Свой стиль

На 2 съезде советов было принято решение. Второй Всероссийский съезд Советов и его решения

25 октября в 22.45 открылся II Всесоюзный съезд Советов. Из 670 делегатов 360 - большевики, 100–левые эсеры, 72–меньшевики, 14–меньшевики-интернационалисты

Осудив “военный заговор”, организованный за спиной Советов съезд покинули меньшевики, эсеры и бундовцы. Их уход обрек на поражение Мартова, который предлагал создать правительство, в котором были бы представлены все социалистические партии и демократические группы. После ухода Мартова Троцкий предложил резолюцию, что уход меньшевиков и эсеров является преступной и отчаянной попыткой лишить Съезд представительности. Ленин предложил резолюцию “Вся власть Советам!” После ухода меньшевиков, через два часа после ареста Временного правительства были ратифицированы “декрет о мире” и “декрет о земле”

Декрет о мире - немедленно начать переговоры о справедливом демократическом мире без аннексий и контрибуций; отменить тайную дипломатию; опубликовать секретные договоры Царского и Временного правительств

Декрет о земле - конфискация помещичьих земель; частная собственность на землю отменяется безвозмездно. Все земли передаются в распоряжение местных советов; аренда земли и применение наемного труда запрещены

На съезде было сформировано временное (до созыва Учредительного собрания) советское правительство - Совет Народных Комиссаров (СНК), в которое вошли большевики и левые эсеры. Советская власть утвердилась на большей части бывшей Российской империи с конца октября 1917 года по февраль 1918 года. 3 ноября после ожесточенных боев власть Советов было провозглашена в Москве. В большинстве крупных промышленных центрах власть переходила в руки Советов в конце октября - начале ноября 1917 года без каких-либо серьезных столкновений. В ноябре - декабре 1917 года советская власть получила поддержку на фронтах. Первые попытки контрреволюции начать борьбу, опираясь на казачьи войска, - выступления осенью 1917 года конного корпуса генерала П.Н. Краснова под Петроградом, атаманов казачьих войск А.М. Каледина на Дону и А.И. Дутова в Оренбургской губернии - были подавлены относительно легко. Сложное установление советской власти шло на национальных окраинах. Важную роль в ее победе сыграла “Декларация прав народов России”, принятая 2 ноября 1917 года и обещавшая народам суверенитет, равенство и право на самоопределение

В октябре 1917 года в Белоруссии, в ноябре - в Туркестане, в январе - феврале 1918 года на Украине и в Казахстане была провозглашена советская власть. Националистическим правительствам удалось удержаться только в Закавказье

Переход власти в руки Советов 25 октября 1917 года с юридической точки зрения выглядит весьма спорным и неоднозначным. Данный акт был оформлен и "законодательно" закреплен II Съездом Советов рабочих и солдатских депутатов, который не имел в ночь заседания необходимого кворума - 2/3 от общего числа прибывающих делегатов. Лишь 625 делегатов из 1090 прибывших проголосовали за передачу власти Советам, остальные в большинстве своем покинули зал заседания

Политическая программа нового правительства, выражалась в следующих первоочередных мероприятиях:

установление всеобщего мира;

передача (безвозмездная) всех земель (за исключением надельных) крестьянству в лице государственных органов - земельных комитетов;

демократизации армии;

установление рабочего контроля над производством.

С разгоном Учредительного собрания в стране была установлена Советская республика. На смену старым органам пришли новые формы организации высших органов власти в лице:

1) Всероссийских съездов Советов – как верховного законодательного органа сессионного характера.

2) Всероссийского Центрального исполнительного Комитета - высшего постоянно действующего законодательного, распорядительного органа и избираемого съездом Советов и подотчетного ему.

3) Совета народных Комиссаров (Рабоче-крестьянское правительство Российской советской республики) - исполнительно-распорядительный орган, обладавший также правом издания законов, до 10.07.18 г. подотчетного съезду Советов и ВЦИК, обладавшими правом отменить или приостанавливать любое решение СНК. С 19.07.18 г. за СНК, помимо исполнительно-распорядительных функций, закреплялось право издания декретов, распоряжений, инструкций.

Республика Советов виделась В.И. Лениным как однотипная с Парижской коммуной форма организации государственной власти, в которой выделялись следующие признаки:

1. Коренная реконструкция буржуазного государственного аппарата, образование таких органов власти, которые бы обеспечивали защиту завоеваний революции вооруженной силой рабочих и крестьян.

2. Обеспечение реального участия трудящихся масс в управлении государством, превращение Советов в политическую основу государственного строя, совмещение в них функций законодательного и исполнительного органа.

3. Руководящая роль в организации государственной жизни страны принадлежит партии рабочего класса, которая определяет и направляет внутреннюю и внешнюю политику государства.

Советская республика рассматривалась как государственная форма диктатуры пролетариата и, в соответствии с ленинской концепцией, осуществлялась на строго классовой основе. Советы формировались после революции по принципу открытого классового представительства как советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.

Высшие органы власти и управления в октябре 1917-1918 г. Установление большевистской однопартийной диктатуры.

Параллельно с ликвидацией старых органов власти проходило формирование нового государственного аппарата.

На // Всероссийском съезде Советов рабочих и солдатских депутатов была установлена следующая система органов государственной власти и управления: Всероссийский съезд Советов – представительный орган советской власти; Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК) - действовал в перерывах между съездами; Совет народных комиссаров (СНК) являлся правительством.

Законодательную власть осуществляли Съезды Советов и ВЦИК, исполнительную - СНК. Учредительное собрание, созванное 5 января 1918 г., отказалось признать преобразования большевиков и было разогнано.

В январе 1918 г. на III съезде Советов была принята Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа , в соответствии с которой Россия была объявлена Российской Советской Федеративной Социалистической Республикой - РСФСР. В качестве организации власти закреплялась система Советов, в качестве системы государственного устройства - федерация национальных республик.

На Съезде были провозглашены социализация земли отмена частной собственности на землю, принципа уравнительного землепользования (Декрет о земле). Для удержания власти в декабре 1917 г. большевиками был создан карательный орган – Всероссийская чрезвычайная комиссия (ВЧК), обладавшая неограниченными правами (от ареста и следствия до вынесения приговора и приведения его в исполнение).

Рабоче-крестьянская милиция, созданная в октябре 1917 г., осуществляла охрану общественного порядка. С октября 1917 г. по февраль 1918 г. происходило утверждение системы Советов на местах - ≪триумфальное шествие советской власти≫. Местные Советы проводили в жизнь декреты центральной власти, осуществляли реквизицию, создавали судебные органы и вооруженные отряды.

В качестве чрезвычайных мер формировались рабочие продовольственные отряды и комитеты бедноты. Экономическая политика характеризовалась: ликвидацией частной собственности (экспроприация, введение ≪трудовых единиц≫ вместо денег); национализацией промышленности, финансов и транспорта (под управлением Высшего Совета народного хозяйства - ВСНХ); введением рабочего контроля на предприятиях (наблюдали за производством, устанавливали нормы выработки, себестоимость продукции, контролировали хозяйственную деятельность); введением всеобщей трудовой повинности, продовольственной разверстки.

    Учредительно собрание в России (1917-1918 гг.). созыв и причина роспуска.

