Теплые вещи

Вконтакте онф царев андрей михайлович. Царев Андрей Михайлович, директор МОУ Центр лечебной педагогики, г

Сравнительно новой формой в образовательном процессе является практико-ориентированное обучение (ПОО) студентов.

Практико-ориентированное обучение – это процесс взаимодействия трех субъектов обучения: преподавателя, студента и профильного предприятия. ПОО реализуется с целью развития личности, направленный с одной стороны на совершенствование ряда психологических характеристик студентов (внимание, мышление, мотивация), с другой стороны – на самостоятельное приобретение ими новых знаний, формирования практического опыта их применения в окружающей действительности при решении жизненно важных задач и проблем, развитие мировоззрения и творческого потенциала.

Под организацией практико-ориентированного обучения студентов строительной специальности нужно понимать приведение данного обучения в определенную структуру, которая обеспечит достижение максимально возможного полезного эффекта от реализации этого обучения с учетом основных дидактических условий:

1) деятельностная подача содержания обучения, в рамках теоретического обучения (студент+преподаватель);

2) систематическое и последовательное рассмотрение прикладного аспекта теоретических знаний в области совершенствования процесса строительства (студент+преподаватель);

3) осуществление взаимосвязи теоретических и практических знаний, полученных в период обучения в вузе с целенаправленными навыками практической деятельности, полученной в период практико- ориентированного обучения на предприятии (студент+преподаватель+производство);

В среде теоретиков и практиков педагогики общепризнанным считается выделение в каждом отраслевом секторе профессионального образования академически-ориентированной и практико-ориентированной образовательных моделей. Аналогичная процедура моделирования в сфере инженерно-строительного образования может иметь важное практическое значение на этапе его модернизации.

В отличие от академически-ориентированной модели, направленной главным образом на углубленное понимание предмета или предметной области, на их научную разработку, на подготовку исследователей в той или иной сфере, программы с практической направленностью сориентированы главным образом на овладение практическими навыками, умениями, ноу-хау, необходимыми непосредственно для трудовой деятельности в той или иной сфере. В чистом виде практико-ориентированная модель строительного образования должна решать задачу подготовки инженеров производственников и инженеров-конструкторов, а академически-ориентированная – научных работников.

Кроме различия по цели, базовые модели имеют следующие отличия, которые мы свели в сравнительную Табл.1.

Анализируя данные Табл.1 в разрезе практико-ориентированного обучения следует отметить, что основная

идея обновления высшей школы состоит в том, что образование приобретает профессионально-ориентированное содержание. Ставится задача создания системы профильного обучения, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию студентов с учетом реальных потребностей рынка.

Таблица 1

Критерии разграничения

Практико-ориентированное

Академически-

ориентированное

строительное образование

строительное образование

1. Основной подход, используемый

в учебном процессе, в том числе на этапе определения содержания образования

Деятельностно-

компетентностный

Информационно-

аналитический

2. Основные личностные

образования, формируемые в процессе обучения

Практические умения и навыки

Знания и аналитические

умения и навыки

3. Основные формы учебных

занятий и методические приемы

Практические занятия,

Лекционно-семинарская

3. Основной тип педагогов,

задействованных в учебном процессе

Практические занятия,

лабораторные занятия, учебные, производственно- технологические, проектные практики, практико- ориентированное обучение

Лекционно-семинарская

система, научно- исследовательская работа студентов, проблемно- эвристические методы, дискуссии

4. Основной тип педагогов, задействованных в учебном процессе

Специалисты-практики, хорошо знающие технологические процессы, базовые кафедры

Научно-педагогические работники, имеющие опыт научной работы в сфере строительства, обладающие учеными степенями и званиями

5. Основная мыслительная операция, развиваемая в процессе учебы

6. Основной характер осваиваемых знаний

Технологические, производственные, проектно- конструкторские и нормативные знания

Теоретические знания в области современных компьютерных и нанотехнологий

7. Основная форма промежуточной аттестации

Зачет, зачет с оценкой, квалификационная пробная работа, тестирование

Теоретический экзамен, кандидатский экзамен, защита диссертаций

8. Форма итоговой аттестации

Защита курсовых проектов

Теоретический комплексный экзамен и защита магистерской диссертации

9. Вид учебного заведения, сориентированного на данную модель

Специализированные и отраслевые вузы

Необходимость создания практико-ориентированного образования вызвана стремлением общества обеспечить повышение качества жизни ныне живущих и будущих поколений людей на основе комплексного решения социальных, образовательных и экономических проблем.

