Мoдныe детки

Внеурочное занятие по русскому языку. Внеурочное занятие кружка «Загадки русского языка»

Занятие направлено на формирование познавательной активности учащихся средствами внеурочной деятельности. Задачами занятия является закрепление понятия «слово», «предложение», «текст»; развитие навыков языкового анализа и синтеза (делить текст на предложения, предложения на слова и составлять предложения из слов); развитие артикуляционного аппарата, мышления, координации речи с движением; воспитание ответственности каждого ученика за выполнение совместной работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Составители

учитель высшей квалификационной категории Афанасьева Л.В.,

учитель первой квалификационной категории Седенкова С.С.

Конспект занятия по внеурочной деятельности

по курсу «Занимательный русский язык»

1 класс

Тема: Слово. Текст. Предложение.

Методическая тема урока: Формирование познавательной активности учащихся средствами внеурочной деятельности.

Педагогическая цель: Продолжать формирование познавательной активности к русскому языку.

Задачи:

образовательные:

  • закрепить понятия «слово», «предложение», «текст»;

коррекционно-развивающие:

  • развивать навыки языкового анализа и синтеза: делить текст на предложения, предложения на слова и составлять предложения из слов;
  • развивать артикуляционный аппарат, мышление, координацию речи с движением;

воспитательные:

  • воспитывать умение быть внимательным слушателем;
  • воспитывать ответственность каждого ученика за выполнение совместной работы.

Планируемые результаты:

Предметные: знают понятия «слово», «предложение», «текст»; умеют отличать слово от слогов, предложения от группы слов, текст от группы предложений.

Личностные: осознают личный вклад в успех группы, проявят познавательный интерес к русскому языку.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: общеучебные – структурируют знания о «слове», «предложении», «тексте».

Коммуникативные: свободно выражают свои мысли, сплочённо работают в группе.

Оборудование : смарт-доска, карточки со словами, карточки с цифрами, клубок ниток, иллюстрации корабля, самолета, автобуса, иллюстрации сказочных персонажей, смайлики.

  1. Организационный этап.

Здравствуйте, ребята! Открываем очередное заседание «Школы всезнаек».

Какое нужно настроение, чтобы занятие получилось интересным и плодотворным?

Сегодня мы будем много говорить, а для этого необходимо подготовиться. В этом нам помогут дыхательные упражнения.

Упражнение «Свеча»

Встаньте, сделайте глубокий вдох носом, задержите дыхание и выдохните ртом, задувая воображаемое пламя свечи.

Упражнение «Ароматный цветок»

Представьте, что вы нюхаете ароматный цветок. Сделайте медленный глубокий вдох носом при плотно сжатых губах. Задержите дыхание. На выдохе произнесите фразу: «Какой ароматный цветок».

Представьте, что держите этот цветок в руках. Подарите этот чудесный цветок тому, кто стоит рядом с вами со словами «Я очень рад (рада) тебя видеть!»

2. Мотивационный этап.

1 сентября вы отправились в большое путешествие по стране Знаний. С тех пор вы проделали большой путь и не затруднитесь с ответом на вопрос, как легче преодолевать препятствия: одному или с друзьями.

Конечно, вы правы. Друг разделит с вами трудности и умножит радость. Поэтому сегодня мы предлагаем вам поработать в группе. Желаем, чтобы сегодня в вашей группе царствовали дружба, взаимоуважение и ответственность.

3. Основная часть.

Какие виды транспорта используют для путешествия?

Отгадайте, на каком транспортном средстве ваша команда продолжит свое путешествие по стране Знаний сегодня.

Не птица, а летает,
Не грузовик, а с кабиной,
Не летучая мышь, а с крыльями. (Самолет)

Что вы можете сказать про предмет? Про слово? Выберите его звуковую схему.

На каникулах, друзья,
Я и вся моя семья.
Польшу, Францию, Каир –
Мы объедем целый мир,
Все места на глобусе
В новеньком... (автобусе )

По волнам дворец плывет,

На себе людей везет. (Корабль)

- Что вы можете рассказать про предмет? Про слово? Выберите его звуковую схему.

- Путешествие нам предстоит долгое. Чем больше команда, тем легче в пути. С каждым правильно выполненным заданием ваша команда будет увеличиваться.

