Лето

Не хочу идти в церковь что делать. Почему человек не идет в Церковь? Остается ждать Личной Встречи

Скажу по своему опыту - в церковь пошёл в 1993 году, когда мне было 16 лет. Причина? Поиск душевного спокойствия. Непростые школьные годы, учился в основном на тройки, конфликты с учителями, с родителями, постоянно под давлением, нервы на пределе… В общем жить было совсем невесело. Насмотревшись телепередач и наслушавшись рассказов знакомых о том, что церковь даёт душевное спокойствие, смысл жизни, я пошёл в церковь, крестился.

Да, жить стало легче - стал жизненные проблемы принимать, как испытания, закаляющие меня, больше прощать своих врагов, так как прощение - удел сильных и враги со злобой в душе достойны сочувствия…

Конечно, периодически срывался, когда слишком много проблем наваливалось, что называется «крест не по силам было нести» и когда не получалось простить человека, который сотворил большое зло. Но потом, всё-таки возвращался к поведению христианина, снова с упокоением в душе ходил в церковь, ставил свечки, читал молитвы.

Перелом, когда я начал отходить от церкви, от христианства, наступил после 30 лет.

Я тогда стал много задавать вопросов и видеть не применимость христианских правил к нашей жизни, и также много несоответствия в поведении людей, которые ходят в церковь, при этом, не исполняя правил, которые церковь от них требует.

Давайте, честно разберём.

Начнём с первого, «Ударили по правой щеке - подставь левую». Почти никто так не поступает, нормальным считается защищать себя, своих близких, своё имущество. Когда начинаешь об этом говорить церковным служителям, набожным людям, они отвечают что-то вроде «Нет, конечно, надо себя защищать… Смысл заповеди глубже, думать надо…» Думать глубже надо? Скажите, а вы сами, покупая технику, что захотите, чтобы инструкция по эксплуатации к ней была краткая и простая или чтоб это была толстая книжка с намёками, чтоб долго пришлось думать? Лучше всего послушают того человека и ту книгу, которые объяснят правило действия кратко и понятно…

Далее, «Не обмани»… Не всегда мы говорим правду, часто нас просто вынуждают лгать, так как если сказать правду, то последствия будут хуже. Это во всём - врёшь в школе, что не получил плохую оценку, вырвав страницу из дневника, чтоб не получить ремня от родителей; врёшь на работе, что опоздал по уважительной причине, типа отменили электричку или полиция позвала понятым, когда шёл по станции метро, так как начальник оштрафует, если ему честно скажешь, что проспал; врёшь жене, что на работе выпил за день рождения коллеги, а не что сидел баре с сослуживцами, так как она последнее не считает уважительной причиной и устроит истерику, от того, что ты сразу не пошёл с работы домой. В общем, мы, скорее следуем правилу «Ложь во спасение».

«Не укради» я обсуждать не буду - понятное дело, красть у человека то, что он нажил своим трудом не хорошо, а когда умирающий с голоду ворует продукты, картошку с поля и т.п., так как или не дадут, если попросить по-хорошему, или не может решиться попросить - это другая ситуация…

Далее - чего церковь требует от нашей молодёжи? Верно, воздержание от сексуальных отношений до брака. Причём не только для девушек, но и для парней. Но в реальной жизни мы видим, что большой процент парней и также большой процент девушек имеет сексуальные отношения до вступления в брак. Есть в этом свой плюс, что партнёры узнают друг друга до вступления в брак, и в случае, если они не подходят друг другу по темпераменту, сексуальным интересам, то они просто расстаются, чтоб не создавать неудачный брак, обречённый на развод или постоянные измены.

Также церковь не одобряет гражданского брака, она признаёт сожительство мужчины и женщины, даже если они не заводят детей, только в официальном браке и, желательно, в венчанном.

Если человек был женат, развёлся, то с точки зрения церкви он не может до того, как вновь решится на очередной брак, просто хорошо провести время с другим человеком, он должен с другим человеком сначала вступить в официальный брак, и только потом с ним спать… Но в жизни не всё так просто, и официально оформлять брак, венчаться, чтоб потом, если не сложится, заморачиваться с разводом через ЗАГС или просить разрешения у церкви люди не хотят…

Также церковь считает самоудовлетворение грехом, но жизнь показывает, что почти никто от этого не воздерживался ни до первого сексуального опыта, ни потом, даже при наличии постоянного сексуального партнёра.

Некоторые священники говорят, что контрацепция допустима, главное чтобы не абортивного действия, без убийства эмбриона. Другие говорят, что любая, даже не абортивная контрацепция - грех и рожать надо столько, сколько Бог даст. Уважаемые, если Бог женщине, с момента вступления в брак до наступления климакса, даст возможность родить от мужа 10 -15 детей - он женщине и её мужу даст денег, чтобы достойно их содержать и поставить на ноги? В большинстве случаев нет, мало у нас граждан с зарплатами в несколько сотен тысяч рублей… Если же Богу угодно, чтоб супружеские пары не предохранились, рожали много детей, чтоб они росли в тесноте и нужде, то где тогда любовь Бога к людям?..

«Не прелюбодействуй» - это, согласен, очень хорошая заповедь, и хорошо если супруги не изменяют друг другу, мало кому приятно узнать об измене, и мало кто не ревнует вторую половину, но, увы, жизнь показывает, что в большинстве семей это имеет место быть - люди изменяют из-за сексуальной дисгармонии, из-за обиды на супруга, снимая таким образом стресс в отношениях, как говорится «Хороший левак укрепляет брак». И кто-то может решиться развестись и искать новые отношения, где будет лучше, а кто-то так и проживёт всю жизнь.

Это основные моменты, которые я затронул. Есть ещё много споров по другим заповедям. Есть сомнения, что большинство событий, описанных в Библии, были на самом деле.

Так вот жизнь показывает, что большинство христианских правил просто не применимо к нашей жизни, и часто некоторые поступки людей по этим правилам считаются грехами, нарушениям - ударить в ответ, если тебя ударили, не говорить правду во избежание неприятностей, иметь сексуальные отношения вне официального брака... Но при этом, с точки зрения совести, общества они грехами не являются.

