Мoдныe детки

Н ф радионова определение педагогического процесса. Педагогический процесс

Рецензенты:

Радионова Н. Ф., доктор педагогических наук, профессор Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена;

Чекалева Н. В., доктор педагогических наук, профессор Омского государственного педагогического университета;

Светенко Т. В., доктор педагогических наук, профессор Псковской лингвистической гимназии.

Бахмутский А. Е., Вершинина Н. А., Глубокова Е. Н., Даутова О. Б., Кондракова И. Э., Лабунская Н. А., Писарева С. А., Пискунова Е. В., Тряпицына А. П.

Заведующая редакцией М. Трофимова

Руководитель проекта Т. Шапошникова

Ведущий редактор Е. Власова

Литературный редактор А. Ганчурин

© ООО Издательство «Питер», 2014

Если педагогика намеревается помочь человеку выйти за рамки его природных способностей, она должна снабдить его соответствующими инструментами, которые для этого созданы людьми.

Дж. Брунер

Уважаемые преподаватели и студенты!

Все вузовские учебники ориентированы на помощь студенту в его профессиональном становлении. Этой же цели служит и предлагаемый вашему вниманию учебник «Педагогика», написанный в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «Педагогическое образование». В чем особенности этого учебника?

Первая особенность – в направленности на развитие профессиональной компетентности студента. Авторы учебника понимают профессиональную компетентность как способность решать типичные профессиональные задачи , возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей. «Способность» в данном случае понимается не как предрасположенность, а как умение. «Способен» – следовательно, «умеет делать». Содержание понятия «компетентность» шире не только знаний, умений или навыков, но и даже их суммы. Кроме когнитивной (что?) и операционной (как делать?) составляющих понятие компетентности содержит мотивационные (почему?), этические (как отнесутся?) и социальные (с кем?) элементы. В исследованиях РГПУ им. А. И. Герцена профессиональная компетентность рассматривается как совокупность ключевых, базовых и специальных компетенций.

Ключевые - компетенции, необходимые для любой профессиональной деятельности , связаны с успехом личности в быстроменяющемся мире. Ключевые компетенции приобретают сегодня особую значимость. Они проявляются в способности решать профессиональные задачи на основе использования информации, коммуникации (в том числе на иностранном языке), социально-правовых основ поведения личности в гражданском обществе.

Базовые определенной профессиональной деятельности (педагогической, медицинской, инженерной и т. д.). Для профессиональной педагогической деятельности базовыми являются компетенции, необходимые для построения профессиональной деятельности в контексте требований к системе образования на определенном этапе развития общества.

Специальные компетенции отражают специфику конкретной предметной или надпредметной сферы профессиональной деятельности. Специальные компетенции можно рассматривать как реализацию ключевых и базовых компетенций в области конкретной сферы профессиональной деятельности.

Базовые и ключевые компетенции всегда проявляются в контексте предметной области (специальной компетенции). Разумеется, все три вида компетенций взаимосвязаны и развиваются одновременно, формируя индивидуальное своеобразие профессиональной компетентности конкретной личности. Ключевые, базовые и специальные компетенции, пронизывая друг друга, проявляются в процессе решения профессиональных задач разного уровня сложности, что предполагает овладение разнообразными ресурсами. В Федеральном государственном образовательном стандарте по направлениям образования для обозначения компетенций как результата профессиональной подготовки студента используются другие термины: общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции, которые соответствуют ключевым, базовым и специальным, выделенным в концепции РГПУ им. А. И. Герцена.

Вторая особенность состоит в структурировании материала учебника. Авторы стремились представить в учебнике педагогическое знание, необходимое для решения типовой профессиональной задачи, в различных контекстах анализа современного образования . Для этого необходимо было отразить в учебнике общепризнанное, доказанное научное знание и в то же время включить материалы, отражающие сложность и инновационность современных поисков, которые характеризуют современную педагогическую науку и практику. Такое сочетание определялось мировоззрением авторов, тем пониманием педагогики, которое характерно для ленинградской научной школы, сложившейся на кафедре педагогики Герценовского университета. Основная черта этой школы, определяющая подготовку будущего педагога, заключается в ее ориентации на развитии личности студента путем создания условий для развития ценностных приоритетов, активности и самостоятельности, интереса к педагогической науке и практике; в понимании образования как единства воспитания и обучения как ведущего фактора развития личности; в стремлении «выращивать» новое педагогическое знание и опыт в совместной деятельности науки и практики.

