Нижнее белье

Космическая ракета. Космические ракеты России и США

Эта статья представит читателю такую интереснейшую тему, как космическая ракета, ракета-носитель и весь тот полезный опыт, который это изобретение принесло человечеству. Также будет рассказано и о полезных грузах, доставляемых в космическое пространство. Освоение космоса началось не так давно. В СССР это была середина третьей пятилетки, когда окончилась Вторая мировая война. Космическая ракета разрабатывалась во многих странах, однако даже США обогнать нас на том этапе не удалось.

Первые

Первой в удачном запуске ушла из СССР космическая ракета-носитель с искусственным спутником на борту 4 октября 1957 года. Спутник ПС-1 удалось вывести на околоземную орбиту. Нужно отметить, что для этого понадобилось создать шесть поколений, и только седьмого поколения космические ракеты России смогли развить нужную для выхода в околоземное пространство скорость - восемь километров в секунду. Иначе невозможно преодолеть притяжение Земли.

Это стало возможным в процессе разработок баллистического оружия дальнего радиуса, где применялось форсирование двигателя. Не следует путать: космическая ракета и космический корабль - это разные вещи. Ракета - средство доставки, а корабль крепится на неё. Вместо него там может быть что угодно - космическая ракета может нести на себе и спутник, и оборудование, и ядерную боеголовку, что всегда служило и до сих пор служит сдерживанием для ядерных держав и стимулом к сохранению мира.

История

Первыми теоретически обосновали запуск космической ракеты русские учёные Мещерский и Циолковский, которые уже в 1897 году описали теорию её полёта. Значительно позже эту идею подхватили Оберт и фон Браун из Германии и Годдард из США. Именно в этих трёх странах началась работа над задачами реактивного движения, создания твёрдотопливных и жидкостных реактивных двигателей. Лучше всех эти вопросы решались в России, по крайней мере твёрдотопливные двигатели уже широко использовались во Второй мировой войне ("Катюши"). Жидкостные реактивные двигатели лучше получились в Германии, создавшей первую баллистическую ракету - "Фау-2".

После войны команда Вернера фон Брауна, прихватив чертежи и разработки, нашла приют в США, а СССР вынужден был довольствоваться небольшим количеством отдельных узлов ракеты без какой бы то ни было сопроводительной документации. Остальное придумали сами. Ракетная техника развивалась стремительно, всё более увеличивая дальность и массу несомого груза. В 1954 году началась работа над проектом, благодаря которому СССР смог первым осуществить полет космической ракеты. Это была межконтинентальная двухступенчатая баллистическая ракета Р-7, которую вскоре модернизировали для космоса. Она получилась на славу - исключительно надёжная, обеспечившая множество рекордов в освоении космического пространства. В модернизированном виде её используют до сих пор.

"Спутник" и "Луна"

В 1957 году первая космическая ракета - та самая Р-7 - вывела на орбиту искусственный "Спутник-1". США чуть позже решили повторить такой запуск. Однако в первую попытку их космическая ракета в космосе не побывала, она взорвалась на старте - даже в прямом эфире. "Авангард" был сконструирован чисто американской командой, и он не оправдал надежд. Тогда проектом занялся Вернер фон Браун, и в феврале 1958 года старт космической ракеты удался. А в СССР тем временем модернизировали Р-7 - к ней была добавлена третья ступень. В результате скорость космической ракеты стала совсем другой - была достигнута вторая космическая, благодаря которой появилась возможность покидать орбиту Земли. Ещё несколько лет серия Р-7 модернизировалась и совершенствовалась. Менялись двигатели космических ракет, много экспериментировали с третьей ступенью. Следующие попытки были удачными. Скорость космической ракеты позволяла не просто покинуть орбиту Земли, но и задуматься об изучении других планет Солнечной системы.

Но сначала внимание человечества было практически полностью приковано к естественному спутнику Земли - Луне. В 1959 году к ней вылетела советская космическая станция "Луна-1", которая должна была совершить жёсткую посадку на лунной поверхности. Однако аппарат из-за недостаточно точных расчётов прошёл несколько мимо (в шести тысячах километров) и устремился к Солнцу, где и пристроился на орбиту. Так у нашего светила появился первый собственный искусственный спутник - случайный подарок. Но наш естественный спутник недолго находился в одиночестве, и в этом же 1959-м к нему прилетела "Луна-2", выполнив свою задачу абсолютно правильно. Через месяц "Луна-3" доставила нам фотографии обратной стороны нашего ночного светила. А в 1966-м прямо в Океане Бурь мягко приземлилась "Луна-9", и мы получили панорамные виды лунной поверхности. Лунная программа продолжалась ещё долго, до той поры, когда американские космонавты на ней высадились.

Юрий Гагарин

День 12 апреля стал одним из самых знаменательных дней в нашей стране. Невозможно передать мощь народного ликования, гордости, поистине счастья, когда объявили о первом в мире полёте человека в космос. Юрий Гагарин стал не только национальным героем, ему рукоплескал весь мир. И потому 12 апреля 1961 года - день, триумфально вошедший в историю, стал Днём космонавтики. Американцы срочно попытались ответить на этот беспрецедентный шаг, чтобы разделить с нами космическую славу. Через месяц состоялся вылет Алана Шепарда, но на орбиту корабль не выходил, это был суборбитальный полёт по дуге, а орбитальный у США получился только в 1962-м.

Гагарин полетел в космос на космическом корабле "Восток". Это особая машина, в которой Королёв создал исключительно удачную, решающую множество всевозможных практических задач космическую платформу. Тогда же, в самом начале шестидесятых, разрабатывался не только пилотируемый вариант космического полёта, но был выполнен и проект фото-разведчика. "Восток" вообще имел множество модификаций - более сорока. И сегодня эксплуатируются спутники из серии "Бион" - это прямые потомки корабля, на котором совершён первый полёт человека в космос. В этом же 1961 году гораздо более сложная экспедиция была у Германа Титова, который целые сутки провёл в космосе. Соединённые Штаты смогли это достижение повторить только в 1963 году.

"Восток"

Для космонавтов на всех кораблях "Восток" было предусмотрено катапультное кресло. Это было мудрым решением, поскольку одно-единственное устройство выполняло задачи и на старте (аварийное спасение экипажа), и мягкую посадку спускаемого аппарата. Конструкторы сосредоточили усилия на разработке одного устройства, а не двух. Это уменьшало технический риск, в авиации система катапульт в то время уже была отлично отработана. С другой стороны, огромный выигрыш во времени, чем если проектировать принципиально новое устройство. Ведь космическая гонка продолжалась, и её выигрывал с довольно большим отрывом СССР.

Таким же образом приземлился и Титов. Ему повезло опуститься на парашюте около железной дороги, по которой ехал поезд, и его немедленно сфотографировали журналисты. Система посадки, которая стала самой надёжной и мягкой, разработана в 1965 году, в ней используется гамма-высотомер. Она служит и до сих пор. В США этой технологии не было, именно поэтому все их спускаемые аппараты, даже новые Dragon SpaceX не приземляются, а приводняются. Только шаттлы являются исключением. А в 1962 году СССР уже начал групповые полёты на космических кораблях "Восток-3" и "Восток-4". В 1963 году отряд советских космонавтов пополнился первой женщиной - Валентина Терешкова побывала в космосе, став первой в мире. Тогда же Валерий Быковский поставил не побитый до сих пор рекорд длительности одиночного полёта - он пробыл в космосе пять суток. В 1964 году появился многоместный корабль "Восход", США и тут отстали на целый год. А в 1965-м Алексей Леонов вышел в открытый космос!

"Венера"

В 1966 году СССР начал межпланетные перелёты. Космический корабль "Венера-3" совершил жёсткую посадку на соседнюю планету и доставил туда глобус Земли и вымпел СССР. В 1975-м "Венере-9" удалось совершить мягкую посадку и передать изображение поверхности планеты. А "Венера-13" сделала цветные панорамные снимки и звукозапись. Серия АМС (автоматические межпланетные станции) для изучения Венеры, а также окружающего космического пространства продолжает совершенствоваться и сейчас. На Венере условия жёсткие, а достоверной информации о них практически не было, разработчики ничего не знали ни о давлении, ни о температуре на поверхности планеты, всё это, естественно, осложняло исследование.

Первые серии спускаемых аппаратов даже плавать умели - на всякий случай. Тем не менее поначалу полёты удачными не были, зато впоследствии СССР настолько преуспел в венерианских странствиях, что эту планету стали называть русской. "Венера-1" - первый из космических аппаратов в истории человечества, предназначенный для полёта на другие планеты и их исследования. Был запущен в 1961 году, через неделю потерялась связь от перегрева датчика. Станция стала неуправляемой и смогла сделать только первый в мире пролёт вблизи Венеры (на расстоянии около ста тысяч километров).

