Свой стиль

Тема одиночества в поэзии марины цветаевой. Дубовый листок оторвался от ветки родимой

Тема одиночества в лирике Лермонтова является одной из главных, что можно проследить как в небольших стихотворениях поэта, так и в поэмах («Демон», «Мцыри», «Выхожу один я на дорогу», «На севере диком стоит одиноко…», «Узник», «Парус», « И скучно и грустно..», «Тучи».

Поэт воспитывался бабушкой, без матери и отца, болел и много времени проводил в горах, на Кавказе для улучшения здоровья.

Но поэт говорил, что любит свое угрюмое уединенье, в этом состоянии он находился с детства, и оно было вполне привычным для него. Однако безвременная тоска постоянно давит на душу лирического героя его стихотворений, томит и не уходит. Эту тоску герой испытывает с ранних лет, так 14-летний Лермонтов пишет: «И нам горька остылой жизни чаша; И уж ничто души не веселит». («Монолог», 1829).

Стихотворение «Смерть поэта» и дуэль явились причиной заключения Лермонтова и его дальнейших ссылок на Кавказ. В «Узнике» описано пребывание в стенах тюрьмы, где отражается восприятие поэтом своего заключения:

«Одинок я - нет отрады:

Стены голые кругом»

из биографии мы видим, что мотив одиночества в лирике Лермонтова неслучаен, один из ведущих, поэтому понимание его природы важно для постижения творчества поэта в целом.

Всё творчество поэта – это его размышления о смысле жизни, о судьбе и назначении отдельного человека и целого поколения, о смерти и бессмертии, о вечности и природе. Тема одиночества представлена в лирике Лермонтова широко и многогранно. Он осмыслил эту тему как глубоко личную трагедию, испытывая неудовлетворённость самим собой, судьбой, политической обстановкой, обществом, но в его поэзии нет равнодушия к жизни, нет полной безнадёжности.

Анализ стихотворения «Белеет парус одинокий…»

Знаменитое стихотворение «Парус» написано в 1832 году в Петербурге. 17-летний Лермонтов создал его во время одной из прогулок по берегу Финского залива. В первоначальном варианте первая строка звучала: «Белеет парус отдаленный». Окончательный вариант этой строки был заимствован из поэмы «Андрей, князь Переяславский» А. А. Бестужева-Марлинского.

В стихотворении нашли отражение личные переживания юноши. Незадолго до этого он покинул Московский университет, оставив мечту стать филологом. По настоянию любимой бабушки Лермонтов переехал в Петербург, намереваясь поступить в юнкерскую школу. Перед поступлением молодой человек много размышлял о своем прошлом и возможной будущей судьбе – эти мысли и чувства легли в основу произведения.

Стихотворение молодого поэта отличает не только яркая образность, мелодичность и поэтическая красота, но и отраженная в нем глубина переживаний и чувств, удивительная зрелость мысли.

Композиционно стихотворение состоит из трех строф. Композиция четко разделяет парус и лирического героя: в каждой строфе две первые строки рисуют меняющийся морской пейзаж, а две последующие строки отображают внутреннее состояние и чувства наблюдающего за парусом лирического героя. Лермонтов использует многоточие для разделения описания природы и строк, посвященных психологическому состоянию героя.

Образы стихотворения аллегоричны. Для обозначения жизни поэт использовал традиционный образ моря , символизирующий жизненные перипетии, а парус – символ самого человека, его души. Конфликт «парус – море» переходит в конфликт «человек – жизнь». Человек, брошенный в житейское море, бесконечно одинок среди таких же барахтающихся в нем людей.

В первой строфе образы паруса и лирического героя объединены словом «одиночество». Одиночество героя вызвано разочарованием в жизни, горечью каких-то утрат; он задается мучительным вопросом: как достичь внутренней гармонии.

Во второй строфе герой ищет спасение от одиночества в борьбе со стихией, но, «увы», встреча с бурей не приносит счастья – счастье невозможно найти извне, оно заключено внутри человека.

В третьей строфе наперекор умиротворенной, гармоничной картине мира герой стремится обрести душевный покой в обновлении жизни, в очистительной буре.

Наряду с мотивом одиночества , Лермонтов поднимает в «Парусе» неизменно интересующую его тему – проблему цели и смысла человеческого бытия .

«Парус», являясь лирической новеллой по жанру , относится к пейзажно-символическим стихотворениям и имеет глубокий философский смысл. Пейзаж в произведении отображает внутренний мир поэта.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом с использованием перекрестной рифмовки (первая и третья строки каждой строфы оканчиваются женской рифмой, для второй и четвертой строк применена мужская рифма).

Для усиления художественной экспрессии Лермонтов применяет в «Парусе» повторы, в том числе анафору (что ищет, что кинул ), синтаксический параллелизм, инверсию (парус одинокой, стране далекой, в тумане моря голубом ). Поэт широко использует олицетворения (ветер свищет, играют волны ), метафоры (струя светлей лазури ), эпитеты (луч солнца золотой ). Насыщенность глаголами придает стихотворению динамизм. Для передачи контраста, на котором построена композиция стихотворения, Лермонтов прибегает к антитезе (стране далекой – краю родном, кинул – ищет ).

В истории русской литературы личность Лермонтова всегда считалась неразгаданной тайной, постичь которую весьма непросто, практически невозможно. Ведь чтобы подняться на вершину блистательного и даже немного демонического таланта художника, нужно самому быть хоть немного близким ему по духу. Кроме того, ореол таинственности вокруг Лермонтова возник не только благодаря его яркому таланту, но и образу жизни — поэт выбрал, или точнее сказать, был вынужден выбрать одиночество, потому что не разделял пустых интересов светского общества и бесконечную череду праздных развлечении. Его больше волновали вопросы смысла человеческого существования, исторического и духовного прогресса общества. Но большинство соотечественников не разделяло исканий поэта, и ему приходилось в одиночку бороться с враждебностью мира.

Многие исследователи творчества Лермонтова отмечали преобладание трагических, порой даже скептических нот в его поэзии, когда лира поэта пела о личном счастье или о судьбе человечества. Мемуаристы и литературоведы объясняли этот факт тяжелой, несчастливой судьбой поэта, его трагическим одиночеством в жизни. Действительно, Михаил Лермонтов с самого детства был одинок, сложные отношения его родителей, а затем их скорая смерть лишили мальчика радостей семейной жизни. В любви и дружбе у молодого Лермонтова было больше разочарований, чем счастливых минут, а служба не приносила никакого удовлетворения.

Не находя успокоения в окружающих людях и вещах, Лермонтов углубляется в себя. Но даже наедине с собой поэт не обретает гармонии. Поэтому в его творчестве появляется еще один характерный мотив. Это тема внутренних противоречий личности писателя. С одной стороны, любовь художника к свободе, бесстрашие, жажда великих событии и изменений, с другой — его подверженность жизненным разочарованиям, скептицизм, безнадежность.

