Свитера

Как развиваются пресмыкающиеся. Класс пресмыкающиеся

Ю.Дмитpиев

В истории рептилий, или пресмыкающихся, еще много белых пятен, но основное мы уже знаем. Считают, что первопроходцы суши - земноводные - появились на стыке девона и каменноугольного периода. Покинув воду и приобретя кое-какие приспособления для жизни на суше, первые земноводные, видимо, неплохо чувствовали себя: климат был ровный, теплый, воздух влажный, да и водоемов было достаточно. Но вот в конце каменноугольного периода на Земле произошли существенные перемены, изменился климат: в ряде мест земного шара он стал жарким и сухим, в то же время, как свидетельствуют годовые кольца на стволах ископаемых деревьев, начались суровые и холодные зимы. Естественно, изменилась и растительность. Счастливая и беспечная жизнь первых амфибий кончилась. Надо было приспосабливаться к новым условиям существования. Часть земноводных не смогла приспособиться и погибла. Другие сохранили верность полуназемному, полуводному образу жизни и постепенно дали начало современным амфибиям. Третьи сделали решительный и окончательный шаг на сушу и остались осваивать новые условия жизни.

Самые древние рептилии, вымершие, конечно, появились в середине каменноугольного периода. А в мезозойской эре, которая началась примерно 230 млн лет назад и длилась чуть более 160 млн лет, древние пресмыкающиеся пережили бурный расцвет и достигли небывалого разнообразия. Мезозой в переводе с греческого значит "промежуточная жизнь". Но часто его называют "веком рептилий", потому что именно в это время в истории Земли рептилии - первые по-настоящему сухопутные обитатели нашей планеты - окончательно завоевали ее, стали полноправными хозяевами суши. Они уже не так зависели от климатических и погодных условий, они уже не были привязаны к определенному - близкому к водоему - месту жительства, у них было множество преимуществ перед амфибиями. И не в последнюю очередь благодаря тому, что они оказались способными откладывать небывалые прежде яйца.

Конечно, новое чудо природы - яйцо рептилий - появилось не сразу, конечно же на его создание и совершенствование ушли миллионы лет. Но в конце концов яйцо в плотной "упаковке", которому не страшно было высыхание, появилось.

Мы уже знаем, что яйца земноводных могут развиваться только в воде. Во влажной среде они защищены от высыхания. Из этой среды зародыши получают микроэлементы, необходимые для успешного развития. Кроме того, именно в воде или влажной среде проходит личиночная стадия развития земноводных. Ну а если икринка, то есть яйцо земноводного, окажется вне воды, вне влажной среды? Зародыш земноводного не разовьется в нем. А у рептилий? У них все не так. Яйцо пресмыкающихся создает все необходимые условия для нормального и успешного развития нового существа. Зародыш какое-то время должен находиться в водной среде. И яйцо дает ему эту возможность: под скорлупой имеется крошечное "Озерцо". Зародыш Должен питаться. И яйцо дает ему все необходимое. Иными словами, новое яйцо - яйцо рептилий - было уже настолько совершенно и приспособлено для наземных условий жизни, что за многие и многие миллионы лет не потребовалось его существенных изменений. Даже у современных птиц, ведущих свое начало от древних крылатых ящеров, оно мало чем отличается от яйца перворептилий. В первую очередь это относится к яйцам, одетым скорлупой удивительно совершенным материалом, который и предохраняет зародыш от высыхания, и защищает от механических повреждений, и позволяет дышать зародышу и так далее. Справедливости ради надо сказать, что такие яйца не у всех пресмыкающихся. Есть и менее совершенные покрытые не скорлупой, а кожистым веществом.

Покрытые скорлупой яйца испаряют до 10 - 15% влаги, яйца рептилий, одетые кожистой оболочкой, - до 25%. Так что пресмыкающимся все же приходится прятать свои кладки от прямых солнечных лучей, подыскивая более влажную среду.

Независимость пресмыкающихся от наличия водоемов позволила им широко расселиться по планете, освоить не только малоблагоприятные для жизни, но и весьма суровые районы. Взрослые животные научились, приспособились переносить суровые условия. Однако яйца, даже если они и заключены в такую идеальную "упаковку", как скорлупа, менее стойки к суровым климатическим условиям. Так что некоторые пресмыкающиеся "нашли выход" в том, что яйца задерживаются в яйцеводах матери. (Пресмыкающиеся как бы расширили и усовершенствовали этот способ сохранения яиц, который уже наметился и у некоторых земноводных.) У некоторых рептилий такая задержка настолько длительна, что на свет появляется не "полноценное" яйцо с развитым зародышем, а почти полностью сформировавшийся детеныш, покрытый тонкой пленкой - остатками яйцевой оболочки. "Новорожденный" сразу же разрывает ее и немедленно начинает самостоятельную жизнь.

Такое явление называется яйцеживорождением, а не живорождением, как его иногда ошибочно называют. Ведь яйцо в данном случае лишь задерживается в яйцеводе, зародыш развивается автономно, получая все необходимое не от матери, а из того же яйца. Правда, среди пресмыкающихся есть и настоящие живородки - зародыши их действительно во время развития получают питательные вещества из организма матери. Но такие случаи достаточно редки.

