Свой стиль

Авиационная метеорология. Конспект лекции по курсу «Авиационная метеорология В тропосфере различают три слоя

Атмосфера

Состав и свойства воздуха.

Атмосфера представляет собой смесь газов, водяного пара и аэрозолей (пыли, продуктов конденсации). На долю основных газов составляет: азота 78 %, кислорода 21 %, аргона 0.93 %, углекислого газа 0.03 %, на долю других приходится менее 0,01 %.

Воздух характеризуется следующими параметрами: давлением, температурой и влажностью.

Международная стандартная атмосфера.

Градиент температуры.

Воздух нагревается от земли, с высотой уменьшается плотность. Комбинация этих двух факторов создает нормальную ситуацию с более теплым воздухом у поверхности и постепенно охлаждающимся с высотой.

Влажность.

Относительная влажность измеряется в процентах как отношение фактического количества водяных паров в воздухе к максимально возможному при данной температуре. В теплом воздухе может растворится больше водяных паров, чем в холодном. Если воздух остывает, то его относительная влажность приближается к 100 % и начинают формироваться облака.

Холодный воздух зимой более близок к насыщению. Поэтому зимой более низкая база облаков и их распространение.

Вода может быть в трех формах: твердой, жидкой, газообразной. Вода имеет высокую теплоемкость. В твердом состоянии имеет более низкую плотность, чем в жидком. В результате она смягчает климат в масштабах планеты. В газообразном состоянии легче воздуха. Вес водяных паров 5/8 от веса сухого воздуха. В результате влажный воздух поднимается над сухим.

Движение атмосферы

Ветер.

Ветер возникает от дисбаланса давлений, обычно, в горизонтальной плоскости. Этот дисбаланс появляется из-за различия температур воздуха на соседних участках или циркуляции воздуха по вертикали на различных участках. Первопричина - это солнечный прогрев поверхности.

Ветер называется по направлению, откуда он дует. Например: северный дует с севера, горный - с гор, долинный - в горы.

Эффект Кориолиса.

Эффект Кориолиса очень важен для понимания глобальных процессов в атмосфере. Результат этого эффекта выражается в том, что все объекты, движущиеся в северном полушарии, имеют тенденцию поворачивать вправо, а в южном - влево. Эффект Кориолиса сильно выражен на полюсах и сводится к нулю на экваторе. Причина эффекта Кориолиса - вращение Земли под движущимися объектами. Это не какая-то реальная сила, это иллюзия правого вращения для всех свободно движущихся тел. Рис. 32

Воздушные массы.

Воздушной массой называется воздух имеющий одинаковую температуру и влажность, над территорией не менее 1600 км. Воздушная масса может быть холодной, если она образовалась в полярных областях, теплой - из тропической зоны. Она может быть морской или континентальной по влажности.

При приходе ХВМ приземный слой воздуха нагревается от грунта увеличивает нестабильность. При приходе ТВМ приземный слой воздуха охлаждается, опускается и образует инверсию, увеличивает стабильность.

Холодный и теплый фронт.

Фронтом называется граница между теплой и холодной воздушной массой. Если вперед движется холодный воздух, то это холодный фронт. Если вперед движется теплый воздух - теплый фронт. Иногда воздушные массы перемещаются до тех пор, пока не остановятся возросшим перед ними давлением. В этом случае фронтальную границу называют стационарным фронтом.

Рис. 33 холодный фронт теплый фронт

Фронт окклюзии.

Облака

Типы облаков.

Существуют только три основных вида облаков. Это stratus, cumulus и cirrus т.е. слоистые (St), кучевые (Cu) и перистые (Сi).

слоистые кучевые перистые Рис. 35

Классификация облаков по высотам:


Рис. 36

Менее известные облака:

Дымка - образовывается когда теплый и влажный воздух движется на берег, или когда земля излучает тепло ночью в холодный и влажный слой.