Такие разноплановые факты о жизни и творчестве поэта позволяют говорить о том, что одиночество Лермонтова неоднозначно. Иногда это беспомощное, вынужденное одиночество, когда человек чувствует и видит, что его усилия, творческие и душевные, никто в мире не хочет замечать, скорее, наоборот, они мешают общему безумию, житейской суматохе, где никто не хочет задумываться над вопросами времени и смысла человеческого существования. Именно к такому вынужденному одиночеству относится образ «гонимого странника» в поэзии Лермонтова, когда, не находя приюта на родной земле среди своих соотечественников, поэт обретает его только в своих собственных мыслях, мечтах, в природе, на другой земле:

Как страшно жизни сей оковы

Нам в одиночестве влачить.

Делитъ веселье — все готовы —

Никто не хочет грусть делить.

(«Одиночество»)

Следует заметить, что и Пушкину, творчество которого многие считают жизнерадостным, в 30-е годы также было близко настроение неприятия современной жизни, ее нравов. Как показывает

история литературы, талантливым поэтам и писателям часто приходится расплачиваться ценой своего личного счастья за слово правды, за непокой и любовь к жизни.

Но можно также встретить и другой мотив одиночества в творчестве Лермонтова — это тема гордого, созидательного одиночества. В него художник погружается не от усталости или недооцененности современниками, а от жажды познания, стремления к новым открытиям. Только забыв о людских страстях и наслаждениях, оставаясь наедине с Богом и Космосом, человек открыт для новых чувств и знаний, которые Природа ему может поведать. Лермонтов писал об этом одиночестве так:

Один среди людского шума,

Возрос под сенью чуждой я,

И гордо творческая дума

На сердце зрела у меня.

Практически во всей поэзии Лермонтова лирический герой отождествляется с самим автором, но все-таки однозначного знака равенства поставить нельзя. Во многом Лермонтов выражал общее настроение своих соотечественников, но чаще всего — чувства передовых людей своего времени. Как правило, людей, серьезно и искренне задумывающихся о судьбе своей страны и народа, всегда оказывается немного, поэтому они, как искры, ярко вспыхивают и гаснут, без сожаления отдав свое тепло и огонь. Причем важно отметить, что в стихах Лермонтова отсутствует равнодушная ирония о своем времени и людях. Тяжелое и однообразное «теченье лет» он считал общей бедой, поэтому его стихи — это искреннее обращение человека к своим современникам.

Поверь, ничтожество есть благо в здешнемсвете.

К чему глубокие познанъя, жажда славы,

Талант и пылкая любовь свободы,

Когда мы их употребить не можем?

Вопросительная интонация автора вовлекает читателя в живой диалог о человеческих ценностях. Но чаще всего ответа он не получает — и тогда остается наедине со своей грустью и болью. Творчество Лермонтова, как человека, чуждого общественной жизни, невозможно воспринимать как отрицание бурных человеческих страстей. Напротив, Лермонтов — человек и поэт — жаждал ярких чувств и событий, но в обществе, где души людей «холоднее волн», нет места бескорыстной любви и истинному прогрессу.

Конечно, у каждого мотива, темы в творчестве поэта есть глубокая основа, целый пласт пережитых по этому поводу мыслей и чувств и, безусловно, объективные причины, связанные с современными проблемами общества. Но все-таки каждый художник интересен читателю своим индивидуальным мировосприятием, личным отношением к смыслу жизни, людям, к идеалу. В своем времени в личных поисках счастья, красоты и идеала Лермонтов был одинок. И для читателей разных поколений он запомнится именно этим трогательным и одновременно трагичным образом.

ВВЕДЕНИЕ

Какой бы стороны творчества М.Ю.Лермонтова мы не коснулись, стихи это или проза, лирические или эпические произведения - везде прослеживается тема одиночества. Она проходит непрерывным мотивом через всю его поэзию. Ни у кого из русских поэтов эта тема не вырастала в такой всеобъемлющий образ, как у Лермонтова. Он является создателем трагической концепции человека, обреченного жить в вечном и неустранимом конфликте с обществом, эпохой, мирозданием и, что самое страшное, в разладе с самим собой.

Что касается главного направления творческих поисков писателя, то оно, как раз -таки, заключается в преодолении отчуждения между личностью и окружающим ее внешним миром. Именно в лирике наиболее полно отразились идейные и художественные искания писателя, его основные творческие интересы, факты личной биографии и «биографии» его поколения.
Как уже было сказано, тема одиночества пронизывает все творчество писателя. Для Лермонтова она была актуальна на протяжении всей жизни, актуальна она и сейчас. В одних произведениях о ней не говорится открыто, в других,- напротив, он доносит до нас именно то, что хочет. Но как бы Лермонтов не пытался выразить свое одиночество: замаскировать его или кричать о нем, оно остается главенствующим, значимым для поэта.
Смысл движения Лермонтова, как писателя, состоит в постоянном возвращении к излюбленным образам, темам и мотивам (особенно к теме одиночества), которые на каждом новом этапе варьировались, обогащались и усложнялись, отражая стремительное развитие личности самого писателя и рост его художественного мастерства.

Объектом исследования в данной работе является М.Ю. Лермонтов и его поэзия.

Предмет исследования: мотив одиночества в ранней лирике поэта и лирике позднего периода.
Цель данной работы: рассмотреть этапы лирики Лермонтова и попытаться понять, как отражена в них тема одиночества, и почему поэт, за всю свою жизнь, так и не находит себе пристанища ни в светском обществе, ни в любви и дружбе, ни в Отечестве.
Задачи:
1)Показать, как отражена тема одиночества на раннем (юношеском) этапе творчества Лермонтова.

2) Показать, какие черты приобретает тема одиночества в зрелой лирике
3)Изучить лирику Лермонтова и найти стихотворения, наиболее удачно выражающие тему одиночества, проанализировать их.
4)Проследить эволюцию развития мотива одиночества в раннем и зрелом периодах творчества М. Ю.Лермонтова; выявить, в какой период творчества эта тема раскрывается наиболее полно; что нового внес Лермонтов в трактовку темы одиночества.

В работе были использованы в основном типологические, сравнительно-исторические и структурно-семантические методы исследования художественных произведений.

Глава 1. Основные понятия.

1.1.Понятие о мотиве в литературоведении.

«Мотив», каждый встречал этот термин в своей жизни, многие знают его значение благодаря обучению в музыкальных школах, но также этот термин широко используется в литературоведении. Мотив различается в своем определении, но какое же значение он имеет в литературных произведениях. Для людей, имеющих отношение к изучению и анализу литературных произведений необходимо знать значение мотива.

Мотив (фр. motif, нем. motiv от лат. moveo - двигаю) - термин, перешедший в литературоведение из музыковедения. Это «наименьшая самостоятельная единица формы музыкальной Развитие осуществляется посредством многообразных повторений мотива, а также его преобразований, введении контрастных мотивов Мотивная структура воплощает логическую связь в структуре произведения».

1. Впервые термин зафиксирован в «Музыкальном словаре» С. де Броссара (1703). Аналогии с музыкой, где данный термин - ключевой при анализе композиции произведения, помогают уяснить свойства мотива в литературном произведении: его вычленяемость из целого и повторяемость в многообразии вариаций.

