Теплые вещи

Священное фруктовое дерево в индии. Священное дерево в индии

Да Индия и штат Гоа . Мое последние хобби- это необычные старинные деревья. И так, Фикус Бенгальский, он же Баньян и дерево Бодхи-это одна святыня и вторая- это дерево Бодхи- Пипл . Сбылась мечта идеота, увидеть эту красоту самому, прислониться к дереву "Желаний" и обнять его, попросить о сокровенном. Так как в моем распоряжении был скутер, то удалось встретить "Бодхи" в разных местах. Если кратко, то именно под этим деревом у Принца наступило прозрение и он стал Буддой...

О Баньяне, теперь у меня, это свой образ: святое дерево из деревьев, так как у него не коры, как у дуба, а есть другие деревья...
Интересный момент, что если Баньян окружен специальной осадой и представляет намоленное место: с элементами Алтаря, фотографий Шивы, и с подношениями, то к нему надо подходить сняв обувь, как к святому чистилищу. Даже если Вы иностранец, и не сняли обувь, то увидев это, местные индусы, поднимут страшный вой протеста... Теперь подробности:

Этот необычный Баньян, находится в Декоративном саду, рядом с Мандремом, от него идет тень, поэтому и лавочки поставлены с умыслом, тут уже торопиться не надо...


А вот в самом Арамболе, под плакучим Бансаем, всегда сидят местные индусы и радуются жизни, такой, какая она есть... У этого дерева очень длинные висячие корни, что говорит о его возрастном периоде...

от Арамболя мы направляемся в святое место джунглей, где под очень старым Бансаем живет отшельник, старейший "Бабу". Бабу владеет йогой и системой Рейки, принципов Рейки пять:
- именно сейчас не беспокойся
- именно сейчас не злись
- уважай близких, учителей и старших
- честно зарабатывай на жизнь
- благодари все живое.
Возвраст Бабу 75 лет, на этом месте он живет примерно 42 года (взято из его слов), подробнее в отдельном материале: "дорога к Бабу"...
Так выглядит Бансай, под которым медитировали "Битлз":

И сам Бабу, под Бансаем:

В Джунглях здесь попадаются такие вот необычные деревья-змеи (лианы):


Или такое вот, тоже намоленное дерево с лопастями-корней, он же Chilamate Ficus . Возможно так же название каучуковый фикус...

Большое дерево с Драконьями корнями

Вообщем в Джунглях имеются элементы дикой природы, которые гораздо выше человека... момент- дерево над святым источником глины, и дерево Идол...

После посещения Бабу и джунглей, можно направиться дальше...

Так за поселком Арамболем, идет дорога к поселку Кирим, и его песченному пляжу. Вот такие тут растут Бансаи. Этот широченный Бансай интересен еще и тем, что под ним отдыхают местные школьники. Так как у них у всех школьная форма, с галстуками, то тенек им необходим.

Отправиться к форту Реди, рядом с диким пляже Парадайс, так же зазывает мистика...
Рядом с Красивйшим Храмом, если повернуть, где последняя остановка рикш, по дороге к Форту, на лево и проехать 200 метров, растет святое Бодхи, такого вида:
это Пипал - Ficus religiosa (Фикус священный) с листочками сердечками. Вокруг организовано священное пространство, со слоном и подношениями.Йоги сидящие под этими деревьями получают прозрение. Баньяны и пипалы не зря называют «говорящими». Они дают человеку способность телепатии, отвечают на разные жизненные вопросы...
{C}{C}{C}{C}{C}{C}

Далее немного не доезжая Форта, справа растет почитаемый местными Бансай-толстяк, подходить только босиком, он обмотан религиозными тесемками- тряпочками...

И вот наконец старинный полуразрушенный Форт, со Сказочными деревьями-пауками...Тут всегда тихо и прохладно, рядом бегают стаи обезьян и дикая природа завораживает своей мистикой, Португальской эпохи завоеваний...Мне кажется, тут живет очень много разных темных Духов и Приведений...
Вот оно дерево Душитель-фикус Бенджамина . Некоторые «душители», такие как Ficus caulocarpa, пускают корни вниз, плотно охватывая ими ствол своего хозяина, который в последствии из-за нехватки света погибает и остается лишь каркас дерева Душителя....



Тут среди, высокой травы, колючих кустарников и зеленых лопухов, бродить можно долго...Я набрел на самого популярного здесь Бансая, вот он какой (внезапный)...

Вот опять корни-пауки, дерева Душитель...


И вот еще, не знакомьтесь тут с местными девушками, это опасно, могут попасться русалки...


Дерево манго, тоже является святым, под ним вел свои беседы будда, со своими учениками, здесь манго очень красивое...

