Стильный верх

Техника уклонения от пуль «Маятник» — мифы и правда. Темной ночью Маятник рукопашный бой

Предлагаю такой мысленный эксперимент. Представьте себе стол и на нем музыкальный метроном. Перед нами точка опоры и некий рычаг, двигающийся в одноплоскостном пространстве относительно центральной оси. Совершенно справедливо эту периодично двигающуюся конструкцию можно назвать «маятником».

Далее, предположим, что этот стол с «маятником» находится в каюте лайнера, совершающего трансатлантический переход. Теперь у нашего маятника получается более сложная траектория движения. Идем дальше. Атлантический океан, по кот

орому плывет лайнер, находится на планете Земля, вращающейся вокруг своей оси и несущейся с космической скоростью вокруг Солнца. Какова теперь динамика нашего маятника? Думается, теперь ее описать намного сложнее, да и пре

дставить тоже не просто. Все это длинное вступление я привел для того, чтобы напомнить о динамике окружающего нас мира, которая при анализе может быть разложена до простого маятника. Простого, да не простого.

В нашем мире нет статики, все пребывает в движении, начиная от нашей Вселенной и заканчивая колебаниями молекул в живой и неживой материи.

Наглядно этот принцип движения демонстрирует маятник Фуко, при помощи которого было зафиксировано суточное вращение Земли. Плоскость его колебаний медленно поворачивается относительно земной поверхности в сторону, противоположную направлению вращения Земли.

Слово “маятник” придумал М. Ломоносов (тот самый), образовав его от русского «маята». До этого в Европе маятник назывался перпендикулой.

«Маятник - твердое тело, совершающее под действием приложенных сил колебания около неподвижной точки или вокруг оси” – говорит нам Физический энциклопедический словарь».

Колебания маятника образуют волны. А они, в свою очередь, накладываясь на поступательно-вращательные движения Земли, превращаются в спирали - идеальные траектории движения любого тела.

Какие маятники мы знаем? Названный выше, метроном, пружинный маятник, маятник Фуко, маятник Ньютона… но на самом деле их несчетное множество. Возможно, вы слышали о «маятниках» легендарного СМЕРША. Тема эта спорная, но вкратце суть таких маятников заключается в работе с телом, позволяющей уходить от чужого выстрела в «маятнике» на рефлекторном автоматизме. Это кувырки, смена уровней в определённом темпе и ритме. За свой ритм эта тактика и получила название «маятник».

Итак, маятник - это система, способная совершать колебания около положения равновесия . Давайте попробуем спроецировать это определение на человека. Для этого приведу несколько ключевых положений из биомеханики.

Тело человека представляет собой биомеханическую цепь, где суставы – это инерционные узлы, а кости конечностей и позвоночника – это звенья этой цепи.

Разбиение тела человека на звенья позволяет представить эти звенья в качестве механических рычагов и маятников, так как все эти звенья имеют точки соединения, которые можно рассматривать либо как точки опоры (для рычага), либо как точки отвеса (для маятника).

Поскольку тело человека выполняет свои движения в трехмерном пространстве, то его звенья характеризуются степенями свободы, т.е. возможностью совершать поступательные и вращательные движения во всех измерениях. Если звено закреплено в одной точке и способно совершать вращательные движения, то мы можем сказать, что оно имеет три степени свободы.

Так как руки и ноги человека могут совершать колебательные движения, то к механике их движения применимы те же формулы, что и для простых механических маятников. Основные выводы из них - собственная частота колебаний не зависит от массы качающегося тела, но зависит от его длины (при увеличении длины частота колебаний уменьшается). Пример: чтобы сохранять одинаковую скорость ходьбы, более низкому человеку необходимо увеличить частоту шага по сравнению с высоким.

Теперь поговори о таком понятии, как равновесие. Итак, равновесие человеческого тела - это способность сохранять такое пространственное взаиморасположение суставных элементов мышечно-скелетной системы, при котором с минимальной энергетической затратой поддерживается равновесие опорно-двигательного аппарата в вертикальном положении.

2-й и3-й поясничный позвонок обеспечивают равновесие опорно-двигательного аппарата, они же является основными позвонками гравитации, местом обратного маятникового движения. Есть в теле человека так называемый перевернутый маятник, то есть маятник с центром масс выше своей точки опоры, закреплённый на конце жёсткого стержня. Так вот этот позвонок и есть маятник, с равновесием на таранной кости (кость ступни).

Помимо маятников опорно-двигательного аппарата, в каждом человеке есть еще свой внутренний маятник. Это не какая-то эзотерическая концепция, а вполне реальный механизм, присущий любому живому существу. Ритм биения сердца, пульсации крови, ваш дневной биологический ритм, маятник тонуса и маятник настроения – все это маятники. Причем, частота каждого из них индивидуальна. Примером внутреннего ритма может служить ходьба или бег. Попробуйте полностью расслабиться, сделать несколько вдохов-выдохов и начать легкий бег, постепенно наращивая темп до тех пор, пока не войдете в свой ритм, при этом бежать становится не легко, и не тяжело. Вы находитесь как бы на грани удовольствия, поддерживая динамическое равновесие своего тела. Это означает, что частота ваших шагов приблизилась к резонансной (т.е. к собственной частоте колебаний руки или ноги), при этом достигается минимальное потребление энергии организмом. Таким образом, поймав свой ритм, человек может существенно повысить работоспособности.

Но чтобы лучше прочувствовать свой внутренний маятник, предлагаю начать с медленных статических упражнений на равновесие.

Задача упражнения «Маятник» состоит в том, чтобы почувствовать, как расслабленный корпус при небольшом отклонении возвращается в исходное положение без участия нашей воли, и за счет инерции, дает качок в противоположном направлении. Это динамическое состояние мышц-антагонистов (мышца противоположного действия, например, разгибатель по отношению к мышце-сгибателю), где F сгибателя = F разгибателя, называется оптимальным физиологическим положением и использует всего до 30% нашей энергии при любой деятельности. Здесь необходимо ввести принцип алертности, то есть расслабленной гибкости или интуитивной правильности движений. Этот принцип обеспечивает включение энергии правого полушария мозга, отвечающего за образное мышление и подсознание.

ПРАКТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ “МАЯТНИК”

В упражнения группы «Маятник» входят связующие их основные разновидности: «Большие маятники», два варианта маятника «Часы», «Котомка», «Пружина» и «Внутренний маятник»– «Маятники» можно выполнять индивидуально и в парах. В начале изучения предпочтительнее работать в парах. Самое важное – научиться различать, когда вы используете для движения волевое усилие, а когда процесс осуществляется за счет внутренней гибкости, то есть взаимодействия внутренних натягов. Если вы работаете правильно, то, сразу почувствуете ощущение комфорта в теле, движения будут вам приятны.

Очень важно перед каждым движением сначала выполнить его мысленно, представить образ движения, почувствовать удовольствие от выполнения движения, его ритм. Такая практика называется идеомоторикой. Сам термин состоит из двух частей: «идео» (мысленный) и «моторика» (движение), то есть дословно - «мысленное движение». Идеомоторный акт - это непроизвольные движения, которые возникают при мысленном выполнении двигательного действия. При всей простоте и кажущейся нелепости, методика дает феноменальные результаты.

Простой пример идеомоторики – в вытянутую руку возьмите любой маятник, привязанный к нити. Рука должная быть неподвижная, следовательно и маятник будет неподвижен. Но стоит нам только представить, что маятник сейчас начнет двигаться по часовой стрелке и через короткий промежуток это и совершится, при этом рука остается неподвижной. Это объясняется тем, что идеомоторные движения незаметны для неопытного глаза. Таким образом, идеомоторные тренировки, дополняя обычные, в значительной мере способствуют достижению идеальности движений (ударов, уходов, скорости реакции, ловкости, техничности и т. д).

Упражнение «Часы»

Существуют два варианта: «Метроном» и «Пугало»

Методика выполнения упражнения «Метроном»

Встаньте прямо, ноги на ширине плеч, стопы параллельны, руки опущены, состояние «Подвес». Мысленно представим себе, что Земля находится на уровне тазобедренных суставов. Точка опоры маятника – таз. Короткий вдох, отклоняемся верхней частью тела вправо, очень незначительно. Пытаемся ощутить внутреннее натяжение, возникшее с противоположной стороны. Используя это натяжение, отпускаем тело для качка влево. Точно так же осуществляем, без пауз, последующие колебания. Стимулятором для свободных маятниковых движений должно быть только дыхание. Вдох – вправо, выдох – влево, или наоборот, по желанию. Это принцип действия справедлив для всех видов «маятников».

Парный вариант этого упражнения называется «Ванька-встанька». Партнер производит несильный толчок в плечо, в направлении заданного движения (вправо-влево или вперед-назад). При затухании «маятника» также проводим толчок, поддерживая колебания партнера.

Методика выполнения упражнения «ПУГАЛО»

Меняется направление движения «маятника»: колебания осуществляются вокруг центральной оси.

Парный вариант упражнения носит название «Точильного колеса». Партнер производит толчок в плечо в передне-заднем направлении, запуская «маятник» сподручника. Это упражнение из «маятниковых» освоить легче всего.

Упражнение «Большой маятник»

Это упражнение выполняется вправо-влево и вперед-назад.

Методика выполнения

Встаньте прямо, ноги почти вместе, руки свободно опущены. Точка опоры «маятника» совпадает с естественной опорой тела – землей и находится в середине, между стоп. Покачивания осуществляются цельно, всем телом. Используйте образ «большого плеча» каркасной конструкции. Стимуляция колебаний осуществляется также дыханием.


Объединенный вариант «Большого маятника» – «Ступка». Это упражнение соединяет два предыдущих. Тело будет вырисовывать в пространстве объемный конус, где вершина конуса – точка между стоп, а основание – эллипс – формируется траекторией головы и плеч. Движения осуществляются по и против часовой стрелки. Идеомоторно хотелось бы, чтобы вы смогли создать в себе ощущение вращения веревки. Ощущение того, что не вы раскручиваете ее, а она вращает вас. Маленькое дополнение. В «Ступке» обратите особое внимание на столы. При правильной работе они должны «ожить».

Упражнение «Котомка»

Упражнение выполняется единолично и парно (последнее предпочтительнее), в трех вариантах: вправо-влево, вперед-назад и совмещенный вариант «Веретено».

Это упражнение устраняет застой в поясничной области. Это неприятнейшее явление наблюдается у очень многих людей, так как нынешний сидячий образ жизни не дает возможности двигаться правильно и в необходимом объеме. Застой энергии в поясничной области приводит к нарушению кровообращения, патологическим изменениям в данном отделе позвоночника. Все это порождает целую гамму заболеваний: от полового бессилия и почечной недостаточности до воспаления седалищного нерва и геморроя.

Методика выполнения

Итак, мыслеобраз этого упражнения, как всегда, в названии. Представим стену, в нее вбит гвоздь, на нем висит сумка-котомка. Качните ее, вот вам и маятник. Этот самый гвоздь «вбит» в межбровье, а та самая сумка-котомка – это ваш таз. Парный вариант гораздо предпочтительнее. К сожалению, как показывает опыт занятий в группах, этот «маятник» освоить самостоятельно способны немногие. Причина этому явлению – огромное количество проблем в поясничной области. С партнером «Котомка» осваивается значительно легче и быстрее. Для этого необходимо, чтобы партнер давал импульсы рукой в тазобедренный сустав в заданном направлении.

Методика выполнения

Стартовый вариант. Встаньте прямо, ноги – несколько уже плеч, стопы параллельны. Несколько раз повторите «Котомку» вправо-влево и вперед-назад, ощутите состояние «маятника», только после этого легко, не напрягаясь, начинайте вращение «веретена» вокруг центральной оси.

Постарайтесь достичь ощущения инициации вращения извне. Это поможет избежать «соскока» на тривиальное, малополезное, а частенько и вредное вращение тазом. В отличие от «Маятника», где действия производятся за счет внутренних энергонатягов, простое вращение тазом лишь усиливает трение суставных поверхностей, приближая их физиологический износ.

И еще несколько указаний к выполнению «Веретена».

Работа с опущенными вниз руками. Постарайтесь упорядочить дыхание следующим образом: пол-оборота «Веретена» – вдох, полоборота – выдох. На вдохе чуть замедляйтесь, на выдохе ускоряйтесь и как бы пружиньте вниз, это дает заряд для нового оборота-эдакий прообраз «вечного двигателя». Такой подход даст возможность быстрей добиться ощущения инициации вращения извне. Когда вы «поймаете» маятник «Веретено», поверьте нам, вы не ошибетесь. Внутри вас прозвучит голос: «Вот оно!!!»

