Теплые вещи

Интересные игры в библиотеке для детей. Квест-игра «Экоэрудит» в Детской библиотеке Мясниковского района

Юлия Кучеренко
Игра-викторина «Путешествие по страницам любимых книг»

Цель: приобщать детей к книгам для развития познавательной, творческой и эмоциональной активности; выявлять знания детей о сказках; воспитывать чувство сострадания к героям, закреплять умения внимательно слушать, отвечать на вопросы, кратко передавать содержание произведений; воспитывать желание общаться с книгой и бережно к ней относиться.

Ход игры- викторины.

1. Вступительное слово воспитателя.

Дети, сегодня мы с вами совершим воображаемое путешествие, проведём игру - викторину, которая называется "Путешествие по страницам любимых книг". Путешествие волшебное, сказочное, каждый его будет совершать на своём транспорте, который сам выберет. Для этого надо закрыть глаза, 3 раза сказать про себя волшебные слова: "Лечу в волшебную страну!"(еду, плыву и т. д)

Волшебной стране Литературии мы побываем в 5 городах:

1. в городе Литературных персонажей;

3. в городе Волшебников;

4. в городе Поэтов;

5. в Загадочном городе.

Итак, в путь! Закрываем глаза, 3 раза говорим волшебные слова. и вот мы в 1 городе Волшебной страны книг:

Город Литературных персонажей.

Здесь вам надо вспомнить, кто кем был из следующих литературных персонажей:

1. Мойдодыр (умывальник, К. И. Чуковский "Мойдодыр")

2. Дядя Федор (мальчик, Э. Успенский "Дядя Федор, пёс и кот")

3. Страшила (соломенное чучело, А. Волков "Волшебник Изумрудного города")

4. Матроскин (кот, Э. Успенский Дядя Федор, пёс и кот)

5. Гена (крокодил, Э. Успенский "Крокодил Гена и его друзья")

А теперь, дети, наш путь лежит в город Авторов (говорим волшебные слова).

Здесь, ребята, вам надо по отрывку определить автора и название произведения:

1) "Свет мой, зеркальце! Скажи.

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?"(А. С. Пушкин, "Сказка о мертвой царевне"

2) "У меня зазвонил телефон

Кто говорит? - Слон"(К. И. Чуковский "Телефон")

3) "В доме восемь дробь один,

У заставы Ильича

Жил высокий гражданин

По прозванью "Каланча""(С. В. Михалков "Дядя Степа")

4) "Не горюй, хозяин, а лучше дай мне мешок да закажи для меня пару сапог, чтобы не было больно ходить по камням"(Ш. Перро, "Кот в сапогах")

5) "Зато на птичьем дворе над малышом потешались.

Посмотрите, какой уродливый! До чего же гадкий этот утёнок! кричали вслед ему. "(Г. Х. Андерсен "Гадкий утенок")

Путешествие в 3 город - город Волшебников.

О каких волшебниках говорится в следующих отрывках сказок:

1) "У неё был только один глаз, зато она видела им так, что не было уголка в Фиолетовой стране, который ускользнул бы от её острого взора (Бастинда, А. Волков "Волшебник Изумрудного города")

2) "Кай взглянул на неё. Как она была хороша! Лица умней и прелестней он не мог себе представить. Теперь она не казалась ему ледяною. (Снежная Королева, Г. Х. Андерсен)"

3) "Он превратился в огромного льва. Кот так испугался, увидев перед собою льва, что сейчас же бросился на крышу!"(Людоед, Ш. Перро "Кот в сапогах")

4) "А она не говоря ни слова, разрезала тыкву и вынула из неё всю мякоть. Потом она прикоснулась к её жёлтой толстой корке своей волшебной палочкой, и пустая тыква вдруг превратилась в прекрасную резную карету, позолоченную от крыши до колёс"(Фея, "Золушка", Ш. Перро)

5) "Попала она ему в ведро и говорит человеческим голосом: - Не ешь меня! Пусти опять в воду, счастлив будешь, только скажешь: по щучьему велению, по моему хотению, всё будет исполнено"(щука, "Емеля", р. н. с.)

Ну молодцы, дети, теперь отправляемся в город Поэтов.

1) А лисички взяли спички, к морю синему пошли.

Море синее зажгли. Море пламенем горит, выбежал из моря. (кит, К. Чуковский "Путаница")

2) "Сел он утром на кровать. Стал рубашку надевать.

В рукава просунул руки - Оказалось, это. " (брюки, С. Маршак "Вот какой рассеянный")

3) "Брал в столовой дядя Стёпа для себя двойной обед,

Спать ложился дядя Степа - ноги клал на. " (табурет, С. Михалков, "Дядя Стёпа")

4) "Тут и мыло подскочило и вцепилось в волоса,

И юлило, и мылило, и кусалось, как. "(оса, К. Чуковский, "Мойдодыр")

5) "Пиф-паф! - и Буйвол наутёк,

За ним в испуге. "(носорог, К. Чуковский "Крокодил")

6) "Стыдно старому реветь - ты не заяц, а. "(медведь, К. Чуковский "Краденое солнце")

7) "Но как чёрная железная нога.

Побежала, поскакала. "(кочерга, К. Чуковский "Федорино горе")

8) "Волки от испуга скушали друг друга.

Бедный крокодил жабу. "(проглотил,К. Чуковский "Тараканище")

9) "Кто дрожа от страха, спрятался в чулане,

Кто в собачьей будке. Кто на чердаке

Папа схоронился в старом чемодане,

Дядя под диваном, тётя в. "(сундуке,К. Чуковский "Крокодил")

10) "А кузнечик, а кузнечик, ну, совсем, как человечек,

За кусток, под мосток и. "(молчок,К. Чуковский "Муха -Цокотуха")

А теперь наш путь лежит в город, который называется Загадочный, где вам предстоит разгадать авторские загадки.

1) Бьют его рукой и палкой, никому его не жалко.

