Нижнее белье

Внутренние воды южной америки - общая характеристика. Внутренние воды южной америки

Тема урока: Внутренние воды Южной Америки.

Цели и задачи урока :

Обучающая – познакомить учащихся с крупнейшими речными и озерными системами Южной Америки и их особенностями.

Развивающая – развитие умения устанавливать причинно-следственные связи; составлять характеристику реки по плану; развития навыков работы с картой.

Воспитательная – воспитывать у школьников любознательность, бережное отношение к природе, самостоятельность; развивать интерес к географии.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Звучит музыка « На далёкой Амазонке».

Урок-путешествие

Цель: сформировать представление об особенностях внутренних вод материка

ü Познакомиться с крупными реками, водопадами и озерами материка

ü Сформировать знания об особенностях режима, питания и характере течения рек

ü Выявить зависимость внутренних вод от рельефа и климата

2. Проверка домашнего задания

o Вспомните, что такое внутренние воды

o Речной бассейн

o Виды питания

o Половодье

o Паводок

Но перед тем, как отправиться в путешествие, необходимо к нему подготовиться, чтобы какие-нибудь неприятности не застали нас врасплох. Объединитесь в 3 группы (по рядам)

n Первая группа характеризует экваториальный , а вторая группа – субэкваториальный климатический пояс Южной Америки по плану:

В какой части материка расположен пояс? Какие воздушные массы господствуют в нем в течение года? Средние температуры января и июля Среднегодовое количество осадков В какое время года выпадают осадки?

n Третья группа характеризует положение крупных рек Южной Америки:

Назовите и покажите на карте крупные речные системы Южной Америки К каким океанам они принадлежат? Почему все крупные реки Южной Америки текут в Атлантический океан? Большинство рек Южной Америки – равнинные или горные?

3. Изучение нового материала

Итак, нам предстоит путешествовать по равнинной местности, а значит, специального снаряжения нам не потребуется. Средние температуры января говорят нам, что теплую одежду брать не нужно. В экваториальном поясе дождевые облака собираются после полудня, а значит, и опасность попасть под тропический ливень нам тоже не грозит.

Итак, в путь! В качестве средства передвижения предлагаем вам быстроходное судно - комфортабельный теплоход «Дон».

Помогите определить маршрут нашего путешествия! Через какие моря и проливы оно пройдет?

n Первый пункт назначения нашего путешествия – Амазонка. Это самая большая река Южной Америки, самая полноводная река мира и самая длинная.

Расскажет нам о ней один из местных жителей

Площадь, с которой Амазонка собирает воду, почти равна площади Австралии – 7 млн. км²! В Атлантический океан река вливает каждую секунду 120 тыс. м³ воды. По полноводности Амазонка равна Конго, Миссисипи, Янцзы и Оби, вместе взятым!

Река рождается в Андах. Если считать истоком Амазонки реку Укаяли, то длина реки равна 6280 км (это и есть второй результат в мире после Нила). Однако по последним данным её длина вместе с Апачетой составляет 7025 км (то есть длиннее Нила!).

На всем своем протяжении Амазонка принимает около 500 притоков.

В межень ширина реки у г. Манауса равна 5 км, а глубина – 50м. В нижнем течении ширина Амазонки более 50 км, а глубина до 100 м. Такие глубины есть не у всякого моря! Амазонка, действительно, кажется морем: стоя на одном берегу, совершенно не удается увидеть другой!

Откуда появилось название реки? История такова.

В 1542г. отряд испанских завоевателей двинулся от западных берегов Южной Америки на восток, вглубь материка и, перевалив через высокие горы, вышел к берегам большой реки. Там испанцы увидели индейское селение, жители которого имели длинные волосы и были одеты в короткие юбки. Ограбить селение не удалось, так как захватчики получили должный отпор. Из-за необычного вида и воинственности испанцы приняли местных жителей за амазонок из древнегреческого мифа. Отсюда и возникло название большой и полноводной реки – Амазонка.

Так как Амазонка расположена в экваториальном поясе, то там царит вечное лето. Конечно, воды Амазонки богаты жизнью. Особенно разнообразны рыбы – их около 2000 видов.

o В Амазонке водится, например, рыба пираруку, или, как ее еще называют, гигантская красная рыба. Отдельные ее экземпляры имеют длину около 5 м и весят до 200 кг! Тяжелое и массивное тело этих рыб у головы окрашено в зеленоватый, а ближе к хвосту в ярко-красный цвет. Охотятся на нее со стрелами и острогами.

o Интересно, что здесь же водятся и самые маленькие рыбы во всем мире – пестро окрашенные гуппи, да и другие «аквариумные» рыбки.

o И все же самыми знаменитыми рыбами Южной Америки являются пираньи. Это – самые опасные рыбы, в длину достигающие всего 30 см. Мощные челюсти и острые зубы позволяют им, как бритвой, срезать кусок мяса. Пираньи всегда нападают стаей и, привлеченные любым всплеском воды или почуяв кровь, тотчас бросаются на любой существо, осмелившееся войти в воду. Полчища этих «рыб-волков» способны за несколько минут сожрать быка

o Здесь обитают и другие хищники: скаты-хвостоколы, вооруженные острыми шипами, наполненными смертельным для человека ядом; электрические угри, которые могут «угостить» врага разрядом в 600 Вольт, крокодилы, а также маленькие рыбки канеру, величиной с палец, способные залезать в тела животных и людей.