Основная масса пресмыкающихся откладывает яйца. Это сближает рептилий с амфибиями. Но в то же время именно яйцо - его принципиальное отличие - резко разделяет пресмыкающихся и земноводных. Мало того, оно повело к дальнейшим коренным изменениям, так как дало возможность рептилиям стать полностью независимыми от воды, удалиться от нее на значительное расстояние. А это, в свою очередь, не могло не отразиться на строении дыхательной системы.

Земноводные, как мы знаем, значительную часть кислорода получают через кожу. Но в то же время незащищенная голая кожа приводит к большой потере влаги. Для рептилий в условиях жаркого сухого климата, да еще вдали от воды, это могло бы стать роковым. И они полностью "отказались" от кожного дыхания. У них исчезли кожные железы, кожа покрылась чешуей, костными пластинками или другими защитными приспособлениями. Утрата кожного дыхания была тесно сопряжена с коренными изменениями - по сравнению с земноводными-предками - дыхательного аппарата. Земноводные, как правило, не имеют ребер, а если имеют, то очень короткие и несовершенные. Во всяком случае, пригодной для дыхания грудной клетки у них нет. Поэтому при дыхании (не кожном) воздух они сначала набирают в рот, затем, "заткнув" ротовое отверстие, "проталкивают" его в горло.

У рептилий уже появились ребра, грудная клетка. И это дало им возможность не заглатывать воздух, а вдыхать его.

Изменилась кровеносная система, изменилось сердце. Изменились скелет и мускулатура. В первую очередь потому, что изменились - и очень! - конечности рептилий.

Кистеперые рыбы в меньшей, земноводные - в большей степени, но и те, и другие все-таки делали первые шаги по земле. Рептилии зашагали по планете уверенно. Для этого нужны были и соответствующие средства передвижения. И рептилии обзавелись ими. Правда, позже часть рептилий утратила это великое завоевание. И из-за них весь класс стал называться рептилиями, или пресмыкающимися.

Первые путешественники, увидевшие гигантских черепах, были поражены не только их величиной, но также их "длинноногостью". Действительно, медленно идущая гигантская черепаха, кажется, движется на огромных столбах. Известный американский зоолог Арчи Карр рассказывал, как был удивлен, впервые увидав стремящегося к воде крокодила. Крокодил неожиданно оказался не только очень проворным, но и весьма длинноногим. Многие ящерицы прекрасно двигаются на своих стройных длинных ножках, а есть и такие, что при опасности бегут - и очень быстро - лишь на задних ногах.

Но даже и утратившие ноги рептилии не потеряли способность активно передвигаться. Достаточно вспомнить коротконогих ящериц и змей, которые гораздо проворнее и вообще гораздо лучше приспособлены к движению, чем амфибии.

Итак, рептилии твердо ступили на сушу. Они еще, как и земноводные, откладывают яйца. Но земноводные, даже если они все время живут на суше, откладывают яйца в основном в воде или во влажной среде. А рептилии, даже если проводят большую часть жизни в воде и прочно связаны с ней, откладывают яйца только на суше.

Рептилии, хотя и не имеют постоянной температуры тела, все-таки меньше зависят от окружающей среды: их кожа покрыта защитными приспособлениями, для них не так важна влажность воздуха, они не так боятся жары, сухости, прямых лучей солнца. Мало того, перемещаясь то в тень, то на нагретые места, они в какой-то степени поддерживают относительно постоянной температуру своего тела.

У рептилий - множество "новоприобретений", ставящих их среди представителей животного мира на более высокую ступень развития по сравнению с амфибиями.

Впрочем, среди самих рептилий есть очень много различий. И во внешнем облике, и во внутреннем строении, и в поведении, и в образе жизни. Это естественно. Ведь произошли они в разные времена и от разных предков. И в процессе развития изменения продолжались: утрата ног у одних, например, изменение легких у других (у большинства змей развито лишь одно легкое, другое - недоразвито или отсутствует совсем, то же и у некоторых ящериц).

Некоторые рептилии примерно 300 миллионов лет назад снова начали возвращаться в воду. Возможно, побудили их к этому те же причины, что когда-то заставили их предков выйти из воды: земля уже была достаточно заселена, появилась конкуренция, появились враги. Море же для таких "переселенцев" являлось относительно новым и относительно нетронутым миром. 100 миллионов лет назад в море уже было много рептилий. Конечно, они стали отличаться от наземных - вновь обрели плавники, хвосты, утратили или почти утратили шею. Но снова в рыб они не превратились. У них оставались легкие, как у наземных животных, кровообращение не стало у них "рыбьим" и так далее.

Да, рептилии очень разнообразны. Тем не менее и общих признаков у них очень много. Поэтому они и объединены в один класс. А так как пресмыкающиеся все-таки очень разные, то в этом классе различают четыре отряда.

Отряд клювоголовых насчитывает всего один (!) вид.

Отряд черепах включает сейчас примерно 250 видов.

Отряд крокодилов - прямые потомки жителей мезозоя. Крокодилов известно сейчас около 25 видов.

