Лето

Боярская вотчина – родовое землевладение феодалов. Вотчина – это форма землевладения Вотчина определение в древней руси

Основные термины по теме «Киевская Русь»

Барщина – повинность, состоявшая в обязанности крестьянина, имевшего собственный надел, работать на господском поле в течение определенного количества дней в неделю.

Бортничество – первоначально добывание меда диких пчел из естественных дупел, затем разведение пчел в выдолбленных дуплах.

Боярская дума – высший совет знати при великом князе (во времена Киевской Руси и периода раздробленности), а с XVI в. при царе. Боярская дума была постоянным законосовещательным органом и принимала участие в решении вопросов внутренней и внешней политики государства.

Бояре – в Киевской и Владимиро-Суздальской Руси старшие княжеские дружинники, в Новгороде и Пскове – верхушка городского населения, потомки древней родоплеменной знати. Высший, наряду с великими и удельными князьями, слой общества в России с Х по XVIII вв.

Варяги – воины-дружинники из скандинавских народов, которых в Европе именовали викингами, норманнами. Варяги упоминаются в "Повести временных лет”. В IX-XI вв. у русских князей служило немало варяжских воинов-дружинников, которые выступали в качестве наемников. Варягами на Руси называли и скандинавских купцов, занимавшихся торговлей на пути "из варяг в греки”. В XI-XIII вв. варяжские воины и купцы на Руси ославянились, не оказав заметного влияния на русскую историю и культуру.

Вервь – одно из названий общины у восточных и южных славян. На Руси первоначально складывалась на кровнородственной основе и постепенно превращалась в соседскую (территориальную) общину, связанную круговой порукой. В Русской правде вервь несла ответственность перед князем за убийство, совершённое на её территории, содержала (кормила) княжеских сборщиков штрафов.

Вече – народное собрание в древней и средневековой Руси для обсуждения общих дел. Возникло из племенных собраний славян. Вече ведало вопросами войны и мира.

Вира – крупный штраф, присуждаемый по законам "Русской правды” за убийство свободного человека.

Вирник – сборщик штрафов.

Волхв – языческий жрец, колдун.

Вотчина – в России наследственное земельное владение феодала. Первые вотчины были княжескими, они появляются в Х в. К XI-XII вв. в документах упоминаются уже боярские и монастырские вотчины. Основную ценность в вотчинном хозяйстве представляла не столько земля, сколько жившие на ней зависимые крестьяне. Крестьяне не могли владеть землей, поэтому брали ее в пользование у своего феодала. За это они отрабатывали барщину и платили оброк.

Гости - Категория торговых людей, приезжавших торговать из других стран, позже – местные купцы, торговавшие в других городах или за границей.

Гривна – основная денежная единица в Киевской Руси.

Десятина – налог в пользу церкви.

Дружина – первоначально отряд воинов, который складывался вокруг военного вождя на этапе перехода от родового строя к государству. Дружина должна была защищать вождя, а он, в свою очередь, обеспечивал дружину всем необходимым. Главным источником богатства для дружинников являлись войны и захваченная в ходе них добыча. Постепенно дружина превращается в верхушку племени, сосредоточившей в своих руках богатство и власть. На Руси дружина появилась в IX в. Ее возглавлял князь. В те времена дружина состояла из двух частей: так называемая "старшая” дружина (наиболее близкие советники и помощники князя) и "младшая”, в которую входили недавно набранные воины.

Закуп – категория зависимого населения Древнерусского государства. Свободный человек брал у феодала ссуду, "купу” (скотом, деньгами, орудиями труда и т.д.) и обязан был отработать ее. Бежавший закуп делался обельным, т. е. полным холопом. Вернув ссуду, закуп освобождался от зависимости.

Кириллица – славянская азбука, созданная на основе византийского унициата (уставного алфавита), по предположению, учеником славянского просветителя Мефодия Климентием. Названа "кириллицей” в знак глубокого признания народа деятельности первых славянских просветителей Кирилла и Мефодия.

Князь – глава государства или удела в IX-XVI вв. у славян и других народов, позднее – дворянский титул. До образования государства князьями были племенные вожди, которые затем постепенно превратились в главы государств. Сначала власть князя была выборной, затем стала наследственной. Например, династия Рюриковичей в Древнерусском государстве.

Крещение – введение в Киевской Руси христианства как государственной религии, осуществлённое в конце X века (988 г.) князем Владимиром Святославичем.

Лествичная система – система передачи великокняжеской власти по старшинству в роду.

Летопись – записи событий русской истории, расположенные по годам.

Митрополит – глава русской православной церкви до учреждения патриаршества в 1589 г.

Мытник - сборщик торговых пошлин на Руси

Наместник – на Руси X-XVI вв. должностное лицо, возглавлявшее местное управление. Назначался князем.

Норманнская теория – направление в российской и зарубежной историографии, сторонники которого считали норманнов (варягов) основателями государства в Древней Руси. Сформулирована во второй четверти XVIII в. Г. З. Байером, Г. Ф. Миллером и др. Норманнскую теорию отвергали М. В. Ломоносов, Д. И. Иловайский, С. А. Гедеонов и др.

Оброк натуральный – повинность, заключавшаяся в обязанности крестьянина вносить в пользу владельца земли определенное количество продуктов, произведенных в собственном хозяйстве.

