Мoдныe детки

Виды круговоротов воды в природе. Круговорот воды

Круговорот воды – это важнейший процесс, происходящий на нашей планете, который обеспечивает жизнь всем живым существам, начиная от мелких животных и растений, заканчивая человеком. Вода необходима для существования всем без исключениям организмам. Она принимает участие во многих химических, физических, биологических процессах. Водой покрыто 70,8% поверхности Земли, и она составляет гидросферу – часть биосферы. Водную оболочку составляют моря и океаны, реки и озера, болота и грунтовые воды, искусственные водоемы, а также вечная мерзлота и ледники, газы и пары, то есть к гидросфере относятся все водные объекты, пребывающие во всех трех состояниях (газообразном, жидком или твердом).

Значение круговорота

Значение круговорота воды в природе очень велико, так как благодаря данному процессу происходит взаимосвязь и полноценное функционирование атмосферы, гидросферы, биосферы и литосферы. Вода – источник жизни, дающий всему живому шанс на существование. Она переносит важнейшие элементы по всей Земле и обеспечивает полноценную жизнедеятельность всем организмам.

В теплое время года и под воздействием солнечного излучения вода начинает превращаться в пар, преобразовываясь во второе состояние (газообразное). Жидкость, поступающая в воздух в виде пара, является пресной, поэтому воды Мирового океана называют «фабрикой пресных вод». Поднимаясь выше, пар встречается с холодными потоками воздуха, от чего преобразуется в облака. Довольно часто испарившаяся жидкость возвращается в океан в виде осадков.

Ученые ввели понятие «Большого круговорота воды в природе», некоторые называют данный процесс Мировым. Суть заключается в следующем: жидкость собирается над водами океана в виде осадков, после чего часть перемещается на континенты. Там осадки выпадают на землю и с помощью сточных вод возвращаются в Мировой океан. Именно по такой схеме происходит преобразование воды из соленой в пресную и наоборот. Своеобразная «доставка» воды может осуществляться при наличии таких процессов, как испарение, конденсация, выпадение осадков, стоки воды. Рассмотрим подробнее каждый этап круговорота воды в природе:

  • Испарение – данный процесс заключается в преобразовании воды из жидкого состояния в газообразное. Это происходит при нагревании жидкости, после чего она поднимается в воздух в виде пара (испаряется). Такой процесс встречается ежедневно: на поверхностях рек и океанов, морей и озер, в результате потения человека или животного. Вода испаряется постоянно, но увидеть это можно только, когда она теплая.
  • Конденсация – уникальный процесс, который заставляет пар вновь превращаться в жидкость. Соприкасаясь с потоками холодного воздуха, пар выделяет тепло, после чего преобразовывается в жидкость. Результат процесса можно увидеть в виде росы, тумана и облаков.
  • Выпадение осадков – сталкиваясь между собой и проходя процессы конденсации, капли воды, находящиеся в облаках, становятся тяжелее и падают на землю или в воду. Из-за большой скорости они не успевают испариться, поэтому часто мы видим осадки в виде дождя, снега или града.
  • Стоки воды – попадая на землю, некоторые осадки впитываются в почву, другие поступают в море, третьи питают растения и деревья. Остальная жидкость скапливается и доставляется в воды Мирового океана с помощью стоков.

В совокупности вышеуказанные этапы составляют круговорот воды в природе. Состояние жидкости постоянно меняется, при этом выделяется и поглощается тепловая энергия. Человек и животные также принимают участие в столь сложном процессе, поглощая воду. Негативное влияние со стороны человечества вызвано развитием разных сфер промышленности, создания плотин, водохранилищ, а также уничтожением лесов, осушением и орошением земель.

В природе также существуют малые круговороты воды: континентальный и океанический. Суть последнего процесса заключается в испарении, конденсации и выпадении осадков непосредственно в океан. Аналогичный процесс может происходить на поверхности земли, что принято называть континентальным малым круговоротом воды. Так или иначе, все осадки, независимо от того, где они выпали, непременно возвращаются в воды океана.

Так как вода может быть жидкой, твердой и газообразной, скорость передвижения зависит от её агрегатного состояния.

