Свой стиль

Международные авиационные организации список. Межгосударственный авиационный комитет

По данным Лайфа, премьер-министр Дмитрий Медведев подписал распоряжение о создании Международного бюро по расследованию авиапроисшествий и серьёзных инцидентов. Новая структура призвана выполнять функции МАК, созданного в далёком 1991 году. В новую структуру войдут специалисты Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии, которые входят в Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Двери в новую международную организацию открыты и другим странам СНГ.

Часть функций МАК по сертификации воздушных судов, двигателей и аэродромов планируется передать Минтрансу, Минпромторгу и Росавиации.

Так, согласно поручению премьер-министра, функции МАК по сертификации типов воздушных судов будут переданы Росавиации, аэродромов - Минтрансу, а двигателей и воздушных винтов - Минпромторгу. Ранее эти функции были делегированы МАК, по сути, в добровольном порядке.

В правительстве считают, что, в отличие от МАК, новое Бюро будет проводить расследования не только происшествий, но и серьёзных инцидентов, которые отличаются не только последствиями, но и обстоятельствами.

Основная функция новой структуры - экспертное расследование обстоятельств авиационных происшествий, - говорит источник Лайфа в Правительстве РФ.

В Минтрансе РФ отмечают, что после формирования в России и других странах СНГ национального воздушного законодательства соглашение 1991 года о создании МАК "в значительной мере утратило свои функции".

В новую структуру войдут Армения, Белоруссия, Казахстан и Киргизия - члены Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Переговоры со странами, входящими в ЕврАзЭС, проходили в течение всего 2018 года. Речь шла об их вхождении в Международное бюро по расследованию авиапроисшествий и серьёзных инцидентов.

По мнению исполнительного директора компании "Авиапорт" Олега Пантелеева, если создание нового органа по расследованию будет проходить без спешки, то новое бюро успеет подготовить персонал, научно-техническую и материальную базу для своей работы. В то же время сохранение взаимодействия с МАК в этой области позволит использовать наработки высококвалифицированных специалистов и международные контакты.

Источники Лайфа в авиационной отрасли высказывают ещё одну версию создания Международного бюро по расследованию авиапроисшествий и серьёзных инцидентов при Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). По их мнению, так Росавиация пытается взять под контроль систему независимых расследований, которые на протяжении 27 лет проводил МАК.

Заслуженный лётчик РФ, Герой России Магомед Толбоев говорит, что он не понимает, зачем создавать новую структуру по расследованию авиационных происшествий в странах СНГ и Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), если в МАК работали компетентные специалисты.

Эксперты связывают проблемы МАК в России и с его правовым статусом на территории страны.

С одной стороны, МАК - это федеральный орган исполнительной власти РФ, ответственный за расследование авиапроисшествий, а с другой - межгосударственная структура, неподотчётная России. В этом и заключается правовая коллизия.

МАК, его должностные лица, а также принимаемые ими решения неподконтрольны административной и судебной системе Российской Федерации. Следовательно, МАК является надгосударственным органом, абсолютно свободным в принятии любых решений, что исключает юридические механизмы привлечения его должностных лиц к ответственности, а также не позволяет использовать предусмотренные законодательством РФ средства судебной и административной защиты нарушенных прав субъектов авиационной деятельности, - пояснил Лайфу юрист Александр Островский.

Сейчас МАК расследует все авиационные происшествия с воздушными судами государств - участников соглашения как на их территориях, так и за их пределами, а также в рамках соглашений, заключённых с другими государствами. Основной принцип системы расследований МАК - это независимость, что соответствует рекомендациям Международной организации гражданской авиации (ICAO), Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) и Директиве европейского сообщества в части независимого расследования авиационных происшествий.

Межгосударственный авиационный комитет (МАК) был учреждён 30 декабря 1991 года. Участниками этого соглашения к настоящему времени являются Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина.

В самом МАК отказались рассказать Лайфу подробности о создании новой структуры.

Межгосударственный авиационный комитет (МАК) не комментирует решения государственных органов Российской Федерации, - заявили Лайфу в МАК.

По информации Лайфа, Россия может заявить о выходе из МАК на ближайшем заседании исполкома, что приведёт к цепной реакции.

Нельзя исключать, что вслед за Россией о выходе из учредителей МАК заявят представители и других стран-участниц. Тогда организация просто прекратит своё существование, - заявил собеседник Лайфа, знакомый с ситуацией.

Межгосударственный авиационный комитет - надгосударственный исполнительный орган, отвечающий за безопасность полетов в области гражданской авиации в странах Содружества Независимых Государств (СНГ).

Учрежден на основании постановления Совета глав правительств государств - членов Экономического сообщества от 6 декабря 1991 г. и межправительственного Соглашения о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства, подписанного 30 декабря 1991 г. Комитет является правопреемником ряда комиссий Министерства гражданской авиации СССР.

История

Членами Соглашения в настоящее время являются все республики бывшего СССР, за исключением Прибалтики и Грузии, всего 11 государств: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Российская Федерация, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан и Украина. Грузия вышла из Соглашения одновременно с прекращением членства в СНГ в 2009 г.