И, наконец, отряд чешуйчатых. Это самые многочисленные и самые многообразные рептилии. Их сейчас насчитывается около 600 видов. К чешуйчатым относятся все змеи, ящерицы, хамелеоны.

Таковы рептилии, живущие сейчас на нашей планете. Точнее, известные нам сейчас. Наверняка есть немало еще неизвестных науке.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта

Рептилии раздельнополы и могут отличаться вторичными половыми признаками. Часто эти различия незначительны или даже вовсе отсутствуют. Иногда самцы лишь крупнее самок, как бывает обычно у видов рода Lacerta, за исключением живородящей ящерицы (Lacerta vivipara), где самка крупнее, что связано с развитием детенышей в теле. То же самое у живородящих змей. У самцов многих видов ящериц, змей и черепах хвост вздут при основании. Это зависит от того, что здесь находится в свернутом состоянии двойной совокупительный член. У черепах полы можно отличить по виду грудного щита - у самцов он вогнут, тогда как у самок он плоский или выпуклый. В других случаях смысл вторичных половых различий неясен; например, различие в числе щитков у многих змей, большая узость шеи. У самок многих змей имеются килеватые гребни на спинных чешуях в период половой жизни. Этот признак служит для раздражения самки во время спаривания.
Непонятен смысл различия в окраске, наблюдаемого у некоторых рептилий. Например, у самцов черепахи Cistudo глаза красные, у самок - бурые. У кровососа (Calotes versicolor) цвет тела самца может меняться по произволу. Иногда он бывает весь блестяще красного цвета с черными пятнами; в некоторых случаях цвет кожи меняется только на голове, в других - на всем теле, не исключая хвоста. Самка же остается одноцветной. Впрочем, не всегда яркая окраска связана с полом. Далее полы могут отличаться наличием многочисленных выростов на голове, например, у некоторых видов хамелеона, где у самца развиваются рога, подобные рогам носорога. Сюда же относятся гребни на затылке и на спине у многих игуан. Так называемые бедренные поры у самцов ящериц более сильно развиты. У некоторых рептилий самцы отличаются еще голосом, и не исключена возможность, что он служит для привлечения самок. У гекконов и аллигаторов голос определенно служит для привлечения самок в период размножения.
Соотношение числа особей обоих полов не всегда одинаково. У змей оно бывает 1:1, 1:3, 1:4, 4:11. Иногда у одного и того же вида соотношение полов различно в различных районах. Так, китайская форма Dinodon septentrionale во всем ареале обитания дает цифры 3:13, а в Южной Азии - 0:8. Меньшее количество самцов происходит видимо от большей смертности последних.
C другой стороны, иногда наблюдается временное преобладание самцов. Так, в Средней Азии в конце лета (август) встречаются только самцы змей, самки же отсутствуют а неизвестно, где в это время они находятся.
В период спаривания часто происходит борьба между самцами. Крокодилы свирепо преследуют в это время друг друга и вступают в драки. То же самое наблюдается у ящериц; некоторые из них во время драки меняют окраску. Змеи в период размножения собираются в большом числе, свиваются в клубки и шипят до тех пор, пока не соединятся с самкой, после чего половое возбуждение проходит.
У рептилий в период спаривания часто наблюдаются любовные игры. Самцы ящерицы кусают самок, чтобы понудить их к спариванию; то же наблюдалось иногда и у черепах, где самцы издают свистящий тон, ползают за самкой, кусают ее за голову и толкают до тех пор, пока та не придет в возбуждение. После спаривания возбуждение исчезает, и особи расходятся. Лишь редко наблюдается продолжительноt пребывание самца и самки вместе. У черепахи Testudo polyphemus наблюдалась жизнь парами в норах. Известно еще несколько подобных примеров.
Большинство рептилий откладывает яйца, другие родят живых детенышей. Яйца одеты твердой скорлупой или похожей на пергамент. Первое состояние, типичное для черепах, является, повидимому, более примитивным. Среди ящериц яйца в скорлупе встречаются лишь у гекконов. Ho отвердевает у них скорлупа лишь постепенно, воспринимая углекислоту из воздуха. У змей яйца со скорлупой уже не встречаются. У большинства змей яйца при откладке клейкие и приклеиваются к предметам, с которыми соприкасаются. Они вариируют нередко как по величине, так и по форме.
Число яиц от 2 до 150. Как количество яиц, так и способ, размножения обнаруживают признаки приспособления к условиям внешнего мира и ими обусловливается. Наибольшая (до 400 в год) продукция яиц наблюдается у морских черепах. Обусловливается это, видимо, тем, что молодые черепашки мало приспособлены первое время к жизни в воде: они плавают, но не погружаются, выбрасываются на берег и служат добычей рыб и птиц. Чрезмерное увеличение веса тела от такой массы яиц и слишком большая потребность в питательном материале избегаются благодаря отложению яиц партиями и утратой скорлупы. Очень малое количество яиц можно также рассматривать как приспособительное явление. Черепахи, размножающиеся в Китае в культурных областях, где животные, враги их, почти всецело отсутствуют, откладывают минимальное количество яиц (2). Гекконы откладывают яиц больше на юге Азии, чем на севере, что можно поставить в связь с наличием их врага древесной змеи - Chrisopelea ornata. Лазящие формы кладут яиц меньше, чем наземные.