Как традиционные технологии учебной деятельности, так и инновационные, должны по возможности использовать современные информационно-коммуникационные технологии, позволяющие усилить практическую ориентированность образовательного процесса, а также учесть индивидуальные особенности обучаемых.

Задача вузовской среды должна заключаться, прежде всего, в оказании помощи студентам в индивидуальном самовыражении, поэтому необходимо предоставить определенные возможности для раскрытия склонностей, способностей, удовлетворения интересов студентов. Необходима система знаний, способствующая развитию интереса к поиску того индивидуального, что впоследствии сформирует высококлассного компетентного специалиста, способного решать любые задачи, связанные с его профессиональной деятельностью.

В ходе профессиональной подготовки происходит постоянное обогащение содержания деятельности на основе модели деятельности специалиста, включающей описание системы его основных функций, проблем и задач, предметных и социальных компетентностей. Деятельностная модель подготовки специалиста предполагает постоянную трансформацию видов деятельности (А. Вербицкий). В ходе профессионально-ориентированной деятельности студенты овладевают реальным опытом выполнения прикладных исследований, научно- технических разработок. Трансформация содержания деятельности завершается приобретением опыта профессиональной деятельности в ходе производственной практики и практико-ориентированного обучения. С целью максимальной адаптации специалистов к условиям реального производства, приобретения достаточного опыта профессиональной деятельности вузы стали перестраивать свою работу по принципу «Утром – практика, вечером – теория».

В Чебоксарском политехническом институте (филиала) МГМУ успешно реализуется технология практико- ориентированного обучения на основе договоров с предприятиями города. Программа практико- ориентированного обучения внедрена с 2005 года. На реализацию практико-ориентированного обучения дается возможность один день в неделю или одну неделю в месяц работать на предприятиях города Чебоксары, где старшекурсники приобретают опыт профессиональной деятельности, а затем на занятиях в родном вузе практику обогащают теорией.

Институт имеет договоры о сотрудничестве со многими ведущими предприятиями, организациями и учебными заведениями Чувашской республики: ОАО «Стройтрест №2», ОАО «Чебоксарская керамика», ОАО«Железобетон», ООО «Строительная фирма «Комплекс», ОАО «Промстройпроект», ОАО «Чувашагропромстрой», ООО «Чувашпроект», ЗАО «Волгастроймонтаж», ООО «Индустриально-строительный комплекс», ФГОУ СПО «Чебоксарский техникум строительства и городского хозяйства», ГУП «Чувашгражданпроект» и др. Тесное сотрудничество с предприятиями позволило повысить эффективность прохождения студентами производственной практики и организовывать практико-ориентированное обучение.

Список литературы

1. Вербицкий, А. А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения: мат. К четвертому заседанию методологического семинара, 16 ноября 2004г. – М., 2004. – 45 с.

Одним из направлений развития и модернизации российского профессионального образования являются практико-ориентированные и интерактивные технологии, направленные на формирование личностных компетенций специалиста. Ставится задача обновления профессионального образования на компетентностной основе путем усиления практической направленности профессионального образования при сохранении его фундаментальности.

В условиях новой парадигмы направленности учебного процесса на формирование профессиональных компетенций специалиста, ведущими технологиями становятся практико-ориентированные и интерактивные стратегии обучения, которые нацелены на формирование нового типа мышления преподавателей и соответственно овладение ими комплексными умениями по организации учебного процесса в новых условиях. Новые технологии направлены на практическую реализацию психолого-педагогических условий, оптимально адаптированных к взаимодействию педагога и обучаемых.

Дидактические характеристики этих технологий складываются из следующих особенностей учебно-воспитательного процесса:

. проблемной структуры учебной информации;

. практической направленности учебных занятий;

. индивидуализации в подходе к учебным возможностям студентов;

. возможности реализации в ходе учебных занятий продуктивных форм деятельности: проектирования, моделирования, конструирования;

. демократических форм (диалоговых и фасилитационных) организации процесса обучения.

С учетом ожидаемых изменений в колледже была принята целевая программа подготовки педагогического коллектива к работе по новым ФГОС СПО. В соответствии с этой программой активно началась работа по разработке учебных планов, обучающих программ и модулей. Кроме разработки учебно-методической документации нового поколения целевая программа предусматривает постепенный переход на практико-ориентированные технологии обучения и оказание педагогам помощи в освоении новых технологий и методов.