Первоначально комитет был уполномочен разрабатывать и координировать политику в области международных воздушных сообщений, безопасности авиаперевозок, авиационных тарифов и сборов, межгосударственного расписания воздушного движения, сертификации самолетов, авиакомпаний, аэродромов. Также ему было поручено расследовать все авиационные происшествия с самолетами государств-участников СНГ и на их территории и вести общий авиарегистр.

По Соглашению о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства, МАК является органом, обеспечивающим работу Совета по авиации и использованию воздушного пространства из полномочных представителей Договаривающихся Государств, созданного в рамках этого Соглашения, и осуществляющего свою деятельность на принципах консенсуса.

В 1992-1997 гг. МАК рядом постановлений был приравнен к федеральному органу исполнительной власти в части сертификации и расследования авиапроисшествий на территории России.

В конце 1990-х - начале 2000-х гг. функции сертификации авиакомпаний, отдельных самолетов, учебных центров перешли от МАК к государственным органам авиационного надзора стран- участниц Соглашения (в России таким органом в настоящее время является Федеральное агентство воздушного транспорта, Росавиация).

Деятельность

Основной функцией МАК является выдача сертификатов типа самолетов, сертификатов аэропортов, выработка рекомендаций и предписаний, расследование авиапроисшествий. За 25 лет работы комитета было расследовано свыше 200 авиакатастроф. По результатам расследований дано свыше 260 рекомендаций, направленных на повышение безопасности полетов.

В 2001 г. МАК подписал меморандум о взаимопонимании с Международной организацией гражданской авиации (ИКАО), комитет пользуется стандартами этой организации.

Финансируется МАК за счет взносов стран-участниц Соглашения, в 2013 г., согласно данным "СПАРК-Интерфакс", они составили 224 млн руб. Расходы комитета в том же году составили 211 млн руб., из них 133 млн - на оплату труда, 27 млн - содержание помещений и имущества.

Штаб-квартира МАК расположена в Москве.

Руководство

С момента создания МАК его председателем является Татьяна Анодина. Она была назначена на этот пост 6 декабря 1991 г. решением Совета глав правительств государств - членов Экономического сообщества. Ни в постановлении о создании МАК от 6 декабря 1991 г., ни в межправительственном Соглашении от 30 декабря 1991 г. процедура назначения и отставки руководителя прописана не была.

