Свитера

Тема недели: «Животный мир (домашние и дикие животные). Урок по окружающему миру «Дикие и домашние животные Целеполагание

Дикие животные это те представители фауны, которые обитают в условиях естественной среды. От домашних, дикие животные отличаются внешним видом, особенностями поведения и питанием.

В отличие от таких животных как кошки, собаки, коровы, свиньи и другие которых человек приручил много веков назад и сделал своими помощниками, у диких животных заложен несколько другой тип восприятия опасности и мотивации на исследование объекта опасности — человека. Осторожное отношение к людям и страх перед ними вырабатывалось у представителей дикой фауны веками.

Поэтому представители Homo sapience воспринимаются многими дикими животными часто как . Способность диких животных жить рядом с человеком зависит от большого количества факторов. Многие виды диких животных, живущие долгое время неподалеку от человека, страх и агрессию могут выражать не явно, однако их поведение плохо адаптируется для содержания таких животных в домашних условиях.

Различия между одомашненными человеком в процессе эволюции животными и дикими животными, естественная среда обитания которых природа, лежат в биологических особенностях этих видов животных.

Исследователями выделяются два основных типа поведения диких животных. Различают «социальные» виды диких животных, т. е. особи этого вида, обитают семьями на территориях, не перекрещивающихся между собой и, как правило, не защищаемых. «Территориальные» виды диких животных отличаются тем, что контакт между особями осуществляется преимущественно в период спаривания и ухаживания за потомством. К последнему типу относятся хищники.

Кроме того, отличается у диких и домашних животных и рацион питания. Организм большинства видов представителей диких животных ориентирован на природный рацион. При содержании дикого животного в домашних условиях к различным заболеваниям и летальному исходу может привести прием в пищу даже максимально приближенного к естественному для данного вида представителей дикой фауны меню. Чтобы дикие животные в домашних условиях чувствовали себя хорошо, были активными и здоровыми необходимо давать им живой корм. , разнообразные фрукты и мясо должны быть обязательно предусмотрены при кормлении диких животных.

Эти отличия между домашними животными и животными, для которых естественной средой обитания является дикая природа, и являются причиной того, что содержание дикого животного в домашних условиях связано со многими трудностями и большой ответственностью заводчика.

Фауна Китая знаменита своим природным разнообразием: здесь обитает около 10% всех видов животных. Благодаря тому, что климат этой страны варьирует от резко континентального на севере до субтропического на юге, данный регион стал домом для обитателей как умеренных, так и южных широт.

Сибирь является уникальной территорией нашей планеты, населённой огромным количеством разнообразных живых организмов, включая млекопитающих, пернатых, насекомых, рептилий и амфибий, а также рыб. Такое многообразие фауны Сибири обусловлено особым климатом и достаточно богатой флорой этого региона.

Животный мир Крыма является уникальным комплексом самых разных видов, отличающихся высокими показателями изоляции от целого ряда других смежных с географической точки зрения фаун, населяющих территории Кавказа, Украины и Балкан. Сегодня в Крыму встречаются, как эндемики, так и многие представители редких или находящихся на грани полного исчезновения животных.

Подмосковье, несмотря на высокую урбанизацию, отличается богатой фауной. Животные Москвы и Московской области представлены таёжными, степными и иными видами, каждый из которых нашёл свою нишу.

Краснодарский край, входящий в состав Южного федерального округа, отличается умеренно-континентальным, полусухим средиземноморским и влажным субтропическим климатом. В горных районах отмечается выраженная климатическая высотная зональность. Край не только богат растительностью, но и является местом обитания большого количества представителей животного мира.

Тундра - это климатическая зона, с одной стороны ограниченная бескрайними ледяными просторами Арктики, а с другой - таёжными лесами. Зима в этом регионе длится девять месяцев и даже летом почва оттаивает лишь возле поверхности. Но суровость климата не превратила тундру в огромное безжизненное пространство. Здесь обитает множество видов животных.

Сегодня в северных краях обитает достаточно большое количество самых разнообразных живых существ, а за Полярным кругом, на территориях где царят практически вечные морозы, тоже существуют обитатели, представленные некоторыми птицами и животными. Их организм сумел приспособиться к неблагоприятным климатическим условиям, а также довольно специфичному рациону питания.