o В тихих заводях реки произрастает интересное растение – кувшинка виктория-регия. Округлые листья ее имеют диаметр до 2 м, мощные перепонки делают лист очень прочным, способным выдержать вес до 50 кг!

n А теперь давайте попытаемся ответить на вопрос: чем же объяснить исключительную полноводность реки?

n В контурных картах найдите реку Амазонка, подпишите ее название.

n А в тетрадях запишите, в чем же Амазонка является «мировым рекордсменом»?

Проверить записи в тетради

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ

n Наш корабль, подгоняемый Бразильским течением, прошел вдоль восточного побережья Южной Америки. Теперь он заходит в залив Ла-Плата и поднимается вверх по течению реки Парана.

Характеризуется ярко выраженной сезонностью режима. Много порогов и водопадов

Местный житель

n На одном из притоков Параны расположен водопад Игуасу. Это – самый Игуасу ниспадает двумя главными каскадами, но всего водопадов в системе 275! Чудовищную массу воды низвергает Игуасу – 12766 тонн за секунду! Не случайно его название с языка индейцев игуарани переводится как «большая вода».

широкий водопад на Земле – его ширина составляет 2,7 км при высоте 72

n В контурных картах обозначьте реку Парана и водопад Игуасу.

Чтобы достигнуть следующего пункта нашего путешествия, предлагаем вам занять места в самолете. Наш курс – на север материка.

o В бассейне реки Ориноко, на реке Чурун находится самый высокий водопад на Земле – Анхель (высота 1054 м), открытый в1935 году. Анхель расположен в одном из самых глухих и труднодоступных мест Южной Америки. Горный массив высостой 3000 м обрывается отвесной скальной стеной. Подступы к стене перекрыты труднопроходимыми джунглями. Индейцы считали эти места запретными.

n В контурных картах покажите реку Ориноко и водопад Анхель, в скобках укажите его высоту.

Следующий пункт нашего путешествия находится высоко в Андах.

o Озеро Титикака – крупнейшее пресноводное озеро Южной Америки. Это – самое большое из высокогорных озер Земли. Расположено оно на высоте 3812 м. На языке инков оно называется «Свинцовая скала»

o Легенды инков о затопленных сокровищах издавна волновали воображение историков, археологов и искателей кладов. По одной легенде, инки, собрав все олото, отлили из него золотую цепь и, чтобы сокровище не досталось врагу – испанцам, сбросили ее в озеро, которое, как они считали, не имело дна.

o Технически хорошо оснащенная французская экспедиция Жака Ива Кусто, располагавшая подводными лодками, после 8-недельных поисков установила, что никаких кладов на дне озера нет. Экспедиция измерила глубину «бездонного» озера – 320 м.

Следующий пункт нашего путешествия –озеро Маракайбо

o Солоноватое, расположено в Венесуэле

o Высота над уровнем моря 0 м

o Площадь зеркала 13210 км²

o Наибольшая глубина 60 м

o Объём 280 км³

В бассейне озера Маракайбо имеются большие запасы нефти, вследствие чего озеро служит источником благосостояния Венесуэлы. Специально прорытый глубокий канал в озере позволяет заходить туда океанским судам. 8-километровый мост Генерала Рафаэля Урданеты (строительство завершено в 1962), перекинутый через пролив к морю, является одним из самых длинных мостов в мире

n Обозначьте в контурных картах озеро Титикака и Маракайбо

Нам пора возвращаться. Мы побывали на водных объектах Южной Америки, познакомились с их природными характеристиками, получили представление об этих объектах. Все увиденные нами реки. Озера, водопады вы показали в своих маршрутных листах – контурных картах.

И в заключении, чтобы проверить, действительно ли у вас сложилось верное представление о внутренних водах Южной Америки, предлагаем вам небольшую игру под названием «Синквейн».

Итак, синквейн - это 5 строк:

Название, ключевое слово; Два прилагательных, относящихся к определяемому слову; Три глагола; Фраза, несущая определенный смысл; Резюме, одно слово.

Домашнее задание

n § 47 к/к стр.

n * стр.149 в. 3 или составить кроссворд по теме

Рефлексия

Роза ветров

Я узнал много нового

Мне было комфортно

Мне было скучно

Я не узнал ничего нового

Различные районы южноамериканского материка получают неодинаковое количество осадков, этим объясняются значительные различия в густоте гидрографической сети материка. От особенностей выпадения осадков зависят густота речной сети, полноводность и режим рек.