По стопам

"Венера-4" помогла нам узнать, что на этой планете двести семьдесят один градус в тени (ночная сторона Венеры), давление до двадцати атмосфер, а сама атмосфера - девяносто процентов углекислого газа. А ещё этот космический аппарат обнаружил водородную корону. "Венера-5" и "Венера-6" многое поведали нам о солнечном ветре (потоки плазмы) и его структуре вблизи планеты. "Венера-7" уточнила данные о температуре и давлении в атмосфере. Всё оказалось ещё сложнее: температура ближе к поверхности была 475 ± 20°C, а давление выше на порядок. На следующем космическом аппарате было переделано буквально всё, и через сто семнадцать суток "Венера-8" мягко привенерилась на дневной стороне планеты. На этой станции был фотометр и множество дополнительных приборов. Главное - была связь.

Оказалось, что освещение на ближайшей соседке почти не отличается от земного - как у нас в пасмурный день. Да там не просто пасмурно, погодка разгулялась по-настоящему. Картины увиденного аппаратурой просто ошеломили землян. Помимо этого, был исследован грунт и количество аммиака в атмосфере, измерена скорость ветра. А "Венера-9" и "Венера-10" смогли показать нам "соседку" по телевизору. Это первые в мире записи, переданные с другой планеты. А сами эти станции и теперь искусственные спутники Венеры. На эту планету последними летали "Венера-15" и "Венера-16", которые тоже стали спутниками, предварительно снабдив человечество абсолютно новыми и нужными знаниями. В 1985 году продолжением программы стали "Вега-1" и "Вега-2", которые изучали не только Венеру, но и комету Галлея. Следующий полёт планируется в 2024 году.

Кое-что о космической ракете

Поскольку параметры и технические характеристики у всех ракет отличаются друг от друга, рассмотрим ракету-носитель нового поколения, например "Союз-2.1А". Она является трёхступенчатой ракетой среднего класса, модифицированным вариантом "Союза-У", который весьма успешно эксплуатируется с 1973 года.

Данная ракета-носитель предназначена для того, чтобы обеспечить запуск космических аппаратов. Последние могут иметь военное, народнохозяйственное и социальное назначение. Эта ракета может выводить их на разные типы орбит - геостационарные, геопереходные, солнечно-синхронные, высокоэллиптические, средние, низкие.

Модернизация

Ракета предельно модернизирована, здесь создана принципиально иная цифровая система управления, разработанная на новой отечественной элементной базе, с быстродействующей бортовой цифровой вычислительной машиной с гораздо большим объёмом оперативной памяти. Цифровая система управления обеспечивает ракету высокоточным выведением полезных нагрузок.

Кроме того, установлены двигатели, на которых усовершенствованы форсуночные головки первой и второй ступеней. Действует другая система телеизмерений. Таким образом повысилась точность выведения ракеты, её устойчивость и, разумеется, управляемость. Масса космической ракеты не увеличилась, а полезный выводимый груз стал больше на триста килограммов.

Технические характеристики

Первая и вторая ступени ракеты-носителя оснащены жидкостными ракетными двигателями РД-107А и РД-108А от НПО "Энергомаш" имени академика Глушко, а на третьей ступени установлен четырёхкамерный РД-0110 от КБ "Химавтоматики". Ракетным топливом служат жидкий кислород, являющийся экологически чистым окислителем, а также слаботоксичное горючее - керосин. Длина ракеты - 46,3 метра, масса на старте - 311,7 тонн, а без головной части - 303,2 тонны. Масса конструкции ракеты-носителя - 24,4 тонны. Компоненты топлива весят 278,8 тонн. Лётные испытания "Союза-2.1А" начались в 2004 году на космодроме Плесецк, и прошли они успешно. В 2006-м ракета-носитель произвела первый коммерческий полёт - вывела на орбиту европейский метеорологический космический аппарат "Метоп".

Нужно сказать, что у ракет разные возможности вывода полезной нагрузки. Носители есть лёгкие, средние и тяжёлые. Ракета-носитель "Рокот", например, выводит космические аппараты на околоземные низкие орбиты - до двухсот километров, а потому ей по силам нагрузка в 1,95 тонн. А вот "Протон" - тяжёлого класса, на низкую орбиту он может вывести 22,4 тонн, на геопереходную - 6,15, а на геостационарную - 3,3 тонны. Рассматриваемая нами ракета-носитель предназначена для всех площадок, которыми пользуется "Роскосмос": Куру, Байконур, Плесецк, Восточный, и работает в рамках совместных российско-европейских проектов.

February 25th, 2014

Вот такая новость сегодня прошла в СМИ: Разработка в России новой тяжелой жидкостной межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) будет сдерживать планы США по развертыванию глобальной системы ПРО, заявил во вторник на пресс-конференции в центральном офисе «Интерфакса» бывший начальник 4-го ЦНИИ Минобороны РФ генерал-майор Владимир Василенко.

«Военная целесообразность создания тяжелой жидкостной МБР обусловлена необходимостью противодействия развертыванию глобальной ПРО, другими словами — сдерживания от развертывания ПРО. Почему? Именно тяжелая МБР шахтного базирования дает возможность доставлять боевые блоки к целям не только по энергетически оптимальным траекториям с жесткими азимутами подлета боевых блоков к цели, следовательно, с прогнозируемыми азимутами подлета, но и доставлять боевые блоки и наносить удары с различных направлений, включая доставку блоков через Южный полюс», — сказал он.

По оценке эксперта, «такое свойство тяжелой МБР: многонаправленность азимутов подлета к цели вынуждает противостоящую сторону обеспечивать круговую ПРО». «А она намного сложнее в организации, особенно по финансам, чем секторная ПРО. Это — очень сильный фактор», — отмечает Василенко.

«Кроме того, огромный запас полезной боевой нагрузки на тяжелой МБР позволяет оснащать ее различными средствами преодоления ПРО, которые в конечном счете перенасыщают любую ПРО: как ее информационные средства, так и ударные», — отметил Василенко.

По его словам, «есть еще один аспект военной целесообразности создания именно тяжелой стационарной МБР — это необходимость решения новых, не очень традиционных для РВСН задач». «Имеется в виду противодействие объявленной в США концепции глобального мгновенного удара обычными средствами», — пояснил эксперт.

«Именно тяжелая МБР при оснащении ее высокоточными боевыми блоками в обычном снаряжении будет вполне адекватным сдерживающим ответом на реализацию подобной программы», — уверен он.

А ведь все это уже было в СССР. В 1962 году в СССР была начата разработка трех проектов так называемых глобальных или орбитальных ракет — Р-36-О в ОКБ-586 Михаила Янгеля, ГР-1 в ОКБ-1 Сергея Королева и УР-200А в ОКБ-52 Владимира Челомея. На вооружение была принята только Р-36-О (в печати приводится также вариант названия Р-36 орб). Давайте вспомним про эту ракету подробнее …

Использование космической техники в военных целях всегда имело в Советском Союзе первостепенное значение. Некоторые программы целиком ориентировались на военные нужды, другие предусматривали их двойное применение, третьи просто прикидывались на возможное военное использование. В таком положении вещей ничего удивительного не было, так как в подавляющем большинстве случаев Министерство обороны выступало в роли заказчика, и, что вполне естественно, заказывало музыку.

Одной из программ, которую разрабатывали исключительно для военного использования, являлась система «частично-орбитальной бомбардировки» или более известная по ее английской аббревиатуре «FOBS» . Ее создание можно рассматривать как логичное продолжение работ, начатых в свое время в конструкторском бюро Сергея Павловича КОРОЛЕВА и предусматривавших разработку глобальной ракеты «ГР- 1″, способной поразить цели на территории противника с любого направления. Королевская ракета хотя и была создана, но на вооружение не принималась. Одной из причин такого решения стала разработка в конструкторском бюро Михаила Кузьмича ЯНГЕЛЯ более мощной ракеты «Р-36орб», способной эффективнее решать задачу доставку ядерного боезаряда к цели.

Разработка «Р-36орб» (индекс изделия — 8К69; в различных источниках встречаются и другие обозначения ракеты: ОР-36 или Р-36-0; код NATO — SS-9 Mod 3 «Scarp»; в США имела также обозначение F-1-r) на базе межконтинентальной баллистической ракеты «Р-36» была задана Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 16 апреля 1962 года. Создание ракеты и орбитального блока для нее было поручено ОКБ-586 (ныне КБ «Южное»; Главный конструктор Михаил Кузьмич ЯНГЕЛЬ), ракетных двигателей — ОКБ-456 (ныне НПО «Энергомаш»; Главный конструктор Валентин Петрович ГЛУШКО), система управления — НИИ-692 (ныне КБ «Хартрон»; Главный конструктор Владимир Григорьевич СЕРГЕЕВ), командные приборы — НИИ-944 (ныне НИИ КП; Главный конструктор Виктор Иванович КУЗНЕЦОВ). Боевой стартовый комплекс для ракет «Р-36орб» разрабатывался в КБСМ под руководством Главного конструктора Евгения Георгиевича РУДЯКА.

Уже в декабре 1962 года был выполнен эскизный проект, а в 1963 году началась разработка технической документации и изготовление опытных образцов ракеты.