Первое задание самое простое. Предлагаем выполнить тест .

  1. Царевна-лягушка говорит Ивану-царевичу:

Как услышишь стук да гром, не пугайся!

Какую речь услышал Иван-царевич?

  1. устную
  2. грустную
  3. письменную
  4. музыкальную
  1. Где живет голос?
  1. в лесу
  2. на улице
  3. в горле человека
  4. в магазине
  1. Что написала на доске Маша?
  1. цифру
  2. звук
  3. букву
  4. закорючку
  1. [э], [а], [о], [у], [ы], [и]

Что это за звуки?

  1. гласные
  2. глазные
  3. согласные
  4. прекрасные
  1. Продолжите фразу: «Сколько в слове гласных, столько и…»
  1. букв
  2. звуков
  3. слогов
  4. слонов
  1. Что состоит из слогов?
  1. звук
  2. предложение
  3. текст
  4. слово

Команды, безошибочно справившиеся с заданиями теста, пополняют свою команду сказочным героем из желтого конверта. Картинки с изображениями сказочных героев можно приклеивать с помощью клея к любой части транспортного средства кроме окошек.

Запишите слова по звуковым схемам.

[щ׳ука]

[н ׳ос]

[йэл׳]

Проверьте правильность выполнения этого задания. Команда, верно выполнившая задание принимает в свою команду нового члена.

Без какого звука нельзя образовать слог?

Игра «Слово – слог».

Прошу всех встать. Сыграем в игру «Слово – слог». Если я называю слог, встаем на носочки, поднимаем руки вверх, если слово – два хлопка.

Книга, га, сто, стул, лут, нарь, фонарь, шум, вес, пуш, пушка, снег, дос, доска.

Как вы отличали слово от слога? Что мы обозначаем словами? (Предметы, признаки, действия)

Слово – это единица речи, которая служит для именования предметов, их качеств и характеристик, их взаимодействий.

Всему название дано –

И зверю, и предмету,

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных нету.

И все, что может видеть глаз –

Над нами, перед нами, -

И все, что в памяти у нас, -

Все названо словами.

Язык – и стар, и вечно нов.

И это так прекрасно –

В огромном море –

Море слов –

Купаться ежечасно.

На доске слова: медведь, зима, небо, ученик, роза, забор, бабочка, игра, учитель.

Прочитайте слова. На какие группы можно разделить эти слова?

На какие вопросы отвечают одушевленные имена существительные? Неодушевленные?

Распределите слова по группам.

Команда, выполнившая это задание без ошибок, встречает на борту своего транспортного средства еще одного помощника.

Прочтите слова:

правдивость

робость

искренность

злость

находчивость

аккуратность

коварство

Сколько слов здесь написано?

Прежде чем ответить, постарайся найти «спрятанное» слова. Прочти его.

Какие из перечисленных здесь признаков характера являются хорошими качествами, а какие плохими?

Охарактеризуйте человека, который обладает выбранными вами хорошими качествами. Какой это человек?

Очень занимательное
Имя прилагательное.
Трудно будет без него,
Если пропадет оно.

- Послушайте загадку. В ней используется различные признаки предмета. По ним мы безошибочно кого-то узнаем.

Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
О ком загадка? (О сороке)

Учитель показывает картинку с изображением сороки.

- Какие признаки предмета названы? (Цвет, длина хвоста)

Подберите прилагательные (признаки) к предложенным существительным

веселый клоун

колючий еж

весенний гром

радостные дети

дождливая осень

солнечные дни

собака кошка лает

Прочитайте оставшиеся слова. Назовите предметы. Что означает слово «лает»: предмет, признак предмета или действие?

Как много звуков мы слышим от животных, но понимать их мы не в состоянии пока. Может быть вам это удастся, когда вырастете, а пока…

Слышны звуки тут и там.

Кто-то рыщет по кустам.

Тот поёт, а тот кричит,

Голубь … (воркует) Курица … (кудахчет)

Филин … (ухает) Лягушка - … (квакает)

Утка … (крякает) Свинья - … (хрюкает)

У вас на столах в конвертах лежат листочки со словами. Возьмите по одному листочку, прочитайте слово, написанное на вашем листочке. Подумайте, какие группы вы можете образовать. (Предмет, признак предмета, действие предмета)

Ребята, на листочках которых были указаны предметы, продолжат свое путешествие на корабле, признаки предметов – на самолете, действия предметов – на автобусе.