А за то что беднягу бьют? А за то, что он надут. (мяч, С. Маршак)

2) Вот иголки и булавки выползают из - под лавки,

На меня они глядят, молока они хотят. (ёж, К. Чуковский)

3) Что за звездочки сквозные на пальто и на платке,

Все сквозные- вырезные, а возьмёшь - вода в руке? (снежинки, Е. Благинина)

4) Что такое перед нами: две оглобли за ушами,

На глазах по колесу и сиделка на носу? (очки, С. Маршак)

5) Хожу - брожу не по лесам,а по усам, по волосам,

И зубы у меня длинней, чем у волков и медведей. (гребешок, К. Чуковский)

Подведение итогов.

Подсчет фишек, выбор победителей, награждение их медалями:

"Лучший знаток детских книг"

Те, кто читают книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит телевизор

Жанлис Ф.

Введение

Понижение статуса чтения как средства интеллектуальной, духовной жизни общества – одно из самых тревожных и опасных явлений в развитии современной отечественной культуры. По данным исследований, с каждым годом в нашей стране увеличивается количество не читающих людей.

Детский читательский негативизм становится нормой наших дней: дети не хотят и не умеют читать, у них наблюдается потеря интереса к полноценной художественной литературе, классике, поэзии, сказкам.

Негативное воздействие на чтение детей и подростков оказывает «электронная культура». Компьютерная грамотность становится атрибутом современного человека. Молодежь стала читать меньше, им «некогда», но для компьютера и телевизора время всегда находится. Да, сейчас век новых технологий. Не будем, подобно страусам, прятать голову в песок и не замечать, что компьютеры вытесняют печатную продукцию, и Интернет подключен уже даже в домах жителей далеких сел.

Как же вернуть тягу читателей к книге? Кто в нашем обществе вводит ребенка в мир книги? Это, прежде всего родители, потом школа и библиотека. Давно замечено, что в тех семьях, где родители не берут в руки книгу или читают от случая к случаю, даже читающие дети на определенном этапе развития сначала ленятся, а затем и вовсе перестают читать. Потом эти дети вырастают, создают свои семьи, и все повторяется сначала.

Безусловно, проблема детского чтения является актуальной в наши дни и будет существовать всегда. А нам хотелось бы внести частицу своей помощи в решение такой глобальной проблемы. Именно эта причина и послужила поводом создания данной работы, которая является частью задуманного нами двухгодичного проекта по чтению.

Цели и задачи работы:

– сделать как можно больше наших учеников активными читателями, превратить чтение в привычку;
– способствовать становлению чтения средством самореализации и активного взаимодействия с окружающим миром;
– приобщить наших лицеистов к чтению за счет формирования его нового имиджа.

Двухгодичный проект состоит из 5 частей:

1. Литературнаяквест – игра «Ночь в библиотеке» для 8-б класса.
2. «Школа рекламы книги» для лицеистов 7-9 классов.
3. Конкурс рисунков по любимой книге среди 5-7 классов.
4. Написание эссе, отзывов и аннотаций к прочитанным за лето книгам с 7-Б классом.
5. «Портфель читателя» для 5-6 классов.

Часть 1. Литературная квест – игра «Ночь в библиотеке»

«Квест» – это поиск приключений, путешествие, персонажей к определенной цели через преодоление трудностей. Литературный квест – это путешествие по жанрам литературы.
Работая над программой по привлечению к чтению наших лицеистов, я решила найти что-нибудь интересное и необычное. Поэтому не случайно пришла в голову идея проведения литературного конкурса именно в вечернее время. Практика проведения такого вида работы известна давно.

Основная часть.

А теперь расскажу более подробно о первой части нашего проекта: литературной квест-игре «Ночь в библиотеке», которая проходила в стенах лицея. Главными участниками были лицеисты 8-б класса. Были задействованы не только читальный зал библиотеки, но и три кабинета литературы, специально оформленные. «Ночь в библиотеке» - большое мероприятие, требующее основательной подготовки: продумывания и написания сценария, оформления библиотеки и других задействованных аудиторий с использованием компьютеров, аудио-, видеотехники, создания костюмов, подбора реквизита и много других важных вопросов, которые приходилось нам решать. Сначала мы составили план работы и назначили организаторов. Их получилось 4 человека (по количеству задуманных станций). Мы обговорили с участниками игры условия проведения конкурса. Им было дано задание заранее разбиться на команды и выбрать капитана. Кроме того, был составлен список литературы, которую ребята должны были прочитать заранее. Для тех, кто не мог в столь поздний час добраться до дома самостоятельно, был заказан автобус.

Организаторы искали материал для своей станции, обменивались идеями. Каждую станцию мы тщательно продумывали. Так как наш конкурс предполагал использование театральных сценок, нам пришлось привлечь ребят из 9-б и 7-б классов. Мы решили, что наше мероприятие будет костюмированным. Все выдерживалось в теме. Для ведущих станций были придуманы костюмы литературных героев. В конце мероприятия мы планировали провести конкурс на лучший костюм.

Мы долго работали над сценарием нашей квест-игры, несколько раз переделывая и дорабатывая его (Приложение 1 ).

Согласно сценарию, главная цель квест-игры – поиск «Послания к юному читателю XXI века» Н.В. Гоголя (Приложение 7 ), спрятанного в нашей библиотеке. Сначала все команды, получив маршрутные листы, должны были пройти по четырем станциям: «Русский фольклор», «Приключенческая литература», «Памятники литературным героям»,«Сказка за сказкой»и выдержать все испытания, показав свои знания по литературе. Также мы продумали призы и за правильные ответы решили давать жетоны с изображениями предметов, подходящих к теме станции. Ребята радовались, зарабатывая очки для своей команды.

Игра проходила с использованием слайдовых презентаций, которые оживили и разнообразили привычные для нас викторины. Так как мероприятие проводилось в вечернее время, то почти во всех помещениях был приглушен верхний свет, что создавало необычайную атмосферу таинственности. Команды с воодушевлением выполняли задания, активно отвечали на вопросы блиц-турнира, показывали широту своего кругозора, умение выходить из сложных ситуаций, и просто радоваться за себя и своих друзей.