Создаваемая ракета имела две ступени. Ее полная длина составляла 32,6 — 34,5 м, максимальный диаметр корпуса 3,05 м. На старте ракета весила 180 т. Дальность стрельбы составляла 40000 км, а круговое вероятностное отклонение -1100 м. Высота орбиты блока оценивалась в 150 -180 км. Насколько реальные параметры орбит орбитальных блоков соответствовали расчетным можно увидеть в таблице 1, где приведены основные данные о состоявшихся пусках. Система управления предполагалась инерциальная с гиростабилизированной платформой, система прицеливания — с помощью наземных приборов. Разделение ступеней и отделение орбитального блока должно было происходить с применением тормозных ракетных твердотопливных двигателей (РДТТ). Стартовать ракета должна была из шахтной пусковой установки. Тип старта — газодинамический. Время подготовки к пуску всего 5 мин., что выгодно отличало «Р- 36орб» от первой ракеты такого класса «ГР-1″, где время подготовки было существенно больше.

Первая ступень имела длину 18,9 м и диаметр 3 м. Ее сухой вес составлял 6,4 т, а в заправленном состоянии ступень весила 122,3 т. На ступени был установлен шестикамерный жидкостный ракетный двигатель РД-251 с турбонасосным агрегатом (3 блока по 2 камеры), разработанный в ОКБ-456. Двигатель обеспечивал тягу в пустоте 270,4 тс и время работы 120 с. Разработанный в ОКБ-586 рулевой двигатель РД-68М мог проработать 125 с и обеспечить тягу в пустоте 295 кН.

Вторая ступень имела длину 9,4 м и диаметр 3 м. Ее сухой вес составлял 3,7 т, а вместе с горючим 49,3 т. На ступени был установлен двухкамерный жидкостный ракетный двигатель РД-252 разработки ОКБ-456 с тягой в пустоте 120 тс и временем работы 160 с. Рулевой двигатель РД-69М с четырьмя рулевыми камерами имел тягу 54,3 кН и временем работы 163 с.

В качестве горючего двигатели обоих ступеней использовали несимметричный диметилгидразин (НДМГ), вес которого составлял 48,5 тонн, а в качестве окислителя – азотный тетраксид (АТ) весом 121,7 тонн.

Орбитальный боевой блок 8Ф021, который и отличал ракету «Р-36орб» от МБР «Р-36», состоял из корпуса, приборного отсека с системой управления, термоядерного моноблочного заряда весом 1700 кг и мощностью 5 Мт, а также тормозной двигательной установки (ТДУ), который сводил блок с околоземной орбиты и обеспечивал доставку заряда к цели. Отделение ТДУ от головной части происходило путем сбрасывания давления из топливных баков через специальные сопла.

Проведение летно-конструкторских испытаний ракеты «Р-36орб» планировалось по стандартной схеме в четыре взаимосвязанных этапа. Первый этап предусматривал отработку самой ракеты-носителя, второй – отработку выведения орбитального блока на околоземную орбиту, третий — отработку системы «частично-орбитального бомбометания» в целом, четвертый, зачетный, — сдачу системы заказчику с устранением замечаний, выявленных на предыдущих этапах.

Энергетические возможности ракеты Р-36 позволяли выводить ядерную боеголовку в космос на низкую орбиту. Масса ГЧ и мощность боезаряда снижались, но достигалось важнейшее качество — неуязвимость для систем ПРО. Ракета могла нанести удар по территории США не с северного направления, где сооружалась система противоракетной обороны со станциями предупреждения о ракетном нападении, а с южного направления, где уСоединённых Штатов системы ПРО не было.

Эскизный проект двухступенчатой орбитальной ракеты разработан в декабре 1962 года. В орбитальном варианте (ракета 8К69) в состав орбитальной головной части (ОГЧ) ракеты кроме боевой части входит отсек управления. Здесь размещены двигательная установка и приборы СУ для ориентации и стабилизации головной части (ГЧ). Тормозной двигатель ОГЧ — однокамерный.Его турбонасосный агрегат (ТНА) запускается от порохового стартера. Двигатель работает на тех же компонентах топлива, что и двигатели ракеты… Стабилизацию ОГЧ по тангажу и рысканью на участке активного торможения при спуске с орбиты выполняют четыре неподвижных сопла, работающие на выхлопных газах турбины.

Подача газа в сопла регулируется дроссельными устройствами. Стабилизацию по крену осуществляют четыре тангенциально расположенных сопла. Система ориентации, управления и стабилизации (СУОС) ОГЧ — автономная, инерциальная. Она дополнена радиовысотомером, который контролирует высоту орбиты дважды — в начале орбитального участка и перед подачей тормозного импульса.

Тормозной двигатель установлен в центральной части отсека управления внутри тороидального топливного модуля. Принятая форма топливных емкостей позволила сделать компоновку отсека оптимальной и снизить массу его конструкции. Внутри топливных емкостей для надежности запуска и работы двигателя в состоянии невесомости установлены разделительные сетки и перегородки, обеспечивающие надежную бескавитационную работу насосов двигателя. Тормозная двигательная установка создает импульс, переводя ОГЧ с орбитальной траектории на баллистическую. ОГЧ при боевом дежурствехранится,как и ракета.в заправленном состоянии. Первая ступень ракеты оснащена маршевым двигателем РД-261, состоящим из трех двухкамерных модулей РД-260. Вторая ступень оснащена двухкамерным маршевым двигателем РД-262. Двигатели разработаны в КБ Энергомаш под руководством Валентина Глушко. Компоненты топлива — НДМГ и азотный тетраоксид (AT).
Агрегаты стартового оборудования наземного комплекса для проведения испытаний ракеты на полигоне Байконур разработаны в КБТМ.

Первоначально ампулизация Р-36-О, как и ракеты Р-36, не была предусмотрена. Работы по ампулизации начаты после выхода приказа ГКОТ от 12 января 1965 года. В конце 1964 года на Байконуре началась подготовка к проведению испытаний.
Первый этап начался 16 декабря 1965 года пуском с наземной пусковой установки, расположенной на площадке № 67 полигона Тюра-Там (для простоты повествования и дабы избежать путаницы, я буду именовать полигон Тюра-Там более привычным названием — космодром Байконур), ракеты «Р- 36орб». Вместо орбитального блока на носителе был установлен его габаритно- весовой макет. Выведение на околоземную орбиту не планировалось, а пуск производился исключительно для проверки бортовых систем носителя и наземного оборудования. В целом, несмотря на отдельные мелкие недостатки, все прошло успешно.

Вспоминает полковник в отставке Георгий Смысловских:
«Испытания ракеты Р-36-О начались в конце 1965 года. Председателем государственной комиссии по испытаниям ракеты был назначен заместитель начальника Военной академии имени Ф.Э.Дзержинского генерал-лейтенант Федор Петрович Тонких. Первый пуск ракеты Р-36-О 16 декабря 1965 года был аварийным. Во вре мя окончания заправки 2-й ступени горючим, в ресиверной, из которой шел наддув емкостей горючего азотом, началась утечка азота. Учитывая, что запас азота был на две заправки, мы могли бы закончить заправку при травлении азота, но руководитель испытаний направил в ресиверную специалистов управления, при работе которых по поиску травления азота прошла ложная команда на отстрел на-полнителей 2-й ступени. Наполнители отстыковались, горючее с высоты хлынуло на бетон, от удара воспламенилось, и начался пожар».

В следующем году первый этап ЛКИ был продолжен. 5 февраля, 16 марта и 19 мая 1966 года были проведены еще три пуска, причем во время третьего ракета впервые стартовала из шахтной пусковой установки на площадке № 69. Как и в первом испытательном полете, ракета вместо орбитального блока несла его габаритно-весовой макет, а сами испытания проводились в целях доводки систем и агрегатов носителя. Пуски были признаны успешными.

Так как, к сожалению, нет возможности ознакомиться с технической документацией об этих пусках, приходится полагаться только на имеющиеся публикации о них, основанные либо на воспоминаниях очевидцев, либо на данных западных разведок, которые приводятся в многочисленных зарубежных источниках. Эти данные не позволяют однозначно утверждать, что в 1966 году были осуществлены только три испытательных полета ракеты «Р-36орб» в рамках первого этапа испытаний. В некоторых источниках сообщается, что в 1966 году в рамках ЛКИ были проведены четыре пуска. Возникшая неточность может иметь два возможных объяснения. Либо, говоря о четырех пусках, источники учитывают и пуск 16 декабря 1965 года, ошибочно суммируя его с пусками следующего года. Либо действительно было четыре пуска, но автор не располагает никакими сведениями о четвертом

Второй этап ЛКИ был начат осенью 1966 года и включил в себя два пуска ракеты «Р-36орб». Так как оба пуска имеют интерес с точки зрения истории космонавтики, остановлюсь на них более подробно

17 сентября 1966 года из шахтной пусковой установки на 69-й площадке космодрома Байконур (чтобы не повторять каждый раз, все последующие пуски происходили из шахтных пусковых установок на этой площадке космодрома) была запущена ракета «Р-36орб». Через девять минут головной блок ракеты вышел на околоземную орбиту. Официально о запуске, как и о любом другом запуске боевой ракеты (за редким исключением), сообщено не было. Однако западные средства наблюдения зафиксировали появление на околоземной орбите, сначала одного объекта, который был зарегистрирован в каталоге Космического командования США под номером 02437 (в реестре COSPAR запуск получил обозначение 1966-088), а через некоторое время еще 52 небольших объектов, идентифицированных как возникшие в результате этого запуска. В советских публикациях долгое время этот пуск долго фигурировал под названием — «Нет данных». Я помню, что журнал «Авиация и космонавтика» в конце 60-х годов пытался приписать все подобные пуски (в советских изданиях упоминались восемь таких запусков) либо Франции, либо Китаю. Истина всплыла в конце 80-х. В таблице 2 для справки я привожу данные об этих пусках, хотя к программе создания системы «частично-орбитальной бомбардировки» отношение имеют только два.