Анды, протянувшиеся вдоль Тихоокеанского побережья, преграждая сток на восток, ограничивает и водосбор бассейна Тихого океана. На его долю приходится всего 1/3 площади стока материка. Многочисленные реки тихоокеанского побережья короткие, бурные, порожистые. Реки в северной и южной частях тихоокеанского бассейна питаются обильными дождями и талыми водами снегов и ледников. По пустынному центру с трудом пробираются эпизодические водотоки с Анд, из которых одна Рио-Лоа в состоянии донести свои скудные воды до океана. Эти реки получают питание в основном за счет грунтовых вод, скапливающихся в наносах щебня и песка.

Атлантический океан собирает сток со всего равнинно-плоскогорного Востока и с обычно получающей много влаги восточной части Анд. К бассейну Карибского моря принадлежит и самая крупная система андийских рек: Магдалены-Кауки в Колумбии. Хорошо увлажненные пологие склоны Гвианского и Бразильского плоскогорий посылают свои воды в простирающуюся между ними плоскую Амазонскую низменность с ее постоянными ливнями, куда устремляются реки и с прилегающих хребтов Анд. Не удивительно, что природой здесь создан самый большой речной бассейн мира, площадью свыше 7 млн. км2, с самой полноводной (а по некоторым данным ещё и самой длинной) рекой мира Амазонкой. Она зарождается она вблизи тихоокеанского побережья, на восточных склонах Западной Кордильеры в Перу, на высоте 4840 м. У Амазонка 2 истока: более полноводный Мараньон (с ним длина реки 6400 км) и более длинная Укаяли (с ней длина реки - около 7100 км). Название Амазонка река получает после слияния Мараньона и Укаяли.

Мараньон течет на север в глубоком ущелье и, поворачивая на восток, вырывается на низменность, вскоре принимая свой второй исток - р. Укаяли. И далее 4300 км свободного судоходного пути к Атлантике с ничтожным падением. Амазонка полноводна весь год. Средний расход воды - 220 тыс. м3/с, максимальный - до 300 тыс. м3/с. Режим Амазонки зависит от времени выпадения дождей в бассейнах ее главных притоков, а из них 17 имеют длину 1500-3500 км. Протяженность судоходных путей всей системы свыше 25 тыс. км, гидроэнергетические ресурсы огромны, примерно 280 млн. кВт, но используются они пока крайне слабо.

Благоприятны природные условия формирования и второй по величине реки Южной Америки - Параны. Она со своими в основном левыми притоками, как и имеющий с нею общее устье Уругвай, стекает с южного склона Бразильского плоскогорья, изобилуя порогами и водопадами. Её бассейн хорошо увлажнён. Главный правый приток Параны - Парагвай - равнинная река, но с очень резкими колебаниями расхода, а его притоки с Гран-Чако в зимнее время могут даже местами пересыхать.

Весьма большие колебания уровня и у третьей водной артерии - р. Ориноко, протекающей на стыке Льянос и Гвианского плоскогорья. Левые притоки Ориноко равнинны, в сезон дождей они выходят из берегов; правые отличаются обилием водопадов, то низвергающихся всей массой воды с уступов кристаллического ложа, то спадающих с отвесных песчаниковых стен, как знаменитый Анхель. На р. Карони в Венесуэле уже построен каскад ГЭС. Густая сеть подобных «водопадных» рек орошает и восточные склоны Гвианского плоскогорья.

Значительные пространства в засушливых областях вообще не имеют стока в океан. Это Пуна, многие районы Гран-Чако, Пампинских Сьерр и, как ни странно, не только сухая западная, но и влажная восточная Пампа, где осадки поглощаются пористыми лёссами или застаиваются в плоских западинах. Не имеют внешнего стока и междуречья Патагонии, реки которой, зарождаясь в Андах, пересекают ее в глубоких каньонах, не принимая притоков.

Зато предгорья Патагонских Анд изобилуют крупными озерами: Науэль-Уапи, Буэнос-Айрес и др. Эти концевые ледниковые озера, подпруженные моренами , с разветвленными, врезающимися в горы фьордообразными заливами, в которые сползают ледники, в окружении густых лесов удивительно живописны, и некоторые из них входят в национальные парки. Аналогичные озера только меньших размеров протягиваются цепочкой и по другую сторону Анд на территории Чили. Много округлых каровых озер и в других ледниковых районах. Самое примечательное в Андах озеро - Титикака. Оно лежит в Пуне на высоте 3812 м имеет площадь 8290 км 2 - в 2 раза выше и в 3 раза больше Севана. Встречаются в Андах озера и в кратерах вулканов. На востоке озер мало. Самое крупное озеро-лагуна - Маракайбо, по берегам и со дна которого, как на Каспии, добывают нефть. Мелководные большие лагунные озера Патус и Лагоа-Мирин и ряд мелких отшнурованы песчаными косами от Атлантического океана на прибрежной низменности Бразилии и Уругвая.

Приветствие учителя: «Добрый день, ребята! Садитесь. Проверьте, готовы ли вы к уроку? На столе должны лежать учебники по географии, рабочие тетради, атлас и контурная карта, письменные принадлежности. Итак, начинаем!»

Проверка Домашнего задания Стратегия (Говорящие головы) (АВ)

1.Причины преобладания высоких температур в северной части Южной Америки. Географическое положение.