«Маятники» – весьма приятные в выполнении упражнения, поэтому количество повторений мы не оговариваем. Действуйте согласно интуиции, то есть внутренним ощущениям. Учитесь слушать себя истинного. «Маятники», с небольшими амплитудами, можно выполнять вообще везде, что, собственно, многие люди делают подсознательно: покачивание, качание ногой, вращение пальцами. Они дают телу постоянную энергоподзарядку, как в автомобиле: движение машины постоянно подзаряжает аккумулятор.

В завершение ознакомимся с тремя движениями для мгновенного снятия напряжения мышц. Первое время, возможно, такое напряжение будет проявляться, но с опытом канет в Лету.

1. РУКА – ПЛЕТЬ

Из прямого положения корпус слегка наклоните вправо, «подвесьте» правое плечо и расслабьте правую руку. Затем колебанием корпуса приведите в движение маятник «Котомка» для правой руки. Покачайте его немного. Как только кровь утяжелит пальцы, поднимите руку вверх и, опуская, несколько раз встряхните, как будто сбываете ртуть в термометре. То же проделайте левей рукой. Затем «подвесьте» оба плеча и представьте, что вместо рук у вас болтаются две веревки с грузиками на концах. И снова, за счет маятника «Пугало», передайте волнообразные колебания на руки. Плечевой пояс расслаблен.

2. НОГА – ПЛЕТЬ

Встаньте прямо, правый тазобедренный сустав подтяните вверх, так чтобы правая нога стала «короче» и повисла в воздухе, ее стопа параллельна споре. Заставьте ногу свободно качаться. То же проделайте левой ногой. Таким образом снимается напряжение с поясничной области.

3. «ПЛЕТЕНЬ»

Упражнение, релаксирующее все тело, только надо его правильно понять и исполнять. Представьте себя мокрой рубахой, которую сейчас будут сушить после стирки. Хозяйка берет вас за плечики и поднимает сначала чуть вверх и затем вперед через плетень. Вы повисаете на плетне, перегнутые пополам на уровне грудных карманов, то есть диафрагмы,а не пояса. Избегайте этой ошибки. Важно также, чтобы шея была полностью расслаблена. На вдохе создайте перед собой мыслеобраз преграды – «плетня» – на уровне груди, поднимите вверх руки, полностью расслабьтесь.

На выдохе «набросьте» себя на этот «плетень». Голова, руки, грудь – по одну сторону; таз, ноги, живот – по другую. Обмякните, провисните на этой узенькой опоре. Теперь качните верхней частью тела в одну сторону, а нижней одновременно в другую. Получается колебательная система «маятник» по типу маховика.

При подготовке статьи использованы материалы:
Владислав Мешалкин, Евгений Баранцевич, Константин Тютелов «Славянская здрава»

О маятниковых движениях общественность впервые узнала из книги Богомолова «В августе 44го», в которой очень хорошо описывался момент использования “волкодавом” Таманцевым по кличке “Скорохват” такого рода движений в огнестрельном бою.

И хотя там речь шла в основном о маятниковых перемещениях и уклонах туловищем, примерно с этого времени и появляется интерес к этому виду движений в боевых искусствах и к тому, какие возможности они могут дать. Говорю «вид движений» по той причине, что существуют и другие их разновидности.


Например, волновые, круговые или прямолинейные, которые прекрасно используются в рукопашном бою, а иногда даже и стиль боя «целиком и полностью» повязан на них, например «Волновой бой» Федина, а некоторые стили у-шу, например, целиком построены на прямолинейных движениях, доведенных многотысячными движениями до такого совершенства, что просто жуть как завораживают, что привлекает в свои ряды многие тысячи поклонников! И всё благодаря тому, что какой-то чувак-энтузиаст несколько десятков лет отшлифовал ката до филигранности движений!

После выхода этой книги, в силу скудности информации, стало плодиться множество различного рода легенд, приписываемых «маятнику», по слухам могущих обеспечить чуть ли не неуязвимость. Одновременно с этим добавлялась и «ложка дёгтя» про огромные сроки освоения, что-то вроде «Нужно пахать многие годы каждый день, а при пропуске хоть одной тренировки необходимо начинать всё сначала». То есть намёк на то, что сколько бы ты не тренировался, а пропустишь хоть денёк, весь твой навык «обнулится», пусть ты там хоть девять лет из десяти отработал.

Таким хитрым «требованием-условием» тут же отбивалось всякое желание их осваивать. В самом деле, кому охота потеть много лет и бояться всё растерять хотя бы из-за пропущенной недели по причине, например, той же болезни? А то, что тренировки хоть «не намного, но прервутся», в силу каких-то форс-мажорных обстоятельств, это понятно абсолютному большинству. Кому понравится параллельно всё время жить в тревоге, боясь всё растерять.

Но как-бы там ни было относительно сроков, некое рациональной зерно в постоянных и долговременных тренировках такого рода движений, есть и причина тут заключается в том, что и во всем известном психофизическом явлении, когда на основе его пытаются разработать самодостаточный стиль боя, называемым « ». Маятниковые движения очень сложно применить в силу специфики самих движений, поскольку они являются ритмичными и происходят всегда в одной плоскости по скорости «полный ноль-максимум-полный ноль».

Тот, кто экспериментировал на тренировках, пытаясь так уходить от атак, тут же понимал их недостаток: разгон тела, остановка и снова набор скорости - вот что мешает его успешному применению в скоростном поединке. Тем более, если напарник не подыгрывает, а действительно работает на совесть! Как только выходишь на скорость, тут же приходится её скидывать, чтобы переключиться на противоположное направление. А то, что смена направления происходит в одной плоскости, весьма сильно затрудняет различного рода хитрости вроде «закруглений движений».

Допустим, задача человека уклониться от летящего свинца весом в 9.6 грамма. От него, как известно, можно «уйти» двумя способами. Один, полумистический, связан с мощным стрессом, во время которого время как-бы замедляется и человек, если он «не тупит» и если у него хорошая двигательная база, то он успевает отойти в сторону, даже в том случае, когда пуля уже летит в него. Такого рода феномен известен, а подобные случаи описаны сотнями, если не тысячами, да и фильмов типа «Матрица» тоже весьма немало.