Но вернемся к испытаниям 17 сентября 1966 года. До сих пор нет ясности в отношении результатов этого испытательного пуска. Известно только, что объект взорвался на орбите. Но было ли это сделано умышленно или взрыв произошел произвольно, неизвестно. В пользу успешности свидетельствует тот факт, что данный пуск был первым пуском ракеты Р-36 с выводом головной части на околоземную орбиту. С другой стороны, факт взрыва на орбите, отсутствие официального сообщения, а также отличные от дальнейших пусков элементы орбиты, могут свидетельствовать в пользу отрицательного результата. Логичнее всего предположить, что, при попытке сведения орбитального блока с орбиты, не сработала ТДУ и в действие была приведена система аварийного уничтожения, в те годы устанавливавшаяся практически на всех советских космических аппаратах. Однако вполне логична и версия, что к моменту этого пуска ТДУ просто не была еще готова, и на этом этапе испытывался только сам орбитальный блок, не оборудованный ТДУ. Мне долгое время казалось, что верна версия аварийного пуска, но после долгих размышлений я стал склоняться к версии отсутствия ТДУ на орбитальном блоке. Исходя из этого, я отношу два пуска 1966 года ко второму этапу ЛКИ, и не объединяю их ни с более ранними, ни с более поздними пусками ракет «Р-36орб».

Аналогичный запуск, о котором также официально сообщено не было, но COSPAR и ему присвоил свой номер 1966-101, состоялся 2 ноября 1966 года. Единственным его отличием от предыдущего было число обломков на орбите. В этот раз их было несколько меньше — 40.

О дальнейших пусках в рамках создания системы частично-орбитального бомбометания официально сообщалось, как об очередных запусках спутников серии «Космос», естественно без расшифровки истинного их назначения.

В 1967 году третий этап ЛКИ носил достаточно интенсивный характер. Было осуществлено 9 пусков с выводом орбитального блока на околоземную орбиту. По другим данным пусков было 10. Не совсем ясна ситуация с запуском «Р-36орб» 22 марта 1967 года. Официально о нем сообщено не было, Космическое командование США появление объектов на орбите не зафиксировало, но и не сообщало об аварийном запуске ракеты. Опять приходится гадать и высказывать свои версии. Вполне вероятно, что программа полета была выполнена не полностью. Орбитальная ступень по тем или иным причинам на орбиту не вышла, а совершила полет по суборбитальной траектории. Этим и объясняется, что американские средства наблюдения не смогли зафиксировать на орбите никаких объектов. Но, с другой стороны, так как все космические объекты, возникавшие при реализации данной программы, были короткоживущими, то вполне возможно, что американцы просто «проспали» запуск, а в Советском Союзе «забыли» объявить о запуске очередного «Космоса» (кстати, все сообщения о запуске очередных спутников при реализации программы испытаний системы «частично-орбитальной бомбардировки» появлялись только после того, как их регистрировало Космическое командование США). То есть действовали по принципу, раз увидели, значит, было, а не увидели, значит, не было. В целом пуски прошли успешно, но нарекания вызвала система наведения на цель, которая не позволяла добиться требуемой точности, а также ряд других замечаний, высказанных военными.

Американская сторона впервые сообщила о том, что Советский Союз проводит испытания системы «частично-орбитальной бомбардировки» только 3 ноября 1967 года. К тому времени основные испытания был уже завершен, и разработчики устраняли замечания, сделанные заказчиком в ходе испытательных пусков.

В 1968 году было осуществлено два (по другим данным четыре) пуска ракет №Р-36орб». Если в отношении запусков 25 апреля и 2 октября картина довольно ясна, то пуски 21 и 28 мая ясной картины не дают. Во время майских пусков не фиксировалось появление на околоземной орбите каких-либо объектов. Вероятнее всего они классифицированы как пуски «Р-36орб» ошибочно, так как одновременно проходили летно-конструкторские испытания МБР «Р-36», которая по своим тактико-техническим параметрам была очень близка к «Р-36орб». Однако допускаю, что это могли быть и пуски «Р-36орб», но при этом удалось скрыть факт выхода орбитальной ступени на околоземную орбиту (в конце концов, не так уж всесильна техническая разведка США, как это сейчас пытаются представить). Вполне возможно, что при этих пусках испытывался только сам носитель и его надежность, но не система «частично-орбитальной бомбардировки» в целом.

Как бы то ни было, 19 ноября 1968 года система «частично-орбитальной бомбардировки» в составе ракеты-носителя «Р-36орб» и орбитального блока 8Ф021 была принята на вооружение. Первый ракетный полк с МБР «Р-36орб» заступил на боевое дежурство 25 августа 1969 года на космодроме Байконур (командир полка — А.В.Милеев).

В состав полка входили 18 шахтные пусковые установки, объединенные в три боевых стартовых комплекса (по 6 ШПУ в каждом БСК). Каждая шахта имела диаметр ствола 8,3 м и высоту 41,5 м. Расстояние между шахтными пусковыми установками составляло 6 –10 км.

Полк остался единственным в составе Ракетных войск стратегического назначения, вооруженный этими ракетами.

В последующие годы запуски осуществлялись с частотой один — два раза в год и их задачей было поддержание боеготовности системы. В 1971 году был осуществлен последний запуск по частично-орбитальной траектории. Дальнейшие запуски не проводились. Объяснением этому могут служить несколько причин. Во-первых, система не была настолько эффективной, как хотелось бы. Во- вторых, она была довольно уязвимой в связи с шахтным базированием ракет. В- третьих, в США была создана и введена в эксплуатацию достаточно эффективная система раннего обнаружения и предупреждения, которая была способна зафиксировать ракету в момент ее запуска, а не на траектории подлета. В-четвертых, началась разрядка международной напряженности и советско-американские переговоры о сокращении стратегических вооружений.

ШПУ Р-36орб, Байконур

К июлю 1979 года на базе управления бригады, а также управлений отдельных инженерно-испытательных частей, осуществлявших пуски ракет Р-36 и Р-16, на Байконуре было сформировано управление отдельных инженерно-испытательных частей (ОИИЧ). В 1982 году полигон Байконур передан Главному управлению космических средств Министерства обороны (ГУ-КОС). В январе 1983 года в соответствии с договором ОСВ-2 ракетный комплекс Р-36-О был снят с боевого дежурства. К 1 ноября 1983 года управление ОИИЧ на Байконуре расформировано.

В США система, аналогичная системе частично- орбитального бомбометания, не создавалась, хотя в начале 60-х годов американские военные достаточно серьезно изучали данный вопрос. Идея не получила поддержки из-за высокой стоимости развертывания полномасштабной системы

источники

http://www.astrolab.ru/cgi-bin/manager.cgi?id=23&num=160&x=11&y=5

http://www.cosmoworld.ru/spaceencyclopedia/publications/index.shtml?zhelez_50.html

http://www.kapyar.ru/index.php?pg=227

http://www.interfax.ru/news/360912

Посмотрите, какая информация еще есть о ракетном оружии: вот например , а вот . И еще интересное: , вспомните так же о том, что существовала или существует . Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Разработка стратегического ракетного комплекса Р-36 с орбитальной ракетой 8К69 на базе межконтинентальной баллистической ракеты 8К67 была задана Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 16 апреля 1962 года. Создание ракеты и орбитального блока было поручено ОКБ-586 (ныне КБ «Южное»; Главный конструктор М. К.Янгель), ракетных двигателей - ОКБ-456 (ныне НПО «Энергомаш»; Главный конструктор В. П.Глушко), система управления - НИИ-692 (ныне КБ «Хартрон»; Главный конструктор В. Г.Сергеев), командные приборы - НИИ-944 (ныне НИИКП; Главный конструктор В. И.Кузнецов). Боевой стартовый комплекс разрабатывался в КБСМ под руководством Главного конструктора Е. Г.Рудяка.

Орбитальные ракеты по сравнению с баллистическими обеспечивают следующие преимущества:

  • неограниченную дальность полёта, позволяющую поражать цели, недосягаемые для баллистических межконтинентальных ракет;
  • возможность поражения одной и той же цели с двух взаимно противоположных направлений, что вынуждает вероятного противника создавать противоракетную оборону как минимум с двух направлений и затрачивать значительно больше средств. Например, оборонительная линия с северного направления - «Safeguard», стоила США десятки млрд. долларов;
  • меньшее время полёта орбитальной головной части по сравнению со временем полёта головной части баллистических ракет (при пуске орбитальной ракеты по кратчайшему направлению);
  • невозможность прогнозирования района падения боевого заряда ОГЧ при движении на орбитальном участке;
  • возможность обеспечения удовлетворительных точностей попадания в цель при очень больших дальностях пуска;
  • способность эффективно преодолевать существовавшую противоракетную оборону противника.