Третья особенность заключается в стремлении авторов учебника расширить пространство профессиональной коммуникации преподавателей и студентов. Концентрация содержания учебника вокруг фундаментальных категорий и основных задач современной профессиональной деятельности педагога позволяет в процессе обучения дополнять изучаемый материал результатами исследований конкретных научных школ, учитывать традиции вуза, проводить обсуждения различных аспектов педагогической действительности в соответствии с интересами преподавателей и студентов. Авторы учебника стремились не столько транслировать готовые знания («консервы», по выражению Андрея Александровича Вербицкого, или «диетический корм» в категориях Пауло Фрейре (Freire, 1985)), сколько стимулировать возникновение вопросов, на которые студент не может ответить без изучения соответствующих источников (книг, журналов, статистики) или собственного исследования . Когда эти источники найдены и освоены, студент продолжает свое совершенствование в качестве ученика, сталкиваясь с новыми важными практическими проблемами, которые вновь отсылают его к иным источникам и исследованию. Поэтому выполнение заданий, предлагаемых в каждом разделе учебника, ориентировано на то, что студенты будут учиться не только у преподавателя, но и в процессе анализа реально возникающих проблем, участвуя в их исследовании и обсуждении полученных решений; работать с различными базами информации для выбора и принятия решений в контексте реальных ситуаций; учиться мыслить критически и принимать ответственность за выбор решения.

Авторы учебника не стремились вложить в него все накопленное в педагогике знание, руководствуясь мудрой мыслью Анатоля Франса: «Не пытайтесь удовлетворить свое тщеславие, обучая большому количеству вещей. Разбудите любопытство людей. Этого достаточно для раскрытия сознания. Не перегружайте его, просто поднесите искру. Если там имеется хороший горючий материал, то он загорится». Иными словами, предлагаемый учебник, в отличие от предыдущих, не фиксирует фундаментальное ядро научного педагогического знания как основы профессиональной подготовки будущего учителя, а ориентирован на самостоятельную целенаправленную работу студента по построению собственного фундамента современной профессиональной педагогической деятельности, используя ресурсы имеющегося информационного поля педагогического знания – классических трудов, учебников, современных исследований.

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

Своеобразие современной профессиональной деятельности преподавателя университета заключается в том, что возвращается истинный смысл назначения деятельности педагога: ведение, поддержка, сопровождение обучающегося. Помочь каждому студенту осознать его собственные возможности, войти в мир культуры выбранной профессии, найти свой жизненный путь - таковы приоритеты современного преподавателя университета.

В традиционной модели образования такие атрибуты личности и ее психики, как сознательность, активность, субъектность, отношение, целенаправленность, мотивированность, оказываются востребованными не в полной мере, поэтому вузовские преподаватели обращаются к такому явлению, как фасилитация. В западном человекознании это явление было раскрыто в трудах К. Роджерса еще в прошлом веке. В наше время сущность термина фасилитация - приведение в действие многочисленных ситуаций взаимодействия - рассмотрена в одном из монографических исследований Р.С. Димухаметова. Он выделяет такие атрибуты понятия «фасилитация», как истинность, открытость, принятие, доверие, эмпатическое понимание. Фасилитация выполняет функции стимулирования педагогической деятельности, принципа обучения и управления образовательным процессом, что способствует конструктивному взаимодействию субъектов образовательного процесса [Димухаметов, 2006].

Преподаватель - фасилитатор оказывает педагогическую помощь и поддержку студентам, которая выражается в повышении продуктивности деятельности отдельного студента или группы студентов. Эта поддержка мягкая, ненаправленная, не императивная, но все же обусловливает определенные изменения в личности студента. Оказывая такую поддержку, преподаватель побуждает студента реализовать свои замыслы в конкретных деяниях как формах проявления активности субъекта, ответственность за которые несет сам субъект. Такого рода ненаправленные влияния преподавателя на студентов способствуют изменению мыслительной деятельности (повышают уровень креативности), перцепции, сдвигам в эмоциональных проявлениях. Преподаватель - фасилитатор ставит студентов в позицию помощников, попутчиков на пути поиска совместных решений, дает студентам полную свободу в этом поиске и право выбора на свое решение. При этом функция преподавателя - фасилитатора реализуется как педагогическая поддержка самопознания студентов на основе установления ценностноозначимых связей субъектов взаимодействия при сохранении их личностной уникальности и целостности.