В январе 1918 г. после разгона Учредительного собрания произошло слияние III Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов с III Всероссийским съездом крестьянских депутатов. Таким образом, они были формально объединены в рамках единого верховного органа власти. На местах также происходило объединение организаций рабочих и солдат с советами крестьянских депутатов, в некоторых местах этот процесс имел насильственный характер. Тем не менее создавалась система Советских органов снизу доверху. Весной 1918 г. шел интенсивный процесс развертывания волостных и сельских Советов крестьянских депутатов. Создавшаяся система Советского государственного устройства отвечала главной потребности - созданию социалистического общества, основанного на государственной собственности на средства производства. В соответствии с этим вся система Советов строилась по принципу демократического централизма, т.е. подконтрольность тех органов, которые были созданы Советами, перед депутатами этих Советов, а их самих перед избирателями.

В первой половине 1918 г. система Советской государственности приобрела следующий вид. Высшими органами государственной власти являлись Всероссийские съезды Советов. В промежутках между съездами их функции выполнял Всероссийский центральный исполнительный комитет (не выше 200-х человек).

Исполнительным органом ВЦИК был его Президиум, который избирался в составе 1/10 всех его членов, и проводил в жизнь постановления ВЦИК. С февраля 1918 г. стал практиковаться созыв объединенных заседаний Президиума ВЦИК и СНК.

Нормативные акты ВЦИК принимал по результатам голосования, представляя собой, таким образом, мобильную часть (более узкий) состав Всероссийского съезда.

Совет Народных комиссаров (СНК) был высшим органом власти и государственного управления - правительством страны, подотчетным Всероссийскому съезду и ВЦИК. Законодательные акты СНК обязан был передавать на рассмотрение ВЦИК, имея права издавать декреты только в случаях, не терпящих отлагательства. Таким образом, СНК в период гражданской войны был особым органом соединявшем в себе законодательные и исполнительно-распорядительные функции. Председателем СНК был В.И. Ленин.

Члены СНК (наркомы) стояли во главе отраслевых наркоматов, заменивших прежние отраслевые министерства.На правах наркоматов действовал Всероссийской Совет рабочего контроля (с 16.11.17), преобразованный в середине 1918 г. в наркомат Госконтроля.

Также на правах наркомата действовал Высший Совет народного хозяйства (ВСНХ - с 02.12.17). Высшим органом Совета был пленум, исполнительным - президиум. Совет курировал важнейшие отрасли хозяйства возглавляемые входившими в него Главками. Первоначально же работа велась через отделы, входившие в ВСНХ, которые к 1920 г. были вытеснены Главками.

Органами государственной власти на местах являлись местные областные (до сентября 1918 г.) губернские, уездные, волостные и сельские Советы. 17.12.17 г. Наркоматом внутренних дел, курировавшим советское строительство, была выпущена инструкция о правах и обязанностях Советов, согласно которой Советы объявлялись высшими органами власти в пределах подконтрольных им территорий, и обязаны были подчиняться решениям вышестоящих Советов.

На общих собраниях Советов ставились вопросы местного управления, каждый член Совета должен был привлекаться к выполнению определенной государственной работы и делать отчеты перед избирателями не реже 1 раза в 2 недели. Для решения отраслевых вопросов при Советах действовали постоянные комиссии (например: планово-бюджетная, аграрная, агитационно-просветительная, социального обеспечения, коммунального хозяйства и др.).

Постоянно действующими органами при Советах являлись Исполнительные комитеты, избираемые и подконтрольные местным съездам Советов. Вышестоящие Советы осуществляли контроль за деятельностью нижестоящих, вплоть до отмены решений низовых органов.

При исполнительных комитетах Советов создавались отраслевые отделы или комиссариаты: земледелия, юстиции, народного просвещения, здравоохранения и т.д. Число отделов (в зависимости от уровня Совета колебалось от 5 до 25). Отделы подразделялись на отделы: медицинский, статистический, милиции и т.д. В большинстве случаев такая структура дублировала существовавшую ранее систему земского самоуправления. Местные Советы имели право взимать в свою пользу местные налоги и облагать чрезвычайной контрибуцией имущих лиц. При Советах создавались Советы народного хозяйства Совнархозы, находившиеся под двойным подчинением - ВСНХ и местных Советов.

В селениях (деревнях, селах, на станциях, в местечках, городах с населением менее 10 тыс. человек) Советы образовывались из расчета 1 депутат на каждые 100 человек, но числом не менее 3 и не более 50 депутатов на каждое селение. Система Советов, в сравнении с предшествовавшими формами управления, давала возможность прямого и широкого участия трудовых масс в государственном управлении. Российская Советская республика возникла как унитарное государство. Однако в решениях уже II съезда Советов был заложен принцип самоопределения наций. Третий Всероссийский съезд Советов в январе 1918 г. провозгласил федеративное устройство Российской Советской республики, приняв декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа.

Второй Всероссийский съезд Советов

2.1. Состав съезда. На Втором Всероссийском съезде Советов присутствовали 1046 делегатов от Советов рабочих и солдатских депутатов страны, а также представители армии, флота и национальных окраин. Большевиков в отличие от 10% голосов на Первом съезде в июне, на Втором съезде, в конце октября, представляли уже около половины делегатов.

В открытии съезда

В конце первого заседания, после ухода правых эсеров, меньшевиков, бундовцев, приезда опоздавших, на съезде осталось 625 представителей от 402 (из 974) Советов рабочих и солдатских депутатов. Число сторонников большевиков при этом возросло до 390 (включая перешедших к ним из других фракций), левых эсеров - до 179.

2.2. Политическая борьба на съезде. Л. Мартовым предложило образовать единую демократическую власть, для чего избрать делегацию съезда и начать переговоры со всеми социалистическими партиями. Предложение было принято единогласно, в том числе большевиками, но затем одна из групп социал-демократов, эсеров и представителей Бунда выступила с декларацией, в которой расценила события 25 октября как военный заговор, осуществленный партиейбольшевиков именем Совета за спиной всех других партий ифракций. Большинство делегатов от умеренных социалистических партий, не признавших итогов восстания, покинуло съезд, тем самым отказавшись от роли легальной оппозиции и окончательно отдав инициативу в руки большевиков. Выработке реалистической позиции умеренных мешало отсутствие единства в их партийных рядах, а также личные амбиции лидеров и недооценка ими большевиков.

После ухода правых Мартов попытался найти компромисс и добиться формирования правительства пропорционально партийному составу съезда. Но это предложение не было поставлено на голосование и вскоре Мартов и его сторонники покинули съезд.

После перерыва и известия об аресте Временного правительства подавляющее большинство оставшихся, в том числе левые эсеры, меньшевики-интернационалисты и пр. поддержали воззвание к Рабочим, солдатам и крестьянам! о переходе власти к съезду Советов.

2.3. Итоги работы съезда. Второй съезд Советов признал результаты революции и

Провозгласил установление власти Советов;

Принял Декрет о мире (одобренный единогласно) с предложением к воюющим народам и их правительствам о заключении справедливого демократического мира - без аннексий и контрибуций;

Принял Декрет о земле с требованиями отмены частной собственности на землю), запрещения купли-продажи земли, уравнительного землепользования, недопущения наемного труда и т.д., что соответствовало эсеровской аграрной программе социализации земли.