Уже в декабре 1962 года был выполнен эскизный проект, а в 1963 году началась разработка технической документации и изготовление опытных образцов ракеты. Летные испытания были завершены 20 мая 1968 г.

Первый и единственный полк с орбитальными ракетами 8К69 заступил на боевое дежурство 25 августа 1969 г. на НИИП-5. В составе полка было развернуто 18 пусковых установок.

Орбитальные ракеты 8К69 были сняты с боевого дежурства в январе 1983 г. в связи с заключением Договора об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-2), в котором был оговорен запрет на подобные системы. В дальнейшем на базе ракеты 8К69 было создано семейство ракетоносителей «Циклон».

Код НАТО - SS-9 Mod 3 «Scarp» ; в США имела также обозначение F-1-r .

Ракетный комплекс - стационарный, с защищенными от наземного ядерного взрыва шахтными пусковыми установками (ШПУ) и КП. Пусковая установка - шахтная типа «ОС». Способ старта - газодинамический из ШПУ. Ракета - межконтинентальная, орбитальная, жидкостная, двухступенчатая, ампулизированная. Боевое оснащение ракеты - орбитальная головная часть (ОГЧ) 8Ф021 с тормозной двигательной установкой (ТДУ), системой управления, боевым блоком (ББ) с зарядом мощностью 2,3 Мт и системой радиотехнической защиты ОГЧ.

В процессе полета орбитальной ракеты осуществляются:

  1. Разворот ракеты в полете до заданного азимута стрельбы (в диапазоне углов +180°).
  2. Разделение I и II ступеней.
  3. Выключение двигателей II ступени и отделение управляемой ОГЧ.
  4. Продолжение автономного полета ОГЧ по орбите искусственного спутника Земли, управление ОГЧ с помощью системы успокоения, ориентации и стабилизации.
  5. После отделения ОГЧ коррекция ее углового положения таким образом, чтобы к моменту первого включения радиовысотомера РВ-21 ось антенны была направлена к геоиду.
  6. После проведения коррекции ОГЧ движение по орбите с углами атаки О градусов.
  7. В расчетный момент времени первое измерение высоты полета.
  8. Перед вторым измерением тормозная коррекция высоты полета.
  9. Второе измерение высоты полета.
  10. Ускоренный разворот ОГЧ в положение спуска с орбиты.
  11. Перед спуском с орбиты выдержка в течение 180 с для отработки угловых возмущений и успокоения ОГЧ.
  12. Запуск тормозной двигательной установки и отделение приборного отсека.
  13. Выключение тормозной ДУ и отделение (через 2-3 с) отсека ТДУ от ББ.

Такая схема полета орбитальной ракеты и определяет ее основные конструктивные особенности. К ним, прежде всего, относятся:

  • наличие тормозной ступени, предназначенной для обеспечения спуска ОГЧ с орбиты и оснащенной собственной двигательной установкой, автоматом стабилизации (гирогоризонт, гировертикант) и автоматом управления дальностью, выдающим команду на выключение ТДУ;
  • оригинальный тормозной двигатель 8Д612 (разработка КБ «Южное»), работающий на основных компонентах топлива ракеты;
  • управление дальностью полета путем варьирования времени выключения двигателей II ступени и времени запуска ТДУ;
  • установка в приборном отсеке ракеты радиовысотомера, осуществляющего двукратное измерение высоты орбиты и выдающего информацию в счетно-решающее устройство для выработки коррекции времени включения ТДУ.

Наряду с отмеченными выше конструкция ракеты имеет следующие особенности:

  • использование в качестве I и II ступеней ракеты соответствующих ступеней ракеты 8К67 с незначительными изменениями конструкции;
  • установка в приборном отсеке ракеты системы СУОС, обеспечивающей ориентацию и стабилизацию ОГЧ на орбитальном участке траектории;
  • заправка и ампулизация топливного отсека ОГЧ на стационарном пункте заправки с целью упрощения стартового сооружения.

Изменение конструкции I и II ступеней баллистической ракеты 8К67 при использовании их в составе орбитальной ракеты сводится в основном к следующему:

  • вместо единого приборного отсека на орбитальной ракете устанавливаются приборный отсек с уменьшенными габаритами и переходник, в которых размещается аппаратура СУ. После выведения на расчетную орбиту приборный отсек с размещенной в нем аппаратурой СУ отделяется от корпуса и вместе с ОГЧ совершает орбитальный полет до момента запуска тормозного двигателя 8Д612 отсека управления ОГЧ;
  • в хвостовом отсеке II ступени ракеты не устанавливаются контейнеры с ложными целями и ПРД системы защиты от средств ПРО;
  • изменен состав и компоновка приборов СУ, дополнительно устанавливается радиовысотомер (система «Каштан»).

По результатам летных испытаний конструкция ракеты была доработана:

  • все соединения заправочно-сливных магистралей питания двигателей ракеты выполнены сварными, за исключением четырех соединений ампулизирующих мембранных заглушек, устанавливаемых на заправочно-сливные магистрали;
  • соединения газогенераторов наддува баков окислителя I и II ступеней с баками выполнены сварными;
  • заправочно-сливные клапаны установлены на корпусах хвостовых отсеков I и II ступеней;
  • аннулирован клапан слива горючего II ступени;
  • фланцы под разъемные соединения мембранных узлов на входе в ТНА основных и рулевых двигателей заменены приварными патрубками или фланцами под сварку с магистралями;
  • в местах сварки узлов из нержавеющих сталей с элементами баков из алюминиевых сплавов применены прочно-плотные биметаллические переходники, изготовленные штамповкой из биметаллического листа.

Условия боевого дежурства ракеты - ракета находится в боевой готовности в ШПУ в заправленном состояни. Боевое применение - в любых метеоусловиях при температурах воздуха от - 40 до + 50°С и скорости ветра у поверхности земли до 25 м/с, до и после ядерного воздействия по БРК.

После проведения огневых стендовых испытаний и самолетных испытаний ТДУ ОГЧ в условиях невесомости в декабре 1965 г. на 5 НИИП начались ЛКИ ракеты 8К69.

В ходе ЛКИ было испытано 19 ракет, в том числе по району «Кура» - 4 ракеты, по району Новая Казанка - 13 ракет, по акватории Тихого океана - 2 ракеты. Из них - 4 аварийных пуска, главным образом, по производственным причинам. В пуске N 17 было осуществлено спасение головной части 8Ф673 с помощью парашютной системы. Летные испытания были завершены 20 мая 1968 г.

Использование космической техники в военных целях всегда имело в Советском Союзе первостепенное значение. Некоторые программы целиком ориентировались на военные нужды, другие предусматривали их двойное применение, третьи просто прикидывались на возможное военное использование. В таком положении вещей ничего удивительного не было, так как в подавляющем большинстве случаев Министерство обороны выступало в роли заказчика, и, что вполне естественно, заказывало музыку.

Одной из программ, которую разрабатывали исключительно для военного использования, являлась система «частично-орбитальной бомбардировки» или более известная по ее английской аббревиатуре "FOBS" . Ее создание можно рассматривать как логичное продолжение работ, начатых в свое время в конструкторском бюро Сергея Павловича КОРОЛЕВА и предусматривавших разработку глобальной ракеты "ГР- 1" , способной поразить цели на территории противника с любого направления. Королевская ракета хотя и была создана, но на вооружение не принималась. Одной из причин такого решения стала разработка в конструкторском бюро Михаила Кузьмича ЯНГЕЛЯ более мощной ракеты «Р-36орб», способной эффективнее решать задачу доставку ядерного боезаряда к цели.

Разработка «Р-36орб» (индекс изделия - 8К69; в различных источниках встречаются и другие обозначения ракеты: ОР-36 или Р-36-0; код NATO - SS-9 Mod 3 «Scarp»; в США имела также обозначение F-1-r) на базе межконтинентальной баллистической ракеты «Р-36» была задана Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 16 апреля 1962 года. Создание ракеты и орбитального блока для нее было поручено ОКБ-586 (ныне КБ «Южное»; Главный конструктор Михаил Кузьмич ЯНГЕЛЬ), ракетных двигателей - ОКБ-456 (ныне НПО "Энергомаш"; Главный конструктор Валентин Петрович ГЛУШКО), система управления - НИИ-692 (ныне КБ «Хартрон»; Главный конструктор Владимир Григорьевич СЕРГЕЕВ), командные приборы - НИИ-944 (ныне НИИ КП; Главный конструктор Виктор Иванович КУЗНЕЦОВ). Боевой стартовый комплекс для ракет «Р-36орб» разрабатывался в КБСМ под руководством Главного конструктора Евгения Георгиевича РУДЯКА.