Профессиональная позиция каждого преподавателя меняется в процессе взаимодействия. Так, представители Санкт-Петербургской научной школы (В.А. Козырев, Н.Ф. Радионова, А.П. Тряпицина) помимо преподавателя - фасилитатора выделяют следующие позиции преподавателя, которые заключаются главным образом в сопровождении и поддержке деятельности студента.

Преподаватель - консультант. Сущность предлагаемой модели состоит в том, что отсутствует традиционное изложение материала преподавателем, обучающая функция реализуется через консультирование, которое может осуществляться как в реальном, так и в дистанционном режиме. Консультирование сосредоточено на решении конкретной проблемы. Консультант либо знает готовое решение, которое он может предложить, либо владеет способами деятельности, которые указывают путь к решению проблемы. Главная цель преподавателя в такой модели обучения - научить студента учиться.

Преподаватель - модератор. Модерирование - деятельность, направленная на раскрытие потенциальных возможностей студента и его способностей. В основе модерирование лежит использование специальных технологий, помогающих организовать процесс свободной коммуникации, обмена мнениями, суждениями и подводящих студентов к принятию решения за счет реализации внутренних возможностей.

Модерирование нацелено на раскрытие внутреннего потенциала студента, на выявление скрытых возможностей и нереализованных умений. Основными методами работы преподавателя - модератора являются такие, которые побуждают студентов к деятельности и активизируют их, выявляют существующие у них проблемы и ожидания, организуют дискуссионный процесс, создают атмосферу товарищеского сотрудничества. Преподаватель - модератор выступает посредником, который способствует установлению отношений между студентами.

Преподаватель - тьютор осуществляет педагогическое сопровождение студентов. Он разрабатывает групповые задания, организует групповые обсуждения какой - либо проблемы. Деятельность преподавателя - тьютора, как и преподавателя - консультанта, направлена не на воспроизводство информации, а на работу с субъектным опытом студента. Преподаватель анализирует познавательные интересы, намерения, потребности, личные устремления каждого. Он разрабатывает специальные упражнения и задания, опирающиеся на современные коммуникационные методы, личную и групповую поддержку, продумывает способы мотивации и варианты фиксации достижений, определяет направления проектной деятельности. Взаимодействие с тьюторами осуществляется через тьюториалы, дневные семинары, группы взаимопомощи, компьютерные конференции.

Задачи преподавателя - тьютора - помочь студентам получить максимальную отдачу от учебы, следить за ходом учебы, осуществлять обратную связь в процессе выполнения заданий, проводить групповые тьюториалы, консультировать студентов, поддерживать их заинтересованность в обучении на протяжении всего изучения дисциплины, обеспечить возможность использования различных форм контакта с ним (личные встречи, электронная почта, компьютерные конференции).

Преподаватель - тренер (coach), что в переводе с английского означает репетитор, инструктор. Исходя из перевода этого понятия рассматривают его функции в образовательном процессе. Преподаватель - тренер выступает в качестве обучающего не просто специальности, а мастерству овладения студентом будущей профессиональной деятельностью, через систему усвоения определенных знаний. Преподаватель - тренер помогает студентам в прохождении определенных учебных курсов, в учении, в подготовке к публичным выступлениям в ходе семинарских и практических занятий, выступлений с докладами и сообщениями на учебных, а затем и научных конференциях [Переломова, 1997].

Образовательный процесс вуза реализуется во взаимодействии его субъектов - преподавателей и студентов. Рассмотренные профессиональные позиции преподавателя современного вуза способствуют как развитию субъектной позиции студента, так и образовательному взаимодействию в целом.

Взаимодействие учителя с учащимися - один из важнейших путей воспитательного влияния взрослых. Учитель, в принципе, достаточно подготовлен к организации и поддержанию взаимоотношений с учащимися. Однако на практике взаимоотношения учителя с учащимися складываются не всегда оптимально. Во многом это зависит от стиля руководства педагога (т.е. от характерной манеры и способов выполнения воспитателем тех функций, из которых складывается его взаимодействие с учащимися).