Сегодня существует множество известных технологий обучения, которые можно отнести к практико-ориентированным: технология критического мышления, интерактивные технологии обучения, проектная технология, технология проблемного обучения, информационно-коммуникационные технологии и др.

Элементы этих технологий, различные приемы и методы обучения, способствующие формированию практических навыков, умений профессиональной деятельности широко применяются в деятельности педагогического коллектива колледжа. В системе СПО можно выделить несколько направлений к практико-ориентированному образованию. С одной стороны практико-ориентированное образование связывают с организацией учебной, производственной и преддипломной практики студента с целью его погружения в профессиональную среду, соотнесения своего представления о профессии с требованиями, предъявляемыми реальным работодателем, осознания собственной роли в работе. С другой стороны, считается наиболее эффективным внедрение профессионально-ориентированных технологий обучения, способствующих формированию у студентов значимых для будущей профессиональной деятельности качеств личности, знаний, умений и навыков, обеспечивающих качественное выполнение функциональных обязанностей по избранной специальности. А также, становление практико-ориентированного образования связывают с использованием возможностей контекстного (профессионально направленного) изучения профильных и непрофильных дисциплин.

Основные этапы практико-ориентированного обучения для студента можно представить на рисунке 1.

Внедрение в учебный процесс профессионально-ориентированных технологий

Погружение студента в профессиональную среду

Контекстное изучение профильных и непрофильных дисциплин

Рисунок 1. Этапы практико-ориентированного обучения

К практико-ориентированным образовательным технологиям, можно отнести технологии интерактивного обучения, технологии контекстно-компетентностного обучения, технологии модульного обучения, технологии саморегулируемого учения.

Создание процесса практико-ориентированного обучения даст возможность предельно точно приблизить содержание учебных дисциплин к будущей профессии, возможности построений целостного учебного процесса, создаст условия для целенаправленного формирования конкурентоспособности будущих работников.

Таким образом, реализация практико-ориентированного подхода способствует совершенствованию существующих образовательных программ и технологий создания условий для подготовки работников отраслевых и региональных рынков услуг, обладающих качественно новым уровнем профессиональных компетенций, готовых к профессиональной деятельности в современных условиях.

При реализации практико-ориентированного обучения необходимо учитывать следующие принципы:

Принцип практико-ориентированного целеполагания;

Принцип выбора индивидуальной образовательной траектории;

Принцип продуктивности обучения;

Принцип первичности образовательной продукции студента;

Принцип ситуативности обучения;

Принцип образовательной рефлексии.

В целях реализации указанных мною выше принципов внедрения практико-ориентированности в учебный процесс, необходимо обеспечить ряд базовых предпосылок:

Мотивационное обеспечение учебного процесса;

Связь обучения с практикой;

Сознательность и активность студентов в обучении.

В рамках практико-ориентированного обучения развивается внутренняя мотивация студента, так как появляется возможность свободного выбора способов решения обсуждаемой проблемы; студенты ощущают собственную компетентность; переживают собственную автономию.

Интенсификация процесса поиска, приобретение знаний, умений, профессиональных компетенций, является целью практико-ориентированного обучения. Специалист способный применять в практической деятельности приобретенные компетенции, будет являться результатом практико-ориентированного подхода. Учебный процесс, построенный на основе эмоционально-образного и логического компонентов; формирование практического опыта, приобретение практического опыта и их использование при решении профессиональных задач составляет сущность практико-ориентированного обучения. Реализация практико-ориентированного обучения предполагает рассмотрение практики как источника познания, как предмета познания при комплексном подходе к анализу фактов, как средства познания.

Для определения эффективности внедрения принципов практико-ориентированности в учебный процесс, необходимо определить факторы, влияющие на его интенсивность.

Эффективность внедрения принципов практико-ориентированности для колледжа должна измеряться следующими показателями:

Репутация колледжа;

Развитие (колледжа, социально-экономическое развитие региона, рост научного потенциала);

Результат (трудоустроенные по специальности студенты).

Для оценки профессионально-личностных качеств предлагается использовать экзамен (квалификационный), позволяющий провести оценку, еще на этапе обучения. Это соответствует не только требованиям ФГОС, но и требованиям, которые предъявляет жизнь к выпускникам колледжа, а именно получение практико-ориентированных навыков в процессе прохождения обучения.

Такое обучение уже не будет подготовкой к будущей профессиональной деятельности, а станет осознанным профессиональным действием в настоящем времени.