Уже в декабре 1962 года был выполнен эскизный проект, а в 1963 году началась разработка технической документации и изготовление опытных образцов ракеты.

Создаваемая ракета имела две ступени. Ее полная длина составляла 32,6 - 34,5 м, максимальный диаметр корпуса 3,05 м. На старте ракета весила 180 т. Дальность стрельбы составляла 40000 км, а круговое вероятностное отклонение -1100 м. Высота орбиты блока оценивалась в 150 -180 км. Насколько реальные параметры орбит орбитальных блоков соответствовали расчетным можно увидеть в таблице 1 , где приведены основные данные о состоявшихся пусках. Система управления предполагалась инерциальная с гиростабилизированной платформой, система прицеливания - с помощью наземных приборов. Разделение ступеней и отделение орбитального блока должно было происходить с применением тормозных ракетных твердотопливных двигателей (РДТТ). Стартовать ракета должна была из шахтной пусковой установки. Тип старта - газодинамический. Время подготовки к пуску всего 5 мин., что выгодно отличало «Р- 36орб» от первой ракеты такого класса "ГР-1" , где время подготовки было существенно больше.

Первая ступень имела длину 18,9 м и диаметр 3 м. Ее сухой вес составлял 6,4 т, а в заправленном состоянии ступень весила 122,3 т. На ступени был установлен шестикамерный жидкостный ракетный двигатель РД-251 с турбонасосным агрегатом (3 блока по 2 камеры), разработанный в ОКБ-456. Двигатель обеспечивал тягу в пустоте 270,4 тс и время работы 120 с. Разработанный в ОКБ-586 рулевой двигатель РД-68М мог проработать 125 с и обеспечить тягу в пустоте 295 кН.

Вторая ступень имела длину 9,4 м и диаметр 3 м. Ее сухой вес составлял 3,7 т, а вместе с горючим 49,3 т. На ступени был установлен двухкамерный жидкостный ракетный двигатель РД-252 разработки ОКБ-456 с тягой в пустоте 120 тс и временем работы 160 с. Рулевой двигатель РД-69М с четырьмя рулевыми камерами имел тягу 54,3 кН и временем работы 163 с.

В качестве горючего двигатели обоих ступеней использовали несимметричный диметилгидразин (НДМГ), вес которого составлял 48,5 тонн, а в качестве окислителя – азотный тетраксид (АТ) весом 121,7 тонн.

Орбитальный боевой блок 8Ф021, который и отличал ракету «Р-36орб» от МБР «Р-36», состоял из корпуса, приборного отсека с системой управления, термоядерного моноблочного заряда весом 1700 кг и мощностью 5 Мт, а также тормозной двигательной установки (ТДУ), который сводил блок с околоземной орбиты и обеспечивал доставку заряда к цели. Отделение ТДУ от головной части происходило путем сбрасывания давления из топливных баков через специальные сопла.

Проведение летно-конструкторских испытаний ракеты «Р-36орб» планировалось по стандартной схеме в четыре взаимосвязанных этапа. Первый этап предусматривал отработку самой ракеты-носителя, второй – отработку выведения орбитального блока на околоземную орбиту, третий - отработку системы "частично-орбитального бомбометания" в целом, четвертый, зачетный, - сдачу системы заказчику с устранением замечаний, выявленных на предыдущих этапах.

Первый этап начался 16 декабря 1965 года пуском с наземной пусковой установки, расположенной на площадке № 67 полигона Тюра-Там (для простоты повествования и дабы избежать путаницы, я буду именовать полигон Тюра-Там более привычным названием - космодром Байконур), ракеты «Р- 36орб». Вместо орбитального блока на носителе был установлен его габаритно- весовой макет. Выведение на околоземную орбиту не планировалось, а пуск производился исключительно для проверки бортовых систем носителя и наземного оборудования. В целом, несмотря на отдельные мелкие недостатки, все прошло успешно.

В следующем году первый этап ЛКИ был продолжен. 5 февраля, 16 марта и 19 мая 1966 года были проведены еще три пуска, причем во время третьего ракета впервые стартовала из шахтной пусковой установки на площадке № 69. Как и в первом испытательном полете, ракета вместо орбитального блока несла его габаритно-весовой макет, а сами испытания проводились в целях доводки систем и агрегатов носителя. Пуски были признаны успешными.

Так как, к сожалению, нет возможности ознакомиться с технической документацией об этих пусках, приходится полагаться только на имеющиеся публикации о них, основанные либо на воспоминаниях очевидцев, либо на данных западных разведок, которые приводятся в многочисленных зарубежных источниках. Эти данные не позволяют однозначно утверждать, что в 1966 году были осуществлены только три испытательных полета ракеты «Р-36орб» в рамках первого этапа испытаний. В некоторых источниках сообщается, что в 1966 году в рамках ЛКИ были проведены четыре пуска. Возникшая неточность может иметь два возможных объяснения. Либо, говоря о четырех пусках, источники учитывают и пуск 16 декабря 1965 года, ошибочно суммируя его с пусками следующего года. Либо действительно было четыре пуска, но автор не располагает никакими сведениями о четвертом.

Второй этап ЛКИ был начат осенью 1966 года и включил в себя два пуска ракеты «Р-36орб». Так как оба пуска имеют интерес с точки зрения истории космонавтики, остановлюсь на них более подробно.

17 сентября 1966 года из шахтной пусковой установки на 69-й площадке космодрома Байконур (чтобы не повторять каждый раз, все последующие пуски происходили из шахтных пусковых установок на этой площадке космодрома) была запущена ракета «Р-36орб». Через девять минут головной блок ракеты вышел на околоземную орбиту. Официально о запуске, как и о любом другом запуске боевой ракеты (за редким исключением), сообщено не было. Однако западные средства наблюдения зафиксировали появление на околоземной орбите, сначала одного объекта, который был зарегистрирован в каталоге Космического командования США под номером 02437 (в реестре COSPAR запуск получил обозначение 1966-088), а через некоторое время еще 52 небольших объектов, идентифицированных как возникшие в результате этого запуска. В советских публикациях долгое время этот пуск долго фигурировал под названием - «Нет данных». Я помню, что журнал «Авиация и космонавтика» в конце 60-х годов пытался приписать все подобные пуски (в советских изданиях упоминались восемь таких запусков) либо Франции, либо Китаю. Истина всплыла в конце 80-х. В таблице 2 для справки я привожу данные об этих пусках, хотя к программе создания системы «частично-орбитальной бомбардировки» отношение имеют только два.

Но вернемся к испытаниям 17 сентября 1966 года. До сих пор нет ясности в отношении результатов этого испытательного пуска. Известно только, что объект взорвался на орбите. Но было ли это сделано умышленно или взрыв произошел произвольно, неизвестно. В пользу успешности свидетельствует тот факт, что данный пуск был первым пуском ракеты Р-36 с выводом головной части на околоземную орбиту. С другой стороны, факт взрыва на орбите, отсутствие официального сообщения, а также отличные от дальнейших пусков элементы орбиты, могут свидетельствовать в пользу отрицательного результата. Логичнее всего предположить, что, при попытке сведения орбитального блока с орбиты, не сработала ТДУ и в действие была приведена система аварийного уничтожения, в те годы устанавливавшаяся практически на всех советских космических аппаратах. Однако вполне логична и версия, что к моменту этого пуска ТДУ просто не была еще готова, и на этом этапе испытывался только сам орбитальный блок, не оборудованный ТДУ. Мне долгое время казалось, что верна версия аварийного пуска, но после долгих размышлений я стал склоняться к версии отсутствия ТДУ на орбитальном блоке. Исходя из этого, я отношу два пуска 1966 года ко второму этапу ЛКИ, и не объединяю их ни с более ранними, ни с более поздними пусками ракет "Р-36орб".

Аналогичный запуск, о котором также официально сообщено не было, но COSPAR и ему присвоил свой номер 1966-101, состоялся 2 ноября 1966 года. Единственным его отличием от предыдущего было число обломков на орбите. В этот раз их было несколько меньше - 40.

О дальнейших пусках в рамках создания системы частично-орбитального бомбометания официально сообщалось, как об очередных запусках спутников серии «Космос», естественно без расшифровки истинного их назначения.

В 1967 году третий этап ЛКИ носил достаточно интенсивный характер. Было осуществлено 9 пусков с выводом орбитального блока на околоземную орбиту. По другим данным пусков было 10. Не совсем ясна ситуация с запуском «Р-36орб» 22 марта 1967 года. Официально о нем сообщено не было, Космическое командование США появление объектов на орбите не зафиксировало, но и не сообщало об аварийном запуске ракеты. Опять приходится гадать и высказывать свои версии. Вполне вероятно, что программа полета была выполнена не полностью. Орбитальная ступень по тем или иным причинам на орбиту не вышла, а совершила полет по суборбитальной траектории. Этим и объясняется, что американские средства наблюдения не смогли зафиксировать на орбите никаких объектов. Но, с другой стороны, так как все космические объекты, возникавшие при реализации данной программы, были короткоживущими, то вполне возможно, что американцы просто «проспали» запуск, а в Советском Союзе «забыли» объявить о запуске очередного «Космоса» (кстати, все сообщения о запуске очередных спутников при реализации программы испытаний системы «частично-орбитальной бомбардировки» появлялись только после того, как их регистрировало Космическое командование США). То есть действовали по принципу, раз увидели, значит, было, а не увидели, значит, не было. В целом пуски прошли успешно, но нарекания вызвала система наведения на цель, которая не позволяла добиться требуемой точности, а также ряд других замечаний, высказанных военными.