2. Характер распределения осадков на материке. Неравномерное.

3. Пояс, где климат летом формируется под влиянием тропических воздушных масс, создавая жаркую сухую погоду с редкими ливнями, а зимой западные ветры приносят с океана умеренный воздух и обильные осадки с преобладанием пасмурной, теплой, дождливой погоды. Субтропический.

4.Климат, где зима сравнительно теплая, с температурами +4°, +6° С, с пасмурной, ветренойпогодой, а лето влажное, прохладное, с частыми дождями при температуре воздуха +8°, +10°С,осадков выпадает более 2000мм в году. Умеренный морской.

5. Пустыня в Южной Америке, где годами не выпадает ни капли дождя, считается одним из самых засушливых мест в мире. Атакама.

6.Материк, с климатом которого Южная Америка имеет много общего. Африка.

1.Субтропический.

2.Атакама.

3.Неравномерное.

4.Географическое положение.

6.Умеренный морской.

Ключ к ответам. 1-4,2-3,3-1,4-6,5-2,6-5. За один правильный ответ-1 балл,

Ход урока

Если через океан
Плыть к другому берегу,
Попадёшь на материк
"Южная Америка”
А на том материке
Есть река глубокая,
Из известных в мире рек
Самая широкая.
"Как зовут тебя, река?...” –
Крикнешь звонко,
А в ответ, из далека –
Слышно "Амазонка!...”

У меня сегодня отличное настроение. А какое настроение у вас, ребята? Покажите тот символ, который соответствует вашему настроению. (Выбрать смайлик)

И я вижу, что мы сработаемся!

Национальное агентство США НАСА в ходе аэрокосмических исследований жизни на других планетах пришло к безоговорочному выводу: вода - главное условие жизни. Поэтому там, где идут дожди, существует жизнь, а где нет - там пустыня. Вокруг нас так много воды, что мы воспринимаем её как нечто само собой разумеющееся и считаем, что это "всего лишь вода”.

(Демонстрация видов озеро, река, водопад).

Ребята как можно все эти воды назвать, одним словом?нутренние воды). Догадались ли вы, о водах какого материка мы будем вести сегодня речь?

Вот мы и определились с темой нашего сегодняшнего урока.

Каждый человек рожден мечтателем и путешественником. Однако в реальной жизни не каждому удается стать участником открытий и тогда наши сердца с грустью отзываются на строки Роберта Рождественского:

“Я жалею о том, что не видел лица всей земли,

Всех ее океанов, вершин и закатов.

Только парус мечты вел по свету мои корабли,

Только в стеклах витрин я встречал альбатросов и скатов.

Я не слышал, как в Лондоне час отбивает Биг-Бен,

Я не видел, как звезды сползают к фьордам все ниже,

Как кипит за кормой горький снег атлантических пен

И в начале весны голубеют фиалки в Париже". (Cлайд 1 и 2)

Действительно, не каждый из нас в реальной жизни может совершить путешествие, тем более в столь далекие. А уроки географии позволяют нам пусть в заочной форме, но совершать такие путешествия, расширять знания об окружающем мире, вместе с великими путешественниками совершать открытия.

Сегодня мы с вами совершим путешествие по рекам и озерам Южной Америки. Это и будет тема урока (слайд 3 и 4).

В ходе нашего путешествия нам поможет маршрутный лист, который состоит из 6 учебных элементов. После преодоления каждого из них вы будете оценивать свои знания, путем само и взаимопроверки. Оценки будете выставлять в оценочный лист (слайд 5).

Отправляясь в путешествие мы возьмем с собой рюкзачки и в течение всего урока будем пополнять их знаниями, умениями и навыками. Размер рюкзака будет зависеть от количества баллов, которые вы наберете за урок.

Итак, путешествие начинается.

Обратимся к первому учебному элементу (УЭ-1).

Цель: определить исходный уровень знаний о реках и озерах; уметь разъяснять смысл изученных понятий.

Задача: выполнить географический диктант по теме “ Речная система” (слайд 6).

Учащиеся работают самостоятельно. После выполнения диктанта проводится сверка ответов учащихся с правильными ответами (слайд 7).

Коррекция знаний (Какой вопрос вызвал наибольшее затруднение?)

Учащиеся выставляют самооценку в оценочный лист под УЭ-1. (Приложение 1)

Переходим к учебному элементу 2 (УЭ-2).

Какова его цель?

Учащиеся находят в маршрутном листе УЭ-2 и зачитывают его цель.

Что необходимо для ее достижения?

Учащиеся отвечают: “ Подготовить устные ответы на вопросы, пользуясь атласом”. (Слайд 8)

Примерные ответы учащихся:

На территории материка протекает река Амазонка, Парана, Ориноко.

Они относятся к бассейну Атлантического океана.

Все крупные реки текут в Атлантический океан, так как на западе – горы Анды (они являются водоразделом).

Так как реки текут по низменностям, характер течения их равнинный.

Река Амазонка полноводна круглый год, так как протекает в экваториальном поясе. Река Ориноко и Парана полноводны летом, так как они текут в субэкваториальном поясе.