Виды круговорота воды

Условно можно назвать три вида круговорота воды:

  • Мировой круговорот. Над Мировым океаном образовывается большой пар. Он, подымаясь вверх, относится на континент воздушными потоками, где выпадает дождем или снегом. После этого реками и подземными водами снова возвращается в океан
  • Малый. В этом случае пар образовывается над океаном и прямо же в него выпадает осадками через некоторое время
  • Континентальный. Этот круговорот образовывается как раз внутри материка. Вода с земли и внутриконтинентальных водоемов испаряется в атмосферу, а после чего спустя время возвращается на землю дождем и снегом

Таким образом, круговорот воды – это процесс, в результате которого вода изменяет состояние, очищается, насыщается новыми веществами. Круговорот позволяет функционировать всем формам жизни. Из-за того, что вода постоянно пребывает в движении, она охватывает всю поверхность планеты.

Схема круговорота воды в природе

Познавательное видео о круговороте воды в природе

Круговорот воды в природе для детей — приключение капельки

Лилия Абрамкина
Беседа: «Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе».

Беседа «Вода вокруг нас . Круговорот воды в природе ».

Цель : Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни , показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде , рассказать, что капельки воды в природе «ходят» , движутся по кругу .

Подвижная игра «Ходят капельки по кругу » .

Цель : Дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе .

Развивающая среда : глобус, картины с изображением реки, озера, моря; схема круговорота воды в природе , запись музыки Э. Мариконэ «Капли дождя» , трафареты рыбок, карандаши, ножницы.

Ход занятия.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Лилия Владимировна, я хочу с вами познакомиться. Я буду подходить к вам, а вы положите на мою ладонь свою ладошку и назовите своё имя.

Вот мы и познакомились, какие тёплые у вас ладошки, я думаю нам будет приятно вместе общаться.

Читает стихотворение Н.Рыжовой :

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит

Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить :

Без неё нам не прожить!

Вот это да! Какая важная

Какая нужная вода !

«Путешествие по глобусу»

В. Скажите, кому и для чего она нужна?

Д. Человеку, животным, растениям.

В. Интересно много ли воды на нашей планете ? Давайте посмотрим на глобус. Знаете, что такое глобус?

Д. Отвечают.

В. : Глобус – это модель земного шара, так из космоса выглядит наша планета Земля.

В. : Что на глобусе обозначено голубым цветом?

Д. : Вода .

В. : Какие цвета вы ещё видите?

Д. : Зелёный, коричневый, жёлтый.

В. : Что обозначено этими цветами?

Д. : Горы, леса, пустыни.

Воспитатель быстро крутит глобус и спрашивает : какого цвета на глобусе больше? Как вы думаете, что это значит?

Д. : Значит, что воды больше .

В. : Да, ещё в древности, когда люди научились строить корабли и стали плавать на них по морям и океанам, то узнали, что суши намного меньше, чем, воды и мы с вами в этом убедились.

А вы знаете, что в морях и океанах вода солёная ? А можно употреблять морскую солёную воду для питья?

В. Конечно, нет. Но посмотрите как много солёной воды на нашей планете ! Кому- то же, она наверное нужна. Как вы думаете, кому?

Д. Морским обитателям, людям для плавания и др.

В. Могут ли люди, животные, населяющие Землю пить воду из моря, океана?

В. А какую воду можно пить людям, животным?

Д. Несолёную, пресную.

В. Откуда берётся пресная вода .

Д. Из родников, ручейков, рек и озёр.

В. А как же рождается речка? Хотите узнать?

Моделирование реки.

Проходите все за мной к столу. Посмотрите сколько здесь полосок ткани разной длины и ширины.

Подумайте, из какой полоски ткани мы выложим большую реку?

Д. Из широкой. (Выкладывают)

В. : Вот эта широкая и длинная полоска ткани – главная река. А что же будут обозначать вот эти узкие голубые ленты?

Д. : Маленькие речки и ручейки.

В. : Расположите их так, чтобы ручейки впадали в большую реку. (Выкладывают) .

В. : Кто теперь расскажет, как рождается большая река?

Д. : Ручейки и маленькие речки впадают в одну главную реку.

Мы с вами сделали модель реки, теперь вы знаете как рождается большая река. Проходите на свои места.

В. : Мы с вами узнали, что большая река образуется из множества маленьких речек и ручейков. Ребята,подумайте и скажите :

А как ещё может вода в речку попасть ?

Д. : Когда идёт дождь, тает снег и т. д.

В. : А сейчас я расскажу вам об одном интересном законе природы ,называется он : «Круговорот воды в природе » .

