Лето

Родная природа 19 века. Презентация на тему: "Поэзия XIX века о родной природе


На уроке литературы наш класс изучал тему ""Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века"". Изучили не много стихотворений, но в них (этих стихотворениях) мы познали красоту русской природы. Все стихотворения хороши, но больше всего мне понравилось произведение А.К. Толстого "Где гнутся над омутом лозы"". Автор описывает нам красивый летний день:

Где гнутся над омутом лозы,

Где летнее солнце печет,

Летают и пляшут стрекозы,

Веселый ведут хоровод.

Но не все так хорошо и прекрасно. Летящие и пляшущие стрекозы оказались коварны, они хотели заманить ребенка в омут, показать песчаное дно. Стрекозы рассказывают ребенку о красоте летней природы, нахваливая свой внешний вид:

У нас бирюзовые спинки,

А крылышки точно стекло!

Так же они манят своим сладостным, мягким голоском:

Дитя, подойди, подойди же,

Пока не проснулася мать!

Стрекозы обещают научить его летать, тем времени привлекают его внимание, ведь все дети мечтали, мечтают летать:

"Дитя, подойди к нам поближе,

Тебя мы научим летать,

Коварные стрекозы говорят ребенку: ""Мы так тебя любим давно"", также они предлагают ему посмотреть на отлогий берег и песчаное дно:

Смотри, какой берег отлогий,

Какое песчаное дно!"

ребенку грозит смерть, если он пойдет за стрекозами, автор не рассказал, чем закончилось стихотворение.

Обновлено: 2018-01-05

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

  • Подвиг народа в Великой Отечественной войне по произведениям русских писателей второй половины 20 века

Конспект урока по литературе на тему: «Родная природа в произведениях русских поэтов 19 века», 5 класс

Тема урока :

Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века

.
Тип урока : интегрированный урок- изучение нового материала.
Цели урока :
1) обучающая : познакомить учащихся со стихотворениями русских поэтов XIX века о родной природе, а также включить в сообщение краткие сведения из их биографий;
2) развивающая : развивать навыки выразительного чтения стихотворного текста, навыки устной речи, навыки анализа стихотворений;
3) воспитательная : воспитывать любовь к поэзии, к Родине и родной природе.
Оборудование урока :
компьютер, мультимедийный проектор, репродукции картин художников-пейзажистов; портреты Ф.И. Тютчева, А.Н. Плещеева, И.С. Никитина, А.Н. Майкова; аудиозаписи фортепианного цикла П. И. Чайковского «Времена года», С. Рахманинов "Рапсодия на тему Паганини, 18 вариация", литературоведческие словари, фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс» , учебник, тетрадь.
Время урока : 45 мин.

План урока:

1.Организационный момент (1мин)
2. Вступительное слово учителя (7 мин)
а. Обращение к эпиграфу .
б. Постановка цели учащимися .
3. Изучение нового материала (25 мин)
а) прослушивание стихотворения И.С.Никитина «Зимняя ночь в деревне» и И.З. Сурикова «Зима» по фонохрестоматии ;

- работа со словарями;

- просмотр репродукций картин о зиме.
б) физкультминутка ;
в) Образ весны в русской поэзии 19 века.
- прослушивание стихотворения «Весенние воды» по фонохрестоматии;
- просмотр репродукций картин русских художников о весне;
- работа в парах (поиск средств художественной выразительности в стихотворениях);
г) .
- загадка о лете. чтение стихотворения И.С. Никитина «Утро» подготовленным учеником;
- просмотр репродукций картин русских художников о лете (Левитан «Березовая роща»,1885г., Поленов «Пруд в Абрамцево», Шишкин «Дождь в дубовом лесу», 1891г., «Рожь», 1878г.)
- работа с текстом стихотворения «Утро» (поиск средств художественной выразительности в стихотворении);
д) Образ осени в русской литературе 19 века
- чтение стихотворений «Есть в осени первоначальной..» Ф.И. Тютчева, «Осень» А.С.Пушкина, "Осень" А.Н. Майкова.
- прослушивание стихотворения «Есть в осени первоначальной..» по фонохрестоматии;
- просмотр репродукций картин русских художников об осени; (Поленов «Золотая осень»,1893 г., «Осенний день. Сокольники», 1879г. «Осень.Мельница.Плес», 1888г.)
- выступление заранее подготовленного ученика об истории создания картины «Золотая осень» и ее авторе;
-работа в группах(найти в стих-ии признаки осени);
4. Рефлексия (7 мин)
5. Подведение итогов, выставление оценок (3 мин)
6. Домашнее задание (2мин)