Конечно в ГОА, мне хотелось увидеть дерево-кустарник, на котором растут "Рудракша" (семена для святых бус и четок), тоесть слезы Шивы, но это уже на реке Ганг...

А вот место самого большого Шивы в Мире, штат Карнатака, поселок Мурдешвар, рядом находится пляж "Ом".


Возле старинного храма, растут два дерева: на фото Магнолия.


А это, священный Бансай с алтарем:

В храме есть святое дерево Тулси, расположенное в таком вот ящичке...

И вот, такие святые Бабу, под золотыми Бансаями...


В самой Гокарне, месте где каждый верующий паломник избавляется от сотни грехов сразу, тоже есть священные Бансаи...
Это фото у храма, где паломники просят духовные силы дать им ребеночка, рядом святой Бансай и около него алтарь с подношениями...

С близи, переплетения Бансая выглядят очень необычно:


Всем!!! рекомендую поездку в Гокарну и к Шиве...

Будучи на Найт Рынке , в Арборе, Я наблюдал удивительную картину, "ночь, идет транс музыка и пипл-народ, танцует вокруг сухого , большого дерева, обвешанного герляндами", причем, это повторяется на двух верхних площадках... Деревья реально большие и толстые, больше чем на фото... -А у танцующих девушек на головах, веночки с цветочками, смотрится душевно... вокруг многие курят "табак", для просветления, мероприятие длиться до 5 утра...

А потом, надо съесть большу шаурму, которую здесь делают отменно...

Еще фото, у корней удивительного, большого хвойного дерева, в отеле МамаГоа- Ашвем...


Есть еще такое дерево Чампа, с цветами "Плюмерия", и их великолепным ароматом. Цветы от 5 до 10 см., у них очень красивый белый или розовый цвет...

В Индии "Плюмерию" называют- Деревом Жизни и считают любимым цветком Кришны. Аромат Плюмерии, должен напоминать людям о красоте бесконечного...

Удивительна таинственная способность деревьев,вырастая из крошечного семени,достигать колоссальных размеров.Почти реальная смерть осенью и красочное возрождение весной,движение ветвей и шум листьев при ветре были необьяснимыми загадками для древних людей.Они считали что деревья-мистические существа,которые подчиняются не земным,а божественным законам.Возможно,наши предки были не так уж далеки от истины…

В Индии произрастают деревья,связанные с людьми особыми отношениями.Немногие представители растительного царства могут сравниться с ними по силе влияния на духовный мир человека.Речь идет о священных деревьях,поклонение которым широко распространено в Индии.Это несколько исконных видов флоры,принадлежащих к разным ботаническим семействам.Священные деревья не обладают лечебными свойствами,плоды их несьедобны,древесина,кроме особых случаев,не используется.Однако они часто упоминаются в древнеиндийском эпосе,где вместе с индуистскими божествами,людьми и животными являются его персонажами.

Согласно древнеиндийским мифам,боги наделяют частью своей силы некоторые живые существа,и те становятся символами присущих божеству добродетелей.Сохраняя полученную энергию,они создают вокруг себя особую ауру,внушают людям определенный эмоциональный настрой и предают силу религиозным обрядам.Именно поэтому индийские монахи на протяжении нескольких тысячелетий сажают священные деревья рядом с храмами.Надо заметить,что ни одно из них за такое длительное время не подверглось селекции.

К наиболее любимым и почитаемым в Индии относится небольшое вечнозеленое дерево Ашока (Saraca indica) из семейства цезальпиниевых.

Вначале красные листья Ашока в процессе развития приобретают темно-зеленую окраску и достигают 30 см в длину.Парномеристосложный лист состоит из 4-6 пар продолговатых листочков.С января по апрель на концах ветвей появляются крупные шаровидные соцветия из ярких оранжевых цветков,которые позже становятся красными.Необычайно эффектное зрелище представляют оранжево-красные соцветия на фоне темной листвы.Цветущее дерево распространяет усиливающийся с наступлением ночи аромат.

Ашока посвящено индийскому богу Кама Дэва и считается символом любви,супружеской верности и целомудрия.В древнеиндийском эпосе “Рамаяна” рассказывается о том,как демон Равана,пораженный красотой юной Ситы,жены Рамы,похищает ее и переносит на остров Цейлон.Спасаясь от преследования влюблюнного демона,Сита нашла убежище в роще деревьев Ашока.Буддистами Ашока почитается за то,что под сенью его ветвей родился Шакьямуни,будущий Будда.В санскристской поэзии Ашока наделяется нежной и чувственной душой.По народному поверью дерево зацветает от прикосновения хорошенькой девушки.Индийские женщины едят бутоны и пьют воду,в которую погружены цветки,считая,что Ашока таким образом передает им свою красоту и добродетель.Благоухающими соцветиями украшают свадебные церемонии и индуистские храмы.

