Свитера

Значение первой мировой войны для международного права. Международное право после второй мировой войны

Огромную роль в развитии международного права сыграли идеи Великой французской революции 1789 года:

Принцип равноправия государств, независимо от существующего в них строя и политического значения;

Договоры должны соблюдаться;

Новые основы права войны (допустима только оборонительная война, гуманное отношение с военнопленными, уважение прав мирного населения).

Однако в целом в международном праве отсутствовали общие цели и принципы, необходимые для объединения норм в систему.

На рубеже XIX-XX веков международное право было в значительной мере правом войны (первая (1899г.) и вторая (1907) Гаагские конференции мира – осуществлена кодификация законов и обычаев войны).

Тем не менее, в указанный период был накоплен нормативный материал, заложены начала международно-правового сознания.

Положительное:

Закрепляются в национальном праве привилегии иностранных дипломатов;

Устанавливается правовой режим иностранцев;

В некоторых странах утверждается доктрина «общепризнанные нормы международного права – часть права страны»;

Международное право начинают изучать в университетах.

По окончании Первой мировой войны, возникли широкие общественные движения, которые требовали внести коренные изменения в механизм управления международными отношениями.

В 1919 году державы-победительницы учредили первую всеобщую политическую организацию, призванную обеспечить мир и сотрудничество между государствами – Лигу Наций (уставной документ - Статут ).

Положительное:

Ставилась задача «установить господство справедливости и добросовестно соблюдать все налагаемые договорами обязательства во взаимных отношениях организованных народов»;

В соответствии со Статутом в 1922 году была учреждена Постоянная палата международного правосудия – первый постоянный международный суд.

Главный недостаток – практически узаконил колониализм.

Говоря о первых международных документах, содержащих принципы международного права, нельзя не коснуться Декрета о мире 1917 г. молодой Советской республики:

Грабительские войны были объявлены величайшим преступлением против человечества;

Выдвигались требования ликвидации колониальных отношений;

Провозглашалось право народов на самоопределение и т.д.

Среди аналогичных документов других стран особо можно выделить так называемые 14 пунктов Президента США В.Вильсона :

Свобода международной торговли;

Сокращение вооружений;

Передел колоний и территориальные проблемы Европы;

Создание союза наций в целях взаимной гарантии независимости государств.

В условиях полной изоляции Россия активизировала дипломатическую деятельность, добиваясь улучшения международной обстановки:


На первой международной конференции с ее участием (Генуя 1921г.) было предложено всеобщее мирное урегулирование на всемирном конгрессе, созванном на основе равенства всех народов и дополнить законы и обычаи войны запрещением ее наиболее варварских форм, включая ядовитые газы;

Женевский протокол 1925 г. о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств;

Парижский пакт 1928 г. об отказе от войны как орудия национальной политики (пакт Бриана- Келлога), согласно которому война допустима только в общих интересах государства, а урегулирование всех разногласий должно осуществляться мирными средствами(как известно международное право того времени признавало войну законным инструментом национальной политики);

Женевская конференция 1932 года по разоружению.

Однако, не смотря на принятие такого количество документов по поддержанию мира, мир катился к новой мировой войне, и многие страны не останавливались перед нарушением международного права для удовлетворения своих интересов:

Япония, Германия и Италия выходят из Лиги Наций и совершают один акт агрессии за другим;

Мюнхенское соглашение 1938 года между Германией, Великобританией и Францией решает судьбу Чехословакии;

Нападение СССР на Финляндию;

Нападением в 1939 г. на Польшу Германия развязывает Вторую мировую войну.

В отличие от довоенного времени, в период войны было налажено интенсивное сотрудничество держав антигитлеровской коалиции. На совещаниях антигитлеровской коалиции поимо принятия решений по координации военных усилий решались и вопросы послевоенного устройства, имевшие серьезное значение для становления современного международного права:

На англо-советско-американской конференции 1943 года в Москве было принято решение о необходимости учреждения всеобщей1 международной организации, основанной на принципе суверенного равенства;

На Ялтинской конференции руководителей трех держав 1945 г. были решены многие вопросы послевоенного урегулирования (оккупация Германии и контроль над ней, послевоенное урегулирование в Европе, репарации – одна из форм материальной ответственности субъекта международного права за ущерб, причиненный в результате совершенного им международного правонарушения другому субъекту (отличается от контрибуции – дани победителю, которая действовала на практике до 1919г));

На конференции Объединенных Наций в июне 1945 г. в Сан-Франциско был принят Устав ООН

В такой сложной политической и экономической обстановке происходило становление современного международного права.