Мотив стал термином для ряда научных дисциплин (психология, языковедение и др.), в частности литературоведения, где имеет достаточно широкий диапазон смыслов: существует целый ряд теорий мотива, между собой далеко не всегда согласующихся.

2. Мотив как явление художественной словесности тесно соприкасается и пересекается с повторами и их подобиями, но им далеко не тождественен.

В литературоведении понятие «мотив» использовалось для характеристики составных частей сюжета еще И.В. Гёте и Ф. Шиллером. В статье «Об эпической и драматической поэзии» (1797) выделены мотивы пяти видов: «устремляющиеся вперед, которые ускоряют действие»; «отступающие, такие, которые отдаляют действие от его цели»; «замедляющие, которые задерживают ход действия»; «обращенные к прошлому»; «обращенные к будущему, предвосхищающие то, что произойдет в последующие эпохи».

3.Исходное, ведущее, главное значение данного литературоведческого термина поддается определению с трудом. Мотив - это компонент произведений, обладающий повышенной значимостью (семантической насыщенностью). А.А. Блок писал: «Всякое стихотворение - покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся как звезды. Из-за них существует произведение».

4. То же самое правомерно сказать о некоторых словах и обозначенных ими предметах в романах, новеллах, драмах. Они и являются мотивами.

Мотивы активно причастны теме и концепции (идее) произведения, но их не исчерпывают. Являя собой, по словам Б.Н. Путилова, «устойчивые единицы», они «характеризуются повышенной, можно сказать, исключительной степенью семиотичности. Каждый мотив обладает устойчивым набором значений».

5. Мотив так или иначе локализован в произведении, но при этом присутствует в формах самых разных. Он может являть собой отдельное слово или словосочетание, повторяемое и варьируемое, или представать как нечто обозначаемое посредством различных лексических единиц, или выступать в виде заглавия либо эпиграфа, или оставаться лишь угадываемым, ушедшим в подтекст. Прибегнув к иносказанию, скажем, что сферу мотивов составляют звенья произведения, отмеченные внутренним, невидимым курсивом, который подобает ощутить и распознать чуткому читателю и литературоведу-аналитику. Важнейшая черта мотива - его способность оказываться полуреализованным в тексте, явленным в нем неполно и порой оставаться загадочным.

Понятие мотива как простейшей повествовательной единицы было впервые теоретически обосновано в «Поэтике сюжетов» А.Н. Веселовского. Его интересовала по преимуществу повторяемость мотивов в повествовательных жанрах разных народов. Мотив выступал как основа «предания», «поэтического языка», унаследованного из прошлого: «Под мотивом я разумею простейшую повествовательную единицу, образно ответившую на разные запросы первобытного ума или бытового наблюдения. При сходстве или единстве бытовых и психологических условий на первых стадиях человеческого развития такие мотивы могли создаваться самостоятельно и вместе с тем представлять сходные черты»[ Веселовский 1992:84 ].

6. Веселовский считал мотивы простейшими формулами, которые могли зарождаться у разных племен независимо друг от друга. «Признак мотива - его образный одночленный схематизм…» [Веселовский1992: 301].

Например, затмение («солнце кто-то похищает»), борьба братьев за наследство, бой за невесту. Ученый пытался выяснить, какие мотивы могли зародиться в сознании первобытных людей на основе отражения условий их жизни. Он изучал доисторический быт разных племен, их жизнь по поэтическим памятникам. Знакомство с зачаточными формулами привело его к мысли, что сами мотивы не являются актом творчества, их нельзя заимствовать, заимствованные же мотивы трудно отличить от самозарождающихся.

Творчество, по Веселовскому, проявлялось прежде всего в «комбинации мотивов», дающей тот или иной индивидуальный сюжет. Для анализа мотива ученый использовал формулу: a + b. Например, «злая старуха не любит красавицу - и задает ей опасную для жизни задачу. Каждая часть формулы способна видоизмениться, особенно подлежит приращению b» [Веселовский 1992:301]. Так, преследование старухи выражается в задачах, которые она задает красавице. Задач этих может быть две, три и больше. Поэтому формула a + b может усложняться: a + b + b1 + b2. В дальнейшем комбинации мотивов преобразовались в многочисленные композиции и стали основой таких повествовательных жанров, как повесть, роман, поэма.

Сам же мотив, по мнению Веселовского, остался устойчивым и неразложимым; различные комбинации мотивов составляют сюжет. В отличие от мотива, сюжет мог заимствоваться, переходить от народа к народу, становиться бродячим. В сюжете каждый мотив играет определенную роль: может быть основным, второстепенным, эпизодическим. Часто разработка одного и того же мотива в разных сюжетах повторяется. Многие традиционные мотивы могут быть развернуты в целые сюжеты, а традиционные сюжеты, напротив, «свернуты» в один мотив. Веселовский отмечал склонность великих поэтов с помощью «гениального поэтического инстинкта» использовать сюжеты и мотивы, уже подвергшиеся однажды поэтической обработке. «Они где-то в глухой темной области нашего сознания, как многое испытанное и пережитое, видимо, забытое и вдруг поражающее нас, как непонятное откровение, как новизна и вместе старина, в которой мы не даем себе отчета, потому что часто не в состоянии определить сущности того психического акта, который негаданно обновил в нас старые воспоминания» [Веселовский 1992:70].

Мотивы могут выступать либо как аспект отдельных произведений и их циклов, в качестве звена их построения, либо как достояние всего творчества писателя и даже целых жанров, направлений, литературных эпох, всемирной литературы как таковой. В этой надындивидуальной стороне они составляют один из важнейших предметов исторической поэтики.

На протяжении последних десятилетий мотивы стали активно соотноситься с индивидуальным творческим опытом, рассматриваться в качестве достояния отдельных писателей и произведений. Об этом, в частности, свидетельствует опыт изучения поэзии М.Ю. Лермонтова.

В понимании Веселовского, творческая деятельность фантазии писателя не произвольная игра «живыми картинами» действительной или вымышленной жизни. Писатель мыслит мотивами, а каждый мотив обладает устойчивым набором значений, отчасти заложенных в нем генетически, отчасти явившихся в процессе долгой исторической жизни.

Но какие бы смысловые тона ни придавались в литературоведении слову «мотив», остаются самоочевидными неоценимая значимость и подлинная актуальность этого термина, который фиксирует прежде всего реально существующую грань литературных произведений .

1.2.Одиночество: понятие и сущность.