“Лесное пламя”-так назвали англичане священный Палас (Butea monosperma)-листопадное дерево из семейства бобовых.

Его крупные тройчатосложные листья опадают в течени декабря-января,после чего на концах ветвей появляются темные цветочные почки.Своим цветением Палас знаменует наступление самого жаркого периода в Индии.Небольшие огненно-красные соцветия среди оголенных ветвей напоминают языки пламени.Быстро образующиеся зеленые плоды в массе создают впечатление облиственной кроны,но молодые листья появляются лишь в апреле.

Дерево Палас посвящено Луне.По древней легенде оно выросло из упавших на землю капель Сомы-напитка богов,дающего бессмертие.Считается,что все части дерева содержат Сому.В древнеиндийских гимнах-Ведах дерево Палас упоминается как священное.Его древесина используется в погребальных кострах,идет для изготовления ритуальных предметов и храмовой утвари.Тройчатый лист Паласа символизирует Тримурти-триединство индуистских божеств.Верхняя доля листа олицотворяет Вишну,правая-Брахму,а левая-Шиву.В буддистских гимнах цветы Палас уподобляются облаченным в оранжевые одежды кающимся грешникам,а в древнеиндийской поэзии они сравниваются с клыками льва,обагренными кровью жертвы.

Священный Пипал или Бо (Ficus religiosa)-близкий родственник Баньяна (F.benghalensis).

В высоту дерево достигает 15-18 м.С возрастом образуется раскидистая крона,дающая много тени.Поочередно расположенные листья имеют характерную сердцевидную форму с вытянутым кончиком.Даже при едва заметном ветерке листья Бо трепещут и пребывают в постоянном движении.Цветки находятся внутри круглого,напоминающего ягоду,соцветия.Его стенки,разрастаясь,образуют плоды-фиги.

Дерево Бо наиболее почитаемо буддистами.По преданию Гаутама Будда,сидя в его тени,достиг просветления и стал основателем новой религии-буддизма.Много веков назад на острове Цейлон был построен буддистский храм вокруг одного из деревьев Бо.Специалисты оценивают его возраст более двух тысяч лет,и по сей день оно продолжает расти и плодоносить.

Священной считается также Баухиния (Bauhinia variegata).

Ее белоцветковая разновидность произростает в единственном месте-на развалинах древнего индуистского храма недалеко от Бомбея.

Следует упомянуть также священные деревья Баиль (Aegle marmelos) (слева) и Кадамба (Anthocephalus cadamba) (справа),которые отождествляются с частями тела Кришны и высаживаются с храмами,посвященными ему.

Есть еще растение,о котором необходимо рассказать подробнее,иначе знакомство со священными деревьями будет неполным.Родина Плумерии (Plumeria)-северные области Южной Америки.

В Индии она преобрела новую родину и почитается буддистами и мусульманами.Здесь произрастает нескольо видов плумерии P.rubra,P.alba,P.obtusa.Это невысокие (5-10 м) листопадные или вечнозеленые деревья с толстыми,мясистыми побегами.Листья яйцевидные,или линейные на длинных черешках.Цветки,собранные в короткие кисти в верхней части побега,белые,розовые,красные,с сильным ароматом.Выкопанное из почвы дерево еще некоторое время остается живым и даже способно зацвести.Это свойство и послужило причиной тому,что Племурия стала символом бессмертия,она культивируется в буддистских храмовых садах и на мусульманских кладбищах.Сажают Плумерию и вокруг индуистских храмов.

На первый взгляд,культ священных деревьев-экзотическое явление,но на самом деле-это повседневная сторона индийской жизни.Бережное и поэтическое отношение ко всему живому заложено в основу индийской религиозной философии.Тысячелетний опыт индийской культуры свидетельствует,что растения реально влияют на душевное состояние человека.Хочется верить,что вернется время,когда человек в полной мере осознает свою неразрывную связь с миром живых существ и научится жить в ладу с природой и самим собой.


Растительный мир Индии очень многообразен и по-своему уникален.

Из этой статьи вы узнаете о том, какие леса произрастают в Индии, и каково их значение для жителей страны.

Из-за особенностей расположения Индии и её разнообразных климатических условий в этой стране произрастает ВСЁ. Или почти всё.

Это и засухоустойчивые колючие кустарники и растения тропических вечнозелёных лесов. В Индии растёт более 20 видов пальм, фикусы, и огромные деревья-великаны, такие как – батангор (высотой до 40 метров), сал (около 37 метров), хлопковое дерево (высотой 35 метров). А индийский баньян просто поражает своим необычным видом — это дерево с сотнями воздушных корней.

По данным Ботанической службы в Индии насчитывается около 45 тысяч различных видов растений, из которых более 5 000 встречается только в Индии.

На территории Индии расположены саванны, редколесья, влажно-тропические вечнозелёные леса, полупустыни и пустыни, муссонные леса.