Оброк денежный – повинность, заключавшаяся в обязанности крестьянина уплачивать владельцу земли определенную сумму деньгами.

Огнищанин – главный слуга, управитель хозяйства вотчины.

Повоз – система сбора дани, которую ввела княгиня Ольга, вместо полюдья, установив ее фиксированный размер (уроки) и место сбора (погосты).

Погост – по налоговой реформе княгини Ольги место сбора дани, куда ее свозило население и где располагался двор княжеского чиновника (тиуна), следившего за своевременным и правильным поступлением налогов в казну.

Полюдье – в Киевской Руси объезд князем и дружиной подвластных земель для сбора дани.

Посад – название торгово-ремесленной части города на Руси.

Путь "из варяг в греки” – водный (морской и речной) путь из Скандинавии через Восточную Европу в Византию в Средние века. Один из водных путей экспансии варягов из района проживания (побережье Балтийского моря) на Юг – в Юго-Восточную Европу и Малую Азию в VIII-XIII веках н. э. Этим же путём пользовались русские купцы для торговли с Константинополем и со Скандинавией.

Раннефеодальное государство – этим термином историки характеризуют Древнерусское государство IX-X вв. В этот период еще окончательно не сложилась территория государства, не было оформившейся системы управления. Сохранялась племенная обособленность входивших в состав государства территорий.

Родовая община – одна из первых форм общественной организации людей. На ранних этапах своей истории отдельный человек не в силах был противостоять природе, добыть минимум необходимого для жизни. Это привело к объединению людей в общины. Для родовой общины характерен коллективный труд и уравнительное потребление. Внутри общины существовало лишь половозрастное разделение труда.

Русская правда - первый до нас дошедший сборник законов Древней Руси.

Рядович – категория зависимого населения Древнерусского государства. Заключали с феодалом договор (ряд), который ставил их в определенную зависимость от феодала.

Смерд – в Древней Руси категория неполноправных людей. Жизнь смерда в "Русской Правде” защищалась минимальной вирой – 5 гривен. Возможно, так называли жителей недавно присоединенных территорий, обложенных повышенной данью. Есть мнение, что смердами называли всех земледельцев, среди которых были как зависимые, так и свободные.

Соседская община – группа, коллектив людей, не связанных родственными узами. Общинники живут на определенной территории и входят в общину по принципу соседства. Каждая семья в рамках общины имеет право на долю общинной собственности и сама обрабатывает свою часть пашни. Все вместе общинники поднимают целину, расчищают лес, прокладывают дороги. У восточных славян переход от родовой общины к соседской завершился к VII в. После этого мужское население общины получило название "люди”. С ростом феодального землевладения (время существования Древнерусского государства) община становится зависимой от феодала или государства. Однако сохраняет все свои функции. Община регулировала цикл сельскохозяйственных работ, распределяла налоги между общинниками (при этом действовал принцип круговой поруки), решала текущие хозяйственные вопросы.

Тиун – слуга-управитель в хозяйстве вотчинника; княжеские тиуны выполняли также различные государственные поручения.

Удел – часть княжества-земли, полусамостоятельное владение, выделенное одному из младших членов правящей династии.

Урок – по налоговой реформе княгини Ольги фиксированный размер дани, взимаемой с подвластного населения.

Холоп – категория зависимого населения в России Х-XVIII вв. Самая бесправная часть населения, по своему правовому положению близкая к рабам. Феодал мог убить, продать, наказать холопа, а также нес ответственность за действия своего холопа. Холопами становились в результате пленения, продажи за долги, женитьбы на холопке. Как правило, холопы не имели собственного надела и входили в число челяди.

Челядь – в широком смысле слова прислуга. В Древней Руси категория зависимых людей, рабы.

Язычество – религиозные верования, основанные на первобытных мифах о множестве богов, духов, олицеворяющих силы природы (солнце, дождь, плодородие), человеческие занятия (земледелие, торговля, война).

Индивидуальная земельная собственность возникла в. Киевской. Руси лишь во второй половине XI в. В"Русской правде", составленной по. Ярослава, еще не шла о таком способе собственности, поэтому в"Правде. Ярославичей"((1073) е свидетельство о личной землевладения, пока княжеское. Только в распространенном редакции"Русской правды", появилась в конце XII - начале XIII в, содержались четкие доказательства боярского землев ное владение и ведение боярами их хозяйства. В этом первом кодексе законов прародины украинского государства был материал, свидетельствующий о признаках достаточно развитого рыночного хозяйства. Законом охран онялася частная собственность, определялась мера наказания за посягательство на нее. В памятке предусматривалась ответственность за поджог, перепашку границ, кражу хлеба, животных и другого имущества князей и бояр. В становлювалы такую??величину штрафа: за нарушение границы - 12 гривен; убийство землевладельца-феодала - 80, за убийство холопа - 5; убийство свободного человека - 40 гривен. Если должник пытался бежать от с ного кредитора, последний мог превратить его в пожизненного раба. Князья и бояре имели исключительное и наследственное право на землю, лишить которого их не мог даже великий князейти якого їх не міг навіть великий князь.