Каждый человек на себе ощущал действие одиночества, но редко кто задумывался над тем, что заставляет его так переживать и беспокоиться при этом.
Так что же такое одиночество, и какова его природа?
Анализ имеющихся источников показал, что единого ответа на этот вопрос не существует. Очевидно, что само слово «одиночество» подразумевает «остаться наедине с самим собой». Наедине – это не значит, что буквально, одному.
Чувство одиночества нередко приходит и к тем, кто постоянно находится в обществе в окружении других.
«Одиночество рассматривается в литературе с разных аспектов, среди которых можно выделить:
1. религиозный аспект;
2. философский аспект;
3. социально-психологический аспект;
4. психоаналитический аспект, и т.д.» .
Но необходимо отметить, что даже внутри каждого аспекта имеется множество направлений, которые по-своему рассматривают данную проблему.
Наибольший интерес для обсуждения представляют социально-психологический и психоаналитический аспекты, которые исходят из состояния психики конкретного человека и его отношения с обществом.
Сторонники социально-психологического подхода возлагают ответственность за возникновение одиночества на общество.
«Они выделяют несколько факторов, способствующих усилению одиночества в современном обществе:
1. ослабление связей в первичной группе;
2. увеличение семейной и социальной мобильности;
3. Другие аналогичные факторы» .
Одной из главных причин одиночества, по их мнению, является ориентация на других.
Люди с такой ориентацией хотят нравиться, постоянно приспосабливаются к обстоятельствам, а также обособлены от своего истинного «Я», своих чувств и своих ожиданий.
Это приводит к тому, что такая личность может приобрести «синдром обеспокоенности» и зависимость от других людей. Эта личность будет постоянно испытывать потребность проявления внимания к себе со стороны других, причем эта потребность в современном обществе никогда не может быть удовлетворена и человек становится «одиноким в толпе».
Психоаналитический аспект ставит во главу проблемы исключительно личностные переживания индивида, его психологическое воспитание, уходящее корнями в детство.
Один из представителей психоанализа Зилбург различал одиночество и уединенность.
Уединенность -считал он - «нормальное» и «преходящее умонастроение», возникающее в результате отсутствия конкретного «кого-то».
Одиночество же - это непреодолимое, неприятное (оно как «червь» разъедает сердце), постоянное ощущение. Зилбург считает, что причинами одиночества являются такие черты личности как нарциссизм, мания величия и враждебность, а также стремление сохранить инфантильное чувство собственного всемогущества.
Такая нарциссистическая ориентация начинает формироваться в детском возрасте, когда ребенок вместе с ощущением радости быть любимым испытывает потрясение, вызванное тем, что он - маленькое, слабое существо, вынужденное ждать удовлетворения своих потребностей от других.
Об этиологии одиночества писал и Г. Салливан. Рассматривая потребность в человеческой близости, он считал, что она, «начинаясь в младенчестве (стремление ребенка к контакту), в подростковом возрасте приобретает форму потребности в приятеле, с которым можно обменяться своими сокровенными мыслями. Если подросток не может удовлетворить эту потребность, то у него может развиться глубокое одиночество» .
Фромм-Рейхман, выделяя причины одиночества, подчеркивает пагубное последствие преждевременного отлучения от материнской ласки. Существуют так называемые «промежуточные» представления об одиночестве, которые сочетают в себе несколько перечисленных выше аспектов данной проблемы.
Так, например, человеко-центрированный подход (К. Роджерс), который сочетает в себе психоаналитический и социально-психологические подходы. К. Роджерс считает, что одиночество вызвано текущими влияниями, которые испытывает личность. Согласно мнению Роджерса, одиночество - это проявление слабой приспособляемости личности, а причина его - феноменологическое несоответствие представлений индивида о собственном «Я».
Если разделить процесс возникновения одиночества на 3 этапа, то получиться следующая картина:
1. Первоначально общество влияет на человека, вынуждая его вести себя в соответствии с установленными нормами поведения в рамках определённой социальной роли. При этом истинное «Я» конкретного человека может не соответствовать той роли, которую ему выбрало общество.
2. Из-за несоответствия истинного «Я» и проявления этого «Я» в отношениях с другими людьми возникают противоречия, которые приводят к потере смысла существования.
3. Человек, чтобы решить эту проблему, устраняет барьеры на пути к собственному «Я», то есть, он сливается с обществом, но при этом у него возникает страх быть отвергнутым. Он считает, что его собственное «Я» может быть не принято окружающими, что заставляет его придерживаться социальной роли, быть как все, что в свою очередь, ведёт к опустошённости и к чувству одиночества.
Конечно, можно подумать, что в данном случае человек принимается обществом, и он не может быть одиноким, но на самом деле, общество принимает не самого человека, а его «маску», «социальную тень», а сам человек, его внутреннее «Я» погружается в одиночество. Точек зрения на проблему одиночества множество. Одни считают, что одиночество – это неотъемлемая часть человека. Другие считают, что одиночество – это зло и с ним надо бороться.
Несмотря на многообразие взглядов в данном направлении, можно сделать вывод о том, что одиночество понимается в двух основных смыслах:
1. Фактическое одиночество, то есть, отсутствие вокруг людей;
2. Психологическое одиночество (одиночество в толпе), то есть, внутреннее переживание индивида» .

Глава II.Мотив одиночества в русской литературе.

Практически для всех поэтов и писателей состояние одиночества является одним из основных переживаний в жизни, которое находит отражение в их творчестве и влияет на их поэзию. При этом переживание самого состояния одиночества служит палитрой для глубины и яркости отражения особенностей бытия. Так, русская поэзия начала XX века отразила и раскрыла суть мирового кризиса, связанная с потерей религиозности, катастрофой ценностей, отсутствием перспектив развития, к тому же заглубленной социальными антагонизмами.

Как часто говорит об одиночестве В. Брюсов! Интимные стихи Брюсова, очень личные,и вместе с тем выражают общий для его времени нравственный опыт, достаточно невеселый, даже горький.

Стихотворение 1903 года «Одиночество» воспроизводит беспощадность заключения:«на дне души - тюрьмы», ощущение отделенности от других людей и в страсти, наконец, то, что особенно невыносимо - быть «вечно в центре круга, где вечно замкнутый кругозор ».

Тема одиночества личности - одна из ключевых в лирике Блока. Здесь поэт выступает в первую очередь наследником традиции Лермонтова, который написал гениальное стихотворение: «Выхожу один я на дорогу». Лирический герой Александра Блока - поэт, творческая личность - как правило, изображается или отшельником, или созерцателем чужой жизни. В нем представлены ведущие символистские мотивы: раздвоенности (контраста), тайны, вечности, одиночества.

Великолепие формы стиха и приземленность, пошлость описываемой в нем действительности создают мотив раздвоенности уже в первых четырех строфах. Из-за негативного отношения (скепсис, иронию, сарказм) лирического героя к низкой действительности выражена его внутренняя непричастность к ней, значит, налицо мотив одиночества. И в итоге лирический герой пришел к выводу, что истина - в одиночестве, но не пустом и бесполезном, а в дарующем многообразие бытия, выраженное через символ вина.

Футуризм без Маяковского представить невозможно. Он был самым известным и талантливым поэтом-футуристом (не будь Маяковского, футуризм не получил бы такой популярности). Едва ли не основной темой раннего Маяковского становится тема трагического одиночества поэта: «Я одинок, как последний глаз идущего к слепым». Причина этого в том, что вокруг - нет людей. Есть толпа, масса, сита, что жует, смотрящий «устрицей из раковины вещей».