Съезд принял также постановления об отмене смертной казни на фронте, об освобождении арестованных членов земских комитетов, об аресте А.Ф. Керенского и о возможности пополнения ВЦИК представителями партий и групп, покинувших съезд, а также крестьян.

Кроме того, съезд объявил необходимость скорейшего созыва Учредительного собрания.

5. II Всероссийский съезд Советов: состав, политическая борьба на съезде, итоги работы съезда. Формирование новых органов власти. Декреты.

Состав съезда. На съезде присутствовали 1046 делегатов от Советов рабочих и солдатских депутатов страны, а также представители армии, флота и национальных окраин. Большевиков, имевших в июне на I Всероссийском съезде Советов 10 % голосов, в конце октября на II съезде представляли уже около половины делегатов.

В открытии съезда вечером 25 октября участвовали 739 делегатов, в том числе 338 большевиков, 211 правых и левых эсеров, 69 меньшевиков.

В конце первого заседания, после ухода правых эсеров, меньшевиков, бундовцев, приезда опоздавших, на съезде осталось 625 представителей от 402 (из 974) Советов рабочих и солдатских депутатов. Число сторонников большевиков при этом возросло до 390 (включая перешедших к ним из других фракций), левых эсеров – до 179.

Политическая борьба на съезде. После утверждения повестки дня левое крыло меньшевиков во главе с Мартовым предложило образовать «единую демократическую власть», для чего избрать делегацию съезда и начать переговоры со всеми социалистическими партиями. Предложение было принято единогласно, в том числе большевиками.

Но затем одна из групп, включавшая часть социал-демократов (меньшевиков), правых эсеров и представителей Бунда, выступила с декларацией, в которой расценила события 25 октября как «военный заговор», осуществленный «партией большевиков именем Совета за спиной всех других партий и фракций». Большинство делегатов из умеренных социалистов, не признавших итогов восстания, покинули съезд, тем самым отказавшись от роли легальной оппозиции и окончательно отдав инициативу в руки большевиков. Выработке реалистической позиции умеренных мешало отсутствие единства в их партийных рядах, личные амбиции лидеров, а также недооценка ими большевиков.

После ухода правых Мартов попытался найти компромисс и добиться формирования правительства пропорционально партийному составу съезда. Но теперь большевики и левые эсеры оказались в значительном большинстве, предложение не было поставлено на голосование, и Мартов и его сторонники также покинули съезд.

После перерыва и известия об аресте Временного правительства подавляющее большинство оставшихся, в том числе левые эсеры, меньшевики-интернационалисты и другие, поддержали воззвание к «Рабочим, солдатам и крестьянам !» о переходе власти к съезду Советов.

В соответствии с решением I Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов (июнь 1917 г.) очередной съезд должен был собраться через три месяца - в сентябре. Но начавшаяся еще весной 1917 г. большевизация Советов осенью приобрела массовый характер. Лозунг "Вся власть Советам" стал повсеместным требованием трудящихся. В такой ситуации меньшевистско-эсеровский ЦИК, избранный в июне, принимает меры к срыву или хотя бы оттяжке очередного съезда Советов. В сентябре 1917 г. было созвано так называемое Демократическое совещание, состоявшее из представителей земств, городских самоуправлений, определенной части Советов и других организаций, которыми руководили меньшевики и эсеры. Эти партии рассчитывали подменить совещанием предстоящий съезд Советов и добиться укрепления коалиции с буржуазией. Однако даже на самом совещании часть делегатов решительно выступила против такого блока. В народных массах усилились требования перехода власти к Советам и созыва съезда.

23 сентября 1917 г. на обсуждение ЦИК был поставлен вопрос о созыве съезда. Из боязни, что съезд может быть созван и без их участия, меньшевики и эсеры согласились на его открытие 20 октября. Однако и после этого они старались отодвинуть нежелательное событие.

В таких условиях большевики приняли меры к тому, чтобы снизу, за счет инициативы местных Советов, обеспечить созыв съезда. 24 сентября ЦК партии большевиков провел совещание с местными партийными работниками, которое одобрило директиву Центрального Комитета местным организациям о подготовке созыва Всероссийского съезда Советов и немедленной организации областных съездов. Директива была успешно выполнена. С конца сентября во всей стране состоялись областные, губернские и другие местные съезды Советов. Абсолютное большинство их приняло большевистские резолюции о переходе всей власти к Советам и о созыве Всероссийского съезда в назначенный срок.

17 октября бюро ЦИК вновь перенесло открытие съезда, назначив его на 25 октября. В повестку дня включались три вопроса: 1) текущий момент, 2) подготовка к Учредительному собранию, 3) выборы ЦИК.

21 октября вопрос о съезде Советов рассмотрел ЦК партии большевиков. Было решено подготовить к съезду доклады по основным вопросам революции - о земле, о войне, о власти, о рабочем контроле. Первые три доклада поручались В.И. Ленину. Кроме того, Я.М. Свердлов должен был внести предложение о регламенте. Таким образом, большевики намеревались обсуждать вовсе не те проблемы, которые выдвигали руководители ЦИК, - съезд должен был, по мнению партии большевиков, решить коренные задачи революции.

Однако по этому вопросу в ЦК РСДРП(б) не было полного единства. Л.Д. Троцкий (Лев Бронштейн), ставший в сентябре председателем Петросовета и активно работавший в руководстве Военно-Революционного Комитета, предлагал тем не менее отложить восстание до тех пор, пока съезд не примет решение о переходе власти к Советам, в надежде, что, может быть, тогда восстания не понадобится вообще. Это был курс на парламентское решение вопроса о революции, путь конституционных иллюзий.

В.И. Ленин же настаивал на том, что съезд должен закрепить власть Советов, захваченную в результате вооруженного восстания, "пропускать такой момент и "ждать" съезда Советов есть полный идиотизм или полная измена". Партия пошла за Лениным.

Днем 24 октября было созвано собрание большевистской фракции II съезда Советов. Доклад о политическом положении сделал член ЦК РСДРП(б) И.В. Сталин (Иосиф Джугашвили) <*>. На втором заседании фракции 25 октября уже присутствовал Ленин, с организационной информацией выступил Я.М. Свердлов, констатировавший, что большевики получают большинство на съезде.

II съезд Советов открылся вечером 25 октября 1917 г. в Смольном институте, где помещались Петроградский Совет и Центральный Комитет большевистской партии.

Было представлено более 400 местных Советов, причем наибольшее число делегатов послали крупнейшие промышленные и политические центры страны - Петроград, Москва, Киев, Одесса, Ревель. В работе съезда участвовали делегаты почти всех национальных районов страны - Украины, Прибалтики, Закавказья, Северного Кавказа, Средней Азии, Бессарабии. Из 649 делегатов съезда, заявивших о своей партийности, большевиков было 390, эсеров - 160, меньшевиков - 72.

Абсолютное большинство Советов, представленных на съезде, требовало ликвидации власти помещиков и капиталистов и передачи ее в руки Советов. Была принята повестка дня, составленная большевистской фракцией, включавшая вопросы об организации власти, о войне и мире, о земле.