Основа современного права была заложена Уставом ООН:

В основу международного права был положен принцип сотрудничества;

Порвал с легализацией колониального угнетения;

Определил общие цели и принципы международного права, которые являются главными системообразующими факторами и т.д.

Вследствие чего:

В международном праве появился новый институт императивных норм, т.е. таких норм, которые создаются международным сообществом в целом и от которых государства не могут отступать даже по взаимному соглашению;

Активное формирование национальных механизмов имплементации норм международного права – фактическая реализация международных обязательств на внутригосударственном уровне, которая осуществляется путем трансформации международно-правовых норм в национальное законодательство.

С началом холодной войны достигнутый уровень международного сотрудничества был оставлен. Международные нормы нарушались государствами обоих враждебных лагерей (Вьетнам, Афганистан, Гренада и т.д.).

Тем не менее, развитие международного права уже не могло остановиться:

Договор 1959 г. об Антарктиде;

Московский договор 1963 г. о запрещении испытания ядерного оружия в трех средах;

Договор 198 г. о нераспространении ядерного оружия;

Венская конвенция о дипломатических конвенциях 1961 г.;

Венская конвенция о праве договоров 1969 г.;

Конвенция ООН 1982г. по морскому праву и т.д.

Таким образом, история современного международного права как особой правовой системы, опирающейся на единые цели и принципы, начинается тогда, когда появляются необходимые материальные, духовные и политические условия и складывается глобальная система международных отношений, с которой связаны жизненно важный интересы всех народов. Эта система не может нормально функционировать без достаточно высокого уровня международно-правового регулирования. Чем выше развитие международной системы, тем больше необходимость в ее правовом регулировании.

Ключевые слова: Международное право, Гражданское право, Политология, Мировая экономика, Семейное право, Управление персоналом, Гражданское и торговое право зарубежных стран.

Объектом исследования является анализ условий "Вторая мировая война и международное право". Предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.

Целью исследования является изучение темы "Вторая мировая война и международное право" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.

В процессе работы выполнялся теоретико-методологический анализ темы "Вторая мировая война и международное право", в том числе исследовались теоретические аспекты изучения явления "Вторая мировая война и международное право", изучалась природа темы "Вторая мировая война и международное право".

В результате исследования выявлены и количественно обоснованы конкретные пути решения проблемы "Вторая мировая война и международное право", в том числе обозначены некоторые возможности решения проблемы "Вторая мировая война и международное право" и определены тенденции развития тематики "Вторая мировая война и международное право".

Степень внедрения - предложения и конкретные мероприятия опробованы в деятельности организации, послужившей базой для учебной практики.

Предложенные мероприятия с некоторой конкретизацией могут быть использованы в работе кадровых служб российских предприятий.

Реализация предлагаемых мер позволяет обеспечить более точное понимание природы и актуальных проблем "Вторая мировая война и международное право".

Обзор источников по теме "Вторая мировая война и международное право"

В списке литературы, использованной при подготовке данной работы, представлено 16 библиографических источников. Охарактеризуем некоторые из них:

Обозначенную проблему "Вторая мировая война и международное право" рассматривает Д. С. Мухортов в книге "Political English: An Advanced Mass Media Course / Учебное пособие по английскому языку в области политики и международных отношений ", изданной в 2011 году и содержащей 232 стр. Из описания книги можно сделать вывод, что

Данное пособие предназначено для студентов старших курсов факультетов политологии, международных отношений, журналистики и переводоведения. Актуальный текстовый материал и тщательно разработанный учебно-методический комплекс учат студента лексико-фразеологическому маневрированию, помогают обогатить словарный запас по специальности, развивают умение полемизировать, а также способствуют развитию навыков аргументации на английском языке. В 17 разделах пособия поднимаются такие темы, как российские национальные интересы, взаимоотношения России с Украиной, Грузией и США, проблемы российской армии, фальсификации на выборах, последствия экономического кризиса, будущее СНГ, подъем Китая, уроки Второй мировой войны и права человека.

Также проблем регулирования современных вопросов по теме "Вторая мировая война и международное право" касается И. И. Хохлов в монографии "Наднациональность в политике Европейского Союза ". Данная книга была выпущена в издательстве "Международные отношения" в 2007 году, содержит 160 стр.