Люди длительное время воздействовали на растительный мир своей страны, в результате этого природа сильно изменена, а в некоторых районах почти уничтожена.

Индия, когда-то покрытая густыми лесами, сейчас их практически не имеет. И только в величественных Гималаях и в наиболее высоких горных массивах ещё сохранились леса, в основном хвойные. Там растёт и гималайский кедр, и пихты, и ели, и сосны.

Вообще, леса индии делятся на два вида:

— тропические леса в пределах Индостана;

— леса умеренного типа, покрывающие склоны Гималаев, на высоте 1 500 метров над уровнем моря.

Вечно зелёные влажные тропические леса простираются узкой полосой вдоль Западных Гат, в районах где выпадает свыше 3000 мм осадков в год. Это – джунгли, деревья с высокими стволами и очень густой листвой. Эти леса занимают большую площадь, и образуют естественную растительность от Гималаев до пустыни Тар.


Большинство деревьев в сухой сезон, сбрасывают листву на 6 – 8 недель. Но, безлистые периоды у разных видов деревьев не совпадают, поэтому полностью лес обнажается лишь в редких случаях.

Встречается много ценных древесных пород, таких как шорея исполинская, или саловое дерево, из которого чаще всего строят дома и другие сооружения, изготавливают железнодорожные шпалы; тик или джатовое дерево. встречающаяся в западных Гатах. Не менее ценной породой является сандаловое дерево, произрастающее в штате Карнатака, терминалия чебуля или миробалан, используемые в изготовлении мебели. Эти деревья также приносят плоды, из которых получают дубящие вещества и красители и т.д.

Эти леса дают и многое другое, это и бамбук для строительства хижин, для плетения корзин и изготовления домашней утвари, а так же разнообразное красильное, дубильное, лекарственное сырьё, эфирные масла и многое другое. Так же от муссонных лесов получают шеллак вещество подобное воску, которое используется в качестве изоляционного материала в радиотехнике. Выделяется шеллак лаковым червём – насекомым живущим на саловом дереве и некоторых других деревьях на северо–востоке Индии.

В более сухих областях, вдоль пустыни Тар, муссонные леса сменяют невысокие кустарниковые заросли, так называемый «колючий лес». Здесь основными породами являются акации, которые используют для изготовления небольших деревянных изделий, для получения дубильных и красящих веществ. Из акации катеху производится экстракт, применяемый для парусов и такелажных канатов, как краситель, им так же окрашивают в оранжевый цвет рясы буддийских монахов в Мьянме и Шри-Ланке.


Ещё в Индии произрастает более двадцати видов пальм. Пальма – это уникальное растение, имеющее большое значение для хозяйственных нужд на юго-западе страны. Например, арековая пальма. Её орехи, смешанные с известью и листьями перечного растения бетеля, служат для приготовления весьма популярной жевательной смеси.

Так же очень важна кокосовая пальма, её плоды используются в пищу как людьми, так и животными.

А у вершин Гималаев, на высоте 1 500 — 2 000 метров над уровнем моря, растут субтропические леса умеренного типа. С восточной, более влажной части гор, произрастают главным образом вечнозелёные дубы и каштаны, обвитые многочисленными лианами. В западной части гор, распространена сосна длиннохвойная, дающая деловую древесину и товарную смолу. На южных склонах гор, лес высокоствольный хотя и сравнительно редкий, состоящий из сосны, кедра, пихты и ели густым ярусом.


А на самой вершине Гималаев, на высоте 2 700 – 3 350 метров над уровнем моря, лес становится гуще, более состоящий из кустарников, таких как можжевельник и рододендрон. Но, сосна по прежнему преобладает.

Вот вы и узнали обо всём многообразии и всей красоте индийских лесов.

В следующих статьях я расскажу вам какие ещё растения встречаются в Индии. Так, что до встречи на сайте.

«В долине Горы Трикуты был сад, называемый Ритуматом, этот сад принадлежал великому преданному Варуне и был местом увеселений для девушек полубогов. Цветы и плоды росли там во все сезоны. Среди них были мандары, париджаты, паталы, ашоки, чампаки, чуты, пийалы, панасы, манго, амратаки, крамуки, кокосовые деревья, финиковые деревья и гранаты… В этом саду было очень большое озеро, наполненное сияющими золотистыми цветками лотосов и цветами, известными как кумуда, кахлара, утпала и шатапатра… Благодаря возбуждающим движениям рыб и черепах, вода была украшена пыльцой, которая падала с лотосных цветков. Берега были также обильно украшены разнообразными деревьями, которые давали цветы и фрукты во все времена года. Таким образом, вся гора стояла славно украшенной». (Шримад-Бхагаватам. 8.2.)