Ход урока

1.Организационный момент
2.Слово учителя
У нас в России четыре времени года. И у каждого времени года свои энергии. Древние учили: «Всегда следуй за энергиями времен года». Что за окном, то же происходит и в нашем теле.
Люди-удивительные существа планеты Земля- постоянно развиваемся,учимся новым знаниям, осваиваем новые науки, ремесла. И живем мы в таком же не менее удивительном, постоянно меняющемся мире, живом и прекрасном. Необходимо находиться с природой в постоянном взаимодействии.
Существует терапия времен года. Весна- Расцветающее дерево. Расцвет, развитие, рост природы и сил человека начинается весной, с приходом стихии дерева. Лето. Воспринимай все сердцем.
Главная стихия лета – огонь. Энергия огня помогает развить качества выше земных и небесных. Осенью природа очищается. Деревья сбрасывают листья, а зверьки – меняют шкурки, стихию земли сменит стихия металла. С наступлением зимы приходит стихия этого времени года – вода. Энергия воды поможет укрепить внутреннюю силу, которая заключена в мягкости: «Вода мягкая, а точит камень», «Стань подобным воде», «Бери за образец воду» - учили древние.
В природе – неиссякаемый источник вдохновения для поэтов, художников, писателей, композиторов, и, конечно же, для нас с вами. Нужно вслушаться и всмотреться. И только внимательному зрителю и слушателю откроется много удивительного, загадочного и прекрасного. Только тогда нам станет понятен таинственный и неповторимый язык родной природы.
Мир вокруг нас кажется постоянным и неизменным, но это лишь иллюзия(обман).На самом деле окружающая нас природа постоянно меняется, обновляется. Стоит лишь присмотреться.
А теперь подумайте над темой сегодняшнего урока.
Учитель: -Природа- одна из вечных тем мирового искусства. Русская литература располагает удивительными образцами пейзажной лирики. Сегодня мы побеседуем о некоторых русских поэтах XIX века, которые в своих стихотворениях восхваляли родные леса, поля, луга, а также птиц и зверей. Все времена года пройдут перед нами в стихах Пушкина, Никитина, Сурикова, Тютчева, Фета, Майкова.
а) Обращение к эпиграфу .
-Прочитаем эпиграф к сегодняшнему уроку.
Когда напевают закаты в реке,
И сосны вздыхают, и шепчут кусты,
Кто землю поймет на родном языке?
Кто, если не я?
Кто, если не ты?
Л Щипахина.
Учащиеся озвучивают тему урока. Запись темы на доске и в тетрадях.
б) Постановка цели учащимися.
Учащиеся самостоятельно формулируют цель урока, опираясь на опорные слова, учитель корректирует.
Опорные слова:
Узнать…
Научиться…
Совершенствовать умение…
Цель: познакомиться со стихотворениями русских поэтов о природе, научиться анализировать лирическое произведение, совершенствовать навыки выразительного чтения стихотворений, умение участвовать в беседе.