Термин "наднациональность" до сих пор практически не фигурирует в книгах и статьях по вопросам европейской интеграции на русском языке. Задача данной книги - объяснить закономерности и сущность феномена наднациональной интеграции. Автор определяет факторы становления наднациональности в ЕС: внешние - формирование нового миропорядка после Второй мировой войны, роль в нем США, окончание "холодной войны", распад СССР, демократические революции в странах Центральной и Восточной Европы; внутренние - эволюция самой интеграционной системы (европейского права, институциональной структуры), а также внедрение субсидиарности как метода и принципа управления. Для студентов, аспирантов, всех интересующихся проблемами европейской интеграции.

Ряд актуальных проблем был затронут в книге "Война и право после 1945 г. ". Джеффри Бест определил актуальность и новизну этой темы в своем исследовании, опубликованном в 2010 году в издательстве "ИРИСЭН, Мысль". В описании книги сказано следующее.

Человеческая цивилизация всегда стремилась ограничить вооруженное насилие и ужасные последствия войн. Работа британского историка Джеффри Беста посвящена усилиям, предпринимавшимся последние десятилетия в этой сфере. В ней показано, что Вторая мировая война привела к серьезным изменениям в международном праве и определила его дальнейшее развитие. Автор анализирует с этой точки зрения разнообразные типы современных вооруженных конфликтов - высокотехнологичных межгосударственных столкновений, национально- освободительных, революционных и гражданских войн - и пытается ответить на вопрос, где, когда и почему институтам международного гуманитарного права удавалось, или, наоборот, не удавалось уменьшить ущерб, наносимый военными конфликтами. Книга содержит большой фактический материал по развитию современного гуманитарного права. При этом изложение не перегружено юридическими и военно-техническими деталями и доступно для неспециалистов.

Кроме того, при изучении темы "Вторая мировая война и международное право" были использованы такие периодические источники, как:

  1. Охрана интеллектуальной собственности и нормы международного и российского права. А. Курманов, "Кадровик. Трудовое право для кадровика", № 12, декабрь 2007.
  2. Конституционные права на безопасные условия труда и вознаграждение за труд. Позиции норм международного права. А. Курманов, "Кадровик. Трудовое право для кадровика", № 10, октябрь 2007.
  3. Международное право как составная часть правовой системы Российской Федерации. А.Я. Петров, "Законодательство и экономика", № 6, июнь 2007.
  4. Этическая экспертиза биомедицинских исследований в Российской Федерации - реалии, перспективы развития и международного сотрудничества. М.Э. Гурылева, А.С. Созинов, сборник "Научные труды III Всероссийского съезда. Национального конгресса по медицинскому праву"
  5. Международное право в системе административно-правового регулирования положения иностранных граждан в Российской Федерации. И.Д. Соболев, "Журнал российского права", № 3, март 2007.

Образец введения

Представленная работа посвящена теме "Вторая мировая война и международное право".

Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.

Тема "Вторая мировая война и международное право" изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин. Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем тематики "Вторая мировая война и международное право".

Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы "Вторая мировая война и международное право". Однако, требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы.

Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы "Вторая мировая война и международное право" определяют несомненную новизну данного исследования.

Дальнейшее внимание к вопросу о проблеме "Вторая мировая война и международное право" необходимо в целях более глубокого и обоснованного разрешения частных актуальных проблем тематики данного исследования.

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме "Вторая мировая война и международное право" в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

Результаты могут быть использованы для разработки методики анализа "Вторая мировая война и международное право".

Теоретическое значение изучения проблемы "Вторая мировая война и международное право" заключается в том, что избранная для рассмотрения проблематика находится на стыке сразу нескольких научных дисциплин.

Объектом данного исследования является анализ условий "Вторая мировая война и международное право".

При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.

Целью исследования является изучение темы "Вторая мировая война и международное право" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.

  1. Изучить теоретические аспекты и выявить природу "Вторая мировая война и международное право".
  2. Сказать об актуальности проблемы "Вторая мировая война и международное право" в современных условиях.
  3. Изложить возможности решения тематики "Вторая мировая война и международное право".
  4. Обозначить тенденции развития тематики "Вторая мировая война и международное право".

Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 3 глав, заключение и библиографический список.

Во введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены цель и задачи исследования, охарактеризованы методы исследования и источники информации.