Деревья и цветы в буддизме

«Осторожно, как масло в чаше, десять лунных месяцев носила Бодхисаттву царица Махамайя. Когда же ее время пришло, пожелала она навестить дом своих родителей в городе Давадаха. На пути расположена была роща из саловых деревьев, которую называли Лумбини – роща увеселений. В это время вся она, от корней до верхушек, была покрыта цветами, а среди ветвей жужжало множество пчел пяти разных цветов, и, сладко распевая, порхали птицы. Видя все это, царица почувствовала желание прогуляться по саду. Она приблизилась к высокому дереву сал и потянулась к одной из ветвей. Тогда эта ветка, словно гибкий тростник, сама наклонилась к ней и оказалась на уровне ее рук. Царица дотронулась до нее, и в тот же момент ее потрясли родовые муки. Так, держась за ветви, царица разрешилась от бремени». (История рождения Будды)

В буддизме особое место уделяется любви человека к природе, и немногие другие религии мира так тесно связаны с растительным миром. По преданию, Гаутама Будда был рожден под деревом ашока , достиг просветления под деревом пиппал , проповедовал свое новое учение в манговых рощах и в тени гигантских фикусов – баньянов , а умер среди зарослей деревьев сал . Связав такие деревья, как сал, ашока и плакша, с жизнью Будды, буддизм провозгласил их священными.

Важнейший буддийский символ – дерево Бодхи , или Бо , под которым Будда обрел просветление. «Бодхи» – один из основных терминов буддизма, обозначающий высшее состояние сознания, духовное просветление. Традиционно деревом Бодхи считается пиппал (фикус священный), но по некоторым источникам существует семь деревьев бодхи, связанных с титулом Будды – «бодхисаттва». Бодхи – это не название дерева, а его характеристика, подчеркивающая его роль в пути Будды. Считается, что достижение состояния бодхи возможно только под деревом Бодхи, поэтому оно является неотъемлемым атрибутом всех будд во все времена и во всех мирах.

Одним из свидетельств значительной роли деревьев в буддизме может служить замечательный храм, находящийся в Баруте. В скульптуре Баруты еще не встречается изображение самого Будды, – он представлен лишь символически: цветок лотоса означает его рождение, дерево пиппал – прозрение и т. д. Особое место среди скульптурных деревьев и растений занимают семь деревьев бодхи. Эти деревья дают густую тень, и не удивительно, что благодарные жители жаркой страны наградили их священным титулом. Изображение дерева пиппал с особой тщательностью вырезано на памятном столбе Празенаджит. Среди других деревьев, запечатленных в скульптуре Баруты, мы находим также баньян, или ньягродху, гулар, или фиговое дерево, известное также под названием удумбара, сал и манго.

Манговое дерево встречается чаще других, например, оно присутствует в рельефе, изображающем дароприношение в монастыре Джетавана. Согласно легенде, во время пребывания Будды в Магадхе его навестил богатый купец Анатапиндака и подарил ему парк Джетавана с прозрачными бассейнами, пышной зеленью и бесчисленными цветами. В этом парке Будда произносил свои проповеди, обращенные к народу. На одном из барельефов показана тала – широко известная пальма пальмира (Borassus flabellifer) . Изваяния храма Санчи в Центральной Индии также свидетельствуют о том, что в первые века священные деревья играли в буддизме важную культовую роль.

Обращая подданных в буддизм, царь Ашока (264–227 гг. до н. э.) отказался от насилия и не только поощрял насаждение лесов, но и сделал это частью своей государственной политики. Он призывал возделывать сады и превращать дороги в тенистые аллеи. На Шри-Ланке до сих пор можно увидеть дерево-потомок знаменитого священного дерева Бодхи. Считается, что оно выросло из ветви первоначального дерева, которую царь Ашока прислал из Индии в III веке до н. э. Священное дерево пользуется большой популярностью среди паломников, которые собираются тысячами, чтобы обратиться к нему со словами молитвы и почтительной благодарности.

Мифические растения

«Мировое древо»

Давным-давно в океане небытия плыл среди непроглядной тьмы Прантипуруша… Возжелав произвести из себя различные существа, прежде всего Он создал воды и положил в них семя. Семя это превратилось в Золотое Яйцо, сиявшее подобно Солнцу, в котором Он сам родился в образе Брахмы. Он провел целый год в Золотом Яйце, а затем разделил его мыслью на две части. Из двух половин скорлупы образовал Он Небо и Землю, а между ними поместил воздушное пространство, страны света и вместилище для воды. Так, расцвел Золотой Цветок. (Легенда о Золотом Яйце)

Мировое дерево в мифологической модели мира индоевропейцев является символом единства трех миров – верхнего (небесного), среднего (наземного) и нижнего (подземного). Согласно этим верованиям, крона Мирового дерева достигает небес, корни опускаются в преисподнюю, а ствол обозначает центр земли, ее ось. Относительно поверхности земли ствол Мирового дерева символизирует центр основных направлений: восток, запад, север и юг. Поэтому Мировое дерево окружают еще четыре бога со своими священными животными, обозначающие стороны света. В индийской мифологии ось трех миров – это гора Меру, однако символика Мирового дерева также присутствует во многих других мифах.