"Русская правда"дает достаточно точное представление о системе денежных единиц и их функции обращения и накопления. В отличие от западноевропейских государств раннего. Средневековья, где ростовщичество считали грехом овним, в. Киевской. Руси оно законодательно регулировалось. Кодекс законов утверждал порядок обеспечения имущественных интересов кредитора, их охрану, условия, при которых требование о возврате займа должна юриди. ЧНУ силу, порядок взыскания долгов и т.д."Русская правда", по сути, не ограничивала величину процента. Регулировка осуществляли только по процента за кредит на сравнительно короткий срок (от месяца до р глазу), до 50% годовых ростовщической ставка более 60% предусматривала наказание кредитора. В"Русской правде"содержится более 20 статей о кредите и"полоски"(ссудный процент). На денежных штрафах в ней грунта ется вся система наказаний. Купцы давали друг другу деньги"в покупке"(т.е. для закупки нужного товара) и"гостьба"(в долг под процент). Отдельные купцы вкладывали часть капитала в ремесло и получает валы из этих денег определенный процент. Известно, что ростовщичеством занимались и монастыри (хотя христианство осуждало еголихварством займалися і монастирі (хоча християнство засуджувало його).

С целью защиты городских жителей от произвола ростовщиков уровень процента (вследствие неразвитости товарно-денежных отношений) устанавливали законодательным путем. Например,. Владимир. Мономах в особом с уставе, который вошел в состав"Русской правды", пытался определить максимальный уровень процентов, которые брали за долги: 20 или 40%0 або 40 %,

В памятке отражены происхождения феодальной зависимости населения путем как экономического, так и внеэкономического принуждения (например, разоренный смерд вынужден идти в кабалу к светской или церковной ного феодала (рядовичи и покупки).

В"Правде. Ярославичей"воплощено вопросы обустройства вотчины как формы земельной собственности и организации производства ее центром были горели князя или боярина, здания его приближенных, конюшни, помещения я для скота вотчину можно было купить, продать, передать по наследству. Как правило, ее образовывали богатые люди путем присоединения земельных участков других общинников, в частности обедневших. Иногда это осуществляли насильно. Именно таким образом вотчинники на. Руси превращались в крупных землевладельцев землевласників.

Различали вотчину княжеской, боярской, монастырской и церковную. С X-XI вв смерды (сельское население) не только платили дань государству, но и стали зависимыми от феодала (боярина) и платили ему к пользования землей оброк (натуральный) или отрабатывали барщину. За соответствующее службу князю получали во владение поместья. В то время значительная часть жителей еще оставалась независимой от бояр. Была общинная собственность, она преобладала в сельском хозяйстве. Итак, к концу XIV в на территории Украины сформировались два вида земельной собственностисності:

1) вотчина (европейский аналог-аллод). Земля находилась в полной безусловной собственности владельца. Источник возникновения: перенятие, сохранение с древнейших времен; подаренная от князя; покупка и обмен; то. Эрмин владения (не менее 15 лет). Главным субъектом был князьзь;

2) поместья (европейский аналог - бенефиций). Землю передавал феодал лицам, которые находились на низком уровне иерархической лестницы, в условное владение за службу без права отчуждения. Имущественные права ограничь жувались. Основной субъект - помещик, дворянин. Со второй половины XV в возникают наследственные поместья (европейский аналог - феод), если сын унаследовал должность отцаатька.


Широкую известность и признание приобрели построения В. О. Ключевского, который обнаружил одно парадоксальное явление в экономике средневековой Руси. Он писал: «История нашего общества изменилась существенно, если бы в продолжение восьми-девяти столетий народное хозяйство не было историческим противоречием природе страны».

Совещание Ярославичей – Изяслава, Святослава, Всеволода и их мужей, - на котором рассматривались вопросы, связанные с княжеской вотчиной, оставило нам материал и для суждения об организации древнерусской вотчины. Совещание происходило, по-видимому, после смерти Ярослава, т.е. вскоре после 1054г.

Мы можем только догадываться о причинах, вызвавших это совещание. Результаты же его на лицо. Это так называемая «Правда» Ярославичей.

«В Пространной Правде можно проследить одну из целей совещания. Она заключалась в том, чтобы пересмотреть систему наказаний и окончательно отменить отмирающую месть. Эта система действительно была пересмотрена, и месть официально ликвидирована. Остальное все, что было при Ярославе, осталось нетронутым и при его детях».

Князья и бояре владели земельной собственностью в Х веке (несомненно, и раньше). Следовательно, Ярослав застал и в Новгороде и в Киеве княжеские вотчины уже существующими и, конечно, так или иначе организованными. Несомненно, для ведения хозяйства в княжеском имении должны были быть люди: администрация и непосредственные производители различных специальностей.

В XI-XII вв., по словам С. В. Юшкова, «возник и оформился административно-хозяйственный центр феодальной сеньории - село».

Так как очевидно, что вотчинная организация слагалась в течение достаточно длительного времени, то можно не сомневаться, что данные начала ХI века вполне могут характеризовать и структуру тех княжеских вотчин Х века, о которых мы имеем сведения в летописях, а также и тех боярских вотчин, о наличии которых говорят договоры с греками начала и первой половины того же, Х века, а следовательно, и IХ века.

Однако Греков восстанавливает основные черты древнерусской вотчины исключительно по материалам «Правды» Ярославичей.