3. Изучение нового материала.
А)Учитель: -Год начинается с зимы. Зима – чудесное время года. Белоснежное покрывало из блестящего снега, неповторимые узоры на окнах, морозный воздух. Поэты не могли не заметить удивительной красоты зимней природы.
Прослушайте стихотворение И.С. Никитина «Зимняя ночь в деревне» в исполнении народного артиста России Л.Кулагина и стихотворение И.З. Сурикова «Зима» в исполнении народного арт. России Габец.
Учитель: - Какие картины изображены в стихотворениях? (зимняя ночь и снегопад).
- Как вы думаете, удалось ли поэтам передать нам эти удивительные картины? (Да)
- С помощью чего мы смогли представить себе эти картины? (изобр.- выразит. средства).
Учитель: -Изобразительно-выразительные средства используются в литературных произведениях для того, чтобы создать зримый образ описываемого предмета, явления.
- работа в парах (поиск средств художественной выразительности в стихотворениях);
Учитель: -Сейчас мы с вами поищем такие средства выразительности в стихотворениях. Но прежде поработаем со словарями и найдем определения: эпитет, сравнение, олицетворение.
- работа со словарями;
Учитель: -А теперь найдем эти средства выразительности в стихотворениях (работа в парах):
Олицетворения «лес принакрылся», «лес заснул», «пришли морозцы»; эпитеты « сонное село», «немая тишина», «улицы пустые», «пушистый снег», «чудная шапка»; сравнения «крест, как свеча», «поле забелело, точно пеленой его одело», «темный лес, что шапкой принакрылся».
- выразительное чтение стихотворений учащимися;
Просмотр репродукций, изображающих зиму: И. Шишкин «Зима», 1890г., Н. Крымов «Зимний пейзаж», К. Крыжицкий «Лес зимой», И. Грабарь «Роскошный иней» под аудиозапись П.И. Чайковский «Времена года» или Вивальди «Времена года».
Б) Физминутка;
Мы пройдемся по дорожке.
Чтобы отдохнуть немножко,
Мы пройдемся по дорожке.
Но дорожка не простая –
Нас от парт не отпускает.
Голову тяну к плечу,
Шею я размять хочу.
В стороны разок-другой
Покачаю головой.
Пальцы ставим мы к плечам,
Руки будем мы вращать.
Круг вперед, другой – вперед,
А потом наоборот.
Хорошо чуть-чуть размяться.
Снова сядем заниматься.
В)Образ весны в русской поэзии 19 века .
«Весенние воды» Тютчев.
Вопросы:
– В этом стихотворении тоже изображается весна. А месяц назвать вы можете? (Май.)
– Кого или что олицетворяет в нем поэт? Что в стихотворении предстает перед нами, как живое? (Воды, то есть река. Воды «гласят во все концы» о том, что идет весна.)
– Какие эпитеты передают нам светлое, радужное, веселое настроение? («Тихих, теплых, майских дней», «румяный, светлый хоровод».)
Учитель: Да, это весна, которая приходит вслед за зимой. С этим временем года связано пробуждение природы и человека, это символ чистоты, обновления, начала чего-то нового.
Обращаю внимание учеников на репродукции картин: Левитан «Цветущие яблони», 1896г; «Март»,1895г; «Весна-большая вода»,1897г. » под аудиозапись (С. Рахманинов Рапсодия на тему Паганини, вариация 18).
Учитель: -Найдите в учебнике стихотворения о весне, подготовьте выразительное чтение одного из них (кто первый).
Г)- Образ лета в русской поэзии 19 века
- Загадка о лете. чтение стихотворения И.С.Никитина «Утро» подготовленным учеником;
Учитель: -Отгадайте загадку и назовите время года:
Я соткано из зноя,
Несу тепло с собою,
Я реки согреваю,
«Купайтесь!» - приглашаю.
И любите за это
Вы все меня. Я - …
(Лето)
Чтение стихотворения И.С.Никитина «Утро» подготовленным учеником.
Учитель: - Любую художественную картину, нарисованную красками или словесно, можно не только увидеть, но и услышать, и почувствовать. В ней есть свои неповторимые звуки и запахи.
Звуки: шум от крыльев улетающих уток, звон колокольчика, пробудились рыбаки, песни птиц, песня пахаря.
Запахи: утренней свежести, прохлады, близкого водоема, запах цветущих трав.
-Просмотр репродукций картин русских художников о лете под аудиозапись Рахманинов Рапсодия на тему Паганини, вариация 18. Обращаю внимание на репродукции картин: Левитан «Березовая роща»,1885г., Поленов «Пруд в Абрамцево», Шишкин «Дождь в дубовом лесу», 1891г., «Рожь», 1878г.) Посмотрите еще раз на картины, представьте себе ее и назовите присутствующие там звуки и запахи.
Д) Образ осени в русской поэзии 19 века .
Учитель:- Ребята, а теперь посмотрите на картину и отгадайте изображенное на ней время года. Знаете ли вы, кто автор этой картины? (Левитан «Золотая осень»)
Сообщение заранее подготовленного ученика.