В индуистской мифологии часто упоминается дерево, растущее в Предначальном океане. Согласно некоторым источникам, это дерево Ветаса , выросшее при создании мира из осколков скорлупы Золотого Яйца. Видимо, у него существует реальный прототип, ибо деревья ветаса во многих источниках упоминаются как растущие в природе. По другим источникам, Нараяна, Верховный Бог, возлежит на листе дерева баньян, плывущего по предначальным водам (Нара), и сосет палец ноги, символизирующий вечность. В еще одном варианте этого мифа Нараяна в образе младенца возлежит на ветвях дерева баньян, растущего из Предначального океана.

В упанишадах в качестве метафоры творения выступает ашваттха (пиппал), «корень которого – вверху, а ветви растут вниз». В мифологической символике «Махабхарата» в качестве эквивалента «мирового древа» фигурирует дерево ньягродха (санскр. nyag-rodha – «вниз растущее»). Название объясняется спецификой строения этого растения: его ветви-корни, уходят вниз и врастают в землю. Ашваттха, пиппал, баньян, ньягродха – названия растений из рода фикусов, о которых будет рассказано в дальнейшем.

Дерево Париджата

«Когда боги-суры из-за проклятия Дурвасы-Муни лишились бессмертия и ослабели, на них напали асуры, многие из богов расстались со своими жизнями и не смогли ожить вновь. Тогда они решили пахтать предвечный океан, чтобы добыть амриту – напиток бессмертия. В числе чудесных вещей и существ, получившихся в результате пахтания океана, было дерево париджата, которое украшает небесные планеты и исполняет желания».(Шримад-Бхагаватам. 8.8.)

Добытое при пахтании океана дерево Париджата посадил в своем саду бог Индра, царь богов и владыка райского мира Индралоки. Кора дерева была из золота, украшали его пробивающиеся молодые листочки цвета меди и ветви с многочисленными гроздьями ароматных плодов. Риши Нарада принес цветок этого дерева в подарок своему другу Кришне, а тот подарил его одной из своих жен – Рукмини. Нарада сообщил об этом другой жене Кришны – Сатьябхаме, удивившись, что цветок не был преподнесен ей как любимой жене. Сатьябхама, конечно, расстроилась, и тогда Нарада посоветовал ей попросить у Кришны в подарок само дерево Париджата, с тем чтобы посадить его возле дома. Но дерево принадлежало Индре, который не расстался бы с ним добровольно, и Кришне пришлось бы похитить Париджата. Дав такой совет, мудрец полетел к Индре и предупредил его, чтобы тот построже охранял дерево, после чего стал ждать развития событий.

Сатьябхама удалилась в «комнату гнева», где уединялись жены, чувствовавшие себя несчастными. Когда Кришна пришел к ней, она в доказательство любви попросила подарить ей дерево Париджата. Прокравшись в сад Индры, Кришна начал выкапывать Париджата, чтобы унести дерево с корнями и посадить у дома Сатьябхамы. Тут появился Индра, однако, увидев, кто был похитителем – ведь Кришна являлся аватаром бога Вишну – он великодушно разрешил унести дерево. Кришна доказал свою любовь обеим женам: посадил дерево в саду Сатьябхамы, но ветви его простирались над садом Рукмини, роняя туда свои цветы. После смерти Кришны город Дварака, где он жил, погрузился в океан, а дерево Париджата возвратилось на небеса.

Вероятно, прежде чем «возвратиться на небеса», это замечательное дерево успело расплодиться, поскольку деревья париджата, или хар сингхар, до сих пор растут в Индии. Цветы их напоминают жасмин, однако трубочки венчика окрашены в оранжевый цвет. Асвагоса, духовный наставник царя Канишки, при описании джунглей нижнего пояса Гималаев упоминает немало прекрасных деревьев, в том числе и париджата, сияющие в своем величии и царственно возвышающиеся над другими деревьями, обремененными пышным цветением. Широко распространены они в садах восточного Раджастана.