Другой способ примитивнее и основан на том, человек как-бы заранее уклоняется от выстрела, но не «заранее-заранее», иначе противник просто сместит оружие и скорректирует выстрел, а тогда, когда выстрел уже почти произошел, т.е, непосредственно в тот момент, когда противник уже практически не контролирует свои движения, поскольку его мозг отдал приказ мышцам на стрельбу и импульс для нажатия на курок уже ринулся по нервам от мозга в указательный палец. Именно этот момент является трудно контролируемым в плане «поправки» по уклоняющейся цели, а защищающийся вследствие пройденного тренинга, мгновенно определяет предполагаемую траекторию выстрела и уклоняется в сторону. Этот уклон есть первая фаза маятника.

«Первая» по той причине, что снова нужно уклоняться - вряд ли у противника всего одна пуля. И исполнять уклон, соответственно, необходимо уже в другую сторону, а иначе это уже будет какая-то скособоченная защита постоянным уходом вбок, а не супермаяник « «. И вот туточки начинаются проблемы и они следующего рода. После уклона необходимо полностью остановиться, то есть, практически до нуля сбросить скорость. И вторая проблема - переключиться на новое направлении.

И так каждый раз.

Вот в этом и заключается причина долговременных тренировок, поскольку необходимо успешно решить эти два негативных момента, что весьма затруднительно, если уклоны исполняются туловищем при разгоне ногами. Оно ведь массивнее тех же рук, а значит, и инертнее. Соответственно, и управляться им гораздо сложнее, чем, к примеру, руками.

И только посвятив достаточное количество времени, человек поймет, что от канонического маятника, исполняемого в одной плоскости, надо немного отойти. Что разгон тела лучше не гасить полностью, а перенаправлять в нужную плоскость, как-бы закругляя движение с переводом его туда, куда нужно. Что движениям можно помогать не только отталкиваясь ногами от земли, но и используя те же невидимые зоны инертности, благодаря чему можно отталкиваться как-бы от невидимой опоры (в книге Сенчукова такого рода узлы упоминались) и, соответственно, быстрее и неожиданно уходить с линии выстрела. Вот тут-то и пропотеешь много раз, прежде чем научишься всему этому, но все-таки, по срокам, это не десять лет непрерывной практики, чем многие стращают.

Постоянно уклоняться от выстрелов, никто не будет, если только это не смертник, приставленный к стенке. Человек либо попытается укрыться за каким-то объектом, либо перейдет в контрнаступление. Если человек, «качая маятник», начнет приближаться к стреляющему, то этим действием он начнёт поневоле помогать противнику, стремительно понижая угол обстрела, облегчая тем самым противнику стрельбу «по прыгающей мишени», поскольку до цели расстояние всё ближе и ближе.

И, если подвести математическую базу, то реалии таковы, что вся неуязвимость сотрудников «СМЕРШа», НКВД, и обычных граждан, практикующих данные движения для использования их в бою, равняются примерно пяти процентам от ста, если не менее. Разумеется, что необходимо использовать все шансы, чтобы выйти выжить, но неуязвимость тут явно даже не ночевала.

Итак, маятниковые движения в рукопашном бою не так «велики и могучи», как это пытаются представит многие, обманываясь сами и навязывая это представление другим. А вот то, что в различного рода специальной подготовке они применяются с огромным успехом, помогая формировать и необходимые навыки для той же рукопашки, это уже факт. «Маятниковые движения» (точнее, тут уже нужно говорить о принципе «Маятниковых движений», поскольку принцип подразумевает идею, поняв которую человек понимает, что от него требуется и начинает более полно и продуктивно его развивать, реализуя свой внутренний потенциал, познавая физические возможности и развивая интуиции, но работая тем не менее в рамках требуемого принципа) с успехом можно использовать для управления собственной психофизиологией, активизации и управлении энергетикой, развитии чувствительности, вхождения в «ярость боя» и ещё в сотнях других случаях.

Возможности «маятника» весьма обширны, но они не бесконечны, как это многие любят утверждать, приписывая им какое-то могущество. Более того, дошло даже то того, что авторство на этот вид движений начали приписывать исключительно славянским ведунам и воинам. Соответственно, они присутствуют исключительно в русских мистических направлениях и боевых искусствах и нигде более, но все эти заявления есть «ерунда ерундовая».

Встречаются они повсеместно и основная причина не в боевой эффективности, а в мощном оздоровительном эффекте, нормализации физического состояния и управлении работой психики и в силу этого, практикуются уже многие тысячи лет всеми народами мира и являются составными элементами многих оздоровительных комплексов, например, . При его практике и энергетика активизируется, причем достаточно быстро, и повышается «живая гибкость», и связки становятся эластичными, и возрастает жизненный тонус и ещё десятки различного рода эффектов, например, в общем омолаживающем эффекте.

Разумеется, что в них нужна практика, а не мысленные спекуляции, хотя от них тоже «польза есть великая». Плюс тренировки в удовольствие, а не в виде самоизнасилования. Как, истязая самого себя, можно почувствовать улучшение самочувствия? Ведь нет нужного настроя, а значит, и человек не работает в нужном психоэмоциональном состоянии, а значит, и организм не выделяет нужные вещества, в результате чего и отсутствие положительного эффекта. Об этом всегда нужно помнить и перед тренировкой соответствующим образом качественно настраиваться, для чего существует множество уловок.

А оздоровительных комплексов существует более чем, правда, в основном на основе одного движения и исполнение их весьма приятно человеку, что мгновенно чувствуется, даже если исполняются в пассивном варианте, например, раскачиваясь в кресле-качалке. Также можно перекатываться с пальца на носок и обратно. Весьма приятная вещь. Или сидя, раскачиваться туловищем в вертикальной плоскости, проходящей в аккурат через середину туловища вперед и назад. Что касается пользы, то тут, помимо всего прочего, прокачивается «малый небесный круг» - передне… и заднесрединный меридианы. Дойти даже может до того, что они, эти каналы, активизируются как-бы сами по себе! Кстати, такие же движения частенько исполняют и звери, например, медведь.

Маятниковые движения суть “РИТМ”, а он является одной из основой, кстати, гипнотических техник и, в частности, самогипноза, чему ещё будет посвящена отдельная публикация. Если не забуду…) А ритм, в зависимости от его интенсивности, либо успокаивает либо активизирует. Вот вам, кстати, и ключ к боевой ярости. Ритмичные ускоряющиеся движения, раскачивание тела, помноженные на какие-нибудь “уханья”, как это часто показывают в различных документальных фильмах, посвященных обычаям диких племён, активизирует бешенство. Привязав активизированное состояние к жесту (например, сжиманию кулаков) позволит тут же провалиться в нужное состояние.