Откладываются яйца или в специально вырытые норы, или среди мха и листвы, во влажных теплых местах. Змея США Diodophys punctatus откладывает лица в самых различных местах: в грязи, выкинутой из каменоломни, в трухе под гнилым деревом, в пне, под камнем, в ходах муравьев с трухой - вообще во влажных, но не мокрых местах, подставленных солнцу. В 95% случаев это ямка в земле. Обычно самка оставляет яйца на произвол судьбы. Лишь некоторые змеи и крокодилы ведут себя иначе; некоторые американские формы последних устраивают для своих яиц настоящие гнезда во влажных местах. Гнездо это состоит из слоя растений, на которые откладываются яйца, снова затем покрываемые растениями. Благодаря гниению растений в гнезде возникает столь высокая температура, что гнездо дымится. Это тепло служит для скорейшего развития молоди.
На Мадагаскаре самка крокодила стережет гнездо до тех пор, пока молодь не разовьется. Самка будто бы узнает это по особому звуку, который молодые крокодилы производят в яйце, помогает им откапываться из песка и сейчас же ведет их к воде. Так же ведет себя самка каймана. Африканские крокодилы, по-видимому, не охраняют своих гнезд. Североамериканские аллигаторы закладывают гнездо вблизи места обитания самки, которая бросается на всех, кто к ней приближается, и таким путем охраняет гнездо. Тут мы имеем интересный ряд постепенного усложнения инстинкта, показывающий, каким образом он мог возникнуть. Как было указано в систематической части, динозавры откладывали яйца гнездами.
Самки некоторых крупных змей (питонов, например), отложив яйца, ложатся на них таким образом, что образуют над ними плоский свод, внутри которого температура оказывается выше окружающей на 10-12° по Цельсию, что способствует развитию яиц. Так же поступает щитомордник Ancistrodon. В это время самка не принимает ни воды, ни пищи и защищает яйца от всякого посягательства на них. В этом можно видеть и заботу о потомстве. Ящерица, называемая тейю (Tupinambis teguixin), раскапывает гнезда термитов и туда откладывает свои яйца. Выводящиеся из последних молодые ящерицы сразу находят себе корм в виде термитов.
Многие пресмыкающиеся производят на свет живых детенышей, являются живородящими. Детеныши прорывают тонкие оболочки яиц еще в теле матери или сейчас же после рождения. Правильнее называть их не живородящими, а яйцеживородящими. He известны яйцеживородящие формы лишь у крокодилов и черепах. Этот вид размножения мы встречаем у многих ящериц, особенно у живущих в горах, у многих исполинских американских змей, морских змей, гадюк, у различных ужей и прочих. Лишь у немногих пресмыкающихся мы встречаем и настоящую живородность, когда питание зародыша в теле матери происходит при помощи кровеносных сосудов желточного мешка, вступающих в связь с сосудами того отдела яйцеводов, который играет роль матки. Живородящими были и ископаемые ихтиозавры (Ichtyosauria). Эта особенность стояла у них, как у морских змей, в связи с переходом к пелагической жизни в море. По строению конечностей ихтиозавров можно судить, что ихтиозавры никогда не выходили на берег, но вели жизнь, подобную жизни современных китов.
Первоначальной формой размножения у рептилий является размножение путем откладки яиц. От него ряд переходов ведет к яйцеживородности и далее - к живородности. Переход этот облегчается у рептилий тем обстоятельством, что при наступлении неблагоприятных для откладывания яиц обстоятельств последняя может затягиваться на недели и яйцо оставаться в теле. Условия, при которых живородность возникла у рептилий как приспособление к ним, могут быть названы следующие: а) чисто водная жизнь (Hydrophis); у видов крупных яйцеродящих родов (Natrix, Elaphe), переходящих к жизни в воде (Natrix annularis, Elaphe rufodorsata), развивается живородность; б) распространение в холодных областях, на холодных границах их вертикального и горизонтального ареала, где ночные температуры слишком низки для яиц и требуют защиты в материнском теле (Phrynocephalus из центральноазиатских высокогорных областей, Lacerta vivipara, Vipera herus, Ancistrodon в Азии). Живущий в Тибете на высоте 4 200 м, но у горячих источников, вид Natrix откладывает яйца; в) жизнь под землей (Scincus officinalis, Echis carinata, Vipera ammodytes); г) жизнь на деревьях и кустарниках (Dryophis, Boiga). Если какая-либо группа рептилий с древнейших геологических времен живет в условиях, вызывающих живородность, то последняя свойственна всем членам группы. Так, у Scincidae, сцинковых, живородность - признак всей группы.
Продолжительность инкубации у рептилий различная. Зависит она от условий, в которых яйца развиваются; в среднем у змей от 2 до 3 месяцев. Вылупление из яйца может длиться много часов, до суток. He все яйца вылупляются одновременно. Для выхода змей из всех яиц кладки требуется 2-3 дня.
Выйдя из яйца или родившись живыми, рептилии растут быстро, но достигают половой зрелости очень медленно: например, китайский уж (Natrix piscator) на 4-м году, древесная змея (Dryophis) - в конце 2-го года, самцы питона - в конце 3-го и самки - 4-го года. Зато рептилии достигают глубокой старости. Относительно черепах, например, известны случаи, когда они выживали в неволе до 54 лет. Гигантская черепаха (Testudo sunieri) достигла в неволе возраста в 150 лет. Известны случаи, когда черепахи доживали до 250 лет. Большого возраста достигают и крокодилы. Болезням пресмыкающиеся, по-видимому, мало подвержены, хотя в крови рептилий нередко встречаются паразиты из типа простейших (Protozoa). Надо полагать, что в естественной обстановке большинство рептилий умирает не от старости и болезней, а насильственной смертью или от каких-либо внешних неблагоприятных причин. Впрочем, существует подозрение, что ящерицы являются носителями и передатчиками некоторых болезней (например, лейшманиоза).