Ребята, что мы можем составить из слов?

Как связаны слова в предложении?

А сейчас я буду приглашать к доске по одному участнику команды. Этот участник должен показать ребятам двух других команд листочек со своим словом. Участники двух других команд выбирают подходящие по смыслу к этому слову слова и выходят с ними к доске. Вышедшие к доске ученики составляют предложение.

Предложение – это соединение слов, обладающее смыслом.

У вас на столах лежат красные конверты. Достаньте из них карточки со словами. Составьте из них предложения.

ТЕРПЕНИЕ И ТРУД ВСЁ ПЕРЕТРУТ.

КРЕПКУЮ ДРУЖБУ И ВОДОЙ НЕ РАЗОЛЬЕШЬ.

ОТ СКУКИ БЕРИ ДЕЛО В РУКИ.

Как вы понимаете смысл пословиц?

Продолжите фразу «Слова в предложении связаны …»

Ребята, справившиеся с этим заданием, могут принять в свою команду еще одного помощника.

Что мы можем составить из предложений?

Кто помнит, как начинается сказка «Репка»?

Ваша задача – рассказать сказку «Репка», соблюдая правильную последовательность предложений. Первому рассказчику, начинающему сказку, завязываем на руке ниточку и даем в руки оставшийся клубок. Клубочек будет передаваться следующему рассказчику, если он правильно продолжит сказку. Следующий рассказчик наматывает себе ниточку на запястье и передает клубок дальше.

О чем шла речь в сказке, которую мы вспомнили?

Рассказывая сказку по предложениям, ребята оказались связаны друг с другом. Почему?

Как называют группу предложений, объединенных одной темой и связанных по смыслу?

И вновь наши команды пополнили свои ряды.

Мы вспомнили, что такое текст. Теперь выберем текст из предложенных вариантов.

1) В первый день весны погода выдалась восхитительная. Алиса без стука вошла и побежала по лестнице наверх. Более слабых собак запрягают поближе к саням. Я помчался по тротуару, размахивая портфелем.

2) Лиса – близкий родственник домашней собаки. Характерная особенность рыжей лисы – её пушистый хвост. Лисы часто роют норы под корнями деревьев или в склонах холмов. Питаются лисы дождевыми червями, кроликами, птицами, насекомыми и плодами.

4. Итог занятия.

Чем мы сегодня занимались?

Из зеленых конвертов возьмите карточки с понятиями. Прочитайте их. Составьте цепочку от «звука / буквы до текста».

Звук / буква – слог – слово – предложение – текст.

Какие знания вам помогли в составлении цепочки?

5. Рефлексия.

На этом наше путешествие подошло к концу. Продолжите предложение

Сегодня я узнал…

Меня заинтересовало…

Было трудно…

Теперь я могу…

Я научился…

У меня получилось …

Мне захотелось…

Кто считает, что хорошо поработал на занятии, смог узнать для себя что-то новое, помогал своей команде, с интересом готов работать на уроках и занятиях по русскому языку, может в окошечко приклеить вот такой ☺ смайлик. Кому было тяжело справляться с заданиями, кто считает, что недостаточно сегодня помог работе группы, ☹ .

Занятие окончено. Всем спасибо!


Тема: Великий, могучий русский язык
Цель: развитие интереса к родному языку; показать красоту и величие русского языка; воспитывать чувство уважения к родному языку; развивать умение вести беседу; пробуждать интерес к исследовательской деятельности.
Оформление: плакат со словами « Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий и свободный русский язык» (И.С. Тургенев)
Магнитофон
Аудиозапись «Гляжу в озёра синие»
План-конспект
Учитель: Русский язык- один из богатейших языков мира. Мы гордимся. Что можем разговаривать на языке А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, Ф.М.Достоевского. Русский язык изучают за пределами нашей Родины. Любовь к родному языку неотделима от любви к Родине, к своему народу.