Облачная шапка - образуется над вершиной при возникновении динамических восходящих потоков. Рис.37

Облака в виде флага - образуются за вершинами гор при сильном ветре. Иногда состоит из снега. Рис.38

Роторные облака - могут образовываться на подветренной стороне горы, за хребтом в сильный ветер и имеют форму длинных жгутов, расположенных вдоль горы. Они образуются на восходящих сторонах ротора и разрушаются на нисходящих. Указывают на серьезную турбулентность.Рис.39

Волновые или чечевицеобразные облака - формируются при волновом движении воздуха при сильном ветре. Не движутся относительно земли. Рис.40

Рис. 37 Рис. 38 Рис.39

Ребристые облака - очень похожи на рябь на воде. Образуются когда один воздушный слой движется над другим со скоростью достаточной для образования волн. Движутся с ветром. Рис.41

Pileus - при развитии грозового облака до слоя инверсии. Грозовое облако может пробить инверсионный слой. Рис. 42


Рис. 40 Рис. 41 Рис. 42

Образование облаков.

Облака состоят из бесчисленного множества микроскопических частичек воды различных размеров: от 0,001 см в насыщенном воздухе до 0,025 при продолжающийся конденсации. Главный путь образования облаков в атмосфере - охлаждение влажного воздуха. Это происходит при охлаждении воздуха, когда он поднимается вверх.

Туман образуется в охлаждающемся воздухе от контакта с землей.

Восходящие потоки.

Существуют три главные причины возникновения восходящих потоков. Это потоки из-за движения фронтов, динамические и термические.


фронтальные динамические термические

Скорость подъема фронтального потока прямо зависит от скорости движения фронта и обычно составляет 0,2-2 м/с. У динамического потока скорость подъема зависит от силы ветра и крутизны склона, может доходить до 30 м/с. Термический поток возникает при подъеме более теплого воздуха, который в солнечные дни нагревается от земной поверхности. Скорость подъема достигает 15 м/с, но обычно это 1-5 м/с.

Точка росы и высота облаков.

Температура насыщения называется точкой росы. Допустим, что поднимаясь воздух охлаждается определенным образом, например, 1 0 С/100 м. Но точка росы понижается только на 0,2 0 С/100 м. Таким образом точка росы и температура поднимающегося воздуха сближаются на 0,8 0 С/100 м. Когда они уравняются произойдет образование облаков. Метеорологи используют сухой и влажный термометры для замера температуры у земли и температуры насыщения. По этим замерам можно вычислить базу облаков. Например: температура воздуха у поверхности 31 0 С, точка росы 15 0 С. Разделив разность на 0,8 получаем базу равную 2000м.

Жизнь облаков.

Облака при своем развитии проходят стадии зарождения, роста и распада. Одно изолированное кучевое облако живет около получаса от момента появления первых признаков конденсации до распада в аморфную массу. Однако, часто облака не распадаются так быстро. Это происходит когда влажность воздуха на уровне облаков и влажность облака совпадает. Идет процесс перемешивания. Фактически продолжающаяся термичность приводит к постепенному или быстрому распространению облачности на все небо. Это называется сверхразвитие или OD на лексиконе летчиков.

Продолжающаяся термичность может подпитывать и отдельные облака увеличивая время их жизни более 0,5 часа. Фактически грозы это долгоживущие облака, образованные термическими потоками.

Осадки.

Для выпадения осадков необходимы два условия: продолжительные восходящие потоки и высокая влажность. В облаке начинается рост капелек воды или кристаллов льда. Когда они становятся большими, то начинают падать. Идет снег, дождь или град.

ДАЛ ЬНОСТЬ ГОРИЗОНТАЛЬНОЙ ВИДИМОСТИ И ЕЕ ЗАВИС ИМОСТЬ ОТ РАЗЛИЧНЫХ Ф АКТОРОВ

Видимость – это зрительное восприятие объектов, обусловленное существованием яркостных и цветовых различий между объектами и фоном, на котором они проектируют ся. Видимост ь является одним из наиб олее важных мет еорологических факторов, влияющ их на выполнение полетов и особенно на взлет и посадку воздушны х судов, так как около 80% необходимой информации пилот получает зрительным пут ем. Видимость характ еризуется д альностью видимости (как далеко видно) и степенью видимости (как хорошо видно). При мет еорологическом обеспечении авиации используют т олько дальност ь видимости, котор ую об ычно называют видимост ью.