Территория Южной Америки чрезвычайно богата самыми разными видами растительности и животных. Такое разнообразие обусловлено наличием на значительной части территории дождевых тропических лесов и вполне комфортными климатическими условиями.

1. Подчеркни названия диких животных зелёным карандашом, домашних – красным.

2. Какое животное лишнее в каждом ряду? Обведи. Объясни (устно) своё решение).

В верхнем ряду все животные дикие, а собака домашняя.

В нижнем ряду все животные домашние, а медведь дикий.

3. Эти загадки предлагает вам пёс Рыжик, у которого среди домашних животных много друзей. Отгадайте загадки. Рисунки-отгадки вырежьте из Приложения и наклейте в соответствующие рамки.

4. Заполни таблицу. Приведи не менее трёх примеров в каждом столбце

5. Проведите игру-соревнование: кто назовёт больше диких животных. Следуйте правилу: тот, кто ошибётся (назовёт домашнее животное), выбывает из игры. Победители в группах соревнуются между собой, следуя тому же правилу.

Дикие животные: медведь, волк, лев, жираф, барсук, енот, выдра, заяц, белка, ёж, тигр, зебра, леопард, вомбат, рысь, сайгак, сурок, лиса, кенгуру, олень, мышь, черепаха, коала, орангутан, панда, дикобраз, антилопа, лемур, лось, гепард, бегемот, мартышка.

6. Мудрая Черепаха любит путешествовать и хорошо знает животных далёких стран. Выполни её задание.
Много на свете удивительных животных. Вот некоторые из них. Как они называются? Подпиши, используя слова для справок.

7. Здесь ты можешь записать сказочную историю о диком или домашнем животном, придуманную по заданию учебника.

Однажды злой медведь украл весну. Он не хотел просыпаться и желал, чтобы круглый год была зима. Все звери боялись медведя, и никто не мог пойти к нему и вызволить весну. Только маленький бурундук пробрался в берлогу к медведю и забрал весну.
Только медведь проснулся и погнался за бурундуком и царапнул его по спине своими страшными когтями. Но бурундук всё равно убежал и вернул весну. Теперь у всех бурундуков на спине три черные полоски – память о медвежьем ударе. Бурундуки – очень храбрые зверьки.

Тема урока: Дикие и домашние животные.

Цель: дать представление о диких и домашних животных, их сходстве и различиях, показать разнообразие домашних животных, их значение для человека.

Предметные результаты:

знать, каких животных называют дикими, каких - домашними (давать определения);

различать диких и домашних животных;

приводить примеры диких и домашних животных;

рассказывать о значении домашних животных для человека.

Метапредметные результаты:

Овладевать действиями анализа, классификации, отнесения к известным понятиям;

отвечать на простые и сложные вопросы;

использовать текстовую информацию и самостоятельно подготовленные рисунки для подготовки ответов на вопросы;

принимать и сохранять целевые установки урока;

осуществлять самопроверку и взаимопроверку, контролировать успешность учебных действий, при необходимости - осуществлять корректировку;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

взаимодействовать в паре и группе для решения учебных задач;

Личностные результаты:

Осознавать значение домашних животных для человека, для своей повседневной жизни.

Оборудование: карточки со словами «животные», «дикие», «домашние», «кто кормит», «кто строит», «кто заботится», «звери», «птицы», «рыбы», «насекомые», « волк», «польза», «общение», «материалы», «пища», «помощь»; картинки животных: корова, еж, лиса, белка, свинья, медведь, конь, заяц; предметы для мешочка: яйцо, варежка, ремень, перо, у учеников- стрелки из цветной бумаги.

Оргмомент

Встаньте прямо, расправьте плечи, приподнимите головку, улыбнитесь друг другу. Я желаю вам хорошей работы на уроке. Пусть девизом нашего урока будут слова: «Умеешь сам - научи другого».

2. Актуализация знаний

У вас на партах лежат разные картинки. Я загадаю загадку, вам нужно ее отгадать, ученик, у которого будет отгадка, выйдет к доске и прикрепит картинку.

1.Сама пёстрая

Ест зелёное

Даёт белое (корова)

2. Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной,

Иголок очень много,

А нитки ни одной. (ёж)

3.Обежала уж весь лес.