Забота о потомстве у пресмыкающихся (рептилий) .

1. Особенности размножения рептилий. Размножаются рептилии, откладывая относительно крупные, по сравнению с земноводными, яйца в плотных оболочках - либо в кожистой эластичной пленке, либо в твердой скорлупе, как у птиц. Одна самка откладывает обычно несколько кладок в течение сезона. Некоторые пресмыкающиеся сооружают специальные гнезда для откладки яиц. Это могут быть вырытые в подходящем месте ямки, в которые самка откладывает яйца, а затем присыпает их песком или землей; или простейшие укрытия вроде собранных в кучу листьев или гнездовых камер в норе. Однако большинство пресмыкающихся никаких специальных гнезд не устраивает, а оставляет яйца в рыхлой почве, трещинах и дуплах деревьев, в норах под лежащими на земле предметами. Но при этом самка выбирает такое место, где кладка наиболее защищена от хищников, неблагоприятных условий среды и где поддерживаются подходящие для развития эмбрионов температура и влажность. Инкубация яиц длится довольно долго, детеныши вылупляются совершенно самостоятельными и внешне очень похожими на своих родителей. Многие ящерицы и змеи приносят сразу живых детенышей.

2. Родительское поведение рептилий. Лишь немногие рептилии охраняют свои кладки, и практически никто из них не заботится о судьбе появившихся на свет детенышей. Исключение представляют только крокодилы, которые переносят вылупляющихся крокодилят из гнезда в воду. Более того, многие мамаши-рептилии при случае могут и закусить собственным потомством.

Морские черепахи совершают дальние миграции с целью размножения на определенные участки морских побережий. В эти места они собираются из разных районов, зачастую расположенных за многие сотни километров. Например, зеленая черепаха, направляясь с побережья Бразилии к острову Вознесения в Атлантическом океане, преодолевает расстояние в 2600 км, борясь с течениями и выдерживая точный курс. Прибыв на места размножения, черепахи спариваются вблизи берега. Спаривание проходит очень бурно. Самец очень сильно царапает когтями и дергает панцирь самки. На суше самка передвигается с большим трудом, неуклюже толкая свое тело вперед и оставляя после себя широкий след, похожий на след гусеничного трактора. Она движется медленно и полностью подчинена стремлению к одной единственной цели - найти подходящее место для кладки. Выбравшись за линию прибоя, самка тщательно обнюхивает песок, затем разгребает его и делает неглубокую ямку, в которой потом с помощью только задних конечностей выкапывает кувшинообразное гнездо. Форма гнезда одинакова у всех видов черепах. За сезон размножения самки откладывают яйца от двух до пяти раз; в кладке от 30 до 200 яиц. Черепахи, спаривающиеся в море, часто снова начинают спариваться сразу после того, как самка отложила яйца. Очевидно, что сперма должна сохраняться в течение всего промежутка времени между кладками.

Родительское поведение у черепах отсутствует, после откладки яиц они уходят опять в море, и, вылупившись, детеныши проделывают путь с берега до воды и далее без родителей.

Крокодилы откладывают свои яйца в своеобразные гнезда из песка, глины и камней. Они тщательно охраняют "гнездо", и после вылупления детенышей очень осторожно переносят их в более безопасное место.

Задание 1. Напишите, чем объясняется более сложное строение дыхательной системы пресмыкающихся по сравнению с земноводными.

Возникновение органов воздушного дыхания у хордовых происходило не раз и зачастую было лишь идиоадаптаций и не приводило к заметному биологическому прогрессу. Пример - двоякодышащие рыбы, как приспособление к жизни в часто пересыхающих водоёмах; земноводные приспособились к дыханию сухим воздухом, т.е. выработали способ избежать пересыхания легких (бронхи). Это являся все идиоадаптацией.

Задание 2. Выпишите номера правильных утверждений.

Утверждения :

1. Оболочка яйца пресмыкающихся предохраняет зародыш от высыхания.

2. Дыхательная поверхность легких у ящерицы больше чесм у тритона.

3. У всех пресмыкающихcя трехкамерное сердце.

4. Температура тела пресмыкающихся зависит от температуры окружающей среды.

