйства феодального поместья; эксплуатация крепостных крестьян;

    Капиталистическая - наем экономически свободной рабочей силы, равенство субъектов собственности;

    Корпоративная - акционерные компании и фирмы;

    Государственная.

    Реформирование собственности может осуществляется в форме национализации, разгосударствления и приватизации.

    Национализация - это превращение объекта, экономического ресурса или предприятия из частной собственности в собственность государства или всей страны.

    Разгосударствление - это совокупность мер по преобразованию государственной собственности, направленных на устранение чрезмерной роли государства в экономике. В результате с государства снимается большинство функций хозяйственного управления, передаются соответствующие полномочия на уровень предприятий.

    Приватизация - одно из направлений разгосударствления собственности, заключающееся в передаче ее в частную собственность отдельных граждан и юридических лиц.

    В экономической теории выделяют два типа отношений собственности: частная и общественная . Частная характеризует такой тип присвоения (общественную форму производства), при котором интересы индивида, социальной или иной группы доминируют над интересами целого общества, как единства разнообразных частей. Общественная собственность характеризует такой тип присвоения, при котором интересы реализуются через их согласование.

    В современной экономической теории получило развитие целое направление экономического анализа, именуемое неоинституционализмом. Одной из наиболее известных теорий этого направления является экономическая теория прав собственности.

    Разгосударствление и приватизация - это процессы перехода собственности из одних форм собственности в другие.

    В Законе Республики Беларусь «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь» подчеркнуто, что приватизация - это приобретение физическими и юридическими права собственности на объекты, принадлежащие государству.