Дальность видим ости - это максимальное расстояние, с которого видны и опознают ся неосвещ енные объекты днем и световые ориентиры ночью. Предполагает ся, что об ъект всегда доступен наблюдателю, т.е. рельеф мест ност и и шарообразност ь Земли не ограничивают возможность наблюдения. Количест венно видимость оценивается через д альность и зависит от геомет рических размеров объект а, его освещенности, контрастности об ъекта и фона, прозрачности атмосферы.

Геом етрические разм еры объекта . Человеческий глаз обладает определенной разрешающ ей способност ью и может видет ь объекты, размеры которых не менее одной угловой минуты. Для т ого чт обы объект не обращался с расст оянием в точку, а мог быт ь опознан, его угловой размер должен быть не менее 15¢. Поэтому линейные размеры объект ов на земной поверхности, выбранных для визуального определения видимости, д олжны увеличиват ься с расстоянием от наблюд ателя. Расчеты показывают, что для уверенного определения вид имости об ъект должен имет ь линейные размеры не менее 2,9 м (на расстоянии 500 м), 5,8 м (на р асстоянии 1000 м) и 11,6 м (на расст оянии 2000 м). Форма об ъекта т акже влияет на вид имость. Объекты с резко очерченными гранями (зд ания, мачты, т рубы и т.д.) видны лучш е, чем объект ы с расплывчатыми гранями (лес и т.п.).

Освещенность. Для наблюдения объекта необходимо, чтобы он был освещен.

Глаз человека сохраняет устойчивост ь к восприятию объектов при освещенности

20…20000 лк (люксов). Дневная освещ енность изменяет ся в пределах 400…100000 лк.

Если освещенност ь объ екта менее предельной для глаза, то объект становится невидимым.

Контраст объекта с фоном. Объект достаточных угловых размеров можно видеть лишь в том случае, когда он отличает ся по яркости или цвет у от фона, на который проектируется. Реш ающее значение имеет яркостный контраст, так как цветовой контраст для удаленных предметов сглаживает ся из-за оптической д ымки.

Оптическая дымка - это своеобразная свет овая завеса, кот орая образует ся в результат е рассеивания световых лучей находящимися в атмосфере жидкими и твердыми частицами (продукт ы конденсации и сублимации водяного пара, пыль, дым и т.п.). Предмет ы, рассматриваемые издалека сквозь опт ическую д ымку, обычно изменяют свой цвет, их краски т ускнеют и они кажутся серовато-голубого отт енка.

Яркостный контраст К - э то отнош ение абсолютной разности яркостей объ екта Во и фона Вф к большей из них.



Bo >


(условие для наблюдения светящихся объ ектов ночью), то:

K =B o - B ф


Если >


(условие для наблюдения темных пред мет ов днем), то:


K =B ф - B о


Яркостны й конт раст изменяет ся в переделах 0…1. При


Bo =,



объ ект не


виден. При Bo = 0 , К


1 объектом являет ся черное тело.


Порог контрастной чувствительности e - эт о наименьшее значение яркост ного конт раст а, при котором глаз перестает видеть объект. Величина e непостоянна. Она неодинакова у разны х людей, зависит от освещенности объект а и степени ад апт ации глаза наблюдат еля к д анной освещенности. В условиях нормального д невного освещения и достаточных угловых размеров объект а обнаружить объект можно при e = 0,05. Пот еря его видимости наст упает при e = 0,02. В авиации принято значение e = 0,05. Если освещ енност ь уменьшается, то конт растная чувствительность глаза увеличивается. В сумерки и ночью

e = 0,6…0,7. Поэт ому яркост ь фона в этих случаях должна быт ь на 60…70% больше яркости объекта.