Успешно пройдя все станции, команды встретились в библиотеке, где проходила заключительная часть квест-игры – конкурс капитанов. Капитанам команд было дано задание: используя зашифрованные ключи-подсказки, найти спрятанное в фонде «Послание к юному читателю XXI века» Н.В. Гоголя, в котором содержится призыв к чтению (Приложение 6 ). Это задание нам показалась самым увлекательным и интересным. Члены команд переживали за своих капитанов, стараясь им помочь. Капитаны работали дружно и без труда нашли «Послание».

Все ребята остались довольны и получили грамоты за участие в литературном конкурсе, а самые активные были награждены дополнительными подарками. Команде-победителю был вручен торт. Затем все участники игры сфотографировались на память.

Целых три с половиной часа мы были в библиотеке. День проведения мероприятия совпал с днем рождения одноклассницы, и, по окончании мероприятия, мы решили организовать чаепитие. Всем было очень весело. На нашем празднике присутствовали и некоторые родители. Сюрпризом от них был салют, устроенный для ребят. Он придал нашему вечеру торжественную законченность и еще больше поднял наше праздничное настроение.

На следующий день на классном часе мы обсудили нашу«Ночь в библиотеке». Каждому участнику была дана возможность высказать свое мнение по поводу квест-игры. Ребята поделились впечатлениями, отметили все плюсы и минусы игры. В целом, все остались довольны, и мы думаем, что этот праздник запомнится не только участникам викторины, нои всем, кто этим вечером пришел в библиотеку.

Теперь мы расскажем о каждой станции нашей квест – игры более подробно.

Мы попросили ведущих описать свою станцию, проанализировать свою работу и дать оценку работы членов команд.

Первая станция называлась «Памятники литературным героям» (Приложение 2 , Презентация 2 ).

«К проведению этой станции мы основательно подготовились. Продумали оригинальное оформление кабинета, подготовили интересную презентацию и подходящий реквизит. Выбрали также и костюмы для ведущих. Для этого замечательную сказку «Бременские музыканты» мы переделали на современный лад, а ведущие в костюмах Русалочки и Барона Мюнхгаузена будут менеджерами этой музыкальной группы.

Самым интересным заданием было объяснение значений крыловских выражений. Командам предлагались фразы из басен Крылова. По истечении 30 секунд им необходимо было объяснить их значение. Мы пришли к выводу, что басни И.А. Крылова они знают хорошо.

Сложным оказался вопрос: «Кого из героев книг можно назвать баронами Мюнхгаузенами?». Ребята долго думали, но после наводящих вопросов вспоминали таких героев.

Каждому из упомянутых героев нашей литературной викторины был установлен памятник в одном или нескольких местах. С историей создания этих памятников мы познакомили ребят на нашей станции. Таким образом, мы не только проверили знания ребят по литературным произведениям, но рассказали им много нового и интересного.

Нас несколько огорчила скованность ребят. Они знали правильные ответы, но произносили их тихо и неуверенно.

Все команды набрали на станции много баллов. Две из них со всеми заданиями справились быстро, и у нас осталось свободное время. Ребята играли на гитарах».

Вторая станция называлась «Приключенческая литература» (Приложение 3 , Презентация 1 ).

Эта станция была для ребят самой сложной, поэтому подготовка к проведению конкурсов и викторин на ней проходила достаточно долго. Но, несмотря на это, сам процесс был очень интересен. «Несколько раз нам приходилось все менять, потому что идей было много. Но, в итоге, мы пришли единому мнению. Викторина была составлена по таким произведениям, как «Остров сокровищ» Р.Л.Стивенсона, «Приключения Барона Мюнхгаузена» Р.Э. Распе, «Робинзон Крузо» Д.Дефо, «Дети капитана Гранта» Ж.Верна и «Три мушкетера» А.Дюма. Много вопросов было составлено и по любимой книге детства всех ребят – «Золотой ключик, или Приключения Буратино» А.Н.Толстого.

Кстати, великолепное знание этой книги помогло одной из команд заработать рекордное количество очков и выйти в победители».

Ведущему этой станции подобрали великолепный костюм: тельняшку и шляпу пирата.

Станция «Приключенческая литература» отличалась своей необычной атрибутикой: на столе стоял загадочный сундук, необычной формы бутылка с морскими записками путешественников и мореплавателей, попугай, достающий задания из конвертов для участников игры.

Хочется отметить, что участники литературной игры работали коллективно, каждый имел возможность высказаться, предложить свой вариант ответа. Тем самым, ребята показали, как сплоченно и слаженно они умеют работать в команде, добиваться своей цели, несмотря ни на что, выходить из трудного положения, помогать другу, который оказался в затруднительном положении. В итоге, игра получилась интересной и познавательной.

Тихая мелодия прекрасно заполняла паузы, в то время, когда ребята размышляли над ответами на вопросы викторины.

Третья станция называлась «Плавание на корабле «Русский фольклор» (Приложение 4 ).

У ведущего был костюм соответствующей тематики: рубаха – косоворотка, подпоясанная ремнем.

«Ребята работали активно. Все вопросы викторины были составлены по русским пословицам, поговоркам и загадкам. Особенно активно ребята отвечали на загадки. Некоторые из них были простые, известные из раннего детства. Но попадались и довольно сложные, ответы на которые ребята не моги долго найти. Запомнилось, что многие не могли разгадать такую простую загадку, как «Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка», потому что не все знали что такое «краюшка». А на загадку о волке «Из-под кустика хватыш» смог дать ответ только один из всех участников игры. Ребята никогда не слышали слова «хватыш». На фольклорной станции ребята пополнили свой багаж знаний новыми и интересными фактами».

Последняя станция называлась «Сказка за сказкой» (Приложение 5 ).

Ведущая была в костюме Красной Шапочки.

«Ребята работали активно. Иногда приходилось давать подсказки, которые мы придумали вместе с ребятами, помогавшими на станции. В этом проявился весь наш креатив: выстроить ассоциативный ряд, чтобы он привел к нужному понятию. Это была задача для головы, и мы успешно справились. А на блиц-вопросах с ограниченным временем ведущая подобно Тине Канделаки старалась говорить слова четко и быстро, чтобы команда не переспрашивала, теряя время. Все прошло на «отлично».

Надеюсь, ребята смогли закрепить полученные знания и открыть для себя что-то новое, повысить интерес к творчеству, чтению и литературе в целом.