Вот так большинство людей, либо посвятив несколько лет христианству, уходят от него, либо сразу, узнав христианские правила, не идут в церковь, не принимают крещения.

Церковь могла бы привлечь к себе народ, вернуть тех, кто ушёл, если б поменяли порядки, сделали их применимыми к нашей жизни, но произойдёт ли это когда нибудь?

P.S. А когда видишь, что кто-то ведёт себя далеко не так, как требуют христианские правила - грубит, матерится, злоупотребляет алкоголем, не соблюдает посты, врёт, изменяет второй половине и т.п., но при этом ходит в церковь, называет христианином, говорит «Вот, да, грешу, но исповедуюсь батюшке, грехи замаливаю…» - то от этого лицемерия становится просто неприятно. Может, раз ты не можешь соблюдать христианские порядки, лучше честно сказать, что эта религия тебе не подходит, снять с шеи крестик и не ходить в церковь?

Как не стать родителем, который тащит упирающегося подростка в церковь, и почему собственная вера родителей “не зажигает” детей, рассуждает психолог Екатерина Бурмистрова.

Как мы знаем, в 90-е годы к вере в Бога пришло огромное количество людей. И, скорее всего, большинство из них не росло в семьях церковных родителей, хотя у кого-то были бабушки, которые иногда водили их в церковь и делали куличи на Пасху. Кто-то из этих людей был крещен, и какие-то детали православной традиции были им знакомы, но вряд ли целиком все, что стало возможным именно в 90-е годы.
У нас есть дом около Оптиной пустыни, и мы тоже в свое время прошли через довольно яркий, прекрасный, но и жесткий неофитский период. Я побывала в ситуации воцерковления с маленькими детьми, и в течение 20 с лишним лет наблюдаю семьи, где родители обрели веру во взрослом возрасте и в состоянии неофитства воспитывали детей.
Этот процесс вызывает много рефлексии и, мне кажется, недостаточно описан. Мы имеем дело с новым религиозным и социокультурным феноменом, когда растет второе поколение воцерковленных, и эти молодые родители торят новую тропу, они не знают, как растить детей в вере, потому что сами в этом не выросли, их «сундук с наследством» пуст или почти пуст.
Когда вера – личный выбор. Выбор родителейМы, конечно, наблюдали, как выращивают будущих архимандритов и игумений, как их мучают вычитыванием правила или постами не по разуму, и что из этого получается. Таких историй немало, но мне кажется, что срок об этом рассказывать еще не пришел. Сейчас хотелось бы поговорить о тех, кто вырос в семьях, где ярое неофитство рано или поздно смягчили – четырехчасовыми всенощными детей не мучали, строго без молока в первую неделю Великого поста не постили.
Для нынешних воцерковленных родителей вера – это их личный выбор, обретенный совсем не просто; это их личное открытие, личная находка, очень дорогая, как правило. За большинством историй обретения веры у людей моего поколения и чуть старше стоит какой-то сложный опыт, трагедия, поиск, ощущение какого-то серьезного недостатка в жизни. Люди не понимают, как жить без Бога, без веры, и без пути к Богу жизнь не клеится. Они нашли все это в православии, пройдя через духовный поиск, который был более или менее трагический, более или менее острый, но он был. В результате этого поиска был обретен выбор.
Обретя Встречу, люди приложили массу сил, чтобы освоиться в церковной традиции, разобраться, понять, что к чему: что говорится в молитвах, как читать каноны, что такое круг праздников, что означают разные облачения священника. Я думаю, что почти все проделали ту или иную работу в поиске, обретении, освоении и врастании в традицию в меру своего образования, пытливости, загрузки.

У ребенка нет ни выбора, ни поиска

Есть, конечно, люди, которые ни в чем особо не разбирались, просто пришли в храм. Я имею в виду тех, кто в церкви бывает более-менее регулярно и в церковную традицию вошел сильно. И вот у них родились дети и, конечно же, их тоже берут с собой в храм. В нынешнем поколении воцерковленных родителей очень мало людей, думающих, что ребенка можно оставить дома. «Мы это так долго искали, мы это нашли, и мы это даем ребенку». Ребенок растет, у него этого поиска веры нет.
Родители не понимают, как это быть ребенком и стоять на службе, так долго ждать причастия. Они не понимают, что такое облизывать подсвечник и знать, какой он наощупь. Они пришли из другой страны, из другого возраста воцерковления.Большое влияние на меня оказала много лет назад услышанная история взрослой уже барышни, которая росла ребенком в воцерковленной семье: как ей в 8-9 лет было тяжело стоять в храме на долгих службах, как ей разрешали присесть на солею и какое это было немыслимое облегчение. Она очень подробно рассказывала именно о физических ощущениях. На меня это произвело огромное впечатление, я после этого абсолютно поменяла подход к воцерковлению своих детей.
Но многие родители таких историй не слышат, зато читают многочисленные статьи, как надо воспитывать детей в вере. Детские молитвословы продаются во всевозможных вариантах, воскресные школы идут сейчас на полных парах, напоминая обычное по своей методике преподавание. Если ребенок находится в церкви регулярно, привычно, то есть фактически каждое воскресенье, то два-три, а то и четыре часа он проводит сначала на Литургии, а потом в воскресной школе. Сначала ему даже в голову не приходит, что он может туда не пойти, и каждое воскресенье он рядом с родителями в храме.


Литургия все-таки ориентирована на взрослых, не на детей. И очень много зависит от того, насколько родители загружены, замотаны, насколько у них есть силы дать ребенку какую-то радость, связанную с воскресным днем. Но лет до 8-10, до 11 ребенок ходит и даже почти не возражает. А потом начинается известный всем период, когда ребенок ходить в церковь уже не хочет. Но еще ходит, если есть какая-то прекрасная воскресная школа, друзья, тусовка, что-то кроме Литургии. А к 14-15-16 годам, в среднем, если ребенок не приобрел какой-то собственный опыт или какое-то внутрицерковное сообщество, не нашел собственного входа в Церковь, наступает период, когда он ходить отказывается. Его можно еще какое-то время принуждать, но обычно годам к 18, а на самом деле раньше, родители перестают таскать в церковь упирающихся, огромных уже детей.