Питание рек – дождевое. (Слайд 9)

Сообщение ученика о реке Амазонка. (Слайды 10- 13)

(Амазонка – крупнейшая в мире по размерам бассейна, полноводности и длине. Образуется слиянием рек Мараньон и Укаяли. Длина от главного истока Мараньона – 6437 км, от истока Укаяли свыше 7000 км. Площадь бассейна 7180 тысяч квадратных километров. В 2011 году по результатам всемирного конкурса Амазонка признана одним из семи природных чудес мира. Протекая большей частью по Амазонской низменности она впадает в Атлантический океан, образуя самую большую в мире дельту (площадь свыше 100 тысяч квадратных километров и включающую самый большой в мире речной остров Маражо. В ширину Амазонка 80 километров, а ее глубина у Обидуса составляет 135 метров (примерно средняя глубина Балтийского моря).

Амазония удивляет богатством флоры и фауны.

Здесь обитают розовые дельфины и рыба-бык, длина которой достигает 4 метров, вес – 500 килограммов. Знаменитая хищница – рыба-пиранья – тоже обитательница этих мест.

Амазонка – родина самой крупной на нашей планете кувшинки – виктории регия. Ее обнаружили европейцы в 1864 году и назвали викторией регией. Название было дано в честь британской королевы Виктории, что в переводе означает “Виктория царственная” или “Виктория великолепная”. Каждый ее лист может достигать в диаметре 2-х метров и могут выдерживать вес до 50 килограммов. Ее выращивают в самых крупных ботанических садах. В России всего в 3 городах – Санкт-Петербург, Сочи и Липецк. Цветет только по ночам, причем один цветок держится всего 2 ночи, поэтому увидеть это зрелище большая удача.

Приступаем к третьему учебному элементу (УЭ-3).

Цель: сформировать знания об озерах Южной Америки, их особенностях, размещении; развивать память; запоминать прочитанное.

Учащиеся работают индивидуально. После выполнения работы взаимопроверка

(обмениваются тетрадями в парах), выставляют оценку друг другу в оценочный лист под УЭ-3 (слайд 14) и (приложение 1).

Переходим к учебному элементу 4 (УЭ-4).

Цель: развитие умений работать с контурной картой.

Учащиеся наносят на контурные карты реки и озера, водопады Игуасу и Анхель.

Один ученик выполняет эту работу на классной контурной карте. Учащиеся сверяют правильность выполнения задания по образцу, выполненному на классной контурной карте (слайд 15). Учащиеся оценивают свою работу и вписывают оценку в оценочный лист под УЭ-4 (приложение 1).

Приступаем к учебному элементу 5 (УЭ-5).

Учащимся предлагается найти цель учебного элемента, выполнить задание и результаты занести в таблицу (приложение 1). Правильность ответов сверить (слайд 16). Поставить самооценку в оценочный лист под УЭ-5 (приложение 1).

Переходим к последнему учебному элементу (УЭ-6).

Цель: подведение итогов.

Учащиеся должны дать ответы на два вопроса.

Назовите и покажите крупнейшие речные системы Южной Америки; перечислите их особенности.

Назовите и покажите озера Южной Америки.

Примерные ответы:

Река Амазонка, Парана, Ориноко относятся к бассейну Атлантического океана, равнинные, питание – дождевое. Амазонка полноводна круглый год. Парана и Ориноко – летом. На реке Ориноко находится самый высокий водопад мира – Анхель. На реке Парана – водопад Игуасу.

Озеро Титикака и Маракайбо. Маракайбо – озеро-лагуна, расположено на севере и соединено узкой протокой с Карибским морем. В Андах находится самое высокогорное озеро мира – Титикака (происхождение тектоническое, глубина 304 метра). (Слайд 17)

Согласны ли вы с тем, что если получили:

Большой рюкзачок - усвоили материал полностью,

Средний рюкзачок – усвоили частично,

Маленький – мало что усвоил, надо еще поработать.

Выберите домашнее задание (слайд 19).

Спасибо за работу. Урок окончен.

Маршрутный лист (Приложение)

Закрепление (Чайнворд ) (АВ) если осталось время

1 вариант

1. Самое большое озеро-лагуна, которое находится на севере материка.

2. Великий, зелёный и ужасный обитатель вод Амазонки.

3. Водопад на Гвианском плоскогорье, высотой 1054 метра.

5. Высокогорное озеро.

6. Очень, очень длинный и в воде живёт.

8. Водопад на юге Бразильского плоскогорья.

9. Одна из крупнейших рек Южной Америки.

Чайнворд «Внутренние воды Южной Америки»

2 вариант

1. Водопад на юге Бразильского плоскогорья.

2 . Самое большое озеро-лагуна, которое находится на севере материка.

3. Одна из крупнейших рек Южной Америки.

4. Великий, зелёный и ужасный обитатель вод Амазонки.

5 . Водопад на реке Ориноко, высотой 1054 метра.

7. Маленькие, но очень прожорливые рыбки, чьим зубам можно позавидовать.

8. Высокогорное озеро.

9. Очень, очень длинный и в воде живёт.