Это картина известного художника Левитана, написанная в 1985 году. К началу 1890-Х годов талант Левитана достиг полной зрелости, наступила пора творческого расцвета. В обширном наследии художника картины на мотивы русской осени встречаются неоднократно. Он особенно любил это время года за его лирические печальные тона, за праздничную яркость убранства деревьев- она была созвучна его настроениям. Краски осенней листвы, особая прозрачность воздуха и чувство уходящей жизни находили отклик в его меланхолической натуре.
Одной из самых известных картин Левитана стала «Золотая осень», в которую мастер вложил светлую грусть увядания природы.
Картина написана в имении Горка Тверской губернии, где художник гостил в семье Турчаниновых с мая по октябрь 1895 года.
Учитель: -Посмотрите внимательно на другие картины и перечислите признаки осени. (Обращаю внимание на репродукции картин: Поленов «Золотая осень»,1893 г., «Осенний день. Сокольники», 1879г. «Осень.Мельница.Плес», 1888г. (По разным оценкам художник написал около ста осенних картин.)
-Работа в группах. Найти и перечислить признаки осени в стихотворениях, выразительно прочитать его.
1 группа: стихотворение «Есть в осени первоначальной…»
Учитель:– Давайте проведем с вами небольшую словарную работу: выпишем из стихотворения в тетрадь слова, которые могут быть непонятны.
(«Лучезарны вечера». Лучезарный – сверкающий, полный сияния, блеска. Серп – длинный изогнутый нож для срезывания хлебных колосьев. «…на праздной борозде». Праздный – здесь: пустой. Борозда – канавка, углубленная черта на поверхности почвы, сделанная сохой или плугом. Лазурь – светло-синий цвет, цвет неба.)
– После того, как мы узнали значения малознакомых слов, прослушаем стихотворении в исполнении ученика (фамилия называется).
Поиск средств художественной выразительности:
Автор использует такие художественные средства как
сравнение (весь день стоит как бы хрустальный...) , олицетворение (где бодрый серп гулял) .
Это придает выразительность речи, способствует более полному раскрытию художественного образа.
Поэт использует самые изысканные эпитеты, передающие его отношение
к окружающему миру: “дивная пора”, “хрустальный день”, “лучезарный вечер”.
2группа: Пушкин А.С. "Осень"
Автор использует такие художественные средства, как эпитеты: «унылая пора», «в багрец и золото одетые леса», «свежее дыхание», лексика старого стиля «осенний хлад». Звукопись: большое количество глухих согласных звукоподражательно описывает шелест листьев и прохладу.
3 группа: А.Н. Майков "Осень".
Словарная работа:
Вешний – весенний.
Утеха – удовольствие, забава.
Совлечь – снять.
Пурпур – тёмно- или ярко-красный цвет.
Автор использует такие художественные средства, как эпитеты: «лист золотой», «кудрявых груздей», «прозрачных небес», многочисленные олицетворения, цветовая гамма стихотворения («лист золотой», «пурпур брусничных кистей», «ясность небес»).
6. Рефлексия .
Я начинаю предложение, а вы продолжаете:
Вопросы для рефлексии урока:
1. Сегодня я узнал…
2. Было интересно…
3. Я выполнял задания…
4. Я понял, что…
5. Теперь я могу…
6. Я почувствовал, что…
7. Я приобрел…
8. Я научился…
9. У меня получилось …
10. Я смог…
11. Я попробую…
12. Меня удивило…
13. Урок дал мне для жизни…
14. Мне захотелось…
7. Подведение итогов, выставление оценок. .
Учитель: - Ребята, а теперь подумайте, при помощи каких средств предают красоту родной природы поэты, художники, музыканты?(Поэты - при помощи изобразительно-выразительных средств, художники-цветом, техникой живописи (мазочками, пятном, линией, тоном), музыканты - с помощью нот.
8. Домашнее задание . 1 мин.
1 уровень: выразительное чтение стих. А.М.Жемчужникова «Грачи»;
2 уровень: написать небольшое сочинение (5 пр-ий) «Я в осеннем(зимнем, весеннем, летнем) лесу»
3 уровень: сочинить четверостишие о родной природе.
Резервные методические материалы.
Составить устное высказывание на тему «Какой изображают родную природу русские поэты», используя опорные слова и выражения
Родная природа для русских поэтов – это…
Поэты воспевали красоту…(чего?)
Русская природа… (какая?)
Нам, читателям, близки стихотворения о родной природе, потому что…
Библиография.
1. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература 5 класс учебник для общеобразовательных учреждений, в 2-х частях. М.: Просвещение, 2015.
2. Литература, 5 класс, Фонохрестоматия, Коровина В.Я., Журавлев В.П., 2013.
3. «Художественная галерея» №60,2005
4. «Художественная галерея» №65,2005
5. «Художественная галерея» №56,2005
6. Коровина В.Я. Литература: 5 класс: Методические советы. М.: Просвещение, 2004
7. Заир - Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2011.
8. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. С.-Петербург: КАРО, 2013.
9. Тимофеев Леонид Краткий словарь литературоведческих терминов.1963
10. Миронова Н.А. Литература в таблицах:5-11 классы: справ. материалы.- М.:Астрель,2008