Итак… Такого рода движения больше предназначены для варианта обоюдной перестрелки, т.е, если двое “поливают друг друга свинцовым огнём”. Для других вариантов ведения боя эти движения подходят мало, если только не рассматривать уклоны туловищем от кулачных атак частным случаем этих самых движений. А вот в психотренинге являются мощным инструментом для манипулирования своим состоянием, о чем ещё будет идти речь.

Передавай БАБУШКА ПРИЕХАЛА. В ПОМОЩИ НЕ НУЖДАЕМСЯ.

Владимир Богомолов «Момент истины»

Уже на данном блоге, наверное рассмотрены мною все вариации — но вспомнил что все-же упущено описание самого главного способа «Маятника Таманцева» описанного в книге Владимира Богомолова «Момент Истины» — с которого собственно все и началось… (Кстати вроде и читал как-то эту книжку в детстве, так средненько довольно таки — растянуто и мало что понятно. Больше всего запомнились похождения фашиста-разведчика. С пистолетом-трубой в рукаве. Как он на мотоцикле ездил, с девушкой помощницей насколько помню. А потом там путанница такая, что сразу и не разберешь. Или это вообще была какая то другая книжка про контрразведчиков — совершенно на самом деле незапоминающиеся произведения. Скучные — не в пример, например Конан Дойль про Шерлока Холмса, или даже Агата Кристи — а здесь все таки совершенно не удалась книжка, не запоминающаяся совершенно.)

Но и между тем, выдержки из книги Владимира Богомолова «Момент Истины» про легендарный «Маятник Таманцева» — что же так заинтересовало людей в этой книге, какие-такие сверхъестественные возможности ее главного героя.

…. Он очнулся, заслышав на поляне голоса Алехина и Таманцева, и оглянулся. Таманцев подходил к костру быстрой упругой походкой так легко и бодро, словно весь день отсыпался где-то неподалеку и, только что проснувшись, поспешал к ужину. Андрей подумал, что Таманцев сейчас или после ужина будет еще обязательно не менее получаса тренироваться в силовом задержании, в «качании маятника», в различных прыжках, финтах и перебежках, будет до третьего пота вырабатывать суплес, и Андрей с особой силой ощутил свою неполноценность….

….. – Тут есть еще весьма существенный моральный аспект, о котором одни просто не знают, а другие обычно забывают… А следовало бы знать и помнить… В случае войсковой операции каждого из этих тысяч привлекаемых необходимо предупредить: это тебе не на передовой; даже если в тебя будут стрелять, даже если тебя будут убивать, ты должен взять их живыми!.. А ведь такое предупреждение фактически является приказом. Можно ли это требовать от армейских военнослужащих или даже от пограничников из частей по охране тыла фронта? – оборачиваясь к сидевшим за столом, спросил Егоров. – Я лично считаю, что нет, нельзя… Требовать это можно только от умеющих качать маятник, от чистильщиков! Это их привилегия, их удел…

…. Опередивший его Таманцев с двумя наганами в поднятых на уровень плеч руках уже пританцовывал у них на виду – «качал маятник», стремительно смещаясь от кустов влево….

…. В некоторой растерянности он помедлил, и за эти секунды я успел оказаться от него со стороны солнца и, таким образом, задействовал подсветку. Для острастки, для давления на психику я немедля «пощекотал ему уши»: произвел по одиночному выстрелу из обоих наганов так, что пули прошли впритирку с его головой, – это впечатляет.

Чтобы затруднить ему прицеливание, я непрерывно «качал маятник»: пританцовывал левым плечом вперед, рывками перемещая корпус из стороны в сторону и все время передвигаясь и сам, – нечто похожее, только попроще, проделывает боксер на ринге. Для дальнейшего психологического воздействия я держал его на мушке и фиксировал взглядом, всем своим видом показывая, что вот-вот выстрелю. ….

…. Он выстрелил в меня двумя пулями, не попал, добавил погодя секунды еще одну и снова – мимо. Чему-чему, а как «качать маятник», я мог бы поучить и его, и тех, кто готовил его в Германии, к тому же Пашины выстрелы сбоку, несомненно, действовали ему на нервы, а подсветка значительно снижала меткость.

Тем не менее он был опытный, находчивый парш, сразу понявший, что я опаснее других и что в первую очередь надо разделаться со мной. И я перед тем оценил его правильно: он действовал толково, уверенно, стрелял в отличие от «лейтенанта» умело, не торопясь, и если бы не подсветка и не моя сноровка в «качании маятника», он бы, возможно, меня уже свалил. ….

… Все, что в эти минуты делал Таманцев, он проделывал за три с лишним года войны несчетное число раз. Каждое его движение и в «качании маятника», и в силовом задержании было отработано не только боевой практикой, но и постоянными тренировками – с момента появления из кустов он, без преувеличения, действовал с четкостью и быстротой автомата. Блинов и старшина-радист – оба они старались и теперь бросились выполнять его приказание – по сравнению с ним двигались, естественно, медленнее и своей неискусностью и, как ему казалось, неповоротливостью раздражали его. …

Качание маятника – это не только движение, оно толкуется шире, чем можно здесь понять со слов Таманцева. Его следует определить как «наиболее рациональные действия и поведение во время скоротечных огневых контактов при силовом задержании». Оно включает в себя и мгновенное выхватывание оружия, и умение с первых же секунд задействовать фактор отвлечения, фактор нервозности, а если возможно, и подсветку, и моментальную безошибочную реакцию на любые действия противника, и упреждающее стремительное передвижение под выстрелами, и непрестанные обманные движения («финт-игра»), и снайперскую меткость попадания в конечности при стрельбе по-македонски («отключение конечностей»), и непрерывный психологический прессинг до завершения силового задержания. «Качанием маятника» достигается захват живьем сильного, хорошо вооруженного и оказывающего активное сопротивление противника. Судя по описанию, Таманцев «качает маятник» в наиболее трудном и эффективном исполнении – «вразножку».

Вот собственно и вся информация с первоисточника, на которой и стали строить свои «маятники» любители боевых искусств. Такой вот «Маятник Таманцева» на самом деле.

И еще выдержка про стрельбу «по-македонски»

– Толк будет! Как говорил товарищ Христос: ищите и обрящете!.. Ты пойми… – Таманцев неожиданно обнял Андрея и быстро доверительно зашептал: – Я обучу тебя стрельбе по-македонски, силовому задержанию… Поднаберешься опыта, оперативная хватка появится – да тебе же цены не будет!.. Мы с Пашей сделаем из тебя настоящего чистильщика!.. Волкодава!.. Да ты любого парша голыми руками брать сможешь!..