Рефлексия (солнышко и тучка)

Новый материал для вас был не сложен, понятен?

Карту Ю.Америки вы знаете достаточно хорошо

Выразите словами: этот урок для меня был ….

Оценки за урок

Задание на дом: параграф 39

Дополнительно сообщения: рекорды органического мира южной Америки (самый большой паук, жук Геркулес, самое большое водное растение и т.д.) Контурные карты

Южная Америка занимает площадь 17,8 млн.км 2 с плотностью населения 10 человек на 1 км 2 . Она вытянута в меридиональном направлении, со всех сторон окружена обширными водными пространствами, имеет относительно слабо изрезанную береговую линию. Вдоль всей западной окраины материка тянется мощная складчатая система Анд, служащих барьером на пути движения влагоносных воздушных масс. Поэтому основную роль играет восточный влагоперенос.

Основная особенность распределения осадков Южной Америки заключается в том, что обширная часть ее территории из-за экранирующего влияния Анд увлажняется осадками с годовой суммой более 1600 мм. Больше всего осадков выпадает в зоне их орографического повышения (8000 мм, юг Чили, север Колумбии), меньше всего – в узкой прибрежной зоне Тихоокеанского побережья между 12 и 28 0 ю.ш., где отсутствует западный перенос (менее 50 мм, пустыня Атакама). Годовой ход осадков определяется сезонными особенностями климата. В области экваториальных муссонов летом выпадает 40-50% осадков. В субтропической зоне в течение года осадки распределяются более или менее равномерно (восточное побережье) или проявляется зимний минимум (равнинная часть). В умеренном климате более влажным является осенне-зимний сезон (до 60% осадков).

Испарение в Южной Америке меняется в очень широком диапазоне: от 1040 мм в приэкваториальной зоне до 260-360 мм в южных широтах. Годовой ход испарения различен в разных климатических зонах. В экваториальной зоне оно распределяется внутри года равномерно, в отдельные месяцы приближаясь по абсолютным значениям к испаряемости. В зоне муссонов отмечается два неглубоких минимума: зимний (уменьшение осадков) и летний (уменьшение радиационного баланса). В тропической, субтропической и умеренной зонах проявляется летний максимум испарения. Эти общие закономерности нарушаются в наветренной и подветренной областях, где возникают подзоны со своим режимом испарения.

Сток с территории Южной Америки осуществляется в акваторию Атлантического (85% площади) и Тихого (7%) океанов. 8% территории – это области внутреннего стока (Центрально андийское нагорье с озерами Титикака и Поопа, аргентинская пампа). Наиболее значительные реки вытекают в Атлантический океан: Амазонка (220000 м 3 /с), Парана с Уругваем (23000 м 3 /с), Ориноко (29100 м 3 /с) и др.

Средний годовой сток меняется в широких пределах: от 5 мм в пустыне Атакама и на равнине Гран-Чако до 6000 мм на Тихоокеанском побережье Патагонских Анд. В экваториальном, субэкваториальном и южном тропических поясах (бассейны Амазонки, Ориноко, Парагвая) наблюдается широтная зональность распределения стока. Она нарушается Гвианским, Бразильским плоскогорьем и Андами, а также океаническим побережьем. Средний сток с материка – 661 мм (коэффициент вариации 0,04). Максимальная вариация (0,20) отмечена для рек бассейна Тихого океана, что связано с их небольшими размерами и сложным режимом. Реки Южной Америки имеют преимущественно дождевое питание. Поэтому внутригодовое распределение стока определяется режимом осадков. Для экваториальной зоны 80% стока проходит за 8-9 мес., сток в период межени (октябрь – декабрь) не превышает 10%. К северу и югу от экваториальной зоны наибольшая доля стока приходится на летне-осенний сезон с максимумом в конце периода дождей. В Патагонии существенную роль в питании рек играют снеговые воды. 70% стока проходит в ноябре –феврале. Некоторые реки Центральных Анд имеют грунтовое питание. Их режим так же, как и режим рек, берущих начало из озер, отличается более равномерным распределением стока в течение года. В бассейн атлантического океана с апреля по август стекает 54% годового стока, а с ноября по январь – всего 17%. Максимум приходится на июнь-июль (см.рис.7). Наибольший сток в бассейн Тихого океана наблюдается с февраля по июнь (98%), наименьший – с августа по октябрь (20%).

Общие запасы пресной воды на территории Южной Америки – 3010 тыс.км 3 ; из них 99,6% приходится на вековые запасы (подземные воды, озера, ледники), а 0,4% (11 800 км 3) – на ежегодно возобновляемый речной сток. Единовременный запас в речной сети континента – 1000 км 3 . Полезный объем воды в десяти наиболее крупных водохранилищах составляет 123 км 3 , что увеличивает единовременный объем воды в руслах до 1120 км 3 . По объему водных ресурсов Южная Америка занимает второе место после Азии. Средняя обеспеченность водой на душу населения (63600 м 3 в год) почти в 5 раз выше, чем в среднем на земном шаре.