Группа руководителей меньшевиков и правых эсеров, возражавших против вооруженного восстания, потребовала приостановить работу съезда, но, получив решительный отпор абсолютного большинства делегатов, покинула его, надеясь тем самым сорвать работу съезда.

Некоторые отечественные историки говорят о непредставительности II Всероссийского съезда Советов, а тем самым - о неправомерности его решений. Этот тезис с энтузиазмом, но столь же бездоказательно поддерживают антисоветски настроенные зарубежные авторы, например Р. Пайпс <*>. Между тем факты показывают, что на съезде была представлена вся тогдашняя Россия, в том числе ее национальные районы. Участвовали представители обоих трудящихся классов - не только рабочих, но и крестьян, как непосредственно, так и в лице солдат, 4/5 которых были крестьянами. И.Я. Фроянов справедливо отмечает, что Октябрьскую революцию можно считать рабоче-крестьянской. Со съезда ушли даже не все рядовые члены партии меньшевиков и правых эсеров. За лидерами этих партий последовало не более половины членов их фракций. Сведения о количестве покинувших заседания съезда по разным источникам различны. Однако если взять даже самые большие из называемых чисел, то получится, что съезд оставило не более 10% депутатов, т.е. речь о кворуме вообще не идет. В связи с этим вряд ли можно согласиться с авторами, утверждающими, что после ухода названных партий съезд стал простой формальностью.

Конечно, представительство на съезде было не совсем классовым, а скорее соответствовало социальной стратификации общества, причем рабочие в России даже вместе с солдатами отнюдь не составляли большинства населения. Но съезд был органом революции, а не мирным парламентом.

В наше время в литературе распространяется утверждение и о незаконности (модное словечко - "нелегитимности") II съезда Советов, которое нельзя оценить иначе как наивным: всякая революция, конечно, незаконна. Она, если побеждает, насильственно ломает старые государство и право, создавая новые.

Съезд открылся в условиях, когда весь Петроград был в руках восставших, но в Зимнем дворце еще сидело Временное правительство под защитой верных ему войск. В 2 часа ночи 26 октября восставшие проникли во дворец и арестовали это правительство, отправив его членов в Петропавловскую крепость. А в 5 часов утра, перед закрытием первого заседания съезда Советов, факт свержения прежней власти был юридически закреплен принятием обращения "Рабочим, солдатам и крестьянам!", которое одновременно провозгласило установление Советской власти в стране, т.е. образование Советского государства. В нем содержались и первые нормы советского права.

В обращении объявлялась также программа первоочередных мероприятий Советского государства: установление мира для всех народов, безвозмездная передача земли крестьянству, демократизация армии, рабочий контроль над производством и т.д. Эта программа нашла свое последовательное воплощение в первых же декретах Советской власти, принятых на втором заседании съезда, открывшемся вечером 26 октября.

Декрет о мире, являясь одновременно декларацией, обращенной ко всем народам, провозглашал основы внешней политики Советского государства. Он предлагал немедленно начать переговоры о мире, осудил тайную дипломатию и выдвинул принцип открытых переговоров и международных сношений. Этот документ содержал обращение ко всем народам, и в первую очередь к трудящимся Англии, Франции и Германии, с призывом освободить человечество от ужасов войны и довести до конца дело мира и освобождения трудящихся от рабства и эксплуатации. Декрет предлагал заключить справедливый демократический, т.е. без аннексий и контрибуций, мир. Причем под аннексией понимались не только захват, но и удержание чужих земель, произведенные как во время войны, так и до нее, как в Европе, так и на других континентах. Мир без аннексий означал, по существу, провозглашение права наций на самоопределение. В целях быстрейшего достижения договоренности по вопросу о мире Советское правительство не считало указанные в Декрете условия мира ультимативными, соглашаясь рассмотреть и всякие другие предложения.

Программа борьбы за мир, изложенная В.И. Лениным в Декрете о мире и единогласно принятая съездом Советов, впервые в истории от имени государства осудила войну как средство разрешения спорных вопросов, провозгласила новые принципы в отношениях между народами и странами.

Дипломатическим представителям всех союзных с Россией держав была направлена нота, предлагавшая рассматривать Декрет о мире как формальное предложение немедленного перемирия на всех фронтах и безотлагательного открытия мирных переговоров. Декрет о мире - первый официальный дипломатический документ Советской России, обращенный к правительствам союзных стран и содержавший предложение совместно начать переговоры о мире. Не получив от них ответа, Советская Россия 2 декабря подписала договор о перемирии с Германией и ее союзниками.

В начале марта 1918 г., реализуя Декрет, Россия подписала Брестский мирный договор. Заключенный в неблагоприятной международной обстановке, в условиях развала российской армии, ее стихийной демобилизации, договор оказался весьма тяжелым для Советской страны. Он вызвал естественное недовольство прежних союзников России, их правящих кругов.

Другим важнейшим декретом II Всероссийского съезда Советов, принятым на втором его заседании, был Декрет о земле. Декрет и включенный в него Крестьянский наказ объявляли землю всенародным достоянием и соответственно упраздняли частную собственность на нее. Помещичьи, удельные, монастырские и церковные земли с усадебными постройками и всем живым и мертвым инвентарем передавались в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов. Фактически это означало национализацию земли.

Так или иначе, но крестьяне получали более 150 млн. га земли, освобождались от обременительной арендной платы, от расходов на покупку новых земель, от долгов Крестьянскому поземельному банку, составлявших около 3 млрд. руб. Стоимость помещичьего инвентаря, переданного крестьянам, исчислялась в 300 млн. руб.

По Декрету о земле все граждане России, желавшие обрабатывать землю своим трудом, получали ее на праве пользования. Провозглашался принцип уравнительного землепользования, который крестьяне понимали прежде всего как изъятие земли у помещиков, раздел присвоенных кулаками помещичьих и общинных земель, распределение земли между крестьянами в зависимости от местных условий - по трудовой или потребительской (по едокам) норме. Суть этого принципа состоит в идее дележа земли между крестьянами, а следовательно, в организации единоличных хозяйств. Большевики были сторонниками более прогрессивного, крупного землепользования. Однако они понимали, что сразу вводить такие формы невозможно. Крестьянин веками мечтал о своем клочке земли, и нужно было дать ему время подумать и на собственном опыте убедиться в бесперспективности единоличного ведения хозяйства, подвести к тому, чтобы он сам, добровольно пошел на объединение, коллективизацию.

Следует отметить, что Декрет о земле предусматривал возможность существования различных форм землепользования, выбираемых самими крестьянами добровольно. Наряду с подворной и хуторской предусматривались и коллективные формы хозяйства - артельная, товарищеская обработка земли. Земельные участки с высококультурными хозяйствами (садами, рассадниками, питомниками и т.д.) не подлежали разделу, а обращались в исключительное пользование государства или общин в зависимости от размера и значения участка. Конные заводы, племенные скотоводческие, птицеводческие и другие крупные специализированные хозяйства тоже переходили в исключительное пользование государства либо общины. Таким образом, было положено начало социалистическим преобразованиям в деревне, явившимся самой сложной и трудной задачей после завоевания власти пролетариатом.