То, что москвичи знали Таманцева в лицо, Андрея не удивило. Он слышал, что весной Таманцев ездил в Москву и показывал там свое искусство в стрельбе по-македонски большой группе офицеров и генералов. Стрелял он так, что начальник Главного управления наградил его именным оружием – присланным вслед пистолетом с дарственной гравировкой.

В феврале – мае 1943 года – старший преподаватель Берлинской разведшколы абвера. Вел семинары: «Основы маскировки и конспирации в советской прифронтовой полосе», «Переход линии фронта при возвращении» и «Поведение на допросах в органах НКВД», обучал курсантов стрельбе по-македонски. На занятиях появлялся только в темных очках и парике, с усами и бородой.

47 — Стрельба по-македонски – стрельба на ходу из двух пистолетов (или револьверов) по движущейся цели.

(тоже довольно загадочная вещь интересно посмотреть может быть они как-то связаны между собой «маятник» и «стрельба по-македонски» (и почему «по македонски»?). Но самое интересное в книге указано еще одно довольно загадочное упражнение Таманцево, которое в силу стереотипов совершено прошло мимо внимания целых поколений боевых искусств и называется оно — суплес. И его наверное стоит рассмотреть поподробнее.)

И отклики из читательской почты, Владимира Богомолова — это в далеком 1974 — 1976 люди размышляли (Комменты значит такие — почтой отсылали). Интересно любители боевых искусств сразу отметили новую технику — и вот напрямую написали писателю чтобы разузнать. (Даже особо и не обратили внимание что это произведение — не более чем художественный вымысел.) Так вот интересовались боевыми искусствами. И это ведь еще не все отзывы, и не все заинтересованные люди написали. Их ведь было значительно больше — если спорят как выполнять и по сей день…

С. Васильев (г. Обнинск)

Узнал из Вашей книги, что во время войны «оперативников-розыскников» обучали «Русскому стилю». Из книги вычитал о суплесе, «качании маятника», силовом задержании, а также о различных прыжках, финтах и перебежках, чем занимался во время отдыха Таманцев. Я хотел бы узнать об этом больше… Сейчас почти все интересуются восточными единоборствами, а мне хотелось бы заняться истинным «Русским стилем» рукопашного боя.

Мы не должны терять свои традиции.

Г. Пичугин, учащийся школы МВД (г. Ташкент)

Стою дневальным, 3 часа ночи, читаю Вашу книгу еще раз. В ней много для меня непонятного. Вы описываете жизнь ст. л-та Таманцева, фигура - ничего не скажешь, а вот вопрос: он что, за все время ни разу не любил девушку, не пил спиртного? И второй вопрос - «стрельба по-македонски» ведется с двух пистолетов одновременно или поочередно?.. Я теперь всегда буду брать пример с Таманцева. Очень хочется, чтобы в нашей школе преподавали «стрельбу по-македонски», «качание маятника». Тогда ни один преступник не уйдет от погони.

Л. Матвеев, студент МЭИ (г. Москва)

Пишу по поручению всей секции самбо института. Ребята молодые, хорошие, романтики и очень смелые дружинники… Описание «качания маятника» вызвало бурные споры, поскольку точное знание приемов защиты от пистолета заинтересовало каждого. Мы хотим этому научиться.

М. Пантюхов (г. Заринск)

Меня восхищает умение Таманцева «качать маятник». В книге хоть и сказано, но этого мало. Очень прошу Вас рассказать поподробнее об этом; как «при качании маятника» у Таманцева совмещались тело, ноги, таз, голова, где находились руки и какие движения они в это время выполняли?

И интерпретация «Маятника Таманцева» в фильме «В августе 44-го» так вот поняли идею «маятника» создатели данного фильма.

И соответственно скачать книгу Владимира Богомолова «Момент Истины» — можно по ссылке с Облака Майл Ру . (форматы ТХТ и PDF)

кл слова: Мискин, рукопашный бой, русский стиль, спас, анализ, история, рассказ

Вывод напрашивается сам - если спас и является системой пластунов (кстати, действительно предтечи советской (и нынешней) войсковой разведки), то как минимум эта система прошла обработку и обкатку армией. Иными словами, ни о какой передаче традиции внутри семьи не может быть и речи - т.е. мы возвращаемся вновь к версиям об армейском происхождении спаса.

Что же получаем в итоге? Сергей Черный, двоюродный дедушка Леонида Петровича, у которого, собственно, Леонид Петрович и учился, наиболее вероятно был опытным профессионалом-военным, прошедшим горнило Великой Отечественной войны, а спас вероятнее всего - одна из армейских систем ряда спецподразделений (например, войсковой разведки или контрразведки СМЕРШ).

Какие есть тому еще подтверждения, помимо моих собственных рассуждений, которые могут быть и ошибочными? Например, схожесть подготовки войсковых разведчиков из книги Булочко, ряда моментов из подготовки партизан (книга "Спутник партизана", М. - 1942г.), а также инструкций по проведению занятий по рукопашному бою времен ВОВ с подготовкой в спасе. Или, например, схожесть с некоторыми другими армейскими системами. > Теперь давайте рассмотрим эти другие системы. Например, возьмем красочное описание практики СМЕРШа из не менее красочного романа Богомолова "В августе 44-го, или Момент истины". Да, речь пойдет о том самом "качании маятника", вокруг которого уже сломано столько копий. Например, о стрельбе "по-македонски" - т.е. стрельбе из 2-х пистолетов одновременно, причем в движении. В спасе существует целый раздел, посвященный стрельбе из пистолета и из 2-х пистолетов - причем всё происходит как раз в движении или на противника, или уходя с траектории его выстрелов в сторону, за укрытие. Только называется это всё не "стрельба по-македонски" или "качание маятника" - а совершенно по-другому. Хотя на само слово "гойдок" советую обратить пристальное внимание - выражение "качать маятник" с русского на украинский можно перевести как "хитати маятник", а можно и как "гойдати маятник" (но к этому мы также вернемся позже).