(звучит запись песни «Гляжу в озёра синие»)

Он весь корнями исстари былинный, Он, молодой, напоминает мне Размах и трепет крыльев лебединых, И взлёт ракеты в громе и огне, В его звучанье сок рябины горький И звонкая студёная роса, Что пьют соловушки взахлёб на зорьке, Серебряные ставя голоса. Присягу и счастливый смех ребёнка, Верительные грамоты послов- Всё отразит и передаст потомкам Живая связь его высоких слов. Он сквозь века проходит горным кряжем, Магическую властью наделён. Язык России- золотая пряжа, И ткёт его веретено времён. Мне было бы и жизнь отдать не жалко За песню, уходящую в века Пряди, пряди души народной прялка, Бессмертную основу языка.

(Б. Захаров)

Учитель: Какие высказывания о русском языке вы знаете?

(ученики называют высказывания о русском языке)

Учитель: Любовь к русскому языку выражали многие поэты, писатели. :

Мы живём в стране российской, Признаём язык турецкий. Итальянский, датский, шведский, И японский, и французский, Но в родном краю по-русски Пишем, думаем, живём.
Мы тогда лишь вольно дышим, Если речь родную слышим, Речь на русском языку. И в своей столице древней. И в посёлке, и в деревне, И от дома вдалеке.

Суворов ободрял солдат На русском языке, Бессмертный Пушкин сочинял На русском языке.
С благоговеньем прикасайся К тому, чем ты вооружён, Твори светло и упивайся Безбрежным русским языком.
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса.» сказал И.С.Тургенев

Какие пословицы и поговорки вы подготовили для нашего утренника? (дети называют пословицы и поговорки о русском языке)

Учитель: Учите русский -
Годы к ряду,
С душой, с усердием,
С умом!
Вас ждет великая награда,
И та награда - в нём самом.

Вас сегодня ждёт награда за ваши знания о русском языке, о слове. Сейчас мы будем отгадывать загадки, разгадывать ребусы и шарады.

Наш язык обогащается новыми словами, которые одинаково звучат на многих языках мира. Есть слова. Утратившие своё значение. Они уходят из языка (соха, прялка, зипун, кичка) или получают новое значение (спутник, гражданин). Знание истории языка помогает понять происхождение слов и выражений. Узнаем, какова история возникновения слов грамматика и рубль.
Слово грамматика возникло давно, ещё у древних греков, и получило своё название от слова грамма-буква. Отсюда понятно, почему в Древней Руси письменный документ назывался грамотой. Грамотой называется, и умение писать и считать.
Во времена древней Руси мерой цены были серебряные бруски. Если вещь стоила меньше бруска, то от неё рубили такую часть, какая была нужна. Эти небольшие части, отрубленные от целого, стали называться рублями.

^ 1.Разгадывание шарад:

Шарады- это слова-загадки. в которых несколько букв, слогов или часть слова выделены или описаны самостоятельно. По этим описаниям нужно составить целое слово.

Жилище-первый слог Затем идёт предлог. А в целом я огромна И называюсь…..(домна)

Мой первый слог-число с нулями, У всех людей-последних два, А вместе- догадайтесь сами, Всем городам она глава (столица)

Корнем с «дорогой» роднится В сборе приставка таится, Суффикс-как в слове «дневник», Целым же в космос проник (спутник)

2. Занимательные вопросы:


    Какое русское слово состоит из трёх слогов, а указывает на 33 буквы? (азбука)


    Каких камней не найдёшь в море? (сухих)


    Из какого полотна нельзя сшить рубашки? (железнодорожного)


    Какой лошадь бывает, когда её покупают? (сырая)


    О чём ведётся разговор? – Это чёрная?


- - Нет, это красная! _ - А почему она белая? - -Потому, что зелёная.

3.Метаграммы

Метаграммы- это головоломки, основанные на изменение в слове одной буквы.