  • 2. Правила аэронавигационного обслуживания (pans)
  • 3. Дополнительные региональные правила икао (supps)
  • 4. Технические издания
  • 5. Аэронавигационные планы
  • 1.5 Другие международные договоры
  • 1.6 Международные соглашения о воздушном транспорте
  • 1.7 Токийская, Монреальская, Гаагская конвенции (юрисдикция, полномочия командира вс)
  • 1.7.1. Токийская конвенция 1963 года
  • 1.7.2 Гаагская конвенция 1970 года
  • 1.7. 3. Монреальская Конвенция 1971 года
  • Полномочия командира воздушного судна
  • 1. Каждое государство-участник принимает такие меры, какие могут оказаться необходимыми, чтобы установить свою юрисдикцию над преступлениями в следующих случаях:
  • 1.8 Международные авиационные организации
  • Европейская организация по обеспечению безопасности аэронавигации (Евроконтроль)
  • 1.9 Варшавская конвенция 1929 года Конвеция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок
  • 1.10 Полномочия и обязанности командира вс относительно безопасности и надежности
  • 1. Командир воздушного судна:
  • Ответственность за соблюдение правил полетов
  • Полномочия командира воздушного судна
  • Связанное с риском употребление психоактивных веществ
  • 1.11 Ответственность операторов и пилотов относительно людей и товаров на земле в случае их ранения и повреждения из-за эксплуатации вс
  • 1.12. Коммерческая практика и обязательные правила(лизинг).
  • Тема 2 Летная годность вс (на основе Приложения 8)
  • 2.1 Летная годность воздушного судна
  • 2.1.1 Приенение приложения 8 «Летная годность вс»
  • 2.2 Нормы летной годности воздушного судна
  • 2.3 Установление летной годности вс в Украие (вку-2011)
  • Тема 3 Государственные и регистрационные знаки (на основе Приложения 7)
  • 3.1 Общие требоания
  • 3.2 Подлежащие применению национальные, общие и регистрационные знаки
  • 3.3 Расположение национальных, общих и регистрационных знаков
  • 3.4 Размеры национальных, общих и регистрационных знаков
  • 3.5 Типы символов, применемых для нанесения национальных, общих и регистрационных знаков
  • 3.6 Реестр национальных, общих и регистрационных знаков
  • 3.7 Регистрационное удостоверение
  • Тема 4 Лицензирование персонала (на основе Приложения 1)
  • 4.1 Определения
  • 4.2 Общие правила, касающиеся свидетельств
  • 4.4 Свидетельство пилота коммерческой авиации
  • 4.5 Свидетельство линейного пилота авиакомпании
  • 4.6 Квалификационная отметка о праве на полеты по приборам
  • 4.7 Квалификационная отметка пилота-инструктора самолетов, вертолетов и вс с системой увеличения подъемной силы
  • Тема 5 Правила полетов (на основе Приложения 2)
  • 5.1 Определение основных терминов
  • 5.3 Общие правила
  • 5.4 Правила визуальных полетов
  • 5.5 Правила полетов по приборам
  • 5.6 Сигналы
  • 5.6.1 Сигналы бедствия
  • 5.6 2 Сигналы срочности
  • Визуальные сигналы, используемые для предупреждения вс, которое совершает полет в зоне ограничения полетов, запретной зоне или опасной зоне или находится на пути в одну из таких зон.
  • 5.7 Перехват гражданского вс
  • 5.7.1 Сигналы, используемые в случае перехвата.
  • Сигналы, подаваемые перехватывающим воздушным судном, и ответы перехватываемого воздушного судна
  • Сигналы, подаваемые перехватываемым вс, и ответы перехватывающего вс.
  • Принципы, соблюдаемые государствами
  • Действия перехватываемых воздушных судов
  • Радиосвязь во время перехвата
  • 5.8 Таблицы крейсерских эшелонов.
  • Тема 6 Процедуры для аэронавигации - эксплуатация воздушных судов
  • 6.1 Общие принципы
  • 6.1.1 Общая информация
  • 6.1.2 Точность контрольных точек
  • 1) Обзорный радиолокатор
  • 2) Дальномерное оборудование (dme)
  • 3) Маркерный радиомаяк, работающий на частоте 75 мГц
  • 4) Допуск на контрольную точку над навигационным средством
  • 6.1.3 Построение зон разворотов
  • 6.2 Процедуры, выполняемые при вылете вс
  • 6.2.1 Общие критерии
  • 6.2.3 Вылеты в любом направлении
  • 6.2.4 Публикуемая информация о вылетах
  • 6.3 Процедуры захода на посадку
  • 6.3.1 Схема захода на посадку по приборам
  • 6.3.2 Категории воздушных судов
  • 6.3.3 Абсолютная/относительная высота пролета препятствий (оса/н)
  • 6.3.4 Факторы, влияющие на эксплуатационные минимумы
  • Для неточных заходовна посадкуэксплуатанты могут устанавливать два вида правил.
  • 6.3.5 Градиент снижения
  • 6.3.6 Участок прибытия
  • 6.3.7 Начальный участок захода на посадку
  • 6.3.8 Виды маневров
  • 6.3.9 Промежуточный участок захода на посадку
  • 6.3.10 Конечный участок захода на посадку
  • 6.3.11 Определение абсолютной или относительной высоты принятия решения (da/ph)
  • 3.11.1) Размеры воздушных судов;
  • 6.3.12 Нестандартные схемы
  • 6.3.13 Защита точного участка
  • 6.3.14 Участок ухода на второй круг
  • 6.4 Одновременные операции на параллельных или почти параллельных оборудованных впп
  • 6.4.1 Типы операций
  • 1) Тип 1 и 2 Одновременные параллельные заходы на посадку по приборам
  • 2) Тип 3 Одновременные вылеты по приборам
  • 3) Тип 4 Раздельные параллельные заходы на посадку/вылеты
  • 4) Полусмешанные и смешанные операции
  • 6.4.2 Требования в отношении оборудования
  • 1) В случае независимых параллельных заходов на посадку:
  • 6.4.3 Радиолокационное наведение на линию курса курсового радиомаяка ils или линию пути конечного этапа захода на посадку
  • 6.5 Зона визуального маневрирования (полет по кругу)
  • 6.5.1 Общие положення
  • 6.5.2 Визуальное маневрирование по предписанной линии пути
  • 6.6 Схемы полетов в зоне ожидания
  • 6.6.1 Критерии ожидания
  • 6.6.2 Особые правила входа для ожидания с использованием vor/dme
  • 6.6.3 Ожидание
  • 6.6.4 Запас высоты над препятствиями
  • 6.7 Правила установки высотомера
  • 6.7.1 Общие положения
  • 6.7.2 Основные требования к установке высотомеров
  • 6.7.3 Правила для эксплуатантов и пилотов
  • 6.8 Правила эксплуатации приемоответчиков ворл
  • 6.8.1 Общие положения
  • 6.8.2 Использование режима с
  • 6.8.3 Использование режима s
  • 6.8.4 Действия в аварийной обстановке, при потере связи и незаконном вмешательстве
  • 6.8.5 Действия при отказе приемоответчика, когда наличие работающего приемоответчика является обязательным
  • 6.9 Эксплуатация оборудования бортовой системы предупреждения столкновений (бспс)
  • 6.9.1 Общие положения
  • 6.9.2 Использование показаний оборудования бспс
  • 1) Немедленно реагируют, следуя указаниям ra, если это не представляет угрозу для безопасности полета самолета;
  • 3) Не осуществляют маневрирование в направлении, противоположном указанному в ra;
  • 6.9.3 Рекомендации по подготовке пилотов к использованию бспс
  • Тема 7 Обеспечение (на основе Приложения 9)
  • 7.1 Основные понятия
  • 7.2 Прибытие и вылет воздушных судов
  • 7.3 Прибытие и убытие лиц и их багажа и груза
  • Тема 8 Аварийно-спасательные службы (на основе Приложения 12)
  • 8.1 Основные понятия и определения
  • 8.2 Организация поиска и спасания
  • 8.3 Сотрудничество государств
  • 8.4 Порядок проведения поисково-спасательных операций
  • Порядок действий командира воздушного судна, принявшего сообщение о бедствии
  • 8.5 Сигналы, применяемые при поисково-спасательных операциях
  • 1. Обмен сигналами с наземными судами
  • 1.1 Следующие маневры, выполняемые воздушным судном, означают, что оно желает направить надводное судно к воздушному или надводному судну, терпящему бедствие:
  • 1.2 Следующие маневры, выполняемые воздушным судном, означают, что помощь надводного судна, для которого предназначен сигнал, больше не потребуется:
  • 2. Код визуальных сигналов "земля – воздух"
  • 2.1 Код визуальных сигналов "земля – воздух" для использования оставшимися в живых
  • 2.2 Код визуальных сигналов "земля – воздух" для использования поисковыми партиями на земле
  • 3. Сигналы "воздух – земля"
  • 3.1 Следующие сигналы, подаваемые воздушным судном, означают, что сигналы, подаваемые с земли, были поняты:
  • Тема 9 Безопасность (на основе Приложения 17)
  • 9.1 Краткое содержание Приложения 17
  • 9.2 Правовые и связанные с ними аспекты
  • 9.3 Безопасность воздушных судов
  • 9.4 Нарушающие порядок или недисциплинированные пассажиры
  • 9.5 Управление кризисной ситуацией и реагирование на акты незаконного вмешательства
  • Тема 10 Расследование авиационных происшествий вс (на основе Приложения 13)
  • 10.1 Определение основных терминов
  • 10.2 Общие положения
  • 10.3 Уведомление
  • 10.4 Расследование
  • 10.5 Первоначальные действия должностных лиц в случае ап
  • 10.6 Окончательный отчет
  • Тема 11. Jar – fcl.
  • 11.1 Основні вимоги.
  • 11.2 Атр(а) Комплексний курс
  • 11.3 Cpl(a)/ir Комплексний курс
  • Тема 12 Національне законодавство
  • 12.2 Загальні вимоги щодо свідоцтв та кваліфікаційних відміток пілотів
  • 12.2.1 Свідоцтво комерційного пілота (літак / вертоліт)
  • 12.2.2 Свідоцтво транспортного пілота (літак/вертоліт).
  • 12.2.3 Кваліфікаційна відмітка про право польотів на багатодвигунних пс
  • Вопросы для самоконтроля
  • Дополнительная литература
  • 1.8 Международные авиационные организации