Таким образом, стало актуальным формирование методической готовности преподавателя и повышения его компетентности. При этом под компетентностью понимается качество действий работника, обеспечивающих адекватное и эффективное решение профессионально значимых предметных задач, носящих проблемный характер, а также готовность нести ответственность за свои действия.

Список использованных источников

1. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2015 г. N 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года».

2. Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001 N 1756-р «О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года».

3. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 57/254 «О Декаде ООН по образованию для устойчивого развития, начиная с 1 января 2005 г».

4. Стратегия развития науки и инноваций в РФ на период до 2015 года (Утверждена Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол от 15 февраля 2006 г. № 1)).

5. Эффективность взаимодействия образовательных учреждений и бизнес-среды: теория, методология, практика [Текст]: колл. монография / Т. Н. Бондаренко [и др.]; под науч. ред. д-ра экон. наук, проф. А. П. Латкина. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2015. - 188 с.

6. Современные проблемы науки и образования [Электронный ресурс]: многопредмет. научн. журн. - Электрон. науч. жур: Изд. дом «АКАДЕМИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ», 2015 . - Режим доступа: www.rae.ru

Практико-ориентированное обучение на уроках математики в начальной школе

Из опыта работы

учителя начальных классов

МБОУ «Ямальская школа-интернат»

Конашевой Елены Владимировны

В настоящее время для современного образования стоит вопрос о формировании и развитии успешной личности, уверенно-адаптирующейся к изменениям окружающего мира, а также готовой к труду и дальнейшему самообразованию. Для жизни человеку нужен не только имеющийся у него огромный багаж знаний, а способность верно оценивать изменения окружающего мира и возможность грамотного применения своих умений и знаний на практике.

Одним из возможных вариантов решения данного вопроса является использование практико-ориентированного подхода к обучению учащихся. Практико-ориентированное обучение соединяет науку и ученика, раскрывает связи между знаниями и повседневной жизнью людей, проблемами, возникающими перед ними. Основная цель такого обучения - формирование у учащихся умений, необходимых в разнообразных сферах жизни, и осознания того, где, как и для чего можно употреблять полученные знания на практике.

В рамках практико-ориентированного обучения я стараюсь уже с 1 класса организовать деятельность учащихся, направленную на формирование у учащихся умений думать и действовать. Для себя я выделила несколько основных приемов практико-ориентированного обучения младших школьников на примере уроков математики:

  1. Практико-ориентированные задачи

Использование практико-ориентированных задач позволяет применять знания учащихся в ситуациях повседневной жизни, при решении практических и нестандартных задач. Но таких задач в учебниках по математике для начальной школы очень мало, поэтому стараюсь подбирать, составлять и активно внедрять их в учебный процесс. При изучении нового материала опираюсь на уже имеющийся опыт учащихся, а уже на этапе закрепления и систематизации полученных знаний даю учащимся задачу из повседневной жизни, при решении которой они должны использовать приобретенные предметные знания и умения. Каждая такая задача, должна быть не в явном виде, как это чаще всего дается в учебнике. Лучше сформулировать задание так, чтобы учащиеся подумали, порассуждали и предложили свои способы решения, из которых выбрали наиболее рациональный. На работу с такими заданиями в план урока математики я внесла непродолжительный по времени этап «Математика вокруг нас». Само название указывает на то, что в окружающем нас мире оказывается много математических задач и ситуаций, для решения которых необходимы те или иные знания и умения. Примеры таких задач:

  1. Какую длину и ширину будет иметь участок площадью 48 кв.м?
  2. Сколькими способами можно пришить пуговицу с четырьмя дырками, чтобы ниточкой соединялись две пары дырок, и ни одна дырка не оставалась свободной?
  3. В квадратную комнату с длиной 6 метров решили постелить ковер так, чтобы от каждой стены оставалось до ковра расстояние в 1 метр. Каких размеров будет ковер?
  4. Используя данные таблицы, ответь, как с помощью ложек отмерить продукты для приготовления одной порции манной каши, если для нее надо 45 г крупы, 5 г масла и 5 г сахара.

Практико-ориентированные задания позволяют применять логическое мышление, создают условия для того, чтобы обучающиеся оценили смысл и значение приобретённых знаний.

  1. Уроки-практикумы.

Для формирования практических навыков на уроках математики использую так называемые уроки-практикумы. Главный девиз этих уроков – Мысли! Действуй! Твори! На таких уроках мы измеряем площадь, высоту, рост и массу, определяем временные промежутки, уравниваем по длине предметы, работаем с конструктором. Обязательно используем для этого измерительные приборы: весы, часы, секундомеры, разные емкости для определения объема. Нравится детям на таких уроках составлять задачи для своих друзей.