Центром этой вотчины является «княж двор», где, по мнению Грекова, мыслятся, прежде всего, хоромы, в которых живёт временами князь, дома его слуг высокого ранга, помещения для слуг второстепенных, жилища смердов, рядовичей и холопов, разнообразные хозяйственные постройки – конюшни, скотный и птичий дворы, охотничий дом и др. Б. А. Рыбаков соглашается с характеристиками вотчины, данными Б. Д. Грековым. Рыбаков, даже, в своей работе «Киевская Русь и русские княжества XII – XIII вв.» цитирует достаточно большой отрывок из работы Грекова.

Во главе княжеской вотчины стоит представитель князя – боярин огнищанин. На его ответственности лежит все течение жизни вотчины и, в частности, сохранность княжеского вотчинного имущества. При нем, как полагает Греков, «состоит сборщик причитающихся князю всевозможных поступлений – «подъездной княж». В распоряжении огнищанина находятся тиуны. В «Правде» так же назван «старый конюх», т.е. заведующий княжеской конюшней и княжескими табунами коней». Все эти лица охраняются удвоенной 80-гривенной вирой, что говорит об их привилегированном положении. Это – высший административный аппарат княжеской вотчины. Дальше следуют княжеские старосты – «сельский» и «ратайный». Их жизнь оценивается только в 12 гривен. Они, несомненно, люди зависимые. Как распределяются их функции, мы точно сказать не можем, но их роли в значительной степени определяются содержанием терминов «сельский» и «ратайный». Б. Д. Греков считал, что «сельский староста, по-видимому, выполнял функции наблюдения за населением вотчины, являлся исполнителем распоряжений высшего административного её аппарата.

Что касается ратайного старосты, то, поскольку ратай – пахарь, ратайный – пашенный, у нас неизбежно возникает предположение, что на обязанности ратайного старосты лежит наблюдение за пашней; а так как речь идёт о княжом старосте и княжеской вотчине, то естественно предположить здесь наличие княжеской пашни, т.е. княжеской барской запашки. Данное предположение подтверждается и тем, что эта же «Правда» называет межу и назначает за ее нарушение непомерно высокий штраф, по штрафной сетке следующий за убийством человека: «А иже межу переорет..то за обиду 12 гривен». Столь высокий штраф едва ли может относиться к крестьянской меже (за кражу княжеского коня – 3 гривны, за «княжескую борть» - 3 гривны). Тогда у нас есть основания признать в княжеской вотчине наличие княжеской пашни, такого же мнения придерживался Б. Д. Греков.

Эти наблюдения подтверждаются и теми деталями, которые рассыпаны в разных частях «Правды» Ярославичей. Тут называются – клеть, хлев и полный, обычный в большом сельском хозяйстве, ассортимент рабочего, молочного и мясного скота и обычной в таких хозяйствах домашней птицы. Тут имеются: кони княжеские и смердьи (крестьянские), волы, коровы, козы, овцы, свиньи, куры, голуби, утки, гуси, лебеди и журавли.

По мнению Б. Д. Грекова, не названы, но с полной очевидностью подразумеваются луга, на которых пасется скот, княжеские и крестьянские кони.

Рыбаков и Греков уверенны, что борти, упоминаемые в Русской Правде являются княжескими. Греков пишет: «Рядом с сельским земледельческим хозяйством мы видим здесь также борти, которые так и названы «княжьими»: «А в княже борти 3 гривне, любо пожгуть, любо изудруть».

Часть ученых главную отрасль хозяйства Киевской Руси видели в земледелии, а не в охоте и бортничестве. К этим ученым относился М. С. Грушевский, в трудах которого собраны многочисленные факты, подтверждающие главенство земледелия в экономической жизни древнерусского общества. М. Н. Покровский говорит, что славяне были земледельцами уже до разделения.

Н. А. Рожков указывает на важную роль добывающей промышленности в русском народном хозяйстве. Он суммирует факты, относящиеся к охоте, пчеловодству, рыболовству, солеварению, обращает внимание на рост в XI и XII вв. скотоводства, а П. И. Лященко указывал, что основой производства той поры, особенно в южных районах Руси, стало земледелие. Наряду с ним видное место занимали охота, звероловство, рыболовство и бортничество. Важную роль они играли в экономике более северных лесных областей.

Рыбаков приходит к выводу, что князь время от времени навещает свою вотчину. «Об этом свидетельствует наличие охотничьих псов и приученных для охоты ястребов и соколов: «А оже украдуть чюжь, любо ястреб, любо сокол, то за обиду 3 гривны». Тут, правда, не сказано, что эти пес, сокол и ястреб – принадлежности именно княжеской охоты, но мы имеем право сделать такое заключение, во-первых, потому, что в «Правде» Ярославичей в основном речь идёт о княжеской вотчине, во-вторых, потому, что иначе делается непонятной высота штрафа за кражу пса, ястреба и сокола. В самом деле, штраф этот равняется штрафу за кражу коня, с которым работает в княжеской вотчине смерд.

Князь в своей вотчине рисуется «Правдой» в качестве землевладельца-феодала, имеющего известные феодальные права по отношению к зависимому от него как вотчинника населению. Вся администрация вотчины и все ее население, зависимое от вотчинника, подлежит его вотчинной юрисдикции. Судить их можно только с разрешения и ведома вотчинника.

Нельзя не отметить ещё очень важного обстоятельства, касающегося княжеской вотчины. Она существует не в безвоздушном пространстве, не изолирована от внешнего мира, а находится в миру, непосредственно и самым тесным образом связана с сельской общиной.