Родители должны понять – все, дальше мы уже не можем

У меня не так давно был день рождения, и мы увидели многих своих друзей и их детей, им примерно 20-25 лет. Они все выросли в верующих семьях. Не знаю, какая статистика у других, но у нас получилось так, что у горячо верующих родителей далеко не все дети остались в Церкви. Хотя это не показатель. Пока человек не создал свою семью, не родил детей, это не показатель. Это период, который православные авторы описывают как временное отхождение от Церкви.
У меня впечатление, что если у человека в жизни не случалось каких-то серьезных трагедий, испытаний, чудес и он живет в семье, которая стабильно, совсем не изуверски, ходит в храм, то он остается, не хочется употреблять слово “теплохладный”, но очень нейтральным к вопросам веры.Механизм тут такой: пока родители держат ту или иную сторону ответственности в семье, ребенок к этой стороне не подходит, не преступает. Вопросы веры, религии относятся к сфере, которая находится в руках родителей, как, например, оплаченные счета, наличие продуктов в холодильнике, одежда, которая появляется вовремя по сезону. Вера – это то, за что тоже отвечают мама и папа. Ребенок об этом не беспокоится. Это рассматривается как то, что есть всегда и чем занимаются родители.
Родители могут рассказать о церковных практиках, но у ребенка обычно нет вопросов: «Я все это знаю, я здесь провел много месяцев своего детства». Они знают как будто бы, на самом деле, они не знают, потому что нет именно этой личной Встречи. А это не в воле родителей, это в воле самого человека, чтобы он позвал, и в воле Создателя, чтобы Он откликнулся. Родителям же надо не покалечить, не пережать, не заставлять упирающихся детей, не делать это с постным лицом, чтобы воспоминание вызывало один ужас. Родителям надо понять, что есть момент, когда дальше мы уже ничего не можем, это только выбор самого взрослеющего человека.

Остается ждать Личной Встречи

Дело в том, что если сначала это вера общая для всей семьи, и ребенок принимает эту веру через семью – крестится как часть семьи, причащается как часть семьи, а потом должен произойти момент личного воцерковления. В католичестве есть обряд конфирмации, подтверждения исповедания веры. В православии этого нет. Ребенок крещен – и будто бы он уже в Церкви. А на самом деле нет, ему только предстоит сделать этот шаг.
Я не хочу того, что происходит в России в последние несколько лет, когда Церковь и государство конкретно сблизились. Храмы открыты, их не надо восстанавливать, не надо вкладываться, как вкладывались поколения нынешних родителей. Современная Церковь – это не та обделенная, обобранная Церковь, которой нужно помогать. Храмы давно отстроены, все более-менее позолочено.
Мы знаем из психологии подростков, что выбор многих процессов основан на протесте, на неповторении выбора родителей. К сожалению, то, что я наблюдаю, причем у умных, тонких людей, очень глубоко и негрубо воцерковлявших детей в детстве, например, через программу центра “Рождество” или какие-то мягкие программы воскресных школ, – это потеря детьми интереса к вере. Потому что это то, что было предложено родителями.
Возможно, что эта Встреча все равно произойдет, но позже. И все эти труды не зря, и в какой-то момент, когда человек станет уже взрослым, пойдет своими ногами, он, скорей всего, вернется в храм. Но интересно, что рядом с подростками, выросшими в Церкви, которые если пришли, то из вежливости, или встретив друзей, есть и их ровесники – с молитвословами, свечками, и видно, что они пришли сами. Их вера каким-то образом зажглась не через родителей.


Где-то бывают исключения, островки приходов, где обыкновенная церковная деятельность ведется с такой любовью и с такой харизмой, что подростки подключаются к этому процессу через общение с другими взрослыми, без родителей, самостоятельно ходят в церковь, своими ногами. Но у меня ощущение, что пока живы и здоровы родители, дети не испытывают серьезной потребности в вере. Это может произойти, когда случается либо что-то трагическое, либо очень серьезное в жизни человека или в жизни родителей.
И это большая проблема. Прямые убеждения тут не работают, вернее, работают только наоборот. Юный человек, пока он рос, видел много всего вокруг в церковных практиках: кричала мама, когда собирала детей в церковь, или какие-то неприятные случайности в приходской жизни. Может быть, он не имел еще собственного опыта веры и молитвы, зато он видел много всего человеческого.
Вопрос в личной Встрече с Богом – может быть, это звучит патетически, но это так, потому что это то, на чем пришли в Церковь мы все. Почувствовав однажды это живое и важное, человек уже не будет всерьез беспокоиться насчет всевозможной церковной мишуры, недоговоренностей, всего общечеловеческого. Потому что становится ясно, что это место, где возможна Встреча с Богом. Мне кажется, очень важно понять, как происходит этот личный выбор, это добровольное, уже взрослое вхождение в Церковь наших детей.

Ребенок-мечта в воскресенье за час до Литургии выскакивает из-под теплого одеяла, бежит чистить зубы и уже через 15 минут причесанный, одетый и в начищенной обуви томится перед входной дверью в ожидании поскорее выйти в храм.

Ребенок-реальность, с головой укутавшись и зарывшись под подушку, на вот уже 45-минутные уговоры подниматься и идти в церковь отвечает ожесточенной имитацией крепкого сна.

Что делать? Все советуют: лучшее средство - личный пример. Но 13-летние поступают как раз наоборот. Как вести диалог с церковным , если ему вдруг надоело поститься, причащаться, ходить в храм? Уговаривать, приказывать или оставить в покое?

В «профильный» день - Неделю о блудном сыне - на эти и другие вопросы ответил известный киевский духовник, многодетный отец протоиерей Константин Курбанов .

Если ребенок возмущается, это… похвала родителям

Отче, вот ситуация: ребенок у верующих родителей с рождения причащался каждое воскресенье, но исполнилось ему 11, 12 лет, и вдруг признаётся, что в храм ходить не хочет. Как с ним себя вести? Ведь если ошибиться в тактике, человек может вообще из Церкви уй ти, когда появится такая возможность.