Скепсис критиков относительно "качания маятника" заключается опять же в не совсем верном понимании условий, в которых данная техника могла быть реализована. Конечно, если на открытой местности, да на большом расстоянии от противника шмальнуть перед собой веером из пистолета-пулемета - никакой "маятник" никогда не поможет. Такая техника могла быть реализована в условиях, когда противник не ожидает самого нападения - или он не успел выхватить оружие, или ему уже "сбили целик" путем отвлечения внимания разными способами. Огромное, решающее значение играет и расстояние - свыше 5-ти метров от противника на открытом пространстве проблема применения "маятника" становится очень и очень проблематичной. И вообще, когда говорят "качать маятник", создается впечатление, что его можно качать, как метроном, сколь угодно долго. Это, конечно же, полная чушь! "Маятник" реально выполнить, уклонившись от одного, максимум двух выстрелов противника - и то крайне быстро меняя траекторию своего движения: а за это время нужно или успеть уйти за укрытие, или самому успеть застрелить противника. Т.е. всё происходит буквально в доли секунды - раз, два и готово. Фантазёров, воображающих, что можно ходить под пулями, будто заговорённый, сколь угодно долго, попрошу не беспокоить.

А чтобы не быть излишне голословным, советую обратиться к книгам А.Потапова "Приемы стрельбы из пистолета. Практика СМЕРШа" и С.Иванова-Катанского "Шаг-маятник" - там проиллюстрированы многие варианты поведения в данной ситуации. Одни из вариантов "качания маятника" рассчитаны на выхватывание оружие и поражение противника, уклонившись от его выстрела. Другие рассчитаны на уклонение от выстрела противника и подход к нему вплотную для его обезоруживания или поражения в упор. Сразу подчеркну - все эти варианты указанных авторов являются абсолютно рабочими и реальными, но не исчерпывающими. Например, мною за много лет были собраны и другие варианты "качания маятника", с которыми меня ознакомили или бывшие военные, или дети (внуки) бывших военных и передававшиеся в их семье военные навыки. Правда, со ссылкой или на дедушку войскового разведчика времен ВОВ, или на прохождение службы в спецподразделениях.

И сразу подчеркну - в указанных книгах гойдка нет, хотя отдаленно похожие варианты имеются. Самым же интересным является факт, что под описание "качания маятника вразножку", когда Таманцев именно "приплясывал" в "маятнике", ни один из вариантов в книгах Потапова и Иванова-Катанского не подходит! Зато когда на моих глазах Леонид Петрович с 2-мя муляжами пистолетов стал двигаться в гойдке - я понял, как именно "приплясывал" тот самый "волкодав" Таманцев. По крайней мере, под описание Богомолова подходит полностью! И вообще, параллелей со спасом очень и очень много - хотя автор романа "Момент истины" не описал, например, работу с ножом или безоружную технику, имеющую место быть в спасе.

Рассмотрим теперь еще одну систему, вокруг которой также нагромождено немало мифов - питерский скобарь. Хотя сам руководитель данного направления, Андрей Вадимович Грунтовский, всячески открещивается от этого названия, предпочитая называть свое направление просто русским кулачным боем. Название скобарь было растиражировано журналистами и дано с легкой руки этнографа Мехнецова, усмотревшего в пластике движений Андрея Грунтовского и его учеников многие элементы скобаря, народного наигрыша и танца под него ряда северо-западных районов России. Сам Андрей Вадимович неоднократно указывал, что данной технике его обучил отец - Вадим Иосифович Грунтовский, который, в свою очередь, обучался данной технике в ШАР (школе армейской разведки) в 1953г. в учебном центре в г.Бровары под Киевом. Среди тем курсанты проходили рукопашный бой, основанный на ударной технике, ножевой бой, приемы обезоруживания, способы перемещений и стрельбу из огнестрельного оружия. По воспоминаниям Вадима Иосифовича, инструкторы только лишь приемы борьбы и обезоруживания при помощи болевых на руки называли "джиу-джицу", всё остальное называя только рукопашным боем, тем самым подчеркивая его отличие от джиу-джицу. Кстати, "маятник", или "скок" - один из терминов, употреблявшихся в этой школе. Возможно, подчеркивая название "джиу-джицу", инструкторы хотели подчеркнуть именно полицейский характер данных приемов. Тогда как остальная техника была направлена на гарантированное уничтожение противника, даже превосходящего количественно - т.е. налицо армейский характер системы (стояла задача УНИЧТОЖИТЬ - а не АРЕСТОВАТЬ). Причем понимаю, что данный факт вызовет у части украинской аудитории откровенное негодование - но этой технике обучали служащих спецподразделений, задачей которых была борьба, выражаясь лексикой того времени, с "бандеровскими бандформированиями", т.е. с отрядами ОУН-УПА. Это не очень приглядная страница истории - но из песни слов не выкинешь. Хотя данных об участии именно Вадима Иосифовича в подобных операциях у меня нет - он просто не успел в них участвовать, т.к. осенью 1953г. учебный центр был закрыт и расформирован.

По характеру обучения, рисунку тренировок и самой технике и манере движения техника школы армейской разведки и спаса не идентичны - но очень близки. Иными словами, это родственные - хотя и не аналогичные системы. Имел честь в этом убедиться сам, познакомившись на практике и со скобарем.

В своих поисках корней спаса я также несколько раз натыкался на какие-то слухи о неких других учебных центрах армейских систем рукопашного боя, помимо учебки в Броварах. Сущей находкой для меня стала встреча с Ш-овым Владимиром Ивановичем в том же 2005г. (полностью фамилию этого человека не называю в силу ряда обстоятельств морального характера - но лично засвидетельствовать его реальное существование могут несколько человек из числа тех, кто со мной занимался спасом). Владимир Иванович прожил трудную жизнь, в начале 70-х служил в спецподразделении, находившемся в подчинении ГРУ Минобороны СССР. Задача, которую выполняло его подразделение, состояла в скрытном приближении к объектам противника и установке на них радиомаяков - для последующей пеленгации их и уничтожения или путем высадки десанта (сфера деятельности ДШБ - десантно-штурмовых батальонов), или нанесения по ним ракетно-бомбового удара. Поэтому на первый план выходила именно маскировка и скрытное приближение к вражеским объектам. Вступление в рукопашный бой было равнозначно провалу операции. По этой же причине отсутствовала и техника снятия часовых - исчезновение часового или обнаружение его трупа сигнализировало противнику о нахождении в его зоне ответственности вражеской РДГ (разведывательно-диверсионной группы). Но тем не менее интересную версию армейского рукопашного боя им также преподавали - основной задачей, раз уж член группы обнаружен и вступил в рукопашный бой, было нанести противнику удар, прежде всего лишающий его возможности кричать - чтобы не поднял тревогу. Идеально было, если этим же ударом противник уничтожался. На первый план поэтому выходил нож. Если же данное условие не соблюдалось, удар наносился невооруженной рукой в уязвимые зоны, лишающие противника возможности кричать - а уже затем он добивался. При этом операция была провалена, но сохранялась возможность уйти от преследования и сохранить численный состав группы. Очень многие техники данной системы совпадают со спасом - мои знакомые также имели возможность в этом убедиться, что также могут засвидетельствовать.