Заключение

Итак, мы рассказали обо всех станциях, которые посетили ребята, участвуя в литературном конкурсе, о проделанной нами работе, о наших незабываемых впечатлениях. Безусловно, работая над этой частью нашего проекта, мы получили огромный опыт, обрели новые знания, узнали много интересной, увлекательной и полезной информации.

На наш взгляд, мы успешно выполнили свои задачи. Проведя литературное мероприятие такого рода, тем самым мы постарались повернуть лицо ребят от новомодных гаджетов к книге и чтению; заставили перечитать, прочитанное раньше и прочитать много нового и интересного; сделать из участников игры активных читателей, умеющих размышлять о прочитанном.

Мы постарались показать нашим читателям, что жизнь в библиотеке не замирает ни на минуту. Даже ночью книжное царство не спит, а его жители занимаются своими делами: общаются друг с другом, отправляются в путешествия.

Проанализировав нашу литературную квест-игру, мы выявили следующие плюсы и минусы:

Плюсы:

Узнали много нового. Все вопросы викторины были направлены не только на проверку знаний, но и на получение новой информации.
+ При подготовке к мероприятию прочитали много новых книг.
+ Вспомнили ранее изученное на уроках литературы
+ Провели много времени со своими друзьями, что способствовало еще большему сплочению нашего классного коллектива.
+ Воплотили в жизнь свою давнюю мечту: поучаствовать в каком-нибудь необычном лицейском мероприятии.
+ Еще раз напомнили ребятам о необходимости и важности чтения.

Минусы:

– Скованность и неуверенность некоторых членов команд. Ребята не смогли полностью показать свои знания.
– Не продумали конечный результат нашего мероприятия: заинтересовать ребят в выборе новой книги для чтения в конце праздника. Можно было бы подготовить рекламу нескольких книг, чтобы ребята захотели их прочитать. Например, сейчас широко используется такой вид рекламы книги, как «буктрейлер». Это видеоролики о книге. Нам можно было бы использовать их в нашем мероприятии. Мы думаем, что создание буктрейлеров будет еще одной частью нашего проекта по чтению, который мы закончим в следующем учебном году.

Развитие читательской активности – одна из важнейших задач школы и библиотеки. Читательские предпочтения школьников убеждают в возрастающей значимости влияния школы и библиотеки на развитие личности ученика. Налицо и позитивные, и негативные тенденции. Поэтому многие учителя озабочены преодолением разрыва между изучением литературы под руководством преподавателя и самостоятельным чтением ученика.

Организация конкурсов, публикация читательских отзывов о книгах, организация литературных викторин, диспутов и обсуждение книг в молодежной среде при умелом руководстве взрослых способно сдвинуть проблему детского чтения с мертвой точки.

Приобщение детей к чтению имеет огромный социальный смысл: перед книгой все дети равны.

Список литературы.

  1. Чудинова, В.П. Чтение детей как национальная ценность[Текст] /В.П.Чудинова, Е.И. Голубева. – Сб.: Профессия, 2004.–197с.
  2. Голубева, Е.И. Поддержка семейного чтения – общая задача специалистов [Текст]/Е.И. Голубева. – Сб.: Профессия, 2007. – 136с.
  3. Локсина, М.В. Загадки тридесятого царства [Текст] / М.В. Локсина.–Волгоград:Учитель, 2013. – 138с.
  4. Ромашина, Н.Ф. Литература. 9-11 классы: викторины [Текст] /Н.Ф. Ромашина.– Волгоград: Учитель, 2008. – 204с.
  5. Чудинова, В.П. Чтение «компьютерных мальчиков»: результаты исследования/ В.П. Чудинова: [Электронный ресурс] /Режим доступа:http:/net.teacher.fio.ru/news.php (Заглавие с экрана)

Литературная игра для младших школьников

Литературно - интеллектуальная игра для младших школьников «В гостях у Севы Читайкина»

Кряжевских Елена Викторовна, учитель начальных классов МБОУ «Лицей № 28 г. Йошкар-Олы»
Цель: Развитие любви и интереса к чтению книг.
Задачи: 1. Проверить, как прочитали за лето рекомендательный список книг.
2. Развивать таких качества, как умение рассуждать, делать выводы, оценивать поступки героев; развивать память, внимание.
3. Воспитывать внимание к слову, уважение к авторам книг, умение принимать решение, слушать друг друга, играть командой.
Оборудование: Проектор, экран, компьютер.
Возраст: Игра предназначена для учащихся 2 - 3 классов, будет интересна учителям начальных классов, воспитателям групп продленного дня.

Аннотация:
На лето каждый выпускник первого класса получает рекомендательный список книг для летнего чтения. Это делаю с целью ориентации в многообразии книг, формировании читательского интереса, возможности выбора любимой книги. С другой стороны – появляется обязанность в чтении книг, что важно для тех детей, для кого книга пока не стала другом. Как проверить насколько внимательно дети читали летом? Как сделать это ненавязчиво и интересно? Для этого и предназначена игра. Все задания составлены на основе книг из рекомендательного списка, который привожу в приложении.
Сева Читайкин – герой, который появляется иногда на уроках литературного чтения. Он остроумный, чтение книг – его любимое занятие. Часто он предлагает ученикам сложные, требующие размышлений, вопросы.
Интерактивная игра состоит из пяти категорий:
«Стихи»
«Сказки»
«О животных»
«О детях»
«Детские писатели»
В каждой категории 5 вопросов стоимостью 10, 20, 30, 40, 50 баллов.

Инструкция по применению:
Класс делится на несколько команд. Деление на команды можно провести по жеребьевке, по рядам, по желанию.

На слайде 2 изображено игровое поле. Играющие команды по очереди выбирает категорию и количество баллов. Переход на слайд с вопросом происходит по кнопке с баллами. При правильном ответе команде присуждается соответствующее вопросу количество баллов. Результаты фиксируются на доске.
Каждому вопросу соответствует красочный слайд. Правильные ответы появляются по щелчку. Возврат на игровое поле осуществляется по кнопке в правом нижнем углу.
Сыгравший номер при возврате на игровое поле пропадает.