Американская сторона впервые сообщила о том, что Советский Союз проводит испытания системы «частично-орбитальной бомбардировки» только 3 ноября 1967 года. К тому времени основные испытания был уже завершен, и разработчики устраняли замечания, сделанные заказчиком в ходе испытательных пусков.

В 1968 году было осуществлено два (по другим данным четыре) пуска ракет №Р-36орб". Если в отношении запусков 25 апреля и 2 октября картина довольно ясна, то пуски 21 и 28 мая ясной картины не дают. Во время майских пусков не фиксировалось появление на околоземной орбите каких-либо объектов. Вероятнее всего они классифицированы как пуски «Р-36орб» ошибочно, так как одновременно проходили летно-конструкторские испытания МБР «Р-36», которая по своим тактико-техническим параметрам была очень близка к «Р-36орб». Однако допускаю, что это могли быть и пуски «Р-36орб», но при этом удалось скрыть факт выхода орбитальной ступени на околоземную орбиту (в конце концов, не так уж всесильна техническая разведка США, как это сейчас пытаются представить). Вполне возможно, что при этих пусках испытывался только сам носитель и его надежность, но не система «частично-орбитальной бомбардировки» в целом.

Как бы то ни было, 19 ноября 1968 года система "частично-орбитальной бомбардировки" в составе ракеты-носителя "Р-36орб" и орбитального блока 8Ф021 была принята на вооружение. Первый ракетный полк с МБР «Р-36орб» заступил на боевое дежурство 25 августа 1969 года на космодроме Байконур (командир полка - А.В.Милеев).

В состав полка входили 18 шахтные пусковые установки, объединенные в три боевых стартовых комплекса (по 6 ШПУ в каждом БСК). Каждая шахта имела диаметр ствола 8,3 м и высоту 41,5 м. Расстояние между шахтными пусковыми установками составляло 6 –10 км.

Полк остался единственным в составе Ракетных войск стратегического назначения, вооруженный этими ракетами.

В последующие годы запуски осуществлялись с частотой один - два раза в год и их задачей было поддержание боеготовности системы. В 1971 году был осуществлен последний запуск по частично-орбитальной траектории. Дальнейшие запуски не проводились. Объяснением этому могут служить несколько причин. Во-первых, система не была настолько эффективной, как хотелось бы. Во- вторых, она была довольно уязвимой в связи с шахтным базированием ракет. В- третьих, в США была создана и введена в эксплуатацию достаточно эффективная система раннего обнаружения и предупреждения, которая была способна зафиксировать ракету в момент ее запуска, а не на траектории подлета. В-четвертых, началась разрядка международной напряженности и советско-американские переговоры о сокращении стратегических вооружений.

В США система, аналогичная системе частично- орбитального бомбометания, не создавалась, хотя в начале 60-х годов американские военные достаточно серьезно изучали данный вопрос. Идея не получила поддержки из- за высокой стоимости развертывания полномасштабной системы.

И несколько слов в завершение.

18 июля 1979 года в Вене (Австрия) Генеральный секретарь ЦК КПСС, Председатель Президиума Верховного Совета СССР Леонид Ильич БРЕЖНЕВ и президент США Джимми КАРТЕР подписали «Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки об ограничении стратегических наступательных вооружений» (Договор ОСВ-2).

Одно из положений Договора запрещало сторонам иметь системы вооружений подобные FOBS. Из 18 развернутых к тому времени шахтных пусковых установок, 12 подлежали ликвидации, а 6 оставшихся должны были быть переоборудованы для испытаний модернизируемых межконтинентальных баллистических ракет.

К январю 1983 года работы по ликвидации ракет «Р-36орб» были завершены, и система была снята с вооружения.

Если оценивать систему частично- орбитального бомбометания с позиций сегодняшнего дня, то нельзя говорить о ее эффективности как системы вооружения. Ее создание и развертывание было обусловлено, в первую очередь, политическими причинами. В пользу этого говорит и факт развертывания небольшого количества ракет «Р-36орб», в противовес массовому развертыванию ракет «Р-36». Также политическими причинами была обусловлена и ликвидация системы как вида вооружений. Наибольший интерес она представляет с исторической точки зрения.

Copyright © 1999 Александр Железняков.

Сегодня никто не сомневается в том, что оборонные доктрины ведущих государств являются военно-космическими . Стратегическая американская концепция быстрого глобального удара, помимо всего прочего, предусматривает широкое развертывание космических платформ запуска средств поражения. Не говоря уже о принципиальном наращивании спутниковой группировки обеспечения. Для отражения возможного контрудара форсируется комплексная программа ПРО. У России – свой принципиальный подход к такому вызову времени.

Ядерно ответим…

Начнем с американцев. Причем сразу с вывода. Американское военно-стратегическое планирование не предусматривает создание в обозримой перспективе новых систем ракетно-ядерного оружия . Определенные работы в этом направлении, конечно, ведутся, но за рамки НИР, в крайнем случае НИОКР, не выходят. Иными словами, «господствовать» в военно-техническом плане они собираются без ставки на ядерные вооружения.

Показательны в этой связи последние исследования Калифорнийского института международных исследований и Центра Джеймса Мартина по вопросам нераспространения ядерного оружия. Что касается МБР, то в конце прошлого года ВВС США приступили к анализу возможностей замены существующих ракет новым образцом, однако ничего конкретного пока не вышло. Затраты на соответствующие НИР скромны – менее 100 миллионов долларов.

Последний раз наземная американская ядерная составляющая перевооружалась в середине 80-х годов ракетой МХ «Пискипер», которая впоследствии была снята с боевого дежурства. Как бы то ни было, сегодня в США на вооружении состоят лишь МБР «Минитмен-3», разработка 40-летней давности.

Согласно указанным выше источникам состоящая сегодня на вооружении БРПЛ «Трайдент-2» останется в этом статусе вплоть до 2042-го . Что-то новое для ВМС сойдет с «чертежных досок» не ранее 2030 года.

ВВС США в настоящее время имеют на вооружении 94 стратегических бомбардировщика: 76 В-52 Н и 18 В-2А, к разработке которых приступили в начале 50-х и конце 70-х соответственно. Парк этих машин будут эксплуатировать еще три десятка лет . Существуют планы создания перспективного ударного дальнего бомбардировщика LRS-B (Long Range Strike-Bomber), однако никакими подробностями относительно данной программы источники не располагают.

С другой стороны, идет форсирование космических оборонных программ США, в частности , способного осуществлять долговременный полет, что необходимо, например, для обслуживания орбитальных платформ базирования ракетного оружия и спутниковых группировок.

Американцы не хотят связываться с ядерными вооружениями по вполне понятным причинам. Сегодня угроза локальных вооруженных конфликтов более вероятна, чем еще пару десятков лет назад. Воевать с той или иной степенью интенсивности приходится все чаще. Ядерное оружие в таком случае не подходит просто по определению. Его, конечно, можно использовать при превентивном ударе, что равносильно агрессии, или же как последний оборонный козырь, когда идет речь о существовании страны в принципе.

Но тот, кто первым решится на ядерное безумие, сразу станет мировым изгоем со всеми последствиями независимо от самых благородных причин, побудивших вскрыть атомный «цинк».

Сегодня нужна эффективная, а главное – реальная стрельба на основе высокоточных баллистических и крылатых ракет, в том числе и воздушно-космического базирования.

Ставка же российских Вооруженных Сил, как и прежде, делается на ядерные силы, причем с традиционным акцентом на наземные комплексы . Твердотопливные моноблочные «Тополя» различных способов базирования за последнее время «породили» уже две модификации с РГЧ. Речь идет о принятой на вооружение ракете и РС-26 «Авангард» , которую согласно заявлению командующего РВСН генерал-полковника Сергея Каракаева планируют поставить на боевое дежурство в 2015 году.

Интересно, что в качестве причины создания комплекса РС-26 «Авангард» главком РВСН называл, в том числе, и противодействие американскому глобальному удару. Но оказывается, этого мало. Даже с учетом знаменитой «Сатаны», о чем чуть ниже.

В последний весенний день замминистра обороны Юрий Борисов подтвердил факт разработки новой тяжелой жидкостной МБР шахтного базирования с рабочим названием «Сармат». «В самом разгаре работы над тяжелой ракетой. Проводится ряд НИОКР, связанных с упреждением угрозы, связанной с глобальным ударом со стороны США. Я считаю, что эта компонента (стратегические ядерные силы) к концу 2020 года будет переоснащена не на 70 процентов, а на все 100 ».