Таким образом, многие русские поэты раскрывают трагедию одинокой души, брошенной в холодный, враждебный, жестокий мир. Они доказали, что одиночество - это не отрешенность от жизни, это упрек и вызов окружающей действительности. Стихи наполнены мыслями о смысле жизни.

Глава III. Мотив одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова.

Я думал: "Жалкий человек.

Чего он хочет!.. небо ясно,
Под небом места много всем,
Но беспрестанно и напрасно
Один враждует он - зачем?"
«Валерик»
Одной из главных тем лирики Лермонтова стала тема одиночества. Одиночество приобретает самые разные черты: это и заточение, и любовное одиночество, проявляющееся во многих любовных стихотворениях, и одиночество человека в мире:
Как страшно жизни сей оковы
Нам в одиночестве влачить.
Делить веселье - все готовы:
Никто не хочет грусть делить.
«Одиночество»
Слова с корнем «один» встречаются чаще других в создании им поэтических образов: «белеет парус одинокой», «вверху горит одна звезда», «выхожу один я на дорогу» и т.д. Уже в ранних стихотворениях Лермонтова звучит этот мотив его творчества: ощущение своего избранничества, обрекающее поэта на непонятность окружающих и одиночество. В самом начале творчества Лермонтова эта тема раскрывается им в традициях романтизма.
Тема одиночества возникает у Лермонтова в традиционно-элегическом облике унылого героя, как чисто внешняя отчужденность, удаленность лирического героя от мира людей или как вынужденное изгнанничество, как вечное скитальчество и сиротство. В самых ранних стихах одиночество нередко носит весьма абстрактный характер: зачастую оно только называется. Но за абстрактной условностью стояли напряженные поиски своего места в мире и своего героя, отвечающего грандиозным устремлениям личности и высокой поэтике романтизма.

3.1Ранняя лирика.
Ранние стихотворения Лермонтова – это своего рода лирический дневник, в котором лирические размышления были составной частью становления личности. Главным мотивом творчества были внутренняя жизнь поэта, его мысли и мечты. Он созидал свою судьбу, а в стихах выразил то, чем питалась его душа, видя в них единственных и неизбежных спутников своей юности, способных запечатлеть невыразимое, не вмещавшееся в узкие рамки привычного прозаического слова. Раздумья автора отмечены редкой по его возрасту (14-20 лет) зрелостью. Исходным становится переживание печального одиночества: «Брожу один как отчужденный!» . Мрачные чувства – результат биографических факторов, таких как отсутствие родительского тепла (мать умерла, когда мальчику было всего 2 года; с отцом сложились непростые отношения); позже, неразделенное увлечение одной, бесславно окончившаяся любовь к другой. Не прошла и без последствий отстраненность от сокурсников Московского университета. Но во всем этом мы видим лишь внешние причины горестного настроя. Внутренне же, душа пылкая многое воспринимает с мучительным недоумением: причину надлома – «средь веселья дух страждет и грустит», невосполнимую потерю – «дух погас и состарился», одновременно совсем иную склонность – «Я к одиночеству привык». Проникновением в тайны столь сложного мироощущения и стала ранняя поэзия Лермонтова.
Юный Лермонтов владел «сильно действующим словом» . Он обращал свой взор прежде всего на отрицательные явления, как бы накапливая доказательства порочности того мира, о котором писал. Всюду авторское неприятие действительности рождает цепь острых, сгущенных определений: «злобы яд», «полны ядом… объятия», «умы и хладные, и твердые, как камень» .
«В ранней лирике личность романтика противопоставлена целому миру. Конфликт с миром означал не только противостояние обществу, но и мятеж против неба, Бога и мироздания. Романтическая антитеза человек-мир побуждала лирического героя Лермонтова остро ощущать собственное избранничество» . Лирическое «я» - могущественная личность, способная единолично разрешить коренные вопросы общественного и нравственного устройства мира, который кажется ей абсолютно несовершенным, лишенным гармонии, а нередко и смысла. Герой ранней лирики был избранником неба, убежденным в том, что его ожидает прекрасная и трагическая судьба. И хотя в стихотворениях Лермонтова не говорилось о конкретном содержании жизненного пути героя, смысл его был вполне ясен: это не жизнь среди толпы посредственностей, а высокая миссия – личная и поэтическая:
Настанет день – и миром осужденный,
Чужой в родном краю,
На месте казни – гордый, хоть презренный –
Я кончу жизнь мою…
Лирический герой словно перебирает варианты своей судьбы, не останавливаясь ни на одном. В каждом из них – конфликт с миром, противоречие между его ролью освободителя и отчуждением от людей:
За дело общее, быть может, я паду
Иль жизнь в изгнании бесплодно проведу;
Быть может, клеветой лукавой пораженный,
Пред миром и тобой врагами униженный,
Я не снесу стыдом сплетаемый венец
И сам себе сыщу безвременный конец…
«Из Андрея Шенье», .

3.2.Одиночество лирического героя.
Лирический герой Лермонтова - это «передовой человек своего времени, беспокойный и мятежный романтик» . Это - человек, окруженный враждебной ему действительностью, отгородившийся от нее в своем одиночестве, затаивший на нее злую обиду, страдающий и трагический, полный могучей страсти и воли, умеющий мыслить беспощадно критически и в какой-то момент готовый во имя общего блага к каким-то разрушительным, но неведомым для него подвигам. Это - человек глубоко интеллектуальный, способный к синтетическим философским обобщениям, наделенный пронзительным аналитическим сознанием, находящий противоречия и неблагополучие в том, что большинству его соотечественников казалось незыблемым и непререкаемым.
Главным средством лирической обрисовки характера романтического героя становится контраст; лирическое «Я» предстает в противоречии между героической натурой, жаждущей сверхчеловеческих целей, и реальным положением героя в мире, в обществе, которые не нуждаются в его подвигах. Мечты о гражданском деянии, о славе («За дело общее, быть может, я паду…»; «Я грудью шел вперед, я жертвовал собой…»; «И Байрона достигнуть я б хотел…»; «…в себе одном нашел спасенье целому народу…») оказываются неисполненными: никто не требует от героя ответственного поступка, и его самоотдача без настоятельной общественной потребности выглядит ненужной и напрасной. «Герой с его нравственным и духовным максимализмом – чужд всему, что привело к ощущению потерянности, трагическому скептицизму, к преобладанию эмоции обиды и холодного презрения. Но герой Лермонтова, сохраняя жизненную стойкость и бескомпромиссность, не смиряется под ударами судьбы» .
Во многих юношеских стихах все эти противоречия осознаны в отвлеченно-романтическом и метафизическом свете: таков, по мысли поэта, его удел, такова предопределенная свыше роковая доля, которой невозможно избегнуть, ибо она не зависит от подвластных герою обстоятельств. Это еще более увеличивает его страдания и одиночество.