Декрет о земле революционным путем разрешил многовековой спор крестьян с помещиками. Трудовое крестьянство страдало от безземелья - и власть Советов ликвидировала помещичье землевладение, передав землю крестьянам, что решительно привлекало деревню на ее сторону.

Для управления страной было образовано Советское правительство - Совет Народных Комиссаров (СНК). Против Декрета о создании СНК выступили оставшиеся на съезде меньшевики-интернационалисты, представитель Всероссийского исполнительного комитета железнодорожного профессионального союза (Викжель) и левые эсеры. Последние отказались от предложения большевиков вступить в правительство и поддержали требование об организации власти, основанной на "союзе всех сил революционной демократии". Подавляющим большинством голосов съезд принял проект постановления большевистской фракции об образовании Временного рабоче-крестьянского правительства во главе с В.И. Лениным. В постановлении предусматривалось также создание органов отраслевого управления - народных комиссариатов (комиссий) по военным и морским делам, по делам торговли и промышленности, народного просвещения, финансов, иностранных дел, юстиции, почт и телеграфов, продовольствия, по делам железнодорожным, по делам национальностей и др.

Был избран новый Центральный Исполнительный Комитет. Образованный на основе пропорционального представительства от каждой партийной фракции съезда, он состоял в основном из большевиков и левых эсеров. Избрание его прошло своеобразно. По словам участников съезда, на нем был зачитан лишь список членов ВЦИК от большевистской партии и, возможно, от левых эсеров. От остальных партий представители вводились уже после съезда.

Таким образом, II Всероссийский съезд Советов юридически оформил свержение власти буржуазии и помещиков и установление диктатуры пролетариата. Он провозгласил наиболее общие принципы организации Советского государства, положил начало слому старого и созданию нового государственного аппарата, т.е. решил важнейшие конституционные вопросы. Акты съезда стали базой для различных отраслей советского права. Следовательно, со II съезда Советов начинается история Советского государства и права.

Отметим, что в науке существуют и иные взгляды на момент возникновения Советского государства. Е.Н. Городецкий считает первым актом Советской власти ленинское обращение к гражданам России, опубликованное утром 25 октября от имени Военно-Революционного Комитета (ВРК). Другие авторы видят начало истории Советского государства в резолюции Петроградского Совета, принятой в середине того же дня также по инициативе В.И. Ленина, где говорилось о победе революции и будущем Советском правительстве. Обе эти концепции вызывают по меньшей мере два возражения - фактического и юридического свойства. Во-первых, ни утром, ни днем 25 октября вооруженное восстание еще полностью не победило. Зимний дворец пока не был взят, и в нем продолжало заседать Временное правительство. Во-вторых, Петроградский Совет и его ВРК, сыгравшие большую роль в восстании, были тем не менее органами городскими, а не всероссийскими. Они не имели права принимать решения, обязательные для всей громадной Российской Республики. Такую задачу мог выполнить и реально осуществил только II Всероссийский съезд Советов.

Создание структур советской власти на местах

Съезды Советов

Слом старого и строительство нового аппарата в центре проходили относительно синхронно, сложнее обстояло дело на местах. Правительство предоставляло местным органам полную самостоятельность, более того требовало от них проявлять активность в решении местных вопросов. Слом старого аппарата не означал простого роспуска или закрытия старых учреждений, особенно таких, как городские думы, земства, суд и т.п. . В обращении II Всероссийского съезда Советов 8 ноября (26 октября) 1917 г. провозглашалось, что вся власть отныне принадлежит Советам Ленин В.И. Полн. собр. соч.- Т.35. - М., 1969. С. 2..

Высшими органами власти в пределах каждой административной единицы объявлялись съезды Советов.

Поскольку Советы на местах не создали своего аппарата управления хозяйством, городские думы и земские управы продолжали работать, тем более что они считали себя демократическим институтом и пользовались поддержкой части населения. Так, например, в Петрограде 27-29 ноября прошли выборы в городскую думу Коржихина Т.П. Советское государство и его учреждения. - М., - ноябрь 1917г. - декабрь 1991г. - М., 1994. С.51.. До июля 1918 г. они сосуществовали параллельно с органами земского, городского самоуправления.

3 января 1918 года ВЦИК была принята «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа». В ней говорилось, что «1) Россия объявляется Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Вся власть в центре и на местах принадлежит этим Советам…» Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа // Первые декреты Советской власти: Сб. документов. - М., 1987..

Обращением НКВД от 4 января 1918 года «Об организации местного самоуправления» Андреев А.М. Местные Советы и органы буржуазной власти (1917). М., 1983. С. 276. и одноименным циркуляром от 6 февраля 1918 года все прежние органы местного самоуправления были упразднены. Указывал, что все прежние органы местного управления должны быть заменены областными, губернскими, уездными, районными и волостными Советами рабочих, солдатских, крестьянских и батрацких депутатов. Вся страна должна покрыться целой сетью советских организаций, которые будут находиться в тесной организационной зависимости между собой. Каждая из этих организаций, вплоть до самой мелкой, вполне автономна в вопросах местного характера, но сообразует свою деятельность с общими декретами и постановлениями центральной власти и с постановлениями тех более крупных советских организаций, в состав которых она входит. Таким путем создавался связанный во всех своих частях однородный организм - республика Советов, а Советы провозглашались частицами «единой государственной власти на местах».

На Советы дополнительно возлагались задачи управления и обслуживания всех сторон местной жизни - административной, хозяйственной, финансовой и культурно-просветительской, обязанность проводить в жизнь декреты и постановления центральной власти. Они наделялись правом издавать обязательные постановления, производить реквизиции и конфискации, налагать штрафы, закрывать контрреволюционные органы печати, производить аресты, распускать общественные организации, призывающие к активному противодействию или свержению советской власти.

В первый период распыленности местных советов, особенно сельских и волостных, съезды Советов сыграли громадную роль в деле собирания Советов и их объединения в единое государственное целое. В большинстве мест через два, три, четыре месяца, иногда и раньше, городской совет по своей инициативе собирает губернские и уездные съезды Советов, причем в начале определенно урегулированного срока созыва не было и в практике затем устанавливается, что съезды Советов собираются один раз в год Декреты Советской власти. Т. I.С. 251. - М., 1960..

В уездных съездах принимают участие представители всех Советов, имеющихся в данном уезде и согласно этому постановлению сельские советы посылают по одному делегату на две тысячи жителей, а советы городов и фабричных поселков избирают по расчету один на двести избирателей. Губернские съезды советов составляются из представителей от городских советов я фабрично-заводских поселков по одному делегату на каждые две тысячи избирателей и от сел по расчету один депутат на десять тысяч жителей Каганович Л.М. Местное Советское самоуправление. - М., 1923. С.44..

Таким образом, в городе выборы производятся от избирателей, а в деревне от жителей.

Городские Советы возникли раньше других. Историческая обстановка складывалась таким образом, что к моменту Октябрьскойреволюции вся власть сосредоточилась в руках городских Советов ираспространялась на всю территорию губернии или уезда. В дальнейшем власть городских Советов постепенно ограничивается рамками города. При выборах в городские советы, как в 1905 г., так ив 1917--1918 гг. депутаты избирались по фабрикам и заводам или по профессиональным союзам; от определенного количества рабочихизбирался один депутат, и никогда, ни в одном городе за основу определения количества депутатов не бралось все население в городе. Наоборот в селах и деревнях количество депутатов определялось не количеством трудящихся, которые одни только имеют право участвовать в выборах советов, а количеством всего населения Каганович Л.М. Местное Советское самоуправление. - М., 1923. С. 45..