Круговорот воды в природе .

Воспитатель показывает схему круговорота воды в природе , рассказывает, что капельки воды в природе «ходят» , движутся по кругу , объясняет как это происходит. Когда идёт дождик, капельки воды падают на землю . Капелек много, на земле получаются лужи, ручейки. Текут ручейки и попадают в речку, речка течёт в море. В море воды много , много. Когда солнышко греет вода испаряется , превращается в пар. Пар поднимается вверх и получаются облака, ветер дует – облака плывут по небу. Там, вверху холодно, капельки воды становятся больше , тяжелее, облака превращаются в тучки. Когда капельки становятся совсем большие и тяжёлые они падают вниз. Много, много капелек падает вниз, получается дождик, дождик идёт, получаются лужи…. и всё начинается сначала. (Жестом показать «так по кругу движется вода в природе , получается круговорот ».Давайте вместе скажем : - Круговорот воды в природе .

Подвижная игра «Ходят капельки по кругу » .

Одеть детям ободки- капельки.

Воспитатель говорит, что она – мама Тучка, а ребята – её детки Капельки и им пора отправляться в путь. (Звучит музыка, напоминающая звуки дождя) . Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Тучка подсказывает что им делать.

«Полетели Капельки на землю… Попрыгали, поиграли. Скучно им стало по одиночке прыгать. Собрались они парами и потекли маленькими весёлыми ручейками. (Капельки составляют ручейки – пары, взявшись за руки) . Встретились ручейки и стали большой рекой (ручейки соединяются в одну цепочку) . Плывут Капельки в большой реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой океан (дети перестраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу ). Плавали, плавали Капельки в океане, устали, решили отдохнуть, (дети приседают, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали Капельки лёгкими, потянулись вверх (присевшие Капельки поднимаются, поднимают руки вверх) . Испарились они под лучами солнышка, вернулись на небо, к маме Тучке. Молодцы, Капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, она без вас соскучилась.

Дети садятся на места.

Экспериментальная деятельность.

Ребята,а теперь посмотрите : перед вами две ёмкости с водой.Скажите : вода в них одинаковая ?

Д. : Нет. В одной ёмкости вода чистая , а в другой грязная.

В. : А какую воду вы хотели бы выпить – эту, или эту?

Д. : Вот эту.

В. : А почему?

Д. : Потому, что воду надо пить чистую.

В. : А давайте попробуем очистить грязную воду и посмотреть, что же делает воду такой грязной? Для этого возьмём воронку, вложим в неё специальную бумагу и начнём пропускать воду через эту воронку. Посмотрите, что у нас получается.

Д. : Вода стала чистой .

В. : А что стало с бумагой?

Д. : Она стала грязной.

В. Как вы думаете, откуда столько грязи в речной воде?

Д. Люди бросают мусор в реку, моют машины.

В. : Ребята, а как вы думаете, в какой воде хорошо живётся её обитателям?

Д. В чистой, светлой.

В. : Да, в той, в которую не бросают мусор, не моют машины, не сливают грязные отходы заводы . В вашем посёлке есть речка или озеро? А вы как бережёте свою речку?

Д. : Отвечают.

В. Молодцы, заботитесь о своей реке, хорошо живётся в ней рыбкам! А давайте сделаем рыбок для нашей речки, которую мы моделировали. У вас на столе есть рыбки из картона, карандаши. Дорисуйте детали, старайтесь делать всё аккуратно, тогда рыбки получатся у вас красивые.

Самостоятельная деятельность детей. Индивидуальная помощь воспитателя.

По окончании работы воспитатель с детьми прикрепляют рыбок.

Посмотрите, какая у нас получилась речка, сколько в ней рыбок, они такие красивые.

8. Итог занятия.

Ребята, о чём мы с вами сегодня говорили?

Что интересного вы узнали?

Что понравилось вам на занятии?

В природе путешествует вода

Она не исчезает никогда!

То в снег превратится, то в лёд,

Растает и снова в поход!

По горным вершинам,

По снежным долинам,

Вдруг в небо взовьётся,

Дождём обернётся.

Вокруг оглянитесь ,

В природу вглядитесь !

Вас окружает везде и всегда –

Наша спутница –

Волшебница … (хором) Вода

Ребята, вы молодцы, очень хорошо занимались, правильно отвечали на вопросы, нарисовали замечательных рыбок. Спасибо вам за активную, заинтересованную работу на занятии.