3.3.Новаторство Лермонтова.
Лермонтов внес в трактовку темы одиночества что-то новое, и это новое, прежде всего, его абсолютный и глубоко личный характер, связанный с неприятием лермонтовским героем мира, коренных основ миропорядка. Герой Лермонтова постоянно и везде одинок: он одинок среди людей, которые преследуют его «жестокостью», «клеветой», «злобой», не способны понять его высоких стремлений и потому враждебны ему:
Души их певца не постигали,
Не могли души его любить,
Не могли понять его печали,
Не могли восторгов разделить
«К*» - «Мы случайно сведены судьбою» .
Ему нет места среди «хладной», «бесчувственной» «толпы», среди «надменного» и «бездушного» «света». Он одинок и в своей «отчизне», «где стонет человек от рабства и цепей» («Жалобы турка»), в «стране рабов, стране господ» («Прощай, немытая Россия»). И, наконец, он одинок в целом мире, который неизменно является ему «пустыней»: «пустыня мира» («Демон»), пустыня жизни («Благодарность»). Это всеобъемлющее одиночество обнаруживается и в таких глубоких и интимных человеческих отношениях, которые по природе своей в наибольшей степени предполагают возможность душевной связи между людьми: любовь, дружба, родство.

3.4.Природа в лирике.
Тема, связанная с морской стихией, в творчестве М. Ю. Лермонтова - это тема одиночества, изгнанничества, странничества. Юный Лермонтов отказывается от привычных жизненных ценностей: он не верит в счастье, не ценит покой и окружающую его гармонию. Смысл его «плавания» по бурному «морю» жизни романтический бунтарь, побуждаемый духом протеста и мятежа, видит не в достижении счастья, не в бегстве от него, а в самом движении. В коротком стихотворении «Парус» (1832) по существу представлена целая программа жизни романтика с мятежной душой, который покою предпочитает бурю, с презрением относится к любому «берегу», ограничивающему его свободу. Гармония в природе раздражает его, ведь она не соответствует его собственной жажде бури и мятежа. Одинокий романтик «просит бури» - только она способна примирить его с миром.
Лирический герой Лермонтова в своем одиночестве тянется к природе, умеет видеть ее красоту. В соединении с природой тема одиночества звучит с необыкновенной силой. Природа словно подчеркивает его:

Выхожу один я на дорогу,
Сквозь туман кремнистый путь блестит,
Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,
И звезда с звездою говорит.

Одинокая сосна мечтает о далекой пальме:

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна…

И снится ей все, что в пустыне далекой,

В том крае, где солнца восход,

Одна и грустна на утесе горючем

Прекрасная пальма растет.

Одиноким остается утес-великан из стихотворения “Утес”
... Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.

Одинок был и сам поэт и в жизни, и в своем творчестве. Еще в юности он словно предсказал свою судьбу и дал свой лирический портрет в стихотворении, которое, по сути, стало программным:
Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.

Подражая Байрону, юный поэт противопоставляет своего лирического героя серой, бездушной толпе. Но вот уже в 1830 году в стихотворении «Стансы» появляется неожиданная нота:
Я к одиночеству привык,
Я б не умел ужиться с другом;
Я б с ним препровожденный миг
Прочел потерянным досугом…
На светлый запад удалюсь,
Вид моря грусть мою рассеет.
Ни с кем в отчизне не прощусь –
Никто о мне не пожалеет!

Оказывается, одиночество лирического героя не навязано ему миром, но избрано им добровольно, как единственно возможное состояние души. Ни друг, ни отчизна не составляют необходимых элементов его существования. Бездомье героя - ему мученье, но и его единственный путь.
Отсюда начинается новая, именно лермонтовская трактовка темы одиночества - изгнания, странничества. Одиночество странника - особое, ибо оно избрано им добровольно. Непонимание окружающим миром становится не клеймом проклятия, но знаком высокого избранничества. В стихотворении «О, полно извинять разврат!», посвященном Пушкину, автор обращает к нему удивительный призыв:
Изгнаньем из страны родной
Хвались повсюду, как свободой…
Мир отвергает героя, изгоняет его, но герой также отвергает этот мир и уходит от него.

3.5.Зрелая лирика.