Кальпа-врикша

«Во время полуденного зноя кроны деревьев сомкнулись, словно зонтик над головой Кришны, укрыв Его в тени. Увидев это, Господь обратился к Своим друзьям: «Только посмотрите на эти великолепные деревья, которые отдали свою жизнь служению другим! Не думая о себе, они защищают нас от ветра, дождя, зноя и снега. Только подумайте, как замечательно эти деревья заботятся обо всех живых существах! Они родились не зря. Они подобны великим святым, ибо каждый, кто обратится к ним в нужде, никогда не уйдет разочарованным». (Шримад Бхагаватам 10.22)

В индийском эпосе часто упоминается Кальпа-врикша , в переводе «дерево желаний», образ которого запечатлен в древнеиндийских скульптурных украшениях. Согласно легенде, надо встать под ветви дерева, и оно даст все, что у него попросят. Кальпа-врикше посвящено одно из самых ранних скульптурных изображений растительности в Индии. Оно было создано в Беснагаре в III веке до н. э. и сейчас находится в музее Калькутты. М. Радхава описывает это дерево как баньян, у подножья которого изображены кувшины и раковина, из которой сыплются монеты и цветки лотоса. Кальпа-врикшей нередко называют и кокосовую пальму.

Считается, что в лесу Вриндавана, любимом месте игр Кришны в детстве, раньше росли кальпа-врикши, но какие именно это были деревья, установить не удалось. По убеждению кришнаитов, эти деревья исполняли желания далеко не всякого человека, подходившего к ним с просьбой. Сначала просящий должен был стать преданным Господа Кришны. Дерево желаний беспристрастно и свободно от материальных привязанностей. Оно одаривает исполнением желаний только того, кто заслуживает такой милости.

Индийский ботаник К. М. Вайд склонен считать прототипом этого волшебного дерева баобаб, однако баобабы в Индии не растут. Возможно, Вайд имел в виду шемал (шалмали) – хлопковое дерево из рода Bombax, виды которого часто также называют баобабами. Хлопковое, или шелковое, дерево (B. malabaricum или B. ceiba ) – одно из самых крупных деревьев Индии. Хлопковым это дерево называют потому, что его плоды содержат массу тонких волосков, которые используют вместо ваты. Весной его длинные ветви покрываются алыми чашеобразными цветами, «что делает дерево похожим на многорукую богиню Лакшми, которая держит на своих ладонях красные лампы» (М. Рандхава).

Дерево Джамбу

В пуранах рассказывается о семи мифических материках, внутренним из которых является наш мир. Этот мир именуется Джамбудвипа (материк Джамбу) по названию мифического дерева Джамбу , которое растет на одной из гор. Плоды этого дерева размером со слона, созревая, они падают на гору, и их сок образует реку Джамбу, воды которой несут здоровье и жизнь.

Существует и реальное дерево джамбу, или «розовая яблоня» , которое вполне можно вырастить.

В буддийской космогонии Джамбудвипа – один из четырех материков мироздания, мир людей, расположенный с южной стороны горы Сумеру. На севере материка, между горами Снежной и Благовонной, находится жилище царя драконов и четырехугольное море Мапама, на берегу которого и растет дерево Джамбу. Дерево получило название от звука «джамбу», с которым его созревшие плоды падают в море. Часть их служит пищей царю драконов, а часть превращается в золото реки Джамбу, которую называют «златоносной». Еще севернее обитает царь деревьев Сала.

Растение Тулси – супруга Вишну

«Tы предстал перед нами в Своей вечной форме, которую украшает чудесный венок из листьев туласи.» (Шримад Бхагаватам)

Тулси , или туласи , – базилик священный (Ocimum sanctum) . Это растение посвящено Вишну и олицетворяет его любимую супругу – Тулси. Существует легенда, что сначала Тулси, которая тогда звалась Вриндой, была женой асура Джаландхары, воплощенного гнева Шивы. Джаландхара при помощи аскезы получил дар непобедимости, действенный до тех пор, пока жена останется ему верна. Тулси-Вринда славилась в трех мирах своей верностью, поэтому асур не беспокоился за себя. Он отправил послание Индре, требуя сокровища, полученные при пахтании океана. Между Индрой и Джаландхарой началась война, но справиться с непобедимым противником не мог даже Индра, поэтому он обратился за помощью к другим богам. Бог Вишну принял облик Джаландхары и вошел в покои его жены. Тулси изменила своему настоящему мужу, не распознав подмены, и Джаландхара был повержен Индрой. Когда обман был раскрыт, Тулси в гневе прокляла Вишну, отчего бог превратился в камень шалаграм. Оскорбленный Вишну тоже проклял ее, и она превратилась в растение тулси. Однако впоследствии Тулси стала считаться женой Вишну.

Тулси - многолетнее травянистое растение или кустарник родом из Индии.

Цветы туласи выращивают для подношения богам в каждом доме и храме. Без туласи не может совершиться ни ежедневная пуджа, ни любой другой религиозный ритуал. Оно источает сильное благоухание, которое по индийским верованиям излечивает от многих болезней. Высушенные растения применяются при изготовлении священных ожерелий (туласи-мани). Туласи для пуджи собирают перед восходом солнца (но не в середине дня), вечером или ночью, кроме того его нельзя срывать при помощи ногтей. Растения туласи выращивают в горшках, имеющих форму пьедестала и называемых «Бриндаван». Обычно туласи располагают в северо-восточном углу участка и оказывают ему ежедневное почитание.