Вода - основа жизни на планете, покрывает две трети её поверхности и оказывает влияние на все планетарные процессы.

Что такое вода?

Откуда она взялась на земле?

Какое влияние оказывает на всё живое?

Что значит круговорот? Как зависит от него климат на планете?

Эти и другие вопросы издревле и до сих пор волнуют воображение простых людей, являются предметом научных исследований.

Что такое вода?

Для начала вспомним, что же такое вода? Неужели просто химический элемент H2 O?

(H 2 O )

В справочниках читаем, что это бинарное (двойное) соединение в одной молекуле двух атомов водорода и одного кислорода.

А современные ученые - химики, физики, биологи, астрономы, физиологи не устают удивляться её загадочным свойствам:

  1. Она единственная существует во всех трех агрегатных состояниях - жидком, твердом, газообразном.
  2. Молекула воды обладает диссиметрией: кислородная часть молекулы имеет отрицательный заряд, а водородная - положительный.
  3. Это самый сильный природный растворитель, причем, проявляет свойства как кислоты, так и щелочи.
  4. Она имеет память и является носителем информации.

Современные ученые установили, что индифферентная (безразличная, никакая) изначально, вода умеет моментально получать тот информационный заряд, который сообщает ей наблюдатель. Японский ученый Эмото Масару доказал, что вода получает, хранит и даже передает информацию. Все древние заговоры и молитвы на воду основаны именно на этом её свойстве (см. книгу Масару Эмото, Послания воды. Тайные коды кристаллов льда» ).

Российские ученые, исследуя её структуру, признают, что крещенская и святая вода несут в себе мощный позитивный, целительный заряд, хотя пока недостаточно изучили механизм её воздействия.

Вода - важнейший компонент всего живого

Человеческий организм на 70 - 80% состоит из воды, как огурец. Некоторые остряки шутят, что Земля - вообще экзотическая планета хотя бы потому, что человек состоит из воды и почему-то не проливается.

Важнейшим глобальным процессом на Земле является круговорот воды .

Под действием энергии Солнца вода испаряется с поверхности водоемов, с облаками переносится на большие расстояния. Выпадая в других регионах в виде осадков (дождь, снег, туман) она таким образом питает всё живое.

(Круговорот воды в природе схема )

В процессе своего путешествия водная стихия:

  • способствует разрушению горных пород, делает доступными минералы для растений и микроорганизмов;
  • размывает верхний слой почвы и удобряет неорганическими и органическими частицами корни растений;
  • обогащает кислородом среду обитания всего живого, так как часть воды в клетках растений расщепляется в процессе фотосинтеза, а кислород поступает в атмосферу.

Животные и люди потребляют воду для поддержания осмотического и солевого обмена и выделяют её во внешнюю среду вместе с продуктами обмена веществ.

(осмос - это диффузия, проникновение воды через полупроницаемые мембраны молекулы. Другими словами - вода по сосудам, стебелькам поднимается вверх, питая все части живого организма)

Распределение воды

(Распределение воды в круговороте )

Примерно 80% всех осадков выпадает в океан, а оставшиеся 20% (их называют поверхностными и грунтовыми) либо пополняют ручейки, реки, озера, либо уходят в грунт, питая подземные источники.

Постоянно переходя из одного состояния в другое, вода совершает малые и большой круговороты. И в этом основное значение его. Взаимодействуя с литосферой (земная твердь), атмосферой (воздушная среда), живым веществом, круговорот связывает воедино все части гидросферы: океан, реки, почвенную и атмосферную влагу, подземные воды.

(И еще одна картинка, только покрасивее )

Таким образом, круговорот воды в природе - это постоянный обмен между гидросферой, атмосферой и литосферой (земной поверхностью) в процессе испарения, передвижения водяного пара в воздушной среде, выпадения осадков и стока, то есть - возвращения в мировой океан.

Круговорот воды в природе – это непрерывное перемещение воды под воздействием солнечной энергии и силы тяжести. Значение круговорота воды велико, так как он не только объединяет все части гидросферы, но и связывает между собой все оболочки Земли (атмосферу, литосферу, биосферу и гидросферу).

Вода во время круговорота может быть в трех состояниях: жидком, твердом, газообразном. Она переносит огромное количество веществ, необходимых для жизни на Земле.