Вопрос этот объемный, и есть множество моментов, на которые стоит обратить внимание, отвечая на него.

Прежде всего, бывают разные. Есть такие, которым Бог дал унаследовать от родителей послушный характер. Им легче справиться с собой, чем вступать в конфликт с отцом или матерью.

Но чаще встречается другая ситуация. Кстати, протест по отношению к старшим может говорить и в пользу родителей. Почему? Потому что это означает, что дети состоят с ними в особенных, родных отношениях. Ведь мы не ценим самых близких - это одна из наших слабостей человеческих. Так что если ребенок открыто возмущается, это, с одной стороны, похвала родителям, а с другой - предупреждение.

Ваш ребенок молится или вычитывает правило?

Главная проблема в воспитании, на мой взгляд, в настоящее время заключается вот в чем. Внимательные родители с младенчества учат своих детей молиться утром и вечером, читают с ними детские церковные книжки, всесторонне знакомят с христианской жизнью.

Но вычитывая молитвы, ребенок зачастую так и не приобретает собственного молитвенного опыта, который и делает человека по-настоящему верующим. У него не возникает особых, личных отношений с Господом нашим Иисусом Христом.

Я спрашивал у многих детей, которые молятся утром и вечером, а правильнее сказать - вычитывают правило, исполняют молитвенное послушание: «Когда возникала сложная ситуация, ты в этот момент помолился, обратился к Богу за помощью?» Оказывается, ему это и в голову не пришло! И до сих пор не приходит - именно потому, что у него нет личных взаимоотношений с Богом. А если и существуют, то только через родителей: надо попросить их, и тогда Бог поможет.

Для воспитания нет ни опыта, ни примера

Мы являемся первым поколением, которое после всех запретов имеет возможность открыто (или якобы открыто) растить своих детей в православной вере. Но при этом у нас нет ни опыта, ни примера.

Мы читаем в книгах о том, как воспитывали детей в XIX веке и раньше. Педагогам тогда казалось достаточным просто приучать ребенка к религиозному порядку. Но мы видим, что этого явно было не достаточно, и к какой глобальной религиозной катастрофе затем пришло наше общество. Милость Божья, что Церковь выжила, и в ней нашлись здоровые силы, но, тем не менее, катастрофа произошла.

Поэтому не только приучение к порядку необходимо в деле христианского воспитания. Крайне важно передать ребенку личный опыт встречи с Богом, и тогда в трудный момент он сможет к Богу обратиться, попросить у Него помощи, и, самое главное, он эту помощь получит.

Злой ли человек родитель?

Если у детей будут с Богом личные взаимоотношения, они и на службе будут стоять по-другому.

К сожалению, дети не могут жить в этом обществе и избежать влияния атмосферы, в нем господствующей: им хочется развлечений. В современном мире преобладает представление о том, что жизнь – это одно сплошное развлечение. Мало того, она просто обязана быть этим развлечением.

И тот, кто в удовольствиях ограничивает, тот злой человек, против которого даже законы нужно какие-то принимать.

Вот и представьте, каким особенным должно быть у ребенка отношение к родителям и к Богу, чтобы оно побеждало сильнейший дух, который господствует сейчас в мире. Чтобы в сторону этого духа ему даже внутренне смотреть было стыдно.

Чувствовать момент

Безусловно, мы должны учитывать, что ребенок проходит переходный период, его чувства становятся весьма сильными, и ему нужно их контролировать.

Здесь крайне важна педагогичность. Ни в коем случае она не заключается в попустительстве. Родительская власть существует, сколько бы лет ни исполнилось ребенку, но мы должны четко видеть её границы. Собственно, границы этой власти указаны апостолом, который просил: «Отцы, не раздражайте детей ваших» (Кол. 3, 21).

В педагогике мы должны использовать те средства, которые наиболее подходят к каждому конкретному случаю. Это не решается механически, родитель живо чувствует своего ребенка и должен уловить обстановку того или иного момента.

Иногда нужно более грозно призвать к тому, чтобы сын или дочь встал и быстро собрался в храм. А иногда лучше проявить снисхождение - потерпеть, так сказать, некоторое время, ожидая в будущем исполнения той благой цели, которой хотим достичь: чтобы человек полюбил богослужение, а не ожесточился против него совершенно.

Такой педагогики даже святые не чуждались. Преподобный Антоний Великий, видя духовную переутомленность братии, давал им некоторый душевный отдых.

Познакомить с личностью Христа

Но самое главное – наши дети с раннего возраста должны познакомиться с личностью Господа нашего Иисуса Христа, с личностью Божьей Матери, святых. В наших силах воспитать в ребенке нужду в заступничестве святых, в молитвенной помощи Богородицы. Если они увидят, как мы нуждаемся в общении с Господом, если сами научатся этому, будет очень важно.

Тогда, участвуя в богослужениях, они будут осознавать это как таинственное событие, как личное присутствие при главнейших моментах в истории взаимоотношений Бога и человека, и всего творения. Это нужно уметь детям рассказать. В этом, собственно, залог подлинного христианского базиса, который мы можем им дать.

Канон Андрея Критского в изложении для детей

Как научить ребенка молитве, если большинство молитвословий носят покаянный характер, а нашим детям ещё и каяться, по сути, не в чем? Они радостны и открыты миру, а мы их в сокрушение о каких-то грехах пытаемся вогнать…

Начало понимания своей греховности знаете где полагается? - В нашем сострадании чужой ошибке. Когда нам жалко, что человек преткнулся, и мы просим Бога, чтобы Он его простил, и радуемся вместе с этим человеком, когда он получает от Бога и прощение, и оправдание.

Собственно говоря, на этом и построены наши покаянные каноны. Есть личный покаянный канон, и он, действительно, может быть для ребенка пока сложен. Но, например, весь состоит из жизненных событий, которые можно изложить ребенку так, чтобы он понял: вот история о том, как человек ошибся, какой вред нанес себе и окружающим, как иногда ожесточался в этих ошибках, а потом всё равно осознавал свою неправоту.