Русские поэты посвятили природе различных времён года множество стихотворений. При этом каждый видел и по-своему запечатлевал весну, лето, осень и зиму.

Евгений Абрамович Баратынский 1800-1844

«Весна, весна! как воздух чист!..» В стихотворении Е. А. Баратынский встречает весну ликующим, восторженным гимном. Поэт радостно приветствует раннюю весну, которая со всей мощью и присущим ей блеском приходит на смену зиме.

Она и в поэте пробуждает порыв к идеалу, к высоким чувствам и желание слиться в этом едином порыве с природой и раствориться в ней.

В другом стихотворении («Чудный град порой сольется...») Баратынский пишет о том, что иногда летучие облака могут создать таинственный «чудный град», но, навеянный образами природы, он мгновенен, хрупок и зыбок. Под напором ветра он рушится, и это прекрасное видение бесследно исчезает. В стихотворении возникает тонкое сравнение с поэтической мечтой, которая столь же мгновенна и хрупка, как и природное видение. Она тоже недолгая гостья в мире повседневной суеты.

По двум стихотворениям Баратынского уже можно судить о том, что жизнь природы сопоставлена с жизнью человека. Рассказывая о жизни природы, поэт передаёт свои чувства, мысли, свои желания и тревоги. Все изменения в природе напоминают отношения между людьми.

    Весна, весна! как воздух чист!
    Как ясен небосклон!
    Своей лазурию живой
    Слепит мне очи он.