    (состав цели, соответствующие документы )

    Международные авиационные организации делятся на межправительственные (ММАО) и неправительственные (МНАО).

    ММАО создаются государствами на основе международных договоров, которые определяют цели и задачи организаций, членство в них, права и обязанности их участников, структуру и компетенцию рабочих органов и т. д. ММАО признаются субъектами международного права . Они вправе заключать международные договоры с государствами и между собой и несут ответственность за соблюдение договоров, принимать рекомендации и другие юридические акты.

    Европейская конференция гражданской авиации (ЕКГА)

    ЕКГА (ЕСАС - European Civil Aviation Conference ) - Европейская конференция гражданской авиации учреждена в 1954 году.

    Членами ЕСАС являются государства Европы (44 государства, в том числе и Украина).

    Цели и задачи ЕКГА :

    - сбор и анализ статистических данных о деятельности воздушного транспорта в Европе и разработка рекомендаций по его развитию и координации, в частности путем упрощения административных формальностей при оформлении пассажиров, багажа, грузов, отправлении или приеме воздушных судов при международных воздушных перевозках и полетах;

    Систематизация и стандартизация технических требований к авиационному оборудованию;

    Изучение вопросов безопасности полетов и авиационной безопасности. Функции - консультативные.

    Высший орган - Пленарная комиссия, в которой представлены все государства - члены организации. Раз в три года Комиссия проводит пленарные заседания, на которых утверждает рабочую программу и бюджет ЕКГА на трехлетний период, избирает президента, вице-президента и председателей постоянных комитетов ЕКГА.

    Пленарная комиссия проводит также годичные сессии, на которых утверждаются основные мероприятия ЕКГА в рамках трехлетней программы, а также чрезвычайные сессии. Решения ЕКГА, принимаемые большинством голосов, носят обязательный характер.

    Исполнительный орган - Координационный комитет (в составе президента, вице-президента и председателей постоянных комитетов) руководит деятельностью ЕКГА в период между сессиями Пленарной комиссии.

    Рабочие органы: постоянные комитеты (Экономический комитет по регулярному воздушному транспорту, Экономический комитет по нерегулярному воздушному транспорту, Технический комитет, Комитет по упрощению формальностей), рабочие группы и группы экспертов.

    Штаб-квартира находится в г. Страсбург (Франция).

    Европейская организация по обеспечению безопасности аэронавигации (Евроконтроль)

    ЕВРОКОНТРОЛЬ ( EUROCONTROL - European Organization for the Safety of Air Navigation ) - Европейская организация по обеспечению безопасности аэронавигации учреждена в 1960 году на основании Конвенции о сотрудничестве в области аэронавигации и особенно в совместной организации обслуживания воздушного движения (ОВД) в верхнем воздушном пространстве Западной Европы.

    По просьбе отдельных членов организации допускается также создание служб ОВД в нижнем воздушном пространстве.