5. Все пресмыкающиеся откладывают яйца на суше.

6. У пресмыкающихся обитающих в северных районах чаще встречается живорождение.

7. В желудочке сердца ящерицы течет смешанная кровь.

8. В головном мозге пресмыкающихся отсутствует промежуточный мозг.

9. У живородящих ящериц не образуется яиц.

10. У морских черепах соли выводятся из организма через специальные железы.

Правильные утверждения : 1, 2, 4, 6, 9, 10.

Задание 3. Раскрасьте внутренние органы ящерицы (красным цветом - кровеносные органы, зеленым - органы пищеварительной системы, голубым - органы дыхания, коричневым - органы выделения, черным - размножения) и обозначьте их.

1. Органы выделения: 1) почка; 2) мочевой пузырь; 3) клоака.

2. Органы размножения: 1) семенники; 2) семяпроводы.

3. Пищеварительная система: 1) рот; 2) ноздри; 3) ротовая полость; 4) глотка; 5) пищевод; 6) трахея; 7) легкое; 8) печень; 9) желудок; 10) поджелудочная; 11) тонкая кишка; 12) толстая кишка; 13) клоака.

4. Кровеносная система: 1) сердце; 2) сонная артерия; 3) аорта; 4) легочная артерия; 5) вена; 6) кишечная вена; 7) легочная вена; 8) капилярная сеть.

Задание 4. Заполните таблицу.

Сравнительная характеристика
Сравниваемый признак Класс
Земноводные Пресмыкающиеся
Покровы тела гладкая тонкая кожа, богатая кожными железами ороговевшая сухая кожа, образует чешуйки
Скелет туловище, череп, конечности, позвоночник (4 отдела) череп, туловище, конечости, позвоночник (5 отделов)
Органы передвижения конечности конечности
Дыхательная система кожа и легкие легкие
Нервная система головной и спинной мозг головной и спинной мозг
Органы чувств глаза, уши, язык, кожа, боковая линия глаза, уши, нос, язык, чувствительные клетки осяз. волос.

Задание 5. Строение органов размножения земноводных и пресмыкающихся существенно не отличается. Однако земноводные, как правило, откладывают тысячи яиц, во много раз больше, чем пресмыкающиеся. Дайте обоснование этому факту.

У пресмыкающихся внутреннее оплодотворение. Пресмыкающиеся откладывают яйца, из которых вылупляются развитые детеныши. Яйца пресмыкающихся лучше защищены, значит у них больше шансов на выживание в этом мире. А у земноводных организмов оплодотворение происходит в воде(т.е. оплодотворение наружное). Земноводные мечут икру, из которой вылупляются личинки, которые потом становятся детенышами. Яйца, то есть икринки, земноводных, не имеют твердой защитной оболочки, поэтому есть хищники, которые поедают яйца земноводных. Поэтому земноводные и откладывают много яиц, потому что большая часть из яиц(личинок) погибнет.