Центральная проблема во взаимодействии преподавателей и студентов - это проблема их взаимоотношений. Каждый из участников образовательного процесса входит в социальную ситуацию, обладая неким накопленным опытом и с культурными предпосылками. Разделяемые всеми участниками когнитивные и нормативные предпосылки являются основой для взаимодействия.

В сфере высшего образования преобладает установка одинакового подхода ко всем студентам. Данный порядок закреплен институционально. Закрепление уважительного отношения к преподавателю - обязательное правило ожидания вежливого отношения со стороны студента. Аналогичного правила должны придерживаться также преподаватели при взаимодействии со студентами. Взаимное преломление социальных норм и ценностей в сознании участников образовательного процесса, его осмысление и отражение в реальных действиях преподавателей и студентов определяет доминанту личностно - ориентированного подхода в образовательной деятельности.

Социальный мир студентов формируется в результате социальных взаимодействий друг с другом и с преподавателями. При этом решающее влияние на студентов оказывает символическое окружение, т.к. оно способствует формированию их сознания и человеческого «Я». С позиций символического интеракционизма, взаимодействие между преподавателем и студентом рассматривается как непрерывный диалог, в процессе которого они наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них. Для создания устойчивого и комфортного взаимодействия и преподавателям, и студентам приходится прилагать немало усилий. Таким образом, рассмотрение проблемы социального взаимодействия преподавателей и студентов - это поиск ответов на самые разные вопросы: каковы условия возникновения социального взаимодействия, как оно развивается, что необходимо предпринять, чтобы взаимодействие было эффективным, какие факторы оказывают на него влияние и т.п.

В современном вузе возрастает роль преподавателя, расширяется диапазон его психологического и педагогического воздействия на учащихся. Преподаватель уже не может быть только проводником знаний и информации, он должен быть педагогом, психологом, психотерапевтом. От этого во многом зависит успешность его педагогической деятельности и авторитет [Димухаметов Р.С., 2006].

Авторитет преподавателя - интегральная характеристика его профессионального, педагогического и личностного положения в коллективе, которое проявляется в ходе взаимоотношений с коллегами, студентами и оказывает влияние на успешность учебно-воспитательного процесса.

Авторитет преподавателя складывается из двух составляющих: авторитета роли и авторитета личности. Если несколько лет тому назад преобладал авторитет роли, то сейчас основное - это личность преподавателя, его яркая, неповторимая индивидуальность, которая оказывает воспитывающее (педагогическое) и психотерапевтическое воздействие на студентов.

Авторитет преподавателя формируется при достаточно высоком уровне развития трех типов педагогических умений: «предметных» (научные знания); «коммуникативных» (знания о своих учениках и коллегах); «гностических» (знание самого себя и умение корректировать собственное поведение).

1. Соотношение самооценки преподавателя с оценкой его личности студентами и коллегами.

2. Умение воспринимать и перерабатывать противоречивую и сложную информацию, находить достойный выход из трудной педагогической и жизненной ситуации.

На основании проведенных психологических исследований были выделены комплексы характеристик авторитетного и неавторитетного преподавателя.

¾ высокая педагогическая наблюдательность,

¾ уважение к студентам,

¾ стимулирование их активности и интеллектуальной деятельности,

¾ гибкость и нестандартность в принятии педагогических решений,

¾ удовлетворение от процесса общения со студентами.

¾ наличие коммуникативных стереотипов в процессе преподавания,

¾ монологичность общения,

¾ неумение уважать обучаемых независимо от их успехов в учебе.

Качества личности (в порядке предпочтения), на которых базируется авторитет преподавателя:

¾ Профессионализм и глубокие знания предмета.

¾ Умение образно и доступно излагать свои мысли.

¾ Высокая общая культура и эрудиция.

¾ Быстрота реакции и мышления.

¾ Умение отстаивать и защищать свою собственную точку зрения.

¾ Умение пользоваться выразительными (невербальными) средствами.

¾ Способность понимать психологию студента, его достоинства и недостатки.

¾ Внимательность по отношению к собеседнику. Доброжелательность и терпеливость.

¾ Строгость в сочетании со справедливостью.