Прозрачность атмосферы - это основной фактор, определяющий дальност ь видимости, т ак как наблюдаемые контрасты межд у яркостью предмета и фона зависят от оптических свойств воздуха, от ослабления и рассеивания в нем световых лучей. Газы, составляющ ие атмосферу, обладают чрезвычайно большой прозрачност ью. Если бы ат мосфера состояла только из одних чистых газов, то дальность видимости в свет лое время сут ок д остигала бы 250…300 км. Водяные капли, ледяные кристаллы, частички пыли и дыма, взвешенны е в атмосфере, рассеивают свет овые лучи. В результат е образуется оптическая дымка, кот орая ух удш ает видимость объектов и огней в атмосфере. Чем больше в воздух е взвешенных частиц, тем больше яркост ь оптической дымки и тем х уже видны далекие предмет ы. Прозрачност ь ат мосферы ухудшают след ующ ие мет еоявления: все виды осадков, дымка, т уман, мгла, пыльная буря, поземок, низовая мет ель, общая метель.

Прозрачность атмосферы х арактеризуют коэффициентом прозрачности t. Он показывает, насколько свет овой поток, проходящ ий через слой атмосферы толщиной 1 км, ослабляется нах одящимися в эт ом слое различными примесями.

ВИДЫ ВИДИМОСТИ

Метеорологическая дальность видимости (МДВ) - эт о максимальное расстояние, на котором видны и опознаются в свет лое время суток черные объ екты с угловыми размерами более 15¢, проект ирующиеся на фоне неба у горизонта или на фоне дымки.

При инст рументальных наблюдениях за видимост ь принимается м етеорологическая оптическая дал ьность видимости (MOR – meteorological optical range), под кот орой понимают длину пути светового потока в ат мосфере, на котором он ослабевает д о 0,05 от своего начального значения.

МДВ (MOR) зависит только от прозрачност и ат мосферы, включается в информацию о фактической погод е на аэрод роме, наносится на карт ы погод ы и является первичным элементом при оценке условий видимост и для потребност ей авиации.

Видимость для авиационных целей – это большая из следующ их величин:

а) максимальное расст ояние, на кот ором можно различить и опознать черный объ ект соответствующих размеров, расположенный вблизи земли и наблюдаемый на светлом фоне;

б) максимальное расстояние, на котором можно различить и опознать огни силой свет а около 1000 кандел на освещенном фоне.

Эти расстояния имеют разные значения в возд ухе с заданным коэффициентом ослабления.


Преобл адающая видимость – это наибольш ее значение видимост и, наб людаемой в соответст вии с определением термина видимость , кот орое дост игается в пределах, по крайней мере, половины линии горизонта или в пределах, по крайней мере, половины поверхности аэродрома. Обозреваемое пространство может включат ь в себя смежные и несмежные секторы.

Дальность видимости на ВПП (RVR – runway visual range) - эт о расстояние, в пределах кот орого пилот воздушного суд на, находящегося на осевой линии ВПП, может видеть маркировку покрытия ВПП или огни, ограничивающие ВПП или обозначающие ее осевую линию. Высот а среднего уровня глаз пилота, находящ егося в кабине воздушного судна, принимается равной 5 м. Измерения RVR наблюдателем практически неосущ ест вимы, ее оценка осуществляется путем расчет ов, основанных на законе Кошмидера (при использовании объект ов или маркеров) и на законе Алларда (при использовании огней). Включаемое в сводки значение RVR представляет собой наибольшее из этих двух величин. Расчет RVR проводится только на аэродромах, оборудованных системами огней высокой (ОВИ) или малой (ОМИ) интенсивности, при максимальной видимости вд оль ВПП менее

1500 м. При видимост и более 1500 м видимость RVR отождест вляется с МДВ (MOR). Инструктивные указания относит ельно вычисления видимост и RVR содержатся в “Руководст ве по практике наблюдения за дальност ью видимости на ВПП и перед ачи сообщений о ней” (ДОС 9328).