Хвост мелькает там и здесь

То не девица - краса

Это - рыжая …. . (Лиса)

4.Кто по ёлкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (Белка)

5.Спереди - пятачок,

Сзади - крючок,

Посередине - спинка,

На спинке - щетинка. (Свинья)

6.Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (медведь)

7.Не мой бы труд, не мой бы бег,

Ты плохо жил бы, человек,

Но в век машины и мотора

Боюсь, в отставке буду скоро. (Конь)

8.У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода - кора. (Заяц)

Как одним словом назвать то, что изображено на картинках? (Животные).

(На доске появляется слово «животные»)

Молодцы, хорошо справились. Задание следующее. Распределите эти картинки на две группы.

(У доски работают два ученика)

По какому принципу вы разложили эти картинки?

Как выдумаете, какая тема будет сегодняшнего нашего урока?

(Дикие и домашние животные) Слайд 2

(На доске слова «дикие», «домашние»)

Какие вопросы вы поставите перед собой? (Узнать, как различить диких и домашних животных, когда появились домашние животные, кто был первым домашним животным, какая польза человеку от домашних животных)

Откроем учебник на стр.72 и прочитаем, чему мы научимся.

3. Освоение нового содержания и его применение.

Итак, животных можно разделить на домашних и диких.

Как вы думаете, каких животных называют дикими, а каких домашними?

В этом нам помогут вопросы: кто кормит? кто строит жильё? кто заботится о потомстве?

(на доске «кто кормит», «кто строит жильё» «кто заботится»)

Проверим правильность наших предположений. Слайд 3 дикие животные, слайд 4 домашние

Проверим, как вы поняли. Откроем рабочие тетради на с. 50.

1вариант - подчеркивает зеленым карандашом диких животных,

2 вариант красным карандашом - домашних животных

Параллельно ученик с синдромом Дауна работает с картинками, распределяя диких и домашних животных.

(Для тех кот быстро выполнит задание, дается карточка с текстом о приручении животных)

Итак, дикие животные живут в природе, а откуда появились домашние животные?

Все домашние животные когда-то давно были дикими. Но ещё в древние времена люди приручили диких зверей и они стали жить рядом с ними. Учёные предполагают, что первым домашним животным, которое приручил человек, был волк. Постепенно люди приручили и других животных.

На доске картинка «волк»

Домашние животные у человека появились разными путями.

Волки обитали возле жилищ древних людей, в основном копались на древних помойках и поедали отходы от человеческой жизнедеятельности. Поскольку волки поднимали тревогу при приближении к стойбищам людей чужаков или крупных хищников люди заметили это и стали использовать и развивать эти качества. Люди начали отлавливать щенят и использовать их для охраны и охоты. Результат появление собак. Это произошло примерно 15000 - 20000 лет назад.

Кошки пришли к людям, когда люди начали заниматься земледелием и возникла проблема истребления крыс и мышей в амбарах. Это произошло около 10000 лет назад. Все ныне живущие домашние кошки происходят от ближневосточной ливийской (нубийской) кошки.

Овцы, свиньи, козы, коровы - появились в результате охот людей. Козу или свинью убивали и съедали, козлята, поросята, телята выкармливались и использовались в играх детей и для тренировки охотников. При наступлении голода этих домашних питомцев съедали (сейчас точно также поступают многие дикие племена людей). Затем додумались их вообще все время оставлять в неволе, да еще и целенаправленно отбирать лучших с точки зрения человека. Так и появился домашний скот и домашняя птица. Первыми одомашнили баранов (муфлонов - 10000 лет назад) , затем коров (туров - 7500 лет назад) , последними лошадей (тарпанов около 5000 лет назад) . Птиц куриц и индюшек одомашнили около 6000 лет назад.

4. Физкультминутка

- Дидактическая игра

У оленя дом большой
Он глядит в своё окно
Зайка по лесу бежит
В дверь к нему стучится:

«Стук-стук, дверь открой
Там в лесу охотник злой!
Дверь скорее открывай
Лапу подавай»

- Сядет тот, кто назовет жилище:

волка -…логово, медведя - …берлога, ос - …гнездо, пчел - … улей, белки - … дупло, бобра - … хатка, курица - … курятник, лошадь - …конюшня, лиса - … нора, заяц - … под кустом

5. Продолжение работы над темой

На какие группы можно разбить этих животных? Слайд 6

На экране: курица, кролик, индюк, лошадь, гусь, овца

(Звери, птицы)

На доске слова «звери», «птицы»

А знаете ли вы другие виды домашних животных? В этом вам поможет загадка Слайд 7

С хвостом, а не зверь.