На таких примерах ребенок получает способность анализировать собственные поступки и своё положение и, когда повзрослеет, сможет применить навык этого анализа к своей духовной жизни.

Но за этим инфантилизмом - когда человек не чувствует ответственности перед Богом и внешним миром, пребывает как бы под родительским «покрывалом» - необходимо внимательно следить. Это сейчас в наших детях очень сильно проявляется, по разным причинам. У каждого ребенка своя мера взросления, но нужно употреблять и наше педагогическое чувство, чтобы помочь ему из этого инфантилизма вырасти.

Беседовала Юлия Коминко

Почему один человек приходит в храм, а другой нет? Почему столько людей остается за церковной оградой? По сути, этот вопрос ответа не имеет. Каждый раз, когда кто-то открывает для себя Церковь, это тайна и чудо. Однако не имеющий окончательного земного ответа вопрос с неизбежностью встает перед каждым из нас. Мы попытаемся проанализировать причины, не пускающие наших ближних в православный храм. Хотя бы отчасти. Хотя бы некоторые. Ради себя, ради них и ради Церкви.

Священник Вячеслав Данилов, настоятель храма в честь Рождества Христова в селе Рыбушка Саратовского района:

— Среди нашего населения крещеных — большинство, а регулярно в храме бывают из этого большинства… разве что несколько процентов. Перед тем как совершить Таинство Крещения, я каждый раз объясняю — как взрослым крещаемым, так и родителям, и крестным родителям младенцев,— что смысл Крещения как духовного Рождения заключается в последующей жизни в Церкви. И при этом знаю, что реально жить этой жизнью после Крещения будут — единицы. Каковы основные причины? Многие убеждены, что молитва в храме — это удел исключительно пожилых людей, то есть — что человек может быть этим озабочен только в старости, в преддверии смерти, среди болезней и т. д. А в молодости человек должен жить земными интересами. «Мы еще успеем!», «Состаримся — придем» — довольно распространенные ответы людей на вопрос, почему они не бывают в церкви. Люди не думают о том, что жизнь коротка и часто может оказаться короче, чем мы рассчитывали.

Еще одна причина — привычка к потребительскому отношению, распространяемая и на Церковь также. В отношении Церкви такой подход можно назвать магическим. Заболел ребенок — надо прийти и поставить свечку. Что-то не ладится в семье — надо освятить квартиру. Человек не думает, что ему надо освящать себя. Надежда на какое-то механическое действие заменяет людям живую веру, общение с Богом через молитву и участие в Таинствах. Поэтому люди если и заходят в церковь с этими своими нуждами, то по-настоящему в Церковь не приходят. И самое, может быть, страшное — отсутствие желания заполнить духовную пустоту, не заполняемую ни достатком, ни внешним благополучием, ни успехом. Если у человека есть желание эту пустоту в себе заполнить, он начнет это делать хотя бы теоретически, станет книги читать, ведь при любом, даже сельском, храме есть библиотека. И от этих книг перейдет к практическим действиям, к участию в жизни Церкви. Но у людей этого стремления нет, или они пытаются иначе эту пустоту заполнить. Кто-то просто водкой ее заливает. Очень трудно сказать, отчего это. Но вероятней всего — от бездуховности воспитания. От отсутствия духовной составляющей в воспитании человека с детства. Отсюда — духовная неразвитость и духовная глухота, которую потом, в зрелом возрасте, очень трудно преодолеть.

Инна Стромилова, клиросная храма в честь иконы Божией Матери «В скорбех и печалех утешение» при областной клинической больнице г. Саратова:

— На мой взгляд, главная причина того, что люди не спешат в храм, лежит в непонимании реального значения Церкви для построения отношений человека с Богом. Если человек осознает и поверит всем сердцем, что самый удобоприемлемый, самый надежный, самый верный способ богообщения — это тот, который предложен Церковью через Ее богослужения и Таинства, то он попытается примириться со всеми своими обидами, вызванными недружелюбием, сухостью, порой грубостью тех, кто встретил его на пороге храма. Он попытается преодолеть в себе неловкость и стыд перед своими неверующими или невоцерковленными близкими. Он будет терпеливо бороться с собственной неграмотностью и неопытностью в духовной жизни. Он будет стараться не замечать многочисленных внутрицерковных проблем, лишь бы только не потерять главное — возможность живого богообщения. А уж когда человек и возможность эту перенесет из плоскости земной жизни в область вечности (то есть увидит смысл богообщения не в интересном препровождении земного бытия, а в обретении вечной жизни, жизни с Богом), то тогда он еще больше и еще скорее укоренится в желании прийти в Церковь и остаться там.

Ведь, оказавшись на необитаемом острове, где каждую минуту поджидает опасность, болезнь, даже смерть, и увидев причаливший к берегу корабль, я не погнушаюсь ни внешним видом, ни нравами его матросов — только бы меня вывезли из этого ужасного места. Вот и Церковь является для нас таким кораблем. И все, что мне непонятно и неприятно на этом корабле, не имеет значения, потому что он везет меня к спасительному пристанищу — ко Христу.

Руслан Измайлов, кандидат филологических наук, доцент Педагогического института Саратовского госуниверситета им. Н.Г. Чернышевского:

— Почему не идут люди в Церковь? Чтобы найти ответ на этот вопрос, наверное, необходимо сначала задаться другим. Почему люди в нее идут? То есть зачем человеку нужна Церковь? Ответ здесь до банальности прост. Чтобы жить вечно.

Человек не может жить без воздуха, воды, еды. Но все эти необходимые вещи не дают главного — вечной жизни. И только Церковь обладает дарами вечности и преподает их человеку. Жажда вечности влечет к Источнику вечности. Из этого следует, что в Церковь не идет человек, у которого нет этой жажды. Он вполне доволен своим временным благополучием и совсем не желает возвращаться к Отцу. Он не думает о смерти — ему так комфортней. Он не берет на себя никакой ответственности — перед кем ему отвечать?

Но вот главный вопрос: как оторвать ближнего от этой, образно говоря, тарелки с едой, как вывести его из состояния ложного довольства? Как привести человека к Богу, ко Христу, в Церковь? Каждый христианин призван к апостольскому служению. Ежедневно, ежечасно, ежесекундно он должен свидетельствовать об Истине, свидетельствовать о Христе. Словом, делом, а главное — любовью! Человек встретит и примет Христа, если он встретит и увидит подлинного Христа в православном человеке.

Михаил Сычев, студент Института филологии и журналистики Саратовского госуниверситета им. Н.Г. Чернышевского:

— В суете повседневной жизни мы порой не задумываемся над тем, почему вдруг заныло в сердце, когда мы прошли мимо замерзающего нищего. Прошли мимо, заглушив в себе зов совести. «Жалко, голодный... Хотя… Да ну его! Сам виноват, что до такой жизни докатился».

То же и с Церковью. Ваша душа стремится быть с Богом. Проходя каждый день мимо того или иного храма, вы вдруг испытываете необъяснимое желание зайти туда и хотя бы поставить свечку. Но наперекор возникшему желанию тут же возникает мысль: «Нет, не пойду — времени мало» или — у девушек: «Не пойду — я в джинсах, да еще и без платка».

В современном нам обществе царит дух безразличия, самооправдания и самоутверждения. Мы не хотим слушать тот голос, который звучит у каждого из нас внутри и говорит нам, что так — нельзя, а надо как-то по-другому. Мы отвыкли слушать собственную душу и доверять ей. Современный мир отучил нас от этого. А когда мы перестанем дышать, когда нас понесут вперед ногами? Что будет после этого? Не знаем. И, что интересно, не стремимся узнать это.

Если мы не переборем себя, спросит нас Господь на Страшном Суде: «А что вы сделали для того, чтобы быть со Мной?». Мы ответим: «Верили». Но в ответ нам прозвучат слова святого апостола Иакова: «Вера без дел мертва».

Иван Дорошин, кандидат философских наук, преподаватель кафедры религиоведения факультета философии и психологии Саратовского госуниверситета им. Н.Г. Чернышевского:

— Отвечая на вопрос, я буду говорить о молодежи: молодым людям я читаю лекции, они делятся со мной своими размышлениями об окружающем мире.

Во-первых, большая часть молодых людей не идет в Церковь потому, что сейчас люди очень мало читают или не читают вовсе. А христианство — это религия, которая плохо воспринимается без книг и вдумчивого чтения.

Во-вторых, многие придумывают себе такие отговорки: «продажа» в храмах, в храме «некомфортно». Воцерковленные христиане понимают, знают, что продажи в церкви нет — есть пожертвования: деньги можно и не платить, священник окрестит, обвенчает и малоимущих людей. Но чтобы это понять, нужно прийти в храм. А если говорить о «некомфорте»… На пути к Богу требуется некое усилие, конечно же, а часто молодому человеку напрягаться не хочется совсем. И все же — если в храме душно, может, поставить кондиционер?

В-третьих, многие жалуются на священников, на «ревность не по разуму». О случаях немилостивого отношения к себе мои студенты могут рассказывать и рассказывать. Например, молодой батюшка перед Таинством Крещения увидел у девушки неправильный, по его мнению, нательный крестик и сразу объявил, что это — грех. Может быть, крест был действительно неканоническим, но для этой девочки грех — что-то ужасное, гнусное, вроде кражи и разврата, а тут во всеуслышание объявляют, что она — грешница. В общем, церковные кадры решают все — и не только священники, но и простые прихожане. В храме людей должны ждать, тогда они и придут.

Протоиерей Александр Писларь, благочинный Южного округа Саратовской епархии:

— Почему человек не ходит в Церковь? Одно из двух: или он еще не начал борьбу с грехом, поэтому еще не испытывает потребности в благодатной силе Святого Духа, которая подается в Святой Церкви; или же он, уже поняв смысл христианской жизни, осознав, как нужно жить, не решается совершить в своей жизни коренной перелом и вступить в эту тяжелую борьбу со грехом, в борьбу, из которой он без помощи Церкви никогда не выйдет победителем.

Жизнь современного человека отличается крайне опасной духовной расслабленностью, а жизнь христианина требует мужества, самоотречения, борьбы с грехом, борьбы со страстями. Как только эта борьба прекращается, прекращается и богообщение, и человек становится бесплодной высохшей ветвью, которая, по словам Святого Евангелия, годится только в огонь. Церковь предъявляет к человеку самые серьезные требования! Но современный человек не хочет их принять и находит для себя такого рода оправдания: Церковь устарела, закоснела, обряды бессмысленны, посты и молитвы не нужны, все это надо реформировать… Хотя реформировать человеку надо прежде всего себя.

Протодиакон Михаил Беликов, клирик Духосошественского кафедрального собора г. Саратова:

— Причин того, почему люди не хотят идти в Церковь, я вижу несколько. Причем все они взаимосвязаны друг с другом.

Уже давно мы наблюдаем процесс расцерковления общества. Начался он не в прошлом столетии даже, а гораздо раньше — в эпоху Ренессанса, когда Церковь отодвинули на периферию жизни человека. Сегодня в западном обществе процесс этот достиг своего апогея — там даже слово «Бог» нельзя употреблять в официальном общении. В России же сила православных традиций и устоев была такова, что вырвать их с корнем не удалось и за 80 лет безбожия. Однако этот потенциал уже заканчивается.

Что остается в мире взамен христианства? Идеология потребления с культом индивидуализма. Люди разъединяются, обособляются друг от друга, запираются в своих квартирах. Принцип «Мой дом — моя крепость» приобретает смысл: «Моя хата с краю». Человек, отгороженный от других, удобен обществу потребления.

Индивидуализм порождает неприятие главного принципа жизни в христианской общине, где люди общаются друг с другом в духе братской любви. Собственно, только через это общение людей и становится ясна их любовь к Небесному Отцу. А образ жизни современного человека прямо противоречит тому, чему Христос учит в Евангелии.

Комфорт — это тот кит, на котором зиждется общество потребления. Желание получить результат без усилий распространяется, к сожалению, и на сферу духовной жизни. Отсюда — всплеск интереса к оккультизму, суевериям. Даже церковные люди заражены подобным отношением.