    С К в полях меня найдёте. С Г романсы запоёте, С В в косички заплетёте.(колос-голос-волос)


    С Ч летаю над волною, С Л не дам волкам покою, С М рубашка-безрукавка, С З скачу в лесу по травке, С Г меня крепи к детали Из железа или стали (чайка-лайка-майка-зайка-гайка)

4. Анаграмма

Анаграмма- перестановка букв в слове в другом порядке, чтобы получилось новое слово


    Воздух в шины я вдуваю, Жизнь несу я колесу. Если ж слоги мы смешаем, Буду деревом в лесу (насос-сосна)


    Лежу я на земле,


Прибитая к железу,

Но буквы переставь –

В кастрюлю я полезу. (шпала-лапша)


    Эта птица в небе вьется.


А буквы поменяй местами,

Полный зёрен к земле гнется. (Сокол-колос)


    Я прежде обувью служил,


Крестьянин мною дорожил.

Но если буквы переставишь,

Меня одеждой быть заставишь. (Лапоть-пальто)

Заключительное слово учителя:

Сегодня мы услышали много замечательных слов о русском языку.

Какие вы запомнили, какие произвели на вас впечатление? Чему учат эти высказывания?

Русский литературный язык- это величайшее достижение речевой культуры нашего народа. Что может быть красивее, изящнее и весомее русского языка? Давайте изучать русский язык, бережно относится к каждому слову на уроке, дома, на улице! Давайте любить русский язык.

Наталья Блохинова
«Великий и могучий русский язык». Внеурочное занятие на кружке «Секреты речи»

Внеурочное занятие в 3 «А» классе.

Тема : Великий , могучий русский язык

Цель : развитие интереса к родному языку ; показать красоту и величие русского языка ; воспитывать чувство уважения к родному языку ; развивать умение вести беседу; пробуждать интерес к исследовательской деятельности.

Оформление : плакат со словами «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий , могучий и свободный русский язык » (И. С. Тургенев)

Магнитофон

Аудиозапись «Гляжу в озёра синие»

План-конспект

Учитель : Русский язык - один из богатейших языков мира . Мы гордимся. Что можем разговаривать на языке А . С. Пушкина, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского. Русский язык изучают за пределами нашей Родины. Любовь к родному языку неотделима от любви к Родине, к своему народу.

(звучит запись песни «Гляжу в озёра синие» )

Он весь корнями исстари былинный, Он, молодой, напоминает мне Размах и трепет крыльев лебединых, И взлёт ракеты в громе и огне, В его звучанье сок рябины горький И звонкая студёная роса, Что пьют соловушки взахлёб на зорьке, Серебряные ставя голоса. Присягу и счастливый смех ребёнка, Верительные грамоты послов- Всё отразит и передаст потомкам Живая связь его высоких слов. Он сквозь века проходит горным кряжем, Магическую властью наделён. Язык России- золотая пряжа, И ткёт его веретено времён. Мне было бы и жизнь отдать не жалко За песню, уходящую в века Пряди, пряди души народной прялка, Бессмертную основу языка .

(Б. Захаров)

Учитель : Какие высказывания о русском языке вы знаете ?

(ученики называют высказывания о русском языке )

Учитель : Любовь к русскому языку выражали многие поэты, писатели.:

Мы живём в стране российской, Признаём язык турецкий . Итальянский, датский, шведский, И японский, и французский, Но в родном краю по-русски Пишем , думаем, живём.

Мы тогда лишь вольно дышим, Если речь родную слышим, Речь на русском языку . И в своей столице древней. И в посёлке, и в деревне, И от дома вдалеке.

Суворов ободрял солдат На русском языке , Бессмертный Пушкин сочинял На русском языке .

С благоговеньем прикасайся К тому, чем ты вооружён, Твори светло и упивайся Безбрежным русским языком .

«Берегите наш язык , наш прекрасный русский язык – это клад , это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием ; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса.» сказал И. С. Тургенев

Какие пословицы и поговорки вы подготовили для нашего утренника? (дети называют пословицы и поговорки о русском языке )

Учитель : Учите русский -

Годы к ряду,

С душой, с усердием,

Вас ждет великая награда ,

И та награда - в нём самом.

Вас сегодня ждёт награда за ваши знания о русском языке , о слове. Сейчас мы будем отгадывать загадки, разгадывать ребусы и шарады.

Наш язык обогащается новыми словами, которые одинаково звучат на многих языках мира . Есть слова. Утратившие своё значение. Они уходят из языка (соха, прялка, зипун, кичка) или получают новое значение (спутник, гражданин) . Знание истории языка помогает понять происхождение слов и выражений. Узнаем, какова история возникновения слов грамматика и рубль.