¾ Психологическая устойчивость и находчивость в трудных ситуациях.

¾ Аккуратный внешний вид.

К качествам, противопоказанным преподаванию, относятся:

¾ Высокомерие, грубость, недоброжелательность;

¾ Самовлюбленность;

¾ Менторство;

¾ Застенчивость;

¾ Медленная реакция, консерватизм;

¾ Стремление подавить студента;

¾ Несобранность, лень;

¾ Излишняя эмоциональность, взрывчатость;

¾ Отсутствие педагогического мастерства.

Создания взаимодействия преподавателя со студентом необходимо ориентироваться на повышение активности студентов, установление с ними обратной связи, создание дружелюбной атмосферы совместного решения поставленных задач, усиление авторитетности источника информации.

Индивидуальные стили преподавания психологии. Говоря об индивидуальном стиле педагогической деятельности, имеют в виду, что педагог учитывает свои индивидуальные склонности, особенности, свою индивидуальность. Педагоги, обладающие разной индивидуальностью, из множества учебных и воспитательных задач могут выбрать одни и те же, но реализуют их по-разному. Рассмотрим основные признаки индивидуального стиля педагогической деятельности. Он проявляется:

¾ в темпераменте;

¾ в характере реакции на те или иные педагогические ситуации; в выборе методов обучения;

¾ в подборе средств воспитания;

¾ в стиле педагогического общения;

¾ в реагировании на действия и поступки детей; в манере поведения; в предпочтении тех или иных видов поощрения или наказания;

¾ в применении средств психолого-педагогического воздействия на детей.

Поэтому любой педагогический опыт буквально копировать не стоит; воспринимая главное в нем, учитель должен стремиться к тому, чтобы оставаться самим собой. Это не только не снизит, но существенно повысит эффективность обучения и воспитания детей на основе заимствования передового педагогического опыта. Попытки прямого копирования передового педагогического опыта одних учителей бесперспективны, т.к. такой опыт практически неотделим от личности учителя, а психологическую индивидуальность педагога трудно воспроизвести, без нее результаты неизбежно оказываются другими.

Стили руководства преподавателя:

· автократический (самовластный стиль руководства), когда преподаватель осуществляет единоличное управление коллективом студентов, не позволяя им высказывать свои взгляды и критические замечания, педагог последовательно предъявляет к учащимся требования и осуществляет жесткий контроль за их исполнением;

· авторитарный (властный) стиль руководства допускает возможность для студентов участвовать в обсуждении вопросов учебной или коллективной жизни, но решение в конечном счете принимает преподаватель в соответствии со своими установками;

· демократический стиль предполагает внимание и учет преподавателем мнений студентов, он стремится понять их, убедить, а не приказывать, ведет диалогическое общение на равных;

· игнорирующий стиль характеризуется тем, что преподаватель стремится как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность студентов, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей передачи учебной и административной информации;

· попустительский, конформный стиль проявляется в том случае, когда преподаватель устраняется от руководства группой студентов либо идет на поводу их желаний;

· непоследовательный, алогичный стиль - преподаватель в зависимости от внешних обстоятельств и собственного эмоционального состояния осуществляет любой из названных стилей руководства, что ведет к дезорганизации и ситуативности системы взаимоотношений преподавателя со студентами, к появлению конфликтных ситуаций.

Всем известно, что управление другими начинается с управления собой. Каждому нужно иметь представление о своих особенностях, способностях, т.е. необходимо познать себя составить свой психологический портрет, учиться педагогической коммуникации.

Педагогический процесс – одна из основных категорий педагогики, которая не получила пока однозначной трактовки в науке. Педагогический процесс это, с одной стороны, модель, абстракция, теоретическое обобщение, отражающее принципы, закономерности, особенности содействия образованию человека. С другой стороны, это проявление реального взаимодействие субъектов – обучающего и обучаемого, учителя и ученика, воспитателя и воспитанника.