Вертикальная видимость - эт о максимальная высота, с кот орой э кипаж, находящийся в полете, видит вертикально вниз землю. При наличии облаков вертикальная видимость равна высот е нижней границе облаков или меньше ее (в т умане, в сильных осадках, при об щей мет ели). Вертикальная видимость определяет ся с помощью приб оров, измеряющих высот у нижней границы об лаков. Информация о верт икальной видимости включает ся в сводки о фактической погоде аэрод рома вмест о высоты нижней границы облаков.

Наклонная видимость -э то максимальное расстояние вдоль глиссад ы снижения, на кот ором пилот воздушного судна, зах одящего на посад ку, при переход е от пилотировании по приб ору к визуальному, может обнаружить и опознать начало ВПП. В сложных метеороло- гических условиях (видимость 2000 м и менее и/или высота нижней границы об лаков 200 м и ниже) наклонная видимость может быть сущ ест венно меньш е горизонтальной видимости у поверхности земли. Это бывает при наличии между лет ящ им возд уш ным судном и земной поверхностью задерживающ их слоев (инверсия, изотермия), под которыми скапливают ся мелкие капельки воды, част ички пыли, индустриальные загрязнения ат мосферы и т.п.; или при заходе воздушного судна на посадку в низкой облачност и (ниже 200 м), под кот орой имеется подоблачный слой густой дымки переменной опт ической плотности.

Наклонная видимость инст рументально не опред еляется. Она рассчитывается на основании измеренной МДВ (MOR). В сред нем, при высоте нижней границы облачности менее 200 м и МД В (MOR) менее 2000 м наклонная видимость составляет 50% от горизонтальной дальност и видимости на ВПП.

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

ТАШКЕНТСТКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ИНСТИТУТ

Кафедра: « Управление воздушными движениями »

Конспект лекции

по курсу «Авиационная метеорология »

ТАШКЕНТ - 2005

«Авиационная метеорология »

Ташкент, ТГАИ, 2005 год.

Конспект лекции включает в себя основные сведения о метеорологии, атмосферы, ветрах, облаках, осадках, синоптических картах погоды, картах барических топографии и радиолокационной обстановки. Описываются перемещение и трансформация воздушных масс, а также барических систем. Рассмотрены вопросы перемещение и эволюция атмосферных фронтов, фронты окклюзии, антициклоны, метель, виды и формы обледенения, грозы, молния, атмосферная турбулентность и регулярное сообщение – METAR, международный авиационный код TAF.

Конспект лекций обсужден и одобрен на заседании кафедры УВД

Утвержден на заседании метод совет ФГА

Лекция №1

1. Предмет и значение метеорологии.:

2. Атмосфера, состав атмосферы.

3. Строение атмосферы.

Метеорологией называется наука о фактическом состоянии атмосферы и совершающихся в ней явлениях.

Под погодой принято понимать физическое состояние атмосферы в какой либо момент или промежуток времени. Погода характеризуется совокупностью метеорологических элементов и явлений, таких, как атмосферное давление, ветер, влажность , температура воздуха, видимость, осадки, облака, обледенение, гололед, туманы, грозы, метели, пыльные бури, смерчи, различные оптические явления (гало, венцы).


Климат – многолетний режим погоды: характерный для данного места, складывающийся под влиянием солнечной радиации, характера подстилающей поверхности, циркуляции атмосферы, изменения земли и атмосферы.

Авиационная метеорология изучает метеорологические элементы и атмосферные процессы с точки зрения их влияния на авиационную технику и деятельность авиации, а также разрабатывает методы и формы метеорологического обеспечения полетов. Правильный учет метеорологических условий в каждом конкретном случае для наилучшего обеспечения безопасности, экономичности и эффективности полетов зависит от летчика и диспетчера, от их умения использовать метеорологическую информацию.

Летный и диспетчерский состав должен знать:

В чем конкретно проявляется влияние отдельных метеорологических элементов и явлений погоды на работу авиации;

Хорошо разбираться в физической сущности атмосферных процессов, создающих различные условия погоды и их изменения по времени и в пространстве;

Знать методы оперативного метеорологического обеспечения полетов.