Слово грамматика возникло давно, ещё у древних греков, и получило своё название от слова грамма-буква. Отсюда понятно, почему в Древней Руси письменный документ назывался грамотой. Грамотой называется, и умение писать и считать.

Во времена древней Руси мерой цены были серебряные бруски. Если вещь стоила меньше бруска, то от неё рубили такую часть, какая была нужна. Эти небольшие части, отрубленные от целого, стали называться рублями.

^ 1. Разгадывание шарад :

Шарады- это слова-загадки. в которых несколько букв, слогов или часть слова выделены или описаны самостоятельно. По этим описаниям нужно составить целое слово.

Жилище-первый слог Затем идёт предлог. А в целом я огромна И называюсь…. (домна)

Мой первый слог-число с нулями, У всех людей-последних два, А вместе- догадайтесь сами, Всем городам она глава (столица)

Корнем с «дорогой» роднится В сборе приставка таится, Суффикс-как в слове «дневник» , Целым же в космос проник (спутник)

2. Занимательные вопросы :

Какое русское слово состоит из трёх слогов, а указывает на 33 буквы? (азбука)

Каких камней не найдёшь в море? (сухих)

Из какого полотна нельзя сшить рубашки? (железнодорожного)

Какой лошадь бывает, когда её покупают? (сырая)

О чём ведётся разговор? – Это чёрная?

Нет, это красная! _ - А почему она белая? - -Потому, что зелёная.

3. Метаграммы

Метаграммы- это головоломки, основанные на изменение в слове одной буквы.

С К в полях меня найдёте. С Г романсы запоёте, С В в косички заплетёте. (колос-голос-волос)

С Ч летаю над волною, С Л не дам волкам покою, С М рубашка-безрукавка, С З скачу в лесу по травке, С Г меня крепи к детали Из железа или стали (чайка-лайка-майка-зайка-гайка)

4. Анаграмма

Анаграмма- перестановка букв в слове в другом порядке, чтобы получилось новое слово

Воздух в шины я вдуваю, Жизнь несу я колесу. Если ж слоги мы смешаем, Буду деревом в лесу (насос-сосна)

Лежу я на земле,

Прибитая к железу,

Но буквы переставь –

В кастрюлю я полезу. (шпала-лапша)

Эта птица в небе вьется.

А буквы поменяй местами,

Полный зёрен к земле гнется. (Сокол-колос)

Я прежде обувью служил,

Крестьянин мною дорожил.

Но если буквы переставишь,

Меня одеждой быть заставишь. (Лапоть-пальто)

Заключительное слово учителя :

Сегодня мы услышали много замечательных слов о русском языку .

Какие вы запомнили, какие произвели на вас впечатление ? Чему учат эти высказывания?

Русский литературный язык- это величайшее достижение речевой культуры нашего народа. Что может быть красивее, изящнее и весомее русского языка ? Давайте изучать русский язык , бережно относится к каждому слову на уроке, дома, на улице! Давайте любить русский язык .

Публикации по теме:

Открытый урок для учащихся 10 класса «Русский язык как форма существования национальной культуры» МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ.

Комплексно тематическое планирование «Секреты бабушкиного сундука. Русский костюм. Предметы русского быта» Ноябрь (С чего начинается Родина) 1 неделя (31.10 –04.11) «Секреты бабушкиного сундука. Русский костюм. Предметы русского быта». Задачи:.

Конспект урока русского языка в 3 классе. Русский язык 4.04.2016 Тема: Неопределенная форма глагола Тема: Неопределенная форма глагола Цели: дать определение термина «неопределенная форма глагола» ; познакомить с суффиксами глаголов в.

Коррекционная школа. Русский язык 6 класс «Правописание безударных гласных в корне слова» Коррекционная школа. Русский язык 6 класс Тема урока: «Правописание безударных гласных в корне слова» Задачи урока: Обучающие: Формировать.

Логопедическое занятие по развитию связной речи «Великий День Победы» Логопедическое занятие по развитию связной речи «Великий День Победы» Цель: Систематизация знаний о Великой Отечественной войне. Задачи:.