С 1835-1836 годов творческие принципы Лермонтова существенно меняются. Не отказываясь от романтического мировоззрения и метода целиком, он начинает смотреть на своего героя и на действительность с большей объективностью и трезвостью. Мотив одиночества, пронизывающий почти все творчество Лермонтова, в его зрелой лирике приобретает новые черты. Ощущение, отъединенное от людей, поэт воспринимает теперь не столько как объективно трагическое состояние человека, стремящегося разрушить противостояние с миром и сознающего невозможность этого. В стихах последних лет мотив одиночества лишается личностной или любовной окраски. В переводе стихотворения Г. Гейне «На севере диком стоит одиноко…» (1841) Лермонтов отступает от подлинника. В немецком языке слово «сосна» мужского рода, а «пальма» - женского. Таким образом, у Гейне речь идет о разлуке двух влюбленных, а у Лермонтова - об одиночестве в более широком, общечеловеческом плане.
Зрелая лирика Лермонтова является высочайшим взлетом и достижением его творчества и всей русской литературы. В зрелых стихотворениях Лермонтова продолжается развертывание и углубление центрального для его лирики образа положительного героя того времени. Лирический герой является трагической фигурой не только тогда, когда он выступает как носитель литературной миссии. Зрелая, как и юношеская, лирика Лермонтова остается трагической во всех ее проявлениях. Любовь к свободе, порывы страсти, беспокойства и негодования сочетаются в его новых стихах, как и прежде, с голосами разочарования, одиночества и горькой безнадежности.
Одной из причин того, что мотивы грусти и одиночества заняли большое место в поэзии Лермонтова, являлось его отношение к обществу. Лица людей казались ему масками, прикрывающими безумие и пустоту, а жизнь - маскарадом. Тема маски неразрывно связана с проблемой потерянного поколения, впервые в русской литературе глубоко осмысленная именно Лермонтовым. Он «стремится понять переживания простого человека, найти в народном сознании новые ценности и не может примириться с тем, что люди его поколения, усвоив «поздний ум» отцов, старятся в бездействии, живут без цели, покорно склоняются перед властью» . Нравственно опустошенные молодые современники не способны ни на труд, ни на подвиг, они равнодушны к наукам и искусству. Осуждая свое поколение, поэт прекрасно понимает, что он является его представителем. Не отделяя себя от своих современников, обвиняет и себя, поэтому он употребляет местоимения «мы», «нас», «наше»… Страшный трагический образ «обанкротившегося» поколения создал Лермонтов в стихотворении «Дума» (1838):
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее - иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
Важная особенность стихотворения в том, что размышления о современниках – это процесс осознания лирическим героем своего истинного положения в мире. Его мысль движется от печального раздумья к мрачному, трагическому обобщению, от высокой романтической ноты к скорбной и горькой иронии. Лирический герой осознает, что его личная судьба тождественна судьбе поколения. Поэт судит свое поколение, но одновременно и о самом себе говорит в тоне сурового самоосуждения и самоиронии. Лермонтову было свойственно трагическое мироощущение, он уверен, что человек не может быть счастливым в этом несовершенном мире.
Действительно, только оставаясь в принципиальном одиночестве,которым он мучился и к которому в то же время стремился, право, которое он оберегал и отстаивал у «ничтожного мира», он мог обнаружить уникальность своего «Я»; только такая позиция была достойна его, как и всякого истинного героя. Но одновременно он тяготился своим одиночеством, признаваясь, что оно «страшно» ему, и жаждал связи с другой, родственной душой. Мцыри мечтал:
Хотя на миг когда-нибудь
Мою пылающую грудь
Прижать с тоской к груди другой,
Хоть незнакомой, но родной
.
«Мцыри»
Эта откровенно выраженная тоска по родной душе постоянно присутствует в лирике Лермонтова, и тем трагичнее оказывается невозможность ее обрести, разделить с ней свою судьбу. Лермонтовский Демон также страдал от своей космической бесприютности, и в итоге - «позавидовал невольно неполной радости земной».
Стремление к этой «неполной», краткой, даже отвергаемой земной радости и убеждение в том, что истинный удел - в гордом, мятежном одиночестве, бросающем вызов творцу и миру, - трагически разрывало сознание Лермонтова и определяло пафос его творчества (особенно раннего), проникая во все его роды и жанры - драмы, поэмы, прозу.
Сохраняя устойчивость, полноту символического и психологического содержания, одиночество как жизненная позиция в зрелом творчестве Лермонтова обретает некоторые новые черты. Здесь оно уже не признак исключительности; во всяком случае, не это акцентирует поэт. Одиночество уже ничего не обещает его герою, оно может быть скучным, тщетным, но при этом всегда подлинным выражением трагизма, остроту которого в поздней лирике Лермонтова в большей степени связывает с одиночеством среди людей, чем с одиночеством вселенского масштаба («Пророк», «Смерть поэта», «Воздушный корабль»).
Такое одиночество не снимает высокого личного трагизма, но предстает как естественный неизбежный общий итог бытия. Оттого так свободно переходит Лермонтов от «Я» к «мы» в своей беспощадной характеристике исторически одинокого поколения («Дума»). «В зрелом Лермонтове крепнет стремление вырваться из круга трагического одиночества, пойти навстречу людям» . И в поисках выхода из него его уже не смущает проза обыденной жизни, соизмеримость с ней и с жизнью других людей, «простого человека». Однако тяготение к народной жизни, общим ценностям не устраняет одиночества «лермонтовского человека»; отказ от прежних романтических иллюзий лишь усиливает и углубляет испытанный реальностью трагический характер его одиночества; для пророка сохранение связи с мировым «целым» возможно лишь ценой вынужденного разрыва с людьми («Пророк»). Основным источником лермонтовского одиночества является противостояние героя и мира; дистанция, разделяющая их, до конца остается непреодоленной.
В стихотворении «И скучно и грустно» (1840) очень ярко проявляется скептицизм Лермонтова, пожалуй, больше он не был выражен так сильно. Все традиционные жизненные ценности – дружба, любовь, желания, радости и страдания, чувства и страсти – не только подвергнуты сомнению, но и отвергнуты побежденным, холодным, рассудочным анализом. Но это печальная победа, ведь лирический герой страдает от того, что
И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды…

и что «вечно любить невозможно». Ему горько от мысли, что ни в отношениях между людьми, ни в самом себе он не может найти ничего, что примирило бы его с жизнью. К жизни, объявленной «пустой и глупой шуткой», лирический герой подходит как максималист, не желающий довольствоваться малым. Его не устраивает видимость дружбы, не выдерживающей испытания невзгодами, несбыточные желания, любовь «на время», «ничтожные» радости и муки.
«За скептическим монологом одинокого «лермонтовского человека» скрывается не внутренняя пустота, а горькое убеждение в трагизме своего существования, в невозможности достигнуть гармонии между человеком и равнодушным к нему миром» . Стихотворение, несмотря на его «персональность», полную открытость лирического «я», имеет огромный обобщающий смысл: ведь в нем выражен не только индивидуальный опыт Лермонтова – это итог раздумий всего лермонтовского поколения. В горьком личном опыте сконцентрирован опыт многих людей.
Чем больше всматривался поэт в окружающую его петербургскую жизнь, тем больше понимал он пустоту и фальшь светского общества. Одиноко было Лермонтову в толпе петербургских балов, маскарадов, раутов. Лирический герой стихотворения «Как часто, пестрою толпою окружен…» (1840) снова одинок, находясь в «пестрой толпе», где вместо живых людей мелькают «приличьем стянутые маски». Он внешне ничем не выделяется из этой толпы, но «наружно погружается в их блеск и суету», вспоминает о детстве, о деревне, о настоящей любви. Здесь мы видим тот «остаток чувства», который еще есть в современном человеке. Однако мысли мимолетны, их спугивает «шум толпы людской». В душе героя рождается протест, но, как истинный сын своего времени, он не способен, открыто высказывать окружающим свою злость и горечь.
В стихотворении «Благодарность» - «за все, чем я обманут в жизни был» , - обнажается двойственная природа лермонтовского одиночества. Враждебный человеку мир - с отъединенностью от «врагов» и «друзей» - и волевое, гордое, не примиренное «Я» поэта, не желающее пойти на какой-либо компромисс с этим миром, ни перед чем не останавливающееся в противостоянии ему, вплоть до противоборства как равных «Я» и бога. Лермонтовская «с небом гордая вражда»- та окончательная «точка», которая замыкает круг безысходности его одиночества.
Все рассмотренные нами стихотворения в полной мере выражают
одиночество лирического героя Лермонтова.

В ранней лирике М. Ю. Лермонтова мотив одиночества разрабатывается в романтическом ключе, в зрелом творчестве одиночество принимается как органичная часть бытия.

Поздняя лирика Лермонтова, на мой взгляд, лишена подражательности и «байронического» романтизма, свойственных ранним произведениям поэта.

В стихотворениях позднего периода отсутствует позиция избранности и превосходства. Это стихотворения глубокого философского содержания, смысл которого – в горьком примирении с окружающей действительностью.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Когда открываешь томик Лермонтова и погружаешься в мир его удивительной, пронизанной безысходной грустью поэзии, то почему-то никогда не можешь представить его улыбающимся или спокойным. В памяти всплывает лицо с мрачными всезнающими темными глазами, в которых застыли одиночество и тоска. Рассмотрев и проанализировав его стихи, становится ясно, почему поэт представляется нам таким, что происходит с поэтом,что отражается в его душе. Все нюансы, все оттенки одиночества находим мы в его поэзии. Лермонтовские стихи об одиночестве навевают светлую грусть, вызывают желание понять этого великого поэта, побольше узнать о нем и, конечно же, огромное восхищение этим неповторимым талантом. Мотив одиночества, используемый разными поколениями поэтов, наиболее ярко всё же проявляется в творчестве М.Ю. Лермонтова, далее он продолжал своё развитие в произведениях литературы ХX века, не забыт он и сейчас.