Со спасом и скобарем эту технику роднит сходная пластика движений, сходная структура и сходная методика тренировок. И хотя гойдок Владимир Иванович не продемонстрировал, многие его движения напоминают гойдок очень и очень сильно. При этом Владимир Иванович подчеркивал, что им дали "неполную" версию - хотя их инструкторы "более полной" версии обучали другое подразделение, специализацией которого было+ как раз уничтожение РДГ противника!

Совпадений со спасом - просто множество. Например, то же место для тренировок называлось "полигоном", а сухожилия, например, и там, и там назывались "жижки". Применялись сходные имитаторы оружия и сходные условия тренировок. Более того, даже ряд историй, запомнившихся Владимиру Ивановичу и услышанному им от своих инструкторов, были чуть ли не полным аналогом спасу! Например, Леонид Петрович рассказывал о происхождении танца гопак - мол, казаки, умевшие ездить на коне, приходя в села на постой и участвуя в вечерницах, чтобы хоть как-то показать свое молодечество перед сельскими хлопцами, в танце часто выполняли движения, применявшиеся в конном бою - спешивание с коня, запрыгивание на него и толкание коня противника. Почти аналогичную историю рассказал Владимир Иванович - при этом отмечу, что данная история нигде еще не была опубликована (во избежание т.н. вторичного эффекта фольклора).

Качание маятника наверное стало известным в народе с легкой руки Богомолова "В августе 44го". С более детальным описанием того что же оно из себя представляет столкнулся лишь недавно пролистав книгу А. Потапова "Приемы стрельбы из пистолета. Практика СМЕРШ". Собственно суть этого качания маятника, довольно подробно там описанного, можно выразить цитатой из самой книги: "Работа в «маятнике» - это своеобразная тактико-акробатическая комбинация, в которой, как в мгновенной шахматной игре, учитываются и задействуются все факторы, которые могут сыграть на пользу: и левостороннее тактическое правило, инертность противника в поводке оружия за целью, свою натренированность в скорости исчезновения в нижнем уровне с последующим перемещением в неожиданную для противника сторону, применение отвлекающих моментов, использование укрытий."

Левостороннее тактическое правило это собственно смещение влево от себя наружу (за спину) от противника как на фото, что усложняет его прицеливание в отличии от аналогичного смещения внутрь противника. Кстати делать этот шаг нужно вперед под углом 45 градусов, а никак не в сторону и не назад. Шаг вперед увеличивает угол смещения руки для перенацеливания давая таким образом дополнительные доли секунды. Собственно об этом принципе говорит и Gabe Suarez, один из наиболее востребованных инструкторов в Штатах, в своем видео Advanced close-range gunfighting. Причем по его словам он почерпнул это от одного из знатоков Пекити-Тирсиа, то бишь это ихний женский треугольник получается.

Само же качание маятника по описанию манеры передвижений и фотам позиций собственно вызывало у меня настойчивые ассоциации со стилем пенчак силата Харимау, который также характеризуется кувырками, внезапной сменой направлений перемещений, а также уровней перемещений с верхнего в нижний и наоборот. В общем надо подумать как пистолет мог бы лечь на все это хозяйство.

О том что качание маятника все-таки вещь рабочая уже писалось , где собственно можно посмотреть нечто подобное в действии у абсолютно неподготовленного человека мотивированного страхом смерти.

Метательные ножи

Ием современных веяний всегда является упрощение и деградация, что явно видно на примере Муай Тай. Современный его вариант практикуемый на ринге суть полное убожество по арсеналу приемов мало чем отличающееся от кикбоксинга. Древний же Муай Тай (Муай Боран) гораздо более интересен - помимо ударного арсенала он включал броски и заломы и сильно напоминает определенные стили Пенчак Силата. В этом я еще больше убедился просмотрев ряд семинаров полковника Амнат Пооксрисук (имена у них однако!). То как он использует треугольник очень схоже с его употреблением в Силате и Кали. Также прослеживаются некие другие общие принципы. В результате дополнительного просмотра роликов на эту тему, обнаружил один со страницами какой-то книги в которой приведена сидячая отработка приемов в Муай Тай так же как это практикуется в ряде стилей силата, таких как Силек Туо и Чиманде - кто видел тот знает:). Кстати сей полковник являлся наставником Тони Джаа снявшегося в фильме Онг-Бак и Том Юм Гоонг, с которых в мире и начался интерес к традиционному Муай Тай. По его уверению традиционные принципы и приемы скрыты в танце (Кхон), который по иронии выполняется на ринге собственно перед его примитивной версией.

Просмотрел ряд материалов по физической подготовке в этой разновидности борьбы распространенной на севере Индии и в Пакистане. По форме Кушти - обычная вольная борьба, а вот методика развития силы очень напоминает таковую в Пахлаване, иранском единоборстве. Такие же вращения булавами, гантелями и прочими тяжестями. Сама борьба проводится в земляной яме которую ежедневно заново роют тоже с целью подготовки. Особенно впечатлили занятия на столбе, фактически столб это как гимнастический снаряд получается на котором помимо акробатических упражнений они выполняют еще и йогические асаны. Тоже самое кстати он вытворяют и на веревке. В общем очень самобытные традиционные методы подготовки, женщины определенной профессии могли бы позавидовать.

Почему то многие практикующие при ударах произносят пыщщщ, не знаю то ли они какую-то энергию выпускают таким образом, но у меня это всегда вызывало смех. Пошло это от Дэн Иносанто, так что по этому пыщщ можно сразу опознать его учеников. Вот например дочка Иносанто Диана постоянно пщикает вместе со своим мужем Рон Балики.

На Гаваях оказывается тоже своя борьба имеется под названием Луа. У них порадовало интересное оружие - небольшой кол на веревке. Веревка привязывается к руке чтоб кол не потерялся ну и используется также как саронг в силате для различных удушений плюс завалов тела прям на этот кол, плюс можно отдельно колом работать как короткой палкой или ножом.