    Согласно Протоколу 1981 года, изменившему указанную Конвенцию, ОВД в верхнем воздушном пространстве Западной Европы производится соответствующими органами государств-членов организации.

    В ЕВРОКОНТРОЛЬ входит 39 государств.

    Цели ЕВРОКОНТРОЛЯ - определение общей политики в отношении структуры воздушного пространства, средств аэронавигации, аэронавигационных сборов, координация и согласование национальных программ обеспечения ОВД.

    Высший орган - Генеральная Ассамблея, состоящая из министров транспорта и обороны государства. Отвечает за определение общей политики организации.

    В межсессионный период работает Постоянная комиссия по обеспечению безопасности аэронавигации. Далее следует Совет, состоящий из представителей государств-членов на уровне генеральных директоров предприятий гражданской авиации.

    Совет устанавливает цели и приоритеты, разрешает конфликты, руководит деятельностью Агентства.

    Исполнительный орган - Агентство по безопасности аэронавигации, во главе с генеральным директором. В него входят дирекция по вопросам маршрутизации, финансов, кадров, а также программы организации воздушного движения в Европе (ЕАТМР) и др.

    В соответствии с Конвенцией о Евроконтроле созданы службы ОВД в Лондоне, Париже и Брюсселе, два региональных центра ОВД – в Маастрихе (Нидерланды) и Карлсруэ (ФРГ), установлены средства аэронавигации в Шанноне (Ирландия).

    Штаб-квартира находится в Брюсселе. Уставные цели - обеспечение безопасности полетов гражданских и военных воздушных судов.

    Европейское агентство по безопасности плетов (EASA)

    Европейское агентство авиационной безопасности (EASA) является агентством Европейского союза (ЕС) по регулированию и исполнению задач в области безопасности гражданской авиации.

    EASA была создана 15 июля 2002 г., имеет штаб-квартиру в Кёльне . Функционирование организации в полном объёме началось в 2008 г., когда она полностью взяла на себя функции ликвидированных Совместных (объединенных) авиационных властей (JAA). Членами агентства стали страны участницы Европейской ассоциации свободной торговли (EFTA).

    В зону ответственности EASA входит анализ и исследования в области безопасности, выдача разрешений иностранным авиакомпаниям, консультации при разработке европейского авиационного законодательства, внедрение и отслеживание правил безопасности (включая функции инспектирования в странах-участницах), выдача сертификатов типа на ВС и компоненты, а также разрешительные функции в отношении организаций, занимающихся разработкой, производством и обслуживанием авиационных объектов.

    Целями EASA является:

    Установление и поддержание высоко­го уровня и единообразия процедур безопасности полётов гражданской авиации и защита окружающей среды в европейском регионе;

    Способствование свободному перемещению изделий, персонала и услуг в авиационной отрасли;

    Содействие экономической эффективности внедряемых руководящих документов;

    Контроль за внедрением и выполнением стандартов ИКАО;

    Доведение до мировой авиацион­ной общественности точки зрения EASA по всем соответствующим вопросам.

    Для осуществления указанных целей EASA выполняет функции по разработке руко­водящих документов, сертификации, а также стандартизации процедур, касаю­щихся качества и безопасности полётов.

    С 2013 года в рамках инициативы «Единое небо Европы» агентство будет заниматься сертификацией функциональных блоков воздушного пространства, в случае если вовлечено более трёх сторон.

    Отличия от JAA

    Штаб-квартира JAA находилась в Амстердаме. Основным отличием EASA от JAA является тот факт, что EASA имеет юридические полномочия регулирующего органа по всему Европейскому Союзу, распространяя свои рекомендации через Еврокомиссию, Совет Европы и Европарламент, в то время как большинство постановлений JAA были гармонизированными кодексами без реальной юридической силы. Кроме того, некоторые страны-участницы JAA находились за пределами ЕС (например, Турция), а EASA является европейским агентством, и другие страны принимают ее правила и процедуры в добровольном порядке.

    Юрисдикция

    EASA имеет право на выдачу сертификатов типа и одобрений лётной годности по другим конструкторским аспектам ЛА, двигателей, воздушных винтов и компонентов. EASA сотрудничает с Национальными авиационными властями (NAA) стран-членов ЕС, однако в целях стандартизации авиации в ЕС и Турции взяла на себя многие их функции.

    Кроме того, EASA консультирует Еврокомиссию по вопросам международных гармонизирующих соглашений с остальным миром от имени стран-членов ЕС и заключает рабочие технические соглашения непосредственно со своими аналогами по всему миру, такими как Федеральное управление гражданской авиации США (FAA).

    EASA также устанавливает политику авиационных ремонтных станций (Организации Части 145 в Европе и США, известные в Канаде как организации Части 571) и выдаёт сертификаты ремонтным станциям за пределами ЕС, что позволяет иностранным ремонтным станциям выполнять ремонтные работы на самолётах ЕС.

    EASA разработала правила воздушных перевозок, лицензирования пилотов и правила использования неевропейских воздушных судов в ЕС.

    Анализ и исследования в области безопасности

    Основной задачей EASA является обеспечение высочайшего уровня безопасности в гражданской авиации путём сертификации авиационных объектов, одобрение авиационных организаций, разработка и внедрение стандартизированных европейских правил.