Б. Д. Греков подчеркивает отношение крупной вотчины к сельской общине. Крупная вотчина не только локально связана с сельской общиной; княжеская вотчинная администрация имеет какое-то отношение и к другим общинам, непосредственно не соприкасающимся с вотчиной. Огнищанин может быть удит не только в той верви, которая связана с вотчиной, но и в других вервях. Отвечает за убийство огнищанина, - и, конечно, не только его одного, а всех представителей вотчинной администрации, - та вервь, на территории которой найдено тело убитого (в случае необнаружения убийцы). Это обстоятельство может говорить о том, что огнищанин, подъездные, тиуны имеют радиус действия, выходящий за пределы вотчины; это обстоятельство может указывать и на то, что представители княжеской вотчинной администрации имеют не только экономические, но и политические функции.

Расположение княжеской вотчины в окружении крестьянских миров объясняет нам очень многое в содержании «Правды» Ярославичей. Во-первых, «Правда» придала старым обычаям форму писанного закона. Во-вторых подчеркнула роль государства, т.е. надстройки, необходимой феодалам для укрепления их позиций.

Вопрос о взаимных отношениях вотчинника и сельской общины касался интересов не только князей, но всех крупных землевладельцев и прежде всего, конечно, бояр, также и церкви.

Недаром бояре приняли к руководству и исполнению этот закон: интересы у всех феодалов-вотчинников были в основном одинаковы.

В Пространной «Правде» совсем не случайно на полях против перечня личного состава княжеской вотчины (значительно расширенного против «Правды» Ярославичей), очевидно, какой-то юрист приписал: «Такоже и за бояреск», т.е., что все штрафы, положенные за убийство вотчинных княжеских слуг, распространяются и на вотчины боярские.

Однако Б. А. Рыбаков считает, что княжеский двор был значительно богаче, чем двор боярский и «если князья жадно и неразумно истощали крестьянство, то боярство было осторожнее.

Во-первых, у бояр не было такой военной силы, которая позволяла бы им перейти черту, отделявшую обычный побор от разорения крестьян, а

во-вторых, боярам было не только опасно, но и не выгодно разорять хозяйство своей вотчины, которую они собирались передавать своим детям и внукам».

Принципиально нового Пространная «Правда», по мнению Грекова и Рыбакова, почти ничего не дает. Вотчина, та самая, которая изображена в «Правде» Ярославичей, продолжает жить своей давно налаженной жизнью и в XII веке. «Правда» Пространная, собственно говоря, только уточняет и расширяет уже имеющиеся в нашем распоряжении сведения.

Прежде всего эта «Правда» увеличивает перечень слуг княжеской и боярской вотчины. В ст. 11-17 называются отроки, конюх, повар тиун огнищный и конюший, сельский тиун и ратайный, рядович, ремесленник и ремесленница, смерд, холоп, раба, кормилец и кормилица.

Греков пытается внести в этот перечень систему, и говорит, что можно разбить все это зависимое население вотчины «на две основные группы: 1) слуги и 2) непосредственные производители, рабочее население вотчины в узком смысле слова. К слугам надо отнести: отроков, конюхов, тиунов, кормильцев; к рабочему составу – рядовичей, смердов, холопов и ремесленников».

Пространная «Правда» уделяет особое внимание закупу «ролейному», т.е. работнику, занятому в сельском земледельческом хозяйстве. В статьях упоминаются не только его обязанности (стеречь скот или пахать землю), но и сельскохозяйственных орудиях, а точнее: плуг и борона, что свидельствует об уровне развитости орудий труда.

Таким образом, вся вотчина называется в «Правде» «домом». В центре всегда стоит господский «двор» (в княжеской вотчине – «княж двор»). Двор состоит из жилого дома хозяина и всевозможных постороек. Во дворе, чем он богаче, тем больше всевозможных слуг. За двором – избы крестьян-смердов, рядовичей, холопов. А дольше тянуться поля, обрабатываемые частью на хозяина, частью на себя смердами, рядовичами-закупами и холопами.

У хозяина есть значительный аппарат вотчинного управления, заметно непосредственное участие самого хозяина в делах вотчины. Очевидно, господское хозяйство не очень велико. Продуктов, добываемых в хозяйстве, хватает на содержание господского семейства и его слуг. Б. Д. Греков убежден, что «расширять собственное вотчинное хозяйство у господ не было особых побуждений, так как продукты сельского хозяйства еще не стали сколько-нибудь заметным товаром. Хлеб, во всяком случае, на рынке, ещё не играл сколько-нибудь заметной роли; внутренний рынок еще достаточно слаб, чтобы заставить землевладельцев расширять свою сельскохозяйственную деятельность».

Картина организации вотчины будет неполной, если мы не отметим в ней наличие ремесленного, а иногда и наемного труда. Понятно, что потребности вотчинника выходили за рамки сельского хозяйства; наконец, и самое сельское хозяйство нуждалось в помощи ремесленника: без кузнеца ни вотчинник, ни крестьянин обойтись не могли. Вотчинник одевался, обувался, обставлял свое жилище необходимой утварью, иногда даже весьма изысканной, и без услуг портного, сапожника, столяра, серебряных дел мастера не обходился. Чаще всего ремесленник был собственный, из своих же холопов. Но не всегда. Приходилось обращаться в отдельных случаях и к свободному ремесленнику, работавшему на заказ. Для этого, очевидно, нужно было обращаться и в город. Об этом говорят, хотя и очень скупо, письменные памятники. Древнейшая «Русская Правда» знает «мзду» лекарю, «Правда» Ярославичей называет плату «от дела» плотникам («мостникам») за ремонт моста.