С перьями, а не птица. (рыба)

На доске слово «рыба»

К домашним видам рыб относят золотую рыбку и карпа

Мед на зиму припасла работящая … (пчела) Слайд 8

К какой группе отнесем пчелу?

Насекомые

На доске слово «насекомые»

Ученикам на дом раздавались интересные факты о пчеле. Ученики выступают с сообщением

У пчел пять глаз.
Три в верхней части головы и два спереди.

Пропуск в улей

У пчел много врагов и "нахлебников", поэтому вход в улей надежно охраняется сторожами, готовыми в любой момент бросится на незваного гостя. Ни одна пчела не может проникнуть в чужой улей. Каждому улью присущ особый запах, не улавливаемый человеком. Каждая пчела хранит этот запах в особом углублении тела. Подлетая к улею, пчела открывает его и предъявляет запах стражам как свою визитную карточку или пропуск.

Пчелы зимой

Зимой пчелы не спят, поэтому на зиму им необходимо запасти достаточное количество пищи.

Хоть имеет много ножек, Слайд 9

Все равно бежать не может.

Вдоль по листику ползет,

Бедный листик весь сгрызет. (Гусеница)

Но не обычная, а очень полезная для человека. Называется тутовый шелкопряд. Тутовые шелкопряды поедают только тутовые деревья. Гусеницы шелкопрядов едят днем и ночью без остановки. На протяжении многих веков, человек содержал шелкопряда в домашних условиях и поэтому, сегодня эти бабочки не могут выжить без его заботы и опеки. Например, гусеницы не будут искать еду, даже если очень голодные, они будут ждать, пока их накормит человек. Гусеницы шелкопряда завивают коконы, оболочки которых состоят из непрерывной шёлковой нити длиной 300—900 м, их которой потом делают знаменитый во всем мире шелк.

Работа с учебником

Вот мы и подошли к следующему вопросу: для чего человек разводит домашних животных. Обратимся к учебнику на с. 74. Рассмотрите рисунки и фотографии. Что человек получает от домашних животных? Соедините животное и продукт, получаемый от них с помощью стрелок из цветной бумаги. Проверьте работу соседа по парте. Составьте предложение по вашим моделям.

Параллельно ученик с синдромом Дауна распределяет картинки «кто что дает»: корова - молоко, курица - яйцо, овца - варежки, шуба.

Таким образом, домашние животные являются источником пищи и материалов, например шерсть, кожа, перо.

На доске появляются слова «пища», «материалы»

Поиграем в игру «Волшебный мешочек». В мешочке лежат разные предметы. Вы должны наощупь определить предмет и сказать благодаря кому он появился.

(В мешочке лежат: яйцо, варежки, ремень, перо)

Но кроме продуктов питания животные являются большими помощниками человеку. На доске слово «помощники».

Еще одно важно качество у домашних животных: они необходимы для общения.

На доске слово «общение». Слайд 11

6. Рефлексия.

Итак, давайте повторим о том, что узнали

(По карте, которая получилась в ходе выставления слов на доске, ребята рассказывают пройденный материал).

С помощью сигнальных карточек покажите, насколько вы поняли материал урока. Красный - понял очень хорошо

Желтый - понял недостаточно

Зеленый - тему не понял, требуется помощь.

7. Итог урока

Закончите предложение:

Мне сегодня понравилось…

О каком животном вы хотели бы узнать больше?

На все ли вопросы мы сегодня нашли ответ?

8. Домашнее задание

В рабочей тетради на стр. 50 №3 отгадайте загадки, в учебнике стр. 74 -75 прочитайте «Легенды о животных».

Слайд 12 -молодцы. Выставление оценок

Животный мир, безусловно, очень огромен и разнообразен. Он манит своей неизведанностью и красотами. Очень интересны домашние и дикие животные для детей. Малышам, несомненно, нужно рассказывать о жизни зверей, их повадках и особенностях, о том, как им живется в условиях дикой природы. Немаловажным и очень актуальным вопросом является правильное содержание животных в домашних условиях, а также их роль в нашей с вами жизни.