    Ежегодный отчёт по авиационной безопасности

    В соответствии со статьёй 15 Правил EC 216/2008 Европейского Парламента и Совета от 20 февраля 2008 г. EASA ежегодно представляет отчёт по авиационной безопасности, представляющий собой статистическое исследование авиационной безопасности в Европе и мире. Статистические данные сгруппированы по типу авиаперевозок (коммерческие, частные, грузовые, пассажирские и т.п.) и категориям ВС (самолёты, вертолёты, планеры и т.п.).

    EASA имеет доступ к информации об авариях и статистической информации, собранной Международной организацией гражданской авиации (ICAO). В соответствии с Приложением 13 ICAO о расследовании АП, страны-участницы обязаны предоставлять ICAO информацию об авиационных происшествиях с воздушными судами с максимальным взлётным весом более 2250 кг. Помимо данных ICAO, страны-участницы EASA собирают и передают информацию о происшествиях с лёгкими воздушными судами.

    Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА)

    ИАТА - неправительственная организация , членами которой являются ведущие авиационные предприятия всех регионов мира. Учреждена в 1945 г.

    Цели ИАТА - содействие развитию безопасного, регулярного и экономичного воздушного транспорта, поощрение авиационной коммерческой деятельности и изучение связанных с этим проблем.

    Высший орган - ежегодное Общее собрание, которое избирает президента и членов Исполнительного комитета Ассоциации, рассматривает отчеты за истекший год, а также утверждает бюджет на следующий год. Исполком назначает генерального директора и создает комитеты по различным вопросам деятельности ИАТА с последующим утверждением Общим собранием.

    ИАТА разрабатывает рекомендации по уровню, построению и правилам применения тарифов, единые общие условия перевозок, в том числе стандарты обслуживания пассажиров, ведет работу по обобщению и распространению экономического и технического опыта эксплуатации авиалиний, включая стандартизацию и унификацию перевозочной документации и коммерческих соглашений, согласование расписаний и т.п. Решения по экономическим и финансовым вопросам носят характер рекомендаций.

    В рамках ИАТА действует Клиринговая палата (в Лондоне) для взаимных расчетов между авиапредприятиями-членами и Контрольное бюро

    (в Нью-Йорке) для контроля за соблюдением Устава Ассоциации, решений общего собрания и региональных конференций.

    Штаб-квартира ИАТА находится в г. Монреаль (Канада).

    АФКАК - Африканская комиссия гражданской авиации, создана в 1969, штаб-квартира в Дакаре,

    АСЕКНА - Агентство но обеспечению безопасности аэронавигации в Африке и на Мадагаскаре, создано в 1960, штаб-квартира в Дакаре

    ЛАКАК - Латиноамериканская комиссия гражданской авиации, учреждена в 1973, штаб-квартира в Лиме

    КОКЕСНА - Центральноамериканская корпорация по обслуживанию аэронавигации, создана в 1960, штаб-квартира в Тегусигальпе

    КАКАС - Совет гражданской авиации арабских государств, создан в 1967, штаб-квартира в Рабате

    ИФАЛПА - Международная федерация ассоциаций линейных пилотовсоздана в 1948, штаб-квартира в Лондоне.

    Цели ИФАЛПА: защита интересов пилотов и повышение их роли в развитии безопасной и регулярной системы воздушных сообщений, сотрудничества и единства действий пилотов гражданской авиации.

    ИФАЛПА способствует развитию авиационной техники, добивается, чтобы введение в эксплуатацию новых типов самолётов одновременно обеспечивало безопасные и удобные для пилотов условия труда. Федерация защищает интересы пилотов, оказывает помощь своим ассоциациям в установлении справедливых и обоснованных норм оплаты труда, продолжительности рабочего времени.

    Высший руководящий орган - Конференция,высший исполнительный орган - Бюро. ИФАЛПА активно сотрудничает с другими международными авиационными организациями.

    ИФАТКА (IFATCA - International Federation of Air Traffic Controller " s Associations ) - Международная федерация ассоциаций диспетчеров воздушного движения,создана в 1961, штаб-квартира в Амстердаме.

    Цели ИФАТКА : повышение безопасности, эффективности и регулярности международной воздушной навигации, содействие безопасности и планомерности системы контроля воздушного движения, поддержание высокого уровня знаний и профессиональной подготовки диспетчеров воздушного движения.

    Высший руководящий орган - Конференция, высший исполнительный орган - Совет.

    ИАКА - Международная ассоциация воздушных перевозчиков, создана в 1971, штаб-квартира в Страсбурге.

    Цели ИАКА: разработка способов и методов повышения эффективности участия в международных чартерных операциях, развитие воздушного движения путём повышения качества чартерных услуг, укрепление связи и сотрудничества между международными чартерными компаниями. Высший руководящий орган - Ассамблея, высший исполнительный орган - Исполнительный комитет. В своей деятельности ИАКА сотрудничает с ИКАО, ЕКГА, АФКАК, Евроконтролем.

    Почти детективная история! И, кажется, с продолжением... В ноябре 2015 года правительство Российской Федерации приняло решение о перераспределении функций Межгосударственного авиационного комитета (МАК) между Минтрансом, Росавиацией и Минпромторгом.