    Весна, весна! как высоко
    На крыльях ветерка,
    Ласкаясь к солнечным лучам,
    Летают облака!

    Шумят ручьи! блестят ручьи!
    Взревев, река несёт
    На торжествующем хребте
    Поднятый ею лёд!

    Ещё древа обнажены,
    Но в роще ветхий лист,
    Как прежде, под моей ногой
    И шумен и душист.

    Под солнце самое взвился
    И в яркой вышине
    Незримый жавронок поёт
    Заздравный гимн весне.

    Что с нею, что с моей душой?
    С ручьем она ручей,
    И с птичкой птичка! с ним журчит,
    Летает в небе с ней!..

    Чудный град порой сольётся
    Из летучих облаков;
    Но лишь ветр его коснётся,
    Он исчезнет без следов.
    Так мгновенные созданья
    Поэтической мечты
    Исчезают от дыханья
    Посторонней суеты.

Яков Петрович Полонский 1819-1898

«По горам две хмурых тучи...» В стихотворении Я. П. Полонского образы двух туч и скалы напоминают детей и мать. Тучи днём блуждали вдали от матери, а к вечеру склонились на грудь скалы, но обеим места не хватило, и они повздорили. Из их ссоры родилась молния, грянул гром. Схватка туч, однако, больно отозвалась в сердце матери-скалы, потому что ей были одинаково дороги обе тучи. Она жалобно застонала, и тучи-дети вняли этому стону. Они не хотели обижать скалу-мать и, обескураженные, удивлённые своим поступком и пожалевшие скалу, мирно улеглись у её ног, смиренно признавая свою неправоту. Так наблюдение над предгрозовым пейзажем рождает лирический сюжет, в котором легко узнаются человеческие отношения родителей и детей.

    Но горам две хмурых тучи
    Знойным вечером блуждали
    И на грудь скалы горючей
    К ночи медленно сползали.
    Но сошлись - не уступили
    Той скалы друг другу даром
    И пустыню огласили
    Яркой молнии ударом.
    Грянул гром - по дебрям влажным
    Эхо резко засмеялось,
    А скала таким протяжным
    Стоном жалобно сказалась,
    Так вздохнула, что не смели
    Повторить удара тучи
    И у ног скалы горючей
    Улеглись и обомлели...

«Посмотри - какая мгла...» В этом стихотворении тоже рождается лирический сюжет о «бледном месяце», который одиноко «в небе ходит», не зная приюта и освещая всё вокруг таинственным «фосфорическим лучом». В этом образе легко угадать поэта, бесприютного и печального в своём одиночестве, но проникающего всюду своим поэтическим воображением.

    Посмотри - какая мгла
    В глубине долин легла!
    Под её прозрачной дымкой
    В сонном сумраке ракит
    Тускло озеро блестит.

    Бледный месяц невидимкой
    В тесном сонме сизых туч,
    Без приюта в небе ходит
    И, сквозя, на все наводит
    Фосфорический свой луч.

Алексей Константинович Толстой 1817-1875

«Где гнутся над омутом лозы...» Современник Полонского поэт А. К. Толстой с помощью образов природы создаёт целые баллады. Весёлые стрекозы в стихотворении зовут мальчика ввысь, обещая научить его летать. Они обещают спеть ему много песен, показать отлогий берег и песчаное дно. Они рассказывают мальчику о том, как красиво вокруг, предлагают ему посмотреть на омут сверху, взлетев вместе с ними. Однако это может погубить ребёнка.

    Где гнутся над омутом лозы,
    Где летнее солнце печёт,
    Летают и пляшут стрекозы,
    Весёлый ведут хоровод:

    «Дитя, подойди к нам поближе,
    Тебя мы научим летать,
    Дитя, подойди, подойди же,
    Пока не проснулася мать!

    Под нами трепещут былинки,
    Нам так хорошо и тепло,
    У нас бирюзовые спинки,
    А крылышки точно стекло!