Глава первая раскрывает общие вопросы, раскрываются исторические аспекты проблемы "Вторая мировая война и международное право". Определяются основные понятия, обуславливается актуальность звучание вопросов "Вторая мировая война и международное право".

В главе второй более подробно рассмотрены содержание и современные проблемы "Вторая мировая война и международное право".

Глава третья имеет практический характер и на основе отдельных данных делается анализ современного состояния, а также делается анализ перспектив и тенденций развития "Вторая мировая война и международное право".

По результатам исследования был вскрыт ряд проблем, имеющих отношение к рассматриваемой теме, и сделаны выводы о необходимости дальнейшего изучения/улучшения состояния вопроса.

Таким образом, актуальность данной проблемы определила выбор темы работы "Вторая мировая война и международное право", круг вопросов и логическую схему ее построения.

Теоретической и методологической основой проведения исследования явились законодательные акты, нормативные документы по теме работы.

Источниками информации для написания работы по теме "Вторая мировая война и международное право" послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике "Вторая мировая война и международное право", справочная литература, прочие актуальные источники информации.

Система исторически изменяющихся межгосударственных юридических принципов и норм, постепенно сложившаяся после 1919 г., именуется современным международным правом. На его формирование значительное влияние оказали Первая мировая война, события в России 1917 г., а также декреты советской власти в России, особенно Декрет о мире, объявивший войну преступлением против человечества.

Отсчет нового международного права следует вести от Версальского договора 1919 г. и создания Лиги Наций в.1919 г. Важной вехой в его развитии стал Парижский мирный договор 1928 г., запретивший войну как орудие национальной политики. Победа стран антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне, юридические решения Тегеранской, Ялтинской, Потсдамской и других международных конференций, Устав ООН (1945 г.) и Приговор Международного военного трибунала в Нюрнберге (1946 г.) завершили процесс создания основ нового исторического типа международного права.

Отличительными характеристиками данного типа международного права являются:

1) антивоенная направленность;

2) антиколониальная сущность;

3) значительный количественный рост договорных норм, «второе рождение» старых отраслей международного права (субъекты международного права, международно-правовая ответственность, морское право, право внешних сношений, право международных договоров и т. д.);

4) возникновение обусловленных научно-технической революцией новых отраслей (право международной безопасности, космическое, экономическое, экологическое право, право международных организаций, права человека и т. д.);

5) резкое расширение пространственной сферы действия международного права (весь земной шар, его суша и недра, Мировой океан, дно и недра, а также воздушное, космическое пространства и небесные тела).

Огромное значение для становления принципов и норм международного права имели внешнеполитические предложения и практика Советской России и СССР. Достаточно указать лишь на основные положения Декрета о мире - первого акта Советского государства. В нем Советская Россия предлагала «всем воюющим народам и их правительствам начать немедленные переговоры о справедливом и демократическом мире». Демократический мир определялся как мир ненасильственный, без агрессивных войн, аннексий и контрибуций. Под аннексией разумелось «всякое присоединение к большому или сильному государству малой или слабой народности без точно, ясно и добровольно выраженного согласия и желания этой народности независимо от того, когда это насильственное присоединение совершено, независимо также от того, насколько развитой или отсталой является насильственно присоединенная или насильственно удерживаемая в границах данного государства нация. Независимо, наконец, от того, в Европе или в далеких заокеанских странах эта нация живет». Агрессивная война объявлялась международным преступлением. Продолжать войну «из-за того, как разделить между сильными и богатыми нациями захваченные ими слабые народности, правительство считает величайшим преступлением против человечества». Интересна позиция Советской России по отношению к старому международному праву. В заключительном слове В. И. Ленина по докладу о мире на II Всероссийском съезде Советов 8 ноября 1917 г. указывалось: «Мы отвергаем все пункты о грабежах и насилиях, но все пункты, где заключены условия добрососедские и соглашения экономические, мы разумно примем, мы их не можем отвергать». Таким образом, не все отвергалось в старом международном праве. Принципы и нормы, прогрессивные с точки зрения правосознания победившего пролетариата, объявлялись законом международной жизни. Одновременно делался призыв к добрососедским отношениям, провозглашалась идея мирного сосуществования государств независимо от их экономических, политических и социальных систем.