Основная водохозяйственная проблема – это внутригодовое регулирование стока. Полезный объем всех водохранилищ континента – пока около 1% годового стока рек. Вторая проблема – переброска воды из районов избыточного в районы недостаточного увлажнения. Разработан проект переброски вод рек Табакопас, Уанкабамба и Чотапо (Перу) через 20-километровый тоннель в долину р. Ольмос. Кроме орошения эти воды будут использованы и для выработки электроэнергии.

Тема: Климат и внутренние воды Южной Америки»

Цель урока: формировать представления о природе материка: разнообразии климата, его причинах и его влиянии на распределение внутренних вод;

Задачи урока: закрепить знания учащихся об особенностях рельефа Южной Америки; продолжать формирование умения работать с картами атласа и климатическими диаграммами.

Средства обучения: физическая карта Южной Америки, климатическая карта Южной Америки, шаблоны материка с отмеченными границами климатических поясов, атласы, мультимедийный проектор, компьютер.

Тип урока - комбинированный

Ход урока:

I. Оргмомент (на перемене раздать учащимся шаблоны материка, чтобы они их обвели на чистый лист в тетрадь) Слайд 1.

II. Проверка домашнего задания: Рельеф и полезные ископаемые Южной Америки

1 задание – Географический диктант (с краткими, точными ответами) - группе подготовленных учащихся. Слайд 2.

  1. Главная особенность рельефа Южной Америки. (Горный запад и равнинный восток).
  2. Величайшая равнина мира, расположенная здесь. (Амазонская низменность).
  3. В какой части Анды имеют наибольшую ширину? (В центральной).
  4. Что такое Аконкагуа? (Самая высокая точка Анд).
  5. Почему Амазонскую низменность называют «болотом дьявола»? (Здесь выпадает много осадков, места эти низкие, топкие).
  6. Что означает слово «анды»? (Медь)
  7. Почему Анды располагаются на западе материка? (Тихоокеанская и Южноамериканская плиты столкнулись, на границе образовались горы).
  8. Почему Анды называют молодыми горами? (Горообразование не завершилось, здесь часты землетрясения, извержения вулканов).
  9. Что такое щит? (Выход твердого фундамента платформы на дневную поверхность)
  10. Какими полезными ископаемыми богаты равнины Южной Америки? (Нефть, газ, уголь, железные руды).

2 задание – Номенклатура у карты Слайд 3. (сильный ученик опрашивает слабого)

3 задание (опережающее)- одному сильному ученику написать на доске опорные слова, с помощью которых можно определить климат материка.

Оценить работу учащихся .

III. Изучение нового материала:

1. Работа с ЛОКом «Климат Южной Америки» (Беседа с учащимися, запись на контуре материка в тетради – заполнение ЛОК).

1) Что такое климат? (многолетний режим погоды, характерный для определенной местности).

2) Чтобы дать характеристику климату Южной Америки, вспомните сначала климатообразующие факторы . (ГП, рельеф, течения, воздушные массы, близость морей и океанов).

3) Какие слова-опоры нам понадобятся для характеристики климата? (опережающее задание) – экватор, южный тропик, горы, равнины, течения, океаны, температура, осадки, ветер, климатические пояса. Слайд 4.

4) Отметьте на шаблоне экватор, южный тропик, течения, океаны.

5) По картам атласа давайте дадим характеристику климата каждого пояса (заполнение ЛОК). Слайд 5.

Экваториальный и субэкваториальный пояс.

– Какое положение имеет Южная Америка относительно экватора? (положение в экваториальных широтах говорит о большом количестве тепла и влаги на данной территории).

– Каковы климатические показатели в этих поясах?

*** (t января =+24 о С, t июля =+24 о С, О экв.пояс =3000мм, О субэкв.пояс =2000мм, Ю-З и С-В пассаты)

Тропический пояс

Будет ли климат внутри этого пояса одинаковым ? (нет)

: В тропическом поясе Южной Америки находятся 2 климатические области – пустынная и влажная. Восточная часть подвержена влиянию воздушных масс с Атлантического океана, поэтому большую часть года погода влажная и жаркая: t января =+24 о С, t июля =+17…+19 о С, О=до 2000мм. Побережье Тихого океана и западные склоны Анд в тропическом поясе находятся под влиянием холодного Перуанского течения, воды которого охлаждая воздух, препятствуют выпадению осадков: t января =+13 о С, t июля =+20 о С, О=100мм. ***

Назовите холодную пустыню Южной Америки, расположенную в этом поясе . (Атакама)

Где мы уже встречали подобную пустыню ? (пустыня Намиб в Африке).

Субтропический пояс

– Какие климатические области выделяются в этом поясе? (средиземноморская, континентальная, с равномерным увлажнением)

Объяснение учителя по климатической карте: На востоке этого пояса климат влажный (t января =+20 0 С, t июля =+15 о С, О =2000мм). *** С продвижением в глубь материка он становится сухим (О = до 500 мм). На побережье Тихого океана климат субтропический средиземноморского типа с сухим жарким летом (t = +20 о ) и теплой влажной зимой (t = +10 о ). Западные ветры зимой приносят с океана обильные осадки более 1000 мм.