Под действием солнечных лучей Мировой океан и суша нагреваются. В результате этого вода переходит из жидкого состояния в газообразное (пар) и поднимается вверх. Океан поставляет 86 % влаги в атмосферу, и лишь 14 % парообразной влаги образуется за счет испарений с суши. Вода, испаряющаяся с поверхности океана, является пресной. Таким образом, океан можно считать колоссальной фабрикой пресной воды, без которой невозможно существовать жизни на Земле. Известно, что с высотой температура в атмосфере понижается. Пары воды, встречаясь со всеми более холодными слоями воздуха, начинают остывать и образовывать облака. На суше испарение воды идет не только с поверхности ручьев, рек и озер. Пары воды попадают в атмосферу и в результате вулканической деятельности, и испаряются поверхностью растений.

Часто воды, испарившиеся с океана, возвращаются в него в виде осадков, которые выпадают из облаков, расположенных над морями и океанами. Так происходит малый круговорот воды в природе (рисунок 1).

Рис. 1. Схема малого круговорота воды

При большом круговороте воды в природе часть облаков под воздействием ветра переносится на материк (рисунок 2).

Там из них тоже могут выпадать осадки в жидком или твердом виде. Часть атмосферных осадков попадает в реки. Они, впадая друг в друга, в конечном счете, несут воды в моря Мирового океана или в замкнутые водоемы типа Каспийского или Аральского морей, восполняя их потери при испарении. Другая часть воды, выпавшая на землю в виде атмосферных осадков, просачивается вниз с поверхности суши и с подземными водами стекает опять в Мировой океан или реки. Это очень важный этап в круговороте воды, так как он регулирует речной сток во времени. Если бы его не было, вода в реках была бы лишь в кратковременные периоды выпадения осадков или таяния снегов.

Третья часть воды, выпавшая на землю в виде осадков, может проникать в почву, а оттуда подниматься по корням растения и испаряться через листья. Этот этап круговорота очень важен для растений, так как с водой из почвы через корни поступают растворенные минеральные вещества, необходимые для жизнедеятельности растений.

Рис. 2. Схема большого круговорота воды


На приведенных схемах (рис. 1, 2):

z – слой испарения (индекс «о» – относится к океану, индекс «с» – относится к суше), представляющий собой отношение полного объема испарившейся воды () к площади земного шара (), мм.

х, y – обозначают, соответственно, слои осадков и стока, которые рассчитываются также через отношение объемов к площади земного шара.

Уравнение водного баланса для океана:

z o = x o + y (2)

Уравнение водного баланса для суши:

x c = z c + y (3)

Решая совместно уравнения 2 и 3 можно получить уравнение мирового водного баланса :

z o + z c = x o + x c (4)

При исследованиях гидрологических процессов на суше важно учитывать, что суша подразделяется на две области:

Область внешнего стока (80 % суши), откуда осадки поступают в Мировой океан и которая дренируется крупнейшими реками мира.

Область внутреннего стока (20 %), являющаяся бессточной, не дающей стока в Мировой океан, например: бассейны Каспия, Арала, Балхаша, пустыни Гоби, Сахара, Калахари, и т.д. Есть там и крупные реки: Волга, Амударья .

Главный водораздел земного шара делит всю сушу на два склона:

1) со стоком в Атлантический и Северный Ледовитый океаны (60% суши) и

2) со стоком в Тихий и Индийский океаны.

Водораздел проходит по Америке от мыса Горн по Андам до Берингова пролива, затем по восточному нагорью Азии в широтном направлении и продолжается вдоль восточной окраины Африки и её южной оконечности .

Не вся вода возвращается с суши в океан одновременно. В процессе круговорота воды в природе происходит постепенное обновление вод во всех частях географической оболочки:

Подземные воды обновляются за сотни, тысячи и миллионы лет;

Покровные ледники – за несколько тысяч лет (в Антарктиде – за десятки миллионов лет);

Воды Мирового океана – за 2,5-3 тыс. лет;

Замкнутые бессточные озера – за 200-300 лет;

Проточные озера – за несколько лет;

Реки – за 12-15 суток;

Водяной пар атмосферы – за 8 суток;

Вода в организмах – за несколько часов.