Окружающий мир: домашние и дикие животные

Мир огромен и богат разнообразными животными. Среди них есть как милые домашние пушистики, с которыми мы знакомы с детства, так и злые дикие хищники. Жизнь домашних животных, безусловно, интересна, но гораздо более познавательна информация о диких представителях фауны, о которых мы так мало знаем.

Большая часть зверей проживает в лесах. Именно они и получили название - дикие животные. Многие из них являются очень опасными хищниками. А другие - вполне милые и безобидные зверушки, которые обитают во всех уголках земного шара. Можно сказать, что их всех объединяет одна единственная цель - выживание.

Домашние животные

Как вы понимаете, домашние - это те животные, что проживают рядом с человеком. Люди их содержат, заботятся, давая им пищу и дом. Некоторые разновидности домашних питомцев приносят своим хозяевам вполне конкретную пользу. Например, дают пищу (молоко, творог, мясо, яйца), материалы (кожу, шерсть) или же выполняют работу (охраняют, перевозят грузы, помогают в сельском хозяйстве). С другой же стороны, домашние животные - это друзья, которые издавна обитают бок о бок с человеком и разделяют его жилище, помогают проводить вместе досуг.

Для жителей мегаполисов домашние питомцы - это, скорее, члены семьи, о которых заботятся, с которыми играют, ездят отдыхать. Так что жизнь домашних животных в городских условиях совершенно не связана с принесением какой-то пользы для человека. Скорее, наоборот, люди заботятся о комфортном проживании зверюшек, перед которыми не стоит сложная задача добычи пропитания.

Роль домашних животных в жизни человека

Надо сказать, что дикие и домашние животные достаточно разные. Тем не менее все они играют немаловажную роль в Начнем, например, с домашних зверей.

Их роль в нашей с вами жизни зависит от того, какие мы перед собой ставим задачи, заводя для себя или для ребенка питомца. Собаки нас охраняю и являются нашими друзьями. Коты и другие пушистики - это наши любимцы. Мы их берем в дом для собственного удовольствия. Другое дело, которые К таким видам можно отнести коров, верблюдов, пони, овец, лошадей, свиней, волов, коз и многих других.

Однако было бы несправедливо, если бы мы не вспомнили о том, что абсолютно все домашние животные произошли от диких. Но в процессе своей целенаправленной деятельности человек отбирал среди них самые лучшие экземпляры с нужными характеристиками, пока не добился выведения определенных сельскохозяйственных пород. Таких домашних животных обычно содержат в специальных постройках (коровниках, курятниках, свинарниках, конюшнях, сараях, вольерах). Как правило, их продуктивность зависит от того, насколько хорошо за ними ухаживают и кормят.

Дикие и домашние животные в питании очень отличаются. В отличие от домашних, диким каждый раз приходится заботится своем "обеде" самостоятельно. Сельскохозяйственные же виды находятся на полном содержании человека. Однако даже такие породы люди разводят не только для пользы, но и для удовольствия. Например, лошадей приобретают для конного спорта и верховой езды, кроликов используют в декоративных целях.

Исторический экскурс

Начали еще десять-пятнадцать тысяч лет назад, в тот период, когда люди стали переходить к оседлому образу жизни и земледелию. После охоты нередко прибивались раненные, слабые особи, отставшие от стада. Такие животные оставались рядом с людьми, которые за ними ухаживали, обеспечивая защиту и еду. А те, в свою очередь, давали продукты питания. Случалось и так, что волчата, выросшие возле человеческих селений, настолько привыкали, что навсегда оставались с людьми и даже ходили с ними на охоту. Так постепенно человек и обзавелся домашними животными, которые впоследствии стали приносить ему пользу.

Приручение зверей было нелегким делом. Ведь когда-то в домашних условиях человек содержал антилоп, гепардов, журавлей, туров, кабанов, муфлонов и архаров. Люди смотрели за ними и ухаживали. Животные постепенно менялись. Конечно, процесс был очень долгим.

Дикие животные

Дикие животные обитают в условиях дикой природы. В отличие от домашних видов, о них никто не заботится. Они сами добывают себе еду, защищают себя, выводят потомство и растят его. Безусловно, такая жизнь намного сложнее и более опасна. Необходимо ежедневно вести борьбу за выживание. Сравнение диких и домашних животных в этом смысле вряд ли возможно, настолько разные условия их жизни.