Организация полетов ВС гражданской авиации ГА в масштабе земного шара, и метеорологическое обеспечение этих полетов, немыслимо без международного сотрудничества. Существуют международные организации, регулирующие организацию полетов и их метеорологическое обеспечение. Это ICAO (Международная организация гражданской авиации) и ВМО (Всемирно метеорологическая организация), которые тесно сотрудничают между собой по всем вопросам сбора и распространения метеорологической информации в интересах гражданской авиации. Сотрудничество между этими организациями регулируется специальными рабочими соглашениями, заключенными между ними. ICAO определяет требования к метеорологической информации, вытекающие из запросов ГА, а ВМО определяет научно обоснованные возможности их удовлетворения и разрабатывает рекомендации и правила, а также различные инструктивные материалы, обязательные для всех стран ее членов.

Атмосфера.

Атмосфера воздушная оболочка земли, состоящая из смеси газов и коллоидных примесей (пыли, капель, кристаллов).

Земля представляет собой как бы дно громадного воздушного океана, и все живущие и растущие на ней обязаны своим существованием атмосфере. Она доставляет необходимый для дыхания кислород, предохраняет нас от смертоносных космических лучей и от ультрафиолетового солнечного излучения, а также защищает земную поверхность от сильного нагревания днем и сильного охлаждения ночью.

При отсутствии атмосферы температура поверхности земного шара днем бы достигала 110° и более, а ночью резко бы понижалась бы до 100° мороза. Всюду царила бы полная тишина, так как звук не может распространяться в пустоте, день и ночь сменялись бы мгновенно, а небо было бы абсолютно черным.

Атмосфера прозрачна, но она постоянно напоминает нам о себе: дождь и снег, гроза и метель, ураган и затишье, жара и мороз – все это проявление атмосферных процессов, совершающихся под влиянием солнечной энергии и при взаимодействии атмосферы с самой поверхностью земли.

Состав атмосферы.

До высоты 94-100 км. состав воздуха в процентном отношении остается постоянным – гомосфера («гомо» от греческого одинаковый); азот – 78,09%, кислород – 20,95%, аргон – 0,93%. Помимо этого в атмосфере находится непостоянное количество других газов (углекислый газ, водяной пар, озон), твердые и жидкие аэрозольные примеси (пыль, газы промышленных предприятий, дым и др.).

Строение атмосферы.

Данные прямых и косвенных наблюдений показывают, что атмосферы имеет слоистое строение. В зависимости о того, какое физическое свойство атмосферы (распределение температуры, состав воздуха по высотам, электрические характеристики) положено в основу деления на слои, имеется ряд схем строения атмосферы.


Наиболее распространенной схемой строения атмосферы является схема, в основу которой положено распределение температуры по вертикали. Согласно этой схеме атмосфера делится на пять основных сфер или слоев: тропосферу, стратосферу, мезосферу, термосферу и экзосферу

Межпланетное космическое пространство

Верхняя граница геокороны

Экзосфера (Сфера рассеяния)

Термопауза

Термосфера (ионосфера)

Мезопауза

Мезосфера

Стратопауза

Стратосфера

Тропопауза

Тропосфера

В таблице указаны Основные слои атмосферы и их средние высоты в умеренных широтах.

Контрольные вопросы.

1. Что изучает авиационная метеорология.

2. Какие функции возложены на IKAO, ВМО?

3. Какие функции возложены на Главгидромет Республики Ухзбекистан?

4. Дать характеристику составу атмосферы.

Лекция №2.

1. Строение атмосферы (продолжение).

2. Стандартная атмосфера.

Тропосфера – нижняя часть атмосферы в среднем до высоты 11 км, где сосредоточено 4/5 всей массы атмосферного воздуха и почти весь водяной пар. Высота ее меняется в зависимости от широты места, времени года и суток. Характеризуется повышением температуры с высотой, увеличением скорости ветра, образованием облаков и осадков. В тропосфера различают 3 слоя:

1. Пограничный (слой трения) – от земли до 1000 – 1500 км. В этом слое сказывается тепловое и механическое воздействие земной поверхности. Наблюдается суточный ход метеоэлементов. Нижняя часть пограничного слоя толщиной в 600м носит название «приземного слоя». Атмосфера выше1000 – 1500 метров называется «слоем свободной атмосферы» (без трения).