О задачах в связи с новой разработкой говорил в конце февраля бывший начальник ведущего ракетно-космического исследовательского центра – НИИ-4 Министерства обороны генерал-майор Владимир Василенко:

«Военная целесообразность создания тяжелой жидкостной МБР обусловлена необходимостью противодействия развертыванию глобальной ПРО, другими словами – сдерживания от развертывания ПРО. Почему? Именно тяжелая МБР шахтного базирования дает возможность не только доставлять боевые блоки к целям по энергетически оптимальным траекториям с жесткими, следовательно – прогнозируемыми азимутами подлета, но и наносить удары с различных направлений, включая доставку блоков через Южный полюс ».

«…Такое свойство тяжелой МБР: многонаправленность азимутов подлета к цели вынуждает противостоящую сторону обеспечивать круговую ПРО. А она намного сложнее в организации, особенно по финансам, чем секторная ПРО. Это очень сильный фактор , – отметил Василенко. – Кроме того, огромный запас полезной боевой нагрузки на тяжелой МБР позволяет оснащать ее различными средствами преодоления ПРО, которые в конечном счете перенасыщают любую ПРО: как ее информационные средства, так и ударные ».

Какие выводы можно сделать из всего прочитанного и услышанного?

Первое . Вероятным, потенциальным и любым другим противником для нас, как и прежде, являются Соединенные Штаты. Факт этот подчеркивается на самых высоких уровнях, например, на недавнем «круглом столе» в Госдуме по наболевшей, с трудом решаемой проблеме воздушно-космической обороны.

Второе . Как наступательным, так и оборонительным американским стратегическим неядерным инициативам мы противопоставляем в целом исключительно наступательные ядерные программы.

Третье . Реализуй мы успешно задуманное с новой ракетой, станем первой страной, готовой вывести в космос ядерное оружие. Процесс этот между тем объективный. Уже никто не оспаривает тот факт, что космическое пространство есть потенциальный театр военных действий. То есть оружие там, в зависимости от выбранной направленности – ядерное, кинетическое, лазерное и т. д. – лишь вопрос времени. Тем более что разместить в космосе ядерные средства поражения – идея далеко не новая.

«Глобальная ракета» Никиты Хрущева

Как только, следуя принципу деления ядер, удалось высвободить несметную массу энергии, а ум Оппенгеймера и Курчатова заключил ее в «Толстяки», «Малыши» и прочие «изделия», возникла идея развернуть такое оружие на орбите Земли.

В конце 40-х – начале 50-х годов немцы, которые и генерировали в то время американскую военно-космическую мысль, предлагали в качестве базирования ядерных зарядов космос. В 1948-м правая рука Вернера фон Брауна – руководитель немецкого ракетного центра в Панемюнде Вальтер Дорнбергер предложил разместить атомные бомбы на околоземной орбите. В принципе для бомбардировки из космоса не существует «закрытых» территорий и такое оружие представляется эффективным средством устрашения .

В сентябре 1952 года, в самый пик корейской войны сам фон Браун предлагает проект орбитальных станций, которые помимо ведения разведки могли бы служить стартовыми площадками для ракет с ядерными боеголовками.

Однако прижимистые американцы быстро смекнули, во что им обойдется строительство орбитальных комплексов с оружием массового поражения. Кроме того, точность орбитальных бомб оставляла желать лучшего, так как в то время не удавалось разработать должную систему ориентации, необходимую для точного определения положения оружия относительно цели. И уж начисто отсутствовала технология маневрирования боеголовок на конечном атмосферном участке.

В середине прошлого века США отдали предпочтение МБР наземного и морского базирования. Другое дело – СССР . «…Мы можем запускать ракеты не только через Северный полюс, но и в противоположном направлении тоже », – объявил на весь мир в марте 1962 года тогдашний лидер Советского Союза Никита Хрущев. Это означало, что боеголовки ракет теперь полетят к США не по кратчайшей баллистической траектории, а выйдут на орбиту, совершат полуоборот вокруг Земли и появятся, откуда их не ждали, где не создавали средств оповещения и противодействия.

Врал, конечно, товарищ Хрущев, но не до конца. Над проектом ракеты ГР-1 конструкторское бюро Сергея Королева работало с 1961 года. Сорокаметровая трехступенчатая ракета оснащалась ядерной боеголовкой массой 1500 кг. Третья ступень как раз и помогала вывести ее на орбиту. Дальность стрельбы такой ракеты ограничений само собой не имела.

9 мая, а также на ноябрьском параде 1965 года по Красной площади провезли здоровенные баллистические ракеты. Это и были новые ГР-1. «…Перед трибунами проходят гигантские ракеты. Это – орбитальные ракеты. Боевые заряды орбитальных ракет способны наносить внезапные удары по агрессору на первом или любом другом витке вокруг Земли », – радостно вещал диктор.

Американцы потребовали объяснений. Ведь еще 17 октября 1963 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию 18884, которая призвала все страны воздержаться о выведения на орбиту или размещения в космосе ядерных вооружений. На что советский МИД пояснил: резолюция-де запрещает применение подобного оружия, но не его разработку.

Правда, ракеты, которые провезли по Красной площади, оставались макетами. Королевскому КБ так и не удалось создать боевой образец ГР. Хотя в резерве оставался альтернативный проект частично орбитальной бомбардировки КБ Михаила Янгеля на основе МБР Р-36 – Р-36 орб. Это было уже действительно орбитальное ядерное оружие. Двухступенчатая ракета длиной 33 метра оснащалась головной частью с приборным отсеком систем ориентации и торможения боеголовки. Тротиловый эквивалент ядерного заряда составлял 20 мегатонн!

Система Р-36 орб. в составе 18 ракет шахтного базирования была принята на вооружение 19 ноября 1968 года и дислоцировалась в специальном позиционном районе на Байконуре.

По 1971-й включительно эти ракеты несколько раз отстреливались в рамках испытательных запусков. Одна из них все-таки «достала» США. В конце декабря 1969 года при очередном запуске на орбиту вышла макетная боевая часть, получившая традиционно мирное обозначение спутника «Космос-316». Этот самый «Космос» почему-то не был подорван на орбите, как его предшественники, а под действием силы притяжения вошел в атмосферу, частично разрушился и просыпался обломками на американскую территорию.

По договору ОСВ-2, заключенному в 1979-м, СССР и США обязались, что на испытательных полигонах не будут размещать боевые ракеты. К лету 1984 года все Р-36 орб. были сняты с боевого дежурства, а шахты взорваны.

Но, как известно, дурной пример заразителен. Разрабатывая с конца 70-х годов новую МБР МХ «Пискипер», американцы никак не могли определиться со способом базирования. Командование ВВС справедливо полагало, что для фантастической в то время ударной мощи советских ядерных сил наземного базирования не составит труда уничтожить при первом ударе большую часть позиционных районов американских континентальных МБР.

У страха глаза велики. Предлагались весьма экзотические способы. Например, посадить ракеты на якорь на морском дне близ родных берегов. Или сбрасывать их для большей сохранности в море после получения «стратегического предупреждения» с надводных кораблей и подводных лодок. Раздавались призывы выводить головные части ракет в случае возникновения кризисных ситуаций на «орбиту ожидания», откуда при неблагоприятном развитии событий производить перенацеливание боеголовок на наземные объекты.

Кому «Воевода», кому «Сатана»

Сегодня, говоря о планах разработать новую тяжелую жидкостную МБР для решения соответствующих задач, нельзя забывать: на вооружении РВСН уже существует подобный комплекс, правда, без «орбитальных» возможностей, что отнюдь не умаляет его достоинств. Речь идет все о том же проекте Р-36, который лег в основу знаменитой линейки российских МБР.

В августе 1983 года было принято решение о глубокой модификации ракеты Р-36М УТТХ – раннего детища Р-36, чтобы она могла преодолевать перспективную систему американской ПРО. Кроме того, было необходимо повысить защищенность ракеты и всего комплекса от действия поражающих факторов ядерного взрыва. Так родился ракетный комплекс четвертого поколения , получивший обозначение в официальных документах МО США и НАТО SS-18 Mod.5/Mod.6 и грозное имя «Сатана», что полностью соответствует его боевым возможностям. В российских открытых источниках эта МБР имеет обозначение РС-20.

МБР «Воевода» способна поражать все виды целей, защищенных современными средствами ПРО, в любых условиях боевого применения, в том числе при многократном ядерном воздействии по позиционному району . Таким образом обеспечиваются условия для реализации стратегии гарантированного ответного удара – возможность обеспечения пусков ракет в условиях наземных и высотных ядерных взрывов. Это достигнуто за счет повышения живучести ракеты в шахтной пусковой установке и значительного повышения стойкости к поражающим факторам ядерного взрыва в полете. МБР оснащена РГЧ типа MIRV с 10 боеголовками.

Летно-конструкторские испытания комплекса Р-36М2 начались на Байконуре в 1986 году. Первый ракетный полк с данной МБР встал на боевое дежурство 30 июля 1988-го. С тех пор ракета неоднократно успешно отстреливалась. По официальным заявлениям командования РВСН, ее эксплуатация возможна еще в течение, по крайней мере, 20 лет .