Дикие животные очень разнообразны, их обитает большое количество по всему миру. Приведем пример лишь некоторых из них: медведи, лисы, рыси, лоси, зайцы, тюлени, тигры, гепарды, слоны, жирафы. Всех просто не перечесть.

Жизнь диких животных зимой

Особенно страдают дикие животные зимой. В этот период им приходится достаточно сложно. Связано это, прежде всего, с тем, что становится намного меньше еды, да и добывать ее сложнее, когда земля укрыта толстым слоем льда и снега. Конечно, все звери приспособлены к таким природным условиям. Тем не менее все равно им очень сложно порой выживать. В зимнее время часть животных меняет цвет шерсти (лисы и зайцы), другие впадают в спячку, как барсуки и медведи, третьи делают себе запасы на холодный период, как белка. Каждый готовится к приходу холодов по-своему.

Дикие животные зимой живут очень по-разному. Одних спасают запасы еды и теплые домики (белка), другие спят, расходуя летние жировые запасы (медведи), а третьи добывают еду даже в холодное время.

Значение диких зверей в жизни людей

Дикие и домашние животные однозначно приносят пользу для людей. Роль домашних видов мы уже обсудили ранее. Давайте теперь поговорим о диких зверях.

Надо сказать, что они тоже полезны для нас, поскольку дают нам:

  • Пищу. Во многих регионах земного шара мясо диких зверей используют в пищу. Дело в том, что дикие представители животного мира более приспособлены к жизни, а значит, более продуктивны. Например, к охотничьим видам можно отнести кабанов, косуль, зайцев, бобров, ондатр, лисиц, волков и многих других. Не стоит забывать о рыбе и птицах. Рыбный промысел вообще широко используется людьми. Кроме разведения рыбы в специализированных хозяйствах, занимаются отловом в морях, реках и океанах.
  • Кожу и мех. Дикие животные - источник красивого натурального меха. Искусственными изделиями их никак не заменить ни по теплоте, ни по красоте. Есть также специальные фермы, где выращивают на мех таких представителей диких видов, как лиса, ондатра, кролик, песец. Все они ценятся за красивый и теплый мех. А количество животных в дикой природе не в состоянии обеспечить нас нужными шкурками. Потому люди стали разводить некоторые виды в искусственных условиях.
  • Лекарственные и парфюмерные вещества, которые используется в фармацевтике и парфюмерии.

Кроме того, дикие животные в любом случае остаются, так сказать, генофондом животноводства. Скрещивая их с домашними видами, можно получить новые породы, обладающие лучшими показателями.

Люди пользуются животными для борьбы с загрязнениями природы. Звери выступают в роли своеобразных индикаторов. Ведь не секрет, что животные очень чутко реагируют на малейшие изменения в окружающей среде, а значит, по их поведению можно судить о загрязнении окружающей среды.

Кроме того, животные помогают человеку в поисках некоторых видов полезных ископаемых, прогнозировании погоды и землетрясений. Можно привести множество примеров. Абсолютно все животные заранее знают о предстоящем землетрясении. Рыбы и медузы, например, могут чувствовать приближение шторма.

И не стоит забывать о том, что звери являются переносчиками семян растений в природе. А это очень важно в круговороте биологических процессов.

Дикие домашние животные

Возрастающие темпы урбанизации привели к тому, что у людей все больше возникает желания общения с дикой природой. Если сто лет назад принято было дома держать только кошек и собак, то сейчас в моде хомяки, зайцы, тушканчики, шиншиллы, выдры, обезьяны, ежи и многие другие представители дикой природы. В достаточной мере реализован проект "Дикие домашние животные". По сути, многие дикие звери стали жить в наших домах, как домашние. И это уже не кажется чем-то необычным и экзотическим. Безусловно, это не совсем те виды, что существуют в условиях дикой природы. Ведь некоторые из них были подвержены скрещиванию для выведения лучших пород. Тем не менее это не те домашние животные, которые жили рядом с человеком ранее.

Вместо послесловия

Дикие и играют большую роль в жизни человечества. В нашей статье мы привели лишь некоторые примеры полезности и необходимости зверей. На самом деле, сфера их влияния на нашу жизнь намного больше. Просто мы не всегда об этом задумываемся и порой наносим природе непоправимый урон своими действиями.