Рассматривая раннюю и позднюю лирику поэта, мы наблюдаем эволюцию мотива одиночества, эволюцию лирического героя. В ранней лирике личность романтика противопоставлена целому миру. Конфликт с миром означал не только противостояние обществу, но и мятеж против неба, Бога и мироздания. Романтическая антитеза человек-мир побуждала лирического героя Лермонтова остро ощущать собственное избранничество. Лирическое «я» - могущественная личность, способная единолично разрешить коренные вопросы общественного и нравственного устройства мира, который кажется ей абсолютно несовершенным, лишенным гармонии, а нередко и смысла. Герой ранней лирики был избранником неба, убежденным в том, что его ожидает прекрасная и трагическая судьба. Мотив одиночества в зрелой лирике поэта приобретает новые черты. Ощущение, отъединенное от людей, поэт воспринимает теперь не столько как объективно трагическое состояние человека, стремящегося разрушить противостояние с миром и сознающего невозможность этого. В стихах последних лет мотив одиночества лишается личностной или любовной окраски. Развитие мотива одиночества приводит героев Лермонтова к такому финалу: лермонтовский человек стремится к успокоению и гармонии с Космосом и в итоге принимает свое одиночество, растворяя его в звучащем макропросранстве.

Лермонтов внес в трактовку темы одиночества новое, прежде всего, его абсолютный и глубоко личный характер, связанный с неприятием лирическим героем мира, коренных основ миропорядка. Герой Лермонтова постоянно и везде одинок: он одинок среди людей, которые преследуют его «жестокостью», «клеветой», «злобой», не способны понять его высоких стремлений и потому враждебны ему.

Таким образом, своими лирическими произведениями Лермонтов утверждает мысль о том, что там, где господствует антигуманное, жестокое и фальшивое общество, обесцениваются независимая мысль, искреннее чувство, человечность. Здесь нет места прекрасному и высокому. Лирика Лермонтова полна скорби об одиночестве человека в мире.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Лермонтов,М.Ю. Сочинения в двух томах.Т.1 [ Текст ] / Сост. и комм. И.С.Чисовой.- М.: Правда, 1988.-720 с.
  2. Лермонтов, М.Ю. Стихотворения, поэзия. - М., 1957. - 145 с.
  3. Анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова / Под ред. Дроздовой Г.Н. М.: Литра, 1998.
  4. Анненский,И.Ф. Об эстетическом отношении Лермонтова к природе,Литературные памятники [Текст]. - М., «Наука» 1979. - 52 с.
  5. Андреевский, С.А. Очерк о Лермонтове// Литература в школе. - 1995 №7. - 17 с.
  6. Белинский,В.Г. Полное собрание сочинений [Текст]. -М., 1834- 1848
  7. Блок,А.А. Записные книжки. 1901-1920. С. 84.
  8. Бем,А. К уяснению историко-литературных понятий//Известия/ОРЯС АН. 1918. Т. 23. Кн. 1. С. 231.
  9. Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины: Уч. Пособие/под ред. Л.В. Чернец. - М.: Высшая школа; «Академия», 1999. - 556 с.
  10. Веселовский,А.Н. Историческая поэтика. М., 1989. С. 305.
  11. Гаспаров,Б.М. Литературные лейтмотивы: Очерки русской литературы ХХ века. М., 1994. С. 30-31.
  12. Гёте,И.В. Об искусстве. М., 1957. С. 351.
  13. История русской литературы в 4-х томах, [Текст]. - Л.: «Наука», 1980. - 254 с.
  14. Путилов, Б.Н. Веселовский и проблемы фольклорного мотива//Наследие Александра Веселовского: Исследования и материалы. СПб., 1992. С. 84, 382-383.
  15. Томашевский, Б. Поэтика: Краткий курс. М., 1996. С. 71.
  16. Хализев, В.Е. Теория литературы. М., 2007. - 405 с.
  17. Щемелева, Л.М. Мотивы поэзии Лермонтова /Л.М.Щемелева, В.И.Коровин, А.М.Песков, В.Н.Турбин //Лермонтовская энциклопедия. М., 1981. (С. 290-312.)
  18. Музыкальный энциклопедический словарь. М., 1990. С. 357.

19.Литературная энциклопедия в 11томах [Текст]. - М., 1929- 1939. - Т.7. - 378 с.

20.Лермонтовская энциклопедия [Текст]. - М., Большая энциклопедия 1999. - 53 с.
21. А. Данилец. Проблема одиночества.[ Электронный ресурс] http://www.proza.ru/2012/12/18/646 А.Данилец (дата обращения: 23.02.2015).


На протяжении всей жизни, Лермонтова преследовало непреодолимое чувство одиночества. Ранняя смерть матери, трагедии в личной жизни – всё это оставило неизгладимый след в душе поэта. Кроме того Лермонтов был поэтом-романтиком, а в романтизме мотив одиночества является одним из главных. Неудивительно, что тема одиночества в творчестве Лермонтова считается одной из основных. Её грустный мотив проходит почти через все его произведения.

В своём знаменитом стихотворении «Смерть поэта», явившееся своеобразным поминальным откликом на трагическую гибель непревзойдённого Пушкина. Лермонтов смело, без двусмысленных намёков высказывает своё мнение о светской «толпе», о её страстях и желаниях; по сути он обвиняет её в убийстве великого поэта:

А вы, надменные потомки

Известной подлостью прославленных отцов,

Пятою рабского поправшие обломки

Игрою счастия обиженных родов!

Вы, жадною толпой стоящие у трона,

Свободы, Гения и Славы палачи!

В этом и других и других своих стихотворениях Лермонтов как бы отделяет своего лирического героя от светского общества. Ему непонятна и скучна мишура света, его пустые «отточенные» разговоры, балы, обеды, сплетни; среди этой шумной, безмятежной толпы лирический герой Лермонтова не находит никого, кто бы смог понять его, он одинок и непонимаем в свете:

Но перед идолами света

Не гну колени я мои;

Как ты, не знаю в нём предмета

Ни сильной злобы, ни любви.

Для лирического героя Лермонтова нет счастья и в любви. Через все его произведения, посвященные этой вечной теме, неразрывно следует мотив одиночества. Лирическому герою поэта в любви сопутствует, по большей части, измена, обман, предательство и горькое разочарование:

Не ты, но судьба виновата была,

Что скоро ты мне изменила,

Она тебе прелести женщин дала,

Но женское сердце вложила.

Одиночество не оставляет поэта даже когда он влюблён и его чувство взаимно. В этом заключается его трагедия. Мотив одиночества присутствует и в изображении Лермонтовым окружающего его поколения: «печально я гляжу на наше поколенье!»; так говорит о нём лирический герой поэта. С горечью Лермонтов обнаруживает, что в основном поколение становится продолжателем традиций своих отцов, суть которых заключается в светских «вечеринках», карьеризме, лицемерии и выслуживании. Равнодушие и бездействие – вот то, чем живёт, окружающее поэта молодое поколение. Всё творчество Лермонтова наполнено болью за своё отечество, любовью ко всему, что его окружает и тоской по близкому по духу ему человеку.