Положения Декрета о мире и практика молодого государства оказали значительное влияние на последующие международно-правовые документы. Так, Статут Лиги Наций 1919 года обязывал всех членов Лиги «уважать и сохранять против всякого внешнего нападения территориальную целостность и существующую политическую независимость всех членов Лиги». И далее, в ст. 16: «...если член Лиги прибегает к войне, в противность обязательствам, принятым в статьях 12, 13 или 15, то он... рассматривается как совершивший акт войны против всех других членов Лиги». Как мы здесь видим, Статут Лиги Наций ограничивал право государств-членов прибегать к войне. Однако юридического запрещения агрессивной войны не было.

Событием поистине эпохального значения явилось подписание пятнадцатью государствами 27 августа 1928 г. Парижского договора об отказе от войны в качестве орудия национальной политики. Этот договор, обычно именуемый Пактом Бриана-Келлога , предельно краток и категоричен. В ст. 1 Договора осуждалось обращение к войне для урегулирования международных споров и указывалось, что его участники «отказываются от таковой в своих взаимных отношениях в качестве орудия национальной политики». В ст. 2 говорилось, что «урегулирование или разрешение всех могущих возникнуть между ними споров или конфликтов... должно всегда изыскиваться только в мирных средствах». Таким образом, война была юридически запрещена. Идея противоправности агрессивной войны, провозглашенная в Декрете о мире, получила закрепление в международном праве.

Положения Парижского договора получили свое подтверждение в Приговоре Международного военного трибунала в Нюрнберге. В нем, в частности, отмечалось, что «война для разрешения международных противоречий, предпринятая в качестве инструмента национальной политики, с очевидностью включает агрессивную войну». И далее: «...такая война является беззаконной в соответствии с международным правом». Отношение международного права к войне получило свое законченное оформление в Декларации о принципах международного права 1970 г. В ней провозглашалось: «Агрессивная война является преступлением против мира, которое влечет ответственность по международному праву».

Постепенно международное право вобрало в себя идею права народов и наций на самоопределение. Первоначально эта идея была оформлена в мирных договорах Советской России с Прибалтийскими государствами и странами Востока. В частности, ст. 14 Договора между Россией и Турцией 1921 г. гласила, что «обе договаривающиеся стороны... признают... за народами права на свободу и независимость, а равным образом их право на избрание формы правления, согласно их желаниям».

Важным шагом к юридическому оформлению данного принципа была Декларация об освобождённой Европе, принятая в феврале 1945 г. в Ялте. В ней указывалось на «право народов свободно устанавливать по их собственному усмотрению общественный строй и форму правления в своих странах». На принцип равноправия и самоопределения народов ссылается ст. 1 Устава ООН. Данному принципу посвящена Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам от 14 декабря 1960 г., одобренная XV сессией Генеральной Ассамблеи ООН по инициативе СССР. В ней констатировалось, что «все народы имеют право на самоопределение, в силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и осуществляют свое экономическое, социальное и культурное развитие». Право всех народов на самоопределение закреплено в ст. 1 обоих Пактов о правах человека 1966 г., Декларации о принципах международного права 1970 г., ст.8 Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. и в ряде других документов.

Вместе с тем влияние событий 1917 г. в России, идей и практики Советского государства не стоит идеализировать. Помимо безусловно мощного оздоравливающего положительного заряда Октябрьская революция повлекла за собой раскол мира на антагонистические общественно-экономические системы с неизбежной борьбой и столкновениями между ними. Международно-правовая практика СССР также не была во всем последовательно прогрессивна. Вспомним пресловутый советско-германский Пакт о ненападении от 23 августа 1939 г. (Пакт Молотова - Риббентропа) и особенно секретные материалы к нему. Действия СССР на международной арене также не всегда содействовали прогрессивному развитию международного права («освободительные походы» Красной Армии 1939-1940 гг., война с Финляндией 1939-1940 гг., ввод советских войск в Венгрию (1956 г.), в Чехословакию (1968 г.), выполнение Вооруженными Силами СССР «интернационального долга» в Афганистане (1979-1989 гг.) и т. д.

Это вызывало негативную реакцию со стороны международной общественности. Так, в 1940 г. за развязывание войны с Финляндией СССР был исключен из Лиги Наций, а начиная с 1980 г. сессии Генеральной Ассамблеи ООН вплоть до 1988 г. с завидным постоянством принимали резолюции, осуждавшие СССР за ввод его войск в Афганистан.