2.1. Состав съезда. На Втором Всероссийском съезде Советов присутствовали 1046 делегатов от Советов рабочих и солдатских депутатов страны, а также представители армии, флота и национальных окраин. Большевиков в отличие от 10% голосов на Первом съезде в июне, на Втором съезде, в конце октября, представляли уже около половины делегатов.

В открытии съезда вечером 25 октября участвовали 739 делегатов, в том числе 338 большевиков, 211 правых и левых эсеров, 69 меньшевиков.

В конце первого заседания, после ухода правых эсеров, меньшевиков, бундовцев, приезда опоздавших, на съезде осталось 625 представителей от 402 (из 974) Советов рабочих и солдатских депутатов. Число сторонников большевиков при этом возросло до 390 (включая перешедших к ним из других фракций), левых эсеров - до 179.

2.2. Политическая борьба на съезде. После утверждения повестки дня левое крыло меньшевиков во главе с Л. Мартовым предложило образовать единую демократическую власть, для чего избрать делегацию съезда и начать переговоры со всеми социалистическими партиями. Предложение было принято единогласно, в том числе большевиками, но затем одна из групп социал-демократов, эсеров и представителей Бунда выступила с декларацией, в которой расценила события 25 октября как военный заговор, осуществленный партиейбольшевиков именем Совета за спиной всех других партий ифракций. Большинство делегатов от умеренных социалистических партий, не признавших итогов восстания, покинуло съезд, тем самым отказавшись от роли легальной оппозиции и окончательно отдав инициативу в руки большевиков. Выработке реалистической позиции умеренных мешало отсутствие единства в их партийных рядах, а также личные амбиции лидеров и недооценка ими большевиков.

После ухода правых Мартов попытался найти компромисс и добиться формирования правительства пропорционально партийному составу съезда. Но это предложение не было поставлено на голосование и вскоре Мартов и его сторонники покинули съезд.

После перерыва и известия об аресте Временного правительства подавляющее большинство оставшихся, в том числе левые эсеры, меньшевики-интернационалисты и пр. поддержали воззвание к Рабочим, солдатам и крестьянам! о переходе власти к съезду Советов.

2.3. Итоги работы съезда. Второй съезд Советов признал результаты революции и

Провозгласил установление власти Советов;

Принял Декрет о мире (одобренный единогласно) с предложением к воюющим народам и их правительствам о заключении справедливого демократического мира - без аннексий и контрибуций;

Принял Декрет о земле с требованиями отмены частной собственности на землю), запрещения купли-продажи земли, уравнительного землепользования, недопущения наемного труда и т.д., что соответствовало эсеровской аграрной программе социализации земли.


Съезд принял также постановления об отмене смертной казни на фронте, об освобождении арестованных членов земских комитетов, об аресте А.Ф. Керенского и о возможности пополнения ВЦИК представителями партий и групп, покинувших съезд, а также крестьян.

Кроме того, съезд объявил необходимость скорейшего созыва Учредительного собрания.

2.4. Формирование новых органов власти. Высшим законодательным органом провозглашался Всероссийский съезд Советов . Законодательные, распорядительные и контролирующие функции получал избранный съездом ВЦИК, в состав которого вошли 102 человека, в их числе 62 большевика, 29 левых эсеров, 6 социал-демократов (интернационалистов), 3 украинских социалиста и 1 эсер-максималист. Председателем ВЦИК был избран Л.Б. Каменев . Он находился на этом посту до 8 (21 по новому стилю) ноября, когда его сменил Я.М. Свердлов . Вскоре во ВЦИК было введено еще 200 человек, в том числе от Исполкома Всероссийского совета крестьянских депутатов.

Съезд сформировал чисто большевистское Временное (до созыва Учредительного собрания) революционное правительство - Совет народных комиссаров (Совнарком или СНК) во главе с В.И . Лениным. Лидеры левых эсеров, в их числе Б.Д. Камков, отклонили предложение войти в состав нового правительства.

Начало работы 2 съезда Советов, дата открытия которого - 25 октября (7 ноября) 1917 года, совпало с днём вооружённого переворота, совершённого большевиками и коренным образом изменившего весь последующий ход российской истории. Именно поэтому документы Съезда следует рассматривать в контексте тех исторических реалий, на фоне которых они были приняты.

Россия в октябре 1917 года

Обстановка в России накануне открытия 2 Всероссийского съезда Советов характеризовалась обострением политической нестабильности, усугублённой рядом поражений на фронтах Первой мировой войны. В этот период не лучшим образом показало себя и Временное правительство, длительное время затягивавшее созыв Учредительного собрания ─ законодательного органа, целью которого была выработка конституции.

Лишь после длительных проволочек выборы депутатов были назначены на Одновременно с этим пришли известия о сдаче Ревеля и захвате немцами Моонзундских островов, находящихся в восточной части Балтийского моря, что создавало непосредственную угрозу Петрограду и способствовало нагнетанию напряжённости в столице. Сложившейся обстановкой весьма ловко воспользовались большевики.

Борьба за мандаты в органах власти

2 съезд Советов стал решающим этапом борьбы, которую РСДРП(б) вела в течение лета и осени 1917 года за получение большинства мандатов во всероссийских советских органах. К этому времени под их контролем уже находились Моссовет, где большевикам принадлежало 60% мест, и Петросовет, на 90% процентов состоявший из членов РСДРП (б). Оба этих крупнейших в стране органов местной власти возглавлялись большевиками. В первом случае председателем был В. П. Ногин, а во втором ─ Л. Д. Троцкий.

Однако для того, чтобы упрочить свои позиции в масштабах всей страны, требовалось иметь большинство мандатов на Всероссийском съезде, в связи с чем его созыв стал для большевиков вопросом первостепенной важности. Основную инициативу по решению данного вопроса взял на себя исполнительный комитет Петросовета, который, как было сказано выше, почти полностью состоял из большевиков, то есть из лиц, кровно заинтересованных в успехе намеченного дела.

Тактический ход большевиков

В конце сентября ими были отправлены запросы в 69 местных Советов, а также в комитеты солдатских депутатов с целью выяснить их отношение к предполагаемому съезду. Результаты опроса говорят сами за себя ─ из всех опрошенных органов только 8 выразили своё согласие. Остальные же, находившиеся под влиянием меньшевиков и эсеров, прекрасно понимавших причины, толкавшие большевиков на созыв съезда, признали подобную инициативу нецелесообразной.

Ленин, отдававший себе отчёт в том, что выдвинутая меньшевиками и эсерами, в большей степени отвечала интересам крестьянства, реально оценивал баланс сил и не надеялся получить в Учредительном собрании более трети мандатов, а поэтому являлся противником его созыва. Со своей стороны большевики, предваряя открытие 2 Всероссийского съезда Советов, дата начала которого на тот момент даже не обсуждалась, по собственной инициативе в октябре 1917 года провели 1 съезд Советов Северной области, в которую входили районы, где члены РСДРП(б) имели на тот момент численный перевес в органах местного самоуправления.