Вотчина - это форма древнерусского землевладения, появившаяся в Х веке на территории Киевской Руси. Как раз в тот период появились первые феодалы, которым принадлежали большие территории земель. Первоначальными вотчинниками были бояре и князья, то есть крупные землевладельцы. Начиная с Х и вплоть до XII столетия, вотчина являлась основной формой земельной собственности.

Сам термин произошел от древнерусского слова «отчина», то есть то, что перешло сыну от отца. Также это могла быть собственность, полученная от деда или прадеда. Князья или бояре получали вотчину по наследству от своих отцов. Существовало три способа приобретения земельного угодья: выкуп, дарование за службу, родовое наследование. Богатые землевладельцы управляли одновременно несколькими вотчинами, они увеличивали свою собственность за счет выкупа или обмена земель, захвата общинных крестьянских угодий.

Вотчина - это собственность конкретного человека, он мог землю обменять, продать, сдать или поделить, но только с согласия родственников. В том случае, если кто-то из членов семьи выступал против такой сделки, то вотчинник не мог обменять или продать свой надел. По этой причине безусловной собственностью вотчинное землевладение назвать нельзя. Большими земельными наделами владели не только бояре и князья, но и высшее духовенство, крупные монастыри, члены дружин. После создания церковно-вотчинного землевладения появилась то есть епископы, митрополиты и т.д.

Вотчина - это постройки, пашни, леса, инвентарь, а также крестьяне, проживающие на территории землевладения вотчинника. В то время крестьяне не были крепостными, они могли свободно переходить с земель одного вотчинника на территорию другого. Но все же землевладельцы обладали некими привилегиями, особенно это касалось сферы судопроизводства. Они формировали административно-хозяйственный аппарат для организации повседневной жизни крестьян. Владельцы земель имели право собирать подати, обладали судебной и административной властью над проживавшими на их территории людьми.

В XV веке появилось такое понятие, как поместье. Этот термин подразумевает крупное феодальное владение, подаренное государством военным или Если вотчина - это и забрать ее никто не имел права, то поместье изымалось у собственника по прекращению службы или из-за того, что оно имело неухоженный вид. Большую часть поместий занимали угодья, обрабатываемые

В конце XVI века был принят закон, согласно которому поместье могло быть передано по наследству, но при условии, что наследник будет продолжать службу государству. Производить любые манипуляции с подаренными землями запрещалось, но помещики, как и вотчинники, имели право на крестьян, с которых они взимали подати.

В XVIII веке вотчина и поместье были уравнены. Так был создан новый вид собственности - имение. В заключение стоит отметить, что вотчина является более ранней нежели поместье. Они обе подразумевают владение земельными угодьями и крестьянами, но вотчина считалась личной собственностью с правом залога, обмена, продажи, а поместье - государственной собственностью с запретом на какие-либо манипуляции. Обе формы прекратили свое существование в XVIII столетии.

Эпоха "Олега – Святослава – Владимира I" большинством обществоведов признается периодом объединения восточнославянских племенных союзов "под короной" князей династии Рюриковичей. Древнерусское государство в течение примерно 250 лет было связующим звеном между странами Востока и Запада и считалось могущественным государством в X–XI вв.

Победоносные походы Олега, Святослава, Владимира расширили территорию Руси от Новгорода и Киева до Балтийского моря, Двины и Карпатских гор – на Западе, до Днепровских порогов – на Юге и территории современной Финляндии – па Севере. На Востоке камские булгары также предпочитали не враждовать с Русью.

Немаловажное значение для развития Древнерусского государства имели походы на Константинополь. Их результатом стало установление равноправных экономических и культурных связей с Византией и принятие христианства. Став государственной религией, христианство закрепило единство Руси и способствовало развитию письменности, живописи, архитектуры.

Древнерусская земля принадлежала всему княжескому роду. Во главе государства стоял великий князь. Ему подчинялись удельные князья подвластных земель.

Великий (киевский) князь считался главой законодательной власти, военным предводителем, верховным судьей и собственником налогов. Походы за данью ("полюдье") способствовали укреплению великокняжеской власти. Ольга после казни древлянами Игоря отменила полюдье, установила твердый размер дани, сроки ее сдачи и место сбора.

Правление в России от призвания новгородцами на княжение Рюрика и до смерти Ярослава Мудрого было единоличным. Это было связано с тем, что Рюрик не имел других наследников, кроме Игоря, а Игорь – кроме Святослава, погибли Олег и Ярополк, а Святополк убил своих братьев – Бориса, Глеба и Святослава.

После кончины Ярослава Мудрого княжеский род быстро разросся. Порядок престолонаследования, носивший название "лествичного восхождения", был громоздким и нередко приводил к различным недоразумениям. По этому порядку в случае смерти великого князя занимал Киевский престол не его сын, а старший из оставшихся братьев князя. Оставленный этим братом удел наследовал следующий по старшинству член княжеского рода. Сыновья князей, умиравших до занятия великокняжеского престола, навсегда лишались права на него. Их называли изгоями. Великие князья ради интересов своей семьи часто были несправедливы к ним и обычно выделяли им отдаленные маленькие уделы или вообще лишали его.