При изучении темы «Периметр и площадь прямоугольника» в 3 классе был проведен урок-практикум, где дети помогали любимым героям мультфильма «Маша и медведь» вычислить площадь участка домика медведя, определить размеры забора для домика с учетом обнесения забором сада, находящегося за территорией участка. Ребята определяли размеры стекла для окна домика медведя, сравнивали размеры рамки для фото и рисунков Маши. Каждое задание было направлено на использование имеющихся знаний в жизненной ситуации, в которых задание носит реальный смысл. Урок получился увлекательным, творческим, с ненавязчивым применением на практике знаний учащихся о площади и периметре.

Во внеурочной деятельности на занятиях кружка «Наглядная геометрия» уделяем большое внимание практическим упражнениям: в 1-2 классах - закрашивание, классификацию, сравнение, определение лишней фигуры, выделение признаков, придумывание орнаментов, аппликация, в 3-4 классах - вычисление периметра данных на бумаге фигур, вырезание из бумаги фигур и вычисление площади, составление загадок, проекты, исследования, конкурсы рисунков-чертежей и др.

Уроки-практикумы помогают формировать практико-ориентированных знаний, умений, навыков, способствуют развитию у младших школьников способности ориентироваться в окружающей действительности.

  1. Уроки – экскурсии.

Проведение математических экскурсий в начальной школе позволяет обучающимся приобрести практические навыки работы вне класса, направленные на глубокое понимание и осмысление изучаемого материала. Дети учатся важнейшим умственным действиям – наблюдению, рассуждению, анализу, умению делать выводы. Так в 1 классе при изучении темы «Пространственные представления» мы выходили на школьную площадку и вне класса знакомились с понятиями «выше - ниже», «дальше - ближе», «сзади – спереди» и т.п. Во втором классе вычисляли временные промежутки при выполнении режимных моментов в течение дня. В 3 классе при знакомстве с темой «Цена. Количество. Стоимость» мы с ребятами совершили виртуальную экскурсию в магазин канцтоваров и в магазин игрушек. Детям предлагалось определить, какие предметы и в каком количестве они могут купить на имеющуюся у них сумму денежных средств. Также при изучении единиц массы можно посетить магазин, а при знакомстве с литром (единицей объема) – столовую интерната. В результате такой работы во взаимодействии с окружающей действительностью и измерительными приборами дети смогут усвоить материал более прочно, смогут без труда воспользоваться своим приобретённым опытом при решении задач в классе и в дальнейшей жизни.

  1. Практико-ориентированные проекты.

Проекты на уроках математики в 1-2 классах носят творческий характер – создание игры «Математическое домино», «Лото», создание альбомов «Цифры в картинках», «Симметрия вокруг нас». А в 3-4 классах проекты проводятся в форме деловой игры в ремонт «Школа ремонта», в строителей и маляров «Строим дом», работу с масштабом и др. Проекты на уроках математики в 3-4 классах обычно связаны с вычислениями: например, расчет расходов на ремонт комнаты, расчет расходов на поездку, определение расстояния перелета птиц, расстояния между городами с учетом масштаба карты и др.

  1. Моделирование учебных задач.

На уроках математики особую трудность для учащихся представляют текстовые задачи. Учащимся нелегко ориентироваться в задаче, в её условиях и требовании. Поэтому подробно отрабатываю анализ текста задачи, ее данных, которые мы наглядно представляем в виде модели. При работе с математической моделью задачи учащиеся легче понимают смысл, графически показывают зависимость числовых данных, определяют известное и неизвестное, находят способ решения задачи. В процессе моделирования активизируется творческая деятельность учащихся, отражается предметная сторона учебной деятельности. Основные виды моделей к задачам, применяемых мною на уроках - схема, чертёж, таблица, предметный рисунок, краткая запись, диаграмма.

В своей работе при практико-ориентированном обучении стараюсь применять активные и интерактивные методы на уроках, веду работу в парах, индивидуально, коллективно, использую раздаточный материал и электронные носители. Обязательно демонстрирую иллюстрации, таблицы, рисунки, содержащие данные с помощью интерактивной доски и нетбуков учащихся. Это делает обучение более результативным, позволяет достигать поставленных целей в формировании универсальных учебных действий, развивает у учащихся интерес к математике как к предмету, имеющему большое применение на практике в жизни.