2. Средний слой располагается от верхней границы пограничного слоя до высоты 6 км. Здесь почти не сказывается влияние земной поверхности. Погодные условия зависят от атмосферных фронтов и вертикального равновесия воздушных масс.

3. Верхний слой лежит выше 6 км. и простирается до тропопаузы.

Тропопауза – переходный слой между тропосферой и стратьосферой. Толщина этого слоя от нескольких сот метров до 1 – 2 км, а средняя температура от минус 70° - 80° в тропиках.

Температура в слое тропопаузы может оставаться постоянной или повышаться (инверсия). В связи с этим тропопауза является мощным задерживающим слоем для вертикальных движений воздуха. При пересечении тропопаузы на эшелоне могут наблюдаться изменения температуры, изменение влагосодержания и прозрачности воздуха. В зоне тропопаузы или ее нижней границы обычно расположен минимум скорости ветра.

Метеорология авиационная

Метеорология авиационная

(от греческого met(éö)ra - небесные явления и logos - слово, учение) - прикладная дисциплина, изучающая метеорологические условия, в которых действуют летательные аппараты, и влияние этих условий на безопасность и эффективность полётов, разрабатывающая методы сбора и обработки метеорологической информации, подготовки прогнозов и метеорологического обеспечения полётов. По мере развития авиации (создание новых типов летательных аппаратов, расширение диапазона высот и скоростей полётов, масштаба территорий для выполнения полётов, расширения круга задач, решаемых с помощью летательных аппаратов и т. д.) перед М. а. ставятся новые задачи. Создание новых аэропортов и открытие новых авиационных трасс требует проведения климатических исследований в районах предполагаемого строительства и в свободной атмосфере вдоль планируемых маршрутов полётов с целью выбора оптимальных решений поставленной задач. Изменение условий вокруг уже существующих аэропортов (в результате хозяйственной деятельности человека либо под воздействием естественных физических процессов) требует постоянного изучения климата существующих аэропортов. Тесная зависимость погоды у земной поверхности (зона взлёта и посадки летательного аппарата) от местных условий требует проведения специальных исследований по каждому аэропорту и разработки методов прогноза условий взлёта и посадки практически для каждого аэропорта. Основные задачи М. а. как прикладной дисциплины - повышение уровня и оптимизация информационного обеспечения полётов, повышение качества предоставляемого метеорологического обслуживания (точности фактических данных и оправдываемости прогнозов), повышение оперативности. Решение этих задач достигается путем совершенствования материально-технической базы, технологий и методов наблюдении, углубленным изучением физики процессов формирования важных для авиации явлений погоды и совершенствования методов прогноза этих явлений.

Авиация: Энциклопедия. - М.: Большая Российская Энциклопедия . Главный редактор Г.П. Свищев . 1994 .


Смотреть что такое "Метеорология авиационная" в других словарях:

    Метеорология авиационная - Авиационная метеорология: прикладная дисциплина, изучающая метеорологические условия деятельности авиации, влияние их на авиацию, формы метеорологического обеспечения авиации и способы ее защиты от неблагоприятных атмосферных воздействий...… … Официальная терминология

    Прикладная метеорологическая дисциплина, изучающая влияние метеорологических условий на авиационную технику и деятельность авиации и разрабатывающая способы и формы её метеорологического обслуживания. Основная практическая задача М. а.… …

    метеорология авиационная Энциклопедия «Авиация»

    метеорология авиационная - (от греч. metéōra — небесные явления и logos — слово, учение) — прикладная дисциплина, изучающая метеорологические условия, в которых действуют летательные аппараты, и влияние этих условий на безопасность и эффективность полётов,… … Энциклопедия «Авиация»