Интриги, направленные на созыв съезда

Официально инициатором такого съезда стал некий Комитет армии, флота и рабочих Финляндии ─ орган, не имевший официального статуса и никем никогда не признанный. Соответственно, и заседания созванного им съезда проходили с вопиющими нарушениями. Достаточно сказать, что в число его депутатов были включены подставные лица ─ большевики, не имевшие никакого отношения к Северной области и проживавшие в Москве, а также в других районах России.

Именно в работе этого совещательного органа, легитимность которого вызывает большие сомнения, был создан комитет, приступивший к подготовке 2 Всероссийского съезда Советов, столь необходимого в тот момент большевикам. Их деятельность подвергалась острой критике со стороны представителей прежних советов, созданных после Февральской революции и состоявших преимущественно из меньшевиков и эсеров, которым отдавало предпочтение большинство политически активного населения страны.

Основными противниками большевистской инициативы являлись такие общественно-политические организации, как ещё не утративший своих полномочий ВЦИК 1 Съезда рабочих и солдатских депутатов, состоявшегося в июне─июле того же года, а также исполнительные комитеты армии и флота. Их представители открыто заявляли, что если 2 съезд Советов и состоится, то он будет лишь совещательным органом, решения которого не получат законной силы.

Даже официальный орган Советов газета «Известия» подчёркивала в те дни незаконность действий, предпринятых большевиками, и указывала на то, что подобная инициатива может исходить лишь от исполнительного комитета 1 Съезда. Тем не менее жёсткости в отстаивании своих позиций тогдашним либералам не хватило, и ВЦИК дал своё согласие. Была изменена лишь дата открытия 2 съезда Советов: с 17 её перенесли на 25 октября.

Начало первого заседания

Открытие 2 съезда Советов состоялось 25 октября 1917 года в 22:45, как раз в самый разгар вооружённого переворота, начавшегося в тот день в Петрограде. Активными участниками событий, происходивших на улицах города, стали многие депутаты, прибывшие из разных городов России. Однако, несмотря на всю чрезвычайность обстановки, заседание съезда продолжалось до утра.

Согласно сохранившимся документам, на момент открытия в его работе принимали участие 649 депутатов, из которых 390 являлись членами РСДРП(б), чем заведомо обеспечили принятие выгодных для большевиков решений. Дополнительную поддержку они получили за счёт коалиции, заключённой на тот момент с левыми эсерами, и имели, таким образом, более двух третей голосов.

Ночь большевистского переворота

Дата открытия 2 Всероссийского съезда Советов стала роковой для отечественной истории. К моменту, когда на трибуну съезда поднялся первый оратор, которым оказался меньшевик Ф. И. Дан, практически весь Петроград был уже в руках большевиков. Единственным оплотом Временного правительства оставался Зимний дворец. Ещё в 18:30 его защитникам было предложено сдаться под угрозой обстрела орудиями крейсера «Авроры» и батареей, размещённой в Петропавловской крепости.

В 21:00 с «Авроры» был произведён холостой выстрел, воспетый затем советской пропагандой как «символ начала новой эры в истории человечества», а через два часа, для большей убедительности, прогремели залпы с крепостных бастионов. Несмотря на весь пафос, с которым впоследствии описывался штурм Зимнего дворца, на самом деле никаких серьёзных столкновений при этом не произошло. Его защитники, понимая всю бессмысленность сопротивления, к ночи разошлись по домам, а во главе с большевиком В. А. Антоновым-Овсеенко арестовали брошенных на произвол судьбы министров Временного правительства.

Скандалы первого дня Съезда

Условно первый день, а точнее сказать, ночь работы депутатов можно разделить на две части. Одна из них, проходившая ещё до избрания президиума, представляла собой череду протестных выступлений представителей социалистических партий умеренного крыла, выражавших своё крайне негативное отношение к военному перевороту, совершённому большевиками.

Второй частью заседания принято считать события, развернувшиеся после того, как оказалось, что новоизбранный президиум почти полностью состоит из большевиков и их союзников, на тот момент ─ левых эсеров. Такой явный дисбаланс сил спровоцировал уход из зала многих представителей меньшевиков, правых эсеров, а также некоторых других депутатов.

Вообще, все основные решение 2 Всероссийского съезда Советов были приняты на следующем заседании, также состоявшемся ночью, тогда как 25 октября было отмечено в основном крупным политическим скандалом, вызванным событиями, происходившими в городе. Те делегаты эсеров и меньшевиков, которые всё же остались в зале после ухода их однопартийцев, обрушились на большевиков с упрёками в организации незаконного переворота. Кроме того, они открыто обвиняли своих политических противников в многочисленных махинациях, обеспечивших им нужный подбор делегатов съезда.

Мастер большевистской риторики

Со стороны большевиков основным защитником их позиции выступил Л. Д. Троцкий, являвшийся незаурядным оратором и получивший в тот день возможность блеснуть своим красноречием. Его выступление было наполнено выражениями, сыгравшими роль неких клише, растиражированных впоследствии советскими идеологами.

Он много говорил о том, как его партия «закаляла энергию и волю рабочих масс» и привела угнетённых к восстанию, для которого «не требуется никаких оправданий». Он же объявил преступлением любую попытку сорвать работу полномочного представительства рабочих и солдатских масс, коим, по его словам, является партия большевиков, и призвал всех «с оружием в руках дать отпор натиску контрреволюции». Вообще, Троцкий умел своей риторикой увлекать слушателей, и его выступления в большинстве случаев получали желаемый резонанс.

Несчастное «дитя революции»

В 2:40 был объявлен получасовой перерыв, после которого представитель большевиков Лев Борисович Каменев сообщил участникам съезда о падении Временного правительства. Единственным документом, принятым съездом в ту первую ночь его работы, стало «Обращение к рабочим, солдатам и крестьянам». В нём объявлялось, что в связи с низложением Временного правительства его властные полномочия переходят в руки Съезда. На местах же отныне управление будет осуществляться Советами рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.

Любопытно, что Л. Б. Каменев, объявивший с трибуны Съезда о победе восстания, незадолго до этого входил в число его ярых противников. Не изменил он своей позиции по данному вопросу даже после захвата большевиками власти. Есть свидетельства того, что на последовавшем вскоре заседании ЦК РСДРП(б) он позволил себе весьма неосмотрительно заявить о том, что «если сделали глупость и взяли власть», то нужно по крайней мере составить подходящее министерство. В 1936 году на суде, где он будет проходить как один из участников троцкистско-зиновьевского центра, ему припомнят это давнее высказывание и по совокупности «преступлений» приговорят к расстрелу.

Вообще, крылатый афоризм, гласящий, что «революция, как пожирает своих детей», родился во времена Парижской коммуны и принадлежит одному из её героев ─ Пьеру Верньо, но именно в России эти слова нашли своё наиболее полное подтверждение. Пролетарская революция 1917 года оказалась настолько «прожорливой особой», что судьбу злосчастного Льва Борисовича впоследствии разделило едва ли не большинство делегатов 2 Всероссийского съезда Советов, дата начала которого совпала с днём её победы.