  • 7. Грибы как типологическая единица.
  • 8. Водоросли, лишайники и их роль в природе.
  • 9. Разнообразие голосеменных растений. Размножение голосеменных, их распространение и роль в природе.
  • 10. Покрытосеменные растения. Размножение, особенности, особенности строения.
  • 11. Жизненные формы растений и животных.
  • 12. Сезонные явления в жизни растений. Их причины.
  • 13. Сезонные явления в жизни животных. Их причины.
  • 14. Насекомые. Их разнообразие, особенности строения, размножения, развития и роль в природе и жизни человека. Биология жуков, стрекоз, бабочек.
  • 15. Рыбы. Особенности их строения, питания. Способы размножения и особенности заботы о потомстве.
  • 16. Земноводные. Особенности их строения, размножения и развития. Основные систематические группы. Биология тритонов, лягушек, жаб.
  • 17. Пресмыкающиеся. Особенности их строения, размножения и развития. Основные систематические группы. Биология ящериц, черепах, змей.
  • 18. Птицы. Особенности их строения, размножения. Экологические группы птиц. Характеристика основных систематических групп и их представителей.
  • 19. Млекопитающие. Характерные черты строения. Особенности размножения и развития. Характеристика основных отрядов, семейств отдельных представителей.
  • 20. Лесной биоценоз. Типы лесов, их структура, состав, взаимосвязи организмов.
  • 21. Биоценоз пресноводного водоема. Его структура, состав, взаимосвязи организмов.
  • 22. Биоценоз луга. Виды лугов. Структура, состав, взаимосвязи организмов.
  • 23. Биоценоз болота. Виды болот. Структура, состав, взаимосвязи организмов.
  • 24. Создание культурных биоценозов. Отличия культурных биоценозов от природных.
  • 25. Охрана растений и животных, Красная книга республики Беларусь. Национальные парки, заповедники, заказники, памятники природы Беларуси.
  • 26. Актуальность экологического воспитания дошкольников на современном этапе.
  • 27. История приобщения ребенка к природе в трудах выдающихся зарубежных педагогов и мыслителей прошлого.
  • 28. Ознакомление детей с природой в педагогическом наследии к.Д. Ушинского, е.Н. Водовозовой, а.С. Симонович, е.И. Тихеевой.
  • 29. Белорусские просветители, педагоги и писатели об использовании знаний о природе в воспитании и развитии личности человека.
  • 30. Идея ознакомления детей с природой в теории и практике советского дошкольного воспитания. Роль съездов по дошкольному воспитанию (20-30-е годы 20 века).
  • 31. Экологическое образование детей на современном этапе в зарубежных странах.
  • 32. Современные исследования о роли природы в разностороннем развитии личности.
  • 33. Принципы отбора содержания знаний для детей дошкольного возраста о природе.
  • 34. Общая характеристика программного содержания знаний о неживой природе в разных возрастных группах.
  • 40. Создания условий на участке дошкольного учреждения. Виды озеленения участка дошкольного учреждения.
  • 41. Экологическая комната, экологический музей, лаборатория природы, экологическая тропинка и т.Д. В дошкольном учреждении.
  • 42. Наблюдение как основной метод ознакомления с природой. Виды наблюдений. Организация и методика руководства наблюдениями в разных возрастных группах.
  • 43. Фиксация наблюдений. Разнообразие способов фиксации наблюдений.
  • 44. Использование иллюстративно-наглядного материала в процессе ознакомления дошкольников с природой.
  • 45. Использование опытов и экспериментов в процессе ознакомления дошкольников с природой.
  • 46. Демонстрация моделей. Виды моделей. Направления использования моделей в процессе ознакомления с природой и экологического воспитания дошкольников.
  • 47. Значение и место игр в процессе ознакомления дошкольников с природой и экологического воспитания. Разнообразие игр.
  • 48. Труд детей в природе. Виды труда в природе. Формы организации труда детей в природе.
  • 49. Рассказ воспитателя о предметах и явлениях природы. Виды детских рассказов о природе.
  • 50. Использование природоведческой литературы.
  • 51. Беседы о природе.
  • 52. Использование экологической сказки.
  • 53. Использование речевых логических задач природоведческого содержания в работе с дошкольниками.
  • 54. Специфические формы и методы экологического воспитания дошкольников.
  • 55. Занятие как форма ознакомления дошкольников с природой.
  • 56. Экскурсия как особый вид занятия. Значение и место экскурсий в системе природоведческой работы с дошкольниками. Виды экскурсий.
  • 57. Значение и место прогулок в системе работы по ознакомлению с природой.
  • 58. Использование досугов в природоведческой работе с дошкольниками.
  • 59. Метод проектов в экологическом образовании дошкольников.
  • 60. Преемственность в работе дошкольного учреждения и школы по природоведению.
  • 61. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи в процессе ознакомления дошкольников с природой.
  • 62. Методическое руководство работой педагогического коллектива дошкольного учреждения по ознакомлению дошкольников с природой.
  • 17. Пресмыкающиеся. Особенности их строения, размножения и развития. Основные систематические группы. Биология ящериц, черепах, змей.

    Класс наземных позвоночных животных, включающий современных черепах, крокодилов, клювоголовых, амфисбен, ящериц и змей.

    Строение . Наружный кожный покров пресмыкающихся образует чешуйки или щитки. Смена рогового покрова происходит путём полной или частичной линьки, которая у многих видов происходит несколько раз в год. Плотная и сухая кожа содержит пахучие железы. В осевом скелете 5 отделов позвоночника: шейный, туловищный, поясничный, крестцовый и хвостовой. У змей позвоночник отчетливо делится лишь на туловищный и хвостовой отделы, грудина отсутствует. Череп пресмыкающихся значительно более окостеневший, чем у земноводных. Пара передних конечностей рептилий состоит из плеча, предплечья и кисти. Пара задних конечностей - из бедра, голени и стопы. На фалангах конечностей расположены когти. Нервная система пресмыкающихся представлена головным и спинным мозгом. Пресмыкающиеся имеют 6 основных органов чувств: зрение, обоняние, вкус, орган тепловой чувствительности, слух и осязание. Поскольку тело покрыто чешуйками, кожное дыхание у пресмыкающихся отсутствует (исключение составляют мягкотелые черепахи и морские змеи), и лёгкие являются единственным дыхательным органом. Имеются трахея и бронхи. Все современные пресмыкающиеся - холоднокровные животные. Выделительная система пресмыкающихся представлена почками, мочеточниками и мочевым пузырём.

    Размножение. Пресмыкающиеся - раздельнополые животные, двуполое размножение. Мужская половая система состоит из пары семенников. Женская половая система представлена яичниками. Большинство пресмыкающиеся размножается путём откладки яиц. Инкубационный период продолжается от 1-2 мес. до года и более.

    Образ жизни . В связи с непостоянной температурой тела активность у современных пресмыкающихся в большой степени зависит от температуры окружающей среды. При охлаждении тела до 8-6 °С большинство пресмыкающиеся перестаёт двигаться. Пресмыкающиеся могут подвергаться длительному солнечному облучению и переносить повышение температуры тела до 40 °С. Избегая перегрева, пресмыкающиеся уходят в тень, прячутся в норы. Большое влияние на активность пресмыкающиеся оказывают сезонные изменения климатических условий; в странах с умеренным климатом пресмыкающиеся впадают в зимнее оцепенение, а в условиях сухой жары - в летнее. Для большинства пресмыкающихся характерным способом передвижения является ползание. Многие виды неплохо плавают.