Умеренный пояс

Почему в Африке и Австралии нет, а в Южной Америке есть умеренный климатический пояс? (из-за большой протяженности с севера на юг, из-за близости Антарктиды ).

Объяснение учителя по климатической карте : В умеренном поясе на юге климат особенно контрастен. На западе он умеренный морской с мягкой теплой зимой (t = +8 о С), прохладным влажным летом (t = 0 +10 о С, О= до 3000мм). *** В восточной части климат умеренно-континентальный с небольшим количеством осадков до 300 мм, t января =+15 о С, t июля =+15 о С, дуют западные ветры. Иногда летом случаются снежные метели – дыхание близкой Антарктиды.

Слайд 6. Вывод: Южная Америка – самый влажный материк.

2. Работа с климатограммами в учебнике на стр.171-173: Используя ЛОК, определите типы климатов по климатограммам: Слайд 7.

1. тропический влажный;

2.субтропический континентальный;

3. умеренный морской;

4. экваториальный;

5. субэкваториальный;

6.тропический пустынный

3. Закрепление ЛОКа: беседа по вопросам.

– Чем отличается климат Южной Америки и Африки? (Южная Америка – самый влажный материк, а Африка – самый жаркий материк, в Африке нет умеренного пояса).

– Как Анды повлияли на климат материка? (Они препятствуют прохождению воздушных масс с океанов).

– Как влияют течения на климат? (Западное побережье, где проходит холодное течение, более сухое, чем восточное, где проходят теплые течения).

4. Сообщения учащихся об интересных водных объектах Южной Америки:

Слайд 8. Амазонка- самая крупная река Южной Америки и самая полноводная река мира. Она образуется на территории Перу в результате слияния рек Укаяли и Мараньон, протекает по Амазонской низменности, лежащей на территории Бразилии, и впадает в Атлантический океан. Свое название река получила в честь воинствующего племени амазонок, которые якобы жили на ее берегах. Годовой сток Амазонки составляет 6937 км 3 , площадь бассейна – 6915 тыс. км 2 . Воды свои несет медленно, спокойно. В период дождей вода поднимается на 10-15 м. Река имеет 500 притоков, которые образуют густую речную сеть. По берегам Амазонки растут густые, непроходимые леса. В водах можно увидеть уникальное растение – викторию-регию, здесь обитает 2000 видов рыб, среди которых более известна хищная рыба пиранья и речной дельфин.

Слайд 9. Анхель- самый высокий водопад в мире. Он находится на территории Венесуэлы, на Гвианском плоскогорье на маленькой речушке Чурун. Водопад был открыт только в ХХ веке, так как был скрыт плотной густой растительностью. Анхель- невероятно высокий – в километр!- упругий пенисто-белый водяной столб; тугая струя потока низвергается с плоскогорья в пропасть, на дне которой возрождается река Чуруми. Высота падения воды здесь настолько велика, что поток, не достигая дна пропасти, обращается в водяную пыль, которая оседает на камни дождем.

Слайд 10. Озеро Титикака – самое высокогорное в мире. Оно расположено в кратере потухшего вулкана.

5. Самостоятельное чтение текста учебника «Внутренние воды», стр. 172-174.

Закрепление прочитанного: Игра «Загадочные квадраты» (Угадайте слова и утверждения, зашифрованные в рисунках). Слайды 11-12.

Водосборный бассейн Амазонки по площади равен величине территории Австралии.

Озеро Маракайбо соединяется узким проливом с Карибским морем.

IV. Закрепление изученного материала.

Слайд 13. Вопросы к учащимся:

Народная мудрость гласит: «Держи ноги в тепле, а голову в холоде». Какая южноамериканская страна поступает наоборот? Почему? (Аргентина. «Ноги» расположены в пустынях Патагонии и на острове Огненная Земля, частично покрытых ледниками. «Тело» страны занято южноамериканской степью, а «голова» оказалась в дебрях тропического леса).

– Назовите реки Южной Америки и Африки, сходные по водному режиму. Почему вы так думаете? (Амазонка и Конго, находясь на экваторе, несут много воды; Нигер, Замбези и Ориноко, Парана – меньше, т. к. они удалены от влажных экваториальных широт).

V. Домашнее задание: Слайд 14.

1) § 42-43

2) На контурной карте Южной Америки отметить реки Амазонку (Мараньон и Укаяли), Ориноко, Парану; озера Титикака, Маракайбо; водопады Анхель и Игуасу.

3) Опережающие задания нескольким учащимся: подготовить короткие сообщения о животных Южной Америки.

Литература:

1. Физическая география: Справочное пособие для подготовительных отделений ВУЗов / Под ред. К.В. Пашканга. – М.: Высшая школа, 1991.

2. Селищев Е.Н. География для любознательных, или О чем не узнаешь на уроке. – Ярославль: Академия Холдинг, 2002.

3. Ляхова К.А., Горбачева Е.Г.. Рекорды в мире природы. – М. Вече, 2003

4. Иллюстративный материал ресурсов сети Интернет.