    По этому решению функции по определению порядка сертификации международных и коммерческих аэропортов, типов воздушных судов и ряда других важнейших авиационных систем были переданы Минтрансу. Процесс сертификации и проверки сертификационных требований должны проводить специалисты из Росавиации. Минпромторг получил полномочия по сертификации предприятий, связанных с производством воздушных судов. И началась непонятная возня.

    Давление на МАК пошло, когда в рамках разработки ФЗ-253 от 21 июля 2014 года были внесены поправки в ст. 8 Воздушного кодекса РФ в части наделения Росавиации полномочиями по выдаче разрешительных документов разработчикам и изготовителям гражданской авиатехники.

    Без логики

    Так как инициаторы изменений не представляли себе, как «новшества» начнут работать на практике, то с принятием этого закона ранее существовавшие документы правительства, по которым МАК осуществлял функции уполномоченного органа по сертификации разработчиков и изготовителей в РФ, не были отменены или изменены. И Авиационный регистр МАКа продолжал работу по всем направлениям. Окончательный старт ранее принятым решениям был дан в ноябре 2015 года.

    По мнению авиационных специалистов, ситуация, разворачивающаяся вокруг МАКа, не имеет под собой никакой логики. Ведь на нём «висит» вся договорная база с EASA, FAА и ICAO. При передаче функций Росавиации вся она «летит», не только по России, но и по всему авиационному пространству бывшего СССР. МАК является регулятором всего постсоветского пространства и выступает от имени всех бывших кусков Союза во внешней авиационной сфере. Даже Украина, которая в пику России (кстати, именно при Викторе Януковиче) ввела свою систему регистра, потом, одумавшись, не стала разрывать связи с МАКом. Начав процесс создания национального регистра, она упёрлась в невозможность создать внешнюю договорно-правовую базу в мировом авиационном пространстве, которую имеет МАК.

    Нарисованные сертификаты

    В конце 2015 года глава правительства РФ Дмитрий Медведев принял окончательное решение о фактической ликвидации этого института. Надо отметить, что МАК г-н Медведев недолюбливает давно. После крушения самолёта Як-42 в Ярославле можно сказать, что Медведев остановил эксплуатацию этого типа машин. МАК считает: техника была в порядке, а вопросы имеются к работе Росавиации. Помнится, тогда началась проверка лётных училищ, поймали кого-то на фиктивных дипломах и фальшивых свидетельствах. Но дело замяли.

    В связи с этой катастрофой Александр Нерадько, возглавляющий Росавиацию, поддерживаемый Минпромторгом, начал атаку на МАК. У министра Дениса Мантурова имеется свой интерес. Он неоднократно пытался продавить через МАК выдачу сертификата разработчика и производителя для созданного им АО «Вертолёты России» (ВР). И регулярно получал ответ: для проведения сертификации в соответствии с АП-21 требуется подготовить необходимые документы (в том числе и реальное материальное производство). Но ВР – это бюрократическая надстройка численным составом около 800 человек. Материального производства она, являющаяся обычным акционером ряда вертолётных активов, у каждого из которых свои сертификаты на производство

    и/или разработку авиационной техники, на своём балансе не имеет. После нескольких попыток уговорить руководство МАКа, Мантуров, по всей видимости, начал сам «рисовать» сертификаты от Минпромторга. Но вот только их до сих пор никто за пределами России не признаёт. Впрочем, это не мешает продавать их по сходной цене предприятиям, получая гонорары за «сертификацию».

    К чему приведёт уничтожение?

    Свою заинтересованность в «разгоне» МАКа имела и Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС), которая совместно с ВР придумала свою систему внешней «военной сертификации» ремонтных предприятий. Хотя похоже, что это полностью противозаконное действие, так как в других странах военная торговля и услуги по ремонту регулируются точно так же, как и в РФ, на уровне специальных нацио­нальных регуляторов.

    Таким образом, получается, что группа заинтересованных лиц в ликвидации МАКа – это Денис Мантуров (министр промышленности и торговли), руководство ФСВТС и Александр Нерадько (Росавиация), а возглавил её по поручению Дмитрия Медведева Аркадий Дворкович . Эта группа и организовала «наезд» на МАК.

    Бесспорно, по многим направлениям есть вопросы к деятельности МАКа и его руководителю Татьяне Анодиной. Но это не может являться причиной уничтожения целого межгосударственного института, на котором держится вся договорная база по авиационным вопросам. Уничтожение МАКа потянет за собой развал всей внешней договорной базы не только для РФ, но и для стран бывшего СССР.

    Минпромторг перевёл стрелки

    На фоне стремления российских властей интегрировать государства бывшего Союза в единую систему развал МАКа (готового интегратора авиационного пространства) выглядит отсутствием какой-либо элементарной государственной логики.

    Минпромторг, столкнувшись в вопросах реорганизации с большими проблемами, уже перевёл стрелки на Росавиацию. И Россия разослала официальные уведомительные ноты, что функции МАКа переходят к Росавиации. Но ни на одну не получила одобрительного ответа.

    Организаторы уничтожения МАКа не придали значения тому, что вопросы авиационной безопасности не регулируются в уведомительном порядке. Тут действует двусторонний принцип признания квалификации и прочих атрибутов этого направления.