Существенную роль в круговороте воды в природе с недавних пор стала играть деятельность человека. Уничтожение лесов, осушение и орошение земель, создание водохранилищ и плотин, расходование воды на хозяйственные нужды – все это в значительной мере изменило гидрологические процессы на Земле. И хотя хозяйственная деятельность мало повлияла на общий объем гидросферы, она заметно влияет на отдельные ее части. Сток одних рек уменьшился, других – увеличился, изменилось внутригодовое распределение стока.

В результате изъятия воды из вод суши во многих районах мира возросло испарение, потому что именно на испарение идет значительная часть воды, изымаемой человеком из источников. Часть воды, которую потребляет человек и которая входит в состав производимой им продукции, надолго выпадает из всеобщего круговорота, поэтому ее называют «безвозвратно изъятой». Этот термин, конечно, достаточно условен, так как эта вода не исключается полностью, но ее возвращение может произойти с большой задержкой во времени и на совершенно другой территории.

Другой проблемой является загрязнение большого объема вод в результате хозяйственной деятельности человека. Именно угроза загрязнения водных масс представляет сейчас главную опасность, гораздо большую, чем угроза физической нехватки воды. Загрязненная вода, поступающая в ходе круговорота воды в Мировой океан ведет к гибели живых организмов и нарушению биологического равновесия.

Вода - основа всего живого на Земле. Количество жидкости на планете не меняется на протяжении существования мира, но круговорот воды в природе происходит непрерывно. Без этого процесса жизнь бы на Земле не существовала.

Круговорот воды порождает множество любопытных обстоятельств. Вот самые интересные факты:

1. О гидроциркуляции начал говорить еще в XVII веке Пьер Перро, который построил водопровод Лувра. Прошло два столетия, прежде чем ученые доказали, что круговорот воды происходит так:

  • вода испаряется из океанов, водоемов и земной поверхности;
  • пар поднимается в атмосферу, перемещается воздушными потоками в разные части планеты;
  • в холодных зонах происходит конденсация, и влага опускается вниз в виде осадков или росы.

2. В результате круговорота вода очищается, меняет свой состав и вид (соленая становится пресной, лед превращается в жидкость, капли теряют или наполняются микроэлементами). Циркулируя, вода переносит полезные компоненты, но вместе с влагой путешествуют микробы и вирусы. Через воду можно подхватить 85% известных недугов.

3. Вода полностью обновляется в атмосфере за полторы недели, а в океане - за 3,5 тысячи лет. Капли дождя, которые вы видите, примерно 2 месяца назад находились в океане.

4. Вода в природе движется благодаря Солнцу и земному притяжению. Кроме атмосферы, воду переносят реки, подземные течения и живые организмы.

5. На землю из атмосферы выливается приблизительно 306 миллиардов литров воды в день. Больше всего осадков выпадает на гавайском острове Кауаи (среднее количество - 11 684 мм в год, и это лишь один из рекордов). А в пустыне дождь испаряется, так и не достигнув песка.

6. Использование воды человечеством не уменьшает ее количество в природе. Ресурсы, задействованные людьми, участвуют в обороте и попадают обратно в водоемы и грунт. Загрязнение вредит, ведь химикаты и тяжелые металлы, которыми мы «заряжаем» воду, разносятся по атмосфере, морям и океанам. Кислотные дожди - результат человеческой небрежности.

Но в природе нет и абсолютно чистой (дистиллированной) воды. Такой ее может сделать только человек.

7. В океане вода не только соленая, но и питательная благодаря планктону. Ученые утверждают, что по своей питательности только Атлантический океан оценивается в 20 тысяч урожаев, которые собирают за год по всей суше.

8. Круговорот воды способствует теплорегуляции земных сфер и влияет на климат. Парниковый эффект нарушает оборот воды. Одни ученые утверждают, что ледники тают, увеличиваются осадки, в итоге планета переполнится водой. Другие считают, что повышение температуры усиливает испарение, поэтому Земле угрожает засуха.

9. В человеческом организме 70% воды. Потеряв 1%, мы испытываем жажду. А нехватка жидкости в 20% - смертельна.

10. Круговорот воды заключается не только в движении на поверхности планеты. Подземные потоки - огромный резервуар жидкости, который перемещается и взаимодействует с внешней средой (пополняется дождями через грунт, выплескивается наружу через гейзеры, родники, ручьи в долинах и оврагах).

Круговорот воды - закономерное явление, залог нашего существования. Бережное отношение человека к водным ресурсам поможет природе сохранить ее уникальное свойство дарить и поддерживать жизнь на планете.