    Мы песенок знаем так много,
    Мы так тебя любим давно!
    Смотри, какой берег отлогий,
    Какое песчаное дно!..»

Вопросы и задания

  1. Вы прочитали стихотворения о родной природе поэтов XIX века и размышления литературоведа о них. О каком из этих стихотворений вам хотелось бы высказать своё суждение? Какое из них хочется выучить наизусть, потому что оно передаёт ваше восприятие того или другого явления природы и связанного с ним настроения?
  2. В стихотворении Е. А. Баратынского «Весна, весна! как воздух чист...» поэт подробно рассказывает о приметах наступающей весны («воздух чист», «ясен небосклон», «шумят ручьи», «жавронок поёт»). Поэт приветствует весну, которая будит и его собственные силы, веселит душу. Поэт возрождается вместе с природой.

    Какой литературный приём помогает сделать картину живой, а все видимые предметы очеловеченными, одухотворёнными?

  3. В стихотворении Баратынского «Чудный град порой сольётся...» говорится о видении и создании града из летучих облаков. Как вы это понимаете? Отчего исчезает видение города из облаков? Почему могут исчезнуть мечтания поэта?
  4. Найдите олицетворения и объясните их роль в стихотворении Полонского «По горам две хмурых тучи...». Какие образы возникают при чтении стихотворения?
  5. Стихотворение А. К. Толстого «Где гнутся над омутом лозы...» - может быть, красивая пейзажная картинка, может быть, страшная сказка... О чём она? Кому и как рассказывают стрекозы о красоте летней природы? Можно ли им верить?
  6. Подготовьте поэтический вечер и выставку репродукций русских художников-пейзажистов «Родная природа». На вечере вы расскажете о поэтах и прочитаете их стихотворения. Подберите аудиозаписи музыкальных произведений, которые будут сопровождать выступления чтецов.

Русская поэзия немыслима без одной из главных ее тем - темы природы. Литература 19-го века оставила нам живописные, лиричные, трогательные, проникновенные зарисовки прелестных уголков природы, исполненных очарования и душевности. Прикоснемся к ним сердцем и мы, путешествуя по временам года и страницам любимых томиков стихов.

Ах, ты, зимушка-зима!

Один из создателей знаменитого Козьмы Пруткова - Алексей Жемчужников - в коротенькой строчке выразил общее восхищение сказочной красотой русской зимы: «Так первый снег мне этот мил…». Поэзия родной природы, ее великолепие и блеск рисует нам и Пушкин в 5-ой главе «Евгения Онегина». Помните сцену «Утро Татьяны», когда она, проснувшись, глядит в окно и с радостью видит побелевший двор, крыши, морозные узоры на стеклах и меховые шубки деревьев, «блистательные ковры» на полях?

Вместе со своей героиней радуется поэт и веселым зимним забавам, душевному подъему, творческому вдохновению. Русскому сердцу дорого это время года, заставляющее бурлить кровь, пробуждающее жизненные силы. Созвучна пушкинским строкам и поэзия родной природы, представленная в творчестве Некрасова, Полонского, Майкова, Фета, Бунина и многих других мастеров художественного слова. Они оставили нам свои удивительные стихи, от которых так и веет морозной свежестью, бодростью, явственно ощущается жизнерадостное, жизнеутверждающее начало. Более того, поэзия родной природы - это поэзия одухотворенной красоты и силы, величия и глубокого философского содержания. Такою предстает зима в известном нам фрагменте поэмы Некрасова «Мороз-Красный нос» - «Не ветер бушует над бором…». Пушистые вершины сосен, сияние льда на реках, россыпи цветных огоньков-снежинок в блеске холодного зимнего солнца - вот она, ослепительная краса, которую воспевает поэзия родной природы.