ХХ век интересен чрезвычайно быстрым развитием международного права. Особенно этим отличается период после окончания Второй мировой войны. Произошла договорная кодификация ряда отраслей международного права: воздушное право (Чикагская конвенция о международной гражданской авиации 1944 г.); право внешних сношений (Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г.); право международных договоров (Конвенция о праве международных договоров 1969 г.); морское право (Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.), космическое право (Договор по космосу 1967 г.). Серией международных договоров (Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в трех средах1963 г., Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г., Конвенция о запрещении бактериологического оружия 1972 г., советско-американские соглашения в области ограничения и сокращения ракетно-ядерных вооружений в 70-80-е годы и т.д.) В короткие сроки была создана такая отрасль международного права, как право международной безопасности. В 70-е годы сформировалось право окружающей среды (Конвенция ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г. и др.).

Новеллой международного права данного периода явилось формирование отдельной отрасли - уважения права человека. После Второй мировой войны был принят ряд международных документов (Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. и др.), которые и создали костяк данной отрасли. Вопросы регулирования прав человека перестали быть прерогативами только национального законодательства государств.

Вторая половина ХХ в. - время научно-технической революции, время бурного проникновения человека в ранее неизведанные пространства (дно на океанических глубинах, Антарктика, континентальный шельф, высотные слои атмосферы, космос, небесные тела и т. д.). Международное право стало не только все земным, поскольку охватывает все государства и народы земного шара, все континенты, острова и океаны, все то, что лежит над земной поверхностью и под нею, но и всемирным, поскольку начинает регулировать вопросы, выходящие за пределы планеты Земля. Государства заключили соглашения, регулирующие их деятельность в ранее не используемых пространствах (Договор об Антарктике 1959 г., Договор по космосу 1967 г., Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия 1971 г., Соглашение о деятельности государств на Луне 1979 г., Венская конвенция по защите озонового слоя 1985 г. и т. д.).

Таким образом, сложилась система межгосударственных юридических норм, в значительной мере отличающихся от старого международного права. Старые демократические принципы сохранились, как-то: принципы суверенного равенства государств, не вмешательства во внутренние дела, добросовестного выполнения международных обязательств.

Появились новые важнейшие принципы международного права: неприменения силы и угрозы силой, равноправия и самоопределения народов, нерушимости границ, территориальной целостности государств, мирного разрешения споров, уважения прав человека, сотрудничества, ответственности государств за агрессию и другие международные преступления (геноцид, апартеид и др.), международной уголовной ответственности индивидов.

Основным содержанием рассматриваемой эпохи явились борьба и сотрудничество государств, принадлежащих к антагонистическим формациям - капиталистической и социалистической. После Второй мировой войны оно дополнилось взаимодействием с так называемым третьим миром. В него входило более 2/3 государств планеты. Большинство из них появилось в результате распада колониальной системы. Страны «третьего мира», или развивающиеся страны, не имея четко выраженной ориентации на ту или иную общественно-экономическую систему, значительно корректировали отношения государств двух систем и в целом способствовали прогрессивному развитию международного права.

На рубеже 80-90-х годов мир претерпел существенные изменения. Мягкие, «бархатные» революции в странах Восточной Европы, вхождение ГДР в ФРГ, серьезные социально-экономические преобразования в Китае, Вьетнаме, Монголии, прекращение существования СССР привели к распаду мировой социалистической системы. Соответственно с этими событиями плавно ушло в небытие отнесение группы стран (Эфиопии, Анголы, Мозамбика, Сирии и др.) к государствам социалистической ориентации. Просто им стало не на кого ориентироваться.

Создалась принципиально новая социально-экономическая и правовая ситуация на планете. Период борьбы («холодной» или «горячей» войны) и сотрудничества государств антагонистических систем постепенно перерастает в период партнерства, разумного соперничества, взаимовыгодного общения государств, все более сближающихся друг с другом по своему социально-экономическому и правовому облику. Слияние государств, их единение в ближайшем обозримом будущем вряд ли предвидится. Но и эпоха антагонизма, конфронтации, балансирования на грани мировой войны позади.

Новая, качественно иная социально-экономико-правовая обстановка в мире обусловливает необходимость определенной трансформации международного права. Каким же будет международное право? Ответ на данный вопрос даст третье тысячелетие.


Такое наименование договор получил по именам основных инициаторов его подписания: Бриан Аристид (1862-1932), министр иностранных дел Франции, и Келлог Фрэнк Биллингс (1856-1937), государственный секретарь США в 1925-1929 гг.