Кроме того, уже в годы правления Владимира наметилась тенденция децентрализации великокняжеской власти и повышения самостоятельности удельных княжеств. Это проявлялось по-разному. Так, например, в 1014 г. Новгород отказался уплатить великому князю дань.

По примеру своего отца (Владимира I Святославича) Ярослав еще при жизни разделил территорию на области (уделы) между сыновьями. Изяслав как старший получил Киев и Новгород, т.е. главные города водного пути "из варяг в греки"; Святослав – Чернигов, Тмутаракань, Рязань, Муром и земли вятичей; Всеволод – Ростов, Суздаль, Белоозеро, Поволжье; Вячеслав – Смоленскую область; Игорь – Владимир Волынский. После смерти Вячеслава и Игоря все русские земли сосредоточились в руках трех братьев. Исключением была полоцкая земля, отданная Ярославом в удел потомкам старшего сына Владимира – Изяслава, в частности, его внуку – Всеславу Брячиславичу.

Великим князем считался тот, кто владел Киевом, остальные были удельными (младшими) князьями.

В первую половину удельного периода (1054–1157 гг.) соблюдался порядок, по которому старшие князья занимали лучшие уделы, после смерти великого князя все удельные князья передвигались по старшинству в другие уделы.

К началу XII в. торговый путь "из варяг в греки" начал терять связующую роль между Севером и Югом, и у удельных князей стала пропадать заинтересованность в поддержке киевского князя. Кроме того, они уже сами нередко имели собственные сильные дружины, которые использовали не только для защиты своих земель, но и в борьбе за власть и лучшие уделы. В результате междукняжеских раздоров набеги кочевников (чаще всего – половцев) встречали все меньшее сопротивление. Киевское княжество становилось опасным местом для жизни, и население начало постепенно перебираться в северные районы Руси.

Позже Владимир Мономах, а затем и сын его Мстислав Великий предприняли попытки восстановить единство Киевской Руси, однако процесс разобщения принял необратимый характер. К середине XII в. киевские князья прекратили чеканить монеты, а в 1169 г. Андрей Боголюбский даже подверг столицу Руси разграблению, как это обычно происходило при покорении вражеских городов. Ослабление Киева привело к усилению некоторых удельных княжеств: Владимиро-Суздальского, Черниговского, Галицко-Волынского, Смоленского и др. К концу XII в. их насчитывалось уже несколько десятков и в каждом были собственные великие князья и удельные. Раздробленность и кровопролитные распри все более понижали могущество государства, главным богатством которого считалась земля. Она распределялась между общинами и феодальными вотчинами. Вотчина, или отчина, т.е. отцовское владение, передавалось по наследству. Владельцем вотчины был удельный князь или боярин . Кроме населения, приписанного к княжеским и боярским вотчинам, имелось значительное число крестьян-общинников, не подвластных боярам или князьям. Крестьянские общины платили дань непосредственно великому князю.

Все свободное население Древней Руси носило название люди, поэтому сбор дани назывался полюдьем. Единых норм дани на Руси не существовало, что вызывало конфликты между сборщиками и населением. Лишь в правление Ольги возникло единое княжье право и обязанности подданных.

Наиболее полное описание полюдья было сделано в X в. императором Византии Константином Багрянородны́м:

"Зимний же суровый образ жизни тех самых россов таков. Когда наступает ноябрь месяц, тотчас их архонты (князья) выходят со всеми россами из Киева и отправляются в полюдье, что означает “кружение”, а именно в земли славян: древлян, дреговичей, кривичей, северян и прочих народов, которые являются нактиотами (данниками по договору) россов. Кормясь там в течение всей зимы, они затем, начиная с апреля, когда растает лед на реке Днепр, возвращаются в Киев. Потом, взяв свои моноксиды (однодеревки ), они оснащают их и отправляются в Романию (Византию)". В другом месте того повествования Константин пояснил, что такие моноксиды прибывали в Киев из разных мест: из Новгорода, Смоленска, Чернигова и т.д.

Но россы отправлялись для торговли и по Волге в Бул- гарию и хазарскую столицу Атиль, где функционировала многочисленная русско-славянская колония. Был известен и путь на запад через Чехию в германские земли; об этом свидетельствовали торговый (так называемый Рафельштедский) устав 907 г., а также хазарские источники.

Таким образом, приоритетной задачей русских князей первой половины X в. была организация полюдья, а затем военно-торговых экспедиций с целью сбыта собранной дани. Эти экспедиции носили регулярный характер (по Константину – ежегодный), и их нс следует отождествлять с военными походами Олега и Игоря, в результате которых заключались договоры о регулярной торговле.

Основная масса сельского населения, зависевшего от князя, называлась смердами. Они могли жить в крестьянских общинах и нести повинности в пользу государства или в вотчинах. Сельские жители вотчин находились в более тяжелой зависимости и полностью утрачивали личную свободу. Одной из форм закабаления свободного населения было закупничество, когда разорившиеся крестьяне брали у феодалов в долг "купу" – часть урожая, скот, деньги (отсюда название этой категории населения – "закупы" ). "Закуп" должен был работать на своего кредитора и подчиняться ему до полного возвращения долга.