С незапамятных времен некоторым деревьям и растениям в Индии приписывались божественные свойства. Индуисты поклонялись им и почитали их, веря, что это принесет им удачу в их собственной жизни. Вечнозеленые деревья считались символами вечной жизни. Рощи деревьев в лесах
рассматривались как жилища Богов...

Баньян гордо занимает свое место в числе священных деревьев Индии.
Его надземные корни врастают в землю, формируя дополнительные стволы. Именно поэтому его называют Бахупада – многоногий, символизируя долгую и являясь воплощением божественного создателя Брахмы.
Это дерево непременно сажают напротив индуистских храмов. Считается даже, что в его многочисленных стеблях живут Боги и духи. Именно под баньяном восседали в трансе индуистские мудрецы в поисках просветления, под ним проводились собрания и выполнялись священные .
Некоторые баньяновые деревья достигают более 100 футов в высоту и более тысячи футов в обхвате. Неудивительно, что существуют поверия, что под одним деревом могут укрыться десять тысяч человек.
Баньяновое дерево упоминается в записках многих путешественников.
Бишоп Хебер (1825 г.) был так потрясен видом этого дерева, что он воскликнул: «Какое прекрасное место для поклонения!» путешественников даже побудили великого английского поэта Милтона сослаться на баньяновое дерево в своем «Потерянном рае».

В индуистской мифологии тамариндовое дерево называют Калапврикша, т.е. дерево, выполняющее желания и дарующее материальные блага.
Это дерево также считается священным и в буддистских книгах.

Другим великим деревом в Индии является Пипул , произрастающий во всех частях страны.
Это дерево считается наиболее древним, упоминания о нем содержатся во многих индуистских скульптурах как о священном дереве, поклонение
которому считается возданием дани почтения Божественной Троице – Брахме, и Шиве.
Кроме того, это дерево связано древними ведическими ритуалами поджигания жертвенного огня с помощью ветки дерева Пипул.
В каждой деревне есть свое специальное дерево Пипул ис старейшины деревни держат свой совет под его священной листвой.
Самым знаменитым является священное дерево Пипул в Гайе, под которым сидел перед тем, как он получил просветление.
С тех пор дерево Пипул также называют деревом Бо или Бодхи.
Кроме того, это дерево также считается символом плодородия и приходят поклоняться ему, прося подарить им потомство.

Другими священными деревьями являются Билва или орехотворка и Ашока, связанные с разными божествами.
Дерево Ашока считается деревом поклонения Каме, Богу любви, и по преданиям, его почки открываются и начинают цвести, когда его корней касаются стопы прекрасной девушки.
О дереве Билва с его трехлистниками, напоминающими Тришул или трезубец, находящийся в руках у Бога Шивы, упоминается в индуистской мифологии. Его плод считается очищающим кровь.

Помимо священных деревьев, существует также ряд священных растений, среди которых особенно выделяется Тулси – , которое растет в песчаной и парующей местности. Древняя разновидность базилика Тулси считается символом жены Бога
Вишну и индуисты поклоняются ему.
В домашних условиях Тулси выращивается в горшках и ежедневно почитается. Считается, что простое прикосновение к этому растению очищает
человека, а подарить веточку Тулси кому-либо означает защитить его от опасностей и трудностей.
Помимо этого, Тулси обладает медицинскими качествами. Его листья имеют приятный запах и используются в качестве эликсира от кашля.
Его листья жуют, чтобы помочь пищеварению и предотвратить другие недуги, такие как простуда и лихорадка. Неудивительно, что
за его многочисленные полезные свойства индуисты обожествили это растение.
Фанни Паркс, первый индофил, писатель и художник, специально упоминает о поклонении растению «Тулси». Она описывает ритуалы и
церемонию проведения «пуджи тулсии» и то, как его сажали в несколько пустых сверху колонн в Бенаресе, а верующие ходили вокруг этих колонн, поливая водой священное растение.

Дарбха или Куша – это священная трава, без которой не обходится ни один ритуал.
Это растение произрастает во влажном болотистом грунте. Оно шершавое на ощупь и заострено на концах.
Древняя гласит, что оно было создано во время пахтанья океана Богами и демонами. Рассказывается также, что когда Боги пили
амриту или нектар бессмертия, они уронили несколько капель на эту траву, тем самым, сделав ее священной. Она упоминается в
индуистских скульптурах и эпосах и используется в различных религиозных церемониях, поскольку считается, что она обладает свойством очищения всего.

Автор – известный писатель.