Игровое поле включает две кнопки с баллами, которые открывают не вопрос, а физкультминутки. В категории "Животные" выбор 10 баллов открывает "Зарядку маленьких зверят" и в категории "Сказки" выбор 20 баллов открывает "Сказочную зарядку". Физкультминутки выполняют все команды, баллы начисляются той команде, которая сделала выбор.
Выигрывает команда, набравшая большее количество баллов. Необходимо продумать награждение победителям, конфеты - всем участникам.
В конспекте привожу не все слайды, чтобы конспект не был слишком громоздким.

Категория 1. Стихи
10 баллов
Почему я встал у стенки?
У меня... дрожат коленки...
Чего же так боялся мальчик из стихотворения Сергея Михалкова?
Ответ: Мальчик боялся уколов.
20 баллов
Дама сдавала в багаж …
Кто автор этих строк? Что дама сдавала в багаж?
Ответ: Стихотворение С. Я. Маршака
Дама сдавала в багаж …
Диван, чемодан, саквояж,
Корзину, картину, картонку
И маленькую собачонку.

30 баллов

В 1935 году в журнале «Пионер» впервые была опубликована поэма С.Михалкова "Дядя Стёпа". Этот литературный герой был любим всеми детьми. Какой подвиг совершил дядя Степа?

Ответ: Жив, здоров и невредим
Мальчик Вася Бородин.
Дядя Степа в этот раз
Утопающего спас.
40 баллов
Угадай стихотворение и автора
“Мальчик мечтал, чтобы мама купила ему снегиря, ради этого стал послушным и вежливым, перестал обижать девочек, но когда снегирь был ему подарен, засомневался, стоит ли ему и дальше быть примерным мальчиком”.

Ответ: Стихотворение «Снегирь»
50 баллов

Появись лекарство это,
Я купил бы два пакета.
Нет, не два, а целых три.
Нужно, что ни говори.
Вспомните, о каком лекарстве идет речь в стихотворении «Чудесные таблетки»?
Ответ: Лекарство от лени.
Категория 2. Сказки
10 баллов
Героиня какой сказки говорила про себя: «из вешнего снегу скатана, вешним солнышком подрумянена». Кто автор сказки?



Ответ: В. Даль «Девочка Снегурочка»
20 баллов


Сказочная зарядка
В тёмном лесу есть избушка. (шагаем)
Стоит задом наперёд, (поворот)
В той избушке есть старушка, (наклоны)
Бабушка Яга зовут. (поворот обратно)
Нос крючком, (показать нос)
Глаза большие, (показать глаза)
Словно угольки горят.
Ух, сердитая какая! (грозим пальцем)
Дыбом волосы стоят! (руки вверх)
30 баллов

Выражение «Остаться у разбитого корыта» стало крылатым выражением. Когда так говорят? Какое отношение имеет это выражение к А. С. Пушкину?
Ответ: Так говорят про человека, который все потерял, остался ни с чем, как старуха в сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
40 баллов
Кому из героев Шарля Перро принадлежат эти вещи: сапоги, хрустальная туфелька, прялка и веретено, корзинка с пирожками, белые камешки?

Ответ: Сапоги – коту из сказки «Кот в сапогах», туфелька – Золушке из одноименной сказки, корзинка – Красной Шапочке, прялка – старушке из сказки «Спящая красавица», камешки – Мальчику-с-пальчику.
50 баллов
Многие литературные герои становятся любимыми для многих поколений читателей. Так произошло и с этим литературным героем. Ему поставлены памятники в Тобольске, Астрахани, Ишиме. Внимательно рассмотри памятники и отгадай героев.

Ответ: Это Конек – Горбунок и Иван.
Категория 3. О животных
10 баллов

Физкультминутка «Зарядка маленьких зверят»
Раз - присядка,
Два - прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята, как проснутся,
Любят долго потянуться,
Обязательно зевнуть,
Рыжим хвостиком вильнуть.
А волчата - спинку выгнуть
И легонечко подпрыгнуть.
Ну а Мишка косолапый,
Широко расставив лапы,
То двумя, то всеми вместе
Долго топчется на месте.
20 баллов
Назовите автора сказки о маленьком храбром мышонке – путешественнике.


Ответ: Виталий Бианки «Мышонок Пик»
30 баллов
Угадай басню. Звучит отрывок из басни в исполнении актера Олега Табакова.
Ответ: Звучит отрывок басни «Кукушка и петух»
40 баллов
К героине какого рассказа В. М. Гаршина подходит пословица «Ум тянет человека вверх, а хвастовство – вниз» Объясните.

Ответ: Пословица подходит к лягушке из сказки В. Гаршина «Лягушка – путешественница». Сообразительность помогла лягушке подняться в небо, а хвастовство, желание прославиться чуть не погубило лягушку.
50 баллов


О ком из животных не говорится в рассказе Г. Скребицкого « Кот Иванович»?
Ответ: В рассказе не говорится о петухе.
Категория 4. О детях
10 баллов

Какое волшебное слово помогло Павлику выполнить желания в рассказе В. Осеевой?
Ответ: Пожалуйста.
20 баллов

В одной сказке четыре злых волшебника решили вернуть себе молодость. Все, что для этого нужно было сделать - найти юных лентяев и воспользоваться растраченным ими временем. Ведь тот, кто впустую тратит время, сам не замечает, как стареет. Кто автор этой поучительной сказки?
Ответ: Е. Шварц «Сказка о потерянном времени».
30 баллов

Какое желание Жени из сказки В. Катаева «Цветик- семицветик» считаешь самым важным»?
Ответ: Самым важным было последнее желание о выздоровлении Вити.
40 баллов

Какие чудеса можно было совершить с помощью волшебного колечка в рассказе К. Паустовского «Стальное колечко»?
Ответ: Если наденешь колечко на средний палец – получишь здоровье, на безымянный - большущая радость, на указательный - увидишь весь мир.
50 баллов
Из книг какого автора эти герои?

Ответ: На слайде представлены иллюстрации к рассказам Н. Носова «Огородники», «Ступеньки», «На горке», «Мишкина каша», «Телефон», «Фантазеры».
Категория 5. Детские писатели
10 баллов
Назовите фамилию Дениски – героя рассказов Виктора Драгунского.
Ответ: Кораблев.
20 баллов

Назови героев рассказов Любови Воронковой «Подружки идут в школу», «Командир звездочки», «Солнечный денек»
Ответ: Танюша, Аленка, Демушка.
30 баллов
Кто придумал этих замечательных героев?

Ответ: На слайде представлены герои Эдуарда Успенского: Крокодил Гена, Чебурашка, старуха Шапокляк, дядя Федор, пес Шарик, кот Матроскин, Хватайка, почтальон Печкин, корова Мурка, теленок Гаврюша.
40 баллов
Узнай рассказ В. Драгунского по иллюстрации.

Ответ: На слайде представлены иллюстрации к рассказам В. Драгунского «Сестра моя Ксения», «Он живой и светится», «Тайное всегда становится явным», «Куриный бульон», «Где это видано, где это слыхано…»
50 баллов
Этот литературный герой Эдуарда Успенского стал талисманом олимпийской сборной России с 2004 года.
Ответ: Чебурашка.

Подробности Опубликовано 26 Май 2014

Литературная игра-викторина «Кто умнее всех?»

Участники:

Ведущая, класс игроков.

Предварительная подготовка.

Из листка цветной бумаги нарезаются квадратики произвольного размера. Всего потребуется несколько десятков подобных квадратиков. Каждый игрок, давший правильный ответ на вопрос ведущего, получает в качестве поощрения такой квадратик. В конце игры ребята проводят подсчет квадратиков, и тот, кто набрал их наибольшее количество, становится победителем игры. Поскольку игра состоит из двух частей, то лучше будет, если учитель запасется квадратиками двух разных цветов - для первого и второго туров.

Примечание.

Предлагаемый сценарий можно использовать для проведения не одного, а двух и даже трех мероприятий, поскольку каждый из разделов соревнования содержит большой резерв игрового материала.

Ведущая.

Ребята, сегодня мы проведем с вами веселую игру под названием «Кто умнее всех», где вы должны будете вспомнить некоторых героев популярных детских книжек - то, как их звали, где они жили, и в какие приключения попадали. Только не спешите делать скучные лица. Все задания в этой игре вовсе не будут для вас трудными. Наоборот, я думаю, что вы станете их выполнять с улыбкой. Игра будет проходить так: я задаю вопрос, и тот, кто первым поднимет руку и даст при этом правильный ответ, получит от меня вот такой квадратик из бумаги. А наблюдать за тем, кто поднял руку первым, а кто вторым и так далее, будут мои помощники (представляет помощников). А в конце игры мы подсчитаем, кто сколько квадратиков набрал. Кто сумеет дать наибольшее число правильных ответов, тот получит больше квадратиков, тот и окажется победителем. Давайте начнем нашу игру с самых легких заданий.

Вот первое задание.

Надо дополнить имя литературного героя. Например, я говорю слово «баба», а вы должны закончить - «Яга», я говорю «папа», а ваш ответ - «Карло». И так далее -понятно условие игры? Тогда начнем. За каждый верный ответ вы будете получать поощрительную карточку. (Поочередно называет слова, к которым ребята должны назвать недостающую литературную «пару») .

  • Муха (цокотуха, горюха),
  • курочка (ряба),
  • лисичка (сестричка),
  • конек (горбунок),
  • сивка (бурка),
  • Иванушка (братец, дурачок),
  • дядя (Федор, Степа),
  • крокодил (Гена),
  • доктор (Айболит),
  • акула (каракула),
  • попугай (Карудо (Кеша и пр.)),
  • собака (Авва),
  • свинка (Хрю-хрю),
  • обезьяна (Чи-чи),
  • разбойник (Бармалей (Соловей),
  • Карабас (Барабас),
  • царь (Салтан, Горох, Дадон),
  • Али (Баба),
  • Илья (Муромец),
  • Винни (Пух),
  • Кристофер (Робин),
  • Железный (Дровосек),
  • питон (Каа),
  • тигр (Шерхан),
  • пантера (Багира),
  • Кощей (Бессмертный).

Ведущая.

А теперь - второе задание.

Давайте вспомним, чем нам нравятся сказки? Наверное, тем, что в сказках могут оживать и разговаривать с нами самые необычные персонажи - животные, куклы, деревья, цветы и даже соломенные чучела. Вот сейчас вам надо будет вспомнить, какой из персонажей носил следующее имя.

  • Рикки-Тикки-Тави (мангуст),
  • Винни-Пух (плюшевый медвежонок),
  • Буратино (деревянный человечек),
  • Мойдодыр (умывальник),
  • Страшила (соломенное чучело),
  • гадкий утенок (лебедь),
  • Малыш (мальчик),
  • Гена (крокодил),
  • маркиз Карабас
  • (сын мельника),
  • Суок (девочка),
  • Тянитолкай (невиданный зверь с двумя головами),
  • Ослиная Шкура (принцесса),
  • Матроскин (кот).

Третий этап игры похож на предыдущий, где вы угадывали, кем являлся названный герой. Он называется «Человек - не человек». И теперь вам предстоит вспомнить, человеком или еще каким-нибудь существом был названный герой. Только этот этап игры еще носит своеобразное название «Молчанка». Вам не надо давать вслух ответа на мой вопрос. А следует только кивнуть головой, если герой человек, это значит, что вы согласны с тем, что этот герой - человек. А если этот герой - не человек, вам надо хлопнуть в ладоши. Запомнили? Если это человек - кивните головой, ели нет - хлопните в ладоши, будьте внимательны. Итак, быстро вспоминаем и показываем условными знаками, кто такой:

  • Авва (не человек),
  • Пятачок (не человек),
  • царь Дадон (человек),
  • мама девочки Элли (человек),
  • Сивка-Бурка (не человек),
  • Мышиный король (не человек),
  • синьор Помидор (не человек),
  • гимнаст Тибул (человек),
  • Али-Баба (человек),
  • Оле-Лукойле (не человек),
  • Илья муромец (человек),
  • Багира (не человек),
  • крошка Ру (не человек),
  • пудель Артемон (не человек),
  • Маугли (человек).

Первая часть нашей игры подошла к концу. Теперь я прошу подсчитать, кто сколько талончиков набрал. Три человека, которые набрали наибольшее число талончиков, становятся лидерами. Им предстоит участвовать во второй части нашей игры, где и выявится ее настоящий победитель. За свои правильные ответы лидеры тоже будут получать талончики, только другого цвета, чтобы не спутать их с призами за первую часть игры.

Итак, вторая часть игры, которая называется «Игра с лидерами».

Задания второй части будут похожи на задания первой части, только чуть посложнее. И вторая часть, как и первая, будет состоять из нескольких этапов.

Первый этап игры - «Место жительства» - угадайте, где жили герои разных книг:

  • Карлсон (на крыше),
  • Винни-Пух (на Пуховой опушке),
  • дядя Федор (в деревне Простоквашино),
  • Незнайка (в Цветочном городе),
  • Муми-тролли (в долине Муми-троллей),
  • Маугли (в джунглях),
  • волшебник Гудвин (в Изумрудном городе),
  • Щелкунчик (в городе Конфетенбурге),
  • девочка по имени Яло (в Королевстве Кривых зеркал),
  • Тянитолкай (в Африке),
  • Маленький Принц (на звезде),
  • Белый кролик и Чеширский кот (в стране Чудес).

Второй этап - «Начало книжки».

Угадайте название книги по ее началу. Вам надо выслушать начальную фразу из книги и вспомнить ее название.

  • «Было семь часов знойного вечера в Сионийских горах, когда Отец Волк проснулся после дневного отдыха» (Р. Киплинг, «Маугли»).
  • «В городе Стокгольме, на самой обыкновенной улице, в самом обыкновенном доме живет самая обыкновенная шведская семья по фамилии Свантесон». (А. Линдгрен, «Малыш и Карлсон»).
  • «За горами, за лесами,
    За широкими морями,
    Не на небе, на земле
    Жил старик в одном селе». (П. Ершов, «Конек-горбунок».).
  • «Среди обширной канзасской степи жила девочка Элли». (А. Волков, «Волшебник Изумрудного города»).
  • «Давным-давно в городке на берегу Средиземного моря жил старый столяр Джузеппе, по прозванию Сизый Нос». (А. Толстой, «Золотой ключик, или приключения Буратино».).
  • «В одном густом тропическом лесу жил да был очень забавный зверек. Звали его Чебурашка». (Э. Успенский, «Крокодил Гена и его друзья».).
  • «В одном сказочном городе жили коротышки». (Н. Носов, «Приключения Незнайки и его друзей»).
  • «Одеяло убежало.
    Улетела простыня,
    И подушка, как лягушка,
    Ускакала от меня». (К. Чуковский, «Мойдодыр».).
  • «У одних родителей мальчик был. Звали его дядя Федор». (Э.Успенский, «Дядя Федор, пес и кот»).
  • «Три девицы под окном
    Пряли поздно вечерком». (А. С. Пушкин, «Сказка о царе Саптане, о сыне его, славном и могущественном богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»).
  • «Жил-был доктор. Он был добрый». (К Чуковский, «Доктор Айболит»),
  • «Время волшебников прошло. По всей вероятности, их никогда и не было». (Ю. Олеша, «Три толстяка»).
  • «Однажды мы гуляли во дворе - Аленка, Мишка и я». (В. Драгунский, «Заколдованная буква»).
  • «Жил-был поп
    Толоконный лоб». (А. С. Пушкин, «Сказка о попе и о работнике его Балде»).
  • «Знаешь ли ты, сколько месяцев в году? Двенадцать. А как их зовут?» (С. Маршак, «Двенадцать месяцев»).
  • «Жил в нашем заводе старик один, по прозвищу Кокованя». (П. Бажов, «Серебряное копытце»).
  • «Поспела в лесу земляника. Взял папа кружку, взяла мама чашку, девочка Женя взяла кувшинчик, а маленькому Павлику дали блюдечко». (В. Катаев, «Дудочка и кувшинчик»).
  • «Жила когда-то королева, у которой родился сын, такой безобразный, что долгое время сомневались - человек ли он». Ш. Перро, «Рике с хохолком»).
  • «Жил старик со своею старухой
    У самого синего моря». (А. С. Пушкин, «Сказка о золотой рыбке»).
  • «Было когда-то на свете двадцать пять оловянных солдатиков». (Г.-X. Андерсен, «Стойкий оловянный солдатик»).

Третий этап - «Кошечки и собачки».

В зависимости от того, какое животное имеется среди персонажей названной мною книги, вам надо будет залаять или замяукать, а потом назвать это животное. Обратите внимание, в некоторых из книг вам будут встречаться двое этих животных одновременно.

  • «Малыш и Карлсон, который живет на крыше». (Собака Бимбо).
  • «Крокодил Гена и его друзья». (Собака Тобик).
  • «Золотой ключик, или приключения Буратино». (Кот Базилио и пудель Артемон).
  • Русская народная сказка «Репка» (Собака Жучка и кошка Мурка).
  • «Доктор Айболит» (Собака Авва).
  • Русская народная сказка в обработке В. И. Даля «Снегурочка» (Собака Жучка).
  • «Белолобый» (Собака Белолобый).
  • «Кот в сапогах» (Кот).

Теперь давайте подсчитаем, кто из лидеров набрал большее число карточек за правильные ответы, тот и будет победителем в нашей литературной игре.

См. также:

Квест по библиотеке «Знаем, бывали!»

Литературный квест - это один из вариантов игры-поиска, столь популярной в наше время в подростковой среде. Маршрут литературного квеста связан с сюжетом и героями предложенных для чтения книг. Каждая остановка в маршруте - это отделы библиотеки, где предстоить выполнить свои задания или ответить на вопросы викторины. Эта игра не только знакомит участников с новыми интересными книгами, но и помогает им лучше узнать творчество писателей, художников.

Цель: развивать любознательность и интерес к чтению книг; обогащать словарный запас учащихся; воспитывать внимательного читателя и любовь к книгам, умение работать в команде.

Оборудование: маршрутный лист для каждой команды (маршрутный лист выполнен в виде сказочной карты с отмеченными на ней станциями, выдаётся каждой команде с учетом того, что они не должны пересекаться на одной и той же станции – игра идёт одновременно для всех команд).

Пояснения: Игра длится примерно 1 час. В сценарии собраны возможные оформления станций. Остановка на одной станции 7 – 10 минут. Станции можно убрать, можно придумать дополнительные.

Заранее нужно приготовить пазлы, собирая которые в конце квеста, ребята должны получить картинку – эмблема библиотеки. На каждой станции ребята получают в свой конверт один пазл от общей картинки. То есть картинку делим на столько пазлов, сколько станций будет в игре .

Детей встречает ведущий библиотекарь, он же направляет команды по станциям и помогает ориентироваться в ходе квеста. Перед началом квеста каждая команда получает маршрутный лист и конверт для пазлов.

Библиотекарь:

Собрались все дети в круг

Ты мой друг и я твой друг

Крепче за руки возьмемся

И друг дугу улыбнемся.

Итак, друзья! Отправляемся в путь! Нас ждут интересные встречи, познавательные задания и весёлая игра!

СТАНЦИЯ 1. «Сложи ПАЗЛЫ» (проходит в отделе автоматизации )

Библиотекарь заранее готовит онлайн-пазлы на компьютере. Приготовленную онлайн-игру выводит на большой интерактивный экран. Ребятам по очереди предстоит собирать по пазлу, пока не получится иллюстрация из книги. Далее необходимо угадать автора и название книги по иллюстрации.

Получают первый пазл .

СТАНЦИЯ 2. «БЮРО НАХОДОК» (проходит в комнате сказок)

Кто из литературных героев потерял эти вещи? Назовите автора и название сказки:

(можно предметы распечатать и показывать как картинки, можно показывать на экране, можно подобрать реальные вещи)

    Полено (папа Карло, А. Толстой «Приключения Буратино или Золотой ключик»)

    Азбука (Буратино, А. Толстой «Приключения Буратино…»)

    Хрустальный башмачок (Золушка, Г. Х. Андерсен «Золушка»)

    Красная шапочка (Красная шапочка, одноименная сказка Ш. Перро)

    Цветок («Цветик-семицветик» В. Катаев)

    Восточные башмачки с загнутыми носами (Маленький Мук, одноименная сказка В. Гауфа)

    Лампа (Л. Лагин «Старик Хоттабыч»)

    Горошина (Г.Х. Андерсен «Принцесса на горошине»)

    Шляпа (Джоан Роллинг. «Гарри Поттер»)

    Яблоко (мачеха, А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне»)

Получают второй пазл.

СТАНЦИЯ 3. «Стихи пишу сам» (встреча проходит в отделе искусств)

А вот здесь, друзья, вам придётся стать настоящими стихоплётами и придумать рифмы к словам:

Получают третий пазл.

СТАНЦИЯ 4. «Гусеничные тропы» (педагогический отдел)

На станции «Гусеничные тропы» дети делятся на две команды. Каждая команда получает лист с нарисованной сказочной головой гусеницы (можно из мультфильма «Лунтик», Вупсень и Пупсень). У ведущего на станции вырезанные из бумаги зелёные круги, которые он раздаёт детям за каждый правильный ответ. Дети приклеивают из кругов туловище гусеницы. Итак, у кого гусеница больше?

Вопросы для викторины:

    Кто пошёл рыбу ловить, и оставил хвост в проруби?

    Чем кормила лиса журавля?

    Главные слова кота Леопольда.

    Из чего фея сделала карету Золушке?

    Как звали корову кота Матроскина?

    Любимая песенка крокодила Гены.

    Кто говорил: «Это неправильные пчёлы, они делают неправиль-

    ный мёд»?

    В каком городе жил Незнайка?

    Где находится смерть Кощея Бессмертного?

    Кто сказал: «Не печалься, ступай себе с Богом. Будет тебе новое корыто»?

    Почему Буратино не утонул в пруду?

    Кого спасла Дюймовочка?

    Кто говорил: «Свет мой зеркальце, скажи, да всю правду доложи. Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?»

    Какими словами начинаются русские сказки?

    Назовите любимое выражение Карлсона?

    Кто говорил: «По щучьему велению, по моему хотению?»

    Как позвать Сивку-Бурку?

    Как звали маленькую девочку, которая жила в цветке?

    Какого цвета были волосы у Мальвины?

    Что потеряла Золушка после бала?

    В чем летает Баба Яга?

    Кто говорил: «Спокойствие, только спокойствие?»

Получают четвертый пазл.

СТАНЦИЯ 5. «Сказочный винегрет» (младший читальный зал)

На этой станции детям раздаются распечатанные кроссворды. Необходимо за определённое время вписать все задания. Команда получает столько баллов, сколько верно отгадала слов.

Получают пятый пазл.

СТАНЦИЯ 6. «Безумное чаепитие» (старший абонемент)

На станции детей встречает Шляпник и Кролик. Накрыты столы (чай и печенье), но в чашечках нет чая.

Кто это к нам пришёл? Дети какие-то… Откуда вы свалились в нашу нору? Хотите вместе с нами устроить безумное чаепитие? Тогда – быстрее к столу! Но дело в том, что чашки пусты. Их нужно наполнить чаем. Около тарелочек лежат листочки, на них написаны слова. Найдите весь ЧАЙ.

Слова для задания:

  • широЧАЙший

  • мельЧАЙший

  • слуЧАЙно

    велиЧАЙший

    необыЧАЙный

    чрезвыЧАЙность

    невзнаЧАЙ

Когда весь ЧАЙ нашелся, Кролик и Шляпник разливают чай по кружкам и начитается чаепитие.

Получают шестой пазл .

После того, как все команды прошли все станции и все напились чая, ведущая приглашает всех в старший читальный зал и предлагает собрать картинку из полученных пазлов. Проверяет, у всех ли хватает деталей.

Что получилось у вас? Библиотека!!!

Можно вручить диплом об успешном прохождении квеста.

На этом наш квест заканчивается! Ждём вас в гости за новыми книгами!