Второй день работы Съезда

Вечером 26 октября началось очередное заседание. На нём В. И. Ленин, появление которого на трибуне было встречено всеобщими аплодисментами, зачитал два документа, ставших основой декретов, принятых 2 съездом Советов. Один из них, вошедший в историю под названием «Декрет о мире», был обращён к правительствам всех воюющих держав с призывом немедленного заключения перемирия. Другой же, названный «Декретом о земле», касался аграрного вопроса. Основные его положения заключались в следующем:

  1. Вся земля, находившаяся прежде в частном владении, национализировалась и становилась общенародным достоянием.
  2. Все имения, являвшиеся прежде собственностью помещиков, подлежали конфискации и передаче в распоряжение советов крестьянских депутатов, а также создававшихся на местах земельных комитетов.
  3. Конфискованная земля передавалась в пользование крестьянам по так называемому уравнительному принципу, в основу которого были положены потребительские и трудовые нормы.
  4. При обработке земли категорически запрещалось использование наёмного труда.

Лингвистические изыскания большевиков

Любопытно отметить, что в период работы 2 съезда Советов русский язык пополнился новым термином «народный комиссар». Своим рождением он обязан Л. Д. Троцкому, также впоследствии вошедшему в число «детей, съеденных революцией». На первом заседании ЦК большевиков, состоявшемся наутро после штурма Зимнего, встал вопрос о формировании нового правительства и о том, как называть впредь его членов. Употреблять слово «министры» не хотелось, поскольку оно сразу вызывало ассоциации с прежним режимом. Тогда Троцкий предложил воспользоваться термином «комиссары», добавив к нему подходящее случаю слово «народные», а само правительство назвать Советом Народных Комиссаров. Идея понравилась Ленину и была закреплена соответствующим постановлением ЦК.

Формирование революционного правительства

Ещё одним важным на тот момент решением, принятым на 2 съезде Советов, стало подписание декрета о формировании нового правительства, в состав которого должны были входить представители рабочих и крестьян. Таким органом стал Совнарком, выполнявший функции высшего института государственной власти, призванного действовать вплоть до созыва Учредительного собрания. Подотчётен он был Съездам Советов, а в промежутках между ними их постоянному органу ─ исполнительному комитету (сокращённо ВЦИК).

Там же, на 2 съезде Советов, было сформировано Временное рабоче-крестьянское правительство, вошедшее в историю как Совет Народных Комиссаров. Его председателем стал В.И. Ленин. Кроме того, был утверждён состав Центрального Исполнительного Комитета, в состав которого вошёл 101 депутат. Большинство его членов ─ 62 человека - были большевиками, остальные мандаты распределились между левыми эсерами, социал-демократами, интернационалистами и представителями иных политических партий.

Победу вооруженного восстания закрепил своими решениями II Всероссийский съезд Советов, выражавший интересы трудового народа. Съезд открылся в Смольном в 10 часов 45 минут вечера 25 октября (7 ноября). На нем было представлено 402 Совета - больше, чем на первом съезде в июне 1917 г.

Состав съезда отражал расстановку классовых сил, сложившуюся к октябрю 1917 г. Из 673 делегатов 390 составили большевистскую фракцию, 160 - фракцию эсеров, в большинстве своем левых, 72 - фракцию меньшевиков; остальные распределились по мелким фракциям или не указали партийной принадлежности. 505 делегатов привезли наказы своих избирателей с требованием передачи власти Советам.

Так, в наказе Минского Совета говорилось: «Вся власть в стране должна принадлежать только Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Никакого соглашения с крупной буржуазией, никакого участия в правительстве капиталистов». Наказ требовал заключить справедливый демократический мир, отменить частную собственность на землю и передать ее немедленно, до Учредительного собрания, крестьянству.

Другой наказ, составленный Луганским Советом, отмечал: «Единственный выход из настоящего положения мы видим в немедленной передаче власти в руки Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов». Этот наказ требовал также мира без аннексий и контрибуций на основе самоопределения народов, роспуска Предпарламента, введения рабочего контроля над производством. Крестьяне Гдовского уезда писали, что Временное правительство оказалось совершенно неспособным выполнять волю народа. «Мы,- заявляли они,- отныне и навсегда не можем больше доверять безответственной власти перед народом и требуем, чтобы Всероссийский съезд... взял власть в свои руки как в центре, так и на местах».

Народные массы связывали с переходом власти к Советам свои лучшие надежды. Это было хорошо выражено в постановлениях собраний рабочих, солдат и крестьян. Резолюция одного из собраний в Тамбовской губернии гласила: «Верпм, что вокруг Советов, как вокруг солнца, организуется революционная демократия, которая положит конец братоубийственной войне, затеянной мировой буржуазией. Земля будет передана трудовому народу, хлеборобам-крестьянам без выкупа».

II Всероссийский съезд Советов открыл от имени старого Центрального Исполнительного Комитета меньшевик Ф. И. Дан, но сразу же руководство съездом перешло к большевикам, как к самой крупной партийной фракции. В состав президиума, образованного на основе пропорционального представительства, вошли: от большевиков - В. И. Ленин, В. А. Антонов-Овсеенко, А. М. Коллонтай, Н. В. Крыленко, А. В. Луначарский, В. П. Ногин и др., от левых эсеров - Б. Д. Камков, В. А. Карелин, М. А. Спиридонова.

Лидеры правых эсеров, меньшевиков и бундовцев отказались войти в президиум. Они пошли на открытый разрыв с Советами, выступив с прямой защитой контрреволюционного Временного правительства и клеветнически называя Октябрьскую революцию «военным заговором». Эта группа изменников покинула съезд и направилась в городскую думу, где приняла совместно с кадетами участие в создании контрреволюционного центра под названием «Комитет спасения родины и революции». Делегаты съезда проводили соглашательских лидеров возгласами: «Дезертиры!», «Предатели!» Большевистская фракция огласила резолюцию, в которой указывалось: «Уход соглашателей не ослабляет Советы, а усиливает их, так как очищает от контрреволюционных примесей рабочую и крестьянскую революцию».
Поздно ночью на заседание съезда прибыли участники штурма Зимнего дворца. Съезд восторженно встретил сообщение о падении Зимнего и аресте членов Временного правительства.

Вслед за этим II съезд Советов принял написанное В. И. Лениным воззвание «Рабочим, солдатам и крестьянам!» В нем говорилось: «Опираясь на волю громадного большинства рабочих, солдат и крестьян, опираясь на совершившееся в Петрограде победоносное восстание рабочих и гарнизона, съезд берет власть в свои руки.

В воззвании провозглашалась передача власти на местах Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, которые должны обеспечить подлинный революционный порядок. Тем самым съезд объявил Россию Советской республикой, а Советскую власть - единственной законной властью в стране.

Воззвание содержало программу деятельности Советской власти: предложение немедленного демократического мира между воюющими странами, безвозмездная передача помещичьих, удельных и монастырских земель в распоряжение крестьянских комитетов, установление рабочего контроля над производством, обеспечение всем нациям, населяющим Россию, подлинного права на самоопределение, проведение полной демократизации армии и т. д.

Съезд призвал солдат в окопах к защите революции от всяких посягательств империализма, к бдительности и стойкости, пока новое, Советское правительство не добьется заключения демократического мира. Оборона социалистического государства от империалистической агрессии стала одной из важнейших функций Советской власти.