Кроме смердов и "закупов" в княжеской и боярской вотчинах были рабы, называвшиеся холопами, или челядью. Их число пополнялось из числа пленников или разорившихся соплеменников. Рабовладельческий уклад был распространен в Древней Руси.

Особенности общественной жизни Древней Руси недостаточно освещены в исторических источниках. Но отличия феодального строя Руси от "классических" (западноевропейских) образцов очевидны. Они заключаются в ведущей роли государственного сектора в экономике Руси – наличии значительного числа свободных крестьянских общин, находившихся в феодальной зависимости от великокняжеской администрации.

В основе принципа обложения данью на Руси лежала собственность – пахотная земля. Одним из способов обогащения древнерусской знати стало предоставляемое великими князьями право на сбор дани с конкретных земель. В первую очередь такое право предоставлялось местным князьям, а также боярам. Земли давались князьям и боярам как бы "в кормление". Это было средством их содержания. Позднее в разряд таких "кормлений" перешли и города, а вассалы великого князя передавали часть этих "кормлений" уже своим вассалам из числа собственных дружинников. Так зарождалась феодальная иерархия .

В экономике Древней Руси феодальный уклад уживался с рабством и первобытно-патриархальными отношениями, поэтому некоторые историки называли "государство Русь" страной с многоукладной экономикой .

Развитие экономики Руси происходило на фоне продолжавшегося расширения се территории за счет освоения Восточно-Европейской равнины. Повсеместно распространялось пахотное земледелие. Совершенствовались орудия труда: археологи нашли более 40 видов орудий труда, применявшихся в хозяйствах того периода. На территории Руси повсеместно возникали новые феодальные вотчины, в том числе поселения разного ранга. Накануне азиатского вторжения на Руси было около 300 городов – региональных центров ремесла, торговли, культуры.

Княжеские и феодальные вотчины, а также крестьянские общины, платившие подати государству, функционировали как натуральные хозяйства , т.е. удовлетворяли свои потребности за счет внутренних ресурсов. Их связи с рынком были слабыми и нерегулярными. Господство натурального хозяйства создавало условия для отделения регионов от центра, возможности вести деятельность в качестве самостоятельной земли или княжества.

Разобщенность отдельных земель и княжеств предопределяла возникновение социальных конфликтов. Для их предотвращения была необходима сильная власть в регионах. Опираясь на бояр, удельные князья активно укрепляли собственную власть. Позже между окрепшим боярством и местными князьями стали, в свою очередь, возникать неизбежные противоречия, борьба за власть появилась уже внутри регионов. В разных землях это проявлялось по-разному. Например, в Новгороде (позднее и в Пскове) появились и утвердились боярские республики. В других землях, где удельные князья сумели своевременно подавить сепаратизм бояр, власть устанавливалась в форме региональной монархии.

С начала X и до середины XI в. Русь развивалась в благоприятных условиях. Создание мощного государства, объединившего большинство восточнославянских земель: в первую очередь, это Среднее Приднепровье во главе с Киевом и Северо-Западная Русь во главе с Новгородом – способствовало освобождению части земель из-под власти хазар. Крепли пограничные селения. К Руси отходили спорные до этого с Польшей западные города. Активизировалось наступление и на юго-западе, западе, юго-востоке. Временами границы русского государства подходили к Дунаю. После разгрома Хазарии русские поселения появились на Дону и Таманском полуострове. Осваивались новые пахотные земли, совершенствовалось земледелие, развивались ремесла, торговые связи внутри страны и с ближайшими зарубежными соседями, появлялись новые города.

Государственная власть способствовала этим переменам. В свою очередь, развитие государства содействовало стабилизации власти, ее совершенствованию. На верхнем уровне властной иерархии находились князь и представители старшей дружины (собственно говоря, это и были бояре). Ниже стояла младшая дружина из менее знатных членов общества. И бояре, и младшие дружинники считались слугами князя. Они исполняли его различные поручения: в военном деле, управлении, суде и расправе (исполнении наказаний), сборе даней и податей, в области дипломатических отношений с другими государствами, в том числе и с уделами.

Подчинялись князю и личные слуги (личная дружина), так называемые "отроки" и "детские". Все они были членами младшей дружины и в то же время оказывали различные услуги как в великокняжеском дворце, так и в княжеских делах. Дружины (старшая и младшая), прежде выполнявшие только военные функции, с конца X в. и в течение всего XI в. все более сливались с аппаратом управления, превращаясь в рычаг государственной власти.

В городах князь опирался на посадников (из бояр), в армии – на воевод, тысяцких, которые обычно были представителями боярских родов. Известно, например, что воеводой был боярин Вышата, который командовал пешим русским войском во время русско-византийской войны 1043 г. Позднее воеводой стал и его сын – Ян Вышатич.

Великий князь имел большую власть: руководил войском, организовывал оборону страны, возглавлял военные походы, вел судопроизводство, управлял страной. И чем больше распадались остатки родоплеменного строя, тем более возрастала роль великого князя и его аппарата управления.

Действия князя обычно выражали интересы верхушки общества – бояр и младших дружинников, богатого купечества, духовенства. Эти слои русского общества были наиболее близки к княжеской власти и заинтересованы в ней для защиты своих привилегий и доходов. Но одновременно они были и наиболее жизнеспособной и динамичной частью населения. Общество развивалось в основном за счет организаторских усилий и личных способностей. Поэтому союз этих слоев населения с князем был естественным и закономерным.