    См. Метеорология авиационная … Большая советская энциклопедия

    Метеорология - Метеорология: наука об атмосфере о ее строении, свойствах и протекающих в ней физических процессах, одна из геофизических наук (также используется термин атмосферные науки). Примечание Основными дисциплинами метеорологии являются динамическая,… … Официальная терминология

    Наука об атмосфере, о её строении, свойствах и протекающих в ней процессах. Относится к геофизическим наукам. Базируется на физических методах исследований (метеорологические измерения и др.). В пределах метеорологии выделяют несколько разделов и … Географическая энциклопедия

    авиационная метеорология - 2.1.1 авиационная метеорология: Прикладная дисциплина, изучающая метеорологические условия деятельности авиации, влияние их на авиацию, формы метеорологического обеспечения авиации и способы ее защиты от неблагоприятных атмосферных воздействий.… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Авиационная метеорология - одна из отраслей военной метеорологии, изучающая метеорологические элементы и атмосферные явления с точки зрения их влияния на авиационную технику и боевую деятельность военно воздушных сил, а также занимающаяся разработкой и… … Краткий словарь оперативно-тактических и общевоенных терминов

    Авиационная наука и техника В дореволюционной России был построен ряд самолётов оригинальной конструкции. Свои самолёты создали (1909 1914) Я. М. Гаккель, Д. П. Григорович, В. А. Слесарев и др. Был построен 4 моторный самолёт… … Большая советская энциклопедия

Очень метеозависим: снег, дождь, туман, низкая облачность, сильный порывистый ветер и даже полный штиль - неблагоприятные условия для прыжка. Поэтому нередко спортсменам приходится часами и неделями сидеть на земле, ожидая «окна хорошей погоды».

Признаки устойчивой хорошей погоды

  1. Высокое давление, в течение нескольких дней медленно и непрерывно повышающееся.
  2. Правильный суточный ход ветра: ночью тихо, днем значительное усиление ветра; на берегах морей и больших озер, а также в горах правильная смена ветров:
    • днем - с воды на сушу и из долин к вершинам,
    • ночью - с суши на воду и с вершин в долины.
  3. Зимой ясное небо, и только к вечеру при штиле могут наплывать тонкие слоистые облака. Летом, наоборот: развивается кучевая облачность и к вечеру исчезает.
  4. Правильный суточный ход температуры (днем повышение, ночью понижение). В зимнее время температура низкая, летом высокая.
  5. Осадков нет; ночью сильная роса или иней.
  6. Приземные туманы, исчезающие после восхода Солнца.

Признаки устойчивой плохой погоды

  1. Низкое давление, мало изменяющееся или еще более понижающееся.
  2. Отсутствие нормального суточного хода ветра; скорость ветра значительная.
  3. Небо сплошь затянуто слоисто-дождевыми или слоистыми облаками.
  4. Продолжительные дожди или снегопады.
  5. Незначительные изменения температуры в течение суток; зимой относительно тепло, летом прохладно.

Признаки ухудшения погоды

  1. Падение давления; чем быстрее падает давление, тем скорее изменится погода.
  2. Ветер усиливается, суточные колебания его почти исчезают, направление ветра меняется.
  3. Облачность увеличивается, причем часто замечается следующий порядок появления облаков: появляются перистые, затем перисто-слоистые (движение их настолько быстрое, что заметно на глаз), перисто-слоистые сменяются высокослоистыми, а последние - слоисто-дождевыми.
  4. Кучевые облака к вечеру не рассеиваются и не исчезают, и количество их даже увеличивается. Если они принимают форму башен, то следует ожидать грозы.
  5. Температура зимой повышается, летом же отмечается заметное уменьшение ее суточного хода.
  6. Вокруг Луны и Солнца появляются цветные круги и венцы.

Признаки улучшения погоды

  1. Давление повышается.
  2. Облачность становится меняющейся, появляются просветы, хотя временами все небо еще может покрываться низкими дождевыми облаками.
  3. Дождь или снег выпадают временами и бывают довольно сильными, но не отмечается беспрерывного выпадания их.
  4. Температура зимой понижается, летом повышается (после предварительного понижения).