«Традиционно педагогический процесс понимается как специально организованные, целенаправленные, последовательные, планомерные и всесторонние воздействия на школьника с целью формирования личности с заданными качествами. Однако, такое определение не только отождествляет педагогический процесс с деятельностью педагога, но и не вскрывает механизма изменения состояний, приобретения им значимых вариативных характеристик. Прогрессивное понимание… это рассмотрение педагогического процесса как двустороннего, как совместной деятельности педагогов и воспитанников, направленной на достижение определенной цели». Опираясь на эту позицию, определим педагогический процесс как целенаправленный процесс содействия образованию и развитию человека, осуществляемый путём адаптации культурного опыта человечества в культурный опыт ученика, воспитанника в специально организованных педагогических условиях. Обобщая результаты многих исследований, как уже было отмечено в предыдущем разделе, В.А. Сластенин определил педагогический процесс как последовательное решение педагогических задач, которые возникают в реальном процессе взаимодействия педагога и воспитанника, учителя и ученика. Сущность педагогического процесса заключается в целенаправленном и организованном взаимодействии взрослого и ребенка.

Взаимодействие в этом контексте рассматривается как обмен деятельностями и «личностными фондами» педагога и воспитанника.

Обмен деятельностями осуществляется через взаимосвязь деятельности преподавания и учения, деятельности воспитателя и воспитанника; их совместную деятельность; сотрудничество, предполагающее достижение поставленных целей как ожидаемых результатов.

Обмен личностными фондами осуществляется через монолог, диалог, в ходе которых происходит рождение нового знания, ценностное согласование позиций, образование положительного эмоционального фона и психологического комфорта. Обмен личностными фондами можно рассматривать как “ встречу разных миров” – Взрослого и Ребёнка. обучающего и обучаемого, учителя и ученика, воспитателя и воспитанника.

Процесс в общепринятом смысле означает: 1) последовательную смену состояний, ход развития чего-либо; 2) совокупность последовательных действий, направленных на достижение определенного результата.

По времени реализации педагогического процесса можно говорить о разных временных этапах жизни человека: этапы общего и профессионального образования, учебный год, определённый тематический период учебного курса, школьный день. Человек оказывается в условиях организованного процесса довольно рано, попадая в ясли, детский сад, общеобразовательную школу, профессиональную школу. Педагогический процесс охватывает и послевузовское образование, а также образование людей третьего возраста.

Детерминированность процесса конкретно-историческим временем проявляется разнообразно, прежде всего, его обусловленностью определенной культурой, сформированной и признаваемой данным обществом. Это, в свою очередь, определяет особенности взаимодействия субъектов и ценности, лежащие в их основе, а также содержание, на котором оно строится.

Педагогический процесс реализуется в определенном пространстве класса, школы, социума. Поэтому можно рассматривать педагогический процесс как интеграцию процессов, взаимодействия педагогов с учащимися, родителями, общественностью, детскими организациями и т.д. по достижению поставленных целей (Н.Ф. Радионова). Как любое социальное явление, педагогический процесс испытывает и использует влияние разнообразных социокультурных факторов, которые обусловливают изменения целей, содержания, отношений педагогического процесса. Одновременно созидательный потенциал педагогического процесса делает возможным его позитивное воздействие на среду, обстоятельства, в которых он протекает. Этот феномен был определен как педагогизация среды.

Процессуальность проявляется и в ином ключе. Она связана с возможностями и особенностями развития и преобразования как самого процесса, так и взаимодействия субъектов. Взаимодействие учителя и ученика, педагога и воспитанника в педагогическом процессе, мы можем рассматривать через систему разнообразных связей: функционально-ролевых, межличностных, а также положительное или отрицательное влияние субъектов педагогического процесса друг на друга.

Приведенные теоретические положения, раскрывающие многоаспектность педагогического процесса, убеждают в сложности понимания этой категории педагогической науки. М.А. Данилов в связи с этим писал, что объекты педагогической науки не есть непосредственное отражение реальности. Они суть результаты определенных процессов обобщения, схематизации, идеализации. Поэтому, изучая педагогику, необходимо помнить о различии объективно существующего наблюдаемого педагогического процесса и теоретического объекта педагогической науки. Пока мы находимся только в начале интереснейшего пути постижения педагогического процесса и как начальный уровень понимания зафиксируем следующее: педагогический процесс как процесс содействия образованию человека – это процесс целенаправленный, двусторонний, формирующий разнообразные отношения, связи и результаты обучающего и обучаемого, учителя и ученика, воспитателя и воспитанника.


СЛАСТЁНИН. – М.: Издательскитй Дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2000, с. 208