Предыдущая

Первая половина XX столетия связана с рядом событий и факторов, оказавших влияние на развитие и содержание международного права.

После окончания Первой Мировой войны государства-победители - страны Антанты - на основе серии международных договоров с Германией и ее союзниками создали правовой режим, получивший название Версальско-Вашингтонской системы (Версальский мирный договор 1919 года и связанные с ним договоры). Этими договорами было оформлено создание ряда новых государств в Центральной и Юго-Восточной Европе, ограничивались вооружения побежденных сторон, решался вопрос о возмещении нанесенного Германией ущерба, пересматривались ее границы, устанавливался для ряда западных стран принцип "открытых дверей" ("равных возможностей") в Китае.

Важным звеном Версальской системы и ее гарантом была призвана стать новая международная организация - Лига Наций. В ее Статут, вступивший в силу в январе 1920 года поставили агрессию вне закона. В Статуте было закреплено обязательство уважать и сохранять против всякого внешнего нападения территориальную целостность и существующую политическую независимость всех членов Лиги.

Статут (устав) Лиги Наций являлся составной частью Версальского мирного договора. Хотя Статут Лиги Наций и исходил из цели поддержки международных отношений, основанных на справедливости и чести, он не запрещал ведения войны.

На состояние международного права оказала существенное влияние Октябрьская революция 1917 г., прежде всего Декрет о мире, запрещающий агрессивную войну. Парижский договор об отказе от войны в качестве орудия национальной политики, заключенный в 1928 г. (Пакт Бриана-Келлога) призывал осуществляться только мирными средствами. Однако ни Статут Лиги Наций, ни Парижский договор 1928 г. не давали понятия агрессии и не предоставляли реальных гарантий безопасности участникам международного общения.

Развязавшие вторую мировую войну фашистская Германия и ее союзники грубо нарушили нормы международного права. Вопросы поддержания международного мира явились предметом обсуждения на Московской (1943 г.), Тегеранской (1943 г) и Крымской (1945 г.) конференциях руководителей трех союзных держав. В ходе конференций было признано, не должна быть похожей на Лигу Наций, в нее могут входить все суверенные государства, как большие, так и малые, организация должна быть наделена механизмами, необходимыми для поддержания мира и безопасности, олицетворять согласованные действия ее членов. На конференциях обсуждался комплекс вопросов об ответственности Германии за нанесенный ею ущерб в ходе войны и об ответственности нацистских военных преступников.

Днем рождения Организации Объединенных Наций считается 24 октября 1945 года. Ее Устав и деятельность, несмотря на периоды конфронтации в ее стенах, свидетельствуют об огромном вкладе ООН в развитие современного международного права. Принципиально новым положением явилось закрепление в Уставе ООН положений, запрещающих агрессию и устанавливающих механизм санкций в отношении государства, допустившего подобные действия. Согласно п. 4 ст. 2 Устава все члены ООН взяли обязательство воздерживаться в международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями ООН. В Уставе ООН предусмотрены механизмы, позволяющие воздействовать на агрессора.

Не менее кардинальные изменения произошли в международном праве под влиянием введения в него нормы о праве народов (наций) на самоопределение. В Уставе ООН зафиксировано положение о равенстве прав больших и малых наций, о развитии дружественных отношений между государствами на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов. Эти положения явились юридической базой борьбы колониальных народов за свою независимость и государственность.

Нормы Устава ООН, характеризующие принцип сотрудничества государств, послужили отправной точкой в принятии многочисленных международных актов, как по специальным вопросам сотрудничества государств, так и по вопросам сотрудничества в сфере прав человека.

Особой формой сотрудничества явилось развитие мер доверия между государствами. Обеспечение прав человека становится одним из главных критериев оценки деятельности государств. Возникли новые отрасли, например, право международной безопасности, международное космическое право, право окружающей среды и др.

На международных конференциях путем заключения многосторонних международных соглашений были, в частности, кодифицированы нормы правопреемства государств в отношении международных договоров; нормы, касающиеся защиты мирного гражданского населения во время войны, защиты культурных ценностей в случае вооруженного конфликта; нормы дипломатического и морского права. В связи с кодификацией международно-правовых норм и внедрением в практику международных отношений принципа сотрудничества государств центральное место среди источников международного права стал занимать международный договор.