    Питание. Большинство пресмыкающихся относится к плотоядным животным. Для некоторых (например, агамы, игуаны) характерно смешанное питание. Встречаются и почти исключительно травоядные пресмыкающиеся (сухопутные черепахи).

    Биология ящериц. Большинства ящериц (за исключением некоторых безногих форм) имеются в той или иной степени развитые конечности. Хотя безногие ящерицы внешне похожи на змей, у них сохраняется грудина, а у большинства - пояса конечностей. Многие виды ящериц способны отбрасывать часть хвоста (аутотомия). Через некоторое время хвост восстанавливается, но в укороченном виде. Во время аутотомии особые мышцы сжимают кровеносные сосуды в хвосте, и кровотечения почти не возникает. Большинство ящериц - хищники. Мелкие и средней величины виды питаются в основном различными беспозвоночными: насекомыми, паукообразными, моллюсками, червями. Крупные хищные ящерицы (вараны, тегу) нападают на небольших позвоночных: других ящериц, лягушек, змей, мелких млекопитающих и птиц, а также поедают яйца птиц и рептилий. Большинство ящериц откладывают яйца. Яйца ящерицы имеют тонкую кожистую оболочку, реже, как правило у гекконов, - плотную, известковую. Количество яиц у различных видов может колебаться от 1-2 до нескольких десятков.

    Самка может откладывать яйца в течение всего года один или несколько раз. Откладывает она яйца всегда в самые укромные места - в трещины, под коряги и т.п. Некоторые гекконы приклеивают яйца к стволам и ветвям деревьев, на камнях скал. Как правило, отложив яйца, ящерицы уже не возвращаются к ним.

    Биология черепах. Характерной особенностью черепах является панцирь, состоящий из выпуклого спинного (карапакс) и плоского брюшного (пластрон) щитов. Оба щита соединяются боковыми перемычками либо кожей. Основу панциря составляют кожные окостенения, а также рёбра и позвонки. Бугристые утолщения придают каркасу повышенную прочность. Прочный панцирь значительно уменьшает подвижность сухопутных черепах. Головной мозг черепах и органы чувств развиты плохо. Малоподвижному образу жизни соответствует и низкая скорость обмена веществ. Черепахи живут до 100 лет. Часть из них обитает на суше, где роет норы. Другие черепахи живут в море, выходя на берег только в период размножения. Но большинство черепах ведёт полуводный образ жизни в реках, озёрах и болотах. В неблагоприятные периоды (зима, засуха) эти черепахи могут впадать в спячку. Могут несколько месяцев обходиться без пищи. На втором-третьем годах жизни наступает половозрелость; яйца откладываются в песок.

    Биология змей. Тело змеи делится на голову, туловище и хвост. В большинстве случаев скелет состоит из черепа и позвоночника (от 141 до 435 позвонков у некоторых ископаемых форм), к которому крепятся ребра. Змеи отлично приспособлены к поглощению крупной добычи, это выражается в строении скелета. Правая и левая половина нижних челюстей соединены подвижно, связки обладают особой растяжимостью. Вершины зубов направлены назад: при заглатывании пищи змея как бы «насаживается» на нее, и пищевой комок постепенно продвигается внутрь. У змей нет грудины, и ребра оканчиваются свободно. Поэтому часть тела, в которой находится перевариваемая жертва, может сильно растягиваться.

    Многие змеи ядовиты. На их верхней челюсти расположены крупные канальчатые или бороздчатые зубы. Яд, вырабатываемый видоизмененными слюнными железами, попадает на основание зуба и стекает по каналу или борозде к вершине. Отсутствует мочевой пузырь.

    Головной мозг змей относительно небольшой, зато хорошо развит спинной мозг, поэтому, несмотря на примитивность реакций, змей отличает хорошая координация движений, их стремительность и точность.

    Поверхностный слой кожи образует щитки и чешую в форме вытянутых пластинок, расположенных черепицеобразно, часто на них заметны продольные возвышения - ребрышки. Они играют большую роль в передвижении змей, живущих среди скал или на деревьях.

    Змеи едят все. В их рацион входят самые разные животные: от червей до небольших копытных. А о том, что они едят насекомых и птиц тоже всем известно. Почти все змеи охотятся за живой добычей, и лишь некоторые из них предпочитают падаль.

    Пищеварительная система схожа у всех змей: они заглатывают пищу целиком, не пережевывая ее.

    Размер жертвы зависит от размеров самой змеи.

    Одни змеи при благоприятных условиях могут приносить потомство до нескольких раз за сезон, другие размножаются не каждый год (например, кавказская гадюка). Обычно детеныши вылупляются из яиц, но широко распространено и живорождение (характерно для морских змей, удавов, гадюк). У самки образуется плацента, через которую зародыши получают кислород, воду и питательные вещества. Иногда самка не успевает отложить кладку, и детеныши вылупляются внутри ее половых путей. Такой случай называется яйцеживорождением (гадюки, щитомордники).