Зеленый шум

Радостны русскому человеку забавы зимы-матушки. Но когда приходит весна, вместе с нею открывается и новая страница нашей жизни. И родная природа в русской поэзии весенней поры предстает перед нами в своем ином, первозданном очаровании. Ф. И. Тютчев изображает весну в виде юной прелестницы, озорной насмешницы, которая не боится злобной ведьмы-зимы и покоряет всех своим совершенством. А вместе с ее приходом начинают трезвонить в поднебесье жаворонки, идет-гудет по земле «зеленый шум», цветут сады, цветет земля, цветет и душа людская. Об этом пишет Н. А. Некрасов в своем одноименном стихотворении. Прощаются обиды, забываются невзгоды, душа жаждет обновления, радости, любви. Недаром в нашем сознании весна ассоциируется с молодостью, дерзкими планами, яркими надеждами. Потому один из самых часто используемых авторами художественных приемов - олицетворение, подчеркивающее единение живой природы и человека.

Ах, лето красное!

Ликованием радости, благодарностью щедрости земли проникнута поэзия родной природы в стихах русских поэтов 19 века, посвященная лету. Здесь и тютчевский восторг перед неукротимыми грозами, и лермонтовское пышное цветение полей, когда «волнуется желтеющая нива», а малиновые сливы наполняют воздух сладким пьянящим ароматом. Поэзия лета одухотворенная, наполненная жизнью, движением, красками, звуками, запахами.

У А. И. Бунина это время года ассоциируется с детством, пропитанным солнцем, счастьем бытия, беззаботностью, когда лес кажется бесконечным дворцом, песок, словно горячий шелк, ласкает ноги, а кора сосен согревает теплом, как ласковая, натруженная, мозолистая отцовская ладонь. Поэты подчеркивают, что именно у природы должны мы, ее дети, учиться доброте и гармонии.

Очей очарование…

И, наконец, осень. Это любимое время года у большинства наших лириков, что совсем неудивительно! Пушкин, например, признавался, что «рад лишь ей одной». Осеннее разноцветие, хрупкая, яркая красота, последний всплеск жизненных сил природы перед долгим зимним сном - все это Тютчев очень тонко и точно назвал кроткой улыбкой увяданья. И летящие паутинки, и ясная улыбка солнечного луча сквозь тяжелые тучи, и светлость прозрачных вечеров, и грустно-сиротеющая земля - все прекрасно, трогательно, бесконечно дорого нам.

Для русских поэтов характерно народное представление об осени - времени сбора урожая, подведения итогов, неторопливое любование окружающим миром, понимание бренности всего земного, мудрое, смиренное принятие законов природы.

По литературе VI класса есть лирические произведения, которые можно объединить разделом «Родная природа в изображении русских поэтов». Изучение этих произведений вызывает немалые трудности у учителей-словесников. Поэтому часто это изучение сводится лишь к выразительному чтению и заучиванию наизусть.

Главная задача учителя - организовать работу со стихотворениями о природе так, чтобы пробудить интерес и любовь к поэзии. Поэтому первое, что необходимо учителю, - это освоить образное содержание стихотворения , добиться того, чтобы ученик отчетливо представлял, видел предмет изображения. Как писал В. Набоков: «Главная задача писателя - превратить читателя в зрителя». Затем - выявление основных чувств, которые вызывает та или иная картина, тот или иной предмет, которые помогут школьникам понять основной тон стихотворения и проникнуться чувствами, которые стремился пробудить поэт, и, наконец, личное отношение к нарисованному, которое отразится в выразительном чтении того или иного стихотворения.

В хрестоматии VI класса поэзия о природе представлена двумя разделами: «Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX в.» и «Родная природа в стихотворениях русских поэтов XX в.». Пожалуй, не следует изучать их в одно время. Это может снизить интерес шестиклассников и вызовет большие трудности у учителя. Поэтому лучше стихотворения русских поэтов XX в. отнести на конец изучения темы «Произведения русских писателей XX в.».

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки