Теплые вещи

Репортаж как особый публицистический жанр. Репортаж как особый публицистический жанр Применение знаний и умений

Введение 3

1. Публицистический стиль 5

1.1. Основные признаки публицистического стиля речи 5

1.2. Средства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле речи 9

2. Жанры публицистического стиля речи 10

2.1. Путевой очерк 11

2.2. Портретный очерк 11

2.3. Проблемный очерк 12

Заключение 13

Список литературы 15

Введение

В зависимости от целей и задач, которые ставятся в процессе общения, происходит отбор различных языковых средств. В результате создаются своеобразные разновидности единого литературного языка – функциональные стиль.

Слово «стиль» (от. греч. stylus – стержень для письма на восковых дощечках) приобрело в дальнейшем значение «почерк», а позднее стало означать манеру, способ, особенности речи.

Слово «стиль» стало означать уже качество написанного. В этом суть стилистики – умение выразить свою мысль по-разному, различными языковыми средствами, что и отличает один стиль речи от другого.

Стили языка получили название функциональных потому, что они выполняют важнейшие функции, являясь средством общения, сообщения определенной информации и воздействия на слушателя или читателя.

Язык полифункционален – он выполняет, как уже говорилось, несколько функций, формирующих основные разновидности языка. Используя эти стили, язык оказывается способным выразить сложную научную мысль, глубокую философскую мудрость, точно и строго сформулировать законы, превратиться в поэтические строфы или отобразить в эпопее многоплановую жизнь народа. Функции и функциональные стили обуславливают стилистическую гибкость языка, многообразные возможности выражения мысли.

Функции языка формирует стиль, определяя ту или иную манеру изложения –точную, объективную, конкретно-изобразительную, информативно-деловую. В соответствии с этим каждый функциональный стиль выбирает из литературного языка те слова и выражения, те формы и конструкции, которые могут наилучшим образом выполнить внутреннюю задачу данного стиля.

Функциональные стили являются исторически сложившимися и социально осознанными системами речевых средств, которые используются в той или иной сфере общения и соотносятся с той или иной сферой профессиональной деятельности.

Современному русскому литературному языку присущи книжные функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой, которые используются преимущественно в письменной форме речи, и разговорный, применяющийся главным образом в устной форме речи.

Рассмотрим публицистический стиль русского языка более подробно.

1. Публицистический стиль

1.1. Основные признаки публицистического стиля речи

Публицистический стиль читается особенно сложным и разветвленным, характеризующимся многочисленными переходным (межстилевыми) влиянием. Основные его подстили – политико-агитационный (воззвания, приказы, прокламация), официальный политико-идеологический (партийные документы), собственно публицистический – в узком смысле слова (памфлеты, очерки, фельетоны и т.п.), газетный.

В свою очередь, каждый подстиль подразделяется на разновидности в зависимости от жанровых и иных особенностей. Жанровые различия здесь очень ощутимы.

Весьма сложным оказывается внутристилевое расслоение газетной речи. Стилевые различия в ней обусловлены прежде всего преобладанием в конкретном тексте одной из основных газетных функций – информативной или пропагандистской. Кроме того, некоторые специфические газетные жанры (передовица, репортаж, интервью, информация и др.) отличаются по стилевым особенностям от всех прочих. Различия стиля объясняются и направленностью издающего органа, специализацией газеты, тематикой содержания и авторской манерой изложения.

В газетных жанрах весьма ощутимым переходные, межстилевые влияния, например воздействия художественно-беллетристического стиля на очерк, фельетон, репортаж. Очерк является синтетическим художественно-публицистическим жанром, и это отражается в его стиле, однако газетный очерк отличается по стилю от собственно художественного. Газета, являясь популяризатором знаний в области техники, экономики и т.п., использует в ряде своих материалов особую разновидность научно-популярного и научно-публицистического стиля. Воздействие научного стиля проявляется также в проблемных статьях, где дается аналитико-обобщенное изложение предмета речи. Несмотря на разнообразие газетных материалов (что находит отражение в стиле речи), можно говорить об общих принципах построения газетной речи, об общности ее функций, структуры и стилевой окраски, следовательно, о газетном подстиле в целом.

Публицистика как сфера массовой коммуникации имеет и другие разновидности: радиопублицистика, кинопублицистика, телепублицистика. Каждой из них помимо общих черт, свойственных публицистике, присущи свои лингвостилистические различия. Выделяется и такая специальная сфера, как ораторская речь – особый публицистический подстил, представляющий собой сложное взаимодействие письменно-публицистической и устно-публицистической речи. Вопрос о статусе ораторской речи в функционально-стилевом расслоении языка до сих пор не решен. Это устная форма продуманной, обычно заранее подготовленной, искусной речи, предполагающей специальное воздействие на слушателей. Ораторская форма речи неоднородна и тяготеет к функциональным стилям, соответствующим сферам их применения: ораторская публицистическая речь, академическое красноречие, судебное красноречие. Это тот сложный случай, когда пересекаются функциональные стили и формы речи. Все эти внутренние разновидности объединяет общая цель – воздействия на слушателей с расчетом достижения заранее предусмотренного эффекта.

Публицистический (идеолого-политический) стиль обслуживает широкую сферу общественных отношений – общественно-политических, культурных, спортивных и др. Наиболее полно публицистический стиль используется в газетах и общественно-политических журналах, а также на радио и телевидении, в документальном кино.

Публицистический стиль применяется и в письменной, и в устной формах, которые в рамках этого стиля тесно взаимодействуют и сближаются, причем основой более часто является письменная форма.

Публицистический стиль выполняет две основные функции – информационную и воздействующую – и используется для выражения разносторонней и всеобъемлющей информации. В газете получают широчайшее и регулярное отражение события в стране и за рубежом, но при непременном условии, что они представляют общественный интерес. Информационная функция неотделима от функции воздействия.

Информационная функция свойственна и другим стилям, например художественному, но характер информации здесь иной: в художественному, произведении действительность предстает не прямо не непосредственно, а в художественно-обобщенной форме, являясь результатом творческой фантазии художника; публицистика же отражает жизнь непосредственно, ее информация фактографична и документальна. Это не свидетельствует о том, что публицистике чужды типизация и обобщение, однако они проявляются не столько в воспроизведении самих фактов, сколько в их истолковании и освещении. Соотношение художественной литературы и публицистики, обусловленное различным характером сообщаемой ими информации, напоминает соотношение художественного и документального кинофильмов.

Функция воздействия не только объединяет публицистику и художественную литературу, но и разделяет их, так как характер ее в этих стилях принципиально различен. Функция воздействия в значительной мере определяется формой выражения позиции автора в художественном и в публицистическом произведениях: автор-публицист обычно выражает свою позицию прямо и открыто, а позиция автора-художника обычно проявляется в сложной речевой и композиционной структуре художественного произведения.

Жанрами публицистического стиля являются выступления на собраниях политического характера, передовая статья, теоретико-политическая статья, идеологическая консультация, международный обзор корреспонденция, репортаж, фельетон, памфлет, морально-этическая статья, очерк, спортивные обозрения и др.

Наиболее полно и широко во всем разнообразии жанров публицистический стиль представлен на газетных полосах = это постановления и приказы, политические доклады и речи, идеологические консультации и т. д. Поэтому понятия «язык газеты» и «публицистический стиль» нередко рассматриваются как тождественные или близкие.

Не все, что публикуется на страницах газеты, относится к публицистическому стилю. Так, стихотворение или рассказ, где бы они ни публиковались, относятся к художественному стилю, а постановление или приказ – к официально-деловому и др. собственно газетными следует считать такие жанры как передовая статья, корреспонденция, репортаж, фельетон, международный обзор. Спортивное обозрение, информация. О стилевом единстве газеты свидетельствует и то обстоятельство, что далеко не всякий жанр и не всякая словесная форма вписываются в язык газеты.

Важнейшим лингвистическим признаком газетно-публицистического подстиля является тесное взаимодействие и взаимопроникновение выразительных, эмоционально воздействующих речевых средств и стандартных средств языка, широко употребляемых именно в данном стиле.

Выразительность газетной публицистики обусловлена агитационно-пропагандистской функцией и отличается от выразительности языка художественной литературы. Присущая газете ориентация на массового многоликого читателя, широта и разнообразия тематики, открытость ее идеологических позиций – все эти особенности газеты требуют использования броских, мгновенно воспринимаемых выразительных средств.

Стремление к стандартизации языковых средств отражает информационную функцию газеты и в еще большей мере – условия ее функционирования.

Стандартными обычно считаются такие языковые средства, которые часто воспроизводятся в определенной речевой ситуации или (шире) в определенном функциональном стиле. Немало речевых стандартов в научном и официально-деловом стилях. Газетно-публицистический подстиль также имеет свои речевые стандартные средства: добрая традиция, кровавый переворот, международная гуманитарная помощь, нажить политический капитал, обострение обстановки и т.д.

Однако термин «стандарт» для газетно-публицистического подстиля следует помнить в более широком смысле, имея в виду не только специфические газетные, но и все языковые средства, которые отличаются стилистической и эмоциональной нейтральностью.

Если вам необходима конкретная информация, то вы обратитесь к информационным жанрам : заметке, репортажу, интервью, отчёту .

Информационная заметка рассказывает о том, где, когда, какое событие произошло, происходит, будет происходить. В расширенной информации добавляются комментирующие части, уточняющие почему, зачем, при каких обстоятельствах, как именно.

Репортаж характеризуется присутствием автора на месте события. Современный репортаж часто является смешанным жанром - информационно-аналитическим, где совмещаются описания активных действий журналиста для выяснения вопроса (интервью с очевидцами, участниками события) и анализ проблемы.

Современное интервью - полифункциональный жанр. Оно может быть как информационным (вопросы, задаваемые информированному лицу о событиях), так и аналитическим (беседа о проблеме) или публицистическим (портретное интервью).

Если вас интересует анализ происходящих событий, то вы будете читать тексты аналитических жанров: беседу, статью, корреспонденцию, рецензию, обзор.

Целью аналитических жанров является анализ журналистом социально значимой актуальной проблемы, сложившегося положения дел, события с точки зрения автора. Самый распространённый аналитический жанр - проблемная статья. Для неё характерна логичность изложения, в её основе лежит рассуждение, которое строится как доказательство главного тезиса. Статья может представлять собой как дедуктивное рассуждение - от главного тезиса к доказательствам, так и рассуждение индуктивное - от посыла к выводу. В отличие от рассуждения в научной статье, рассуждение в газетной статье носит эмоциональный характер, его главная цель - воздействие на читателя. В качестве фактологических доказательств могут использоваться различные эпизоды событий, мини-интервью. Автор выражает своё мнение, даёт оценки происходящему.

Для получения образного, конкретно-чувственного представления о факте или проблеме, используются тексты, написанные в художественно-публицистическом жанре: очерк, эссе, фельетон, памфлет .



Наибольшее влияние на публицистический стиль оказывает разговорная речь, особенно в жанрах радио-, тележурналистики. Это – устная публицистика. Особое место в публицистике занимает ораторская речь . В ней усилие делается на убеждение, т.е. присутствует не только логика, но и воздействие на чувства, призыв к действию. Максимальная приближенность текста к собеседнику усиливает его воздействующее влияние.

Поэтому в публицистическом стиле имеется большой выбор средств, помогающих сблизить автора с собеседником. Обращенность к собеседнику особенно характерна для телепередач. Автор (ведущий) пытается привлечь внимание зрителей и заставить их осмыслить происходящее.

В последние годы в жанровой системе публицистики произошли существенные изменения. Так, почти во всех газетах исчезла передовая статья . Почти пропали очерки и фельетоны. Большее место в газете, чем прежде, стал занимать жанр журналистского расследования . Вместе с тем популярными становятся жанры, в основе которых лежит диалог: интервью, "круглые столы", беседы, экспресс--интервью, позволяющие узнать информацию и мнение "из первых рук".

Жанры письменной публицистики Определение
Эссе Обычно эссе автобиографическое, личностное, представляет cвой взгляд на мир, на различные явления, свою ценностную позицию автор показывает через воспоминания, дневники, впечатления. Для передачи личностного восприятия, освоения мира автор эссе подбирает аналогии, привлекает многочисленные примеры, проводит параллели, использует всевозможные ассоциации. Эссе обладает собственным стилем. Ему характерны образность и афористичность. В эссе используется разнообразная лексика – от высокой до разговорной. Многообразны средства художественной выразительности: метафоры, аллегорические и притчевые образы, символы, сравнения.
Очерк Жанровую природу очерка определяют три начала – социологическое, публицистическое и образное. Первые два роднят очерк с журналистикой, третье – с художественной литературой. Социологическое начало очерка заключается в его направленности на исследование общественных отношений и проблем, в рассмотрении социальных сторон деятельности личности. Публицистическое начало проявляется в опоре на факты, в открытости, незавуалированности авторской позиции, в прямоте высказываемого мнения и оценки. Художественное начало очерка заключается в создании образной картины действительности, в которой ситуации, явления и характеры социально типизируются. В очерк могут быть включены статистические данные, документы, цитаты, хроникально-информационные вставки, интервью, лирические отступления и т. д. Семантико-стилистической особенностью очерка является образ автора. Автор ведет повествование, организует сюжет, формирует взгляд аудитории на описываемые события.
Интервью Интервью - полифункциональный жанр. Это могут быть тексты новостной журналистики, т.е. диалогическая форма представления только что совершившегося или текущего события. Это могут быть аналитические тексты, представляющие диалогическое обсуждение проблемы. Объединяются все эти далекие друг от друга по содержанию произведения (как далека заметка от статьи) только одним – формой диалога, который ведет журналист с информированным лицом.
Фельетон Фельетон объединяет в себе три начала: публицистическое (актуальность, злободневность, ярко выраженная оценочность), художественное(использование образных средств из арсенала художественной литературы) и сатирическое. Сатирическое начало служит дифференцирующим жанровым признаком фельетона. Его сущность заключается в комическом иносказании, которому подчинены все прочие элементы жанра. Главная задача фельетона как жанра сатирического – разоблачение отрицательных фактов действительности и последующее их искоренение из жизни общества. Сатирическая направленность фельетона определяет специфику использования в нем языковых средств, создающих комический эффект: гипербола (преувеличение), гротеск (искажение), фантастичность, ирония, литота (преуменьшение), пародирование.
Журналист-ское расследование Это трудный и опасный для журналиста, весьма распространённый в печати аналитический жанр, в котором автор по своей инициативе вскрывает причинно-следственные связи «кричащих» событий, а участники их преднамеренно скрывают факты, документы, стремясь сделать их недоступными. Предмет расследования – явления, события, приковывающие общественное внимание: случаи коррупции, политические, экономические, социально-бытовые преступления, которые утаиваются от общества. Цель расследования – раскрытие утаиваемого, разоблачение путём предоставления неоспоримых доказательств.
Репортаж Репорта́ж - сообщение с места событий. Жанр журналистики, спецификой которого числят оперативность. Кроме того, для этого жанра характерно беспристрастное (без оценок) освещение событий и подразумевается, что репортёр является очевидцем или участником описываемого. Автор репортажа - необязательно действующее лицо события, но он всегда - активный наблюдатель и комментатор действия. События в репортаже не инсценируются (как иногда принято думать), а воспроизводятся во всей их полноте. Иными словами, репортаж - жанр, дающий наглядное представление о событии через непосредственное восприятие автора - очевидца или участника события.

В настоящее время для системы жанров в целом характерно упразднение жанровых перегородок и появление гибридных жанров.

Презентация на тему: Жанры публицистического стиля. Путевой очерк





























1 из 28

Презентация на тему: Жанры публицистического стиля. Путевой очерк

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

№ слайда 3

Описание слайда:

Так же как и беллетристика, публицистика тематически неисчерпаема, огромен ее жанровый диапазон. К жанрам публицистического стиля можно отнести речи адвокатов, ораторов, выступления в печати (статья, заметка, репортаж, фельетон); а также путевой очерк, портретный очерк, эссе. Сегодня мы подробно остановимся на особенностях жанра очерка и его разновидностях. Публицистика, которую называют летописью современности, так как она во всей полноте отражает текущую историю, обращена к злободневным проблемам общества: политическим, социальным, бытовым, философским и т. д., близка к художественной литературе.

№ слайда 4

Описание слайда:

Слово "эссе" пришло в русский язык из французского и исторически восходит к латинскому слову exagium (взвешивание). Французское еззаi можно буквально перевести словами опыт, проба, попытка, набросок, очерк. Это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.

№ слайда 5

Описание слайда:

Основной задачей эссе является донесение информации или объяснение чего-либо. Эссе выполняет эту задачу посредством прямого авторского высказывания, а значит, в эссе не создаются ни персонажи, ни сюжет. Обычно эссе предполагает новое, субъективное мнение о какой-либо ситуации и может иметь философский, публицистический, критический, научно - популярный и др. характер.

№ слайда 6

Описание слайда:

Наличие конкретной темы или вопроса. Произведение, посвященное анализу широкого круга проблем, по определению не может быть выполнено в жанре эссе. Некоторые признаки эссе Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному вопросу и не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо, такое произведение может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно- популярный или чисто беллетристический характер. В содержании эссе оцениваются, в первую очередь, личность автора - его мировоззрение, мысли и чувства.

№ слайда 7

Описание слайда:

Тема эссе должна служить своей цели - побуждать к размышлению. Это может быть спорный тезис, либо известное изречение. Поэтому формулировка темы эссе обычно содержит в себе вопрос и проблему, например: «Нужно ли милосердие и сострадание в современном мире?» или «Доброта… Что это?" Тема эссе

№ слайда 8

Описание слайда:

В эссе предмет или явление служат словно предлогом для мыслей пишущего. Или писатель ходит кругами вокруг конкретной темы, словно «плетет кружево» или «паутину» повествования. Это качество можно наблюдать, анализируя названия. Часто в них появляется предлог «О», так как заглавие лишь приблизительно отражает содержание работы, или является первоначальной точкой для рассуждений автора, или не связано напрямую с темой эссе. Не случайно и наличие союзов «КАК», «ИЛИ». («О совести», «О природе слова», «Как читать книгу»). Эссе может быть посвящено философским и историческим проблемам, критическим и литературоведческим вопросам, автобиографическим фактам и многому другому.

№ слайда 9

Описание слайда:

Эссе может воплощаться в различные литературные формы: моральную проповедь, статью, дневник, рассказ, исповедь, речь и многие другие. Используя их возможности и пересекая жанровые границы, эссе сохраняет свою жанровую самостоятельность. («Исповедь молодого человека», «Эскиз познания прозаика», «Неотправленное письмо актрисы »).

№ слайда 10

Описание слайда:

1.Титульный лист (используется, в основном, в студенческих эссе). 2. Введение эссе. Суть и обоснование выбранной темы. На этом этапе необходимо сформулировать вопрос, на который будет найден ответ в ходе написания эссе. Кроме того, важно определить актуальность темы и термины, необходимые для ее раскрытия 3. Основная часть эссе. Изложение ответа на основной вопрос. Данная часть содержит анализ имеющихся данных и аргументацию точки зрения автора. В зависимости от вопроса, анализ можно проводить на основе различных философских категорий, например: причина - следствие, форма - содержание, часть - целое и т.п. Каждый абзац Вашего эссе должен содержать лишь одну законченную мысль. 4. Заключение эссе. Суммирование уже сделанных выводов, подведение общих итогов. Кроме того, можно еще раз повторить основные моменты эссе, сделать иллюстрирующую цитату, либо закончить сочинение возвышенными нотками. Структура эссе

№ слайда 11

Описание слайда:

Структура эссе определяется предъявляемыми к нему требованиями: Мысли автора эссе по проблеме излагаются в форме кратких тезисов (Т). Мысль должна быть подкреплена доказательствами, поэтому за тезисом следуют аргументы (А). Аргументы - это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнение ученых и др. Лучше приводить два аргумента в пользу каждого тезиса: один аргумент кажется неубедительным, три аргумента могут "перегрузить" изложение, выполненное в жанре, ориентированном на краткость и образность. Структура эссе Таким образом, эссе приобретает кольцевую структуру (количество тезисов и аргументов зависит от темы, избранного плана, логики развития мысли): вступление тезис, аргументы заключение.

№ слайда 12

Описание слайда:

Вступление и заключение должны фокусировать внимание на проблеме (во вступлении она ставится, в заключении - резюмируется мнение автора). Необходимо выделение абзацев, красных строк, установление логической связи абзацев: так достигается целостность работы. Стиль изложения: эссе присуще эмоциональность, экспрессивность, художественность. Специалисты полагают, что должный эффект обеспечивают короткие, простые, разнообразные по интонации предложения, умелое использование "самого современного" знака препинания - тире. Впрочем, стиль отражает особенности личности, об этом тоже полезно помнить. При написании эссе важно также учитывать следующие моменты: Классификация эссе С точки зрения содержания, эссе бывают: философскими, литературно - критическими, историческими, художественными, художественно - публицистическими, духовно - религиозными и др.

№ слайда 13

Описание слайда:

1.Небольшой объем. Каких-либо жестких границ, конечно, не существует. Объем эссе - от трех до семи страниц компьютерного текста. 2. Конкретная тема и подчеркнуто субъективная ее трактовка. Тема эссе всегда конкретна. Эссе не может содержать много тем или идей (мыслей). Оно отражает только один вариант, одну мысль. И развивает ее. Это ответ на один вопрос. Признаки эссе

№ слайда 14

Описание слайда:

3. Свободная композиция - важная особенность эссе. Исследователи отмечают, что эссе по своей природе устроено так, что не терпит никаких формальных рамок. Оно нередко строится вопреки законам логики, подчиняется произвольным ассоциациям, руководствуется принципом "Всё наоборот". 4. Непринужденность повествования. Автору эссе важно установить доверительный стиль общения с читателем; чтобы быть понятым, он избегает намеренно усложненных, неясных, излишне строгих построений. Исследователи отмечают, что хорошее эссе может написать только тот, кто свободно владеет темой, видит ее с различных сторон и готов предъявить читателю не исчерпывающий, но многоаспектный взгляд на явление, ставшее отправной точкой его размышлений.

№ слайда 15

Описание слайда:

5. Склонность к парадоксам. Эссе призвано удивить читателя (слушателя) - это, по мнению многих исследователей, его обязательное качество. Отправной точкой для размышлений, воплощенных в эссе, нередко является афористическое, яркое высказывание или парадоксальное определение, буквально сталкивающее на первый взгляд бесспорные, но взаимоисключающие друг друга утверждения, характеристики, тезисы. 6. Внутреннее смысловое единство. Возможно, это один из парадоксов жанра. Свободное по композиции, ориентированное на субъективность, эссе вместе с тем обладает внутренним смысловым единством, т.е. согласованностью ключевых тезисов и утверждений, внутренней гармонией аргументов и ассоциаций, непротиворечивостью тех суждений, в которых выражена личностная позиция автора.

№ слайда 16

Описание слайда:

7. Ориентация на разговорную речь. В то же время необходимо избегать употребления в эссе сленга, шаблонных фраз, сокращения слов, чересчур легкомысленного тона. Язык, употребляемый при написании эссе, должен восприниматься серьезно. Итак, при написании эссе важно определить (уяснить) его тему, определить желаемый объем и цели каждого параграфа. Начните с главной идеи или яркой фразы. Задача - сразу захватить внимание читателя (слушателя). Здесь часто применяется сравнительная аллегория, когда неожиданный факт или событие связывается с основной темой эссе

№ слайда 17

Описание слайда:

1.Обязательным формальным требованием данной работы является заголовок. Остальное: содержание, способ изложения мыслей, постановка проблемы, формулирование выводов и т.д. - пишется по усмотрению автора. 2. Главным требованием содержательного характера является высказывание взгляда автора на рассматриваемую проблему. Здесь возможны варианты: сопоставление уже известных точек зрения и мнения пишущего или только выражение субъективных мыслей автора по рассматриваемому вопросу. Общие рекомендации:

№ слайда 18

Описание слайда:

3. В качестве средств художественной выразительности при написании эссе приветствуется использование в меру различных метафор, ассоциаций, сравнений, приведение афоризмов, проведение параллелей и аналогий и т.п. Живость и динамичность тексту эссе обычно придают вопросы, неожиданные переходы, непредсказуемые выводы. 4. При написании эссе следует избегать таких фраз, как "В данном эссе я расскажу о…", "В этом эссе рассматривается проблема…" и т.п. Гораздо лучше заменить их вопросами, постановкой проблемы или обращением к читателю, ведь основная цель эссе - заинтересовать читателя, донести до него точку зрения автора, заставить задуматься над прочитанным, сделать свои собственные выводы по исследуемым вопросам. Главное при написании эссе - высказать СВОЮ точку зрения.

Описание слайда:

Толковый словарь. Очерк – 1.небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных событий (обычно социально значимых).2. Общее изложение какого-нибудь вопроса. Энциклопедический словарь. Очерк – 1. в художественной литературе одна из разновидностей рассказа, отличается большой описательностью, затрагивает преимущественно социальные проблемы. 2. публицистический, в том числе документальный, очерк излагает и анализирует различные факты и явления общественной жизни, как правило в сопровождении прямого истолкования их автором.

№ слайда 21

Описание слайда:

Бывают очерки и небольшие, публикуемые в газетах, и значительные по объему, публикуемые в журналах, и целые очерковые книги. Так, в свое время в журнале были опубликованы очерки М. Горького «В Америке». Целую книгу составляют очерки В. Овечкина о русской деревне 50-х годов - «Районные будни». Известны книги очерков В. Короленко, Л. Леонова, Д. Гранина, В. Лакшина, В. Распутина.

№ слайда 22

Описание слайда:

Очень популярен путевой очерк, путевые зарисовки. Поездки, экспедиции, встречи с интересными людьми дают богатый материал для достоверного и вместе с тем художественного описания края, для рассказа об интересных людях, их быте, для размышлений о жизни. Характерной особенностью очерка является документальность, достоверность фактов, событий, о которых речь. В нем называются подлинные имена и фамилии изображаемых лиц, действительные, а не вымышленные места событий, описывается реальная обстановка, указывается время действия, очерке, как и в художественном произведении, используются и выразительные средства, вводится элемент художественной типизации. Очерк, как и другие жанры публицистики, всегда поднимает какую-то важную проблему. Различают очерк путевой, в котором рассказывается о дорожных впечатлениях: даются зарисовки природы, быта людей Очерк портретный - раскрывает личность человека, его характер, и проблемный очерк, в котором поднимается какая- то социально значимая проблема, предлагаются, анализируются пути ее решения. Нередко в очерке сочетаются все его разновидности: в путевом - встречаются портретные зарисовки или волнующая автора проблема.

Описание слайда:

(Описание внешности героя; рассказ о его деле, профессии, творчестве; отдельные факты биографии; описание особенностей характера героя его речи; эпизод (или несколько эпизодов, раскрывающих в герое главное.) Что вы узнали из очерка о русском писателе, мастере устного рассказа Ираклии Андроникове? Каким вы представляете этого человека? Как вы думаете, из каких основных частей создается очерк?

№ слайда 25

Описание слайда:

В качестве начала очерка может быть использовано описание внешности героя, описание места действия, описание среды. Зачин может быть и повествовательным, если автор решил начать очерк с какого-либо эпизода, ярко характеризующего личность героя. Все зависит не только от писательской манеры, но и от тех задач, которые автор решает в своем очерке. Как начать портретный очерк? Очерк - это жанровая форма, в которой двигателем сюжетного развития, главным организующим материал фактором выступает авторское «я», образ автора (отношение его к действительности, к предмету изображения). Очерки могут быть более или менее сдержанными, строгими по степени самовыражения, по тону (это зависит от индивидуального вкуса и манеры), но обязательной чертой жанра остается тесная связь изложения с авторским «я». Как вы думаете, каково место авторской позиции в портретном очерке?

Описание слайда:

Каково место авторской позиции в очерке? Повторим Какие жанры публицистического стиля вы знаете? Что такое очерк? В чем особенность проблемного очерка? По какому типу речи строится проблемный очерк? Что такое путевой очерк? Приведите примеры. В чем отличие портретного очерка от портретной характеристики в художественном произведении?

№ слайда 28

Описание слайда:

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Публицист ический стиль и его особенности

Слово публицистический образовано от латинского слова publicus, что значит “общественный, государственный”. Однокоренными со словом публицистический являются слова публицистика (общественно-политическая литература на современные, актуальные темы) и публицист (автор произведений на общественно-политические темы). Этимологически все эти слова родственны слову публика, имеющему два значения: 1)посетители, зрители, слушатели; 2) люди, народ.

Цель публицистического стиля речи - информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убеждением его в чем-то, внушением ему определенных идей, взглядов, побуждением его к определенным поступкам, действиям.

Сфера употребления публицистического стиля речи - общественно-экономические, политические, культурные отношения.

Жанры публицистики - статья в газете, журнале, очерк, репортаж, интервью, фельетон, ораторская речь, судебная речь, выступление по радио, телевидению, на собрании, доклад.

Для публицистического стиля речи характерны логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность и соответствующие им языковые средства. В нем широко используется общественно-политическая лексика, разнообразные виды синтаксических конструкций.

Публицистический текст часто строится как научное рассуждение: выдвигается важная общественная проблема, анализируются и оцениваются возможные пути ее решении, делаются обобщения и выводы, материал располагается в строгой логичной последовательности, используется общенаучная терминология. Это сближает его с научным стилем.

Публицистические выступления отличаются достоверностью, точностью фактов, конкретностью, строгой обоснованностью. Это также сближает его с научным стилем речи. С другой стороны, для публицистической речи характерна страстность, призывность. Важнейшее требование, предъявляемое к публицистике, - общедоступность: она рассчитана на широкую аудиторию и должна быть понятна всем.

У публицистического стиля много общего и с художественным стилем речи. Чтобы эффективно воздействовать на читателя или слушателя, на его воображение и чувства, говорящий или пишущий использует эпитеты, сравнения, метафоры и другие образные средства, прибегает к помощи разговорных и даже просторечных слов и оборотов, фразеологических выражений, усиливающих эмоциональное воздействие речи.

Широко известны публицистические статьи литературных критиков В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова, Н.Г. Чернышевского, Н.В. Шелгунова, историков С.М. Соловьева, В.О. Ключевского, философов В.В. Розанова, Н.А. Бердяева, выступления выдающихся русских юристов А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако. К публицистическим жанрам обращались М. Горький (циклы «О современности», « В Америке», «Заметки о мещанстве», «Несвоевременные мысли»), В.Г. Короленко (письма А.В. Луначарскому), М.А. Шолохов, А.Н. Толстой, Л.М. Леонов. Известны своими публицистическими статьями писатели С.П. Залыгин, В.Г. Распутин, Д.А. Гранин, В.Я. Лакшин, академик Д.С. Лихачев.

К публицистическому стилю (как говорилось ранее) относится речь защитника или обвинителя на суде. И от их ораторского искусства, умения владеть словом, нередко зависит судьба человека.

Для публицистического стиля речи характерно широкое использование общественно-политической лексики, а также лексики, обозначающей понятия морали, этики, медицины, экономики, культуры, слов из области психологии, слов, обозначающих внутреннее состояние, переживания человека, и др.

В публицистическом стиле часто используются слова: с приставками а-, анти-, де-, меж-, раз- (с-); с суффиксами -и(я), -ци(я), -изаци(я), -изм, -ист; с корнями, близкими по значению к приставкам, все-, обще-, сверх-.

Для лексики публицистического стиля характерно использование образных средств, переносного значения слов, слов с ярко эмоциональной окраской.

Средства эмоционального воздействия, употребляемые в этом стиле речи, многообразны. В большинстве своем они напоминают изобразительно- выразительные средства художественного стиля речи с той, однако, разницей, что основным их назначением становится не создание художественных образов, а именно воздействие на читателя, слушателя, убеждение его в чем-то и информирование, передача сведений.

К эмоциональным средствам выразительности языка могут быть отнесены эпитеты (в том числе являющиеся приложением), сравнения, метафоры, риторические вопросы и обращения, лексические повторы, градация. Градация иногда сочетается с повтором (нельзя терять ни одной недели, ни одного дня, ни одной минуты), она может усиливаться грамматическими средствами: употреблением градационных союзов и союзных сочетаний (не только…, но и; не только…, а и; не только…, сколько). Сюда относятся фразеологизмы, пословицы, поговорки, разговорные обороты речи (в том числе просторечия); использование литературных образов, цитат, языковых средств юмора, иронии, сатиры (остроумных сравнений, иронических вставок, сатирического пересказа, парадирования, каламбуров).

Эмоциональные средства языка сочетаются в публицистическом стиле со строгой логической доказательностью, смысловым выделением особо важных слов, оборотов, отдельных частей высказывания.

Общественно-политическая лексика пополняется в результате заимствований, новообразований и возрождения известных ранее слов, но получивших новое значение (например: предприниматель, бизнес, рынок и др.).

В публицистическом стиле речи, как и в научном, часто используются существительные в родительном падеже в роли несогласованного определения типа голос мира, страны ближнего зарубежья. В предложениях в роли сказуемого часто выступают глаголы в форме повелительного наклонения, возвратные глаголы.

Д ля синтаксиса этого стиля речи характерно использование однородных членов, вводных слов и предложений, причастных и деепричастных оборотов, сложных синтаксических конструкций.

Жанры публицистического стиля

Одним из распространенных жанров публицистики является очерк.

Очерк - 1. Небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных событий (обычно социально значимых). Документальный, публицистический, бытовой. 2. Общее изложение какого-нибудь вопроса. О. русской истории. (Толковый словарь русского языка.)

Очерк - 1) В художественной литературе одна из разновидностей рассказа, отличается большой описательностью, затрагивает преимущественно социальные проблемы. 2) Публицистический, в том числе документальный, очерк излагает и анализирует различные факты и явления общественной жизни, как правило в сопровождении прямого истолкования их автором. (Энциклопедический словарь.)

Бывают очерки и небольшие, публикуемые в газетах, и значительные по объему, публикуемые в журналах, и целые очерковые книги. Так, в свое время в журнале были опубликованы очерки М.Горького «В Америке». Целую книгу составляют очерки В.Овечкина о русской деревне 50-х годов - «Районные будни». Известные книги очерков В.Короленко, Л.Леонова, Д.Гранина, В.Лакшина, В.Распутина.

Итак, опираясь на определения словарей, можно сделать вывод, что характерной особенностью очерка является документальность, достоверность фактов, событий , о которых идет речь. В нем называются подлинные имена и фамилии изображаемых лиц, действительные, а не вымышленные места событий, описывается реальная обстановка, указывается время действия. В очерке, как и художественном произведении, используются изобразительные средства, вводится элемент художественной типизации.

Очерк, как и другие жанры публицистики, всегда поднимает какую-то важную проблему.

Различают очерк путевой , в котором рассказывается о дорожных впечатлениях: даются зарисовки природы, быта людей, очерк портретный - раскрывает личность человека, его характер, и проблемный очерк , в котором поднимается какая-то социально значимая проблема, предлагаются, анализируются пути ее решения. Нередко в очерке сочетаются все его разновидности: в путевом - встречаются портретные зарисовки или волнующая автора проблема.

1. Путевой очерк.

Очень популярен путевой очерк , путевые зарисовки. Поездки, экспедиции, встречи с интересными людьми дают богатый материал для достоверного и вместе с тем художественного описания края, для рассказа об интересных людях, их быте, для размышлений о жизни.

Путевой очерк, путевой дневник, путевые заметки знатоков и любителей природы помогают нам лучше понять окружающую нас природную среду - ее звуки, краски, формы, ее таинственный язык, проникнуть в глубинную суть природных явлений.

2. Портретный очерк.

Герой портретного очерка - конкретный человек, обладающий теми или другими достоинствами и недостатками. В портретном очерке автор дает не только портрет в узком смысле этого слова, но и описание обстановки, к которой живет и работает герой очерка, рассказывает о его работе, интересах, увлечениях, о его взаимоотношениях с окружающими. Все это вместе помогает раскрыть внутренний мир героя очерка.

Внешний портрет - это не только описание лица, рук, цвета глаз, волос, прически, одежды, это и походка, жесты, манеры, особенности голоса, смеха. Очень важно сказать о выражении глаз, взгляде, улыбке. Вовсе не обязательно описывать все черты лица. Достаточно уловить и передать самое яркое, самое запоминающееся, самое характерное для данного человека.

«Внутренний» портрет - это характер человека, его внутренний мир: интересы, привычки, образ мыслей, отношение к делу, к людям, к самому себе, обычные для него настроения, поведение в разных ситуациях, его убеждения и взгляды, чувства и переживания.

Между внешним портретом человека и его «внутренним» портретом, т.е. характером, всегда существует связь, но ее надо уметь заметить и выразить. Характер человека может выражаться в улыбке, голосе, смехе, в движениях, привычных жестах, в характерных словах и оборотах речи. Чтобы заметить, понять эту связь, человека надо увидеть в разных ситуациях, не один раз встретиться с ним, понаблюдать за ним со стороны. И автор очерка беспрерывно ищет такие языковые средства: слова, речевые обороты, эпитеты, сравнения, метафоры, которые позволили бы наиболее полно, немногословно и в то же время ярко передать реальные черты изображаемого человека и выразить свое отношение к нему.

Для полноты и большей достоверности портрета в очерке используются биографические данные изображаемого лица, описывается обстановка, в которой действует герой, наиболее характерные и наиболее существенные (с точки зрения основной идеи, основного замысла) эпизоды из его жизни.

Как начать очерк? Этот вопрос каждый автор в каждом конкретном случае решает по-разному. Во вступлении автор обычно говорит о чем-то очень важном для понимания личности героя очерка. Оно должно заинтересовать, заинтриговать читателя, чтобы вызвать желание прочитать этот очерк до конца.

3. Проблемный очерк.

В центре проблемного очерка социально значимые вопросы: политические, экономические, морально-этические и др. Автор очерка пытается вмешаться в решение важных проблем, вступает в полемику со своими оппонентами.

В этом жанре публицистического стиля речи могут использоваться портретные зарисовки, но главным здесь оказывается не характер того или иного человека, а его отношение к данным вопросам, различные точки зрения, различные взгляды. В таком очерке можно встретить и путевые заметки, зарисовки. Но они тоже служат подтверждением позиции автора в споре, выражением определенного взгляда, одним из средств доказательства. Очерк такого типа носит полемический характер. Проблемный очерк строится по типу рассуждения.

Средства публицистического стиля (общественная и нравственно-этическая лексика, риторические вопросы и обращения, призывные интонации, гражданский пафос и т.д.) используются и в художественной литературе, и в поэзии - классической и современной.

Устное выступление

К публицистическому стилю речи относятся не только статьи, очерки, репортажи, но и устные выступления - речи, доклады .

Главная задача устного выступления - это общение, это возможность донести до своего слушателя информацию, убедить его доказать свою точку зрения.

В публицистических выступлениях широко используются разговорная лексика, простые конструкции предложений, неполные вопросительные и восклицательные предложения, обращения, реже употребляются причастные и деепричастные обороты, они заменяются придаточными предложениями, однородными членами. Устная публичная речь богата фразеологизмами, образными средствами, в ней чаще, чем в обычной устной речи, употребляются эпитеты, сравнения, метафоры.

В устном публицистическом выступлении используется и общеупотребительная лексика, и разговорная, и общественно-политическая. Если выступление на научную или техническую тему, то используются и некоторые широкоупотребительные термины.

Каждому из нас в жизни не раз приходилось или придется выступать перед слушателями, самим готовить выступление. Это труднее, чем пересказать чью-то статью, речь или книгу. Публичное выступление требует от оратора живости, эмоциональности, увлеченности тем, о чем говорит, и убежденности в том, что говорит, умения общаться с публикой. В устном выступлении очень важны начало речи, убедительность аргументации основной мысли. Огромное значение приобретает это в тех случаях, когда решается судьба человека, например при защите и обвинении в судебном процессе.

Доклад

Доклад - это развернутое рассуждение, отличающееся полнотой раскрытия темы и законченностью. Доклад - это наиболее сложная и ответственная форма устных выступлений. В нем, как и в других устных высказываниях, можно выделить основной тезис, основное положение, которое надо раскрыть, доказать, и тезисы частные.

Основы построения доклада, требования, предъявляемые к нему, изложены раньше (см. «Устное выступление»). Однако доклад в отличие от других видов устных выступлений имеет и свои особенности:

1. Доклад, как и любое выступление, готовится заранее. Кратко, в виде тезиса, конспектируется каждое положение. Общий тезис подтверждается, раскрывается частными тезисами. Для каждого тезиса подбираются доказательства: факты, примеры, цифры. Заранее продумываются необходимые выводы и обобщения.

2. В зависимости от главной мысли, основного тезиса, тех задач и целей, которые ставятся в докладе, строится выступление: с чего начать, как овладеть вниманием аудитории, как привлечь на свою сторону скептически настроенную ее часть и постараться убедить в том, о чем вы будете говорить. «Для успеха речи важно течение мысли лектора, - писал А.Ф.Кони. - Если мысль скачет с предмета на предмет, перебрасывается, если главное постоянно прерывается, то такую речь почти невозможно слушать. Надо построить так план, чтобы вторая мысль вытекала из первой, третья из второй и т.д. или чтобы был естественный переход от одного к другому».

3. Доклад выигрывает, если перед слушателями ставятся некоторые проблемы и они тут же решаются или самим докладчиком, или совместно со слушателями.

4. Доклад хорошо воспринимается, если он так или иначе затрагивает жизнь, интересы, проблемы той аудитории, перед которой вы выступаете, ее сегодняшние заботы или тревоги, перспективы и ожидания.

5. Выступая с докладом, можно пользоваться тезисами и рабочими записями. Конкретная ситуация в ходе выступления требует особых слов, а иногда и перестройки всего выступления. Поэтому важно не потерять основной ход мысли, логическую связь между тезисами, предложениями, заранее подготовить логические переходы, иметь в запасе примеры, аргументы.

жанр публицистика стиль речь

Дискуссия

Надо уметь не только делать доклады, вести репортаж, брать и давать интервью, но и участвовать в обсуждении сообщений, докладов других лиц, в диалогах, диспутах и дискуссиях по возникающим проблемам, быть оппонентом (т.е. выступать с возражением) по тому или иному вопросу. Что для этого важно?

1. Необходимо стараться полемизировать, возражать аргументированию, с научным, экономическим обоснованием доказывать истину, убеждать не силой голоса, а фактами.

2. Защиту взглядов (своих или выступающего, если вы его поддерживаете) превращайте в наступление.

3. Не ввязывайтесь в пустую полемику и не давайте повода другим для такой полемики.

4. Находите в себе мужество признавать верное и у противника вашей идеи.

5. Старайтесь не прибегать к средствам, которыми пользуется недобросовестный оппонент (искажение фактов, высказываний, уход от главного).

Газета

Говоря о публицистическом стиле речи, нельзя обойти вниманием материалы газеты, которая является одним из самых массовых средств коммуникации, т.е. общения.

Одной из важных функций газеты является информация. Стремление в кратчайший срок сообщить о свежих новостях отражается и в речевом их воплощении.

Для современной газеты более характерными стали аналитичность, доказательность изложения, доверительный тон беседы.

Но газета призвана и просвещать массы. Поэтому она выполняет и популяризаторскую функцию: сообщает о новых научных открытиях, новинках техники, проблемах экономики, медицины, забытых или по-новому осмысленных фактах истории.

Для лексики газеты характерно употребление большого количества прилагательных и существительных оценочного характера, метафор, фразеологических оборотов, терминологических слов и выражений (обязательно комментированных), разговорной и просторечной лексики, иноязычных заимствований.

В синтаксисе газетных материалов отмечаются сравнительно несложные конструкции, обилие необычных словосочетаний (особенно в заголовках), использование непринужденной диалоговой формы; употребление глаголов настоящего времени в значении прошедшего или будущего.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Определение, история и жанровая дифференциация групп публицистического стиля: информационные (интервью, репортаж, заметка, хроника), аналитические (статья, корреспонденция) и художественно-публицистические. Языковые средства статьи и заголовка журнала.

    реферат , добавлен 17.12.2014

    Особенности публицистического стиля. Специфика газетной речи. Публицистический стиль в процессе изменения. Функционально-прагматическая роль заголовков в газете. Функциональная характеристика языковых средств. Изучение публицистического стиля в школе.

    дипломная работа , добавлен 18.08.2011

    Газетно-публицистический стиль как наиболее популярный из всех функциональных стилей, факторы, влияющие на него. Лингвостилистические особенности газетно-публицистического стиля: лексические и грамматические. Использование выразительных средств.

    реферат , добавлен 20.03.2011

    История формирования публицистического стиля как функциональной разновидности литературного языка. Характеристика специфических черт газетной речи. Функции публицистики и требования культуры речи, вытекающие из них. Общественная роль газеты и журнала.

    реферат , добавлен 14.01.2016

    Подходы к определению репортажа в российской и немецкой журналистике. Композиционные особенности жанра репортажа, используемые в нем лексические средства выразительности, функциональные типы речи. Стилистические средства, характерные для жанра репортажа.

    дипломная работа , добавлен 14.10.2014

    Интервью – самый распространенный в средствах массовой информации жанр публицистики. Исследование достижений и проблем в его развитии. Особенности информационного и аналитического интервью. Жанр интервью в газете. Особенности интервью в электронных СМИ.

    реферат , добавлен 07.07.2010

    Интервью как метод подготовки телерепортажа, новостного сюжета; публицистический жанр. Виды и техника интервью; классификация вопросов, их влияние на собеседника. Анализ подходов к проведению интервью при подготовке телесюжета на телевидении г. Губкина.

    дипломная работа , добавлен 25.09.2013

    Жанры СМИ и их характеристика. Информационный повод к созданию репортажа в печатных СМИ. Цели, классификация, структура жанра. Природообразующие элементы репортажа. Анализ и сравнительная характеристика смежных информационных жанров на примерах статей.

    курсовая работа , добавлен 16.07.2015

    Выражение экспрессивности языковыми средствами. Особенности публицистического стиля. Синтаксический строй и экспрессивный синтаксис. Аналитический обзор блогов В. Соловьева: энергичные тона речи, сочетание категоричной уверенности и сомнения одновременно.

    курсовая работа , добавлен 03.06.2009

    Характеристика и теория создания репортажа. Правила подготовки и сущность гибридных форм репортажа. Анализ жанрового синтеза текста и фотографии в рубрике "Репортаж". Особенности портретного очерка, интервью очеркового типа, публицистического репортажа.

Тема: Жанры публицистики. Очерк (путевой, портретный, проблемный).

Цель урока : у глубление и развитие представлений о жанрах публицистического стиля речи; совершенствование навыков анализа текста, нау­чить писать портретный очерк.

Задачи урока:

    отличать тексты разных стилей речи, знать признаки присущие каждому стилю речи;

    проанализировать текст публицистического стиля с точки зрения стиля, типа и жанра речи;

    определять типы речи;

    определять тему, идею и проблему текста;

    уметь выразить свою позицию по отношению к сформулированной проблеме, привести аргументы;

    Организационный момент.

Здравствуйте, ребята и уважаемые гости!

Какое у вас настроение? Вы со мной согласитесь, наверное, что только при хорошем настроении можно творчески и интересно работать. Улыбнитесь! Пожелайте друг другу удачи.

Запишите в тетрадях число, классная работа

СЛАЙД №1

    Актуализация знаний.

    Все мы с вами смотрим телевизор, читаем газеты, журналы. Но всегда ли мы задумываемся над тем, к какому стилю мы можем отнести, что слышим, читаем, видим? (Публицистический стиль)

    Где же применяется публицистический стиль? (Сфера применения).

СЛАЙД №2

    Как вы думаете, почему так называется жанр? (работает на публику)

    Какое значение имеет это слово? (1. Лица, находящиеся в качестве посетителей, зрителе. 2. Люди, общество).

СЛАЙД №3

    Повторение и углубление ранее изученного материала.

1. Беседа

Назовите функции публицистического стиля.

СЛАЙД №4

2. Перед вами карточки. Выпишите названия жанров публицистики

Элегия, баллада, роман, очерк , трагедия, сонет, рассказ, фельетон, эпиграмма, новелла, повесть, поэма, интервью, ода, басня, комедия, эссе , статья , сатира.

СЛАЙД №5 ПРОВЕРИМ!!!

3. А теперь сформулируем с вами тему урока и запишем в тетради .

СЛАЙД №6

4. Какие цели поставим перед собой ?

СЛАЙД №7

5. Подчеркните в приведенном списке тем лишь те проблемы, которые являются предметом обсуждения в публицистической литературе .

Построение сложноподчиненных предложений; проблемы, связанные с техногенными катастрофами ; выборы президента; решение линейных уравнений; соединение химических элементов; работа администрации города ; рейтинг исполнителей современной музыки; использование акваланга для проведения ремонтных работ под водой; литературоведческий анализ текста.

СЛАЙД №8 ПРОВЕРИМ!!!

IV Новый материал

1.Слово учителя

Публицистику называют летописью современности, так как она во всей полноте отражает текущую историю, обращена к злободневным проблемам общества - политическим, социальным, бытовым, философским и т. д., близка к художественной литературе. Публицистика тематически неисчерпаема, огромен ее жанровый диапазон. К жанрам публицистического стиля можно отнести речи адвокатов, орато­ров, выступления в печати (статья, заметка, репортаж, фельетон); а также путевой очерк, портретный очерк, эссе. Остановимся подробнее на ПОСЛЕДНИХ жанрах. В первую очередь они нас интересуют потому, что необходимы нам в работе: в этом жанре часто пишутся школьные сочинения.

СЛАЙД №9

Ф И З К У Л Ь Т М И Н У Т КА

2. Работа с учебником

Итак, что такое очерк?

Что такое очерк? (По материалам учебника с. 272.)

Рассмотрим некоторые особенности очерков.

    путевого (стр.272,273,275)

    портретного (стр.280,285)

    проблемного (стр. 287)

    А встречались ли вы с этими жанрами публицистики?

3. Работа в группах . (Материал рязанских газет)

Прочитайте очерки и определите их жанр. Докажите.

(группы отчитываются о работе, называя характерные черты очерка, который анализировали).

Какие стилевые черты очерка вы можете отметить?

СЛАЙД №10

Очерк касается самых разных вопросов общественной жизни: политиче­ских, экономических, научных, социальных, бытовых и т. д. Для этого жанра характерны документальность, достоверность, постановка проблемы и варианты ее разрешения.

Но ведь публицистический жанр отличается и языковыми средствами. Какими?

СЛАЙД №11

Очерк включает и факты действительности, и художественные образы, и размышления автора, который не просто описывает, обрисовывает явле­ние, но и дает ему свою оценку. Художественные образы, которые обяза­тельно присутствуют в очерке, сближают его с художественным стилем речи. С их помощью автор делает обобщения, выходит за пределы сиюми­нутной документальности. Таким образом, очерку обычно суждена более долгая жизнь, чем, например, репортажу (оперативному сообщению о ка­ких-либо фактах действительности).

    Применение знаний и умений

У вас на столах вы видите текст Виктора Сергеевича Розова. Он известный русский драматург, участник Великой Отечественной войны. В остроконфликтных пьесах преимущественно о молодёжи второй половины XX века (“В поисках радости”, “Традиционный сбор”, “Вечно живые”, по которой был снят один из лучших фильмов об Отечественной войне “Летят журавли” и др.) он поднимает вопросы нравственности, гражданской ответственности, напоминает о традициях русской интеллигенции. Познакомьтесь с его размышлениями о том, что такое счастье.

Счастье

(1) Люди хотят быть счастливыми - это их естественная потребность.

(2) Но где кроется самая сердцевина счастья? (3) Замечу сразу, я только размышляю, а не изрекаю истины, к которым сам только стремлюсь. (4) Кроется ли она в удобной квартире, хорошей еде, нарядной одежде? (5) И да, и нет. (6) Нет – по той причине, что, имея все эти недостатки, человек может мучиться различными душевными невзгодами. (7) Кроется ли она в здоровье? (8) Конечно, да, но в то же время и нет.

(9) Горький мудро и лукаво заметил, что жизнь будет всегда достаточно плоха, для того чтобы желание лучшего не угасло в человечестве. (10) А Чехов писал: “Если хочешь быть оптимистом и понять жизнь, то перестань верить тому, что говорят и пишут, а наблюдай сам и вникай” (11) Обратите внимание на начало фразы: “Если хочешь быть оптимистом…” (12) И ещё – “вникай сам”.

(13) В госпитале я лежал загипсованный почти полгода на спине, но когда прошли нестерпимые боли, был весёлый.

(14) Сёстры спрашивали: “Розов, что ты такой весёлый?” (15) А я отвечал: “А что? Это нога болит, а я – то здоровый”. (16) Дух мой был здоровый.

(17) Счастье кроется именно в гармонии личности, раньше говорили: “Царствие Божие внутри нас”. (18) Гармоническое устройство этого “царства” во многом зависит от самой личности, хотя, повторяю, внешние условия существования человека играют важную роль в его формировании. ((19) Но не самую важную. (20) При всех призывах бороться с недостатками нашей жизни, которых накопилось с избытком, я всё же прежде всего выделяю борьбу с самим собой. (21) Нельзя ждать, что кто-то придёт со стороны и сделает тебе хорошую жизнь. (22) Надо вступать в битву за “честного малого” в себе, иначе – беда.

(В. Розов)

- Определите стиль текста, тип текста и жанр речи.

(Стиль речи – публицистический, тип речи – рассуждение-размышление, жанр – проблемная статья)

- Докажите . (ученики доказывают)

- Определите тему текста (тема текста – счастье) .

Основные проблемы :

1) проблема счастья (в чём заключается человеческое счастье? Каково соотношение внутренних и внешних атрибутов счастья?);

2) проблема гармонии (кто или что может сделать человека счастливым?)

(Счастье состоит не только и не столько в материальных атрибутах; чтобы быть счастливым, надо постоянно работать над собой.)

- Сформулируйте своё мнение о проблеме, поставленной автором данного текста, приведите аргументы в защиту своей позиции

    Домашнее задание

Собрать материал для очерка о своем товарище, друге или взрослом, уже работающем человеке (упр. 425).

    Словарная работа

Запишите слова в тетрадь и объясните их лексическое значение.

Полемика, дискуссия, диспут, диалог, спор, оппонент, пропонент.

Какое слово для вас новое?

Оппонент – это тот, кто оспаривает тезис.

Пропонент – тот, кто выдвигает и отстаивает некоторый тезис .

    Рефлексия

«Для меня сегодняшний урок…»

Учащимся даётся карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу на уроке по трём направлениям.

Я на уроке

1.Интересно

1.Работал

1.Понял материал

2.Отдыхал

2.Узнал больше, чем знал

3.Безразлично

3.Помогал другим

3.Не понял

Спасибо за урок!