Еще одна причина заключается и в нас самих, в христианах. Порой мы не подаем того примера христианского отношения к жизни, к людям, к Богу, который должны, тем самым отталкивая людей от храма. А мы должны показывать этот образ, быть истинными христианами. И сделать так, чтобы в Церкви людям было лучше, чем где бы то ни было.

Юрий Кудинов, актер Саратовского государственного академического театра драмы им. И.А. Слонова:

— Наше поколение слишком долго находилось за бортом Церкви; осознание того, что себя и этот мир надлежит воспринимать несколько иначе, не так, как нас учили, пришло поздно. Немалая часть жизни была посвящена другим целям, другим идеалам. Этих лет уже не вернешь. Признать, что шел по ложному пути, круто развернуться — для этого нужно определенное мужество. Оно есть не у всех. Но то, что я сейчас говорю,— относится все же к людям, умеющим в какой-то степени думать. А многие думать не привыкли вовсе. Они живут тем, чем их в какой-то момент загрузили,— и не задумываются. Беда в том, что вся современная жизнь, сегодняшняя цивилизация убивает в человеке эту способность мыслить, искать смысл существования. Люди ведь не только в церковь не ходят, они и книг серьезных не читают, и музыки настоящей не слушают. Жизнь в Церкви — это нелегкий труд, труд духовный, интеллектуальный, нравственный, а современный человек отучен от этого, он хочет расслабиться и получить удовольствие. И еще одна причина — то, что человек не умеет полагаться на Бога. Если он все же еще не старик, если у него есть еще нормальные человеческие амбиции, он надеется чего-то в жизни достигнуть — он умеет, как правило, полагаться только на себя. Жизнь учила его именно этому. Фильмы учили быть героем, суперменом. В результате он не умеет просить у Бога помощи. А преодолеть себя и научиться этому совсем не просто.

Добрый день!

Раньше я часто ходила на службы в храм, а теперь перестала. Умом понимаю, что надо, а душа противится.

Посоветуйте как быть?

С уважением, Светлана В.

Здравствуйте Светлана, желаю Вам радоваться!

Я Вас очень понимаю. И вот почему. То, что произошло с Вами, оставление храма, нежелание молиться…, на самом деле в большей или меньшей степени происходит с каждым человеком, приходящим к Богу. Я бы даже сказал, что это очень хорошо, что подобное с Вами случилось. Почему? Да потому что могло быть еще хуже. Постараюсь объяснить.

Духовная жизнь, как и физическая, имеет свои определенные законы, и незнание этих законов, точно также не освобождает человека от ответственности, обрекая на определенные страдания.

Первый закон духовной жизни, который нам необходимо знать, чтобы преодолеть определенные трудности, говорит о том, что человек, обратившийся к Богу, проходит через определенные периоды. Вот как их описывает архимандрит Софроний Сахаров, ученик преподобного Силуана Афонского: «Так наблюдается одно почти неизменно повторяющееся явление в порядке духовной жизни нашей; не в деталях, но в принципе, а именно: при своем обращении к Богу человек получает благодать, которая сопутствует ему, просвещает его, научая многим тайнам сокровенной в Боге жизни. Затем неизбежно благодать отойдет от него, во всяком случае в своей «ощутимой» силе, и Бог будет ждать ответа на излитый Им дар. Это испытание верности имеетдвойной смысл: один – необходимый для нас – проявить нашу свободу и наш разум; воспитать и довести, если возможно, до совершенства дар свободы для самоопределения нашего в сфере вечности. Другой – дать Отцу нашему Небесному возможность все, что Он имеет (ср. Лк. 15:31), передать нам в вечное пользование, потому что всякий дар свыше осваивается нами непременно в страдании. После того, как проявлена нами непоколебимая верность, снова приходит Бог и вселяется навсегда в человека, ставшего способным вмещать Огонь любви Отчей (Ср. Ин. 14:23; Лк. 16:10-12).

Итак, хотя и нет общих рецептов для жизни в Боге, но есть некоторые основные положения, которые мы должны иметь в нашем сознании, чтобы путь наш мы совершали с разумом, — чтобы не стали мы жертвою неведения путей спасения» (Архим. Софроний Сахаров «Видеть Бога как Он есть»).

Как Вы видите, Светлана, через подобные Вам страдания проходили даже и святые. Это закон духовной жизни, у каждого верующего наступает момент, когда у него отнимается благодать Божия. У Святых Отцов этот период еще называется как богооставленность. Через подобные испытания прошел необъясним образом и Сам наш Спаситель Иисус Христос, во время Своих крестных страданий: «А около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! Лама савахвани? То есть: Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?» (Мф. 27:46). То есть даже Христос по Своей человеческой природе пережил оставленность Богом-Отцом. Как у Спасителя нашего, без крестных страданий Его не произошло бы и Его славного воскресения, так и у нас – без духовных страданий не произойдет и нашего исцеления.

Почему нам нужны эти страдания? Почему мы теряем иногда Бога, хотя, вроде бы, и хотим в Него верить?

Чтобы ответить на эти вопросы, надо уяснить следующий закон духовной жизни, который сформулировал преподобный Серафим Саровский: цель жизни христианской в стяжании благодати Духа Святого. Сущность христианства не в пустом исполнении внешних религиозных атрибутов, а в внутреннем преображении человека, в нравственном его совершенствовании в любви к Богу и ближнему. Очень часто мы впадаем в такой соблазн, что исполним несколько внешних правил (поставим свечку в храме, прочитаем молитву…), и думаем уже о себе, как о великих праведниках и, соответственно, ждем от Бога наград и исполнений всех наших желаний. А их нет и нет, и мы начинаем обижаться. Главное, что мы должны здесь понять это то, что смысл христианской веры не в внешних жертвоприношениях, как в язычестве, а в внутреннем преображении человека; в стяжании благодати Духа Святого через внешние действия. Именно только благодать Божия приносит в жизнь человека мир, радость, любовь, утешение и другие дары. И только последуховного обогащения, начинает преображаться вокруг нас и мир физический; только после исцеления благодатью Божией души нашей наступит и материальное благополучие.