    США и ЕС в течение восьми лет состыковывали свои позиции, и это при полном благоприятном отношении. Сколько будет состыковывать их Александр Нерадько в нынешних условиях конфронтации России с Западом, никому не известно.

    Для создания договорной базы с EASA необходимо подписать межправительственное соглашение с Еврокомиссией. А вот это большая проблема, так как если хоть одно государство ЕС будет против, то такого соглашения России не видать.

    И пока не поздно, этот процесс надо срочно останавливать. С момента принятия решения о передаче федеральным органам исполнительной власти РФ функций, ранее исполняемых МАКом, не было организовано надлежащее исполнение полномочий, возложенных на Минтранс, Минпромторг и Росавиацию в соответствии с постановлением правительства РФ от 28 ноября 2015 года № 1283.

    В зоне высокого риска

    Российская авиационная промышленность находится в зоне высокого риска обнуления экспортного потенциала для гражданской авиационной продукции (программы SSJ, МС-21, вертолёты Ми-172, Ми-171А1, Ка-32А11ВС и т.п.) как минимум на протяжении всего срока проведения работ по признанию новой системы сертификации. Учитывая, что в современном мире существует высокий уровень конкуренции в авиационной сфере, можно предположить, что переформатирование регулирования в авиационной области будет использовано внешними конкурентами как на мировом рынке, так и для получения преференций внутри России в обмен даже на частичное признание новой системы сертификации.

    Для выхода из сложившейся ситуации было бы полезно отменить ранее принятые решения и вернуться к уже созданной системе на базе МАКа, провести смену руководства в рамках права России в этой организации. И ещё провести созыв Совета по авиации и использованию воздушного пространства. Утвердить новую кандидатуру на пост председателя. Принять обновлённый регламент работы Совета. Но профессиональная компетенция нового руководителя должна быть признана в ИКАО и других международных авиационных структурах. Юристы и «эффективные менеджеры» там восприняты не будут.

    Межгосударственный авиационный комитет (МАК) – исполнительный орган 11 государств бывшего СССР (Содружества Независимых Государств) по делегированным государствами функциям и полномочиям в области гражданской авиации и использования воздушного пространства.

    Европейское агентство по безопасности полётов (EASA) является агентством Европейского союза по регулированию и исполнению задач в области безопасности гражданской авиации.

    Федеральное управление гражданской авиации (FAA) – центральный орган государственного управления США в области гражданской авиации.

    Международная организация гражданской авиации (ИКАО) – специализированное учреждение ООН, устанавливающее международные нормы гражданской авиации и координирующее её развитие с целью повышения безопасности и эффективности.

    Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС России) – федеральный орган исполнительной власти России, осуществляющий в соответствии с законодательством РФ контроль и надзор в области военно-технического сотрудничества.

    В четверг, 5 ноября, Межгосударственный авиационный комитет (МАК) с рекомендацией приостановить эксплуатацию самолётов Boeing 737 модификации Classic и Next Generation. Причина — несоответствие этих лайнеров нормам безопасности в связи с возможным отказом системы управления рулём высоты. В Росавиации в тот же день заявили, что дадут документу ход только после консультации с представителями МАК, которая должна состояться в пятницу, 6 ноября.

    АиФ.ru рассказывает, чем занимается МАК и какие у него есть полномочия.

    Что такое МАК?

    Межгосударственный авиационный комитет (МАК) — исполнительный орган 11 государств СНГ в области гражданской авиации и использования воздушного пространства. Он был учреждён на основании подписанного 30 декабря 1991 года межправительственного «Соглашения о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства».

    Участниками соглашения являются:

    • Азербайджан,
    • Армения,
    • Белоруссия,
    • Казахстан,
    • Киргизия,
    • Молдавия,
    • Россия,
    • Таджикистан,
    • Туркменистан,
    • Узбекистан,
    • Украина.

    Штаб-квартира МАК находится в Москве по адресу: ул. Большая Ордынка, 22/2/1.

    Чем занимается организация?

    МАК занимается сертификацией воздушных судов, аэродромов и авиакомпаний и участвует в расследованиях происшествий на воздушном транспорте. Организация выполняет техническую работу по расшифровке данных бортовых самописцев, занимается восстановлением хода событий и даёт экспертную оценку. Окончательное заключение о причинах катастроф и виновности делают следственные органы Российской Федерации.

    В число задач МАК также входит:

    Разработка и формирование структуры единых авиационных правил и процедур в области гражданской авиации и использования воздушного пространства в регионе СНГ и их соответствие авиационным правилам мировых авиационных сообществ;

    Создание и обеспечение функционирования единой системы сертификации авиационной техники и её производства, гармонизация её с другими международными системами;

    Создание профессионального независимого органа по расследованию авиационных происшествий, обеспечивающего объективное расследование авиационных происшествий не только на территориях государств содружества, но и за их пределами;

    Защита для государств СНГ рынка авиатранспортных услуг через межгосударственные соглашения и согласованные нормативные акты в области тарифов и взаиморасчётов;

    Координация взаимодействия полномочных органов в чрезвычайных ситуациях и в зонах локальных военных конфликтов на территории государств-участников соглашения;

    Борьба против незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации. Развитие международного сотрудничества с государствами и международными организациями гражданской авиации.