Конспет внеклассного занятия по русскому языку в 3 классе («Начальная школа 21 века»)
left438150Юрявичене Надежда Алексеевна
учитель начальных классов
МБОУ «СШ № 8» г. Смоленск
Тема: Где прячутся ошибки?
Цели занятия:
1.Обобщение материала по правописанию безударных окончаний имен существительных.
2. Развитие мышления, внимания, памяти обучающихся.
3. Воспитание интереса к русскому языку, используя занимательные задания, обогащение словарного запаса обучающихся.
УУД:
Познавательные: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока; выделение необходимой информации.
Личностные: формировать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности; желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; участвовать в творческом процессе.
Регулятивные: умение слушать собеседника; осознавать, формулировать и удерживать учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, сотрудничестве с учителем; ставить новые учебные задачи; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: умение договариваться, находить общее решение, умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать; развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуациях конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения заданий.
Оборудование: презентация, запись песни В.Шаинского «Улыбка», карточки с картинками, определениями, терминами и текстами листы для создания информационного продукта, набор смайликов.
Ход занятия
1. Эмоциональный настрой
- Язык, на котором мы говорим, красив и богат. С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребёнок ещё не научился говорить, а на слух уже ловит мамины колыбельные песни, добрые слова бабушки. И так всю жизнь, до глубокой старости, человек находится в мире языка. Без языка немыслимо ни на шаг сдвинуть науку, технику. Впрочем, всю жизнь! Поэтому, ребята, изучайте свой родной русский язык!
Мы веселые ребята,
И не любим мы скучать.С удовольствием сегодня, Будем русский изучать.
2. Интеллектуальный тренинг
-Найдите ошибки в пословицах и поговорках.
Шило в горшке не утаишь. (в мешке)
Не имей сто рублей, а имей миллион. (сто друзей)
Умный в гору не пойдёт, умный гору подорвёт. (обойдёт)
Что с возу упало, то в лес убежало. (пропало)
Волков бояться – под одеялом лежать. (в лес не ходить)
Тяжело в учении, легко на каникулах. (в бою)
У мышки глаза велики. (у страха)
На ловца и паровоз мчится. (и зверь бежит)
Друг познаётся за завтраком. (в беде)
На обиженных мухоморы растут. (воду возят)
3. Проблема. Тема занятия. Цель
- Ребята, у меня в руках диктант, который написал мальчик Петя. Посмотрите внимательно на его работу и скажите какая у него проблема?
(Детям предлагается текст с ощибками в окончаниях существительных)
Зимний лес.
После метеле лес стоял как в сказки. Ель была в хвойной кольчуге. На макушки сосны снежная шапка. У березке вьюга посеребрила инеем гибкие ветви. Издалека видны красные гроздья рябинке.
Сколько следов на полянке у тропинке! В поисках добычи пробежала лисица. В вершини ели затаилась рысь. В сугроби оставил глубокий след лось. А под сугробам живут кустики бруснике и черники. __________________________________________________________________
-Почему возникла эта проблема?
- Итак, как вы думаете, над какой орфограммой мы будем работать? Где будут сегодня прятаться от нас ошибки?
(Безударные окончания имен существительных)
- Зачем нам это нужно?
(Чтобы быть грамотными и не делать ошибки в окончаниях имен существительных)
- Сегодня мы создадим очередной информационный продукт.
Работать мы будем по группам. У нас три группы Задание каждая получит по ходу занятия.
4. Работа с информацией
- А что нужно знать, что бы определить окончание существительного?
Игра: «Я знаю падежи»
Детям предлагаются загадки о падежах
Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы Кто? И Что?
Ни с кем не спутает никто. (Именительный падеж)
Я работаю старательно,
Кому отдать? К чему призвать?
Лишь только я могу сказать
С предлогом К порой дружу
Но и один гулять хожу. (Дательный падеж)