«Причиной несовершенства Христова ваш (знакомый), — пишет в одном письме о. Амвросий Оптинский, — считает обещание Господом награды за исполнение Его заповедей. Но награда эта не есть какая-либо плата; например, вырыл мужик яму, и получил рубль. Нет. У Господа само исполнение заповедей служит для человека наградою, потому что оно согласно с его совестию; от чего водворяется в душе человека мир с Богом, с ближними и с самим собою. Потому такой человек всегда бывает покоен. Вот ему и здешняя награда, которая перейдет с ним и вечность».

Одна из самых распространенных ошибок еще неопытных в духовной жизни людей состоит в том, что все внимание обращается только на внешнее исполнение (сколько прочитано молитв, сколько положено поклонов, кому и сколько свечек поставлено и т. д.), но при этом полностью пренебрегается внутренняя духовная составляющая, приносят ли эти труды духовную пользу. В итоге получаетсяследующее: человек старается, трудиться, а результата никакого нет, в душе пустота как была, так и остается. Это все равно, что вкушать пищу, которая не насыщает. И если на первом этапе духовной жизни нам еще помогает Сам Господь, даром давая Свою благодать, то когда наступает второй, происходит духовный кризис, теряется смысл в вере и во всех исполнениях внешних правил. В этот момент человек ломается и перестает молиться, поститься, ходить в Церковь. А зачем? Зачем делать то, что не приносит никакой пользы?..

Примерно то же самое, как мне кажется, произошло и с Вами, Светлана. Молитвы, посещения Церкви не принесли Вам желаемого, не принесли и духовного утешения, и в подсознании соответственно отложилась отрицательная реакция на подобные действия, а душа все равно просит того, что единственно может удовлетворить ее потребности – благодати Божией.

И очень хорошо в данном случае, что Вы перестали молиться. Потому что Вы поступили хотя бы просто честно по отношению и к самой себе и к Богу. Страшнее произошло, если бы Вы постарались обмануть себя: ну и ладно, что от моих молитв нет никакого толку, все равно буду молиться, просто потому, что так надо. А кому надо-то? Таких бессердечных молитв не надо ни душе, ни Богу. Так люди и превращаются в фарисеев: внешние обряды фанатично исполняются, а внутри пустота.

Что же делать сейчас? Как молиться, когда не хочется молиться?

В первую очередь надо осознать, что Вы просто сбились с пути. Вера в Бога – это путь, по которому мы должны пройти. Конец пути – Царство Божие, место нашего вечного блаженства. Когда у путника нет хорошего наставника, очень легко бывает сбиться с правильного пути и заблудиться. Но, заблудившись, надо постараться выбраться снова на дорогу и продолжить путь. Конечно, что когда мы видим, что наша дорога не ведет к заветной цели, то нет никакого желания продолжать свой путь. И это разумно, ведь если мы пойдем по ней все-таки, то еще больше заплутаем, еще дальше окажемся от своей цели.

Чтобы выбраться на правильный путь, надо осознать сущность христианства, которая состоит в любви, а именно: в духовном совершенствовании в любви к Богу и ближнему.«Теперь я знаю по опыту моей жизни: Он жаждет нашего совершенства. Попуская нам тяжкую брань с врагом и с нами самими в нашем падении, Он хочет увидеть нас победителями. Если мы не отступим от Него даже в наиболее полном уничижении нашем от врагов, то Он непременно приходит. Побеждает — Он, а не мы. Но победа будет приписана нам, потому что мы страдали» (Архим. Софроний Сахаров «Видеть Бога как Он есть»).

Надо вернуться к началу пути, и снова начать свое духовное продвижение, только теперь уже правильно. Начинать надо с молитвы. Именно через молитву в первую очередь проявляется наша любовь к Богу. Молитва без любви приводит к разочарованию, молитва с любовью наполняет душу благодатью.Не надо в молитве искать как в волшебной палочке исполнения наших желаний, не это делает нас счастливыми. Ведь исполнение одних наших желает, порождает следующие и так будет продолжаться до тех пор, пока смерть не остановить эту чехарду.

«Награда любви – в самой любви» (С. Фудель «Путь Отцов»). Счастье – это когда ты можешь соучаствовать в жизни другого, будь то Бог или ближний, когда ты можешь проявить им свою любовь. Не только молитва, но и все другие религиозные ритуалы в нашей православной Церкви являются выражением любви: через пост мы доказываем нашу любовь к Богу, что Он нам дороже колбасы, сметаны и всего прочего, через возжигание свеч – горение нашего сердца в любви к Нему и т. д. Через любовь к Богу мы уподобляемся Ему и соединяемся с Ним, потому что Сам Бог есть Любовь. Он Источник Любви. Мы не просим в молитвах различных материальных благ, потому что Бог как Любовь лучше нас самих знает, что нам надо, и дает нам все необходимое. Нам надо лишь пребывать с Ним в духовной связи любви.

Старайтесь думать не о том, сколько и каких молитв прочитать, а о том, чтобы Спаситель наш Господь Иисус Христос вошел в наше сердце и наполнил его Собой. А Церковь Божия есть не сказочная лампа Аладдина или скатерть-самобранка, а школа любви. Без этой школы мы постоянно будем плутать, сбиваться, вся наша жизнь будет состоять из сплошных ошибок и неудач. Не скажу, что в Церкви Вы сразу же получите все Вам необходимое, все будет зависеть от Вашей решимости и рассудительности, потому что любовь это искусство, или, как говорил святитель Игнатий Брянчанинов «искусство из искусств». Лучше всего, если у Вас в Церкви будет свой духовник, опытный в духовной жизни священник, который будет подсказывать Вам, как правильно духовно развиваться.

На все вопросы духовной жизни не ответишь, я постарался, как мог, подсказать Вам с чего начинать.

Если Вы искренне будете искать Бога, а не только удовлетворение через религию своих житейских проблем, то Он обязательно Вам поможет и даст все, что Вам нужно.

Спаси Вас Бог, священник Петр Машковцев.