Кого же нет?
Я очень беспокоюсь, чего же нет?
Отправляюсь я на поиск
Прошу, друзья, скорее помогите!
И как зовут меня скажите. (Родительный падеж)
Творите чем? Творите кем?
Я подскажу вам – нет проблем!
Предлогам «перед», «под» и «над»
В любой момент я очень рад. (Творительный падеж)
Кого винить мне видно сразу
Пусть каждый здесь запомнит эту фразу
Ведь я важней министра! Все это знают тут!
А ну, скорей скажите, как меня зовут?(Винительный падеж)
Мне без предлогов свет не мил.
Пусть будет «в», и «о» ,и «при»
Ты их случайно не сотри!
Тогда смогу я рассказать
О чём мечтаешь? В чём гулять?(Предложный падеж)
Вспоминаем склонение
- У каждой группы на парте по три карточки с определениями. 1-я группа выбирает карточку указывающую, какие слова относятся к первому склонению; 2-я группа – ко второму склонению и 3-я к третьему склонению. Выбранное определение помещаем на наш информационный продукт.
(Дети выбирают, прикрепляют и зачитывают)
Морфологическая задача
(Каждой группе предлагается выбрать из предложенных картинок те, которые изображают предметы названиями которых являются существительные соответствующего склонения. Картинки прикрепляются на информационный продукт.)
5. Вызов
- Все вы знаете песню Владимира Шаинского «Улыбка». У каждой группе есть текст этой замечательной песни. Вы наверное заметили, что в тексте пропущены окончания некоторых существительных. Давайте проверим вашу грамотность и вставим их. А как это будем делать?
(Дети в ходе работы предлагают 2 алгоритма.
Алгоритм 1
Определи склонение существительного.
Определи падеж существительного.
Вспомнии и напиши нужное окончание.
Алгоритм 2
Определи склонение.
Подставь в предложение или словосочетание слово-помощник в нужной форме.
Какое окончание в слове-помощнике, такое и в проверяемом.
Они фиксируются в информационном продукте проекта)
Проблемный вопрос
- Зачем нам нужны два алгоритма?
(- Чтобы каждый мог выбрать удобный для него способ)
(Каждая группа работает над окончаниями существительных в песне. Проводится взаимопроверка)
Веселая переменка (Дети поют песню «Улыбка»)
1От улыбк… хмурый день светлей,От улыбк… в небе радуга проснется.Поделись улыбк…ю своей - И она к тебе не раз еще вернется!
Припев:И тогда наверняка, вдруг запляшут облака,И кузнечик запиликает на скрипк….С голубого ручейка начинается река,Ну, а дружба начинается с улыбк….С голубого ручейка начинается река,Ну, а дружба начинается с улыбк….
Припев.
2От улыбк… солнечной однойПерестанет плакать самый грустный дождик.Сонный лес простится с тишинойИ захлопает в зеленые ладоши.
Припев.
3От улыбк… станет всем теплей -И слону и даже маленькой улитк….Так пускай повсюду на земле,Будто лампочки, включаются улыбки!
Припев.
6. Мозговой штурм
- Я получила телеграмму от Смешариков. Они предлагают вам словосочетания, вы должны определить окончание имени существительного в нихи отгадать, куда вас хотят пригласить.
1 набор.
В тёплой водичк …, у щук…, на карасик…, в песочк…, от лодк… к лодк… . (на речку, на рыбалку)
2 набор.
По тропинк…, на полянк…, у берёзк…, у осинк…, от ёлочк… к ёлочк… (в лес)
(Дети поднимают соответствующие карточки с окончаниями и добавляют свои существительные)
- Теперь, когда мы вспомнили алгоритмы, потренировались в их применении мы без труда исправим ошибки в диктанте Пети.
(Каждая группа исправляет ошибки в тесте «Зимний лес» и отчитывается о своей работе)
7. Подведение итогов.
- Где сегодня пряталась от нас орфограмма?
- Запишите падежные окончания существительных в таблицу информационного продукта.
- Покажите свой информационный продукт.
(Дети представляют и защищают свой информационный продукт)
8.Рефлексия
- Изучение русского языка Нелегко нам дается пока. Но идет по земле новый век, Должен грамотным быть человек!
Вот и заканчивается наше сегодняшнее занятие. Поделитесь своим настроением.
(Для этого каждая группа выбирает из набора соответствующий смайлик)

Спасибо. До новых встреч!
-923925298450Информационные продукты, созданные детьми во время занятия
2686050229235
-990600281305